Озеро Ханка — мутный гигант Дальнего Востока

03.05.2023 | 24566 просмотров

Озёрная тема в автопутешествиях на Дроме затрагивается очень часто. Благо, что страна у нас богата и на большие озёра в том числе. Чаще всего фигурирует, конечно, Байкал. Нередко пишут о поездках на озёра Монголии и Средней Азии. Изредка проскакивают Каспий и Ладога. Ну а что же Ханка? Тишина. Даже если спросить многих жители Приморского края, в котором расположено это загадочное озеро, «что вы о нём знаете?», то ответ будет — оно мутное. Этим, в основном, и заканчиваются все познания.

Пару раз я бывал на Ханке проездом, без ночёвки. Но на этот раз мы с семьёй решили целенаправленно поехать отдыхать на Ханку на несколько дней. Так получилось, что свободное время у всех нас выдалось в начале июня. Конечно, в другое летнее время, в июле или августе, мы бы поехали на море. Но июнь на побережье Японского моря весьма зябкий и туманный месяц, и вода очень холодная — не покупаешься и не позагораешь. Так возникла идея поехать купаться не на море, а на озеро. Маршрут: Дальнегорск — Турий Рог (около 500 км в одну сторону, поперёк Приморского края). Автомобиль Хонда Фит 2009 года. Состав команды — я, жена и 13-летняя дочь.

Ханке в туристическом отношении немного не повезло. Главным магнитом Приморья является, конечно же, морское побережье. А озеро, пусть даже и самое большое в Восточной Азии, находится в глубокой «тени». Вот Байкалу, как самому большому озеру Сибири, повезло очутиться далеко от океанов. Он там на своём месте, сам как море. И магнитит туристов со всего света. Ну а Ханка?

Объездив весь Приморский край от Хасана до Самарги, я только сейчас удосужился проехать в Ханкайский район, расположенный в западном выступе Приморья, на запад от величайшего дальневосточного озера.

Итак, начало июня. В Дальнегорске ещё не растаяла наледь напротив остановки Дамбуритовая, а мы едем отдыхать «на море». Чем дальше мы удалялись на запад, тем теплее и солнечнее становилось. Туда ехали через Михайловку (возле Уссурийска). За ней — ремонт дороги, реверсивное движение. Полотно отсыпано крупным скальником. Легковушки осторожно крадутся по нему. С горем пополам добрались до нормального шоссе и с ветерком помчались на север, через Хорольский район на Ханку.

Так выглядел наш путь на Ханку и обратно.

По пути проезжали мимо какой-то большой фермы. Запашок там тот ещё! Перед Камнем-Рыболовом свернули с трассы прогулять собаку. Заехали на пригорок и вдали увидели полоску водной глади до горизонта. Вот оно, почти приехали!

На горизонте показалось «море».

Недалеко от берега виден маленький островок. Это и есть тот самый камень, который рыболов, и в честь которого назван близлежащий посёлок. Как гласит легенда, во время штормов на скалы островка забрасывает рыбу. Согласно другой версии, на островке любил рыбачить один из первых местных переселенцев.

Посёлок Камень-Рыболов — самый крупный на российском побережье озера Ханка. Население, вместе с прилегающим вплотную селом Астраханка — около 13 тыс. человек. И, конечно, Камень-Рыболов является административным центром Ханкайского района. Название соседней с ним Астраханки очень подходит к этим местам. Это как Астрахань-на-Ханке. Низина, равнина, арбузы, лотосы и озеро, уходящее за горизонт. А роль Волги выполняют речки Илистая и Мельгуновка.

Возле супермаркета в Камне-Рыболове.

В посёлке мы хотели увидеть какую-нибудь набережную. Всё-таки, это самое густонаселённое и цивилизованное место на побережье. Но не удалось. Вечерело, поджимало время, и мы, поглядев на озеро с одной из прибрежных улиц, отправились закупать продукты на время отдыха. Ехать предстояло ещё дальше, в окрестности с. Новониколаевка, на базу отдыха «Вера». Солнце садилось, а впереди стелилась вдаль незнакомая дорога. Оставалось утешать себя тем, что Ханкайское время отстаёт от Дальнегорского минут на 15. Ведь мы пересекли Приморье с востока на запад, преодолев несколько градусов долготы, и четверть часового пояса. Закат здесь должен быть чуток попозже, так что должны приехать ещё посветлу.

На базе отдыха мы оказались одни. Это было первое, чем удивила меня Ханка. Я считал, что в начале лета, это популярное место отдыха. Но здесь было сумрачно и безлюдно. Огромные дубы накрыли плотными кронами территорию турбазы. Довольно громко шумело озеро, белея за деревьями бесконечным пространством до горизонта. Мы заселились в пустующий домик, затопили камин (было сыро и прохладно), поужинали. Потом расстелили кровати и легли спать.

Домики базы отдыха расположены под плотными кронами дубов.

Обустроившись на базе отдыха, на следующий день мы решили исследовать западное побережье Ханки и отправились по нему на север, по направлению к Турьему Рогу. И только выехав на асфальтированное шоссе, мы начали поминутно останавливаться, выходить из машины и фотографировать открывающиеся пейзажи. Ещё один большой кусок Приморья, расположенный к западу от Ханки, открывался нам, маня неизведанными далями.

Дорога на север вдоль западного побережья Ханки.

Всё было новое и интересное. Уже многие десятилетия живя в Приморье, продолжаешь открывать его вновь и вновь и поражаться такому разнообразию, сконцентрированному на сравнительно небольшой территории. Одно из самых больших впечатлений от Приханкайской низменности — это большое количество полей. Причём, обрабатываемых полей, пашни.

Мы часто останавливались и, как дикари, спустившиеся с гор, фотографировали большие поля и равнинные пейзажи. Когда живёшь в Дальнегорске, то представляешь Приморский край весь покрытый тайгой и вздыбленный сопками и горами. И было странно видеть ещё один большой кусок территории края равнинным.

