|
Зимой, у жителей нашей страны популярен отдых если не на местных горнолыжках, то где-нибудь на тропических морях. На наших, российских морях, зимой, как правило, не отдыхают. Ну разве что на Чёрном море, где-нибудь в Ялте или Сочи. Посчитав, что читателям Дрома будет интересно узнать, как обстоит дело с зимним отдыхом на другом российском море — Японском, я и пишу этот отчёт. Может быть, кто-то узнает места, в которых уже бывал летом. А возможно, кого-то занесёт в Приморье по делам именно зимой. И при этом захочется выкроить несколько дней на отдых у моря. Пускай даже такого ледяного и негостеприимного, как в январе.
Вообще-то, мы и не собирались ехать отдыхать. Изначально требовалось отвезти ребёнка на зимних каникулах в English Camp — детский лагерь с углублённым изучением английского, в пригороде Владивостока. А пока дитё будет в лагере, чтобы не мотаться домой, за 500 км, побыть сначала во Владивостоке, а потом в пригороде Находки на турбазе, встретившись там со всеми своими родственниками.
Дорога из Дальнегорска до Владивостока, протяжённостью без малого 500 км, заняла 6 часов. Асфальт везде был сухой, так как в Приморье в этом году аномально сухая и солнечная зима. По сути, ноябрь не закончился, а продолжался весь декабрь и даже залез в середину января. Вокруг не было ни снежинки, в лесу только сухая листва.
Поселились сначала на три дня в гостинке на окраине ул. Русской, рядом с лесом. Проживание в сутки 1500 р. Вылазки по делам (если честно, по торговым центрам) перемежались с вылазками на природу. Для начала покажу, как выглядел Владивосток на новогодних каникулах.
В центре города имеется немного странный и непривычный горный парк, расположенный на вершине сопки Орлиное Гнездо, на высоте 150-200 м над уровнем моря. Парк, конечно, громко сказано. Скорее — клочок леса, сохранившийся благодаря крутизне склонов, не позволявших вести высотное строительство. Но как в любом крупном городе, центр — слишком лакомый кусок, чтобы его не застроить. И конечно, здесь всё-таки построили высотки. В результате получился странный парк, прогуливаясь по которому, можно заглянуть в окно 25-го этажа в доме напротив. Место фотогеничное, не хуже фуникулёра, расположенного гораздо ниже. И при этом здесь не много народа. Правда, высотки скоро совсем заслонят вид на Золотой мост. И да, ветрище зимой не благоприятствует рассиживать тут на скамейке.
На склонах сопки Орлиное Гнездо.
Золотой мост скрылся за домами.
По центру — освещённое подсветкой здание краевой администрации. Двадцатиэтажка, в 1970-х самое высокое здание Приморья. За ним и левее, строящийся 153-метровый жилой дом, который станет самым высоким на Дальнем Востоке зданием.
Наступает ночь, позолотившая Золотой мост светом автомобильных фар.
В горном парке поздним вечером.
Центр Владивостока с Орлиного Гнезда ночью.
Конечно же, погуляли мы и по площади и набережной. На краю площади Борцам за Власть Советов возвели храм с золотыми куполами. Архитектура XIX века соседствует с современными высотками, клаксоны автомобилей смешиваются с гудками тепловозов и океанских судов. Короче, Владивосток — это гремучая смесь Европы и Азии, континента и океана, старины и современности. Космополитичный город. На улицах много корейцев. От китайцев их можно отличить по отсутствию галдежа. И держатся они маленькими группками, в отличие от китайцев. В последние годы наблюдается всплеск интереса со стороны Южной Кореи к Владивостоку, самому ближнему к ним городу России, где можно почувствовать себя в Европе. Имеется паромная линия, становится всё больше и больше авиарейсов во Владивосток из Сеула, Пусана и других корейских городов. Поговаривают даже, что недалёк тот год, когда появится прямое пассажирское железнодорожное сообщение Владивосток — Пусан через КНДР.
С одной стороны, жаль, если в результате объединения двух Корей серьёзно трансформируется уникальный для нашей планеты строй, который сейчас наблюдается в КНДР — своего рода социально-политический заповедник коммунизма. Совершенно однородный мир — это уныло и неинтересно. Но, с другой стороны, было бы классно нам, жителям Приморья, в двух днях езды на личном авто, обрести свои субтропики. Всё-таки, 10 дней езды до Сочи, это долго и утомительно, когда всего в двух днях езды мог бы быть Пусан. В этом плане (съездить на юга на своей машине) жителям европейской части России попроще.
Ну, а пока продолжаем гулять по новогоднему Владивостоку. Традиционный ёлкопад обошёл на этот раз Владивосток стороной. Из-за сильных зимних ветров лишь в Пластуне, на севере края, падала центральная поселковая ёлка.
Пересечение Светланской и Алеутской.
На площади Борцам за Власть Советов.
К этой карете пришлось отстоять очередь из желающих сфотаться.
Светящийся две тысячи девятнадцатый.
