|
Начитавшись рассказов долгими зимними вечерами, а также в перерывах между запарками на работе, решил писануть тоже небольшой отчет по нашей с женой поездке на Renault Logan по Европе. Да, да, именно на «Логане» и именно по Европе, как бы для многих ни смешно это звучало. Лирику особо разводить не буду и так подобных отчетов предостаточно, расскажу про экономическую составляющую.
На семейном совете было решено съездить в Чехию и заскочить в Германию на несколько дней отметиться. Я в Европу езжу около десяти лет, можно сказать, регулярно. Чехию и Польшу знаю, наверное, даже лучше России, а вот до Германии все никак было не добраться из-за виз (можете почитать мой рассказ о путешествии по Польше автостопом: http://turizm.lib.ru/p/papeshin_a_w/woknoewropysrjukzakom.shtml
Теперь получив финский шенген, можно спокойно въехать в Финке и переть аж до Португалии (это, кстати, в планах). Шенген был получен за 3 000 руб. с человека и неделю срока (рекорд в моей практике). Старт был назначен на начало сентября, но за неделю до поездки душа поэта не выдержала, и, взяв за свой счет еще две дня, рванули раньше. В субботу многие едут отдыхать, поэтому на границе могла быть засада, а также, чтобы спокойнее сесть на паром на Таллинн. Хотели проехать через всю Прибалдосию, не торопясь и не устраивая гонок. Обратно планировали так же вернуться, ибо по деньгам при подсчетах получалось намного выгоднее, чем плыть паромом до Германии и обратно (порядка 400 евро, уже не помню точную сумму, но что-то около того) да и просто интересно было посмотреть на Прибалтику, отметиться и поставить галочку.
Ехали через Финку, так как на новой визе не было штампов о въезде в Финку. Были б въезды раньше, можно было бы сразу через Эстонию ехать. Но по правилам количество дней в Финке должно превышать количество дней в других странах. И свежую визу лучше сначала отштамповать заездом через страну, чья виза стоит, в данном случае — Финка. Планировались ближе к Новому году еще поездки в другие страны, поэтому убивали сразу двух зайцев: заезжали первый раз, как и положено, и количество дней было достаточно для поездок потом в другие страны. В итоге получилось 11 дней с этой поездки и потом получилось съездить еще в Финку на хоккей (кубок Карльялы) на пять дней и больше никуда не успели из-за смены места жительства на другой город.
С машиной не делал вообще ничего. Просто сели и поехали. Машина была куплена в декабре и пробег на тот момент составлял около 17 000 км. Взял навигатор, который впоследствии помог очень сильно и экономил массу времени. Раньше все время ездил по картам, отсюда плутания, потеря времени и нервов. Особенно в Праге ездить. Года три назад, наверное, час ездил, чтобы попасть в мотель, и карта была, но развязки такие, что хрен его поймешь, как же ехать. Варшава и Краков тоже те еще запутанные города.
Выехали из Питера в пять утра. На границе попали на пересменок около 8 утра, окошко передо мной закрыли. Через пять минут заветное окошко открылось, и было дано добро на въезд. Оба перехода прошли в среднем за 25 мин. Перевели часы на час назад. Видимо, на радостях, после прохождения границы, навигатор отказался работать. Просто не включался засранец, хоть убей. До парома оставалось мало времени, надо было успеть проехать до Хельсинки 200 верст. Паром уходил в 11:30. Еще до поездки прошерстил расписание паромов и цены, и на тот момент дешевле всего был «Викинг лайн». «Силья» дороже и расписание не подходило. Точно не помню всех нюансов выбора, но остановился на «Викинге» и по времени старался попасть именно на 11:30. Следующий был что-то поздно.
Доехал до порта по памяти, заплатил 83 евро в одну сторону за машину и двух пассажиров. Пока плыли, два часа рыскал по парому искал розетку, чтобы зарядить навигатор, думая, что он разрядился и его надо срочно покормить. Все розетки были заняты, поэтому докопался до бармена с разрешением «попитаться» и воткнул адов агрегат на зарядку. Через 20 мин понял, что дело не в зарядке, убрал навигатор в сумку и в мыслях начал его хоронить или просто выкинуть, или выбросить за борт или попробовать в Эстонии его починить. Был с собой взят ноутбук. В инете нашел в Таллинне конторы по навигаторам, хотел заехать разобраться что с ним, но в мыслях прикидывал уже расстаться с энной суммой на покупку нового. Вайфай кстати на пароме халявный. Плывешь себе и в инете ковыряешься. Уже перед самым прибытием меня вдруг торкнуло посмотреть внимательно на прибор. Там оказалась волшебная дырочка с надписью «ресет», и после нажатия прибор ожил. Видимо, завис просто, собака.
Прибыли в Эстонию около двух часов дня. Быстро разгрузились и пошли на Ригу. У нас там была запланирована ночевка. Прибыли туда около семи часов вечера и разместились у знакомых.
Ночевали в таком вот музее водки г. Рига. Это пятая часть всего что есть.
Итог день номер раз: пройдено: 781 км.
День 2
Переночевали нормуль, отключились на раз-два. Хотели выехать рано, но были привязаны к хозяевам, которые приехали к девяти часам, поэтому выехать пришлось уже в десятом часу. Пока заправка, пока кружились по городу, в общем, время, конечно, потеряли, но мы особо не торопились, хотя растягивать удовольствие не хотелось. В планах было добраться до Праги за три дня неспешно.
Рига нам не понравилась. Грязная, обшарпанная, много заброшенных домов. В старый город не ходили, но 100% там все вылизано и все выглядит отлично, как и принято у нас в совке, убираться только в местах посещений турЫстов, а зайдешь в соседний двор — кучи ..вна, как на минном поле. Хоть Латвия и забугорье, но за 60 лет влияния «совка» бесследно не прошли. Архитектура, как в Кениге, половина наше, половина «их». Дороги, в принципе, неплохие, но по прошествии всей поездки и сравнения, самые плохие были все-таки в Латвии. Хотя идет очень много ремонтов, и задержек получилось довольно много из-за этого. Вырвались из города и пошли на Литву. Но недолго музыка играла, уперлись прямо на трассе в огромную пробку. Были видно, что-то серьезное. Порасспросив местных, выяснилось, что идет забастовка врачей, и они перекрыли трассу.
В Прибалтике забастовки и волнения очень часты, но об этом нигде не говорится и не упоминается и запрещается об этом говорить. Это мы уже от местных потом узнали. Пришлось ехать в объезд. Через деревни, лесами и полями по грунтовой дороге, часть потока решили не стоять и пошли на Литву также обходными путями. Так в пыли выскочили из леса в деревню, в которой стоял значок «Литва».
Объезд основной трассы «дворами» в Литву.
Дороги в Литве отличаются существенно. Населенных пунктов почти нет. Скучно ехать. Дави на педальку, только поля кругом, глазу зацепиться не за что. Так в Польшу и въехали часов около четырех вечера. Перевели часы еще на час. Закупились провизией в супермаркете г. Августов и пошли по направлению на Варшаву. В столицу заезжать не планировали. По плану было не доезжая столицы немного, уйти левее. 1 сентября был большой праздник — начало Второй мировой, нападение на Польшу, поэтому съехалось куча президентов со всеми отсюда вытекающими. Стоять там в пробках не хотелось. Ехали пока не стало темнеть и заночевали под Варшавой за 25 евро на двоих в уютном мотельчике на берегу озера.
Я никогда при поездках не планирую, где я буду ночевать конкретно. Дорога есть дорога, и где ты будешь в этот день, сколько проедешь — особо не рассчитать. Если только выделять километраж примерный в день. Но если в этот день есть настрой и время проехать еще, то останавливаться как-то не хочется. Не люблю я привязок к местам. Тут дорога закрыта из-за ремонта, там авария, да мало ли что еще может случится. По ходу поездки периодически маршрут менял, исходя из многих факторов. В Европе с ночевками вообще не проблема. Много мотелей, но, как правило, они дороговаты. Хотя как дорогие, у нас, я думаю, будет подороже, и не то обслуживание и комфорт. Если заехать в любую деревеньку, то уж найти свободные апартаменты — не проблема вообще. Люди живут в своем двухэтажном доме на одном этаже, а второй сдают для проезжающих. Как и в Германии, я везде их называю «циммер фрай» или «апартаменты». Стоимость обычно 10 евро с человека. Сейчас чуть подорожало — около 15 евро. Постоянной таксы нет, все индивидуально, как договоришься с хозяевами.
Итог день номер два: пройдено: 666 км.
День 3
Стартанули около 8 утра. Езда по Польше сильно напрягает. Федеральные трассы у них в основном двухполосные, но обочины сделаны еще по полосе, поэтому езда специфичная. Видишь, что очередной «летчик» догоняет, просто смещаешься чуть правее и пропускаешь. Часто упираешься в фуру и едешь за ней не один десяток километров, т.к. встречное движение очень плотное и дорога извилистая — обгонять нет возможности. Хоть лети 120 хоть 80, все равно средняя скорость по Ппольше будет около 60 км/ч. Тут надо только смириться и, как в самолете крутить башкой по зеркалам, чтобы в зад не въехали и впереди никто не вылетел, чтобы успеть увернуться.
В Прагу приехали в районе 21:00. У нас был заказан номер в частном домике в 10 км от Праги. Семейная пара из Питера переехали в Чехию, купили свой дом и сдают первый этаж, фактически две однокомнатные квартиры на сдачу. Называется «Шпеллер» хозяйку зовут Ольга. Одна комната поменьше, другая побольше. Чуть поменьше — около 28 евро, вторая около — 35, как-то так. Мы забронировали маленькую, но так как сместили свой приезд, то на эти числа уже было занято, и договорились на большую комнату со скидкой.
В это же время мой друг с женой из Москвы стартовал в Прагу на машине через Белоруссию. Он забронировал соседнюю комнату, там мы и встретились. Если проживаешь шесть дней подряд, то седьмой бесплатно. Изначально у него была забронирована однокомнатная квартира в центре Праги, но прикинув расходы, он передумал. Квартира в сутки примерно 50 евро + 15 евро стоянка + завтраков нет, готовить с утра самому. А утром вообще не хочется готовить ну никак. Тут проснулся, принял душ и уже несут завтрак. В итоге у него экономия получилась около 400-500 евро только на проживании. Мы заплатили 34 евро в день за двоих с завтраками. До ближайшей станции метро 20 мин. на автобусе или 10 мин. на машине. Мы ездили на автобусе, чтобы не кидать машину где попало, а в городе бесплатных парковок уже не осталось. Да и собирались гулять целыми днями, а так получалась привязка к машине.
Я (после ресторации с пивом) и жена.
Итог дня номер три: пройдено: 769 км.
День четвертый и последующие шесть тупо шлялись и развлекались. В планах было пожить пять дней, но потом захватили еще денек, так уезжать не хотелось. У хозяев можно взять напрокат велосипеды. Покатались по горкам на великах. Хотели доехать до замка Карлштайн 10 км, но здоровья хватило только на полпути до каньона огромного. Там и полазали и пофотались, а в Карлштайн заехали на следующий день перед отъездом.
Под Прагой прогулка на велосипедах.
В последний день перед отъездом в Германию заехали в супермаркет. Пока жена бегала, я сидел в машине. А парковка у них неудобная очень. Машины становятся друг против друга и в горку. Когда заезжаешь, зад высокий и если стоит сзади машина, то не видно. И вот слышу, сзади гудит кто-то. Смотрю паркуется «Ситроен», вроде паркетник не помню, сцепление палит ужасно. Я напрягся, думаю, соскочит у него нога со сцепления всю жопу мне снесет. Только собрался подскатиться вниз, как получаю легкий толчок в задницу, не успел. Вылезает дед довольный такой, улыбается мне: ок, мол, ок, да? Какой нах… ок, придурок старый, чего лыбишься и т.д. В общем, завел меня. Причем даже не посмотрел, куда ударил, что там. Просто поставил машину на сигналку и подошел, типа, помириться, что все ок, а у меня там труба немного вылезает, пару см не хватило, чтобы своротил. В общем все, что знал по-русски, почти все рассказал, а знаю я немало. До кучи и жена получила, мол, где ты шляешься со своими кофточками, меня тут стоячего таранят.
Дальше по планам было посетить Карловы Вары, Марианске Лазне и Дойчланд, Дойчланд юбер аллес. Друг посоветовал съездить в г. Вернигероде, что довольно неблизко от границы. Но также была договоренность переночевать у знакомых в Магдебурге, поэтому поехали потихоньку. Заночевали где-то в деревне. Опять также съехали где-то с автобана в первую деревушку, спросили, где есть циммер фрай, нам показали все, что есть в округе, в том числе и мотель для гольфистов. Заехали ради интереса и туда, но там зарядили 70 ойро без завтрака. Я вежливо отказался, типа, на вас в баню с такими ценами, мы бюджетники. Он ухмыльнулся, типа, ищи-ищи подешевле и еще на прощание спокойно ночи пожелал намекая на то, что хрен чего найдем и все равно вернемся. В общем, дело принципа найти дешевле, припрет и в машине переночуем, но не вернемся. В итоге нашли в соседней деревне. Пара пенсионеров сдавала команту в своем доме. Была озвучена цена — 30 евро, и если херр добавит 6 ойро, будет и завтрак. Ударили по рукам и завалились спать.
Культурный народ, хозяев вообще не видел. Проснулись — «поляна» уже накрыта, причем очень много всего. Наелись, до обеда хватило. Пока собирались, уже было все убрано со столов. Только когда уже уезжали, вышли хозяева, попрощались. До Вернигероде долетели быстро (около 250 км). В это время все автобаны были в ремонтах. Постоянное ограничение скорости. Но к 12 уже были на месте.
Вернигероде.
Побродили и к вечеру надо было выдвигаться в Магдебург. В течение всего дня пытались дозвониться до человека, но он не брал трубку. Подумали, диверсия и вспомнили, что еще есть знакомые хорошие, живущие в Германии. Через родственников узнали, что совсем рядом в Ганновере. Что до Магдебурга, что до Ганновера — почти одно расстояние, куда благополучно и добрались.
В дальнейшие три дня был нанесен сокрушительный удар по бюджету магазинами, прогулками и т.д. И вот настал момент отъезда. Шмоток было куча, ехать обратно три дня, поэтому сорвались чуть пораньше с запасом. Ехать опять такую же дорогу ну очень не хотелось, поэтому позвонил в турбюро узнать, как там паромы вообще ходят. И, о, чудо, есть паром из Травемюнде до Хельсинки, и еще идет акция до конца недели и паром на двух человек + машина стоит 250 евро. Если доплатим еще 20 евро, то будем вдвоем в трехместной каюте. Гулять так гулять. Забрали билеты и вечером выехали и «заселились» на пароме. В три ночи отошел, прибыли через день в семь утра.
На выезде все не местные номера останавливали, спрашивали у кого что. У меня проверили Грин-карту. Все, фактически дома. На границе никто ничего не смотрел, хотя завален был весь салон и багажник под завязку. Только финн спросил: «Гдэ ви билли столько врэммэнни?». В Хельсинки, мол, шопинг. Штамп в паспорте, катитесь.
Расходы:
Грин карта — 1 550 руб. + 2 визы по 3 000 руб.
От Питера до Праги получилось 2 216 км. Средний расход — 5,5 литра. Заливал до полного бака, подписывал на чеке километраж и высчитывал расход.
Общий пробег составил около 4 000 км (не записал сразу точно, а блокнот, куда все записывал, куда-то запихнул).
Денег на бензин ушло около 10 000 руб.
Средний расход по всей поездке составил 6 л на 100 км. Минимальный расход был 5,2 л, максимальный (по Польше) 6,6 литра. Не гонял, скажем так, соблюдал правила, больше 110 не шел.
Затраты на жилье:
Итого: 231 евро = 10 500 руб.
Паромы:
Итого: 353 евро (15 800 руб.).
По нашим приблизительным подсчетам обязательные траты (бензин, жилье, питание и т.д.) обошлись примерно в 35 000-37 000 руб. Обедали в ресторациях, забегаловки не посещали практически. В Германии получилась экономия на жилье и питании, т.к. жили у знакомых. Но если плюсовать и эти расходы, то думаю в 40-45 000 руб. обойдется поездка на двоих на 11 дней. У нас ушло со всеми покупками (а покупали очень активно, т.к. стояла задача одеться с ног до головы вдвоем и желательно комплекта два-три, так и получилось) около 60 000 руб.
Проехали семь стран: Финляндия — Эстония — Латвия — Литва — Польша — Чехия — Германия.
Бензин в Европе около 1-1,3 евро. Мы были в начале сентября, ценник подрос. Местные говорили, летом вообще цена была около 90 центов за литр. Заправлялся 95-м, разницы не почувствовал никакой. Экономии вследствие более лучшего бензина не получилось. Расход средний, что по России, что по Европе был примерно одинаков. В России езжу на 92-м, по трассе примерно 5,5 литра получается при максимальной скорости 100-110 км/ч, объем движка 1,4. По городу около 7,5 л, смешанный 6-6,5 л.
Связь использовали «Теле2». Очень бюджетные звонки — и входящие, и исходящие. Связь была во время всей поездки.