|
Итак, начнем.
В Киров, далее я везде буду называть этот славный древний русский город Вяткой (ниже объясню почему), я ездил неоднократно, но общепринятым маршрутом через Вологду — Ярославль — Кострому, что представляет собой, если смотреть на карту, довольно большой крюк. Общее расстояние по этому маршруту от Питера до Вятки примерно 1 600 км, ну, может, чуть-чуть меньше...
В этот раз хотелось попробовать проехать более прямым путем. Для этого, порывшись в дебрях интернета, я создал на этом форуме вот такую тему, где изложена информация от авторов, которые тоже искали нетрадиционных путей проезда: http://www.roadplanet.ru/forum/trips/989/
После тщательного изучения этого материала я решил избрать вот такой маршрут.
Туда: Питер — Череповец — Пошехонье — Пречистое — Любим — Буй — Мантурово — Шарья — Котельнич — Вятка. (получилось примерно 1 300 км)
Обратно — от Шарьи через Никольск и Тотьму на Вологду, и затем в Питер (1 500 км).
Обратный путь изменил отчасти для того, чтобы воочию полюбоваться на прекрасные храмы в Тотьме. Кроме того, жена сказала, что даже под страхом смерти категорически отказывается повторять путь между Буй и Мантурово.:-)
Средство передвижения Land Rover Freelander 2, 2009 года выпуска:
Из оборудования были навигатор «Гармин 710» с картой «Дороги России 5.13» и радар-детектор.
Хотел еще оснаститься видеорегистратором, но никак не могу подобрать наиболее приемлемую модель для себя. Все что-то не нравится...
Выехали дождливым утром в 5 часов по местному времени 26 мая.
Заранее прошу извинить за низкое качество фотографий. Это было обусловлено несколькими причинами. Во-первых, скоротечность поездки не позволяла часто выходить из машины и прицеливаться фотоаппаратом, чтобы найти хороший ракурс. Во-вторых, жена категорически отказалась быть историографом и оператором путешествия. Поэтому приходилось делать фото на ходу, держа одной рукой руль, другой фотоаппарат... Иногда при этом во рту приходилось еще держать и бутерброд.:-)
От района ст. метро «Удельная» через Пискаревское кладбище выехали на КАД, по которому домчались до Мурманского шоссе и вышли на трассу до Новой Ладоги. Дорога приемлемая, но имеются участки ремонта, которые в дневное время, очевидно, собирают пробки.
За мостом через Волхов в районе Новой Ладоги сворачиваем направо на Вологду.
Странное дело, еще пару-тройку лет назад дорога была куда лучше, чем сейчас. А объездные Тихвина и Пикалево — это полный... «пушной зверек»... :-) Фотографий делать тут не стал — руль бы удержать...
Доехали до Череповца. Теперь начинается наша «срезка». Повернули направо в Череповец, чтобы его проехать и выйти на дорогу, ведущую вдоль побережья Рыбинского водохранилища до Пошехонья.
Едем через Череповец. Виды напоминают известную фразу «В Челябинске мужики настолько суровые, что... ».
Так вот, судя по видам, в Череповце мужики должны быть не менее суровыми... :-)
Суровый облик Череповца сменился прекрасной природой побережья Рыбинского водохранилища, и мы мчимся по практически пустой дороге вполне сносного качества.
Обратите внимание на деревянные дома. Они тут с характерными «скворечниками» на втором этаже. Кроме того, очень много окон, по сравнению, скажем, с традиционными домами Псковской или Ленинградской губерний...
Протопить такой дом зимой, наверное, очень даже не просто. Такие дома характерны для самого «сердца» России — Ярославской, Вологодской и Костромской губерний, а также для Архангельской. Огромные размеры, большое число окон (до 8-ми на одной стороне), наличие второго этажа, «встроенные» подсобные помещения для скота, инвентаря и прочих вещей... На Севере я еще видел пристроенные настилы к воротам на втором этаже, чтобы туда лошадь могла телегу завезти... Вот так раньше жили русские люди. Добротно, степенно, строились на века. И семьи были по 15-20 человек...
