|
(Этот отчет писал мой муж, он филолог, ему и «клаву» в руки.)
Пролог
В самом начале нашего путешествия была мечта Танюшки отвезти любимого мужа и детей на Чёрное море. Начитавшись отчётов о поездках на юг, супруга стала мечтать об этом, и мечты её цвели надеждами цвета морской волны…
1. Принятие решения
Отпраздновав Рождество в узком кругу подруг Натальи и Ольги, Татьяна предложила им съездить на море автомобильно. Ольга, замученная домашним ремонтом, не задумываясь, согласилась. Наталья поддержала решение как тост. Денис Алексеевич, муж Татьяны и автор двух дочек — Марии (далее — Марусик) и Софии (самоназвание Мона) был тоже не против, тем более, что ни денег, ни автомобиля, ни водительских прав у него не было.
2. Материализация грёз
Ровно через полгода для предстоящего путешествия семья «мечтателей», «авантюристов» и «идиотов» (термины старшего поколения родственников) по фамилии Галай, имела в арсенале будущего автокруиза:
1) новый автомобиль «Лада-Приора» седан в комплектации полу-люкс с КОНДИЦИОНЕРОМ! (ласковое прозвище — Яшенька);
2) 72 000 рублей;
3) полную информацию о предстоящем маршруте и трудностях путешествия Барабинск — Сочи;
4) договорённость с дилером «Лада» в Кургане о прохождении ТО;
5) забронированный на десять дней третий этаж летнего дома в Хостинском районе Сочи.
3. День перед отъездом
Страх перед предстоящей авантюрой наступил в тот момент, когда Галаи повезли к бабушке кота Васю. Васюлик царапался и брыкался. Комок подкатывался к горлу. Тёща Дениса Алексеевича плакала, стойко готовилась к реакции дедушки (тестя). Деда Серёжа, любимый тесть и заядлый охотник, был против. Его резюме по поводу путешествия на понравившейся ему «Приоре» прозвучало зловеще: «Есть у вас машина. Вот её у вас не будет…». Однако заваривать гараж и выкрадывать документы из автомобиля он не стал. Опыт вождения любимой дочери Тани он оценивал трезво, но пессимистично. Всей правды он не знал. Ему сказали, что мы едем в Курган на ТО. Тестя можно понять. «Как ты поведёшь себя в стрессовой ситуации?», — строго спрашивал он Танюшку. Но остановить её уже никто был не в силах. Ехать предстояло более 8 000 км в один руль.
4. Перед отъездом
В последние часы перед отъездом Денис Алексеевич предложил поставить по середине зала Монин горшок и пописать в него, так было страшно. Загрузив в багажник своего портшеза (синоним слова седан):
1) сумку Светланы Николаевны, которую нужно было передать её дочери, зятю и их коту в Сочи;
2) две сумки с вещами (одежда);
3) сумку с продуктами;
4) аптечка, насос, огнетушитель, домкрат, ключик для колёс и др.;
5) ноутбук с картами, распечатки объезда городов, атлас автомобильных дорог 2009 (от навигатора мы категорически отказались, так как язык до Сочи доведет);
6) надувной матрас;
7) плед;
8) ведро;
9) автомобильный тент;
10) детский горшок.
Как оказалось позже, в летнем и очень жарком путешествии (мы ездили по аномальной жаре 22.07.10 — 09.08.10) пригодились:
5. День первый
Наметив выезд из славного города Барабинска в четыре часа утра, мы не учли достаточно продолжительной погрузки вещей в автомобиль. По-видимому, это нужно сделать заранее, как и предлагала Танюшка. Разбудив старшего ребёнка и подхватив на ручки младшего, мужественная русская женщина-водитель Татьяна и русский педагог, филолог и просветитель Денис Алексеевич сели в новый седан отечественного производства и тронулись. «Отче наш, иже еси на небесех…», — читал про себя преподаватель старославянского языка Денис Галай. Мысли Танюшки так тесно переплелись с эмоциями, что их нельзя озвучить. Пожалуй, только нарисовать. Она видела море сразу за Устьянцево. Зелёные березки скрывали от неё горы и голубое зеркало большой черноморской глади… Дети видели это всё в полусне.
Ранним утром 22 июля 2010 Денису Алексеевичу исполнилось 35 лет.
Он сидел со свой семьёй в новом автомобиле цвета «викинг», желанная и сексуальная в своей неизменной жёлтой кофте Танюшка везла его на море, совсем взрослая и совсем ещё маленькая дочери сидели за его спиной. Не это ли семья, мечта и отпуск в одном тесном и по-детски счастливом переплетении?!
За бортом в этот по-сибирски суровый июльский день было около +8 градусов. Пришлось включить печку. Яшенька сделал это охотно и хорошо. Однако научились мы пользоваться ей только в последний день путешествия.
