|
Маршрут: Новороссийск — Кропоткин — Сальск — Волгоград (Волжский) — Саратов — Самара — Челябинск — Омск — Новосибирск (Бердск) — Рубцовск — Семей — Калбатау — Аягуз — Кабанбай — Коныр (конечная точка, 80 км. от границы с Китаем) — Алматы — Тараз — Шымкент — Кызылорда — Аральск — Актобе — Уральск — Озинки — Саратов — Волгоград (Волжский) — Котельниково — Тихорецк — Новороссийск.
Автомобиль: Форд Мондео
По этому маршруту мы с семьей (я с женой и двое деток 14 и 9 лет) ездили многократно, только на поезде. У жены в Казахстане мать, родня живет. Вот и ездим, проведываем. Но с этого года бесплатные проездные отменили. Посчитав, во сколько нам обойдется наше путешествие, прослезились — 106 тыс. только на билеты, а еще по Казахстану добираться почти 1000 км. Решили осилить этот маршрут своим ходом. За несколько месяцев заранее прочитал отзывы людей, ездивших по предполагаемому маршруту, форумы, сделал нужные заметки. Маршрут прокладывал с учетом того, чтобы было где остановиться отдохнуть, переночевать, водитель один. И еще надо было пересекать границу в определенные дни ни раньше ни позже. На все про все было чуть больше месяца. На машину купил два передних колеса, такие что если будет порез или прокол, можно на спущенном проехать 100км. Мало ли что в дороге могло случиться. Запаска родная тоже есть. Аптечку обновил, огнетушитель переосвидетельствовал. А то начитался на форумах про ЖОЛ полицию. Здесь же на форуме нашел ссылки и ознакомился со штрафами в Казахстане. На всякий случай наклеечку RUS приобрел за 30 руб. Знаю что по закону она не нужна, но опять же по совету бывалых на форуме, приклеил. Машина гарантийная, полтора года ей, поэтому особой подготовки не требовалось. Закачал в навигатор карты России и Казахстана. Кстати карта Казахстана так и не запустилась, хотя скачал штук 5 разных, но увы. Навигатор в 80% случаев выручал и прокладывал маршрут правильно. Туда проложил маршрут целиком, отмечая, куда надо заехать. Обратно небольшими участками. И так и так нормально маршрут прокладывал. Только в Самаре поводил кругами, часа полтора потеряли в пробках, в Волгограде строят путепровод, объезд проложил уж как то мудрено. Холодильник автомобильный, куча вещей и машина под завязку. В Сибири сказали знакомые холодно, поэтому взяли вещи потеплее. На машину КАСКО, зашел в страховую и оформил допсоглашение по страховке на Казахстан. Кстати бесплатно. Мало ли что.
Планировали выехать 15 июня, но по разным причинам выезд задержался, и смогли выехать только 20 июня вечером. Почему вечером, дело в том, что в Краснодаре на объездной пробка в районе шлюзов была в то время не маленькая. Я там перед этим, что в одну, что в другую сторону потерял больше часа. А так ночью проехали без проблем. В Новороссийске заправился до полного (бак на 70 литров) на ЛУКОЙЛе 92-м по 28,55. Следующая заправка была перед Волгоградом на ЛУКОЙЛе 92-м, но по 28,30. В Краснодаре повернул на Усть-Лабинск, Кропоткин, чтобы объехать трассу М4, там сейчас строительство новой дороги с развязками идет до Павловской второй год, ограничение 40 и обгона нет. На Кропоткин трасса хорошая, 3 полосы, обогнать есть где. В Воронежской остановились, часа 3 подремали в машине, дети на заднем сиденье продолжали спать, а я поехал. В Белой глине позавтракали, обедали уже в Котельниково. Дорога в Ростовской области стала хуже, а в Волгоградской еще хуже. ДПС встретились до Волгограда только на постах: в Краснодаре, при повороте на Сальск, в Зимовниках, перед Волгоградом, ну и в самом Волгограде несколько экипажей дежурили. Хоть это был и выходной, но пробираться по городу пришлось полтора часа. Далее до Волжского 30 км. Итого от Новороссийска 940 км, средний расход 6,1, средняя скорость 70 км/час. Ночевка у знакомых. Замучила мошкара невозможно спокойно стоять на открытом воздухе. Выехали на следующий день рано утром и планировали доехать до Самары. Поехали по правому берегу Волги через Дубовку, Камышин. Дорога сплошная колея, ямы. Перед Дубовкой ремонт сделали и можно разогнаться, но прямо на въезде в Дубовку висит камера, и оттормозиться очень сложно, обратите на это внимание. Там же купили вдоль трассы сгущенку со вкусом персика, сливок и т.д. по 150 руб. за литровую бутылку. В Саратовской области дорога стала получше волгоградской. В Саратове пошли по объездной, но проехать мимо Саратова не получилось, родня обиделась, пришлось заехать повидаться. В итоге за день прошли всего 425 км, средняя скорость 71 км/час, средний расход 6,5. В Саратове мошкары уже не было. В обед припекало до +35, жарковато, обошлись без кондиционера, на скорости хорошо обдувает. Но и, наверное, потому что в обед практически уже приехали. На следующий день надо было доехать до Самары. Почему не дальше? Просто там было, у кого остановиться. Пробег небольшой, поэтому выехали почти в обед.
