Открываем природу и историю Урала заново на KIA Picanto из Воронежа

25.07.2018 | 21741 просмотр

Ну вот скажите, что приходит в голову в первую очередь при слове «Урал»? «Танкоград» да колоритные персонажи шоу «Наша Russia»? Большинство туристов-дальнобоев, двигающихся через Урал, воспринимают его лишь как досадную помеху на пути к долгожданной цели. А ведь Урал — интереснейший регион с массой необычных природных и исторических достопримечательностей. Чтобы увидеть хотя бы некоторые из них, у нас было 5000 км и одна очень насыщенная неделя. Заодно немного подзадержались в Башкирии и Поволжье, раз уж они нам по пути.

Сразу же хотим поблагодарить дромчан — авторов отчетов об Урале, вы нам очень помогли при выработке окончательного маршрута. И отдельное большущее спасибо форумчанке Iset за ее дружескую поддержку и очень грамотные подсказки.

09.06-10.06

Наконец-то личный путеводитель составлен, гостиницы забронированы. Маршрут проложили вдали от крупных городов через природные и исторические достопримечательности, стараясь сочетать реки-горы-озера с бажовско-демидовскими местами. При этом учли очень сжатые сроки и выбрали достопримечательности из тех, к которым имеются дороги. На Урале много красот расположены так, что к ним надо или сплавляться несколько дней, или на вертолете лететь, или ногами километров ....надцать, что нас никак не устраивало. Заранее представляю, сколько комментов захочется написать настоящим знатокам Урала в духе «да ведь надо было туда вот и сюда, и сюда не заехали…», но нельзя объять необъятное. Урал настолько велик, интересен и разнообразен, что увидеть все — жизни не хватит.

Стартуем как обычно — вечером в субботу после работы. Заправляемся в пригороде на «Газпроме», 92-м по 44,50. Забегая вперед, скажу, что это была самая дорогая заправка на всем пути. А самый дешевый бензин (из приличных) оказался в Самарской области, 92-й от «Роснефти» по 39,90. В общем, как говорится, «Воронеж не догонишь!» :)

Первую остановку делаем за Тамбовом, чтобы посмотреть усадьбу «Арженка», когда-то принадлежавшую фабриканту Асееву. Не так давно это были живописные руины, но сейчас с удивлением мы увидели результат отличной реставрации. Конечно, ночью усадьба была закрыта, но все равно взглянуть интересно.

В окрестностях Пензы выходим на трассу М5 «Урал». Делаем это с легкими опасениями — сами здесь еще не ездили, но наслышаны про эту узкую двухполоску, забитую фурами. Но М5 в итоге оказалась не так страшна, как её иногда малюют. Да, в основном — двухполоска, да, много фур.

Но совершенно не едущие в горку КАМАЗы, абсолютно не похожие на своих однофамильцев из ралли «Париж-Дакар», почти отсутствуют, постов ГИБ2Д немного, трафик хоть и нетороплив, но равномерен, без обычных для М4 или М10 стоячих пробок на 2-3 часа. В итоге средняя скорость оказалась не намного меньше, чем на четырехполосной М4 в разгар летних отпусков. Может, нам просто повезло?

Подремав пару часов на заправке, утром приближаемся к Волге под Самарой. Наша цель здесь — Жигулевские горы в национальном парке «Самарская Лука». Надо же, наконец, увидеть место, давшее названия машинам и пиву! :) Парк организован там, где Волга описывает гигантскую петлю в несколько десятков километров вокруг Жигулевских гор.

Мы сворачиваем с трассы М5 «Урал» направо в направлении села Ширяево. Местность резко преображается и начинает напоминать Крым, вот только дорога петляет не вдоль моря, а вдоль Волги. Волга, правда, своими масштабами вполне похожа на небольшое море.

Село Ширяево на наш взгляд — самое интересное место национального парка. Здесь проложены туристические маршруты по ближайшим горам и старым каменоломням, в селе сохранился старый квартал 19-го века. В одном из домов останавливался с товарищами художник И.Е. Репин, именно здесь он написал самые знаменитые картины своего «волжского цикла».

Мы оплачиваем туристический сбор (по 100 рублей) и сначала проезжаем к каменоломням…

… а потом поднимаемся на ближайшую гору к смотровой площадке. Открываются замечательные виды!

Затем мы с интересом осматриваем дом-музей Репина и соседние дома. Музей вполне историчен, сохранилось много подлинных вещей того времени.

Затем мы возвращаемся на трассу «Урал», но ненадолго. Мы сворачиваем в село Красный Яр, чтобы увидеть не совсем обычный объект — остатки валов форта начала 18-го века. Этот форт был частью Ново-Закамской оборонительной линии — многокилометрового земляного вала с укреплениями, прикрывающими юго-восточные границы России того времени от кочевников. Вал сохранился слабо, где-то оплыл и распахан, где-то еще немного виден, но очертания форта в Красном Яру просматриваются отчетливо. А все потому, что местные власти не стали его разравнивать или перепахивать, а органично вписали валы форта в современную жизнь, организовав внутри его территории спорткомплекс и взяв объект исторического наследия под охрану.

Ну и к вечеру мы оказываемся в гостинице под Уфой. Пробег за эти сутки — 1450 км.

11.06

День обещает быть очень насыщенным! Мы пересекаем воспетую Шевчуком Агидель и убеждаемся, что это действительно Белая река :)

В этих краях мы первый раз и с интересом глазеем по сторонам. Башкирские деревушки со своими домиками, раскрашенными в яркие цвета, очень живописны.

Местная топонимика вызывает воспоминания из социалистического прошлого. Агидель, Юрюзань — как будто оказался в магазине бытовой техники времен СССР :)

После Башкирии въезжаем в Челябинскую область. Наконец-то мы на Урале! Характер местности резко меняется, постепенно вдали начинают появляться горы, а вдоль дороги — скалы.

Деревенские дома вдоль трассы мрачнеют, а вокруг них вырастают огромные поленницы дров.

Трасса пересекает город Сим. С непривычки удивляемся тому, что многие уральские города легко увидеть целиком — они расположены в долинах и окружены горами, по которым петляет трасса.

Интересно устроены уральские города. Почти все они образовывались вокруг заводов. Лет 200-300 назад строили завод непременно у реки, которую сразу же перегораживали плотиной, образовывая заводской пруд. И затем вокруг постепенно рос город.

Ну а мы останавливаемся, чтобы выйти на Марьин утес над рекой Катав.

Мы первый раз заходим в уральский лес и делаем это с легким опасением. Перед поездкой выслушали много предостережений о различных уральских опасностях, реальных и не очень. Одна из проблем туризма по Уралу — клещи, в том числе энцефалитные, и в прохладном июне у них самый сезон. Посмотрели в интернете рейтинги антиклещевых средств, в итоге пользовались Гардексом. С перепугу опрыскали всю одежду чуть ли не до трусов :) И, наверное, не зря. Потом не раз видели, как местные туристы регулярно опрыскивали ноги ниже колен перед тем, как пройтись по тропинкам не только в глухом лесу, но даже в парках и заповедниках. А вот что нас удивило, так это полное, абсолютное отсутствие комаров. Может, несуразно холодное начало лета помогло, но и клещей было меньше, чем мы ожидали.

Вскоре уходим с трассы «Урал», чтобы выехать к одному из самых старых уральских карьеров, Гаевскому, неподалёку от города Бакан. Он разрабатывался с 1757 года и был заброшен совсем недавно. Со временем его заполнили грунтовые воды, в результате получилось необычное озеро. Укатанная БелАЗами гравийка позволяет подъехать к нему вплотную.

Расположенный тут же, практически на карьерных отвалах, поселок Рудничный выглядит так, как будто он не менялся с демидовских времен. Только провода да спутниковые тарелки на темных избах показывают, что сейчас не 18-й век.

От Гаевского карьера мы направляемся к реке Ай. Она протекает в живописном скалистом каньоне.

Расположенные на ее берегах поселки выглядят совсем не так, как архаичный Рудничный, а куда более «живыми».

Урал вообще оказался очень контрастен. Где-то стоят избы с демидовских времен, а рядом — почти дворцы, тут тебя град полосует, а через десять минут — солнце, здесь след атомной аварии, а в паре десятков километров — чистое курортное озеро.

Ну а наша главная цель на реке Ай — группа скал под названием Айские Притесы. Небольшой прохват по грунтовкам — и мы на месте!

От увиденного захватывает дух. Да, конечно я видел в интернете фото этих мест, но все равно не ожидал ТАКОГО впечатления! Интересно, что в разных регионах используют разные термины для обозначения скальных массивов. На Чусовой, например, такие скалы назвали бы просто — Камень, а в окрестностях Екатеринбурга — Палатки. И лишь на Волге их называют привычным словом «утёс».

На реке много катамаранов туристов-сплавщиков.

Молодежь вовсю развлекается — кто-то просто прыгает по обрывам, ну а кто-то пытается пройти по канату над пропастью.