Первая остановка «по-маленькому» произошла практически впервые минуты автокруиза. Орошённый утренней влагой перекрёсток встретил писающих туристов родной прохладой и туманом. По дороге на юг многие писают в нахлыст, практически не выходя из машин, или напротив, не стесняясь, опорожняются прямо на дороге рядом с распахнутой в Россию дверью. Спускаясь по одной из развязок, мы видели целый ряд писающих мальчиков и девочек лет 30-40, наивно думающих, что с большой дороги их не видно.
Так что самым цивилизованным пи´сателем на дорогах, безусловно, была Соня, которая делала дело в горшок. Цивилизация определяется по состоянию общественных туалетов, отмеченных знаком WC. На дороге они есть. Это кирпичные стены с грудами отходов внутри, засыпанных мусором, окурками и хлоркой. Туалеты на заправках немногим лучше. Супруги заходили в туалет Бердюжьего на ДПС. Дверь с надписью «Ж» оказалась заколоченной, вероятно, из-за дурных ассоциаций с ругательством на данную букву. Работала только буква «М» — милиционер?, мент?, мздоимщик? (взяточник). Не знаю.
В центре Сочи, рядышком с Черноморской гуманитарной академией расположен чистый и совершенно бесплатный туалет. Неужели потому, что его посещают кандидаты и доктора наук? Неужели для чистоты отхожих мест необходима научная степень? Десяти классов образования явно недостаточно.
На Урале видели сортир с крупной надписью «Медитативный кабинет». Привычное и обычное содержание благодаря придорожному стёбу получило цивилизованное название. Таких примеров в России много: техничка — мастер чистоты, рэкетир — коллектор, экспедитор — логист. Ну, да автор отвлёкся.
Дорога Барабинск — Омск по трассе М-51 «Байкал» — очень хорошая. Первое впечатление от автоавантюры было не испорчено. Никакой жары, никаких пожаров.
При подъезде к городу Омску Танюшка немного мандражировала, но сильно помогла распечатка с сайта «Инфодром», на которой была показана обводная дорога.
Страх наступил в Тюкалинске — 500 км. от дома. Танюшка серьезно нервничала, а Денис Алексеевич кормил детей в кафешке с видом на болотце и проплывающих в нём ондатр.
Дорога от Тюкалинска в сторону Кургана сразу обозначила тревожную обстановку лета 2010. Горелые болота оставили в воздухе лёгкий запах гари. По сравнению с обратной дорогой, это были ещё цветочки.
Ишим встретил нас красивым и аккуратным городом.
Мы свернули до обводной и поехали через город. Трасы на знаках быстро перешли в нумерацию (на Курган — № 1). Свернув один раз до перекрестка, мы выслушали полезную лекцию от местного разгорячённого жителя о том, что ВСЕГДА нужно придерживаться ГЛАВНОЙ дороги и следить за указателями. Свернув за перекрёстком, мы выехали на Курган. Квас в Ишиме, равно как и городской фонтан в центре города, — отличные. Чистота такая, что ни одного туалета и ни одной бумажки. Как говорится, принцессы не пукают, не мусорят и не писают.
Почти сразу за Ишимом, в районе двух деревень с названиями Локти и Новолокти, начался ремонт дороги. Несколько километров вдоль щебёночной насыпи по глине, рядом с озером и болотом. Марусик спала и не слышала мата родителей. В общем, пережили нескольких неприятных минут.
После ремонта и пресловутых никаких километров дороги в районе Бердюжья неожиданно началась ровная и красивая дрога. Ещё неожиданнее и приятнее было то, что она оказалась километров на 100 короче — мимо Петухова, по старой деревенской трассе прямо на Макушино! Через пару часов хорошего путешествия мы оказались перед Курганом, в местечке Варгаши. Указателей и надписей, обозначающих там гостиницу или мотель, нет, но место для ночлега там есть. До 20:00 часов по местному времени свободные места есть в любом «кемпинге». Немаловажно, что тот, кто заночевал первым, имеет возможность посетить душ или баню без очереди и нервов. Итак, правило первое: «Место для ночлега нужно искать сразу после 20:00. часов по местному времени».
Варгаши предложили нам трехместный номер за 900 р. и охраняемую автостоянку за 50 р. Денис Алексеевич разбил стакан, который также обошелся в 30 рублей. Сдачу решили забрать на обратном пути. Попытка взять номер телефона у «портье» не увенчалась успехом: вероятно, гостиница работает незаконно, по-тёмному. Номер дали два раза и с ошибками. Тем не менее, переночевать и покушать там можно, даже с маленькими детьми. В Варгашах, за ужином, Денис Алексеевич отметил 35-тилетие за стаканом компота и клипом группы «Квест пистолс» на песню «Я устал, хочу любви». Уснувшего главу семейства нарисовали спящим на казённой кровати.
