|
Вообще я за то, чтобы ездить в отпуск на машинах. Собрали мы вещи, упаковали ребенка двух с половиной лет и чухнули в ночь на субботу в Кавминводы. Описывать трассу до Краснодара нет смысла, все описано до меня, а с Краснодара до Армавира, а дальше уже на Минводы. Вот мы и приехали. За время поездки случилась пара ЧП. С устатка ночью не заметил знак ограничения 60 и проскочил его на 127, отделался легким испугом и облегчил кошелек на тысячу рубликов, а дальше больше. Тормозят меня на посту, и нудный дядька с кислой миной, смотря мою страховку, спрашивает, а где мне ее сделали на полтора года при позволенном максимальном годе (респект автосалону «ЯПОНСКИЕ МАШИНЫ» В ПИТЕРЕ и классному менеджеру Максиму за такую подставу). Полтора часа разборок, куча денег на телефоне, 200 руб. гаишнику (чтобы отпустил машину) плюс новая страховка, итого примерно 2 000 т. р. (как я был зол). Ну, вот я и дома.
А так как дома нам не сидится, сначала решили съездить на Домбай (на Эльбрусе были в прошлом году). Решили и поехали. Все было хорошо, пока не приехали в Карачаевск. Центр города, стоят 6 машин ДПС и 8 сотрудников, ловко орудуя палочками, стригут денег со всех приезжающих (а дело было перед всероссийскими соревнованиями по альпинизму), машин море, да все не местные. Тормозят и нас, паркануться негде, проезжаю метров за 70 и жду своей очереди, пока ко мне подойдет молодой джигит продавать палочку. Жара, жена с ребенком вышли на улицу размяться. Подходит абрек и задает вопрос (видя семью и зная, что дорога идет только на гору), куда едем, что везем, оружие, наркотики и т.д., откройте багажник, что в сумках, а в глазах алчность так и светится. Ходит он, ходит, и тут... увидел на дверях отбойники, и капец, на отбойниках красный отражатель смотрит вперед и назад и даже не отражается, потому что китайский. И пошло-поехало: за использование световых приборов в передней части машины не по назначению штраф 2 500 + снятие номерных знаков; развели меня на две тысячи, и поехал я с богом смотреть Домбай. Перед въездом в парк стоит будка с какими-то людьми в форме то ли ДПС, то ли просто менты. Не важно, за проезд я отдал стоху, просили триста (за удовольствие проехать к подъемнику ближе), а дальше стоянка 150 (да пошли все, оставил посреди дороги). Ну что, впереди Домбай, а настроение на нуле, и альпийские цветущие луга не радуют, и снежные вершины душу не греют.
И тут подходит местный горец, уж больно ему понравилась машина, а увидев сдвижную автоматическую дверь и складные зеркала (о-о-о-о-о-О), мило с ним поговорили. Рассказал он историю (не добрая история, с фатальным исходом), почему дпсники злые, поднял настроение и показал, куда идти на подъемник. После подъемников на Эльбрусе эти показались совершенством. Скатались наверх, потом еще наверх (не впечатлило).
Не могу описать свои впечатления, но на Домбай я больше ни ногой. Вроде красиво, вроде есть что посмотреть, а рассказать... в голове совсем ничего не осталось.
О, я расскажу про Эльбрус, раз такое дело (хотя дело было в прошлом году, кайф от посещения остался), буду не краток, хотя нет, краток, словами все не описать, сюда надо приехать.