Мы ехали и оглядывались на работающие в полях трактора с навесным оборудованием, всевозможные сеялки, боронилки, орошатели и как там они ещё называются. Всего не упомнишь. Мы-то, в своих сопках, кроме рудовозов да лесовозов, мало что видим.

Взошла кукуруза.

Первую остановку сделали в с. Платоно-Александровское. Оно расположено на берегах большого залива Ханки, раскинувшегося на 10 км между м. Николаевский и м. Белоглиняный Утёс. Вышли на большой и совершенно пустой песчаный пляж. Лёгкий бриз подувал с «морских» просторов, ярко светило солнце. Красота!

Пляж в Платоно-Александровском.

Перед нами предстал огромный залив, а за ним бескрайнее «море» до горизонта. Ханка действительно смотрится как море. Только какое-то странное. С мелкими волнами, плещущимися у самого берега и очень мутной водой. Причём, не у берега, как в обычных морях, а мутной до самого горизонта.

Вдали утёс Белоглиняный и выход из залива в открытую Ханку.

Здесь, на берегу пятого по размерам озера в России (после подъёма уровня, Ханка обогнала озеро Таймыр по площади), и самого крупного озера всей Восточной Азии, действительно можно почувствовать себя, словно на море. Нет, конечно до побережья настоящего Японского моря Ханке далеко. И глупо их сравнивать. Но если прищуриться, и представить себя на берегу Таганрогского залива Азовского моря, где-нибудь в Ейске, то, возможно, и сравнимо.

Пляж в Платоно-Александровском.

Пляж в Платоно-Александровском, первые числа июня.

Хотя сопки, покрытые густым дубовым лесом, такие ну очень дальневосточные, приморские. А вообще-то, не покидало ощущение, что, выехав из Восточного Приморья, мы проехали не через край, а через всю Россию, и оказались на побережье Азовского моря, где-нибудь в Краснодарском крае. Здесь было намного теплее, суше. Равнинные ландшафты, много лугов и полей. И вот «море»... Такое мутное, тёплое и мелкое. Вот только народу никого. Если не считать отдыхающих коров.

Для дочери мы захватили гидрокостюм. Сначала она плескалась в нём. Мы не ожидали, что в первых числах июня вода в огромном озере прогреется до +20. В наших морях возле Дальнегорска такая вода бывает только на пике купального сезона, в середине августа. А здесь уже купальный сезон! Это было чудесно. Чистое голубое небо, яркое солнце и вполне купабельная вода. И при этом мы одни на большом песчаном пляже!

Но вот прозрачность воды, это нечто. Её в Ханке просто нет. Для жены вода в Южном Приморье, в заливе Петра Великого не слишком прозрачна, по сравнению с восточным побережьем открытого моря. Здесь же, она просто отказывалась заходить в воду глубже чем по колено. Говорит, мне страшно. Не могу купаться там, где не видно дна.

Почему Ханка такая мутная? Реки приносят взвеси с окружающих полей, размывают суглинки. Само озеро мелкое, а погода в Приморье часто ветренная. Озеро баламутит волнами. Это одна из версий.

Мутная вода Ханки.

Что касается собственно пляжа в Платоно-Александровском, то можно сказать, что он относительно чист. На пляже крупнозернистый жёлтый песок, слегка загаженный коровами, но не критично. У самой кромки в воде попадаются камни, но в двух метрах от берега уже идёт хорошее дно из плотного песка. Заход на глубину пологий, можно отойти от берега на полсотни метров, прежде чем глубина будет по грудь.

Следующей остановкой была база отдыха «Ханкай» на окраине п. Новокачалинск. Красные крыши турбазы были видны ещё с платоновского пляжа. Мы оставили машину с включенным кондиционером, чтобы нашей собачке в салоне не было жарко. И пошли исследовать один из самых благоустроенных пляжей Ханки.

Благоустроенные пляжи на базе отдыха «Ханкай».

Здесь тоже было пустынно перед началом сезона. На территории базы отдыха велись ещё какие-то строительные работы и работы по благоустройству. Место здесь открытое, и мне показалось неуютным, в отличие от нашей б/о «Вера», укрытой плотными кронами дубов. Здесь же солнце палило нещадно, но тени было мало. Хотя, конечно, база уже сейчас весьма приятная на вид. Особенно красиво на импровизированном променаде. Набережные на Ханке — это пока ещё круто и не лишено экзотики.

Прогулочная дорожка вдоль пляжей.

Главным достоинством базы «Ханкай» являются песчаные пляжи с удобным заходом в воду и безопасные для купания, чего не скажешь о других акваториях озера. Да и вид здесь красивый на окрестные берега.

На пляже базы отдыха «Ханкай».

Маки на берегу Ханки.

Наверное, скоро «Ханкай» станет одним из самых престижных мест отдыха на Ханке. Во всяком случае, на эту мысль меня навёл симпатичный домик у самого «синего» «моря». В комфортном коттедже, окружённом песчаными пляжами, уже не так важно, что море — это на самом деле озеро, и что оно не синее, а коричневое. Зато с тёплой водой уже в первых числах лета!

Коттедж на берегу Ханки.

В общем, Ханка показывала себя всё с новых сторон. Путешествие становилось всё интереснее. В предвкушении новых открытий, мы помчали на север, в сторону Китая.

Турий Рог — самое далёкое село на побережье озера Ханка. Дальше уже Китай, выходящий к северному побережью трансграничного озера. Занимательная география — это ещё одна фишка в путешествиях. Например, для большинства русских, китайцы живут где-то на востоке или юго-востоке. С точки зрения жителей Приморского края, Китай — западная страна, расположенная там, где заходит солнце. И для совсем небольшого населения Ханкайского района Приморья, Китай расположен к северу. И мы сейчас ехали на север, к границе с КНР.