6. День второй
Он, этот день второй, прошёл в городе Кургане. Именно здесь Галаи записали своего Яшеньку на первое ТО. Сначала мы ждали до 12:00. по местному времени. Потом — около 5-6 часов длилось само ТО. Сразу скажу: качеством автосервиса компании «Ладья-авто» (официальный дилер «Автоваза» в Кургане) остались довольны. Ребята залили хорошее масло, дали полезные консультации, заверили, что до моря доедем. Долго мучались с геометрией: начальник забыл передать им, что автомобиль гружёный, поэтому компьютер долго не показывал нужных параметров.
Курган — красивый уральский город, в котором купить автомобиль гораздо дешевле, чем в Новосибирске. В кафешке с едой на вынос мы очень дёшево поели и сходили в туалет. Целый день пили лимонад и квас, играли с детьми, немного побродили по городу.
Видели самое длинное слово на Урале.
ТО окончилось благополучно. Спецы заверили нас в правильности выбора 92 бензина, но только на хороших заправках («Роснефть», «Лукойл»). Проехав пару часов, ничтоже сумняшеся мы заночевали в местечке «Медвежья Берлога», расположенном рядом с одноимённым поселением (Медведево или т.п.). Стандартный трёхместный номер обошёлся нам, двум взрослым людям с двумя детьми, в 1 000 р. (900 р. + 100 р. за стоянку).
7. День третий
Утром Танюшка, Денис Алексеевич, Марусик, Мона и Яшенька были полны надежд. Покинув Медвежью Берлогу, они двинулись на Челябинск. «А это — Челябинск…». Челябинские мужики настолько суровы, что не часто подписывают кратчайший путь на указателях. Однако, благодаря Интернету, Танюшка повернула на Уфу там, где надо (а надо туда, где написано «На Москву!»), и по отличным башкирским дорогам путешественники вскоре достигли её (Уфу, конечно).
Между Челябинском и Уфой находится легенда всех долгих автопутешественников — легендарный, пресловутый, злополучный город Сим. В этом горном уральском городке неторопливо ведётся — не ведется ремонт моста. С ремонтом оного никто не торопится: местные жители отлично живут за счёт проезжающих, стоящих в многочасовой пробке. В городке построены гостиницы и СТО, кафе и закусочные. Молодые люди бегают вдоль дороги продают флажки за 100 рублей, сбирая деньги на операции для тяжелобольных. Администрация привыкла воровать на долгострое, поэтому со сдачей объекта не торопятся уже много лет. Мостик можно объехать, но Галаи получили истинное удовольствие, постояв в пробке на горе перед переправой около сорока минут.
Наградой за стояние при Симе становятся дороги с многополосным движением. Впечатление от езды по скоростной магистрали было незабываемым. Но и тут лихачи на «Ауди» и «БМВ» подрезали с огромной скоростью. Начитавшись про жадность башкирских ментов, мы не превышали скорость выше 90-120 км/ч.
В первом кафе молодая башкирка очень переживала, что мы пройдём в туалет бесплатно. Кормят в Башкортостане хорошо, местные — очень аккуратные и трудолюбивые, но русских, как и везде в нашей стране и мире, не любят.
За Уфой магистральное счастье длилось недолго. Дорога на Саратов — степная. Жара стояла уже аномальная. Яша вёл себя очень стойко. При движении за фурой в гору приходилось отключать кондиционер, чтобы не грелся двигатель.
Ветряные мельницы и нефтяные качалки — общее место отчётов о путешествии на море через Башкирию.
Настолько это всё игрушечное, что как-то не верится в серьёзные доходы от этих нефтяных насосиков. Дома в Башкирии очень красивые и богатые. Везде проведён газ, не то, что у нас, в Новосибирской области.
Чем ближе к югу, тем лучше чувствуют себя представители южных национальностей. В придорожных кафе армяне и азербайджанцы — хозяева и завсегдатаи. Грустно видеть русских кавказцев, людей без настоящей Родины, живущих одними понтами, но больше — тяжёлым и неблагодарным трудом. В одной из таких восточных гостиниц с неоригинальным названием «У Ашота» (имя героя изменено!) мы и заночевали, заплатив самую большую сумму в истории наших придорожных ночлегов — 1 500 р.+ 100 р. за стоянку и 300 р. за душ (по 100 р. за человека). Покормили в кафе вкусно, но «забыли» про заказанную бутылку пива, которую я не постеснялся потребовать.
Сонюшка открыла для себя мир перепрыгивания с одной кровати на другую, так как комната на три места была о-о-очень маленькая. Все приняли душ, пока не было заезжающих. Очень жарко — около 40 градусов. Вероятно, нужно брать с собой больше сменного белья, если не хотите после каждого вечернего душа надевать орошённые дневным потом трусы, майки и носки.
