|
Публикация этого осеннего отчета не совсем вяжется с хронологией моих путешествий… Логичней всего было бы вместо него заняться описанием своей летней поездки, во время которой я объездил всю нашу страну от Владивостока до Мурманска, при этом умудрившись заехать ещё и в Монголию. Но, учитывая, что затраты времени на его написание будут в разы больше, чем на осенний, решил в первую очередь начать с более короткого путешествия, стремясь побыстрее вычеркнуть хоть один пунктик из списка своих неопубликованных отчётов….
Последние деньки сентября выдались на редкость тёплыми, и в голове уж как-то очень быстренько созрела идея ненадолго сгонять на какую-нибудь из Приморских гор. Наш выбор пал на Облачную — самую высокую гору нашего края… Хотя нет… Есть ещё гора Аник, которая выше её почти на сто метров, но она расположена далеко на севере, в самых дебрях Приморского края, и добраться до неё можно только вертолётом.
Но и с Облачной тоже не всё так просто, как кажется… С месяц назад, у нас в крае, скажем так, неплохо порезвился тайфун Лайнрок, последствия которого власти расхлёбывают до сих пор… А информация о том, в каком состоянии сейчас таёжные мосты — у нас совершенно отсутствует. Самые свежие данные, которыми мы владеем — недельной давности, и они неутешительны… Но, всё-таки понадеявшись на русское авось, решаемся ехать в горы, решив в случае форс-мажора, просто погулять по лесу и пособирать лимонника с кишмишем…
Итак, в сторону Чугуевки выехали рано утром, чтобы засветло определиться с тем, что же там вообще творится…
За пару часов добрались до Новосысоевки, где ненадолго остановились возле памятника военным лётчикам — Анашкину Владимиру Николаевичу и Волкову Александру Николаевичу, которые 9 сентября 1981 года, ценой собственной жизни, сумели отвести падающий реактивный самолёт за пределы населённого пункта.
Вскоре доехали до Чугуевки и свернули в сторону села Ясное, откуда непосредственно и начинается таёжная дорога на Облачную…
Верховья одной из главных рек Приморского края — Уссури…
А вот и одна из промежуточных целей нашей поездки — село Ясное…
Сразу за деревней проехали по свежему «мостику» через реку. Предположили, что и остальные тоже находятся на своём месте…
Однако радость была недолгой, и уже через пару километров мы упёрлись в ещё один разрушенный мост… Вернее, даже не разрушенный, а до конца не восстановленный…
Техника работала тут же…
Решаем дождаться окончания работ и попытаться проехать дальше. Паркуемся неподалёку, достаём семечки и просто наблюдаем за процессом…
Вскоре мостик оказывается практически готовым, и мы, пока бульдозер делал очередной разворот, быстренько прошмыгиваем перед самым его носом на другую сторону реки…
Дорога завалена всяким хламом, принесённым потоками разлившихся рек. Периодически приходится останавливаться, чтобы вручную расчистить путь к заветной цели…
Вскоре нам попадается очередной разрушенный мостик… А потом ещё… И ещё… Приходится часто съезжать с дороги и форсировать ручейки и речки по неглубоким бродам…
Наконец-то добрались до границы Национального парка «Зов тигра». Оформляя у егерей пропуск на территорию, узнаём от них много актуальной для нас информации. Оказывается, что наша Мазда — первая машина, которая добралась до кордона за весь сентябрь. Бульдозер — не в счёт… Также нас предупреждают о том, что в парке довольно много медведей, но они сейчас не агрессивные… Ну, если только к ним не начинать приставать… Тигров здесь — вообще не видать… И, самое главное, дороги дальше нет — проедем максимум с километр и встанем… В общем, оперативненько получили у них кучу весёлой информации…
Покинув гостеприимный кордон, буквально через километр, доехали до очередного смытого мостика, который привычно объехали по руслу ручейка…
По дороге подобрали двух туристов со здоровенными рюкзаками, идущими траверсом Облачная — Снежная… Они, как нам сказали на кордоне, тоже были первыми, но только пешими туристами с начала сентября…
