В поисках впечатлений и пляжа мечты, август 2017 г.

21.02.2018 | 38008 просмотров

Омск — Казахстан — Сочи — Абхазия — Крым (Судак — Партенит — Ласпи — Севастополь) — Должанская

Не бывает двух одинаковых путешествий, так же как двух одинаковых людей.

За последние два года наш патриотизм заметно вырос. Не нужен нам берег турецкий, тайский и далее по списку. А поедем-ка на наше Азовское и Черное море, поживем на берегу, в палатке под звездным небом. Мы не планировали ехать в Крым. Даже мыслей не было. Но именно Крым стал жемчужиной нашего путешествия. Фантастические виды, чистейшее море, пляж мечты — намного ближе, чем Вы думаете.

Все, кто собирается за два дня до поездки, должны обратиться к психиатру. Нормальные люди запихивают свои вещи в сумку, когда уже надо выходить из дома. © Тони Хоукс

В дорогу отправились на автомобиле Ниссан X-Trail, 2010 года выпуска, объем двигателя 2,5 литра, 169 л.с. Дополнительно установлено газовое оборудование 4 поколения, узаконенное в ГИБДД. За более чем двухсоттысячный пробег Ниссан проявил себя как супернадежный и комфортный автомобиль, созданный для длительных поездок. Муж — первый пилот. Я — созерцатель красот, фотокорреспондент и, по требованию, второй пилот. Специально к поездке купили бокс. В нем поместилась запаска, палатка, шатер 3*4, 2 туристических кресла, стол, казан с посудой, надувной матрас, 2 спининга, удочка, часть личных вещей.

Убрали задние сиденья, запас продуктов, и вещи уместились за передними креслами. Из куска толстого поролона вырезали матрас. Получилась комфортная зона для отдыха в походных условиях.

Зимними вечерами планировала маршрут: сначала города Золотого кольца, общение с друзьями в Москве, затем Сочи, а дальше по побережью… Распечатывала карты городов, отмечала достопримечательности, читала отзывы по кемпингам и т.д. Предвкушение путешествия — это отдельное удовольствие. Муж к моим изысканиям отнесся спокойно, справедливо полагая, что за полгода мои желания и маршрут могут измениться до неузнаваемости. Так оно и вышло.

Путешествовать и жить гораздо интереснее, если следуешь внезапно возникающим импульсам. © Билл Брайсон «Путешествия по Европе»

03.08.17-05.08.17. Омск — Астана, 665 км

Узнав о том, что в Астане проходит выставка ЭКСПО, мы не смогли пропустить такое событие.

Подробным описанием первой части пути и своими впечатлениями от ЭКСПО я уже делилась с Вами здесь https://travel.drom.ru/54909/

06.08.2017. Астана — Есиль — Троицк, 909 км

Утром выехали в сторону Костоная. Навигатор Maps показывает до первого поворота 140 км!!! Дорога уходит в горизонт, встречных машин единицы. Сильный ветер гоняет по степи перекатиполе и закручивает пыль воронкой. В Есиль, наконец-то, нашли газовую заправку. Газ 60 тенге за литр (10,9 руб.). За бортом +38, ветер реально горячий. Едем 100 -110, кондиционер работает исправно. Дорога в осном хорошая, за 160 км до Костоная появляются ямы. Ремонт дороги 5 км, дальше опять отличная дорога. Названия населенных пунктов — Октябрь, Родина, Дружба, Герцен, Харьков, Чернигов, Первомай, Семеновка, Лавреновка напоминают, кто участвовал в освоении этих земель. От Аманкарагай появляется сосновый лес, множество соленых озер.

Вечереет. Ближе к границе все автомобили ускоряются, уже никто не соблюдает ограничения. В 21:30 прибываем на границу. Казахский контроль проходим за 10 минут. На российском — аншлаг. Очень много грузового транспорта, больше часа ждем. В итоге открывают отдельный ряд для легковых машин, и в 23 часа, наконец-то, оказываемся на Родине. Темнота — «глаз выколи». Находим на Booking.com недорогую гостиницу в Троицке. Навигатор безотказно ведет по плохо освещаемым улицам до цели.

07.08.17. Троицк — Октябрьский (Башкирия), 703 км

Утром проснулись с ощущением: «Вот он отпуск, никуда не нужно торопиться…» Пару часов уделили пешей прогулке по городу. Троицк наполнен историей. Вот этот Уйский собор помнит, как в нем молились и просили защиты от войска Емельяна Пугачева семьи гарнизона, как пала крепость и праздновали победители, не зная, что конец совсем близок.

А вот торговые ряды старинного купеческого города.

В Троицке много церквей, старинных купеческих домов.

Размещенные на фасаде старинных зданий, рекламные баннеры смотрятся чужеродно.

В городе очень много старины, средств для реставрации, по-видимому, не хватает.

Вот так соседствуют рядом остатки истории и повседневная жизнь.

Перед выездом заправились, цена газа в Троицке 16,50 руб./литр.

По дороге тренировали память, угадывая коды городов и регионов на автомобильных номерах. Подсказка — на панели.

Любовались красивыми уральскими пейзажами. Дороги уже везде хорошие, первый ремонт дороги после Сима.

Не забыли купить сувениры из уральских камней, красивый нож в придорожном «торговом центре» недалеко от Сима. А вот уже и холмы Башкирии. Самое популярное нарушение у сотрудников ГИБДД Башкортостана — обгон на подъеме под запрещающий знак. Самое удивительное, что находится немало желающих… За пригорком их и встречают.

Интернет МТС работал безотказно на протяжении всего пути, за исключением Курганской области, где на длительных расстояниях нет населенных пунктов. Зарезервировали в движении отличную квартиру за 1000 руб. через Букинг.ком. На ночь остановились в симпатичном современном городке Октябрьский. Качество воды в этом городе оставляет желать лучшего. Даже покупная вода не решила вопрос, т.к. на чайнике и кастрюлях накипь в палец толщиной, не отскоблить. На ужин сварили купленные в ближайшем магазине пельмени. Следы повторной заморозки пельменей (иней в пакете) почему-то не насторожили. Это стало нашей роковой ошибкой.

08.08.17. Октябрьский (Башкирия) — Камышин (Волгоградская область)

Утром стало понятно, что мы отравились. Сильнейшая интоксикация практически до потери сознания, сильные боли. Два последующих дня превратились в кошмар. Появились мысли, что наш отдых может закончиться, только начавшись, на больничной койке. До обеда я провалялась на спальном месте машины, после отключился супруг. Полпути за рулем провела я, поскольку уж лучше потихоньку ехать, чем лежа страдать. Дорогу помню плохо, было точно не до фото. Холмы Башкирии сменились полями Татарстана с «качалками». Дальше путь пролегал через Пугачев. Дорога пестрая от заплаток ремонта, неровная, но глубоких ям нет. Встречных машин единицы, сотрудников ГИБД, соответственно, не видно.

Проблема пищевых отравлений актуальна для путешественников, поэтому хотела бы поделиться схемой лечения. В дороге принимали Энтерол по 2 капсулы 2 раз в день, дополнительно Энтеросгель пасту, выдавливали прямо из тубы и запивали водой до 5 раз в день. Энтерол также можно принимать в поездках по 1 капсуле в день для профилактики диареи. В дороге нет возможности выяснять, какая именно инфекция попала в организм: вирус или бактерии. Энтерол помогает и при бактериальной, и при вирусной инфекции (например, ротавирус в Абхазии). В аптеках часто предлагают Энтерофурил (эрсефурил, нифуроксазид, фуразолидон). Препараты эффективны, но только при бактериальной инфекции. Кроме того, они обладают «тетурамоподобным» действием, в течение двух недель после лечения крайне нежелательно принимать алкоголь. Особенно если у вас склонность к аллергии, то бокал вина на отдыхе может привести к красным пятнам (крапивнице) по всему телу (проверено на себе). Имодиум (лоперамид) не борется с инфекцией и не является лечением. В любом случае, если в течение дня вы не почувствовали улучшения, необходимо обратиться к врачу.

Ночевали в придорожном кемпинге «Елена» на подъезде к городу Камышину. Номер со всем необходимым, 1500 руб., а самое главное парковка рядом с номером, можно «закидывать» вещи в открытую дверь.

09.08.17. Камышин — Северская (Краснодарский край)

Едем по дороге через Котельниково, Сальск. Радар молчит всю дорогу. Задаешься вопросом: «неужели нет камер?» Сотрудников ГИБДД тоже не видно. Но границе Ростовской области с Краснодарским краем ответ находится в виде слаженной группы отъема наличных. Видим машин десять остановленных. Сотрудники ГИБДД в белых рубашечках, с золотыми цепями в палец толщиной, действуют слажено. Предъявляют фото нарушений. Торг начинается с 25 тысяч, нижний порог зависит от способностей «переговорщика». Утверждают, что нарушения фиксируются на камеры, которые невозможно отследить радаром. Слышали и другую версию, что фото делают таксисты, работающие в доле, потом передают по интернету, якобы такие фото в базе ГИБДД отсутствуют.