У армян было много разных экологически чистых насекомых в мотеле: бабочек, жуков и сверчков. Поздно ночью в их стрёмный, но платный туалет выстроилась очередь туристов из проезжающего микроавтобуса. Три девушки кинулись в придорожные кусты через дорогу. Одну сбил легковой автомобиль, протащив много метров по трассе. Так жизнь человека, захотевшего по нужде, была оценена в 15 рублей. Хозяин придорожного мотеля, по-видимому, тот самый Ашот, сам рассказал эту историю, так сказать, на дорожку…
8. День четвёртый
Выехав рано по утру в сторону Саратова, Галаи, как было оговорено загодя, взяли курс на Тольятти и Жигулёвск. И не пожалели. Дороги в утренний час там пустые и неплохие по качеству. В Жигулёвске нас первый раз остановили: проверка документов. Проверили права, свидетельство о регистрации — в общем, рабочая такая проверочка.
Первый город, который понравился по дороге, — Сызрань. Красивый, маленький, старинный городок на Волге. Немного плутанули, потеряв главную дорогу. Язык, доводящий всех желающих до Киева, вывел и нас на Саратов.
Летом 2010-го года Поволжье выгорело в пустыню. Местами, действительно, были сухие кустики и песок. Жуткое зрелище. Видели опрокинутый дыневоз, источающий пряный аромат зрелых бахчевых даров. Дороги холмистые, но ровные. Засуха лишила окрестности живописности.
Дороги Волгоградской области напоминают о периоде Великой Отечественной Войны. Местами кажется, что разметка нарисована прямо на земле. Волгоград — большой и очень красивый береговой город. Родина-Мать до сих пор встречает с мечом на берегу его друзей и врагов. Скульптура рассчитана именно на панорамное восприятие.
Как только стало смеркаться, Денис Алексеевич увидел стоящих на дороге женщин с надписью «ночлег». Поинтересовавшись стоимостью, Галаи согласились провести Ночь в Новом Рогачике всего за 800 р. Хозяйка по имени Татьяна умело подняла стоимость на 100 р., сославшись на то, что не заметила одного ребёнка. После этого коммерческого хода возникло подозрение и сомнение в ночлеге. Мобильная связь отсутствовала. «Зарежут и заберут машину и деньги», — думал про себя глава семьи. Искупавшись в летнем душе, родители и дети успокоились и мирно спали под гул кондиционера. Лучший ночлег на дороге — у частников. Детям понравился больше всего.
9. День пятый.
Вылетев на утреннюю трассу, Яшенька получил очередь из мелкого гравия по ветровому стеклу. Две звёздочки и два мелких скола. Танюшка плакала за рулём навзрыд. «Ты любишь Яшеньку? — спрашивала наша маленькая. — Обожаю», — отвечала смелая автомобилистка.
Трасса от Ростова-на-Дону очень хорошая. Чередование полос — залог безопасности движения. Сначала едешь по одной, окружённый сплошными, затем обгоняешь по двум полосам. Подсолнухи, арбузы и дыни растут прямо на обочине. Именно поэтому их совершенно не хочется. Кстати, краснодарские арбузы несладкие. Дыни — обыкновенные. «Торпеды», напротив, очень сладкие и сочные. Но музыкальные.
Вдоль ростовских и краснодарских дорог было так жарко, что высохли даже тополя. Бедным блюстителям безопасности на дорогах совершенно негде спрятаться. Они строго следят за соблюдением скоростного режима: радары ставят высоко в кузов специального автомобиля. Тормозят лихачей.
Краснодар — большой город, со всеми втекающими и вытекающими из него пробками. В самом городе стали свидетелями, как по одной полосе пытаются ехать в три. К вечеру добрались до Джубги, где останавливается большинство отдыхающих.
В начале Великого Серпантинного Пути от Джубги до Сочи (всего-то около 200 км!) абсолютное большинство автопутешественников считает, что оно достигло заветного моря. Поэтому в этом море там яблоку негде упасть. Совершенно обессиленная, Танюшка остановилась в Лермонтово. Денис Алексеевич отдал за четырехместный номер с душем и WC 1 300 р. за ночь. Кран в душе отвалился сразу. Яшеньку долго парковали на гору: местные ставят машины вертикально и везде, куда можно заехать.
В 10 часу ходили на пляж: море в Лермонтово чистое, с рыбками, чего не скажешь об отдыхающих. Курортников в Лермонтово — море. Возвращались в 11-ом часу по переполненному селу. Люди едут сюда потусоваться, потереться в толпе, познакомиться на улице. С пляжа возвращаются накрашенные и гламурные.
Первая примета моря и югов — громкое верещание каких-то птичек или насекомых в бушующих зеленях.