Мы с опаской поглядываем на небо — синоптики предсказывали холод и дожди по всему нашему маршруту. Но поскольку погода на Урале, как оказалось, менялась каждые полчаса, предсказывать ее — дело сложное, и в основном нам с ней везло. Выбираясь от Айских Притёсов обратно на трассу, любуемся березовой рощей. У нас березы так не растут — влаги не хватает.

На Айских Притесах у нас развеялся миф о «суровых челябинских мужиках», устойчиво внедренный «Нашей Рашей». Сурового вида люди оказывались совершенно добродушными и с удовольствием подсказывали, рассказывали и показывали нам местные достопримечательности.

И раз уж зашла речь об уральцах, хочется отметить гораздо более культурный стиль вождения местных водителей по сравнению с принятым в европейской части России вообще и в нашем Воронеже в частности.

Во-первых, уральцы показывают повороты ВСЕ и ВСЕГДА! К примеру, едем мы по какому-то городку по главной дороге, перед нами джип и маршрутка. Главная дорога петляет, и перед каждым изгибом дороги (подчеркиваю — главной!) они оба непременно включают поворотники. Для Воронежа — немыслимо, у нас-то и при перестроениях или выездах-заездах поворотники запросто не включают, а уж манера езды маршрутчиков и владельцев авто ценой выше среднего — вообще отдельная тема.

Во-вторых, пешеходы для уральцев — это святое! На желающих перейти улицу уральские водители реагируют мгновенно и неотвратимо. Пешеходы в итоге крайне расслаблены и вываливаются на «зебру» вальяжно и уверенно, не отрываясь от своих гаджетов и совершенно не глядя по сторонам. В Воронеже уральские пешеходы не выжили бы :)

И в-третьих — в этой поездке мы не видели такого количества отмороженных на всю голову водителей, как на привычных нам трассах центра европейской части России. Казалось бы, двухполоски с вереницами фур должны провоцировать водителей легковушек на рискованную езду с экстремальными обгонами, но нет, трафик показался нам не таким опасным, как в центре или на юге России. К тому же на Урале мы почти не слышали ставшего во многих городах привычным бибиканья в египетском стиле.

Кстати, многие местные уральские второстепенные дороги отличаются от главной трассы «Урал» только отсутствием трафика.

Ну а мы от Айских Притесов выруливаем к деревушке Пороги. Наша цель там — одна из самых старых ГЭС в России, построенная в 1910 году. Если верить путеводителям, она непрерывно работала до 2017 года, пока не была остановлена из-за недостатка финансирования. Сейчас формально это — музей, реально — почти руины. Говорят, что за недорого смотритель может показать уцелевшее дореволюционное оборудование, но в наш приезд на территории ГЭС никого не было. С удивлением видим до сих пор не растаявший лед у стены электростанции. В середине июня!!!

Затем мы выезжаем в направлении национального парка «Таганай» под Златоустом. По пути с любопытством глазеем на непростой быт уральских городков, иногда смахивающих на промзоны...

С некоторой оторопью почти в каждом небольшом уральском городке видим свежепостроенную или еще строящуюся мечеть. Миграция? Но мечети нет (пока!) даже в нашем миллионном Воронеже, а уж кого-кого, а мигрантов-мусульман у нас хватает...

В Златоусте мы с трудом разыскиваем магазинчик уральских сувениров (жене заказали рюмки из камня) и с удивлением узнаем, что все такие рюмки — привозные, от наших восточных «партнеров». Так вот и покупай малахитовую шкатулку от Данилы-мастера….

Ну а в «Таганае» выбираем самую короткую тропу — на смотровую площадку на Черной Скале. До начал тропы ведет дорога вроде бы с покрытием…

Но зато обустройство самого парка напоминает национальные парки США.

По пути с удивлением рассматриваем еле-еле распускающуюся листву на деревьях. В середине июня!!!

Начинается ливень, мы наряжаемся в дождевики, но как только выходим к скалам, дождь заканчивается и появляется солнце.

От скал открываются замечательные виды на весь «Таганай» и сам Златоуст.

Здесь хочется сделать небольшое отступление о навигации на Урале. Мы в поездку взяли оба наших навигатора, давно испытанные в разных странах — «Гармин» и «китайца» с Навителом, и не ошиблись, что взяли два. Как оказалось, «Гармин» карту Урала не знает совсем, запросто путая магистрали и пешеходные тропинки, но мы все-таки предпочитали пользоваться «Гармином» из-за его идеальной эргономики, подправляя иной раз его сомнительные указания своим здравым смыслом. Но на обратном пути от Черной Скалы «Гармин» неожиданно перешел в какой-то такой странный режим, в котором я его картинку вообще не мог воспринимать. Пришлось подключать «китайца» и как-то двигаться дальше. Через некоторое время, с трудом сдерживая нецензурные комментарии и потыкав сглючивший навигатор туда-сюда, я вернул «Гармин» в норму, причем четко понял — чтобы войти в тот режим, куда он попал сам по себе, мне бы пришлось перебрать последовательно несколько меню в определенном порядке. За два года использования «Гармин» устроил такую непредсказуемую пакость впервые, и мы предпочли объяснить это местными геомагнитными аномалиями. Но еще более странный казус, я бы даже сказал, абсолютно мистический, явно связанный с действиями Высших Сил, произошел с «Гармином» через день, но об этом чуть позже. К тому же на Урале иногда он норовил проложить маршрут вот так :)

Но стоило нам вернуться домой, как «Гармин» одумался и заработал безукоризненно. В общем, Урал для него оказался «терра инкогнита» :)

От Черной Скалы мы выехали к озеру Тургояк, одному из самых чистых на Урале. Вот воистину Урал — регион контрастов, ведь озеро расположено между двумя промышленными центрами, Миассом и Златоустом. Кстати, до этой поездки мы и не подозревали, что Челябинская область так богата озерами, многие из которых вполне можно назвать курортами. Поселок у озера Тургояк — главный из них и самый раскрученный. Вот только середина июня на Урале — явно еще не сезон бикини :)

От Тургояка двигаемся в направлении Касли, где у нас забронирована гостиница. На М5 мы пока не возвращаемся, чтобы проехать через печально знаменитый Карабаш. Дорога временами почти исчезает, и тут же снова ненадолго появляется, но ехать, в общем-то, можно. По пути любуемся закатом.

Уже в сумерках въезжаем в Карабаш. Да, этот город не зря стал синонимом термина «экологическая катастрофа». Столетняя деятельность медеплавильного комбината, работающего практически без никаких очистных сооружений, выжгла вокруг всё живое.

Сам комбинат в лучах заката выглядит совершенно инфернально.

В общем, призыв на горе над городом выглядит весьма уместно, ведь, похоже, надеяться горожанам больше не на кого…

И вот еще один уральский контраст — ведь всего в 25-30 километрах отсюда еще одно чистое озеро, Увильды. Но ночью ехать смотреть на него было бессмысленно, поэтому мы направились в Касли, в нашу гостиницу.

12.06

Касли нам запомнился бестолковостью в гостинице, старым храмом с масонской символикой и легкой такой неухоженностью.

Красивый знак на выезде из города изуродован тупыми граффити.

Кстати, граффити — это какая-то болезнь провинциальной России. Что на трассе «Кола», что на трассе «Урал» все хоть немного доступные скалы покрыты дебильными надписями. Почему этого мы не видели в Домбае или Приэльбрусье, почему этой гадости нет на Военно-Грузинской дороге, не говоря уже о прочих Альпах и Аппалачах — не знаю… Как хочется собрать всех отписавшихся в самых красивых местах страны и заставить всё отмыть!

Природа вокруг Касли — отдельная большая и непростая тема. В Каслинском районе находится Восточно-Уральский природный заповедник, но вот с его посещением торопиться не стоит. Километрах в 20 южнее Касли расположен до сих пор закрытый город Озерск. О нем все узнали только в 1980-е, когда всплыла правда о ядерной катастрофе на комбинате «Маяк» в 1957 году, самой масштабной до Чернобыля. Радиоактивный след этой аварии протянулся от Озерска до трассы М5. Его-то и назвали «Восточно-Уральским заповедником».

В Челябинской области множество озер, и когда выезжаешь из Касли в северном направлении в сторону трассы М5, то дорога живописно идет между ними.

Одно из этих озер, Большое Каслинское, соединяется протокой с озером Большой Кисегач, одним из самых чистых в этом регионе. А от Большого Кисегача до границы этого радиоактивного так называемого «заповедника» всего-то километров 5-10 по прямой. Я ведь уже говорил, что Урал — регион контрастов? :)

Наша ближайшая цель — город Сысерть, малая родина писателя-фольклориста П. Бажова. Его отец в 1870-е годы работал на заводе в Сысерти, был квалифицированным рабочим. До наших дней дошла часть усадьбы, в которой родился П. Бажов.

Если верить путеводителям, усадьба, состоящая из большого дома, гостевого флигеля и подсобных построек была куплена отцом П. Бажова за двухмесячное жалованье. Главный дом давно сгорел и то, что мы видим — это только флигель и сараи. Получается, что уральские рабочие в конце 19-го века жили как-то не совсем так, как когда-то рассказывали нам учебники истории :) Интересно, что соседние дома явно моложе, но и не сильно отличаются от бажовского.