2 варианта: через Вольск, Сызрань или Маркс, Чапаевск. На форуме читал про большие пробки в Сызране, решили в итоге завернуть на новый мост Пристанное и на Маркс. Заехали на Дубковский мясокомбинат, там цены недорогие, советую. Дорога на 70% плохая, загруженность средняя. В Балаковском районе следующая заправка на ЛУКОЙЛе 92-м по 28,30 до полного. В начале Самарской области ремонт дороги, но ограничение мало кто выполняет, и вот от такого встречного гонщика камень попадает в лобовое — трещина. В Самару заехали в неудачное время — конец рабочего дня, пробки. Вечером успели погулять по набережной. Итого за день пробег 450 км, ср. расход 6,7, ср.скорость 72 км/час. За весь день ДПС только на посту у моста Волги.
Наутро выехали из города сравнительно быстро, но сразу за городом по трассе М5 ремонт дороги в итоге ограничения в скорости, обгон запрещен, объезды, куча фур, трасса узкая две полосы. Начались засады ДПС на протяжении всего дня. По плану должны доехать до Челябинска.
До обеда осилили только 300 км. Обедали в Башкирии на природе в лесочке. Пока я полчасика вздремнул, дети земляники насобирали. До Уфы километров 50 и после дорога в две полосы в обе стороны с разделителем. Далее до Омска в города не заезжали, по объездным шли. Перед нами лобовая — фура с легковой, зрелище не для слабонервных, поневоле станешь осторожней на обгоне. Началась Челябинская область — Уральские горы. Красота, фотографироваться можно хоть на каждом повороте. Много сувениров продают, самогонные аппараты в интересном исполнении, картины из камней. По ценам как-то дороговато получается. Очередная заправка Лукойла на выезде города Сим 92-й по 27,95 до полного. Скажу сразу, что хуже этого бензина мне по дороге не встретилось, разве только в ауле в Казахстане. Кстати, это была последняя лукойловская заправка вплоть до Новосибирска. До 100 км/час еле выжимал, на обгон очень тяжело идет. До следующей заправки так мучился. Ехали, пока не стемнеет, а темнеет очень поздно, в отличие от нас. По местному 23 часа — еще сумерки. Около поворота на Миасс заночевали в придорожной гостинице. Номер стоит 1000 руб. Кроме двух кроватей и стола ничего нет, даже окна. Удобства на этаже. Выбирать не приходиться, да и 6 часов поспать можно и так. Итого за день от Самары проехали 750 км, ср.расход 6,3 л, ср. скорость 70 км/час.
Проснулись рано, кипяток для завтрака дали в кафе при гостинице. Позавтракали своими запасами и тронулись дальше. Горы вскоре закончились, дорога хорошая 120 км/час можно почти все время ехать. Но надо быть внимательным, например, по объездной Челябинска, машин нет, дорога отличная, но вовремя заметил — стоят с радаром.
Обедали уже в Курганской области. Не доезжая Петухово, свернули в объезд Казахстана на Бердюжье — Ишим. В Бердюжье заправились на Газпромнефти 92-м по 28,4. Атаковали оводы. Невозможно не только из машины выйти, но и окна открыть — роем стучатся в окна.
