Как я стал перегоном, или Дальний Восток—Западная Сибирь на Subaru Impreza в ноябре 2010 года

20.12.2010 | 77224 просмотра

Вступление

Здравствуйте, уважаемые форумчане и гости этого замечательного Интернет-ресурса под названием Drom.ru. Замечательного — сказано без преувеличения, так как зарегистрировавшись здесь почти полгода назад под профилем Rastabarabasta, я почерпнул для себя очень много новой и интересной информации о японских автомобилях, аукционах, авторынках, автопутешествиях и перегонах.

Поклонником японского автопрома я являюсь с 2007 года, когда был куплен автомобиль Nissan AD. Это наш первый автомобиль в семье, и связано с ним очень и очень многое, о чём рассказывать, конечно, здесь будет не в тему, так как это совсем другая история. Скажу лишь, что срок владения им был у нас 3,5 года, покупали через фирму, с аукциона весной 2007-го года. За всё это время он ни разу не подвёл, служил верой и правдой, и я относился к нему с большой любовью и уважением. Обслуживал его вовремя, и находился он всегда в отличном состоянии:

Наш Nissan AD: 2001 г.в., 4WD, 1,8 л., салон был без излишеств

Но вот прошло время, и приближалось десятилетие нашего любимого автомобиля. Кроме того, так получается, что в ближайшем будущем я, возможно, уеду на время из родного Новосибирска. Автомобиль останется с мамой, поэтому решили мы поменять авто на более комфортабельный и более «свежего» года, более подходящий для неё, в общем. Слово — дело, выставили нашего любимца на продажу (очень тяжело было, скажу я вам прямо, отрывал от сердца и со слезами на глазах).

Спустя десять дней его у нас забрали, и тогда стали думать о новом авто. Заранее был отметён вариант отечественного авто и какого-нибудь нового бюджетного авто с салона. Нацелились на правый руль, желательно без пробега, и стали ждать двадцатых чисел сентября: примут или нет антинародный регламент о запрете постановки на учёт машин с «неправильным» (по мнению правительства) VIN-кодом. Но мы-то с вами все знаем, что неправильные не VIN-коды, а мозги у нашего правительства. Таким образом, хватило у них ума не принимать этот техрегламент. Внесли поправки, мы вздохнули с облегчением, и тогда я впервые намекнул маме о том, что можно бы было за машинкой и самим смотаться во Владивосток, на «Зелёнку».

После месяца жарких дискуссий и споров всё-таки было решено ехать во Владик! :) К тому времени я уже прочитал последние 50 отчётов о путешествиях и перегонах, отзывы о некоторых автомобилях, изучил всё об аукционах, ежедневно «мониторил» цены во Владивостоке и с беспокойством следил за их стремительным ростом из-за укрепляющейся йены. Во всём этом мне, конечно, помог Drom.ru, спасибо скажу ему ещё не раз! :) Решили ехать с мамой вдвоём. Вопрос стоял только в одновременном отпуске её и моём. В начале ноября, наконец, мы смогли выйти в отпуск. Я взял только неделю. Приплюсуем праздник 4 ноября (+ 4 дня), и таким образом, у нас имелось 11 дней на всё про всё.

Решено было ехать на поезде, так как билеты даже в купе, но на верхние полки (спасибо акции ОАО «РЖД»), стоили в несколько раз дешевле, чем перелёт Новосибирск—Владивосток.

Путь во Владивосток

Итак, решено, сумки собраны, билеты на руках, едем! :) Выезжали из Новосибирска вечером, 4 ноября, в четверг. На вокзале нас с мамой провожала моя любимая. Она, кстати, поддерживала меня с самого начала во всём, огромное ей спасибо за это! :)

В купе познакомились с попутчиками — молодой семейной парой из Хабаровска — Борисом и Еленой. Почти сразу легли спать, так как выезжали в 22:30 по местному.

Ночью проехали небольшую восточную часть Новосибирской области и весь Кузбасс. Утром проснулись — а за окном уже Красноярск.

Вокзал в Красноярске мне нравился всегда.

Крытые перроны смотрятся очень по-европейски.

Главный и самый легендарный поезд страны «Владивосток — Москва».

А это я на фоне нашего поезда.

На мне, кстати, обычные сланцы, в которых я проеду весь перегон, несмотря на то, что на улице уже будет зима во многих регионах. Для любого времени года сланцы — лучшая обувь для водителя в дальних поездках!

Ночью проезжали Иркутск, поэтому фотографий оттуда у меня нет. Помню лишь, что город очень разбросан, везде вода и какие-то болота. Иркутск оставит очень неприятные впечатления у нас на обратном пути, но обо всём по порядку.

Рано утром на следующий день подъехали к Байкалу. Красота неописуемая! Батюшка Байкал, священное море, уникальная экосистема планеты! В Байкал впадает 300 рек, а вытекает одна — Ангара.

Когда три года назад по этим же местам я ехал на рыбную путину на о. Сахалин в составе студенческого стройотряда (да, возрождаются такие традиции, представьте!), сосед по плацкарту — танкист-контрактник (ехал в Кяхту из Астрахани) рассказывал за пивом много забавных историй про озеро. Говорил в частности, что баргузин — это ветер с Байкала. Когда он дует, то сдувает бездомных кошек на улицах Улан-Удэ, и они, бедные, летают по городу и бешено орут. Бред конечно, но запомнилось тогда:)

Как мог — запечатлел эту жемчужину планеты и огромное достояние нашего народа из окна несущегося на скорости 100 км/ч поезда. «Газпром» — национальное достояние? Это достояние кучки акционеров и властьимущих. А вот Байкал — национальное достояние по праву! :)

Только проехали Слюдянку.

Во многих местах вода начинает подмывать ж/д насыпь.

С этим борются, устанавливая по берегам бетонные блоки, плиты, строят волнорезы от берега, чтобы уменьшить недовольство озера, опоясанного железной дорогой. Как вольный зверь на привязи, простирается Байкал, привязанный к России-матушке с севера — БАМом, а с юга — Транссибом.

А этим людям повезло.

Повезло в том плане, что они живут на берегу самого чистого озера в мире, пользуются его дарами и благами, и, надеюсь, ценят это и относятся к нему с должным уважением и любовью.

Риторический вопрос: когда в России научаться сначала думать, а потом делать?! С какой целью надо было строить на Байкале целлюлозно-бумажный комбинат? Зачем там на самом берегу стоит огромная тепловая электростанция, засоряющая чистейшую воду своим конденсатом и изменяющая температурный фон озера? Как вообще могла появиться мысль о прокладке по дну (!) озера нефтепровода?! Да, всё это рабочие места, но Россия — огромная страна, и других мест для постройки подобных предприятий у нас предостаточно. Я люблю свою страну, но никогда не понимал и не принимал своего правительства. В России живём, как говорится…

Уже в Бурятии, при подъезде к Улан-Удэ, начались живописные горы с расположенными вблизи них дачами (эх, знал бы я, как непросто с непривычки придётся ехать по серпантинам где-то в этих горах обратно… я же на равнине живу, по равнине и ездил до сих пор :)):

Дачи при подъезде к Улан-Удэ.

Мост через Селенгу — основной приток Байкала.

Красивейшие склоны с живописным лесом

Проехав ещё совсем немного, прибыли в столицу Бурятии — город Улан-Удэ. Всё те же три года назад пробыл там более суток в чрезвычайно гостеприимной семье. Отведал всех национальных блюд, в числе которых, конечно же, были и знаменитые бурятские позы! Улан-Удэ — очень своеобразный город, с развитым движением трамваев (вагоны все новые), знаменитой огромной головой Ленина на центральной площади, пешеходной улицей в центре. Запомнились неприятные моменты: грязь на улицах (сметённые месяц назад и так и неубранные кучки мусора, мусор даже в фонтане на пешеходной улице) и весьма запущенное состояние многих памятников (даже «мать Бурятия» зарастает травой). А в этот раз запечатлел только вокзал:

Вокзал в Улан-Удэ.

В Читинской области, то есть теперь — Забайкальском крае, погода улучшилась, небо прояснилось. Но вместе с тем, живописные пейзажи за окном сменились не радующими глаз безжизненными холмами, лишенными всякой растительности. И это неудивительно, потому что зимой здесь морозы -40 и ветер, а летом пекло +40, и всё выгорает на жарком солнце. Немногочисленные кустики вдоль железной дороги заботливо окружаются пропаханной полосой для их защиты от пожаров. По склонам бродят тощие коровы и, видимо, умудряются добыть в этой полупустыне себе хоть какой-нибудь корм.

Безжизненные холмы Забайкальского края.

Самое удивительное, что здесь умудряются жить люди.