В 30 км от Краснодара попадаем в двухчасовую пробку. Жара 42 градуса. Неожиданно перестает работать кондиционер. Окна не открыть, народ пытается продвинуться по обочине, поднимая облака пыли. В самом Краснодаре тоже пробки. Друг детства мужа из Северской звонит каждые 30 минут и уже начинает отмечать наш приезд, устав дожидаться. В Северскую прибываем в 21 час, спасибо навигатору Maps, без него в темноте мы бы точно заплутали.

10.08.17. Северская — Сочи

После ночных дружеских разговоров и утренней мойки машины выезжаем только в 11 часов. Наш путь лежит через Джубгу в Сочи. Посещение Сочи — это обязательная часть программы, очень хочется посмотреть, каким стал город после олимпиады.

270 км мы преодолеваем за восемь часов (((

Пробки на въезде в каждый населенный пункт. Толпы отдыхающих преграждают путь, т.к. жилье слева, а море справа от дороги. Жара, солнце раскаляет машину. Кондиционер в пробках отключается, поэтому едем без него с открытыми окнами. Кемпинги переполнены, палатки местами стоят вдоль дороги. Мне сложно понять отдых, когда рядом с пляжем стучат поезда и дымят выхлопными газами машины.

И вот, наконец, Сочи!

Частный взгляд на Сочи

Передвижение по Сочи с навигатором в час пик это отдельная песня. Сложные развязки, пробки, узкие извилистые улицы в центре, уставленные по обочинам машинами, горячие парни (столько клаксонов на дороге мы слышали только в Китае). Заселились в любезно предоставленную нам сестрой мужа квартиру в центре Сочи, недалеко от морского вокзала. Вид на город и море с двадцатого этажа замечательный.

Машину разместили в подземной парковке дома. Из-за бокса заехали в гараж впритирку. После разгрузки вещей стало понятно, что для выезда нужно либо подспускать колеса, либо снимать бокс. Плюс дамокловым мечом нависла проблема с кондиционером, который отключался на жаре в пробках. В общем, было решено в самый пик летнего сезона знакомиться с Сочи пешком и с помощью экскурсионного бюро. Ожидание в пробках в комфортабельном автобусе, после дегустации вина, под усыпляющий рассказ экскурсовода показалось нам наилучшим выходом.

В центре Сочи слева от Морвокзала несколько бесплатных пляжей. Вода на пляже ЧИСТАЯ!!! К олимпиаде были построены новые очистные сооружения, как нам сказали местные жители. Мусора в воде практически нет. С пирса хорошо видны передвижения рыб и медуз. Пляжи оборудованы раздевалками и самое главное душами с пресной водой. Шезлонги и зонтики платные, есть аквапарк.

Мы приходили на пляж утром, перед экскурсиями, чтобы поплавать, т.к. небольшие любители загара.

Морской вокзал Сочи.

Отсюда стартуют теплоходы на морскую прогулку вдоль береговой линии Сочи.

Обзор Сочи с теплохода обойдется вам в 350 рублей.

В центре множество узких, извилистых улиц, некоторые из них тупиковые из-за частных владений, огороженных заборами. В первый раз шли от пляжа до Первомайской улицы (всего 1 км) по навигатору. Обычное дело, видишь свой дом, идешь по прямой улице, которая сворачивает и упирается в забор. Проделываешь обратный путь в начало маршрута и т.д. Гугл видит даже скрытые густой зеленью узкие тропинки между домами.

Вот уж не предполагала, что большую часть запаса продуктов, привезенного для проживания в кемпинге, мы съедим в центре Сочи. Цены на продукты в магазине по соседству оказались очень высокими, умножайте смело на 2, а то и на 3 к своим обычным. На подвиг, дойти пешком до сетевого магазина и обратно по такой жаре, мы решились только раз. Здоровье дороже, подумали мы, и смирились с помидорами за 200 руб. в ближайшем магазине.

Поскольку Сочи мы изучали не самостоятельно на автомобиле, а выбрали вариант быть ведомыми, далее блиц-бросок по увиденным достопримечательностям. В низкий сезон все нижеперечисленные достопримечательности можно посетить на собственном авто.

Мацеста — здание водолечебницы похоже на античный храм. Курорт основан на сероводородных источниках в 1902 году.

Сталин, Ворошилов, Брежнев поправляли здоровье в Мацесте. Сейчас курорт также активно работает.

Дача Сталина в Сочи

Все дачи Сталина были построены одним архитектором, в одном стиле, в сходном цветовом решении и внутренней отделке. Если Вы посетили одну дачу, то ничего особенно нового в другом здании не увидите. Тем не менее, мы узнали много интересных фактов об Иосифе Виссарионовиче из рассказа экскурсовода.

Очень красивая отделка натуральным деревом: карельская береза, дуб, ясень, орешник

Гора Ахун — высота 663 метра

На вершине горы Ахун в 1936 году построена сказочная башня из белого известняка.

А с расположенного рядом колеса обозрения открываются виды на все административные районы Сочи.

Сквер дерева Дружбы стоит посетить, чтоб увидеть уникальное дерево, посаженное в 1934 году. В его кроне живут привитые апельсины, лимоны, мандарины, грейпфруты и т.д. На одном дереве представителями 167 стран мира привито более 600 веток различных цитрусовых.

В сквере множество красивых растений, экзотических деревьев. Экскурсовод почтенного возраста поведал нам их секреты.

Краснодарский чай. Нам понравился. Пробовали на дегустации с разными видами южного варенья. А купить чай дешевле в центре Сочи, рядом с морвокзалом идет торговля с фирменной машины чайного завода.

Так растет Краснодарский чай.

33 водопада. Удивительное место в национальном парке, где оборудована тропа, позволяющая увидеть множество водопадов самой разной высоты. Сначала доезжаете до стилизованного под этнодеревушку кафе.

К водопадам Вас доставит вот такая шайтан-машина. Как она идет по воде, по руслу реки, по камням, такая мощь. Это лучшие минуты в экскурсии. Прокатиться бы еще разок.

А вот, собственно, и сами водопады. Вода холодная, но находятся экстремалы.

Красная поляна — красота неописуемая.

Погода на высоте меняется молниеносно. То дождь, то солнце. Берите с собой дождевик.

Олимпийский парк. Мы посещали вечером, чтобы посмотреть шоу музыкальных фонтанов. Территория большая, можно подъехать на электрокаре.

На площади, где расположен факел олимпийского огня, вечером проходит шоу поющих фонтанов. Обязательно к посещению.

Недалеко от площади расположен парк развлечений, на фото сказочная гостиница парка.

Экскурсия в Абхазию занимает весь день, отправление в 6 утра. По стоимости 2500 руб. на человека. Программа насыщенная, столько увидеть самостоятельно за один день сложно. Прохождение границы занимает около часа. А это помощник абхазских пограничников.

Пицунда — смотреть особенно нечего, кроме скульптуры ныряльщиков и моря.

Море в Пицунде нам запомнилось, успели искупаться. Вода чистейшая, прозрачная, каждый камень на дне видно. Хачапури и шашлык в кафе рядом с пляжем — самый вкусный за всю поездку.

Посетили еще одну дачу Сталина в Абхазии. Расположена в очень красивом месте.

Больше всего понравился изумительный вид на море и пляж.

Путь к озеру Рица.

По дороге остановка у Голубого озера. Сравнила с фото 35-летней давности, где пионерами позируем в этом же месте. Павлины, кажется, те же самые, а вот пионеры уже не те.

Озеро Рица — жемчужина Абхазии.

Ново-Афонский монастырь — мужской монастырь, расположенный у подножия Афонской горы в Абхазии. Основан в 1875 году монахами русского монастыря святого Пантелеимона со Старого Афона (Греция).

В 1880 году было начато восстановление обители, продолжавшееся 20 лет. В восстановлении монастыря принимал участие император Александр III.

В 1924 году монастырь был закрыт советскими властями за «контрреволюционную агитацию». Некоторое время обитель была заброшена, использовалась под склады. В период грузино-абхазского конфликта 1992-1993 гг. в монастыре размещался военный госпиталь. Возвращён верующим в 1994 году. 10 февраля 2011 года Правительство Абхазии передало монастырь Абхазской православной церкви в безвозмездное и бессрочное пользование.

В соборе можно увидеть нехарактерные для православного храма столетние деревянные скамьи. Поскольку храм посвящен святому Пантелеимону, целителю, врачу, скамьи были установлены для больных прихожан, которые не могли слушать службу стоя по состоянию здоровья.

Сейчас отремонтирована только часть монастыря, вот так выглядит монастырь со двора.

Новоафонская пещера открыта для посещения с 1975 года. Поезд доставляет вас на глубину 160 метров.

В Новоафонской пещере 8 залов. Общая протяженность пешеходного маршрута около 2 км.

Чувствуешь себя хоббитом в путешествии по подземной стране.