Сейчас это все покосилось, обветшало. Но не все брошено. Кое-где люди восстанавливают эту красоту.
Едешь, смотришь. Вот дом завалился, а рядом стоит такой же, приведенный в порядок... Эх, жаль времени особо не было снимать. Этому надо посвятить целую командировку, а не на ходу это делать.
Подъезжаем к Пошехонью, где нам надо поискать дорогу до Пречистого.
Вот уже скоро и поворот налево из Пошехонья.
На выезде из Пошехонья.
Углубляемся в леса по неизведанной дороге, машин нет ни одной.
Странная штука — эти карты... Столько населенных пунктов на них, а едешь и… ау… где эти населенные пункты?! Да и навигатор глючит, показывает, что я еду по лесам и полям, а не по дороге...
В общем, из Пошехонья надо ехать до Семеновского, вот таким примерно образом:
В Семеновском вам откроется вот такая красота. Эх, жаль, нет времени выйти из машины и разглядеть все поближе...
Выезжаем из Семеновского...
А вот тут, рядом с колокольней когда-то, наверное, был храм... А теперь деревянное сельпо с сараем...
Из Семеновского надо ехать в Козу... Обозначенные на карте населенные пункты отсутствуют, но Коза есть! За Козу я ручаюсь... :-) Далее прямо до Пречистого, где надо пересечь федеральную трассу Вологда — Ярославль...
Кадры, сделанные по дороге...
А вот, господа-владельцы особняков, получите крестьянскую избу... Вот где вкус и чувство прекрасного при малых затратах... Это вам не ваши тупорылые каменные безвкусные ангары... Эх, еще бы крышу покрыть, да зашить свежей вагонкой!
Далее по дороге идентифицируются следующие населенные пункты.
И вот, наконец, мы достигли Пречистого, где пересечем трассу Вологда — Ярославль.
Едем по Пречистому.
А вот и знак, откуда мы узнаём, что от Пречистого до Любима 20 км, а до Буя — 73.
Кадры по дороге.
Достигли города Буй. К сожалению, дождь мешает фотографированию...
Выезжаем из города Буй... И вот тут-то и начнется самый интересный и проблемный участок пути.
Дорога превращается в грунтовую. Но поначалу ничего не предвещает «засады»...
Но это только до села Махрово. А между Махрово и Щербинино — это полный аллес капут... Вот он на карте.
В общем, из-за этого проблемного участка длиной с полтора, а может, и десяток километров данный короткий путь в сырую погоду (во время и после дождей) для легковых автомобилей с низкой посадкой и без полного привода непроходим. Заявляю это с полной ответственностью. Меня на режиме «грязь-колея» с подключенными всеми колесами, с 23 см клиренса «водило» по дороге и разворачивало на 90 градусов.
В сухую погоду, кое-кто, может быть, сумеет проехать по гребням (имеются фотографии в моей теме, см. ссылку выше). Но кто знает, как лягут эти гребни после дождя?...
В общем, не рекомендую.
Ниже привожу две фотографии ям слева и справа. Жаль, что на фото не так явно видна их грандиозность... :) Я поехал по правой яме... Закончилось удачно...
Однако, после Щербинино, как в насмешку, началась практически «взлетная полоса».
А небо продолжало хмуриться где-то на севере...
Дорога была пустынна. Кто ж поедет, когда на середине пути такие ямы?
После ям автомобиль имел весьма убогий вид — очень грязный. Но потом пошел проливной дождь, и на скорости, на ровной дороге его хорошо помыло... Вот он, как после мойки.
А это пассажирка вне себя от радости, что мы не застряли в грязи...
Далее путь лежал севернее Галичского озера (без заезда в город Галич, что очень жаль) по хорошей и пустой дороге.
Далее на Нею в сторону Мантурово.
После Октябрьского на схеме дорогу обозначил прямой линией, поскольку на карте она нарисована непонятно и вряд ли соответствует действительности, да и населенных пунктов я таких не помню.
Но вот запомнилось, что перед Мантурово есть еще с десяток километров «засады» в виде недостроенной дороги, отсыпанной крупным щебнем.