Тут ещё и дорога закончилась — осталось одно направление, по которому можно ехать только со скоростью 20 км/час по ямам, и облако пыли и туча оводов вокруг машины. Включили кондиционер и почти 15 км тащились. Зато красиво вокруг — озера и березы.
Это Тюменская область. По дороге до Ханты-Мансийска на 800 км поворот на Омск. Далее дорога чередовалась хорошая с плохой, ремонтами. Тем не менее, ср. скорость за этот день вышла 81 км/час, ср. расход 6,7, а пробег до Омска 1050 км. В Омск въехали уже затемно. С одной стороны, хорошо — нет пробок, с другой, ориентироваться без навигатора было бы проблематично. ДПС, кроме Бердюжье на посту, больше не видели. Ночевали у родственников. Живут они на берегу Иртыша, и на утро, прогулявшись по берегу, искупался в Иртыше. Пообедав, выезжаем в сторону Новосибирска.
Трасса «Байкал» хорошая, скорость 120-130 км/ч. На границе с Новосибирской областью заправился на Газпромнефти 92-м по 27,40 до полного. Бензин хороший. Ремонт дороги встречается, но не много. Только остановишься — атакуют комары, да такие крупные, хорошо хоть оводов нет. ДПС в этот день не встретили. Трасса средне загружена.
Новосибирск проходим, не останавливаясь, уже затемно. Направляемся в Бердск, нас на въезде встречают знакомые. Пробег 690 км, ср. расход 6,6, ср. скорость 82 км/ч. Вот и прошла неделя пути. Здесь мы задерживаемся на несколько дней. Так как машина гарантийная, надо пройти ТО-2 (на спидометре 30 тыс. км.) в дилерском центре в Новосибирске. Хотя записывались заранее по телефону, все равно пару дней пришлось подождать. ТО-2 делали почти 5 часов, помимо замены фильтров, масла и т.д. поменяли по гарантии правый сальник тяги. Цена вопроса 7700 руб. Пока делали машину, мы поехали в зоопарк. Наша задержка почти на неделю выезда из Новороссийска стоила нам отдыха на Алтае. Мы просто не успели туда съездить. 1 июля надо было пересечь границу. Рано утром мы выехали из Бердска. Температура воздуха показывает +8. В общем-то все дни, проведенные в Сибири, были прохладными +10 +17, так что теплые вещи были кстати. На выезде на газпромовской заправке заправляю до полного 92-й по 27,50.
До Барнаула ехали по трассе «Чулымский тракт», который доходит до границы с Монголией. Дорога узкая, но по качеству хорошая, да и фур нет. Где-то за 100 км до Барнаула трасса становится двухполосной в обе стороны с разделителем.
На границе с Алтайским краем ДПС дежурила с радаром под знаком ограничения скорости. До границы больше их не встретили.
От Барнаула ушли на Рубцовск, где и пообедали. Дороги в Рубцовске очень сильно разбиты.
Далее до Веселоярска нормальная дорога. Очереди на границе вообще не было. Осмотр машины практически визуальный, проверка документов, заполнили миграционки на казахской стороне. На выезде из погранзоны оформил страховку на машину на 15 дней за 300 р. Все это заняло 1 час. И вот мы уже на трассе на Семей. Сразу бросается в глаза отсутствие машин и попутных, и встречных. Да, не сравнить с движением на Кубани. За 70 км до Семея насчитал с десяток машин да один автобус до Рубцовска прошел. И еще к чему привыкать пришлось, так это к ямам. Они настолько глубокие и так неожиданно появляются, что приходится проявлять чудеса фигурного вождения. Лучше по такой дороге не торопиться, себе дороже. Зная по описанию на форуме, что все такие здесь дороги, приходится привыкать к осторожной манере движения. Да и знаки ограничения скорости 50-70 практически везде. Жол пол не встретились.
