Адриатика 2016

27.01.2017 | 24834 просмотра

В этот раз мы опять путешествовали в одну семью. Я — идеолог, автор, водитель и штурман в одном лице. Супруга — второй водитель, помощник штурмана. Наши двое очень активных любознательных путешественника 9 и 6 лет от роду на момент поездки. Лошадка — Рено Дастер 2013 года выпуска.

Предисловие

С чего все начиналось? С мечты о лете в середине непонятной слякотной зимы. С мечты о горах и о теплом море. У холодного моря были год назад — катались на великах вдоль Балтики. А тут захотелось тепла.

Горы — вечная тема. Если они попали в кровь, это навсегда. 12 лет назад состоялся мой последний горный поход. Два года назад во время путешествия по Турции чуть-чуть смогли погулять по горам, но этого было чертовски мало! Все время тихонько ноет под ложечкой: горы, горы, когда? Как? И вот забрезжил свет в конце тоннеля.

На Дроме и на нескольких других сайтах я прочитал очень заманчивые, красивые отчеты о Хорватии. Горы и теплое море в одном месте. На расстоянии 20 км друг от друга. Чем дальше читал, тем больше мне нравилась Хорватия.

Несколько национальных парков с красивыми горами, кемпингами, маркированными тропами. Жемчужина региона — Плитвицкие озера. Мягкий климат. Лазурное чистейшее море. Курортные городки. Памятники истории времен римской империи и венецианской республики. Вкусная еда. Цены, хотя и высокие при нынешнем курсе рубля к остальным валютам, но в пределах, что можно и накопить. Открытые, добродушные люди, близкие нам по менталитету. Хочу в Хорватию!

Посчитал бюджет. Перелет в Хорватию для 4 человек + аренда машины + проживание и переезды по Хорватии — слишком дорого. Не осилить. Поэтому принято решение ехать на своей машине из дома. План путешествия вырисовывался простой: Россия — Белоруссия — Польша — Словакия — Венгрия — Хорватия. Дорога домой в обратном порядке. Примерно вот так.

Хорватия пускает к себе по двукратной или многоразовой Шенгенской визе. У меня Шенген уже был, а вот жене и детям надо было оформлять. По правилам Шенгена подавать на визу надо в посольство того государства, в котором планируется провести больше всего дней. Если это невозможно (наш случай — в каждой стране Шенгена по два дня), то подавать надо в страну первого въезда. Итого получилась Польша.

Звоню в визовый центр Польши, и тут начинаются сюрпризы. Для подачи на Польскую визу надо сначала получить Хорватскую визу! Это плюс 10 тыс. руб. к бюджету поездки и плюс 2 недели к процессу. Дальше — больше! Надо забронировать и предоставить подтверждающие документы о ПРЕДОПЛАТЕ по всем ночевкам на маршруте! И в довершение всего — дадим только двукратную визу и строго на даты поездки. Прощай мечта о «мультике» и возможности еще одной поездки потом.

Медленно обтекаю от полученной информации. Начинаю соображать, куда еще можно добавить дней в путешествии и, соответственно, подать на визу. Ни Словакия, ни Венгрия не вызывали жгучего желания задержаться подольше. Но тут в манящей близости нарисовалась Италия. Тоже горы, но круче и живописнее. Тоже море, но песочек, да еще и Венеция впридачу. Лояльное отношение к россиянам.

В спешке перекраиваю маршрут в пользу Италии. Велебит и Пакленица заменены на Доломитовые Альпы, а Задар, Сплит и Крка на Гарду, Венецию и Лидо ди Езоло. Теперь маршрут стал таким. Россия — Белоруссия — Польша — Словакия — Венгрия — Хорватия — Словения — Италия — Австрия — Чехия — Польша — Белоруссия — Россия. Вот так.

Время стремительно уходит. Бегом в посольство с ворохом броней (не предоплаченных) из Букинга и распечатанной перепиской с кемпингами. Очень переживал за кемпинги. Ответы были в стиле — да вы приезжайте, в это время у нас место для вас всегда найдется. Прокатило. Визы дали. Годовой мульт. Ура! Теперь сборы и в путь.

18 июня. Суббота

Долгие сборы накануне. Нервы немного напряжены. Спал в полглаза. А тут беспощадный будильник. 4:40. Голова слегка гудит. «Спасибо» зимнему времени — солнце уже светит вовсю. Вопреки ожиданиям дети вскочили при первой же фразе «Ребята, доброе утро» и запрыгали с криком: «В поездку! В поездку!». Надежды на спящих в машине детей обломились.

Завтрак, погрузка вещей. Старт вместо запланированных 6:00 — в 6:30. Солнце, жарко, душно, несмотря на раннее утро. Движение на МКАДе и на Минке уже плотное, хотя затыков нет. Все едут 90-100. Совсем немного постояли в районе Лесного городка и перекрёстка с А108. Дальше покатились свободно.

Трасса М1 уже знакома. Дважды уже ездили в Белоруссию. Один раз доехали до Бреста. Так что все без сюрпризов. К полудню доехали до границы с братской республикой. Пейзаж заметно меняется. Возделанные поля, ухоженные скромные домики, аисты на придорожных столбах.

В районе Барановичей машинка запросила кушать. Завернули на заправку. Широко улыбающаяся кассирша сообщает: «Заправляем только за белорусские рубли». «А по карте?» Хитрый прищур — «А вы попробуйте!». Попробовали. Автомат на чистейшем русском сообщил: «Невозможно провести авторизацию. Нет связи». Спрашиваем: «А дальше есть заправки, где картой можно расплатиться?» Ответ: «Да вряд ли. Вам в город надо». Чёрт! Уже мигает красная лампочка.

Свернули в Барановичи. Возле торгового центра нашли заправку, где сработала карточка. Кассирша сказала, что повезло. Не у каждого срабатывает. Бензин на наши деньги примерно 37 рублей за литр 92. Покатили дальше в Брест.

К забронированному в Букинге домику приехали в 19:10. Время в Белоруссии летом такое, как в Москве. Вообще, конечно, сдвиг на час, но Белоруссия переводит стрелки на летнее время. Поэтому летом время то же.

Нас встретила и заселила улыбчивая хозяйка. Домик небольшой, но уютный. Кухня, санузел, спальня. Посуды достаточно и для еды, и для готовки. Правда, посуда сильно б/у. Парковка в собственном дворе. От багажника до двери — 10 метров. Вещи таскать удобно! На этом же участке есть еще один дом побольше. Он тоже сдается, но не через букинг, а «по личным каналам».

Нас удивило то, что в Бресте уже созрела вишня. Хозяйка почему-то назвала ее черешней и разрешила детям ее собирать. Дети нарвали целую миску, но есть не стали. Вишня оказалась зверски кислючей.

Проехали за день 1063 км.

19 июня. Воскресение

Подъем в 6 утра. Детей поднять уже было сложно. Пока умывание, завтрак, погрузка, выехали только 8:00. До пропускного пункта чуть больше 3 километров. Навигатор уверенно проложил маршрут. Едем, готовимся морально к встрече со страшными польскими пограничниками, и тут сюрприз. Центральную улицу, ведущую к цели, полностью перекрыли и перекопали. Пришлось объезжать наобум по окрестным переулкам. Навигатор возмущался и все пытался вернуть нас на ремонтируемую улицу. Сдался уже только на мосту через Муховец.

Въехали на пропускной пункт в 8:25. Очереди нет! Один автомобиль перед стоп линией и два автодома на досмотре. Все! Автодома шманали при нас минут десять. Потом махнули нам. Запускают сразу по 4 машины. Паспорта собирают сразу у всех и уносят в будку. Пассажирам из машины выходит не надо. «Куда едете?» «Откройте багажник» «Закройте багажник».

В 8:50 уже пересекаем по мосту Западный Буг. На польской стороне две очереди машин по 15 — 16 для не граждан EU, и одна машин 5 — для собственно граждан. За примерно 20 минут наша очередь продвинулась только на 2 машины. Стало грустно. Но тут случилось чудо! Граждане EU в очереди закончились, и улыбчивая польская пограничница махнула нам заезжать. Мы не заставили себя долго упрашивать. Легкое нажатие на газ, и мы у шлагбаума.

На обращение на английском девушка не ответила. Общалась с нами на смеси польских и русских слов. Снова «Паспорта» «Куда едете?» «Откройте багажник» «Закройте багажник». «Хорошего путешествия». Все это доброжелательно и с улыбкой. Спасибо тебе, девушка! Благодаря тебе у нас остались только положительные впечатления от польской границы.

Дальше будочка таможенника. Тут оказался немолодой обрюзгший мужичок с выражением вселенской скуки на лице. Даже не повернув головы, взял паспорта и начал их сканировать. «Что везете?» «Личные вещи». Личные вещи, видимо, его интересовали не настолько, чтобы приподняться с любимого кресла, или хотя бы взглянуть в сторону машины.

Паспорт жены никак не хотел сканироваться. После каждого проката аппарат издавал злорадное «бииип» и не давал результат на экран. После пятой попытки таможенник сдался, что-то отстукал одним пальцем на компьютере и вернул нам паспорта. Ура! Путь свободен. 9:45 — мы уже в Польше. Точнее 8:45. Польша, оказывается, живет по центрально-европейскому времени. То есть время отстает на час от Белорусского. Ну и, разумеется, поляки тоже переходят на летнее время.

Дальше потянулись страстно описанные многими водителями польские дороги. Честно говоря, думал, будет хуже. Да, дороги идут через населенные пункты. Да, в населёнке ограничение 50 км/ч. Но все-таки поселки не через 300 метров, как многие пишут. Есть вполне приличные по расстоянию перегоны вне населенных пунктов с ограничением 90 км/ч. По крайней мере, на трассе Тересполь — Варшава.

Местные едут быстрее. Двигаясь 50 в нп и 90 вне, мы собирали приличные караваны за собой. В поселках нас никто не обгонял. Сплошная — тоже святое. Никто ни одним колесом! Но как только пунктир, сразу по пять шесть машин устремляются на обгон.

Вот что достает больше населенных пунктов — это перекрестки и повороты. Перед ними стабильно ограничение 70 км/ч. И еще фокус. Сбросишь до 70 у знака, проедешь перекресток, наберешь снова 90 и тут вуаля — знак конец ограничения 70. Кто-нибудь объяснит, действует у них правило, что ограничение скорости — до перекрестка? И ведь не за всеми перекрестками знаки отмен есть. На вскидку — процентов 30. Как угадать: будет знак за перекрестком или нет? Ускоряться или нет?

Отдельная песня — дорога две полосы с разделителем и дорога для автомашин. На первой ограничение 100 на второй 120. Визуально они не отличаются. Разница только в наличии знака машинки на синем фоне. Но если при движении по основной трассе знак начала или конца дороги для автомашин есть, то при въезде со второстепенных дорог их нет! Как понять, с какой скоростью ехать? Загадка.

Ну и напоследок, чтоб всех запутать, цвет фона у знаков на магистрали и на обычной дороге. У нас и во всех странах, где мы были, синий — обычная дорога, а зеленый — магистраль. В Польше наоборот! Решайте ребусы, следите за знаками, орудуйте педалями. Вы точно не заснете при езде по Польше!

Мы все-таки поехали не на Варшаву, а свернули почти сразу за Бяла-Подляска на 19 дорогу на Люблин и Жешув. Дорога сразу стала уже, пропали обочины. Асфальт тоже стал — где как. Местами хороший. Местами в заплатках с волнами или колеями.

Местность вокруг глаз радует. Видно, что в стране приличный уровень жизни. Поля возделаны. Практически нет пустой земли. Поселки как на картинке. Дома светятся свежей краской. Аккуратные заборчики. Ухоженные садики. Все чисто. Магазинчики, фермы, небольшие предприятия. Все смотрится очень прилично. Нет заброшенных строений, бедных, давно не ремонтированных зданий, заборов, слепленных из чего попало. Единственное, что выбивается из этой идиллии — автобусные остановки. Кое-как слепленные из профнастила. Серые, грязные в надписях граффити.

Периодически попадаются вот такие знаки. Мы так и не поняли, что они означают. На всех знаках цифры разные. Начали прикалываться «внимание, русские танки в 29 километрах».

Есть, кстати, один момент, который роднит польские дороги с нашими — придорожная торговля. Местные стоят, торгуют с лотков и из багажников. Сняв местную наличность в Люблине, мы купили у дороги вкуснейшей черешни и малины где-то в районе 200 рублей за кг на наши деньги.

До Жешува добрались только в четвертом часу вечера. 330 километров весёлых дорог закончились. Дальше протянулся шикарный автобан, от границы с Украиной до границы с Чехией. Две полосы в каждую сторону, газон, отбойник, шумозащитные экраны, заборы от зверья. Разрешенная скорость 140 км/ч. До Кракова почти 150 км такого счастья.

Газ в пол и… Уаарррр Уаааррр Уаррр! Как только стрелка тахометра преодолела отметку 3000 — жуткий вой из-под капота и вибрация. Вот тебе и поехали! Пришлось сбросить и ехать 110-120. Появилось предположение — белорусский бензин на заправке перед пропускным пунктом. Решили заправиться. Да и пора бы. Три палки всего осталось. А заправок все нет. 20 км, 40, 60. Уже одна палка осталась. Как-то неприятно стало. Но вот, наконец, на 80-м километре — заправка. Заливаю до полного, иду расплачиваться, а не тут-то было. Терминал карту не признает. Наличности снял мало. На полный бак не хватает. Хорошо перед поездкой шестое чувство победило лень и жабу. Сходил сделал дебетовую карточку в Юникредите. Вроде как у него самая широкая сеть в Италии. Да и в восточной Европе хорошо представлен. Положил на нее некий запас в евро. Вот пригодилось. Терминал радостно принял карту, и мы покатились дальше.

Вой почти пропал. Теперь можно было уже ехать 130-135. Однако этого оказалось недостаточно для движения в левом ряду. То и дело приходилось уступать полосу лихим польским джигитам, несущимся никак не меньше 150.

Произвели впечатление мосты — переходы для зверья. Широченные бетонные мосты над трассой. Даже не знаешь, как лучше назвать: то ли широкий мост, то ли короткий тоннель. Сверху приличный слой земли. Травка растет, кустики. По краям — шумозащитные экраны. И все это, чтоб зверье могло из одного лесного массива в другой перейти и не лезло на дорогу.

Где-то в районе 5 вечера по местному времени добрались до наших апартаментов в домике на окраине Кракова. Тихий зеленый район. Свежий воздух. Домики в два-три этажа, окруженные ухоженными садиками. Наши апартаменты оказались на первом этаже трехэтажного коттеджа. Отдельный вход. Чисто, аккуратно, красиво! На столе 4 бутылки воды. На каждой кровати помимо стопки полотенец — конфетка. Приятно, чёрт побери.

Хозяин Гжегож оказался очень приятным человеком. Все рассказал, показал, снабдил нас картой Кракова, буклетами с описанием основных достопримечательностей. Показал, где в центре найти бесплатную парковку (бесплатную в воскресение). Извинился, что нам не хватило места на парковке во дворе. На крохотной парковочке уже стояло две малолитражки. Наша машина осталась на улице, но мы почему-то особенно не переживали.

Разгрузились, привели себя в порядок и поехали смотреть Краков. Я планировал Краков как проходную точку. Глянуть одним глазом и катить дальше. Ан нет. Краков неожиданно очень понравился. Красивый, атмосферный, уютный. Как-то вот сразу в мы в нем почувствовали себя хорошо. Наконец-то начался отдых!

В городе проходил какой-то праздник. На рыночной площади была установлена сцена, на сцене зажигали очаровательные польки (или полячки? Как правильно?). Свет, звук, телевидение. Народ вокруг подтанцовывает и подпевает. Вообще-то, народу много, и местных, и туристов, но как-то удивительно не напрягает.

Дети тут же нашли себе развлечения. Залезли на памятник какому-то местному деятелю. Потом начали гоняться за мыльными пузырями, вокруг шоу мыльных пузырей. Потом гоняли голубей и бегали вокруг шикарных карет, запряженных черными и белыми лошадьми, ждущими клиентов.

Мы заглянули в ткацкие ряды, Мариацкий костел. Костел грандиозен. Жаль, запрещено снимать внутри.

Прогулялись к Флорианским воротам и барбикану. Меня покорило изображение святого Флориана на воротах. Такого отвязного святого я еще не видел.

Перекусили в небольшой кафушке чуть в стороне от основных туристических улиц. Кроме нас посетителей 2 человека. Цены в два раза ниже, чем на главной улице. Суп журек и вареники с клубникой (pierogi по-ихнему) — просто объедение! Кстати, pierogi ruskie — это вареники с картошкой и грибами. Ужин на семью обошелся в 36 злотых (примерно 650 рублей на наши деньги).

До Вавельского замка дошли уже в сумерках. Монументальное сооружение! Жаль, что у нас не было шансов попасть внутрь. Часы работы с 10 до 15, понедельник выходной. А мы приехали в 17 часов воскресенья. Может быть в другой раз?

На набережной нашли статую вавельского дракона. По легенде дракон жил в пещере под холмом, на котором князь Крак возвел свой замок. Дракон таскал домашнюю живность и девиц, самых красивых, конечно. И так всем надоел, что князь Крак решил его извести. Дальше есть три версии легенды. Первая — князь самолично вызвал дракона на бой и пронзил его копьем. По второй он поручил это дело сыновьям, и те изрубили чудище поганое в капусту. По третьей князь нанимал рыцарей для усмирения супостата, а тот их кушал с не меньшим аппетитом, чем девиц красавиц. Только доспехи выплевывал. А тут нашелся какой-то проходимец из крестьян, набил шкуру овцы серой, обмазал овечьим салом и подкинул дракону. Дракон слопал приманку и издох.

Статуя дракона мало похожа на наше представление о драконе. Скорее выглядит как куст чертополоха. Зато изрыгает вполне настоящее пламя каждые пять минут. Детей этот аттракцион привел в полнейший восторг. Многие лезут на постамент к дракону сфотографироваться на память. Но один изрядно принявший на грудь поляк залез на самый верх и засунул голову в пасть дракону. Его восхищенные подружки (поляка, а не дракона) дружно фотали «героя» на свои смартфоны.

Когда окончательно стемнело, вернулись к машине и поехали в апартаменты спать с твердым намерением утром продолжить прогулку по полюбившемуся городу.

Проехали за день 507 км.

Прошли около 5 км.

20 июня. Понедельник

Проснулись в 6 утра по-местному и услышали монотонный шум дождя. Прогулку по городу пришлось отменить. Но у нас есть план Б! Соляные шахты Велички всего в 12 км от нас. Дождь не помеха прогулкам в подземелье.

Выехали в 8:40 и уперлись в пробки. Не московские, конечно, но пришлось постоять. После поворота с трассы в Величку можно уже ехать, не глядя в навигатор. На каждом повороте указатели на «копальни соли».

Есть два шахтных ствола, куда пускают туристов: ствол Регис, в центре городка и ствол Даниловича на окраине. Основной, где кассы, музей, паровоз, градирня, парк — на окраине (Даниловича). Прямо на территории комплекса большая парковка для машин и автобусов. 5 злотых час. В десятом часу утра в понедельник была практически пуста. При движении со стороны трассы Е40 эта парковка расположена по правую руку. Мы же этого еще не знали и поддались на призывы активно махавших руками парковщиков, свернули налево, не доехав примерно 100 метров до официальной парковки. Цена парковки — тоже 5 злотых час. Тут я совершил ошибку. Не посмотрел на часы, и не рассмотрел квиток, который мне дал парковщик. Но об этом чуть далее.

Дождь практически прекратился, и мы пошли по указателям к кассам, попутно рассматривая паровоз, градирню, насос для соляного раствора, тоннельные вагонетки. У входа в шахту оказалось полно народу. Очередь в кассу, группы ждущие своего времени, толпы польских школьников.

Рабочие часы с 7:30 до 19:30. Вход только с экскурсоводом. Англоязычные экскурсии каждые полчаса (мы успели на экскурсию в 10 утра). Экскурсии на других языках с интервалом 10-15 минут между ними. Польские экскурсии вне графика. Экскурсии на русском в 11:10, 14:10 и что-то после 16 часов. Стоимость 84 злотых полный билет. 64 злотых — льготный (дети до 4 лет, школьники и студенты по предъявлении документа). Семейный билет 232 злотых. Плюс 10 злотых за право фотосъёмки на каждый фотоаппарат.

Соляные шахты в Величке — грандиозное подземное сооружение. 9 уровней, максимальная глубина более 300 метров, суммарная длина коридоров более 300 км, более 2000 залов (chambers), вырубленных в соли. Для посещения туристами подготовлено около 4 км ходов на трех уровнях. Стандартная экскурсия охватывает около половины этого объема. Заявленная продолжительность — 3 часа. В реальности — около двух. Спуск в шахту — по деревянным ступенькам. Подъем на лифте. Экскурсия начинается на третьем уровне (64 м под поверхностью, 380 ступенек).

По ходу экскурсии рассказывают основные факты о шахтах, историю, технологии добычи. В многочисленных залах есть и скульптуры, вырезанные из соли и восковые фигуры, изображающие быт и работу шахтеров. Модели и макеты подъемных и транспортных механизмов. Можно даже покрутить ворот и посмотреть, как движутся канаты, мешки с чем-то.

Наибольшее впечатление производят часовни, вырезанные в соли. Особенно королевская. Огромнейшее хорошо освещенное помещение, искуснейшая резьба.

Скульпторы не ленились привозить соль из других шахт, где она другого цвета (в Величке соль серая), и включать в свои композиции.

В одной из палат потрясает деревянная конструкция, поддерживающая свод высотой 32 метра.

Подземные озера, заполненные перенасыщенным соляным раствором.

Канал, по которому более 100 лет назад катали на лодках туристов. Освещение тогда было сделано с помощью масляных ламп. В 1908 году лодка в канале перевернулась, масло разлилось и вспыхнуло. Никто не утонул и не сгорел. Но в замкнутом помещении менее чем за минуту выгорел весь кислород. 9 человек задохнулись и погибли. С тех пор аттракцион прекратили, а всю шахту в течение 1908 года электрифицировали.

Экскурсия заканчивается возле комплекса залов, где расположены сувенирные магазины, кафе, банкетный зал, детский игровой комплекс и много что еще. Кстати, кормят в кафе очень вкусно. Обед обошелся на семью в районе 1200 рублей на наши деньги.

Вход к лифтам из этого комплекса только с помощью гида. Нас почему-то повели не к ближайшим лифтам, а к шахте Регис. Бодрым темпом мы протопали под землей минут 10-15 и вышли в центре города. Хорошо с собой был навигатор, и мы без проблем нашли сначала шахту Даниловича, а потом нашу стоянку.

И вот тут случился неприятный момент. Мы пришли к машине ровно в 13:00. Наличными у нас оставалось 22 злотых. Как раз, чтобы заплатить за 4 часа парковки. А парковщик озвучивает 25! Я удивленно переспрашиваю, а на каком основании? Он мне тычет свою бумажку, где написано 9:00. Но в 9:00 мы еще стояли в пробке. Я тогда еще смотрел на часы и расстраивался, что теряем время. А на стоянку приехали где-то минут 15 десятого. Но вот точно не посмотрел. Беру выданный при заезде талон, а на нем ни даты, ни времени! Я объясняю, что мы приехали позже, это не может быть наш квиток. В ответ он начинает обводить ручкой шестерку в конце длинного ряда цифр в конце талона и орать, что вот шесть и вот шесть (тычет в свой). Качественно так обвел, какие цифры перед шестеркой не разглядеть. Объясняю, что мы не могли быть шестыми. Нас поставили уже в третьем ряду. Перед нами на парковке уже было машин 30. Нет, говорит, плати 25. Говорю, да хрен с тобой, заплатил бы, но у нас только 22 злотых осталось. Возьми 20 и уймись. В ответ — отказываешься платить — звоню полицаю. Начинается цирк с закрыванием выезда своим телом и изображением звонка. Время поджимает. До Будапешта ехать долго. Цирк смотреть некогда. Тут жена порылась в своей сумочке и нашла монетку в 1 евро. 20 злотых плюс 1 евро вымогателя удовлетворили, и мы уехали. Развод мелкий, но противный. Настроение от посещения великолепного места испортили. Паркуйтесь на официальной парковке! Не кормите жуликов.

От Кракова практически до границы со Словакией ведет прекрасный автобан, с которого открываются великолепные виды на Низкие Татры. Жаль, это счастье недолго. Автобан кончается и начинается узкая кривая дорожка. На границе Польши и Словакии стоял автомобиль польской полиции. Нас остановили, забрали паспорта и ушли к себе в машину. Примерно 20-30 минут продержали паспорта у себя. Потом молча вернули и удалились.

На стороне Словакии никакого контроля нет. Проезд по платным дорогам оплачивается виньеткой. 10 дней — 10 Евро. Купить можно сразу после границы в коричневом домике справа от дороги. Принимают оплату картой.

Дорога по Словакии оказалась еще более муторной, чем по Польше от Белоруссии. Мало того, что дорога узкая, по одной полосе в одну сторону и постоянные поселки с ограничением 50 км/ч, но теперь добавился еще и рельеф. Вверх-вниз, вправо-влево. Дорога вьется ужом. Ни одного прямого участка длиннее 300 м, по крайней мере, вне населенного пункта. Плюс ограничение 40 км/ч для грузовиков. Теоретически можно ехать 90 км/ч (если сможешь по такой дороге), а в реальности плетешься в конце каравана за какой-нибудь фурой. И ведь нигде не уйдет в карман, не пропустит легковушки. Обгонять — занятие для спортсменов. Практически везде идет сплошная. Участки прерывистой разметки длиной метров 100, ну 200 максимум. Правда, все эти мучения отчасти компенсируются красивыми видами гор.

Общее впечатление о Словакии — страна бедная. Домики давно не ремонтированные. Попадаются заброшенные строения. Дороги в не самом хорошем состоянии. Обработанные поля есть, но совсем не идут ни в какое сравнение ни с Польшей, ни с Белоруссией.

На границе с Венгрией контроля нет, но есть домик, где можно купить Венгерскую виньетку, поменять евро на форинты. В этом домике дама весьма зрелых лет сунула мне какую-то бумажку с графами на венгерском и сказала заполнять. Пока я тупил, силясь разгадать, где что писать, мне на выручку пришел колоритный мужичок, стоящий в очереди за мной. Он ткнул пальцем в соответствующие строчки с комментарием: «намэ, авто, намбэ». Пока я заполнял, он практически наполовину залез в окошко, стал тыкать сидящей там даме какую-то бумажку и что-то настойчиво просить. Та начала что-то набирать на компьютере, потом откинулась, развела руки, нихт, говорит, компьютер проблем! Мужичок выпадает из окна, картинно хватается за голову и кричит во весь голос: катастрофа! А потом с жаром начинает снова что-то требовать. Тетя теперь уже непреклонно: компьютер проблем! Тот опять за голову и еще громче: катастрофа! Так повторилось еще два раза. После чего мужичок убежал, дама в окошке приняла-таки у меня бумажку и оформила виньетку. Однако, увидев у меня в руках карту, замахала руками. Нихт картен! Мани! Говорю, что нет у меня пока ваших мани, только на границу приехали. Она мне как ребенку: мани — евро. Итого где-то примерно за 14 евро я стал обладателем венгерской виньетки на 10 дней.

В Будапешт мы приехали в быстро густеющих сумерках. Наш миниотель находился на последнем этаже жилого комплекса с торговым центром на первых этажах. Здание размером с квартал. По счастливой случайности навигатор вывел нас именно к той стороне и к тому подъезду, что было нужно. И даже место свободное нашлось для парковки. Правда, был один неприятный нюанс. Это самое место и еще пять припаркованных вокруг него машин находились в зоне знака остановка, стоянка запрещена.

Время, однако, было уже почти 11 вечера по-местному, мы были безумно уставшие, поэтому пошли заселяться и таскать вещи, оставив машину под знаком. От администратора я узнал, что стоять, где мы стоим и правда запрещено. Надо или искать парковку на размеченных местах на улице (160 форинтов в час, начиная с 6 утра, оплата только монетами и только вперед) или ехать в подземный паркинг под зданием (200 форинтов в час с момента заезда, но оплата потом и можно купюрами). 4 форинта = 1 рубль. Поехал в подземный паркинг. За почти 40 часов стоянки заплатил около 2000 рублей на наши деньги. Мда. Знал бы заранее — бронировал бы другой отель.

Проехали за день 396 км.

21 июня. Вторник

В 7 утра открывается продуктовый магазин на первом этаже здания, где наша гостиница. Закупился свежими продуктами. Из номера выдвинулись в 9:50. 5-7 минут ходьбы от гостиницы —вокзал.

На вокзале — станция метро линии М2. По этой линии ходят современные поезда Alstom. Есть еще линия М3, по ней ходят поезда мытищинского завода (не катались). И линия М1 с маленькими станциями и смешным желтым трехвагонным трамвайчиком. Вот это стоящее развлечение!

Одноразовый билет на метро стоит почти 90 рублей на наши деньги. Дневной проездной на все виды городского транспорта 400. Мы сначала взяли в автомате одноразовые билеты на метро, а уже потом в клиентском центре нам разъяснили, что групповой билет валиден для семьи из 4 человек, а стоит он 900 рублей на день. По этому билету мы уже катались все следующие поездки.

Начали прогулку с осмотра набережной Дуная и моста Сечени. Прошли мимо фуникулера (длиннющая очередь на жаре и дорогущие билеты), поднялись на холм к королевскому замку.

Вокруг замка идут то ли ремонты, то ли раскопки. Обойти здание по кругу не получится. Забавно смотрится, как к пышному зданию в стиле австро-венгерского барокко примыкают суровые крепостные стены средневековья.

От замка пошли к рыбацкому бастиону и базилике святого Матиуша. Народу толпы! Вход платный. В базилику билет на семью чуть меньше 900 рублей. Не уверен, стоит ли оно того. Какая-то она вся лубочная-лубочная, пряничная-пряничная, как декорация к фильму, а не церковь.

Билет на рыбацкий бастион — 500 рублей на семью. Купить его — точно было ошибкой. Чистая остаповщина. Билет дает право подняться на верхний ярус правого крыла бастиона. И все! С нижнего яруса — те же виды, но бесплатно. Левое крыло — тоже свободно. Там, конечно, кафе, но пройти, постоять посмотреть можно свободно.

Кстати, знаменитый вид на парламент именно с левого крыла. С правого вид закрыт шпилем какой-то кирхи.

После бастиона пошли дальше на север. Как по волшебству, пропали все толпы туристов, и мы остались одни на чудесных старинных улочках Буды. Совсем другое впечатление!

Жара нас доконала, ребятня начала ныть, и мы решили совместить отдых в тени деревьев с аттракционом для детей. Мы отправились искать детскую железную дорогу. Спустились с холма и дошли до площади Szell K ter. Там прямо из гранитной мостовой бьют фонтаны. Среди струй резвится детвора. Очень приятно освежиться!

Там станция линии метро М2 и большой хаб трамваев и автобусов. На 61 трамвае проехали 2 остановки и пересели на cogwheel railway. Забавный трамвайчик с третьим зубчатым рельсом. На схеме ОТ Будапешта он отмечен как трамвай номер 60. Ходит раз в 20 минут, но аттракцион интересный.

В ожидании отправления поезда дети катались вот на таком троллее. Совершенно бесплатное развлечение. Абсолютно безопасно, но очень эффектно. Жаль, что у нас таких нет.

Детская железная дорога — это 11 км узкоколейки, проходящей по лесу среди живописных Будайских холмов. Дизельный локомотив и 3 открытых пассажирских вагончика. Поезд ходит раз в час и идет до конечной станции 40 минут. Дети здесь продают и проверяют билеты, предлагают сувениры, стоят с флажками на выходе со станции. Ведет тепловоз взрослый. Сцепка и обслуживание вагонов — тоже взрослые. В конце дороги есть тоннель. Поскольку он изгибается внутри горы, выходов из самой дальней точки не видно. Там машинист останавливает поезд и тушит свет. Детвора визжит в диком восторге.

С конечной станции вернулись на 61-м трамвае на площадь Szell K ter и пошли искать кафе с венгерской кухней. Оказалось, это не просто. Кафе неимоверное количество. Бургеры, шаурма, пицца, булочные, мороженое, пабы…. Едва нашли. Результат не впечатлил. Суп гуляш оказался обычным гуляшом, как в Москве. Жене ее мясо тоже как-то не очень. Дети не доели свои блинчики с мороженым. «Какое-то оно не вкусное». Знаю, сам виноват. Надо было заранее искать кафе по отзывам. Но физически не успел.

Кстати, в этом кафе обнаружил еще один вариант мелкого развода. Все цены указаны за порцию, а напитки — за 100 грамм. Понимаешь это, только увидев в счете позиции сок цена умножить на три. Вместо 30 рублей стаканчик, оказалось 90. Ерунда, но как-то портит впечатление.

Затем погуляли вокруг по набережной Дуная, вокруг парламента и прокатились чуть-чуть на рейсовом теплоходике по Дунаю. Что приятно — семейный билет на ОТ Будапешта действует и на эти теплоходики. Что не повезло — проехали всего 2 остановки. После 6 вечера рейсовые теплоходики идут по сокращенному маршруту — только до места ночевки. Вид на парламент с реки в волшебном вечернем свете.

Впрочем, это нам не испортило настроения. Мы прошлись еще немного по улочкам Пештской стороны. Они довольно приятны, особенно вечером. Есть и зелень и вот такие забавные скульптуры. Жаль, не было времени побродить от души.

Прошли примерно 10 км.

22 июня. Среда

Подъем в 6 утра. Завтрак и сборы заняли почему-то очень много времени. Выехали только в 10 утра. Припарковались на бесплатной парковке у площади героев и пошли смотреть городской парк Verosliget. Посмотреть однозначно стоит замок Вайдхауняд. Невероятное смешение всех стилей замковой архитектуры. Заснять замок сложно — кругом деревья, но смотреть — очень впечатляюще.

Рядом с замком статуя Анонимуса. Очень понравился детям.

Есть еще в парке неплохая детская площадка. Наши там резвились минут двадцать. В остальном же парк — ностальгия по СССР. ПКиО какого-нибудь провинциального городка 80-х.

В этом парке произошла еще одна неприятная история. Ребенок захотел в туалет. Нашли соответствующее заведение на первом этаже какого-то непонятного здания. Рядом свалка мебели, торгового оборудования. В ней роются два каких-то синяка в светоотражающих жилетах. У входа в не очень чистый туалет объявление: вход 100 форинтов. Ладно. Запустил сына делать дела. Стою на входе на всякий случай, жду. Синяки машут руками: заходи, заходи. Мне пока не надо. Стою. Вышел ребенок. Собираемся уходить. Подлетают эти два синяка, машут руками: деньги, деньги! Ладно, дал 100 форинтов. Собираемся идти. Они: еще деньги! Это меня вдруг почему-то разозлило, и я произнес фразу: «Какие еще деньги?» с такой интонацией, что эти двое умудрились исчезнуть из поля видимости еще до ее окончания.

Зашли мы еще в купальни Сечени. Очень красивое здание. Позитивные отзывы, но высокие цены. Билеты только дневные. На час-два билетов нет. На нашу семью выходило почти 5000 рублей. Если было в запасе полдня, чтобы опробовать за эти деньги все 36 бассейнов, может быть, и согласился бы. Но у нас был максимум час, да еще жара. В жару перспектива лезть в кипяток как-то не радует. Махнули рукой, поехали дальше.

Навигатор протащил нас через самый центр, загнал к мосту, закрытому на ремонт, заставил простоять, наверное, во всех городских пробках. После почти часа скитаний по городским улицам мы наконец выехали на шоссе в сторону Хорватии.

На границе с Хорватией нас попросили припарковаться в сторонке и собрали паспорта. Вернули минут через 10 со штампами. Сразу и выезд из Венгрии и въезд в Хорватию. Прямо за нами в очереди на пропуск оказалась красная Kia со смоленскими номерами. Они нам мигнули фарами и помахали. Мы им помахали в ответ. Приятно!

За пропускным пунктом — мост. В середине моста раздвинутые в стороны металлические заграждения с колючей проволокой наверху. Следы прошлогодней истории с мигрантами. Сейчас все спокойно. Беженцев нет.

Дорога и по Венгрии, и по Хорватии прекрасная. Большая часть дороги — автобан. Ограничение 130. Природа, на удивление, не отличается от средней полосы России. Ну, иногда попадется что-то пирамидальное. А так все ивы, ольха, березки. Трава и полевые цветы — как в Подмосковье.

В супермаркете в Раковице закупились продуктами и примерно в 8 вечера прибыли в наши апартаменты в поселке Смолянац. Домик оказался довольно далеко от основной дороги. Почти 3 км. На Букинге он один из всего поселка. В реальности каждый второй домик украшен вывесками «Apartments», «Rooms».

В доме всего два номера на втором этаже. Второй был пустой при нас. На первом живут хозяева. Милейшие люди. Даб и Лия. Оба работают в парке Плитвицкие озера. Они нас встретили, как долгожданных дорогих гостей, прямо на террасе у дома. Усадили за стол, налили ракии и вкуснейшего сливного сока. Кстати, пачку такого сока нам подарили еще и на дорогу. Спасибо огромное!

Вокруг — благодать. Сельская идиллия. Красивые аккуратные домики, стриженые лужайки, холмы, покрытые лесом. Чистейший воздух. Красота!

Проехали за день 481 км.

23 июня. Четверг

Подъем в 5:30. Выезд в 7:30.

До парка 9 км. Приехали в 8:45 к входу номер 1. Стоимость парковки примерно 7 кун/час (примерно 70 рублей).

Взрослый билет в парк 110 кун (1100 рублей), детский 65 кун (650 рублей), ребенок 6 лет — бесплатно.

Туристов пока мало. Человек 10 в прямой видимости. Билеты продают с 7 утра. На входе в парк ни ворот, ни забора, ни контроля. В реальности контроль только на кораблике и на паровозике. Но весь парк реально обойти и без них.

Описать словами озера и водопады нереально. Это надо видеть! Это настоящий парк падающей и текущей воды. Есть в мире водопады выше, мощнее, красивее. Но здесь их много и самых разнообразных. В окружении скал и пышной яркой июньской зелени. Деревянные мостки проложены в самых живописных местах. Вода журчит, бурлит, плещется со всех сторон и под ногами. Невероятный бирюзовый цвет воды в озерах. Большую часть дня было пасмурно, и цвета были приглушенные, но когда выглянуло солнце, озера раскрасились бесподобными оттенками!

Вода настолько прозрачна, что иногда кажется, что рыбы вдоль мостков висят в воздухе.

Весь парк как бы состоит из двух частей: нижние водопады и верхние. Эти две части разделены длинным озером.

Попасть из одной части в другую можно или на кораблике, или на паровозике, или пешком по берегу озера. Маркированные тропы есть по обоим берегам. Сам бы я пошел пешком, но лишать детей катания на кораблике и на паровозике было бы жестоко.

Возле нижних озер есть провал — пещера. Сверху донизу сделаны бетонные лестницы с перилами. Есть несколько тупиковых отвилков, в которых достаточно темно, чтобы включить фонарик (ну или телефон, как это делали многочисленные китайцы). В одном из отвилков есть даже немного сталактитов.

Мы перебрались из нижней части в верхнюю на кораблике.

Вот тут количество народа стало напрягать. Дело в том, что сюда с входа №2 подвозят корабликами тех, кто идет короткий маршрут. И делают это в конвейерном режиме нон стоп. Ближе к часу дня, когда мы стали искать место для обеда, стало совсем плохо. Непрерывный поток в затылок друг другу (по крайней мере, на мостках у основных водопадов) просто сносил. Ни остановиться, ни вернуться. И это еще не сезон! Лия говорила, что в июне через парк проходит в среднем 4-5 тысяч человек. А в июле-августе 8-12 тысяч. Что же творится здесь в августе!

Одна из троп вдоль озера оказалась перекрыта табличкой «затопленная дорога». Мы тут же пошли в этом направлении. Часть дорожки действительно была покрыта жидкой грязью. Но пока мы дошли до этого участка, толпы полностью скрылись за стеной леса. Как же хорошо побыть среди этой красоты в одиночестве! Ну, почти в одиночестве. Пять человек на соседней скамейке не в счет.

В самой верхней части каскада водопадов расположена конечная станция паровозика. Здесь есть кафе, туалеты. Мы решили не уезжать сразу и не прогадали. После 3 часов дня количество народа стало уменьшаться, и мы вторично прошли по уже осмотренным местам гораздо комфортнее. Опять же выглянуло солнышко, и виды стали гораздо интереснее.

Потом вернулись на станцию паровозика и доехали на нем до станции один.

Откуда идет широкая видовая тропа по верху каньона до входа в парк №1. Туристам предоставляется возможность взглянуть еще раз на водопады нижней группы, но уже с высоты птичьего полета.

К машине вернулись уже в шестом часу вечера. Парковка обошлась в 70 кун (700 рублей). На стоянке есть вот такой милый знак. Я думал — шутка. Мол, парковка с 23 до 7 запрещена. Стоянка охраняется злыми медведями. Но Даб сказал, что в парке живет довольно много медведей. Охотиться на них запрещено, и они человека не боятся.

Даб, кстати, страстный охотник. Дом у него украшен охотничьими трофеями: кабаны и косули.

Проехали за день 18 км.

Прошли 12 км.

24 июня. Пятница.

Подъем 5:30. Выезд 9:00.

Вернулись на автобан, соединяющий Задар и Риеку и помчались в сторону Ровиня. Дорога отличная. Две полосы в каждую сторону, отбойник, ограничение 130 км/ч. Местность гористая, поэтому мосты и эстакады чередуются с тоннелями. Правда, удовольствие платное. Система простая. Подъезжаешь на въезд платного участка — берешь талончик. Подъезжаешь к концу, отдаешь талончик и платишь по тарифу. Нам этот участок обошелся примерно в 1000 рублей.

Не доезжая примерно 50 км до Ровиня, мы свернули с трассы и направились к городку Мотовун. Мотовун — очаровательная деревня на верхушке весьма приличного холма.

Мотовун уже довольно туристичен: кафе, магазины на главной улице, поток туристов, но еще сохранил шарм аутентичной удаленной от людских потоков тихой деревушки.

Наверх пускают только автомобили местных жителей и постояльцев гостиницы отеля наверху. Для остальных парковка внизу (20 кун — 200 рублей за день) и автобус (15 кун — 150 рублей с человека). Либо пилить минут 10-15 по жаре наверх. Семейство проголосовало за автобус.

Наверху очень милые домики в разной степени сохранности. На главной улице — сплошные магазины с сувенирами, лавандой, оливковым маслом и трюфелями. Но стоит отойти метров на 30 в сторону — и вместе с народом пропадают признаки. Эти пустые деревенские улицы также млели под полуденным солнцем и 100 и, может быть, 200 лет назад.

Главная туристическая улица быстро приводит на самый верх к городским воротам. В воротах вывешены какие-то камни с резьбой, но все подписи только на хорватском.

Здесь уже все оккупировано различными кафе. Чувствуется, что рядом Италия. Пицца, паста, лазанья. Но есть также блюда из трюфелей. Но цены за такое удовольствие! Мы решились только на ризотто с трюфелями. Одно на двоих. И то трюфели присутствовали только в виде соуса. Но было вкусно! Трюфель — и правда, гриб с очень особенным вкусом.

Еще ворота и мы выходим к самому большому зданию деревни — отелю Kastel. Ночь на человека от 10000 рублей. 30 метров в сторону от отеля — совершенно пустынная площадь перед базиликой. Старинный колодец. Видавшие виды домики. Опять чувство провала во времени.

А оттуда можно пройтись по городским стенам. Соломенные фигуры. Чтобы это значило?

Виды на долину просто кружат голову.

Лучок, картошка, помидорчики. Люди кормятся не только и не столько за счет туриста.

И снова дворики, улочки, лесенки. Гуляя тут, получаешь какое-то особенное удовольствие, умиротворение.

Вниз спустились уже пешком и часа через полтора приехали в Ровинь.

Оказалось, что классический вид Ровиня с набережной надо снимать либо в первой половине дня, либо после заката. Вечером солнце в объектив. Но вживую вид хорош и вечером.

Ровинь очень приятен. Да, магазины и кафе на узких улочках, да, гуляют туристы. Но удивительно мало для раскрученного курортного города на берегу теплого моря. Праздничная, легкая атмосфера. Легко читаются венецианские мотивы в архитектуре.

Некоторые переулки ведут прямо к морю.

Улицы — лестницы.

Символ воинской славы.

Базилика святой Ефимии.

Вволю нагулявшись по старому городу, съели по порции мороженого (кстати, очень вкусное, особенно ванильное, рекомендую), купили продукты и выдвинулись искать наш кемпинг. Навигатор кемпинг знал, но отказывался строить к нему маршрут. Доехали по указателям. Нормальная асфальтовая дорога ведет только до соседнего кемпинга Vestar. А дальше пыльная каменистая грунтовка среди густых кустов между какими-то ямами. Разъехаться со встречной машиной, не оцарапав машину о ветки, было очень непросто.

Кемпинг оказался небольшим и довольно уютным. Процентов 80 мест занято автодомами и прицепами. Отдыхающих с кемпинговыми палатками мало. С крохотной походной палаткой мы были одни. Контингент — пенсионеры и семьи с маленькими детьми. Даже с грудничками. Процентов 40 — хорваты, еще 40 — немцы и австрийцы. Других стран по 1-2 машины. Из России мы одни.

Место мы выбрали в тенечке возле детской площадки. Дети тут же принялись по ней скакать.

До моря 30-40 метров. Пляжик маленький, но и народу купающихся больше 5 человек за раз не видели. На пляже есть душ.

В туалетах, душах и в отделении кухонных моек стерильная чистота. Сантехника новая, качественная. Мусорные корзины опорожняются регулярно. Территория поддерживается в чистоте.

Все ведут себя тихо, спокойно. Ни криков, ни песен, ни музыки, по крайней мере такой, чтоб ее было слышно дальше чем через два места. Видели, как немцы жарили барбекю, но ни дыма, ни запаха по кемпингу не было.

Как только мы припарковали машину и переоделись, тут же бросились к морю. Неделя пути, пыльные камни городов, изматывающая жара — все позади. Наконец-то долгожданное теплое море! Кристально чистая лазурная водичка. В море никого! Вот это жизнь!

Есть, правда, оборотная сторона. Камни. Даже не галька, а именно камни на пляже и при заходе в воду. Впрочем, как почти везде в Хорватии. Решается эта проблема с помощью купальных тапочек. Мы их прикупили в Ровине. Сначала непривычно, но через 10-15 минут привыкаешь и не замечаешь.

Проехали за день 347 км.

Прошли около 7 км.

25 июня. Суббота

Подъем в 7:30. И сразу в море. Купаться. Водичка прохладная, бодрит. Настроение отличное!

Купание как-то сбивает утренний ритм. Завтрак и сборы затягиваются. Выезжаем только в 11:30.

Солнце уже печет что есть мочи. Сегодня у нас в планах Пула. Примерно 30 км среди виноградников, оливковых рощ и симпатичных деревушек.

Паркуемся на стоянке прямо возле древнеримской арены (8 кун — 80 рублей час). Дети, как увидели арену, сразу закричали: о, Колизей! Арена в Пуле считается шестой по величине в мире из римских арен и самой сохранившейся. Гм. Ну, положим, реально сохранившегося немного. Невооруженным глазом видно, как много достроили в процессе реставраций-реконструкций. Но впечатление арена все равно производит. Вот только все портит корявая сцена и столбы освещения, установленные в центре комплекса. Но шоу приносят деньги, а кто девушку ужинает, тот ее и танцует.

Билеты в Арену обошлись в 1500 рублей на семью. В стоимость входит посещение музейчика в подземной части. Макет давильни для оливкового масла, штабеля амфор, чертежи арены, как она была, много текста про историю, архитектуру, экономику и т.п. Не особенно интересно, но прохладно. Приятно отдохнуть от жары.

Дальше посмотрели форум. Точнее храм Аполлона — один из трех храмов, выходивших на площадь — древний форум. Во время второй мировой в храм попал снаряд, и он сильно пострадал (я имею в виду храм, впрочем снаряду тоже не поздоровилось), но впоследствии был восстановлен. Вход внутрь 100 рублей взрослый и 50 рублей ребенок. Но делать внутри нечего совершенно. Изнутри это просто каменный сарай. Выставка, на которой представлено несколько камней — фрагментов римских зданий и/или скульптур. И немного маленьких бронзовых фигурок.

Потом был квест по поиску римской мозаики. Нашли ее на задворках закрытого торгового центра во дворе совкового вида пятиэтажки. Примерно 50 квадратных метров мозаичного пола под навесом и за решеткой. Контраст с окружением — потрясающий.

Прошлись по кварталам старой застройки. Пула — интересный город. Старый центр очень неоднороден. Тут и здания венецианской архитектуры, и особняки времен австро-венгерской империи, и вкрапления построек римской империи, и совсем простенькие дома 20-го века. Все перемешано. Но есть в этом какой-то шарм. Туристов опять-таки относительно немного.

Очередные римские ворота:

На вершине холма малый римский театр.

И цитадель.

Когда я готовил путешествие, вычитал рекомендацию: рыбные блюда можно заказывать только в тех городах, где есть рыбный рынок. Настоящий рыбный рынок, где продают выловленную ночью рыбу и который к полудню закрывается. Так вот в Пуле такой рынок есть. Поэтому, когда мы пошли в ресторанчик обедать, я заказал рыбу. И не прогадал! Рыбка таяла во рту и была невероятно вкусна. Входящие в обрамление блюда мидии тоже были весьма недурны. Правда, ценник кусачий.

Уставшее от жары семейство запросилось купаться. Тут мы сделали ошибку. Нашли на схеме городской пляж и поехали туда. Там же расположена, наверное, единственная в городе бесплатная парковка. Что там творилось! В