|
Вместо предисловия…
Не прошло и часа с того момента, когда наш ТУ-214 оторвался от земли в Новосибирском Толмачево, как уже начала выстраиваться очередь в хвостовую (ой, простите, здесь туалет где-то посередине…) часть салона. Самое время закрыть глаза и отключиться, но спустя полчаса безрезультатного барахтанья приходит понимание, что спать, в общем-то, и не хочется. Говоря откровенно — не можется, ибо мозг постоянно пытается переварить кучу информации и выдать готовое решение на каждый случай, а просто отключиться благодаря удобству ТУшных кресел совсем-таки и не просто…. Хотя, судя по невозмутимости большинства дремлющих пассажиров, относится это не ко всем.
Самолет, кстати, полный, а из женщин, пожалуй, только стюардессы.
Впереди целая ночь полета и надо что-то делать, ибо ничего неделанье в однообразной позиции быстро надоедает, а гулять здесь тоже не комильфо. Что ж, достаю из рюкзака отцовский бук и начинаю сочинять. По мере возможности и желания продолжу в ходе поездки, ну а закончу, пожалуй, дома.
Зовут меня Резниченко Вячеслав, 31 год. На соседнем кресле пытается спать отец — Резниченко Александр, 56 лет. Именно пытается, поскольку хоть его голова, возможно, и не отягощена необходимостью принятия решений, но ощущение замкнутого пространства также не дает ему расслабиться, а деваться тут особенно некуда. Что поделаешь, фобии у каждого свои.
Я же понимаю, что это просто надо пережить. Да и лететь не так долго — до Владивостока без промежуточных посадок всего-то не полных 6 часов лету; что по сравнению с пережитым весной 10-часовым перелетом в Хургаду с 1,5-годовалым ребенком на руках и с дозаправкой в Минеральных Водах, кажется плевым делом.
Ну да ладно…
Во времена процветания у нас праворульных японок, мне всегда была интересна тема перегона и связанная с ним, так называемая, романтика. Мечты о перегоне начали созревать в юношеской голове еще где-то в середине 90-х, и, пожалуй, именно с них началась моя любовь к автопутешествиям.
Атлас автодорог был зачитан до дыр, не пропускался ни один рассказ про перегон. Это еще тот перегон, когда между Хабаровском и Читой практически не было асфальта, когда по трассе с Востока на Запад мчались колонны обклеенных машин, когда покрытые сантиметровым слоем грязи они приезжали в каждый город и все понимали, что человек только что с самохода. Сомнительное удовольствие — скажет кто-то из Вас, но все мы разные...
Желание (или интерес) сходить на перегон было всегда, но или никогда оно не было столь явным, или просто не возникало подходящего случая, но так или иначе, а пройти по той федералке мне так и не довелось.
27 сентября 2008 г. я продал HONDA Integra (https://reviews.drom.ru/honda/integra/23229/) и твердо решил, что завязал с правым рулем навсегда. Вместе с правым рулем как-то сами собой ушли в небытие и помыслы о перегоне.
Вскоре федералку от Хабаровска до Читы практически всю закатали в асфальт, и наш доблестный тогдашний премьер-министр промчался по ней на желтой Калине-Спорт. Параллельно завершению строительства федералки росли таможенные пошлины, уменьшался ввоз в страну подержанных автомобилей из Японии, а на Drom.ru все чаще стали появляться истории о заморских берегах.
Вероятно, у большинства из Вас история о приобретении в наше время свежей праворульной машины, да еще и имеющей леворульный аналог, вряд ли вызовет какую-то иную реакцию, кроме молчаливого крутения пальцем у виска. Особенно после 5 лет эксплуатация левого руля, как в моем случае. Наверно, Вы будете правы, и я не буду пытаться Вас в этом разубеждать. Это личное дело каждого. Что до меня, то я просто такой человек, который способен принимать нестандартные решения и не боится жить с ними.
На этот раз я категорически не рассматривал приобретение автомобиля на российском вторичном рынке. Причин этому много. Это и нежелание приобретать авто, в котором нужно устранять хоть какие-то дефекты, пусть даже самые мало-мальские. Это абсолютное отсутствие свободного времени на поиски автомобиля, в котором делать ничего не нужно, ибо рабочий день настолько ненормирован, что семейство своего кормильца видит в основном спящим. И самое главное — это лично приобретенный опыт «предпродажной» подготовки.
Обратив сначала свой взор в сторону дилерских новых машин, после тщательного изучения и анализа, я столкнулся то ли с проблемой, то ли…. Бюджет не к душе, а что к душе — вообще не понятно. Так и не определившись в течение пары месяцев с объектом своих вожделений среди предложений официалов, мой взор плавно переместился в сторону беспробежных японок. Стоит отметить, эта шальная мысль посещала мою отчаянную голову с определенной периодичностью и ранее, а к августу 2013-го сформировалась окончательно.
Собственно, а почему бы и нет? Взвесив еще несколько раз все за и против, решено — ДА! Ну а если уж и так, то вопрос о доставке авто не возникает — только самоход: прекрасная возможность совместить приятное с полезным.
Во-первых, это та самая мечта, вероятность осуществления которой в будущем под большим-большим вопросом: приоритеты в нынешней жизни совсем другие, а прокатиться по этому маршруту ну очень хотелось.
Во-вторых, это мини-отпуск и возможность отключить мозги от работы (пожалуй, решающий фактор, поскольку перспектива хотя бы 10-15-дневной семейной поездки куда-либо под видом отпуска ближайшие пару лет отсутствует).
В-третьих, побывать в Приморье — честно, возможность посещения этого края исключительно в туристических целях кажется очень сомнительной, поскольку в гости туда ехать не к кому, а отдыхать сегодня дешевле, проще и удобней за пределами нашей необъятной.
Ну и четвертое — ощущение того, что ты за рулем проехал всю страну — мы дважды ездили на Черное море, а вот в восточном направлении дальше Байкала не забирались.
27.09.2013 — День первый. Владивосток.
В 7:30 утра 27 сентября 2013 г., то есть спустя ровно пять лет со дня продажи Интегры, шасси нашего ТУ с ощутимым потряхиванием коснулись взлетно-посадочной полосы в Киневичах. И в тот момент, когда сквозь иллюминатор я наблюдал за поднимающейся над сопками зарей, ни о чем вышесказанном уже не думалось.
Во Владивостоке на таможне нас ждет HONDA Civic 2010 г.в., приобретенная с японского аукциона, на которой нам предстоит вернуться домой. Аукционная оценка 4,5 АВ, пробег чуть меньше 14 тыс. км, на фотографиях некоторые элементы салона еще в целлофане.
Мой пепелац в ожидании погрузки на паром.
Я помню, что обещал читателю такую машину больше не покупать. Но, во-первых, наверно, от судьбы не уйдешь, а во-вторых — это и не совсем «такая» машина, как бывший турецкий Цивик 2008 г.в. (https://reviews.drom.ru/honda/civic/72049/). Конечно — это тот же самый (хоть и с небольшим рестайлингом) кузов, те же ходовая и мотор, те же инженерные «просчеты». Но в то же время — это настоящая японская машина, японской сборки, надеюсь, с японским лакокрасочным покрытием, у которой несколько иная начинка, на этот раз АКПП, и само собой — правый руль.
Несколько слов о дате. Это одновременно и совпадение, и в то же время не совсем случайное.
Во-первых, это — пятница. По замыслу путешествия, уик-энд должен был быть посвящен осмотру некоторых приморских красот, после которого неделя неспешного пути домой.
Во-вторых, когда 19 сентября мое авто покинуло японскую землю на борту корабля, то с учетом времени хода до Владивостока и таможенной очистки, достаточно одного взгляда на календарь, и становится ясно — 27-е!
Билеты куплены, дела подбиты, готовимся и настраиваемся.
План путешествия достаточно прост, но в то же время емок: забираем машину, осматриваем Владивосток и посещаем остров Русский; далее Находкинский округ — предстоит залезть на Брата и взглянуть с него на Сестру, а также отыскать мыс Поворотный. И дорога домой, которая помимо вероятных случайных остановок предполагает также посещение с ночевкой бурятского берега Байкала, а также дневной поход по Красноярским столбам. Все это нужно втиснуть в 10 дней с 27.09.2013 г. по 06.10.2013 г. Несмотря на глубокую осень, акцент в путешествии сделан именно на природных местах, и с этим в большой дорожный чемодан аккуратно сложены походные причиндалы и теплые вещи.