На Набережной в Спортивной Гавани установили светящиеся фигуры. Много праздно шатающегося народа, везде царит весёлое и благодушное новогоднее настроение. Покушать зашли в кафе «Не рыдай», расположенное в «Версале». Если, находясь в центре города, захочется вкусно и недорого поесть, то это хорошее место. Я специально не пишу про посещения дорогих ресторанов с изысканной кухней, театров, океанариума и прочих раскрученных туристических объектов. Как жители Приморья, часто бывающие во Владивостоке, там мы побывали уже не раз, поэтому про их посещение пусть лучше напишут люди, приехавшие во Владивосток впервые. А я лучше напишу, куда можно выехать за город, размяться и подышать свежим воздухом.
В самом городе мне нравится маяк на Токаревской кошке. Если сразу написать про минусы этого места, то, конечно же, это многолюдность. Иной раз бывает нелегко сделать снимки, чтобы в кадре никого из посторонних не было. Немного раздражают автомобили, едущие по кошке до опоры ЛЭП. В таком автомобилизированном городе хочется пройти хотя бы километр, чтобы рядом не проехал ни один автомобиль. А в остальном там чудесно. Летом можно наблюдать всевозможные посудины, проходящие проливом, а зимой у маяка не редкость встретить ларгу или касатку.
Поездку за город логично организовать на остров Русский. Можно совместить проезд по самому длинному вантовому мосту мира с прогулками у незамерзающего моря или с посещением крохотных островов, вмёрзших в припай заливов. Я прогулялся на остров Фальшивый и на остров Папенберга. Хотел ещё сходить на остров Ахлёстышева, но позвонила жена и позвала домой.
В глубинных районах острова Папенберга.
Зато на следующий день я «оторвался», сходив после обеда на остров Скребцова, расположенный в Амурском заливе, в двух километрах от берега города. Вот это реально «место силы», так как, чтобы добраться туда, нужно приложить определённые усилия. В принципе, со второй половины января лёд в заливе уже настолько крепок, что туда без проблем можно доехать на авто, зная местные условия и безопасную траекторию. Но в последние годы машин рыбаков на льду значительно поубавилось. Видимо, ГИБДД или МЧС стали чаще устраивать облавы на любителей носиться по морю на автомобиле. Наверное, это и к лучшему. Будет меньше провалившихся. Да и гулять приятнее в белом безмолвии, а не тогда, когда мимо тебя под разными пересекающимися курсами проносятся машины со скоростью под сотню.
В белом безмолвии. Своей тенью я указываю на трёхкилометровый низководный мост Седанка — п-ов Де-Фриз.
Своими очертаниями остров Скребцова (в народе Коврижка) похож на торпеду.
Пляжи на острове исключительно устричные.
На острове я застал пару человек, таких же гуляк. Но солнце стало клониться к закату, и я остался там совсем один. Неподалёку, на кромке припая, рычали ларги. Волны тихо шуршали прибрежной шугой. По воде и молодому блинчатому льду пролегла солнечная дорожка цвета меди или бронзы. В такие моменты возникает странное ощущение, как будто ты очнулся и смотришь на мир широко открытыми глазами, где всё интересно, всё завораживает. Как бы объяснить? Вот, вроде бы перед тобой привычный мир, но стоит тебе представить, что ты инопланетный турист, то окрестности предстают пред тобой странными, необычными, полными неземной красоты.
Из Владивостока выехали под вечер. Перекусили за Артёмом в кафе «Компот», расположенном на перевале. Немного поблуждали на пути от Находки к посёлку Золотари, где мы забронировали турбазу. К ней мы подъехали уже в темноте.
Турбаза «38 самураев», где мы остановились, расположена на берегу зал. Восток. Рядом есть ещё «Якорь», «Лукоморье», возможно, ещё какие-то турбазы. В-общем, это скопление турбаз похоже на небольшой курортный посёлочек. После краткого новогоднего оживления, турбазы снова погрузились в зимнюю спячку. Странные ощущения возникают, когда бродишь поздним вечером среди разукрашенных гирляндами ёлок, мерцающих фонариков, новогодней праздничной мишуры, но при этом все куда-то запропастились. На небе ярко сияют звёзды, тяжело вздыхает под шубой плавающего битого льда Японское море, ветер треплет мишуру и гоняет по песку пляжа сухие дубовые листья. Одиноко горит фонарь, вдалеке лает собака, и тарахтит генератор. Новый год, ау-у-у! Где все люди?! Для кого всё здесь разукрашено разноцветными огнями?
Идём в дом. Огромный трёхэтажный коттедж, скорее, минигостиница, с четырьмя номерами на каждом этаже, только для нас. Три семьи заняли три номера, но фактически застолье, где все собрались, только в одном.