10. День шестой
Чуть свет озарил кавказские горы Лермонтово, Танюшка подняла своих и пустилась в длинное петляние по серпантинам. Как справедливо выразилась одна команда КВН, это «главный сочинский аттракцион». Лихие водители, которых в отчётах называют джигитами, возят по этим серпантинам людей за деньги в открытых УАЗах. Всё вместе называется варваризмом «джипинг».
Термин «джигиты» достаточно условен. Местные жители горячих восточных национальностей, действительно, лихачат, но с скоростью 45 км в час (больше по горам не поедешь) и с постоянными недовольными бибиканиями («Что ты едешь 40? Дай я поеду 45!»). При постоянном кружении скорость кажется высокой. Другая отличительная черта джигитовки на автомобилях — высовывание своего средства передвижения на дорогу, в том числе и на главную. Танюшка не поняла такой фокус, подала сигнал, прибавила газу, и водитель поспешил уступить резвой сибирячке.
Помимо гарцевания на всех разновидностях «Жигулей», сложность для вождения по горам представляют искупавшиеся отдыхающие. Возвращаясь с пляжа, трое курортников переходят дорогу по пешеходному переходу. Это создаёт пробку в 4 км! Недогляд местных властей.
Купающиеся идут везде. Вероятно, принято считать, что мокрого надо пропустить даже без зебры. С большинством автопутешественников такой фокус не проходит. Танюшка смело давила на сигнал, чтобы не давить наглых «бздыхов» (так сочинцы называют туристов, желанных гостей их города).
Надо отдать должное тому, что 80% водителей на серпантинах ведут себя грамотно и, самое главное, культурно. Капитаны фур и самосвалов уступают дорогу, пристраивая свои машины в специальные карманы. Опытные автолюбители соблюдают дистанцию, проявляют терпение, если на подъёме кто-то заглох (стандартная ситуация на серпантине). 15-тилетние загорелые «капытаны» покоцанных «Жигулей» не в счёт. Спасибо всем вежливым и профессиональным водителям. Их, слава богу, на любых дорогах пока абсолютное большинство. Жалко, что общую картину могут испортить два-три, мягко выражаясь, неджентельмена.
Больше всего на серпантине нас испугал водитель экскурсионного «Мерседеса». Это огромный автобус с очень мощным двигателем. Обгон он совершил на подъеме, повороте, при наличии встречного автомобиля, под запрещающий знак, практически вплотную прижав нашего Яшеньку с пассажирами к железному ограждению (оставались считанные сантиметры). Теперь понятно, почему туристов тошнит в автобусах. Все претензии к водителю кобылы.
В Сочи въехали по обводной, через новенькие туннели. Ремонтом одного из них пользуются сочинские гаишники-гибддидюшники. После поворота перед закрытым въездом в туннель нам нужно было ещё раз — метров через 200 — повернуть направо. Выехав на этот свёрток, Танюшка притормозила. Перед поворотом стояли сочинские менты-малорослики, на первый взгляд, совершенно равнодушные к происходящему. После секундной заминки, Танюшка повернула направо и подъехала к знаменитому сочинскому Аквариуму с моржом, который всё время прячется от посетителей. Неожиданно для прибывших в олимпийский город, сзади проблеяла сирена патрульного автомобиля ДПС. К Танюшке подошёл молоденький адыгеец, вкрадчивым движением взял права и стал объяснять, что где-то «там» она пересекла сплошную. Усталость путешественников была на пределе, маленький ребёнок Соня плакал, старший ребёнок Марусик хотел мороженного, измученная Танюшка никуда уже не хотела ехать. Юный психолог из сочинского ГИБДД, судя по всему, это просёк и решился на наглый и совершенно тупой развод. С Танюшкой вести переговоры он отказался: псевдовосточное пристрастие к решению проблем с мужчинами, тем более что Танюшка сразу отказалась платить («Выписывайте штраф, забирайте права»). Дениса Алексеевича неожиданно спасла педагогическая выдержка. Сев в автомобиль ДПС рядом с чернявым вымогателем, он несколько минут молчал. Начинающий гаишник нёс какой-то бред, называя Дениса Алексеевича «Татьяной Сергеевной» (читал из водительского удостоверения по принципу, что вижу, то пою). В ответ умеющий читать гиббдедешник увидел только бессмысленную улыбку преподавателя старославянского языка. «Денег нет», — глупо улыбнулся педагог с 13-и летним стажем. — «Может, простим девушку на первый раз?». После этого последовала воистину МХАТовская пауза. Страж порядка опомнился, стал приводить самые разные аргументы. Один из шаблонных: «Дело в том, что я не один. Там стоит старший. Он сказал: «Приору» сюда, ко мне». «Пятьсот рублей», — начал торговаться опытный тамада (жить-то как-то надо педагогу!) Денис Алексеевич. Всей позой, всей интонацией гаишечка выразил негодование: «Несерьёзно». Позже Денис Алексеевич узнал, что в центре Сочи такой развод грозит потерей 10-15 тысяч (так развели его друзей).