Давно я не видел грунтовых дорог такого высокого качества. Дресва с глинистым заполнением, хорошо утрамбованная. Прямая как стрела, хорошо грейдерованная грунтовка позволяла без напряга ехать 80 км/ч, при которых машина двигалась вообще без тряски, как по хорошему асфальту. Можно было разгоняться ещё быстрее, но местами попадались полосы мягкого грунта, перед которыми в этом случае приходилось бы притормаживать. К слову, второстепенная дорога к Новониколаевке, возле которой находилась наша турбаза, была такого же высокого качества грунтовка.

Дорога в Турий Рог.

Погода продолжала радовать. Даже не верилось, что июнь в Приморье может быть таким жарким и солнечным. Изредка на трассе попадались машины. В основном, фуры, перевозящие грузы в международном направлении. На телефоне вместо МТС появился Чайна Мобайл. Пришла смс-ка, что мне подключён тариф «забугорище». Какого чёрта? Ведь геолокация должна была чётко показывать, что до КНР ещё с десяток километров, и мы всё ещё в России.

Окраинная улочка в Турьем Роге.

Турий Рог — небольшой пограничный посёлок, или село, расположенное на берегу Ханки. В котором не обнаружилось ничего курортного (а могло бы), за исключением людей на пляже. Из магазина мы прямиком отправились на пляж. И вот здесь произошёл некоторый вау-эффект. Я не ожидал здесь увидеть пляж с белым песком. Песок, разной степени белизны, в Приморье можно увидеть в распиаренных бухтах Астафьева (и в следующих к северу бухтах), в окрестностях Триозёрья и в некоторых местах восточного побережья. Ханка же мне всегда представлялась вообще практически без пляжей, с болотом, плавно переходящим в озеро. Максимум, с узкими пляжиками из жёлтого песка. Но белоснежные пляжи — это нечто! Вот уж не думал!

На ханкайских пляжах.

Пляж в Турьем Роге.

Белый пляж у сиреневого озера-моря, это действительно смотрелось несколько необычно. Кое-где в песке копошились куры, из села доносились такие деревенские звуки тарахтящего трактора, лай собак и мычание коровы. Никаких тебе «пахлава медовая», «приглашаем покататься на банане» и прочее курортное… Весьма своеобразная здесь атмосфера. Тихо, обыденно, и… непривычно. Сев под жиденькой сенью деревца, на песке, мы перекусили припасённой едой. А затем отправились гулять по пляжу. Здесь нас заинтересовала пограничная вышка и забор, заходящий в воду.

Это единственное место на российско-китайской границе, где она выходит к безбрежной акватории. Пусть и не моря, но большого озера. Морской границы с КНР у России нет. Если только не считать Ханку. Жена с дочерью беззаботно отправились в Китай. Я со своим объективистым фотоаппаратом не рискнул близко подходить к вышке, ведь наверняка меня уже заприметили погранцы в бинокль. Пока сидел на пляже, ожидая возвращения жены и дочери, немного нервничал. Они попёрлись к самой колючке. Когда пришли, сказали, что никого не видели и никто их не окрикнул. Но я-то знаю, что видимый пофигизм обманчив. Кому надо — их прекрасно видел.

Российско-китайская граница на берегу озера.

Поход на границу моих неплохо так впечатлил. Это был первый опыт в их жизни. Мне-то доводилось, по работе, пешком выходить на самую границу, было уже не так интересно. Потом мы ещё долго копошились на пляже, собирая всякие ракушки, камешки, стёклышки и рисуя на песке.

Нам настолько понравилось в этом районе Ханки, что через день мы снова поехали в сторону Турьего Рога. Но на этот раз решили исследовать дикое побережье Ханки вдали от населённых пунктов. Свернули с трассы на полевую дорогу. Дорога делалась всё хуже. Потом оставили машину и пошли пешком. И вот на какой райский пляж мы вышли:

Здесь не было ни души. Широколиственные кроны дубрав отбрасывали тени на белоснежный песок, тихо плескались волны. Над цветущими ветвями боярышника жужжали пчёлы, тёплый ласковый ветерок доносил запахи листвы и цветущих растений. Пляж — просто огонь! Место было настолько красивым, что «просто сфоткать» растянулось на целый час фотосессии. Реально не ожидаешь увидеть это Баунти на берегу коричневого озера в окружении провинциальных сельских пейзажей.

Дальше, в сторону м. Белоглиняный, побережье было не менее живописным. Здесь береговые склоны наиболее высокие на Ханке.

Состоят они из легко размываемого грунта. Местами пляж завален упавшими с обрыва деревьями.

Морёный дуб на пляже облизывает ханкайским прибоем.

Самое интересное, что здесь к дубнякам примешиваются сосны. Выглядит очень красиво. Эх, к белому песку ещё бы прозрачную воду. Тогда озеро было бы небесно-голубым, а не коричневым.

Кстати, дышится здесь по-особому. Ханкайский и Пограничный районы считаются самыми засушливыми во влажном Приморье. На обрывах, в прибрежном лесу, меня окутал сухой тёплый воздух с запахом степной полыни, смолы и хвои. Что-то очень похожее на запахи Крыма.

Вид на север, синеют сопки Китая.

А вот в этом лесном озерке, расположенном на берегу «моря», я увидел, как в глубину от берега метнулись две крупных камбалы, как мне сначала показалось. Это были дальневосточные мягкотелые черепахи, занесённые в Красную Книгу, кстати. Вот уж не думал, что черепахи могут быть такими быстрыми и проворными! Похоже, это их естественное природное состояние, а медлительность присуща особям, содержащимся в неволе.

Озерцо на берегу Ханки, где я увидел дальневосточных мягкотелых черепах.

А потом мы дотемна купались в Ханке. Из воды выходить не хотелось. Температура была явно за +20. Рядом с берегом было небольшое озерко, вода в котором была ещё на несколько градусов теплее. И мы как сумасшедшие носились из одного озера в другое, принимая «контрастный душ».

Тёплое озерцо на побережье.

А когда возвращались через лес к машине, увидели странный хоровод мотыльков. Они, как снег во время метели, заполнили всё пространство под пологом леса. Но странно кружили, одновременно меняя направление танца, словно по команде. Как стая рыб, одновременно меняет направление, так и эта танцующая мошкара. Выглядело завораживающе.