Очень неприятные удары камнями по аркам и днищу... Въезд на мост весьма крутой — при низких свесах можно их оставить на дороге...
Далее дорога Мантурово — Шарья — Свеча вполне удовлетворительная. Фотографий я не делал.
А вот мы уже в Вятской губернии. Город Котельнич.
Котельнич стоит на высоком обрывистом берегу реки Вятки, с которого открываются живописные виды. На ходу сделал очень неплохую фотографию...
Продолжение следует...
Итак, продолжим...
После Котельнича нам предстоит небольшой крюк вокруг реки Вятки, чтобы попасть в старинный русский город Вятку.
Приехали мы в точку назначения в 22:00. Таким образом, за 17 часов было пройдено 1 300 км по короткому маршруту между Питером и Вяткой.
Теперь небольшой исторический экскурс.
12 июня 2010 года Вятка отметила свое 650-летие.
Город был основан в 1181 году первыми русскими переселенцами, заселявшими Вятский край. Первое подтверждённое упоминание о городе Вятке датируется 1374 годом в связи с походом новгородских ушкуйников на главный город Волжской Болгарии — Булгар.
В лето 6882 (1374) идоша на низ рекою Вяткою ушкунцы разбойницы, 90 ушкунцев, и грабиша Вятку и шедше взяша Болгары
В 1378 году между вятчанами и Суздальско-Нижегородским княжеством заключён договор о союзе, а с 1391 года город становится основной резиденцией суздальских князей Василия Кирдяпы и Семёна Дмитриевича, изгнанных из Суздальско-Нижегородского княжества после завоевания его Москвой. После смерти князей в 1401 году власть переходит к галицкому князю Юрию Дмитриевичу. Отряды вятчан участвуют в походах против Золотой Орды (1392, 1409 года) и в войне московского князя Василия I с Новгородом (1417—1418 года).
В 1412 году происходит знаменитая битва между вятчанами и устюжанами. Битва состоялась ночью, в овраге, названном позже Раздерихинским. По одной из версий, устюжане пришли на помощь вятчанам для обороны от татар, по другой, они в союзе с московскими князьями хотели захватить город. В память о тех событиях появился вятский народный праздник Свистопляска, а на берегу оврага была построена часовня во имя архангела Михаила.
Древний склон зарос крапивой,
Но жива о нем молва:
Здесь, над братскою могилой,
Шелестя, растет трава.
Две столкнул однажды рати
Темной ночью грозный яр:
Устюжан здесь резал вятич,
Принимая за татар.
Но заря в лугах отавных
Заалела. И земля
Больше тыщи православных
Расторопно приняла.
В 1432—1453 годах Вятка участвует в войне между галицкими и московскими князьями. После поражения галицкой группировки, переходит под контроль местных бояр и купцов. В 1455—1457 годах в городе строят деревянный кремль, названный Хлыновым. После двух военных походов московского войска против Хлынова в 1457 и 1459 годах власть в городе формально переходит к Москве, но с сохранением местного самоуправления. Участвует в военных походах Московского княжества против Новгорода и Казани.
В начале 80-х годов власть в городе переходит к сепаратистам. При хане Ибрагиме в Хлынове сидел казанский наместник. Хлыновские войска совершают походы против земель, находящихся под властью московского княжества. После двух неудачных попыток московскому войску удаётся захватить город в 1489 году. Местная знать переселена в Подмосковье, а в городе поставлен московский наместник. Вятская земля окончательно включена в состав Московского государства.
Город имеет свою древнюю и славную историю. Однако, после революции Вятка понесла, пожалуй, наиболее значительные потери среди других подобных городов в части разрушения этой истории, а особенно архитектурного облика. Здесь не было оккупантов, все было разрушено самими жителями, «строящими новую жизнь», и в этом стремлении уничтожившими под горячую руку основные культурные ценности, которые ставили ее в один ряд с городами Золотого кольца России. Не один десяток памятников архитектуры был разрушен до основания и утерян безвозвратно.
Вот какой вид имела Вятка до 1917 года.
Вид из-за реки, из района деревни Дымково (знаменитая на весь мир Дымковская игрушка родилась именно там).
