|
Пришло время отдыхать…, кто-кто, а мы-то знаем в этом толк.
Любим делать это так, чтобы не забылось и отложилось в памяти навсегда,
чтобы было потом о чем вспомнить.
Текущее авто Hover H3 new, 2014 г.в., пробег 30 тыс. км.
Машинка уже не стоковая:
Поездку мы особо не планировали. Жена сменила работу, и неясно было, получится или нет взять отпуск. Да и вообще как-то времени не было что-то планировать, читать и изучать.
В итоге цель предстоящей поездки проста как дважды два — завершить то, что начали в далеком 2014 году. Напомню, что в середине августа 2014 мы отчаянно жаждали проехать на неизведанные на тот момент для нас Мультинские озера на старушке королле, но не смогли— об этом можно прочитать в предыдущих отчетах. Кроме того, именно в тот год я прочитал про ледник Актру — и это был альтернативный вариант, который так и не пошел в работу.
Вот они — две точки маршрута, которые должны определить весь наш отдых.
Зная, что нас ждет тяжелая дорога, подготовились тщательно к главному: если где-то застревать — суметь себя вытащить без посторонней помощи. В гараже давно пылился Hi-Lift, но его первоочередная функция поднимать, а не тянуть (я так думал), поэтому в Леруа была приобретена лебедка Matrix на 4 тонны. С виду — мощная штука, она внушала доверие. Также купил 20 метров шестимиллиметрового железного троса и зажимы для него.
В наличии на все про все 1 неделя — конец августа/начало сентября.
Парадокс — багажник у ховера значительно вместительнее, чем в королке, но забит под горло, да и салон на заднем сиденье тоже завален, как это все вмещалось в короллу — не пойму.
День 1
Выехали вечером в пятницу после работы.
Обусловлено было тем, что на следующий день хотелось успеть заехать на радиовышку в окрестностях Акташа — слышали, что там, на высоте открывается красивый вид.
Остановились на ночевку в полях за Бийском. Опыт такой уже был, по мне так это удобней, чем с раннего утра пилить за 700-800 км с Новосибирска до Акташа.
День 2
Утром немного покушали, и в путь.
В Щебалино заправились первый раз после Новосибирска. И тут же обнаружилось, что передний правый подкрылок трется о колесо в передней его части. Самое печальное, что пару недель назад его менял с тем же диагнозом, а тут опять дыра. Зафиксировал подкрылок, старым usb проводом и поехали дальше.
Как обычно, пару фоток на перевале Чике-Таман.
Часов в 15-16 мы приехали в Акташ, перекусили и поехали на радиовышку.
Чтобы туда попасть, нужно проехать Акташ в направлении Кату-Ярык, и сразу за селом, когда будет мост через речку налево, нужно уйти направо. Там начинается подъем. Так интересно —много раз тут ездил и не думал, что это дорога, которая ведет в еще одно красивое место Алтая.
Подъем не сказать, что мега-крутой, но ховер, к сожалению, ехать не может, включаем пониженную и карабкаемся.
Выше по дороге, еще до того места, что на фото, встретили две машины на обочине, сперва удивились — вроде проехать и на пузотерке можно тут, но потом мы увидели препятствие, которое, видимо, их и остановило.
Поперек дороги лежит то ли труба, то ли еще что-то — не дает спокойно проехать. За трубой углубление, и если машина не высокая, то точно хорошенько поскребешь днищем. Учитывая, что это сочетается с крутым подъёмом — даже я на ховере заехал с заминкой. В общем, если пузотерку свою очень жалко, то сюда лучше не ехать, а оставить ниже. Я на тойоте попробовал бы и, думаю, даже проехал бы. Это единственное достаточно сложное место — далее дорога местами еще круче, местами много булыжников — но если аккуратно, то, думаю, можно на любой машине проехать и ничего не задеть.
Однако если машину тут оставлять, то топать мама не горюй, да мало того еще и в подъем ведь.
Поднялись, и мы уже на заброшенном ртутном руднике.