Блёстки над дорогой — танцующая мошкара.

Кстати, в озере и на берегу было много мельтешащих и барахтающихся падёнок. Правильно ли название? Вот такие они:

Падёнка?

Приехали на турбазу уже в темноте. Ужинали у камина, расположенного в беседке, у самого берега.

Прошёл ещё один день, полный впечатлений. Который надолго останется в памяти. Завтра прогуляемся по равнинному побережью Ханки.

В беседке на берегу Ханки, шашлык и колбаски.

Уникальность водоёма в том, что в нём борются две крайности, два совершенно противоположных признака. С одной стороны, это признаки, по которым идентифицируются лужи, с другой стороны — признаки морей. Если в Книгу Рекордов запишут самую большую лужу в мире, то это будет Ханка. Более 5000 кв. км акватории, 90 км в длину, 68 км в ширину. И относительная глубина соответствует пропорциям лужи. При таких огромных размерах, всего около 4 м в среднем. Это как стадион, залитый слоем воды в 1 см, и увеличенный в тысячу раз.

Безбрежная Ханка.

И вот ты стоишь на берегу этого озера и пытаешься представить — насколько это много, полсотни километров водной глади? Вроде бы, не очень, для моря. Но ведь это же не море! А выглядит почти как море. Морской горизонт, чайки и бакланы, шум волн, широкий песчаный пляж. Вот только море коричневое. До самого горизонта. И пресное.

Кстати, на фотографиях видно, что оттенки немного различаются. Признаться, я долго пытался понять, какого цвета всё-таки Ханка. Основной, конечно, коричневый. Но, в зависимости от освещения, высоты волны и наличия облачности на небе, оттенки меняются значительно. Вот таким озеро предстаёт в тихое ясное утро:

Вид с крыльца домика на турбазе.

В тихий ясный вечер зеркальная гладь также отражает только небо. Здесь тоже не скажешь, что это коричневая Ханка:

И даже днём можно увидеть синюю Ханку, так похожую на море.

Небесно-голубая Ханка.

Часто озеро бывает серым, грязно-серым, коричнево-серым. Обычно в пасмурный хмурый день. А иногда, при особых условиях, Ханка становится даже сиреневой! Это когда коричневый цвет странным образом смешивается с голубым. Озеро-хамелеон!

Слегка сиреневое озеро.

Но основной цвет — кофе с молоком. Не хотите ли искупнуться в кофе с молоком? Многие не рискуют. Действительно страшновато идти по дну от берега, когда внизу ничегошеньки не видно.

Молочно-кофейная вода, сахарные берега.

Впрочем, во время штормов в Чёрном море у берегов Восточного Крыма, вода бывает такая же мутная, как в Ханке. С высоты хорошо видно коричневую полосу вдоль побережья, плавно переходящую в зеленоватую, а затем в голубую, и, наконец, в синеву открытого моря. Но Ханка равномерно мутная до самого горизонта.

Однажды мы задумали сфотографировать рассвет и восход солнца над Ханкой. Вставать пришлось аж в 5 утра, а солнце показалось над горизонтом, когда не было ещё и шести,  в 5:53 — июнь всё-таки! Хотели уже снова лечь подремать, но пересилили себя. После завтрака отправились от турбазы «Вера» по побережью на юг.

Рассвет над Ханкой.

Стоит отметить, что купаться на территории турбазы негде. Всему виной печально известная трансгрессия Ханки. Если Арал пересыхает, то Ханка наоборот — всё прибывает и прибывает, затапливая и разрушая всё новые и новые берега. В начале 2000-х напротив «Веры» был шикарный песчаный пляж. А сейчас озеро продвинулось более чем на 100 м, затопив не только пляж, но и прибрежный дубовый лес. Вот как это выглядит:

Озеро наступает на лес.

Волны подмывают берега, дубы валятся в воду. И так ряд за рядом. Идти по такому «пляжу» нужно аккуратно. Это настоящая ходьба с препятствиями. Неплохая растяжка, разминка и тренировка координации. А вот купаться вообще — лучше здесь не надо. Вода мутная, можно легко удариться ногой об сук дерева или наступить на острую ветку, торчащую из дна.

Через несколько километров берег изменился. Лес отодвинулся вглубь суши, и по берегу пошли заросли ивняка.

Цветы в прибрежном лесу.

А затем и вовсе, путь преградили болота и протоки впадающей речки. Дальше начинался участок Сосновый Ханкайского заповедника.

Назван он так по острову Сосновый. А он, в свою очередь, по сосновой роще, расположенной на нём. Когда-то. Последнюю сосну поглотило озеро несколько лет назад, и сейчас от острова осталась узкая песчаная коса далеко на горизонте.

Одни острова уходят под воду. Зато бывшие полуострова становятся островами. Как, например, недавно появившийся остров Пржевальского, на месте одноимённой косы и мыса.

Бывшая коса Пржевальского, ставшая островом. Пролив между островом и материком справа.

Вообще, Ханка бедна островами. По сути, Сосновый и был одним единственным островом. Хорошо хоть, что ему нашлась замена. Ведь необитаемые острова — это так романтично!

Что касается рыбалки на Ханке, то это очень большая тема, в которой я, к сожалению, не разбираюсь. Во-первых, потому что не рыбак, а если и рыбачил, то только на море и горных речках. Там всё немного по-другому. А во-вторых, потому что за несколько дней, проведённых на Ханке, рыбак нам попался только один. Да и тот с одной единственной косаткой. Возможно — не сезон. Ведь, как говорится в поговорке: «июнь — на рыбу плюнь». Но рыбаков было много не на самой Ханке, а на берегах впадающих в неё рек и на каналах ирригационных систем.

Пресноводные брюхоногие моллюски. Есть и большие, съедобные двустворчатые моллюски.