Уже ближе к Амурской области на безжизненных прежде холмах появилась растительность, и глаз стали радовать миниатюрные, стройные берёзки, сначала робко спрятавшиеся от ветра на склонах и в складках местности, а потом всё более осмелевшие, уже растущие на равнинах, у подножий и покрывающие все склоны почти полностью:

На холмах появилась растительность.

Читу, к сожалению, проехали ночью, и ничего сфотографировать я не смог. По прошлому разу помню, что на привокзальной площади там очень красивый храм.

Перед Читой поезд очень долго стоял в поле, так как где-то в том районе был сход железнодорожных вагонов с путей. Задержка нашего поезда в итоге составила почти семь часов, но мы надеялись, что за оставшиеся тысячи километров пути до Владивостока поездные бригады сумеют несколько сократить это опоздание.

В Амурской области зафиксировал очень красивый мост через реку Зею, который только что проехали.

Мост в Амурской области через р. Зея.

Железная дорога имеет многочисленные пересечения с межсистемными воздушными линиями 500 кВ:

Двухцепная ВЛ 500 кВ.

Эти линии построены от Зейской, Бурейской ГЭС — мощнейших электростанций на востоке страны. Печально только, что мощность этим электростанциям выдавать некуда и электроэнергией снабжать тоже некого. Вроде решено продавать энергию китайцам. Одна линия постоянного тока в Китай уже есть. По телевизору в новостях недавно слышал только, что в Амурской области строят вторую линию, и китайцам электроэнергия этих ГЭС обходится по 40-60 копеек за 1 кВт*ч, а местным, российским потребителям — по 3 рубля, промышленным предприятиям — ещё дороже. Здесь обойдусь без комментариев.

В Еврейской автономной области, в Облучье, сфотографировал вот такой вот пригородный поезд — электровоз тянет один пассажирский вагон:

Пригородный электропоезд.

Немного непривычно, потому что у нас пригородный электропоезд — это электричка 8-10 вагонов. Но там, видимо, нерентабельно гонять такие большие поезда, потому что народу мало.

Облучье в ЕАО.

Только когда проезжаешь по Транссибу целиком, — до конца понимаешь, насколько сложно было реализовать подобный проект, как в техническом, так и в финансовом плане. Самая длинная железнодорожная артерия мира имеет на своём пути бесчисленное множество пересечений с ручьями, речушками и реками, а для этого необходимо строить железнодорожные мосты, являющиеся сложными техническими сооружениями. Транссиб также рассекает несколько горных систем, что вызвало необходимость строительства ещё более сложных технических сооружений — тоннелей. Длина некоторых из них достигает порой нескольких километров:

Один из тоннелей на Транссибе.

Близился конец пути, и в последнюю ночь мы прибыли в столицу Дальневосточного федерального округа — Хабаровск. К этому городу у меня отдельное отношение, так как я находился там продолжительное время три года назад, пока мы ждали пересадки на поезд до Ванино, дабы попасть потом с помощью паромного сообщения на Сахалин. Тогда город мне очень понравился, и я просто влюбился в него. Огромные красивейшие соборы, чистая и ухоженная набережная, широкие освещённые проспекты с удивительными по своей красоте фонарями, центральная площадь с фонтанами… Запомнились памятники двум отцам-основателям города — Хабарову и Муравьёву-Амурскому. Как раз в те года Хабаровск был признан лучшим городом России по благоустройству, и в знак этого его виды были размещены на только выпущенной тогда, новой пятитысячной купюре.

В этот приезд город показался мне ещё краше, так как закончилась реконструкция на привокзальной площади.

Вокзал в Хабаровске с обратной стороны.

В Хабаровске сошли наши попутчики — Борис и Елена. За четверо суток пути мы, конечно, к ним привыкли. Борис скинул мне на телефон фото амурского тигра в природе. Сказал, что эти снимки делали его знакомые, когда ходили в тайгу.

Вот он — хозяин приморской тайги!

Имеет довольно миролюбивый характер и не боится людей. :)

В последнее время российская популяция хозяина приморской тайги в дикой природе увеличилась примерно до 450-500 особей. Во-первых, наверное, из-за принимающихся мер по охране этих животных. А во-вторых, из-за их миграции к нам с территории Китая, потому как китайцы охотятся на них нещадно.

Вообще, по словам Бориса, китайцев на Дальнем Востоке уже не просто много, а очень много. Это уже переросло в экспансию. Китайцу, женившемуся на русской и получившему российское гражданство, правительство КНР выплачивает значительную сумму денег, поощряя тем самым заселение китайцами российских просторов.

Один день во Владивостоке

В поезде прошла последняя ночь, и, наконец, утром, в 9 часов по местному времени, с трехчасовым опозданием (машинисты всё-таки сократили, молодцы), мы прибыли во Владивосток. После такого длинного пути радости не было предела! :)

Вид от ж/д вокзала в сторону Золотого Рога.

Ж/д вокзал со стороны города.

Перед поездкой с помощью интернета я изучил вопрос по гостиницам и такси во Владивостоке. Но так как поезд за место 5-6 утра по-местному прибыл во Владивосток в 9 утра, то особого смысла селиться в гостиницу мы не видели. Это бы повлекло за собой потерю полдня ценного времени, которого у нас и так было не очень много. Таким образом, было принято, как оказалось потом, верное решение: сумки сданы в камеру хранения вокзала, и решено было ехать сразу на «Зелёный угол».

В день нашего прибытия погода нас встретила весьма негостеприимно. В предыдущий день шел дождь, а ночью и в утро нашего приезда выпал снег и похолодало, было объявлено штормовое предупреждение. Не лучшая погодка для прогулки по авторынку, который к тому же расположен на сопках и со всех сторон обдувается сильным ветром с океана, скажу я вам! На улице было не ниже -5 градусов, но ощущения были примерно похожими на те, которые испытываешь в Новосибирске в -30. В тот момент я был очень доволен тем, что мы оделись очень тепло и были с мамой в зимних куртках! :)

В салоне связи вблизи вокзала купили местную сим-карту. Как выяснилось позже — зря. Родной «Билайн» обеспечивал стабильный приём там, но только в режиме 3G. Я настроил свой телефон и уже не парился по этому поводу. У девушки в салоне спросили, как доехать до авторынка, она ответила, что на автобусе №7т от вокзала до конечной, и дальше пересаживаться надо.

Сели на автобус № 7т, проезд 11 рублей, как у нас в муниципальном транспорте. Нас повезли, и я стал следить по своей предварительно распечатанной карте города, что ехали мы несколько в окружную. Пока ехали — наблюдал интересные картины, как народ на летней резине адаптировался к внезапной перемене погоды. В частности видел, как водитель микроавтобуса Toyota Hiace, выезжая из двора под крутую горку юзом и ловко умудряясь при этом ещё и управлять машиной, чётко вписался в плотный перпендикулярный поток на улице. Другие водители, конечно, это видели и предусмотрительно притормозили, запустив этот микроавтобус.

Доехав до конечной остановки, мы вышли. Там дальше спросили у прохожих, на каком транспорте доехать до рынка, на что нам ответили, что до ул. Нейбута, там где авторынок, примерно две остановки, и мы пошли пешком.

После непростого пути по тротуарам, заваленным снегом, да ещё и в горочку, мы, наконец, достигли конечной цели нашего столь долгого путешествия, места паломничества и своеобразной «Мекки» для поклонников правого руля в нашей стране — авторынка «Зелёный угол».

Самое время поговорить о марках машин, которые у нас были на примете. Иначе, не имея конкретного представления о желаемой марке авто, можно проходить по «Зелёнке» весь день и ничего не выбрать. Итак, рассматривались Nissan Tiida и Nissan Note, Suzuki Aerio и Suzuki Swift, Toyota Corolla, Honda Civic Ferio, а также Subaru Impreza Wagon. Так много марок, потому что мама слабо в них ориентируется, и для неё, естественно, был важен, прежде всего, внешний вид автомобиля.

Сразу отмечу, что фотографий самого авторынка у меня мало, потому что при штормовом ветре даже руки из перчаток доставать не хотелось, не то что фотографировать.

Ввозят всё меньше, поэтому на авторынке много машин уже «непроходных» годов с пробегом по России.

Высоковольтная линия прямо над головой.

Цены на авторынке не порадовали и оказались несколько выше ожидаемых. Причём они растут до сих пор, в чём продавцы в один голос обвиняют стремительно укрепляющуюся японскую йену.

Первым посмотрели Nissan Tiida, седан, 4WD, 2006 года. Полупьяный продавец клялся в идеальном техническом состоянии и аукционной «четвёрке» с буквой В. При подробном осмотре авто и его салона я подверг его слова сомнению. Сомнения подтвердились, когда в глубине бардачка был обнаружен скомканный аукционный лист с оценкой «3С». Ценник был озвучен воистину космический!