В Семее нашли по адресу, где живет родня, поехали искать обменник. Поменяли рубли по курсу 4,72 в банке. Кстати, это был самый выгодный курс из всех впоследствии. Взяли местную симку Актив с выходом в Интернет. Раз навигатор не работает, решили вставить симку в планшет и по Google-картам дальше ориентироваться. Итого пробег от Бердска 680 км, ср. расход 6,8, ср. скорость 72 км/ч. Ночевать машину отправили на охраняемую стоянку за 200 тенге. Так как привлекала нездоровое внимание, идут и оглядываются. Тем более, что куча вещей в машине. Утром на выезде из города заправились на Гелиосе до полного 92-м на 4950 тенге, это 45 литров по 110 тенге. После выезда из города ремонт дороги на Калбатау (Георгиевку) 30 км ехали по степи со скоростью 30 км/ч. Затем дорогу сделали 20 км, но стоит ограничение 50 км/ч. Стояли с радаром замеряли скорость.
Далее 70 км дорога хорошая — 110 км/ч без ограничений. Не доезжая до Калбатау (Георгиевки) 15 км, дорога заканчивается, начинается щебень, быстро не разгонишься, жалко машину, да и трясет сильно, а местные носятся. Прижимался, как мог, к правой обочине, думаю, отскочит булыжник, стекло-то лобовое уже треснуло. Не заезжая в Калбатау (Георгиевку), дорога уходит направо на Аягуз. До Аягуза дорога так себе, с ямами, надо быть начеку, поэтому скорость около 80-90 км/ч. Была мысль доехать до Аягуза через Караул. Но поспрашивав местных в Семее, отказался. Как сказали, что от Караула до Аягуза дороги нет.
В Аягузе нам советовали не останавливаться, что мы и сделали. На выезде пост со знаком СТОП. Остановились, ждем. Вышел из поста, глянул на нашу машину, махнул рукой и пропустил, не проверяя. Дорога стала чуть лучше, меньше ям, и скорость можно увеличить. Не доезжая где-то 100 км до Учарала, начало смеркаться. Думаю, с такой дорогой в темноте точно в яму залечу. Но, к моему удивлению, ямы закончились, дорога стала просто отличной. Даже в темноте можно было держать скорость 110-120 км/ч, тем более, что машин практически нет ни встречных, ни попутных. В Учарале пост проезжали уже в полной темноте, тут мы тоже никого не заинтересовали. За постом поворот направо на Алматы. Проехав по трассе еще 50 км до Кабанбая (Андреевки), уходим с трассы налево в сторону китайской границы. Там в предгорьях Алатау конечная точка нашего путешествия — аул Коныр. Где мы в живописных местах провели неделю. Итого в дороге почти 10 часов от Семея, прошли 635 км, ср. расход 6,2 л, ср. скорость 58 км/ч. От Новороссийска — 5760 км.
Неделя прошла в отдыхе. С небольшими местными переездами. Трещина от скола расползлась в обе стороны по всей длине стекла. Ну что же, все равно по КАСКЕ поменяю. Наступил момент отъезда. Машина загружена по полной программе. Дали нам меда, варенья малинового. Пришлось расталкивать в ниши, где запаска лежит. Выехали рано утром по направлению Алматы. Заправились в Кабанбае на Казмунайгазе 95-м (92 не было) по 130 т., на 3000 т. получилось 23 литра. Бензин, кстати, неплохой. Трасса средняя, скорость можно держать 100 км/ч. Раньше здесь дорога была хуже — стиральная доска плюс колея.
Утром еще доехали до Кызылагача. По трассе встретилась только одна засада, где было ограничение 50, встречные вовремя предупредили. В Кызылыгаче заехали к знакомым, узнать, как они после наводнения живут. Думали, ненадолго, но пока мы не поели шашлыков, пельменей и всего остального, время было уже после обеда. Через 40 мин. были в Талдыкоргане, но выехать из города смогли только под вечер. Опять же, пока со всеми знакомыми повидались.
На выезде заправились на Газпромнефть 92-м по 110 т. до полного 40 л. Бензин чуть хуже.
Дорога средняя — около 90-100 км/ч можно ехать. Участок после перевала Архарлы делают, поэтому 25 км ехали по степи. Удивило приятно, что объездные участки поливали водой, чтобы не было пыли. Около Капчагая можно уже ехать и побыстрее. Заехали в Алматы уже поздно вечером. На въезде нас встретили знакомые и препроводили к себе домой в Акжар. Сами, наверное, не смогли бы в темноте сориентироваться. За день пробег 560 км, ср. расход 5,7 л, ср. скорость 62 км/ч. На следующий день поехали на Медео. Движение в городе очень интенсивное. Все время в напряжении. Были там не очень давно. Но за это время там построили канатную дорогу до Чимбулака. Взрослый 2500 т., детский 1500 т. Ехать на канатке в кабинке минут 15, красота просто изумительная. Жаль, дождик не дал в горах полюбоваться пейзажами, снег был очень близко, температура +18 (в городе +30).