Прогулялся я и к северу от турбазы, в сторону м. Рисовый. Здесь у Ханки равнинное побережье. Именно такой я себе и представлял Ханку до поездки. Так сказать — самая обычная, типичная Ханка. Вот она:

На фото выше — ближайший к турбазе «Вера» большой пляж, куда обычно все ходят купаться.

Дальше на север по побережью начинаются совсем уж дикие, безлюдные и не слишком удобные для стоянки места. Но не менее интересные. Вот, например, мне попался участок не песчаного, как везде пляжа, а глиняного!

На фото не видно, но почти от уреза воды, и дальше под воду уходит почти горизонтальный пласт плотной глины. Ты шлёпаешь по мелководью, оставляя, словно в пластилине, следы, которые тут же заполняются волнами. Не удивительно, что вода в Ханке такая мутная. Глины по её берегам много. И всякой разной.

Безлюдные пляжи Ханки вдали от сёл и автодорог.

Коричневое море.

Неожиданная находка.

Шёл я шёл, думая о том, как здесь всё дико, и о том, как пустынны здешние берега без палаток и машин. И тут бац — машина! Похоже, припарковалась на пляже давно. Вся ржавая, без окон и дверей. Интересно, как сюда проехала, ведь на побережье болота и непроходимые сырые луга, каналы. И тут вспомнил — зима! Ну, конечно, заехала по льду. Вообще-то, по Ханке проходит водная граница с Китаем, поэтому свободное движение автомобилей по замёрзшей акватории не приветствуется. Но местные накатывают трассу вдоль западного берега. Рыбаки, конечно. Бывает — и проваливаются. Несмотря на юг и, вроде бы, приморский климат, зима на Ханке морозная, хотя и кратковременная. Лёд бывает толстый. А ещё бывают многометровые торосы. Озеро патрулируют пограничные катера и СВП (суда на воздушной подушке). Гражданских яхт и катеров на Ханке мало, по сравнению с Японским морем у берегов Приморского края.

Лодка с подвесником на б/о «Вера».

Жаль, что нет круизных судов, хотя бы малюсеньких, с малой осадкой. Было бы интересно не спеша обойти вокруг Ханки за несколько дней, на ночь становясь на якорь в заповедных плавнях и лотосовых полях, днём причаливая к безлюдным пляжам, или швартуясь у русских и китайских посёлков.

Начало июня — это ещё не сезон цветения Лотоса Комарова, одного из символов Ханки. Не увидели мы и экзотическую Эвриалу Устрашающую — «бешенного» шипастого гигантского азиатского родственничка кувшинки. Видели цветущие маки на берегу, венерины башмачки и ещё какие-то незнакомые цветы.

Лотосы зацветут в июле.

Слышал, правда, что от подъёма уровня Ханки пострадали и лотосы.

Ещё один интересный объект возле Ханки — заброшенная железнодорожная ветка, начинающаяся на узловой станции Транссиба в п. Сибирцево и проходящая через Камень-Рыболов в Новокачалинск. Возможно, до Рыболова ветка иногда используется, ведь там расположены воинские части. А вот за ним, вдоль Ханки, рельсы выглядят откровенно ржавыми, а пути заросли травой.

Ханкайская железная дорога.

Строения пассажирской станции в Новокачалинске ещё имеются. Они расположены рядышком с базой отдыха «Ханкай». Дальше, в сторону Турьего Рога, железка почти разобрана.

В общем, эдакая «Кругоханкайская» железная дорога. Вряд ли она станет аналогом туристической «Кругобайкалки». Хотя, опять же, было бы интересно в разгар туристического сезона пустить 1-2 вагона из Владивостока до Новокачалинска. Ну или, хотя бы, на ручной дрезине или велодрезине вдоль Ханки от Рыболова до базы отдыха «Ханкай» прокатиться. В общем, следует отметить, что Ханке ещё есть куда расти в туристическом плане. Озеро это почти неизвестно широкому кругу отдыхающих в России. Впрочем, как и само Приморье, в котором пока что мало кто бывал, кроме дальневосточников.

За четыре дня, что мы пробыли на Ханке, мы, конечно же, не могли познакомиться со всеми её чудесами и интересностями. Например, с восточным побережьем, представляющем из себя плавни. Это непроходимые болота, плавно перетекающие в озеро. В связи с трансгрессией, озеро захватило эти низменные территории, на многие километры продвинувшись на восток. На спутниковом снимке видно, во что теперь превратились Гнилые озёра, располагавшиеся ранее на Приханкайской равнине, к востоку от Ханки:

Бывшие Гнилые озёра на востоке Приханкайской низменности.

Это не дрейфующие ледяные поля, а острова. Дрейфующие острова из водно-болотной растительности. А на следующем снимке — бывшее Чёртово болото, расположенное северо-восточнее этого места.

Бывшее Чёртово болото.

Это какое-то чёртово «Средиземье», состоящее из бесчисленных островков и деревьев, погрузившихся в пучину по самые верхушки крон. Раньше из Ханки вытекала река Сунгача и впадала в Уссури. Теперь вода перетекает непосредственно по заболоченной равнине. А теперь представьте всё это в августе, когда температура достигает +38 при влажности 80%. Это какой-то ад! Я бывал там в это время. Мёртвый штиль, звон и писк мошкары отовсюду, пот струится ручьём. Скорее на пляж! Но чу, пляжа-то нет!

Ханкайские плавни.

За камышами, в стороне озера, слышу возгласы купающихся:
— Фу-у-у, бе-е-е!

Бреду по илистому дну, через зелёный бульон в их сторону. Вода горячая, за +30. И цветёт! Кое-где кверху брюхом плавает заморенная рыба. Так что, если решите заскочить на Ханку проездом, с автодороги «Уссури» возле Спасска-Дальнего, будьте готовы к встрече с гигантским болотом. Восточное побережье Ханки в Спасском районе — это очень на специфического любителя, хотя есть и такие. Лучше не полениться, и проехать на западное побережье в Ханкайский район. Вот он-то как раз и является основным местом отдыха на Ханке.