Дальше посмотрели Suzuki Swift (показался ну уж очень маленьким и низким, и мотор слабоват при общем красивом внешнем виде и хорошем оснащении салона), Nissan Note (также низковат, но салон смотрелся совсем убого, наверное была такая комплектация), Toyota Corolla (была на механике, так как автомат и цвет, отличный от белого, в наш бюджет уже не вписывался).

После примерно 1,5-2 часов поисков мы увидели то, что, как я надеялся в глубине души, понравиться маме: в толпе своих японских собратьев, покрытые сантиметровой корочкой льда и занесённые снегом, стояли две Subaru Impreza Wagon, одна — серебристая, другая — красная. Я стал откапывать «морду» серебристой от снега, и тут же несколько сбоку, в отдалении, услышал звуковой сигнал и увидел мигнувшие фары у Toyota Land Cruiser 200. Это оказался хозяин, Евгений, оптовик, и стоявшие на этой стоянке несколько десятков машин принадлежали ему. Серебристая «Суба» оказалась полноприводной, 2005 года, а красная — передний привод и 2006 год. Ценник у них одинаковый и нас полностью устраивал.

Внешний вид машин нам понравился и мы приступили к более детальному осмотру. С мамой сошлись на варианте с полным приводом.

Осмотр салона выявил след от сигары (!) на коробке АКПП и потертость водительского сидения. Более ничего фатального. В салоне стоял телевизор с DVD, но при этом штатная магнитола, правда, с CD.

Завести машинку смогли не сразу из-за разрядившегося аккумулятора и также разрядившегося зарядного устройства. Тогда Евгению пришлось подгонять свой внедорожник и прикуривать уже от него.

Вот она, пока ещё безжизненная.

Прикуриваем от TLC 200.

Машинка завелась, послушал двигатель, полазил под капотом (оказался пониженный уровень масла в коробке), посмотрел ПТС и номера кузова и двигателя. Сразу понравилось то, что на холодную «Суба» сначала держит 1 800 оборотов, потом, по мере прогрева, обороты падают до 600. Это обеспечивает очень быстрый прогрев, быстрее, чем на «Адешке». Да и какие там были обороты, я не мог оценить, так как не было тахометра.

Ещё немного поторговались и пошли делать справку-счёт. После этого Евгений сел за руль и сам выехал с рынка и спустился по довольно крутой дороге, сплошь покрытой снегом и льдом, до автозаправки на ул. Нейбута, спасибо ему за это! Сам, на летней резине, я бы чувствовал себя на такой дороге более чем неуверенно.

Заправились (бензин дороже 27 рублей за литр 92-го — и так вплоть до Читы — 26-27 рублей), и, остановившись возле киоска быстрого питания, стали думать, как быть дальше. Прежде всего, надо было очистить ото льда боковые зеркала, и я сходил в киоск за кипятком. Лёд я потихоньку оттаял, и было принято решение ехать на летних колесах искать зимние, так как дороги в городе представляли уже не наледь, а грязевую кашу из снега и песка, и было не так опасно, как с утра. Поехали искать известный всем местным, но не нам, «Тёщин язык». Здесь хочу отметить, что я представлял, что это некий рынок, а оказалось, что местность или район города с витой улочкой, вдоль которой продаются автомобильные шины и диски.

Остановившись у одного из таких магазинов, я осведомился о цене. Продавец кавказской национальности назвал высокую цену за комплект полуизносившейся зимней резины. Ладно, поищем ещё.

Заехали в магазин автозапчастей, чтобы купить масло, оказалось, «Mobil» не на розлив, а в заводской упаковке найти весьма проблематично. И тут я совершил ошибку — заглушил (!) машину впервые после того, как её завели на «Зелёнке». Естественно, после попытки завестись я вспомнил о «дохлом» аккумуляторе, который ещё не успел зарядиться. Благо, ребята из магазина помогли с проводами и прикурили тут же от своего джипа. Провода, кстати, я сразу после этого купил. Аккумулятор не стал покупать, так как наш был новый, просто сел от длительного простоя.

Дальше нашли таки комплект колес — «Toyo», с минимальным износом и по приемлемой цене. Нашли масло по цене почти в два (!) раза дороже, чем в Новосибирске, фильтр масляный нам продали не тот, как выяснилось позже.

Пока переобувались, дошёл до ближайшего СТО, договорился о замене масла в двигателе.

На шиномонтажке интересные домкраты. Мастер на шиномонтажке, кстати, оказался новосибирцем и сделал скидку :). Вообще, новосибирца ещё видели на «Зелёнке», переезжают туда наши.

На СТО.

На СТО выяснилось, что, помимо масла в двигателе, надо бы заменить и в коробке, так как там уровень масла не просто пониженный, а уже масляное голодание коробки началось. Сделали и это, для себя же машину берём всё-таки!

Мастер оказался очень хорошим человеком, всё объяснял, рассказывал. Он два года работал в Японии. Сразу определил пробег по-своему. Оказался больше фактического на 20-25 тысяч, смотали всё-таки… Выяснился ещё один неприятный момент — не работал насос стеклоомывателя и не брызгал на лобовое стекло. Предположили, что возможно там была вода, и она замерзла. Я залил в бачок незамерзайки, но за всё время нахождения в тёплом боксе ничего не изменилось. Ладно, решили отложить этот вопрос до дома и утешились тем, что на обратном пути уже везде будет зима, и такая функция не пригодится (знал бы я тогда, как я ошибался, и сколько придётся терпеть).

Мастер посоветовал не выезжать в этот же день из Владивостока, так как Уссурийск будем проезжать, когда будет темно, и рассказал историю, которой чрезвычайно напугал маму. Якобы в Уссурийске после досмотра на посту ДПС звонят в Спасск-Дальний, и там тебя уже ожидают на трёх машинах нехорошие люди, просто «редиски», и требуют плату за проезд в размере 300 европейских рублей. Ну я взял это на заметку (уже столько наслушался про Уссурийск и Хабаровск), и поехали мы на вокзал, сумки из камеры хранения забирать.

Тут как раз кончился рабочий день, начался час-пик — в городе пробки:

Пробка на одной из улиц Владивостока.

В толпе машин увидел земляка :).

Старинные здания в центре города — очень красиво!

Вообще, во Владивостоке много машин, причём, праворульных, на новосибирских транзитах нового образца. Что это? Туда уже машины гоняют продавать?

Увидели стройку века — мост на остров Русский к саммиту АТЭС в 2012 году.

Строительство моста на о. Русский.

Высота башенных кранов впечатляет!

Единственное, о чём очень жалею, так это то, что не посмотрел военные корабли в бухте. Всю жизнь мечтал увидеть наш Тихоокеанский флот. Ну ладно, в другой раз — обязательно! :) Вообще, Владивосток — это город, в котором, конечно, стоит задержаться подольше, потому что посмотреть там есть что.

Приехали на вокзал, забрал сумки, позвонил любимой, и выдвинулись на выезд из города. Фотографировать приходилось всё самому, потому что мама была несколько напугана плотностью потока и не решалась взять в руки фотоаппарат, хотя за рулём-то был я! :)

Хотелось сфотать памятник на площади, а получилось — только кусок здания парламента :)

Пару раз свернул не туда (навигатора не было). Знал лишь, что надо было стремиться к пр. Столетия Владивостока, судя по моей примитивной карте. После «поворотов не туда» делал приличные крюки по городу, так как большинство улиц односторонние, и развернуться сразу после ошибки уже не получится. В итоге, попали мы на нужный нам проспект, который удивил нас своей шириной и полным отсутствием указателей на Хабаровск. Ехали, сомневались, но я чувствовал, что туда. Ну что ж, дамы и господа, начинается, собственно, перегон, который у каждого свой!

Перегон

Итак, до Уссурийска 120 км. Залили бак до отсечки и скоренько двигаем до него. Помня увещевания автомастера, решили доехать до уссурийского поста ДПС, а дальше, если досмотрят, то на посту и заночевать.

Дорога хорошая, правда, везде идёт реконструкция. Посредине строится эстакада и трассу, видимо, хотят поднять на неё. Снега на трассе нет, грязи тоже нет, похолодало. Еду, осваиваю наконец все функции машины, привыкаю к ней. Движок у «Субы» оппозитный, подвигов от него я не ждал. Но на удивление, он оказался довольно приемистым. Ни разу не дав двигателю больше 3000 оборотов на этом отрезке пути, я остался очень доволен его динамикой и разгоном. Более сложная ходовка чётко отрабатывала и проглатывала все неровности асфальта — просто песня после примитивной и деревянной у «Адешки». Линзованная оптика была не только красивой, но и чётко освещала дорогу. Помимо всего этого салон с полным электропакетом, климат-контролём, электрозеркалами, яркой подсветкой, тахометром приводил меня просто в щенячий восторг! :) Для мамы, конечно, одним из важнейших факторов являлось наличие зеркал в откидных козырьках, предназначенных для защиты от солнца. :)

Заехали в Уссурийск. Сколько же было рассказано нехорошего про этот город. Просмотрен фильм «Спец», и даже какой-то израильский фильм про Виталия Дёмочку и т.д. Но тем не менее, какого-то особого страха у меня не было, немного другие времена, всё-таки.