Вечером заехали в супермаркет Магнум. Как сказали местные — самый дешевый. Купили больше чем на 30 000 т. На подарки взяли коньяк «Казакстан» и «Бахус» от производителя бахус по 750 т. и 795 т., шубата по 400 т., детям набрали халвы, шоколадок, конфет рахатовских — очень нравятся. Приехали домой, и до сих пор запас еще есть. Вечером нас угощали шашлыком из баранины, который таял во рту, приготовили казы и бешбармак, и все это запивали ранее купленным коньяком. Надо сказать, выпили довольно много, и на утро было состояние вполне ничего, коньяк хороший в Казахстане. Надо было ехать на барахолку, где и провели весь день. Хочу сказать, что турецкий товар стоит так же, как и у нас, а вот китайский очень дешевый, если фабричный то и качественный. Набрали, в общем, всего. Дальше ехать можно было двумя путями: через Балхаш—Караганду—Астану и выехать в Челябинской области или через Шымкент—Кызылорду—Актобе—Уральск и выехать в Саратовской области. Второй путь был мало описан в интернете, но по нему короче до Новороссийска порядка на 500 км, а это практически лишний день пути. Решили все-таки поехать по нему. Выехали утром из Алматы и через Каскелен выбрались на трассу Бишкека. Трасса хорошая, есть участки с разделителем, есть без.
В Кордае заправились на Гелиосе до полного на 4000 т — 36 л по 110 т. До Бишкека оставалось 24 км. Повернули на Кайнар (Благовещенка). Около поворота построен большой рынок, вероятно, для приграничной торговли, но он пустует. Не доезжая Благовещенки, уходим по грунтовке налево. Осторожно, не сверните на старую дорогу, сейчас построили новую бетонку хорошего качества с разделителем. Дорога проходит в 100 метрах от границы с Киргизией, проходит через Чуйскую долину.
Везде вдоль дороги пограничные вышки. Много птиц попадает под машину, дорога ими усыпана. Не знаю почему, слышал, что много конопли там растет, вот они и наедаются ею. Такая отличная дорога заканчивается за 15 км до Тараза. Дальше до въезда в город и по объездной — очень плохая. После 15 км от Тараза снова хорошая бетонка, которая заканчивается за 90 км до Шымкента. Далее до города старая дорога с заплатками тянется через пригороды с ограничением скорости. Купили по дороге арбуз по смешным ценам на вечер.
Дальше ехать побоялись, чтобы не заночевать в степи, хотя часа 3-4 можно было по светлому еще ехать. На окраине Шымкента гостиниц не встретилось и нашли около автовокзала и центрального рынка. Номер полулюкс за 5000 т в сутки, машина под охраной. Две кровати, сплит, телевизор, душевая кабина. В общем отлично. Проехали 680 км, ср. скорость 72 км/ч, расход 6,2.
Выспавшись, позавтракали, заехали на рынок за овощами. Цены дешевле кубанских, например, помидоры 130 т. за кг, огурцы 170 т., а вот менять рубли оказалось невыгодно — курс 4,4. Но делать нечего, тенгешки закончились, пришлось менять. Выезжали из города полчаса, движение — кто как захочет, без правил, или какие-то свои правила здесь.
До Туркестана дорогу построили почти на 80% с разделителем. Объездная вокруг Туркестана тоже почти готова, делают развязку на выезде на Кызылорду. Там же на выезде остановились обедать в чайхане. Были приятно поражены, как вкусно и дешево. Заказали шурпу, лагман, каурдак, чайник чая, и все это на 1800 т. Особенно детям понравился каурдак. Я никогда не видел, чтобы они наперегонки ели мясо. Это действительно очень вкусное блюдо, которое, к сожалению, дальше нам больше не встретилось. Набрали воды в бутылки и поехали на Кызылорду.