А теперь примерно с того же места вы можете «полюбоваться» вот таким видом.
Вот что стояло в Вятке до 1917 года.
А вот что стоит на этом месте теперь.
Как говорится, почувствуйте разницу...
А теперь названия улиц города: Карла Маркса, Энгельса, Розы Люксембург, Карла Либкнехта, Клары Цеткин, Дрелевского, Урицкого, Воровского... Наверное, излишне говорить, что ни один из вышеперечисленных товарищей в городе никогда не был и никакого вклада в его развитие не сделал.
И еще несколько более безобидных названий улиц: Пролетарская, Красноармейская, МОПРа, Лепсе, Чапаева, Горького... И что-то я не припоминаю, чтобы была улица Васнецовых, Салтыкова-Щедрина... Справедливости ради следует сказать, что есть улица Ломоносова, Некрасова и Циолковского... А ведь большинство этих улиц носили раньше более благозвучные имена... Но вернули прежние названия только улице Московской (Коммуны) и Николаевской (Ленина)...
На стене городского вокзала висит памятная доска, где говорится, что в 1934 году «по многочисленным просьбам трудящихся» город Вятка был переименован в город Киров. Очень хотелось бы посмотреть на этих «многочисленных трудящихся»... Интересно, а референдум тоже был?... :-)
Сергей Миронович Костриков (Киров), уроженец города Уржума Вятской губернии, также ничем не отметился в Вятке. Ему, кстати, принадлежит вот эта фраза:
«…ЧК-ГПУ — это орган, призванный карать, а если попросту изобразить это дело, — не только карать, а карать по-настоящему, чтобы на том свете был заметен прирост населения, благодаря деятельности нашего ГПУ». (С. М. Киров, обращение к чекистам, на праздновании 15-летия ЧК-ОГПУ в 1932 году).
И вот по настоящее время в Вятке (Кирове) не затихает дискуссия о возврате городу прежнего имени. К моему великому сожалению 70% жителей против возврата прежнего названия. Хотят жить в Кирове. Ну да и бог с ними... А вот у меня при слове Киров возникает другая, более приятная ассоциация — известный болгарский певец Бисер Киров.
Комментариев больше на эту тему давать не буду, чтобы не перегружать отчет, да и бисер не стоит метать... :-)
Поселились мы в гостинице «Губернская» на улице, блин, опять же Большевиков... :-) Гостиница неплохая. За двухместный номер 2 200 в сутки. И очень вкусная еда в кафе при гостинице. Повару еще раз респект...
Имеется охраняемая стоянка для автомобилей.
В холле гостиницы тоже заметна ностальгия по старой Вятке.
Далее просто несколько фотографий современной Вятки.
Улица Николаевская.
На улице Николаевской напротив старого универмага есть очень хороший магазин антикварных вещей. Просто ну очень хороший. Рекомендую посетить.
Московская улица.
Театральная площадь с драмтеатром.
Опять Московская улица от Октябрьского проспекта вниз к поселку ТЭЦ-4.
Вообще одна из целей данной поездки была посетить места, где я провел свое детство и отрочество, поэтому далее будет ряд фотографий, может быть, ничем не примечательных для читателей, но вдруг кто-нибудь, кто также, как и я, жил там, а потом уехал, случайно увидит знакомые места... Думаю, что ему будет приятно на них посмотреть.
Вот ничем, казалось бы, не примечательная старая девятиэтажка на пересечении Московской и Ломоносова. Но она знаменита тем, что это был, по-моему, самый первый «высокий» жилой дом в Кирове, и первый лифт в нем, в который съезжалось полгорода детей, чтобы просто прокатиться... А в доме еще был магазин «Мечта», и это был и брэнд и ориентир... Так и говорили — поехали к «Мечте»..., встречаемся возле «Мечты»...
Улица Циолковского, где проживал Ваш покорный слуга...
... и дом №4... Боже, какое все маленькое... А раньше казалось, что все очень большое... и расстояния огромные... И даже балконы того же цвета — у нас синенькие, а у соседнего дома рыженькие. Их что, за 40 лет так и не перекрасили?.:-)
Дорога к школе №46... Раньше казалось, так далеко, так широко... а сейчас оказывается, просто тропа какая-то...