На интересном перекрёстке, где указатель на Хабаровск был не только «прямо», но и «налево», я поехал прямо. Видимо, зря, потому как дальше указатели совсем пропали, и я просто ехал куда-то и поворачивал куда-то уже просто по главной дороге. Мама, естественно, поднимает панику, что мы заблудились, и надо разворачиваться. Что может быть веселее, чем заблудиться ночью в Уссурийске? Правильно, — заблудиться ночью в Хабаровске! :)

Еду дальше и вижу шиномонтажку. Остановился под крики мамы. Спрашиваю у мастеров, как проехать на Хабаровск, на что те отвечают, что ещё немного прямо до кольца, на котором направо, и всё, это и будет выезд. Поблагодарил их, успокоил маму, и поехали мы на выезд из города. На посту, кстати, не стали останавливать, а только пристально посмотрели на меня, из чего я принял решение ехать дальше, до Спасска, и заночевать где-нибудь там.

После Уссурийска первый раз (!) после поезда остановились в кафе поесть. Наелись до отвала: первое, второе, блинчики, чай — 480 руб. на двоих. Теперь, когда пройден весь путь, можно вынести вердикт, что ценник дороже среднего.

Дорога до Спасска запомнилась непротяжённым участком гравийки (километра 3) и ухудшением погодных условий — пошел мокрый снег. При обгоне фур тут я впервые ощутил неудобство от неработающего омывателя, из-за чего приходилось останавливаться, протираться и опять обгонять те же фуры. Уже позже, при подъезде к Хабаровску, я придумал способ с бутылочкой: наливаешь воды в бутылку, делаешь отверстия в пробке и прямо на скорости открываешь окно и поливаешь себе на «лобовик». При этом у тебя заливает весь рукав, и вода попадает в салон, но что делать? Постоянно останавливаться, а потом снова обгонять всё те же лица — вообще не вариант.

Когда уже выпало достаточно мокрого снега, начало вдруг опять подмораживать. После очередного обгона какого-то грузовичка немного принажал на педаль тормоза, когда уже был на своей полосе, и меня просто понесло (в первый раз ощутил, что такое ABS, на Nissan AD её не было. Она меня и сбила с толку). Хорошо, вовремя соорентировался, и действовал только рулём, убрав ноги от педалей (привод-то полный). Кое-как выровнял машину. Мама и, наверное, водитель грузовичка были в шоке.

На посту в Спасске-Дальнем сонный инспектор проверил документы, номера кузова и двигателя, осведомился о наличии аптечки, знака и огнетушителя, на что я ответил, что они есть (хотя их не было) и пошёл пробивать по базе. Долго и вяло одним пальцем что-то тыкал на клавиатуре, после чего пробубнил «счастливого пути», и отпустил с миром. :)

Отъехав примерно 200 м от поста, я увидел перегонов: рядышком стояли Nissan Tiida и какой-то свежий микроавтобус Honda, и немного в стороне, сиротливо, Nissan Note. Они спали, и так как времени уже был час ночи, то и я решил последовать их примеру, и, помня заповедь «Перегон перегону — брат, сват, друг, жена и т.д., короче самый близкий и незаменимый человек в пути», заехал прямо между «Ноутом» и теми двумя, поставил селектор на «Р», поднял ручник, выключил фары, приготовился спать, короче. На улице похолодало до -11 градусов, поэтому двигатель решил пока не глушить.

Тут вдруг в «Ноуте» показалось лицо (причём, оно показалось мне знакомым), опустилось стекло, и тогда я тоже опустил своё.

— Слушай, у тебя нет чего-нибудь, чтобы оттереть белый маркер с «лобовика»? — был задан мне вопрос.
— Здравствуйте! — я говорю.
— Здравствуйте!
— У меня только «незамерзайка», — говорю.
— Давай попробуем.

Попробовали — не оттерлось. Только потом оттёр, когда капнул бензином с пистолета на заправке.

Познакомились, разговорились, зовут Олегом его.

— А куда едешь? — спрашивает.
— В Новосибирск, — говорю, — а вы?
— Нуу, мне поближе! — из чего я делаю вывод, что ему куда-нибудь не дальше Читы. И тут говорит мне — В Томск! И давай «на ты»!

Вот это встреча на Эльбе! :) Поедем вместе, очень нужная встреча. Тем более, что Олег оказался не просто дилетантом, как я, а перегоном-профессионалом, который гоняет машины уже много лет и помнит времена двух тысяч километров полного бездорожья на «федералке», беспредела на дорогах и всех прочих прелестей.

Более того, оказалось, что мы ехали в одном поезде, нашем, новосибирском, и ещё и в одном вагоне! Вот почему мне его лицо показалось знакомым! :)

Гнал он этого шустрого, как позже выяснилось, «Ноута» свояченице в Томск.

Поговорили, и легли спать, условившись стукнуть с утра друг другу в окно, смотря кто первым проснётся.

В первый день, а точнее — вечер, пройдено 250 км.

Ночью мне удалось немного поспать. Вообще, спать в машине не могу — дорога мерещится. Но в первую ночь этого не было, потому что ещё не устал.

Проснулся в 5:30 утра, разбудил Олега. Протёрли глаза и по принципу «Завтрак надо заслужить»(с), выдвинулись в путь.

Через 150 км остановились в кафе, где Олег плотно позавтракал, а мы с мамой попили только кофе (потом пожалели об этом, потому что в следующий раз остановились поесть только вечером). Кафе было своеобразным, обклеенным деньгами (в т.ч., и китайскими), как в известном кафе «У Петра», по-моему. На стенах висели головы животных. Короче, я пожалел, что не взял с собой из машины фотоаппарат.

Поехали дальше. Олег идёт первым, как более опытный и с GPS-навигатором.

Теперь впереди меня бежит шустренький «Ниссан».

Остаток пути до Хабаровска ничем не запомнился особо, не считая начала интересных спусков-подъёмов-поворотов примерно километров за 400 до столицы Дальнего Востока. Дорога хорошая, есть небольшие участки гравийки, в целом — не более 10 км, которые активно строятся.

Запомнился Бикин — там дислоцирована крупная военная часть (забыл пофотать).

Под Лучегорском сфотографировал очень мощную электростанцию (вообще, всё это по моей тематике, потому что я — энергетик по специальности), она имела много отходящих линий высокого и сверх-высокого напряжения и даже отдельный водоём для своего охлаждающего цикла. Из всесильного интернета узнал позже, что это — Приморская ГРЭС, снабжает электроэнергией Владивосток и Хабаровск.

Приморская ГРЭС. Загрязнение окружающей среды — колоссальное.

Въехали в Хабаровский край — и тут началось. Дорога резко ухудшилась и стала на «троечку». Но это ладно. У меня другой вопрос к хабаровским дорожникам: чем они посыпают дороги или что используют в составе асфальта? При плюсовой температуре машины быстро покрылись какими-то чёрными брызгами от дороги. Эти брызги имеют «нефтяной» запах. Ехал, мучился с бутылочкой опять:

«Суба», вся уделанная чёрными брызгами хабаровских дорог.

Олег решил подлить «незамерзайки».

В Хабаровск заехали в обед, город прошли по окраинам, одна из улиц называлась, по-моему, Южный проспект. Движение оживлённое, все так и норовят влезть между нами.

В Хабаровске.

Въезжаем на знаменитый мост через Амур.

На посту ДПС, который на въезде моста через Амур, нас остановили для проверки документов, посмотрели, что в багажниках. Поздравили инспектора с профессиональным праздником, на календаре было 10 ноября — последний день сотрудника милиции (потом будет день полицая).

На мосту увидели первый отечественный автобус за долгое время.

Началась Еврейская автономная область. Дорога — на 5+, идеально ровная, правда, асфальт немного шумный.

Идеальная трасса в ЕАО.

Некоторые хотят исправить её «идеальность».

Немного спустя после границы Хабаровского края и ЕАО остановились поужинать в кафе. Очень хорошее кафе, к сожалению, не запомнил названия и фотоаппарат не взял опять. Обслуживание достойное, вкусно и цены демократичные. Во всём чувствовался былой размах, когда был пик перегонов: две раковины для мытья рук, много столов (которые теперь были сдвинуты по два), собственное подсобное хозяйство, шиномонтаж. Сейчас есть камин, огромная плазма и стоит диван. Раньше, по словам Олега, всё было уставлено столами, и было не протолкнуться от перегонов.