Начну с села Кызбурун, первый поселок при в езде в Баксанское ущелье, здесь построена одна из первых ГЭС 1936 года (генераторы работают с того времени). Дальше Заюково ― самое длинное село Кабарды, далее идет Жанхотеко (село как село, чем люди занимаются, не известно), а потом село Бедык, здесь можно посетить пещеру-грот Сосруко, глубина 50 м, диаметр 3,5 м (где находится, спросить у местных). Подъезжаем к селу, былым здесь добывали уголь, а теперь ....не добывают ), отсюда по тропе можно попасть в Чегемское ущелье и посмотреть водопады (об этом расскажу позже), в этом селе снимали эпизод «Двенадцати стульев». Теперь на пути встает город Тырныауз, город как город, только стоит на высоте 1300 метров над уровнем моря, и добывают здесь вольфрам и молибден. Так, теперь верхний Баксан. Здесь можно прокатить своего железного коня на автомобильном фуникулере, а самому пройти на верх 300 ступеней. Дальше особо примечательных поселков нет, кроме Нейтрино, здесь построена хрень, с которой изучают солнечную частицу нейтрино. Потом пос. Эльбрус, дорога раздваивается, и мы в той стороне не были, говорят, там тоже красиво (на следующий год поедем), а нам в сторону Терскола, перед ним развилка на гору Чегет, стоит заехать, но мы уже близко от конечной точки, и вот оно, поляна Азао. Как ни странно, на стоянке есть места, и мы спокойно паркуемся рядом с земляками. Дальше описывать не буду, смотрите фото.
Есть еще много фоток, но все не выложить. Всем на Эльбрус.
Дальше мы решили поехать в долину нарзанов (как оказалось, это турбаза, просьба не путать с поляной нарзанов Приэльбрусье) и на горячие источники. Решили, поехали.
Поехали и решили сделать маленький круг, заехать на озеро Тамбукан (граница с Кабардой), классное место, но совершенно никак не приспособлено для отдыха.
Славится своими лечебными грязями (сопоставимо с грязями Мертвого моря). Нравится нам там купаться... едем в сторону Эльбруса, а потом на малке поворачиваем в сторону Каменномосткого, следующая кичмалка, и на долину нарзанов.
Дорога в основном щебенка, средняя скорость около 40 км/ч.
Ну вот, страдание наших задниц увенчалось успехом, и нас встречает сторож, хорошая собака, но страшно большая.
Проживание на базе стоит около 200 р., сервиса нет совсем, из удобств домик с крысами и пара шконок без матраса. Описывать весь ужас развала я не буду(это можно увидеть в любом месте нашей страны) и фотки ставить тоже (ну, только одну, хотя с виду все пристойно), думаю одних ворот хватит, так как все остальное еще хуже.
Теперь самое главное, сам нарзанный источник, вода вкусная, но если набирать в бутылки, на утро выпадает железный осадок.
Места очень красивые, радует глаз девственность природы, но тут же и огорчает то, что у этой красоты нет хозяина.
Осмотрели, узнали и поехали в Кисловодск пить воду и гулять по парку. Стоп, из долины нарзанов можно проехать выше, там будут горячие источники, но мы туда не сунулись, дорога очень плохая. Итак, Кисловодск. Едим через Кичи-Балык и въезжаем снизу. Едем пряменько, пряменько и приезжаем в парк.
Вот такой вот вход.
Вообще, парк как парк, гуляешь, оздоровляешься, дышишь свежим воздухом. Смотришь на горы (а сигарет возле парка купить нету, и гаишники уроды).
День прошел плодотворно. Все устали и почти довольны. Все, домой, завтра будет новый день, завтра решим, куда ехать.
Все, уморили.
А теперь Чегемские водопады и ущелье. Тут все нарисовано, ехать через Баксан до Чегема, а потом свернуть на этом указателе и все время вдоль речки.
Вход в ущелье.
Очень приятные местные бабули, которые вяжут носочки, чулочки, такие добрые-добрые. Кабардинцы ― очень гостеприимный народ, в отличие от черкесов. Такое ощущение, что там делают все, чтобы туристы туда не ехали. Возможно, это субъективное мнение одного плохого и хорошего дня, как знать, но это мое мнение, и в Черкесию ехать я не советую. Смотреть там нечего.
Еще мы были в Пятигорске, но с погодой не повезло.
