|
Добрый день! Решил я всё-таки написать свой отзыв о поездке на Север и Карелию в этом году, хотя ездил первый раз самостоятельно на юг в Крым в прошлом. Мне 29 лет, стаж с 2003 года, владею отечественным автомобилем «Лада-Калина» 2010 г.в. Сам по образованию географ, обожаю природу и путешествия, а также «обозревать» достопримечательности. В летний период на машинке по выходным постоянно ездим в деревню 150 км туда, 150 обратно + ездил неоднократно раньше в соседние регионы, поэтому к дальним поездкам вполне приспособлен :)).
Итак, решили мы в очередной раз съездить на мамину родину на Север, а именно в Архангельск. Последняя (а также первая) на авто поездка туда была в 2005 году, когда у нас была «Ода», но за рулём был старший брат, прав на легковушку у меня тогда не было. А так раньше ездили туда на поезде с пересадкой в Москве или Ярославле и даже когда-то летали самолётом рейсом «Горький—Архангельск»(которого, естественно, давно нет). На «Оде» мы ездили тогда через Шарью, Великий Устюг, Черевково, далее по М-8, обратно через Вологду, Ярославль и Иваново, в этом решили ехать также до Архангельска через Устюг, потом в Карелию по М-8 до поворота на Няндому, Каргополь, Пудож и далее. Дорога туда не вызывала особых опасений: про щебенку на автодороге Котлас—Березник я уже знал не понаслышке, что действительно оправдалось.
Выезд наметили на утро среды, 4 июля 2012. Пробег на момент отъезда 30 030 км. Перед поездкой прикупил ремни, лампочки и другую необходимую мелочёвку, заменил масло, проверил тормоза, полностью снарядил машину, навигатора так пока и не купил, но скажу, что и без него жить можно, т.к. всегда у меня под рукой КАРТА! Таких вещей как палаток, котелков не брали и не берём, так как ночлег планировался в гостиницах или на крайний случай в машине, а еда в основном с собой.
Выезжаем утром в 7:10 4 числа из Нижнего Новгорода, экипаж: я и маман, за рулём всегда я. Погода хорошая, вроде бы всё необходимое взяли, выспались посредственно :), заправили полный бак 50 л по 26,7 руб./л за АИ-92 и вперёд по Кировской трассе в сторону Уреня и Шахуньи, то бишь на север области.
Город проехали быстро, т.к. самый «час пик» ещё не начался. Дороги у нас в области вполне сносные, поэтому проехали быстро. Повернули около Уреня на круговом перекрёстке на Ветлугу и Шарью (1Р-152), благополучно въехали в Костромскую область… и началось… Сначала ямы глубиной далеко за известные 15см :)), потом колеи как раз наверно глубиной 15 см в Шарьинском районе, а затем и вообще почти полностью разбитая дорога возле с. Верхнеспасское после поворота на Кологрив (там ещё есть пост ДПС), засыпанная то ли песком (типа ремонт?), то ли ещё чем, скорость 15-20 км/ч, фотки были, но оказалось, что, к сожалению, удалили… ))
Жалко было больше не свою машину, а многочисленных дальнобоев, которые вынуждены часто там ездить. Позор властям Пыщугского или какого там района «удивительной» Костромской области! И буквально там отрезок максимум 5-7 км, потом нормально — по костромским меркам :))). Проезжая пост ДПС, были поражены местным дорожникам (?), которые вышли из УАЗика-буханки и убирали дорогу от мусора путём закидыванием этого самого мусора подальше от проезжей части на обочину в кусты…)).
После Пыщуга въехали в Вологодскую область, Никольский район, дорога пошла получше и с разметкой, ямы заделаны. Далее Кич-городецкий и Великоустюгский районы с дорогами похуже и поуже… И вот въезжаем в Великий Устюг где-то около 16:30. За день от Нижнего пройдено 630 км при спокойной езде с остановками и расходе 5,5 л/100 км, в баке остаётся литров 12 (1/4), ищем ночлег и находим в самом центре около гостиницы «Сухона» в переулке — название «Постоялецъ», номер есть — 980 (всё в номере) за двоих +100 руб. стоянка. Гостиница новая, двухэтажная, всё добротно и уютно, персонал приветливый — мы были очень довольны, всем советую. Фото ниже:
Город тоже хороший, красивый своими достопримечательностями, конечно, но дороги в удручающем состоянии, мало благоустроенных территорий, что не может не огорчать. В общем, очень обидно за глубинку.. А ведь как красиво! «Здесь Русский дух, здесь Русью пахнет!» — здесь звучит как нельзя очень кстати.
Выезжали на следующий день 5 июля с утра, в начале 8-го, погода была хорошая. Еле нашли заправку (Лукойл), залили до полного — получилось 37,24 л на 1 000 рэ (бензин в Вологодской области стоит также, как и у нас — 26,85 рэ) и дальше в путь! К вечеру надо было приехать в Архангельск и разместиться у родственников. Что порадовало по дороге до поворота на Котлас — это автоэстакада над железной дорогой (в 2005 году мы стояли долго на переезде), объездная вокруг п. Красавино, Приводино и Шипицыно, наличие большого количества АЗС «Роснефть» и общее улучшенное состояние дорог Архангельской области.
Также порадовал тот факт, что за 7 прошедших с 2005 лет значительно снизилась протяжённость щебёночных дорог: в районе Черевкова их стало значительно меньше (максимум 10 км):
Потом идёт довольно долго участок нормальной асфальтированной дороги где-то до Соснового:
А затем такой вот участочек встряски мозгов максимум 40 км:
В каком-то отчёте (не на Drom.ru) по поводу этой дороги в этом году от одного пользователя я узнал, что протяжённость щебёнки с гравийкой 200 км (данные были на этот год!) — не верьте — это Ооочень преувеличено! Через эти 40 км уже за посёлком Кондратовская идёт строительство нормального асфальтового полотна на той самой щебёночной основе:
У посёлка Шидрово пересекаем по мосту реку Вагу (крупный приток Северной Двины), выезжаем на трассу М-8 и без проблем преодолеваем оставшиеся 285 км, так как дорога в основном хорошего качества, движение слабое:
Около 18:00 въезжаем в Архангельск, в котором не были три года. Конечно, в это время много машин и пробочки, правда, для Нижнего Новгорода смешных размеров. Ставим нашу машинку на стоянку возле дома и размещаемся у родственников. Выполняем за три дня программу пребывания в городе:
Нам, «южанам», как всегда понравились белые ночи! Красотень!
Отмечу, что город заметно облагородили в последнее время, стали лучше основные дороги (правда с бордюрами и тротуарами напряг как всегда), поменьше газонов в колючках, а вот дворы остались в прежнем состоянии, увы… Нормального общественного транспорта взамен электрического (трамвая и троллейбуса) так и не появилось ( небольшое количество новых «лиазов» на фоне огромного числа «пазиков» не в счёт), за что жирный минус властям.
Посетили один из дворов пятиэтажных домов на улице Тимме, там я не поверил своим глазам, попали будто во двор где-нибудь в Германии, местные пояснили, что у них тут кооператив:
Съездили в Северодвинск на море, правда не больно теплая водица была — удалось просто ополоснуться, не купаясь:
Погостив, уезжаем 9 июля в 6:30, заправившись до полного на 1 000 рублей по 26,40 на АЗС «Лукойл» на Обводном проспекте. Выезжаем из города в сторону Вологды по М-8 под дождичек, причём не хилый. Проехав километров 200, дождик проходит и погода налаживается, дорога отличная, машин мало. Где-то в Шенкурском районе идет капремонт небольшого участка трассы, асфальт подубит:
Далее поворачиваем на Няндому у посёлка Долматово (как ориентир), и движемся на Каргополь, там ожидался осмотр достопримечательностей и ночлег. Расстояние от Архангельска до Каргополя — 672 км («Автотрасинфо»). Честно говоря, перед выбором дороги от Архангельска до Каргополя долго думал, где ехать: через Няндому или Плесецк, т.к. дорога для меня была абсолютно неизвестна. Но после рассказов родственников про прекрасную «щебёнку» до пос. Самодед от Брин-Наволока(М-8) — дорога на Плесецк, было решено ехать через Няндому, как мы и поступили. Дорога на Няндому:
После Няндомы до Каргополя:
Природа вокруг поражает величественностью и огромными территориями лесов, также много рек, озёр и болот:
Конечно, и на этой дороге без щебня не обошлось и где-то за 20 км перед Каргополем 10 км той самой дороги, причём вроде её ремонтируют и собираются асфальтировать — при нас рабочие ровняли щебень и выкладывали какую-то сетку. Подъезжаем к этому древнему городу в дальнем уголке области, на часах 16:20, пройдено более 630 км. Город небольшой, чистый, красивый, НО опять же неухоженный, с разбитыми дорогами. Я вот одного не могу понять: неужели в бюджете (неважно в каком) нет денег, чтобы привести все древние города в порядок? Это же сокровища нации, наше наследие и культурное богатство! А какая там атмосфера!
Центральная — Соборная пл. Каргополя:
Погуляв немного по городу и отдохнув, решаем ехать далее в Карелию, город Пудож и там заночевать, ведь до него около 170 км, а на следующий день останется до Петрозаводска совсем немного 350 км. Выезжаем на окружную дорогу, переждав сильный ливень. Заезжаем на АЗС «Роснефть» и заправляем машину ещё на 500 рублей, так как неизвестно что там впереди за дорога и где следующая заправка, к тому же впереди граница с Карелией. Хотя по идее оставшегося горючего мне как раз бы хватило до Пудожа. Дорога вся сырая, кругом лужи…но ехать надо :). Сначала идёт асфальт, потом бетонка со стыками, опять асфальт, потом опять бетонка..
Потом это:
Проезжаем мимо Кенозерского национального парка, дорога местами асфальтовая, но петляет изрядно:
Пересекаем границу Архангельской области и въезжаем в Карелию:
Началось почти идеально ровное шоссе, до Пудожа по указателю чуть более 80 км. Какая прекрасная дорога — подумали мы и ошиблись, после пос. Кривцы снова началось…, но ненадолго, потом качество асфальта заметно ухудшилось. Ну вот наконец-то заветная цель видна — город Пудож: асфальт древний, указателей мало, районный центр — значит должна быть гостиница.
Прошли за день более 800 км, конечно, можно было б больше, но я не фанат летать по щебню и гравийке, к тому же за рулём всегда только я. В местном «мотеле», о котором кричала на столбах реклама, недорогих номеров не осталось, в другой гостинице в центре в древнем двухэтажном домишке(говорят, она старая) оказался номер со сдвоенной кроватью по цене 1 000 рэ (1 200 с раздельными кроватями) без стоянки (стоянка 1 00 руб.), холодильника, санузла (только раковина с одной холодной водой), чайника и дыркой в хлипкой двери в виде отверстия для ключа, в котором последний не держался :). Чайник выдаётся отдельно ёмкостью с две чашки (видать, для лилипутов) и коротким шнуром, который видать, у розетки нужно держать в руках, пока чайник не вскипятится, розетка одна на весь «номер»:
Название гостиницы не помню: то ли «Онего-сервис», то ли что-то в это роде со словом «Онего», находится по адресу ул. Калинина напротив пл. Ленина (центр Пудожа), вот она со стороны стоянки:
Состояние машины после грунтовок и щебёнок.
Кстати, душ находится на этаже и на все номера(а их где-то 20 на 2 этаже, про 1-ый не знаю) он один…, туалет тоже по одному на пол. Тот телевизор, что висит на стенке, показывать упорно ничего не хотел :). В общем селиться сюда категорически не советую, только в крайнем случае на 1 ночь.
На следующий день выезжали не рано, около 9 утра, на улице пасмурно, потом пошёл дождик. На одометре 32 000 км, заправились на 200 руб. на заправке «ТНК» на всякий случай (их в Карелии много) и двигаем в сторону Петрозаводска (расстояние до него от Пудожа чуть более 360 км) — по шоссе на Медвежьегорск. Дорога изобилует ямками, неровностями, местами вообще разбита, ехать нужно медленно. Естественно, пару раз бабахнул, никуда не денешься — всех ям не объедешь :). Шоссе проходит вдоль восточного побережья Онежского озера, которого с дороги почти не видно; природа — надо видеть: много быстрых и не очень речушек с валунами, красивые леса с характерным белым мхом и камнями.
У городка Повенец проезжаем шлюзы, дороги разные и качество асфальта не радует :). Приближаемся к Медвежьегорску, город расположен на горах, поросших густым еловым лесом. В центре города запомнилась статуя медведя, символа города, говорят, что их здесь много… Также сплошь страшный асфальт. Далее поворачиваем через развязку на М-18 и следуем в сторону Петрозаводска — отличное двухполосное шоссе с красотами северной природы:
Жалко, что скалы измалёваны проезжающими людьми и складывается ощущение, что едешь посреди свалки ТБО… По трассе заезжаем в заповедник «Кивач» (где находится одноимённый водопад), до которого от М-18 8 км по лесной дороге. Там нам очень понравилось.
Посмотрев водопад и местную природу, а также прикупив сувенирчиков, едем дальше — на дачу к маминой подруге, у которой мы и жили три дня пребывания в Петрозаводске. Оттуда мы ездили в сам город, а также на первый российский курорт «Марциальные воды», открытый ещё Петром 1.
Петрозаводск: город чистый и красивый, а вот состояние дорог…, особенно на центральных улицах, таких как пр. Ленина,…— о, мама! Кстати, желающих сплавать на «Метеоре» на всем известный о. Кижи, ждёт пренеприятнейшее событие — цены, ну, просто космические!!! К слову, если одному туда и обратно, причём без экскурсии — 2 500 руб., то уже вдвоём 5 000 руб. Это обстоятельство, конечно, настроение сильно подпортило и было решено оставить эту сумму на очередное погашение кредита :). Видимо, цены ориентированы на сытеньких иностранцев.
«Метеорами» и другими «крылатыми» владеют теперь частные конторы, вероятно от того «хорошие» цены. Конечно, есть скидки, но они распространяются в основном на местных жителей…
Побывав в столице Карелии, выезжаем 13.07 утром в 7:00 (на одометре 33 098 км) в сторону Вознесенья на юг по шоссе Р-19. На выезде из города в микрорайоне «Ключевая» заправляемся до полного на небрендовой заправке по 26 руб. 38 л. Шоссе не лучшего качества проходит вдоль побережья Онежского озера, затем за посёлком Рыбрека переходит в мелкий грейдер на песчаном основании, по которому можно легко двигаться 70 и даже больше, на границе с Ленинградской областью дорога переходит в «графитку» и сильно петляет по лесу, но скорость спокойно 60-70, покрытие ровное, и выходит к посёлку Вознесенье Подпорожского района.
Тут у реки Свирь, что относится к Волго-Балтийской водной системе, паром, который работает примерно 1 раз в час-два (как повезёт, главное не попасть с 11 до 13 — похоже, у них обед). Стоимость переправы на легковой машине — 170 р.
Далее следуем по направлению Вытегры и через 18 км въезжаем в Вологодскую область. Дорога паршивого качества, асфальт в ямах, от границы пошла грунтовка… Дальше до Вытегры если и асфальт, то очень старый и заляпанный, но в основном грунтовка со щебнем, которая в непогоду становится просто грязью…)
Кстати, на этой «трассе», что именуется в атласе как Р37, есть очень приличный участок асфальта — 15 км, потом опять убитый грунт… Проезжаем Вытегру: несмотря на то, что вроде есть на что посмотреть(музей «Подводная лодка», соборы) стараемся проехать как можно быстрее… Дело в том, что дорог в городе почти нет, как и похоже автобусов — весь местный люд передвигается по городу вдоль улиц по грязи)) Через город проходит Волго-Балтийский канал, а также на север вдоль восточного берега Онежского озера отходит а/дорога Р5 на Пудож и Медвежьегорск. Мы же следуем в сторону областного центра — Вологды. Дорога узкая и местами довольно убитая, меняет высоты, хотя трафик средний и машин с московскими номерами предостаточно (видать многие едут в отпуск из центра в Карелию). После Липина Бора дорога переходит в приличное шоссе километров 50, по которому можно ехать быстро и не напрягаясь и так почти до Ферапонтова. Одной из наших целей было также посещение Ферапонтова и Кирилловского монастырей, поэтому ненадолго останавливались там, а ночлег предполагалось устроить в Вологде.
Ферапонтов монастырь, где хранятся фрески Дионисия:
Кирилло-Белозерский монастырь, основанный в 1397 году (город Кириллов):
Монастыри очень красивые, сам древний город Кириллов не понравился опять-таки убитыми провинциальными дорогами и общей неблагоустроенностью, за что жирный минус местным властям. Так как город находится в пределах национального парка «Русский Север», окрестности изобилуют красивейшими озёрами, лесами, глаз не оторвать от местной спокойной, размеренной жизни… И зачем нам после этого города-миллионники ?..:)
Далее едем на Вологду по Р-5 и подъезжаем к городу в девятом часу. На календаре пятница, поэтому поток машин в основном устремляется в направлении области. Шоссе среднего качества, но почти прямое, как взлётно-посадочная полоса, проходит вдоль Кубенского озера, которое так же вытянуто с северо-запада на юго-восток. В Вологде находим в центре гостиницу с таким же названием, что и город, и размещаемся.. Цена вопроса — 1 012 руб. без стоянки (она стоит 150) за самый дешёвый двухместный «советский» номер с умывальником и телевизором, удобства на этаже, душ отдельно на втором этажа ниже и за дополнительную плату — 100 руб.))) Ладно хоть лифт на 5-й этаж имеется, а то в некоторых и вовсе нет.
Наутро следующего дня, отдохнувши и позавтракав, выезжаем через город (осмотрев основные достопримечательности города), снова в сторону Архангельска по М-8, чтобы потом попасть в Тотьму, а потом через Никольск и Шарью вернуться к себе домой в Нижегородскую область. Кстати, хочу заметить, что за этой гостиницей во дворе есть неплохая столовая, где можно отлично и недорого поесть, а также прикупить в дорогу вкуснейших местных пирогов с картошкой, которые называются шаньгами (похожи на ватрушку). Сам город понравился своей простотой и ухоженностью, а также очень красивыми древними соборами и кремлём.
Подпись к последним фото: стела на въезде, в гостинице «Вологда», сквер на проспекте Победы, Кремлёвская пл.
Перед выездом из города полюбовались красивейшим Спасо-Прилуцким монастырём (1371 г.), что находится около железной дороги на Архангельск в посёлке Прилуки. Затем заправились на 800 руб. до полного и в путь! Цены на бензин аналогичны нижегородским — 26,85 за литр 92-го.
Трасса М-8 от Вологды до поворота на Великий Устюг и Тотьму у деревни Чекшино — это прекрасное шоссе с небольшим трафиком и, естественно, фурами. Заправок по пути достаточно, придорожные сервис присутствует. Хочется отметить, что на территории Вологодской области присутствуют в основном заправки «Лукойл», тогда как в Архангельской больше «Роснефть», а в Карелии «ТНК». В принципе АЗС вполне хватает, проблем нет. От Вологды до Тотьмы расстояние 205 км, после поворота с М-8 дорога тоже вполне приличного качества.
А вот и Тотьма, которая основана аж в 1137 году, славится своими неповторимыми почти нигде церквями и богатой историей. Всем советую посетить, это стоит того. Как говорится: лучше один раз увидеть…
А это река Сухона, которая два раза в год меняет направление своего течения:
Останавливаемся в Тотьме на обед, а затем едем дальше на Никольск. Дальше, после проезда моста через Сухону, дорога идёт качеством похуже, иногда встречаются ямы, а после села имени Бабушкина идёт бетонка, здесь можно и разогнаться — на ней ям я почти я не заметил, стыки в основном все аккуратно подогнаны. Движение по шоссе слабое, кругом лес и вологодские поля, причём засеянные. Через 200 км от Тотьмы у Никольска возвращаемся на прежнюю трассу нашего путешествия, как бы замыкая круг, и благополучно достигаем к позднему вечеру своего дома.
Итак, подводя итоги путешествия, можно сказать: понравилось ОЧЕНЬ, расходы на топливо небольшие, расход по трассе в среднем — 5,5 л/100 км (по компьютеру). По завершению пробег был 34 515 км, пройдено 4 485 км, истрачено на топливо — 6 820 руб. + паром 170 руб.+ 3192 руб. за гостиницы + 3 000 руб. на сувениры и еду. В итоге получаем 13 182 рубля за 1,5 недели и масса положительных эмоций. Отдохнуть, конечно, тоже получилось, несмотря на дорогу, ведь ехать в «Калине» вполне удобно.
Насчёт машины: ни разу не подвела, в принципе, как и до этого. Если что, запчасти на «Ладу» везде присутствуют, да и сделать можно многое самому. Благодаря отличной маневренности, высокой посадке, хорошей вместимости и экономичности, ездить на ней просто приятно. Насчет заправок: почти везде без проблем, к тому же бака «Калины» (50 л) хватает на 800 км при расходе 5,5-6,0 л/100 км. По поводу дорог: щебёнка, конечно, не лучший вариант, но лучше сырой глины и просёлка :). Одно хочу сказать, подвеска «Калины» жёстковата, хотелось бы чуть помягче.
Спасибо всем, кто осилил мой рассказ. Извиняюсь за большой объем, но покороче не получилось… :)) Если есть вопросы, спрашивайте — с удовольствием отвечу.