Прямо на пути огромная насыпь какого-то известняка — объехали по главной дороге справа, там шлагбаум и, по-моему, даже устрашающие знаки с черепами, как на радиоактивных отходах. С горы из заброшенного дома спускается женщина и говорит, что территория завода частная, давайте 100 руб. за проезд. Делают бизнес, как могут, дали ей 100 руб., она открыла шлагбаум и рассказала, куда дальше ехать, поехали.
Вроде как шлагбаум можно объехать — мы изначально перед самой насыпью повернули налево в гору, но уперлись в итоге в тупик. Может, где-то раньше еще есть поворот. Но там вообще достаточно жутко, а то, что рудник ртутный, вообще только сейчас прочитал — лучше там не задерживаться, естественно.
Еще минут через 40 мы таки доехали до вершины. А там снег — вот так сюрприз.
Солнце уже садилось, а ветер там сильный — холодновато, в общем.
От радиовышки исходит сильное гудение — думается и там находиться не очень безопасно для здоровья.
В итоге сделали пару фотографий и двинули вниз.
Уже смеркалось, за Акташем в направлении к Кураю сразу нашли место для стоянки.
Единственное, что смущало — так это дохлая коза (или овца) в реке недалеко от места стоянки, но искать другое место было уже темно, да и лежала туша ниже по течению — вроде ничего страшного.
Поужинали и легли спать. Весь экшн должен был начаться завтра: нам предстоит доехать до альплагеря на леднике Актру, а это задание не из простых…
День 3
Встали, покушали и поехали.
По пути нам предстояло проехать через Курайскую степь, и через полчаса мы уже были на месте.
Ничего сверхестественного там нет, видали и посильнее пейзажи. Красиво, конечно, но ожидал большего.
Сделали несколько фоток и поехали в Курай. Каково же было наше удивление, когда мы обнаружили, что тут нет заправки.
Последний раз мы заправлялись в Щебалино, бак сейчас наполовину пустой. С одной стороны, до альплагеря километров 30, а вчера мы ездили по крутым склонам и бензина сожгли не так уж и много, что дает надежду, что полбака на самом деле хватит. С другой стороны, неизвестно что там за дорога.
Всё упиралось во время — мы боялись что если вернемся за бензином то потеряем полтора-два часа и не успеем подняться до темноты, ведь было уже 12 часов дня.
В итоге дернулись в сторону альплагеря, но через пару километров рассудок все-таки взял верх, и мы вернулись до Акташа, заправили полный бак и уже спокойно поехали дальше.
Поворачивая с М52 в Курае, едем по навителу, в итоге выезжаем в поле, дорога неплохая, километров через 5 доезжаем до моста через реку Чуя.
Сразу за мостом дорога расходится на три направления:
Вроде как все три дороги в итоге сходятся — мы не стали рисковать и поехали направо — как предлагал навигатор.
Едем, едем, и тут навигатор начинает ругаться, что едем не туда. Я уже подумал, что мы едем кругом и возвращаемся к мосту, ведь в поле невозможно сориентироваться — куда ни посмотришь — все одно. В итоге уже через пару минут мы встретили три легковушки с Новосибирска, двигающиеся нам навстречу — уточнили у них, что едем правильно. От них мы узнали, что скоро брод, что вода высокая и они проехать не смогли, и что ехать нужно прямо через него и не пытаться объехать — потому что один джип при них решил объехать брод по грязи с краю и в итоге застрял.
Доехав до брода, на другом берегу увидели чего-то ждущих туристов (позже, увидев номера, выяснил, что они были не из России, а чуть ли не из Германии что-ли). Они занимались запуском квадрокоптера — чтобы снять свой проезд по этому броду. Блин, там такой танк — так я и не понял, нафиг было это снимать — для него же это проще пареной репы тут проехать. Вот на пузотерке преодоление такого брода — интересное зрелище.
Они проехали без проблем. Тем не менее, на всякий случай жена перешла брод, чтобы проверить качество дна, да и сделать пару памятных снимков.
В итоге — дно отличное — можно проехать абсолютно на любой резине и с одним ведущим приводом — вся проблема только в высоте воды. После этого брода расстояние до перевалочного пункта, где обычно оставляют машины туристы достаточно приличное. От самого Курая до перевалочного пункта машина для заброски стоит в районе 2000 руб. в одну сторону — а единственно сложное место, наверное, этот брод.