Машук был в тумане.
А в основном все хорошо, теплые источники у провала снимают усталость, и можно идтить дальше.
Парк нас ждет.
А к концу дня сил осталось только на отдых.
Интересный город.
Ну вот, до дома осталась считанные дни, и мы решили съездить на море (денег нет, а отдыха хочется). Взяли палатку, сублимированные каши ребенку, себе тушенку, упаковались, утрамбовалась и в ночь поехали. Три года ездим и три года плутаем, то в Лабинске, то в Горячем Ключе, спасибо местным таксерам, всегда покажут дорогу и даже могут проводить. И посоветовать дорогу (обратно по совету мы поехали через Краснодар и на Минводы). Значит, ехали мы в поселок Криница. Дорога очень простая, в Джубге поворачиваем в сторону Геленджика, проезжаем Орхипку с толпой народа (уже в семь утра) и едем до Пшады, там на развилки поворачиваем в сторону Беты, проезжаем 10 км, и мы в Кринице. Отсутствие народа, чистый галечный пляж, можно купаться в р. Пшада, много кемпингов, и частный сектор с достойными ценами ― все это удовлетворяет запросам при малом бюджете. Мы обычно останавливаемся в гордом фрегате (место с парковкой машины с палаткой, матрасами, пользование душем, палаткой, умывальниками с возможностью готовить еду на кухне стоит 400 рублей/сутки за всех. Есть возможность питаться в столовой, стоит трех разовое питание 300 р. Кому надо, отправлю телефон).
Кемпинг (с прошлого года мало что изменилось).
А это соседний поселок Бета в 9.00 утра, в 11.00 к морю можно подойти с трудом (для сравнения).
Ну ладно, на море мы приехали, искупались, а дальше? А дальше вот что. Поговорив с местным народом, решили ехать на водопады Куаго (заодно на этом маршруте можно посмотреть дольмены). Доезжаем до Пшады и у плаката о дольменах поворачиваем на щебенку, в сторону верхней Пшады. Доезжаем до колодца и поворачиваем направо.
А дальше можно проехать примерно 1,5 км (если у вас не джип, лучше дальше не соваться), и оставляем машину у яблочных садов (в конце сада перед бродом у развилки) дальше примерно 3 км идем пешком до поляны, кушаем в кафешке и идем еще примерно 2 км до водопадов.
Для тех, кому лень шевелить ногами от дольменов, идут шишарики, проезд туда и обратно 200 руб. с чела, но тогда вы завязаны во временные рамки, на все про все у вас около трех часов. В принципе маршрут не сложный, единственный совет для тех, кто едет на такие экскурсии, обязательно одевайте спортивную обувь, а на голову панаму (очень много на пути порванных шлепок, сланцев и прочей приспособленной обуви для ходьбы по ровному асфальту). На этом, думаю, и все. Были мелкие вылазки в Геленджик, на Пшадские водопады. Думаю, в этом районе можно многое посмотреть, но время на исходе, и нам пора сваливать к бабушке.
А потом в Питер на работу. Как жаль, что отпуск проходит так быстро, и из того, что задумал, смог посетить и сделать только процентов 60, а хотелось еще многое, например съездить в Абхазию. Съездить в доломитовые пещеры, на водопад Фишт, ну и т.д. Ладно, перенесем на следующий отпуск, и на этом свой отчет думаю закончить. Всем, кто прочтет, спасибо, строго не судите, это мое первое сочинение на тему «Как я провел лето».
Да, кстати, совет: в дороге спите днем, а ночью двигайтесь. Пробки почти по всей трассе Дон. Самое страшное место ― это Воронежская область, все остальное мелочь.
Во многих местах стоят ограничения 40 и «обгон запрещен». Порой про него забываешь, а продолжительность действия знака пишут не всегда. Очень внимательно смотрите за знаками, часто стоит «обгон запрещен» на прерывистой линии.
Всем удачи в автопутешествиях.