Сочи — удивительный город, в который обязательно нужно приехать и увидеть самому. Но вынуждена признаться, что плотная экскурсионная программа и толпы таких же страждущих впечатлений и солнца нас порядком утомили. Душа просила более спокойного и малолюдного места. Импульсом послужил свежий отчет на Дроме, где автор утверждал, что безлюдный пляж еще можно найти в КРЫМУ!! В тот же вечер был куплен билет на паром (2 000 руб.). Перед отправлением муж провел чистку радиатора, кондиционера и прилегающего пространства с помощью подручных средств (палка и бинт), т.к. при внимательном осмотре обнаружили паутину. В дальнейшем проблем с кондиционером не возникало.

17.08.17. Сочи — Голубицкая, 398 км

Откатав обязательную программу в Сочи за шесть дней, мы вырвались на свободу. Дороги хорошие, единственная пробка на окраине Новороссийска. Отдохнули и переночевали в Голубицкой на Азовском море.

Голубицкая отлично подходит для недорогого непритязательного отдыха. Пляж рядом, множество кафе, где можно недорого покушать. По сравнению с Сочи все намного дешевле.

19.08 - 27.08. Наше открытие Крыма!

В Крыму я не была давно, аж с пионерлагеря. После развала СССР желание посетить полуостров появилось впервые. Приятно удивила организованность паромной переправы в порт Кавказ. Время в пути от накопителя порта Кавказ до выгрузки в Керчи 1 час 20 минут!

Керчь

Недалеко от порта находится турецкая крепость Еникале. Крепость была построена в период с 1699 по 1706 год. Еникале имела для Османской империи важное стратегическое значение — крепость, расположенная в самой узкой части Керченского пролива и вооружённая мощными пушками, препятствовала проходу российских кораблей между Азовским и Чёрным морями. Еникале занимала территорию площадью около 2,5 га.

Хорошо сохранились восточные ворота Ени-Кале.

Рядом с ними обнаружили дерево с очень мелкими, но очень вкусными абрикосами,

а еще тутовник (шелковицу). Поскольку до этого ни разу не ела — исцарапалась вся. Но очень вкусно.

Экскурсии сюда не возят, туристов единицы. Чувствуешь себя первооткрывателем.

Недалеко от Еникале находятся развалины античного города Мирмекий.

Город много раз уничтожался завоевателями, пожарами, а потом возрождался заново. Мало что осталось. Но на минуточку, это VI век до нашей эры!

Пантикапей

В древнем Крыму проживало много народностей, которые условно можно разделить на тавров, скифов и греков. Греки основали много колоний по всему побережью. Они подчинялись 2 основным городам — Херсонесу (Территория Севастополя) и Пантикапею, считавшемуся столицей Боспорского царства, распространявшегося на Керченский полуостров и часть Тамани. Остатки Пантикапей располагаются на вершине горы Митридат в центре современной Керчи. Так выглядел Пантикапей.

В наше время.

Вид с горы Митридат.

После обеда решили отправиться в Опукский природный заповедник. Путешествие по Керчи не планировали, сопоставила достопримечательности в гугле с достопримечательностями в Маps и вперед.

Трава пожухлая, как осенью, много соленых озер. Но все равно очень красиво.

До деревни Марьевки асфальт не очень хорошего качества, дальше начинается грунтовая дорога — «стиральная доска». Едем потихонечку, навстречу низко летит НИВА. Поравнявшись с нами, машина останавливается. Оказалось, что это егерь заповедника. Говорит, заповедник закрыт для посещения в связи с пожароопасной ситуацией, через шлагбаум не проедете. Можно было поехать дальше, заночевать у самого соленого Крымского озера — розового Кояшского, но мы решили вернуться, приближался вечер. В следующий раз хоть пешком, но прочешем весь заповедник!

Заночевали в поселке Героевское (Эльтиген), в 20 км от Керчи, в частном секторе (1500 за ночь). На пляж ходили через территорию красивой базы отдыха «Черноморская», там же ужинали.

Поинтересовались ценами на номера — от 4500 за одноместный номер до 6 500 за двухместный. База в самый сезон стоит пустая, но цены не снижают. Говорят, раньше база ориентировалась на донецких шахтеров. То ли донецкие шахтеры хорошо жили, то ли мы как-то не очень…

19.08.17. Героевское — Керчь — Феодосия — Бухта Провато — Коктебель — Курортное — Судак

Из Керчи в Симферополь строится новая трасса, размах строительства впечатляет.

После снятия слоя грунта на месте будущей дороги обнаружены остатки античных поселений, во многих местах работают археологи. В Крыму, где ни копни, везде история.

Посмотрите, какое море в Феодосии, как на картинах Айвазовского И.К., который жил и творил в этом замечательном городе.

В Крыму сохранилось несколько средневековых укреплений. Одно из них Генуэзская крепость в Феодосии, построенная Генуэзской республикой в XIV веке для обороны своего крупнейшего владения в Крыму.

Дорога вдоль морского побережья Крыма от Феодосии до Севастополя невероятно живописна. Множество виноградников, горы, море, воздух…

Сама дорога узкая, однополосная, с многочисленными следами оползней (за день до нашего приезда прошли сильнейшие ливни). Машин на дороге мало, все водители очень вежливые и аккуратные. Да-да, я не шучу. Во многих местах дорога не ограничена даже придорожными столбиками, сразу обрыв и море. Хорошо, что наш путь лежал по правой стороне дороги, а не наоборот. За день до нашего приезда, 18 августа, образовавшийся в результате ливневого дождя селевой поток блокировал трассу, повредил множество машин. Мы об этом узнали по телефону от обеспокоенных родных. Этим природным катаклизмом, по-видимому, и объясняется прочувствованный простор на дороге.

Фото из интернета.

По дороге в Коктебель побывали на мысе Хамелеон (Топрах-Кая). Вот он во всей красе.

По склону выходы голубой глины, видно на фото по цвету воды у берега. Измазалась вся! Бухта рядом — популярное место отдыха. Отдохнули, поплавали.

Коктебель сложен для осмотра на автомобиле. Узкие улицы, много отдыхающих. На въезде в город в фирменном магазине вин аншлаг. Высокие цены на вино отдыхающих не отпугивают. Мы тоже закупились, но без фанатизма. Заехали в поселок Курортное. Думаем, что ж так неопрятно, мусор, камни, водоросли, вода в море мутная. После узнали, что это были последствия селевого потока.

Судак. На въезде в Судак, наконец, увидели наличие газа на заправке, заправились. С газом в Крыму сложно, нужно искать.

Судак при въезде в город произвел впечатление серого, промышленного. Уже вечером наше мнение значительно улучшилось. Жилье не бронировали, сняли через уличного зазывалу. Думали остановиться на одну ночь, но потом продлили еще на день. Стоимость 1700 за сутки. Без посредника и на более длительный срок было бы, думаю, намного дешевле. Хозяйкой двухэтажного дома, в котором мы остановились, оказалась очень приветливая и очень аккуратная крымская татарочка. В доме царила чистота, ходили босиком, у хозяев был отдельный вход. Своим выбором жилья остались очень довольны. Вид с балкона на Генуэзскую крепость.

Ужинали в одном из многочисленных кафе в прибрежной зоне. Кафе завлекают туристов живой музыкой, соревнуясь между собой. Судак — самый хлебосольный город на ЮБК. Выбор кафе огромный. Еда вкусная и относительно недорогая. Самые дешевые сувениры. Большинство продавцов в кафе и сувенирных лавках — крымские татары. Судак — единственное место на южном берегу Крыма, где за сервис мы бы поставили твердую четверку.

20.08.17. Судак — Новый свет

Утром отправились в Судакскую Генуэзскую крепость.

Конечно, проведены большие реставрационные работы, но и старинная часть крепости хорошо сохранилась.

Вот так воспитывают подрастающее поколение в Крыму.

Вид на Судакский пляж из крепости.

Самые красивые фото получаются оттуда, где висит табличка «Проход запрещен».

Отсюда же я приглядела закрытый пляж какого-то санатория. Позже мы проникли на эту территорию, пока вахтер куда-то отлучился.

Справа на фото дорога, ведет в Новый свет.

А в это время в Судакской крепости состоялось массовое сражение. Добро победило.

Поселок Новый свет находится в 6 км от Судака. Пляж в поселке небольшой. От него стартуют лодки, которые за 200 руб. доставляют желающих на Царский пляж.

На царском пляже отдыхающих тоже предостаточно.

С Царского пляжа по тропинке, ведущей вверх, мы добрались до мыса Капчик и дальше по тропе Голицина. Фантастически красивое место.

В заповедной зоне Нового Света снимались эпизоды для многих фильмов, таких как «Пираты XX века», «Человек-амфибия», «Три плюс два», «Спортлото-82», «Остров сокровищ», «Анна Каренина».

Грот Шаляпина.

Легендарный грот Шаляпина, где не только хранилось шампанское, но и, возможно, пел Федор Иванович.

21.08.17. Судак — Алушта — Партенит

Продвигаясь вдоль побережья, любовались открывающимися видами. Навигатор Maps на посталенную задачу «Достопримечательности» указывал в том числе и смотровые площадки. Отметили их на карте и при приближении уже искали, где остановиться. Если бы не навигатор, многие из них пролетели бы мимо.

