Грузия — первое знакомство. Май, дети, горы

Грузия — первое знакомство. Май, дети, горы

09.03.2018 | 18577 просмотров

Экипаж: я, автор этих строк, водитель и идеолог поездки; супруга, второй водитель и заведующий питанием; двое юных путешественников — замечательные мальчишки 10 и 7 лет от роду.

Даты поездки: 27 апреля 2017 г. - 10 мая 2017 г.

Маршрут: Москва — Ростов-на-Дону — Владикавказ — Степанцминда — Тбилиси — Боржоми. Возвращение в обратном порядке.

Предыстория

Почему Грузия? А, действительно, почему Грузия? Сами грузины называют свою Страну Сакартвело. В большинстве европейских языков — Джоджия. И только по-русски Грузия. Интересно было бы узнать, а откуда пошло это название?

Впрочем, я отвлекся. Почему мы выбрали целью этого путешествия Грузию? Идея этой поездки зрела давно. Я по своей природе раб желудка. Поэтому многочисленные отзывы типа «много, вкусно, не дорого» заронили первый интерес. Жена наслушалась про грузинские вина и дегустации и одобрила идею. Отчеты о пеших походах и восхождениях, безумной красоты фотографии гор затронули еще одну чувствительную струнку в душе. Практически единодушные отзывы про безопасность, гостеприимство и хорошее отношение грузин к русским упрочили ощущение «ехать надо». Визы не нужны. Тоже приятно. Только никак не получалось выбрать подходящее время. Летом вроде хочется совершить что-то более эпохальное, весной с отпуском непонятно….

И вдруг все сложилось. Дали отпуск на майские. Появились деньги на поездку. Да еще выяснилось, что один наш друг тоже едет на эти майские в Грузию. Правда, в компании 17 школьников. ;-) Но раз кто-то едет, значит, и нам надо! И вот в авральном режиме собираю из черновиков маршрут. Сгребаю в кучу походные вещи. Бронирую жилье на первую половину поездки. Все! Едем!

Дорога туда. 27-28 апреля

Будильник разбудил тело, но не разум. От вчерашнего предпоездочного возбуждения не осталось и следа. Побудка детей тоже прошла с трудом. После первого крика «Ура! В поездку!» они опять попадали на подушки. Пришлось поднимать и одевать полусонных. Завтрак и окончательная упаковка сумок прошли как в тумане.

На улице +5 С, свинцовые серые тучи. Под мелким противным дождем перетаскиваем вещи к машине. Внутренний голос ворчит: ну зачем в такую хмарь и грязь и холод куда-то тащиться? В отпуске надо спать в тепле и отдыхать, а не таскать тяжелые рюкзаки и сумки. Поняв, что никто его не слушает, обиженно затих. Наконец-то все в машине. Ключ на старт! Тронулись!

МКАД проскочили довольно удачно. Только в конце пришлось уходить на М2, а потом перебираться на Каширку по А107. По сторонам дороги все серо и уныло. Грязь на обочинах. Серая прошлогодняя трава. Ни намека на зелень ни в полях, ни в лесу. Совершенно не верится, что это самый конец апреля и что где-то может быть по-другому.

Потихоньку доехали до центра продаж и обслуживания Росавтодора на 51 км М4. Поскольку пунктов взимания дани на М4 ну очень много, решил в этот раз ехать с транспондером. Скидки на оплату опять же! Покупать за 1000 рублей девайс, который потом использоваться не будет, как-то не хотелось. Российская адаптация передового зарубежного опыта (платных дорог), как обычно, обретает специфические черты. Трансподер с М4 нельзя использовать ни на объезде Одинцово на новой Ленинградке. Ну и наоборот. Поэтому решил взять транспондер в аренду. 200 рублей в месяц. Экономия на скидках за проезд перекрывает аренду с лихвой.

Центр продаж совершенно не виден с трассы из-за припаркованных фур. Протиснуться между ними и найти нужный павильончик было непросто. Но вот, наконец, я стою у прилавка и объясняю улыбчивой девушке, что хочу взять транспондер в аренду.

По всей видимости таких наивных приезжает много, поэтому девушка сразу спустила меня с небес на землю. Да, в аренду взять транспондер можно, но надо оставить залог 1000 рублей. Ок, не вопрос. Но это еще не все. Обратно эти деньги можно получить только на банковский счет. Да, к нему может быть привязана карточка. Это не имеет значения. Номер карты никого не интересует. Надо написать заявление и в нем указать все банковские реквизиты полностью! БИК, ИНН банка, кор счет и собственно личный счет! Кто-нибудь вообще возит с собой постоянно такие сведения? Я — нет. И даже вариант «дозвонюсь до банка, узнаю реквизиты, заполню заявление и отдам в центр продаж на обратном пути» не прокатывает! Заполнять нужно только в момент получения! Обозлился, плюнул, купил транспондер, положил на него 1000 рублей. Забегая вперед, скажу, что 1000 рублей хватило на проезд туда и обратно с лихвой.

Однако бизнес по-русски на этом не закончился. Деньги на счет зачисляются в течение от 10 до 30 минут! Меня честно предупредили об этом. До первого пункта оплаты мы доехали за 10 минут. Плюс 5 минут в очереди. Денег на транспондере нет! Терять 15 минут золотого времени нет ни малейшего желания. Оплата наличными и поехали дальше. Тут-то мне стало понятно, почему на первом пункте оплаты скидка 50% а на последующих 20%. Мало кому удается ее получить.

Примерно на 70-м километре дождь кончился, и пошел сухой асфальт. Ехать стало веселее. В районе Богородицка первый раз проглянуло солнышко и появились полоски зеленой травы в полях и на обочинах. А перед Воронежем мы окунулись в настоящую весну! Голубое небо, белые облака, яркое солнце, тепло, на деревьях проклюнулись почки, и лес окутал «зеленый туман». Настроение быстро пошло вверх. Мы вырвались из серого межсезонья!

Ехать при солнце среди весенних полей по хорошей, мало загруженной дороге было так хорошо, что мы расслабились и перестали проверять навигатор. В результате встали в пробку в Лосево. Потеряли минут 15. Что же здесь творится в сезон!

Вообще, конечно, позор! Такая хорошая (не идеальная, но хорошая) четырехполосная трасса на протяжении полутора тысяч километров, а в середине кусок километров 50 полного безобразия. Эта недоделка напрочь убивает весь смысл этой трассы. Сколько денег зарывается в реконструкцию и без того хороших участков! А здесь и конь не валялся. И никаких намеков на улучшение. Здесь бы люди с радостью платили за хороший четырехполосный объезд.

Впрочем, сильно мы не расстроились. Потолкались в пробке и покатили дальше. А потом повторили ту же ошибку. Встряли в пробку под Новочеркасском, когда уходить в сторону уже было поздно. Ремонт моста у Грушевской, замена покрытия на Новочеркасском шоссе. Потеряли полтора часа. Приехали в Ростов-на-Дону уже затемно.