После брода идет полевая дорога.
Километров через 5 мы доезжаем до леска перед перевалочным пунктом.
Там мы увидели припаркованную легковушку — видимо она не смогла, или не стала пытаться проехать до перевалки, а тут метров 500 всего оставалось, но дорога сильно портится — много камней и местами большие ямы и дальше уже через лес идет.
На перевалке можно оставить машину, и тебя забросят на Урале или Газ66 (тоже в районе 2000 за машину, в одну сторону, вроде как), а также там можно и переночевать, судя по всему.
Сразу после — упираемся в мост и догоняем, видимо, тот внедорожник, что застревал на броде.
Т.к. мост размыт, то ехать, как и ожидалось, придется вброд.
Есть два пути — по руслу вдоль моста и чуть дальше.
Машина перед нами поехала первым вариантом, там все бы ничего — но на половине пути есть очень большой булыжник, который весьма сложно пройти — попутчик наш стоял там минут 20.
Далее поехали мы и тоже встали, крутились-вертелись… В итоге, сдавая очередной раз назад, вырвали себе брызговик. Получилось так, что переднее колесо спустилось с одного из камней, а при движении назад брызговик этим же камнем прижался к резине и, соответственно, выдрался со всеми саморезами, которыми был прикручен — благо не выдернули с корнем весь локер (к сожалению, и до этого недолго), но с клипс частично его сорвали.
Поставил новые колеса большего диаметра, все штатные варианты брызговиков перестали подходить, поэтому перед поездкой был вырезан подходящий вариант из транспортерной ленты.
В принципе, после того как проехали тот булыжник, в остальном дорога по речке в памяти не вызывает сложностей, но тем не менее именно тут и до конца подъёма салон не покидал запах палёного сцепления — но это скорее от неопытности водителя …
Далее начинается долгий, на самом деле кошмарно долгий путь через лес на плато, на котором стоит сам Альплагерь. Подъем длится где-то 7 км.
Зачастую приходилось бороздить порогами по камням, чтобы не травмировать днище.
Часть фото сделаны на обратном пути — поэтому не стоит обращать внимания на то, в какую сторону едет машина.
Стоит вспомнить один страшный момент — на пути была лужа, и она находилась несколько ниже, чем прилегающая территория — с виду ничего криминального. В общем, чтобы не застрять случайно, как обычно еду одной половиной машины по луже с краю, а второй по сухой дороге, и вот тут случилось то, о чем никто из нас и подумать не мог: машина перекосилась настолько, что на мгновение у неё оторвались от земли ОБА колеса, едущие по сухому грунту. В этот момент жены не было в машине, а вот если бы была, ее вес мог бы внести серьезный дисбаланс и способствовать опрокидыванию.
Ближе к концу подъёма на плато — в очередной грязи, сдавая назад, был с корнем вырван брызговик вместе с локером, к которому он был прикручен. И тут я вроде понял, что брызговики были непозволительно длинными, не беда — поправим все на стоянке. Так запарились ехать, что бездумно закинули локер в пакет и на крышу, а зря — ведь там торчало с десяток саморезов, которые в итоге оставили свой немаленький след. Но благо это только крыша…
И вот мы уже поднялись на плато.
Тут река растекается, образуя мелкие бродики, по которым очень приятно ехать.
Через пару километров мы уже проезжаем базу, где есть все удобства для туристов — даже свет на улице ночью.
Находим место для стоянки, кушаем и идем гулять по окрестностям.
Вернувшись, занимаюсь ремонтом. Оказалось, что помимо сдернутых локеров еще и клипса порога сломана.
Обрезал все четыре брызговика на 10 см — чтобы по земле не волочились — в надежде, что больше не вырву…
День 4
Ночью тут на пару градусов холоднее, чем на стоянке у Акташа — 4 градуса. Поэтому утром весьма морозно. Завтракаем и в путь. Сегодня нам предстоит подняться до ледника Актру и Голубого озера.
На выходе и в самом лагере есть таблички и пойти куда-то не туда сложно.
Если вкратце, то на фото ниже есть гора по центру — если идти к левому склону, то там будет некое озеро Сачки с базой отдыха, а дальше ледник Малый Актру. Если пойти в сторону правого склона, то там учебный сектор Карнизы, Большой Актру, Голубое озеро ну и путь на саму вершину. Мы идем к правому склону.
Оделись тепло, в куртки. Взяли собой консервы, дождевики и рюкзак для переноса дочки, на всякий случай. Дети в шлемах.
Через 30 минут стало припекать — и тут мне показалось, что зря мы вообще куртки взяли — теперь перли их на себе.
Мы с сыном идем со скоростью где-то 3 км/ч, жена с дочкой — дай Бог, если 1 км/ч — короче, очень медленно.
На фотографии открывается вид, как я полагаю, как раз малый Актру — смысла туда идти особого нет, со стороны посмотрел и хватит:
Немного дальше встречается плита памяти погибшим тут альпинистам.
Тут лес заканчивается, а дальше — а дальше ничего не ясно. Как я уже однажды писал: фиг где в интернете найдешь, сколько нужно идти, чтобы достигнуть цели — это был как раз тот случай — мы идем и ни фига не понимаем. Идем со скоростью 1 км/ч — это и так очень изнуряет, а незнание просто убивает.
Как лес кончился, появился такой пейзаж:
Потом такой
И наконец потом такой:
Когда дойдете до конца этой, так сказать, каменистой поляны — это половина пути.
Вот тут нужно подняться по крутому склону направо — прям на гору:
Не без труда, но мы делаем это — опять же не зная, что это еще далеко не конец.
Солнце печет, воды у нас с собой нет, зато есть бутылка, в которую думали, что наберем воды — вот только пока негде было. Тут мы уже измотаны — особенно жена — ведь дочка поднимается, фактически повиснув на ее руках.
Тут на подъёме мы встречаем двух мужичков — они спускаются . От них узнаем, что на пути к леднику это самый сложный участок и что вроде как минут через 30 мы дойдем до самого ледника, а также узнаем, что сразу после подъёма будет лужица с питьевой водой. Вроде неплохо все складывается.
Вот вид сверху. Смотря вниз, не верится, что ты пришел оттуда.
А вот и сама лужица.
Через метров 300 мы уже у подножия ледника.
Пока мы шли сюда, нас успело обогнать несколько групп туристов. Одна из групп (два парня, две девушки и две собаки) как раз тусовалась на площадке рядом с ледником. Когда мы дошли до них, они спросили, есть ли что дальше. Мы их обрадовали, сказав, что где-то дальше голубое озеро. Они не сильно-то воодушевились — ведь дальше подъем по правому склону, только подъем!
В итоге одна пара пошла сразу дальше, а вторая после небольших дискуссий и споров (девочке и ледника хватило, и она не хотела никуда больше идти).
Тут уже холодно и нам пришлось надеть куртки.
Вообще, ледник сам по себе страшный и грязный — ничего интересного в нем нет (что, собственно, и неудивительно) — у нас варианта не идти дальше просто не было — ведь это бы означало, что мы проделали весь путь впустую.
Немного поиграв в снегу и сделав пару страшных фоток на страшном леднике, мы выдвигаемся дальше — на подъем.
Карабкаемся-карабкаемся, а склон все не кончается и не кончается. Заколебались. Ладно я, жена там вообще уже без сознания на автомате идет…
И вот, наконец-то!!! — не прошло и 7 часов с момента выхода из лагеря — мы добрались до озера.
Не, безусловно это куда красивее, чем страшный ледник, и это порадовало.
На озере стоит домик для гляциологов (не знаю, кто такие, прочитал с таблички).
Не сочтите за наглость — заглянул внутрь, там есть пенки и можно поспать, там есть крупа в бутылках и даже газовые баллоны для туристической печки — в общем, если вдруг настигнет ненастье, тут вполне можно переждать и не умереть с голоду.
Покушали, пофотались. А погодка-то уже испортилась. Да и, вообще, солнце уже скоро садиться должно. Быстро собираемся и бегом вниз.
По пути решил сделать пару фоток детей на большом камне. Закинуть туда их было несложно, а вот заставить спуститься…
В итоге дождь всё-таки нас застал — детей одели в дождевики взяли на руки и в быстром темпе погнали на стоянку.
Пришли на стоянку без сил, но не все. Жена умудрилась приготовить что-то поесть, даже салатик был — выходит, у неё сил осталось больше всех. Поели и легли спать.
Завтра нас ждет дорога. Теперь наша цель— Мультинские озера.
День 5
Сегодня хотелось доехать хотя бы до Усть-Кана.
Утром, пока сохли палатки, мы решили по-быстрому сгонять в учебный сектор Карнизы.
Дорога недолгая, но тяжеленькая — все время очень крутой подъем. В итоге жена с дочкой до конца не пошли, а мы с сыном вскарабкались до самых скал и сделали пару фотографий долины.
Вернувшись на стоянку, застали полный ход сбора вещей, и уже через 30 минут мы сели в машину.
Но как бы это удивительно ни звучало — у нас каким-то чудом сел аккумулятор.
Хорошо, что в метрах 50 от нас стояло два уазика. Дождавшись водителей, договорились, чтобы они нас прикурили. Вообще, они приехали за шишками, как удалось выяснить. За один мешок он получают 2000 руб. — это неплохо, учитывая, что мешок они собирают минут за 30-40, по крайней мере тут.
Завестись сразу не удалось оттого, что контакты на стороне УАЗа были максимально окислены. Не сразу поняв в чем дело, пришлось пойти на поводу у помощников и прикуриваться с заведенным двигателем. Как мне известно, работа двух генераторов одновременно может привести к печальным последствиям, поэтому я воспользовался помощью жены. Была дана установка: как только двигатель зачихает — скидывать провод с аккумулятора. В итоге ничего не спалили, то ли от слаженности действий, то ли просто повезло, а может, и не должно было ничего сломаться.
Обратная дорога не казалась уж такой страшной, но это так всегда.
Русло реки решил проехать по дальнему пути. Вроде как там уазик проехал достаточно легко.
Но уазику, наверное, в принципе, пофиг где ехать, а мы опять потратили время, чтобы решить как тут проехать .
Немного фоток с видом на Курайскую степь по пути, и мы уже на м52.
Проезжаем Акташ, бензина в баке было чуть больше половины — если бы поехали на Актру с тем количеством— видимо, все-таки хватило бы.
За Акташем мы остановились на ужин, чтобы потом до темноты ехать в сторону Мульты.
Выехали со стоянки и, не проехав и 30 километров, увидели на обочине машину, я было уже проехал мимо, но номера оказались новосибирские — вернулись.
У ребят сломался генератор. Мы тут же вспомнили далекий 2011 год, когда по пути домой с Кату-Ярык на старушке тойоте у нас так же отказал генератор, причем так же, как и тут — по пути из Акташа, вот только мы тогда не успели уехать далеко. У ребят так же, как и у нас, двое спиногрызов, без вариантов берем на буксир и тащим до Акташа. Ох, как же я боялся, что они мне в жопу въедут.
Пока мы тащили их — умудрились перетереть трос (намотался на колесо, блокировал его и протерся об асфальт). Да трос не та ерунда, что в гипермаркетах продают, а хороший, еще с короллы у меня оставался. Вот тут я, конечно, расстроился. Такой, наверное, и купить можно, но этот уже как родной был.
Короче, дотащили их до СТО, на котором сами тогда ремонтировались, прикурили, чтобы открыть багажник да закрыть двери и окна, взяли номер телефона, чтобы потом узнать, что у них все-таки с генератором, и распрощались. На улице уже была кромешная тьма, мы с трудом нашли то место, где ужинали, и там устроили ночлег.
День 6
Сегодня в идеале нужно доехать до Мультинских озер. А учитывая вчерашний неплановый крюк, это выглядит не особо реальным.
Осматривая машину, обнаруживаю, что на передней стойке сильно ослабла гайка штока и амортизатор долбится о крепление рамы. Исправил, проверил остальные и двинули дальше.
Бензина уже совсем мало. Чтобы не терять время на многократных заправках, решили, что оптимальным будет заправиться в Усть-Кане.
В Усть-Кане есть несколько заправок, одна из них на въезде. Её-то сдуру и выбрали. Там заправлялось несколько иномарок, да и вообще по своему опыту, приходилось не раз заправляться на неизвестных заправках, и мне уже казалось совсем маловероятным заправиться плохим топливом. Но когда при оплате на кассе там не оказалось безнала, появились опасения, но на попятную не пошел, заправил полный бак и сильно об этом пожалел.
Выехав из Усть-Кана, обнаружил, что из двигателя доносится постоянный железный стук — ну, вот, приплыли — бензин го...но. Самое печальное, что в Усть-Кане была СибНефть, а мы просто не доехали до нее. А что тут поделаешь — возникали, конечно, дикие мысли откачать каким-то образом бензин и заправить нормальный, но это бред.
Ниже фото злополучной заправки:
В общем, с большим расстройством доехали до Усть-Кокса, на въезде стояла какая-то матерая заправка, тут мы залили под горло 10 литров АИ98 и, честно говоря, ситуация стала получше — стук по-прежнему был, но стал меньше.
В Усть-Коксе мы хорошо пообедали, закупили провизии и поехали дальше.
Проехав Мульту и последнюю тур-базу перед маральником, заезжаем в лес. Самым что ни наесть глупым образом мы тут и застряли. Дело в том, что по лесу есть несколько направлений — я ничего не посмотрел и поехал по первому попавшемуся пути. Пытаясь объехать глубокую грязевую колею, скатился в нее. А рядом была абсолютно сухая дорога, нужно было только остановиться и посмотреть.
Сели конкретно — на пузо.
Ну да не беда — у нас есть все, что нужно для самоизвлечения. Достаем лебедку и трос. С железным тросом, безусловно, больше всего времени уходит на формирование его длины зажимами. Все готово — начинаем тянуть… Тут обнаруживается, что механизм, который должен фиксировать храповое колесо после его прокрутки рычагом (стопорный предохранитель) не работает как нужно, он не до конца входил в контакт с храповиком и поэтому при большей нагрузке срывался, и трос ослабевал. Пришли к тому, что если руками этот механизм подталкивать во время работы рукоятью, то он фиксирует колесо должным образом.
Прошу жену ключом (чтоб не защемить саму руку) поддавливать его, когда сам тяну рычаг. В итоге это не помогло и, в очередной раз сорвавшись, сильно ударил жене рукоятью лебедки по пальцу. До сих пор не может его до конца сгибать. Пока она останавливает кровь, я сам одной рукой тяну, второй подталкиваю механизм — вроде все неплохо. Но тут случился полный абзац: металл стопорного предохранителя просто порвался, судя по всему, это следствие того, что он в течение всего этого процесса сместился относительно храпового колеса, и теперь уже не входил с ним в контакт всей площадью. Кроме того, мы замечаем, что рукоять самой лебедки уже согнута на 90 градусов (а она не из фольги же сделана, а из двух пластин толщиной по полсантиметра каждая. Я точно знаю, черный металл такой толщины фиг ты руками погнешь, остается только догадываться, что тут за сплав). Все это действие усугубляется здоровыми муравьями, которые так и норовят тебя укусить, причем кусают больно.
В итоге мы 2 часа продолбались с этой лебедкой, а машину и на сантиметр не сдвинули, зато лебедка рассыпалась на глазах.
Ну да ладно, выковыриваем из салона Hi-Lift — в том, что он справится с поставленной задачей, у меня сомнения нет, все-таки эта хреновина made in USA, а не в каком-то подвале china. И через 15 минут мы сдвинули машину и уже совсем скоро собирали вещи. Но и для неугодной лебедки нашлось место — ее мы использовали как средство мобильного изменения длины железного троса, это единственное, что можно ей доверить.
Вообще, в лесу достаточно сухо, и проблем с проездом у нас больше не возникло — главное аккуратно ехать и не свалиться в колею.
Доехали до маральника, открыли ворота и поехали через него. И зря — дорога там не очень, а есть дорога во много раз лучше, по которой мы поехали обратно — вдоль маральника, там проедет любая легковушка и нет ни грязи, ни колеи. Если бы в тот раз на тойоте поехали там, точно бы проехали до самого конца маральника. Газ 66 ездят через маральник, очевидно, чтобы поразвлечь туристов, а не потому что там оптимальный маршрут.
В общем, проехали маральник без проблем.
Далее мы опять выбрали не оптимальный маршрут — можно было ехать главной дорогой, но показалось, что там где-нибудь наткнемся на непроходимую грязь, поэтому поехали лесом. Потихоньку между деревьями, по пням, сквозь ветки и кусты мы проехали-таки этот участок и доехали до первого брода.
Сразу после брода было хорошее место стоянки, где мы и остановились на ночлег.
День 7
Так как вчера вытаскивали машину против движения, лист защиты кпп загнулся на 90 градусов и нужно было его выправить.
Уже не первый раз сталкиваюсь с бедой креплений под защиту. К раме приварены гайки — в них закручиваются болты крепления защиты. Дав небольшую нагрузку, эти гайки отрываются, и потом хрен выкрутишь эту конструкцию, потому что болт крутится вместе с гайкой, которая где-то внутри балки.
Выправил защиту, заправил искорёженный край под балку и поехали дальше.
Сегодня нужно доехать до нижнего озера и мало того, наша цель — Верхнее Мультинское озеро, и именно сегодня мы должны до туда дойти.
Не успев отъехать от места стоянки, мы опять срываем задний подкрылок, из-за того, что сдавая назад в глубокой колее, наезжаем колесом на брызговик. Учитывая, что он уже был и так обрезан по самое не хочу, мне совершенно непонятно, как люди ездят с брызговиками по таким дорогам. Да, я читал, что крепят их к бамперу цепочками — но не представляю, как это может тут помочь.
В общем, меня это так все в итоге достало, что я загнул брызговики и прикрутил их шурупами к бамперу — чтобы больше не болтались.
Едем дальше — дорога плохая. Понимаем, что если пойдет сильный дождь, то тут на каждых 50 метрах есть, где застрять. Но в это время года дождей нет, именно этим обусловлена такая сухая дорога сейчас, так что не напрягаемся по этому поводу.
Камней куда меньше, чем по дороге на Актру, но места, где приходилось смотреть, как проехать, были.
Доехали до так называемого Поля Чудес. Все отлично, если и застрянем, то не сильно — грязи немного. Едем по колее слева — это как раз то место, где в 2014 видели севший УАЗ.
Немного побуксовав на подъеме, мы без особого труда проехали вроде как одно из самых сложных мест на пути.
И вот уже последний брод, и через 10 минут мы на парковке. Плотно кушаем, собираем вещи — готовимся в пеший путь.
С собой берем только самое необходимое, но все равно выходит куча вещей, только еды килограмма 2. Палатка, спальники, пенки — все это переть с собой, ведь на верхнем озере запланирована ночевка.
Идем вдоль нижнего озера полные сил, все своим ходом — поэтому 1км/ч. Ближе к концу встречаем парня — он из группы с Татарстана. У него узнаем, что клещи неактивны и никто с их группы не находил их на себе и что до развилки между верхним и поперечным озером еще километров 7, а потом 3 километра до самих озёр, что до одного, что до другого.
Дошли до так называемых Шумов, они в это время совсем обмелевшие — воды намного меньше, чем было в середине августа.
Вообще, на озерах все изменилось — там, где была свалка мусора (между нижним и средним озером), сейчас обустроенный кемпинг, на озеро завезли лодки и катамараны, там, где мы оставили машину, также как и на Актру, дома со всеми удобствами и электричеством.
Перейдя Шумы, проходим через калитку, видимо, для лошадей, и двигаемся вдоль среднего озера.
Шли-шли и наконец дошли до кордона. Перед ним, к слову, много обустроенных мест для ночевки — столы, скамейки, туалеты.
Выписываем пропуск — пропуск стоит 150 руб. на одного взрослого + 100 руб., по-моему, за каждую ночевку. Мы идем на одну ночь, но за нее с нас денег не берут — как-то дети повлияли… красивыми глазами, видимо.
Работник, выписывающий пропуск, услышав, что мы планируем дойти до верхнего озера, как-то смутился и сказал, что мы не успеем туда сходить (а было уже 5 часов вечера), и только потом мы поняли, что он имел в виду. Предупредили, что в заповеднике нынче много ядовитых змей и нужно внимательно смотреть под ноги, про медведей ничего не сказали, и это успокоило.
Мы понимали, что если будем продолжать двигаться с текущей скоростью, то до темноты не дойдем до Верхнего озера, и поэтому сразу после кордона мы ускорились до 2-3 км/ч — для этого пришлось взять дочку на плечи. Тут мы очень пожалели, что не взяли рюкзак — он был бы весьма кстати. То есть на Актру мы его просто так протаскали с собой, а тут с дуру не взяли и пожалели — хуже не придумаешь.
После кордона километра 3 до развилки, а потом еще 3 до самого озера. Тут начинается плохая дорога — достаточно много грязи, приходится прыгать, чтобы не промочить ноги — но в итоге все равно промочили.
На развилке обустроено место для ночлега — и это последнее место, где вообще разрешено ночевать, но мы про это не знали и нам никто не сказал.
Также там есть замечательный домик, в котором можно поспать без палатки — в одном спальнике, то есть палатку можно не нести с собой, а брать только спальник и пенку.
Тут я уже почувствовал нереальные боли в области плеч, вроде прошли всего три километра и шея просто отваливалась. Благо жена выручала.
Выдвигаемся в сторону озера. Тут недавно шел дождь, дорога вся мокрая, скользкая, штаны промокают от мокрой травы.
Подходя к озеру, мы встречаем фотографа, от которого и узнаем, что ночевать-то на озере нельзя, а блюдет закон страшный егерь, и завтра утром он точно придет сюда. Но не идти же обратно. Через 10 минут мы уже там — на улице достаточно темно, мы расчищаем место и ставим палатку.
Сил совершенно нет, по-быстрому заварили лапшу, открыли консервы — покушали и вырубились. На улице уже была тьма.
В итоге сегодня пройдено порядка 12 км, дочка половину пути шла на руках, сын все своими двоими. На дорогу потрачено в общей сложности часов 8-9.
День 8
Ночь была морозная, возможно что-то около 0.
Утром плечи болели похлеще вечера, это неописуемо.
Сегодня нужно вернуться до развилки, сходить на второе озеро — Поперечное, и вернуться к машине. В итоге это где-то 18 км.
Кушаем, фотографируемся и в 9 часов мы выдвигаемся в путь.
На пути к развилке делаем пару фотографий в интересных местах.
Вот, например, дерево, которое не постеснялось вырасти прям поверх громадного камня.
Немного не доходя до озера есть вот такой камень, под ним можно легко переночевать и не бояться, что тебя промочит дождь.
Скоро мы уже были на развилке и пошли в сторону поперечного озера. В самом начале идет очень крутой подъем, метров 100 — потом дорога средней сложности по камням и корням.
От развилки до озера дорога заняла часа два. И вот мы уже созерцаем эту красоту.
Было достаточно жарко, и дети изъявили желание искупаться. На самом деле изъявил сын, а дочь по принципу — мне тоже.
Им понравилось — но больше не захотели, видимо, вода прохладная, градусов 6-7, наверное.
Перекусили, немного пофотались и двинули домой.
В 20 часов мы уже были на нижнем озере. В итоге дочь все время тащили на руках — так как иначе бы не успели. Сын шел своим ходом, но уже после кордона сильно ныл, да и мозоль у него со вчерашнего дня на пятке была — все время беспокоила.
Нам удалось сделать все, как запланировали, и на следующее утро мы выдвинулись домой.
На обратном пути с озер мы немного увязли в грязи, но достаточно быстро выбрались, в остальном, повторюсь, — в это время года дорога весьма проходима.
По пути домой сделали крюк через Семинский перевал (можно было срезать и поехать от Усть-Кана в сторону Солонешного и там на Бийск), чтобы выкопать еще пару кедров, купить меда и медовухи в районе Чемала.
В итоге этот отдых получился именно таким, как и хотелось — 2017 год железно отложился в памяти кучей ярких воспоминаний, и это самое важное.
Как отдохнуть в следующий раз, пока неясно — но из года в год у нас это выходит очень неплохо, поэтому, наверное, что-нибудь придумаем.