За сутки до отлета приходит не сильно радужная новость: машина благополучно прибыла в Россию, но еще не растаможилась. Причиной этого является ее год выпуска — 2010. Как известно, у Хонды по имеющимся в России базам не вычисляется месяц выпуска. Как следствие, таможенники не могут точно определить ее возраст, а на рубеже 3 лет это имеет существенное значение для определения пошлины. С этой целью в Японию отправлен соответствующий запрос. Ответ пришел — действительно июль 2010-го, но мне от этого не сильно легче, так как таможенная декларация подается только утром 26-го. Со слов посредника, если повезет, то отдадут машину в пятницу 27-го. В крайнем случае — в понедельник 30-го.
Сдвинуть поездку на несколько дней отнюдь невозможно, слишком многое на сроках завязано. Кроме того и так в последний момент с потерей некоторых денег был сдан билет жены, а взамен куплен билет отцу уже по существенно большей цене. Опять же, начиная с 07.10.2013 г. запланированы полностью подготовленные сделки, всучить которые кому-либо из коллег уже никак нельзя. Стало быть, кровь из носу, а в запланированный график нужно укладываться.
Оставалось только надеяться, что таможенники окажутся расторопными, ибо перспектива зависнуть во Владивостоке на лишние 3 дня казалась очень мрачной, так как ставила под угрозу все запланированное, и, что самое важное, на обратном пути предполагала гонку, чего уж очень не хотелось.
И вот мы в Киневичах, багаж получен, и едва ли стрелки местных часов касаются отметки 8:00, начинаем названивать таможенному брокеру. Ответ безрадостный: декларация подана вчера, сегодня их представитель будет обивать пороги таможни, повезет — не повезет: гарантий нет. И вообще, на таможне рабочий день начинается с 9:00, так что наберитесь терпения и ждите. Как что будет ясно, обещают перезвонить.
Что делать — на первых порах непонятно. То ли сдать чемодан в камеру хранения, ехать к брокеру и в надежде на быстрое разрешение проблемы надоедать им своим присутствием… А если не выйдет? Снимать квартиру и ждать… Чего? Сколько?
Мозг отчаянно пытается выхватить хотя бы один из придуманных в ходе полета альтернативных вариантов, но как всегда решение приходит само собой, когда скользящий взгляд останавливается на стойке проката авто. А ведь это действительно выход! Пока есть надежда на пятничную растаможку, можно не терять времени и исследовать окрестности Владивостока. Дальше будет видно. Пусть эти расходы не запланированы, но лучше сохранить мобильность и стараться следовать своему плану, нежели впасть в уныние и не суметь насладиться моментом.
Решение принято, и за 1800 руб. в сутки + залог 6000 руб. нам достается Toyota Corolla 2006 г.в., 4WD, в посредственном состоянии (оно и понятно, при такой стоимости аренды уже первый год проката отбивает стоимость самого авто с лихвой, а стало быть поддерживать его приличное состояние никому не интересно). Руль справа, и в этом тоже своего рода плюс — есть возможность пообвыкнуться перед перегоном. Время отсчета 09:30, вернуть нужно до указанного времени следующих суток. Задержка на 1 час + 100 руб., свыше 5 часов применяется суточный тариф. Вернуть авто нужно в чистом виде, и с тем же количеством топлива, какое было при получении. Можно вернуть машину немытой, но если мойка будет требоваться, то возьмут дополнительно 500 руб. Залог 6000 руб. берется на случай мелких ДТП, которые могут оказаться не оформленными в ГИБДД, при сдаче машины подлежит возврату, при условии, что машина возвращается в исходном состоянии.
Едва садимся в машину и выезжаем с парковки аэропорта — батя откидывает сидушку и отключается. Ну да, в самолете-то не до этого было. Я тем временем рулю прямо к таможенному брокеру на ул. Суханова 6Б, и повторно обозначаю свое присутствие во Владивостоке и желание получить свой автомобиль. Ответ тот же: ждите. Прямо как в Латинской Америке с их маньяной.
Совершенно не представляя куда податься, еду катать спящего отца по городу, и как-то интуитивно выезжаю на мост через Золотой Рог, от которого дорога сама собой приводит на остров Русский.
Вероятно почуяв нечто интересное, батя не замедлил проснуться и со свойственной ему невозмутимостью достал камеру.
Та самая наша прокатная Королла.
Следует отметить, что прошедший во Владивостоке саммит АТЭС и подготовка к нему существенно изменили обличье города. Появились шикарные мосты через бухту Золотой Рог и на о. Русский, Владивостокская кольцевая автодорога (ВКАД), на о. Русский выстроены новый корпус Дальневосточного федерального университета, дельфинарий, пожарная станция. Весь город кажется каким-то идеально причесанным. И все это за какие-то три года. Ведь могут. Обидно, что в нашей огромной стране подобные явления имеют характер «точечной застройки».
За монотонными шумом волн и криками чаек, скрашенными неожиданными, практически летними +20 градусами по Цельсию и легким соленым бризом, рабочий день незаметно подошел к концу, а стало быть, пора напомнить о себе брокеру.
Знаете, как это бывает. Ты внутренне готов к самому худшему, но где-то в глубине души все равно теплится маленький огонек надежды. И с верой в лучшее, с надеждой в голосе, не показывая никому своего напряжения, ты звонишь и радостно так: «Ну что? Я еду?». И в ответ: «К сожалению, нет, никак не раньше понедельника….»
Настроение возвращается к отметке «ниже плинтуса» и наступают несколько минут полной растерянности. Однако еще продолжает греть неспешно уходящее солнце, волны по-прежнему набегают на берег одна за другой, и даже чайки невозмутимо качаются на волнах, всем своим гордым видом показывая, что им, как и все остальным, как бы по фигу твои проблемы…
Своей машины нам уже точно не увидеть до понедельника, а значит, в нашем вояже мы остаемся привязанными к арендованной Королле и к самому Владивостоку, так как куда бы мы ни подались, а все равно придется вернуться. А значит, далеко забираться не сильно целесообразно. Это совсем не то, к чему мы стремились, планируя поездку, но сейчас уже деваться некуда.
Впереди два дня выходных, которые нужно наполнить положительными эмоциями, и мы неспешно выдвигаемся в сторону Находки, предварительно заскочив в аэропорт и продлив аренду авто еще на сутки.
Цели добраться до Находки до конца дня не было — это просто нереально. Важно было начать движение и двигаться покуда возможно, с последующим ночлегом в каком-нибудь, по возможности — симпатичном, месте.
Подобное место, хоть и не сильно живописное, но пригодное для стоянки, было найдено близ села Шкотово на берегу одноименной речки. Помимо возможности стоянки в непосредственной близости у воды, здесь также были обнаружены костровище и некий запас дров, которого должно хватить для создания хоть небольшого уюта и поднятия настроения.
Еще утром, по приезде, когда отец решил вздремнуть, сразу выявилась невозможность раскладывания в Королле спинок передних сидений ниже того уровня, который виден на следующей фотографии.
Но, даже несмотря на это чудовищное неудобство, на удивление мы выспались и утром чувствовали себя хорошо отдохнувшими. Очевидно, сыграли свое разница во времени, бессонный перелет, общее напряжение от большого числа неизвестных, ну и, разумеется, у нас с собой было… В общем, на утро ощущались прилив хорошего настроения и готовность к новым победам!
28.09.2013 — День второй. Океан
«Чашечка» горячего кофе прекрасно бодрит и согревает после умывания в реке.
Штаны сухие!!! Это тень от болтающейся крышки объектива!
«Своеобразной визитной карточкой Находки являются вертикально стоящие рифовые образования, сопки Брат и Сестра. До сих пор эти сопки овеяны легендами, чему способствуют как их редкая пирамидальная форма, так и некоторые письменные и археологические источники.
