|
Вместо вступления
Я долго думал, стоит ли писать об этом небольшом путешествии. Ведь по сравнению с рядом выложенными эпопеями в нескольких частях мой опус с картинками будет смотреться как рассказ о походе на соседнюю улицу за хлебом. Да и с жанром интернет-отзывов с их словами-паразитами и нелепыми оправданиями типа: «БГГ, я не писатель, так что сильно не бейте, имхо ессесно лол» я знаком мало. А потом плюнул и решил, почему бы и нет? Ведь готовился я к путешествию так, как будто еду, как минимум, в кругосветку. Просчитывал все со всей серьезностью и ответственностью. И потом, для людей, планирующих отпуск где-нибудь в этих местах, мой рассказ может оказаться полезным. А так как интернет резиновый и все стерпит, то усаживайтесь поудобней (или наоборот делайте вид, что работаете) Приятного чтения!
С момента покупки первой машины Honda Torneo, я осознал, что все разговоры о свободе, о том, как круто «прыгнул в тачку и полетел куда хочешь» разбиваются о местность, в которой мы живем. Весь мир, полный чудес и неожиданных открытий, заканчивается вместе с асфальтовой полосой. И для Приморского края, как ни для какого другого необходим внедорожник. Поэтому после смены машины на Toyota Hilux Surf я пустился во все тяжкие и абсолютно все выходные проводил в выездах на природу. Но, конечно, хотелось большего, поэтому отпуск я решил провести на колесах, съездить в места, в которых я никогда не был, или в которых когда-то был, но хотелось освежить воспоминания. Наконец-то машина могла мне дать то, что я от нее хотел.
Вдохновившись рассказом Алексея Шерстобаева «Мотопутешествие по Приморью на Honda XR250», я решил, что мои глаза смотрят на север. И вот погожим днем, второго сентября из Владивостока выехал экипаж в составе двух человек. Меня и моей девушки. Экипированы мы были более чем скромно. Я вообще долгие годы занимался спортивным туризмом и скалолазанием, поэтому привык в походах обходиться минимумом вещей, без всех этих китайских синих тентов, складных мангалов и надувных матрасов.
Еды с собой взяли на два дня, и то в основном мясом и овощами, потому что грузить машину тушенкой и макаронами на десять дней, по меньшей мере, странно. И желание «чтоб такого съесть» меняется, и дары природы никто не отменял.
Пролетели асфальт, и пейзаж стал меняться на более живописный.
Взобрались на Лазовский перевал, воздух свободы приятно щекотал ...опу, и я со всей силы устремился вниз, забыв о козлени сурфа по грунтовке… Машину срывает в занос, резина с хрустом врезается в грунт, раскидывая камни, я думаю, ну все, досрочное бесславное окончание нашего похода! Газ-тормоз, газ-тормоз, выровнялись, выдохнули. Слава богу, не было встречки. Спустились вниз и перевели дух у горной речки. Судя по тому, как густо был усеян ее берег клочками туалетной бумаги, переводили там дух не только мы.
Доехали до Лазо, позвонил товарищ, отдыхающий в Валентине, бухте километров в ста от Лазо. Сказал, что поймал крабов и зовет пробовать. В Валентине я недавно был, но краб…
На следующее утро выдвинулись к бухте Красная скала, что находится рядом с селом Милоградово.
Лет десять назад, в босоногом детстве, я там был, но воспоминания, как туда проехать, поистерлись, и это вылилось нам в два часа блуждания по кукурузному полю, кормя комаров и ругаясь на навигатор. В конце концов товарищ на «карибе», который рвался вперед, стремясь доказать, что у него тот еще джип, позорно утонул в луже посреди дороги.
Вытянули его, просушили свечи и поехали дальше. Я нормально, а он подтраивая двигателем. Добрались до первого брода, я переехал его, а «кариб» снова решил пойти своим путем и напоролся на бревно, на котором тут же повис.
Благо, местные мужики с красными щеками, в болотных сапогах и на мотоцикле помогли нам оттолкать машину вниз, и он, под многоголосый хор советов и рекомендаций, со второй попытки взял брод.
Мужики, видя нашу растерянность, сказали, где лучше переправится через следующий брод и потом, зловеще улыбаясь своими красными лицами, поведали нам душераздирающую историю про то, как после ливня в прошлом году Петрович на вахтовке застрял в бухте на неделю, не мог реку переехать. А где Петрович, а где вы…
Красная скала встретила нас неуютным ветром и низкими облаками. Явно собирался дождь. Казалось, что это дух Петровича на вахтовке бродит поблизости, шевелит камыши и тяжело дышит пронизывающим холодом тебе через плечо.