Немного отъехали от этого кафе — и проехали знаменитый «PitStop». На огромной площадке не было ни одной машины — тишь и пустота. Сфотать опять же не успел, неслись очень быстро.

Укладываем стрелку.

Очень быстро стемнело, дни в это время короткие, а ночи длинные. Стелу «Москва—Владивосток» проехали уже затемно, из-за чего я, конечно, расстроился, потому что у меня такой фотографии на память не будет, какая есть у всех.

Наверное вы не поверите, но это и есть знаменитая стела.

Проехали ещё несколько сот километров, и остановились ночевать уже в Амурской области, под Шимановском, на большой стоянке возле кафе, где рядом была ещё заправка «Роснефти» примерно в 23:30 ночи. Ночью похолодало значительно, мороз был ниже -20 градусов. Врубил печку потеплее — и спать.

Итог второго дня пути — 1250 км.

Спал плохо, теперь уже мерещилась дорога. Вдобавок к этому, прямо рядом с нами встала ещё какая-то фура и всю ночь не глушила дизель.

Снова соскочил в 5?30, отбил сталагмитик из выхлопной трубы, постучался к Олегу, тот попросил ещё полчасика поспать. В итоге проспали (утренний сон сладок) выехали только через полтора часа.

Проехали немного, потряслись, проснулись окончательно и тогда решили позавтракать. Остановились в одном кафе, которое раньше, по словам Олега, было очень хорошим. Но теперь оно перестроилось и стало просто ужасным! Обслуживания никакого нет (это единственное кафе за всю дорогу, где заказ тебе не приносят, а ты идёшь его сам забирать). Всё невкусное, несвежее, холодное. Греют всё в микроволновке, в одноразовой посуде (тоже единственное кафе, кстати). Из-под крана в умывальнике бежит ржавчина, короче ужас! Опять забыл сфотографировать, а зря. Надо бы создать им антирекламу!

Почистили зубы (хотя бы раз в сутки я старался это делать), умылись ржавчиной. Недовольные и полуголодные поехали дальше. На стоянке Олег дал несколько компакт-дисков (у него не было проигрывателя всё равно), в числе которых был диск Игоря Талькова. Едем, слушаем Талькова, успокаиваемся. Вдумываемся в слова песен, смеёмся, удивляемся, какой бесстрашный и справедливый был человек… Лепил правду всем в глаза, поносил власть, и его не стало… В России некоторые дела делаются быстро…

До этого ехали и слушали только радио «Маяк», которое худо-бедно ловило кое-как и кое-где в метровом диапазоне. Кстати, на радио-волнах везде китайцы. Балаболят что-то на своём смешном языке. На метровом диапазоне ловится около 30 их радиостанций. Помню, переключал радиостанции, и услышал, наконец, русскую речь: пела Алсу. Песня кончилась, и дальше ведущая радио-эфира понесла опять на китайском. Слушают они нашу музыку, оказывается.

Остатки неприятных ощущений от завтрака до конца растворились в восторге от новой идеальной федеральной трассы Чита—Хабаровск. Путин не обманул, и на всём протяжении дорога была очень хорошей. Практически вся трасса ограждена металлическими отбойниками, а в местах наиболее крутых обочин — даже в два уровня. На подъём в горах всегда две полосы, удобно, только вот обгонять некого… Дорогу построили, а для кого? Перегонов почти нет, фур тоже. Навстречу лишь изредка попадаются полноприводные «Уралы» и «КамАЗы», вахтовки, так как везде строят нефтепроводы. Так таким машинам что грунтовка, что асфальт — всё едино. Трасса идёт далеко в обход всех населённых пунктов, с заправками, по крайней мере, в Амурской области, проблем нет, везде там есть НК «Альянс». Гаишников нет, поэтому можно ехать как угодно, по какой угодно полосе. Мы всегда выбирали ту, на которой было меньше наледи (даже если она была встречной и за сплошной разметкой) и старались держать скорость 130 км/ч (жаль, не было круиз-контроля).

Идеальная автодорога везде ограждена.

Фуры всё же попадались, примерно по одной в 1,5-2 часа.

Перегоны попадались с ещё меньшей частотой…

Кое-где дорогу заметало, и появлялась наледь.

Но на всём протяжении пути попадалась техника, которая чистила дорогу.

Нередко трассу чистили и вручную.

Но в горах всё-равно заметало.

Сфотографировал линию электропередачи 110 кВ на деревянных (!) опорах. Бывает же ещё и такое…

Въехали в Читинскую область, и ситуация с заправками поменялась кардинально. Нормальные заправки куда-то исчезли, и стали попадаться лишь бочки какого-то сомнительного происхождения. Залили из одной бочки литров 20, поехали дальше, потому что по навигатору до Чернышевска оставалось не так уж и много.

До Чернышевска дотянули буквально на последних бензиновых парах (лампочка горела уже последние километров 70) вот до этой заправки:

Спасительная заправка.

Тут мама как всегда накормила всех бездомных собак продуктами, оставшимися ещё с поезда. Мы размяли ноги и поехали дальше.

А дальше снова стемнело и фотографировать было уже нечего… Подъезжали к Чите. Примерно за 120-140 км до Читы кончилась новая, идеальная автодорога и начался старенький асфальт, местами уже убитый. Это был тот самый асфальт, который некогда был единственным за все эти две с лишним тысячи километров от Хабаровска до Читы. И является абсолютно естественным тот факт, что многие люди, добравшись до него наконец, просто не сдерживали эмоций и слёз радости! Может быть, многие из вас, уважаемые читатели, обвинят меня сейчас в комментариях в том, что я этого всего не видел, не пережил, и не знаю, что такое перегон. Это ваше право. В любом случае, я с большим уважением отношусь к людям, такими же, как Олег, которые в своё время проходили «федералку» не раз. Во многом благодаря таким людям, остальные узнали о том, что можно ездить на недорогих, качественных, надёжных и комфортабельных автомобилях с правым рулём!

Читу прошли по объездной дороге идеального качества и остановились возле бывшего кафе, где всегда раньше были хорошие позы, по словам Олега. Но эта кафешка, как и многие, изменилась, перестроилась, и теперь там был какой-то караоке-бар, где отдыхали местные, а в условиях обслуживания были заложены обязательные чаевые в размере 5% от чека. Позы были просто ужасными и походили на манты, купленные в супермаркете и сваренные даже не на пару, а в кастрюле вместе с пельменями.

Повздыхали, расстроились и поехали дальше, уповая на то, что отменные позные Бурятии ещё живы и гостеприимно распахнут перед нами свои двери на следующий день нашего перегона.

Проехав ещё буквально километров 100, остановились ночевать на большой стоянке дальнобойщиков. На ней я впервые увидел сразу пять машин других перегонов (много для нынешних времён). Рядом был платный туалет и душ, и утром я решил сходить туда, так как в последний раз мылся в Новосибирске дней 8 назад. Однако встав с утра, часов в 7, отказался от этой идеи, потому что на улице ущипнул мороз градусов -30, и как-то расхотелось даже из машины вылезать, не то, что мыться идти…

Итог третьего дня пути — 1400 км.

Проснувшись наутро, также выдвинулись без завтрака, для начала. Хороший асфальт вновь закончился, и начались участки старого асфальта вперемешку с гравием. Где была их граница, я, честно говоря, не ощущал из-за того, что вся трасса была заметена снегом.

Хорошая дорога кончилась.

Возле одного неработающего кафе сфотографировал то ли собаку, то ли волка…

Самое время распределить «места» среди посещённых нами кафешек по таким критериям, как уровень обслуживания, качество предложенной еды, цены. Итак, почётное третье место — у кафе под названием «Кафе», которое расположено на расстоянии примерно 250 км от Читы в сторону Улан-Удэ.

Кафе — обладатель третьего места.

Пока мы завтракали, к кафе подъехали другие перегоны на Toyota Corolla Fielder и Toyota Platz. Причём, «Платза» перегоняла женщина. По словам Олега, сей факт встречается всё чаще по мере улучшения качества дорог.

Toyota Platz, за рулём которого была женщина.

Ближе к Бурятии начались гравийные серпантины — разминка перед тем, что ожидало нас вечером того же дня в районе Слюдянки.

Интересная дорога и отсутствие асфальта.

Въезжаем в Бурятию.

А непосредственно перед самим Улан-Удэ кончились осадки, началась чистая, бесснежная дорога очень хорошего качества. Снова начались опасные повороты, спуски и подъёмы со сплошной зоной запрещения обгона.

Качественные, но опасные дороги Бурятии.

Виды были очень красивыми, как я успевал за Олегом и ещё при этом и фотографировал, — сам не знаю.