Первые путешественники-исследователи 19-начала 20 века Н.М. Пржевальский, Ф.Ф. Буссе, В.К. Арсеньев обращали внимание на остроконечные сопки в заливе Америка, восхищались ими. Интересны наблюдения Ф.Ф. Буссе. На сопке Брат он обнаружил древние захоронения в каменных ящиках. Археологическая экспедиция могла бы пролить свет на тайну сопки Брат, но взрывы сделали свое дело: памятник археологии частично разрушен.
Брат и Сестра — уникальный природный комплекс, имеющий богатую древнюю историю. Тому подтверждение — многочисленные археологические стоянки: многослойный памятник на сопке Булочка, 3 стоянки в бухте Лашкевича, древняя дорога и средневековое городище в 2 км от сопки Брат, древний колодец у подножия сопки Брат.
Их изначальная высота составляла у сопки Сестра — 318 м, у сопки Брат — 321 м.
К сожалению, судьба сопки Брат очень печальна. Еще до начала Великой Отечественной войны Брат обозначили карьером. В 50-е годы 20 века наиболее интенсивно стали добывать известняк, и в 60-70-е годы вершину снесли окончательно. В результате не только пострадал эстетический вид сопки, но и были уничтожены древние памятники, и изменился климат в Партизанской долине.
Будущее сопок Брат и Сестра связывают с вхождением их в природоохранную зону, заповедник или этнопарк. Одно ясно уже сейчас: еще не скоро откроют свои тайны пирамидальные сопки.
Сопка Сестра расположена в устье реки Партизанской (Сучана) на берегу залива Находка, в бухте Лашкевича - Чиньювай. Сопка находится на мысе Сестринский, напротив мыса Клыкова. Сопка представляет собой тектонический клин, выжатый на поверхность подземными силами.
Сопка Брат расположена в 10 км от Находки. Высота сопки 234 м (до разработок высота 321 м). Место произрастания редких видов растений, занесенных в «Красную книгу СССР». Отделена от сопок Сестра и Племянник озером Лебяжьим. В геологическом смысле левый и правый борта долины реки Сучан в районе сопки сложены позднепроторозойскими гранитоидами — древнейшими и крепчайшими породами, в заливе Находка. В настоящее время сопка Брат наполовину срыта.» — информация с сайта www.geocaching.su.
Вид на сопку Брат с сопки Сестра. Фото с сайта www.geocaching.su
Сопка Брат (фото 1932 года). Фото с сайта www.geocaching.su
На выезде из Находки в сторону Партизанска на автомате проскочил нужный поворот, но уже буквально через пару сотен метров пришло понимание, что проплывающая по правому борту гора с характерно разрытой макушкой есть не что иное, как тот самый Брат.
Стоять, разворот, поворот, и на недоуменный взгляд бати: «Лезем на гору!».
По примеру прочих посетителей горы оставляем машину у подножия
и пешим ходом поднимаемся наверх.
Эти сопки пользуются огромной популярностью не только у приморцев,
но и у прочих искателей приключений!
Познакомились с парой из Уссурийска, которая поведала нам много интересного про природу Приморья.
Эх, жаль, конечно, что времени у нас в обрез.
Далее с целью помыть ноги в океане движемся вдоль берега в сторону Врангеля в поисках мыса Поворотного. С географией у меня все в порядке. Хоть Японское море вовсе и не открытый Тихий океан, а только входит в его бассейн, но в жизни всегда есть место личным восприятиям и переживаниям. По нашей легенде ноги мыть положено именно в океане, поэтому пусть так и будет!
«Мыс Поворотный — мыс в Приморском крае, разделяет восточное побережье Приморья и Южное Приморье. Входной мыс залива Петра Великого.
Вдоль Восточного побережья Приморского края несёт воды холодное Приморское течение.
Маяк на мысе Поворотный входит в состав Находкинского городского округа.
У мыса расположена артиллерийская батарея № 110 Сучанского сектора береговой обороны, построена в 1939 году.
В июле 1941 года в районе мыса подорвался на советской мине и затонул краболов «Тунгус», погибло 22 члена экипажа.
14 июня 1973 года у мыса Поворотный произошло кораблекрушение с участием атомной подводной лодки К-56 и рыболовецкого судна «Академик Берг», погибли 27 человек.
На мысе круглогодично действует одноимённый маяк, обслуживаемый персоналом, проживающим в небольшом посёлке при маяке.» — информация с сайта http://ru.wikipedia.org.
Навигатор отказался работать еще накануне прошлой ночевки, и мы вновь ориентируемся только на визуальную идентификацию. Проехали Врангель, какой-то маяк, и уперлись в шлагбаум, перекрывающий въезд на территорию нефтебазы «Транснефть».
Оставили машину, прогулялись за шлагбаум пешком, нашли только вертолетную взлетно-посадочную платформу.
Вот незадача. Неужели не судьба помочить ноги в океане? Вглядываясь в горизонт, понимаем — океанистей уже некуда, и мыс точно должен быть где-то здесь!
Поскольку дальше ехать некуда, а к мысу Поворотный, я знаю точно, есть подъезд, потихоньку движемся в обратную сторону, вглядываясь в открывающиеся взгляду каменные выходы в море. И тут в памяти всплывают фотографии и выдержки текста из сети, где ключевое слово — Маяк!
Ведь был же маяк! Вот балбес!
Довольно быстро нашли этот отличительный знак, но сфотографировать его почему-то не удосужились. В общем, вот…
Фото с сайта http://vladsv.livejournal.com
Очень важным для нас аспектом в поисках мыса была возможность выхода к берегу, где планировалось не только по колени зайти в воду, но и отобедать под шум и брызги океанских волн. Именно поэтому, мы в большей степени были озадачены поиском подходящего спуска к воде, нежели осмотром знаменательного маяка. К слову сказать, с дороги это сооружение выглядит не так эффектно, и маяком почему-то не воспринимается. Видимо, поэтому мы его не признали сходу и проехали мимо.
Пригодное подобие тропы было найдено в паре-тройке сотен метров от маяка. Сгребаем в охапку все необходимое, и спустя 15 минут не самого безопасного спуска и парочку сорвавшихся и пролетевших в нескольких сантиметрах валунов, мы таки на берегу наслаждаемся морским прибоем.
Море штормило, и волны, разбиваясь о прибрежные скалы, порождали немалые каскады брызг. Бабье лето — в бухте Владивостока, а тут — открытое море. Ветер дует будь здоров, и хоть не сильно холодно (в районе +12-15), но все же по-осеннему хмуро и пасмурно. Я благоразумно принял решение снять с себя большую часть одежды, батя же ограничился простым закатыванием штанов. Естественно, его накрыло с ног до головы первой же волной!
Спустя несколько часов пребывания на берегу, считаем миссию выполненной и возвращаемся к машине.
Глубокой ночью от «нечего делать» и «некуда податься» возвращаемся во Владивосток, и на фоне моста на остров Русский укладываемся спать.
29.09.2013 — День третий. Владивосток
Воскресенье. На исходе вторые сутки аренды машины. Особой надобности в ней уже нет, а посему возвращаемся в аэропорт. Машину надо сдать в чистом виде и с тем же количеством бензина, как было при получении.
С бензином вроде не прогадал, когда на старте из Врангеля ювелирно залил 18 литров. С помывкой дела обстояли несколько хуже — после покатушек по проселочным дорогам она конкретно требовалась, а с мойками тут как-то все непривычно. Моек много, но они в большинстве своем имеют какой-то хитрый режим работы, и в 8:30 утра воскресенья, как правило, еще закрыты. Нашли одну работающую мойку уже перед самым аэропортом, и в силу небольшой очереди задержали возврат авто на полчаса. Оказалось, не критично, и залог вернули в полном объеме.
Поскольку в дальнейшем предполагалось использование общественного транспорта, решаем свой громоздкий чемодан с походными причиндалами оставить в камере хранения тут же в аэропорту, и относительно налегке устроить пешую прогулку по городу, а на последнюю ночь все же снять жилье.