«Рубль (1 000 р.) максимум. Денег нет. Н а с с е й ч а с в с т р е т я т». Господь Бог подсказал эту чудодейственную фразу. На машине с номером региона 54 в Сочи ты никто. Но ссылка на встречающих местных, которые всё про разводы ГИБДД знают, здорово помогает. К тому же лишние свидетели мздоимцам не нужны. «Ну, ладно», — смилостивился гайчонок-адыгейчонок. — «Давай, что второе ты сказал». Денис Алексеевич, вздохнув, потянул права жены из лапок сочинского Смеагола-Горлума, но прочитал в его глазах: «Куда? Моя, моя Прелесть». Отпустив права, глава семьи сбегал в Яшеньку за тысячей. Вернувшись, впервые в жизни семья Галай стала участницей коррупции на дорогах. На сиденье рядом с водителем — позором сочинского ГИБДД и всей нашей милиции! — лежали Танюшкины права. Денис Алексеевич забрал их, вытащил из-под грязной майки тысячу рублей, сказал: «Спасибо». Кажется, в ответ прозвучало тоже что-то вежливое. Коррупционная махина ГИБДД тронулась и скрылась за поворотом, отправившись собирать дань по бескрайним просторам России.
Позже, узнав от хозяина нашего съёмного жилья Вовы, что ещё легко отделались, мы даже пожалели начинающего взяточника. Оказывается, в конце каждой смены, сдавая оружие, в кобуре каждый патрульный должен сдать 5 000 руб., чтобы сохранить своё тёплое рабочее место.
Мы, разумеется, соврем, если скажем, что этот случай в конце нашего путешествия не испортил нам впечатление от длинной, но успешной поездки. Несправедливость отвечающих за безопасность движения имеет не только экономический вред, но и психологический. К сожалению, инцидент со взяткой, пусть и незначительной, — то, что больше всего запомнилось, то, что сильнее всего задело за живое. Как нам всем нестыдно участвовать в том тотальном воровстве («коррупция» — это воровство у государства, у граждан, у нас с вами), которое столетиями лишает Россию нормального человеческого облика?!
Заехать на хостинские возвышенности Танюшка не смогла. Владимир, наш бывший земляк-сибиряк, помог нам припарковать Яшеньку на площадку перед трёхэтажным коттеджем. Там, накрытый тентом, он и простоял до самого дня отъезда. Кататься по Сочи с номерами «чужого» региона, где люди в фуражках прячут за белыми рубашками грязные души, мы не собирались изначально.
Море прекрасно. Хостинский район Сочи идеален для отдыха. Малолюдный чистый пляж рядом с санаторием «Актёр». Чудесная панорама: виден весь Адлер, угадывается Абхазия. Поезда громыхают над купающимися: обычно пляжи расположены вдоль железной дороги. Пахнет водорослями, пивом, семечками, кремами для и от загара, потом, сигаретками (в Сочи все от мала до велика курят какие-то тоненькие, даже мужчины). Но запах моря перекрывает эти ароматы, как нечто главное, доминирующее. Рядом с морем, понимаешь, что земля ничто по сравнению с небом и водой, которые сливаются в одном могущественном союзе. И в этом можно купаться, к этому можно прикоснуться — к морю и небу.
11. Десять дней, или Отдых
В сказочной мансарде с видом на Чёрное море мы провели десять долгих, жарких и, конечно, счастливых дней. После этого можно сказать: «Летом я был в Сочи».
Друзья, которые совратили нас на сочинский отдых, устроили нам настоящую культурную программу. Вместе мы съездили на центральный пляж, в Ривьеру, в дельфинарий. Потом самостоятельно посетили аквапарк в центре Сочи, «Аквариум» и дендрарий. Чтобы не останавливаться подробно на курортных радостях по поводу всего этого, скажем, что понравилось.
Аквапарк на центральном пляже.
Здорово! Загорели именно там. Цены вдоль побережья сопоставимы с Алтаем. Кстати, после Новосибирска цены очень удивляют. У нас в регионе дешёвый только бензин. Бензин в Сочи дорогой.
Дельфинарий в Адлере.
Брызги впечатлений. Маленькой и большой девочкам очень понравилось. Билеты скупают перекупы-спекулянты и продают на 100 р. дороже. Ничего не поделаешь.
Дендрарий с канатной дорогой. Незабываемая панорама Сочи. Недорогие сувениры. Знаменитая бамбуковая палка-чесалка всего за 30 р.
Парк «Ривьера» и «Аквариум» — на любителя. Карусельки есть везде. Рыбок тоже везде можно посмотреть. Моржа в стеклянной квадратной банке жалко.