А вообще говоря, городок нам понравился. В целом ухоженный и дружелюбный к туристам.

В Сысерти уцелел и завод, на котором работал Бажов-старший. Ну, как уцелел… Руинирующиеся исторические корпуса и остатки старых гидротехнических сооружений очень неторопливо музеефицируются.

Затем мы направились в природный парк «Бажовские места». Дорога к этому парку идет вдоль красивого озера с турбазами и местами отдыха.

Парк неплохо организован, проложены тропы с указателями, вход — 100 рублей плюс парковка. Каждого посетителя предупреждают, что парк не обработан от клещей, и народ дружно опрыскивается. Красивая тропа вдоль ручьев и речушек…

… выходит к главной достопримечательности парка — озеру Тальков Камень. Озеро образовалось после того, как разрабатывавшийся в 19-м веке карьер затопили грунтовые воды.

Деревянные лестницы и мостик — это остатки кинодекораций, не так давно здесь снимали эпизоды жизни отшельника для телесериала.

Для разнообразия решили вернуться другой тропой, через лес, и напрасно — самая приятная тропа к озеру идет вдоль ручьев.

После Сысерти мы направились к знакам «Европа-Азия». В этих краях их несколько, и первым попутным для нас стала стела внутри кольцевой дороги вокруг Екатеринбурга.

Подъехать к ней было не просто — оба навигатора проложили путь через центр Екатеринбурга. Мы были шокированы расстоянием, которое нам предстояло преодолеть по городу — больше 30 километров! Решили, что навигаторы ошиблись, но после первых 10-15 км мы поняли, что всё в порядке, столько и надо проехать по Екатеринбургу :)

Конечно, тот знак «Европа — Азия», который находится внутри екатеринбургской кольцевой, не очень историчен. Больше похоже на то, что для местных молодожёнов сделали прикольный монумент, чтобы им было куда пристегивать свои замочки и ленточки :)

Следующий монумент установлен в более правильном месте в районе Первоуральска.

Ну и на параллельной дороге стоит еще один знак с забавными табличками наподобие знаков границы населенного пункта.

На ночь едем вдоль реки Чусовая в село Слобода. От Слободы начинаются красивые скалы вдоль этой реки. Мы заранее забронировали номер на отличной турбазе, расположенной прямо на верхушках скал «Собачьи ребра».

Со смотровых площадок турбазы (ах, извините, парк-отеля :) открываются красивейшие виды на окрестности.

Пока разбираем вещи, включаем телевизор и неожиданно попадаем на идеально подходящий нам эпизод из фильма «Волга-Волга». Бородатый мужик объясняет героине Любови Орловой, как ей добираться в Москву:
— За три дня я тебя на телеге довезу до Чусовой, а дальше — по реке со сплавщиками!
И затем Орлова поёт задорную песню, а фоном — виды красивых скал вдоль реки. Сколько раз смотрели этот фильм, но на эпизод с Чусовой никогда не обращали внимания, пока сами не приехали к этой реке :)

13.06

С утра катаемся вдоль Чусовой, выбирая самые красивые места, к которым можно подъехать на нашей машине. Начинаем с самой Слободы. Село очень живописно!

Поленницы дров в Слободе бьют рекорды!

От Слободы проезжаем к соседней Каменке. Здесь часто снимают кинофильмы еще со времен советской Свердловской киностудии, на скалах стоят остатки декораций. В разное время тут были сняты такие фильмы, как «Угрюм-река», «Демидовы», «Семен Дежнев», «Тайна Золотой горы», «Золотая баба», «Похищение чародея», «Житие Александра Невского» и другие.

Иногда уральские скалы очень причудливы!

От Каменки едем к скалам «Гребешки».

Тропа к ним идет через лес, и мы снимаем с одежды пару клещей. Осматриваться после каждой прогулки в уральском лесу — полезная привычка!

Здесь мы разворачиваемся в сторону Екатеринбурга. Окрестности Чусовой необычайно красивы, но, чтобы увидеть все красоты этой реки, надо сплавляться. Может, в другой раз…

Наша следующая цель — Невьянск, бывшая столица демидовских владений. Но по пути мы запланировали осмотреть два небольших скальных массива в окрестностях Палкино неподалёку от Екатеринбургской кольцевой. Первый — Каменная чаша.

От него, судя по карте, километров 10 до следующего — Палкинских Каменных палаток, дорога простая и понятная. Но тут «Гармин» неожиданно ведет нас к совсем другому месту, причем дальнейшие события рационально объяснить сложно…

Еще планируя поездку в Воронеже, я задумался о том, что, находясь близ Екатеринбурга, надо бы увидеть место, где были обнаружены останки расстрелянной царской семьи — Ганину Яму. Но, поразмыслив, от этого отказался. Жена — человек очень чувствительный, а я ее и так замучил суровой тематикой многих наших путешествий — то в подземелья старых крепостей лезем, то в заброшенных укрепрайонах лазим. Как выяснилось позже, жена тоже думала о Ганиной Яме, но мне даже не стала об этом говорить. И вот мы забиваем в навигатор координаты Палкинских Каменных палаток и не сразу понимаем, что навигатор ведет нас как-то странно. Дорога должна быть почти прямой и короткой, а мы долго петляем среди пригородов Екатеринбурга, периодически заезжая в какие-то промзоны, причем в таких местах, где две легковушки разъехаться не могут. И когда наконец-то с облегчением оказываемся на магистрали, с изумлением видим указатель «Ганина Яма». Что ж, значит — судьба…

Вокруг бывшей заброшенной шахты, где были обнаружены тела царской семьи, выстроен большой монастырский комплекс.

Вход в шахту — просто небольшая осыпавшаяся яма, возле которой установлен памятный крест и сделана галерея для паломников.

Ну и только после Ганиной Ямы навигатор провёл нас к Палкинским Каменным палаткам.

Затем мы выезжаем на трассу в направлении Невьянска и с удивлением обнаруживаем, что это — отличная четырехполосная магистраль, причем встречные полосы отделены скальной грядой. Дорога очень живописна!

На 62-м километре Тагильского тракта останавливаемся, чтобы увидеть гору Семибратскую со скалами на вершине. Если бы времени побольше, да погоду получше, то можно было бы побродить в этих местах, но ливень заставляет двигаться дальше.

В Невьянске попадаем как раз к началу очередной экскурсии на знаменитую демидовскую наклонную башню. Экскурсия не из дешевых, но другого способа увидеть башню внутри нет.

Большинство металлических элементов башни остались с тех давних времен, следов ржавчины на них нет. Умеем же делать на совесть! Если захотим, конечно…

Старые музыкальные башенные часы работают, хотя и не так давно потребовали ремонта. В своё время они обошлись Демидовым дороже, чем постройка самой башни.

К вечеру приезжаем в Нижний Тагил, здесь у нас ночевка. С удивлением видим, насколько грамотнее и спокойнее стиль вождения местных жителей по сравнению с нашим Воронежем. Мы осматриваем достопримечательности в центре города, что не успеваем — откладываем на завтра.

Основная часть города расположена вокруг огромного старого заводского пруда. Это — типичная планировка уральских городов, росших вместе с местными заводами.

Один из символов Тагила — старая сторожевая башня на Лысой горе.

Вот дача, купленная Демидовыми в 19-м веке у одного из своих разорившихся управляющих.

Самые старые здания Нижнего Тагила — склады 18-го века.

Рядом с ними — технопарк с образцами промышленного оборудования прошлого и музейный комплекс.

Ну и главная достопримечательности города — музеефицированный завод в самом центре, работавший с демидовских времен вплоть до наших дней.

14.06

С утра продолжаем кататься по Нижнему Тагилу.

Вот особняк Демидовых, сейчас там музей. Рядом в доме местного художника — еще один.

А эта усадьба когда-то принадлежала бывшим крепостным, отцу и сыну Черепановым, тем самым, внедрявшим паровую тягу на уральских заводах. После их смерти в этом доме были устроены квартиры для управляющих окрестными заводами. Как-то не так я представлял себе жилища уральских крепостных по старым учебникам истории :)

Из Нижнего Тагила двигаемся на северо-восток в Пермский край. Постепенно меняется природа — леса густеют, исчезают озера.

Как оказалось, пермяки тоже любят свободное время посвящать колке дров :) Шучу, конечно, не обижайтесь! Очевидно, что жизнь в этих местах очень непростая.

А еще в Пермском крае, как оказалось, очень любят знаки «30» и даже «20» в самых неожиданных местах, и используют их с похвальной регулярностью. Нигде больше по нашему длинному маршруту мы не видели таких ограничений скорости на загородных трассах. А ведь дело-то полезное для региона — где-то на подобном участке дороги Пермь—Екатеринбург мы и заработали вполне предсказуемый штраф с камеры. Надеемся, наши 250 рублей пойдут на пользу пермскому краю. Молодцы, пермяки, так держать! :)

Мы проезжаем еще один знак «Европа-Азия» в уродливых граффити.

