|
Вот уже целый год горячее желание прокатиться по нашей стране, что называется, от края до края не давало мне покоя. И наконец, без конца терзаемый смутными сомнениями, решаюсь всё-таки выделить под эту авантюрную затею несколько месяцев своей жизни, а дабы соблюсти закон, на чуть-чуть увольняюсь из своей родной и горячо любимой компании. Как всегда, на коленке составил свой одиночный маршрут, в котором значилось только два города: Владивосток и Мурманск. А всё остальное в пути стало для меня одной сплошной импровизацией, без конкретной привязки к определённым датам, городам, достопримечательностям, да и просто красивым местам. В общем, решил: будь, что будет… Хотя всё-таки в планах у меня было ещё горячее желание посетить в этой поездке Грузию и Норвегию, всё равно ведь буду недалеко от них находиться…
В этот раз моим верным железным конём стала беcпробежная праворульная Мазда Фамилия 2012 года, которую я уже успел с успехом протестировать на наших приморских дорогах, совершив небольшое путешествие, подробно описанное мной в недавнем весеннее-летнем отчёте.
Помня прошлогодние блуждания по некоторым городам нашей страны, в этот раз решено было взять с собой автомобильный навигатор. Поскольку никогда в жизни я этим устройством не пользовался, основным критерием выбора для меня являлись: средняя цена, хорошие отзывы и небольшой размер самого навигатора. Так я очень скоро стал владельцем пятидюймового навигатора Lexand SA5 HD+ с предустановленными картами Навител.
Кстати, в процессе эксплуатации я понял, что в своих суждениях глубоко ошибался, и размер устройства с разрешением экрана для водителя всё-таки имеют немаловажное значение, т. к. позволяют выводить на дисплей значительно больше актуальной информации.
Кроме того, в дороге меня сильно напрягало, что при выключении зажигания, если вовремя не ткнуть кнопку погружения навигатора в анабиоз, то в следующий раз он просто не включится автоматом, и мне нужно будет обязательно нажать кнопочку включения на самом устройстве. Зачастую я это замечал, только когда уже был в пути, и мне не совсем было удобно это делать. Ведь кроме включения самого навигатора, нужно было в самом меню ещё зайти в навигацию, потом закрыть какое-то вылетающее промежуточное окошко с неактуальной для водителя информацией и в оконцовке увидеть ещё одно окошко с предупреждением о том, что делать настройки навигатора непосредственно в дороге очень опасно, и тем не менее, мне каждый раз приходилось выискивать и нажимать очередной крестик на дисплее. Зачем выводилось это сообщение на экран, мне было не совсем понятно, ведь разработчики явно должны были понимать, что часть водителей будет включать навигатор непосредственно в дороге, так зачем же всё и так усложнять. Можно было бы сделать просто кнопку мгновенного включения — просто надавил её, и навигатор бы тут же включился с последним забитым в его память маршрутом. Отключить в настройках навигатора вылетающие окошки я так и не смог, поэтому пришлось с этим смириться. А если добавить к этому то, что сенсор дисплея реагировал не на каждое моё прикосновение к экрану, то становится совершенно понятно, что при маленьком размере экрана, совершая на ходу с десяток касаний пальцем дисплея навигатора, я мог совершенно нечаянно зайти уже в другую менюшку, откуда мне также нужно было каким-то образом выбираться. Может, это только у меня попалась такая капризная модель, но по итогам поездки я сдал его в ремонтную мастерскую, где в нём был обнаружен производственный брак, а само устройство впоследствии признано неремонтопригодным. Кстати, при его покупке в магазине электроники мне сказали, что устройство новое, поэтому реагирует на прикосновения чуть заторможенно. Но это скоро пройдёт, экран разработается, и вы станете счастливым обладателем этого чудо-навигатора. В общем, хорошенько наездили мне по ушам, сбагрив последнюю витринную модель этого навигатора.
Я, конечно, очень извиняюсь за это маленькое отступление, которое просто не смог оставить за пределами данного отчёта.
Итак… Ранним, практически ясным и солнечным утром, выехал от своих родителей в сторону Хабаровска.
Добравшись к обеду до этого замечательного города, уладил там некоторые личные дела, а потом немного прогулялся по его зелёным улицам. Однако задерживаться здесь надолго не стал, и к вечеру был снова в пути, остановившись на ночь неподалёку от Биробиджана, где мне в голову заползла довольно здравая мысль об утреннем посещении этого небольшого дальневосточного городка, расположенного всего в десяти километрах от федеральной трассы.
Поскольку я первый раз в жизни оказался в Биробиджане, то совершенно не знал, где что в нём находится и куда же мне вообще сначала лучше поехать. Так я потихонечку двигался по его пустынным утренним улочкам, в надежде, что вдоль дороги появится какой-нибудь указатель с направлением центра города. Никаких информационных знаков по пути я не заметил, а может, и просто их проглядел. Однако минут через десять неспешной езды заметил впереди что-то вроде городского парка и решил остановиться рядышком с ним.
Несмотря на то, что на моих часах было уже шесть утра, в парке уже было довольно людно. Здесь же я познакомился с пенсионером МВД, который мне немного рассказал о Парке Победы, в котором мы сейчас находились, а дальше уже провёл небольшую обзорную экскурсию по этому маленькому, невероятно аккуратному, тихому и спокойному зелёному городку.
Спустя пару часов, мы, сделав большой круг по улицам Биробиджана, вновь оказались в Парке Победы, где я тепло попрощался с моим случайным гидом и направился к своей машине, припаркованной неподалёку.
Пока машина прогревалась, я переложил некоторые вещи на переднем сиденье и решил забить свой дальнейший маршрут в навигатор. На удивление, тот не подавал никаких признаков жизни… Видеорегистратор также ловко прикинулся мёртвым… Бросил взгляд на разветвитель, где сразу заметил потухший индикатор питания, сигнализирующий о том, что свои функции он попросту не выполняет… Перекинул питание регистратора напрямую в прикуриватель — тоже не работает… Понятно, что сгорел предохранитель… Вскрыл блок предохранителей и попытался разыскать среди них нужный… Но из этой затеи также ничего хорошего не вышло, т. к. инструменты были завалены вещами в багажнике, а без них аккуратно вытащить нужный предохранитель из блока не представлялось возможным. Решил всё подключить по-старому, дальше ехать на заправку Роснефти и там уже со всем разобраться…
Слегка погружённый в размышления о замене сгоревшего предохранителя не заметил притаившийся на пустынной улице светофор и нечаянно проехал перекрёсток на красный свет… Инстинктивно напрягся, невольно ожидая неотвратимого наказания за своё грубое нарушение... Пронесло…
Минут через пять езды по городу, с удивлением заметил, что регистратор работает… Ткнул пальцем в навигатор — тоже работает… В общем, всё оказалось просто до безобразия… Поскольку машина была мною заведена с брелока, то электросеть автомобиля спокойно дожидалась от меня некоторого условного сигнала. И даже при повёрнутом ключе в замке зажигания, нужно было обязательно нажать ещё и педальку тормоза.
Кстати, когда выезжал из Биробиджана, навигатор решил мне показать своё знание местных просёлочных дорог и повёл меня сначала по хорошей асфальтовой, потом по грунтовой, а в оконцовке по невероятно разбитой лесной дороге с огромными ямами и кучей грязи, где я уже просто не выдержал и, развернувшись в обратном направлении, спокойно выехал из города, просто следуя самым обыкновенным дорожным указателям.
За Биробиджаном убил с полчаса времени, пытаясь найти свою автомобильную страховку. Нашёл её с третьего раза в бардачке на самом верху, хотя всё это время думал, что переложил её во время уборки куда-нибудь подальше в салон. В общем, вздохнул с облегчением и с лёгким сердцем отправился в путь.
Как всегда, не смог проехать мимо стелы Москва—Владивосток, не остановившись.
Как и в прошлые года, в некоторых регионах меня встречали огромные тучи мошки, комаров и слепней. Поэтому выход даже на минуту за пределы салона автомобиля был для моего организма ещё тем испытанием…
Неподалёку от Белогорска, прямо посреди поля, поймал такой сильный порыв ветра, что мою машину чуть не сдуло на встречную полосу. Спасла появившаяся после небольшого происшествия, лет пятнадцать назад, привычка всё время держать руль мёртвой хваткой. Раньше же, после окончания института, из машин у меня были только двухдверные Супры и Соареры, которые зачастую водил, удерживая руль одним лишь только запястьем. Да, хорошее было время, когда тебя останавливали гаишники не за сам факт нарушения, а просто для того, чтобы перекинуться парочкой слов о самой машине или же из любопытства, спрашивая разрешения заглянуть ещё и под капот, и при этом, нисколько не смущаясь своего невольно вырвавшегося нецензурно-восхитительного возгласа…
Чем дальше я уезжал от Владивостока, тем короче становились ночи, отблески заката можно было заметить ещё во втором часу ночи, а в половине пятого уже начинало светать…
Дорога от Хабаровска была практически вся отличного качества, за исключением одного небольшого участка с амурскими волнами. На одной из них мой автомобиль так сильно подбросило, что вылетевшая из багажника запаска так приласкала мой новенький ноутбук, что он попросту приказал долго жить, как потом оказалось, из-за лопнувшей от удара матрицы.
Заправляясь на заправке в Чернышевске, заметил, что многие местные водители здесь получают бензин по талонам.
При подъезде к Чите в воздухе явно чувствовался опьяняющий аромат хвойных лесов. Не знаю, почему, но я этого не замечал в своих прошлых поездках, поэтому для себя решил, что всё это связано с установившейся здесь жаркой и безветренной погодой.
Кое-где мелькают остатки старенькой федеральной трассы, идущей параллельно. Асфальт на ней ещё приличного качества, но только весь покрыт ковром из опавших сосновых и лиственничных иголок…
В этом году решил не объезжать Читу, а проехать прямо через центр города и прогуляться по её главной площади.
Вернувшись к машине, обнаружил внутри салона, несмотря на слегка приоткрытые окна, просто адское пекло, весь шоколад и конфеты стали жидкими, а двухлитровая Кола была практически на грани кипения… Салонный термометр показывал плюс сорок четыре градуса… Врал, наверное…
Неподалёку от Читы, мне в лобовое стекло прилетел камешек от встречного грузовика, на щелчок от которого я не обратил поначалу никакого внимания, т. к. визуально со стеклом всё было в порядке. И только километров через триста я, поправляя своего штурмана на панели, заметил закрытую им от меня небольшую розочку. Во избежание распространения трещин заклеил её скотчем и продолжил движение к своей цели.
Неподалёку от Улан-Удэ попал в небольшой дождик, но всё равно, как и планировал, решил подняться к Хозяину Селенги. Забираться вверх по практически вертикальной, постоянно осыпающейся глинистой горке удовольствие то ещё… Пока поднимался, хотелось несколько раз бросить всё и спуститься назад в тёплую и сухую машину. С такими мыслями я слегка потерял направление и поднялся метров на двадцать-тридцать выше Хозяина, но вовремя это заметил.
Вот здесь-то меня и настиг самый настоящий ливень. Пришлось забиться прямо под Будду, и там переждать грозу. На спуске уже запоздало осознал, что склон после сильного дождя стал собой представлять самый настоящий каток. Скользкими были и камни, и трава, и размокшая глина… А на ногах у меня надеты самые обычные спортивные туфли с гладкой подошвой… С тем же успехом я мог здесь спускаться зимой на лыжах. И вот, с грехом пополам, местами на пятой точке, периодически слыша откуда-то далеко внизу адресованные мне, а может, и самому Хозяину, гудки от проезжающих мимо автомобилей, я всё-таки спустился вниз к своей машине. Да… В этот день я замёрз и извозился в грязи, ну, просто от души…
На перевале за Култуком, остановился на видовой площадке и купил себе несколько безумно вкусных омульков горячего копчения.
Пока наслаждался видами, меня попросили устроить небольшую фотосессию… Отказать не смог, да и девушка оказалась красивой…
Кстати, в Слюдянке со знакомой заехал на местную достопримечательность — Шаманский мыс, который меня, честно говоря, не сильно впечатлил. Может быть, это и было связано только с довольно большим количеством мусора, скопившемся в культовом месте, как на берегу, так и в прилегающем к нему леске.
Далее в моих планах был Ангарск, Иркутск и Листвянка, с возможным посещением Аршана и Ольхона. На всё это я планировал потратить дней десять, заодно и попробовать сдать в ремонт свой пострадавший в дороге ноутбук.
Очередной глюк мой навигатор словил, когда я с Ангарска решил прокатиться в Листвянку… Указал ему населённый пункт и поехал по его голосовым подсказкам. Мне сразу не очень понравилось, каким путём он решил меня вывести из города — мы ехали в совершенно противоположную от Иркутска сторону. Но, решив, что он просто ведёт меня на объездную дорогу, я набрался терпения и покорно стал следовать по проложенному им маршруту. То, что навигатор окончательно заблудился, я понял в тот момент, когда на перекрестке Иркутск — Красноярск, он уверенно повёл меня в сторону Красноярска. Расстояние до Листвянки по предложенному им маршруту было около трёхсот пятидесяти километров… Развернулся… Навигатор матюгнулся и предложил вернуться на ранее проложенный им маршрут… Вежливо отказался… Через несколько километров он вновь перестроил маршрут, по которому до Листвянки было уже чуть больше ста тридцати километров… Но я, в отличие от навигатора, знал ещё более короткую дорогу и свернул на одном из перекрёстков, на малоизвестную для него дорогу. Прибор снова грязно матюгнулся, но перестроил маршрут, сократив его ещё на полтора десятков километров, и далее вёл меня уже в верном направлении, без всяких своих выкрутасов…
Кстати, вердикт сервисного центра, в который я сдал свой ноутбук на диагностику, гласил, что матрица требует замены, нужной в наличии нет, а ждать её доставки нужно около месяца. Пришлось забрать ноутбук с собой, в надежде, что нужная матрица окажется в каком-нибудь сервисном центре в одном из крупных городов по дороге. Сразу оговорюсь, что нужной матрицы не оказалось в наличии ни в Красноярке, ни в Новосибирске, ни в Омске, ни в Тюмени, ни в Ярославле, ни в Мурманске… В общем, всё оказалось печально… Поэтому, чтобы не таскать ноутбук мёртвым грузом в салоне своего автомобиля, в итоге сдал его в сервисный центр Мурманска, где его смогли реанимировать всего за полтора месяца, доставив к ним нужную запчасть из такого родного для меня Владивостока… С учётом нереальной продолжительности ремонта я оставил все документы на него своей хорошей знакомой, попросив забрать его из сервисного центра и дальше уже распорядиться им по своему усмотрению. Но с единственным условием, что в следующий раз, когда я к ней приеду, вся моя бесценная информация с него должна быть возвращена мне в целости и сохранности.
Пока отдыхал в Иркутске и Ангарске, решил всё-таки скататься ещё и в Монголию, благо, что погранпереход находится в стороне Аршана, куда я всё равно планировал заглянуть. По пути заехал в магазин электроники, где прикупил себе в дорогу новый ноутбук.
Заодно решил глянуть дорогу в Улан-Батор… Глянул… Сразу стало понятно, что проехать на моей машине в Улан-Батор можно только через Улан-Удэ, а это нужно вернуться назад километров на пятьсот, а затем повернуть в сторону погранперехода Кяхта… В общем, всё оказалось довольно весело… Ладно, пять километров для собаки не крюк… Поехали… Но только с утра, чтобы днём успеть пройти через погранпереход…
По дороге заехал в Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь, расположенный неподалёку от Улан-Удэ… Когда подъехал к монастырю, мне показалось что он закрыт. Чтобы рассмотреть его территорию получше, пришлось зайти к нему с тыльной стороны и забраться на разрушенную монастырскую стену.
Затем, сделав круг вокруг монастыря, обнаружил, что его ворота гостеприимно открыты для всех желающих…
Оставил машину на парковке рядом и пошёл прогуляться по территории монастыря… Внутри было всё чисто и ухожено, некоторые здания были на реставрации. Недавно был праздник Троицы, поэтому монастырь был украшен множеством берёзовых веток, поставленных в воду.
Попросил разрешения пройти до колоколов звонницы и сфотографировать их, разрешили без проблем…
К обеду добрался до Гусиноозёрска…
В Кяхте оказался часа в три. Немножко прокатился по городку и отправился к погранпереходу, неподалёку от которого на Роснефти залил себе в бак под завязку девяносто восьмого бензина… Мало ли что там в Монголии…
Таможню на машине я проходил первый раз, поэтому всё мне здесь казалось в диковинку. Когда отъезжал с Роснефти, увидел возле погранперехода довольно длинную очередь из машин. Справа стояли грузовики, слева легковые автомобили. Попытался спросить водителей других машин, какие вообще документы нужны для того, чтобы въехать в Монголию и сколько примерно времени мы будем стоять в этой автомобильной очереди. Но моя попытка оказалась провальной, т. к. абсолютно весь стоящий в очереди народ оказался вовсе не бурятами, а монголами, которые по-русски не понимали вообще ничего. Жесты, кстати, тоже…
Пока стоял в очереди, ко мне несколько раз подходили монголы и, как я понял, просили их за деньги перевезти на монгольскую территорию… Каждый раз отвечал вежливым отказом, мотивируя тем, что в машине вообще нет места, а переднее сиденье только для документов и ноутбука, и даже штурману нашлось место только на передней панели под лобовым стеклом… Да и мало ли что они ещё могли с собой везти… Но здесь, наверное, только автомобильный переход, поэтому пешеходам, так просто не пройти… Вот и ищут они с кем перебраться на свою сторону…
Минут сорок очередь не двигалась, потом далеко впереди заметил небольшое движение и для себя сделал выводы, что на территорию погранзоны стали пропускать только легковые машины, причём с довольно приличной скоростью. Минут через пятнадцать дошла очередь и до меня. Поехал просто держась за впереди идущей машиной и когда она остановилась, встал неподалёку от неё, подошёл к нашему таможеннику, разговорились с ним и оказалось, что он проходил военную службу у нас в Приморье — в Фокино… У него же я узнал дальнейший алгоритм своих действий на российской границе.
Видя, что монголы выгружают абсолютно все свои вещи из машин на землю, на всякий случай уточнил у знакомого пограничника, нужно ли и мне это делать. Ответил, что нет… Оказалось, что все эти машины они знают уже наизусть, по определённым дням они возят яйца, мясо, овощи и другие товары. Причём везут это всё, только для «личного» потребления и в максимально допустимом объёме. Понятно, что в дальнейшем всё это ими продаётся, но все нормы и законы вроде бы оказываются соблюдены, вот и приходится нашим таможенникам, таким образом, слегка приводить их в чувство. Путешественников, как правило, они не трогают…
Пока ждал своей очереди, заметил парочку наших дальнобойщиков и подошёл к ним, чтобы поздороваться, заодно и узнал, какие документы мне нужно будет оформить для машины на монгольской территории, чтобы потом не попасть в какую-нибудь нелепую ситуацию. Ну, и курс монгольской валюты тоже уточнил… Это чтобы не быть обманутым монголами.
В общем, минут через пять, когда очередной монгольский автомобиль был досмотрен, таможенники обратили внимание на мою машину. Подошли и попросили открыть задние стёкла. Я перегнулся назад через передние сиденья и крутанул ручку на двери, чтобы открыть стекло. Таможенник заглянул внутрь, что-то там увидел и спросил только: «Вёсла?». Я слегка обескураженный таким вопросом, ответил, что никакой лодки я с собой не везу, наверное, он что-то не то увидел. Тут уже настала очередь удивиться таможеннику, а я, видя несколько озадаченное его лицо, стал понимать, что я что-то не то ляпнул… И тут до нас одновременно дошёл смысл всего нами сказанного, и мы просто от души посмеялись над этим парочку минут, и потом, заверив сотрудника таможни в том, что у меня ничего запрещённого нет, был отпущен им с миром.
Далее получил какие-то бумажки, поставил штампик в паспорт и поехал в направлении монгольской территории.
Учитывая скорость моего прохождения российской границы по зелёному коридору, на монгольском её продолжении я был первым посетителем, и мои надежды на то, что буду просто держаться за впереди идущими машинами, не оправдались.
Пока ехал к границе, увидел, что дорога разделяется на несколько частей, которые идут параллельно друг другу, в одном и том же направлении. На самой крайней из них увидел открытые ворота и решил ехать прямо туда. Проехал… Никто не вышел… Понял, что нужно ехать к следующим… Проехал ещё одни… Опять зелёный свет… Понимаю, что что-то не то… Чуть проезжаю, глушу машину и иду метров сто пятьдесят назад… Нахожу в одной из будок монгольских таможенников, протягиваю им свои документы и спрашиваю, что мне делать дальше… Они смотрят на меня, на документы, потом спрашивают, где же моя машина… Показываю им пальцем, в свой стоящий далеко за колючкой автомобиль. Вижу, как их глаза округляются, понимаю, что я опять что-то сделал не так…
Оказалось, что я просто проехал таможенный пост по какой-то служебной полосе с тыла, и они ничего не заметили. А на другом посту меня просто автоматически пропустили, т. к. я ехал, можно сказать, как их коллега…
А моя машина, с неоформленными для пересечения границы документами, находится уже в Монголии. Спрашиваю разрешения вернуться на ней и закончить все требуемые монгольским законодательством процедуры… В общем, машину мне трогать запретили, я побежал на своих двоих оформлять нужные документы у монгольских пограничников, заверив их, что я обычный путешественник и никакого оружия в моей машине нет… Заодно оплатил ещё и услуги санобработки, которую, кстати, тоже не проходил… В общем, опять оформил кучу бумажек, одну из которых я должен был здесь предъявить на обратном пути, потом заполнил анкету, поставил въездной штампик в паспорт и побежал к своей машине… Но был перехвачен по дороге ещё одним бдительным монголом, который оформлял страховки на машину… Оплатил за её месячный вариант тысячу восемьсот рублей, плюс четыреста рублей транспортного налога и тем самым, к шести вечера, стал полноправным участником монгольского дорожного движения. Деньги поменял здесь же по курсу один к тридцати…
Сразу же заметил, что мой навигатор совершенно не знает Монголии… К этому я был не готов… Бумажных карт у меня тоже нет… На всякий случай, пользуясь всё еще не пропавшей сотовой связью, скачал электронную карту Монголии, решив в дальнейшем ориентироваться по ней, т. к. на дорожные указатели у меня была очень слабая надежда… Но, как оказалось на деле, указатели в сторону Улан-Батора встречаются довольно часто…
Также, пользуясь моментом, пока была российская связь, под Алтанбулагом, созвонился со своей знакомой и слегка над ней пошутил, сказав что я где-то в Монголии, а где — не знаю, как вернуться домой, ума не приложу, т. к. денег наличных нет, карт дорог нет, никто вокруг меня по-русски ничего не понимает… Порадовался, что за меня искренне кто-то переживает и раскрыл все свои карты… Чуть не был убит прямо по телефону… Потом вместе посмеялись и в хорошем настроении завершили наш разговор….
За Сухэ-Батором был остановлен бдительным полицейским… Жестами попросил предоставить ему свои документы… Дал монгольскую страховку, своё водительское и техпаспорт… Что-то в моих документах ему не понравилось, и он стал что-то кричать своему напарнику, копошащемуся в автомобиле…
Понимая, что монгольская страховка у меня в порядке, СОР тоже — самый обыкновенный, решил, что проблема кроется в водительском удостоверении, которое у меня старого образца — бумажный вариант, заламинированный сверху…
Даже в России на это обращают внимание: «О, а что у вас, в Хороле новых бланков нет?», «И клея тоже?» — просто моя фотография к водительскому пришпилена степлером… «И что, одной скрепки в степлере не хватило?» — и правда, только три уголка моей фотографии из четырёх закреплены скобками, четвёртый же, как круглый сирота, сам по себе… А сверху всё это произведение искусства покрыто ламинатом… В общем, каждый раз российские гаишники, глядя на это, улыбаются и иногда даже начинают проверять по базам, действительно ли такое удостоверение существует в природе…
Но нет, водительское удостоверение, похоже, монгольского полицейского устроило, раз он сейчас вернул мне все мои документы… Что же тогда ему от меня нужно… И тут вижу, что второй полицейский вытаскивает из машины какой-то чемоданчик и уверенным шагом идёт к нам… Решаю, что это тест на алкоголь и сейчас я буду дуть в трубочку… Хотя размер чемоданчика меня смущает, но, может, у них там просто нет компактных приборов…
Но этот полицейский с невозмутимым видом проходит мимо меня, открывает дверь моей машины и садится на переднее пассажирское сиденье… Первый же всё это время безуспешно пытается мне объяснить, что именно от меня требуется… Ясно, что нужно куда-то ехать, но только куда… Мой пассажир решает всё взять в свои руки и просто показывает жестом «Вперёд!»… Но я же не знаю, какие правила в Монголии и очень переживаю, что могу их нарушить прямо при полицейском… Показываю на спидометр и знаками пытаюсь от него добиться, с какой же скоростью я должен сейчас двигаться по дороге… Не понимает… Достаю ручку и начинаю ему, показав на спидометр, рисовать цифры 60, 70, 80, 90… Наконец, он всё понимает, улыбается и тыкает в цифру девяносто… В общем, можно ехать…
Дороги Монголии мне показались пустынными, поэтому ехать на скорости даже девяносто километров в час, оказалось довольно комфортно… Но вскоре я догнал грузовик, который шёл с максимально допустимой скоростью. Обогнать его при своём пассажире я не мог, т. к. боялся налипнуть на штраф. Через пару минут полицейскому надоела эта картина, и он жестом разрешил мне обгон и далее уже позволил ехать с комфортной скоростью сто-сто двадцать километров в час… Добравшись до следующего поста, где начиналась платная дорога, я его высадил и без оплаты, не спеша, поехал в сторону Улан-Батора…
Стоит заметить, что если российские дороги, помимо прочего, радовали меня ароматом хвойных лесов и цветущих полей, то уже в Монголии моим носом явно улавливался чуть горьковатый, но нисколько меня не напрягающий, запах полыни…
В девятом часу вечера проехал третий по величине город Монголии — Дархан, где установлен памятник металлургам…
Дархан мне запомнился также тем, что проезжая по одной из улиц города с открытым окном, получил из-под колёс попутной машины, идущей по правому ряду, бодрящий заряд дождевой воды, оставшейся в виде лужи от недавно прошедшего ливня. Поток был настолько плотным, что и я, и половина салона моего автомобиля, за одну секунду стали совершенно мокрыми. Даже выемка под ручкой двери была до самого верха наполнена водой. Ладно… Ничего страшного… Сам парочку раз устраивал во Владивостоке такую же мойку своим соседям по полосе слева…
В Монголии часто на проводах ЛЭП встречаются какие-то шарики непонятного мне назначения, может там просто соединение проводов, а может, и ещё что-нибудь…
Несмотря на вроде бы кажущуюся малонаселённость Монголии, всегда в пределах видимости, с основной трассы, можно увидеть несколько домиков или юрт, поэтому остановиться на ночь вдали от посторонних глаз тут практически невозможно… Из-за небольшого количества лесов, тебя видно всем за много километров…
Очень мало электрифицированных жилищ, можно ночью ехать через посёлок и не увидеть ни одного огонька. В темноте светятся только заправки и магазины… О деревеньках из юрт, среди полей, я вообще молчу…
Периодически вдоль дорог встречаются турбазы…
Русский язык тут встречается повсеместно, но зачастую, написано вроде бы по-русски, но при этом, ничего не понятно…
Утром следующего дня я добрался до Улан-Батора, столицы Монголии и единственного здесь города с населением более миллиона человек. Остальные города страны насчитывают от пяти до девяноста тысяч жителей.
Теперь несколько слов о монгольской культуре вождения… В общем, складывается такое ощущение, что как они слезли где-то далеко, в поле, со своей лошади, так и продолжают в такой же манере, но только уже на автомобилях, рассекать по дорогам своей страны…
Начнём, пожалуй с минусов…
Здесь вполне нормальным считается вылететь при обгоне в лоб, да ещё и внаглую помигать фарами, чтобы тебя пропустила встречная машина. В общем, у них как бы получается, сейчас ты пропустил, потом тебя пропустят тоже. При этом за городом на дороге не увидел ни одной серьёзной аварии… Даже никакой аварии не увидел… Даже самой мелкой… И даже её признаков в виде осколков или луж масла…
Здешние водители очень не любят переключать свет с дальнего на ближний, особенно, если кого-то догоняют… А уж если пошли на обгон, то тут уж непременно врубят дальний свет…
При обгонах, монголы стараются идти как можно ближе к обгоняемому, поэтому на встречной полосе оказывается только левая часть их автомобиля. Благодаря такой привычке, обгоняемому нельзя даже дёрнуться в сторону из-за ямки в дороге. Приходится в неё или заныривать, или резко оттормаживаться, уходя затем на обочину.
Днём всё машины ездят без света, а некоторые продолжают так рысачить ещё и в полумраке. Поэтому, кроме коров, которые, как привидения, появляются из ниоткуда, на дорогах хватает таких же недалёких и незаметных автолюбителей. Так что, объезжая на дорогах ямки, я всегда уделял повышенное внимание таким довольно скрытным попутчикам.
Но что хорошо, так это то, что скорость за городом все держат в пределах девяноста километров, редко, кто ездит быстрее. Это позволяет им своевременно реагировать на различные дорожные ситуации, непосредственным образом связанные с их только что описанными дорожными привычками.
Монголы всегда сигналят остановившейся ночью на обочине машине, наверное, во избежание наезда на её водителя или пассажиров.
Мне, может быть, и показалось, что все их перестроения на дороге плавные, поэтому довольно низка вероятность того, что ты или в тебя кто-то влетит.
Применительно к Улан-Батору могу сказать:
Движение в городе довольно плотное, непосредственно в самом центре у площади Чингисхана припарковаться проблематично, к тому же здесь очень много табличек, указывающих на запрет парковки и последующее за этим наказание в виде эвакуации автомобиля. Поэтому не стал рисковать и отъехал пару кварталов от площади, где спокойно припарковал свою машину в теньке у крупного супермаркета.
В городе нередки мелкие аварии. Серьёзные происшествия также периодически случаются.
Машины лезут отовсюду, ещё и внаглую сигналят тем, кто их не хочет пропускать.
Пешеходов, даже на пешеходных переходах, водители здесь категорически не уважают и не пропускают, постоянно им сигналят.
В свою очередь пешеходы лезут под колёса автомобилей везде и даже на красный свет, внаглую прокладывая себе дорогу между хаотично снующими автомобилями, вероятно, поэтому трели свистков полицейских постоянно слышны во всём городе.
Светофоры переключаются быстро, без мигающего зелёного света.
Так что в Улан-Баторе так же расслабленно, как во Владивостоке, поездить точно не получится… По крайней мере в первые дни…
И ещё, в населённых пунктах часто попадаются лежачие полицейские, которые фиг заметишь, пока не проедешь по ним.
Центр города меня приятно удивил — вокруг было чисто, аккуратно и довольно красиво. Да и сама площадь Чингисхана выглядела впечатляюще…
Нашёл бесплатный Wi-Fi, подключился к нему, но Интернет оказался дохлым, поэтому не стал мучить, ни себя, ни его…
Кстати, Монголия, одна из стран, где самый дорогой роуминг… Одна минута исходящего звонка в Россию обходится в зависимости оператора от девяносто (Билайн) до ста (МТС) рублей… С Интернетом, здесь ещё сложнее… МТС предложил мне за одну тысячу двести рублей в сутки лишь пять мегабайт оплаченного Интернет-трафика… Оставил это шикарное предложение от МТС на память в своём телефоне…
На самой площади познакомился с русскоговорящим гидом, который мне посоветовал куда сходить и что посмотреть в столице Монголии и за её пределами…
Посетил монгольский национальный музей, в котором можно приобрести на память множество сувениров…
Музей динозавров — один из тех, что довольно трудно найти в городе, не смотря на то, что расположен он практически в центре. Даже показывая на телефоне местным жителям фотографии его экспонатов, не сразу нашёл к нему дорогу.
Сама площадь Чингисхана красива и несмотря на рабочий день довольно пустынна. Здесь, как правило, находятся туристы, гиды и несколько праздно шатающихся или просто идущих по своим делам, местных жителей.
Когда гулял по площади, спонтанно возникла мысль прокатиться к памятнику Чингисхана в Цонжин-Болдоге… Как я туда добирался, без карт и навигатора — это отдельная песня… В общем, «Язык до Киева доведёт» — это точно не про Монголию… Большинство монголов вообще не знает такой статуи. Я уже и как конь скакал перед ними, цокал, жестикулировал, показывая размеры статуи, рисовал, в общем, предпринимал максимум усилий, но меня категорически отказывались понимать.
Этот трактор, стоящий возле одной из военных частей, мне запретили снимать… Но я не удержался…
Как говорится, Welcome — Добро пожаловать... Но что-то уж очень меня настораживает вышка на заднем плане…
Такие знаки с автомобильчиком, мне кажется, более понятны монгольским водителям…
Наконец, вдалеке показалась статуя Чингисхана — самая большая конная статуя в мире…
Неподалёку от Чингисхана, находится статуя его матери… По крайней мере, мне так объяснили…
В самой статуе расположен лифт, поднимающий всех желающих на самый верх.
Здесь я познакомился с ещё одним гидом, девушкой, которая раньше училась у нас, в России. Поговорили с ней о нас, о них, о Чингисхане, на будущее договорились ещё встретиться.
На голове коня расположена смотровая площадка, куда лифт доставляет туристов…
Дорога до Улан-Батора и в его окрестностях довольно неплохого качества, но периодически на них попадаются участки с очень глубокими ямами, можно сказать, бездонными… Складывалось такое ощущение, что весь грунт и камешки из них были высосаны каким-то гигантским пылесосом. Причём эти ямки на скорости практически невозможно объехать, поэтому ночью, во избежание каких-либо эксцессов, старался нигде не ездить. Монголам же всё было пофиг, летали по дорогам только так. Наверное, просто знали, где именно эти ямки расположены. Хотя видел и довольно грустных водителей у своих машин, стоящих на ободах сразу за ямками.
Не знаю, что здесь написано, но звучит впечатляюще…
После повторного посещения Улан-Батора, решил не мучить себя беглым осмотром множества монгольских достопримечательностей, а потихоньку возвращаться домой, но с твёрдым намерением вернуться сюда ещё раз, и уже более обстоятельно познакомиться с чужой страной и культурой.
В Россию решил ехать вечером, чтобы с утра пройти таможню и к вечеру добраться до Иркутска.
На одном перевалов, уже в сумерках, стал обгонять впереди идущий автомобиль на прерывистой линии разметки, но сам манёвр практически завершил уже на самой вершине, когда без предупреждения в виде удлиняющихся полосок началась сплошная… И вот, вылетаю на самый верх, получается уже по встречной полосе, и вижу включенную люстру полицейской машины и двух полицейских, смотрящих в мою сторону… В этот момент, мне под колёса кидается здоровенная собака, которую я чудом успеваю обрулить и под её перепуганный вой всё-таки завершаю обгон… Полицейские стоят как вкопанные, синхронно провожая мою машину своими головами… У-ф-ф-ф… Пронесло…
На обратном пути, у меня сложилось такое впечатление, что движение на дорогах не прекращается даже глубокой ночью и даже далеко за городом… Эти бесконечные вереницы тянущихся автомобилей, постоянно слепящих фарами, заставляют проваливаться мой маленький автомобиль в глубокие ямы… Но вот я доехал до Дархана, и за ним поток машин практически иссяк… Я был совершенно один… Помня о том, что после Дархана ямок вообще нет, хорошенько притопил… Внезапно в моей постепенно отключающейся голове мелькнула картина, что кто-то выходит на дорогу… Это было настолько реалистично, что я сбросил скорость, и именно в этот момент на дорогу вышла косуля и остановилась… В общем, сон в руку…
Часа в два ночи добрался до Алтанбулага и встал просто в огроменную очередь из монгольских машин, стоящих в несколько рядов… Прошёл час… Потом ещё один… И вдруг к моей машине подъезжает монгольская машина, и женщина водитель стала мне знаками показывать, чтобы я съехал на какую-то дорожку справа от меня… Не понимаю, зачем это нужно, но решаю, что так моё место внаглую хотят занять… Не двигаюсь… Подъехала вторая машина, Третья… Все ждут только меня… Все в один голос что-то пытаются до меня донести… Наконец, понял, что пропускной пункт открылся именно справа, а я, получается, уже первый стою к нему на очереди… Быстренько ныряю на совершенно свободную дорогу и подъезжаю к шлагбауму… Куда ехать дальше, непонятно… Хорошо памятуя о том, что в прошлый раз я, минуя таможню, оказался в Монголии, сейчас решаю пропустить вперёд пару автомобилей и дальше ориентироваться уже по ним…
Пропустил… Встал на площадке… Отдал документы и стал дожидаться осмотра…
Через несколько минут появилась таможенница и попросила открыть салон, чтобы сделать досмотр… Начала с пепельницы на переднем сиденье, которая, поскольку я не курю, оказалась заполнена юбилейными десятками, откладываемых мной со сдачи от покупок в различных магазинах. Увидев их, сказала, что тоже коллекционирует такие же. Без задней мысли предложил ей их забрать. После этих слов, она, буквально вылетела из салона, считая моё предложение взяткой… Пришлось её успокоить и, спустя минуту, мы уже весело с ней болтали на отвлечённые темы… Так досмотр закончился, не успев даже толком начаться…
Как я потом уже вспомнил, под моим сиденьем всё это время лежал топор и пневматический пистолет, в водительской дверце лежал охотничий нож, а в бардачке пылились несколько судовых фальшфейеров… Что было бы, если бы всё это нашли наши или их таможенники, мне неизвестно, но по головке за это меня точно бы никто не погладил…
На российской территории всё оказалось ещё проще… Мне, в отличие от монголов, опять везде врубили зелёный свет, и через пять минут я уже заезжал на заправку в Кяхте. Кстати, на монгольской стороне я заправлялся на красных и синих заправках, качество топлива оказалось на уровне, никаких изменений в работе двигателя мною замечено не было.
В России уже заметил, что даже ямки на дороге стали, как бы так сказать, роднее. В них не падаешь, а просто пролетаешь, над ними, как птица, на скорости…
На ночь я остановился километрах в пятидесяти от Кяхты, где за три часа привёл свой организм в порядок и поехал в сторону Улан-Удэ.
По дороге заехал в Новоселенгинск посмотреть на заброшенный храм. И чуть дальше него, посетил Дворец Богини Белая Тара.
К обеду доехал до Улан-Удэ, где решил прогуляться в этнографическом музее. Это очень тихое, спокойное и красивое место, где можно неплохо погулять и отдохнуть всей семьёй.
На этой экспозиции я словно вернулся в советское время, когда был ещё совсем маленьким…
После прогулки перекусил в местном кафе и отправился в Ангарск, где переночевал и с утра неспешно выдвинулся в сторону Красноярска, куда прибыл только к вечеру.
С утра решил прогуляться в заповеднике Красноярские столбы и посетить там места, в которых я до этого ещё не был.
По дороге мне попалось множество практически ручных бурундуков и белок, которых я накормил семечками от самого Мартина…
К сожалению, я смог посмотреть только несколько новых столбов, а дальше стал просто блудить по заповеднику, постоянно ломая голову, на какую же из тропинок мне сейчас свернуть. В итоге махнул на всё рукой и стал просто гулять по парку, не забыв навестить знаменитые скалы «Перья» и «Спящий лев»…
Идеальное место для селфи…
В Красноярске по независимым от меня причинам сорвалась встреча с моей хорошей знакомой, поэтому я очень нуждался в услугах проводника по городу… Здесь же в парке познакомился с красивой девушкой Галиной, которая в этом оказала мне просто неоценимую помощь…
После Красноярска решил отправиться в Горный Алтай, но по дороге немножко подумал и завернул ещё и в Хакасию, посмотреть Сундуки и Туимский провал…
Навигатор в Хакасии опять отличился и водил меня в темноте какими-то гигантскими кругами. В итоге плюнул на него, решив, что утро вечера всё-таки мудренее…
Ночевал на небольшой видовой площадке у какого-то перевала под селом Июс… Решил, что с утра прямо отсюда смогу увидеть сундуки…
Проснулся в половине пятого… Было уже светло… Сундуков не наблюдалось… Но зато вдалеке была видна красивая гора, типа такой, которые распространены в Австралии… Решил заехать к ней после Сундуков…
Проще всего в моём положении найти местных и спросить у них дорогу — наверняка они это подскажут… Поехал в деревню, которая оказалась довольно большой, нарезал по ней несколько кругов, но даже не заметил в ней никаких признаков жизни… Решил снова ехать на видовую и оттуда ещё раз осмотреться… За деревней на остановке заметил несколько человек… Как они здесь появились, в то время как я пытался разыскать здесь хоть кого-то, мне осталось непонятным… Наверное, пробирались ползком вдоль дороги…
Подъехал, поздоровался с ними и попросил мне помочь в розыске этих самых Сундуков… «А что их искать, — услышал я в ответ. — Вот они…» И кивнули в сторону той самой красивой горы… Дорога к ним начиналась здесь же… В общем, мне всего-то нужно было свернуть перед небольшим мостиком перед Июсом направо, и далее полевая дорога уже сама привела бы меня к первому Сундуку…
Да… Не так я себе их представлял… В моём представлении, Сундуки — это громадные прямоугольные скалы, грозно возвышающиеся над окружающей их долиной…
Оказалось, что это название появилось оттого, что верх одной из гор напоминает гигантский сундук… Остальные же горы такой отличительной черты не имеют и незаметно сливаются с окружающим ландшафтом…
Радостный, что пропажа так быстро нашлась, попрощался с народом и рванул к Сундукам, которые вблизи оказались действительно огромными… Машину оставил в поле, неподалёку от первого Сундука и далее пошёл искать тропинку к нему… Вскоре она была найдена, и через полчаса я оказался на самом верху горы…
С такой высоты вся долина была видна как на ладони… Где-то далеко внизу видна моя машинка…
Сундуки уходят за горизонт… Лучше здесь всё-таки ходить с гидом, т. к. в Интернете написано об этих горах очень много, но найти и посмотреть все достопримечательности самостоятельно просто невозможно, и впечатление от поездки может оказаться немного смазанным… А с проводником вы уж точно ничего не пропустите, ещё и послушаете множество местных легенд и поверий…
Моя машина с верхушки первого сундука…
Отражение сундука в озере:
После Сундуков поехал искать Туимский провал, найти который оказалось гораздо проще, тем более навигатор тоже знал это место…
Вдоль дорог Хакасии встречается множество древних захоронений, отмеченных торчащими из земли камнями. Где-то камни большие, где-то не очень, иногда попадаются места, которые с определённой долей условности, можно было бы назвать местными Стоунхенджами…
Перед самим провалом находится небольшой сувенирный рынок, от которого можно по дороге справа добраться к видовой площадке, расположенной на самом краю пропасти. Здесь же находится множество сувенирных лавок и кафе. На другую сторону по обрыву не пройти, т. к. территория провала огорожена для большей безопасности…
На нижнем сувенирном рынке можно заказать небольшую экскурсию и пройти сквозь гору, оказавшись прямо внутри провала у озера… Перед экскурсией вам будут выданы каски, сапоги, фонарики и, на всякий случай, недельный запас еды…
Впереди небольшое обрушение, которое довольно легко преодолевается даже детьми…
С самого верха провала, с высоты сто тридцать метров, разрешается прыгать строго под присмотром инструктора. Здесь, на фоне скалы, отчётливо виден висящий на тарзанке турист, только что пришедший в чувства после своего нечаянного падения в провал…
Кстати, голову, несмотря на наличие каски, из штольни лучше не высовывать, т. к. любой, даже самый маленький камешек, упавший со стометровой высоты, может вас оставить без головы…
В штольне много ответвлений, в некоторых из них, несмотря на конец июня, всё ещё лежит лёд…
После экскурсии, гиды не досчитались одного фонарика и попытались отжать его у меня… Но мой личный фонарь по своему внешнему виду не имел ничего общего с потерянным, и меня оставили в покое... А искомый фонарик был вскоре найден среди сданной туристами амуниции…
Сразу после выхода на свет ко мне выстроилась целая очередь из желающих получить фотографии с нашей недавней фотосессии в провале, которые я быстренько перекинул на их флэшки через свой ноутбук.
Слева от провала есть ещё одна дорога, которая ведёт прямо к тарзанке…
Вдоволь нагулявшись по провалу, выдвигаюсь в направлении Горного Алтая…
Недалеко от провала сохранились остатки какой-то фабрики...
Под Мариинском был остановлен за обгон на прерывистой линии в зоне действия знака «Обгон запрещён». Сказал в своё оправдание, что руководствовался разметкой, а сам знак не видел. В итоге сошлись в протоколе на превышении скорости на тридцать километров…
Довольно быстро добрался до Мариинска, где посмотрел местные красоты и достопримечательности…
А также навестил авторов некоторых местных памятников…
Оказывается, акции бывают и в этой сфере… Заказываешь себе памятник и бесплатно его хранишь до самой весны… Прямо, как в анекдоте: Делай, что хочешь… Выкручивайся, как знаешь… Но похороны завтра в полдень…
Не смог я проехать мимо такой рекламы…
К вечеру был уже у знакомых в Кемерово, где хорошенько выспался, а заодно и попарился в русской баньке…
Правильный дорожный бутерброд…
На Алтае заехал в Космический музей Титова, расположенный в селе Полковниково.
Долго с экскурсоводом выясняли название этого спутника, наконец, при помощи Интернета выяснили, что это спутник ПС-1, т. е. Простейший спутник - 1…
На Алтае вдоль дорог попадается очень много рекламы пива…
В моих планах на ближайшие дни было намечено посещение Чемала, после хотел прокатиться по Чуйскому тракту с кульминационной поездкой на водопад Учар и Каменные грибы.
Пока ходил возле гидроэлектростанции, заметил прыгающих с тарзанки людей…
Решил последовать их примеру…
Храм на острове Патмос…
Неожиданно пошёл очень сильный, но непродолжительный дождь, оставив после себя в небе двойную радугу.
Очередной день принёс мне новое знакомство с красивой девушкой и весьма насыщенный экскурсиями день…
Подвесной мост через Катунь…
На следующий день я планировал ехать в долину реки Чулышман, но Интернет выдал негативный прогноз на ближайшую неделю, поэтому сюда решил заехать на обратном пути… Заодно глянул прогноз и для Грузии… Тоже не повезло — почти две недели тумана и проливных дождей… Пришлось оставить свою затею до лучших времён, т. к. непроглядный туман с дождём не позволит в полной мере насладиться красотами этой страны…
Значит, практически решено, что сначала еду погостить в Ярославль, а уже после начинаю продвигаться на север — к Мурманску…
Заправка, дизайном очень похожая на Роснефть, наверное, не я один попался на такую уловку…
Под Барнаулом мне встретилась полевая версия газеты «Из рук в руки»…
Площадь Единства и Согласия в Тюмени…
За несколько дней неспешной езды добрался до Ярославля, где меня ждала знакомая, с которой мы раньше работали в одной компании ещё во Владивостоке. Она же и стала моим гидом в этом замечательном городе.
Посетили также Свято-Введенский Толгский женский монастырь, расположенный на берегу Волги…
В общем, Ярославль мне очень понравился, но пора ехать дальше… На север…
По дороге заехал в Кирилло-Белозерский монастырь…
Вдоль дорог всё чаще и чаще стали попадаться памятники павшим в годы Великой Отечественной войны…
В Вытегре посетил подводную лодку-музей, которая каким-то волшебным образом появилась в этом городке… У нас, во Владивостоке, тоже есть аналогичный музей…
На носу и корме подводной лодки расположены торпедные аппараты…
На лодке довольно чисто и аккуратно. Часть экспонатов можно даже трогать руками, не боясь при этом грозного взгляда или окрика музейного работника… В общем, всё здесь с упором на нашу сознательность…
Озёрные чайки слегка отличаются от более привычных для меня морских…
Церковь Александра Невского в Пудоже…
Дорога к Мурманску практически вся идеального качества, но иногда попадаются и реконструируемые участки…
Вот такие колобки живут на севере:
Необычная деревянная церковь в Повенце…
Люди, не убивайте друг друга…
В этом лесу захоронены тысячи безвинно загубленных людей…
До Мурманска уже рукой подать…
Пересёк Полярный круг и остановился у новой стелы, появившейся пару недель назад.
Практически под самым Мурманском спидометр выдал мне десять шестёрок…
Очень известный здесь кот Семён, который потерялся где-то в Москве, но спустя долгие месяцы скитаний, пройдя тысячи километров по необъятным просторам нашей страны, кот каким-то волшебным образом оказался на пороге своей квартиры в Мурманске…
На заправке в Мурманске я удивился тому, что здесь сначала заправляешься бензином до полного бака и уже только потом проходишь на кассу для его оплаты. И никаких тебе мучений с оплатой по безналу или лишними стояниями в очередях. Как потом оказалось, эта практика широко распространена в западной части нашей страны, особенно в Москве и Питере.
Маяк Белокаменный… Очень красивое сооружение, вокруг которого, впрочем как и по всей Мурманской области, летом растёт множество грибов и ягод. Кстати, этот маяк совсем не белый и сделан отнюдь не из камня…
Хочется отметить, что Мурманск — очень красивый портовый город, чем-то даже похожий на мой родной Владивосток. По нему хотелось именно гулять, а не смотреть его достопримечательности через объектив фотоаппарата. Так что фотографий самого города, несмотря на то что я провёл здесь почти месяц, вы практически не увидите.
Кольский мост через залив…
Для Мурманска очень характерна погода с частой облачностью и туманами. Поэтому, когда я спрашивал местных про солнечную погоду, мне скромно отвечали, что в этом году им с погодой повезло, как никогда, и мне на это грех жаловаться. Так что мои традиционные вылазки за город только в хорошую погоду пришлось оставить до лучших времён и часть поездок в окрестностях Мурманска состоялись в довольно некомфортных для меня погодных условиях.
Но были здесь также и редкие для Мурманска удачи. Например, поездка в Долину Славы и Свято-Троицкий Трифонов-Печенгский мужской монастырь состоялись, ну, просто в замечательную погоду. В общем, с утреца пораньше, заехал к своей знакомой домой, там быстренько собрались и после обеда выехали по ранее намеченному маршруту.
Кстати, в окрестностях Мурманска практически нет мест для отдыха, куда можно было бы поехать отдохнуть, пожарить шашлыки, да и просто хорошо провести время. Вдоль немногочисленных здесь дорог, ну, просто очень мало своротов в местные леса или к береговой полосе, а если всё-таки они и есть, то ведут, можно сказать, в никуда, т. к. в самом их конце часто оказывается или просто самый обыкновенный тупик, или контрольно пропускной пункт с часовым, или же всё-таки долгожданный берег моря, но какой-то уж совсем неуютный, без песка и круглых камешков с очень узкой и часто заиленной прибрежной полосой.
Может быть, я и ошибаюсь, но единственный пляж под Мурманском находится километрах в шестидесяти от него, на берегу реки Ура, куда в погожий летний денёк просто не пробиться, причём складывается такое ощущение, что вся Мурманская область собирается именно на этом пляже. Кроме того, это и самый северный официальный пляж нашей страны.
По дороге мне также встретилась парочка мест, где возле леса стояли десятки легковых автомобилей, но рядом с ними совершенно никого не наблюдалось. Наверное, чуть дальше, в глубине леса, находилась река или озеро с отдыхающими.
Вдоль дороги встречаются множество памятников и братских могил.
Долина Славы — очень впечатляющее место.
После Долины Славы поехали в Свято-Троицкий Трифонов-Печенгский мужской монастырь. История монастыря насчитывает почти пятьсот лет, он несколько раз был до основания разрушен, но каждый раз, как Феникс, возрождался из пепла вновь и вновь. Последний раз он был заново отстроен в 2012 году.
Погуляв по монастырю, решили съездить на Кольскую сверхглубокую скважину, но там смогли доехать только до контрольно-пропускного пункта, где нам пришлось развернуться и поехать назад в Мурманск.
Вот такая полночь в Мурманске летом…
По дороге ещё раз заехали в Долину Славы, где я уже более основательно всё посмотрел и даже сходил на сопку с укреплениями.
Как бы мне этого не хотелось, но в начале августа настала пора потихоньку собираться в обратную дорогу. Одометр на момент отъезда из Мурманска показал пробег в двадцать три тысячи километров, но, тем не менее, многое, запланированное в этой поездке, не было исполнено — Норвегия так и осталась в планах на следующий год для более детальной проработки маршрута, посещение Грузии — тоже. Зато будет к чему стремиться…
Дорога к дому будет подробно описана в моём следующем отчёте, из которого вы узнаете, как я в лесах Карелии гонялся с фотоаппаратом за удирающим от меня медведем, как на водопаде Учар меня покусала гадюка, и как в Москве у меня появилась попутчица до самого Владивостока, а также многое-многое другое.
Всех с наступившим Новым 2017 годом! Удачи на дорогах и до скорой встречи!