Разместившись тут же, в зоне ожидания аэропорта, воспользовавшись халявным Wi-Fi, просмотрели имеющиеся предложения о сдаче квартир и выбрали вариант в непосредственной близости (пара-тройка кварталов) к офису таможенного брокера — однокомнатная квартира по ул. Октябрьская за 1800 руб. в сутки. О встрече для заселения с агентом условились на 18:00, и в районе полудня прибыли на аэроэкспрессе на его конечную станцию в исторический центр Владивостока — морской вокзал.
От морвокзала прогулочным шагом отправились куда глаза глядят; ну а покуда делать особо нечего, в двух словах расскажу Вам о некоторых бросившихся в глаза особенностях.
Вопреки моим (а может, и всеобщим) ожиданиям — жители Дальнего Востока достаточно активно пересаживаются на левый руль. В городе много дилерских центров, а на дорогах полно не только привычных дилерских Тойот, Хундаев, Митсубишей, Фордов и иже с ними, но часто встречаются и престижные немцы.
В отличие от равнинных городов, пешком по Владивостоку передвигаться очень непривычно. В городе просто немеряно подъемов/спусков и прочих лестниц. С трудом представляю, как местные водители тут ездят зимой. Многие владельцы автомобилей с механической КПП также не стесняются предупредить об этом всех остальных надписью «ОТКАТ» на заднем стекле во избежание наезда при трогании в горку.
Подобно тому, как «все дороги ведут в Рим», в центре сегодняшнего Владивостока невозможно промахнуться мимо Золотого моста, и вот с середины этого сооружения мы оглядываем прибрежные пейзажи.
Вообще, как мне кажется, любой мост — это прекрасная возможность сделать несколько неплохих снимков, а заодно и убить время, когда нет ни конкретной цели, ни тем более временных рамок. Мы с удовольствием побродили бы и по мосту на о. Русский, но, к нашему сожалению, на нем не оказалось пешеходных дорожек, а строгие дядьки в специальных будках свято блюдут запрет на пешее передвижение по оному.
Кстати, видимо в целях предотвращения несчастных случаев разного рода, движение пешеходов по Золотому мосту в ночное время также запрещено.
Еще одно наблюдение: в городе очень много Приусов. Здесь их плотность на душу населения существенно выше, чем в Новосибирске. Поскольку один из моих друзей грезит таким, то подобная машина для меня не серая мышка в потоке, а почему-то бросается в глаза. И когда ближе к концу дня мы расположились на скамейке вдоль улицы Октябрьской в ожидании агента с ключами от квартиры, как-то сам собой у меня начался подсчет этих самых Приусов, проезжающих мимо. За полчаса насчитал около 20 шт. В общем, во Владивостоке Приусы ходят чаще, чем метро в Новосибирске.
30.09.2013 — День четвертый. Владивосток — Спасск-Дальний
Течение времени неизбежно, и, наконец, наступил понедельник. Если и сегодня ничего не выгорит… О погрузке машины на паровоз или автовоз, и возвращении домой самолетом думать не хочется, но на всякий случай этот план в голове уже есть.
В какое время должна произойти растаможка неизвестно, но поскольку выехать из Владивостока нам нужно без промедления, то я должен быть готов забрать машину практически сразу, как только на свет родится ее ПТС. Сидеть в ожидании этого события на квартире для меня мало, однозначно в нужный момент я должен быть на пороге таможенного брокера. И с этими мыслями, в районе 11 утра я отправляюсь в сторону ул. Суханова, оставив батю за главного по подготовке в дорогу какой-нибудь еды и зарядке аккумуляторов всех имеющихся девайсов)).
Сотрудники брокерской конторы не сильно были мне рады, но по обыкновению своему обещали позвонить сразу же, как только что-то будет известно. Ползти снова вверх четыре квартала на Октябрьскую нет ни сил, ни желания, и я продолжаю осматривать бухту Золотой рог, на этот раз с противоположной стороны моста.
Далее в течение нескольких часов, неоднократно возвращаясь к ул. Суханова и располагаясь на отдых от хотьбы на одной из этих скамеек с видом на бухту,
Фото с Yandex.Maps
я все тем же прогулочным шагом не торопясь обошел всю округу — ул. Уборевича, Семенова, Фонтанную, соответствующий кусок Океанского проспекта, Алеутскую…, просто разглядывая людей, дома, машины, дороги…. Фотографий с этой прогулки уже нет, видать, вдохновение не посетило, уж извиняйте.
Когда ближе к концу дня я уже было настраивался на необходимость принятия новых решений, в 16:00 раздался-таки долгожданный звонок: «ПТС готов, приезжайте!».
Это был тот самый момент, когда вызванное томительным ожиданием бездействие резко сменилось необходимостью совершения четких активных действий, и спустя 3 (!!!!) минуты я ломился в дверь таможенного брокера. Вот Вам ПТС, распишитесь…., какие-то нюансы в оплате таможенной пошлины, бухгалтер что-то там пересчитывает… вновь вспоминается Латинская Америка, ибо из всех присутствующих спешу только я. Спешить у меня есть все основания — таможня работает до 18:00, а я понятия не имею, где она находится и как происходит выдача автомобиля.
В районе 16:30, крепко зажав в руке свой ПТС, какие-то таможенные документы и клочок бумаги с записанным адресом склада временного хранения, я выскакиваю к дороге и прыгаю в остановившийся на первый взмах моей руки Аккорд. Даю парню бумажку с адресом и поясняю, что сюда надо просто ну очень срочно. Респект тебе, дружище — не теряя времени на распросы, тот начинает движение в сторону так полюбившегося мне моста и уже в движении смотрит карту и звонит своим знакомым, выясняя, где находится искомое место. Минут через 15 высаживает меня по нужному адресу, 250 руб., и я вбегаю в здание конторы СВХ.
Для сдачи документов нужно подниматься на третий этаж, а для этого необходим соответствующий пропуск. Пара людей в очереди, еще несколько минут, пропуск в руках, взлетаю на нужный этаж, а там тоже очередь из 3-4 персон. Все мы прекрасно знаем, какой временной продолжительности может оказаться очередь из трех человек, особенно когда должностного лица в текущий момент нет на месте, а на часах уже почти пять.
К счастью, служивый быстро вернулся и оперативно раскидал всех присутствующих, включая меня, и вот я уже направляюсь на площадку склада, но упираюсь в охрану — опять нужен пропуск! Ох уж мне эта бюрократия, она меня до синего каления доведет, но что поделаешь. Возвращаюсь к бабушке в окошко на первом этаже — опять человек в очереди и, Боже, как же медленно она каллиграфическим почерком выводит фамилии посетителей, когда так быстро утекают драгоценные минуты!
Пройдя последний рубеж, выскакиваю на площадку склада прямо под тот самый мост, и очень быстрым шагом, чуть ли не бегом, двигаюсь по направлению, указанному охранником, успевая, однако, по ходу дела поместить в разрез объектива пару куч металлолома.
Я такие вещи вживую вижу впервые, не смог равнодушно пройти мимо.
Первая встреча! Очень беглый осмотр — обозначенные в аукционнике коцки в глаза не бросились, да и не до них сейчас.
Очень беглое фото на телефон и на выезд!
Историческое фото: проезжая мимо этих кранов меня осенило — так вот почему меня все время тянуло на этот мост!
На утренней прогулке по мосту, я, сам того не ведая, даже умудрился снять тот самый склад!
Однако, прочь сантименты, пока таможня не закрылась (хоть это и маловероятно с посторонними-то на территории)! Подъезжаю к шлагбауму, открыть/закрыть багажник, отдать охраннику оба ранее выписанных пропуска, и вперед — искать заправку. На часах 17:30, и даже не хочется думать о том, что было бы, окажись я в нужный момент от офиса таможенного брокера чуть подальше….
УСПЕЛ! Заправляюсь под завязку, страхуюсь по ОСАГО, и в 19:00 я на Октябрьской влетаю в подъезд одновременно с агентом. Беглый осмотр квартиры, обмен ключей на залог, пожелания счастливого пути, и быстро загрузившись, не обращая никакого внимания на час пик, мы втискиваемся в плотный поток по направлению к проспекту Столетия Владивостока.
В общем-то, можно было бы переночевать и выехать с утра пораньше, или, по крайней мере, обождать вечерние пробки за ужином и чашкой кофе… Но, во-первых, ощущение потерянных двух дней как шило в заднем проходе, и во-вторых, вот мы, вот машина, теперь мы по-настоящему свободны, и нас ничто не держит….