Наша цель — скальный массив Каменный Город у посёлка Усьва. По пути останавливаемся у Белой скалы — смотровой площадки на скалах, расположенной на обочине шоссе. Со скал открывается вид на тайгу до горизонта. Сами скалы, как тут заведено, расписаны полностью :(

Поселок Усьва живописно расположился вдоль реки.

Вокруг него много скал.

В окрестностях села несколько групп скал, и мы выбираем Каменный город, поскольку до него быстрее и легче добраться. Минут 20 ходьбы по влажному лесу, и попадаем в каменный лабиринт.

В расщелинах между камнями лежит до сих пор не растаявший лед. Мы уже не удивляемся — ну, лед, ну в середине июня, подумаешь…

Многие скалы здесь выглядят как сюрреалистические скульптуры.

От Усьвы мы двигаемся в Кунгур и как раз успеваем на последнюю экскурсию в знаменитую Кунгурскую ледяную пещеру.

Самые красивые и необычные — первые три зала, но именно там останавливаться нельзя, чтобы не нарушить температурный режим в пещере, поэтому фоткаем на ходу.

Остальные залы больше похожи на привычные пещеры. Еще одно украшение Кунгурской — подземные озера.

У нас в Кунгуре плановая ночевка. Мы с удовольствием прогулялись в историческом центре.

Интересно, что когда войско Емельяна Пугачева осадило город, нападение было отбито городским ополчением. Удивительно, что до наших дней дошел памятник, установленный тогда в честь этих событий.

15.06

С утра мы едем к скале, называющейся Камень Ермак. Путеводители описывали дорогу к нему как хороший грейдер, однако он оказался совершенно разбитым. Хорошо хоть, что пролегал в красивых местах…

Это место стало единственным разочарованием за всю поездку — на наш взгляд, потеря времени и нервов не стоили увиденного. Хотя, может, мы уже просто привыкли к уральским красотам и заелись?

Нам пришла пора возвращаться, короткий отпуск заканчивался. Мы снова оказываемся в Башкирии, двигаясь вдоль реки Юрюзань, и опять любуемся башкирскими деревушками.

Сделали небольшую остановку у минерального источника Коргазак.

Затем свернули к красивым скалам у реки.

Березовые рощи Башкирии еще живописнее уральских.

Основная цель на сегодня — пещера у села Идрисово, известная тем, что здесь скрывался национальный герой Башкирии, соратник Пугачева Салават Юлаев. Пещера расположена на высоком скалистом берегу Юрюзани.

Путь к ней идет по короткой живописной тропе.

От пещеры открываются чудесные виды на Юрюзань. Вот только каждый камень в пещере исписан уже привычными уродливыми граффити :(

Ночуем опять под Уфой на трассе М5 в той же самой гостинце «Ак Керман», где ночевали и по пути на Урал.

16.06

С утра решаем посмотреть Уфу. Город удивил масштабностью и интересным сочетанием старины и современности. С удовольствием погуляли в историческом центре, прокатились к памятнику Салавату Юлаева.

Одна из самых помпезных новостроек — здание Пенсионного Фонда. Хорошо, когда пенсионных денег так много, что их хватает на такие замечательные офисные комплексы! :))))

Затем продолжаем двигаться домой, но вскоре сворачиваем в деревушку Килимово. Здесь нас интересует усадьба, принадлежавшая потомкам Тевкелева, политического деятеля 18-го века.

Отношение к Тевкелеву в обществе сейчас очень неоднозначное. С одной стороны, это был дипломат, много сделавший для продвижения России в эти регионы. С другой, это был каратель, при подавлении народных восстаний вырезавший башкирские деревни целиком. До сих пор в башкирском эпосе сохранились проклятия в его адрес. А вот в Челябинске надумали установить ему памятник как основателю города… Непростая история у нашей страны.

Мы снова пересекаем Волгу и опять останавливаемся в национальном парке «Самарская Лука». На этот раз решаем пройти по короткой тропе в окрестностях села Жигули, и снова удивляемся необычной красоте этих мест.

На ночлег двигаемся в Саратовскую область. Здесь прямо в национальном парке «Хвалынский» мы забронировали номер в одноименном парк-отеле. Проехали в этот день 750 км.

17.06

С утра осматриваем Хвалынск. Старинный городок замечательно сохранён, исторический центр очень самобытен, оборудована набережная, есть туристические указатели.

Помещению для местной пожарной части уже более 100 лет, и все эти годы оно используется по прямому назначению.

Возле местной церкви устроено своеобразное символическое кладбище — мемориал всем церквям Хвалынска, разрушенным после 1917 года.

Хвалынск — родина художника Петрова-Водкина. В доме, который он когда-то купил для своих родителей, теперь музей.

Дорога из Хвалынска на юг идет вдоль берега Волги и сама по себе — достопримечательность.

Наша следующая цель находится на границе Саратовской и Волгоградской областей. Мы направляемся к утесу Степана Разина. Да-да, тому самому, про который поётся «Есть на Волге утес, диким мохом оброс…» Жена в детстве зачитывалась книгами Осеевой «Динка» и «Динка прощается с детством», действие которых разворачивалось как раз в этих местах, ну а теперь мы всё увидим на самом деле.

К берегу Волги в окрестностях села Белогорское ведет пыльный грейдер. Несмотря на поток туристов в эти места (машины и мотоциклы едут один за другим), выглядит оно запущенным.

Берег Волги у села поражает своей красотой и совершенно непривычными для жителя средней полосы России видами.

Сам утес оказался внешне особо ничем не примечательным, вокруг таких много, просто край мелового оврага. Утес весь в следах старых раскопок, вроде бы находили много артефактов той эпохи.

Что ж, наш отпуск подошел к концу, и мы направились домой. Приехали непривычно рано для нас, около полуночи. Обычно-то из таких поездок прибываем аккурат чтобы пойти на работу :)

Пробег за этот день — около 1000 км.

Немного о национальных особенностях бронирования уральских гостиниц.

Много лет пользуемся сайтом Booking.com для бронирования отелей по всему миру (не реклама!!!). Но ни в одной поездке у нас не было такого количества мелких сбоев с нашими бронированиями, как в этом уральском путешествии. Хоть в Стамбуле, хоть в Смоленске, хоть в Сан-Франциско — забронировал и поселился, даже мысли не возникало, что может быть иначе. Но с Уралом всё оказалось не совсем так просто…. Итак, по порядку.

1. Уфа, точнее, трасса М5 под Уфой, гостиница «Ак Керман», ночевали по дороге как туда, так и обратно.

При первом заезде, «туда», выяснилось, что о нас попросту забыли. Но за цену 2-местного номера, которые все уже были заняты, нам дали 4-местный, к тому же оказалось, что были включены завтраки, хотя на Booking.com в описании гостиницы это вообще никак не значилось. На обратном пути нас уже запомнили и предложили на выбор как 2-местный, так и 4-местный номера за одинаковые деньги. Почаще бы так :) Подобные приятные и полезные «нестыковки» мы бы только приветствовали, но в остальных случаях всё было иначе.

2. Касли, мини-гостиница «Каслинская».

Для начала координаты, приведенные гостиницей на Букинге, указывали на точку в 450 м от гостиницы, на другом конце улицы. При этом номеров домов нет, указателей на гостиницу нет, вывески у гостиницы тоже нет, поэтому поиск нужного места в 22:30 в затемненном Касли превратился в не очень увлекательный квест. К тому же администратор накинула 200 рублей к сумме, указанной при бронировании, бесхитростно объяснив: «Так мы же Букингу платим за Ваше бронирование!». Молодцы, да и только :)

3. Нижний Тагил, квартира в жилом комплексе «Муринские пруды».

Потребовали оплатить аванс, хотя в условиях бронирования на Букинге никаких авансов не значилось. Ладно, оплатили. По приезду сначала вообще не выходили на связь, потом несколько раз обещали перезвонить, но не перезванивали, потом предложили вернуть деньги (в девятом часу вечера!). В итоге долгих телефонных переговоров появился другой господин, который нас разместил в еще одной съемной квартире (к слову, лучшей, и за те же деньги), попутно объяснив, что забронированная нами квартира занята, а почему нас никак не поставили в известность, он не в курсе. Что ж, хорошо все, что хорошо кончается…

4. Кунгур, «Релакс».

Бронировали семейный номер с возможностью бесплатной отмены. К нашему удивлению, с карты сняли полностью всю сумму за номер за два дня до истечения срока бесплатной отмены. Не заблокировали, а именно сняли.

Так что при бронировании по Уралу будет не лишним уточнить сумму, порядок оплаты, да и сам факт бронирования по старинке, по телефону, не доверяя интернету. В этой поездке без проблем с бронированием у нас всё прошло только в двух парк-отелях с ценами повыше средних.

ИТОГИ

Проехали около 5200 км, на бензин потратили около 12,5 тысяч (расход 5,7 литров 92-го на 100 км в среднем, цена от 39,90 до 44,50), на гостиницы ушло 10 тысяч (7 ночей, выбирались номера с санузами и парковкой), на входные билеты и экскурсии — около 3,5 тысяч, ну и в разумных количествах что-то проели-пропили. В общем, получилось вполне бюджетно, но при этом впечатлений так много, что до сих пор «перевариваем» увиденное.