Что касается Дениса Алексеевича, то ему будет что вспомнить. Особенно, как он в 30-и градусную жару все десять дней носил Соню по Сочи на руках. Вдобавок ко всему им были оценены:
- пиво «Велкопоповицкий козел» (светлое и тёмное), которое хорошо пьётся на пляже без всяких солёных закусок (море оставляет солоноватый привкус на губах);
- домашнее вино хозяина Вовы — бодрящее такое, кисленькое!
Коньяк «Темрюк» в Адлере продают 1 100 р. за литр. Для сравнения в супермаркете точно такой же в бутылке стоит около 220 р. за 0,5. Кубань-Вино также продаётся везде. Вкус и эффект аналогичный.
Домой повезли:
12. Домо-о-о-о-й!
6 августа ранним сочинским утром Яшенька спустил нас с хостинских гор в сторону дома, до которого оставалось 4 100 км. Танюшка не хотела домой. Или думала, что не хотела. Ехать предстояло по аномальной 45-и градусной жаре. Яшенька, кстати, не показывает больше 40, чтобы не волновать пассажиров.
Сочи густонаселён людьми, какая-то часть которых далеко не бедствует. Земля в Сочи настолько дорога, что некоторые олимпийские объекты собираются строить в море на специальных искусственных островах. Домики — богатые и завидные — понатыканы друг на друга.
Постовые стоят в Сочи с раннего утра и, наверное, всю ночь. Серпантины начались сразу за городом. Как показалось, обратная дорога до Джубги не такая извилистая, хотя, скорее всего, это впечатление психологическое. Танюшка согласилась, что серпантины по дороге домой проехались легче. Возможно, меньше ехать в гору.
Горела вся Россия, горел и Сочи. Услышав стрёкотание вертолёта, все увидели, как воздушная машина несёт на длинном тросе резервуар с водой. Одна из низин на серпантине была полностью заполнена дымом. Километра два тянулся смог, однако пожар уже потушили.
Населенные пунктики по побережью проехать без пробок невозможно. Время не играет никакой роли. Отдыхающие пересекают дорогу постоянно, регулировщики (которые были только в Туапсе) с этой бедой не справляются. Единственный выход — пешеходный мост, который, кстати, есть в Лазаревском или в Лермонтово.
Вырвавшись из многострадальной Джубги, Танюшка и сотоварищи на радостях повернула на Новороссийск, что дало возможность остановиться и передохнуть. Вернувшись на путь истинный до Краснодара, Яшенька преодолел несколько последних поворотов, самый сложный из которых неожиданно исчез. Шутка про предстоящий перевал ехала до Урала. Каждый поворот сопровождался ироническим восклицанием-вопросом: «Перевал?!».
Трасса М-4 «Дон», про которую у нас, в Сибири рассказывают страшные истории, на самом деле в отличном состоянии. Единственный недостаток — она уже не вмещает такое количество автомобилей. Навстречу попался караван, везущий на море огромный катер, занимающий две полосы.
Спокойно и быстро доехав до поворота с М-4 (на юге принято писать номер прямо на дороге) в сторону Волгограда на М-21, открылась картина задымлённой России. Добравшись к 20:00 по местному времени до Белой Калитвы, кочующие сибиряки заночевали в замечательной гостинице с самым чистым, вкусным и приятным кафе на дороге.
Хозяйка, честно говоря, даже обсчиталась на 100 рублей в нашу пользу. В порцию второго, например, входили две котлеты из домашнего куриного фарша. Сам мотель расположен рядом с Крутинкой (1 600 р. за трёхместный номер).
Соня затемпературила — последствия морского купания. Марусик хрипела и кашляла всю ночь. В целом было очень жарко.
С утра 7 августа, долив на холодную тосолу, Танюшка отважно тронула в путь Дениса Алексеевича, Машу и Сонечку. Обводная дорога вокруг Саратова в ужасном состоянии. Ремонтники ведут войну с бездорожьем.
Отдельно хочется сказать про деревню Дубовку, в которой всё продают, все останавливаются и все сбираются перекусить. Общепит там не сориентирован на многочисленных проезжающих. В столовой мы нарвались на поминки, в магазине — на приём товара. Достали, короче, их туристы. Пришлось подкрепиться на помойке рядом с «дубовым» поселением. В помойку, кстати, там превращены все обочины для отдыха, благодаря торговле арбузами. Корки и гнилые арбузы валяются везде. Денис Алексеевич после урбанистического пикника на вонючей обочине пришёл в негодование и выругал всех жителей Дубовки сдержанным педагогическим одноэтажным матом.
Следующая деревня встретила нас вместо женщин, предлагающих ночлег, девушками, предлагающими вареную кукурузу на ночь. Так сказать, попукать во сне на здоровье. Кукурузу там реально выращивают в огородах и продают в огромных количествах. Помимо этого специализируются на сгущёнке.
