Адриатика 2016

27.01.2017 | 24346 просмотров

В этот раз мы опять путешествовали в одну семью. Я — идеолог, автор, водитель и штурман в одном лице. Супруга — второй водитель, помощник штурмана. Наши двое очень активных любознательных путешественника 9 и 6 лет от роду на момент поездки. Лошадка — Рено Дастер 2013 года выпуска.

Предисловие

С чего все начиналось? С мечты о лете в середине непонятной слякотной зимы. С мечты о горах и о теплом море. У холодного моря были год назад — катались на великах вдоль Балтики. А тут захотелось тепла.

Горы — вечная тема. Если они попали в кровь, это навсегда. 12 лет назад состоялся мой последний горный поход. Два года назад во время путешествия по Турции чуть-чуть смогли погулять по горам, но этого было чертовски мало! Все время тихонько ноет под ложечкой: горы, горы, когда? Как? И вот забрезжил свет в конце тоннеля.

На Дроме и на нескольких других сайтах я прочитал очень заманчивые, красивые отчеты о Хорватии. Горы и теплое море в одном месте. На расстоянии 20 км друг от друга. Чем дальше читал, тем больше мне нравилась Хорватия.

Несколько национальных парков с красивыми горами, кемпингами, маркированными тропами. Жемчужина региона — Плитвицкие озера. Мягкий климат. Лазурное чистейшее море. Курортные городки. Памятники истории времен римской империи и венецианской республики. Вкусная еда. Цены, хотя и высокие при нынешнем курсе рубля к остальным валютам, но в пределах, что можно и накопить. Открытые, добродушные люди, близкие нам по менталитету. Хочу в Хорватию!

Посчитал бюджет. Перелет в Хорватию для 4 человек + аренда машины + проживание и переезды по Хорватии — слишком дорого. Не осилить. Поэтому принято решение ехать на своей машине из дома. План путешествия вырисовывался простой: Россия — Белоруссия — Польша — Словакия — Венгрия — Хорватия. Дорога домой в обратном порядке. Примерно вот так.

Хорватия пускает к себе по двукратной или многоразовой Шенгенской визе. У меня Шенген уже был, а вот жене и детям надо было оформлять. По правилам Шенгена подавать на визу надо в посольство того государства, в котором планируется провести больше всего дней. Если это невозможно (наш случай — в каждой стране Шенгена по два дня), то подавать надо в страну первого въезда. Итого получилась Польша.

Звоню в визовый центр Польши, и тут начинаются сюрпризы. Для подачи на Польскую визу надо сначала получить Хорватскую визу! Это плюс 10 тыс. руб. к бюджету поездки и плюс 2 недели к процессу. Дальше — больше! Надо забронировать и предоставить подтверждающие документы о ПРЕДОПЛАТЕ по всем ночевкам на маршруте! И в довершение всего — дадим только двукратную визу и строго на даты поездки. Прощай мечта о «мультике» и возможности еще одной поездки потом.

Медленно обтекаю от полученной информации. Начинаю соображать, куда еще можно добавить дней в путешествии и, соответственно, подать на визу. Ни Словакия, ни Венгрия не вызывали жгучего желания задержаться подольше. Но тут в манящей близости нарисовалась Италия. Тоже горы, но круче и живописнее. Тоже море, но песочек, да еще и Венеция впридачу. Лояльное отношение к россиянам.

В спешке перекраиваю маршрут в пользу Италии. Велебит и Пакленица заменены на Доломитовые Альпы, а Задар, Сплит и Крка на Гарду, Венецию и Лидо ди Езоло. Теперь маршрут стал таким. Россия — Белоруссия — Польша — Словакия — Венгрия — Хорватия — Словения — Италия — Австрия — Чехия — Польша — Белоруссия — Россия. Вот так.

Время стремительно уходит. Бегом в посольство с ворохом броней (не предоплаченных) из Букинга и распечатанной перепиской с кемпингами. Очень переживал за кемпинги. Ответы были в стиле — да вы приезжайте, в это время у нас место для вас всегда найдется. Прокатило. Визы дали. Годовой мульт. Ура! Теперь сборы и в путь.

18 июня. Суббота

Долгие сборы накануне. Нервы немного напряжены. Спал в полглаза. А тут беспощадный будильник. 4:40. Голова слегка гудит. «Спасибо» зимнему времени — солнце уже светит вовсю. Вопреки ожиданиям дети вскочили при первой же фразе «Ребята, доброе утро» и запрыгали с криком: «В поездку! В поездку!». Надежды на спящих в машине детей обломились.

Завтрак, погрузка вещей. Старт вместо запланированных 6:00 — в 6:30. Солнце, жарко, душно, несмотря на раннее утро. Движение на МКАДе и на Минке уже плотное, хотя затыков нет. Все едут 90-100. Совсем немного постояли в районе Лесного городка и перекрёстка с А108. Дальше покатились свободно.

Трасса М1 уже знакома. Дважды уже ездили в Белоруссию. Один раз доехали до Бреста. Так что все без сюрпризов. К полудню доехали до границы с братской республикой. Пейзаж заметно меняется. Возделанные поля, ухоженные скромные домики, аисты на придорожных столбах.

В районе Барановичей машинка запросила кушать. Завернули на заправку. Широко улыбающаяся кассирша сообщает: «Заправляем только за белорусские рубли». «А по карте?» Хитрый прищур — «А вы попробуйте!». Попробовали. Автомат на чистейшем русском сообщил: «Невозможно провести авторизацию. Нет связи». Спрашиваем: «А дальше есть заправки, где картой можно расплатиться?» Ответ: «Да вряд ли. Вам в город надо». Чёрт! Уже мигает красная лампочка.

Свернули в Барановичи. Возле торгового центра нашли заправку, где сработала карточка. Кассирша сказала, что повезло. Не у каждого срабатывает. Бензин на наши деньги примерно 37 рублей за литр 92. Покатили дальше в Брест.

К забронированному в Букинге домику приехали в 19:10. Время в Белоруссии летом такое, как в Москве. Вообще, конечно, сдвиг на час, но Белоруссия переводит стрелки на летнее время. Поэтому летом время то же.

Нас встретила и заселила улыбчивая хозяйка. Домик небольшой, но уютный. Кухня, санузел, спальня. Посуды достаточно и для еды, и для готовки. Правда, посуда сильно б/у. Парковка в собственном дворе. От багажника до двери — 10 метров. Вещи таскать удобно! На этом же участке есть еще один дом побольше. Он тоже сдается, но не через букинг, а «по личным каналам».

Нас удивило то, что в Бресте уже созрела вишня. Хозяйка почему-то назвала ее черешней и разрешила детям ее собирать. Дети нарвали целую миску, но есть не стали. Вишня оказалась зверски кислючей.

Проехали за день 1063 км.

19 июня. Воскресение

Подъем в 6 утра. Детей поднять уже было сложно. Пока умывание, завтрак, погрузка, выехали только 8:00. До пропускного пункта чуть больше 3 километров. Навигатор уверенно проложил маршрут. Едем, готовимся морально к встрече со страшными польскими пограничниками, и тут сюрприз. Центральную улицу, ведущую к цели, полностью перекрыли и перекопали. Пришлось объезжать наобум по окрестным переулкам. Навигатор возмущался и все пытался вернуть нас на ремонтируемую улицу. Сдался уже только на мосту через Муховец.

Въехали на пропускной пункт в 8:25. Очереди нет! Один автомобиль перед стоп линией и два автодома на досмотре. Все! Автодома шманали при нас минут десять. Потом махнули нам. Запускают сразу по 4 машины. Паспорта собирают сразу у всех и уносят в будку. Пассажирам из машины выходит не надо. «Куда едете?» «Откройте багажник» «Закройте багажник».

В 8:50 уже пересекаем по мосту Западный Буг. На польской стороне две очереди машин по 15 — 16 для не граждан EU, и одна машин 5 — для собственно граждан. За примерно 20 минут наша очередь продвинулась только на 2 машины. Стало грустно. Но тут случилось чудо! Граждане EU в очереди закончились, и улыбчивая польская пограничница махнула нам заезжать. Мы не заставили себя долго упрашивать. Легкое нажатие на газ, и мы у шлагбаума.

На обращение на английском девушка не ответила. Общалась с нами на смеси польских и русских слов. Снова «Паспорта» «Куда едете?» «Откройте багажник» «Закройте багажник». «Хорошего путешествия». Все это доброжелательно и с улыбкой. Спасибо тебе, девушка! Благодаря тебе у нас остались только положительные впечатления от польской границы.

Дальше будочка таможенника. Тут оказался немолодой обрюзгший мужичок с выражением вселенской скуки на лице. Даже не повернув головы, взял паспорта и начал их сканировать. «Что везете?» «Личные вещи». Личные вещи, видимо, его интересовали не настолько, чтобы приподняться с любимого кресла, или хотя бы взглянуть в сторону машины.

Паспорт жены никак не хотел сканироваться. После каждого проката аппарат издавал злорадное «бииип» и не давал результат на экран. После пятой попытки таможенник сдался, что-то отстукал одним пальцем на компьютере и вернул нам паспорта. Ура! Путь свободен. 9:45 — мы уже в Польше. Точнее 8:45. Польша, оказывается, живет по центрально-европейскому времени. То есть время отстает на час от Белорусского. Ну и, разумеется, поляки тоже переходят на летнее время.

Дальше потянулись страстно описанные многими водителями польские дороги. Честно говоря, думал, будет хуже. Да, дороги идут через населенные пункты. Да, в населёнке ограничение 50 км/ч. Но все-таки поселки не через 300 метров, как многие пишут. Есть вполне приличные по расстоянию перегоны вне населенных пунктов с ограничением 90 км/ч. По крайней мере, на трассе Тересполь — Варшава.

Местные едут быстрее. Двигаясь 50 в нп и 90 вне, мы собирали приличные караваны за собой. В поселках нас никто не обгонял. Сплошная — тоже святое. Никто ни одним колесом! Но как только пунктир, сразу по пять шесть машин устремляются на обгон.

Вот что достает больше населенных пунктов — это перекрестки и повороты. Перед ними стабильно ограничение 70 км/ч. И еще фокус. Сбросишь до 70 у знака, проедешь перекресток, наберешь снова 90 и тут вуаля — знак конец ограничения 70. Кто-нибудь объяснит, действует у них правило, что ограничение скорости — до перекрестка? И ведь не за всеми перекрестками знаки отмен есть. На вскидку — процентов 30. Как угадать: будет знак за перекрестком или нет? Ускоряться или нет?

Отдельная песня — дорога две полосы с разделителем и дорога для автомашин. На первой ограничение 100 на второй 120. Визуально они не отличаются. Разница только в наличии знака машинки на синем фоне. Но если при движении по основной трассе знак начала или конца дороги для автомашин есть, то при въезде со второстепенных дорог их нет! Как понять, с какой скоростью ехать? Загадка.

Ну и напоследок, чтоб всех запутать, цвет фона у знаков на магистрали и на обычной дороге. У нас и во всех странах, где мы были, синий — обычная дорога, а зеленый — магистраль. В Польше наоборот! Решайте ребусы, следите за знаками, орудуйте педалями. Вы точно не заснете при езде по Польше!

Мы все-таки поехали не на Варшаву, а свернули почти сразу за Бяла-Подляска на 19 дорогу на Люблин и Жешув. Дорога сразу стала уже, пропали обочины. Асфальт тоже стал — где как. Местами хороший. Местами в заплатках с волнами или колеями.

Местность вокруг глаз радует. Видно, что в стране приличный уровень жизни. Поля возделаны. Практически нет пустой земли. Поселки как на картинке. Дома светятся свежей краской. Аккуратные заборчики. Ухоженные садики. Все чисто. Магазинчики, фермы, небольшие предприятия. Все смотрится очень прилично. Нет заброшенных строений, бедных, давно не ремонтированных зданий, заборов, слепленных из чего попало. Единственное, что выбивается из этой идиллии — автобусные остановки. Кое-как слепленные из профнастила. Серые, грязные в надписях граффити.

Периодически попадаются вот такие знаки. Мы так и не поняли, что они означают. На всех знаках цифры разные. Начали прикалываться «внимание, русские танки в 29 километрах».

Есть, кстати, один момент, который роднит польские дороги с нашими — придорожная торговля. Местные стоят, торгуют с лотков и из багажников. Сняв местную наличность в Люблине, мы купили у дороги вкуснейшей черешни и малины где-то в районе 200 рублей за кг на наши деньги.

До Жешува добрались только в четвертом часу вечера. 330 километров весёлых дорог закончились. Дальше протянулся шикарный автобан, от границы с Украиной до границы с Чехией. Две полосы в каждую сторону, газон, отбойник, шумозащитные экраны, заборы от зверья. Разрешенная скорость 140 км/ч. До Кракова почти 150 км такого счастья.

Газ в пол и… Уаарррр Уаааррр Уаррр! Как только стрелка тахометра преодолела отметку 3000 — жуткий вой из-под капота и вибрация. Вот тебе и поехали! Пришлось сбросить и ехать 110-120. Появилось предположение — белорусский бензин на заправке перед пропускным пунктом. Решили заправиться. Да и пора бы. Три палки всего осталось. А заправок все нет. 20 км, 40, 60. Уже одна палка осталась. Как-то неприятно стало. Но вот, наконец, на 80-м километре — заправка. Заливаю до полного, иду расплачиваться, а не тут-то было. Терминал карту не признает. Наличности снял мало. На полный бак не хватает. Хорошо перед поездкой шестое чувство победило лень и жабу. Сходил сделал дебетовую карточку в Юникредите. Вроде как у него самая широкая сеть в Италии. Да и в восточной Европе хорошо представлен. Положил на нее некий запас в евро. Вот пригодилось. Терминал радостно принял карту, и мы покатились дальше.

Вой почти пропал. Теперь можно было уже ехать 130-135. Однако этого оказалось недостаточно для движения в левом ряду. То и дело приходилось уступать полосу лихим польским джигитам, несущимся никак не меньше 150.

Произвели впечатление мосты — переходы для зверья. Широченные бетонные мосты над трассой. Даже не знаешь, как лучше назвать: то ли широкий мост, то ли короткий тоннель. Сверху приличный слой земли. Травка растет, кустики. По краям — шумозащитные экраны. И все это, чтоб зверье могло из одного лесного массива в другой перейти и не лезло на дорогу.

Где-то в районе 5 вечера по местному времени добрались до наших апартаментов в домике на окраине Кракова. Тихий зеленый район. Свежий воздух. Домики в два-три этажа, окруженные ухоженными садиками. Наши апартаменты оказались на первом этаже трехэтажного коттеджа. Отдельный вход. Чисто, аккуратно, красиво! На столе 4 бутылки воды. На каждой кровати помимо стопки полотенец — конфетка. Приятно, чёрт побери.

Хозяин Гжегож оказался очень приятным человеком. Все рассказал, показал, снабдил нас картой Кракова, буклетами с описанием основных достопримечательностей. Показал, где в центре найти бесплатную парковку (бесплатную в воскресение). Извинился, что нам не хватило места на парковке во дворе. На крохотной парковочке уже стояло две малолитражки. Наша машина осталась на улице, но мы почему-то особенно не переживали.

Разгрузились, привели себя в порядок и поехали смотреть Краков. Я планировал Краков как проходную точку. Глянуть одним глазом и катить дальше. Ан нет. Краков неожиданно очень понравился. Красивый, атмосферный, уютный. Как-то вот сразу в мы в нем почувствовали себя хорошо. Наконец-то начался отдых!

В городе проходил какой-то праздник. На рыночной площади была установлена сцена, на сцене зажигали очаровательные польки (или полячки? Как правильно?). Свет, звук, телевидение. Народ вокруг подтанцовывает и подпевает. Вообще-то, народу много, и местных, и туристов, но как-то удивительно не напрягает.

Дети тут же нашли себе развлечения. Залезли на памятник какому-то местному деятелю. Потом начали гоняться за мыльными пузырями, вокруг шоу мыльных пузырей. Потом гоняли голубей и бегали вокруг шикарных карет, запряженных черными и белыми лошадьми, ждущими клиентов.

Мы заглянули в ткацкие ряды, Мариацкий костел. Костел грандиозен. Жаль, запрещено снимать внутри.

Прогулялись к Флорианским воротам и барбикану. Меня покорило изображение святого Флориана на воротах. Такого отвязного святого я еще не видел.

Перекусили в небольшой кафушке чуть в стороне от основных туристических улиц. Кроме нас посетителей 2 человека. Цены в два раза ниже, чем на главной улице. Суп журек и вареники с клубникой (pierogi по-ихнему) — просто объедение! Кстати, pierogi ruskie — это вареники с картошкой и грибами. Ужин на семью обошелся в 36 злотых (примерно 650 рублей на наши деньги).

До Вавельского замка дошли уже в сумерках. Монументальное сооружение! Жаль, что у нас не было шансов попасть внутрь. Часы работы с 10 до 15, понедельник выходной. А мы приехали в 17 часов воскресенья. Может быть в другой раз?

На набережной нашли статую вавельского дракона. По легенде дракон жил в пещере под холмом, на котором князь Крак возвел свой замок. Дракон таскал домашнюю живность и девиц, самых красивых, конечно. И так всем надоел, что князь Крак решил его извести. Дальше есть три версии легенды. Первая — князь самолично вызвал дракона на бой и пронзил его копьем. По второй он поручил это дело сыновьям, и те изрубили чудище поганое в капусту. По третьей князь нанимал рыцарей для усмирения супостата, а тот их кушал с не меньшим аппетитом, чем девиц красавиц. Только доспехи выплевывал. А тут нашелся какой-то проходимец из крестьян, набил шкуру овцы серой, обмазал овечьим салом и подкинул дракону. Дракон слопал приманку и издох.

Статуя дракона мало похожа на наше представление о драконе. Скорее выглядит как куст чертополоха. Зато изрыгает вполне настоящее пламя каждые пять минут. Детей этот аттракцион привел в полнейший восторг. Многие лезут на постамент к дракону сфотографироваться на память. Но один изрядно принявший на грудь поляк залез на самый верх и засунул голову в пасть дракону. Его восхищенные подружки (поляка, а не дракона) дружно фотали «героя» на свои смартфоны.

Когда окончательно стемнело, вернулись к машине и поехали в апартаменты спать с твердым намерением утром продолжить прогулку по полюбившемуся городу.

Проехали за день 507 км.

Прошли около 5 км.

20 июня. Понедельник

Проснулись в 6 утра по-местному и услышали монотонный шум дождя. Прогулку по городу пришлось отменить. Но у нас есть план Б! Соляные шахты Велички всего в 12 км от нас. Дождь не помеха прогулкам в подземелье.

Выехали в 8:40 и уперлись в пробки. Не московские, конечно, но пришлось постоять. После поворота с трассы в Величку можно уже ехать, не глядя в навигатор. На каждом повороте указатели на «копальни соли».

Есть два шахтных ствола, куда пускают туристов: ствол Регис, в центре городка и ствол Даниловича на окраине. Основной, где кассы, музей, паровоз, градирня, парк — на окраине (Даниловича). Прямо на территории комплекса большая парковка для машин и автобусов. 5 злотых час. В десятом часу утра в понедельник была практически пуста. При движении со стороны трассы Е40 эта парковка расположена по правую руку. Мы же этого еще не знали и поддались на призывы активно махавших руками парковщиков, свернули налево, не доехав примерно 100 метров до официальной парковки. Цена парковки — тоже 5 злотых час. Тут я совершил ошибку. Не посмотрел на часы, и не рассмотрел квиток, который мне дал парковщик. Но об этом чуть далее.

Дождь практически прекратился, и мы пошли по указателям к кассам, попутно рассматривая паровоз, градирню, насос для соляного раствора, тоннельные вагонетки. У входа в шахту оказалось полно народу. Очередь в кассу, группы ждущие своего времени, толпы польских школьников.

Рабочие часы с 7:30 до 19:30. Вход только с экскурсоводом. Англоязычные экскурсии каждые полчаса (мы успели на экскурсию в 10 утра). Экскурсии на других языках с интервалом 10-15 минут между ними. Польские экскурсии вне графика. Экскурсии на русском в 11:10, 14:10 и что-то после 16 часов. Стоимость 84 злотых полный билет. 64 злотых — льготный (дети до 4 лет, школьники и студенты по предъявлении документа). Семейный билет 232 злотых. Плюс 10 злотых за право фотосъёмки на каждый фотоаппарат.

С