Да, встреча с представителями ГИБДД была всего одна, когда в Башкирии свернули с М5 на Килимово. С шутками-прибаутками проверили документы и пожелали счастливого знакомства с Башкирией.

Урал нас очень удивил своей немного дикой, какой-то первозданной суровой красотой. До сих пор я полагал, что если ехать на север, то в Карелию, но Урал оказался куда более величественным. Вернемся ли еще? Кто знает, есть у такого путешествия свои нюансы… К примеру, все-таки непроста дорога в те края. Одна из основных трасс России в восточном направлении преимущественно представляет собой убогую двухполоску, и в ближайшем времени вряд ли там что-то изменится. А жаль…

Екатеринбуг
Хорошая поездка, большинство мест до боли знакомо. Один маленький ньюанс, как можно за день проехать 1450 км, да ещё осматривая достопримечательности?
Водка не бензин, за городом расход выше
Мои отзывы: Honda Stepwgn 1999, Toyota Dyna 1995

...Одна из основных трасс России в восточном направлении преимущественно представляет собой убогую двухполоску, и в ближайшем времени вряд ли там что-то изменится. А жаль…

Так в стране-зазеркалье и происходит - регионы-доноры живут по остаточному принципу, кормят вечно разинутый рот

Хороший отчет, спасибо! Приезжайте на Алтай )

Понравилось. Весьма интересно и познавательно.
Молодцы, отважные ребята поехать на корейце далеко от дома.

"Очередной раз удивились уральскому климату. Здесь сады только зацвели, а у нас ведь уже яблоки завязались, черешню можно собирать!"
- в этом году в Зауралье были исключительно холодные май и июнь, и вегетация вся запоздала на 2, а то и 3 недели
а июль да, тёплый

Здесь отчеты более развёрнутые чем на клубе пиканты.
Поражаюсь все время как получается так бюджетно путешествовать)
А почему города проигнорировали? Время?
Молодцы, отважные ребята поехать на корейце далеко от дома.
А что тут такого ? На корейце всю страну спокойно объехать можно. Какой то тупой комент у тебя.

Привет всем автоколлегам!

colya
Мы же 1450 проехали не за день, а за сутки :) А сутки - это очень много, как в старой хохме, когда шеф говорит подчиненным: "Времени у вас - три полных 8-ми часовых рабочих дня, через сутки доложите" :) Для нас - обычный ритм в наших поездках, всегда так ездим.

Draug
Хороший отчет, спасибо! Приезжайте на Алтай )
Спасибо за приглашение! Алтай давно обдумывается, как и Байкал. Но короткий отпуск и большое расстояние пока не дают возможности, ведь все наши поездки нам приходится вписывать в одну-две недели. А самолетом+прокатное авто - бюджет будет поболе европейского :(
Ruslan
А то что ненадежные они, встать могут в любой момент. Тупо считать, что можно всю страну объехать, ты сначала попробуй, а потом пиши.

Молодцы, отважные ребята поехать на корейце далеко от дома.
А что с корейцами не так? На Пикантах ездили и ездим от Батуми до Соловков и от Перми до Амстердама, из поломок - несколько перегоревших лампочек стопарей и габаритов ценой в 10-20 рублей. ТО перед поездкой обычно сводится к доливке воды в омыватель :) Какая уж тут "отвага", скорее привычка к легким беззаботным покатушкам :) Потому, кстати, и выбираем корейцев.

Хорошая поездка. В этом направлении ещё не бывал. Вопрос автору: сколько времени прорабатывался маршрут и какие основные ресурсы были задействованы. Заранее спасибо

Porter64
Здесь отчеты более развёрнутые чем на клубе пиканты.
Поражаюсь все время как получается так бюджетно путешествовать)
А почему города проигнорировали? Время?
На Пиканто клубе "растекаться мысью по древу" смысла нет - правила клуба ограничивают по фоткам, да и просматривают там вяло. Насчет городов - поездка планировалась как природно-историческая, поэтому большие города обходили. А бюджет - да, как обычно, символический. Всегда придерживаемся правила отслеживать соотношение "цена-качество" и не понимаем тех, кто, например, за поездку по черноморскому побережью выкладывает бюджет половины кругосветки.

Senat03
На детальную разработку маршрута ушло два месяца по вечерам после работы, а обдумывался он очень давно, еще несколько лет назад. Базово использовался сайт http://autotravel.ru/ в сочетании с Викимапией, по которой маршрут прогонялся в разных категориях типа "скалы", "достопримечательности" и т.п. А вот подробности отдельных точек интереса (возможность подъехать, виды) искались в сайтах уральских краеведов и туристов, которые гуглил, задавая названия точек интереса.

Рифей
До Ермака сплавлялись, а оттуда уже на электричке, на самом деле вы правы ,специально ехать к горе смысла нет.
Gulf рекомендую!!!
Алекс
Отличный отзыв!!! Молодцы! Интересно и познавательно...фото супер! Спасибо за труд в написании! +5

отличная поездка, грамотно составленный маршрут,
по Нижнему Тагилу - понятно, что время было распланировано, ну а посетить-то знаменитый Танкоград - крупнейшую в мире производственную корпорацию Уралвагонзавод (в Книге рекордов Гиннесса вместе с GM) - Родину лучшей боевой машины Второй Мировой Войны Т-34, и самого передового современного танка Армата? - уникальный музей бронетанковой техники,
в этом же районе Дом-музей (сейчас Культурный центр), где жил со своей семьей Булат Окуджава,
в общем, если что, приезжайте еще!)

Да, в этом году у нас опять завис арктический циклон и лето практически с июля началось. Не знаю как это на сельском хозяйстве скажется, но жаловаться грех - в некоторые предыдущие года лето вообще не наступало ) Спасибо глобальному потеплению.
Навигатор штука железная, он ведет куда карта показывает. А что залито у вас в гармине тайна великая ) К тому же в Палкино навигатор был прав - там нет жд переезда и выезда на ЕКАД тоже нет: ты турист - ты и иди пешком 3км до Палкинских палаток. Кстати, палатками называют именно отдельно стоящие каменные выходы, а не прибрежные утёсы.
Конечно, можно было ещё... (добавить по вкусу) Но это же поездка за неделю! 7+2 А посмотрели едва ли не больше, чем видали аборигены. И странно, что сначала нахваливали М5, а потом пишете в негативном ключе )

Senat03
На дроме есть несколько отчетов по золотому кольцу Урала, там есть что почерпнуть-скопировать. По достопримечательностям есть например сайт ураловед.ру, там точки на гуглькарту наложены.

Харьков
Великолепно продуманная поездка, завидую самой черной завистью!
Все интересно, осмысленно, есть внутренний ритм изложения, ничего лишнего...
Успехов и дальнейших походов! А "Пиканто" молодец.
Если будете на Украине - заезжайте.
Мой отзыв: Subaru Outback 2012

Север
Респект путешественникам! Мало кто едет посмотреть эти места специально, в основном все транзитом проезжают.
Хорошее путешествие и много фотографий природы, интересных редких мест,сразу видно увлекаетесь историей края.
Yur55
Отличная поездка! Тоже были во многих этих местах, рекомендую посетить еще парк "Оленьи ручьи".

мощно! а ведь всего лишь небольшая частичка нашей страны!

Scout66
Замечательно, благодарю. Надо внести Урал в сферу своих планой на автопутешествия!

дружище, у тебя че-то с географией по-ходу туго - Урал это ну никак не север)))

Мне , наверное, не везло - я раньше не видел на Дроме отчетов о поездках по Уралу. Совершенно незнакомые, и очень красивые места.
С удовольствием прочитал, спасибо.

Спасибо за ВАШ рассказ и чудесные фотографии. В детстве родители часто возили в те места в отпуск. Защемило, и затосковало немного сердце о невозвратных годах и событий. Спасибо еще раз!

Интересно было посмотреть родные места. Про озеро Тургояк мать много рассказывала, они часто туда ездили отдыхать когда она была маленькой.
Спасибо
сочувствующий

Подготовка, сразу видно, была серьёзная. Живу в Перми, но не всё знал, и не везде ещё побывал. Камни на Чусовой посещал только с воды, не знал, что к некоторым можно на авто подъехать. Спасибо, круто.
Хороший отчёт. Очень хороший. Такие на Дроме встречаются нечасто.
Прочитал с удовольствием, огромное спасибо!

Космической красоты места!
Мой отзыв: Лада Веста 2016

афдот
Тупо такую хрень писать. Сам то небось пропуканных древних япов предпочитаешь с императорским качеством?