А вот и родная школа №46.
Стадион возле школы... Помню, что на этом стадионе стоял металлический флагшток, высотой метров 5... Так вот 30 августа 1969 года перед поступлением в первый класс ваш покорный слуга начал свое обучение с того, что залез на верхушку этого флагштока и славно покачался там из стороны в сторону... :-)
Любил, помню, также прогуляться по забору из деревянного штакетника, который окружал школу... Обходил ее по всему периметру, ни разу не упав... Эх, молодость, молодость.:-) Где ты?...
Рядом со стадионом когда-то усилиями военрука был сооружен подземный, по-моему, 50-ти метровый тир, где мы тренировались стрелять из мелкокалиберных винтовок.
Военрук — фронтовик, майор в отставке, Андрей Семенович Багин. Замечательный человек и настоящий офицер.
Теперь таких нет.
А вот и я... через 31 год после окончания.
А вот и новодельный храм на улице Ломоносова... Когда-то на этом месте был премерзкий пустырь с бетонными плитами и арматурой...
Двойная радуга над городом Вяткой...
А вот старинный Свято-Успенский Трифонов монастырь чудом уцелел при Советской власти...
Посмотрите, какая красота.
Внутри... Снимки расплывчатые, потому что делал их «от бедра», дабы не смущать прихожан...
На территории монастыря есть источник со святой водой.
28 июня 2010 года. День отъезда. И одновременно День пограничника. В Вятке его традиционно отмечают несколько сотен бывших и настоящих пограничников. И мы тоже поехали к Вечному огню посмотреть...
На одной из вышеприведенных фотографий на заднем плане за веселыми пограничниками вы можете увидеть художественный салон-магазин «На семи холмах». Тоже рекомендую посетить в плане приобретения сувениров... Это на Московской улице, недалеко от Вечного огня, напротив гостиницы Центральная
И вот мы уже едем по городу на выезд... Несколько фото по дороге...
Новый мост через реку Вятку.
Как я уже и говорил, обратная дорога после Шарьи нам предстояла через Никольск на Тотьму.
Между Шарьей и Никольском есть страшный участок переломанного асфальта, где-то в районе Пыщуга, по которому приходилось двигаться со скоростью 5 км в час. Но это не спасло.
В одной из ям получил сразу три дырки на правое заднее колесо...
Перед Никольском дорога улучшилась.
Сам Никольск очень понравился, и ландшафтом, и каким-то особым уютом. Видно, что здесь идет спокойная тихая размеренная жизнь. Правда, опять же, пришлось проехать его без остановки, поэтому фотографии получились несколько размытыми, поскольку делались на ходу. В Никольске довольно много интересных деревянных и каменных домов во вполне приличном состоянии.
Далее, после Никольска, навигатор меня отправил по какой-то более короткой дороге налево, хотя очевиднее было ехать прямо... В итоге пришлось опять километров пять проехать по грязной жиже в поле...
И вот мы опять выбрались на трассу...
К вечеру, 28 мая, мы достигли города Тотьмы.
Город Тотьма известен среди путешественников своими сохранившимися церквями необычного архитектурного стиля. Остановились мы там вот в этой гостинице.
Ремонта она не видела лет 30 как минимум, удобства на этаже... но переспать ночку можно...
Поужинать мы отправились в досугово-развлекательный центр неподалеку от гостиницы... Там есть ресторан, по-моему, «Ёлки-палки» называется. Вполне приличный интерьер, приемлемая пища, гуманные цены... Однако очень громкая музыка. Не просто громкая, а запредельно громкая, за порогом слухового болевого ощущения... Давно заметил — чем глуше место, тем громче музыка в кафе...
Крутили «Ксюша-юбочка из плюша», «Черные глаза» и еще что-то из прошлого столетия...
Народ веселился. Мальчики за соседним столиком допивали второй литр водки, между тем, салаты были при этом съедены только наполовину. Другой пищи не было. Очевидно, что на подходе был третий литр.
