|
Такое громкое название рассказа навеяно информацией сайтов некоторых туристических компаний. Они, завлекая клиентов на экскурсию, называют Чарынский каньон «младшим братом Гранд Каньона». Ну, не можем мы без «Старшего Брата»…
Моё знакомство с этими местами состоялась так давно, что и говорить неудобно. Полвека назад не было национальных парков и громких названий, гламурных видеороликов и… Чуть было не сказал, что не было Чарынского каньона. Каньон был, но к нему относились спокойно, интересовались этим немногие, ездили сюда единицы.
Лет пятнадцать назад в Казахстан хлынул поток подержанных праворульных внедорожников, относительно недорогих и качественных, и Чарынский каньон быстро стал местом паломничества автотуристов из Алма-Аты. Государство отреагировало моментально, создав в 2004 году Чарынский государственный национальный природный парк и введя плату за посещение. В этот национальный парк также включили реликтовую ясеневую рощу, находящуюся в двадцати пяти километрах северо-восточнее каньона «Долина Замков».
Бренд стал раскручиваться, и посмотреть каньон теперь ездят со всего света — в конце первого видеоролика видна группа англоговорящих туристов, фотографирующихся на фоне этого чуда природы. Приехали они на автобусе из Киргизии, расстояние от каньона до Каракола меньше, чем до Алма-Аты.
Чарынский каньон возник в памяти пару месяцев назад. Глядя на величественные чинки Мангистау, я поймал себя на мысли: что-то похожее есть совсем рядом с домом. И вот, ранним июльским утром, оседлав своего верного коня — автомобиль MMC Pajero 3.0L GLS 2007 Model, еду посмотреть каньон.
Немного о том, как проехать сюда. Карта маршрута чуть ниже, после выезда из города лучше всего повернуть налево в точке с координатами 43.399404, 77.170022. Если вы это сделаете, то по хорошему асфальту проедете за пять минут восемь километров, до трассы «Алма-Ата — Хоргос». Ну а теперь направо, включаем круиз-контроль на 110 км/час и мчимся к Чилику и чуть-чуть дальше него. В точке с координатами 43.604243, 78.309575 не забудьте повернуть направо, в посёлке Байсеит можете купить овощей и фруктов — там все покупают. Затем прямая дорога идет через посёлок Нура к ущелью. И здесь осторожнее — участок ремонта дороги с ограничением скорости и (ну как без этого) экипажами дорожной полиции. Поднимаясь вверх по ущелью, мы встретим участок ограничения скорости до 70 км/час и, вероятно, дорожную полицию. Мне так две патрульных машины навстречу попались.
Ущелье заканчивается у села Кокпек, далее дорога, как стрела, пересекает всю Сюготинскую долину. Как только снова начинается подъём в гору, поворачиваем налево (промахнуться невозможно, стоит большой указатель), ещё десять километров гладкой узкой дороги и — ворота национального парка.
Ещё нет семи часов утра, и мне приходится несколько раз постучать в окошко, чтобы там появилось заспанное лицо кассира. Въезд в парк круглосуточный, но сегодня будний день, посетителей мало, и я первый. Оплачиваю 850 тенге, кассир пробубнил сквозь сон правила поведения в парке, записал меня в журнал, где я расписался и сделал отметку «ознакомлен».
— Там, дальше, будет парковка, поставите машину и гуляйте, — говорит.
— А как можно вниз спуститься, в ущелье? — спрашиваю.
— На своей машине нельзя, — отвечает.
— Так раньше можно же было.
— А теперь нельзя.
И показывает приказ от марта 2019 года, согласно которому «в целях охраны природы и улучшения обслуживания» проезд разрешён только служебному транспорту. Бумага заламинирована, судя по всему часто показывать приходится. По дну каньона ездят так называемые «экотакси» — вроде моторикши человек на десять, вниз могут отвезти сотрудники парка на «Нивах». Стоимость проезда в экотакси — 1000 тенге с человека, но, как я понял, одного не повезут. Стоимость поездки на «Ниве» я уточнять не стал. В чём «экологичность» данного транспорта также не понял. Так что немного опоздал с желанием спуститься вот по этой дороге.
Резко спускаясь в начале, дорога идёт потом очень плавно под уклон по всему каньону до реки Чарын. Это примерно километра три от точки съёмки.
Наш человек, увидев плакат с надписью «Купаться запрещено!», лезет в воду именно в этом месте. Узнав о запрете на проезд, я проехал по верху каньона в обе стороны, пытаясь найти брешь в обороне и таки спуститься вниз. На этом ролике исследуются все возможные варианты.
Как видно, найти лазейку не удалось — заделано на совесть, но эти поиски дали возможность рассмотреть каньон сверху. В этом рассказе речь идёт о самом зрелищном месте — Долине Замков. Весь же каньон идёт по реке Чарын на протяжении полутора сотен километров, достигая в отдельных местах трёхсотметровой глубины и выглядит неплохо, но самое эффектное место для туристов — это здесь.
Дорога, идущая сверху, оборудована парковками и беседками, затем продолжается тропа для обзора с высоты птичьего полёта.
На следующей фотографии, в центре, видны две белых точки. Там река Чарын и место отдыха.
Взгляд сверху на Долину Замков.
Видео с высоты птичьего полёта.
А так каньон смотрится снизу. Но туда нужно спуститься.
Сделать это можно в нескольких местах. Самый пологий спуск для пешеходов — это по дороге. Там же спускаются и поднимаются велосипедисты. Близко к первой, самой большой, парковке есть оборудованный ступеньками спуск. И дальше ещё несколько мест, где вниз идёт крутая тропа. Если решитесь спускаться здесь, хорошенько подумайте об обуви, поскользнуться можно очень даже запросто.
Тропинка в Долину Замков.
Спуск проходит быстро, и теперь можно с удовольствием смотреть по сторонам, не особо глядя под ноги.
Причудливость окружающего растёт по мере углубления в Долину. Ветер, работая миллионы лет, создал такие сложные «архитектурные» формы.
Чем дальше идёшь по каньону, тем сильнее приходится задирать голову, стены становятся выше и выше. Длина долины Замков около двух километров и этого вполне достаточно — первое ощущение проходит и начинаешь понимать повторяемость пейзажа.
Мои слабые любительские фото не идут ни в какое сравнение с художественными фотографиями, которые может сделать профессионал. Но для этого желательно провести здесь, как минимум, сутки, на рассвете и закате всё это смотрится совсем иначе.
И ещё одно. Собираясь в каньон летом, не забывайте — днём здесь жарко, деревьев очень мало, а беседки могут быть все заняты, особенно в выходной день.
Много рассказывать больше не стоит, слова каждый найдёт свои, но для этого надо приехать сюда хотя бы один раз. Одним этого будет вполне достаточно, другие вернутся сюда ещё и ещё.
Мне, честно говоря, этих впечатлений хватит очень надолго… Хотя, может быть, стоит приехать сюда зимой, после хорошего снегопада и глянуть на всё это под другим углом.
Расстояние от Алма-Аты небольшое, всего 200 километров, дорога хорошая, так что зимняя экскурсия не исключена. И почему бы не встретить Новый, две тысячи двадцатый, год в Долине Замков? Так что ждите рассказ Чарын 2020!
Этот рассказ впервые опубликован в моём блоге Автопутешествий roadstravel.ru.