На этих серпантинах догнали ещё одну серебристую Subaru Impreza Wagon, которая была на два кузова старше нашей машинки.

Думаю, догнали «собрата».

Они плелись еле-еле, но когда их обогнал Олег, они вдруг встрепенулись и присели к нему «на хвост», идя бампер в бампер. Представился случай, и я их обогнал через прерывистую разметку, по всем правилам, вновь встав за Олегом. Но не тут –то было… Буряты — немного вредны, такой уж национальный менталитет. За рулём в той «Импрезе» сидел молодой парень с двумя своими приятелями — надо же выпендриться перед ними…:) На очередном крутом повороте, где ничего не видно и обгонять реально опасно, они через сплошную, лоб в лоб разойдясь со встречкой, обходят таки меня. Я их запустил впереди себя, естественно, это было более благоразумным. Немного меня это взбесило, но я быстро взял себя в руки, так как они только и ждали, что я с ними буду сейчас «закусываться» на этих опасных дорогах. Успокоился и поехал за ними.

Хочу сказать здесь только одно: уважаемые автомобилисты, бурятские и хабаровские особенно! Относитесь с уважением к автомобилям из других регионов и перегонам! Если вы видите, что два перегона явно идут вместе, зачем разрывать их строй? Зачем специально влезать между ними? Я понимаю, что это может потешить вашу национальную бурятскую гордость, но это не тот случай, когда надо это делать. Люди едут из Приморья, уже не первую тысячу километров, и до дома ехать ещё не одну тысячу километров. Люди устали, нервы у них на пределе, и так, как делаете вы, делать не следует! Выдохнул…

Вредные буряты на «Импрезе» с номером, по-моему, 763, привет вам!

Едем дальше, близится Улан-Удэ. Проезжаем мост через Селенгу.

Мост через Селенгу.

Знаменитые олени на горе.

Пригороды Улан-Удэ.

Проехали бурятский пост ДПС, и о, чудо, нас даже никто не остановил! Видимо, было время обеда, и гаишник замешкался. Он явно выбегал к нам, но уже не успел осчастливить нас взмахом волшебного жезла. Ну и отлично! :)

Заслуженное 1 место среди кафе по моему личному мнению получает кафе «Кедр», которое находится через 20-30 км после бурятского поста ДПС: вкуснейший, наваристый борщ и, конечно же, позы такие, какими они и должны быть. Всё было очень свежим и горячим, и время ожидания было минимальным. Стоит отметить, что в кафе отключили свет ещё задолго до нашего приезда, однако всё было моментально приготовлено или разогрето при помощи газового баллона и подано на стол.

Кафе «Кедр» после Улан-Удэ и первое место.

Очень вкусно отобедали, и довольные и сытые поехали дальше. А при подъезде к Байкалу, тем временем, снова пошёл снег, дорогу просто замело, видимость была практически нулевой. Внезапно появлявшиеся из белой пелены встречные автомобили оказывались для тебя полной неожиданностью.

Погода ухудшалась.

Уже совсем вблизи Байкала увидели аварию: фура резко затормозила по неизвестной причине, и её прицеп занесло и стащило в кювет.

Авария на Байкале.

Как видно, была перекрыта большая часть трассы. Мы просочились, а с другой стороны уже начинала скапливаться небольшая пробка. Навстречу попались два экипажа ДПС, которые спешили, видимо, туда. Хорошо, что мы успели, потому что трассу, скорее всего, потом перекрыли, чтобы достать эту фуру.

Останавливались на трассе, и я сфотографировал Байкал.

Стемнело. Начинался один из сложнейших участков нашего длинного пути — байкальские серпантины. Узкая дорога, сплошные движения в горку, потом стремительные крутые спуски и повороты в конце спусков, очень много «шпилек». Уши закладывало постоянно. Хорошо, что снега и наледи на асфальте не было, это несколько облегчало задачу.

От Олега я, естественно, приотстал. Ещё и по тому, что маме было очень страшно, и она всячески просила меня ехать помедленнее.

Спустились в Слюдянку, и я предположил, что сложная дорога закончилась. Оказалось, что ошибся, и это была только середина пути. Дальше снова предстояло взбираться в гору, на огромную высоту. К сожалению, фотографий я не сделал, так как было уже совсем темно. Но на какой мы находились высоте — можно было оценить по огромному количеству огней, которые было видно со смотровой площадки. Там, кстати, был рыбный рынок — омуль горячего и холодного копчения, икра. Купили рыбки. Омуль горячего копчения, которого закоптили тут же, на костре, бесподобен, очень вкусно! :)

На смотровой площадке пересеклись с перегонами, которые гнали Suzuki Grand Vitara из Иркутска в Читу. Испугали их количеством снега на предстоящем пути. Навстречу, кстати, попадалось всё больше перегонов левого руля, в основном дорогих и свежих машин — Toyota Camry, TLC 100 (200 и Prado) и внедорожников других марок. Большинство автомобилей шло на транзитах 77(99)-го и 54-го регионов, что подтверждает тот факт, что новосибирский авторынок — крупнейший рынок за Уралом, где сохраняется своеобразный баланс правого и левого руля.

Что ж, продолжили наш путь, преодолев ещё несколько десятков километров серпантинов, и подъехали к Иркутску в районе 22 часов вечера. Перед Шелеховым видим такую картину:

Указатель на Новосибирск (первый за весь путь).

Картина несколько нас смутила, потому что у Иркутска объездной автодороги отродясь не бывало, а этот указатель явно свидетельствовал о её наличии. Посовещавшись с Олегом на обочине, решили всё-таки не ехать через город, а пойти по указателю на Новосибирск. Решено, поехали на развязку, выехали на новую объездную автодорогу. Там стояли грейдеры и грузовики, но мы не придали этому значения, тем более, что движению они не мешали, и никаких знаков, запрещающих дальнейшее движение, тоже не было.

Отъехав километра два от развязки, мы увидели, что дорогу нам преграждают два грузовика «Хово». Вышедшие из них и из стоявшего рядом джипа строители-дорожники в крайне агрессивной форме (от всех несло перегаром) объяснили нам, что «дорога новая, открывать её будут только завтра (приедет лично министр транспорта Игорь Левитин), и что мы, перегоны, совсем уже оборзели, знаков никаких не видим, и нам лишь бы проскочить, где полегче, чтобы через весь город не пилить». Мы были несколько удивлены такой манерой общения, но списав это на то, что у людей праздник, спокойно договорились, что развернёмся и поедем через город.

Поехали обратно, но всё оказалось не так просто. Там, где мы проехали спокойно стоявшую технику, теперь была суета, и эти строители-дорожники пытались перегородить нам дорогу, чтобы теперь поймать в ловушку с двух сторон. Видимо те на джипе, с которыми мы разговаривали только что, позвонили этим, и придумали нас не пускать. Олег сходу успевает протиснуться между грузовиком и грейдером, а я не успеваю, потому что полупьяный прораб бросается мне под колёса, и держит меня до тех пор, пока трактором мне окончательно не преградят путь к отступлению…

Нам вся эта ситуация жутко не нравится (мало ли, что у них на уме). Я выхожу из машины, прибегает Олег, он, естественно, остановился по ту сторону баррикады. Мы спрашиваем, в чём дело, — в ответ несутся маты и ругань. Подъезжают те, на джипе. Я говорю, что это вообще беспредел. Ситуация просто накаляется до предела. Строителей много, человек десять, и ситуация явно не в нашу пользу.

Из машины выходит мама. Увидев женщину, дорожники явно сбавляют обороты, потом успокаиваются совсем. Старший кричит, чтобы нам освободили дорогу и мы, наконец, уезжаем.

Ехал и думал: что это было? Олег предположил, что они просто вымогали денег за проезд. Пожалуй, я с ним соглашусь.

Проехали Шелехов, заехали в Иркутск. Транзит через город — ужасный, указателей мало. Есть совсем смешной поворот налево, на маленькую улочку с бульваром, этот поворот вообще проехать проще простого.

Иркутск — город с самым невоспитанным и некультурным движением из всех городов, которые я проезжал в эту поездку, и которые проезжал ещё до этой поездки раньше (включая Москву). Светофоры там — постольку поскольку. Все всё равно несутся на красный свет, сигналят, подрезают. Знаков приоритета вообще нет (точнее, они есть, но для тамошних водителей они, как бы не существуют). Главной всегда считается та дорога, которая главная по мнению местных автомобилистов, и точка. Ужас! Я ехал и думал, скорее бы проехать этот город. Причём, был одиннадцатый час вечера. Сложно представить, что там творится в час-пик.

Короче, проехали этот город, который оставил о себе крайне неприятные воспоминания, примерно на 150 км. Глаза просто слипались, ехали кое-как. Когда стало уже совсем просто невмоготу, остановились на пустынной стоянке возле какого-то кафе. Как выяснилось позже, это была наша последняя ночь сна в машине. До дома оставалось около 1 700 км.