Немного поплутали в поисках гостиницы. Она недалеко от трассы, но скрыта во дворах жилых домов. В общем, гостиница вполне приятная. Свежий ремонт, простенько, но чистенько. Немного удивило, двери в каждый номер были стальные! От кого прячутся постояльцы в своих номерах? И еще интересный момент. Я, конечно, тот еще психолог, часто в людях ошибаюсь, но у меня сложилось впечатление, что администратор был удивлен нашим приездом, несмотря на предварительное бронирование.

А утром пришло ощущение отпуска. Солнце, буйная зелень, все цветет: плодовые деревья, кусты, тюльпаны на клумбах! Птицы радостно орут на все голоса! Настоящее южное ласкающее тепло! Запахи цветов и близкого моря! И все это спустя сутки после старта! Душа поет, мотор урчит. Продолжаем путь — теперь на восток.

В общем, дорога довольно свободна. Трафик небольшой. Но в Кропоткине опять попали в пробку. Потеряли 40 минут. Через 120 км от Ростова М4 уходит на юг, а трасса Кавказ становится трехполосной. Потом двухполосной. Потом опять трех. И так далее. Иногда попадаются четырехполосные участки. Периодически попадаются ремонты, но тут они пробок не создают.

Пообедали в Невинномысске. Порадовали цены. Полноценный обед (первое, второе, третье — все очень вкусно), обслуживание официантом — 850 рублей на четверых! Подкупили продукты и снова в путь.

Где-то в районе Нальчика увидели вдоль дороги прилавки с клубникой. Не смогли удержаться. Купили две пластиковые коробочки по 300 рублей. После той клубники, что мы покупали в Москве, эта показалась нам просто великолепной! Мы тогда не знали, что нас ждет дальше!

А еще в том районе мы расширили наши познания в географии. Оказывается, свернув налево, можно через 7 километров доехать до Кубы. А, свернув направо, через 2 километра попасть в Иран. ))

После Минвод справа в дымке начинают проступать снежные вершины главного Кавказского хребта. Красиво, но воспринимается как картинка, декорация. А едем мы все еще по равнине. Помимо вида на горы, на дороге появляются и блок посты. Бетонные капониры, противотанковые ежи, груды колючей проволоки, бронетранспортеры, много людей в камуфляже, бронежилетах и с автоматами. Нас никто не останавливал, не проверял, но все равно как-то тревожно и неприятно.

В районе пяти вечера приехали во Владикавказ. И вот тут внезапно оказалось, что горы совсем рядом. Они нависли белоснежными громадами над машинами, деревьями и домами.

Только тут я в первый раз за поездку вспомнил про фотоаппарат. Ущелье Терека чрезвычайно живописно! Чем ближе к границе, тем виды все более завораживающие.

К КПП подъехали без четверти шесть. Были третьими на въезд. Запустили нас всех буквально через три минуты. На линии контроля мы тоже оказались третьими. Из машины попросили выйти всех. Детей поднимали на руки, чтобы предъявить пред светлые очи пограничного офицера. Вещи не досматривали. Просто попросили открыть багажник.

После выезда с КПП 2 км укатанной щебенки и два неосвещенных тоннеля, вырубленных в скале. Возможно даже вручную. Для детей это был первый опыт. Машина просто звенела от криков восторга.

В 18:15 встали в очередь на грузинской стороне. Мы были восьмыми. Пассажиры выходят из машины и проходят контроль в красивом стеклянном здании. Водитель предъявляет паспорт и техпаспорт на машины, открывает багажник и… здравствуй Грузия. В полседьмого мы уже выехали с территории грузинского КПП. Впрочем, уже не полседьмого, а полвосьмого. Грузинское время на час опережает московское. Итого 45 минут на обе границы. Очень неплохо!

Далее километра два-три выровненных бульдозером камней, а потом вполне приличный асфальт. Виды не оставляют шансов сосредоточиться на дороге. Жена выгнала меня из-за руля к моему полному удовольствию. Я смог вдосталь посмотреть вокруг и даже немного пофотографировать.

В восемь вечера мы торжественно въехали в Степанцминду. Она же Казбеги. Она же место нашей первой ночевки в Грузии. И тут начался квест под названием «найди гест хаус». Навигатор знает только улицу. Номера домов он не знает. Таблички с номерами домов отсутствуют по всему селу как класс. Домишки все примерно на одно лицо. Фото гест хауса я не сообразил распечатать. Опрос местных аборигенов закончился ничем. Диапазон ответов был очень широк: от «чего?» до «спросите на центральной площади», но он не приближал нас к искомой цели.

Я напряг зрительную память, прикинул примерно участок улицы, где должен быть наш гест хаус и начал стучать во все ворота подряд. В третьем доме на втором этаже открылась дверь и вышла улыбающаяся приветливая женщина. Ура! Мы нашли наш ночлег! Просторная комната, удобства в номере, шикарный вид на Казбек с террасы!

Быстро покидали вещи в номер и пошли на центральную площадь менять деньги и ужинать. Бедное горное село успело стать туристическим местом. Несмотря на позднее время (десятый час вечера по-местному) в центре во всю идет движуха. Работают рестораны, обменники, магазины. Тусуется народ. Где-то играет музыка.

Купили сим карту Билайна, а вот карту Геоцела не нашли. Забегая вперед, скажу, что сим карта Билайн — напрасная трата денег. Билайн слабо ловил в отдельных точках Тбилиси и Боржоми. И все! Даже в центре Тбилиси связи не было.

Все-таки наплыв туристов портит даже хорошие изначально места. Степанцминда — единственное место в Грузии, где мы поели… ну не то чтобы не вкусно, а… средненько. А вот цены выше, чем в центре Тбилиси. Ну и курс лари к рублю самый плохой во всей Грузии. Но это не беда. Мы не собираемся задерживаться здесь долго. Нас ждет дорога!

Технические детали этапа

  • Старт из дома 6:30;
  • Финиш в Ростове в 21:30;
  • Проехали 1090 км;
  • Бензин 3000 руб.;
  • Еда 1080 руб.;
  • Гостиница «Александрия» 2800 руб. за 4-местный номер с удобствами;
  • Платная парковка при гостинице 100 руб.;
  • Старт из Ростова 7:00;
  • Финиш в Степанцминде 19:00 (местное 20:00);
  • Проехали 750 км;
  • Бензин 3800 руб.;
  • Еда 3150 руб.;
  • Гестхаус Gocha 100 лари (2500 рублей);
  • Курс 38 лари за 1000 рублей.

Военно-Грузинская дорога. 29 апреля

Вставать после двух дней дороги тяжело. Желание побольше увидеть с трудом пересиливает лень. Раннее утро выдалось пасмурным. Все горные вершины скрыты тяжелыми серыми тучами.