Купили туркестанских дынь по 100 т за штуку, практически даром. У нас такие на рынке стоят по 80 руб. за кг. Дорога сделана наполовину, начались объезды, скорость снизилась, и только к вечеру въехали в город. Заправились в Казмунайгазе до полного на 6700 т, по бортовому компьютеру должно было хватить более чем на 1100 км, т.е. практически до Актобе.
Проехали всего 450 км, если заночевать в Кызылорде, то на следующий день по такой дороге мы не сможем проехать 1100 км, поэтому решили ехать, пока не стемнеет, и надеяться, что встретим гостиницу по пути. Часа 3 светлого времени у нас было в запасе. Выехав из города, 50 км по хорошей дороге пролетели быстро. Потом дорога закончилась, и пошли сплошные объезды около 100 км по степи со скоростью 20-30 км/ч. Уже совсем затемно въехали в Жусалы. Нам объяснили, как найти гостиницу. Где-то в центре около вокзала нашли гостиницу «Алматы».
Стандартный номер стоит 9000 т, но на ночь за 4500 т отдают, машину загнали во двор под охрану. Душ не работает, обливаемся из бутылок. Кровати так скрипят, что с трудом засыпаем, даже не ужиная. В дороге были почти 14 часов, проехали 630 км, ср. расход 6,1, ср. скорость 53 км/час. Как говорится, почувствуйте разницу — днем ранее проехали больше за 9 часов, не говоря про участок от Урала до Омска, где за день прошли больше 1000 км. Но хорошо хоть столько проехали. На следующий день предстоял не менее тяжелый участок, судя по описаниям на сайте. Проснулись рано, позавтракав, выехали дальше. На выезде жолполовцы замеряли скорость на ограничении 50, и опять пошли объезды. На одном из них сели на брюхо в пухляк. Помог вытолкать парень из встречной машины.
Объездов стало меньше встречаться. В районе Байконура дороги нет. Еще не сделали. Ехали по пустыне, зато нафоткались с верблюдами. Их здесь очень много встречается, практически до границы с Актюбинской областью. В Айтеке-би купили холодненького шубата, очень кстати. Жара +40, спасает кондиционер. Окна открыть еще нельзя, так как с со стороны Арала дует очень сильный ветер с песком, дорогу переметает, видимость падает до 50 метров.
Напоминает зимнюю пургу. Приходится уже задумываться о заправке, бензин подходит к критическому уровню. С этими объездами расход увеличился, да и кондиционер дал о себе знать.
Заправок и жилья вообще нет. Тут бы пригодилась канистра в запасе. Пообедать остановились на развилке Иргиз. Вышло дороже, чем вчера, и не вкусно. Сказали, что в Иргизе можно заправиться. Это от трассы 25 км. Завернули, но отъехав от трассы 7 км, дорога закончилась, чтобы по ямам не трястись, вернулись на трассу. Далее ехал не быстро, экономя бензин, накатом. Через 80 км вижу аул и в нем заправку, но она такая древняя, что пистолет в бак не пролезает. Бензин есть только 93 по 115 т . Колонка не работает, но стукнув ногой пару раз по ней, слышу — заурчала, и через лейку заливаю 20 л. Добавил присадку Castrol, которую брал с собой на всякий случай. Как и ожидал, бензин неважный. Расход просто огромный, стрелка на глазах падает, тяга плохая, но выбирать не приходится — машина едет. Пески и верблюды к этому времени закончились, начались степи и туча саранчи. Потом отмывали долго. В Карабутаке наконец нормальная заправка — Казмунайгаз, заправляю 92 на 5200 т 27 л по 110 т. Машинка ощутимо поехала быстрее. Дороги после Кызылординской области просто идеальны. Вечером въехали в Актобе.
Проехали через весь город, очень понравился. На выезде из города остановились в гостинице. Номер за 5500 сутки с завтраком, машина под охраной. Удобства на уровне, всем понравился. В пути почти 14 часов, пробег 945 км, ср. расход 7,0, ср. скорость 72 км/ч.
Встали рано, завтрака не дождались, оказалось, в Актобе время отличается от Астанинского на 1 час. Дорога в сторону Уральска после Актобе 30 км объезды со скоростью 30 км/ч. Далее 400 км хорошая трасса, а 20 км перед Уральском опять объезды со скоростью 30 км/ч. В Уральске на всю оставшуюся наличку на Казмунайгазе заправляемся почти 29 л. Проехали через город, напомнил чем-то Саратов — такие же дома.