Благодатное западное побережье, белоснежные пляжи и танцующая мошкара (не кусучая, добрая).

Собственно, проживание на нашей базе отдыха было вполне адекватным за цену 2500 руб./сут. Здесь мне понравилась густая тень, создаваемая высокими дубами. На Приханкайской низменности летом погода солнечнее, чем на морском побережье. Поэтому защита от палящего солнца здесь актуальна.

То, что на территории нет безопасного пляжа, конечно же, минус. Надеюсь, уровень Ханки со временем немного снизится, и пляжи здесь появятся вновь. Говорят, что китайцы подвели к озеру трубы исполинского диаметра, с гигантскими насосами, и с этим связывают тот факт, что в 2022 наступление Ханки прекратилось.

Озеро может быть суровым и смертельно опасным в любое время года. Как на Байкале есть знаменитые ветра, так и на Ханке. Внезапно сорвавшийся ветер может унести лодку на десятки километров от берега и перевернуть пенными валами, идущими один за другим, не давая опомниться. А утонувших здесь найти практически невозможно. Под водой не видно даже на расстоянии вытянутой руки. Причём даже зимой, подо льдом, муть почти не оседает. Понятия Ханка и дайвинг несовместимы. У дочки слетели акватапки и плавали по поверхности рядом. И то — нашли с трудом. В общем, озеро своеобразное. Может быть добрым и ласковым, а может обрушиться всей своей необузданной мощью и показать отнюдь не кроткий нрав.

Ханка в самом широком месте, почти 70 км.

На обратном пути мы решили сократить путь. Да и снова ехать по скальнику на ремонтируемых участках не хотелось. В Хороле свернули на восток, на Черниговку. Проехали мимо несостоявшегося космопорта. Здесь, под Хоролём, в рамках проекта многоразовой космической системы Энергия-Буран, была создана внеклассная ВПП, на которой могут приземляться не только все типы самолётов, но и космические челноки. Вернее, могли. Бетонка и сейчас на месте. Но проехать к ней мы не смогли, на свороте стоит шлагбаум и КПП.

То, что осталось от «космопорта», вид с автодороги…

И опять поля, поля, поля… И всходящая кукуруза.

Кукурузная земля.

Дорога Хороль — Черниговка.

Ирригационные системы.

В Черниговке заехали на центральный рынок. Чего только нет, аж слюнки потекли. Всё свежее, со своих огородов, и не дорого. Во всяком случае для нас, северян Приморья. В Дальнегорске всего этого меньше и с большей наценкой. Понабрали свежей клубники. В начале-то июня!

Пересекли федералку, и продолжаем ехать на восток по второстепенным дорогам, сокращая путь. Реттиховка, Буянки, и ещё какие-то незнакомые сёла и деревушки попадаются по пути. Дорога местами грунтовая, но неплохая.

Дорога Черниговка — Арсеньев через Реттиховку.

А по обочинам — приморская тайга, заросшая лианами настолько густо, что деревья ссутулились под такими «виноградными» нарядами.

Виноград и актинидия заплели этот лес.

Выскочили на знакомую трассу Осиновка — Рудная Пристань уже в Арсеньеве. Дальше асфальт.

Арсеньевские горнолыжки на горизонте.

Арбузы пока ещё не «заколосились».

Проехали Чугуевку. Потом свернули с трассы, и недалеко от Кокшаровки остановились на берегу заводи реки Уссури. Я собирался прокатить дочу сплавом по нашей великой местной реке Уссури. Надул лодку, погрузились в неё, отчалили. Жена должна была нас забрать в 10 км ниже по течению. Я и подумать не мог, что мы чуть не влипли в приключение. Оказалось, что жена чуть не поехала назад, вверх по течению! Она впервые была здесь, и не сориентировалась. Хорошо, что остановилась глянуть, как мы плывём. Но это ещё не всё. Оказалось, что на Полыниху, где мы должны были причалить, она не нашла дорожных указателей. Кое-как, расспросив местных, по какой-то лесной дороге, она всё-таки выехала к предполагаемому месту встречи. Но это выяснится потом. А пока я с ребёнком скользили по спокойной, но быстрой реке, среди величественного леса. По берегам проплывала густая уссурийская тайга.

Сплавляемся по Уссури.

Проплыли под тросами и тележкой на них, это Кокшаровский гидрологический пост. Затем мимо самой Кокшаровки. Причём на берегу было больше рыбачек, чем рыбаков. Женщины, смотрю, тоже бывают заядлыми рыбачками. А потом прошли под подвесным автомобильным мостом.

Мост в Полыниху.

Если нужно пощекотать себе нервы, можно проехать по нему на машине. Он узкий настолько, что зеркала чуть не касаются тросов. Но местные носятся по нему как ни в чём не бывало.

Потом было ещё несколько часов полупустынной дороги. Домой в Дальнегорск приехали уже в темноте.

Вот такой был у нас уже даже не внутренний, а местный туризм. Оказывается, Приморье без моря тоже может быть интересно. Кто-то ездит на Ханку каждый год. Кто-то, приехав один раз, говорит, что больше туда ни в жизнь не поеду. В разгар лета, комарики там, конечно, присутствуют. Конечно, может, и нет на Ханке таких красот, как на берегах Японского моря, но всё же озеро нельзя назвать заурядным. Во всяком случае, нам понравилось. Дело даже не столько в том, что на море красивее. Самое главное, что неподалёку от дома мы обнаружили место, где купальный сезон начинается на месяц раньше. С пустынными пляжами и тихими турбазами «на двоих». Теперь мы знаем, где можно отдохнуть в конце мая и в первых числах лета, когда на море ещё не сезон. А это дорогого стоит.