Сколько-нибудь значительно помочь им в скорости продвижения мы так и не смогли, т. к. в некоторых местах дорога была в плохом состоянии и уже километра через три-четыре, когда она плавно перешла в русло реки, и мы чуть было не закопались в мелких камешках, решаем всё-таки сдать пару сотен метров назад и остановиться третьей стоянке…
Во время тайфуна на этом самом месте текла разлившаяся Уссури. Судя по отметкам на кустах и деревьях, её глубина в этом месте была около полутора метров…
В лесу нашёл смытую потоком воды лавочку, разобрал её, и по частям перетащил на старое место…
До вершины Облачной с этого места километров около двадцати, и мы решаем выдвинуться в путь по темноте, часиков в пять утра, чтобы засветло успеть вернуться к машине…
Однако этим планам не суждено было сбыться, т. к. с наступлением темноты, тайга наполнилась воем волков, которые здесь шастали, ну, просто повсюду, а от их жуткого воя кровь буквально стыла в наших жилах… Я, конечно понимаю, что за месяц, звери, отвыкнув от присутствия в парке людей, совершенно распоясались… И вот, нашим общим собранием, старт для большей безопасности откладывается непосредственно до момента рассвета — на семь часов утра. Мы с Таней тут же оговариваем, что идти будем очень быстро, чтобы успеть обернуться до вечера…
Утро нас встретило бодрящим холодком и уже не таким страшным, я бы даже сказал редким, воем волков…
Учитывая, что река бежит прямо по дороге, а на ногах у нас кроссовки, которые мочить нам совсем не хочется, приходится забираться выше и продираться сквозь завалы деревьев на её берегах… Периодически выходим на дорогу, проходим с полсотни метров, а затем вновь штурмуем лесные заросли. В трёхстах метрах от машины замечаем свежие следы тигрицы и тигрёнка… Почему-то в моей голове сразу всплывают слова егерей о том, что тигров здесь нет… Это чем-то даже напомнило мне слова Кузьмича из фильма «Особенности национальной охоты»: «Рыбы здесь нет… Она вся ушла на дальний кордон»…
Чёткие отпечатки следов, диаметром около пятнадцати сантиметров, очень красивы, и, как будто, нарисованы…
За сорок минут, мы, по бурелому, прошли чуть больше километра, и я понимаю, что лёгким наш маленький поход явно не будет… Но вскоре дорога вновь становится отличного качества, и мы начинаем быстро продвигаться вперёд, к нашей цели…
Пройдя пару километров, сворачиваем с основной дороги на тропинку вдоль ручья Гнилого и далее уже идём по неглубокой колее, забираясь всё выше и выше… По дороге попадается много медвежьих следов, хорошо различимых на песке и мягкой, глинистой почве…
Периодически встречаются размытые участки, глубина некоторых промоин достигает высоты человеческого роста… Но основная их часть — не глубже полуметра…
Также встречается очень много поваленных деревьев и, чтобы в дальнейшем здесь смогли проехать автомобили, первопроходцам придётся хорошенько поработать пилой…
Дорога возле шестой стоянки и выше, по таёжным меркам, просто идеальна — промоин нет, да и поваленных деревьев тоже практически не встречается. Кстати, шестая стоянка, как нам показалось, самое идеальное место для ночёвки. Только уж слишком сложно до неё добираться…
Делаем здесь небольшой привал, оставляем в кустах часть ненужных вещей и налегке отправляемся штурмовать гору…
Очередной указатель нам подсказывает, что мы не сбились с пути…
Финальный участок дороги практически уходит в небо под самым своротом на тропинку…
Чем выше мы подымаемся, тем больше и больше чувствуется простора, да и горы здесь нам показываются уже во всей своей осенней красе…
Вскоре догнали уже знакомых нам туристов, сделавших привал у родника, неподалёку до начала гольцов… Что и говорить, большие и тяжеленные рюкзаки значительно замедляют скорость их продвижения к вершине. Чуть посидели с ними, отдохнули, заодно и узнали, что нам до цели осталось набрать всего каких-то восемьсот метров высоты… Кстати, ночевали они на пятой стоянке, километрах в шести от нас, где так же, как и у нас, ночью пошаливали волки.
Периодически, нам на глаза попадается весёлый тигрёнок, задорно подбадривающий уже практически обессилевших путников…
Вскоре мы вышли на гольцы, где увидели, что вокруг нас раскинулась на десятки километров нетронутая тайга…
Далеко внизу еле угадывается дорога, по которой мы шли двумя-тремя часами ранее…
Заблудиться на Облачной практически невозможно, вся тропа промаркирована ленточками и множеством туриков, верхняя часть которых, для большей заметности, окрашена в яркие цвета…
Наши телескопические трекинговые палки были благополучно оставлены в машине… Но, по ходу подъёма, мы осознали свою ошибку, раскаялись и нашли им временную замену. Конечно, палки оказались не ахти какие, но идти всё-таки стало проще…
Когда поднимались, я каждую вновь открывающуюся нам вершину принимал за Облачную… Но каждый раз за ней вырастала новая, ещё более высокая… Так повторялось несколько раз, пока мы, наконец-то, не увидели с хребта где-то вдалеке настоящую вершину Облачной… Каким-то шестым чувством понял, что это именно она, но до неё было ещё пара километров спуска, а затем нереально крутого подъема по каменистой осыпи… Кроме того, я уже прекрасно понимал, что засветло вернуться к машине уже не успеем… На этот случай у нас заранее были припасены парочка хороших фонариков и несколько фальшфейеров…
Где-то через час вышли к финальному отрезку нашего пути, отдохнули минут десять перед двухсотметровым подъёмом и стали потихоньку забираться всё выше и выше, к вновь скрывшейся от нас горной вершине…
Минут за сорок, с небольшими передышками забрались на самый верх, где уже с месяц никого не было. На вершине, вместо триангулятора оказался установлен олимпийский факел и построено из камней некое сооружение, что-то вроде маленького форта, спасающего за своими стенами, от практически никогда не утихающего здесь сильного ветра, обессиливших туристов…
Здесь же находится множество памятных табличек от прошлых восходителей…
Пробыв с полчасика на вершине, начинаем спускаться вниз. В планах добраться до ложбинки, где нет ветра и там, в спокойной обстановке, быстренько перекусить. В общем, выбрали понравившееся нам место, и минут за десять, в один присест, расправились со всей нашей едой, допили последнюю воду и налегке продолжили спуск.
Периодически смотрим на туристов, уже идущих нам навстречу… Непонятно, чего они там суетятся, бегая по полянке туда-сюда. Дошли до них, ещё раз поздоровались… Оказалось, что где-то здесь раньше был родник, но сейчас он исчез, и их надеждам пополнить свои запасы воды не суждено сбыться. И сейчас они, мучимые жаждой, на ночь глядя, идут туда, где воды уж точно нет. Непонятно, останутся ли они на вершине с ночёвкой или же продолжат оттуда свой спуск до ближайшего ручейка, но уже в ночи. И как они будут спускаться, ведь идти в темноте по камням занятие точно не из приятных, я бы даже сказал, что очень опасное…
На спуске, уже практически в самом лесу, стало быстро смеркаться. На подсознательном уровне понимали, что добраться до дороги нужно засветло, иначе блуждание по тропинкам в лесу может растянуться на неопределённое время. В итоге, всё-таки парочку раз не туда свернули, потеряв несколько драгоценных минут. Но, в оконцовке, пусть уже и в полумраке, всё равно вышли на дорогу. От переполнявших меня радостных эмоций, громко, на весь лес, крикнул «УРА!!!»…
Лучше бы я этого не делал…
В ответ со всех сторон нам грянуло дружное: «У-У-У-У-У-У-У-У!!!!!!» от волков… И так они были близко к нам, что мы аж присели от неожиданности… Решаем, очень быстро идти по лесу, и, пользуясь тем, что ещё можно что-то видеть, экономим батареи наших фонариков. На всякий случай, наготове держим нож и фальшфейеры. Таня стремительно летит вперёд, да так, что я еле поспеваю за ней, но тьма сгущается всё быстрее и быстрее, и уже через полчаса мы вынуждены воспользоваться нашими фонариками. Вскоре добрались до шестой стоянки, где переоделись в тёплую одежду, оставленную здесь ранее.
Тайга в ночи наполняется различными звуками и шорохами… Где-то в стороне, парочку раз рыкнул то ли медведь, то ли тигр, но Таня ничего не слышит, так как на её голову накинут капюшон, а под ногами ломаются сухие ветки и шуршит опавшая листва. Не стал её пугать…
Нестерпимо хочется пить, перед моими глазами всю дорогу стоит двухлитровая бутылка холодной «Колы», оставленная нами в машине. Она словно придаёт мне дополнительные силы, и я уже раз двадцать или даже больше, представил, как я на неё набрасываюсь и безжалостно уничтожаю… Как там, на вершине Облачной, мучимые жаждой туристы, даже не представляю…
При выходе на основную дорогу, буквально в тридцати метрах от нас разыгралась таёжная драма, и умирающее животное так сильно кричало, что волосы встали дыбом даже на моих руках. Моментально был зажжён фальшфейер, и мы, под его защитой, пошли вперёд, мимо тех кустов, где уже практически стихли звуки агонии.
За километр до машины, мы снова вышли на русло реки, бегущей по дороге. Чтобы сэкономить время на обходах, решаю форсировать её с Таней на моих руках, иду просто вброд, даже не разуваясь. В итоге, за пятнадцать минут добрались до уже прогретой с брелока машины и напали на «Колу». Потом быстренько переоделись, переобулись, и поехали к домику егерей, которых подняли далеко заполночь, извинились и попросили выпустить нас за ворота. На прощание ещё раз извинились перед ними и вскоре уже совсем покинули территорию Национального парка.
Адреналина этим вечером я хапнул по полной, так что спать за рулём, на обратном пути, мне совсем не хотелось, хотя и приехали домой в шестом часу утра…
Сразу после возвращения, у меня в голове шевельнулась мысля, скататься за Дальнереченск на место падения Сихотэ-Алинского железного метеорита в 1947 году. Но эта идея была слегка подкорректирована небольшим происшествием, случившимся прямо на парковке возле дома…
Получилось так, что сидя в гостях, я услышал довольно сильный удар, тут же на улице громко заверещала автомобильная сигнализация, а затем очнулся от анабиоза и мой брелок. Почуяв неладное, я выглянул в окно и увидел, что в мою машинку въехал задом Прадик. Но самое главное, он решил не оставаться на месте и начинал потихоньку выруливать в сторону гаражей. Я метнулся в коридор, и уже через двадцать секунд, был возле своей машины… Джипа рядом не наблюдалось… Однако, спустя некоторое время, я заметил его, притаившегося за соседними гаражами… Подошёл к водителю и в очень и очень вежливой форме спросил, не хочет ли он объяснить мне, почему же он постеснялся остаться на месте этой маленькой, довольно типичной, аварии. Разборка заняла всего около минуты, и вскоре виновник был отпущен под честное слово, что через два часа он ко мне подъедет и мы вместе порешаем вопрос о дальнейших наших действиях... На всякий случай, я выставил перед машиной знак аварийной остановки и продолжил дальше заниматься своими прерванными делами…
Как и условились, ровно через два часа, водитель Прадика вернулся с намерением загладить передо мной свою вину денежными знаками. Пожалев его кошелёк, предложил оформить европротокол, т. к. мне не хотелось обременять виновника аварии такими тратами… Да, страховка для него теперь вырастет, но учитывая то, что машина зарегистрирована в деревне, а стоимость годового ОСАГО на джип составляет всего лишь шесть тысяч рублей, то лишних три тысячи в год, водителя точно не разорят.
В общем, в ускоренном темпе, за пару дней я получил всю страховую выплату, а ещё через пять, моя машинка сменила пол и вышла из ремонтной мастерской в новом обличии… Поскольку выплаченные мне деньги позволяли, поставил себе морду от Ниссан Вингроад, которая просто идеально встала заместо разбитой от Мазды…
Так, с небольшой задержкой, я с Таней и своим братом выдвинулись в сторону Дальнереченска. Кстати, в этих местах я уже дважды побывал в две тысячи десятом году, когда умудрился на своём вэдовом АД проехать практически до самых метеоритных кратеров. Памятуя о том, насколько был наглым медведь, который пытался влезть в палатку, взял для самоуспокоения кучу петард, которые потом там же и использовал.
В районе Лесозаводска начинаем пробивать через Интернет качество грунтовки до Метеоритного и узнаём, что мост через Большую Уссурку смыт во время тайфуна Лайнрок и до сих пор не восстановлен. Благодаря этому, несколько сёл всё ещё остаются практически отрезанными от мира. Ищем альтернативный маршрут, находим, но он сейчас проходим только для джипов. Всё равно решаем ехать и на месте определяться, сможем мы там проехать или нет.
Новый маршрут идёт в объезд кучи населённых пунктов, так что нам придётся делать крюк более ста километров, чтобы попасть в нужное нам село…
Дорога и впрямь оказалась ужасной, раскисшая колея постоянно норовила стянуть в кювет, а иногда и просто оставить в своём плену наш маленький автомобильчик. Перед реками дорога раздваивалась и расстраивалась, поэтому в темноте выходили смотреть, куда же она нас, в конце-то концов, приведёт. Мосты тоже оставляли желать лучшего, поэтому периодически брат выходил и подсказывал, куда нужно подруливать, чтобы не попасть в здоровенные дырки на самих мостах. После Лимонников, дорога стала значительно лучше, и уже часам к четырём утра, с грехом пополам добрались, наконец-то, до Метеоритного… Проехали его насквозь и заночевали на мосту возле реки, если не ошибаюсь, Маревки…
Утром, после трёх часов сна, вылезли из машины и обнаружили, что все лужи покрыты толстым слоем льда. Здесь, в отличие от Владивостока, уже вовсю чувствовалось глубокое дыхание приморской осени. Немного размявшись и перекусив, вернулись в деревню и стали искать сворот на дорогу, ведущую к кратерам…
После недолгих поисков, нужная дорожка была найдена, и мы с небольшой скоростью стали по ней потихонечку пробираться. Через пару километров стало понятно, что всё-таки лучше нам идти пешком, чем ехать на машине…
Останавливаемся и разделяемся. Мы с Таней идём на кратеры, до которых ещё девять километров, а брат остаётся нас ждать возле машины. По дороге периодически развлекаюсь, предупреждая явно высматривающих нас из кустов мишек, взрывами петард, которые при их забрасывании в лужу, поднимают в воздух, ну просто огромные фонтаны. Дорога в хорошем состоянии и, если бы у нас была полноприводная машина, с чуть большим клиренсом, то мы бы без проблем проехали ещё километров пять…
По ходу движения обнаружил, что с навигатора, каким-то волшебным образом, исчез трек, по которому я здесь ходил в прошлые разы… Неприятно, конечно, но не смертельно… Есть же, в конце-то концов, и память… Главное — не пропустить нужный поворот, который вскоре был благополучно найден.
После своротка с основной дороги на старую, заброшенную дорожку, идти стало сложнее, т. к. по ней бежит множество мелких ручейков, которые делают это путешествие довольно грязным занятием.
Потихонечку дошли до места моей старой стоянки, откуда начинается тропинка, идущая через небольшое болотце прямо к метеоритным кратерам. Вдоль тропинки растёт огромное количество лимонника, поэтому издалека кажется, что все деревья покрыты красными листьями. Но, как таковых, листьев уже нет, вместо них все деревья обвивают сотни лиан, покрытых многочисленными гроздьями ягод лимонника…
За часик добираемся до верха сопки, где нам всё чаще и чаще начинают попадаться ударные кратеры от осколков метеорита…
В лесу встретилось несколько групп поисковиков с металлодетекторами, которые продемонстрировали нам собранные с их помощью в лесу осколки железного метеорита. Когда-то и я так же ходил с прибором по здешним местам…
Это самый большой кратер, диаметром около тридцати и глубиной около шести метров…
По краям кратеров, взамен уничтоженных взрывами, успели вырасти новые, почти вековые, деревья…
Места старых стоянок туристов давно заросли… Их можно узнать только благодаря некоторым, чудом сохранившимся предметам быта…
Вдоволь нагулявшись по осеннему лесу, ближе к вечеру, решаем возвращаться назад, и уже через два часа мы подошли к машине.
Поскольку выехали засветло, самый плохой участок дороги был преодолён без особых проблем… Последнюю оставшуюся петарду — бросил в воду с мостика.
Такая машина уж точно сумеет доехать до самых кратеров…
Оставшаяся часть пути прошла без приключений, и в пятом часу утра мы просто рухнули в постель, чтобы с утра пораньше подняться и рвануть за новыми приключениями…
Спасибо всем прочитавшим и посмотревшим мой маленький отчёт…
До скорых встреч… И как всегда, удачи на дорогах!