Во многих местах вдоль дороги продают виноград, персики. Очень вкусно, но не понимаю, почему в сезон так дорого, 150 руб./кг. В это же время в Омске цены максимум до 70 руб., может быть, это мы столица виноградного края?

Изумительный вид на Рыбачье.

Дорога однополосная, извилистая, много встречных машин. Повисаем на хвосте у огромного, неповоротливого грузовика. Обогнать пока не получается. Когда на развилке он, наконец-то, сворачивает налево, мы на автомате уходим направо. Быстро понимаем, что свернули с основной трассы не туда и едем к долине ПРИВиДЕНИЙ!

Для тех, кто не разглядел, еще раз поближе.

Проезжаем мимо населенных пунктов с солнечными названиями Лучистое, Лаванда, и мимо Кутузовского водохранилища возвращаемся на основную трассу. Ощущение такое, что мы случайно открыли «Америку».

Обедаем в кафе на набережной Алушты. Уютный симпатичный город.

Навигатор приводит нас на задворки башни крепости Алустон, VI век постройки. К башне вплотную примыкают жилые дома. Расстояние между частными домами в центре такое маленькое, что напоминает Пекинские хутуны.

«Пьяные сосны» на набережной Алушты.

Немного устав от постоянных передвижений, решаем осесть в находящемся в 20 км от Ялты курортном поселке с интересным названием Партенит. Партенитом поселок называется не от слова «Партия», а от греческого слова «девичий». Подавляющее большинство исследователей производят это название от греческого варианта имени таврской богини Девы. Не исключено, что именно в Партенитской долине или её окрестностях, например, на Аю-Даге, мог находиться храм этой богини (мы при восхождении видели развалины, вдруг это он??)

Первоначально хотели остановиться в Ялте. Но цены на номера с элементарными удобствами в Ялте начинались от 3,5 тысяч. В итоге мы выбрали Партенит и ежедневно выбирались оттуда на осмотр Ялтинских достопримечательностей. В отеле «Фламинго» за 2300 руб./сутки нам достался номер с удобствами, кондиционером и чудным видом на Аю-Даг.

В отеле был хороший завтрак всего за 200 руб. за человека, в Крыму это дешево. Ужинали после поездки, сидя на балконе номера, любуясь видом на гору. Обычное меню вечера — шашлык, вареная кукуруза, виноград, сыр и вино. Кафе в Партените нам показались дорогими, а шашлык готовили на улице вполне достойный.

Идти до бесплатного пляжа было далековато, но отель располагался рядом с санаторием министерства обороны «Крым». За сто рублей можно пройти на территорию и пляж санатория. Санаторий находится в плачевном состоянии (хотя номер без кондиционера стоит 2500 руб.), на пляже не работает ни один душ с пресной водой. Вопрос, за что 100 рублей???? Вот пример, как выглядит сейчас ботаническая оранжерея когда-то шикарного санатория. Остается надеяться, что новый владелец министерство обороны РФ изыщет возможности для возрождения санатория.

В Партените находится еще одна известная здравница, бывший дом отдыха Президиума Верховного Совета СССР, сейчас санаторий Айвазовского, у которого более завидная судьба. Реконструированный и обновленный бывшим Донецким олигархом Сергеем Тарутой, самый ухоженный ландшафтный парк в Крыму, с богатой коллекцией древесных растений, множеством скульптур и малых архитектурных форм, бассейнами и каскадом ручьев, уголками в английском и японском стиле. Фрагменты античных колонн, колодец и скульптуры, выкупленные на аукционах Италии, качественные мраморные копии греческих богов, бронзовые памятники Айвазовскому, Пушкину, Раевскому. И все это среди цветущих деревьев и кустарников, редких растений, доставленных из дальних краев. В 2014 году парк и санаторий Айвазовское были национализированы Государственным Советом республики Крым. Одна из причин национализации — «Сотни людей жаловались в органы власти республики на неадекватное поведение собственников и перекрытие доступа в парк, по которому крымчане гуляли еще с детства. Прогуляться по тенистым аллеям санатория и покупаться на его пляже можно было за 300 рублей» https://rg.ru/2014/11/12/reg-kfo/taruta.html Моя пролетарская половина поддакивает «долой буржуев, заберем награбленное», вторая — отдает должное людям, вложившим душу в такую красоту, и осторожно спрашивает: «А почему ж тогда сейчас билеты стоят 500 руб.??»

Парк великолепен, вот лишь несколько фото.

Мозаика из мрамора и венецианского стекла. Фото с телефона не передает всю красоту.

Фрагмент мексиканской горки.

Фрагмент японского сада.

Воллемия — одно из самых древних растений на Земле, оно было распространено в юрский период и считалось вымершим миллионы лет назад. Около сотни деревьев было обнаружено в Австралии в 1994 году. Со слов экскурсовода, приобретено Тарутой С. за фантастическую сумму.

Агава цветет полгода, но один раз в жизни, после этого умирает. Этой агаве 13 лет.

В Никитском ботаническом саду нам сказали, что у них единственная ныне цветущая агава в Крыму. В парке Айвазовского я насчитала 5 цветущих агав!

Аю-Даг — еще одно чудо Партенита. В один из дней отдыха в Партените у меня появилась надежда найти все-таки идеальный пляж: красивый, а главное безлюдный. Рассматривая карту окрестностей Партенита в навигаторе Maps, я увидела два небольших пляжа в районе горы Аю-Даг. Навигатор четко показывал ведущие к ним тропинки. Утром мы пошли покорять Аю-Даг. Перебравшись через забор санатория «Крым» (другого варианта нет), двинули наверх. Мои мечты о прогулке по крымскому лесу (люблю я побродить в наших сибирских лесах) разрушило вот это чудное растение Иглица колючая, каждый лист которой заканчивается острой иглой.

Иглица растет повсюду, кроме протоптанной дорожки. Шаг вправо, шаг влево — исцарапанные ноги.

В жару забираться на Аю-даг было сложно. Мы были вознаграждены сполна открывшимся видом.

А вот и два пляжа моей мечты.

И нет никого… И дорогу-то MAPS уверенно показывает.

Тропинка действительно была, но спуститься по осыпающейся камнями дорожке без страховки мы не рискнули.

Ничего, в следующий раз зайдем с моря.

Воронцовский дворец в Алупке, однозначно самый интересный дворец Крыма, напоминает средневековый замок-крепость.

Основным строительным материалом был местный камень диабаз, прочность которого выше гранита. Благодаря красивой зеленовато-серой окраске камня, дворец органично вписался в цветовую гамму местного пейзажа. Из огромных бесформенных глыб диабаза, который обрабатывался вручную, высекались блоки для стен, вырезались тонкие и сложные по рисунку архитектурные детали.

Южный фасад здания изящнее, легче — арка в форме подковы, двухъярусный свод, великолепная резьба по гипсу в нише с изображением лотоса.

У стен Южного фасада Воронцовского дворца — мраморные скульптуры львов, выполненные в мастерской итальянского скульптора В. Бонанни.

В дворцовом парке — уникальная система озер, дорог и водопадов. Парк построен по принципу древнего амфитеатра, спускающегося от дворца к чайному домику на берегу моря. Парк имеет два уровня — нижний и верхний.

В нижней части парка находится скала Айвазовского, на которой художник-маринист любовался морем.

Возвращаясь из Воронцовского дворца, мы остановились на смотровой площадке. Там к нам подошли и предложили присоединиться к небольшой «экскурсии» — за 400 руб. подняться на Ай-Петри вместе с двумя другими путешествующими семьями, а обратно спуститься на канатной дороге. Не думая долго, мы согласились. Авто оставили на смотровой площадке и в машине предприимчивых армянских экскурсоводов совершили подъем на Ай-Петри. Совместная поездка оказалась познавательной и веселой. Шутили, делились впечатлениями, узнали много интересного от нашего экскурсовода. По пути на вершину сделали несколько остановок: у «капающего» в августе водопада Учан-Су, у сказочного лесного озера.

Чем выше поднимались вверх, тем холоднее и ветренее становилось. На канатную дорогу в Красной поляне, в Сочи мы предусмотрительно утеплились. Но теплые вещи нам не пригодились, на двух тысячах метрах даже в дождь не было холодно. Высота Ай-Петри 1234 метра, но там мы поняли, что это действительно самое ветреное место в Крыму.

Высота 1000 метров, здесь еще что-то видно. Огромные корабельные сосны и потрясающий воздух.

А вот этот уникальный кадр я сделала на самом верху, на смотровой площадке на высоте 1 196 метров. Не видно ничего!!! Дикий ветер и дикий холод. Тучи несутся сквозь тебя и сносят с ног. Мы в шортах и футболках, все вещи остались внизу. Ну вот ничего не предвещало, внизу солнце и 27 градусов. А наверху 10 градусов тепла и жуткий ветер, выносящий мозг.