Наверное речь о том, что не только на юг

Как ни крути, а Урал лежит на север от Воронежа. И ничего, что поперёк всей страны
Волжский
Очень интересно написано и качественные фото. Огромная просьба: выложите ваш маршрут на карте, если он, конечно, у вас сохранился.
Porter64
Наверное речь о том, что не только на юг
ну да, скорее всего про север юга

Спасибо автору. Хотя грустно. Поездка по Уралу давно была в планах, но что-то я не увидел ничего из-за чего стоило бы ехать. Архитектура 19-го века меня мало привлекает, а скалы и реки у нас на Кавказе краше, клещи не энцефалитны, плюс к этому утром можно искупаться искупаться в море, а к вечеру уже закутавшись в куртку пить чай и любоваться Софийскими ледниками Архыза. Буду думать..
Snork Snorkoff
блин, не то фото прилепил, а редактировать нельзя ))

ну по сравнению с Краснодаром явно в ту сторону

peninsula
Уральская часть маршрута выглядела примерно так:

Маршрут кольцевой, чтобы в новых для нас местах по возможности не ехать по одной и той же дороге.

hirschhorn
отличная поездка, грамотно составленный маршрут, видно, что люди не просто катаются для удовольствия, а интересуются историей мест, которые посещают, по Нижнему Тагилу - понятно, что время было распланировано,...
Спасибо за оценку! График действительно был очень плотный, поэтому Танкоград пришлось пропустить, поскольку после музея бронетанковой техники в Кубинке тагильский музей мог показаться не таким интересным. А про Окуджаву не знал, спасибо за интересную подсказку! Но ведь и жил он в Тагиле только в 1937...
И прошу прощения за занудство, но Т-34 все-таки родился в Харькове, а не в Нижнем Тагиле, куда он переехал гораздо позже.

Александр_В_К
Великолепно продуманная поездка, завидую самой черной завистью!
Все интересно, осмысленно, есть внутренний ритм изложения, ничего лишнего...
Успехов и дальнейших походов! А "Пиканто" молодец.
Если будете на Украине - заезжайте.
Спасибо за оценку и за приглашение! Часто вспоминаем наши поездки по Украине, замки Львовщины, Карпаты, зимний поход на Говерлу ... Но в нынешних условиях повторить такое, к сожалению, не просто. Очень жаль, что политики сумели разделить братские народы.

Yur55
Да, Оленьи Ручьи были в планах. Но в окончательном маршруте получалось так: или Усьвинские скалы и Кунгурская пещера в Пермском крае, или Оленьи ручьи и еще пара скальных массивов Свердловской области. Поскольку кое-что в Свердловской области мы уже посмотрели, решили добавить Пермский край. А вообще говоря, в Свердловской области столько природных красот, что можно легко там провести несколько отпусков и все так до конца и не посмотреть.

Scout66
Да, уральская погода очень специфична :) Насчет работы Гармина на Урале - у него оказалась действительно паршивая карта этого региона, в других местах он работает вообще по другому. Вроде официальная карта, но они, гармины, давно обещают обновление по России, да все никак не выпустят. А про уральские дороги, что "....странно, что сначала нахваливали М5, а потом пишете в негативном ключе " - мы их именно так неоднозначно и воспринимали. С одной стороны - не было многочасовых стоячих пробок на несколько часов, обычных для трасс европейской части России. Мы-то ожидали вообще адского трэша, поэтому порадовались. Повезло, может... С другой стороны - убогая двухполоска в важнейший промышленный регион - это стыд и позор! А мелкие уральские дороги часто непредсказуемы, и глядя в гуглокарту иногда сложно понять, можно ли вообще проехать там, куда тебе надо. Одни и те же линии на карте могут означать как дорогу типа М5, так и вообще почти полное отсутствие дороги. Плюс секретность - только при подготовке поездки узнали, сколько в ваших краях до сих пор закрытых городов, через которые наивный гугл маршрут-то проложит, а вот проехать не получится. Да и вообще оказалось, что до этой поездки мы так долго по двухполоскам никогда в жизни раньше не ездили :)

Да, очень рад, что отчет многим напомнил родные места или вызвал другие приятные воспоминания. Также замечательно, что для многих отчет станет путеводителем. Чтобы не засорять обсуждение своими комментами - всем общее большое спасибо за теплые слова!

очередной пример, что в отпуск надо и на север периодически гонять.
Урал это далеко не север...это просто урал
Вячеслав-56
Предпочитаю япов, но езжу на гл 2017 года, еще краун есть древний 2015 года, но он для души- маштна выходного дня. С корейцами дело имел- не умеют они делать легковые авто, ломается все подряд, гниют как бумага.

Костанай. Калуга. Омск
Замечательное путешествие. Тоже давно засматриваюсь в сторону Урала. Надеюсь, на следующий год смогу провести там пару недель
Мои отзывы: Opel Corsa 2012, Kia Cerato 2012

гниют и ломаются постоянно.
5 лет, 79 тысяч пробега от Смоленска до Омска. Чего-то не гниёт и не ломается. Ни "постоянно", ни "периодически"... в чём подвох, что я делаю неправильно?
ну по сравнению с Краснодаром явно в ту сторону
железная логика, однако
а что будем делать с Сибирью и Дальним Востоком?,
этож тогда вообще далеко за севером, на другой планете)
А.В-ич

с Вашего позволения,
образование кстати неплохое в те времена было,
и по Т-34 - в Харькове все-таки он был лишь частично в проекте разработан местным КБ, которое потом было эвакуировано в Тагил,
а в серийное производство он был запущен непосредственно в Тагиле,
p.s. кстати про Америку и Тагил - на Танкограде были отлиты кое-какие части Статуи Свободы, в Кубинке такого не расскажут)

железная логика, однако
а что будем делать с Сибирью и Дальним Востоком?,
этож тогда вообще далеко за севером, на другой планете)
дальний восток понятно что восток. хотя все относительно
а насчет другой планеты точно подмечено, почти так и есть.

гниют и ломаются постоянно.
Хм...Какое странное утверждение.... Мой личный опыт и опыт моих клиентов (работаю в автосервисе) напрочь опровергает Ваши слова :)
На моих Пикантах поломки - это замена пары ламп стопарей или габаритов (ценой 10-20 руб.) раз в 40 тыс. км, а ведь по отчетам понятно, что машины я не щадил, езжу везде вплоть до действующего танкового полигона (отчет есть :)). Соклубники, проехавшие 150-200 тыс. км, ремонтируются, конечно, но по мелочи, вот пример http://www.club-picanto.ru/for... (мелкие ремонты после 130 тыс.) Мало кто из нынешних автопроизводителей может похвастаться такой надежностью. На "гниль" вообще никто не жаловался.
В нашей мастерской массово обслуживаются Рио-Солярисы, вроде не совсем чистокровные корейцы, но тем не менее - если клиент сам меняет масло, то в итоге забываешь, как его зовут и в лицо уже не узнаешь :) Ну, приедет таксист раз в 60 тыс. км колодки заменить, или после 120 тыс. какой-нибудь подшипник поменяет, или на 100 тыс. ремень генератора - и всё, поминай как звали :)
Хочу уточнить - вообще не в курсе о надежности и долговечности корейских кроссоверов, не обслуживаем их. Но корейские легковушки - очень надежные, долговечные и малообслуживаемые машины.

hirschhorn
с Вашего позволения, семья Окуджавы жила в Тагиле с 1932, а сам он с 1934 по 1937..., там же в школу ходил, в которой потом повезло и мне учиться), образование кстати неплохое в те времена было, и по...
При всем уважении - поспорю :) Люблю историю, особенно военную :)
Итак ".... по Т-34 - в Харькове все-таки он был лишь частично в проекте разработан местным КБ, которое потом было эвакуировано в Тагил, а в серийное производство он был запущен непосредственно в Тагиле, поэтому к Вашему сожалению Т-34 родился и вырос в Тагиле, а не в Харькове, откуда переехали его родители...."
Серийное производство Т-34 было начато задолго до переезда одного из наших танковых заводов (Харьковского) в Н.Тагил. Танк выпускался серийно с 1940 года на трех заводах (Харьков, Сталинград, Н. Новгород), а Нижнетагильский свои первые Т-34 собрал только на пороге 1942 года. То есть танк стал серийным за полтора года до начал его производства на Урале. Да Вы и сами правильно отмечаете, что тагильское производство танков началось с эвакуации туда харьковчан.
Насчет участия уральцев в изготовлении Статуи Свободы - очень спорный вопрос. На каком заводе и что конкретно сделали? Да и говорят о меди для статуи, но где ее выплавляли в Тагиле в 19 веке? На Танкограде, фактически выросшем при СССР??? История красивая, но вообще ничем не подтвержденная.
sibdos
Исключительно познавательная и полезная информация по поездке. Благодарю за информацию. Теперь придется и на Урал съездить.

Martyn36
При всем уважении - поспорю :) Люблю историю, особенно военную :) Итак ".... по Т-34 - в Харькове все-таки он был лишь частично в проекте разработан местным КБ, которое потом было эвакуировано в...
история это хорошо, особенно военная,
Нижнетагильским заводом было выпущено более 30 тысяч машин, как Вы говорите с порога 1942 года - вопрос - сколько машин было выпущено с 1940 года когда по Вашему началось серийное производство тремя заводами (Харьков, Сталинград и Н-Новгород) вместе взятыми?
Отвечу за Вас - каждый третий танк Второй Мировой Войны был выпущен в Нижнем Тагиле - это зарегистрированный факт, не так-ли? или проверим? - еще вопросы про серийное производство танков остались?), соответственно что после этого является Родиной Т-34 наверное тоже вопросов не должно больше возникать (кстати тоже самое касается и современных грузовых вагонов) - и это тоже зарегистрированный факт.
Понимаю Вас - просто когда сам не видишь масштабов, и реального серийного производства - выпуск 3 тысяч танков аж тремя заводами кажется серийным).
Касательно Статуи Свободы - все факты зарегистрированы, повторяться не буду - смотрите в Книге Рекордов Гиннесса (это 2-е упоминание там Нижнего Тагила) - отливали на сегодняшнем Танкограде (представьте, в то время там уже существовало металлургическое производство).
Вот Вам и все подтверждения. Совет - поменьше Википедии, побольше путешествуйте).
И про спорить - есть хорошая поговорка - "Кто спорит, тот ..... не стоит".
Хороших Вам дальнейших путешествий.

Надо съездить проверить

не эксплуатируешь. С таким пробегом за 5 лет даже волги не сгнивали.
И в самом деле. Она же у меня под стеклянным колпаком хранится )))) Не звизди, если не знаешь ))) Или так брякнул, ради красивого словца?
Martyn36
Спасибо за позитивный и интересный отчёт о нашем любимом Урале. Ехали со знанием дела, тщательная подготовка чувствуется. К сожалению нельзя за неделю охватить все интересные места красоты Урала. Приезжайте ещё ... на сплав, в пещеры , в горы. Верхне-пышминский ( УГМК) музей военной техники , не сколько не хуже Кубинского. На затравку.. Чёртово городище (около Ганиной Ямы, где вы были и Каменная река на Таганае)

Bystrov Dmitry
Кстати, навигатор вам показал вполне проезжаемый на высокой машине брод.
афдот
Тебе кто такие сказки рассказывает на ночь? Ни одного не видел такого, никогда не слышал. Газели видел, Камазы видел, праворуких видел, немцев видел, а вот остальных как то не встречал. Хоть и довольно много по трассам России езжу.

Отличный отчет. Я, конечно, понимал, что Урал лишь краем глаза посмотрел, но все равно был впечатлен количеством красивых мест, до которых можно добраться на легковушке. Спасибо!

Martyn36
Вопрос стоит где французы закупили медь, это до сих пор не установлено, Россия была в то время поставщиком меди в Европу №1, но на славу поставщика меди для статуи претендуют многие, даже хохлы. Теорию о том что статуя даже отливалась в Н.Тагиле развивают только сами нижнетагильцы). Про танки зря спорите с теми, у кого каша в голове, оказывается теперь родина танка не там где изобрели, а там где больше сделали.
А поездка интересная, на пиканте по сельским дорогам сильно, хотя машина действительно надежная, дочка ездит.
Вася
На многих фото возле домов огромные дровницы, Газпром на Урал не пришел?
Михалыч
Копейск
Все замечательно! Единственное, автор, у вас опечатка в названии города есть. Не БакаН, а БакаЛ, что в Челябинской обл,(куда вы направились после р. Катав). Вы же этот город имели ввиду, указывая на рудники и карьеры?

Bystrov Dmitry
Кстати, навигатор вам показал вполне проезжаемый на высокой машине брод.
Согласен, вот только в тот момент ему было велено искать трассы с покрытием :)) Справедливости ради надо сказать, что и Навител со старой картой России тоже однажды через брод собрался нас вести, причем в родной области. Глаз да глаз за этими сусаниными :)

Boris-Kozyrev
Спасибо за оценку! К сожалению, самые красивые места Урала труднодоступны. Вдоль той же Чусовой мы захватили только краешек, а самые красивые места открываются при сплавах, к иным красотам нужно идти в поход. Времени бы побольше...

VALERY 70
Совершенно с Вами согласен! Никаких документов о сделках по меди для Статуи Свободы действительно не нашли, ни на Западе, ни у нас, так что можно предлагать любые версии. А с танками...ну, хорошо хоть Кошкина не "переселили" из Харькова в Нижний Тагил :)
Насчет "...на пиканте по сельским дорогам сильно..." - на прошлой Пиканто мы как-то катались по действующему танковому полигону (есть отчет), это было еще сильнее :))

Вася
На многих фото возле домов огромные дровницы, Газпром на Урал не пришел?
Видимо, еще в пути :) Да, заготовки дров на Урале впечатляют. Но должен сказать, что сравнимого размера поленницы видел и в Чехии, не говоря уже о нашей Карелии.

Михалыч
Да, конечно, спасибо за уточнение!

Bystrov Dmitry
Спасибо! А эти места у меня были в домашних заготовках на всякий случай, но время, время... Весь Урал посмотреть - жизни не хватит!

hirschhorn
история это хорошо, особенно военная, не люблю спорить, основываюсь только на фактах, поэтому останусь при своем мнении, скажу проще: Нижнетагильским заводом было выпущено более 30 тысяч машин, как Вы...
Мне про споры больше по душе поговорка "В споре рождается истина" :) За пожелание путешествовать побольше - спасибо, только куда уж больше? :)) И так все отпуска да праздники обязательно в пути :)
Насчет предметов нашей дискуссии... на мой взгляд, Урал, уральские предприятия и сами уральцы и так достаточно величественны, чтобы приукрашиваться недостоверными легендами.

Златоуст
P.S. М-5 правильно поняли, не надо ее так уж сильно бояться, если нет крупного ДТП или ремонта, то она нормально двигается, несмотря на плотный трафик и количество фур.
P.P.S.Город в начале отчета рядом с Рудничным не Бакан, а Бакал, но Вы, наверное, просто опечатались.

Snork Snorkoff
Тут такое дело, с Уралом-то... У меня были мысли, схожие с Вашими - то есть действительно очевидно, что природа Кавказа гораздо дружелюбнее к человеку, чем уральская, кавказские красоты очевидны и большинство из них относительно легкодоступны, к тому же из европейской части России на Кавказ идет неплохая четырехполоска и даже есть то, что можно назвать "туристической инфраструктурой" :) Вроде одни плюсы у Кавказа, но.... Впечатление от Урала другое, это как сравнивать что вкуснее - торт или отбивная. Не получится сравнить, всё вкусное :) Когда видишь там между скалами лед в июне, то задумываешься "А как это всё осваивали, в петровские и допетровские времена? Чего стоило Российской Империи создать этот промышленный регион?" То есть там не просто "архитектура 19 века", там ясно понимаешь, насколько сложный путь прошла Россия. Что же касается именно природы, то она там по-своему величественная и своеобразная. Неторопливые реки среди каменных громадин, тайга до горизонта, неожиданные лабиринты скал в лесах... Может, несколько высокопарно выражаюсь, но я бы сказал, что если Кавказ - это попса, то Урал - это хэви метал :)

dim1967
Не первый раз читаю Ваш отчет. Отличное путешествие, молодцы, и спасибо за красивое и душевное описание наших мест! Все зАраз объять невозможно, но Вам удалось очень многое! P.S. М-5 правильно поняли,...
Спасибо! Конечно, ошибся с городом...
Николай
Спасибо за отзыв!

Насчет палкино ты не прав.. есть там и выезд на екад и жд
Ничего не изменилось. Есть ещё варианты для пиканты?

Сову встретил https://youtu.be/jjeH0xQB-4s
Ноябрьск
Спасибо за проделанный труд для читателей, приятно читать и фото интересные.

Отзыв понравился. А ещё больше ваш маршрут и посещаемые места. Благодаря вам определился куда поеду следующим летом:) Один раз был, 3 года назад. Надо восстановить события былого.
не эксплуатируешь. С таким пробегом за 5 лет даже волги не сгнивали.
С каким таким пробегом? Не все таксистами работают, 10-15 тысяч в год вполне нормальный пробег.
Martyn36
Чую таки придётся ехать ))

Но на счет попсового Кавказа сильно не согласен. Попса она в трех долинах, Архыз, Домбай, Эльбрус, настоящий Кавказ там где заканчивается асфальт и альтиметр переваливает за 2 тысячи.

Snork Snorkoff
Чую таки придётся ехать ))

А насчет Урала - прокатитесь обязательно, хотя бы для контраста :) И хорошо бы, чтобы у Вас времени было бы побольше, чем у нас. Я бы тогда порекомендовал выделить пару дней на Башкирию, чтобы прохватить по ней с юга на север, понемногу смещаясь к Челябинской области, там заповедники, должно быть красиво и самобытно. А на Урале хорошо бы запланировать сплав, хотя бы одно-двухдневный, ведь многие красоты иначе увидеть там сложно. И ехать желательно в конце июля-начале августа - теоретически должно быть меньше насекомых и будет возможность покупаться. Удачных путешествий!

_m

Гармин, Навител - прям как в 2008 год вернулся...
Мой отзыв: Toyota Corolla 2012
Denis
Из всего «понравилась» помпезная новостройка ПФР))))) осваивают деньги в каждом уголке РФ

Denis
Наконец-то хоть кто-то заметил :)) Одно из самых сильных впечатлений от Уфы :))

Прекрасно. Давно не читала отчет с таким теплым чувством. Спасибо автору за уважительное отношение к моим родным местам, за нетипичный выбор объектов, который показывает вдумчивую подготовку к путешествию, за отсутствие штампов и внимание к деталям. Обычно посещение Урала у гостей ограничивается улицей Вайнера в Екатеринбурге, Плотинкой и Ганиной ямой))) Побольше бы нам таких гостей, как вы. Приятно удивил взгляд со стороны на уральских автомобилистов, неожиданно) В Оленьих ручьях и Пышминском музее Боевой славы Урала, жаль, да, что не побывали, может быть, потом когда-нибудь.
Урал это и север и и юг

Yur55
Читая отчет, я ожидала "Оленьи ручьи"))) Плюсую к Вашей рекомендации посетить этот парк. Еще можно Аркаим в фестиваль посетить. В этом году мы на "Пламя Аркаима" были. Очень здорово!
Martyn36
Ну, для меня попсовый Кавказ - это Сочи :) Хотя да, заехать на высоту в 2000 метров на Кавказе можно даже не съезжая с асфальта, по дороге не хуже М5 :) да и на высоте 4000+ оказаться несложно. А насчет...
Спасибо. Удачных путешествий!

Зы Сочи это вообще не Кавказ ))
Кругом следы древней цивилизации...речка ая вообще в древнем гиганском карьере течёт...
Волжский
Martyn36
Уральская часть маршрута выглядела примерно так: https://www.google.ru/maps/dir...!3m1!4b1!4m62!4m61!1m5!1m1!1s0x43db23106e0603bb:0x2cbda6fa60b12c79!2m2!1d58.6906013!2d55.1545128!1m5!1m1!1s0x43c4df5882816305:0xb2da232d63827e76!2m2!1d59.7073745!2d55.2777533!1m5!1m1!1s0x43c43c4935ccf089:0x503a21f190c5b74f!2m2!1d60.7444752!2d55.889724!1m5!1m1!1s0x43c1504cf7990c23:0x9d84fe5900215841!2m2!1d60.8247375!2d56.5103018!1m5!1m1!1s0x43c22570e6c1fe3d:0xc8567f603003c366!2m2!1d59.5506802!2d57.0244755!1m5!1m1!1s0x43c17a9302679a51:0x5009b04014cec52e!2m2!1d60.3805097!2d56.8667088!1m5!1m1!1s0x43ea64ba1a37ebe7:0xc9f97dc521381f32!2m2!1d59.9816185!2d57.9214912!1m5!1m1!1s0x43ebffdbb05db2f3:0x8192d9263c5acb86!2m2!1d57.6377878!2d58.6823766!1m5!1m1!1s0x43e869cf2a9a2f05:0x1156129104b57062!2m2!1d56.9397122!2d57.431641!1m5!1m1!1s0x43db08a572ba6445:0xa1eef24d2f500b12!2m2!1d58.1502955!2d55.0434839!3e0...
Питомник Сары
Река не Ая - а Ай. По поводу мечетей - наши татары и башкиры - мусульмане - вот и мечети, что тут странного?
Автору респект за отчет по Уралу. Вы проехали достаточно много за малое количество дней. Где самое долгое количество времени задержались и почему? Не получилось ли так, что просто промчались и для "галочки" посетили все то, что запланировали?

Видеть в утесах карьеры - это от узости мышления, секта какая или принимаете что-то?
Паныч
Что там ехать? От Кунгура - 10 километров.
Особо повеселило, что Пермь, оказывается на Северо-Восток от Тагила. Ну-ну. Равно как и про ограничения 20-30 км/ч - это где такое?
Алексей Курилов
Урал это и север и и юг
Ну тут никакого Севера Урала, положим и не было. В основном Юг.

Урал южный
Респект ! отличный слог ...
по поводу строительства мечети ,
в городке ,
так ведь на башкирских землях живем дружище )))

Анютыч :)
И Вам спасибо за теплые слова! Да, готовились основательно, хотя и понимали, что как ни готовься, а все равно получится посмотреть только "по верхам", очень уж масштаб Урала велик, а времени мало. Насчет уральских автомобилистов - на фоне южнорусских коллег, в том числе и воронежцев, действительно водят очень уравновешенно и спокойно. Да и паркуются - в Тагиле обратил внимание, что в длиннющем ряду из десятков машин, поставленных на ночь в спальном районе, только я припарковался носом внутрь, остальные все, как один, носом наружу. Удивился, но перепарковался :)

Спасибо! Ехали равномерно, не выделяя какие-то определенные точки или регионы, каждая ночевка была в новом месте. Цель - увидеть максимум за имеющееся время, поэтому многие уральские красоты и достопримечательности выбирались исходя из их доступности. В ином темпе увидели бы сильно меньше и впечатления были бы не такими яркими.

Александр Фадин
Что там ехать? От Кунгура - 10 километров.
Конечно, я ошибся, из Тагила в Усьву двинулись на северо-запад, спасибо за уточнение!
От Кунгура до Камня Ермак и обратно - около 30 км, и основная часть этой "дороги" полностью убита. Она отняла у нас полтора часа времени и изрядно нервов, из-за неожиданной задержки пришлось пропустить кое-что из намеченного к осмотру в Башкирии.
А ограничений 20 и 30 в Пермском крае, по крайней мере, на нашем маршруте видели больше, чем где бы то ни было еще. Как правило в местах ремонтов дорог, или бывших, или вялотекущих, или еще несостоявшихся и только намечающихся:) В других регионах обычно обходятся знаками 40, а то и 50-70. Подтверждение - штраф с камеры в зоне "30" на трассе Пермь-Екатеринбург :)

Ahakov
Респект ! отличный слог ...
по поводу строительства мечети ,
в городке ,
так ведь на башкирских землях живем дружище )))
Спасибо! Да, ведь только сейчас узнал, что в Челябинской области 10% населения - башкиры и татары.

Александр Фадин
Ну тут никакого Севера Урала, положим и не было. В основном Юг.
Кстати, о севере - юге :) Вы, конечно, правы, ездили-то мы по Южному и Среднему Уралу. Так вот, шлём мы из поездки нашим старым друзьям фотки, и после очередной фотосессии в Пермском крае товарищ недоуменно спрашивает: "А вы почему там в зимней одежде???" :) Пришлось объяснять, что да, в середине июня там лед можно найти, и темнеет на несколько часов позже, чем у нас. Не белые ночи, конечно, но вполне такие "серые вечера", что нам было вполне удобно для экскурсий :)

Интересно. Тоже хочу кружок по уралу навернуть.

Эхххх.... это вы еще дальше не ездили. На федералке есть места, где до сих пор плакать можно.
как бэ наводит на мысль о планах правителей по поводу той стороны урала.
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, координаты этого места) Проезжали по той дороге много раз, места такого не знаем.

Скала у Юрюзани, севернее Идрисовской пещеры, недалеко от трассы
Координаты: 55°9"0"N 58°11"41"E

Отличный отчет и фото! Молодцы! Спасибо за описание интересного и бюджетного путешествия!

Скала у Юрюзани, севернее Идрисовской пещеры, недалеко от трассы
Координаты: 55°9"0"N 58°11"41"E
Спасибо, большое!!!

Интересный отчет. Много ваших отчетов прочитал, из мелочей собирается интереснейший набор достопримечательностей.

agro*nom58
Спасибо! Да, отчеты стараемся писать в стиле путеводителей :)

ElenaRod
И Вам спасибо за оценку!

природа очень красивая.
а пиканто оказывается рабочая лошадка, куда только не съездила

Спасиб большой землякам за содержательный отчёт ! Собираюсь на Урал. много полезного и интересного почерпнул. Новых путешествий !

Гаевский карьер находится возле города БакаЛ, а не БакаН. Первая поленница на фото - это как раз обычно в Башкирии так складывают, у нас те, которые дальше - прямые. Рядом с городом Касли, где вы ночевали, я бы заехала на озеро Большие Аллаки посмотреть каменные палатки, от М5 недалеко, проехать легко на любой машине. Очень люблю Пермский край, хотя сама живу в Челябинске, была там трижды (не считая командировки в Пермь) и еще планирую. Вот как раз Кунгурскую пещеру не посещала и не планирую, была в Новоафонской и Каповой, вполне хватает. А вот как раз неподалеку от Каменного города сходила бы лучше посмотреть Усьвинские столбы (мы подъезжали на машине до начала подъема, но это долго и нудно, можно было пройти пешком из Усьвы), вместо камня Ермак (тоже в свое время купились и поехали, ладно хоть, остановились там ночевать с палаткой) посмотрела бы лучше водопад Плакун. По дороге на Усьву проезжали Теплую гору, там можно было съездить на Колпаки, дорога проезжая для любой машины практически, недалеко от трассы. И т.д., и т.п.