Турбаза «38 самураев» относительно новая. Рядом с корпусами ещё только разбиваются минипарки в японском стиле. Рядом находится пресноводное озеро. На озере можно кататься на коньках, на ватрушке за машиной, есть парочка буеров. До моря примерно 150 метров. Летом здесь, вероятно, недурственно. Во всяком случае, несмотря на стоимость четырёхместного номера 4500 руб. в сутки (двуспальная кровать и раскладывающийся диван, вероятно, для семьи с двумя-тремя детьми, санузел), номера на лето бронируются буквально с осени. По словам администратора, отдыхают здесь не только с Приморья и Хабаровска, но и с Сахалина, Магадана и даже с сибирских городов иногда приезжают.
На территории создаются мини-парки в японском стиле.
Кухня на первом этаже, где можно готовить.
Вид с балкона вечером. В Приморье не часто увидишь закат над морским горизонтом. Только зимой и только из района Находки, как здесь и сейчас. Справа виден остров Аскольд и кусочек острова Путятина.
Нам с женой пять дней обошлись в 10000 руб. Основным занятием у нас было совместное застолье с многочисленной роднёй (11 человек вместе с детьми). Все повыкладывали на стол всевозможные вкусняшки. Креветок сменяли кальмары, кальмаров гребешок, гребешка нерка и икра. Всё запивалось вином, а затем и чаями с пирожными. Изредка заставляли себя оторваться от стола и погулять по берегу моря или озёрному льду.
Пляж песчаный. На склоне турбаза «Лукоморье».
Залив Восток. Летом вода здесь прогревается лучше, чем на побережье открытого моря. Но зимой тут образуется шуга.
Дикие пляжи за окраиной турбазы.
Я пожалел, что не взял с собой гидрокостюм. Вообще, в зимнем отдыхе на море определённо что-то есть. Я не имею в виду тёплые тропические моря. Само собой, очутиться среди зимы в лете — это кайф. Но в этом кайфе нет ничего необычного. Тёплое море бывает летом и в России. А вот сделать необычным зимний отдых турбазам Приморья вполне по силам. Да, с 30 декабря по 3 января забиты народом не только горнолыжные турбазы, но и те, что располагаются на побережье. Но ведь можно отдыхать и не только на новогодних праздниках, а в течение всей зимы. Самое простое, что можно придумать — баня на пляже. Из парной, да в холодное море — ух! Сейчас уже начали строить крытые бассейны с подогреваемой морской водой, как, например, «Тёплое море» возле Славянки в Хасанском районе. А съехать по горнолыжному спуску прямо на пляж, отстёгивая крепление лыж под шум прибоя? А потом взять в прокате сухой гидрач и заняться сёрфингом или дайвингом.
Когда-нибудь так и будет, ну а пока приходится развлекать себя самим. Самое главное, что в Приморье имеются турбазы, которые и зимой могут предоставить весьма комфортные условия для проживания на берегу незамерзающего моря. А снарягу можно и свою привезти. Было бы желание интересно и необычно провести время.
Побережье зал. Восток в сторону Находки (п. Приисковый). Где-то здесь отрабатывалась прибрежно-морская россыпь золота.
Моряки отправились в дальнюю дорогу.
Вид на турбазу с озёрного льда.
«Лобное место». На территории можно жечь костёр.
На обратном пути из Находки заехали на речку Каменная, перед Руднево. Между слоем толстого прозрачного льда и дном, в узком зазоре набилась рыба. Идёшь по льду, а из-под ног удирают рыбёшки, блестя чешуёй.
Прогулка по льду реки (лёд на самом деле очень толстый и прозрачный).
Четырёхрядное шоссе с Артёма до Находки потихоньку строится. Годиках в 30-х уже можно будет носиться с ветерком между тремя крупнейшими городами Приморья. По полуострову Муравьёва-Амурского, на котором расположен Владивосток с пригородами, уже последние 6 лет можно ездить быстро и не напрягаясь, благодаря расширенной автомагистрали М-60, трассе Седанка — Патрокл и ставшей более свободной шаморской трассе.
Быстро объехав все точки в городе, куда нужно было заехать по делам, выдвинулись из города. Всё-таки у бесснежных зим имеются и плюсы — отсутствие гололёда, а вместе с этим и отсутствие аварий, заторов и пробок.
Времени было уже 4 часа, когда, забрав дочу из лагеря, мы понеслись по автодороге Уссури. Некоторое время отнял объезд по пыльной грунтовке в районе Осиновки, где рухнул мост. Перекусили в Ивановке, во всем известной столовой. В это время солнце коснулось горизонта. Окончательно стемнело, когда подъезжали к Арсеньеву. За Арсеньевым трасса стала совсем свободной. Домой, в Дальнегорск, приехали в 10 вечера, намотав по краю чуть более 700 км.
Ну и напоследок несколько фоток с оставшихся дней зимних каникул.
Так как со снегом этой зимой не заладилось, приходится юзать коньки. Горбушинское водохранилище превратилось в крупнейший каток Дальнегорска.
Лёд очень толстый, сантиметров 60-80.
На его поверхности кое-где разбросаны куски минерала дигидрида кислорода (льда по-нашему).
Мороз и солнце, день чудесный!
Сверху народ словно мухи на битом стекле.
Вот такая в этом году зима в Приморье.