Ocean2Ocean: Путешествие по центральному Тибету через базовый лагерь Эвереста

22.02.2011 | 68203 просмотра

Идея побывать в Тибете пришла к нам еще в 2003 г. при первом посещении Китая. Пару раз в (2005 и 2006) мы были в Китае, но по разным причинам не удавалось даже начать оформление пермитов (пропусков) для посещения Тибета. Всегда хотелось посмотреть монастыри и увидеть прекрасные горы Тибетского плато и пики Гималаев. В 2009 г. на своей машине (Nissan Navara 2,5 TDi) мы проехали через Монголию мы думали, если мы уже в Монголии, то оттуда рукой подать до Тибета…

Но все было не так просто — в Китай на своей машине просто так не заедешь, как например, в Европу. Можно побывать на своей машине в провинции Хейлудзянь (через Дальний Восток России), но для путешествия по другим провинциям, а тем более по Тибету, нужна целая кипа разрешений (от местных таможенников до военных), а также постоянное наличие китайского «гида» в машине. Также нужно поменять свои номера на китайские временные и получить китайские права. Оформление всех китайских пермитов через местные агентства стоит более $15 000. Значительная часть всех расходов по оформлению фиксированная, поэтому чем больше машин сможет поехать, тем ниже на каждого участника будут расходы (в таком варианте все разрешения на машину и экипаж из двух человек получались в районе $4 000 при группе в четыре авто). В общем, на своей машине попасть в Тибет непросто и дорого.

Но мечта побывать в Тибете никогда не покидала нас. На Новый ’11 год у нас была запланирована поездка в Таиланд (был куплен билет в одну сторону через Шанхай (Китай)). В декабре 2010 г. мы случайно наткнулись на распродажу авиабилетов из Юго-Восточной Азии в Южный Китай. Поэтому мы решили побывать в Тибете зимой.

19 декабря 2010 г. вылетели из Шереметьево-2 в Шанхай без каких-либо проблем. Билет покупали еще в сентябре. Тогда рассматривали вылет на 19 или 26 декабря. К счастью, выбрали 19-ое, потому что, если выбрали бы 26-ое, то неизвестно, сколько бы дней провели в терминале в ожидании рейса (помните коллапс авиаперевозок, начавшийся в декабре 2010 г., в связи с ледяным дождем).

В Китае, а особенно в Шанхае, за последние годы построена такая супер-современная инфрастуктура, что многие города Запада (например, Нью-Йорк или Сидней) по сравнению с Шанхаем кажутся деревенским захолустьем. Вот, например, поезд-экспресс из аэропорта Шанхая, который развивает скорость от 300 до 430 км/ч.

Небоскребы Нью-Йорка «отдыхают» по сравнению с небоскребами Шанхая.

Проведя три дня в прекрасном и бурлящем Шанхае, мы улетели в Куала-Лумпур (Малайзия), а оттуда на бюджетной Air Asia на юг Таиланда. На белоснежных пляжах острова Ко Липе (Ko Lipe) мы провалялись десять дней…

Там же встретили Новый год ’11.

Потом на пару дней мы переплыли на остров Ко Крадан (Ko Кradan), на котором, к счастью, было очень мало туристов… :о).

А потом исследовали острова в провинции Краби.

На андаманском побережье Тайланда все прекрасно, кроме двух вещей: толп туристов и завышенного ценника на проживание в сезон.

Перелет Краби — Куала-Лумпур.

За пять часов полета из Куала-Лумпура в Ченду (Южный Китай) мы заплатили Air Asia $70 (вместе с оплатой багажа). Расстояние равно полету по маршруту Москва—Новосибирск. Главные конкуренты на рынке бюджетных перевозок в Азии — малазийская Air Asia и австралийская Jet Star.

ЧЕНДУ (ЮЖНЫЙ КИТАЙ)

Мы были в Ченду зимой 2005 г. Город в экологическом плане с тех пор мало изменился — все та же дымка от угольных ТЭЦ. Правда, построены десятки новых небоскребов и много престижных машин на улицах — налицо результаты китайского экономического бума.

Зачем мы полетели в Ченду?

Ченду — это город материкового Китая, через который идет самый большой трафик самолетов и туристов в/из Тибета. Именно здесь местные китайские агентства оформляют пермиты для поездки в Тибет. Без пермита не купить билет на самолет или поезд в Тибет. Проехать автостопом в Тибет тоже проблематично — сотни китайских блок-постов стоят на всех дорогах, ведущих на плато. Пермит иногда проверяют при заселении в гостиницу в Тибете. В общем, лучше заплатить 400 юаней за пермит ($60) и чувствовать себя спокойно, чем постоянно сталкиваться с китайской административной машиной. Кстати, официально пермит стоит 50 юаней ($8), но остальное берет себе китайское туристическое агентство. Пермит нельзя получить без «тура» (у нас в тур был включена только встреча на такси на вокзале в Лхасе и 1 день вместе с англоговорящим гидом). В общем, за все документы для посещения Лхаса на четыре дня мы заплатили 1 050 юаней на человека ($160 или 5000 руб.). Пермиты делаются два рабочих дня.

Пока оформлялись пермиты — у нас было время посмотреть город и окрестности.

Пробки стали бичем китайских городов. Даже супер-современные инженерные сооружения, которые возводят китайцы, не справляются с потоком новых авто, которые покупает растущий в числе средний класс. Еще десять лет назад все ездили на велосипедах, пять лет назад на мопедах, а сейчас уже на авто…

Китайцы строят капитализм при официальной социалистической иделогии.

Правда, эта двойная игра привела к тому, что в стране остается 180 млн. человек, которые живут менее чем на $1 в день.

А другая пара миллионов официальных миллионеров ходит и выбирает соответствующий своему статусу авто.

В ресторане случайно пролистали журнал для местной элиты. Очень любопытно!!! :о)

Вот рекламируется платье от известного итальянского кутюрье за 122 000 юаней (где-то $20 000 (!))

А это message для «золотой» молодежи — «жизнь как вечеринка»!

Но основная часть населения может позволить себе только покупки на китайском «Черкизоне»…

ГРАНД БУДДА

Рядом с Ченду есть потрясающая статуя сидящего Будды (крупнейшая в мире — 71 метр).

Нога у статуи больше, чем судно!

Религия и религиозность становится модными в Китае…

Вот, например, гид объясняет китайским туристам, как нужно кланяться Будде и устанавливать палочки… :о)

Во время Культурной революции в стране разрушили множество храмов, а сейчас восстанавливают то, что когда-то сносили с ненавистью к «устаревшим» традициям.

Эти красивые деревянные статуи — к сожалению, новодел… :о(

ПАНДЫ

Провинция Сычуань — это место, где еще остались популяции этих милых животных. Поэтому на окраине Ченду построили огромный исследовательский центр по изучению и защите панд. Панды — вымирающий вид, в этом центре-зоопарке их исследуют, помогают животным зачать и родить потомство. Туристы могут наблюдать за животными без сеток, правда, «естественные» вольеры окружены рвами и оградой под напряжением.

Лучше приезжать в центр рано утром, когда у панд кормежка. Ростки бамбука — лакомство №1! Эти животные достаточно ленивые, поэтому весь оставшийся день они переваривают во сне всё съеденное утром и не показываются посетителям.

ВЫСОКОГОРНЫЙ ПОЕЗД ДО ЛХАСЫ

Получив через пару дней на руки копию пермитов, мы пошли покупать билеты. Как приятно путешествовать зимой — поезд полупустой, поэтому не нужно заранее покупать билеты. В сезон билеты очень трудно достать. Это легендарный поезд! В 2007 году китайцы закончили строительство самой высокогорной железной дороги в мире. 86% дороги проложено выше 4 000 метров над уровнем моря. Самая высокая точка дороги — перевал высотой 5 072 метра. Для строительства этой дороги по Тибетскому плато пришлось построить 160 км. мостов и полотна на опорах, семь туннелей (включая самый длинный в мире) и возвести 24 гиберболических арки.

Двое суток невозможно оторваться от видов, которые проносятся за окном!

Поезд из Ченду идет 46 часов, преодолевая расстояние до Лхасы в 3 360 км.

Поднимаемся все выше — давление падает.

Но главная фишка поезда — это то, что на каждое пассажирское место подается кислород и поэтому акклиматизация к высоте происходит легче. Позже, в Лхасе, мы общались с туристами, которые прибыли в Лхасу на самолете из Ченду — и первые 2-3 дня им было очень тяжело.

Экономический бум в Китае порождает контрасты. Скоростные магистрали, прорезающие горы…

И чуть поодаль — стада баранов, выпасываются пастухами на лошадях или вообще пешком…

Рядом с железной дорогой проходит шоссе, которое ранее на протяжении десятилетий было главной круглогодичной транспортной артерией между Китаем и Тибетом. Со строительством дороги расходы на транспортировку грузов упали на 75%.

Ночью проехали Голмуд (Golmud). Начали подниматься на Тибетское плато. Невозможно оторвать глаз от красоты природы! :о)

Раздали кислородные «маски»! В «маске» сидеть более 10 минут неудобно! В общем и без нее нормально себя чувствуешь!

Самый высокогорный участок дороги — более 5000 метров!

Тибетцы сохранили глубокую религиозность. Например, по шоссе в сторону Лхасы идут паломники, которые каждые 10 метров падают ниц и молятся. А до Лхасы еще более 300 км!

ЛХАСА

Какие ассоциации у вас вызывает слово «Лхаса»? Какой может быть древняя столица тибетского государства? Наверняка, в сознании будут проноситься образы месс с участием тысяч монахов, прекрасные монастыри, паломники. Да, именно такой и мы представляли Лхасу…

На самом деле современная Лхаса охвачена строительным бумом. Думаете, что восстанавливают монастыри? Нет, строят шоппинг-моллы!

Сейчас Лхаса — это большая китайская барахолка.

Скоро открывают новый шоппинг-молл!

Jokhang temple — это самый важный храм в Тибете и самое святое место. Утром несколько тысяч паломников идут кору вокруг храма.

Раньше во дворце Потала в Лхасе была резиденция Далай-Ламы.

Там проживало около 10 000 монахов. Сейчас дворец Потала превратился в музей. в котором 30 монахов следят за порядком в комнатах, где проходят паломники и туристы.

Для тибетцев Потала является священным местом, которое посещают тысячи паломников.

Восхищает добродушие и открытость тибетцев.

Молятся не только старики, но и молодежь!

Раньше в Sera monastery (находится в 5 км. от Лхасы) проживало 5 000 монахов, а сейчас осталось не более пары сотен.

Несмотря на то, что монастырь сегодня полупустой, тибетцы-паломники все равно его посещают.

Каждый вечер с 3 до 5 часов на открытом воздухе проводятся дискуссии между монахами (принцип религиозного обучения в Тибете), которые завершаются общей молитвой.

Внутри храмов горят свечи в расплавленном масле, произведенном из молока яка.

Многие паломники приходят в храмы со своими термосами с расплавленным маслом, подливая масло под свечи. Это очень похоже на православную свечную традицию.

Если нет своего термоса, то его можно арендовать у монастырских ворот. Также здесь можно купить топленое масло.

Многие покупают пакет с маслом и ложкой — чтобы также подкладывать масло к свечам.

В монастырях повсюду стоят мешки с застывшим маслом.

Drepung monastery. Когда-то крупнейший монастырь Тибета с десятком тысяч монахов, до сих пор остается одним из самых крупных монастырей с более чем 800 монахами.

Поражает набожность тибетцев! Они готовы часами стоять в очереди, чтобы прикоснуться к своим святынями.

Снаружи непривлекательные монастырские постройки внутри представляют собой кладезь утонченного искусства.

Трон в ожидании ламы…

Монастырские пустынные улицы…

FRIENDSHIP HIGHWAY (Yamdrok lake, Gyantse, Shigatse)

Выехать за пределы Лхасы без пермитов тоже нельзя — нужна целая кипа пермитов. Поэтому мы нашли тибетское агентство, в котором арендовали Land Cruiser 80 c водителем (услуги переводчика были в качестве бонуса), который бы нас провез около 1 000 км. до непальской границы через самые интересные места центрального Тибета: Yamdrok lake, Gyantse, Shigatse и базовый лагерь Эвереста (северная стена). Все пермиты (срочное оформление за 1 день), машина, топливо и водитель обошлись нам в 4300 юаней (650 долларов) + 760 юаней за въезд на машине в базовый лагерь Эвереста. В эту сумму также были включены затраты на возвращение машины в Лхасу (общий пробег авто около 1800 км).

Ранним утром стартуем из Лхасы на запад. Река Yarlung Tsangpo или Брахмапутра.

Yamdrok Lake. Как сказала Лера: «Это самое красивое озеро, которая я видела в жизни!»… :о)

Вдали снежная шапка пика высотой в 6 300 м.

Обратите внимание, что забор вокруг дома сложен из навоза яка, который после высушивания пойдет в топку печки. Топить больше нечем — вокруг ни одного деревца.

На высоте выше 4 500 м. дорога покрыта снегом и льдом. Как правило, у всех авто в Тибете нешипованная резина, поэтому наш водитель снижает скорость до 30-40 км/ч.

Но бывают лихачи, как, например, вот этот, которые здесь идут под 80 км/ч…

Этот джип, который нас обогнал всего минуту назад, через пару сотен метров занесло. Еще метр — и машина бы опрокинулась. При том, что в Тибете тотально никто не пристегивается, такой кульбит мог бы для части пассажиров окончится трагично.

Остановились, чтобы его «дернуть».

Отдельно хочется сказать о движении в Китае. И в голову приходит лишь одно слово, которым можно метко охарактеризовать дорожную ситуацию в стране, — это слово «хаос».

Главная проблема — маленький стаж десятков миллионов водителей, которые недавно ездили на велосипедах и мопедах. Поэтому все пытаются ездить как им вздумается на основании своего двухколесного опыта: например, обгонять по двойной сплошной (как на этом фото)…

Ездить в левом ряду, а обгонять справа…

Начинать поворот уже полностью со встречки…

Выезжать на главную дорогу без учета приоритета по встречке… Эта и несколько предыдущих фото сняты из машины такси, на которой нам «посчастливилось» прокатиться…

Всем «по фигу» на «кирпич»!

В Тибете нужно остерегаться скота, который пасется на обочине. Сколько раз внезапно яки начинали перебегать дорогу..

У яков четко выражен стадный инстинкт — если один перебежал дорогу, то все стадо постарается непременно последовать за ним, несмотря на несущиеся машины.

Можно остановится на шоссе поболтать с приятелями… :о)

Люки и ремонт дорог могут быть никак не обозначены.

Власти ставят гипсовых полицейских, призывающих снизить скорость…

Ночью водители грузовиков засыпают…

Отдельная тема — это «крутые» китайцы. Этим как и нашим отечественным правила не писаны:

нарушение скоростного режима, езда по встречке, неоплата проезда в монастыри и т.д.

На весь Китай стала известна фраза «Мой отец Ли Ганг», когда пьяный сын высокопоставленного чиновника сбил двух девушек. На месте аварии водитель в открытую говорил, что он благодаря связям он сможет избежать наказания.

В Gyantse находится необычная ступа, внутри которой десятки расписанных комнат с уникальными статуями будд.

Как только въезжаешь в город — сразу попадаешь в бойкий мир китайского шоппинга… :о(

Вообще в Тибете, вне Лхасы, в основном Toyota Land Cruiser разных серий, но иногда встречаются «поделки» китайского автопрома в виде моделей, визуально похожих на оригиналы иностранных авто. Вот, например, Land Cruiser Prado — fake.

BMW X5 — fake.

Зимой на высокогорье во второй половине дня поднимается ветер и начинаются пыльные бури.

SHIGATSE

Tashilhunpo Monastery — редкий пример монастыря, который уцелел в годы Культурной революции. Как и в других монастырях, здесь огромное количество заброшенных построек, но главное, что храмы более-менее остались целы.

Монахов не хватает, чтобы поддерживать в чистоте огромную территорию монастыря.

Внутри одного из храмов монастыря находится крупнейшая в мире статуя Будды, сидящего в позе лотоса (26 метров).

Тем, кто верит, что что-то еще осталось от тибетской медицины, можно повнимательней посмотреть на это фото. Местные приходят в аптеку, чтобы купить китайскую капельницу и прокапать ее здесь же.

Кстати, в Москве мы встречали мошенников (это мы поняли после посещения Тибета), которые говорили, что они пять лет провели в далеких монастырях Тибета, постигая от монахов секреты тибетской медицины.

Как уже понятно, иностранцу невозможно в Тибете прожить пять лет (ни визы, ни пермиты на такой срок не выдаются).

Местные тибетские старейшины любят носить ковбойские шляпы… :о)

Чай кипятится на навозе яков даже в ресторанах.

БАЗОВЫЙ ЛАГЕРЬ ЭВЕРЕСТА

Впереди самая высокая вершина планеты — гора Эверест или Джомолунгма (8 848 метров на уровнем моря)! До базового лагеря Эвереста еще более 120 км.

Эверест лучше всего наблюдать ранним утром, когда облака еще не закрыли гору. Поэтому останавливается на ночевку в Shegar в 90 км от базового лагеря.

Эта, наверное, одна из самых высокогорных заправок в мире. Есть дизель-арктик (8 юаней — 40 руб.), 90-ый и 93-ый по 7-8 юаней (35-40 руб.)

Кстати, для работы на такой высоте в основном берут бензиновые двигатели. Наш бензиновый LC-80 нормально «тянул» на высокогорье, но когда мы въезжали в города или снижали скорость до 10-20 км/ч, то машина часто глохла. Если ездить в таком высокогорье на дизельном двигателе, то нужно ставить шноркель, чтобы завести авто. Без шноркеля авто банально не хватает кислорода для запуска двигателя. Но после запуска, в принципе проблем нет. Конечно же, нужно быть готовым, что расход топлива вырастет при таком «кислородном голодании».

Мы встаем в 5 утра, чтобы выехать к базовому лагерю Эвереста в 6:00.

Столь ранний подъем был сделан ради этой фото гималайских пиков под светом полной луны. В центре — Эверест. Выдержка —10 секунд. ISO — 1000. Снимать очень тяжело — на перевале нереальный ветер и —15С. Едва удержали штатив.

От Shegar до базового лагеря 90 км. Но дорога по грунтовке занимает более четырех часов.

Базовый лагерь — это то место, откуда все альпинистские экспедиции начинают путь по строительству промежуточных лагерей до вершины Эвереста.

Высота 5 200. Перед нам Эверест!

Если смотреть с вершины, то вот здесь, в основании ледника Ронбук, находится базовый лагерь северной стены Эвереста (фото сделано с постера, висевшего в одном из магазинчиков Катманду).

Северный маршрут восхождения на Эверест. Высокое разрешение>>>

Фотографировать северную стену Эвереста лучше всего утром (пока солнце на востоке). После полудня солнце движется на юг и все фотографии — против солнца.

С южной стороны (со стороны Непала) — все наоборот. День — лучшее время для съемки с вершины Кала Паттар, рядом с базовым лагерем южной стены Эвереста. Но с непальской стороны Эверест немного закрывают Нупцзе и Лхоцзе (фото сделано с постера, висевшего в одном из магазинчиков Катманду).

До базового лагеря Эвереста с непальской стороны нельзя доехать на машине. Есть только возможность долететь на маленьком самолете до Луклы из Катманду, а оттуда за две недели совершить треккинг до лагеря и обратно. Это точно будет одно из самых запоминающихся путешествий в жизни! Все можно самим организовать — главное лететь в сезон (весной или осенью), на месте можно нанять носильщика-шерпу или самому нести рюкзак, а останавливаться на ночлег можно в гостиных домах вдоль трека. Там же есть маленькие ресторанчики. Главное — хорошая физическая форма и постепенная акклиматизация!

Наш переводчик (Долма) и водитель (Тучу).

Рядом с базовым лагерем находится самый высокогорный монастырь в мире — монастырь Ронбук (4980 м.). Ранее здесь жило около 500 монахов. Сейчас не более 10.

Вот тибетская дорога. Она очень похожа на монгольскую. Если бы китайцев не было в Тибете, то все дороги были бы такие же. Нам такие дороги очень нравятся — неспешная езда позволяет любоваться потрясающими пейзажами!

Дорога иногда пересекает замершие ручьи.

Тибетцы лихо водят даже вдоль таких обрывов… :о)

Начинаем спуск с плато к предгорьям Гималаев к китайско-непальской границе.

Пограничный городок Zhangmu с китайской стороны.

Что-то начало травить левое переднее колесо.

Все, тибетское путешествие для нас завершено! На следующее утром мы тепло простились с нашими тибетским проводниками! :о)

Погранпереход с Непалом зимой пустой. Летом здесь не протолкнуться от индийских туристов, которые тысячами едут к священной для них горе Кайлас в западном Тибете.

Это Friendship Hwy уже с непальской стороны… :о( Пару лет назад в стране закончилась гражданская война, которая десятилетиями не позволяла заняться строительством инфраструктуры.

За 1500 рупий ($20) мы взяли такси до Катманду. Расстояние в 100 км. мы ехали более 4,5 часов.

Здесь уже люди ездят на крышах автобусов… :о)

В Непале все просто: у кого больше размер авто — тот и имеет преимущество на дороге!

КАТМАНДУ

Большая часть города все же индусская, но есть небольшие районы тибетцев с их храмами и ступами.

Западному человеку достаточно трудно долго находиться в Катманду.

Чтобы как-то снизить культурный шок, в Катманду лет так 50 назад образовалось «гетто» для иностранных туристов — район Thamel.

В этом районе есть европейского уровня рестораны и отели, а также сотни магазинчиков с сувенирами, книгами и outdoor-одеждой.

В местных агентствах вам смогут подсказать все относительно вашего маршрута по Непалу, Тибету или Бутану.

Катманду — это ключевой хаб для альпинистских экспедиций. Через него проходят сотни тонн экипировки и снаряжения для восхождений в Гималаях.

Так случайно мы наткнулись на очень интересную  книгу Мстислава Горбенко, одессита, который рассказывал в ней о совместной экспедиции на Эверест в 1990 г. команд СССР, США и Китая. Также в Thamel можно найти любые книги по истории восхождений в Гималаях!

В Катманду мы остановились в самом первом отеле в районе Thamel — Kathmandu Guest House, которому уже более 50 лет. После шума города и выхлопных газов во внутреннем дворике отеля просто тишина и спокойствие!

Как же здорово посидеть на травке на солнышке во внутреннем дворике и почитать интересную книгу.

Помимо книги Мстислава Горбенко мы купили книгу нашего соотечественника — известного альпиниста Анатолия Букреева (The Climb), подробно освещающую историю трагедии на Эвересте в мае 1996 г. с коммерческой группой во главе со Скоттом Фишером.

Коль мы попали в Непал, то у нас были еще планы сходить на пару недель в треккинг в Гималаях, но из-за кашля, подхваченного на высокогорье, решили, что лучше это сделать в следующий раз, прилетев в Непал в сезон, когда в горах не так холодно. Поэтому после нескольких дней отдыха в Катманду мы купили билеты домой.

В аэропорту Катманду туристов очень мало — в основном непальские гастарбайтеры вылетают на Ближний Восток на заработки.

Прямых рейсов между Москвой и Катманду нет. Поэтому большая часть рейсов идет через Индию. Через Индию мы не хотели лететь, чтобы не рисковать багажом и своими нервами. Поэтому приемлемый вариант был через Шарджу (ОАЭ) на бюджетном перевозчике Air Arabia.

Air Arabia нам понравилась — все было комфортно, недорого, четко и багаж цел.

Под нами Иран! Мы были в этих пустынях и горах в 2003 г.

На наш взгляд, уж если смотреть Гималаи, то это лучше делать в виде походов «на своих двоих» к базовым лагерям таких прекрасных вершин, как Эверест, Аннапурна, Канченжанга. Очень красивы треккинги вокруг Аннапурны и Манаслу. А чтобы увидеть нетронутую тибетскую культуру, то лучше сходить в треккинг в королевство Мустанг (территория Непала). Все это доступно для непрофессиональных восходителей, с минимальным риском для здоровья, при условии, что вы находитесь в хорошей форме. А организовать все можно самостоятельно — в Интернете полно информации.

Изучить все подробности организации нашего путешествия в Тибет и посмотреть множество других фотографий можно на сайте http://www.ocean2ocean.ru/, скачав подробную фотопрезентацию этого путешествия.

Спасибо, что уделили внимание отчету!

Удачи и хороших путешествий, Дима и Лера

Февраль 2012. Важное обновление отчета: трагическая авария на спуске с Тибетского плато в рамках кругосветного путешествия.

18 ноября 2011 г., не доезжая до городка Боми, в восточном Тибете, погиб российский путешественник Денис Зайцев.

Когда в феврале 2011 г. команда Ocean2Ocean опубликовала этот отчет о путешествии в Тибет, на следующий день Денис написал нам письмо. Забегая вперед, сразу скажем, что в начале общения мы не придали значения факту, что Денис пользовался электронным ящиком с ником flier_down fromru, что можно перевести с английского как «летчик вниз из России»… Теперь мы никогда не узнаем, почему было выбрано такое, как оказалось потом, трагическое имя…

Он спрашивал о том, как въехать на своем авто в Тибет. У нас началась переписка и общение в Skype, в рамках которых выяснились планы Дениса по кругосветке на своем авто. Промежуточным пунктом кругосветного путешествия была Австралия, и до нее он планировал проехать через Тибет, Лаос, Таиланд и Малайзию. Из Сингапура планировалось отправить авто в контейнере в Австралию.

Автомобиль Дениса — VW Multivan California. На нем он проехал всю Европу, Закавказье и Казахстан. Он говорил, что полноприводный микроавтобус, конечно же, не джип, и что он часто застревал в песках Средней Азии и около Байкала.

Но VW Multivan California ему очень нравился, т.к. это был дом на колесах, в котором очень удобно в многомесячных путешествиях.

Мы предлагали ему не рисковать и отговаривали от пересечения Тибета на этом авто. Предлагали переправить авто во Владивосток или в Эмираты, откуда контейнером до Австралии. А пока машина будет плыть до Зеленого континента можно поехать из Владика в Пекин, оттуда в Тибет на поезде, а из Лхасы на машине (типа LC 80) местных турагентов уехать в Непал. Из Непала с рюкзачком перелететь в Бангкок и посмотреть страны Юго-Восточной Азии, попутешествовав в том числе по островам Таиланда и Индонезии. Но он был непреклонен! Говорил, что Тибет — это самое сложное, что будет в его кругосветке, и поэтому когда он его пересечет, то дальше для VW Multivan California будут естественные условия — асфальтовые дороги хорошего качества. Главное — прорваться через Тибет.

Наше предложение по альтернативному маршруту кругосветки он не поддержал.

Денис не успел присоединиться к ребятам, которые ехали в Тибет в мае-июне 2011 (правда, они делали кольцевой маршрут по Тибету (въезд и выезд через Киргизию)). Поэтому старт тибетского участка кругосветки был перенесен на осень 2011-го. В общении с другими российскими путешественниками, он нашел компаньона в лице Владимира Дулинца (проект Азиатский Транзит на Mitsubishi Delica). Вместе они договорились поехать до самой южной точки Азии — мыса Пиай в Малайзии — через Тибет.

А 28 июля Денис прислал sms c предложением присоединиться к ним, но мы уже делали нашу свадебную кругосветку и были на другом континенте.

Ребята планировали пересечь Тибет с запада на восток, въехав в Китай со стороны Киргизии, а выехать уже в Лаосе.

Машина была усилена и проверена перед стартом.

Но изначально осенний заезд в Тибет у Дениса «не пошел» — в последний момент у Дениса украли документы (вытащили из машины). Там были паспорта, его и его напарника, который после отказался ехать. Поэтому пермиты были перенесены на 10 дней (на более поздний срок не получалось). За это время Денис сделал новый паспорт в Москве, а китайскую визу за один день поставил в Бишкеке. Будто даже воры отводили его от этого района Земли.

Объективно западный Тибет наиболее сложный участок Тибетского плато — машинам нужно подняться с 1000 м над уровнем моря, где лежит пустыня Такла-Макан, на перевалы выше 5 тыс. метров.

Любой занос авто сопровождается очень утомительными работами по вытаскиванию машины с пониженным содержанием кислорода.

Но все равно ребята стойко прошли этот подъем на плато.

Увидели жемчужину западного Тибета — гору Кайлас.

В путешествии до Лхасы в Mitsubishi Delica Владимира (второй справа) сопровождали его знакомые, а китайский гид ехал в машине Дениса (крайний слева).

Важно понимать, что в Тибете дороги не гражданского назначения — это районы военного противостояния Китая как с тибетцами, там и с Индией. Поэтому не стоит ждать, что они будут содержаться как гражданские объекты. Чуть выше в нашем отчете о поездке в Тибет вы, наверняка, видели огромное количество аварийных ситуаций на дорогах Тибета и Китая. Для страны с более чем миллиардом жителей, смертельная аварийность на дорогах — суровая повседневная реальность, которая вряд ли в фокусе главных проблем китайских органов власти.

Большинство трафика на этих дорогах — грузовики с водителями-тибетцами, которые очень хорошо знают дороги и возможные рисковые участки.

На подъеме к базовому лагерю Эвереста у VW Multivan California сгорело сцепление. Как будто сама машина противилась дальнейшему движению.

Все ремонты заняли более 10 дней, которые пришлось провести в Лхасе. Из-за ремонта ребята вынуждены были переоформить пермиты и сделать датой своего выезда из Китая 26 ноября 2011.

17 ноября машины выехали из Лхасы по направлению на восток к Ньингчи.

Восточней Лхасы начинается спуск с Тибетского плато.

Резко меняется пейзаж — это уже не унылая пыльная дорога, которая была на западе от Лхасы, а потрясающе красивый ландшафт из гор, зелени и хвойных лесов. Денис попросил Владимира посадить гида в Mitsubishi Delica и ехать вперед, а сам сказал, что хотел бы больше останавливаться и неспешно пофотографировать эти потрясающие места.

В восточном Тибете явно больше осадков, чем на плато, которые приводят к оползням.

Но сама авария произошла после участка с оползнем на абсолютно ровном участке дороги.

Никто самой аварии не видел — Mitsubishi Delica ушла вперед и вернулась назад только спустя несколько часов, когда Денис перестал выходить на радиосвязь.

Никаких следов торможения VW Multivan California Владимир, гид и полиция не нашли на месте аварии. Денис улетел в пропасть (75 метров), когда правое колесо попало в небольшую выемку вдоль дороги. Но заметил ли Денис эту выемку, уже сейчас понять невозможно. Именно в этом месте дороги открывается потрясающий вид на гору. Что дало основания начальнику полиции предположить, что Денис просто отвлёкся от дороги, увидев открывшуюся перед ним картину.

Все другие версии о переклепке тормозов, жидкости ГУР не находят серьезных подтверждений. И поэтому свидетель всего, что происходило с Денисом во всем путешествии, Владимир Дулинец приходит к следующему заключению: «Ещё я прошёл по дороге навстречу движения метров 5-10 и осмотрел незатоптанный след «Калифорнии». След прямой, нет никакого резкого поворота в сторону обрыва. Следов резкого торможения тоже не видно. Как вы видели на фотографиях в прошлом тексте, машина пролетела всю выемку и ударилась передней частью о её противоположный край — там видны следы удара, помятые кусты. Переднее левое колесо сорвалось с края дороги уже ближе к противоположному краю выемки. Такое впечатление, что машина просто на скорости влетела в эту выемку. Как прямо ехала — так прямо и влетела. Почему? Если отбросить версию о помехе и технической неисправности, то остаётся сосредоточиться на психологических моментах. Помните, я зациклился на этом оползне? Могу предположить, что и Денис проезжал его с определённым напряжением. А проехав, мог вздохнуть с облегчением и поддать газу. Расслабиться, одним словом. Нужно учитывать и общее его настроение в этот день. Коротко его можно описать одним словом — эйфория. Действительно, проблемы с машиной позади, наконец-то обретена свобода передвижения. И места начались — потрясающей красоты. Я с ним в этот день несколько раз общался, и могу определённо сказать — восторг и эйфория. Особенно за полчаса примерно до гибели. Он свои чувства выражал просто взахлёб. Он был по-настоящему счастлив в этот момент…»

«Полицейский, который прибыл первым, рассказал, что пожар вначале был совсем небольшой. И он начал искать, как спуститься к машине. Пока он искал спуск, неожиданно произошла сильная вспышка, или взрыв. И вот тогда вся машина выгорела. Но пожар продолжался недолго. Когда подъехали мы, уже ничего не горело. Хотя и пожарную машину вызвали, но похоже — тушить было нечего, всё выгорело. Я смотрел на другой день — выгорело всё, что могло гореть. Осталось голое железо. Даже весь алюминий выплавился и вытек, колёсные диски частично расплавились. То есть, пожар после взрыва был очень сильный и очень быстрый».

Спускаясь вниз к машине, камни разбили Владимиру голову...

Тело Дениса было доставлено в Лхасу, где 20 декабря было кремировано, а 22 декабря 2011 прах был захоронен в иркутской земле.

У Дениса осталась дочь, жена, сестра и мама. Мы выражаем свои искрение соболезнования…

Подробней о путешествиях Дениса можно посмотреть на его странице (последний раз он был на ней в день аварии): http://www.drive2.ru/cars/volkswagen/multivan/multivan_t5/zadch/journal/

Весь процесс подготовки к путешествию и ремонт VW Multivan California изложен здесь: http://www.vw-bus.ru/forum/viewtopic.php?f=218&t=40338

Есть также видео его путешествий: https://www.youtube.com/watch?v=8v3ix4_c4yA

Светлая память, Денис!

P.S.: Позже Владимир вынужден был очень быстро спустится с плато, чтобы пересечь границу Китая в сроки, указанные в пермите.

Владимир и Mitsubishi Delica успешно доехали до Таиланда, где машина была оставлена на парковке, а Владимир улетел в Россию.

Мы предложили ему выложить подробный отчет на Дроме о самом путешествии и об обстоятельствах аварии - На Делике через Китай и Тибет — от Сибири до Сингапура

Надеемся, что этот трагический опыт позволит нашим автолюбителям предотвратить попадание в рисковые ситуации и сохранить жизнь в горных автопутешествиях.

Важно помнить, что геройство путешественников не в том, чтобы пройти маршрут, а в том, чтобы живым вернуться домой.

Вот это я понимаю! И поездка, и отчёт как всегда на высоте. Спасибо и новых вам интересных дорог!
Baron13
Да, а некоторым лень с дивана пятую точку поднять))) Молодца скатались и фотки суперские!!!

Шикарно )
Василий808
Я думаю, что-то ребята притихли, значит быть очередному отчеты!!! Ребята красавцы!!!
Denis159
Ребята как всегда на высоте, молодцы )) только 5!
kvurtishka
Отчет супер!!!! Огромное спасибо.

Самара-Москва
Очень интересно!Молодцы!

Рыбинск, Ярославск
Молодцы! Я прожил в Гималаях много времени и почитав Ваш отчет, как буд-то подывал там снова! Спасибо Вам за это!!!
Nissan Tino, QG18DE, 2002 г.
Nissan Primera Wagon, QR20DE, 4WD, 2002 г.
Toyota Prius, 2004 г.
Мой отзыв: Nissan Tino 2002

Где-то близко к МКАД
Что сказать - поражен, удивлен, озадачен, восхищен... Наверное, все вместе
nicoa.ru - рубашки для больших (размер 50-62, шея 42-49, до 144 грудь, рост до 2м). По России

Молодцы! Отличный отчет, красивые фотографии, только +5

Круто. Молодцы. На одном дыхании читаеться - как будто сам там побывал и посмотрел.
Пиши еще.

Николай Д.
ОЧЕНЬ познавательно, спасибо за увлекательный рассказ!!

Zelenogorets2
Профессионалы, что ещё сказать!

Капец у них там антисанитария...
Леха 717
Отчет супер, самому захотелось посетить столь замечательные места, ребята Вы МОЛОДЦЫ!!!

Спасибо за отчет.
Toyota Sprinter 1997 5A-FE
Мой отзыв: Mazda Demio 2004

серпухов
Молодцы!!! Вы как всегда-ЛУЧШИЕ! Удачи Вам !

Все супер!!! Читал на одном дыхании. Действительно, красота Тибета обалденная! После вашего отчета очень интересна стала история Тибета.

Спасибо за отчёт.
Получается, что раньше я про Тибет ничего не знал
Subaru OUTBACK, 2003 ПР, 24 регион
Mitsubishi Delica D:5, 2010 ПР, 50 регион

D:5

кому понравилось, но он ещё не смотрел

7 ЛЕТ в ТИБЕТЕ

- СМОТРИТЕ :)
Дороже опыта только дружба.

Бросил мусор на дорогу? Хрюкни!
Дети в машине? Хрюкни дважды - от радости: они тоже вырастут чушками!

D:5

Zelenogorets2:
Расслабьс я, это опель Монтеро
MONTEREY, ты хотел сказать. Монтеро - это ММС Паджеро для испаноязычных рынков.
Дороже опыта только дружба.

Бросил мусор на дорогу? Хрюкни!
Дети в машине? Хрюкни дважды - от радости: они тоже вырастут чушками!

KJA - WRO
вы как всегда молодцы ребята....удачи вам на дорогах и пишите еще!!!

Rollo Tomassy
грандиозный отчёт,великолепные фотографии!

спасибо,ребята, Вам огромное!

слов нет как жаль Тибет
я жил в Монголии три года,и представляю что такое
феодальный,исконный уклад жизни
застроить супермаркетами один из энергетических
центров планеты через геноцид местного населения
это полная жесть

но горы древнее этого
всё изменится ещё не раз,а они также
будут смотреть в небо
что им такая мелочь как тысячелетие

мжет поэтому мне по отчёту показалось
что у Вас даже настроение улучшилось
когда Вы покинули Лхасу и направились
к Эвересту

новых Вам впечатлений и открытий
ещё раз спасибо огромное

Просто офигенно!
Не каждый себе может позволить такое путешествие!
Nissan Maxima A33 VQ30 АКПП 230 арабских скакунов

Сообщений: 2002
жалко тибетцев. незнал этого, молодцы что просвятили всех

Интересный отчёт. спасибо.
Рад, что Вы умные! Огорчён, что не гении.

Каменск-Уральский
Прочёл на одном дыхании!!! По-моему ,один из немногих, по-настящему интересных и познавательных рассказов о путешествиях,где показаны низ человеческого бытия и вершины Мира!!!
Вечные горы,где я ещё не бывал...(с)Авторам - ещё путешествий,приключений в самом лучшем виде!!!

Эмоционально)), и молодцы, что используете свободное время таким образом, со временем придёт осознание истории и своей страны, у нас ведь тоже самое присходит, в отношениях города и деревни.
Оооо. Депрессия? Давно не виделись! Проходи! Чай, кофе или сразу водочки?

Алтайский край
Что тут скажешь, умеют люди!
Отчет как всегда суперский! ждал новенького с нетерпением. Ведь мною прочитаны все отчеты, который на сайте океан2океан, а так же на сайте Дмитрия Чернова. Я вот только одного не пойму.. по моему в 2011 вы в Америку собирались... я даже выдел планы на океан2океан были с фотками, потом все исчезло... Передумали чтоли? иль как это понимать?? :))

srw

Irkutsk - Saint Petersburg
Как всегда, отзыв и фото на высоте! Большое Спасибо!!!
105 лосей

Отчёт отличный, автору спасибо, прочитал, от начала до конца. Тибетцев очень жалко.
Я ни настолько богатый, чтобы покупать дешёвые, некачественные авто.

Шамбала
"...на наш взгляд, все же лучше останавливаться в Тибете на природе в палатках, а готовить все на газовой горелке".

Наверное так, кроме газовой горелки. Высокогорье, вода, в зависимости от высоты, будет закипать где нибудь при 70 градусов...ничего не сваришь, разве за несколько часов, а значит баллонов не напасешься. Как они там варят? Хотя жарят так же.
Прекрасное путешествие, буквально глаза открыли на современную историю, даже грустно.
У нас всё впереди.
Эта мысль тревожит.

Спасибо!Очень познавательный отчет, как всегда на большой высоте!

Все это интересно, но меня не впечатлило.

Троицк Московской
Сказка !!!
Великолепный фотоматериал снятый с мастерством и любовью.
Большое спасибо!!!
Была - Caldina 1999, Hyundai Solaris 2011
Сейчас - KIA Cee'd 2013, АКПП

Спасибо, очень интересно читать, слежу за вашими путешествиями

GS077
Один из лучших отчетов которые приходилось читать!
Молодцы!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! !
Ваще супер!!!!!!!!!!

Сообщений: 2099
Ребята! Вы - прелесть, особенно "меньшая" половина. Спасибо за столь детальный и интересный отчет. Давно такого на дроме не было: и исторические справки, и собственные впечатления описаны очень хорошо, фотки - супер. Спасибо!
Наши автопутешествия здесь http://www.garkushevo.ru

Отчет классный, больше похож на научный доклад, но смайлики в конце предложений :о( -это лишнее.
Самый хороший учитель в жизни — опыт.
Берет, правда, дорого, но объясняет доходчиво.

Щёлково
Вообще я как-то остаюсь равнодушен к отчетам этих авторов. Нет мне конечно нравятся фотографии, текст написан не плохо, но все равно я как-то остаюсь спокойным. А этот отчет произвел большее впечатление. Здесь интересно показана действительности Тибета и я думаю можно поставить знак равенства между действительностью Тибета сейчас и будущим государств прилегающих к Китаю завтра. Это и Россия и Казахстан, сколько бы мы не пыжились, а Китай уже проник и в экономику и в культуру и во все сферы жизни, в то время как при всей внешней и декларируемой открытости ни РФ, ни РК ни другие соседние страны ни на мм, в Китай не продвинулись.

Прочитал почти все отчеты о вашех путишествиях!
Молодцы!))

Великолепный отчет! Спасибо вам за рассказ. Уже много лет лелеем мечту побывать в Тибете. Тоже хотели на своих автомобилях, но как вы правильно сказали, с этим очень много сложностей. Оставили эту затею, да и, наверное, еще духовно не созрели.
Вначале был один вопрос - "Нужен ли тебе Тибет?", теперь другой - "Нужен ли ты Тибету?"
Картинки жизни тибетцев, действительно, напоминают Индию. Удивляют улыбки людей, их счастливые лица... Путешествовать по Индии как-то безопасно, к белокожим людям они все-таки относятся с почтением. В Китае чувствуешь себя незащищенным, как бы миролюбиво себя не вел.
От экскурса в историю китайско-тибетских отношений стало как то грустно и осталось какое-то гнетущее впечатление. Их "китайское экономическое чудо" уже давно не вызывает восторга. Китай с нами совсем рядом и их экспансия медленно и верно продвигается к нам :-(
Еще раз, огромное спасибо, за рассказ 5+
Ребята, вы молодцы!!! Новых вам, путешествий!
артем85
О поведении водителей на дороге улыбнуло, как будто у нас по другому)

Просто слов нет, как захватывающе составлен отчёт о путешествии.
Буквально, на уровне "Клуба кинопутешественников". Богатый русский язык, которым описано всё происходящее, качественные и очень красивые фото - шедеврально всё без исключения! Читается с открытым ртом на одном дыхании. Спасибо, ребята!
З.Ы. искренне уважаю людей, добившихся в этой жизни независимости от дивана и от кошелька, знающих как и на что потратить каждый отведенный судьбой день.

Как всегда - интересно, познавательно, фото красивейшие. Только теперь можно проводить параллель Китай-Америка (насильное насаждение демократии, там, где ее не надо), к сожалению.

Дмитрий, ваш отчет как всегда на недосягаемой высоте по информативности и качеству описания.
Конечно ситуация с Тибетом и его оккупацией Китаем, крайне сложна в понимании. В таких вопросах не бывает только черного и белого, а есть оттенки различной степени серости. Недавно я стал жертвой гневной отповеди от одного американца, который выговаривал мне, почему мы такие злобные русские занимаемся геноцидом гордого чеченского народа. Что ему было отвечать - у них своя правда - у нас своя. Так я думаю и в случае отношений Тибета и Китая, сложно все там, и не так однозначно как описано в источнике.
Ну а во всем остальном - отчет просто великолепен - Вы с Лерой становителсь в рунете по настоящему легендарными личностями, о ваших путешествиях судачат в курилках и вас ставят в пример детям. А имя Дмитрий Чернов стало таким же нарицательным как и Федора Конюхова.
Успехов вам всяческих, новых дорог и впечатлений !!!

Для дизелей с турбонаддувом высокогорье не препятствие к нормальной эксплуатации. Другое дело атмосферники.

Как всегда бесподобно, фотографии просто загляденье!!!
Хочу всё знать!

Chery Tiggo 7 Pro Prestige.
t@t@rin, id: 2033497
ммм дааааааааа просто нет слов!!!! молодцы так деражать!!!!!! :))

Огорчился..

Если Рома Абрамович не отчитается перед ДРОМОМ о путешествиях
на якобы его яхтах, о проживании в "его" отелях, и т.д. и т.п.
предлагаю пустить его в игнор.

Автору очередное, огромное спасибо за просвешение,
ну и половину половинке.
AIR-S 3л. 4WD.

Путешествие отпад ,как всегда на уровне.Да ещё экскурс в историю.Ждем дальнейших ,дорожных приключений!Молодцы,зачёт!!!

pngoleg
Шедевральный отчёт, великолепно!!!

За вами трудно угнаться, да наверно, и не нужно. У каждого свои пути, и спасибо, что отчетами о прохождении ваших, делитесь с другими. Они, одни из немногих, расширяют кругозор аудитории сайта, и которые, действительно, интересно читать.
Новых интересных поездок и впечатлений!
я53
ну что сказать, просто здораво и клёва. молодцы !!!!!!!!!!! завидую белой завистью . фотографии просто загляденье , ещё раз молодцы.

Огромный отчет,который прочитан на одном дыхании.Просто КЛАСС.Фоток много и они великолепны.Спасибо за познавательный отчет.5++++++

Что за ерунда творится на сайте?
Половина комментов исчезла, в том числе, пространные ответы авторов на комментарии.
И где мой благодарственный пост?
gest777
такое количество Прадиков и Крузаков 200-х навевает на мысль, а не собирают ли их в Китае?)))

Спасибо большое за хороший очерк.Часто бывал в китае,в Тибет только собираюсь,очень классно.

lue

ухта
патрясающе.........
спасибо

Irkutsk-Shelehov
Здорово! МолодцЫ, завидую белой завистью

Отчёт интересный! И фоток завались)

zzzeee nsk
я бы тоже поехал но мать пенсионерка и дочка школьница.спасибо за фото и рассказ.
Scrash
как всегда отлично написано!Удачи вам ребята!Ждём еще путешествий=)

з.ы. Лера супер!=*

Просто красавцы!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! !! Вне всяких похвал!!!!!))))))))))))
TLC-100, ОМЕ+2, 35" BFGoodrich, Lovato-4

Я в восхищении! Фото, комментарии... Дима, когда ты все успеваешь????????

Юг Сибири
молодцы... 5+
Ни кому верить нельзя. Верить можно только мне!

Диванчик
Очень интересный рассказ, позновательно, великолепно читается! Фотки гор залюбуешься! Везения и удачи!

ооооооооооооо
крутяк
рассказ отличный фотки класс жаль Тибет .через несколько десятилетий китай её уничтожит.и этому никто не помешает грусно

всегда поражал ваш "дух авантюризма"... где только не были. Вот так и мы, сидячие в офисных креслах и домашних диванах, знакомимся с Землей.
Новых вам открытий, ведь еще так много интересный мест на нашей планете!!!

Молодцы!! Спасибо огромное за просвещение, тоже очень хотим!

Аркадий777
Супер, как обычно приятно читать. Фотки - класс.
Не совсем понял про схожесть Непала и Индии и нежелания лететь домой через Индию.
В Индии не был, хочу посетить, но неужели там всё так плохо? У них вроде тоже экономический бум- фарминдустрия/сталелитейное производство/IT развиваются очень неплохо. Просветите пожалуйста.

yasno
За отчет спасибо большое Прочитал на одном дыхании Хорошо когда у людей совпадают желания и возможности Молодцы!
Что бы вам сейчас ни рассказали о Тибете вы видели все своими глазами
Я жил в СССР с 1966 по 1991 год Меня никто не угнетал

Zelenogorets2:
Расслабьс я, это опель Монтеро
Не напрягайся, это леворульный Isuzu BigHorn :)) Так что надо знать марки и модели авто.
yasno
За отчет и великолепные снимки спасибо большое! Прочитал на одном дыхании Хорошо что у вас совпадают желания и возможности Дай бог всем так
Что бы вам сейчас ни рассказали о Тибете вы видели все своими глазами
Я жил в СССР с 1966 по 1991 годы Меня никто не угнетал

!!!!!!!!

Илья :)
Очень познавательно. Кстати, кому интересно, могут почитать про историю Китая за последний век - http://epochtimes.ru/9comments

sber
Слов нет, молодцы! Так держать !

Прочитал и чувство появилось что я там с Вами был !

Желаю новых хороших путешествий!

Удачи и зеленого света !

zaeva
Спасибо Вам огромное за Ваши отчеты, следим за ними и ждем новых всегда!
такие молодцы Вы, что не ленитесь делится
расплакалась, когда читала про Лхасу...
тоже потихонечку мечтаю отправиться в Тибет, теперь думаю, что маршрут надо прокладывать с минимальным попаданием в населенные пункты, чтоб не рыдать в дороге...
желаю, чтобы дух путешествия жил в вас всегда и мы прочитали еще массу интереснейших отчетов, ура ура!

Анапа
да..вот жизнь у вас- путешествуете, разыне страны, города...вот бы когда-нибудь сьездить туда. главное задаться
ML350- Touareg V8-BMW X3

!

Новосибирск, Академгородок
Хороший фотоотчёт!
Хочу на машине съездить в Тибет, но всё останавливают китайские препоны. Это же надо выдумать - гида, права, техосмотр, номера. Да ещё согласование всего маршрута за несколько месяцев. Конечно, для оптимизации расходов нужно хотя бы машин пять.
TLC 76, 4.2
Мои путешествия https://zen.yandex.ru/id/6002c4ae55477c0cad2ee777

Zelenogorets2
ALEX_23:
Да я ошибся в окончании. Конечно же ОПЕЛЬ МОНТЕРЕЙ - написано на его задней двери.

Краснодар 93 rus
Молодцы! Спасибо! Очень понравилось!

slavasy
Супер отчет!!!!! Читала все отчеты о ваших путешествиях, вы оченнь красивая современная пара, желаю вам удачи и новых путешествий!!!!!!!!!!

очень круто
http://lobovoe.com/katalog/SNOW - лобовое стёкло для снегоходов!

PRK-NVKZ-NSK
супер!!!!просто слов нет
The Truth Is Out There

ЕЩЕ РАЗ СПАСИБО ВСЕМ ЗА ВНИМАНИЕ К ОТЧЕТУ И СТОЛЬ ПОЗИТИВНЫЕ ОТЗЫВЫ! :о)))
Свои впечатления о Западных штатах США, постараюсь изложить не хуже. Билеты в С-Ф куплены на 19.05.11. Новых интересных поездок и впечатлений!
САМЫЕ ЛУЧШИЕ ПОЖЕЛАНИЯ ДОБРОГО ПУТИ!!! :о)))
gest777:
ДА, МЫ ТОЖЕ СЛЫШАЛИ, ЧТО ЭТИ МАШИНЫ В КИТАЕ СОБИРАЮТ. ОДНАЖДЫ ВОДИТЕЛЬ СОТКИ НА САХАЛИНЕ МНЕ СКАЗАЛ, ЧТО ЭТОТ КРУЗАК КИТАЙСКИЙ, НО ВСЕ РАВНО НОРМАЛЬНЫЙ В ЭКСПЛУАТАЦИИ НА СТРОЙКЕ НЕФТЕПРОВОДОВ. ТАК ЧТО, СКОРЕЕ ВСЕГО, TOYOTA ОТВЕЧАЕТ ЗА КАЧЕСТВО.
Аркадий777:
НУ, Я (ЛЕРА В ИНДИИ НЕ БЫЛА) БУДУ ЧЕСТНЫМ! НА МОЙ ВЗГЛЯД, ТЯЖЕЛЕЕ СТРАНЫ ДЛЯ ПУТЕШЕСТВИЙ В МИРЕ, ЧЕМ ИНДИЯ НЕТ. ТУРИСТЫ, КОТОРЫЕ ТАМ ПОБЫВАЛИ (ПРОШУ ТЕХ, КТО БЫЛ ТОЛЬКО НА ГОА НЕ ГОВОРИТЬ, ЧТО ОНИ БЫЛИ В ИНДИИ) ДЕЛЯТСЯ НА ДВА ЛАГЕРЯ - ИЛИ ОНИ ЕЕ ОБОЖАЮТ ИЛИ НЕНАВИДЯТ. ПЕРВЫЕ – ЭТО, КАК ПРАВИЛО, ИОГИТСТЫ И ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ВСЯКИХ ИНДУИСКИХ УЧЕНИЙ (ТИПА КРИШНАИТЫ, САИ БАБА И Т.Д.). КО ВТОРЫМ - СЕБЯ ОТНОШУ. НА МОЙ ВЗЛЯД, Я БЫ КАТЕГОРИЧЕСКИ БЫ НЕ РЕКОМЕНДОВАЛ ТУДА ЕХАТЬ. НА МОЙ ВЗГЛЯД, НЕРЕАЛЬНАЯ АНТИСАНИТАРИЯ (Я ТАМ БЫЛ 3 НЕДЕЛИ И КАЖДЫЙ ДЕНЬ ПИЛ ВИСКИ, ЧТОБЫ ЧТО-ТО НЕ ПОДХВАТИТЬ), СЛАБЫЙ УРОВЕНЬ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ (ЕСЛИ СРАВНИВАТЬ С МАТЕРИКОВЫМ КИТАЕМ, БИРМОЙ, КАМБОДЖЕЙ И Т.Д.), НИЗКОЕ КАЧЕСТВО ИНФРАСТРУКТУРЫ (ДОРОГИ, ОТЕЛИ И Т.Д.) + ТОТАЛЬНОЕ ВОРОВСТВО. НУ, ВИДЕЛИ КАК В «МИЛЛИОНЕРЕ ИЗ ТРУЩОБ» - ОЧЕНЬ ПОХОЖЕ. ВОТ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ИНДИИ (МОЙ МАРШРУТ: Дели, Раджистан (Джайпур, Джодпур, Джаисальмер, пустыня Тар, Удайпур), Бомбей, Алибаг, Бомбей, Варанаси, Каджурахо, Агра, Дели) – http://www.dmitrychernov.ru/Tr... (599 слайдов | 49,1Mb) А НЕПАЛ - ЭТО ЛЕГКАЯ ВЕРСИЯ ИНДИИ. МЫ ХОТИМ ВЕРНУТЬ В НЕПАЛ, НО ПРИ ЭТОМ СРАЗУ УЛЕТЕТЬ ИЗ ГОРОДОВ НА ТРЕК. ГОРОДА - ЭТО ЖЕСТЬ, НО В ДЕРЕВНЯХ НАМНОГО ПРИЯТНЕЙ. КСТАТИ, МНОГИЕ ВАМ СКАЖУТ, ЧТО И В ИНДИЙСКИХ ДЕРЕВНЯХ ТОЖЕ НАМНОГО ПРИЯТНЕЙ, ЧЕМ В ГОРОДАХ. МОЙ СОВЕТ - ПОТРАТЬТЕ ДЕНЬГИ ЛУЧШЕ НА БИРМУ - ЭТО НЕИЗВЕСТНАЯ МНОГИМ ЖЕМЧУЖИНА ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ. НЕТ ТУРИСТОВ (ВСЕ БОЯТСЯ МЕСТНОЙ ДИКТАТУРЫ) И ЕСТЬ ЧТО ПОСМОТРЕТЬ + СУПЕРСКОЕ ОТНОШЕНИЕ МЕСТНЫХ К ТУРИСТАМ. ОЧЕНЬ БЮДЖЕТНО! ЛЕТЕТЬ ЛУЧШЕ ЧЕРЕЗ БАНГКОК + AIR ASIA ДО РАНГУНА. ВОТ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО БИРМЕ (МОЖЕТЕ СРАВНИТЬ С ИНДИЕЙ) – http://www.dmitrychernov.ru/Tr... (750 слайдов | 71,9Mb) ПРОСЬБА, УЧЕСТЬ, ЧТО ЭТО ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО МОЕ МНЕНИЕ. ВЫ МОЖЕТЕ САМИ ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ ЛЕТЕТЬ В ИНДИЮ ИЛИ НЕТ. ДЛЯ МНОГИХ ВАЖНЕЕ САМИМ ВСЕ УВИДЕТЬ – И ЭТО ТОЖЕ СПРАВЕДЛИВО!!!
zaeva:
100% СОГЛАСНЫ! В ГОРОДАХ ЖЕСТЬ!!! А НА ПРИРОДЕ – ОТЛИЧНО! НО, ПРАВДА, НА ДОРОГАХ В ТИБЕТЕ ДЕСЯТКИ БЛОК-ПОСТОВ, ПОЭТОМУ ЭТО ТОЖЕ НАПРЯГАЕТ. КСТАТИ, С НАШЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, ПРИРОДА НЕ МЕНЕЕ ИНТЕРЕСНАЯ В МОНГОЛИИ – НО ЕСТЬ СВОБОДА, ЕДЕШЬ КУДА ХОЧЕШЬ И ЕСТЬ ВСЕ (ГОРЫ (ПРАВДА, НЕ ТАКИЕ ВЫСОКИЕ КАК В ТИБЕТЕ – НО ОЩУЩЕНИЕ НЕ ХУЖЕ), ОЗЕРА, ПУСТЫНИ) - https://info.drom.ru/adventures...
ДмитрийС:
НА НАШ ВГЛЯД, ЛУЧШЕ НА S7 ПЕРЕЛЕТЕТЬ ИЗ НОВОСИБА В УРУМЧИ, И ВЗЯТЬ МЕСТНОГО ТИБЕТСКОГО ГИДА С МАШИНОЙ И ПРОЕХАТЬ ПОЛНОЕ КОЛЬЦО (КАШГАР, КАЙЛАС, ЛХАСА. ГОЛМУД). ДУМАЕМ, ВСЯ АРЕНДА МАШИНЫ, ПЕРМИТЫ ОБОЙДУТСЯ В USD 5000 – В 3 РАЗА ДЕШЕВЛЕ, ЧЕМ ОФОРМЛЯТЬ ПЕРМИТЫ НА РУССКИЕ МАШИНЫ У КИТАЙЦЕВ + РАСХОДЫ НА САМУ ПОЕЗДКУ. РАЗДЕЛИВ НА 3 ЧЕЛОВЕКА – ЭТО ПО 1700 ЗА МЕСЯЦ С ЧЕЛОВЕКА ПУТИ. ТИБЕТСКИХ АГЕНТСТВ МНОЖЕСТВО – В LONELY PLANET TIBET ПРИВЕДЕН БОЛЬШОЙ СПИСОК! САМИМ МОЖНО ВСЕ ОЧЕНЬ БЮДЖЕТНО ОРГАНИЗОВАТЬ! :о))) УДАЧИ И ХОРОШИХ ПУТЕШЕСТВИЙ, ДИМА И ЛЕРА

очень интересно было почитать, отчёт - круть! молодцы, Лера - красавица)

спасибо огромное!прочитал с удовольствием!молодцы!

jeward
Шикарный у вас фотик

Красноярск, однако центр России! :)
Сообщений: 20555
И еще совет хороший, все же поглядывайте на установки в аппарате:) Нельзя же всю поездку на одно и той же диафрагме снимать...Весьма странной для пейзажей.

великолепный отчет! читала не отрываясь взахлебю молодцы!!

Колян (реальный поцик)
Ну ваще нереально красивые места есть оказывается в этом Тибете...

69 - Томск! - 71
Отличное путешествие, замечательные(!) фото, молодцы!!! Окунулся на момент в те места где вы были, хорошо передана атмосфера!
Ребята,во-первых,большое вам спасибо за отзыв! Каждый раз с нетерпением жду ваших впечатлений о путешествиях! :) Надеюсь,что когда-нибудь и я смогу ораганизовать нечто подобное! :)
В этом году тоже немного путешествовал по Китаю...это был август,поэтому билеты на поезд Цзямусы - Янтай купить сразу не получилось,пришлось брать плацкартные места на третьей полке...сказать честно,это был просто ужас...спасала только дешевая китайская текилла...:) Надеюсь,что вы все же путешествовали в купейном вагоне! :) Мы,например,после плацкарта,на обратном пути в купе чувствовали себя просто королями! :)
На счет того,что жители китая - это в большей части жители мегаполисы,вы все же погорячились,по своему опыту поездок в Китай,могу сказать,что,пожалуй,большая часть китайцев по прежнему бедна и даже не знают,что такое небоскребы...это и есть разный социальный уровень в Китае...
Ваш рассказ о том,что печки топят навозом яка мне напомнило,как коренные жители дальнего востока топят печки сушенной миногой...страны разные,а подход в общем-то один и тот же! :)
Хаос на дорогахз - это да...но по-моему он в Китае был всегда...и 10 лет назад,и даже 20...просто у них культура вождения такая - еду,как хочу,но еду медленно...поэтому у них и аварий не так уж и много...
На счет китайских подделок авто...это вы еще мало видели...в центре китая можно встретить почти любую европейскую машину в китайском исполнении...особенно радует китайский Хаммер,который раза в 1,5 меньше того же знакомого вам Х-Трейла...:)))
Очень конечно впечатлили огромные статуи Будды...в этом году видел самого большого лежачего Будду...он так не впечатлил...:)
А вообще,конечно печальная ситуация складывается в Тибете...я себе представлял все это более живописно...жаль...:(
С каждыс разом ваши фото все лучше и лучше,за них отдельное спасибо! :)
В общем ждем вашего следующего отзыва! :) Приезжайте к нам на дальний восток,у нас тоже есть,что посмотреть! :) Будем рады! :) Еще раз спасибо! :)

Земля Кузнецкая
Впечатлило не по-детски. Класс. Супер-класс! Всегда жду на Дроме вот ТАКИХ отчетов. Очень интересно, познавательно, красиво.

Внебрачный сын октября:
по своему опыту поездок в Китай
ЕСЛИ ВАМ ИНТЕРЕСНЫ НАШИ ПРЕДЫДУЩИЕ ПОЕЗДКИ В КИТАЙ, ТО ВОТ 3 ОТЧЕТА: 2003(4) (ВОСТОЧНЫЙ КИТАЙ) - Москва, Пекин и окрестности, Чендэ, Тайюань, Пиньяо, Шаолинь, Лоян, Сиань, Шанхай, Нанкин, Сучжоу, Шанхай, Москва http://www.dmitrychernov.ru/Tr... (440 слайдов | 48,2Mb) 2005 (ЮЖНЫЙ КИТАЙ) - Москва, Гонконг, провинция Юннань (Куньминь, Шилинь, Дали, Лизьян, Жонгдиан), провинция Сычуань (Ченду, Лешань), Дазу, Чунцин, Ханжоу, Шанхай, Гуйлинь, Янгшу, Гуанжоу, Гонконг, Москва http://www.dmitrychernov.ru/Tr... (411 слайдов | 64,6Mb) 2005 (СЕВЕРНЫЙ И ЗАПАДНЫЙ КИТАЙ) - Москва, Кемерово, Улан-Удэ, Чита, Сковородино, космодром «Свободный», Биробиджан, Хабаровск, Владивосток, Мудандзян, Харбин, Пекин, Датон, Хоххот, Инчан, Ланжоу, Синин, Тай Сы, озеро Цинхай, Дунхуан, Турфан, Урумчи, Баку http://www.dmitrychernov.ru/Tr... (410 слайдов | 63,9Mb)
В общем ждем вашего следующего отзыва! :)
balevik:
Всегда жду на Дроме вот ТАКИХ отчетов
БУДЕМ СТАРАТЬСЯ!!! :о)))

Впечатляюще!
Своими глазами увидеть Лхасу, Эверест и Катманду...завидую!
Отчет можно было бы назвать "Томеки ищут снежного человека"...

Вопрос (хотя, может, не очень внимательно читал текст) - как там с валютой, расчетами и карточками? Что где берут?

Dust-n-Rock
Статье плюс!

Тибетцы не всегда были народом пастухов и крестьян, когда-то давно Тибет был сильной военной державой, их сила была настолько высока, что монгольские войска не могли с ними соперничать. Но однажды после ряда событий эта нация осознала, что путь войны - это тупиковый путь, и стала очень мирной, религиозной.
Думаю это самые мудрые люди на Земле.

Как же я люблю читать ваши рассказы о путешествиях! Спасибо!
Ребята, вы молодцы!!!!
Subaru Legacy B4 2.0 RSK '99 TwinTurbo 5MT Black

Класс!

пришла и говорю ( Сиала )
Я наверное прочла все ваши отчеты..и вот у меня такой вопросец созрел...вы Лере предложение сделали насчет руки и сердца? Столько романтических мест было .Просто чисто женское любопытство :)))

Пол мира помотрели в один присест... Молодцы!

Супер.
IT Аутсорсинг

Стасоныч1
шикака бубу!) блин круто!

позновательно, зачет

Молодцы !!!

Мегион
Молодцы ребята, как всегда отличный отчет, жалко то что мы все подобны варварам.

Интереснейший и познавательный рассказ. Спасибо.
Subaru Impreza GG2 EJ253 MT

K@P@C|/|K

K@P@C|/|K:
В Китае, а особенно в Шанхае, за последние годы построена такая супер-современная инфрастуктура, что многие города Запада (например, Нью-Йорк или Сидней) по сравнению с Шанхаем кажутся деревенским захолустьем...по моему это сделано чисто для понтов перед туристами, как московское метро в советское время. какая польза от это большей части насиления которые живут в нищите?
К СОЖАЛЕНИЮ, НЕ МОГУ СОГЛАСИТСЯ: МЫ БЫЛИ В ВСЕХ КРУПНЫХ ГОРОДАХ КИТАЯ (ПЕКИН, ШАНХАЙ, ЧУНСИН, ЧЕНДУ, СИАНЬ, ГУАНЖОУ, КУНЬМИНЬ, УРУМЧИ И Т.Д.) - ВЕЗДЕ СТРОИТЬСЯ ВЫСОКОКЛАССНАЯ И ПЕРЕДОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА (ДОРОГИ, ЗДАНИЯ, МЕТРО И ТРАНСПОРТ)!!!

ТО ЧТО ЕСТЬ БЕДНАЯ ДЕРЕВНЯ - ЭТО ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА КИТАЯ. 400 МЛН ЖИВЕТ В ДЕРЕВНИ И БЕДНО, НО 200 МЛН КИТАЙЦЕВ ЖИВУТ В ОЧЕНЬ КОМФОРТНЫХ УСЛОВИЯХ. ОСТАЛЬНЫЕ 500 МЛН - ГДЕ-ТО ПО СЕРЕДИНЕ... В СТРАНЕ БОЛЬШЕ 1 МЛРД - ПОЭТОМУ ВСЕ НАПОМИНАЕТ СЛОЕННЫЙ ПИРОГ - КОМУ-ТО КЛУБНИКА, КОМУ-ТО БЫТЬ В ФУНДАМЕНТЕ.... ;о(((

Hellrizer:
ВООБЩЕ БЕЗ ПРОБЛЕМ. С КАРТОЧЕК ВИЗА И МАСТЕР МОЖНО СНИМАТЬ В BANK OF CHINA 24 ЧАСА В СУТКИ В ЛЮБОЙ ЧАСТИ КИТАЯ (НАМ ОН КАЖЕТСЯ САМЫМ НАДЕЖНЫМ И СПИСЫВАЮЩИМ ПО НОРМАЛЬНЫМ КУРСАМ) + ТАМ ЖЕ В РАБОЧИЕ ЧАСЫ МОЖНО ПОМЕНЯТЬ ДОЛЛАРЫ И ЕВРО (КУРС ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ КУРСА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА). ОПЛАТА КАРТОЧКАМИ В МАГАЗИНАХ КАК-ТО НЕ ОЧЕНЬ РАСПРОСТРАНЕНА - ДА И ЛУЧШЕ КАРТОЧКУ "НЕ СВЕТИТЬ". НА НАШ ВЗГЛЯД, ЛУЧШЕ СНЯТЬ ДЕНЬГИ В БАНКОМАТЕ (КАЖДАЯ ОПЕРАЦИЯ МАКС 2500 ЮАНЕЙ ($370)) И ДАЛЬШЕ ПЛАТИТЬ НАЛИЧНЫМИ.

Как всегда на высшем уровне! СУПЕР!!!

zrjdktd
Отчет супер!!!! Впечатления от прочитанного и увиденного словами не описать 5++++++

УУУУУ
Я с вас просто в шоке!!!!! Вот это жизнь!!!! Слов нет.... одни эмоции

1518км М5. Искра.02rus
СУПЕР!!!
Апплодирую стоя!!!

Тихонечко завидуя чахну в своём мирке
Лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой, воспитанной тварью.
V8 4.7L

Не читал, но фото очень впечатлительные!
Mazda Axela+MMC Pajero

Надежда, Хабаровск
Дмитрий, а где можно не только слайды посмотреть об этой поездке: 2005 (СЕВЕРНЫЙ И ЗАПАДНЫЙ КИТАЙ) - Москва, Кемерово, Улан-Удэ, Чита, Сковородино, космодром «Свободный», Биробиджан, Хабаровск, Владивосток, Мудандзян, Харбин, Пекин, Датон, Хоххот, Инчан, Ланжоу, Синин, Тай Сы, озеро Цинхай, Дунхуан, Турфан, Урумчи, Баку http://www.dmitrychernov.ru/Tree/2Travel/3Asia/2China/2005 WestChina.... (410 слайдов | 63,9Mb), но и почитать путевые заметки? На сайте не нашла. Фотографии - отличные, столько всего подмечено. Очень интересно, проживая на Дальнем Востоке, увидеть знакомые места Вашими глазами.

Н-ск
Не в каждой энциклопедии найдёшь столько информации о Тибете.
55555555555555++++++++
TOYOTA-ESTIMA-2003г 2AZ-FE

Лучше гор могут быть только горы...
Молодцы !!! Фото 5+

красавцы!!!
мегаотчёдд!!!
многовато политики и не в строчку...
Лучше поздно, чем никогда.
Всё проходит.

Вы молодцы. Фотографии и расказ просто замечательные.

gold43
Спасибо,очень познавательно!Кому интересен Тибет,советую почитать книги Лобсанга Рампы!

МЕГА-ЗАЧЕТ!!!! 55555!
Всё хорошо и будет ещё лучше!
Мой отзыв: Nissan Terrano 1993

Надежда, Хабаровск:
а где можно не только слайды посмотреть об этой поездке: 2005 (СЕВЕРНЫЙ И ЗАПАДНЫЙ КИТАЙ) - Москва, Кемерово, Улан-Удэ, Чита, Сковородино, космодром «Свободный», Биробиджан, Хабаровск, Владивосток, Мудандзян, Харбин, Пекин, Датон, Хоххот, Инчан, Ланжоу, Синин, Тай Сы, озеро Цинхай, Дунхуан, Турфан, Урумчи, Баку http://www.dmitrychernov.ru/Tr... WestChina.... (410 слайдов | 63,9Mb), но и почитать путевые заметки? На сайте не нашла.
НАДЕЖДА, К СОЖАЛЕНИЮ ОТЧЕТА ОБ ЭТОЙ ПОЕЗДКЕ НЕТ. ВСЕ, ЧТО ЕСТЬ В ПРЕЗЕНТАЦИИ - ЭТО ВСЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПОЕЗДКЕ! СПАСИБО ВСЕМ ЗА ВНИМАТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ НАШИХ ОТЧЕТОВ И СТОЛЬ ПОЗИТИВНЫЕ ОЦЕНКИ!!!

Дмитрий, Харьков
Не согласен по арабским странам (уж кому Не выгодно все это, так штатам) и Индии (сам еще не был, но несколько друзей были, ни в коей мене ни кришнаиты или йоги и т.п., но от нахождения там в восторге, так что каждому свое).
А в остальном - ой, большое человеческое спасибо, за необычные островки в Таиланде, за историю Тибета и за все-все горы.

Всё.Потерялся в отчётах...))))) Наслаждаюсь.

гуси
Baron13:
Да, а некоторым лень с дивана пятую точку поднять)))
Кроме поднятия пятой точки еще бабло надо иметь. Недешевое это удовольствие.
Ю.С.С
Спасибо за интересный рассказ. Задумался и как то грустно да не по себе стало. Не так представлял себе Тибет( Отличных путешествий автор!

Куда-то делся мой комментарий, еще раз.
Спасибо большое за отчет. Не согласен с двумя вещами (а - уж кому, а штатам все это в Египте и т.п. невыгодно, да и вообще в основном там внутренние причины; б - знаете, много знакомых, абсолютно далеких от йоги и прочего кришнаизма, очень восторженно отзываются о поездках по Индии, так что дело такое :) ).
В остальном - дякую за маленькие островки Таиланда, за интересные характеристики Китая, чисто даже бытовые или подробные, вроде того, как и почему именно ездят, за историю Тибета и за все горы-горы-горы ) )

Обалденный отчет и фотки 5+++++++++
Mitsubishi Outlander XL 2.4 , BMW 3серия

Новониколаевск
необычное путешествие,автор и его спутница молодцы....

это не на мотиках по Тайланду прокатится...

Спасибо автору за рассказ. Для тех, кто созреет для подобных путешествий, ДРОМ - очень полезный сайт, - информации куда, как и почём - становится всё больше и больше, причём многие отчёты написаны вполне профессионально и хорошим языком. Удивляют только некоторые критиканы со своими неумными высказываниями и методичным нажиманием (-) почти на все комменты. Или это просто зависть? Тогда не удивляют...
Облей вином молитвенный коврик, если этого требует Наставник Священного Огня

Медведев Кемерово
Молодцы удачи в следующих путешествиях. После прочтения появилось желание совершить подобное. В Казахстане нужно где то регистрироваться или проехал по стане и обратно на погран переход без проблем?

AMK

Супер !!
за отчет 6 по 5ти бальной шкале!
ОКНА ПВХ цены хорошие :)
Услуги по гибам любого профиля ПВХ

boeing747-400
молодцы........слетать что ли тоже.......)))

Mike22rus
Да!!! Из отчетов вы по моему уже выросли! Пора книги писать....:)
Basmach2
Лет 20 назад был на Памире, посмотрел фото, ностальгия, горы затягивают, получится ли когда нибудь снова подняться на Акбайтал, Талдык, посмотреть Сассык-Куль, Глаз Памира... Эх-х-х... Удачи вам ребята, и посетить ещё многие места!

здоровский отчет, заставляет и задумываться и в чем то грустить
спасибо гогромное..
Ниссан Мистраль.
4x4omsk.ru
Мой отзыв: Nissan Mistral 1996

Петрозаводск
АБАЛДЕТЬ КАКОЙ ОТЧЕТ!!!
TLC 78, выросли на 2" , купили 33 тапки)))

Baron13:
Что ты мелишь? Пятую точку лень поднять! Такое удовольствие знаешь сколько стоит??!!! На зарплату 10 тыс вряд ли получится там побывать!!! Вот тебе и пятая точка! Прежде чем сказать глупость - подумай!!!
Марк Уолберг
Сразу видно отличие Тибетцев от Китайце, это больше среднеазиатский народ, ближе к Уйгурам.

отличный отчет

Марк Уолберг:
ГЕНЕТИЧЕСКИ ТИБЕТЦЫ БЛИЖЕ К МОНГОЛАМ, БУРЯТАМ, ЯКУТАМ, КОРЕЙЦАМ И ЯПОНЦАМ, ЧЕМ К СРЕДНЕАЗИАТСКИМ НАРОДАМ (ОНИ БОЛЬШЕ ТЮРКИ) - http://www.andaman.org/Backgro...

Саянский
Грустно как-то это всё. Немного разная жизнь в москве и России.
49R

49 / 54
Ребята вы как всегда на высоте. Спасибо за прекрасный отчет.
Родину люблю, а государство наше в топку.
O kurwa!!!!!!!!!!!!!

Просмотрела Ваш сайт с начала до конца...нет слов....Понравились все фотоотчеты, очень жаль, что не везде есть ваши комментарии. Особенно запомнилось путешествие в ЮА и Антарктиду. Великолепно! Какая там красота! Изумительная природа, красивые фото животных (морские леопарды-словно плюшевые игрушки на льдинах:0)). Даа, будет о чем детям на старости лет рассказать:0)Рекомендую всем дромовцам посмотреть Ваш сайт.

OldChabik
Здорово! Молодцы!

Обромное спасибо за такой отчет. Это восхитительно.

2Океана ! Вам пора на Камчатку, Курилы слетать. Там места не менее красивы. Я конечно понимаю что познать новый материк страну народ интересно но простите мы так мало знаем про Россию. Вот Чукотка, Магадан, Оймякон думаю тоже вызовут много интересных чувств.
Don 't worry be happy!!! Be happy!!! Don 't worry!!!

СПАСИБО ВСЕМ ЗА ДОБРЫЕ И ДУШЕВНЫЕ ОТЗЫВЫ!!! :о))))
Ilya-B:
Вам пора на Камчатку, Курилы слетать. Вот Чукотка, Магадан, Оймякон думаю тоже вызовут много интересных чувств.
В ПЛАНАХ УЖЕ ДАВНО! ОСОБЕННО КОЛЫМСКИЙ ТРАКТ! А ЧУКОТКУ ЛУЧШЕ ПЕШКОМ ПЕРЕСЕКАТЬ ОТ МЫСА ШМИДТА ДО ЭГВЕКИНОТА...

Ilya-B:
но простите мы так мало знаем про Россию
ДА, НЕ СКАЗАЛ БЫ ЧТО МАЛО ЗНАЕМ СВОЮ СТРАНУ... :о)))) ПРОСТО РОССИЮ МЫ НЕПЛОХО СМОТРЕЛИ В НАЧАЛЕ 2000-ЫХ (ОТ КАЛИНИНГРАДА ДО САХАЛИНА И ОТ МУРМАНСКА, ХАТАНГИ ДО ЯКУТСКА) + СЕЙЧАС МНОГО КОМАНДИРОВОК http://www.dmitrychernov.ru/03.html http://www.dmitrychernov.ru/03... КРАЙНИЙ ДАЛЬНИЙ ВОСТОК - ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПОКА ДЛЯ НАС НЕ ПОСЕЩЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ, НО ВСЕ ЖЕ ТАМ ЛУЧШЕ НЕ НА АВТО - ТАМ ЛУЧШЕ ПЕШКОМ ИЛИ СПЛАВЛЯТЬСЯ.

Удачи вам в ваших приключениях
Don 't worry be happy!!! Be happy!!! Don 't worry!!!

Приятно за вас! Весь мир в кармане! Господи - дай, всё это, увидеть своими глазами.))) Хорошего настроения и новых путешествий!)))

Дима и Лера огромная благодарность за Тибет Непал мне 69 но душой и в н р физически я молодой катаюсь на канадах горном велике.путешестую сженой когда получается пенсионер машины нет в интернете я чайник поэтому на клаве впослании тренируюсь извиняюсь за это буду следить за Вами с уважением ГС

Flaiber
Какие ВЫ молодцы!!! Отчет тронул сердце...

Счастья вам и непрекращающих открытий!!! ;)

Инна Александровна
Самый интересный, самый информативный, самый толковый отчёт о поездке в Тибет! Вы молодцы! В Тибет поеду (моя самая большая мечта), ваши рекомендации очень важны. Спасибо вам.

Khabarovsk
Отличный отчет о путешествии))) Это круто!!! Молодцы))) с уважением из Хабаровска

Moscow
Пусть земля будет пухом Денису

Сыктывкар
Соболезную :(
С выводами согласен :( - внимательность - одна из причн, почему желательно, чтоб в машине было 2 человека.
Человек считающий, что живёт в стране дураков, в первую очередь сам таковым и является.

Троицк, Челяб. обл.
Соболезную родными и близким.:(
Берегите себя!
ЖеньШень с арбузом - лекарство №1 в мире.

Соболезнование семье и друзьям.
Да, надо быть внимательнее.
Но, человек не автомат, он может устать, неважно себя чувствовать, отвлечься.
Такое бывает не только в Тибете, но и по дороге на работу.
Жаль, конечно, что ушел так рано.
Если ты, чувак, индеец - ты найдёшь себе оттяг,
Настоящему индейцу завсегда везде ништяк!

За Байкалом
Впервые прочитал ваш отзыв и с удовольствием прочту предыдущие и будущие отзывы!!! Соболезную родным Дениса! Про Тибет очень тонко и грамотно написано... А руководство нашей страны не дает согласия на приезд Далай-Ламы в нашу страну, хотя буддийские общества Тувы, Бурятии и Калмыкии несколько раз ходатайствовало перед руководством страны о даче гостевой визы Далай-Ламе. Наверно, руководство страны "боится" испортить отношения с Китаем...
рожденный в СССР
Мой отзыв: Toyota Town Ace Noah 2000

Троицк Московской
Ни х р е н а себе отчетец. Читабельный, интересный.
Автору большое спасибо. Просто откровение какое-то.
Очень позновательно. Фотогалерея отличная. Прекрасный слог.
Удачи!
Была - Caldina 1999, Hyundai Solaris 2011
Сейчас - KIA Cee'd 2013, АКПП

Спасибо! Хороший отчёт.

Спасибо автору за отчет. Даже и не догадывался о ситуации на Тибете.

К великому сожалению только сегодня прочитал Ваше художественное произведение - именно произведение, а не отчет. Налицо явный литературный дар.
Хочу, по возможности дать дополнительную информацию в том виде в каком я ее понимаю, исходя из своего скромного опыта путешествия "Гималайское кольцо 2009" на автомобиле Субару Форестер, чтобы у читающих людей была информация для размышлений.
1. По китайцам и Тибету можно дополнительно порекомендовать всем почитать переводную историческую книгу о Тибете (не помню названия - книга дома). Я ее покупал в озоне.ру- легко найти. Там объективно описаны процессы, происходившие в Тибете до/в/после эпохи культурной революции. Это сильно открывает глаза на Тибет. У Вас все в принципе правильно описано, но очень поверхностно (и это понятно).
2. Люди, которые идут по дороге и молятся - это "улитки". В соответствии будийским вероисповеданием, чтобы заслужить следующую более достойную жизнь в этой жизни нужно через страдания и мучения очистить свою душу. Для этого совершают кору до Лхасе, по Лхасе и вокруг горы Кайлаш. Встают в позу лотуса (если не все правильно описываю будьте снисходительны) и ложаться на дорогу. Кончиками пальцев (на руках привязаны дощечки, а на теле холщовые фартуки - ложиться надо на асфальт, камень и пр.) отмечают линию. Встают на ноги. Носки ног ставят на отмеченную линию и продолжают. Если это перед Поталой и перед другими главными монастырями, то тоже самое многократно, но без передвижения (на месте - лег/встал пока есть силы). У меня фильм про это снят. Теже, кто проходит по 10 м и более - халтурят, но все-равно хорошо. Я говорил с 3 женщинами из Чэнду, ползущими в Лхасу по той дороге, где погиб Денис. И ползут они полгода. Питаются тем, что дадут по дороге. Этот момент хорошо описан у путешественника Александра Редько в книге "Тибетский гамбит". Я не совсем согласен с ним - он великий путешественник и еще не менее великий рассказчик.
3. С Далай-Ламой надо уточнить, потому что жил он в другой (одноэтажной) резиденции в Лхасе. А в Потале, вероятно, находилась администрация Тибетского государства. но какие-то комнаты там вроде-бы показывали, где он жил? Но не суть. Пишу это не для "поддевки", а для любителей истории, чтобы нашли книжки и почитали (все на русском языке - книг очень много сейчас стало).
4. Нужны ли в Тибете дороги? Вопрос очень интересный. А китайцы вкладывают деньги и немалые с учетом масштабов территории и Гималаев. Да бесспорно Лхаса уже не та, что была раньше. Это уже не тибетский, а китайский город. Это как с грамотностью. Пусть остается все как было 500 лет назад? Тогда надо объявить заповедником и под охрану ЮНЕСКО. Не знаю. Не знаю. Выступать против прогресса?. Одно знаю точно. Пускать китайцев в Сибирь нельзя ни под каким предлогом. У китайцев интересная внешне политическая доктрина (я так читал). Китайские территории определяются не границами, а интересами китайского начеления (примерно, не дословно). Пустишь китайцев в Сибирь или на Дальний Восток, а потом в соответствии с доктриной окажется, что это их территория.
5. По вопросу $16000 или $4000 - это все наши посредники. В целом процедура посещения Тибета (Китая) на своем автомобиле очень правильно описана. Я ездил на одном автомобиле и платил значительно меньше, хотя потом мне сказали, что переплатил и можно было дешевле. Да, практически нет туркомпаний, умеющих это организовать. И как правильно написано - нет выхода на китайских туроператоров, умеющих согласовать документ - разрешение госбезопасности. Вот та все деньги и оседают (+ наши посредники - без них нельзя - только юрлица).
6. По вопросу дорожных опасностей. Дорожные опасности есть везде. В Тибете их не более, чем в других местах. Зато там есть большой плюс для автомобилистов - нет больших животов у сотрудников дорожной полиции. И докадайтесь почему? Кушают мало - денег нету. Я тут вернулся из путешествия по Кавказу - просто жуть. Внаглую шьют выезд на полосу встречного движения в 17 км от своего поста и еще на территории другой республики. Нет этого в Китае (или не было в 2009 году). По Денису я не знаю, не хочу высказывать свое мнение о покойном. Я с ним тоже переписывался - он у меня консультировался. Нормальная там дорога - я там весь этот маршрут в обратную сторону (по часовой стрелке проехал). Не буду вторгаться в эту область - есть судьба. Если почитать материалы Иваныча (ехал на втором автобусе), то много было звоночков мистического характера. Нам не дано знать нашу судьбу и зачем мы здесь. Из материальных объяснений я считаю, что это неисправность автомобиля или здоровье водителя. Но возможно и бес попутал с этой снежной вершиной (легко). Хотя там этих вершин миллион и половину из этого миллиона Денис проехал и видел. Вывод - не повод ссылаться на дороги и отказываться от поездки на своем автомобиле.
7. Кислородное голодание двигателей. Не знаю. Я столько ужасов начитался про это до поездки. Вероятно писали про карбюраторные машины и старые дизеля. Про дизель с коман рейл (сейчас все такие турбодизели) нет информации, но думаю все будет нормально. Пишу исключительно про свою 2-х литровую атмосферную субару. Страхов было очень много. И про надувной матрас и про снятие воздушного фильтра - все читал. Заводилась на 5000 м после простоя с полоборота. Расход бензина уменьшался с набором высоты. Машина была перегружена. С людьми и ненужным багажом было 500 -700 кг при 400 кГ по ПТС. Внизу по асфальту расход 10 л. На 4000 - 5000 м по асфальту расход 8 л. У катализатора стоят 2 кислородных датчика - на входе и выходе. Их задача обеспечить нормальный режим работы катализатора. Попутно решается задача: если нет кислорода, то и бензин не надо лить в прежнем количестве. Не знаю как в других новых машинах с экологическим стандартом Евро-4. Пишут мощность падает. Конечно падает, но китайцы не делают крутых дорог - они со своими серпантинами перестраховываются для движения большегрузов. Недостатка с мощности мотора у меня не было ни разу. На мой мотор пишут мощность 158 л.с. на 6200 об. Больше 5000 об. (это 127 л.с.) я не давал, так как кислорода все-таки не хватало и мотор начинал громко петь. Всего везде хватало. Мне ночью при - 5 градусах на Аксай-Чин кислорода не хватало (думал умру), а автомобилю всего хватало. Вывод: Высота - не повод для отказа от путешествия. Машина должна быть новая.
8. Опасность (истиная) путешествия в Китай на своем автомобиле состоит в другом. Автомобиль не должен ломаться, так как чинить его там не кому. Только шиномонтаж. Колес тоже надо брать много - резина быстро на камнях "мягчеет" и рвется. В Тибете может не оказаться Вашего размерчика - моего не было - вся резина профилем выше и мне в арку не лезла. Цена вопроса поломки может оказаться чрезвычайно высокой - заказ грузовика и доставка до границы. Машины ввозятся под чью-то ответственность об обратном вывозе и бросить ее там нельзя. Карнеты PCD (Необходимы для Индии, Пакистана и Ирана) в Китае не действуют. С карнетами песть отдельная и не в данной теме.

Предложение Дмитрию и Лере. Давайте сгоняем туда еще разок, если на Вас не настучали в китайское посольство (шутка)! Авантюра, но интересно. Арендовать авто конечно хорошо. Я пытался разбираться с этим вопросом - ответа не знаю. Но у меня сложилось мнение, что $300 в день + харчи и ночлег водителю. Возможно и ремонт? Не веселая картина получается. Еще гид. Без гида в Китай никак нельзя. А по Тибету (вокруг Лхасы) еще второй тибетский гид. Перегруз у меня был от 2-х гидов с их вещами. Меня поэтому и к базовому лагерю не пустили (последние 70 км от Тингри) - зад провис. А потом не поехал и в долину Сатледж. Очень хочу восполнить пробел.
Еще предложение. Лхаса, Потала, Шигадзе, Гяндзе, Кайлаш - это мне уже неинтересно. Я там высмотрел дорожку по горизонтали по самому центру Тибета от Амдо до Али. Дикая природа на высоте более 4500 м. Может быть там и не так интересно с туристической точки зрения, но просто хочу прокатится. Пока не могу выяснить разрешено ли туда иностранцам. Из туристов туда точно никто не ездит. Еще остался должок по Аксай-Чину. Я его прошел ночью и ничерта не видел. Рассветать начало, когда мы уже спускались на северную сторону Тибета к Еченгу (Яченгу). Почему ночью? Это тогда, когда я ночевал в палатке на высоте около 5000 м и при минус 5 градусах я понял, что скоро умру - спасал кислородный баллончик. просыпаясь через 45 минут в жутких снах. Тогда я принял решение - сваливать. Завелась родимая с полоборота. И это было правильно, так как температура потом ночью опустилась до - 10 градусов, а в машине печка. Но это я. А мой напарник и китайский гид из Пекина (молодой мальчик) чувствовали себя нормально.
Организовывать путешествие конечно надо без фирмы из Бишкека - есть другие каналы. Хотя может быть меня китайцы второй раз не пустят - гид настучал.
Извините, ушел от Вашей темы. Лучше в Турцию по путевочке чартером и без авантюр.
Еще раз спасибо за Ваш рассказ. Получил от прочитанного массу удовольствия и свое вспомнилось. Авантюра еще та была.

bubenichek:
Предложение Дмитрию и Лере. Давайте сгоняем туда еще разок, если на Вас не настучали в китайское посольство (шутка)! Авантюра, но интересно. Я там высмотрел дорожку по горизонтали по самому центру Тибета от Амдо до Али. Дикая природа на высоте более 4500 м. Может быть там и не так интересно с туристической точки зрения, но просто хочу прокатится. Пока не могу выяснить разрешено ли туда иностранцам. Из туристов туда точно никто не ездит.
Алексей, спасибо за развернутые комментарии!

Наши контакты я выслал в личку. Честно, у нас скептическое отношение к поездке на своей машине - многие варианты говорят, что меньше $4000 за ввоз машины, пермиты и гида вряд ли получится... Это $8000 за две машины только за въезд + топливо за добирание из Москвы и обратно + расходы в Китае. Всего больше $10000 - намного дешевле за $5000 арендовать местный джип LC100 с местным водителем на 3 недели, который знает все засады на дороге и легко сможет починить авто, если что случится...

Дешевле договариваться не с кашгарскими агентствами, а агентствами в Лхасе - проверял. Заброска на самолете дешевле через Урумчи+поезд до Лхасы или Непал.

Лесосибирск
Интересно очень! прочитал с удовольствием...парня жалко конечно...интересный человек!не успел еще всего сделать в своей жизни!

иркутск
класс
интрецептор

Черноморск
Хорошо пишете, с удовольствием всё прочитал.
Всё забывая, жить начинал опять,
Но видел как пуста морская гладь.

Эльфы. Восьмидесятого уровня.

Соболезную родным Дениса.
Toyota Ipsum SXM10 2000г.

Отчёт просто супер!!!
Всё обалденно!!!)))

Грандиозно, еще раз с удовольствием перечитал! Супер!

Вологда
Так и думал, что найдутся, совки, готовые поспорить... За отчет спасибо! Про Тибет первый раз прочитал в книге Райнхольда Месснера(первый покорил Эверест в одиночку) "Хрустальный горизонт", после чего уже про наши лагеря стал читать. Очень и Вам советую прочитать эту книгу, одну из моих любимых. Скачать можно на Флибусте.