По итогам четвёртого дня прошли 1 440 км. Длинный был день, но следующий будет ещё длиннее. И много плохих дорог.

Ночь прошла просто ужасно, я практически не спал. Мерещилась дорога уже от хронической усталости. Было по-прежнему холодно, около -25 градусов, но в машине тепло.

При парковке на ночлег, кстати, мы всегда соблюдали простые правила, которые необходимо соблюдать для более комфортного сна: старались вставать как можно дальше от трассы и в наиболее защищённом от ветра месте. Выхлоп должно было всегда сдувать от машины. На случай смены ветра печку надо всегда ставить в режим циркуляции по салону. Хоть окна и запотеют и замёрзнут, зато так никогда не угоришь от собственных выхлопных газов.

Отъехали от места ночлега немного, около 50 км. Увидев огромную стоянку фур, решили остановиться позавтракать в этом месте. Вышли из машин — и просто оглохли от шума работающих одновременно нескольких десятков мощных дизелей. Дальнобойщики усиленно грели свои тягачи, готовясь выдвинуться в путь.

На этой стоянке, рядом с грузовым шиномонтажом, примерно в 200 км от Иркутска в сторону Красноярска и находилось кафе, занявшее в моём рейтинге заслуженное второе место. Это было новое, только что отстроенное кафе. Называется оно «Ёлки-Палки», имеет очень хорошее обслуживание, красивый внутренний интерьер, стилизованный под русскую избу, и даже красный угол с иконами.

Кафе «Ёлки-Палки» — второе место.

На наших машинах грязь с самого Приморья.

Там же, возле этого кафе, встретили тех самых ребят, с которыми вместе ночевали на посту в Спасске-Дальнем на Nissan Tiida и микроавтобусе Honda. Оказалось, что ребята едут в Красноярск, и до дома им осталось совсем немного.

Перегоны. Едем с ними с самого Спасска-Дальнего.

Что ж, прославленное мной кафе «Ёлки-Палки» стояло как раз на границе асфальта и гравийки. Сразу после кафе начался участок гравийной дороги примерно 20-30 км, а потом гравийные участки чередовались с асфальтом на всём протяжении участка М53 Куйтун—Тулун—Нижнеудинск—Алзамай—Тайшет, и я совсем потерял им счёт. Но в таких известных своим бездорожьем деревнях, как Разгон и Пойма, уложено идеальное по качеству полотно.

Отмечу, что гравийка зимой — это, конечно, совсем не то, что летом. Все камни и ямки укатаны и ещё кое-где утрамбованы и сглажены снегом и льдом. Пыли нет. Ехать можно. Но Иркутская область и в особенности, Красноярский край в этом плане отличились. Попадались такие участки, на которых ползти быстрее 10 км/ч было крайне опасно для автомобиля, но обо всём по порядку.

Гравийка. Эта — неплохого качества.

Догнали колонну из трёх автобусов «Киа».

Они ехали уже, наверное, больше недели. Тоже из Приморья.

По такому ассорти из асфальта и его отсутствия достигли славного Нижнеудинска.

Дороги Нижнеудинска, а точнее — их отсутствие.

Зато гаишники Нижнеудинска не дремлют.

В Нижнеудинске остановились возле магазина «Дальнобойщик», в котором Олег купил себе FM-тюнер. Теперь я мог ехать за ним и на своём приёмнике ловить его музыку. Правда, дистанцию необходимо было держать не более 50 м, что не всегда было удобно из-за летевших камней из-под колёс. Кстати, о россыпях камней Олег всегда предусмотрительно предупреждал меня аварийкой, и я тут же приотставал. Кроме того, при обгонах фур, если он завершал обгон, и впереди было свободно, он продолжительно, ехал по встречке, мигая левым поворотником, мол, обгоняй! Всё это, конечно, мелочи, но приятно. Вот она, культура движения в колонне у людей какая! :)

БелАЗы на строительстве трассы М-53.

Въехали в Красноярский край, и дороги сначала пошли хорошего качества, что я в принципе ожидал от такого богатого региона. Однако это было обманчивое впечатление…

Где-то под Бирюсинском. Дорога хорошая. Пока.

Остановились передохнуть на заправке.

А потом началось… При подъезде к Канску кончается не только асфальт, но и вообще какая-нибудь мало-мальски приличная дорога. В Канске не проехать и на лошади, не то, что на машине. По незнанию, мы ещё поехали по указателям, где мало кто ездит. Указатели завели нас на какой-то объезд города по горе, где были огромные ямы, как после бомбёжки. На такой дороге засомневались бы даже танкисты! Надо было ехать через город по навигатору.

И самое смешное, что уже когда проезжаешь Канск, над трассой стоит огромный красивый щит, блистающий свежей краской «Счастливого пути!». Издеваются они, что ли?! У меня он вызвал просто приступ бешенства, потому что на канских дорогах я вспомнил все те плохие слова которые уже давным-давно забыл! Несколько раз я задевал в огромных ямах бампером и порогами, матерился изо всех сил, потому что машину было очень жалко!

Канск. Вы видите дорогу? На самом деле её там нет, это плод вашей фантазии!

Всё тот же Канск. Ещё черта города. Дорог нет по-прежнему.

Кстати, я не зря сфотографировал эту «заряженную» «Супру» без номеров, без транзитов, тонированную вкруг. Что она там делает? Ситуация весьма подозрительная…

Похожая ситуация была в Читинской области. Дорога вроде ничего. Несёмся 130 км/ч. Быстро нагоняем также «заряженную» Honda Prelude без номеров, без транзитов, тонированную вкруг. Плетётся еле-еле, 70 км/ч примерно. Олег обходит её, я готовлюсь, и тут ребята на «Хонде» ускоряются, одновременно отжимаясь в центр дороги, тем самым создавая мне препятствие для обгона. Я утапливаю «до полика», как кричал мне когда-то мой инструктор по вождению, левыми колёсами захватываю обочину, и всё-таки обгоняю эту машину. Пока обгоняю, тонированные стекла приспускаются, и на нас пристально смотрят, это чувствуется, хотя ничего не видно. Олег тоже видимо чует неладное и набирает 140-150-160 км/ч. «Хонда» держится в зеркале заднего вида километров 50, потом, наконец, отстаёт к нашему большому облегчению.

А водитель этой «Супры» был озабочен исключительно целостностью своей машины. На такой дороге его сотни лошадиных сил бесполезны, поэтому я беспрепятственно обогнал его и поехал дальше.

Что ж, проехали Канск, дорога несколько улучшилась, но незначительно. Оставшиеся 200 км до Красноярска был асфальт, местами со значительной колеёй. Дорога не чищена вообще, её даже не пытались чистить, а только посыпали, причём не песком, а какими-то мелкими камнями! Вот это у меня вызвало конкретное расстройство, потому что камни теперь летели не только от попутных, но и от встречных машин. Я получил минимум три скола на «лобовике». Олег также получил сколы, очень расстраивались из-за этого.

В довесок ко всему, резко потеплело, на дороге началась грязь. Дворники из брызг на стекле делали мазню (всё из-за того же неработающего омывателя). Пришлось вспоминать забытый уже приём с бутылочкой…

Вблизи Красноярска дорога значительно улучшилась. Объездная вокруг города — вообще идеальная. Пошёл дождик, и мне стало полегче, потому что не надо было постоянно поливать стекло из бутылочки.

Стемнело. Непродолжительный спасительный дождь закончился. Стало вообще весело: грязные фары не светят, да ещё и сквозь забрызганное стекло ничего не видно. Благо, дорога после Красноярска пошла широкая и хорошая — то ли 3, то ли 4 полосы, я не мог разглядеть из-за вышеописанных условий и каши на дороге, которая окутывала разметку тайной. Кстати, помимо всех прочих, ещё один значительный минус красноярских дорог: чистить их даже не пытаются. Ни на одном участке специальной техники мы не видели.

Остановились на заправке «Техас», примерно за 20 километров до Ачинска. Заправка хороша, а вот кафе при ней — ужас. Пожалели, что там поели.

Протерли фары и стекла, обменялись контактами с Олегом, потому что близился Мариинск — точка, где наши пути разойдутся. Он поедет на Томск, а мы свернём на Кемерово и Новосибирск.

Въехали в Кемеровскую область. Дороги ничего, но такое ощущение, что они просто были сделаны когда-то хорошо, и уже несколько лет с ними ничего не делалось. Нового асфальта вроде нигде нет на кузбасском участке М-53.

Достигнув Мариинска, попрощались с Олегом. Хорошо, что встретили его тогда, в Приморье! Мне кажется, вместе нам было ехать проще и веселее!