Хотя сама бухта просто великолепна. Изогнутый ковшом песчаный пляж, переходящий в луг, поросший невысокой травой, обрамленный с двух сторон речками. Одна спокойная и илистая отлично подходит для пришвартовки лодки, другая каменистая и стремительная с кристально чистой водой. Скалы, необычного рыжего цвета утопают в кустах шиповника с огромными красными ягодами.
Разбили лагерь. Пожарили мяса и улеглись спать.
Около часу ночи неугомонный вахтовик вконец разбушевался и по машине ударили первые капли дождя.
Утром, быстро позавтракав и собравшись под подтекающим тентом, мы рванули дальше навстречу приключениям!
На милоградовской заправке мой товарищ, деловито просушив тряпочкой воздушный фильтр, пожелал нам счастливого пути и вручил канистру с бензином. Мол, будете погибать без бензина там, на северах, еще спасибо скажете. Сам не понимая зачем, я взял ее.
Пронеслись мимо укутанные туманом реки Милоградовка и Маргоритовка, полноводные в этот год как никогда.
Сурф, весело обходя лесовозы, помчался навстречу поселку Ольга.
Остановились в Горноводном попить минералки. Подошли к красиво оформленному источнику, взяли на пробу. Вода водой, даже без газа. Прошли дальше, там будка с кранчиком. Ага, вот это то, что нам нужно! Человек из окошка, с лицом сельского гармониста, смотря заискивающим взглядом, нацедил стаканчик на пробу, расписав, как же это прекрасно – пить минералку!
Взяли пару бутылок и через пару часов докатились до Ольги. Бухта тенистая, с узкой береговой линией, поросшая лесом. Для кораблей, наверно, очень удобная, но для отдыхающих особой ценности не представляет. Хотя, может быть, рядом есть и очень красивые места.
Не останавливаясь, взяли курс на Веселый Яр. Тот район представлял наибольшую ценность и был центровой точкой нашего похода, потому что в нем находится крупнейшая в крае Мокрушинская пещера, а так же лежбища тюленей ларга и поражающий своей лаконичной красотой маяк Балюзек.
Сразу стало ясно, что пляжи Веселого Яра привлекли не только нас. Горы мусора по краям дороги, стойбища отдыхающих людей, обтянутые уродливыми синими тентами, туалеты, сооруженные из палочек, полиэтилена и фанеры. То и дело какой-нибудь пьяный жирный мужик в капитанской фуражке перебегал дорогу и, кинув пакет с мусором в траву, садился с…ть, дымя сигаркой. Над всем этим висел смрадный душок нечистот смешанный с алкоголем, шашлыками и дешевыми спортивными китайским костюмами. Все как у людей, подумали мы и направились искать место для ночлега.
В итоге вписались на сутки в очень хорошую и чистую комнату, помылись в бане, прошерстили интернет, прогулялись по окрестностям. Капитализм победил и близлежащие поселки подводников и военных. Ракушка и Норд-Ост лежат в руинах, а Веслый яр выжил ценой ужасного захламления территории.
На следующее утро наконец-то выглянуло солнце, разогнало облака, и под грохот и стрекотание кузнечиков мы поехали обследовать территорию. Сначала взяли курс на Балюзек.
Как подсказывает интернет: Маяк Балюзек установлен на самой высокой точке мыса Балюзека и ориентировочно построен в 1935-1938 годах. Дальность видимости огня маяка — не менее 22 морских миль.
В 1905 году вблизи мыса Балюзек сел на мель крейсер «Изумруд», один из немногих уцелевших в Цусимском сражении.. Чтобы не допустить захват крейсера японцами, его команда приняла решение о взрыве корабля. До сих пор его обломки лежат на глубине 8 метров и являются объектом исследования дайверов.
Преред маяком продрались через очередной пляж с отдыхающими. И подметили очень интересную особенность. Люди в Приморском крае обожают платить деньги узбекам. На природе это выражается в том, что перед пляжем возле мусорных куч и пластмассовых грязных туалетов стоит будка и протянута веревочка. Каждый, кто проезжает, должен отдать денег за машину, за палатку, и, ВНИМАНИЕ, за уборку территории. Особый комизм ситуации в том, что пляж густо усеян бумагой и бутылками. А мусор, если и переносится, то в окрестные кусты. Некоторые хабаровчане тоже поддаются стадному инстинкту и сидят по уши в мусоре, но с осознанием успешности. Ведь они платят за сервис, с важным видом забирая мусорные пакеты у обслуживающего персонала.