А это значит, что нам остается только забрать в аэропорту свой багаж, попрощаться с Владивостоком, взять курс на Хабаровск и ехать до тех пор, покуда накопленная за день усталость не возьмет верх над разыгравшейся к вечеру активностью.
Итак, впереди почти 6 тысяч км, на которые у нас есть 6 суток. По тысяче километров на день, по опыту прошлых поездок, — задача выполнимая. Бывалые, конечно, скажут, что можно и дня за 3-4 управиться, но это личное дело каждого. Лично мы не гонщики, и устраивать заезд на время нет никакого желания. Вот получится ли посетить восточный Байкал и прогуляться по Красноярским Столбам — вопрос. Но пусть будет как будет, есть как минимум две вещи, которые загадать сложно — дорога и погода.
О состоянии дорог много написано, но пока сам не проедешь, точно не узнаешь. Ну а погода… А что погода?... Октябрь на дворе. Ясно, что ожидать можно чего угодно. И то, что в приморском Владивостоке нам повезло с +20 градусами, вовсе не означает, что так будет всю дорогу.
В общем, те пара дней, что мы прохлаждались во Владике, были как раз запланированы на Байкал и Столбы, а теперь их посещение зависит от ряда неизвестных. Благо еще, запланированную программу по Приморью выполнить удалось.
А вот и первый кусок грунтовки. Неожиданно, ведь мы еще и до Уссурийска не доехали. И как-то так странно — на асфальте и в начале грунтовки был еще какой-никакой трафик, но за пяток километров все куда-то рассосались.
В Уссурийск въехали в гордом одиночестве в районе полуночи. Едва фары выхватили из темноты стелу на въезде в город, как начали вспоминаться кадры и фразы из фильма «Спец» десятилетней давности. Кто смотрел, возможно, помнит: «От нас три машины гонят….», «За дорогу в курсе?», «Рации на прием, поехали!», «Выехал по кольцу на Агеева» и т.д.
Перед нами был абсолютно пустой, как будто вымерший, город, с крайне редким уличным освещением. И хоть время сейчас уже совсем другое, Город Виталия Демочки показался каким-то никаким…., и запомнился, пожалуй, разве что взорвавшим тишину неожиданно забренчавшим телефоном — мама справлялась о состоянии наших дел как раз в тот момент, когда я «выезжал по кольцу на Агеева»:))
Отъехав от Владивостока что-то около 300 км, в районе 2 часов ночи благополучно улеглись спать на заправке где-то в Спасском районе.
01.10.2013 — День пятый. Спасск-Дальний — Архара
Как же все таки удобно спать в Цивике после прокатной Короллы!!! Даже долговязый батя спал, как убитый, не проявляя признаков беспокойства.
Ну а что до меня, то я и в домашних-то условиях не являюсь лежебокой, а уж в походах и подавно. Трех-четырех часов мне вполне достаточно, чтобы восстановить силы, и по своему обыкновению я аккуратно начинаю движение в районе 5 утра со спящим отцом на пассажирской стороне.
Время от времени попадаются куски грунтовки, все в основном вполне сносные и позволяют идти 40-60 км/ч без ущерба для авто.
В практически отсутствующем трафике дежурившие на Лучегорском посту ДПС полисмены были несказанно рады нашему появлению, и с превеликим удовольствием посмотрели на наш свежеиспеченный ПТС и пожелали счастливого пути. Отсутствие каких-либо регистрационных знаков на авто их абсолютно не смутило, и я окончательно убедился в правильности принятого вчера решения не тратить время на получение каких-либо транзитов. В общем-то, все логично: ПТС от 30.09.2013, и с этого момента у меня есть 10 дней, чтобы поставить машину на учет.
Обед в Вяземском. Неизменное следствие раннего подъема в сочетании с некоторой монотонностью дороги:))
В начале 80-х годов прошлого века в Хабаровске отец проходил срочную службу, и так уж сложилось, что это было одно из немногих мест, где он побывал за свою жизнь. Вполне возможно, что именно возможность посещения Хабаровска и послужила одной из основных причин, почему он согласился ехать со мной, когда я в срочном порядке по семейным обстоятельствам решил оставить жену дома.
Естественно, он напросился заехать в центр города, без конкретной цели, но чтобы хоть как-то в своих воспоминаниях вернуться на 30 лет назад. Не уважить батю нельзя, и вот мы неспешно прогуливаемся совершенно случайно вдоль какого-то штаба. Однако, будучи замеченными его охраной, вынуждены были свернуть камеру и ретироваться.
На этом знакомство с центральной частью города для меня, и воспоминания для бати решено было прекратить, и влившись в плотный поток послеобеденных пробок, мы направились искать выезд на мост через Амур.
Еще за месяц до отъезда я мониторил последствия наводнения в Хабаровском крае, беспокоясь о проезде через город. С моста эти последствия видно как нельзя лучше. И это при том, что к концу сентября основная вода уже ушла.
Ближайшие 2 тысячи километров мы будем ехать практически в гордом одиночестве. От Хабаровска до Читы трафик — полторы машины в час. Условно, конечно. Но тех колонн перегонов, летящих в пыли сплошным автопоездом, нет уже давно.
И только сейчас я понял, куда делись все те люди, что летели с нами в самолете. В основной своей массе они либо уехали на день-два раньше (на выходных), ну или остались до следующих барахольных выходных.
Если говорить о перегонщиках, то попутно с нами шли всего две машины: вот эта Тойота Королла Аксио, и черная Киа Оптима. Обе они были характерно обклеены.
Раньше у перегонов в ходу была поговорка: с кем из Хабаровска выедешь, с тем в Чернышевск и приедешь. Это города, где асфальт соответственно кончался и начинался, а между ними та самая федералка, на которой средняя скорость движения у всех одинаковая. Кто-то ехал аккуратней и медленней, кто-то быстрей и рвал об скальник колеса. Вот и получалось примерно одинаковое время прохождения этого участка.
К слову, с появлением асфальта и увеличением средней скорости движения, это правило не сильно изменилось. Что до наших попутчиков, то встречались мы с ними в дороге буквально пару-тройку раз, но именно на подступах к Чернышевску — последний.
В районе Лондоко небо окончательно затянуло тучами, заморосил дождь, тут же начался ощутимый подъем на перевал, как-то подозрительно быстро окончательно стемнело, и с набором высоты начал сгущаться туман. Видимость никакая, и приличная до этого скорость резко упала до 20-30 км/ч. Изредка, словно привидения, в нескольких метрах от нас из тумана выныривали также крадущиеся встречные, а дорога все шла вверх.
Подъем был очень долгим, и мне подумалось, что это должно быть одно из самых красивых мест этой дороги, и как жаль, что мы проезжаем его тогда, когда вокруг хоть глаз коли.
Ближе к вершине перевала туман несколько рассеялся, и мы решили немного размяться, прижавшись на аварийке к автобусной остановке. Штатный термометр показывал что-то около +5 градусов, а уличная морось фактически оказалась мокрым снегом. «Сурово!» — подумалось нам, и еще несколько раз сокрушившись о недоступности видов, мы поспешили вернуться в дождь.
На другой стороне перевала туман быстро закончился, и спидометр разом набрал свои привычные 130. Яркая разметка на свежем асфальте, в купе с отражающим ограждением и дальним светом, подчеркивали всю красоту этой дороги, показывая все ее изгибы и рельеф на несколько сотен метров вперед. А при полном отсутствии трафика это был настоящий драйв. Мне кажется, я готов вернуться только для того, чтобы проехать по этому перевалу хотя бы еще разок, но обязательно в сухую погоду и днем!