От Уральска до границы дорога плохая с ямами 102 км, хотя ремонт идет, видели. Перед границей на пригорке ограничение 50 и засада жолпол, не нарушая, проезжаем мимо под грустные взгляды блюстителей закона и здесь же видим заправку Гелиос. Но налички уже нет, а так хочется заправиться подешевле, чтобы хватило хотя бы до Волгограда. Спрашиваем, можно ли по карте Visa заправиться, и о чудо, платеж проходит, и мы до полного заправляем бак. Почему-то оказалось так дешево, за 20 л в переводе на наши сняли 300 руб. На границе очередь 11 машин вместе с фурами. От Актобе до границы 585 км. За час прошли паспортный контроль. Осмотр поверхностный, и в 6 вечера мы въехали в Саратовскую область, близ Озинок.
Дорога лучше казахской, без больших ям, но ехать быстро нельзя — стиральная доска, и так до Ершова 150 км. После Ершова 150 км до Энгельса дорогу сделали, можно ехать нормально. Пошел дождь, чего от Новосибирска не было. Вечером затемно переехали Волгу близ Пристанного, и в Дубках у родни остановились на несколько дней. В дороге были 16 часов, проехали 910 км, ср. расход 7 л, ср. скорость 68 км/ч. До Волжского поехать решили по левому берегу Волги, чтобы заехать на место приземления Гагарина.
В Пристанном с утра остановились на Волге, покупались — вода хорошая, но зеленая, цветет. Обедали в кафе на границе с Волгоградской областью, интересно оформлено, пофотографировались. Дорога по левому берегу длиннее на 120 км, ехали через Палласовку.
Опять попали на границу с Казахстаном. Заправились на Лукойле (последний раз заправлялся на Лукойле на Урале) 92-м по 28,30 35 л на 1000 р. Проезжали Быковский район, который славится своими арбузами, хотя и некуда особо класть, но взяли и арбузов, и дынь на пробу. Дорога узкая, большей частью хорошая, больше 100 км/ч можно ехать, и машин практически нет, трасса пустая. Напомнило дорогу в Казахстане. За день пробег 540 км, ср. расход 6,1, ср. скорость 72 км/ч. Несколько дней отдыхали в Волжском. И, наконец, последний наш день пути. Из Волгограда как всегда выезжали очень долго, больше полутора часов. Поехали по дороге Котельниково—Сальск. Дорога оставляет желать лучшего, хоть ям больших нет. Как говорится, все познается в сравнении. До этой поездки думал, что хуже дорог Волгоградской области нет, ан нет, теперь знаю, что хуже и значительно может быть. В Котельниково как всегда купили рыбу горячего копчения по 150 леща и 100 руб. сазана. Очень вкусная. Перед Краснодарским краем заправился до полного, так как в Краснодарском крае самый дорогой бензин. Сравнивать есть с чем — столько проехал. В этот раз проехал через Тихорецк по городу, далее через станицы с выездом на трассу Дон в районе станицы Журавской. Дорога так себе, груженные камазы, дорога узкая, много ограничений. Больше не поеду. Трассу Дон до Краснодара до сих пор делают, скорость 40 км/ч без обгона с засадами ДПС. Времени теряется много на этом участке, лучше объехать. Далее по объездной Краснодара на Новороссийск. В районе Абинска делают ремонт дороги. Вечером приехали в Новороссийск. Пробег 935 км, ср.расход 6,5, ср. скорость 67 км/ч.
Итого пробег составил 10 150 км при ср. скорости 63,5 км/ч и ср. расход составил 6,7 л/100 км. Затраты на бензин вышли в переводе на рубли 19 000 руб. плюс 4 000 руб. на гостиницы. Остальные ночи ночевали у друзей и родни. Штрафы — 0 руб., по почте за полтора месяца тоже ничего не пришло. Машина показала себя достойно — ни одной поломки не было. Да, иногда тяжело было, но впечатлений больше. Увиделись со всеми, с кем только можно, да и по деньгам вышло почти в 5 раз дешевле.