В связи со штормовым ветром канатная дорога работает только на спуск. Появляются опасения, что канатку могут остановить совсем. Стуча зубами, но невероятно счастливые, загружаемся в кабинку. Буквально 20 метров от места, где живут облака, и снова солнце.

На Ай-Петри настолько продуло уши и голову, что Ласточкино гнездо фотографируем издалека и едем в гостиницу поправлять здоровье массандровским вином.

Никитский ботанический сад — в августе там мало цветущих растений. Нам удалось прибиться к экскурсионной группе. Без интересного рассказа экскурсовода смотреть на одни деревья и кустарники было бы скучно.

Дерево Фисташка, которому 1000 лет!! При землетрясении ствол дерева раскололся. Трещины «подремонтировали» бетоном. И как, видите, живет!!

А вот так красиво цветет Юкка.

Была у нас и еще одна цель посещения Никитского ботанического сада. 52 года назад мои родители гуляли по аллеям Никитского сада. Захотелось сфотографироваться на том же месте и показать им наше фото.

Пальмы стали выше в три раза, а мама почти такая же красивая ))) Теперь и наше фото в пальмовой алее заняло свое место в семейном альбоме.

Массандровский дворец — небольшой, но очень романтичный. Кусочек Франции на черноморском побережье.

Внутрь не пошли, после революции во дворце располагался санаторий, во время войны — госпиталь, с 1948 года дворец стал государственной дачей, где любили останавливаться Сталин, Хрущев, Брежнев, мало что сохранилось.

Посидели на лестнице, полюбовались на здание, зачитала вслух, все что написано в википедии о дворце. После поехали к расположенному неподалеку винному заводу «Массандра».

Винный завод Массандра — можно посетить самостоятельно, экскурсии проводятся для всех желающих, есть большая парковка для авто.

Главный подвал постройки 1897 года представляет собой семь тоннелей. Длина каждого из них 150 метров и ширина 5 метров. Тоннели расходятся веером от центральной галереи. В них всегда сохраняется постоянная температура воздуха 10-12° C, то есть лучшая для выдержки вина.

Строительство главного подвала.

Самая ценная коллекция вин. На стенах и бутылках почти вековая пыль.

В войну завод продолжал работать. На фото вино 1942 года.

А на этом фото послевоенное вино, по-видимому, выращенное рядом с поселком Партенит, где мы остановились.

Стоимость экскурсии по Массандре вместе с дегустацией 700 руб. Муж был за рулем, но чтобы быть вместе, мы оплатили дегустацию за обоих. Я предполагала, что «плеснут по глоточку», что понравится — распробую за двоих. ))) Наивная… Это же Массандра! В общем, надегустировалась от души. Дегустация сопровождалась ликбезом о виноделии в общем и о качестве дегустируемых вин в частности.

На винзаводе Массандра работает фирменный магазин с широчайшим ассортиментом вин на любой вкус и специальными акционными ценами. Например, бутылка массандровского каберне стоила по акции всего 150 руб.! И нужно отметить, что массандровский каберне — самый кабернетистый из всех, что мы когда-либо пробовали. Если бы мы знали про этот магазин заранее, то знакомство с Крымом начали бы с этой экскурсии. А фруктово-пряный вкус привезенного массадровского мускателя до сих пор холодными зимними вечерами напоминает мне о солнце и лете.

25.08.17. Партенит — Форос — Ласпи — Севастополь

Это фото с видом на Форос сделали по подсказке Maps. Чтобы найти смотровую площадку, подсказанную навигатором, пришлось проделать путь по зарослям в сосновом лесу, с дороги ее не было видно. Какие там умопомрачительные запахи крымских сосен и душистых трав…

Церковь Воскресения Христова построена в 1892 году на обрывистом утесе над поселком Форос.

Церковь посвящалась чудесным событиям, произошедшим 17 октября 1888 года на станции Борки Курско-Харьковской железной дороги: там, во время крушения поезда, шедшего из Крыма в Петербург, спасся государь-император Александр III и его семья. Поезд сошёл с рельсов, но император не пострадал. Потрясённый известием об этом происшествии крупнейший российский торговец чаем и фарфорозаводчик Александр Кузнецов испросил высочайшей милости построить в честь спасения императора церковь в Форосе.

Заметка на полях: Сервис в Крыму (мое субъективное мнение)

После посещения церкви остановились у Байдарских ворот. Там в сувенирной лавке мы встретились с редким для ЮБК фактом — улыбающимся и приветливым продавцом. Разговорились. Как нам поведала приятная хозяйка Байдарских сувениров, в основном в Крыму люди довольны воссоединением с Россией: значительно повысили зарплаты в государственных учреждениях, пенсии. В то же время пытаются навести порядок в бизнесе, заставили платить налоги, естественно, появились недовольные. Поток отдыхающих существенно снизился, соответственно и доходы людей, занятых в индустрии отдыха. Все ждут завершения строительства моста.

Как нам показалось, чаще всего в Крыму улыбаются в Севастополе и Керчи. В курортных поселках мы видели мало улыбающихся местных. Продавцы в магазинах не здороваются, не улыбаются, не приглашают зайти еще, обслуживают нехотя, как будто делая одолжение. В Партените я запомнила одну приветливую девушку в сырной лавке, которая рассказывала о своем товаре и приветливо с нами общалась, к ней мы возвращались за «молочкой» ежедневно. Она явно не местная. Российский продавец давно понял, что для успешных продаж нужно найти контакт с покупателем. Сервис в Крыму — это машина времени «Назад в СССР».

Казалось бы, сложное время — снизь цены, привлеки отдыхающих. В Крыму мы видим обратный процесс. Так в чем причина неудачного туристического сезона? В жадности и менталитете. Высокие цены на проживание в гостиницах и низкий уровень сервиса.

Но красота Крыма заставляет закрыть глаза на все вышеперечисленное.

Бухта Ласпи — место невероятной красоты. В поисках места, где можно подобраться к берегу, мы проехали вдоль моря до пансионата «Изумруд», чуть дальше уперлись в закрытые на замок ворота. Все побережье в заборах, выхода к морю практически не осталось.

К пляжу прошли через пансионат «Изумруд», поплавали, вода чистейшая.

Взяла напрокат каяк и исследовала с моря скрытую от глаз за запертыми воротами часть побережья.

Там оказалось множество заброшенных домов, заброшенный пирс и ни одной души. Среди множества непуганых водоплавающих птиц обнаружила одинокого лебедя. При моем приближении птицы неохотно отплывали с привычных мест, затем возвращались. Морские обитатели разнообразием не порадовали, медузы, мидии и два вида темно-серых рыб. Вода удивительно прозрачная, просматривается до самого дня.

Гостиницу в Севастополе бронировала на ходу. Букинг показывал расположение рядом с центром, пляж неподалеку и приемлемую цену в 1700 руб. за ночь. Заселились в гостиницу около пяти часов вечера. Обрадовала мужа, что прокачу его вечером до достопримечательностей Севастополя и он может уже начинать отдыхать с бокальчиком красного вина. Когда при отправлении навигатор построил путь до Херсонеса длиною в 32 км, я поняла, что «рядом с центром» — это вплавь через Севастопольскую бухту. До центра мы доехали без проблем, а вот обратный путь по незнакомому городу с навигатором добавил мне пару седых волос. Maps прокладывал кратчайший путь по малоосвещенному частному сектору, в городе огромное количество круговых развязок. В общем, спокойно выдохнуть смогла только в гостинице.

В первую очередь посетили Херсонес Таврический, вход свободный, открыто для посещений до 19 часов.

На протяжении двух тысяч лет Херсонес являлся крупным политическим, экономическим и культурным центром Северного Причерноморья. Херсонес был основан в 424/421 годах до н. э. как древнегреческая колония. Только к середине XV века жизнь в нём окончательно угасла. Прошло время, и земля погребла под собой руины некогда большого и прекрасного города.

Херсонесский театр был построен на рубеже III и IV веков до н. э., он вмещал около 3000 зрителей. Здесь устраивались представления, народные собрания и празднества. В период римского владычества театр также служил ареной для боёв гладиаторов. Когда христианство становится официальной религией Римской империи спектакли были запрещены. Единственный античный театр, найденный на территории СНГ.

К сожалению, мы приехали поздно и не смогли принять участие в проводимых экскурсиях, но все равно впечатление от Херсонеса осталось очень сильным.

После Херсонеса удачно припарковались в центре Севастополя и пошли гулять пешком.

В каждом городе есть особое место, которое традиционно считается местом встречи влюбленных. Это может быть лавочка, сквер или лестница, а в Севастополе — это мостик, да не простой, а геральдический, впрочем, наименований у него много. Официально этот изящный архитектурный объект именуется пешеходным мостиком на Приморском бульваре, но более он известен как мостик с драконами, гербовый, мостик поцелуев и мостик влюбленных.

Памятник затопленным кораблям. Монумент сооружён в 1905 году к 50-летию Первой обороны Севастополя, во время которой были затоплены русские парусные корабли, «чтобы заградить вход неприятельским судам на рейд и тем самым спасти Севастополь».

Севастополь произвел на нас очень приятное впечатление, вечерняя романтическая обстановка, много гуляющих влюбленных пар, живая музыка.

Была у нас еще одна задача для вечернего Севастополя. Барабулька. Этот гастрономический символ Крыма я непременно хотела попробовать в Севастополе. Зашли в одно кафе, в другое — нет барабульки. В третье — заморский пангасис запросто, а местной барабульки нет… Видя мое разочарование, повар кафе «Рыба моя», сжалился и сказал, что рыбу недавно привезли, но она не разделана, но если мы подождем, то нам почистят на пару порций. Вот оно счастье, филе свежей барабульки, картофель фри, мидии в сливочно-сырном соусе. Вкусно необыкновенно! Муж, правда, сказал, что лучшая рыба — это мясо, и наш жареный карась ничуть не хуже. Как говорится, о вкусах не спорят. Стоимость скромного ужина в Севастополе 1500 руб. Голодающие добавили в гостинице.

Утренний вид на центр города с противоположной стороны бухты.

26.08.17. Севастополь — Бахчисарай — Качи-Кальон — Песчанное — Керчь — Кучугуры

В центре всех курортных поселков Крыма, практически рядом с каждой популярной достопримечательностью, процветает парковочный бизнес. От 100 до 300 рублей, время стоянки не ограничено. Но там мы хотя бы видели знаки «Платная парковка» в непосредственной близости. Бахчисарайские «предприниматели» пошли дальше. На любой обочине, булыжниках, в радиусе, наверное, километра от дворца к вам подбегут расторопные татарские юноши и доходчиво объяснят, что это место — «платная парковка». Из-за 100 рублей спорить с татарским большинством мы не стали.

Если будете в Бахчисарае — обязательно возьмите экскурсию. Только так можно прочувствовать историю этого места.

Туфельки себе приглядела.

В 10 км от Бахчисарая находится пещерный монастырь Качи-Кальон. Спасибо добрым людям, которые из автомобильных шин построили подъем к монастырю. Подниматься на высоту по жаре очень непросто.

Виды сверху на долину открываются фантастические. Вон там на дороге темная точка — это наша машина.

После Бахчисарая и Качи-Кальона мы продолжили свои поиски идеального пляжа, в надежде хоть одну ночь за все путешествие провести на пустынном берегу моря, у костра, в палатке под звездным небом. Выехав в районе Песчанного, какое-то время ехали по дороге параллельно морю. Везде заборы, частные владения, дома отдыха, ни одного проезда на берег. Не помню точно где, но все-таки оказались у самого берега. И море — сказка, и нет никого, но не было у нас с собой веревочной лестницы для спуска. В следующий раз обязательно подготовимся )))

А время поджимает, отпуск заканчивается, и мысли уже возвращают домой. Принимаем спонтанное решение — едем домой. На ходу покупаем билет на паром, в восемь вечера прибываем в Керчь, в 21:30 уже выгружаемся в порту Кавказ.

Сотовая связь в путешествии. За исключением болот Курганской области и необъятных полей Омской, на всем протяжении нашего пути МТС ловил отлично, везде был интернет. Но больше всего меня удивил 4G посередине Керченского пролива, когда я резервировала гостиницу в Кучугурах, лежа в машине на нижней палубе парома.

Уже в ночи, с трудом отыскав наше прибежище, мы заселились в Кучугурах, приготовили себе остатки каши с тушенкой и накормили за компанию местных котов.

Кучугурский пляж. Место ночлега выбрали в том числе и из-за названия, хотя фильм «Сваты» снимался не здесь.

27.08.2017. Кучугуры — Должанская

Утром искупались на Кучугурском пляже и опять засвербило. Домой, конечно, нужно и путешествие получилось отличное, но ведь не выполнили запланированное. С зимы мечтали посмотреть косу Должанскую. В интернете множество восторженных отзывов и красивых фото.

Итак, в шесть часов вечера мы уже в Должанской. Дорога по косе сплошная «стиральная доска», ехать можно, но машину очень жалко. Пока медленно продвигаемся по косе, солнце начинает клониться к закату. Находим подходящий для ночевки пляж — мусорно. Воскресенье, вереница машин, наследив, тянется обратно в города. Вспоминаем, что с продуктами и запасом воды у нас негусто и, подыскав подходящий вариант для ночевки, возвращаемся в Должанскую. Симпатичный отель, рядом пляж, вкусный ужин — что еще нужно для счастья.

Должанская — отличное местно для отдыха, особенно с детьми. Море мелкое и теплое. Если бы не одно НО… Огромные горы мусора на берегу. Пляж в черте станицы, почему не убирают? Может быть, просто не успели после выходных? Авансом за будущие чистые пляжи Должанской — фото идеального пляжа.

28.08.2017-31.08.2017. Должанская — Воронеж — Омск

На обратной дороге закупаемся дарами Кубани. Каких только там нет арбузов, зеленые снаружи — желтые внутри, желтые снаружи — желтые внутри, круглые, продолговатые. Попробовав дома все, убедились, что самый вкусный арбуз — традиционный большой и красный.

По дороге заехали в Воронеж, встретились с другом. Познакомились без взаимной симпатии с платными российскими дорогам.

Итоги путешествия: за 27 дней пройдено 10300 км. Технических проблем с машиной не было.

Потрачено на газ, бензин — 23000 рублей,

на проживание — 18300 руб. (7 ночей в Сочи ночевали бесплатно, 1 ночь на обратном пути в машине, 2 ночи у друзей),

питание (кафе, продукты) — 39000 руб.

Цены на газ по маршруту. Не претендую на точность, где-то заправлялись на сетевых заправках, а где-то на небольших частных. Но общее представление можно получить.

стоимость газа
Крым 21
Краснодарский край 18,6
Челябинск 13,5

Отчет о путешествии нужно писать сразу после поездки, когда эмоции переполняют и каждое маленькое событие в поездке кажется необыкновенно интересным. Спустя время начинаешь сомневаться, стоит ли оно внимания другого. Но желание поделиться своими впечатлениями с единомышленниками все же сильнее.

Приключения дарят нам радость. А ведь радость, в конце концов, и есть цель жизни. Мы живем не для того, чтобы есть или зарабатывать деньги. Мы едим и зарабатываем деньги, чтобы иметь возможность радоваться. Вот в чем смысл жизни, и вот для чего она дана. Джордж Мэллори.

серго
Барвиха
Bravo .....

О. Опять подъехали маркетологи родом из плановой экономики с мудрыми советами снизить цены для привлечения туристов. Яснопонятно.
Молодцы,, ТОлько большие сомнения , что в Абхазии можно вкусно поесть в местах скопления туристов...

Поездка из рязряда "Объять необъятное")
Oleg
Здорово! Прошу прощение,на фото ягоды это ежевика и она колючая , а тутовник , шелковица другие......

mikhallych
Речь шла не о ценах, а о кислых лицах продавцов....

А что так возбудился-то?
Николай
Вот сколько читаю отчетов по Крыму, все время кажется что он какой то менее "зеленый", чем Кавказ. Голые, с проплешинами, горы, желтая и выгоревшая трава, каменюки везде... У Вас не сложилось такое впечатление, что природа в Крыму "хуже" чем на Кавказе? Поездка отличная )))

спасибо за подсказку!

Влад1
А что так возбудился-то?
Каждый имеет право на свое субъективное мнение. Нет смысла спорить :)
Лузино
mikhallych
А может стоит прислушаться к "мудрым советам" "плановых маркетологов". Повернуться лицом к потребителю. Вот думаю, съездить в Крым или в Турцию слетать? Кому мне увести, накопленные на отдых сто тыщ.
Отличный отдых. Красивые виды. Автору спасибо за информацию. Но вот в Крым не тянет, пока не поменяется отношение к отдыхающим, не станет вменяемой стоимость на сервис. Отдых в своей стране не должен быть сопоставим с отдыхом в Европе по цене. Он должен быть по-моему карману любому гражданину. Цена бюджетная во многих отчётах за счёт жёсткой экономии ( ночёвки в машине, у знакомых, еда из дома или дошерак, экономия на экскурсиях). Когда откроют мост и будет больше туристов, думаю, что цены ещё " подрастут", чего про сервис не скажешь. Было " дёшево и сердито", стало " дорого , вам и так сойдет". Но надежда есть, что и наш туризм будет когда-то вменяемым.

Молодцы! Только на фото не шелковица (тутовник), а ежевика.