Спустившись на равнину, миновали Облучье, границу Амурской области, 20-километровый кусок трясучей гравийки (пожалуй, это был наиболее длинный из оставшихся недостроенных участков), и заночевали возле кафе близ Архары, пройдя за день без малого 1 тысячу км. Штатный термометр показывал +7, и мы все еще обходились одними лишь спальниками без печки, ну и, разумеется, у нас с собой было…
02.10.2013 — День шестой. Архара — Чернышевск
Вообще, с опытом дальних поездок у меня давно сложился следующий режим. Встаю рано, как правило, есть в такие моменты еще не особо хочется, поэтому выпиваю чашку кофе и еду полтора-два часа до приличного заведения. Там утренний моцион и плотный завтрак, заодно и минут 40 отдыха от дороги. До обеда потом еду, остановки, как правило, только по требованию и на АЗС. После плотного обеда уже по настроению. И по своему опыту могу с уверенностью сказать, что большая часть дневного пробега проходится именно в первую половину дня. После обеда уже ехать так, как рано утром, лично у меня не получается. Бывает, и прикорнуть уже случится на полчасика, и трафик, как правило, уже другой.
Батя мой режим посчитал логичным, и уже начиная со второго дня, в страхе остаться без утреннего кофе, просыпался вместе со мной:))
Проснувшись окончательно и настроившись на долгую монотонную дорогу в традиционном гордом одиночестве, мне в голову пришла мысль о том, что за свои 10 лет водительского стажа я еще ни разу не разгонял автомобиль до заложенного в него максимума. Обычно приходилось ездить по дорогам хоть и с небольшим, но все же трафиком, и сама мысль «положить стрелку» в подобных условиях даже и не возникала. Я и здесь не считаю это нормальным и безопасным, но чисто спортивный интерес победил, и после полученного от бати одобрения наш космолет уверенно начал ускоряться.
Стрелки не оказалось, но это максимум!
Ехать в таком режиме хоть даже несколько минут в условиях темноты и неизвестной двухполосной дороги равносильно самоубийству, и нам было достаточно самого фотофакта. Вернувшись к привычным 120, мы продолжили свой путь с чувством собственного достоинства и выполненного долга.
В далеких 2005-2007 годах один из моих одноклассников промышлял коммерческим перегоном и постоянно рассказывал об этом кучу историй. И несмотря на гигабайты перечитанных подобных историй на дроме, именно его рассказы в большей степени осели где-то в закромах памяти.
Так вот, по его рассказам, на федералке была кафешка, изнутри вся обклеенная десятирублевыми купюрами. Каждый проезжающий считал своим долгом увековечить память о своем присутствии в этом месте внесением посильной лепты с неизменным автографом.
Обнаружив подобный интерьер в первой попавшейся для завтрака закусочной, я, естественно, подумал, что это ТА САМАЯ кафешка, о которой рассказывал мой друг! Не прикоснуться к истории было нельзя!
Надпись на нашей «десятке»: «Киса и Ося были здесь. Привет из Бердска. 02.10.2013».
Кстати, да, кафешки со стенами, обклееными изображениями Красноярска, попадались нам до самой Бурятии. Ну, это так, к слову.
Вообще, если вспомнить рассказы о былых временах, то суть их сводилась к приморскому и хабаровскому рэкету, тяжести лишений на строящейся дороге, взаимопомощи людей, оказавшихся в беде, непременному «федеральному» юмору, заправкам топливом с БЕЛазов и тракторов и прочее. Как говорится, есть что вспомнить. Конечно тем, кто все это застал.
Сейчас ничего этого уже нет.
Дорога практически достроена (если не считать отдельных кусков, представляющих собой приличный грейдер, да и суммарной продолжительностью вряд ли более 100-150 км) и проходит в обход тех деревень, что раньше были «точками» на трассе.
Порвать колесо или замерзнуть без бензина сейчас тут тоже надо очень постараться.
И самое главное — при практически отсутствующем трафике, 85-90% его составляют большегрузы, большинством своим — еврофуры, либо строительная или военная техника. Если честно, даже не припомню, попадались ли вообще нам автовозы.
Вот и получается, что едешь по исторической дороге, строительство которой было целой эпохой, а рассказать-то особо и нечего. Пожалуй, это тот самый случай, когда фотографии честней.
Батя всю дорогу рассуждал о том, как Е.П. Хабаров открывал эти земли, зная об их ресурсной бедности, но заставив царей поверить в их несметное богатство; о том, как давались людям эти многолетние походы на лошадях без даже слабого намека на какие-то дороги; о том, как сейчас живется людям в этих суровых местах; не переставая при этом удивляться количеству площади асфальтового покрытия по всей стране, переводя все это в количество выкачанной нефти.
За батиными монологами километры и часы пролетают не так заметно, но остается, по меньшей мере, один вопрос. Блин, откуда он все это знает?
Даа, батя у меня такой.....
В районе Соковородино начались волны в полотне, и появлялись одни неожиданно и достаточно часто почти до самого Чернышевска (ну, может, до Могочи или Жирекена...). Этот участок строили последним, и насколько я понимаю — торопились к путинскому пробегу. Уже по приезде домой, где-то через пару месяцев, мне случайно довелось услышать радиосюжет касаемо этой проблемы. Так вот, выступающий некий высокопоставленный дорожник, вспоминая про Путина и желтую Калину, говорил, что воровства как такового на этой стройке не было, но в спешке зачастую была нарушена технология, что и привело через несколько лет к таким последствиям. А исправить это можно только путем полной перестройки дороги, тогда как дорога, выстроенная с соблюдением всех необходимых технологических процедур, прослужит десятилетия.
Лично я не берусь судить о том, насколько эти изречения правда, но ясно одно. Либо со временем эти участки окажутся сильно разбиты, либо на их повторное строительство вновь будут направлены наши миллиарды.
Редкий путешественник не испытывает проблем с топливом на участке от Невера до Чернышевска. Связано это с тем, что на расстоянии 630 км между ними по трассе всего две заправки — в Амазаре и в Семиозерном, и представляют они из себя вот это:
Вообще-то, что касается топлива, то в поездках я к нему отношусь довольно трепетно, и заправляюсь, как правило, когда уровень в баке падает чуть меньше половины. Но в данном случае у меня с собой было ограниченное количество наличности, и на заправках я рассчитывался преимущественно безналом. В свою очередь, это делало невозможной заправку до полного бака, и я просто называл количество топлива, которое войдет в бак по любому. Таким образом, после каждой заправки в баке оставалось еще свободного места литров на 5-7.
Когда в Невере мы залили очередные 30 литров, ничто не предвещало беды. Бедой запахло в районе границы Забайкальского края, когда уровень топлива стремительно приближался к нулю, а в голове кружилась мысль, что за последние пару сотен километров нам не попалось ни одной заправки.
А мы ведь в районе Ерофея Павловича, выбрав понравившийся серпантинно-перевальный участок дороги, с целью съемки постановочного видео для семейного архива, еще и как следует отожгли, в течение получаса катаясь по нему туда-сюда далеко не в плавной манере!!!
Заправка в Амазаре доверия не внушила, и я поинтересовался у рыжего дядьки на Фунтике о наличии оных далее по трассе. Да есть, километров через 40!!!! — ответил добродушный местный житель, и прикинув, что должен дотянуть, я продолжил движение, не напрягая мотор более 2 тыс. об./мин.
Спустя буквально несколько километров у меня погасли последние деления, показывающие наличие топлива, и остался только истошно вопящий рыжий глаз, и остаток пути до Семиозерного мы катились с замершими сердцами. Увидев там то же самое, что и в Амазаре, моему разочарованию не было предела, но ведь живут же тут как-то люди с отсутствием выбора. Хорошо хоть, не у трактористов покупать бензин пришлось.
В течение следующих 330 км по трассе до самого Чернышевска снова не было ни одной заправки, и я искренне радовался тому, что у меня лампа загорелась перед Амазаром, а не после Семиозерного.
Заночевали в Чернышевске, который известен перегонному люду как место, где начинался асфальт после выхода с федералки. Вроде бы его даже было принято целовать.
За день прошли почти 1400 км. Увы, то, что с собой было, кончилось прошлой ночью, поэтому после ужина просто легли спать. За бортом было -3, оставили на ночь заведенным мотор с включенной печкой.
03.10.2013 — День седьмой. Чернышевск — Улан-Удэ
Утреннее Забайкалье запомнилось морозом в -10 градусов. Собираясь в осеннюю поездку, мы взяли с собой осеннюю одежду. Жар костей не ломит, и +20 во Владивостоке мы перенесли относительно без проблем. Но сухие -10, в отсутствие снега?! Впрочем, только снега нам сейчас и не хватало......
Морозным забайкальским утром.......
Как я уже говорил, батя у меня разговорчивый. И помимо общеисторических знаний, у него еще и много воспоминаний из жизни, в частности из армейского периода. Одно из них, когда он ехал в Хабаровск на поезде, где-то после Байкала ему врезалась в память река, на протяжении длительного расстояния текущая вдоль железной дороги.
Разумеется, найти эту реку (Ингода) не составило труда:))
Тут тебе и поезд, и река. Все как и 30 лет назад…
В Бурятии за руль снова сел батя. Темп у него чуть помедленнее, чем у меня. Ну, нравится ему не напрягаясь катиться 90-100. Ну, нравится и хорошо, и мне вроде как спокойней.
Но есть у него одна особенность. Исключительно реагируя на дорожную обстановку (качество покрытия, трафик.....), он почему-то в упор не видит никаких знаков.
Катимся 100, появляется белый знак «Мухоршибирь», начинается непродолжительный диалог:
Я: Населенный пункт...
Он: Угу... (не сбавляя скорость)
Пауза...
Я: Тебе это ни о чем не говорит?
Он: Что?
Я: Белый знак населенного пункта...
Он: Угу.... (не сбавляя скорость)
Я (мысленно): Понятно.............
Дежурившим за поворотом мухоршибирским гаишникам, разумеется, тоже оказалось все предельно ясно, и только батя долго недоумевал, в каком именно месте он накосячил:)).
А мы помним, что очень хотим хоть немного погостить у Байкала. И как нельзя лучше, к Улан-Удэ мы подъезжаем в вечернее время.
Самое время купить немного походной еды, непременно чекушку знакомого по прошлой байкальской поездке «Ветерка» (сделано!), и направиться в сторону Гремячинска, отужинать на берегу по возможности у костра, переночевать, совершить утреннюю 2-3-часовую прогулку по берегу, и с чувством выполненного долга и достигнутой цели продолжить путь домой. На большее, увы, времени уже нет.
За бортом правда +5, и в Улан-Удэ начался дождь, но мы усердно ищем дорогу на выезд в сторону Гремячинска. Захваченный из дома навигатор, напомню, сдох еще при ночевке на берегах Шкотовки; тогда как штатная хондовская навигация не знала ни дорог, кроме японских, ни языка русского, да и вообще, местность, совпадающая на карте с районом границы Забайкальского края и Амурской области, для нее оказалась краем географии...
Нашли. Правда с помощью таксиста и 150 рублей. На дворе уже стемнело окончательно, но мы непоколебимы и после выезда из города начинаем подъем на перевал.
Спустя пару километров штатный термометр показывает уже +2, а покрывающая лобовое стекло жижа стремительно меняет свою консистенцию от жидкой до вязкой, на дороге становится скользко.
Еще немного вверх и пара аккуратных поворотов, и мы попадаем в самую настоящую зиму. Температура -2, на дороге снежно-ледяной накат, навстречу ползут изрядно припорошенные машины. Вынужденно встаем на аварийке на относительно безопасном участке на совет.
До нашей цели порядка 130 км, даже в сухую погоду днем это не меньше 2,5 часов пути. Что ждет нас дальше на этом перевале (а насколько я помню, подъем и спуск по нему достаточно протяженные), и уж тем более на берегу Байкала — одному Богу известно. Помимо этого, на машине стоит летняя резина, и по опыту последних километров ехать на ней совсем не айс.
Совет закончился намного быстрей, чем я все это написал. Это полный ОБЛОМ, но жизнь, машина и время дороже призрачной галочки в графике. Разворачиваемся, и возвращаемся в дождливый Улан-Удэ, и дальше, как можно дальше, пока есть силы ехать, в стремлении подальше уйти от зоны осадков.
Сил, правда, оказалось не много, и после плотного ужина меня просто срубило на заправке где-то в районе Ильинки.
За день пройдено около 1000 км.
04.10.2013 — День восьмой. Улан-Удэ — Худоеланское
Единственная за всю дорогу спонтанная ночевка. Пожалуй, и не ночевка вовсе. Буквально двухчасовое восстановление сил без раскладывания «кроватей» и переодеваний. В начале четвертого утра, вооружившись традиционной чашкой кофе, я уже неспешно катил дальше на Запад, тогда как отец продрых до самого Танхоя.
И все-таки байкальскому релаксу быть!
Где-то в районе Выдрино боковым зрением я узрел проезд к берегу озера вдоль какой-то речушки, и не постеснялся развернуться и сунуться туда на разведку.
На улице что-то около ноля, но хоть сухо и без ветра.
Совершив утренний моцион в ледяной байкальской воде, мы по честному позавтракали тем, что было припасено на несостоявшийся байкальский ужин (ну, за исключением, разве что «Ветерка»...), и от души нагулялись по берегу с камерами наперевес.
Одев на себя все, что у нас было из одежды, мы все равно мерзли, но энергетика Великого Озера никак не отпускала нас в дальнейший путь.
И ведь только сейчас, год спустя, описывая свои ощущения и возвращаясь мысленно назад, я понимаю, что именно Байкал стал в этом путешествии последним местом, где мы по-настоящему расслабились. Последним ярким событием, нашедшим свое отражение в гигабайтах отснятого материала.
От Шелехова в объезд Иркутска уходит недавно (года 2-3 наверно уже...) выстроенная дорога, с первыми указателями на Новосибирск, до которого остается что-то около 1900 км. Совсем немного, буквально два дня пути знакомой мне и не несущей в себе ничего нового дороги.
Говорят, если одну большую задачу разбить на несколько промежуточных целей, то их достижение будет значительно легче и интересней.
Так и мы. Из дома мы ехали смотреть на красоту Приморья. При начале движения из Владивостока нашей первой целью был Хабаровск как место службы отца. Из Хабаровска мы выезжали посмотреть, что же такое «федералка». Весь день езды от Чернышевска нас не интересовало ничего, кроме Байкала.
И вот он позади. В заготовленном из дома маршруте одиноко сиротеют Красноярские Столбы, но уже сейчас понятно, что вероятность завтра уделить им достаточное количество времени близка к нулю.
А посему получается, что в этом нашем восточном вояже, по большому счету, остается только двухдневный рывок до дома. И в этот момент начинает приходить понимание, что путешествие подходит к концу. Близится к завершению то, ради чего все это было затеяно. Первый указатель на Новосибирск становится началом конца.
К вечеру добрались до Тулуна, преодолели после него оставшийся из последних на этой дороге кусок гравийки, и остановились на ночевку на пользующемся популярностью «постоялом дворе», по ощущениям — близ Худоеланского.
Плотный ужин, горячая баня, по бутылке холодного пива, и мягкая кровать с теплой постелью, настолько комфортные, насколько такими могут быть разложенные сиденья со спальниками:)))
За день пройдено около 900 км.
05.10.2013 — День девятый. Худоеланское — Кемерово
Нижнеудинск порадовал!!!!! Вспоминая, как три года назад на похожей машине я аккуратно переставлял колеса из ямы в дыру, сегодня очень приятно был удивлен идеальным асфальтом. Оказывается, весь городок насквозь можно проехать за 5-7 минут.
В районе Алзамая на дороге появилась легкая наледь, которая ближе к Тайшету, в совокупности с накопленной усталостью, все же сыграла с нами не добрую шутку. Обошлось, конечно, но было очень неприятно.
Суть. Дорога покрыта тонюсенькой корочкой льда. При плавном разгоне и плавном же торможении колеса не проскальзывают, машина прекрасно рулится, и в целом ведет себя предсказуемо. Дорога ровная и прямая, трафик практически отсутствует. Едем 80-90.
В районе свертка на села Разгон и Замзор на дороге поперечная 2-метровая в ширину полоса без асфальта, и после нее снова идеально выложенное покрытие с разметкой. Притормозил, с недоумением аккуратненько проехал этот дефект, и вновь плавно набираю 80-90.