Поволжье высохло полностью. Удручающее зрелище.
Проехав Вольск, ностальгирующие по дому барабинцы заночевали в гостинице порта Терса с одноимённым названием. Отличное место: недорогие номера (1 300 р. за трёхместный номер), души и туалеты рядышком с номерами, большое кафе на первом этаже, в котором ночью подрались дальнобойщики. Администратор долго извинялась за ночной инцидент, которого мы совсем не слышали.
8 августа спозаранку Яшенька помчался до горного Сима. Поплутали в Сызрани, где кругами ездили по главной дороге. Выезд состоялся через деревню Варламово, что сэкономило время, избавив от езды по городу.
Под вечер путешественники добрались до Сима, заночевав перед злополучным мостом. Мотель (слева от дороги), в котором раньше была сауна, следовало бы назвать «Креозот». Запах последнего там стоял везде. Зато дёшево: трехместный номер с диваном и креслами за 1 200 р. (включая 300 р. — за баню). Баня замечательная — сходите, попарьтесь. Номера — отвратительные, сырые, тараканистые. Вся мебель старая, убитая. Кафешка при мотеле дорогая и невкусная. Вероятно, стоит поискать другое место для ночёвки. Единственный плюс — огромная стоянка для фур.
9 августа очень хотелось доехать до дома (Яшенька преодолел 1 200 км.). Ранним утром Урал был весь в тумане. В некоторых местах видимость на дороге была не более 40 метров. Наверное, именно здесь Стивен Кинг снимал свой страшный фильм «Мгла».
Об этом подумали все, кто его посмотрел.
Стратегическая ошибка — ехать до последнего. Ночевать нужно вовремя. Добравшись до Аббатского, истосковавшиеся по дому Галаи обнаружили, что мест в нём уже нет. От Ишима до Омска мотелей очень мало. Мы видели не более трех. И конечно, там было уже все занято. Перепсиховав и проматерившись, супруги проехали ночной Тюкалинск и решили свернуть на проселочную дорогу. Прямо перед трассой и подремали 3-4 часа. Этого хватило, чтобы рано утром осуществить все намерения.
10 августа начались последние, самые трудные километры. Тяжёлыми они, вопреки предсказаниям тестя (дедушка вооружился советским атласом автомобильных дорог), информирующего нас через тёщу о трудностях на дороге, — не оказались. Отдохнув ночью в машине, все получили именно тот запас сил, которого хватило, чтобы доехать до Барабинска.
Неподалёку от Омска есть кафе, хозяева которого привлекают клиентов небольшим зоопарком. Во дворе у них живут медведи. Самый маленький привязан так, что обитатели мотеля могут кормить и фотографироваться с ним. В кафе под белыми тряпицами воркуют перепёлки, стоят клетки с красивыми попугаями. Холл украшен живыми цветами. Рядом со стойкой стоит аквариум. Наевшись вкусной и свежей самсы, — домой, домой!
Как прекрасна наша сибирская родина после задымленности и загаженности центральной России и юга! Как чисто у нас на свёрточках и перекрёстках! Как приятно сходить в лесок после долгого пути! Вместо мусора и пустой тары там вас встречает спелая костяника. Земляки, берегите природу!
В Барабинске начинающие круизёры оказались как-то незаметно. Ехать бы ещё да ехать. Дома лучше, но манит-таки куда-то в гости.
Впечатления
Танюшка: все было классно, супер! На следующий год опять поеду куда-нибудь туда, может быть и в сторону Новороссийска.
Денис Алексеевич: обошлось малой кровью.
Марусик: мам, а можно на улицу?!
Мона: поехали на дачу!
P.S. Дорожные отчёты принято завершать калькуляцией издержек. Попробуем и мы подвести итоги нашей авантюры (приблизительно и округлённо в большую сторону для хвастовства).
Бензин за всё путешествие — 10 500 р. (туда — 5 060 р. на обратную дорогу больше — 5 440).
Мотели и ночлег — 10 000 р.
Кормёжка в дороге — 5 000 р.
Проживание в Сочи (десять дней) — 6 000 р.
Отдых в Сочи (скромненько) — 30 000 р.
Ещё и осталось — XX 000 р.
Итого: 61 500 р.
Вывод: ехать на машине семьёй дешевле, чем на поезде.
P.S.S. Про машинку. Отечественный автопром не разочаровал. За весь пробег (8 266 км) ничего не сломалось и не отвалилось (тьфу-тьфу-тьфу), вопреки прогнозам. «Кондей дует до зеленых соплей» (где-то вычитал в отчёте). Расход топлива более чем экономичный для русского автомобиля: 6 л на 100 км. Яшенька легко разгоняется до 140 км/ч в гружёном виде. Дальше Танюшка разумно побоялась.