После такой занимательной истории туристов на Ханке наверно добавится) для нас, хабаровчан, Ханка пока еще неизвестное место, в сезон рвемся на Японское море

На Балтика конечно...
Но тоже интересно)
t.me/chinamarka - АВТО ИЗ КИТАЯ

TURBOCAFE.RU - #ОКОЛОТУРБИН
Сыгда
вот откуда название лодочных китайских моторов

Прочитал, смысла там побывать и искупаться так и не увидел. Если уж жители Приморского края туда мало ездят, то приезжие в регион в отпуск тем более предпочтут побережье.
Роман
Был в тех краях по путёвки от военкомата, запомнилось что снега почти нет.

красноярск
почти 30 лет назад служил там. купались загорали- вода как парное молоко и такая же мутная как и сейчас. рыбы полно разной.
спасибо автор за рассказ )
Юрий
Ездили раньше с родителями туда с палатками в июне. Пока на море еще вообще не сезон, там уже настоящее лето!

Спасибо автору за рассказ и фотографии. Интересно прочитать про знакомые места, где прожил 10 лет, и увидеть их.
Теперь пару слов про Ханку. По размерам озеро 60 на 80 км. И если посчитать разумную глубину - так озеро должно иметь минимум 145 метров от поверхности до дна. Тогда и вода будет достаточно чистой. А Ханка всего 6-8 метров глубиной (правда встречаются глубины и 14-15), то есть озеро - всего лишь тоненькая плёнка на поверхности земли. Сильные ветра постоянно гонят волны и баламутят воду. Зимой озеро замерзает. Толщина льда временами достигает 60 см. Соответственно подо льдом вода успокаивается и лёд на озере мало чем отличается от байкальского (знаю, ибо и там пожил). Лёд голубой с вкраплениями вертикальных воздушных трасс. Очень красивый и малоснежный. Когда-то его пилили и укладывали в оборудованные ледники для хранения продуктов, ведь холодильников не было. Ледники под толстым слоем соломы и земли, под навесом из непрогреваемых материалов отлично хранили лёд всю весну, лето и осень. Зимой лёд требовалось обновить всего лишь на 2-3 слоя сверху.
Рыбалка на Ханке вполне хорошая. Знаю многих из Владивостока, ездивших туда на рыбалку и охоту десятилетиями. Особое место в занимает верхогляд. Знатная рыба, большая, но костистая.
Железнодорожное сообщение рухнуло в тех краях ещё в середине 90-х. А до этого ходил поезд Владивосток-Новокачалинск. Вполне нормальный состав. Загруженность была тоже достаточной. Из-за того, что дорога асфальтированная была только до Ильинки, да и машин в личном пользовании было мало, - жд транспорт пользовался спросом. А ныне ветка заброшена, а местами по побережью вообще полотно размыто и рельсы со шпалами висят над берегом и водой. Так что в Тургу и близлежащие сёла всё возится теперь автотранспортом. От Новокачалинска до Турги ( Турий Рог) ветка была в рабочем состоянии до середины 70-х прошлого века. Она была специально построена петляющей по полям в оборонительных целях. Сто лет назад так делалось для того, чтобы пушки бронепоезда могли работать разными бортами. Были для этого причины в виде японской Квантунской армии. Да и мы были научены в 1904-1905 годах.
Отдыхать неплохо было на Ильинских озёрах . Это по сути - песчаные карьеры. Поэтому вода чистая там и прохладная летом. Много туда летом из Владивостока и Находки приезжало. Правда, не знаю как там сейчас.
А вообще-то там есть что посмотреть и чему удивиться. Как на Ханке, так и в сопках. Было бы желание видеть и знать.
Мои отзывы: Nissan Murano 2018, Honda CR-V 2011
...В один предвыходных дней начала июня . Жына эта моя взбеленилась. Надоел ей этот туман , морось, холод и протчие июньские радости сочинской долготы Владивостока. Хочу, говорит, солнца моря и еще вотэтоговсе. На что я ей возразил- не могу сейчас даже на неделю улететь,увы.
И тут вспомнил , как в начале 2000 был в в это же время в Н.Качалинске, отвозил в лагерь "Старт" двоюродного брата, и ведь купался же! Трезвый...
Собираемся, едем. Ну тут, не далеко же , 270 км.
И даже повезло устроиться у начальницы лагеря, во дворе вагончик там ,мангал, алабай в придачу хозяйский Лексус кличка, кошка - Делика.. ну зовут их так.
И накупались и назагорались и прихватили понедельник на работе. Сьездили в Турий Рог , глянуть че там...
Вот уже двенадцать лет . Как мы , в то же лето, купили там домик . Назвали его "Дача". Захватил этот берег, и пофик на воду мутную( хотя это не всегда так мутно).
P.S.. И даа, вот , еще. Сам школу закончил в Дальнегорске. Контрастное восприятие между сопками его и берегом Ханки мне понятно.
Куда делась кнопотчка " редактировать"
""" широта
Конечно же (

Душевно изложил автор и мне снова захотелось на Ханку. Отдыхать там можно и нужно. Для любителей ***** отелей не подойдет.

Зачёт! Очень понравилось!

Помнится, китайцы , или корейцы "ханкой" называли мутную рисовую водку. Может, отсюда название? ).
А вообще-то действительно похоже на побережье Азовского моря. Спасибо, интересно, даже и не слыхал раньше о таком озере.

Очень интересно и написано шикарно. Спасибо. Пару раз побывал в ваших краях на авто. Только уж больно жарко летом.)

Дмитрий Л
36-й
вы бы лучше куда нибудь в Тайланд....

Дмитрий Л
вы бы лучше куда нибудь в Тайланд....
не скрепно)
ММС

JokerSL
Ханка -популярное название!