В какой-то момент показалось, что ледяная корка стала толще, подумалось, что какая-то она неизъезженная, чего не наблюдалось раньше.... Трафика нет совсем. Вскоре на дороге, прижавшись к ограждению, безо всякой аварийной сигнализации, стоит большая грузовая машина из разряда дорожно-рабочих, вся в ночном инее, и без малейших признаков присутствия самих рабочих. И в тот момент, когда я, провожая ее в зеркале взглядом, пытаюсь понять, что же тут все-таки неладно, слышу быстрое такое отцовское: «СМОТРИ!!!».
Возвращаю взгляд на дорогу и вижу, что она перекрыта ЛЕЖАЩИМИ ПОПЕРЕК МЕТАЛЛИЧЕСКИМИ ТРУБАМИ, расстояние до которых несоизмеримо мало.
С мыслями «ну вот и доездился» (ну это так, литературно, в действительности же это был «П......Ц») начинаю тормозить, балансируя между эффективностью и блокировкой колес с началом работы АБС, и во избежание заноса стараюсь не дергать рулем. Это был один из тех случаев, когда сердцебиение учащается в разы, сам ты эти удары своего сердца слышишь намного медленнее, а перед глазами проносятся замедленные кадры...
ТУУУК — — ТУУУК — — ТУУУК — — ТУУУК......
Труба приближается намного быстрей, чем уменьшаются цифры на спидометре....
ТУУУК — ТУУУК — ТУУУК — ТУУУК......
Не меняя направление движения, торможу прерывистыми, опять же плавными, ударами по педали... Скорость падает существенно, но до трубы остается не больше пятнадцати метров....
ТУУК — ТУУК — ТУУК — ТУУК......
Легким движением интуитивно направляю авто по диагонали в ма-а-аленькую такую дырку между торцом трубы и ограждением, и «будь что будет» — под скрежет АБС жму на тормоз до упора в последний раз....
ТУК — ТУК — ТУК — ТУК......
и встаю колом, не доезжая до этой железяки метра полтора, и-и-и
тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук...........
Покуда мы, пытаясь прийти в себя, размышляем о том, как же так получилось и что собственно происходит, по дороге из леса по другую сторону трубы плавно выплывает фура. Значит, где-то был объезд, неужели мы его пропустили?
Начинаем движение в обратную сторону, суя свой нос в каждый сверток в ту сторону, откуда выезжала фура, но каждый раз упираясь в глиняную насыпь. И вот после нескольких таких попыток я вспоминаю о той бреши в асфальте несколько километров назад.
Возвращаемся и видим, что дорога ПЕРЕКРЫТА. То есть после того, как мы проскочили, они выставили знаки объезда. А мы еще удивлялись, почему там никого больше нет.
Выпустив себя из этого плена, заботливо вернули отодвинутый знак на место.
Ближе к Красноярску снова начал срываться мокрый снег, пришлось даже постоять в пробке из-за одной аварии, и поскольку была уже середина дня, я озвучил бате свое решение об объезде Красноярска мимо. В четырехчасовой прогулке по Красноярским Столбам мне бывать уже приходилось, и я точно знаю, что туда идти нужно на целый день. Плюс погода благоволит тому, чтобы расстояние до дома сокращалось как можно быстрей настолько, насколько это возможно.
Совсем сухо стало только после Ачинска, ну а на ночь мы встали возле кафешки на перевале с восточной стороны от Кемерово.
Дорога домой заканчивалась, и плотный ужин в кафе мы скрасили прихваченной в Улан-Удэ чекушкой «Ветерка», подводя, если можно так сказать, промежуточные итоги.
За день пройдено около 1000 км.
06.10.2013 — День десятый. Кемерово — Новосибирск
Впервые за всю дорогу сообща проспали часов до 7 утра. Быть может — это дала о себе знать накопленная за пять с половиной тысяч километров усталость, быть может — это ощущение того, что осталось совсем чуть-чуть, и уже нет надобности уложить очередную тысячу в один день, а может, и «Ветерок» сделал свое дело. Хотя, скорее всего — все вместе и сразу. До дома остается что-то в районе 300 км, и у нас нет причин здесь задерживаться.
Но и для спешки нет причин, ведь нам осталось только несколько часов, и в предвкушении родного дома, ими тоже нужно насладиться.
Ведь можно было поднапрячься, и домчать до Новосибирска без остановки на ночлег, и быть дома уже сегодня утром. Но последние километры — они ведь самые трудные, с точки зрения все той же усталости. И, наверно, не стоит с ними шутить; вчерашний эпизод с трубой — лишнее тому подтверждение.
Да и после такого пути — часом раньше, часом позже, все одно. В запланированный график мы уложились, и сейчас гнать лошадей во весь опор уже не имеет никакого смысла. Поэтому мы просто катим в свое удовольствие, наслаждаясь проплывающими за окном родными перелесками.
Единственная остановка на утренний моцион и завтрак после границы Новосибирской области, еще пара часов, и, минуя Новосибирск, показывается родной Бердский залив.
Мы дома! Мы добрались! И сейчас, оглядываясь назад, можно подвести некоторые итоги:
1. Я — самый неправильный перегонщик! А именно:
— мне даже в голову не пришло заглянуть на Зеленку (хотя, когда Цивик подвисал на таможне, батя предлагал пойти на рынок и купить другую тачку…О-о!, ну я уже говорил, батя у меня такой) или на китайский рынок в Уссурийске;
— я не переобувал машину под перегон, а шел на той резине, на какой машина пришла с Японии. Во-первых, дорога сейчас совсем другая стала, а во-вторых багажник был занят другим;
— однажды (в Крымском вояже) я пробовал обмазывать машину защитной пленкой и очень хорошо помню, как отдирал ее дома в течение трех дней. Опять же, еще до выезда из дома я знал, что трафик на федералке минимальный, а гравия практически не осталось. Поэтому обклейка машины пластырем или чем еще была послана в лес. По приезде обнаружил малюсенький скол на бампере в районе зоны противотуманки, а заполучить такой легко можно и в обычной жизни на трассе Новосибирск — Барнаул. Ну и Киа Оптима и Тойота Королла Аксио видимо шли на перепродажу, поэтому им сам Бог велел;
— ну а про наш багаж я вообще молчу! Ни один уважающий себя перегонщик такого с собой никогда не повезет. И в аэропорту на фоне краснолицых мужиков с маленькими спортивными сумками мы выглядели совсем иначе. Готов поспорить, никто из них даже и не догадывался, что нам по пути в оба конца.
2. Мечты, безусловно, сбываются. И пусть в момент свершения, это происходит совсем не так, как ты об этом мечтал, но сам факт того, что это случилось, говорит о многом. Для кого-то, возможно, это всего лишь достигнутая цель, но для меня — это часть жизни. И ведь мы сами делаем нашу жизнь такой.
3. Октябрь — далеко не лучшее время для подобных мероприятий, если, конечно, речь не идет только о перегоне. Для меня это в первую очередь возможность увидеть новые места и впитать их энергию. Поэтому, если мне суждено пройти этот путь еще раз, скорей всего это будет летом и с более полным комплектом походных вещей в багажнике.
По своему обыкновению, выражаю отдельную благодарность:
1. Жене, которая не смогла поехать со мной, и, понимая, насколько это важно для меня, не стала настаивать на отправке машины автовозом или паровозом.
2. Родителям. В первую очередь — всегда и за все переживающей матери, для которой любое мое «хочу» — бессонные ночи, ведь мы всегда для них — дети. И конечно, отцу, у которого и времени на сборы-то толком не было.
3. Виталию Ш., который помогал мне в приобретении авто. Виталя, ты все сделал правильно! Респект тебе и уважуха!
4. Конечно, всем, кто дочитал до конца!
Чуть меньше года спустя, судьба-злодейка предоставила мне выбор оставить в своей жизни все как есть, или попробовать ее кардинально изменить. Не трудно догадаться, что выбрал второе, и в целях облегчения моего житейского багажа 30.08.2014 г. верный Цивик достался новому хозяину. И хоть у меня не все получилось так, как задумывалось, я знаю — им хорошо вместе, а это главное.
Что до меня, то жизнь продолжается, и впереди еще много увлекательных приключений!
С уважением, Вячеслав Резниченко
26.10.2014 г.