Для читающих из других городов поясню, что в самом Владивостоке существует традиция платить узбеку, чтоб он поспал ночью рядом с вашей машиной. Она так популярна, что иногда рядом с колымагой выстраиваются стройные ряды машин. Мол, мы тоже будем стоять рядом, пока ты спишь. И даже деньги тебе платить будем. Смысла я в этом вижу мало, но традиция иногда обрывается, когда узбек исчезает в неизвестном направлении, прихватив с собой ворох скрученных фар и зеркал. Вероятнее всего, ставят так машины те же автолюбители, что на вокзале пристают к незнакомым людям с просьбой посторожить их вещи.
Ну да ладно, сам маяк шикарен, и кто там не был, тот, считай, не жил. Причем пускают на него совершенно бесплатно.
Побывав на маяке, двинулись петлять по лесу, то и дело натыкаясь на остатки советского прошлого.
Спустились к пляжу возле озера Голодное. Пляж отличный, песчаный, рядом шикарное чистое озеро с впадающими в него ледяными ключами. На пляже стояла всего пара машин с хабаровскими номерами.
Проехали пляж, решили двинуть сразу до лежбища тюленей.
Озеро и море соединяет узкий проливчик. Он до того прозрачный, что я сразу же въехал в него, не померив глубину. Тут же провалился по лобовое, но, на счастье, в ширину пролив был метра полтора и все отделались легким испугом. Потом крутой подъем по размытой дороге, и мы выезжаем на плато, поросшее низким орешником и дубками.
Под палящим солнцем, наматывая паутину на бампер (в ней живут такие восхитительные пауки)…
… мы продрались сквозь дубки, исцарапав все борта у машины.
Встали на пригорке, и вот тюлени перед нами, лежат внизу на камнях, греются и резвятся в прозрачной воде. Побережье устроено так, что в море метров на сто входит каменный пласт, кое-где подымающийся из воды, на пару сантиметров, плоскими вершинами. Лучшего места для лежбища и найти сложно. Тюлени очень пугливы, и все попытки подойти к ним поближе кончались тем, что они с завидной ловкостью прыскали во все сторны. И вынырнув из воды в паре метре от камней, смотрели на нас глазами-бусинками, переговариваясь на своем тюленьем языке, больше всего похожем на собачий лай, смешанный с умиротворяющим воркованием голубей.
Вернувшись обратно на пляж, мы стали свидетелями картины, как слегка поднятый «прадик» перетаскивал через брод сначала «тойоту-гаю», а потом и УАЗИК. Я, смотря на это, ликовал, но потом выяснилось, что у уазика был сломан один мост. Я расстроился, ведь превосходство «сурфа» было не полным, но все равно успокаивал себя тем, что где проехал я, там «уазик» сломался.
Мы разбили лагерь на остатках цивилизации предыдущих туристов, перенесли вещи в палатку, в том числе и канистру с бензином, которая успела подтечь, провоняв нам часть вещей.
Сплавал в море, наловил немного гребешка. Моя девушка насобирала грибов, и шикарный ужин нам был обеспечен.
На следующий день мы сделали пешую вылазку к озеру Известняк и обнаружили там такой же песчаный пляж и непроходимые буераки вместо дороги. Желтые паучки, которыми я восхищался по началу, жутко задолбали тем, что прыгали на лицо в самый ответственный момент.
Вдоволь набродившись по окрестностям и в очередной раз полюбовавшись на тюленей, мы вернулись в лагерь и стали готовится к броску в Макрушинскую пещеру.
Об этой пещере я грезил давно. Еще со школьных лет, когда после посещения Саляника нам рассказывали, что где-то в Ольгинском районе есть пещера, в которой можно плавать на лодке по подземным озерам. И вот она всего в восьми километрах от меня. Я решил, пойдем пешком, что мы, не туристы что ли?
По началу все шло хорошо, но когда навигатор показал, что километров не восемь, а двенадцать с половиной и вместо лесной тенистой тропки, пересекающей благоухающие цветочные луга, дорога оказалась разбитой трясиной с огромными лужами, и колеями размером с «Ниссан-Марч». Примерно первые шесть километров мы еще отмахивались от комаров и мошки, реагировали на прыгающих из-под ног лягушек и змей, но потом надоело и это. И когда сзади послышался стрекот двигателя и приглушенные крики, стало ясно, помощь идет! Влезая в кузов грузовика, мы поняли, какое чувство облегчения испытали пассажиры, спасшиеся с Титаника, когда их поднимали на борт.