Как только я пустился в самостоятельное плавание на Кемерово, погода резко ухудшилась, уже в сотый раз за весь путь. Пошел мокрый снег с сильным встречным ветром. Скорость я держал 60 км/ч и, даже несмотря на это, не успел вовремя заметить на обочине белого зайца. Он, видимо, ослеплённый фарами, прыгнул прямо под колеса, и я услышал удар где-то в районе правого заднего колеса. Жалко зайчишку, но думаю, он уцелел, потому что задел я его как-то по касательной. Останавливаться, конечно, не стал.

В целом, дорога до Кемерово, и от Кемерово до Новосибирска не запомнилась ничем. Пустынная трасса, неплохой асфальт. Перед Кемерово — вновь немного серпатинов. Сам город понравился: широкие, освещённые улицы, вежливое движение (в отличие от некоторых городов, описанных выше), понятный транзит через город, появились «родные» заправки Газпромнефти.

До Новосибирска 230 км. Глаза слипаются, но последний рывок… Уважаемые автолюбители, не делайте так никогда! Если охота спать — надо останавливаться и спать, даже если до дома всего 200 км. Хотя бы один час поспать, потому что эти последние километры — самые опасные!

Заправки «Газпромнефть» появились только на Кузбассе.

Это я. 200 км до дома.

Почему я такой довольный, и ещё и улыбаюсь? :) Да потому что заработал, наконец, омыватель, зараза, только на этой заправке, за 200 км до дома! Последние 800 км пути была плюсовая температура, и он видимо, оттаял. Странно, что лёд не нагревался двигателем. Видимо, бачок омывателя находится далеко в крыле. А как он мне был необходим, сколько я с этой бутылочкой мучался…

Новосибирская область. Традиционная стела, и объявление о том, что у нас, оказывается, весовой контроль автотранспорта и все трассы контролируются вертолётами ГУВД.

Болотное. Дорога хорошая. Пусто. Темно. Мама спит. Я еду, и вдруг чувствую, что началась тряска… Стоооп! Очухался, и вижу, что еду по обочине прямиком в кювет! Здорово, и это всего за 100 км до дома! Самое интересное, глаза были открыты, а мозг спал… Стоим на обочине. Дышу. Ну надо доехать, аккуратненько, ну совсем чуть-чуть!

Едем дальше. Ещё немного терплю. Поём песни. Скорость — не выше 80 км/ч. Вот и Мошково, Сокур, Мочище, Пашинский переезд. Пост ДПС — до меня никому нет дела, раз так далеко уже добрался, значит, нечего с меня взять.

Новосибирск! :) Эту табличку я увидел в воскресенье, 14 ноября, в 3 часа 30 минут ночи.

Вот она улица Богдана Хмельницкого, Учительская. Всё такое незнакомое, еле узнаю. Кажется, что был здесь сто лет назад, хотя прожил здесь всю свою жизнь!

Дальше — Авиастроителей, «Горбатый» мост, родная «Дзержинка», проспект… Страшная авария на проспекте Дзержинского: какое-то «маркообразное» авто выбросило на тротуар и разметало на части от ударов об деревья и столбы освещения. Отдельно валялись капот, багажник и часть кузова, где был водитель с пассажирами. Машина ГИБДД, много жителей окрестных домов, много машин остановилось (на часах 4 утра). По масштабам ДТП я нафантазировал себе, что водитель и пассажиры, наверное, погибли, и от жалости, накопившейся усталости и моментально пронесшихся рассуждений о непостоянстве и хрупкости человеческой жизни чуть не расплакался! Позже, из местных СМИ я узнал, что там всё обошлось, и все остались живы, отделавшись лишь травмами и испугом! :)

Заехали в родной двор. Поставил под окно машину. Быстро в душ, и…сп-а-а-а-ть. :)

Итог пятого дня пути — 1 700 км. Всего на одометре от Владивостока 6 040 км.

Итоги

1. Дорога туда. На поезде, конечно, интереснее, чем на самолёте, но очень долго. Дорога туда уже выматывает, а предстоит ещё более сложная дорога обратно, поэтому на самолёте экономить, наверное, не стоит. Рейс Новосибирск—Владивосток авиакомпании «Сибирь» (S7), стоит около 13 тыс. руб., и это приемлемо.
  2. Владивосток. Туда я обязательно вернусь! Мне очень понравился этот город, и хочется погостить там подольше.
  3. Авторынок. Тяжелые времена… Но выбор есть, правда, цены растут и растут. Если вы думаете о покупке авто, то покупайте сейчас! Не ждите того, что Россия вступит в ВТО и пошлины вдруг снизятся. Мы вступаем туда уже 10 лет, и ещё лет 20 будем вступать.
  4. Дороги. Почти везде асфальт. Гравия на всех 6 000 км осталось не более 200 км. Рейтинг автодорог по регионам по состоянию на ноябрь 2010 года (оценка отражает только моё субъективное мнение) по пятибалльной школьной системе:
    Амурская область, ЕАО — 5+.
    Приморский край — 5.
    Красноярский край (объездная и дальше до Кузбасса) — 5.
    Новосибирская область, Кузбасс, Бурятия — 4.
    Читинская область — 4-.
    Иркутская область, Хабаровский край — 3.
    Красноярский край (восточная часть и район Канска) — 2 (но твёрдая).
  5. Бензин. Заправляться надо на каждой приличной заправке, если у вас осталось менее полбака. До ¼ бака ехать не стоит, и тогда проблем не будет, и заправляться из сомнительных бочек не придётся. По ценам: самый дорогой бензин в Приморье — по 27,2 руб. за литр 92-го. Самый дешёвый — в Кемеровской и Новосибирской областях — по 21,5 руб.
  6. ГИБДД. Не нарушать (если и нарушать, то там, где совсем безлюдно), быть вежливым, и проблем не возникнет совсем.
  7. Питание. Заходите в кафешки смело! Ориентируйтесь по количеству машин, в особенности, фур, стоящих рядом. Кормят вкусно, порции большие или просто огрмные. Средний ценник по трассе — 350 руб. на двоих (два супа, два вторых, хлеб, 2 чая/кофе с булочкой/блинами).
  8. Мобильная связь. Оказывается, «Билайн» есть везде, но начиная с Бурятии, если ехать на восток — только в режиме 3G. Для надёжности, берите с собой сим-карты двух разных операторов.

За дорогу все колёса уцелели, все колпаки были на месте (специально не снимал, решил проверить).

Бензина сожгли почти на 12 тыс. руб. Средний расход получился около 8 литров на 100 км. Эта цифра завышена из-за того, что машина не глушилась вообще практически никогда (хотя ночами стояли по 7 часов, и всё это время она работала).

Спустя неделю после приезда поставили машину на учёт, дали номера со 154 регионом (теперь всем у нас выдают).

Ещё спустя неделю прошёл техосмотр сам, с первого (!) раза. Феноменально, потому что даже фары не регулировал. Как так получилось, сам не знаю. Но дали талон на два года. :).

На техосмотре выявился интересный факт. Когда человек, который досматривал, спустился в яму, чтобы глянуть состояния днища автомобиля, на оси правого переднего колеса была обнаружена тушка зайца. Торчали лапы и хвост. На пункте ТО все сбежались посмотреть, такого у них не было никогда. А я ещё ехал и думал, почему возле каждой заправки и кафе во время перегона все собаки сбегаются понюхать и облизать переднее колесо. Сбить его я не мог, видимо, наехал на тушку уже мертвого зайца в темноте и метели, и она накрутилась на ось привода. А судя по тому, что собаки начали проявлять интерес к машине уже возле этого кафе,

то проехал я с этим несчастным зайцем около 3000 км…

После техосмотра кое-как его снял на яме у себя в гараже.

Хочу сказать спасибо:

• Маме за то, что решилась со мной на это путешествие.
  • Олегу за то, что помог нам своим опытом во время обратного пути.
  • Моей любимой и всем друзьям и родным за то, что поддерживали меня на протяжении всего путешествия, а также до и после него.
  • Людям во Владивостоке — на рынке, в ларьке быстрого питания возле рынка (где дали кипяток), шиномонтажке, СТО и в том магазине запчастей, где меня «прикуривали».
  • Администрации сайта Drom.ru и всем форумчанам, в особенности, Новосибирской и Владивостокской веток за огромный объём полезной информации, полученной перед перегоном.

Если вы в данный момент сидите и думаете о том, что ехать или не ехать по тому же пути, который прошли мы в прошлом месяце, и ещё многие до нас, то больше не раздумывайте! Берите отпуск, пакуйте чемоданы, заряжайте фотоаппарат и вперёд! :) Всё получится! :)

Жду ваших комментариев.

С уважением ко всем, в особенности ко всем осилившим это повествование, Rastabarabasta.