Генуэзская крепость не в Феодосии, а в Судаке!
Рядом с Судаком (около 5 км) кстати есть очень обалденное место п. Новый свет - загуглите, на след. раз обязательно посетите
Комп.диагностика эл.блоков любого авто (ДВС,АКПП,SRS,ABS и др). Толщиномер. Подбор авто

Николай
а не хуже, в Крыму просто другая природа. Кстати там и климат сильно отличается от Сочинского, влажности почти нет как в Сочи

А где же палатка на берегу моря ?
Гадок и ужасен каждый кто не я. Такова система ценностей моя

Вся Россия
Спасибо, очень познавательно, в Крыму не был, но обязательно поедем. По исторической части удивило, что все описанные памятники архитектуры относят либо к временам до нашей эры, либо к концу 19-го века, хотя Россия официально владеет Крымом с конца 18-го. Получается почти 2 тыс. лет ничего не строили? :)

Достроят мост, недолго осталось, обязательно съездим, а пока ограничимся чтением.
Сорри, автор, но, что - то мне подсказывает, щаз начнётся, подтянутся эксперты по международным и не только..... делам. "Крым, Сирия, невозможность бытия, все воры, и извечный вопрос, что делать и надо что - то менять". Думаю пару вечеров будет убито на чтение каментов.)))
А, так, спасибо за рассказ об автопутешествии!

ЯМАЛ
Генуэзская крепость не в Феодосии, а в Судаке!
В Феодосии тоже есть, только поменьше. Я тоже был там прошлым летом.

После слов "патриотизм заметно вырос" читать не стал....
Да . С глупостей рассказ начинать не надо.

Сообщений: 1907
Хорошее путешествие!!! Молодцы!!!

Тут об отдыхе или филиал кремля? начал читать, сразу споткнулся о перл об уровне патриотизма, плюнул и читать не стал
Очень приятное изложение. Стиль на 5+.
Генуэзская крепость не в Феодосии, а в Судаке!
В Феодосии то же есть генуэзская крепость. Я в ней был несколько раз.
Drillka
Молодцы! Только на фото не шелковица (тутовник), а ежевика.
Совершенно верно. Шелковица (тутовник) - это дерево, абсолютно не колючее. Шелковица бывает белой или черной. У белой плоды слаще.
Бытдаев Геннадий
Люблю Крым. Стараюсь каждый год с семьей съездить. Накопленные на отдых деньги пусть лучше остануться в Крыму, нашем, чем у турок, за границей. Ну а цены, согласен - сервису не соответствуют. Местные хотят максимально выжать, предложив в замен только природно-исторические памятники и пляжи. Мне кажется проблема в том, что местных там не так уж и много. В основной своей массе - это приезжие, работающие в наем и выдающие себя за местных. Ну или люди, прожившие в Крыму несколько лет. Как мне говорили местные люди (деуствительно местные, отстроившие Севастополь после войны из руин) - очень много туда перехало так называемых "западенков" (жителей из запданой Украины), когда проводилась насильственная украинизация полуострова.

Oleg
Всё верно на фото ежевика ,а тутовник это дерево а не куст)))

К Сочи это тоже относится сервис минимальный ,а цены это жесть пенопластовая ))) Особенно Адлер (зло)

Олег
Конечно-конечно. И как же местные предприниматели сразу не догадались о столь непостижимых истинах от просвещенный потребителей-светочей... Советуйте исчо.

да чего вы юлите//. говорите прямj: опять каклы гадят :D
RulonAboev
Ейск
Хороший отчет. А в Должанке нужно останавливатся на платных пляжах. А таки да, берег подзас..ли.

Сызрань
Генуэзская крепость не в Феодосии, а в Судаке!
Вы видимо плохо читали текст, да и достопримечательности Крыма плохо штудировали. Генуэсская крепость есть и там и там, только в Судаке она лучше сохранилась. Кстати, в тексте они обе отражены, как и п. Новый Свет.

Johnikt
В Сочи летом +25-27 ощущаются как 30-32, - это есть, ну и воздух более насыщен морем, а в Крыму климат более сухой, особенно летом.

Бытдаев Геннадий
И ещё белый тутовник чуть раньше созревает. У нас он что чёрный, что белый, пользуется особой популярностью только у птиц, а вот местное население на него не обращает внимание - ходят по нему, а зря - варенье и самогон из него отменные!

любительпива
Ну сервис в Сочи есть, только стоит совсем других денег, на которые более приятней отдохнуть например на Тенерифе, или материковой Испании.
Кызыл
"Все, кто собирается за два дня до поездки, должны обратиться к психиатру. ... © Тони Хоукс". Это сарказм, я так понимаю?
Крайне позитивный отзыв.

Скорее поселок
Хороший отзыв, полезный. В Крыму не бывал, но вот в Адлере мне понравилось в прошлом году отдыхал там с женой и дочкой (2 года) две недели. Деткам много всего интересного. Посетил Абхазию и красную поляну. Чего то негативного не видел. Кстати сам родом из Омска;)
Мой отзыв: Hyundai Solaris 2017

Павел киавод
В каком районе Адлера жил?
ЗдОрово, земляки. Читается легко, прям восторг сквозит через повествование. Понимаю, вас, конечно, на 100%,сами уже шестой год подряд ездим в Крым на авто. Где только не были, что только не посмотрели, но всегда есть, что то новое, каждый раз открываем свой Крым с разных ракурсов. В этом году, кстати,уже забронировали места, но едем на подольше, на 25 дней. Спасибо за прекрасный рассказ, с такими людьми есть о чем и очно пообщаться.

Скорее поселок
vladimir26
В каком районе Адлера жил?
ТЦ апельсин. Возле речки Мзымта. Центр города так сказать. Уютные чем в новом районе олимпийских построек. Один, На велосипеде даже в Абхазию ездил. Пока длился обеденный сон ребёнка

mikhallych
естественно.. никто не будет покупать Жигули по цене Мерседеса. Такой покупке может поспособствовать только крайняя влюбленность, безвыходность или природный идиотизм
Per aspera ad astra (Через тернии к звездам)
Мой отзыв: Nissan Skyline GT-R 2006

сей авторский текст с кучей фоток оцениваю в 5.
Автор высказал свое авторское мнение. Я с некоторыми формулировками могу быть не согласен, но у каждого свой взгляд на мир.
за сим говорю "спасибо" и откланиваюсь
Per aspera ad astra (Через тернии к звездам)

хороший отчет,
все как-то спокойно, с нотками ностальжи, и по-доброму написано - значит и отдохнули так же хорошо.
да чего вы юлите//. говорите прямj: опять каклы гадят :D
У вас в подписи стоит г. Севастополь. Так вот вы сам врядли из Севастополя. А я там родился. Это моя РОДИНА. Моя мама его поднимала из послевоенной разрухи и я помню, как маленький, стоял рядом с ней, а она ремонтировала объекты. И сейчас, когда я приезжаю в Севастополь, иду по городу, я с гордостью говорю своим детям - моя мама этот дом построила. И вот эту лестницу... И стену...
А для вас я расскажу историю: еще в бытность Крыма ураинским приехал с семьей в Севастополоь. С Графской поехал на Северную на катере. Народу много и тут одна женщина стала на меня орать, что мол москали поганые понаехали, ураинцам житья не дают на Украине. Тогда я достал свой Российский паспорт и показал его на страничке места рождения. Там стоит - г. Севастополь, Крымской обл. Близстоящие граждане увидели это, и я спросил ураинку - а вы где родились? И когда сюда приехали жить? Она в страхе, подгоняемая смешками людей убежала с кормы на нос катера... Вот так. А к украинцам (каклам) как вы выразились, у меня отношение хорошее. Служил я в части где основной контингент с Запорожья и Кривого Рога был. Ну и Донецких то же хватало. Несколько человек со Львова, и несколько человек из подмосковья и Москвы. Гады были и там и там. И хорошие ребята тоже были.

Спасибо земляки за отчет о вашем путешествии,
с интересом прочла и кое что для себя записала по достопримечательностям!
Удачных новых путешествий!
Иногда хочется сказать так много и честно, что понимаешь, лучше промолчать))!!!
qute
Хорошая поездка, а написано очень приятно, спасибо за небольшой кусочек лета :)

Бытдаев Геннадий

Но раз уж обсуждать Ваше сообщение, проверьте свидетельство о рождении. Никакой Крымской области там не должно фигурировать. Просто УССР, г. Севастополь. По крайней мере, у меня так. Может, разве что, Вы родились в сороковых-пятидесятых, что вряд ли.
Спасибо за инфо и рассказ, молодцы) цитата в начале текста вообще понравилась))))) забрала к себе) про «собирание шмоток за 2 дня приводит к психиатру🤣🤣🤣👍»
Николай
Думаю, вы правы, природа другая. Сосны на склонах в многих местах посажены человеком. Потрясающий высоченный корабельный лес только в Ялте
Пока выбор очевиден:(

Белибердыевск
"Как нам показалось, чаще всего в Крыму улыбаются в Севастополе и Керчи. В курортных поселках мы видели мало улыбающихся местных. Продавцы в магазинах не здороваются, не улыбаются, не приглашают зайти еще, обслуживают нехотя, как будто делая одолжение."
а зачем вам эти фальшивые улыбки и подхалимаж? в россии приветливые продавцы да, особенно чем больше обманывают, тем больше улыбаются и сыпят лестными словами, если человек такой какой он есть, это вам не нравится, вам нужен обман, как у народа в россии извращены все ценности иногда диву даёшься.
VladSO
Поездка из рязряда "Объять необъятное")
За двадцать лет трудового стажа впервые случился отпуск целых 28 календарных дней :) Действительно, хотелось "Объять необъятное"

После слов "патриотизм заметно вырос" читать не стал....
"За последние два года наш патриотизм заметно вырос" - Эту фразу нужно читать с легкой иронией к автору. Отчасти тяга к путешествиям по России действительно связана со снижением для нашей семьи доступности зарубежного отдыха. Но в большей степени это ответ на ситуацию в мире и отношение к России. "Ах вы так? Да, больно вы нам нужны! Ешьте сами ваш "ол инклюзив". У нас необъятная и самая красивая страна."
Сергей Лысенко
Спасибо большое!
Skymmer
С одной стороны вы правы. Но особенно на отдыхе, хочется видеть больше приветливых лиц. Потому что улыбка заразительна.