Но постепенно на небе появились голубые просветы, начало выглядывать солнышко. Только туча с вершины Казбека так никуда и не ушла. Обидно. Ну да ладно.

Договорились с хозяевами, что оставим вещи в комнате до двух часов дня. Нам с радостью разрешили. Погрузились в машину и поехали на другой берег Терека к началу тропы до церкви Святой троицы в Гергети.

По дороге нам пару раз предлагали оставить машину внизу и подвезти на Делике. Мол, не проедем мы наверх на своей. Дорога плохая. Но мы отказались.

К церкви ведут две тропы: одна в лоб через сосновый лес, много раз пересекая автомобильный серпантин, вторая в обход по долине горной речки. Набор высоты и в том и в другом случае примерно одинаковый 350 метров.

Мы выбрали второй вариант и ни разу не пожалели. За два часа поднялись безо всякого напряжения. Тропа ровная, хорошо утоптанная. Набор высоты плавный. Полуразрушенная сторожевая башня по дороге.

Весьма живописные виды. У начала тропы есть место примерно для 5-6 машин. Мы были первыми. Когда спускались, кроме нашей там стояло еще три авто. Все из России.

Если в селе снега не было и в помине, зеленела свежая травка, то на уровне церкви было только серая прошлогодняя трава, остатки снежников в тенистых местах, а примерно на 100 метров выше — сплошной снег.

От идеи прогуляться в сторону ледника пришлось отказаться. Жена с младшим пошли сразу к церкви, а мы со старшим полезли на пупырь, с которого открывается классический вид на церковь на фоне горной стены. Виды того стоят!

Кстати, на этом склоне нашли первые только распустившиеся крокусы.

Сама церковь производит фантастическое впечатление. Такое ощущение, что ее никогда не реставрировали. Никакой отделки. Только резьба по камню.

Все выглядит очень древним и просто чувствуется дыхание времени. Окна очень маленькие, электричества нет.

Только огонь в печурке при входе и несколько свечей. Поэтому внутри практически темно. И это усиливает первоначальное ощущение. Наверное, здесь идеальное место для обращения к богу. Несмотря на толпы туристов, чествуешь себя наедине с чем-то высшим. Не отвлекают никакие украшения, обряды и прочее.

Снаружи церкви интересно разглядывать граффити 19-го века. Практически все на русском.

Грузинских символов на стенах практически не было. А вот на плитах, которыми вымощен двор, надписи на совсем старом грузинском языке. Я перед поездкой выучил грузинский алфавит и основные слова из туристического лексикона. Символы на этих камнях я распознать не смог.

В общем церковь в Гергети оставила одни из самых сильных впечатлений в поездке. Там хотелось задержаться подольше, но нас уже поджимало время. Спуск занял примерно полтора часа. Быстро доехали до нашего гестхауса, покидали вещи и поехали в сторону Тбилиси. Небо затянуло, и начал сыпаться мелкий дождик.

Дорога постепенно взбиралась в гору. Вокруг появились снежники, ручьи, мелкие водопадики. На высоте чуть меньше 2000 метров мы въехали в первый снежный (он же зимний) тоннель. Это тоже сильное впечатление! Бетонный короб, повторяющий все изгибы склона. Сверху сотни тонн снега, справа, на месте летней трассы, тоже горы снега. Никакого света, кроме редких отдушин и никакой гидроизоляции. Тесно, со встречными разъезжаешься бок о бок, асфальт в дырах, света нет, за очередным поворотом ничего не видно, сверху льют потоки воды. Романтика!

Вот, например, бульдозер, который пытался чистить летнюю дорогу от снега, но его самого снесло лавиной. На переднем плане тоже лавина.

Перед очередным тоннелем обнаружили оранжевые травертины. Снег с них еще не весь сошел. Вид получился очень своеобразный.

Пока смотрели травертины, поток, идущий в тоннель, снизу закончился и пошел поток сверху. А машин там скопилось! Мама не горюй! Весь серпантин выше по склону в стоящих машинах. Перед нами в очереди стояла шестерка с прицепом на осетинских номерах. Горячий горец не выдержал ожидания. Вдавил газ и ломанулся в щель между выезжающей из тоннеля «буханкой» и бетонной стенкой. Не долго думая, мы рванули за ним. С легковушкой в тоннеле было легко разъехаться. А вот фуры… Встречные фуры истошно ревели, как разъяренные мамонты. Мы ползли у самой стенки практически цепляя ее зеркалом, колеса фур проходили вплотную к другому зеркалу. И все это в темноте, под потоками воды и среди рева двигателей и воем клаксонов. Адреналин зашкаливал!

Выехав из тоннеля, мы, забыв о дороге, начали радостно делиться впечатлениями. И я не сразу заметил, что прямо перед капотом через дорогу весело скачут здоровенные камни. Тормозить было поздно. Слева по склону летели ещё. Нам повезло. Словили только один небольшой бульник, ударивший в пол машины. Грохот был такой, будто пол пробит насквозь. Когда миновали полосу камнепада, я поглядел в зеркало заднего вида и увидел, как идущий за мной мироавтобус резко вильнул влево, чтобы обогнуть вылетевший на дорогу камень размером с хороший арбуз.

На фоне этих переживаний сам Крестовый перевал не произвел впечатления. Просто дорога стала пологой и многометровые завалы снега по сторонам. И никакого вида ни взад, ни вперед.

На южной стороне перевала снега стало гораздо меньше. За очередным поворотом открылась живописная поляна, усеянная людьми и сложенными крыльями.

А над долиной, подобно горным орлам, неторопливо кружили парапланы.

Вокруг слышалась совершенно разноязычная речь. Английский, немецкий, французский, какое-то восточное мяуканье. И что интересно, не было слышно ни грузинского, ни русского. Единственное место в Грузии, где был такой интернационал.

С этой площадки открывается замечательный вид на арку дружбы народов. Собственно, туда мы и направились. Возле арки рыночек с сувениркой, ягодами, орехами, напитками. Цены как на черную икру на Красной площади. На детей пришлось рыкнуть. Все хотелки внизу. В Тбилиси.

Мозаика на этой арке погружает в ностальгию по Советскому Союзу. В памяти всплывают подзабытые картинки рабочих и колхозниц, лозунги про 15 дружных и Славу по фамилии КПСС.

Лучшие видовые площадки оккупированы профессиональными фотографами.

Еще несколько километров вниз и открываются россыпи гостиниц горнолыжного курорта Гудаури. Жуткое разочарование. Довольно крутой склон, кучи грязи, полное отсутствие какой-либо растительности, дорожек, благоустройства. Только разномастные хаотично разбросанные здания разной степени убогости и достроенности. Как от них добираться до подъемников — совершенно не понятно. Почему-то совершенно не возникло желания вернуться сюда зимой ради покатушек на горных лыжах.