Ханка — несколько топонимов:

Ханка — озеро в Приморском крае России и провинции Хэйлунцзян в Китае.
Ханка — посёлок городского типа в Хорезмской области Узбекистана.
Также:

Ханка — жанр японской поэзии.
Ханка — жаргонное название наркотиков, медицинских препаратов, содержащих наркотические (как правило, опиумные) соединения, а также наркотиков, приготовляемых из них.
Ханка — жаргонное название водки и самогона.
Ханка — на Дальнем Востоке жаргонное, упрощённое название ханшина (байцзю), китайского аналога водки.
Ханка, Ангела — фигуристка из Австрии, серебряный призёр чемпионата мира 1914 года в женском одиночном катании.
Ханка, Эрика — австрийская артистка балета.
---------------
Быть бобру!
природа Приморского края вобще контрастна, тут и горы, и море, и сопки, и лианы, тайга и субтропики
Кстати
Прочитал другие произведения автора на данном ресурсе.
Уважаемый! Я Вас уважаю, отморозок еще тот.
Зимой через Тайгу на Восток 2 - сила!
В свое время на днепре, ну масасикл был такой, ездил той дорогой.
Последнее время тоже практикуем с жыной этой , моей, зимние поездки по достопримелькательностям приморья. Часто заруливаем в хабаровский край. В этом году правда не свезло, всю зиму проторчал в Краснодаре. Но и там с внучкой сгонял на прокатной гранте в ставрополь, пятигорск и рядом лежащие дерёвни , в качестве новогодних каникул.
В анамнезе у меня разная дичь. С Пожиги в кранореченск на паджеро, зимой. С Сергеевки в Виноградовку через лес на королле. С Пластуна в дальнереченск , на ней же. Через Ленино в Находку , снег искали, в 19ом годе. Или, из другой жизни, со Свердловска в Щючинск ( казахия) на мотороллере " Турист". Или на нем же по золотому кольцу. Дичь в общем ..
Так о чем йа...
Аа, вот. Наверное это не все Ваши поездки? Может поделитесь еще чем -нибудь. Ну было же ,да?
А в Комсомольск обычно в Переясловке, вроде, сворачиваешь и там км 10 грунтовки а потом афигенная трасса а 375, выходит далеко за Хабаровском . Там камер нет и сколько машина позволяет , столько и едешь

Дальнегорск
Кстати Прочитал другие произведения автора на данном ресурсе. Уважаемый! Я Вас уважаю, отморозок еще тот. Зимой через Тайгу на Восток 2 - сила! В свое время на днепре, ну масасикл был такой, ездил...
Ну, с Пластуна до Нельмы через Самаргу и Агзу. Дальше до Гроссевичей, правда, на плашкоуте и пешком обратно... Но это всё по работе.

Посмотрел параметры озера так оно самое глубокое место примерно 10 метров.В среднем не глубже 3-4 метров.Это как Азовское примерно получается отсюда и мутность воды плюс сельхоз забор воды.

Хороший и интересный получился рассказ. Думаю, кто более менее знаком с географией, должны знать это озеро. Мы побывали на озере в 2012 г, думали пару дней провести на берегу озера в палатке, но не повезло с погодой.

isuzu elf
JokerSL
Ханшин. А в простонародье Ханжа. Это к слову про водку.

Lind
Был там в командировке зимой, еще когда служил. Жесть конечно, снега нет почти, а тот что был ветром сдувается, земля дубовая, мороз под 30 и ветер. Короче очень жесткие условия, отсюда наверное в отместку летом жара.

Лет семь уже ездию с семьей отдыхать на оз.Ханка все очень нравиться.В июне месяце погода не очень, дуют ветра и волны на Ханке. В июле стоит жара и вода на озере горячая .Отдыхаешь от городской суеты.

Интересная локация! Спасибо автору. Добавил в Избранное для посещения в картах Яндекс. :)
Путешествуйте!

Дальнегорск

Дальний горец
А в июле много комаров?
Комаров мало ,бывает только вечером. можно съездить отдохнуть не пожалеете.

Молодец! Сказал напишу - написал. С удовольствием прочитал. Судя по ширине пляжиков вода на озере стала уходить явно не в про ш лом году. Уже полноценые пляжи.
Июнь 2015. Набережная б/о Ханкай.
Сова, открывай! Медведь пришёл.

Дальний горец
А в июле много комаров?
Когда-то по той Новокачалинской ж/д ветке- ходили грузовые составы в 80вагонов, ходил пассажирский поезд в 40 вагонов два раза в день на Владивосток а с пересадкой в Сибирцево, и на Хабаровск и дальше, все поля, что на фото засеивались, были огромные фермы в каждой деревне от 3000голов, свинарники, в К-Рыболове был огромный Рыбхоз, там же стояли В/Ч, где служили солдаты не только с России... По этим грунтовым дорогам - регулярно на заставы двигались танки и вся военная техника...! Проезжая Ильинку, можно было у дедов узнать, какой был военный полигон, где регулярно проходили учения с участием всей военной техники и вертолётами...! С Камень-Рыболова и Хороля регулярно летал самолёт на Владивосток там же базировались авио-полки...(последнее было при СССР и его распаде)! В К-Рыболове была огромная в/ч и горнизон, аналогично в Троице... Всё это убили за последние 23года!

Интересные места

Не рассказывайте хорошо про такие не известные удаленные и нетронутые места, а то приедут дикие русские туристы и всё быстро засрут.

Ты думаешь там сплошные Баунти и нет беспощадных Руссо туристо? Или в Камень Рыболове канализация с многоквартирных домов как то по особому утилизируется, в бабочек превращаясь. Вроде живём в одной стране, одни ие де ******цы населяют гектары поселений. Можно в своём регионе придти приехать в места отдыха соплеменников, посмотреть на срач. Везде всё одинаково. Что на Ханке что на Байкале. Если где то платно и мешки выдают по путно очищая территорию то дикие места адова помойка. Чем больше дикарей тем больше ад.
Сова, открывай! Медведь пришёл.

VALERY 70
смысл в том, что когда на берегу моря температура воздуха плюс 10-15 и в воду можно только в гидрокостюме зайти без последствий для здоровья - на этом озере плюс 25-30 и вода комфортная для купания.

One - timer
Всё так

Raid13
Был там пару раз на байкфесте "Байкеры на Ханке". Впечатлили заросли дикой конопли, высотой метра два или больше. Помню, народ радостно позировал со снопами. У меня была растаманская шапка, в которой я тоже сфотался на фоне густой мариванны:)