9199477
С праздником 23 февраля всех мужчин! Спасибо всем кто прочитал и особенно тем, кто выразил свое мнение. Дром для меня - возможность поделиться эмоциями и мыслями с теми, кому тема путешествий на автомобиле действительно близка.
Побережье разное абсолютно. Таких бухт как в Крыму, На Кавказе нет
dr. kind
А чего автор будучи в Крыму не посетили северный изападный Крым? Посмотрели бы, что с ним делает теперь россия и если бы местные жители не боялись российское гестапо, то многое бы рассказали- безопаснее молчать.
Andrey
Симферополь
Молодец! Но лучшие пляжи в западном Крыму, В районе пос. Мирный и оз. Донузлав, на Тарханкуте и в Межводном! Приезжайте к нам еще!
Михаил
Спасибо за интересный рассказ!
Для Крыма предпочтителен активный, а не пляжный отдых.
На авто по маякам, горам, живописным местам. Местам боевой славы. По Южному берегу Крыма
И держаться подальше от Ялты, Симферополя, ну, и Бахчисарая тоже! Так же гаишники, даже надев российскую форму, по сути остались прежними, пытающимися развести (спасает регистратор!)
И готовить себе самостоятельно, чтобы не портить впечатлений от отдыха.

Voronezh
Михаил
Спасибо за интересный рассказ! Согласен с каждым словом. Особенно про сервис, которого в Крыму нет, к сожалению. Действительно, немного выделяется Севастополь. В остальном в Крыму в этим совсем глухо....
Subaru Forester '03 SG5 Turbo VTD правый руль
Toyota RAV4 '02 3dr правый руль
Мой отзыв: Fiat Punto 2011

г.Серов Сверд.обл.
За сколько гбо зарегистрировали?
На границе с Казахснаном, к гбо докапываются ,если не зарегистрировано.

Dmitry36
крымские гаишники к русским номерам всегда были весьма лояльны
Я в свое время раз 15 ездил через Украину и только в Крыму до меня докапывались по полной программе - за якобы встречку, якобы проезд на красный свет и проч фигню. Причем лишь в Крыму однажды на посту видел пьяных еще тогда ДАИшников
Вячеслав
Просто замечательное путешествие! 5 землякам!!!!! Читать приятно

Ну что, молодцы! Хорошо сгоняли....как соберемся отчет можно использовать как путеводитель...Кстати, номер у меня у сибиряка с регионом 190, ну да боялись мы их.....Дальнейших вам путешествий!

Карасс Владимир
За сколько гбо зарегистрировали?
На границе с Казахснаном, к гбо докапываются ,если не зарегистрировано.
7500 за все, включая экспертизу, ТО и госпошлину

Михаил
Вам просто везло, видимо. А может, у вас просто номера не московские. Мне везло меньше Я в свое время раз 15 ездил через Украину и только в Крыму до меня докапывались по полной программе - за якобы встречку,...
Представляете, мне вообще не запомнились крымские гаишники... Казахские, башкирские, особенно ростовские - эти незабываемые. А вот крымские - нет, не помню:) Может быть что-то поменялось за последнее время?

Andrey
Спасибо, планируем этим летом увидеть западный берег Крыма, не успели объять необъятное за одну поездку.
Kirill N.
Рыбинск
Большое спасибо! Очень интересно, и по существу))) Вопрос по навигации! Почему гугл карты, а не яндекс? Что удобнее и информативнее?

mikhallych
какая милая слезливая история, никак не касающаяся к сабжу. Я вот пару лет назад вообще сумасшедшего встретил. На переходе ходил взад-вперед. Наркоман, наверное. Но раз уж обсуждать Ваше сообщение,...
У меня стоит именно Крымская область. Ни какая ни УССР! Потому что Крым не был украинским. Это всем известно. И мой паспорт тому живое свидетельство.

Dmitry36
крымские гаишники к русским номерам всегда были весьма лояльны
Как то раз по Севастополю еду, ну зазаевался что то и боком немного выехал за сплошную. И как назло ДАИ стоят. Тормозят меня. Ну, что делать будем? Глазки так и блестят... Я говорю, ребят не специально, я зазевался... и вообще с Урала приехал, деткам показать свою Родину. И паспорт показываю, что мол в Севастополе родился. Посмотрели они паспорт, посмеялись, ну ладно, говорят езжай, но правила не нарушай больше...

Вот небольшой скан.

Сосед Паласа
Вот небольшой скан.
да кому ты доказываешь? Это просто глупый недотролль малолетка, который думает, что никого не встретит здесь из россиян, которые родили сь в Севастополе. У самого родственники в Крыму: Алупка и Кореиз. Так вот ездил к ним в гости(помню еще ЯЛТА РАЛЛИ проходили) и если честно, то такого срача я еще ни разу не встречал! С моря кажется все красиво и зелено,а когда спускаешься к морю по тропинкам сквозь всю эту зелень, то видишь ГОРЫ мусора! Впечатления до сих пор живые! А на следующий год поехал в Геленджик... Да, может не самый чистый город,с не самым чистым песком на пляже, но в разы чище!
Вот в роде и можно съездить в Крым и есть у кого остановиться, но сервис и цены удручают!

Молодец, Елена! Отчет прекрасно написан. Не обращайте внимание на критически настроенных оппонентов. Спасибо большое. Ждем следующих отчетов.

Здравствуйте, Елена. Спасибо за прекраснейший отчет. Чувствуется предварительная подготовка, проработка материала. Отчет дополнен хорошими фотографиями. Елена, не обращайте внимание на критические замечания своих оппонентов. Какая разница как называется некая ягода, самое главное вы получили хорошие впечатления от увиденного и попытались донести до нас. Спасибо еще раз. Ждем новых отчетов. Берегите себя. А теперь разрешите задать вопрос к вашим оппонентам. Уважаемые, укажите пожалуйста, ссылку на на адрес где опубликованы ваши отчеты. Очень хотелось бы ознакомиться...

Kirill N.
В большинстве случае пользовались maps.me, не требует наличия интернета, ведёт уверенно, показывает достопримечательности, обзорные площадки, очень удобно

ЕленаОмск
7500 за все, включая экспертизу, ТО и госпошлину
Отличное путешествие! Спасибо за содержательный рассказ, этим летом с семьей тоже собираемся в те края.
За время вашего отдыха ГИБДД проверяли доки по вашему ГБО, придираются? У меня стоит, но еще не регистрировал и вот думаю надо ли?
Чем глубже в лес, тем толще партизаны!

Отчет хороший. Молодцы. Живу в Октябрьском. Это в каком магазине вам так не повезло? У нас полно хороших магазинов. И кафе.

Oleg Ismagilov
Спасибо за добрые слова :)

VIN$
Спасибо! За все время эксплуатации авто на газе документами на ГБО никто не интересовался на дороге. Но как то спокойнее, когда все оформлено.

9199477
Этим летом ещё раз хотим в Крым съездить, по западному побережью. Это все мелочи, главное КРЫМ!

александр
Покачи
Генуэзская крепость не в Феодосии, а в Судаке!
генуэзская крепость е сть и в феодосии если что

9199477
Согласен. И мы тоже хотим. В прошлом году на машине ездили.

еще сизая есть

Skymmer
да уж речь не об улыбках- на нас с маленьким ребенком в Крыму наорала продавщица сувениров и послал - понаехали тут- ни за что- просто говорили между собой что сувениры дорогие- она влезал и послала- и ЭТО ПРОДАВЕЦ СУВЕНИРОВ на подходе к воранцовскому дворцу

VIN$
Забыла написать, что на всех газовых заправках в Крыму у нас требовали перед обслуживанием акт опресовки баллона или техпаспорт для подтверждения, что газовое оборудование установлено законным образом.

Alex-hunter
Речь шла не о ценах, а о кислых лицах продавцов....
Это особенно заметно после поездки в Грузию.

Олег
Если такая серьезная проблема куда сбагрить 100 тр приезжай к нам на Волгу. Поможем.

Генуэзская крепость не в Феодосии, а в Судаке!
В Феодосии тоже Генуэзская крепость.

Приятный отчет, прочитал с удовольствием

Лузино
agro*nom58
Приеду. Обязательно.

Привет, земляки!
В советском паспорте было: УССР, Крымская область - в российсском: Крымская область.

тутовник (шелковицу) это ежевика.