День уже клонился к вечеру, воспоминания о завтраке рассеялись еще где-то в районе снежных тоннелей, и наши желудки настойчиво требовали еды. Среди яркой весенней зелени и цветущих садов мелькнула надпись «Пасанаури». Я внезапно вспомнил, как в одном из отчетов читал, что в «Пасанаури» самые вкусные хинкали во всей Грузии. Мы, недолго думая, остановились в придорожном семейном кафе.

Вот тут мы в первый раз испытали на себе грузинское гостеприимство. Нас усадили за стол под зонтиком в цветущем саду. Тут же расставили посуду, приборы. Дали грузинский хлеб, какой-то соус, налили вина. Пожилой хозяин раздул мангал, положил на него шашлык. Младшему дали покрутить ручку мангала. Он выполнял почетную обязанность серьезно и сосредоточенно. Мы с хозяином разговорились о жизни.

Как и все пожилые люди в Грузии — ностальгия по советским временам. Они это формулируют как «при коммунистах». Никто не сказал «при Советском Союзе». Говорил, что простые люди должны жить дружно. Вот политикосы воду мутят и у вас, и у нас, а простым людям делить нечего. Рассказал, что у него останавливались пообедать русские солдаты. Говорили, прости, отец, воевали мы тут против вас. А он, мол, им, ребята, я на вас зла не держу. Знаю, приказ есть приказ. Все под богом ходим. Он все видит и все зачтет. Ешьте, пейте на здоровье. Нету у грузин на вас зла.

А хинкали действительно были просто божественные! Да и шашлык просто таял во рту. Форель выловили прямо при нас из бассейна в саду и зажарили у нас глазах. В общем, все, что мы попробовали, было потрясающе вкусно! Контраст с Казбеги просто невероятный! И как описать эту атмосферу полного расслабления и спокойствия? После дождя, снега и + 5 градусов, сразу ласковое летнее тепло, солнышко, свежая зелень, цветы, вкуснейшая еда и приятная беседа.

Время поджимало, и нам пришлось прощаться. Проехали еще несколько километров и увидели древние стены крепости Ананури.

На территории цветут яблони.

Главный храм красивый, светлый, много резьбы по камню.

Но по силе впечатлений он проигрывает храму в Гергети. В крепости почти везде можно лазить. Чем мы с детьми и воспользовались. Мама ждала нас внизу.

С башни вид на Жинвальское водохранилище совершенно сюрреалистический. На фотографиях в отчетах видна прекрасная водная гладь. А вот при нас воды не было совсем. Желтое дно с пятнами растрескавшейся засохшей грязи.

«Мост, уходящий в воду» снова стал совершенно обычным мостом. Слегка грязным от осевшего ила, но вполне проезжим.

Начали уже сгущаться сумерки, когда мы подъехали к Тбилиси. Но все же мы не поехали сразу в гостиницу, а свернули к Монастырю Джвари. Поворот к монастырю не совсем очевиден. Мы даже, глядя в навигатор, засомневались. Подвох вот в чем. Сворачиваем с трассы, едем по объездной Тбилиси и видим указатель на Джвари, уходит влево дорога, но висит кирпич и нет разрыва в сплошной. Едем дальше метров 100, и вот там разрыв и поворот налево.

От самого монастыря остался только храм и кусок стены. Но храм производит сильное впечатление. Видно, что храм много раз восстанавливали. В стенах камни разных оттенков и фактур. Как обычно, довольно много резьбы. В центре храма массивный многогранный постамент. На нем установлен деревянный крест. По легенде именно здесь святая Нино установила первый крест в Грузии.

От монастыря открывается красивый вид на слияние рек Арагви и Кура. Стихотворение Лермонтова цитировать не буду. Все, кто получил среднее образование в СССР, его помнят. Реки действительно разного цвета. Это заметно даже вечером. За рекой прекрасно видна вся Мцхета и развалины какой-то крепости. А дальше горы, горы до горизонта.

Пока стояли на смотровой площадке, краем уха слушали, как молодой грузинский парень проводит экскурсию по монастырю для группы белорусских туристов. Сначала он говорил собственно про монастырь, потом про Мцхету, реки, горы вдалеке. А потом состоялся вот такой диалог.

Парень: А во-о-он там видите? Крыши из-за горы выглядывают?
Белорусы: Да, видим.
Парень: Это российская военная база. Новенькая. Года три назад построили.
Белорусы: А зачем России эта военная база?
Парень (с горькой иронией в голосе): Ну как, защищать добрых осетин от злых грузин.
Белорусы: А это что российская территория?
Парень: Нет грузинская.
Белорусы: А тогда на каком основании там располагается российская военная база?
Парень: Ну, вы слышали такие слова как аннексия? Оккупация?

И это только один пример. Грузины очень болезненно относятся к потере Южной Осетии и Абхазии. В разговорах лучше этой темы не касаться.

Из монастыря двинулись в гостиницу. Наша гостиница была на противоположном конце Тбилиси. Начитавшись отзывов о хаосе на улицах Тбилиси, поехали не через центр, а по объездной. Объездная представляет собой узкую вертлявую двухплоску без разметки. Местами асфальт весьма приличный, местами дырявый, а местами снят совсем. Видимо, ремонт. Вот идет дорога и вдруг — бац — асфальт как ножом отрезан. Ступенька и разбитый колесами гравий. Ступенька ничего себе. Даже фуры сползают с нее осторожно. А как там на пузотерке, даже не представляю.

Навигатор вывел нас к гостинце без каких-либо проблем. Сама гостиница вполне приличная. Хороший красивый ремонт. Но райончик вокруг депрессивный. Обшарпанные пятиэтажки, не видавшие ремонта с момента постройки, облепленные фанерными будками на месте балконов, антеннами, палками, веревками. С другой стороны — частный сектор. Неухоженные, серые, стоящие вплотную друг к другу, одноэтажные домишки.

Гостиницу выбрали здесь по двум критериям: близость к метро и умеренный ценник. Мы не хотели маяться с машиной на узких незнакомых улицах с хаотическим движением и отсутствием парковки. А ценник на жилье в центре начинался от 6000 рублей на Букинге. Что никак не укладывалось в бюджет.

Обещанной парковки во дворе не оказалось. Крохотный дворик был все время занят блестящим новеньким пятисотым мерседесом. Поставили машину на тротуар под камерой у входа в гостиницу. Стали таскать вещи в номер. Номер просторный, красивый со свежим ремонтом, со шкафами, зеркалами, огромным плоским телевизором, кондиционером, просторной ванной… Но, когда мы выглянули в окно, увидели в трех метрах глухую бетонную стену. Мало того, все пространство от окна до стены занято мусорными контейнерами. Переселить в другой номер отказались. Нету, говорят. Собственно, накладки с этой гостиницей начались еще утром. Нам позвонили и начали предлагать два двухместных вместо одного четырёхместного. Я на них рыкнул, что буду звонить в Букинг. Они мне потом перезвонили, сказали, что все в порядке. Ага. Порядок. Не придерешься. Куда-то дергаться сил уже не было. Очень хотелось спать.

Решили оставаться. Накупили продуктов в ближайшем супермаркете. На ресепшн попросили чайник, чтоб чайку заварить и пульт от кондиционера. Душно, а окно не откроешь. Ящики. Тетушки на ресепшн — сама доброжелательность. Сейчас все будет. Принесем вам в номер. Проходит пять минут. Десять. Никого нету. Иду разбираться. Мне в ответ: да что вы, что вы! Вот она уже чайник поставила. Через минуту вам все принесем. Прошло еще пять минут. Никого. Зверею. Иду вниз. Там кроме тетушек появился молодой человек. Я к нему. Он при мне поставил чайник, поднялся со мной в номер, помог настроить кондиционер, оставил пульт. Потом принес чайник. Вот такая она Грузия. Гостеприимство фантастическое! Но сервис хромает.

Технические детали этапа

  • Старт из гестхауса 8:10.
  • Финиш в Тбилиси в 20:20.
  • Проехали 190 км.
  • Прошли 3 км.
  • Подъем/спуск 350 м.
  • Обед в Пасанаури 47 лари (1200 руб).
  • Продукты в Тбилиси 39 лари (1000 руб).
  • Симкарта Билайн 10 лари (250 руб).

Тбилиси. 30 апреля — 1 мая

От вчерашних туч не осталось и следа. Солнце! Солнце! Солнце! Даже наш убитый райончик выглядит оптимистично!

Дошли до метро. Опять нахлынула ностальгия. Москва девяностых. Все подходы к метро забиты лотками и киосками. Подземный переход — сплошная торговля. Протиснуться тяжело.

Станция метро в районе нашей гостиницы убита совершенно. Облупленная штукатурка в подтеках и разводах, лампочки висят на проводах. Видно, что даже в советское время строили ее без украшений. Штукатурка да побелка. А за тридцать лет без ремонта вообще все пришло в упадок.

Вагоны мытищинские. Видно, что не новые, но содержатся в приличном состоянии. Центральные станции тоже более-менее приличные.

Доехали до Авлабари и пошли смотреть кафедральный храм — собор святой Троицы. Собор — новострой. Но стильный и красивый. Внутри, что не характерно для грузинских храмов, роспись, отделка полудрагоценным камнем. Однако если сравнивать, например, с храмом Христа Спасителя в Москве, Тбилисский храм очень строгий и аскетичный.

В храме в момент нашего посещения шла праздничная служба. Интересно, что у них облачение священников красное с золотом. Выглядит очень празднично и нарядно. На службе присутствовало подразделение военных. Интересно было за ними наблюдать. Они не отбывают номер по приказу. На лицах читаются настоящие религиозные переживания.

Вообще, Грузия очень религиозная страна. На церкви крестятся и студенты, и таксисты. Особенно сильное впечатление, когда крестится водитель такси, отпустив руль, на всем ходу на горном серпантине.

Территория вокруг храма хорошо благоустроена. Подстриженные газоны, клумбы, вспомогательные постройки. Фантастический контраст больших открытых пространств на фоне тесных кривых улочек и скученных домишек. Все впечатление портят попрошайки. Попрошайничают исключительно на русском языке. Еще меня не отпускала мысль, что вся эта красота воздвигнута на месте снесенного армянского кладбища. Сильно сомневаюсь, что это поспособствовало укреплению дружбы между армянским и грузинским населением Тбилиси.

На выходе из комплекса устроилось кафе «Воды Лагидзе». Уютное, приятное место. Они себя рекламируют как лучшая газвода Советского Союза. Лучшая или нет — не знаю. Но сиропа они не жалеют. Поэтому вода действительно вкусная. Они также продают весьма неплохое мороженое.

Дальше прошли в сторону парка Рике. Мы были в шоке от состояния домов и улиц в центре города. Трущобы и развалины. Где-то за пыльными потрескавшимися стеклами еще теплится жизнь, а где-то уже провалились полы и крыши и видны горы мусора через разбитые окна. У меня даже рука не поднялась сфотографировать эту разруху и убожество. И ведь не какие-нибудь окраины, а самый центр. Если проводить аналогии с Москвой, то это места между Храмом Христа Спасителя и Кремлем. Все-таки Грузия очень бедная страна.

Парк Рике и его окрестности приведены в порядок. Знаменитые грузинские балкончики. Все чисто, изящно, покрашено.

Тут туристов поджидают довольно навязчивые дяденьки и тетеньки интеллигентного вида, предлагающие экскурсии. Мы уже начали подумывать — а не сходить ли, но дети хором закричали — ни за что! И мы отказались.

Нас манили старинные подпорные стены и балкончики на месте бывшего дворца царицы Тамары. Мы туда поднялись, вышли на обзорную площадку, но ничего выдающегося не увидели. Можно было не ходить. Правда, по пути посетили небольшую церковь. Внутри роспись в русской православной традиции, но с грузинским колоритом. Надписи на фресках на русском. Очень необычно.

Заглянули в собор Метехи. Все очень аскетично. Даже резьбы практически нет. Голая штукатурка. Только северный вход украшает древняя резьба в виде переплетенных виноградных лоз. Утверждается, что эта резьба уникальна. Подобных образцов практически не осталось. Но мы не специалисты и на нас она впечатления не произвела. В общем и целом, храм не оставляет приятных впечатлений. Наверное, еще и потому, что он долгое время был то тюрьмой, то колонией. В первые годы советской власти в его стенах расстреляли сотни людей. Говорят, что где-то на его камнях можно найти нацарапанные надписи того времени. Мы не нашли. Странное место. Может и не стоило ходить.

К крепости Нарикала мы решили подняться на канатке из парка Рике.

Очередь выстроилась неимоверная. Солнце разошлось уже не на шутку. Приятное тепло сменилось откровенной жарой. Было, наверное, уже градусов тридцать. Жена заняла очередь, а я пошел пройтись по парку. Есть интересные МАФы. Креативная скамеечка.

Металлическое дерево с печными заслонками.

Честно говоря, издали парк выглядит лучше, чем вблизи. Газоны где-то уже вытоптаны, а где-то начали желтеть. Никто и не думает их поливать. Декоративные кустики растут как попало. Плитка из дорожек местами повылетала. Даже рояль в кустах вблизи выглядит довольно уродливо.

На канатке действуют карточки метро. Так что дополнительных билетов покупать не пришлось. Дети хотя и не первый раз в подобного рода транспортном средстве, но все равно были в буйном восторге. Вид с верхней площадки просто замечательный. Видно полгорода. Не смотря на современные постройки, такие как мост мира (в народе «прокладка») и концертный центр («панталоны»), есть ощущение, что смотришь на настоящий старинный город. Не декорации для туристов, не современный мегаполис, не трущобы и развалины, а настоящий, живой старинный харизматичный город. Трудно описать словами это чувство. Но оно есть.

От верхней станции канатки спустились к входу в крепость. Спускаться оказалось прилично. Проще даже подняться от серных бань. Но это как-нибудь в другой раз.

У входа идет бойкая торговля. Маленький стаканчик свежей клубники 75-125 рублей на наши деньги. Свежевыжатый сок 200-400. В крепость трудно пройти из-за попрошаек, выдающих себя за монахов. Здоровенная гренадерша в черной хламиде властно потребовала пожертвовать на православный монастырь. Еле-еле удалось ее обойти.

Внутри крепости очень мало мест, которых коснулась рука реставратора. Большинство стен и башен покрыто землей, травой. Где-то даже выросли цветущие деревья. И везде можно лазить. Ни загородок, ни предупреждающих табличек, ни поручней. Делай что хочешь. Никому нет дела. Но и случись что, никто отвечать не будет, да и вряд ли поможет. А случиться очень даже может. С некоторых стен лететь ой как далеко! В средние века даже казнь такая практиковалась. Осужденного сбрасывали с крепостной стены вниз. Как утверждают историки, выживших не было.

Место для расположения крепости очень удачное — отрог хребта. А поскольку войны за обладание Грузией вообще и Тбилиси в частности велись часто, каждая из победивших сторон надстраивала и улучшала эту крепость. Поэтому перевод названия крепости (Нарин-кала, маленькая крепость) воспринимается как хорошая шутка. Говорят, что штурмом Нарикалу ни разу не удалось взять. Гарнизон сдавался после длительной осады. Но в дело вмешалась природа. Значительная часть крепости обрушилась во время землетрясения 1827 года.

Из крепости мы спустились к серным баням. В жару в баню как-то совсем не хотелось. Да и запашок, просачивающийся из отдушин, не внушал желания познакомиться поближе. А вот полазить по куполам очень даже забавно. Детям весьма понравилось.

Возле серных бань начинается каньон, ведущий к водопаду. Удивительно, но до начала 21-го века никому не было дела до этого уголка в центре Тбилиси. Говорят, тут были заросли кустов, свалки. Но при Саакашвили его расчистили, сделали дорожки, лесенки, подремонтировали домики, выходящие фасадами в этот каньон. Получилось замечательное атмосферное место для прогулок. Особенно здорово там в жару. Мы получили настоящее удовольствие.

Тут же у начала каньона осели в ресторане на обед. В этом ресторане у нас получилась сама дорогая трапеза за всю поездку по Грузии. Чуть больше 3000 рублей на четверых. Но мы оторвались по полной! Живот приходилось придерживать руками, когда выбирались из-за стола. Было невероятно вкусно! Вообще, в Грузии очень интересное ценообразование в ресторанах и кафе. Одни и те же блюда по цене различаются не более чем в полтора раза в самом дешевом кафе в сельской местности и в самом пафосном ресторане в центре Тбилиси. А цены на хинкали — вообще стандарт. 20 рублей за штуку в любой точке на территории Грузии. Кроме Степанцминды. Но это отдельная тема.

Прошлись по отреставрированному центру Тбилиси. Не хуже, чем в любой другой восточноевропейской столице. Только сохранена грузинская самобытность. Очень приятное для прогулок место! Кстати, все эти реставрационные работы тоже были сделаны при Саакашвили. Местами попадаются прикольные фигурки.

Много винных магазинчиков. Некоторые рекламируют себя забавными надписями.

Зашли в Сионский храм. Несмотря на название, я там ничего относящегося к иудейской религии не обнаружил. Зато сам храм расписан очень интересными фресками. Я не специалист, объяснить не смогу, но выглядит здорово!

Так постепенно мы дошли до площади Свободы. В самом центре площади в тени вековых деревьев расположен суперсовременный стеклянный туристический инфоцентр. В нем сидят красивые молоденькие девушки, бойко разговаривающие на английском. Красота! Цивилизация! Каково же было мое удивление, когда я понял, что полезной информации в инфоцентре нет! Я хотел получить схему движения наземного транспорта, но ее нет в природе! Никакой! Есть только размытая серая ксерокопия метрополитена с названиями на грузинском. У меня распечатка из интернета гораздо качественнее. Но толку от нее! Грузинский метрополитен — полторы линии. А мы ушли весьма далеко от обоих. Была мысль воспользоваться автобусом, благо их много ходит, но каким?

Известно, что язык до Киева доведет. Но не в Грузии. Несмотря на то, что практически все понимают по-русски и горят желанием помочь, помощь получить не так просто. На вопрос, каким автобусом доехать до такой-то площади, откликнулось сразу три человека. И все трое дали совершенно разные показания. Тут к ним подключились все сидящие на остановке, и начался разгоряченный спор. Автобус подходил за автобусом. Половина остановки кричала, да, садитесь, вам сюда, а вторая возражала — нет, не на этот. Словом, советы тут не помогут. Нужна схема. А ее-то и нет.

Возвращаясь к инфоцентру. Карт и туристических схем Тбилиси у них нет. Адресов и режима работы музеев они не знают. Все, что у них есть — куча рекламной макулатуры, предлагающей экскурсии в раскрученные туристические места типа Мцхеты, Уплисцихе и т.п. Мало того. Черт меня дернул спросить у них адрес офиса Геоленда. Мне нужно было купить у них топографические карты туристических горных районов Грузии. Любезная девушка записала адрес и даже показала улицу, куда идти. Совсем не далеко. Время было уже совсем к вечеру, и я решил отложить поход в Геоленд на завтра. Знал бы я, что меня ждет!

А сегодня мы направились к фуникулеру на гору Мтацминда. На горе расположен парк аттракционов. Не Диснейлэнд, конечно, скорее парк советского образца, но хорошо восстановленный. Мы детям давно обещали посещение аттракционов в компенсацию прогулок по городу.

Карты метро на фуникулер не действуют. Нужно покупать еще одну карточку. Стоимость 50 рублей. Подъем, равно как и спуск стоит 25 рублей. Вагончик ходит примерно раз в 15 минут. Вагоны новенькие с иголочки. Их запустили только в 2012 году. Да, да! При Саакашвили. Точнее, первый фуникулер запустили еще в 1905 году. Тогда он работал еще на паровой тяге. И на нем катался Остап Бендер! Потом при Советах фуникулер перевели на электричество, старые станционные здания разобрали, заменили странными бетонными коробками. А потом в 2000 году трос оборвался, погибли люди и аттракцион прикрыли. Зато в 2012 вернули исторический облик станциям фуникулера и запустили красивые удобные современные вагоны. Да и парк наверху в порядок привели.

В середине подъема можно выйти и посмотреть могилы выдающихся людей Грузии. Но дети дружно завопили не-е-е-ет!!! И мы проехали до самого верха.

Едва выйдя из вагончика, окунаешься в атмосферу СССР. Идеального СССР. Покрашенного и подстриженного. Ностальгия! В здании верхней станции находится ресторан с великолепными видами на Тбилиси. Но наш обед еще не переварился, а дети требовали развлечений. И мы планомерно начали обход.

Оплата аттракционов сделана довольно удобно. Используется та же карта, что и на проезд на фуникулере. Кладешь на нее деньги и прикладываешь к валидатору у каждого аттракциона. Там списывается определённая сумма. На каждом аттракционе — своя цена. От 25 до 125 рублей с носа. Аттракционов вроде бы много, но практически везде какие-то ограничения по росту или возрасту. Есть совсем для малышей, на которые нашим мальчишкам уже поздно. А есть такие, куда даже старшего не пустили. Ну и расстроился же он!

Все вместе мы покатались на автодроме и на колесе обозрения. Колесо обозрения — это был тот еще номер. На него стояла приличная очередь. Мы простояли в ней 40 минут. А все почему? Служащие сажают катающихся не в каждую кабинку, а в каждую четвертую, или пятую, или шестую. Никакой системы в этой рассадке замечено не было. Смысл не понятен. Может быть, дело в том, что вокруг наставлено полно завлекаловок типа Энгри Бердз, Удар по мячу, удар по боксерской груше. И все они не по карточке, а за нал и, разумеется, без чеков и билетов. Когда я спросил у весело болтающей служащей, почему они не сажают людей в каждую кабинку, она внезапно забыла русский язык и развернулась ко мне спиной.

Но была в этой задержке и положительная сторона. Мы взмыли в небо в лучах заката. На севере над горами уже сгустилась лиловая дымка, на западе половина неба полыхала невероятными оттенками красного и оранжевого, а внизу уже зажглись цепочки огоньков. Впечатления просто фантастические!

Спустившись вниз, мы окунулись в особенную атмосферу вечернего Тбилиси. Центр хорошо подсвечен и очень уютен. Возникает ощущение комфорта и расслабленности. Даже есть оттенки, как будто гуляешь где-то на южном курорте.

Утро первого мая порадовало нас таким же ярким солнышком, как и предыдущий день. Судя по всему, в Грузии это обычный рабочий день. Никаких украшений, массовых мероприятий, концертов. Люди буднично едут на работу. Мы тоже включились в рабочий ритм и направились заниматься делами. Первым делом решили купить симку Геоцела, чтобы обеспечить себе мобильный интернет в местах не совсем цивилизованных. Кто же знал, что такое простое дело обернется небольшим приключением? Но обо всем по порядку.

Перед тем как спуститься в метро прошлись по развалам у входа. Нежнейший умопомрачительный аромат привел меня к лотку с потрясающей отборной клубникой. Возле лотка уже стояла пожилая грузинка и покупала клубнику. Надо сказать, что перед поездкой в Грузию я выучил грузинский алфавит, числительные до двадцати и основные слова типа спасибо, пожалуйста, помогите. Поэтому в потоке незнакомых слов я смог уловить «откхи лари». То есть четыре лари. Спросил у продавщицы по-русски: почем клубника. Та, не моргнув глазом, ответила: шесть лари. Торговаться не стал. Шесть лари — 150 рублей за килограмм отборнейшей, свежайшей, ароматной клубники. При том что перед отъездом я покупал 500 грамм за 350 рублей. Чуть позже мы вымыли клубнику под питьевым фонтанчиком и с удовольствием съели. Это было такое наслаждение! Больше в этом году такой вкусной клубники нам уже не попадалось.

В переходе метро зашли в салон связи и попросили карточку Геосела. Хозяин — сама гостеприимность. Нет проблем, дорогой! Пожалуйста! В лучшем виде! 5 лари. Три лари сразу на счете. Я говорю: только мне надо ее активировать, чтобы сразу можно было использовать. Радушный грузин в ответ: все будет как пожелаешь! Помог мне заменить симку в планшете. А дальше начался цирк. Мы в подземном переходе. О мобильной связи в метро в Грузии еще даже мечтать не начали. Но мага и кудесника от сотовой связи это не остановило. Он с быстротой молнии подключил свой магазинный WiFi и запустил Хром на моем планшете. Вот, смотри, дорогой! Интернет есть! Все работает! Ругаться не стал. Поехали в центр.

Там мы вышли из метро и ожидаемо мобильный интернет не запустился. Я стал подходить к разным уличным киоскам сотовой связи с просьбой помочь активировать симку. Все как один отвечали — вам надо в офис Геоцела. Даже с грехом пополам выдали его адрес. А офлайн навигатор его нашел. Однако это оказалось так далеко, что мы решили сначала заняться поиском офиса Геоленда. Я как наивный чукотский юноша поверил вчерашней девушке в инфоцентре, что она знает, где искать этот офис. И не проверил ее слова, пока был в отеле и мог воспользоваться интернетом. И меня не смутило, что офлайн навигатор найти этот адрес не может. Ну, с ним такое часто бывает. И пошли мы искать. Прошли указанную улицу с начала до конца. А потом с конца до начала. Офиса Геоленда нет! И вообще никаких офисов нет. Жилые дома не первой свежести.

Видя наше затруднение, возле нас остановились две пожилые грузинки и спросили, чем помочь. Про Геоленд они ничего не знали. Знали только, что на этой улице ничего подобного нет. Зато они рассказали нам, как одна из них жила 10 лет в Саратове, а другая 2 года в Питере. Где в России сейчас у них какая живет родня. Как подорожал хлеб и проезд на автобусе. И так далее и тому подобное. Минут через двадцать они с нами распрощались, а мы направились искать Геоцел.

С учетом того, что как проехать общественным транспортом мы не смогли выяснить, расстояние от центра от метро приличное, мы совершили изрядную пешую прогулку. И без того «приподнятое» настроение «улучшилось» еще больше, когда в ожидаемом месте офиса Геоцела мы не обнаружили. Я обратился к сидевшей неподалеку на лавочке тетеньке явно местного вида. Где тут офис Геоцела? Она с подозрением посмотрела на меня.
— Вы русские?
— Да, — немного ошарашено ответил я.
— Тогда почему говорите не по-русски? Надо говорить не Геоцел, Джеоцел!

Я умудрился не заржать, смиренно согласился, что был не прав и снова попросил подсказать нужное направление. Тетенька хитро прищурилась. Я, говорит, покажу вам дорогу, если вы поможете мне сумки донести. Ну, это не проблема. Подхватили сумки и вперед. Когда мы дошли до дома нашей замечательной тетеньки, она шустро забрала свои сумки, быстро скороговоркой проговорила: вот туда прямо, потом наискосок налево, еще пройдете и будет ваш ДЖЕОЦЕЛ. И пока я не опомнился, нырнула в подъезд. Еще пять минут поисков, и, о счастье! Долгожданная вывеска!

Там приветливая продавщица с первого слова поняла, что надо. Взяла у меня симку, 5 лари, сняла ксерокопию с моего паспорта и удалилась в недра магазина. Примерно десять минут я активно защищал витрины магазина от разрушения разбуянившимися от безделья детьми. Когда силы мои были на исходе, появилась наша спасительница и собственноручно вставила симку в мой планшет. И ура! Интернет ожил!

Теперь уже всемогущий Гугл подсказал правильный адрес Геоленда. Мы совершили еще один пеший маршбросок по жаре, и я стал обладателем так необходимых нам топографических карт. Настало время продолжить отдых. А продолжить его мы решили в кафе. Тут я впервые попробовал блюдо под названием Остри. Остри оказался совсем не острый, но потрясающе вкусный! Грузия, я люблю тебя!

После обеда мы выдвинулись в ботанический сад. Ну, садом это назвать сложно. Скорее парк. У входа. А дальше лесопарк. Растения, может, и экзотические, но для меня, не специалиста, просто незнакомые кусты и деревья. Правда, в это время года какое-то дерево цветет очень красивыми фиолетовыми цветами.

Ну и водопад, конечно, хорош! Уходить от него совершенно не хочется.

Гуляли долго, пока дети не заныли, что им скучно.

Кстати, выходили мы забавно. Пошли по широкой асфальтированной аллее по указателям на водопад. Мы-то знаем, что выход рядом с водопадом. Ну и то, что направление противоположное. Склон горы. Серпантин. Повернет. С дорожки прекрасный вид на космическое сооружение из стекла и металла. Как нам с грустной иронией сказали местные, там живет начальник нашего президента, Иванишвили. Если кто не в курсе, то президент Грузии сейчас Георгий Маргвелашвили. А Бидзина Иванишвили даже не член правительства. Но при этом все уверены, что реальная власть в государстве находится именно в его руках. Косвенно эту версию подтверждает наличие в ботаническом саду этого самого дворца, превосходящего размером президентский.

Так вот идем мы по широкой ухоженной асфальтированной дороге, на которой нет никаких заграждений или запретительных знаков. И, вдруг, из кустов появляется здоровенный молодой человек с военной выправкой и в камуфляже. И вежливо так говорит: туда нельзя. Возвращайтесь. Мы немного вернулись, обнаружили какую-то козью тропу, уходящую вниз и спустились по ней к небольшой речке.

Через речку был мостик. А дальше узенькая дорожка вывела нас к уже знакомым местам. Из парка мы вышли возле монумента Матери Грузии.

Вернувшись в город, мы снова немного прошлись по отреставрированной части центра Тбилиси.

За продуктами на ужин мы зашли в супермаркет Carefour. Собственно, событие рядовое. Что о нем писать? Но там я испытал культурный шок. Я уже привык, что все вокруг доброжелательные, улыбаются. А тут на всех кассах, а их там больше десятка, сидели кассиры с угрюмыми, замкнутыми лицами. На всех! Тот парень, что обслуживал нас на кассе, цедил слова сквозь зубы и едва сдерживал раздражение. Что это было? Специально таких набрали? Или хозяева обидели своих работников чем? Загадка!

Технические детали этапа

  • Прошли 20 с лишним км;
  • Гостиница за 3 ночи 442 лари (11050 руб.);
  • Кафе и рестораны 243 лари (~6100 руб.);
  • Продукты 99 лари (~ 2500 руб.);
  • Транспорт 20 лари (500 руб.);
  • Парк развлечений 60 лари (1500 руб.);
  • Симкарта Геосел + 500 МБ 5 лари (125 руб.);
  • Карты Геоленд 70 лари (1750 руб.).

Южная дорога. 2 мая

Конечной точкой на сегодня у нас был запланирован Боржоми. Добраться туда на машине можно двумя способами. Северная дорога — по большей части автобан, а в конце хорошая равнинная двухполоска с приличным асфальтом. А вот южная дорога идет через горы. Со всеми вытекающими. Мы решили сделать кольцо. Туда ехать по южной дороге, а обратно по северной.

Выезжая из гостиницы, я забыл переключить навигатор обратно в автомобильный режим, поэтому поначалу мы хорошо поплутали по дворам и переулкам. Разобрался я только когда чуть не въехал на лестницу. Потом мы покрутились по оживленным утренним улицам. Мы погудели, пытаясь свернуть в нужном месте, нам погудели, когда мы тормозили в поисках правильного пути. Так потихоньку и выехали из Тбилиси на юг. Машины сразу куда испарились, и пустая серая лента асфальта устремилась к далеким горам.

Надо сказать, что мрачный прогноз гисметео оправдался. Небо было серое, низкое. А когда начались горные серпантины, закапал дождик. Интересно весной в горах. Дорога спускается в долину — и на деревьях появляются большие листья, цветы. Дорога идет вверх — и цветы пропадают, потом листья сменяются зеленым туманом, а потом пропадает и он. Деревья мельчают, исчезает зеленая трава.

На Джавакхском плато практически нет деревьев. В начале мая снег уже практически сошел, но нет ни травы, ни цветов. Серо, грустно и очень холодно. Положение не исправило и озеро Цалка. Мы ожидали живописного вида, но нет. Просто еще одно пятно серого цвета на безрадостной серой равнине.

Деревушек на этой дороге попадается очень мало. Они маленькие и очень бедные. Нет ни магазинов, ни заправок. Только иногда встречаются новенькие стеклянные здания полиции. И что еще интересно. Асфальт между населенными пунктами практически в идеальном состоянии. Но в черте населенных пунктов такое впечатление, что его нарочно бомбили. В некоторых дырах можно колесо оставить.

Первая заправка после Тбилиси только в Цалке. Своим видом она мне живо напомнила фильм Кин-Дза-Дза. Когда хрипя и взревывая ржавый агрегат начал выплевывать бензин в бак машины, у меня сердце тревожно заныло. Но ничего. Обошлось. Машинка не жаловалась.

Следующим впечатлением было строительство железной дороги Баку — Тбилиси — Карс. Зрелище необычное. Серди степей, грунтовых дорог и навоза новенькие блестящие рельсы и контактная подвеска. Новенькие двух-трехэтажные станционные здания, к которым не подходит ни одна дорога. Только грязная разбитая грузовиками колея. Местами железная дорога скрывается в снежных тоннелях. Забавно смотреть на тоннель, лежащий на поверхности земли. Апофеозом является недостроенная эстакада. Железная дорога поднимается на железобетонные конструкции, несколько пролетов… И все. Дальше ровная степь. Впрочем, сейчас, когда я пишу эти