Девочки неподалеку за «женским» столиком тянули пиво. Такое вот раздельно-половое времяпровождение. Медленная музыка не котировалась, танцующие пары отсутствовали. Судя по всему самое интересное здесь происходит после окончания банкета...
Местные модницы были одеты одинаково экстраординарно: туфли на высоком каблуке, джинсы, спортивная ветровка и дамская сумочка через плечо... Гардеробы отличались только расцветками...
Из положительного — падающих ниц и извергающих выпито-съеденное из собственных недр личностей замечено не было...
Наутро в кафе на первом этаже гостиницы долго ждали свой заказ. Там столовались какие-то спортивные судьи по какому-то виду спорта из Вологодского областного спортивного общества. Это была компания из 10-15 человек в спортивных костюмах, членами которой являлись дедушки и бабушки 60-70 лет... Некоторые бабушки были необъятных размеров, соответственно своему возрасту, и с трудом залезали в автобус после обильного завтрака... Потом пришли спортсмены, молодые пацаны, которые, очевидно, тоже приехали на соревнования, чтобы обеспечить работой этих пенсионеров, а заодно и позавтракать. Глянув на яичницу за 30 рублей, они сказали: «Нет, это не по нашим суточным... » и удалились без завтрака, наверное, показывать высокие спортивные результаты на пустой желудок...
Вот так, господа, у нас обстоят дела с провинициальным спортом. Думаю, что и в спорте высоких достижений все точно так же. «Одни выигрывают кубки, другие гравируют на них имена победителей» (с)… а также едят, пьют, получают другие всякие маленькие радости из спортивной казны... «да... это дело требует самоотречения» (с)
Позавтракав, отправились на осмотр окрестностей. А посмотреть было что. Во-первых, довольно уютное место, во-вторых, храмы, подобных которым, пожалуй больше нигде не найдешь.
Впрочем, смотрите сами:
В одном из храмов находится «Музей мореходов»... Но туда мы не попали, поскольку была суббота, а в субботу и воскресенье там выходной. Ну и правильно. Какой вам музей в выходные? В выходные отдыхать надо. А в музей ходить в рабочие дни... обеденный перерыв для этого как раз подойдет...
После беглого осмотра Тотьмы в середине дня, 29 мая, мы выехали в сторону Вологды.
А вот и обычное дорожное «ассорти»: отремонтированная отличная широкая дорога, отсутствие разметки, ограничение в «40» км, «обгон запрещен» и гибддэшная машина... Ну как же! Самый аварийно-опасный, а точнее, «хлебный» участок. Где ж им еще стоять?
Въезжаем в Вологду.
Здесь недалеко находится Спасо-Прилуцкий монастырь. Заехали посмотреть.
Внутри монастыря, к сожалению, снимать запрещено...
На парковочной площади около монастыря, пока я выходил из машины, нарисовались два чумазых местных гавроша: «Дяденька, а вы не могли бы дать нам со Степкой по пять рублей?», — плаксиво проканючил один из них. Получив по пять рублей на нос и еще не успев их спрятать в грязных портках, гавроши повторили свою фразу: «Дяденька, а вы не могли бы дать нам со Степкой по десять рублей?»... Спрогнозировав дальнейшую ситуацию и оценив инфляционные риски в 100% роста при каждой последующей фразе, мне пришлось применить классический и беспроигрышный прием, сказав: «Мальчик! А может быть тебе еще ключ от квартиры, где деньги лежат?» (с)
На не читавших классиков гаврошей, тем не менее, это произвело существенное впечатление, и они удалились в сторону подъехавшего очередного «буржуя».
Далее рекомендую полюбоваться видами Вологды.
Выезжаем из Вологды в сторону Санкт-Петербурга.
Проезжаем город Шексну. Мост через реку Шексна.
И вот уже близко дом.
По Ленинградской области.
Практически дома. Перекресток пр. Непокоренных и Гражданского проспекта.
Итоги на конец мая 2010 года:
Удачи вам в ваших поездках. Ни монтажки, ни фуражки на вашем пути!
Предыдущие рассказы автора: