Супер-круиз 2011: Дальний Восток — (через Казахстан) — запад России и обратно, или Прадо: мечты должны сбываться

19.04.2012 | 112318 просмотров

Предисловие

О том, чтобы автопробежаться из Благовещенска (Амурская область) на запад страны я начал мечтать наверное сразу, когда впервые прибыл на Дальний Восток — лет 15 назад.

Для этого бывшему студенту тогда не хватало трех условий:

1. Попутчика-единомышленника;
  2. Подходящего транспорта;
  3. Асфальтированных дорог.

Сложилось так, что к 2011 году было выполнено последнее третье условие — заасфальтированы последние строящиеся участки ФАД «Амур» Чита—Хабаровск.

Моя верная спутница жизни в лице любимой супруги не меньше меня ждала этого события, и к 11.06.2011 мы были полностью готовы к поездке, включая наш «сухопутный крейсер» в кузове Toyota Land Cruiser Prado (2000 г.в., V-3,4 л), который по определению всегда готов.

Забегая вперед скажу, что большинство людей, рассуждая о нашем круизе, называли это чем-то страшным, опасным, рискованным, нереальным, авантюрным. Нас хоть и называли молодцами, но скорее всего считали безрассудными и сумасшедшими. Может, так оно и есть. Теперь мы уже знаем, как много людей интересуются дальними автопутешествиями, но на практике лишь единицы на это сподвигаются.

Лично меня перед поездкой всерьёз тревожил лишь разразившийся к тому времени топливный кризис — не охота было бы застрять где-нибудь или переплачивать. Жену беспокоила тема сервисно-бытовых условий нашего пребывания в поездке. Так вот, мои опасения практически не оправдались, а вот с туалетами в стране — всё плохо! Или наоборот всё хорошо? В общем, один сплошной ТУАЛЕТ.

Цели нашей поездки:

Охватить максимальное возможное число родственников, друзей, однокашников, памятных мест и вообще достопримечательностей в стране, многих из которых мы давно не видели, не видели никогда и многих возможно больше и не доведется.. По-другому такие задачи за один отпуск решить нельзя.

Посмотреть, как живет страна, регионы, города, люди и приметить себе местечко для ПМЖ, поскольку сами мы не местные, южные и потому не всё нас тут на ДВ удовлетворяет. А устроило бы нас местечко с комфортным климатом, желательно у большой воды, с интересным рельефом, дружелюбным национальным составом, с развитой какой-никакой экономикой, с собственной клубникой, виноградом, черешней и персиками с абрикосами. Таким образом, местами повышенного внимания становились Белгород, Волгоград, Краснодар с городами Черноморского побережья РФ, Саратов, ну или на худой конец Москва с Барнаулом.

Отдохнуть, покататься, покупаться, полакомиться и т.п. Погостить у тещи с тестем на Белгородчине, где нас уже ждали наши детки, а так же помочь старикам в улучшении условий проживания.

Чтобы хоть как-то ориентироваться самим и предупредить встречающих нас людей, мы предположили, что в светлое время суток будем преодолевать порядка 1 000 км (+/-200 км) и на ночь останавливаться в мотелях или кемпингах с удобствами.

Расчеты наши не голословные, ездить приходится много и часто далеко. Кстати сказать, позапрошлым летом мы с женой и ребятишками ездили в противоположную сторону на юг Приморского края купаться в Японском море (1,5 тыс. км в одну сторону). Доехали почти до границы с Северной Кореей. Можно сказать, что теперь мы всю Россию проехали в длину. Ещё можно прибавить десятки тысяч километров, наезженных по Сахалину и Камчатке.

Первый город, где начнутся встречи — это Томск (моя alma-mater), т.е. нам первые четыре дня предстояло тупо прогнать около 4,5 тыс.км.

Распечатали с интернета схемки с табличками расстояний между основными населенными пунктами, заготовили атласы и навигатор о семи дюймах. Конечно же прихватили много музыки, вкусняшек, налички, рыболовных снастей и пару фотоаппаратов с ноутбуком. Одежду тоже взяли. Сувениров и подарков на всю страну было бы тяжело рассчитать, потому особо заморачиваться не стали. Втарили зеленые чаи и галантерею (или бижутерию?) из Китая, нашей амурской «Триумфальной» водки, омуля на Байкале, но в основном рассчитывали на продукцию гипермаркетов на местах.

Сразу принципиально не хотелось обременяться поклажей — хотелось взять с собой только самое необходимое, но жизнь всё расставила по своим местам и этим местом оказался ёмкий багажник «лэнд крузера».

Поскольку ехать задумали очень далеко и в сторону, противоположную родине нашего автомобиля, мы предусмотрительно приготовили с собой те расходники, которых можно было не найти в западных автомагазинах: тормозные колодки, навесные ремни, фильтра и по мелочи, а так же наборы инструментов. Долгоиграющая летняя резина Pirelli Scorpion уже подходила к концу, но её я (наивная душа) хотел заменить на новую по ходу путешествия.

Часть 1. Перегон Благовещенск — Казахстан — Белгородская область

Выехали мы на заре 11 июня 2011 года. Люди подсказали, что в с. Знаменка Забайкальского края (бывш.Читинской обл.) построен удобный кемпинг. До него — 1303 км. Нас предупредили, что последняя путняя заправка в Амурской области находится в Уруше, а первая в Забайкалье (не считая случайных частников) — через 600 км в Чернышевске (где вы такое еще встретите?).

Извилистая и перепадистая дорога Благовещенск—Свободный с первых километров дала понять, что мы не верно распределили груз по салону — мы вдвоем с женой разместились спереди, задний ряд сидений — пустой и сзади нагруженный багажник. Обычно, когда мы ездим с детьми, мы сзади делаем сплошное очень удобное даже для взрослых лежачее место: сидушки второго ряда складываются, третий ряд сидений из машины извлечен, низ равномерно загружен поклажей, а сверху надувается матрас и застилается покрывалами, легкими подушками. Но в этот раз нас двое и мы так не стали так делать.

Корма присела, передние колеса на кочках без должной нагрузки рулят не так отзывчиво, фары светят вверх во встречные лица..

Ситуацию удалось сбалансировать наверное только к Сибири, когда методом проб и ошибок выяснилось, что самое удобное размещение — когда водитель располагается на своем месте, переднее пассажирское место загружено от пола самыми тяжелыми тюками, на заднем сидении лежит, полулежит, сидит или стоит пассажир с надувными подушками и прочими мягкостями и вкусностями, а в багажнике остаётся прочая уже не такая тяжелая поклажа.

После первых почти 200 км (до выезда на федералку Чита—Хабаровск в р-не космодрома Свободный) мы начали сомневаться, что план в 1 300 км будет выполнен — на этом участке на груженой машине особо не разгонишься, а окрестности г. Свободного, как и много лет назад, оставались разбитыми, пыльными и без твердого покрытия.

Но, выехав на ФАД, мы успокоились — трасса идеальная, машин мало, ровная и современная, т.е. в села не заезжает, знакам соответствует (висят «сиськи» — значит, лучше притормаживать), повороты и подъемы со спусками плавные — кайф!

В Уруше (710 км от начала поездки) долили бак до полного и вскоре выехали из области.

В Забайкалье дорога постарше, уже почаще попадались выбоины и поселения. Новые дороги строят в объезд застроек, а чем дальше на запад, тем чаще приходится проезжать через города и поселки. В одном из таких сёл мы останавливались перекусить и там наблюдали местных коз, которые вели себя как в других местах собаки — накидывались на объедки, попрошайничали, а ещё нагло лезли в машину :).

При этом они смотрят на тебя своими жуткими прямоугольными зрачками:

Пейзажи с горно-лесистых незаметно сменились сопочно-степными:

Бензина нам хватило доехать до цели и утром мы заправились в Васильевке. Цены в Забайкалье — под 32 рубля за литр Аи-92.

Наши дальневосточные зеленые АЗС «Альянс» сменились яркими желтыми «Подсолнухами» Роснефти, где можно не только заправить машину, но и приобрести много чего полезного — от прохладительных напитков до автомасел и прочих нужных в дороге мелочей.

Планы на второй день поездки — доехать до Байкала, по пути в Бурятии попробовать национальные позы и сравнить их с нашими родными азиатскими мантами.

Читу миновали на заре. На посту у нас, видимо, от скуки проверили документы и пожелали счастливого пути. Тут трасса M-58 «Амур» сменяется на М-55 «Байкал».

Дорога в целом хорошая, практически пустая, местами напомнила казахстанские степи и мелкосопочники, местами наши амурские залесенные низкогорья.

Отдельные участки трассы ремонтируются, проезжать их пыльно, медленнее, но не критично.

Ландшафты радовали своим многообразием и контрастностью. Вообще, мы поймали себя на мысли, что в первые дни круиза нас удивляло и радовало буквально каждое новое изменение рельефа и растительности, примечали цветочки и птичек, останавливались снимать речушки и скалы, зато на обратном пути практически не обращали внимания даже на великие реки и крупные города..

Позы, несмотря на неблагозвучное название, оказались блюдом вкусным, интересным. Однако странно читать названия кафешек, типа, «ПОЗНАЯ ВДАЛИ ОТ ЖЕН» или «ПОЗНАЯ ДВОРЕЦ СУЛТАНА»..

Навигатором мы первые дни пользовались только в обзорном режиме, он прописывает все проезжаемые топонимы, довольно подробно указывает расположение АЗС, кафе, и т.д. Прокладкой маршрутов с навигацией его не напрягали, по началу доверяли только указателям и поэтому в Улан-Уде проехали наш неприметный поворот и уехали в сторону центра города, но быстро сориентировались, вернулись, проскочили мост через р.Селенгу и уехали в горы — в сторону Байкала.

Несколько десятков километров спусков и подъемов с серпантинами, где тебя, привыкшего всегда и везде ехать несколько быстрее остальных, как стоячего, обгоняют ветхие маршрутки, наполненные пассажирами. ЖЕСТЬ!

К вечеру был нам Байкал и были мы вдохновлены, но суровый и независимый, красивый и холодный, он быстро остудил нас. Байкал существует сам по себе — не притягивает и не отталкивает. В отличие от южных морей — он как будто страдает от внимания людей и насыщенной антропогенной нагрузки. Очень многие стремятся сюда попасть. Но для себя мы сделали вывод: если ты не рыбак, не художник и не ученый — тебе не понравится тут долго отдыхать, тем более с семьей и особенно с детьми.

Проехав почти полторы сотни километров вдоль восточного и южного побережья Байкала в поисках ночлега, нам на глаза не попался ни один мотель (!) Выручили пацаны, которые в двенадцатом часу ночи встретились нам в с. Выдрино на границе Бурятии и Иркутской области. Они подсказали, что переночевать можно на турбазе «Теплые озера» на реке Снежной всего в 5 км от трассы, и мы поехали, точнее тронулись. Эти 5 км мне показались сложнее всего пройденного за день маршрута (1 168 км) — одним словом, бывший асфальт, промоины, ухабы и много минут тряски. Раза три я хотел было развернуться и уйти на Слюдянку, но тут сделать это было проблематично, и мы добрались. В глухом реликтовом лесу нам открылась переполненная людьми и машинами база отдыха на любой вкус — от дикого до цивильного. Мы сняли последний оставшийся номерок с удобствами (наверное потому, что он самый дорогой) в деревянном корпусе и, не допив пиво, вырубились.

Наутро, пока в местном кафе «Мономах» нам готовился завтрак, мы обошли окружающие красоты — ЛЯПОТА! Обрадовались, что заехали сюда и сделали для себя такое открытие. Лес — красивый, озеро — действительно не холодное и по цвету — будто жемчужное (но по названию — Изумрудное), река — Снежная.

Строения на любой вкус, инфраструктура незатейливых развлечений и отдыха: кафе, мангалы, катамараны, пляж, прокаты, тропы здоровья.

Не понятно как добравшиеся сюда машины (в основном легковушки) были из совершенно разных регионов, кроме Амурки. Сразу скажу, что земляков за всю поездку мы встретили только раз или два неподалёку от Амурской области и всё.

Но времени терять мы не могли и выехали обратно, рассматривая эту дорогу уже при дневном свете. Утро вечера оказалось веселее.

Так начался третий день путешествия.

Дорога вдоль южного побережья Байкала следует по серпантинам, машины на подъемах собираются за грузовиками в пробки, шины на поворотах визжат — как в кино про погони, тормоза на спусках греются, пахнут, жара. Пожалели, что нет в машине холодильника.

Железная дорога пролегает по самому побережью озера и по ней друг за другом проносятся вагоны, в т.ч. с нечистыми грузами. Не экологично.

В Култуке на выезде купили омуля и магниты (мы их коллекционируем).

Рыбку горячего копчения съели тут же, а холодного на презенты нам упаковали с собой. Торговаться можно и нужно, но почти бессмысленно. Уступают не более 15-20% (это после привычных китайских скидок в 50-70%).

Иркутск по дороге туда запомнился нам отличной новой объездной дорогой (её нет даже в памяти нового Навигатора с его новыми картами) и широченным автобаном в сторону Красноярска в виде двух разделенных многорядных автострад. Обгонять (опережать) стало сплошным удовольствием: кто едет медленно — придерживаются правее и у тебя всегда свободный ряд. Мы были довольны и надеялись, что так теперь будет продолжаться хотя бы несколько дней.

После обеда меня сменила за рулем Ира и я довольный удалился вздремнуть. Но дорога быстро стала обычной двухполосной, а потом и вовсе начались ремонтные работы — съезды, пылища, жара, машина скакала на скальных колдобинах и мы в ней до потолка. Моя обычно интеллигентная женулька комментировала эту ситуацию так, что сомнений не осталось — до Красноярска такими темпами мы не доедем не только сегодня, но может быть и никогда. В третий день мы проехали лишь 772 км и остановились в р-не Алзамая, где на перекрестке построены два похожих комплекса «У Петра» и напротив «Паллада». Цены одинаковые, меню похожие, всё цивильно — псевдоконкуренция подумали мы, но нет. Охранник одной из стоянок сообщил нам, чтобы мы не ехали к конурентам напротив — там прошлой ночью «Лексуса» угнали, но это уже не имело никакого значения — мы спать.

Четвертый день прошел без особых впечатлений — просто гнали-нагоняли. Наиболее сложный перегон начинается где-то в районе Тулуна и перманентно раздражает вас качеством «дорог» и внутренним обустройством населенных пунктов где-то до Канска. Смотришь и не верится, что тут можно жить и радоваться жизни — разруха и грязь. Причем вы должны всё это прочувствовать на себе — протрястись в пыльной колонне именно через центральные части городов и сел. Канск запомнился рукописными указателями на Красноярск, которые тупо обводят по кольцу вокруг всего города, возвращают всю колонну «новичков» в то же место и ты ныряешь в неприметный свороток где-то под мостом… С тех пор навигатору пришлось работать как ему положено — прокладывать нам кратчайший маршрут.

Тулеевщина удивила нас кроме хороших дорог самым дешевым бензином за всю нашу поездку — «ГазПромНефть» продавал Аи-92 по 21,5 рубля. А еще на обратном пути мариинские гайцы наказывали всех подряд за выключенный ближний свет долгими сторублевыми квитанциями — у спешащего транзитного народу аж всё кипело от досады, ибо в иных краях ГИБДДешники на это либо не смотрят, либо вежливо обращают ваше внимание на необходимость обнаружить себя ходовыми огнями.

В Томской области дороги более усталые, но сам Томск встретил нас во всей своей прибавляющей красе и нашей веселой компанией бывших одногруппников.

Дневной пробег составил около 1 300 км, и это была наша первая гостевая остановка. Кстати, оказалось, что отличное томское пиво прекрасно сочетается с отборным байкальским омулем.

Наши учебные корпуса, знаменитое общежитие на Пироговке, узкие старые улочки, НТБ, преподаватели, уникальный Лагерный сад, набережная р. Томь, место основания г. Томска — у меня ностальгия, у Иры восторг.

Возле 1-го роддома г.Томска замечательная скульптура младенца в капусте. Примета: кто малыша погладит по головке, поцелует в пузико, лизнет ему пятку и трижды щёлкнет его по пипке — будет тому вскорости пополнение в семье! Местные об этом ещё не знают — только мы :). Будьте осторожны — если проделать моцион в обратном порядке, то может получиться не мальчик!

Следующим пунктом назначения был Новосибирск. Дорога туда короткая (ок. 300 км), по качеству — средняя. Вообще в Новосибирск мы ехали, чтобы открыть его для себя в новом виде, в новом качестве, поскольку дела могут занести нас и сюда. С середины 90-х годов (со студенчества) город запомнился невзрачным, серым, грязным.

Теперь, когда он вошел в роль экономического центра всей Сибири и Дальнего Востока, мы ожидали полюбоваться его красотой и блеском. Не удалось. Разочарование наступило с самого въезда в город — там в жаре и пыли нас ждала пробка, возникшая (вы не поверите) оттого, что мы, въезжающие в город, должны пропускать тех, кто сворачивает, кажется, с новой объездной. Мне хотелось подробнее проанализировать ситуацию, но отвлекала назойливая цыганка, которая сначала что-то кричала и лезла в открытое окно, потом ломилась в закрытое… Куча машин вокруг, а она к нам — видимо хотела нам не местным что-то важное сказать.

Навигатор голосом Жириновского долго вел нас через весь Новосиб с севера на юг по нужному адресу, а город внешне так и не приглянулся нам.

Посетив родственников жены, мы наутро залили полный бак и поспешили к следующей её родне — в Омск. Забегая вперед скажу, что отрезок в 660 км Новосибирск — Омск показался нам одним из наиболее комфортных из всех протяженных трасс. Он не такой гладкий, как новая федералка «Амур», не такой скоростной, как М-2 в Тульской области, но зато он прямой, участники движения взаимовежливы, а «сплошных» линий и подстерегающих гайцев мы не практически видели — ехать и беспрепятственно обгонять было очень приятно. Правда ровно на полпути мы словили камень в лобовое — но это так, чтобы мы не расслаблялись и жизнь мёдом не казалась.

В Омске навигатор нас так же привел прямо к дому родственников и там мы задержались уже на 2 вечера.. Город нас не оттолкнул, люди хорошие, архитектура разнообразная, Иртыш течет, Ягра не встретили, квартиры подозрительно дешевые, Ачаирский монастырь нас как впечатлил, так и озадачил: зачем было так далеко «разбрасывать» строения по такой обширной территории. Улыбнули нас железный «Степаныч в люке» и «Любава на скамье».

Как и по всей Сибири — тут обильно наливают «Беленькую», запивают неплохим пивом. Через «Тарские ворота» скачут на одной ноге и загадывают желания — сам я в такие вещи сроду не верил, шутя загадал, а теперь оно уже сбылось (!). Честно, мы не поняли, и сами местные нам не помогли объяснить, кажется, шемякинское произведение:

Следующим отрезком нашего пути должен был стать Омск—Уфа, где живут уже мои родственники, но не стал. Никто нас толком не смог сориентировать по процедуре проезда гос/границы РФ-KZ — одни опасливо нас отговаривали, мол долго, хлопотно и дорого, другие наоборот советовали срезать и не ехать через Тюмень. Победили любознательность и любопытство и мы полетели на Казахстан.

Выехали на заре 19.06.2011, путь до приграничного Исилькуля порядка 165 км — пустая трасса, торопились успеть до туристических автобусов, с которыми говорят там можно надолго застрять. Прибыли: пусто, тихо, никого нет — только будки, типа ларьков стоят.

Тут я на минуту засомневался, что нас пропустят без ПТС, но напрасно — в одном ларьке смотрят наши и автодокументы — дают маленькую бумажку, идешь в следующий — отдаешь, люди в форме вежливо спрашивают про оружие-наркотики, больше интересуясь машиной и незнакомым регионом. Желают удачного пути и отпускают. Едем дальше, ждём подвоха.

Через несколько сотен метров стоит казахстанский пограничный пункт — ДВОРЕЦ!

Новые красно-кирпичные строения и крытый проезд — всё для людей и машин, но зачем? До Таможенного союза с РФ оставалось около двух недель…

Наши вежливые пограничники и таможенники буки по сравнению с казахстанцами! Живые такие, веселые, по детски любопытные и очЧень милые. Огромный щит тут-же — Назарбаев и Медведев, оба радостные — о многом говорит. Наши с женой восточные менталитеты и азиатское прошлое (в смысле детство) тут полностью гармонировали с окружающей обстановкой, мы не почувствовали себя тут чужими и потому вдруг возникла мысль задержаться в Казахстане сейчас, а не откладывать это дело на обратный путь, как мы сначала предполагали.

Пара транзитных машин, минутная очередь, несколько любопытствующих вопросов, фото для досье и нам снова желают счастливо добраться. От местных узнаем, что на территории суверенного государства не действует наше ОСАГО, нам показывают на косую будку на обочине поодаль от КПП. Казахстанская страховка до 15-20 дней стоила что-то вроде наших 300-400 рублей. Но мы предложили торговцу (по-другому он не выглядел) чуток доплатить, чтобы срок действия документа продлился до двух месяцев, на что он любезно согласился, назвав неадекватную цену. Это был бы не восток, если бы мы согласились сразу и в результате коротких переговоров мы доплатили ему за «расширенную» и заполненную вручную страховку (я такую и сам мог написать) пару сотен и полетели дальше по узкой и старой, но прямой и ровной трассе в сторону казахстанского Петропавловска. На трассе никого, за час с небольшим встретились несколько местных машин и мотоциклов — видимо, косили сено или грибы.

По пути решили, что до Уфы мы сегодня уже не поедем, а в Петропавловске свернем на юг и поедем навестим родню в Кокчетаве, а потом съездим в Щучинск и в Боровое (ныне Бурабай).

И вот тут начались «сюрпризы», да один за другим. Сначала оказалось, что в навигаторе отсутствуют карты Казахстана. Но это мелочь, хотя и вошедшая в привычку.

Потом родная сотовая связь пропала и нам начали сыпаться огромные смс, уговаривающие нас подключиться к неведомому оператору и... разориться. Телефоны распирало от этих сообщений, и мы их повыключали. Волновало нас то, что мы почти никому не сообщили о своих изменившихся планах.

Зато очевидными были планы казахстанских гаишников. Одних на въезде в Петропавловск мы проскочили и они расстроились, отвлекшись на чью-то арбу с ишаком. Других на стационарном посту проехать было нельзя.

По громкой связи на чистейшем русском казах казаху говорил — белый джип тормози, водителя сразу ко мне! Молодой постовой подчинился.

Мне было смешно — я узнавал своих, предвкушал разговор. В помещении толстый казах и худой кореец. Начиналось по-доброму — мол, как жизнь и что нового, а где это такой Благовещенск? Покажи на моей карте!

— На карте Кокчетавской области, если я тебе начну показывать в масштабе издания, то Благовещенск окажется в соседнем кишлаке.
— Если ты такой умный, почему не сидишь дома, а приехал сюда? Придется вам тут задержаться, у меня много вопросов: почему доверенность от хозяина такая маленькая и самодельная?
— У нас по таким ездят.
— А у нас нет, значит отбираю машину!
— Не торопись-ка, ибо хозяйка машины — моя жена и она со мной.
— Значит, выброси такую доверенность, и пусть она сама ездит! А еще у тебя нет страховки!
— Вот она.
— Ну тогда ставь машину в сторонку, и я забираю твои документы — у тебя на кузове нет наклейки RUS!
— Для особо одаренных — у меня на обоих гос/номерах написано rus.
— Вот статья, вот сумма штрафа — 12 500 тенге!
— Переведи это в рубли и выписывай квитанцию
— Оплачивать надо на почте в соседнем населенном пункте, а она только после обеда работает! Документы твои будут у меня, ты как оплатишь — приезжай завтра или на днях!
— Я уже не тороплюсь — выписывай.
— Ты сам подумай — завтра или на днях!
— Сколько?
— Сам подумай!
— 100 рублей и я поехал.
— На ваши деньги штраф больше 2,5 тыс. рублей!
— Ясно, ясно. 500.
— 2 000.
— Выписывай квитанцию.
— А сколько?!

Короче этим можно было бесконечно заниматься — и начальством его шугнуть, и подробнее изучить вменяемую «статью», и «вбелую» оплатить штраф, но хорошее настроение и дефицит времени победили и была озвучена цифра, которая и так уже витала в воздухе. Страж порядка довольный приготовился было вернуть мне документы, как вдруг я его сильно огорчил — щас, мол, в машину схожу! Его луноликая физиономия аж вытянулась, широко растянув глаза:

— Как это ты за деньгами пойдешь в машину?! Это что же подумает про нас твоя жена?
— Я всё продумал — скажу ей, что купил у вас наклейку RUS

На прощание они подсказали, как лучше доехать до Кокчетава, где посты ГАИ и заправки, в которых и правда продаются наклейки RUS.

Как сказала моя Ирина — это была типичная ТАМАША (казахская юмористическая передача).

На ближайшей АЗС мы действительно нашли за 50 рублей и приклеили эти три буквы (вторая У). Думали, на неделю хватит — полгода уже как новая!

Дорога на Кокчетав (ныне Кёкшетау) степная, отдельные села с русскими названиями. Она быстро испортилась, неравномерно ремонтировалась на всем протяжении 200 км, периодические объезды, пылища.

Впервые за всю поездку нам в городе пришлось на улицах спрашивать, куда нам ехать — навигации-то нет, но нашли быстро и было нам счастье! Родня успела достойно подготовиться. Кроме предложенных восточных яств нам особенно запомнились прекрасные местные коньяк и пиво. И начали мы их мешать.

Следующий день мы спешили посмотреть город, посетить восточный рынок, купить и съесть казы, а так же съездить в г.Щучинск во всемирно известное Боровое (ныне Бурабай).

Сразу надо сказать, что в северном Казахстане мало что напоминает Азию: прохладно, не те запахи и звуки, рынок в понедельник был закрыт, все говорят на чистейшем русском, архитектура или советская или какая-то вновь индустриальная.

Рубли официально не в ходу, но многие ездят в Россию и собирают их, обменивая на тенге по довольно удобному курсу.

Трасса на Боровое (она же на Астану) — мечта автомобилиста! Многорядная, новая, гладкая, разметка, развязки, машин мало, постов тоже не видели.

Щучинск произвел унылое впечатление, видимо, находясь на периферии Бурабайского вулканогенного кратера, он так и не нашел свое место в новой истории — ветхий, разбитый, грязный. Моросило. Грело одно — встреча с родственниками 33 года спустя. После содержательного обеда нам предстояло увидеть Боровое и... полюбить.

С детства для меня идеал природного ландшафта — когда в одном месте органично сосуществуют 3 чистые стихии: горы, вода и лес (хвойный). И воздух. Боровое сочетает в себе всю эту ляпоту и одновременно удивляет — потому что локализован этот оазис на очень ограниченной территории (см. Google-maps), а вокруг на многие километры простираются голые скучные степи.

На минуту даже возникало желание инвестировать в этот красивый уголок, выбранный, кстати, недавно местом проведения саммита с участием европейских лидеров, но, поинтересовавшись у местных о сложившихся тут ценах на недвижимость и землю, мы не стали развивать эту идею.

На поляне Абылай-Хана мы посетили VIP-юрту, где подкрепились кумысом с баурсаками, приобрели сувениры, по дороге останавливались и взбирались на скальные останцы и вскоре под моросящим дождем тронулись в обратную дорогу.

На следующий день нам предстояло осуществить невероятное — покинув Казахстан, через Уральский хребет добраться до Уфы (1 135 км) в гости уже к моей сестре.

Старт рано утром в дождь, потратили оставшиеся тенге на бензин (около 110 тенге за литр) и в путь. До Петропавловска вместо расчетных 1-1,5 добирались 3,5 часа. Ремонтируемые участки дорог так развезло — уханькались мы там по самую крышу.

На подъезде к известному Петропавловскому посту мы почему-то решили поменяться местами и за руль села Ира. Не помогло.

— Белый джип тормози, водителя сюда!
Минут 10 её не было, потом прибежала схватила купюру и назад. Вернулась, едем дальше, ржём:
— Вы не рассмотрели нашу наклейку РУС? :)
— Вы превысили допустимую скорость: 53 вместо 40!
— Какие ваши доказательства?
— Камера видеонаблюдения!
— Покажите!
— Сможем только после обеда — данные с неё анализируются в Алма-ате, потом нам пришлют!
— Гон, не будем платить
— Документы не отдам!
Сколько?
— 3 000!
— Даю тебе рубль, но чтобы нас дальше никто не трогал.
— Я прям щас позвоню Маратику — всё будет хорошо! Алё, Маратик, щас проедет Ира на белом джипе — ты её не трогай, там всё нормально!
На посту ближе к Петухово тормозит нас Маратик.
— Девушка, я остановил спросить всё ли у вас в порядке? Вещи на пассажирском месте не мешают обзору? мужчина на заднем сидении надо чтобы пристегнулся.

Он дождался, пока я натянул ремень, пожелал нам счастливого пути и закрыл дверь. Точно, тамаша!

Пограничные пункты Петухово мы прошли быстро и просто. Запомнились только эта фотография, которую меня на осмотре «заставили» стереть как подрывающую национальную безопасность Казахстана и вопрос таможенника:
— Как вам Казахстан?
— Всё понравилось, кроме ваших гайцев.
— Я смотрю вы сами родом с Азии, должны уметь с ними договариваться!

Россия встретила нас Курганской областью, дождем, нормальной связью и обедом на «Кудыкиной Горе».

Мне давно казалось, что после больших скоростных перегонов в районе заднего моста на стоянке появлялся легкий запах горелой резины или т. п., а теперь он стал явным. Перебирал в голове все возможные варианты: резина, колодки, гудрон на раскаленных частях, автомат, мостовые сальники? Не понятно, но тревожно. Впрочем запах быстро пропадал, дыма не было, едем дальше. Позже на форумах я читал, что такое случается у рамных внедорожников, но объяснения не нашел. Так и решил для себя, что это, вероятно, попахивают натруженные резиновые подушки между кузовом и рамой или втулки на амортиках.

Курган и Челябинск остались в стороне, но, объезжая последний, мы не заметили съезд на Уфу и проехали на Ебург. Километров через 7 заметили неподходящее направление движения, пока разбирались с навигатором и картами, к нам подъехало несколько человек, попавших в аналогичную ситуацию — все искали сворот на Уфу. Пришлось колонной возвращаться, время потеряли, вечерело, нас уже заждались в конечном пункте.

Всё равно остановились на стелле Европа—Азия, фото, магниты.

Уральские серпантины тоже заставили повизжать нашу резину, погреться наши колодки, но это было не страшнее байкальских виражей. Запомнилась большая плотность движения преимущественно грузового состава. Трасса не широкая, много неуместных сплошных линий, вдоль них барражируют гайцы с камерами — кто попался, тот и виноват. Обгонять сложно, но можно, даже приятно — вот для чего нужны мощные моторы.

Наблюдение: чем дальше на запад, тем мельче и серее мафынки. По составу преимущественно российские, что ужаснее и обиднее — китайские. Каждую стоящую на обочине машину начинаешь принимать за ДПС, напрягает.

В Башкирию скатились под вечер — надписи нерусские, мед и обилие товаров, которые обычно на трассе не покупают: пластиковая утварь и мебель, радиостанции и мн.др. В Уфу добрались около 23 часов местного времени, пробег за день —1 135 км.

Первая за 3,5 десятилетия встреча с сестрой, разговоры, ужин, старые фотографии и конечно же чак-чак в оригинале!

Следующий день посвятили Уфе (он же Эфэ или Офо на местном). Город красивый, чистый, недорогой. Панорамная набережная с местным хулиганом Салаватом Юлаевым на коне, современные развязки, пробки видели только в час пик в центре города.

В нашем путешествии Уфа стала началом большого проделанного нами «кольца», поскольку мы не пошли прямо (на запад), а свернули на юг в Оренбург, чтобы позже объехать южную Россию и уже позже из Москвы «замкнуться» на Уфу.

В Оренбург выехали 23 июня в 4:45 местного. На трассе пустынно.

Ходу туда менее 400 км, миссия наша там планировалась печальная, потому и пролетело всё хмуро и не заметно.

Накружившись по городу и пригороду, мы выполнили печальную миссию и после обеда из Оренбурга выехали на Новосергиевку — повидать родню, выгрузить здоровый тюк, снова посетить кладбище и содержательно поужинать. Это еще около 115 км в сторону Самары, которые я просто проспал на задней сидушке. Итог за день — 550 км.

Из Новосергиевки выехали утром 24 июня. Предстояло по Самарской трассе, не доезжая самой Самары найти поворот на Саратов, чтобы уйти туда по левому берегу Волги, а там в тот же день, немного переведя дух у саратовской родни, попытаться проскочить Воронеж и добраться до Белгородчины.

Дорога пустынная, старая и скучная. Запомнились две вещи. Где-то уже в Самарской области дороги стали поновее, появились развязки. На одной из них я разогнался, да так хорошо и главное никому не угрожая, что не стал соглашаться со знаком, предложившим снизить скорость, и пролетел дальше, а зря… Чуть поодаль за ним притаился передвижной пост с камерой видеофиксации. Когда мне показали кадры с места нарушения, я поймал себя на мысли, что мне не интересна сумма наказания (а она предполагалась не хилой), но меня заворожил вид нашего, кажется, летящего над землей джипа — красота неописуемая! У людей явно есть операторский талант — так грамотно выставить камеру: правильно выбран свет, красивый фон, изгиб трассы.. Жаль, нельзя было скачать фотку. Парни оказались еще и добрыми людьми, расстались по-человечески.

Второе, что запомнилось — это цены на ГСМ в Самарской области. Где-то в конце Оренбургской области загорелась лампочка и пора было бы заправиться. После Башкирских 24 рублей за литр нам в Самарской предлагалось это сделать по 29 рублей. Мы решили дотянуть до Саратовской. Не успели. Нет, я конечно догадывался, что у «Крузаков» на лампочке можно ездить хоть неделю, но чтобы 185 км! Теперь буду знать. Канистра Амурского бензина в багажнике нас всю дорогу держала в спокойствии, так что сегодня, на исходе первого этапа путешествия, в принципе уже можно было с ней спокойно расстаться, что и было сделано.

Где-то перед Пугачево заправились бензином и клубничкой. Стало веселее.

Вечерело. Мост через Волгу ознаменовал прибытие в Саратов. Мы были радостные, кричали привет Волге от Амура, всё нравилось, на плохое (дороги, пробки, пыль, архитектуру) не обращали внимание.

Повидали супружнюю родню, отдохнули, поужинали, побеседовали, помылись и в тот же день на ночь глядя тронулись на Воронеж. Виды вечернего Саратова сверху с сопок нас заворожил и мы вышли поснимать.

Ночка выдалась напряженно однообразной. Дорога ровная, было очень темно и скучно. Отвлекали только разнообразные населенные пункты, нанизанные на трассу — страшно неудобно сквозь них ехать с их повсеместными ограничениями скорости. И тишина. Никого нигде не видно, ни людей, ни машин. Охота было спать, но больше хотелось уже доехать до нашего сынульки, поэтому на заправке в Борисоглебске мы кроме бензина, оплатили еще и пару банок холодненького «окрыляющего» средства. Оплатили и уехали. Километров через эндесят на одноименной заправке мы обратились с просьбой выдать нам товар, забытый у её коллег на соседней АЗС. Она среди ночи не смогла нам толком объяснить, почему не может этого сделать, впрочем мы и не настаивали — купили у них и умчались далее, встречать воронежский рассвет.

Перед зарёй в районе Рогачевки средства информирования (навигатор, дорожные знаки и указатели) сообщили нам, что скоро начнется цивилизация: сначала мы выедем и свернём на трассу М-4 «Дон» и по ней через 33 км въедем в Воронеж. Это здорово взбодрило нас сонных. М-4 оказалась шикарной оживленной автострадой, по который мы позже поколесим еще не мало, а сейчас мы въезжали в Воронеж.

Город спал, мы торопились, а потому мы задали навигаторы кратчайшую дорогу насквозь на выезд. Но даже то, что мы увидели, нам понравилось: уютный такой, провинциальный, видели водохранилище и Дон. Дороги в городе не ахти, но это не оригинально.

Выехав из города на трассу Е-38, ведущую в сторону Курска, я уступил место за рулем супруге и лег спать. Её задачей было не проехать поворот на Старый Оскол в районе Горшечного, впрочем она и не могла этого допустить, ведь мы оба очень соскучились по деткам и спешили к ним во Ржавец Белгородской области.

Краем зацепив Курскую область, мы въехали на Белгородчину: Старый Оскол — Губкино — Скородное — Холодное — Прохоровка — Ржавец. Если хотите посмотреть, какой должна быть российская провинция — приезжайте сюда. Ухоженные поля, идеальные дороги и обочины даже в просёлках, не говоря про магистрали, асфальт и газ подведены к каждому дому, крепкие дворы и хозяйства, красивые дома, ровные заборы, добрые люди, низкие цены. Одно плохо — говор у людей режет слух и травмирует сознание, но это простительно, ведь тут уже до Харькова — ближе, чем до Курска.

7:50 утра 25 июня. Сынулька еще спал, теща с тестем тоже не ожидали нас так рано увидеть. Быстрый завтрак, облизывание деток, горячие объятия с родней, короткие сообщения всем волнующимся в стране и за рубежом, что мы прибыли в конечный пункт и отдыхать.

Промежуточный итог: пробег за сутки из Оренбурга — около 1 600 км, пробег от рождества круизного — 9 367 км или 15 суток.

Часть 2. Поездка на юг. Белгородская область — Краснодарский край — Волгоградская область и обратно

Валяться долго не пришлось. Разгрузили машину, погрузили туда детей и взрослых и поехали в Белгород в парк развлечений, в супермаркеты и в МакДональдс.

Белгород мы любим: чистый, просторный, удобный и... белый.

Так ездили несколько дней — мало ли что нужно живущим в деревне: то прикупить по хозяйству, то разобраться по бумагам, одежда, обувь, еда, банкоматы. В конце концов подошло время обслужить нашего железного коня: масло, фильтра, колодки, перегоревшая лампочка головного света, навесные ремни, шприцевать крестовины. Резина размера 265/70 R16 — у них такая экзотика, что ждать её приходится до месяца! Придется продолжить путешествие на лысой резине.

Хозяин серьезного автосервиса, чьи работники справлялись с нашей неведомой зверушкой, удивил меня вопросом:

— Скажите, а для чего люди покупают таких монстров?
— А в чем проблема и какая у вас машина?
— Ford S-Max, а за «крузаков» большой налог и дорого содержать!

Мне не хотелось, да и незачем было его убеждать и рассказывать, что только такие машины способны полностью удовлетворить потребности современного активного человека как в эмоциональном, так и в техническом плане, что купив нечто без характера и харизмы, он стал жертвой заморских маркетологов и т.д. Но в цифрах это выражается просто: мой налог в год составляет что-то около 6 т.р. (он думал, что будет под 40), у него 5,5. Его универсал потребляет около 15 л/100 км, а я говорю, что приехал сюда и сжег 1 100 л, что не превышает 12 л/100 км (он думал, не менее 25). При этом он не ломается и с ним ничего и нигде не страшно. Расходники на крузака конечно же стоят подороже обычных машин, но это больше от того, что на них не продают и не покупают контрафакт, а только оригинальные запчасти, поэтому и менять их требуется реже.

— А ты на своем Форде куда-нибудь далеко ездил?
— Честно говоря, дальше Харькова не рискую.
— А мы отсюда ещё в Сочи, Волгоград, Москву и в Горный Алтай собираемся.

Так что каждому своё.

На Кубань мы собрались скоро. Взяли своих мальчика, девочку, старшую сестру супруги и впятером выдвинулись в ночь на Крымск Краснодарского края. Было это полдесятого вечера 29 июня. Пройти предстоит около 800 км.

Почему я люблю ездить в ночь — экономия световых дней, посвободнее дороги, пореже в засаде гайцы и удобнее ехать с детьми, что они спят или смотрят DVD, главное, оборудовать поудобнее лежачие места.

Это была самая ужасная ночь за всю нашу поездку. Стемнело быстро, моросил дождь, а с темнотой началась гроза. Ливень стоял стеной, молнии сверкали и били в землю так близко, что звуки грома почти не отставали от вспышек. Проселковая дорога около 200 км вела нас по полям и холмам с лесополосами, через деревеньки, через Новый Оскол и Россошь, а вокруг никого. Казалось, разряд вот-вот пинданёт в нас и всё… кто тогда отзыв будет писать? И что вы думаете — только мы вышли на упомянутую выше трассу М-4 (Е115) «Дон» где-то в 200 км южнее Воронежа, где и движение погуще, и фонари-громоотводы стоят, как гроза прекратилась или осталась там позади в глуши.

Задние пассажиры спали, мы с женой спереди облегченно выдохнули и полетели нагонять время. Красота — широченная, гладкая и часто освещенная магистраль. Казалось, Ростов и Краснодар проедем затемно!

Вдруг где-то в начале Ростовской области мелькнула серия знаков типа «дорожные работы», «90»-«60»-«30». Визуально никаких работ не отмечалось и весь народ как шёл, так и продолжил путь. Но в конце освещенного участка в ночи притаился пост ГАИ, который останавливал всю грядку и технично доил… Было неприятно, но, в общем, терпимо — не дорого (торг к тому же уместен), а толпой ещё и веселее, немного взбодрились в бессонную ночь и помчались дальше.

Такие ловушки потом встречались еще ни раз, но мы сами уже не попадались, как некоторые наши «попутчики» — черный московский «Прадо» так спешил на море, что обгонял нас всех, потом мы все видели, как он на посту откупался, снова нас шустро обгонял, и снова мы его видели пойманным..

С этими камерами наблюдения стало, конечно, сложнее ездить. Там где гаишник пропустит или не заметит — прибор будет пищать за каждый случай и фиксировать.

В районе Ростова нас остановил хмурый постовой, я приготовился, но он просто проверил документы и пожелал счастливого пути. Здесь и далее на юге гаишники выглядят для нас как-то непривычно: белые рубашки с коротким рукавом, светлые фуражка и штаны, больше на пионеров похожи что ли или на дружинников.

Родственники нам подсказывали, чтобы мы Краснодар объехали и пошли через Славянск-на-Кубани сразу на Крымск. Точнее, они вообще нам предлагали с самого начала Краснодарского края ехать не на столицу Кубани, а козьими тропами срезать часть пути на западе края, но так проехать мы попробовали только уже на обратном пути.

Окраины Краснодара на данном этапе поездки мы зацепили хотя и краем глаза, но надолго — довольно продолжительное время плелись в переполненной пробке. Потом мы освоились и начали обгонять всех справа по обочине, как это делали самые бессовестные из местных.

Трасса на Славянск оказалось полупустой и уже Ира быстро довезла нас до места. В конечной точке станице Молдаванке (под Крымском) мы были в районе 14 часов. Итого, около 800 км и около 16 часов в пути (чуть меньшее расстояние из Благовещенска до Хабаровска мы проезжаем за 8-10 часов).

На следующий день мы поехали на побережье — посмотреть Новороссийск, искупаться в море, попробовать «Абрау-Дюрсо».

Ухоженный Абрау нам понравился — виноградники, живописный рельеф, озеро, завод шампанских вин.

Демонстрационные залы завода были одним из первых мест, откуда не хотелось уезжать. Наверное потому, что в знойный день там было очень… прохладно.

Перевальчик, серпантины и было нам первое Черное море. Небольшая база отдыха с платным въездом и мы у самой воды. Вообще я за платность любых ресурсов. Только это делает их использование рациональным. Хочется, чтобы всё вокруг было цивильно. Тут тоже стараются, но пока не всё получается — водоросли не убирают, запахи неуместные, музыка громкая, волна высокая, вода холодная.

Новороссийск — внешне симпатичный, народ неспешный, набережная просторная, есть где разгуляться. Но это в центральной части города. Окраины нам показались унылыми, пробки бессмысленными. Недоумение вызывает масштабное цементное производство, пылящее на всё побережье. Кажется, такие вещи уместнее перемещать в пустынные районы, тем более из курортных мест, а они не только это с советских времен не убирают, но и неподалеку в районе Баканских сел еще мощности наращивают.

Кстати, сейчас поговаривают о введении трехцветных зебр, так вот в Краснодарском крае они, похоже, давно прижились.

Распрощавшись с Молдаванкой, мы вскоре отправились в Анапу.

Предварительно, глядя на карты, нам это место представлялось плоским, скучным, не то, что Сочи — море, горы, лес. Теперь мы так не думаем. Анапа схватила нас за душу, и не отпускает. Всё нам там нравится. Море ласковое, улочки уютные, народ… тоже русские встречаются, степи вокруг там оказались засажены виноградниками, есть аэропорт и вокзал. Обрадовали цены на недвижимость — не вся страна завтра скоро сюда переедет.

Настало время проехать по всему черноморскому побережью до Сочи. По километражу это порядка 350 км, по времени это заняло световой день и море разнообразных впечатлений.

3 июня мы с утра пораньше стартанули вдвоем из Анапы на Сочи. Деток с сестрой устроили в отеле на первой линии с полным пансионом, плюс пресный бассейновый комплекс.

На полпути к Новороссийску нас остановили гаишники и подсказали, что я забыл включить ходовые огни.

Новороссийск обошли краем и за ним дорога начала описывать изрезанный прижатый скалами к морю рельеф — то вниз, то вверх, но резкий поворот, короче серпантины.

Сразу за городом открылся панорамный вид на город:

Чуть дальше мы осмотрели печальный мемориал героям-черноморцам:

Заехали в Кабардинку, поели черешни, помочили ноги, посмотрели, послушали, прогулялись — красиво, чисто, но не зацепило.

Геленджик — роскошное местечко. Шикарная набережная (лучшая из всего, что мы видели) — красиво, достойно, со вкусом. На счет жить там я, конечно, сомневаюсь, но гулять нам понравилось.

Туапсе — одно из разочарований нашей поездки. Имя, звучавшее с детства наряду с Гаграми, Анапой и Ялтой теперь не произносится совершенно. И мы поняли почему — полная разруха и ощущение пребывания где-то в начале 90-х..

Про остальную часть города судить не берусь, но набережная — лицо города, нас оттолкнула: тут же и грузовой порт, и пляж, и развалины железо-бетона, и как-то всё буднично, и нет туалетов, и переполненные мусорки, и сплошь одни пожилые люди с шахматами и домино, и мы уехали.

Серпантины показали нам такие треки, что навигатор отказывался их прорисовывать, шины — выписывать, а сиденья — поддерживать.

В Сочи мы въехали под вечер — предсказуемо тепло, субтропическая растительность, своеобразная архитектура, море, много машин и людей.

Не ожидали увидеть здесь такое сплетение дорог, многие из которых перекрыты из-за реконструкции, многие с односторонним движением. Пробки, но они быстро растворяются. Бензин дороже, чем по краю. Задача была — проехать в центр города к набережной и устроиться. Пробирались долго, а устроились быстро. В гостиницу нас не тянуло, хотелось разнообразия и мы его получили. В районе г-цы «Жемчужной» есть частный сектор, где народ промышляет расселением на любой вкус. Дом в двух уровнях с зимним садом и внутренним двориком, с евроремонтом и полным набором коммуникаций, включая Wi-Fi и без шумных соседей — это то, что нам было нужно.

После чудесного ужина в узбекской кухне (мы с супругой такой вкуснятины не ели с 90-х годов) мы спустились на набережную. Это был шок! Вы где-нибудь видели набережную, когда не видно и не слышно моря? Шум, толпа, сплошные торговые ряды, как на китайском рынке, аттракционы и забегаловки всех мастей. Нет, нам удалось пройти к воде, но это было не просто.

Сразу было ясно, что в Сочи мы едем не вовремя. Это нужно было делать либо лет пять назад, либо во время Олимпиады-2014. А сейчас это огромная стройка со всеми вытекающими. Потому особых надежд не питали — просто хотелось глянуть, где пройтись, где проехать, познакомиться с городом и окрестностями. Вообще, в Сочи обычно советуют посмотреть Дендрарий, Морской вокзал, Красную Поляну, Ахун-гору, посетить Абхазию и др.

Абхазия (моя давняя мечта) нам обломилась по причине огромной очереди. Это мы на границе, на заднем плане уже мост через Псоу. Ждать не стали и... Кто придумал в таких местах делать сплошную разметку?!

Красная Поляна и на пути к ней тоже еще в перманентных стройках, но впечатление производит положительное — горы, леса, тоннели, машин не много, деревушки, форелевые фермы.

Наверху оставили машину на автоматической крытой стоянке и очутились в... фуникупорте или (подъемодроме?). А как еще назвать футуристический комплекс, откуда производятся запуски кабин на вершину.

Людей единицы, всё компьютеризировано, чисто, красиво, для людей. Закрытые кабины поднимают сначала на одну промежуточную гору.

А там по желанию вам предлагают прокатиться в соседнюю ложбинку уже на открытом подъемнике. Нам понравилось, пожалели, что этого не увидели наши детки.

Ахун-гора нас впечатлила не меньше. Из города в сплетении дорог находишь не приметный отвилок и вдруг оказываешься в лесу на крутом асфальтированном подъеме в гору. Никого по пути, резкие крутые повороты и мы на вершине. Тут на высоте 663 м над Сочи видишь туристические автобусы (как они сюда заезжают?), множество туристов и на вершине г.Большой Ахун стоит Башня 30,3 м, построенная, говорят, по повелению Сталина.

Вид с башни — закачаешься! В хорошую погоду видно Кремль и Турцию :).

Магниты, футболки, сувениры и спускаемся в город — гулять по Сочинскому Дендрарию. Он оказался таким огромным, интересным и полезным, что сил и времени у нас в тот день больше не осталось почти ни на что.

Заморить червячка мы решили в «Макдоналдсе» на Морском Вокзале. Вечерело, народ разгулялся, набережная, шум и очередное проявление высокобюджетной безвкусицы: здание морвокзала давно не функционирует, а его помещение занимает и светится огнями безлюдный магазин спортивной одежды спонсора предстоящих игр, предлагающий спортивные костюмы неприглядного вида.

На следующий день план такой. Спозаранку стартуем на Краснодар к моему школьному другу, а по пути по теплу где-нибудь искупаемся.

Искупаться решили в Джубге. Она по карте — самое близкое место на побережье к Краснодару, дальше нам предстоит уже двигаться вглубь континента к столице Кубани.

О своем выборе мы вскоре пожалели. Какое неблагозвучное название, такая же и неблаговидная обстановка — узкая трасса по селу, пробки, узкие съезды на приморские улицы — неприметные и забитые машинами и людьми. Растолкали всех, подъехали, вышли на пляж, а там… Мы, конечно, искупались, немного попытались полежать позагорать, но терпение быстро лопнуло и мы засобирались — сильно людно, шумно, некомфортно.

Трасса к Краснодару оказалась не сильно загружена, навигатор показывал, что мы будем в Краснодаре чуть более, чем через час, но мы ехали дольше — частые придорожные рыночки, а там столько всего интересного! Тебе и чачу предложат налить, и фрукты дадут попробовать, и орехи, и специи кавказские, и поговорить.. Фрукты съедаются быстро, грецкие орехи и фундук у нас дома теперь надолго, а специи — это вообще отдельная тема.

Оказывается «подбрюшие» Краснодара — это целиком вкрапленная в Кубань республика Адыгея. Парни там считают, что они в России на особом положении, носятся как-то небрежно на своих шушлайках с номерами 01, отвлекают.

Краснодар мы объехали и по центру, и по отдельным окраинам. Город не приглянулся, но и не оттолкнул — какой-то обычный. Радовало, что мы встретились с другом детства и после экскурсии по Екатеринодару (альтернативное наименование города) мы поехали к ним ужинать и беседовать. Город очень разбавлен приезжими, но это не мешает всем вскоре считать себя потомками кубанских казаков, а люди сведующие прозвали их кубинцами.

Как мы на следующий день доехали до Анапы — знает только Ира, я, уставший после бурной ночи, весь путь покоился на задних диванах.

В номере нашего санатория холодильник хранил темрюкский коньяк, шашлык и фрукты. Было приятно вернуться в теперь уже любимый город, к нашим ребятишкам и окунуться с ними сначала в море, а потом в лазурный бассейн.

После осмотра Анапы и её окрестностей: дельфинария в Утрише, лиманов в Благовещенской, архитектуры в греческом местечке Витязево и др. мы засобирались в обратный путь.

От Анапы до Волгограда чуть менее 800 км. Мы заправились, поужинали, поставили деткам развлекательную видео- и аудиопродукцию и около 22 часов по местному тронулись. Замысел состоял в том, чтобы (как ранее упоминалось) попробовать объехать стороной общие трассы по многочисленным местечковым, но достаточно приличным дорожкам.

Резко стемнело, все уснули. Славянск-на-Кубани — Тимашевск — Брюховецкая. Ехать было пустынно, скучно, темно, много поворотов, навигатору не спалось — автоматически перепрокладывал новые варианты пути, особо не разгонишься. Не знаю, сколько мы тут срезали, но ехать не понравилось.

Уже где-то перед Ростовской областью мы наконец-то выскочили на М-4, правда, не надолго. Сотни через полторы км указатель уводит направо на Волгоград. На рассвете мы увидели стелу «Волгоградская область». Дружно высадились это дело обсмотреть. Судя по виду и запахам, так делают оччень многие.

И тут утреннюю тишину нарушили несколько машин, радостно выезжавших из Волгоградской области и въезжавших в Ростовскую. Они долго и громко сигналили. Те, кто двигался с нами попутно — так себя не вели.

Впрочем, первые метры по Волгоградской земле быстро развеяли все загадки — люди и машины радовались, что кончились плохие дороги! Ну, а нам они только начинались…

Такого «тояма-токолея» мы не видели больше нигде. Чтобы не думать плохо про местные власти и похищенные средства на поддержание сети автодорог области, мы решили считать, что это специально сохраняемый мемориал имевшим тут место героическим сражениям времен ВОВ.

И гайцы тут с выдумкой. Посреди степи стоит пост и много разных знаков, среди которых меньше всего видно тот, что указывает на проезд с остановкой. Я давно за рулем, и это самый редкий знак в моей биографии. Реже только предупреждение о перебегающих кенгуру. Не один я такой — дело у оборотней поставлено на широкий поток, аж очередь образовалась. Благо, парни имеют совесть (или я наглость) — обошлось символически, но осадок остался.

Заправки от Анапы хватило до Волгограда. Переваливаясь по пыльным, разбитым и загруженным дорогам мы ко второму завтраку въехали в Город-герой. Откровенно сказать, мы от области вообще и от города, который у всех на слуху как место устремления многих наших сограждан, остались не восторге и даже разочарованы. Калмыцкая степь, жара, пыль. Архитектура видавшая виды, дома обшарпаны. Изредка встречаются современные здания. Не верится мне, что город получает мало средств на развитие, но куда же всё девается?

Пробки такие поискать надо. Их природа связана не столько с качеством дорог и количеством транспорта, сколько с диким поведением местных водителей. У них не тот прав, у кого больше или дороже машина, а наоборот. Бросаются друг другу под колеса, сигналят, мешают общему потоку. Ощущение какого-то китайского стиля вождения. На Дальнем Востоке, в городах с куда более плотным движением (Южно-Сахалинск, Владивосток, Хабаровск и др.) давно уже все поняли — пропускай машины, которым тяжело или торопятся, и тебя, где нужно пропустят, и это в целом благоприятно влияет на городское движение.

Радовала долгожданная встреча с семьей моих тети и сестры.

Вечером мы набились полной машиной и поехали по городу.

Меня, привыкшего на большой машине всюду передвигаться по своему усмотрению, на одном из перекрестков начал справа притирать водитель усталой «газели». Я ему показываю, что я и дальше буду прямо ехать в этой пробке, а он продолжал пытаться просочиться передо мной. У нас в салоне кондиционированная прохлада, а на улице зной, раскаленный асфальт. У «газели» окно открытое, потное сердитое лицо водителя. Открываю справа свое окно — мы оказываемся нос к носу на расстоянии вытянутого кулака.

— Ну, ты куда прёшь? — спрашиваю я его.
— Не задавай глупых вопросов! — ответил он, поразмыслив, закрыл свое окно и отстал.

Мы развеселились.

Чем выше мы забирались на Мамаев-курган, тем меньше нам было до улыбок. Комплекс поражает своим величием: Входная площадь, Площади Героев, Стоявших Насмерть, Скорби, Подпорная стена, Стены-руины, Зал Воинской славы, танк Т-34, Храм Всех Святых. Над площадью Скорби возвышается огромный холм, который венчает главный монумент — Родина-Мать. Это насыпной курган, в котором захоронены останки 34 505 воинов — защитников Сталинграда. Впечатлило. Даже дети прониклись скорбью.

Утром мы не особо спеша собрались и выехали домой на Белгородчину. Ехать до Ржавца около 850 км и мы к ужину и баньке уже были на месте.

Дорога запомнилась шикарными ростовскими полями, шолоховскими местами (топонимами). Тут мы снова решили не гнать крюк по М-21 до нужной нам М-4, а срезать проселочными дорогами по диагонали и выскочить на неё, как можно севернее. Так и ехали полдня по полям и деревням, хороший асфальт, тихо, спокойно и никого вокруг.

Ближе к Воронежской области мы выскочили на федералку, пообедали, дозаправились и вскоре за Богучаром снова ушли влево на Россошь — Алексеевку — Новый Оскол и домой. Там снова поля-поля и крепкие Белгородские села.

Часть 3. Москва — Горный Алтай

За несколько дней на Белгородчине мы успели разобраться с правоустанавливающими документами на дом и землю во Ржавце и приобрели родителям новый дом в райцентре Прохоровке. Хотели уже выезжать напрямую в обратный путь, как вдруг наша московская родня так же пожелала увидеть нас у себя, и мы, загрузив машину ящиками с деревенскими вкусняшками, распрощавшись со всей родней, включая наших детей, выехали на Москву.

Было это середина июля, сразу после обеда. До места 650 км. Запомнились интересные моменты.

По Белгородчине трасса М-2 идеальная, хотя и загруженная, широкая, многополосная, обгоны беспроблемные.

Как только въезжаешь в Курскую область — это зопа! Узкая, разбитая дорога (напомнило волгоградскую М21), потоки машин собраны в медленно-текущую колонну (говорят, это делается искусственно). Обгоны возможны либо через сплошную линию (а она там практически везде непрерывная), либо справа по обочинам. Протестуя против такой постановки дела, мы с группой единомышленников из разных (в основном северных областей) начали обгонять эту колонну и так, и эдак. Когда начало казаться, что мы всех обогнали и дальше дорожная обстановка изменится к лучшему, то вдруг возник город Курск, а был там пост ГАИ.

Всю нашу грядку целенаправленно остановили и раскидали по значительной территории — кого на солнышко, кого к огромному визжащему и ароматному свиновозу, кого к лесочку, нас сразу к машине постового.

Дело у них поставлено на поток — гайцев много, но каждый четко знает что делать. Работает эта схема примерно так. Их интересуют только машины, указанные им по громкой или радиосвязи. Ежедневно вся это свора должна расшибиться, но занести своему вышестоящему существенную сумму нала.

На трассе спрятаны приборы видеофиксации. На тесной дороге нанесена сплошная разделительная линия. Любой водитель может потерять терпение, если полчаса-час терпеть мракобесие. Все мы живые люди и рано или поздно нарушаем и вот тут-то мы попадаемся в поле зрения нечестных дядь.

Наш «Прадо» был заснят сзади, одной стороной переехавший сплошную. Пустяк? Постовой в машине на бумажке нарисовал такую цифру, что я предложил ему оставить свои права и машину. Ни то, ни другое им не надо, а то, что им надо — обычно в машине не возят. Вот если бы у него вместо жирного зада был встроен банкомат, тогда было бы проще. В общем сошлись на меньшей сумме, но всё-равно существенной (половина всей оставленной в карманах гайцев за всю поездку). Гаишник подобрел и предупредил, что дальше тоже спрятаны ловушки.

Дальше нарушать не хотелось, да и не пришлось. То ли машин стало меньше, то ли препятствий.

За Курском нам попалась подкидная заправка. От неё пахло то ли газом, то ли навозом. Позже я прочитал, что это под видом и по цене бензина торгуют газолином, цена которого втрое дешевле. Не приятно, что такое бывает, но впрочем негативных последствий не отметили ни по работе всеядного двигателя, ни по расходу топлива.

На Орловщине дорога стала получше, ехать было веселее.

В Тульской области я впервые в жизни почувствовал, что такое ехать по настоящему хайвэю. Пусть не идеально ровная, но широченная магистраль, разделенная отбойниками, кто летит — держится слева, кто не спешит — сдает правее. Никаких перекрестков — только развязки, никаких ограничений. Реально кайф!

Так мы мчались до самой Московской Малой Кольцевой (ММК А107). Там уже стемнело, мы свернули на неё налево и направились в сторону юго-запада столицы к своим и даже успели на ужин.

К Москве отношение особое. У меня лично прочная ассоциация с «МакДональдсом»: ярко, привлекательно, удобно, сытно, но без души. Потому и относимся мы к столице прагматично: бывать там по делам или транзитом, учиться или гостить — это да, а отдыхать или жить — это нет.

Женщины устроили день шопинга, а я остался в особняке — помыл машину, постриг газоны (косил бы и косил..) и восстанавливал силы перед обратной дорогой.

Продвинутая московская родня, тронутая нашими рассказами о поездке по стране, посоветовала обратиться к представителям «Toyota Motor Corporation» и «Pirelli» за рекламным вознаграждением — мол, ездили везде, демонстрировали, потом отзыв без рекламаций обнародуете — пусть поощрят!

К обеим продукциям и правда 0 претензий, и даже наоборот: всемерное уважение и благодарность производителям. Land Cruiser Prado за всю поездку даже не намекнул о своей усталости, всюду был на высоте и давал 200%-ую уверенность, удобство и комфорт. Нет, вру — менял в Белгороде лампочку головного света и чем-то пахло из-под Кургана.

«Пирелли» кроме своих приятных потребительских качеств (бесшумность и экономичность) поразил нас долговечностью. Мы на старой резине выехали с мыслью дотереть её и в пути переобуться в новую, но новая так на глаза и не попалась, а даже с лысеющей резиной у нас за 25 300 км суммарного пробега не случилось ни единого прокола! В итоге вернулись домой — там рисунок был как на Формула-1.

Конечно же, теперь, когда мы уже больше, чем полгода, как вернулись, и уже думаем о следующих поездках, у нас совершенно не стоит вопрос на чем ехать — выбраны и уже приобретены младшие братья проверенных марок: свежий и леворукий Lexus GX470 и на лето новая модель «Pirelli Scorpion».

Обратно мы выехали около 4:30 утра. Было желание прохватить по Красной площади, но сильнее оказалась необходимость спешить, т.к. дней у нас оставалось впритык, счет уже шёл на часы, а нам ещё на долгожданный Алтай.

К счастью, москвичи так рано не встают, и мы уже через несколько десятков минут пили кофе в автоМакДональдсе у истоков магистрали М5 «Урал».

Далее на одном дыхании Рязань—Мордовия—Пенза (там вздремнули, заменили воздушый фильтр)—Ульяновская область—Сызрань (искупались в Волге)—Тольятти—Самара—Серноводск. Итого 1 164 км и нечего вспомнить—фуры, подусталое покрытие дорог и много-много населенных пунктов. Народ живет серенько.

Громкие географические названия уже не находили никакого отклика в сознании. Только успевали фотать стелы городов и областей.

В Серноводске (край Самарской области) обнаружили приличную гостишку со стоянкой и решили не тянуть до Уфы, как планировали.

Утром Ира, краешком зацепив Татарстан, домчала нас до Уфы.

Если помните — это место стало началом большой петли, начатой нами в первой половине поездки. Тогда мы отсюда ушли на Оренбург и в южные регионы страны, а теперь сюда же замкнулись с запада.

Башкирия—Челябинская область—Урал (снова стела Европа—Азия)—Курганская область. Итого, за день 1 208 км.

Уже затемно мы остановили заночевать на подъезде к казахстанской границе, у придорожного кафе в с.Петухово. Это был первый раз, когда мы спали поверх всей нашей поклажи на надувном матрасе. И почему мы раньше так не делали? Удобно и демократично.

Перед зарей нас разбудил стук в окно — по мнению местного бичика ночь возле этого заведения стоит 50 рублей. Такая форма заявления нас не устраивала, и я порекомендовал ему вернуться к обсуждению этого вопроса тогда, когда ночь все-таки завершится. Больше мы его не видели, наверное, он похмелился в другом месте.

На границе мы хотели появиться первыми, но были пятыми-шестыми. Таким образом, мы потратили на прохождение границы в теперь уже единой таможенной зоне не несколько секунд, а несколько минут. И то, больше из-за того, что у мужиков из соседней машины ручки не оказалось. Возникают два вопроса:

Как люди ездят в дальняки без ручек? Это так задерживает людей;

Почему большинство наших соотечественников объезжают Казахстан за сотни верст? В этом нет никакого смысла (если не везешь оружие-наркотики).

По Казахстану мы проехали насквозь без единой помехи — ни жезла, ни гвоздя.

В районе Петропавловска остановились попить кофе со сливками с фаршированными блинчиками, а девушка, которая на этом месте по определению кроме россиян ни с кем дело иметь не может, — отказалась брать рубли. Только тенге. Когда они уже перейдут на нормальную валюту?

И уже на выезде с российского пункта пропуска, когда, казалось бы, ничего не должно нас задержать, мы услышали вопрос:

— Наркотики, оружие?
— Нет.
— А что это у вас в кармане двери?

Не верю своим глазам — люди возят биты, монтировки, а у меня в двери нунчаки с детства лежат… Он их схватил, напрягся, нам распорядился не сходить с места, а сам радостный кинулся к офицеру докладывать.

Пипец, поняли мы…

— Не торопись, — услышали мы голос офицера, — там, что инструкция есть, чтобы считать это холодным оружием?
— Нет :(.
— Отпусти людей, верни игрушку!

До Новосибирска мы долетели на одном дыхании. Усталость конечно уже накопилась, и мы всё чаще сменяли друг друга за рулем. Но состояние трассы, отсутствие заподлянок и возможность спокойно обгонять колонны тяжелых машин существенно облегчали нам путешествие.

Перед Новосибом наблюдали роскошную двойную радугу, перекинутую через дорогу. Улыбнуло, но удачно сфотать так и не получилось.

Напомню, что на обратном пути мы плановали (как говорят белгородские) посетить Горный и Степной Алтай. Для этого требовалось в Новосибирске свернуть с пути с восточного направления на южное.

Задачей нашей в тот день было доехать до базы отдыха «Синеморье», что на Обском море (Новосибирском водохранилище). У нас на неё были виды и потому хотелось нам там если не отдохнуть, то хотя бы увидеть и пощупать.

Пощупать удалось, а увидеть в тот день нет. Пансионат расположен в 140 километрах от Новосибирска, нужно проехать Бердск, Искитим, свернуть с трассы, долго ехать по разбитой дороге и уже заполночь нашли его на ощупь за поселком Завьялово в реликтовом Караканском бору на берегу Обского моря. Дневной пробег 1 150 км.

Подробности нашего заселения — тема не для широкой огласки. Короткие переговоры, и мы обеспечили себе отдельный летний домик, завтрак в постель, бесплатный комплексный обед в безупречной столовой и другие прелести курортной жизни. Великолепный лес, ароматный хвойный запах, чистый песок и теплая прозрачная вода. Пожалуй, это милейшее и уютнейшее местечко за всё наше путешествие!

Расставаться с Синеморьем не хотелось, мы оттягивали этот момент, поскольку могли себе это позволить. Дело в том, что нашим пунктом назначения в тот день был Барнаул, где живет мой брат с семьей и до которого ехать чуть больше 200 км.

После вкусного обеда мы погуляли по заповедной территории, не спеша тронулись и вскоре незаметно для себя прибыли в Барнаул. Навигатор, как позже оказалось, привел нас к нужному дому каким-то сложным, но быстрым путем. Можно было доехать до места с меньшим количеством поворотов и по центральным улицам, но там бОльшая загруженность. Откуда он знал?

Разве можно описать ощущения, когда спустя более 20 лет встречаешься со своим близким родственником и его семьей? Вот именно ради это стоит отправляться в такие путешествия.

Следующий день мы посвятили осмотру города. День солнечный, город не блестящий, но светлый и аккуратный. Только набережная р.Обь правда удивила своей неустроенностью. Обычно в городах это центральное место народных гуляний, а здесь почти никого, только дребезжащие объявления об отправлении речных судов.

Знаменитое мороженное «Забава» подняло нам настроение.

Посетили бывшее высшее военное летное училище. Брат его окончил и стал военным летчиком, а я поступал позже, но меня туда не взяли. Много лет назад я был этим расстроен, а сейчас даже не знаю, как к этому относиться, наверное, счастлив. По крайней мере, брат за меня рад и жена.

Пиво на Алтае выше всяких похвал — и своё, и привозное с соседних регионов — всё в разлив и невероятно дешево (вдвое, чем у нас). Такого выбора я больше нигде не видел.

Дальше план действий следующий. Мы решили на двух машинах (у брата тогда был «Хайлендер») проехать по местам нашей детской славы: посетить краем глаза пару-тройку мест Степного Алтая (Бийск, Соколово, кладбище) и выехать в Горный Алтай по знаменитому Чуйскому тракту через Горно-Алтайск, р.Катунь, через Семинский перевал и до Усть-Кана к нашей родне по материнской линии.

Степной Алтай запомнился хорошими дорогами, дешевым бензином и обширными ухоженными полями. В Соколово мы посетили памятные места, могилы родных. С местным Иткульским спиртзаводом у нашей родни столько связано, что мы не могли не остановиться в их магазине и скупить несколько коробок их разнообразной продукции, включая фирменные аксессуары (рюмки, сувениры). Кстати сказать, почти всё это добро так и ездило с нами до конца поездки и теперь стынет в домашних закромах. Заказали мы там же и несколько бутылок самого холодного пива, оплатили его, но так и оставили в холодильнике.

Бийск, как был с советских времен серым, пыльным и невзрачным, так и остался. Навестили старого друга, он с нами поехать не смог и делегировал с нами бытылку хорошего конька. Мы заехали на рынок за вкусняшкой для вечернего пикника на Катуни. Заглянули по пути в пару мест, где огромными буквами было написано, типа, «АВТОРЕЗИНА НА ЛЮБОЙ РАЗМЕР» — моего размера не было и тут, потому купил я для своей лысеющей резины ремкомплект «Грузовой», другого не было.

Дальше — красота! Чем южнее по тракту, тем красивее, лесисто-хвоистее и гористее местность, прозрачнее речки, вкуснее воздух, Шукшинские места (Сростки) с названиями кафе типа «Калина Красная» или «Печки-Лавочки».

Ночевать мы сначала хотели на берегу озера Ая, но там оказалось слишком много отдыхающих и мало прибирающихся за ними.

Мы уехали и остановились прямо на берегу жемчужной Катуни с видом на знаменитый подвесной мост. Палатка, мангал, праздничный стол, задушевные беседы..

Пацаном я думал, что цвет Катуни связан с её студеной температурой, а не с геологическими особенностями размываемых пород. Никогда раньше даже палец туда не мог засунуть. Но когда Ира вошла в реку и окунулась, тут все предрассудки отпали и мы тоже кинулись смывать с себя дневную усталость — это было круто.

Проехать по этому мосту на собственном автомобиле — было моей мечтой с детского сада. Дело это платное, но народ всё равно ездит туда-сюда, не смотря на то, что чуть выше по течению недавно построены новые бесплатные мосты.

Утром после кофе с чаем мы собрали лагерь, я осуществил свою мечту и мы счастливые поехали дальше.

Белокуриха, Катунь, Чуйский тракт, Манжерок, Аржан Суу с целебным источником (раньше Золотой Ключик), Телецкое озеро, Белуха — названия, которые не могут оставить равнодушным человека, бывавшего на Алтае. Сувениры, магниты, игрушки, монгольская кожгалантерея, горноалтайские дары природы — не оторваться.

На Семинском перевале температура упала градусов до 7, небо хмурое, все полезли за куртками. Ассортимент предлагаемой продукции делает акцент на здоровье и долголетие — горные травы, настойки, мёд, мумиё, мази, кедровый орех и т.д.

За перевалом меняется погода — пошел холодный дождь (а как же, я ведь накануне машину сполоснул) и по-другому выглядит рельеф и растительность.

На Усть-Кан мы едем не короткой дорогой через Ануй, а традиционно-исторической для нас трассой через Шебалино — Туэкту — Ябоган.

Мы сворачиваем с тракта в сторону Усть-Коксы. Населенных пунктов резко меньше, больше походят на стойбища, часто пасутся конные стада. По-прежнему везде асфальт. Был промежуток твердой гравийки парудесятков км и снова асфальт.

Местность всё больше напоминает высокогорную тундру — мы влетаем в родной Усть-Кан.

Тот редкий случай, когда встречающая нас родня тебя лучше помнит и знает с мелких лет, чем ты сам можешь вспомнить. Но душевный приём, теплые беседы и старые фотографии всё расставляют по своим местам — ощущаешь себя дома.

Мы знаем еще со времен, когда наш дед рисовал пейзажи Горного Алтая, что самая красивая река — это Катунь, а самая красивая гора — это Белуха. Увидеть её — надо ехать ещё около пару сотен км до Усть-Коксы в истоки Катуни, а подобраться к ней и вовсе не всякому дано. Времени совершенно нет. Да и без детей смотреть такую и многую другую красоту посчитали неправильным и решили так: в Горный Алтай мы приедем с ребятишками не наскоком, а в отдельный отпуск, всерьёз и надолго.

Мы даже не поехали на Девичьи плёсы (только мёду нам оттуда привезли на всю зиму), а ограничились тем, что слазили на г.Николка, нависающую над нашим бывшим дедовским домом.

Посетили местную достопримечательность — г. Белый Камень, внутри которой ученые центральных ВУЗов уже несколько лет изучают уникальную доисторическую пещеру — стоянку древнего человека.

Раньше на эту скалу приходилось лазать самим, там местами очень круто, многие травмировались и даже разбивались. Теперь добрые люди соорудили по склону деревянную лестницу со скамейками для отдыха. Но, к сожалению, вход в пещеру сейчас закрыт.

Словами не описать, как нам было больно уезжать обратно. Практически молча мы ехали до Горно-Алтайска. Ира моя, до этого ни разу не бывавшая тут и не знавшая никого из нашей местной родни была расстроена не меньше меня. Молча снимала на цифровик всё, что видела по пути, чтобы осталось побольше в памяти.

Тот год был богатым на кедровый орех. Местные ждали момента, когда он созреет, для многих шишкобой — редкая возможность заколымить.

А раз мы приехали раненько, то увезли с собой полмешка орешков сбора прошлых лет — вкусно, полезно и напоминает зимними вечерами любимые места. А еще вариант — делать настойку на кедровых орешках. МММ! По чуть-чуть это очень полезно, причем в любых количествах.

Горно-Алтайск — единственный из городов РФ, где навигатор не смог нас привезти по адресу. Улицы в нем забиты, а домов нет. Пришлось звать сестру встречать — неудобно однако. Посмотрели школу (лицей), где я когда-то учился во втором классе. В квартире, где мы тогда жили, теперь аптека. Набрали бальзамов на сувениры.

До последнего думали свернуть на Телецкое озеро или на Белокуриху, но на том и остановились, что приедем ещё отдельно с детьми.

Тем же вечером мы вернулись в Барнаул. Пробег за день 550 км. По дороге запомнился только случай в Бийске, когда город зрительно кончился, ты выезжаешь и прибавляешь газу, а вскоре тебя ловят на посту — спрятанный радар показывает превышение скорости. Оказывается город еще продолжается. Штраф. Настроение и так на нуле, еще и наличкой не берут. Собрали народу и сидишь, ждешь квитанцию на несколько рублей. Не тем занимаются некоторые наши органы, неправильно это.

Место трагической аварии М. Евдокимова теперь памятное — люди останавливаются, вспоминают хорошего человека.

Часть 4. Обратная дорога Барнаул—Байкал—Благовещенск

Брат обрадовал, что с недавних пор путь на Кемерово можно сократить, не делая крюк через Новосибирск. Якобы там раньше была насыпь под недостроенную ж.д., а теперь из неё сделали прекрасную ровную трассу — через Белово и Ленинск-Кузнецкий.

Выехали не рано, планов особо не было — куда доедем, туда и доедем. До Белово понравилось — машин мало, виды красивые, трасса ровная, повороты плавные — точно как поезде.

Встав на кемеровскую трассу, стало уже не очень комфортно. Асфальт похуже, машин резко больше, много населенных пунктов и перекрестков. Кемерово на обратном пути показался более человечным. Мариинские гайцы наказали нас за ходовые огни долгой сторублевой квитанцией, которую я в итоге и оплатить-то не смог — на ней не было штампа с реквизитами.

Проезжая Ачинск, так хотелось свернуть на юг в Хакасию, чудесный притягательный край с озерами, где мы студентами проходили геологическую практику. Но не свернули.

Красноярск объехали затемно. Решили дотянуть до Канска и заночевать. Дотянули, но и на этот раз город нас неприятно удивил. Река Кан делит его пополам, мостов раз-два. Навигатор просто сошел с ума — вроде есть улица (через реку), а проехать насквозь — то можно, то нельзя, тупики, прибор зигзаги рисует. Снова блуданули. Два раза за всё путешествие и оба раза в одном городе — это чересчур. Не стали мы там ночевать и поехали по ночи дальше.

На рассвете на одном из сложных ремонтруемых участков останавливает нас молодой интеллигентный человек и просит дотащить его километров 200 до Тайшета. Его «немку» с пробитым картером так далеко мне с автоматом не рекомендуется трелевать. Мы предложили помочь ему до ближайшего населенного пункта. Он отказался и упрекнул, что никто ему уже давно не хочет помочь.

Какого же было наше удивление, когда буквально за поворотом расположилось крупное село, где была связь, где он мог бы нормально оставить или починить машину и решить проблемы, а еще через 30-40 км мы подъехали к самому Тайшету…

Парень наверное до сих пор ещё там сидит и пугает людей расстояниями и отказывается от посильной помощи.

К позднему завтраку мы подъехали к пыльному Алзамайскому перекрестку, где по пути туда мы ночевали в «Палладе». Теперь мы остановились напротив «У Петра» — поесть, заправиться, помыться и вздремнуть несколько часов. Прилично, удобно, цивильно. Скорее бы там уже асфальт положили — жарища, пылища.

В Тулуне снова петляли по военным дорогам города. На выезде увидели магазин автошин. Не поверил своим глазам — был наш размер в идеальном состоянии суперпопулярной европейской марки. Цена за комплект, как за одно колесо, но… зимние и с шипами! На минуту я засомневался — может, стоит попробовать доехать на них, но не стал смешить народ и уехал. Аргументов «против» было достаточно: своя зимняя резина у нас лежит в гараже, на шипах у нас не ездят, до дома ещё шуршать около 3,5 тыс.км по асфальту на шипах, ну и т.д.

В Иркутск приехали уже к вечеру, проехали в самый центр к парадному входу гостиницы «Ангара», бросили всё тут же, устроились в номер с полупансионом с Wi-Fi и пошли гулять-ужинать.

Анализируя наш график, мы пришли к выводу, что можем позволить себе денёк провести на Байкале и в Иркутске, как нам советовали многие.

Утром погуляли по городу, набережная бурно реконструировалась, совершили шопинг в торговом центре — хотелось монгольской кожи, но не было.

На обед поехали в Листвянку. 66 км, трасса красивая, напомнило мне дорогу из Южно-Сахалинска в Корсаков. Хвойные леса, спуски-подъемы, рядом с протекающими водами Ангары.

Листвянка понравилась. Узкое место, зажатое между Байкалом и залесёнными скалистыми горами — справа от дороги пляжная полоса, слева — постройки баз отдыха, магазинов и т.п. Много сувенирной продукции, не похожей на другие.

Людей и машин хватает, но не избыточно. Как-то удивительно спокойно отдыхающие реагируют на тот факт, что приехали издалека, а в воду не окунуться — студеная! лежат, загорают, а в воде никого. А если кто-то есть, то его сразу нет.

Быть на Байкале и не окунуться я посчитал неправильным. После Катуни осмелел — зашел сначала по мизинец, потом уже по самую щиколотку. Оказалось не страшно, всё сразу отмерзает и не больно. Народ стал оборачиваться, доставать фотики. Очень хотелось омуля горячего копчения, магниты еще не куплены, да уже вечерело, поэтому окунулся я весь быстренько и… в следующее мгновение я уже переодетый сидел в машине.

Мы накупили безделушек, переехали в исток, где берет своё начало река Ангара. Тут на рыночке мы выбрали себе омулей покрасивее, в кафе заказали салатиков с чаем и уселись лакомиться. Нашу идиллию нарушили сначала бабушки-туристки, которые в тот день решили покутить и заказали себе банку пива, но чтобы не заболело горло попросили официантку разогреть её в микроволновке. Когда они наконец уселись пировать, из-за стола встали две девушки облегченных манер, сделали музыку в зале на полную громкость и принялись… двигаться.

Поток перекрестных высказываний обеих сторон по вопросам отношения к жизни и друг к другу мы слушать уже не стали и поехали в Иркутск.

Город нам чем-то понравился, старинные здания, нормальные виды, много односторонних улиц и торговых центров известных центральных брендов. Наличие реки Ангары положительно сказывается на облике города. В глаза (и в кузов) бросается тот факт, что тут водители не уступают друг другу в пикантных ситуациях. Не пропускают, подрезают, наверное ругаются когда ты поступишь так, как считаешь для себя справедливым.

К вечеру мы выехали дальше. Теперь прибайкальские серпантины нам не показались такими уж заметными. В Култуке взяли омуля на подарки, где-то в районе Бабушкино обнаружили клубничную грядку — несколько человек продавали эту ягоду. Слушайте, ну никак мы не ожидали в таком суровом краю так полакомиться — сладкая, красивая, нескольких сортов и недорогая. Долго Ира потом её вспоминала — надо было набрать больше с собой.

В Улан-Уде приехали далеко за полночь. Навигатор нам подсказывал, что несколько гостиниц находятся в центре города примерно на одном пятачке. Вы можете поверить, что в таком малоизвестном городке, расположенном в стороне от цивилизации, но с таким количеством крупных гостиниц, не было места? И мы не поверили, потому что было заметно, что корпуса полупустые — свет почти не горел, машин на стоянках единицы, охрана и администраторы дремлют. Так и оказалось. В 13-ти этажной г-це «Бурятия» нам, как в совке, предложили организовать любой на выбор номер за отдельное вознаграждение. Зато г-ца «Баргузин» охотно приняла нас к себе в два отдельных одноместных номера с завтраком, забыв, правда, сообщить об отсутствии горячей воды.

Следующее утро выдалось дождливым — самое то для перегона по бурятским степям, а ещё ливень сбил нашу многодневную пыль с машины. Дождь мы любим. Скудные бурятские пейзажи разнообразили нашу поездку.

Мы знали, что ближе к обеду будем проезжать несколько чисто бурятских сел, где хотелось снова заказать национальные позы.

В Забайкалье нормальные заправки кончились, сомнительные АЗС расположены нерегулярно и цены на них неадекватные. В Новопавловке мы заправились по 31,20 руб. Какая тут на отшибе поднимется промышленность? Энергоносители — это единственное наше конкурентное преимущество в глобальной экономике. Пока цены на них будут мировыми или выше, чем у соседей — не видать нам роста.

Перед Читой долго стояли в пробке в чистом поле. Много машин, в т.ч. с мигалками, а причин никто так и не понял.

Мы уже ничего не фотографировали, просто скорее ехали домой. Созванивались с соскучившимися детками, родителями и друзьями.

Цель в тот день была конкретная — Знаменка. Тот самый кемпинг, где мы ночевали первую ночь в начале путешествия. Задача в общем не сложная, там ок.1 000 км, но за Читой снова пошел дождь, стемнело, горный рельеф (спуски-подъемы, виражи), новый асфальт не размечен, только красно-белые отражатели в отбойниках ограждений указывали направление движения, в лужах лысая резина аквапланирует, машина реально всплывает и перестает слушаться руля, впервые за всё путешествие мы вместо приличной музыки ставим громко сборник «Сектор Газа» — полный улёт!

Чуть заполночь мы прибыли на место.

В восемь утра следующего дня мы начали наш последний день этого путешествия. Помня о том, что дальше будет большой промежуток без заправок мы в Чернышевске доливаем бак до полного и летим на встречу Амурской области. Наша последняя фотография из почти 3 000 кадров отпуска — граница Забайкалья и Приамурья.

Буквально за поворотом нас останавливает вереница перегруженных отечественных легковушек — это цыганский табор из Восточной Европы двигался поближе в сторону будущего саммита АТЭС. Их барон наполовину залез к нам в окно и что-то шпрехал про помощь, бросил нам в салон внушительный перстень, похожий на золотой. Трудно помочь толпе, которая сама себе не помогает — сидят все по машинам, чего-то ждут. Аванс мы невежливо вернули и отчалили.

Тот день запомнился ещё курьёзным моментом. Загорелась лампочка уровня топлива. Я прикинул, что если будет, как тогда в Самарской области, когда мы на лампочке проехали более 180 км, то нам как раз хватит до Сковородино, а там уже до дома хватит без остановок. Благополучно проехали мимо Урушинской заправки. Не учли только, что средняя скорость у нас всю обратную дорогу гораздо выше, чем мы ехали туда.. Короче, не хватило нам до Сковородки километров 10, и мы встали. Поверить не мог — тут до дома уже рукой подать (~700 км), а тут встряли и канистру больше не наполнял, а зачем, всё ведь просчитано..

Беру я пустую канистру и выхожу на трассу. Ира берет телефон и устраивается поудобнее поболтать в домашней сети. Останавливаю «Паджеро» — он меня молча довозит до сковородинской заправки, там заливается попутный мне УАЗ дорожников и через несколько минут я уже возле машины. Ира хохочет — даже по телефону не поговорила нормально.

Федералка идеальная и после обеда я позволил себе поспать, а Ира за руль. Проснулся от того, что машина всплывает, льёт ливень и проезжая по лужам слышится характерный звук аквапланирования. Страшно стало, я пересел за руль. Ровно в полночь 28 июля мы вернулись в Благовещенск.

Выводы

1. Круиз составил 49 дней, 25 300 км, 3 030 л бензина, 74 000 рублей на ГСМ.

2. Путешествовать в России можно и нужно:

• страна большая, красивая, разнообразная. То, что многие ищут за границей, есть и у нас;
  • дороги у нас в стране намного лучше, чем мы все слышим. Меньше доверяйте акциям типа «Убитые дороги России» — я, в отличие от них, лицо не заинтересованное;
  • у вас появляется шанс охватить максимальное число любимых людей и памятных мест;
  •  путешествовать на машине оказалось гораздо дешевле, чем мы сами предполагали. Если не считать покупку дома, то мы истратили на поездку денег вдвое меньше, чем приготовили, при этом ни в чём себе не отказывали;
  • машина подойдёт любая, было бы желание.

3. Чего нам не хватало:

• Дети (для любого ребенка будет большим испытанием перенести столько поездок. Но мы посетили очень много мест, которые хотелось показать деткам, или хотелось, чтобы присутствовали детки. Будем над этим думать, видимо, для этого следующие поездки надо делать менее масштабными, более локальными);
  • Холодильник (в жаркий день хорошо бы доставать напитки или некоторые продукты из прохладного места, а не останавливаться в минимаркетах);
  • круиз-контроль (в нашей машине такой функции не было, в поездке по нудным местам устает газующая нога, аж приходилось ноги местами менять);
  • антирадар (из 11 тысяч рублей штрафов мы только две тысячи заплатили не за превышение скорости);
  • левый руль (нет, с технической точки зрения вождение машины с правым рулем у нас не вызывает никаких неудобств и даже имеет некоторые преимущества, но психологически чувствовалось, что к правому рулю на западе устойчивое пренебрежение. Конечно, объективно неправильно жить в стране с правосторонним движением и завозить праворульные машины. Вопрос этот очень болезненный, тут рубить по живому нельзя. Запрещать их эксплуатацию — это разделить страну пополам. Считаю, что нужно четко объявить, что через .. лет ввоз правого руля будет прекращен. Люди уже тут всё охотнее берут левый руль, открываются салоны. Поэтому у нас теперь левый руль, а наш верный «Прадо» служит теперь охотникам в своей стихии);
  • туалеты и вообще культура (если действительно судить об уровне развития общества по его туалетам, то народ мы безнадежно отсталый, реально диких мест и у нас на самом деле мало, а там, где нога нашего человека всё-таки ступила, то есть ощущение, что она тут-же натоптала, навалила, раскурочила, испинала. Уборные даже в солидных заведениях (брендовых АЗС, кафе, супермаркетах, гостинцах) не вызывают гордости. Зайдешь в лес — и там на каждом шагу удобрено и набросано. Пляжи, набережные, кусты, поляны — редко застанешь чистыми);

4. Что оказалось лишним:

• одежда. (как ни стремились минимизировать поклажу, а половину вещей всё равно не надевали. Смотришь потом фото — одни и те же футболки — шорты — тапки, аж противно);
  • инструмент. (того, чем комплектуется автомобиль заводом-изготовителем, вполне достаточно, а сломайся что — сам не будешь разбирать, я лично свои супер-мега-наборы инструментов достал разок для приличия, когда с тестем дверь в бане смазать хотели);
  • снастей набрали из дому. (почти всё деду оставили — в постоянной спешке ни разу мысли не возникло достать порыбачить, хотя напрасно — места были достойные, теперь слегонца жалею);

5. Коррупция в стране процветает. Если кто не верит — езжайте по регионам. Про неё не просто слышно, её видно. Я писал эту свою заметку всю зиму в период выборных кампаний. Про борьбу с коррупцией много сказано. Не решается эта проблема за один срок, но за третий, если реальных шагов (не показушных, а системных) не сделать — будет не понятно. Подсказываю где смотреть:

• как объяснить, что в одной стране, с одинаковым налоговым климатом и унифицированным законодательством в одном регионе бензин стоит на несколько рублей дороже, чем в соседнем даже у одной торговой марки? Сравните крайности: Кемеровская область — 21 рубль, Читинская — 32;
  • качество ремонта и обслуживания дорог в разных регионах — видно не вооруженным глазом и чувствуешь собственным задом. Всем известно, что на ремонтах вообще воруется больше всего денег, но кто-то это делает ещё и с пользой для налогоплательщиков. Это, впрочем, не только дорог касается — города и села в разных регионах по степени ухоженности выглядят очень по разному;
  • - блюстители порядка на дорогах. Их поведение тоже кардинально отличается в разных местах. Где-то тебя вежливо попросят так больше не делать, а где-то подло подстраивают залёты. 99% моих наказаний — за нарушения, не имеющие отношения к безопасности движения. Искусственные ловушки для отъёма денег. Ну не езжу я так, чтобы доставить неудобства другим участникам движения или угрожать чьей-то безопасности. Формально нарушаю там, где внутренне не согласен с раскладом.

Выводы автора счёл для себя тоже интересными.

Плюсую
Недосказанность пораждает недопонимание
GTX

Амурск
позновательный, позитивный и легкий отзыв. для себя взял кое-что на земетку. авторам респект. молодцы!. 5+
Т-Touring Hiace, RCH47, 3RZ, 4WD.

За 25 тыс. км пробега в путешествии - респект! :о)))

Лесосибирск
Хорошее путешествие - молодцы!

Хорошо катанул

Самарская область
Молодцы мечты должны сбываться

Хорошая поездка, но за резиной надо следить постоянно!

Только респект. Когда нибудь я мы осуществим такую же поездку.Только 5

Молодцы! Сам ездил, вспомнилось! 5+
какой есть таким и останусь
Мой отзыв: Chevrolet Captiva 2010

Almaty Region
Спасибо автор... Интересно было читать. Путешествуйте и пишите еще... Удачи вам
Мой отзыв: Honda Accord 1993

Автор, всё круто!!! Развал только перед следующей поездкой не забудь проверить)))
Защита в судах.

Бийск-Томск-НСК-Томск-???
Отличное путешествие! Вам ребята просто РЕСПЕКТ!
П.с. но дороги...вы не правы, они просто отвратительны особенно после Тюмени в сторону ЮГа...((((
Смерть стоит того, чтобы жить,
Любовь стоит того, чтобы ждать...

Отличный отчет,хорошо прокатились. Улыбнуло :Казалось, разряд вот-вот пинданёт в нас и всё… кто тогда отзыв будет писать? 5+
TLC 100 2002 г/в

Осилил только до Москвы...Землякам-только-МОЛОД ЦЫ!!!!!
Старый Новый Год-просто повезло...

Да это реально супер мега круиз 25000 это не шутка.
Много спорных вопросов (по соблюдению правил, езде на лысой резине, «оплате» штрафов) но то, что на такой продолжительный пробег не всякий решится это точно, так что участникам пробега почет и уважение.

Шамбала
Интересная поездка,только вот из-за описания беспредела гаишников в отчетах,мы который год откладываем поездку в Россию,а по простому едем в ЕС :)

зачет ,узнаю знакомые места Алтай рулит

28-25-31-78
Очень странно, но в июле к Курской области уже были идеальные дороги) до этого да) ужасть) Классно прокатились)
NHP10

Боровое-оазис среди степей Казахстана! Познавательный отчет, отличное путешествие!
Ocean2Ocean:
"дороги у нас в стране намного лучше, чем мы все слышим. Меньше доверяйте акциям типа «Убитые дороги России»" - 100% согласен. Проблемы с дорогам в России больше в городах, а федеральные трассы в более-менее нормальном состоянии. Конечно же не Европа, но и не Монголия... :о))) Лучше бы делали информационные кампании «Убитые туалеты России» - с этим реальные проблемы. Да и кемпинги вдоль трасс - крайне необходима вещь в России... За 25 тыс. км пробега в путешествии - респект! :о)))
Ездил в начале апреля из Казани в Москву дорог нет совсем федералка М7 до нижнего я доехал за 8 часов по расстоянию это 390 км пока ехали видели две аварии одна с 3 трупами в другой фура ушла в кювет вот видео https://youtu.be/Vek2J9OX0S8

За такое путешествие зачет! Однозначно! А вот по штрафам, увы.В новую машину поставь рацию, не пожалеешь. И будет вам счастье. Ну а нога теперь уставать не будет. Удачи в следующих путешествиях!
Лексус LX 470. 2007г.

ЗАЧЕТ

Ой, ну какие вы молодцы, просто нет слов! Отзыв читать одно удовольствие: хороший слог, интересный стиль повествования, чувство юмора автора!
Добавьте мне эттта....клиренса!

НСК-ЛО
Про туалеты в точку. Про дороги - если акции перестать устраивать, то дороги начнут возвращаться в первоначальное состояние, т.е. до покрытия асфальтом, а так хоть что-то о ремонте "им" напоминает. Ведь есть же пословица - дитя не заплачет, родитель и не побеспокоится.

Слать нафиг наших гайцов и ругаться, тянуть время, у них время -деньги... Долго держать не будут.
ПС: перед выездом в КЗ поройтесь в гугле на тему "Телефоны доверия дорожной полиции" . И пользуйте. С нашими гайцами надо уметь разводить, но ****и они редкие.

Отлично написано, респект вам. Пишите о новых путешествиях.
Люблю я это делать...
NISSAN BLUEBIRD-2000г QG-18
TOYOTA GAIA-99г 3S-FE
TLCP 120 -2003 5VZ

Салехард
читал долго, но с огромным интересом. Подчеркнул много нового и сас тоже сделал некоторые выводы! Автору респект за рассказ! все СУПЕР!
Это от водки - это пройдет!

BARNAUL
Хорошая поездка, особенно понравился «Степаныч в люке». Молодцы!

краснодар
+5 Нормалек прокатились

Нормально прокатились, и я так мечтаю на своём проскочить хотя бы до Байкала.
приобрести авто с аукциона легко.

МСК
Проезд по мосту впечатлил.

Узарень:
Проезд по мосту впечатлил.
С баз,находящихся возле Аи,по этому мосту за сигаретами и разными другими гадостями гоняли по несколько раз в день.Проезд был 10 рублей.Жили в Печки-Лавочки.

Отзыв не читал, но от картинки с мостом вспотели ладони

Стрежевой-70 RUS

Афтар так невзначай рисанулся нунчаками.:))))А владеть ими могёшь?

За реализацию планов - только искреннее уважение автору! Главное - не сидеть на месте и пытаться, пока задница горячая. Несколько ремарок: 1. Автор скульптуры на фото в Омске - Александр Капралов. Скульптурная композиция называется "Весы". 2. Ездить через Казахстан НЕ рекомендую НИКОМУ. Развод на каждом шагу, невзирая на румяные банеры Медведева и Назарбаева. Отсутствие знания казахских ПДД и особенностей национальной езды приводят к неприятным финансовым последствиям. Если на границе вы косо посмотрите на казахских погранцов или таможенников - вывернуть всю машину наизнанку в желании продемонстрировать своё превосходство. Проходил это лично https://travel.drom.ru/16951/ 3. Разводы на наших дорогах - такая же данность, как отсутствие туалетов на трассе и унылый сервис. Это отравляет процесс путешествия просто нереально. К концу поездки уже рефлексируешь на знаки ДПС. Я попадал вот так - https://travel.drom.ru/17134/ Автору желаю дальнейших маршрутов и новых амбициозных планов. С таким оптимизмом рекомендую поездки в Евросоюз. Там ощутимо безопаснее и тоже много интересного. Ужачи на дороге.

все конечно не читал -много написано-почитал про казахстан (недавно сам ездил) посмотрел фото, молодец автор ...пиши есче))
В движении
D:5

Кемерово и Чита как бы маленько не совсем соседи...
а насчёт "нормальности" дорог... доедьте в следующий раз до Германии. да хотя до Белоруссии!
в Европе, кстати, цена на топливо отличается на 10-20 евроцентов легко (4-8 руб. или 10%) в зависимости от региона. я не оправдываю наших нефтяников, устраивающих ценовой сговор при попустительстве властей. в той же Белоруссии на всех АЗС страны цена на бензин одной марки ОДИНАКОВАЯ, это тоже ненормально.
Дороже опыта только дружба.

Бросил мусор на дорогу? Хрюкни!
Дети в машине? Хрюкни дважды - от радости: они тоже вырастут чушками!

омск
5+++!!!

"Вот в чем мы с сочувствующими оказались единодушны, что ехать по стране нужно на старой, неприметной, проверенной машине."

Ну я конечно согласен про неприметную, но по моему прадик как то на неприметную не тянет...
Случайностей нет. За все надо платить.

А так конечно молодцы, за поездку 5++++

сами с женой и детьми летом в крым рванем
Случайностей нет. За все надо платить.

Иркутск (р-н)
Ramul`:
Молодцы мечты должны сбываться
Эт да....
Мой отзыв: Honda Avancier 2001

УАААА!!!!... Круто!!! Большие молодцы! Правильно, все мечты нужно, необходимо просто осуществлять! Я также стараюсь осуществлять, Детские почти все исполнил, осталось малость. Потом новые появяться )) ++++ 55555555.

11000 штрафов о_О

Отличное путешествие! Отличный отчет! Отличное чувство юмора автора!

Путешествие отличное, отчет очень понравился, во многом согласна с автором, как будто мои мысли излагал. Удачи в дальнейших поездках! Тоже понравилось путешествовать на авто. 5++++++

Молодцы!!! красивое путешествие!!!
А вот про правый руль зря - не надо ничего запрещать - всегда должна быть свобода выбора - это право человека и оно должно соблюдаться. А что тогда сказать про британцев, которые путешествуют по европе? К ним тоже пренебрежительно относятся? они ведь на праворульных авто.

Супер!!! А пробег впечатляет.
Мой отзыв: Toyota Corolla 2001

Пробег впечатляет.

Не корректно сравнивать дороги Германии и наши,но дороги есть от Москвы до Владика. Как-бы кто не относился к Путину,но дороги стали строить при нем.Приличная поездка и хороший рассказ!Удачи на дорогах!

Мирный Саха
Масштабно.....сколько раз менял масло?
TLC 100, 95, 101, 80 - был
Safari Y60 c TD42 - есть

Ха
и выводы, и фотки- всё пять баллов!

Улан-УдЭЭЭЭЭЭЭЭЭ! Буква "Э"

Цитата: "если ты не рыбак, не художник и не ученый — тебе не понравится тут долго отдыхать, тем более с семьей и особенно с детьми."

В шоке. Автор, наверное, слишком молод и холерик. Лучше места, чем Байкал, для отдыха семьей и с детьми просто нет.

Улан-Удэ03rus
про Байкал и Улан-Удэ...
были SubaruLegacy, HondaStream, Odyssey, BMW-525i, ToyotaCamry, MB-ML320, MB-E320, сейчас BMW-320i

Зачет!!!

Автор крут!! 5+ зёме:)
ST195

летом 2007,было путешествие в один конец из Благи в Краснодар на nissan presage, было супер! Автору респект!
PRADO-VZJ95. 2001г. TZ, Пр.руль

тверь
Осилил.Интересно и хорошо прокатились.Кое с чем не согласен.А в целом 5+
Мой отзыв: Nissan Wingroad 2003

сильно! молодцы!

Отлично съездили!
Молодец!
Что то лица знакомые - в Регисе работали?

Спасибо! Позитивный отчёт.

Анапа
Молодцы, наши бывшие земляки. Мы ехали по маршруту Зея -Анапа 20 июня 2011 г. Наше описание рядом с вашим в разделе "Амурская обл." С интересом прочитал. Насчёт Анапы полностью согласен. Нас она так зацепила, что мы теперь здесь и живём! Удачи вам!

Комсомольск-на-Аму
епона мать!!!!!!!!!!!!!!!!!! вот люди-, во дают!!!!!!!!!!!!!!!!! ваще...... слов нет, тока эмоциии!!!! здорово!!!
Заправка лазерных картриджей
ММС CHARIOT 4G63 1992. (В-909-ВВВ-21-2б)
ниссан Тиида, Тойота Хариер

25 регион.
КУЧЕРЯВО!!!
. TOYOTA WiSH 4wd . TOWN ACE 4wd

Очень интересно читать!
Спасибо автору!
Мой отзыв: Honda CR-V 1999

казахские гайцы ещё более изобретательны, чем наши, юмористы, одно слово! )))

Кавалерово Приморс
В два приема осилил. Мог бы бросить, но не смог! Спасибо за такие отчеты. Молодцы.Только позитив.
Мой отзыв: Toyota Estima Lucida 1992

Отлично прокатились.
Умилил ритуал у скульптуры младенца...)))
Пускай загаданное исполнится.
Удачи Вам!

Плотников Петр:
Автор все хорошо написано, но мне и многим людям не понятно зачем нужен Прадо, это огромный и здоровый слон. Если вы будете тут писать что форд с макс есть 15 литров, то мягко говоря вы обманываете и себя и людей. Форд С макс есть по трассе не больше 6 литров на 100. А уехать на нем можно куда угодно.
Слон то он может и здоровый - но с С-мах не нужно его сравнивать, по надёжности, безопасности, проходимости на том же бездорожью Российскому, по грузоподъёмности, удобству ночёвки, по обзорности - высоко сижу- далеко гляжу, да и наконец - по самому главному - по безопасности, не дай бог какая авария - в какой машине проще выжить при одинаковых прочих условиях? Машина более высокого класса. Чтобы сравнивать - нужно поездить на обоих экземплярах. Я свой выбор сделал в пользу Прадо - и на С-Мах как то нет никакого желания пересаживаться. Автор молодец, путешествие зачётное, только не очень понравилось про - запретить правый руль через определённое количество лет - пересел на левый и позабыл что кроме Вас множество людей ездят и будут ездить не на америкосных Лексах-470, а на нормальных япончяских Прадах.
TLC Prado

что то про пересечение казахстана какие-то у всех мнения противоречивые, одни пишут ни в коем случае, вы пишите вэлком.......

Отрезок Омск - Уфа можно проехать только на крузере.

Караганда
Дочитал. Очень интересная поездка. МЕЧТА!!! Стиль написания очень понравился. За юмор отдельная 5.
Детишек не обделяйте, берите с собой, пусть смотрят страну и красоты природы.
Фото супер!

Плотников Петр:
Это не слон, а танк - очень надежный, везде проходимый, в обслуживании безупречный и комфортный. У меня Прадо 1 KZ,3 л. и дизель! И ни на какую другую машину я никогда его не променяю, проверен от и до....и на не нем всю Европу и Россию еще осилим, и всем тоже же желаю! И не не нужно говорить за других, если вы в нормальных машинах не знаете толк!

Отличный отчет!
Если не секрет какой бюджет поездки?
X-trail 2001 дорестайл, правый руль, 4WD, райдер

находка
Красавцы!!! Уважаю Вас!!! И каждый год себя клеймлю за то что всё не могу собраться и поехать... Нужен пинок в зад)))) У вас видать такой обнаружился... Рассказ на все 100%. я пять лет назад примерно по такому-же маршруту проехал, так вот сейчас как будто с вами рядом сидел в машине всю дорогу!!!) Спасибо за воспоминания!!!

Отчет интересный, познавательный, побудительный и в целом заставляет делать правильные выводы. И в тоже время к середине повествования сложилось клеймо "Царь во дворца". Едет такой хозяин праворукой жизни по Россиюшке и обозряет окрестности, где я хочу жить, а где все настолько плохо что мне даже в туалет остановиться противно.

Нет слов-только слюни.......

Мегазачет, с самого начала фраза "на заднем сидении лежит, полулежит, сидит или стоит пассажир с надувными подушками и прочими мягкостями и вкусностями" вызвала аплодисменты.

Форд это автомобиль? Нет, не слыхали!
Я прям читаю и вижу добропорядочность едущую по правой полосе 40 км/ч с техосмотром, аптечкой, огнетушителем.

Сообщений: 2083
отлично написал!
MB W126

Юг Западной Сибири
Снимаю шляпу...

7БабМореход:
Отрезок Омск - Уфа можно проехать только на крузере.
Что натолкнуло на такое глубоке умозаключение?

Максим из Омска:
Что натолкнуло на такое глубоке умозаключение?
Ирония, мой сибирский друг. Ирония к словосочетанию "Отрезок Омск-Уфа".
Уютный дневничок ЛетимКудаХотим.РФ

Нормально так старую и неприметную выбрали... Крузер 2000-го :)))
#247 Барнаул - Новосибирск
Ford Maverick V6 + MMC L200

Отличный отчет, очень понравился. Дорога на Листвянку и впрямь очень похожа на дорогу из Ю-Сахалинска в Корсаков. Насчет резины - вы ребята прям каскадеры. Разве можно так подвергать риску себя и окружающих. Неужели в Москве не нашлось нужного размера резины? Я б не стал так рисковать, особенно если с детьми.
Grand Escudo 2001 г. TX92W H27A, GIZ 3", body 10 cm, шнорк, Locka в опе, BFG KM2 225/75 R16 (-15).

+1000!!!
Нам без дураков нельзя, нам с ними умней...:)
Honda Saber

СПб
Cетуя на коррупцию, автор не должен забывать, что его вклад в эту самую коррупцию составил 11000 рублей за поездку.. Ст.291 УК РФ. Дача взятки - до 5 лет лишения свободы. Так что...
А отчет хороший, интересный, и поездка замечательная.

Eidolon:
Нормально так старую и неприметную выбрали... Крузер 2000-го :)))
Ребят, вы как-то не внимательно читаете. Автор не выбирал Крузер как не заметную машину, а зделал вывод в ПРОЦЕССЕ поездки, что передвигаться по стране лучше на "серой" неприметной машине.

молодцы!
SsangYong Kyron `11

Псков
Столько проехал а машинка ни разу не пукнула,вот это ПРАДО!
Мой отзыв: Volkswagen Passat 2003

Что вы хотите от города у которого ни мэра нет и губер и.о. ворюга из астрахани купил себе в картэж 2 новые ауди а 6 по 4мл. руб. скаты мля.

поселок Луки
фотки с Алтая знакомы.молодцы! 5
в космосе черные дыры от олимпийского факела

Ranger:
Не понял, почему на серой и не приметной машине?

Краснознаменск, Мо
Уважение и благодарность автору , а главное - исполнителю проекта ( по иному и не назовешь ) . А у меня давняя мечта - проехать как раз в восточном направлении , там более, что родился я в Даурии Читинской области ( отец - офицер пограничник - служил на Амуре от слияния Шилки и Аргуни и до Хабаровска в далекие 40-е - 50-е годы ). Пока просматривал те места только по спутниковым картам , даже пытался распознать погранзаставу в Джалинде ( железнодорожный тупик от Сковородино на Амуре ) где жили и семьи погранцов. Ездили тогда в Россию по железке , припоминаю и впечатления от увиденного Байкала , но это было так давно. Описание дороги по тем местам воодушевляет , но возраст - увы , хотя на 63-м году езжу вполне уверенно , прошлогодний пробег в один присест Москва - Геленджик не утомил ( все-таки стаж вождения - с 86-го года ). Как сейчас говорят - нужна "политическая воля" и - вперед. Еще раз - спасибо за увлекательный рассказ , и правда , как будто незримо был рядом всю поездку , тем более , что по многим дорогам центральной России до Челябинска я ездил.

Случаем не москаль?

Ау назарбай не стыдно перед всем белым светом за своих ***овцев а ведь это представители власти.Или хоть плюй в глаза...? как у нас говорят.Не ну натурально должен же быть у них УСБ.Автору удачи.

D:5:
Кемерово и Чита как бы маленько не совсем соседи...
Германия-Голландия.
Цена отличается на 15-20 Евроцентов.
Есть случаи, что люди ездят заправляться в соседнее государство (Голландцы едут в Германию).

Фотки сделаны с разницей в 2 дня. Где дороже - там Нидерланды.
Единая Россия - партия жуликов и воров. Это мое оценочное суждение.

Германия-Го лландия.
Цена отличается на 15-20 Евроцентов.
Фотки сделаны с разницей в 2 дня. Где дороже - там Нидерланды.
В Германии 1,689 Евро.

Как бэ разориться можно на Крузере то 6-горшковом гоняя по Европам. "Евро за литр бензина" кануло уже давно, на повестке дня "2 евро за литр".
Единая Россия - партия жуликов и воров. Это мое оценочное суждение.

Молодцы,съездили здорово.Были совсем рядом с моей родиной.Боровое,Щучинск -юность.Если можно маленькая ремарка.Обманул вас владелец S-Maxa.Расход у него в среднем в районе 10 литров,а при езде 100-120,то и 8 литров.Про налог не знаю, а вот ехать на нём можно и во Владик и обратно.Просто нужно за машиной следить. В Петропавловске меня на том же посту останавливали,но у меня всё было в порядке и им пришлось отпустить меня восвояси.
А что дорога до Кокчетава и вправду так плоха? В 2008 была ещё ничего. Удачи.

В Германии 1,689 Евро.
1,689 не актуально. Сейчас актуально 1729.

В Германии 1,689 Евро.
То есть я имел ввиду 1,729. Но я бы не сказал что это так много 12 литров на сотню,для такой большой машины. Хотя при езде по автобанам расход то наверное повыше будет.

Белогорск
Просто ОФИГЕНСКИ!!!!!!

пгт. Сибирцево
за отчет 5+. Хотим летом тоже поехать, но думаем как через казахстан, проехать или объехать? раньше на стареньком автобусе, в 1998 году, проехали от Уссурийска до казахстана и обратно, но тогда не было части трассы и мы её проехали в сетке платформы грузового поезда, на втором этаже. также восхищались байкалом и клубникой с омулем. Кстати, продавцы не могли поверить,что мы из приморья. Что касается марки машины, то наверное чаще останавливают крутые марки, а не запоры.Удачи всем, кто в этом году двинется своим ходом по России.

пгт. Сибирцево
почему о корейцах такой отзыв? отзовитесь и поясните, что там не так, а то я вляпаюсь в что-то не очень хорошее.

Молодцы пятак!!!
Мой отзыв: Subaru Forester 2002

Никола-48:
Не понял, почему на серой и не приметной машине?
Потому что читать надо отзыв, и комменты к нему.

Алешка-путешест венник:
Несмотря на внешний лоск и новизну по году выпуска, очень дорогие в обслуживании. Любая корейская машина с пробегом- хороша до 70 000 км., потом начинает как по вению волшебной палочки все сыпаться, отваливаться, вытекать и протекать.....а сделанные в России и того хуже, но опять таки кому как повезет! Красивые, спору нет, просто засматриваюсь, но внутренности ни к черту. У Актионов больная тема - кунг и хром, форсунки...шушлайка одним словом! Автобусы - Старексы из той же серии. Все скрепит, хром отваливается, приходится доклеивать самим. На дорогах если проезжает мимо, обязательно с грохотом. Но это мое мнение, никого не заставляю его придерживаться, единомышленников не ищу....но если сранивать с японкой, да еще и с Прадиком - то сравнение ***ы с пальцем;-( Если бы народ не загоняли в жесткие рамки и не пугали отменой правого руля, хрен бы у нас вообще ездили и покупали леворуких корейцев

Молодцы 5+.

везде
Молодцы только про Байкал сказано как то скучновато, машинка супер не подвела, интересно наш Уаз Патриот сможет так :))
Истина в вине. Тока не в нашей.

На одном дыхании прочитано! Отлично! Моя мечта! Молодцы!
M RVR, H HR-V, T Harrier, H Airwave...

Путешествовать можно и нужно, но пока есть возможность покупать правильный руль.

пгт. Сибирцево
На прадике может и хорошо, а мы ездили на Тойота-лит-айс до алтая и обратно, меняли только резину, то есть ремонт на шиномонтажке. а с Хабаровска заскрипела тормозная колодка. при этом ни кто из едущих не имел понятия об автомобиле, умели только крутить руль и заливать бензин, но машина выдержала нашу безграмотность и привезла всех обратно. Сейчас мечтаем ещё съездить. ездили трое взрослых и собака ротвейлер, которую не с кем было оставить. до сих пор вспоминаем свои приключения.

Приморский край
а хорошо бы на карте маршрут начертить, хотя бы примерно

Хорош отчет, но про малоизвестный городок Улан-Удэ (который между прочим по населению в два раза больше Благовещенска) и про скудность бурятских пейзажев и серость Байкала это вы наверное зря, нехорошим чем-то попахивает...

Как проехать участок в 1300 км без заправок, если у меня бак 43 литра, расход 10 литров в среднем

Молодцы.Хорошую работу проделали И правильно что на машине. тем более что на Прадике За японский авто пром беспокоиться не надо.Он всегда дойдет от точки А до точки Б За 20 лет эксплуатации не разу неподвела не одна ,при этом пол России проехав А вот с час хочу ехать в Белоруссию на Форде и что-то побаиваюсь доедет ли туда и обратно

Нерюнгри
КЛАСС!!!
Nissan Bassara 2000года, КА24, кузов JU30, 2WD

Не хуха себе поездочка. Супер. Знакомые места Алтая.

За путешествие и подробный отчёт большое спасибо и удачи во всём! А за ваше пренебрежительное отношение к ПДД (обочины, скорости, дорожная разметка не такая..) ;,"завышенное" чувство превосходства своей машины по отношению к другим автомобилям(маленькие,тёмненьк ие машинки;сравнение с фордом; китайский автопром; местные на лушпайках- на вкус и цвет товарищей нет, и каждый имеет то,что может себе позволить, вообщем не стал дочитывать сей опус.....не приятно, вы на себя иногда внимание обращайте, кто есть на самом деле!

БЛАГОВЕЩЕНСК

maks22:
зачет ,узнаю знакомые места Алтай рулит
" Колхоз" рулит!!!

Genstas:
Ребята!.Да что вы все так боитесь за не японоавтопром.Нормальные машины,ну может не настолько надёжны как именно (японские)праворульные авто,но всё равно хорошие машины.Блин при СССР путешествовали на Москвичах и Запорожцах, а сейчас они на фордах боятся.У Свояченицы Ауди А3 1.9 ТД.Пробег 350 т.км.Да ,по мелочи были какие то поломки,но подвеску заменили только сейчас.Так он готова хоть сейчас во Владик рвануть.

Караганда
Ну и я вставлю свои три копейки - половина пути и время путешествия автора совпали с моим. Поэтому интересны совпадения впечатлений - это уже объективно: Новороссийск, Анапа, Геленджик (!), Джубга, Сочи, Волгоград. По Казахстану - тем более, когда дорогу Кокчетав - Петропавловск закончат, тогда точно можно будет этот участок за 1,5 часа проходить. А Максим из Омска, который так боится Казахстан, пусть километры вокруг нарезает. Кстати, и бензин пока дешевле! Пиво автор пил в Кокчетаве все же не местное, а карагандинское - я про него в своем отчете тоже писал. А вот водочка местная, кокчетавская, заслуживает пристального внимания! Хороша! Предпоследнее - по гаишникам и сплошным полосам - тоже все однозначно - чаще мешают, чем помогают. Последнее - 11 тысяч гаишникам - не рекорд. Знакомый в августе скатал из Караганды до Туапсе и обратно за 700 баксов. Или есть кто больше?!
Черепаха-путешественница, или 11 т. км на MMS к морям нашего детства

Иркутск 900
красава +5
Lexus

сильно прокатились. жена молодец и детки у родителей отдохнули супер.
Промочишь ноги - откажет горло. Промочишь горло - откажyт ноги.

Новосиб
суперски, отчет просто обалденный. Молодцы

5+++
/ Кто сомневается, что у России особый путь, пусть поездит по нашим дорогам. (с) А. Лебедь/

Genstas:
Вы знаете сколько появляется летом тем на форуме ЮФО, когда пишут, "Помогите, едем с моря, на море я праворульном японце, у нас что то отвалилось, сломалось, где можно отремонтироваться?

чЁткая поездка! на +5

Алма-Ата
А ведь автор скорее всего геолог по образованию, судя по упоминанию морфологии Борового и Пироговки в Томске )))

5++++!!!!!

санкт-петербург
Крузак лучшая машина??? Умоляю!!!!
Рассуждения о коррупции от человека который дает мзду! Читать было противно!

Добрый день, Друзья! Именно так хочется обратиться к тем, кто оценил и одобрил нашу поездку и наш отчет. Спасибо за добрые слова! Нас радует, что вас (нас), желающих и любящих путешествовать оказывается ТАК МНОГО! Хочется каждого посадить рядом и в путь! но это уже получится паровозик и нас не пустят по мосту))
Спасибо и за конструктивную критику. Нет смысла выходить на публичное повествование без высказывания личного мнения. Главное, что я хотел сказать - это реализуйте свои мечты не нанося другим вреда. Не хотел обидеть чьи-то города и машины - конечно нельзя город оценить, проехав по нему несколько километров. Были случаи (Кемерово, например), когда город нам сначала не понравился, а на обратном пути выглядел вполне приятно и т.д. Машины - это отдельная большая тема, пусть каждый выбирает по себе. Тут мне лично важно, чтобы сам автовладелец был доволен своей машиной и не обращал внимание на мнение других.
Несколько ответов на Ваши вопросы:
- Ира и правда работает в Регисе, а я и правда учился и работал в геологии. С картами дружу, но как составить наш трек тут в цифре и выложить интересующимся пока не соображу. Подскажите инструменты в гугл-мэп или яндекс-карты и сделаю, самому стало интересно;
- Про соблюдение правил и мзду - все вы правы. Нельзя нарушать и давать - это одно из моих правил. Но ведь и ситуацию нужно понимать и правила бывают не совершенны. Поэтому случаются вынужденные или формальные нарушения. Но ведь и сами блюстители порядка или чиновники не ездят за городом до установленной законом скорости 90 км/ч и сплошные линии часто нанесены без необходимости и т.д.;
- бюджет поездки составил порядка 250 т.р. (без покупки дома). Можно уложиться гораздо меньше, а можно в Турцию или в Санья...
- про правый руль. Острый вопрос. Зря вы ругаетесь, что я против или забыл про него. По работе по городу я чаще езжу на праворуком Ниссан-АД (это отдельная интересная тема "почувствуйте разницу", как-нибудь хочу описать в отзыве про Прадо). И мне лично прули не мешают, а только помогают - у меня их уже машин 15 было. Но приятно ли вам, когда волнами слухи разносятся: "скоро повысят ввозн.пошлину!" и все бегут скупать прули. Потом новые слухи: "скоро запретят прули!" и все бегут в салоны за левым рулём. Так вот - я за то, чтобы объективно мы жили не на поводу у спекулянтов, а в сильном предсказуемом государстве с единым действующим законодательством. Я за то, чтобы такую мощную армию автолюбителей обеспечивала разнообразными и качественными машинами наша собственная индустрия. Этого можно добиться. Наивно конечно полагать, что старичок в валенках догонит спортсмена в кроссовках (это я про наши автозаводы), но мне импонирует опыт корейцев - купили технологии и развивают их.
- про колеса: резины действительно или не было в наличие, или не было времени на её поиски. Что касается развала, то колёса домиком - это по-моему заводская рекомендация, дань устойчивости;
- про скульптуру младенца в Томске нам тоже понравилось. Кстати, в начале апреля у нас с Ирой родился сынулька Валерка. Так что, можно весело считать этот ритуал возле скульптуры новой томской традицией))
Мои отзывы: Toyota Ipsum 1997, Toyota RAV4 1998

Поздравляю с рождением сына - здоровья ему и маме!!! :-)

49 дней.... ааа...где столько времени свободного найти:(

Автору.
Место то для ПМЖ нашли?
Какое, если не секрет?

Здорово скатались:))
Зачем нам такой мир, если там не будет России?

Максим привет! Очень замечательный отзыв. Фотка под самолетом КЛАСС!!!!Спасибо за прием в Благовещенске.

Поздравляю с рождением сыночка!!!
Здоровья маме и малышу!

P.S. Я нарождение сына купил супруге ФОРЮ, но он жестковат... поэтому подарил еще и АУТБЭК. Новая машина маме и сынули очень понравилась.
Молодец автор! Начинал читать с момента когда сбылась детская мечта проехать по мосту на машине, зацепило вернулся и сначала стал читать! 5+++++

Отчет надо сказать не плохой, но больше похож на рассказ.Хотелось -бы еще узнать о дорожных ценах в разных регионах не только на бензин но и гостиницы и т. д.. А так 5 с минусом.

екатеринбург
Путешествие супер, респект автору, сам в октябре 2011 года, приехал в Ебург с Владика на своей машине( ниссан Эльгранд) очень понравилось, 8000 км прошел,теперь хочу летом сгонять в анапу на машинке, понравилось путешествовать)))
Ниссан Эльгранд HWS, 4wd, 2 тв, ГБО, есть все, круизный лайнер

Здорого! Мне понравилось. Интересно. Сам хочу по путешествовать таким образом.
Особо интересно было читать отрывок про Волгоградскую обл. так как сам живу в Волгограде, и если честно, что ожидал то и прочитал.
Мой отзыв: Toyota Cresta 1993

Благовещенск-Москв
земляки молодцы. Мечта моя..эх,мож и сбудется когда-нить
Сейчас Mr-S =)
Мои отзывы: Toyota MR-S 1999, Toyota MR-S 1999

неплохо !

Oмск
Внушительный список...

Супер! Очень хочется побывать в Казахстане. тем более, что сослуживцы там живут. Спасибо! Познавательно, приятно и надеюсь станет и полезным Ваш отчет.
Мир холодно проходит мимо тех, кто не принимает участия в его безумствах!

Просто молодцы!!!
Завидую по белому!!! 5 +!!!

Путешествие завидное ,искренне рад за вас . Про цены на бензин сам возмущен - разброс до 10 рублей !!! Мы что тут , в Сибири и на Востоке , наказанные живем ? В чем "прикол" общероссийский ? На обратном пути с Телецкого озера ( КРАСОТА!!!) , где-то в Кемеровской области , стали искать заправки с ценой литра 92 го 21р-21.50р. Жена хохочет,Сережа ты ЗАЖРАЛСЯ ( по 22р заправки без очередей и все работают ), а мы едем и в цены всматриваемся . В итоге - НАШЛИ ! Заливаю 20 или 25л (не помню точно ) , а там пацаненок -лет 10и -бегает , заправляет машины . Я пока убегал расплачиваться , жена ему 10р дала , ну и я 10р потом, не подозревая о том , что он уже " хапнул " с нашего авто. Долго потом смеялись, что литр 92го обошелся как и везде - по 22р. Хотя на самом деле деньги не считал, заливал и 95й по 24.50 - 25р ( ХАЛЯВА с нашими 28.50 -30.50 р за литр) , благо, что "Виноград " по чекам и одометру "съел " не более 6,6л/100км . ....вот думаю Путину позвонить про цены на топливо спросить , может отмазаться у него не получится и уровняет рублей так до 24х- было бы неплохо, вот только случиться это может в сторону 30и рублей, ведь как ОНИ - БОГИ КРЕМЛЕВСКИЕ - говорят , что бензин у нас дешевый, не как в Европе ( правда про доходы народа почему-то ЗАБЫВАЮТ сравнивать! )....

Сообщений: 1955
Ай молодец!!!
Почитал - как сам прокатился!
Full Size Truck 4WD - I'm lovin' it !!!

и всё-таки Улан-Удэ
через Э

иркутск
Автор молодец,сам езжу,все правильно,+100500 ВАМ!!!

Душевно... 5+

Отличный юморной отчёт! Пятёрочка!

Автору огромное спасибо за отчет. Вы правы, мечты должны сбываться!!!! Вот уже пару лет мечтаю о поездке к Югу, но муж как то не горит желанием....но я над этим работаю. Сама из Иркутска...;) Омуль и клубника хороши, жаль что не удалось испробовать наших кедровых орех.
Читала ваш отчет и просто отдыхала, спасибо вам большое!

49R

49 / 54
Очень интересный и познавательный отчет.
Родину люблю, а государство наше в топку.
O kurwa!!!!!!!!!!!!!

Zhigul:
Конкретно, где есть дороги? И где начали строить при путине?

ПлеЯДы:
49 дней.... ааа...где столько времени свободного найти:(
Автору.
Место то для ПМЖ нашли?
Какое, если не секрет?
Здорово скатались:))
Один из главных выводов описанного путешествия (о чем не акцентировано в статье) - это то, что мы и тут оказывается хорошо живем: уютный город, хорошие люди и климат, налаженные быт, дела и связи. А тут ещё сынулька у нас в отпуске зародился)) Не поедем пока никуда отсюда. В отпуск нынче полетим на самолете

Владимир 357:
Я наверное потому и не стал писать про стоимость проживания в гостинцах, что она примерно одинакова по стране и различается не столько по географии, сколько по "звёздности": чем больше вы хотите сервиса, тем дороже останавливаться. Вполне можно уложиться 600-1000 руб./сутки

NivaUazer:
Женя и Оля приветы! спасибо за добрые слова, приезжайте ещё - Слава уже в августе собрался с семьёй к нам на своей машине

А где фото на подвесном мосту?

А где фото на подвесном мосту?

Будут фото на подвесном мосту, но уже не в этом году и это уже не мечта

Интересный отчет о интерсном путешествии!!!! Рад за вас, земляки!!!

кимкан
Очень интересный отчёт.мы вот тоже собираемся с мужем в Курск,но машина у нас приус,и я вот думаю сможем ли мы на ней одолеть такую дорогу.как я прочитала в отчёте ,дорога местами ужасная. а так хочется совершить это путешествие.хотелось бы от вас подсказки,на что обратить особое внимание.

лисонька:
Приус преимущественно окологородской авто, для дальняков он не очень приспособлен. Но тут самое главное - ваше желание и тогда ничего не должно вам мешать - садитесь и езжайте, обязательно доедете и будете счастливы и горды собой!

Интересный отчет! А про гайцев, .... какова власть такова и правоохранительная система.

Отчет замечательный! Хотел бы с Вами пообщаться .Моя мечта в следующем году проделать такое же путешествие до Геленджика. Есть желание перебраться ближе к морю.
Если Вы не против скиньте свои контакты на почту asdf65@mail.ru

03RUS
Молодцы!!!мы ездили в 2009 на ммс паджеро2 3л бенз.мкп(теперь только акп!)маршрут Северобайкальск-Екатеринбург-С анктпетербург-Анапа и обратно 15тык.понравилось правда с гайками меньше конфликтов было(всего 2 штрафа по 100р) старался не превышать 100км/ч считаю что в авто путешествие главное стабильность. по Краснодарскому краю пытаясь найти Анапу без навигатора пропетлял всю ночь(хотел срезать чтоб через Краснодар не ехать).
если честно Краснодарское побережье чм мне не понравилось(в пионерском детстве было лучше))))слишком много народа,грязно,высокие цены и это в июне!

в прошлом году ездили в Крым уже с Питера на мазде демио(у родственников взял)Питер-Псков-Гомель-Киев-А рмянск и дальше по всему побережью до Феодосии вот это красота!людей мало, цены смешные,а природа!!!единственное что оставило неприятные ощущения это украинские погранцы(и дырку в семейном бюджете)вот где коррупция!!!

но всё равно теперь только уже на своем авто опять в Крым и более подробно изучить побережье(все таки маленьким автомобильчикам очень тяжело на наших и украинских "дорогах")
ае86 в процессе...
NSGV-v6

sbkms:
Наши люди! удачных вам путешествий, но и про отчеты не забывайте.
А мы на днях теперь уже улетаем на Белгородчину к старикам. Так вот не дает нам покоя возможность проехать до Крыма! Тоже мечта)) Помехи две: пацану еще 2 месяца и машина у деда - старая Нива. Что же делать?! говорю Ирихе - давай на нашей снова туда проскочу? а она - ТОЛЬКО СО МНОЙ)))

За Бийск "спасибо".....

Наверно мало Вы по городу проехали .....

Тюмень-столица дер
Чот с казахами так получилось? Ни разу ни одного штрафа им не платил, был в Казахии в 2003, 2006,2007,2012 годах...

Тормозят, сразу вежливо, но твердо: "добрый день (вечер/ночь), я что-то нарушил?". Начинают или причину придумывать, типа "проверка документов", или бекать-мекать, не скажут же в открытую, что "причина остановки - дай денег" :-)

Один раз на пути в Рашку в Петропавле тормозит один такой, представляется "ЖОЛИк Полициясы лейтенант ТАкой-сякой, ваши документы", отвечаю ему "Чувак, мы уже месяц тут у вас отдыхаем, деньги кончились, все равно рассчитываться нечем". Даж документы не стал в руки брать, пожелал счастливого пути. (2011)

Хотя поводы для остановки назывались самые смешные, запомнились два случая:
1. "почему вас в машине три человека, где четвертый?" по их убеждению, если в машине два мальчика и одна девушка - это очень очень неправильно. Кстати, раза 4 такой повод был, даже на таможне спросили про четвертого. (в 2003 году).

2. "У вас из машины пахнет водкой" - вот это был повод ржать, метров за 20 унюхали, аж перекресток по диагонали побежали, чтоб тормознуть. Водкой, конечно, пахло, но грустные лица Жоликов до сих пор помню, когда моя жена на таком уже порядочном месяце беременности из-за руля вышла, тоже даж доки не стали смотреть:-))))

P.S. Забыл, один раз платил, 1000 тенге, заехал в Петропавловск, и первый же светофор пролетел на красный. Просто в Тюменской области, в ХМАО, ЯНАО, Екб НИКОГДА не видел таких светофоров, которые горизонтально на перетяжках над дорогой висят. Потом в Кургане встречал только такие. Но это за дело "штраф", и недорого:-)
Мой отзыв: Mazda 323 2000

Тюмень-столица дер

Хотя поводы для остановки назывались самые смешные, запомнились два случая:

молодцы))а новосиб зря сразу так прошли ...зоопарк могли бы и поглядеть))))
ESCUDO TA01W G16A

то Андрей2004 - ты в общем прав, платить ни кому ни за что не надо, а гнуть свою линию, стоять на своём и т.п. Однако, если у тебя мало времени, то из двух зол приходится выбирать..

то qomo - так в наверное про многие места можно сказать, но нельзя объять необъятное. Ты лучше про свой эскуди напиши отзыв - уважаю этот кузов и этот мотор. Я на таком на Сахалине больше 60-ти тыс.км намотал, не хуже прадика, только что багажник маловат. На работу бы себе взял такой, есть у кого живой?!

Николаевск
прочел с удовольствием, спасибо за отзыв
Kia Keres; T-Corolla; T-Ceres; N-Terrano; I-Bighorn; TLC-Prado 03; T-Premio 07

Великие Луки
Вот это путешествие ! Молодцы!! Очень интересно читать, Сам хочу на такое ( только в меньших пока размерах, по первости то, осталось дело - Купить авто) )))

Бурея
Землякам респект.Прочитал с большим удовольствием.
предпочитаю японец

А брат из Барнаула всё-таки приехал к нам с ответным визитом на своем Прадо! и уже благополучно вернулся. Мужик сказал - мужик сделал)))

Брату понравилось путешествовать на машинах - он снова приезжал на одной и уехал на другой.. Почувствуйте разницу)))

автор, у тебя за спиной на постаменте в Барнауле самолет. это ЯК-28 ?

Классно!!!

ребят,кто поедет ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ-РЕСП.БАШКОРТОСТАН и обратно,пишите,в начале лета собираюсь serega-alekseev@ http://list.ru

ДВ-Сочи
Здорово! Планирую через 3 года аналогичную поездку

Прочитал на одном дыхании, всё очень легко читаемо, вообщем 5+, только не понял одного, так где же всё-таки автор решил остаться на ПМЖ???

Попов Максим Александрович
DenChita:
Автор после этого еще раз съездил в Круиз-2013, еще более интересный и впечатляющий (скоро на Дроме) и ..решил, что пока никуда не уезжать))

Ставрополь
Ой и молодцы же ребята!!! 5 с+!!! И путешествие - зачетное и написано с толком и путем! Здоровья - маме и деткам Вашим! Респект!

Правда
классное путешествие. вот же совпадение, отдыхал там в это же время, и только сейчас, увидел на заднем плане фото ваш джип, проезжающий по навесному мосту. фото выложу позже.

Правда
вот

Как будет готов новый отзыв о вашем Круизе, оставьте ссылочку в этом, уж очень хочется почитать

Санёк 22:
Было бы замечательно, Александр! но к сожалению в это время мы уже прибыли домой, цвет машины у нас двухколорный, да и шлёпки на мне другие были)))

Интересно почитать
Prius 20,
Leaf Azeo S Mark II JZX-100 Mark II JZX-90 Vaz 2112

Камчатский край, г. Елизово
Отличный отчёт, отличная машина.
Nissan Avenir, 2003 г.в., 2.0; Suzuki Escudo, 1998 г.в., 2.0.
Мой отзыв: Suzuki Escudo 1998

Jan_krew
В районе Петропавловска остановились попить кофе со сливками с фаршированными блинчиками, а девушка, которая на этом месте по определению кроме россиян ни с кем дело иметь не может, — отказалась брать рубли. Только тенге. "Когда они уже перейдут на нормальную валюту?"

Здорова. Слова из твоего текста не допустимы, Чем тебе тенге не нормальная валюта???? Уважаешь страну, уважай и ее ценности (в частности валюту).
Всем умным в этой ветке, скажу так раз вам не нравится в Казахстане, не приезжайте сюда, объезжайте ее стороной через ту "Идеальную дорогу через г. Ишим" и как еще там.
p.s Люди будьте сдержаннее, особенно не в своем "так сказать болоте".... Нечего своей метлой все заметать.

Катуар, заМКАДыш
Впечатлил, не буду скрывать.
Но особенно сравнение про "одинаковую гойдалку" - что Южный-Корсаков - что Иркутск-Листвянка. Прямо пуля в пулю. Жена так и сказала, когда ехали от Иркутска к истоку Ангары - "прям как у нас на корсаковской трассе, даже деревья похожие, только здесь она прямая".
Пора бы уже и следующий рассказ выкладывать, чай три годика прошло...
Путевые заметки–куда доедем.Но сначала-Магадан.

Бывший_сахалинец:
...Пора бы уже и следующий рассказ выкладывать, чай три годика прошло...
Отчёт готов, вскоре отправлю на рецензирование

очень интересно, фотографии отличные, клубника замечательна!

Бывший_сахалинец:
Впечатлил, не буду скрывать. Пора бы уже и следующий рассказ выкладывать, чай три годика прошло...
Ссылка на Супер-круиз 2.0 https://travel.drom.ru/41927/

capitan nsk:
Какой частоты? И для связи с кем? Какой канал тогда использовать?

Санёк 22:
вот
это в каком месте?

xxxMARKIIxxx:
Здорово! Планирую через 3 года аналогичную поездку
Может с ДВ до Центрального райна вместе? Давайте спишемся.

Судя по приведенным данным пробег 25300 км. истрачено топлива 3030л. Это что получается 8,35л./сотку, автор может это ошибка, для ТЛК что то совсем мало.

вы посчитали количество километров на 1 литре, а нужно делить литры на километры

Виктория
молодцы ребяты!зачет полный!про колбитов наслышаны и прочувствовали на себе их наглое вымогательство денег,у них это в порядке вещей с разрешения руководства ,у них видимо УСБ баранов пасет!!

Отличный круиз!!! Молодцы! Красивые фото, подробно описано.

Автор видимо не очень уважает Новосибирск, да ?
двойная зеркалка, с двумя топориками )