Из всех пещер, где я был, Мокруша самая «пещеристая». Все как в кино, огромные залы, которые не захватывает даже вспышка от фотоаппарата, узкие лазы, и высотные переходы. Множество мелких озер, наплывов, сталактитов и сталагмитов. В общем, кто в детстве зачитывался «Приключениями Тома Сойера», и мечтал побродить по пещере Мак-Дугала, может смело ехать в Мокрушу. Все эти красоты, в отличие от Саляника, доступны без спец снаряжения. Вам не нужно уметь вязать «восьмерку» и пользоваться жумаром, чтоб посмотреть абсолютно все уголки, кроме недоступного летом нижнего уровня (это который с озером и лодкой). Единственное предупреждение я хочу высказать для людей, страдающих клаустрофобией, весящих больше ста тридцати, и прудивших в детстве в штанишки от фильмов с чужими. Чувство, будто ты находишься где-то на планетоиде LV-246, в улье ксеноморфов, не покидает никогда.
Действительно красоты настолько необычны, что прям передо мной особо впечатлительная тетенька плюхнулась на землю и с красным лицом стала судорожно глотать воздух. С помощью своих товарок и пары сигарет ее привели в чувство, но нужно понимать, что это произошло еще ДО входа в пещеру.
Экскурсия немного затянулась, и нам пришлось остаться в Веселом яре еще на одну ночь, спешно ища место для ночлега. Поскитавшись по побережью и не найдя ничего подходящего, мы заехали в бухту Западную, протиснулись между какими-то тихими алкашами и необъятной женщиной, которая, утробно ухая, плескалась где-то рядом в ночной темноте, важно сообщая внучке, что ночные купания не каждому даны.
Ночью налетел тайфун такой силы, что примерно в шесть утра мне пришлось выскакивать из машины и отбирать свои стулья у этой тетеньки, которая носилась по пляжу и спешно собиралась, сгребая и свои и чужие вещи к себе в автомобиль. Порывы ветра сносили и рвали палатки и тенты. Ветер был такой силы, что вытащил резиновый коврик для багажника из-под машины и утащил его метров на пятьдесят в кусты через дорогу.
Проснувшись, мы увидели, что на пляже только мы одни. Палатка лежала примятая к земле и залитая водой. Я прошелся по побережью, собрал доски, оставшиеся от нестойких духом, и натянул на них веревки для просушки вещей.
Прежде чем ехать дальше на север, завернули в Норд-ост на мыс Четырех скал. Грохот прибоя и полное отсутствие людей, но присутствие больших грибов.
Доехали до Кавалерово, там дозаправились и свернули на Зеркальное.
Зеркальное представляет собой такую Ливадию для семьянинов. Такой же длиннющий песчаный пляж, без громких дискотек, палаточных лагерей, но с базами отдыха и столовыми, где можно съесть сельдь под шубой и компот под аккомпанемент известного певца Стаса Михайлова. Мы остановились на одной из них, так как после марш-броска по болотам нам необходима была баня. Переночевали в домике, пахнущим сыростью и оббитым изнутри оргалитом, с пузатым теливизором времен первых гнусавых переводов. Позже я узнал, что за те же деньги в Тайланде можно снять пристойный двухместный номер в отеле с бассейном.
На следующий день, вдоволь наплескавшись на волнах, мы поехали в Дальнегорск, чтоб посмотреть маяк на Рудной пристани.
Дальнегорск — город горнодобытчиков, и не удивительно, что карьеры там начинаются еще на подъезде, а заканчиваются на главной улице.
Еще нас очень удивил тот факт, что маяк находится не в Рудной пристани, а рядом, в месте под названием Смычка. Причем вокруг него промзона в самом худшем проявлении. Не хватало только аршинных надписей на заборе типа: «ЩЕБЕНЬ ОПТ, ВАГОНКА, ЛАМИНАТ».
Единственное, что порадовало меня, так это мужики, которые приехали на лов кальмара. С сигарками, обветренными мужественными лицами, в просоленной одежде, настоящие прожженные морские волки. Казалось, бушевал бы девятибалльный шторм, они так же устало шутя, пустились бы в море и ни один мускул не дрогнул бы на их лицах.
Заночевали за Рудной Пристанью в бухте под названием Лидовка. Песчаной, но страшно грязной, как и все места, к которым легко проехать. Было довольно ветрено, но это не помешало нам пожарить мяса и насладится закатом. Как обычно пишут про такие моменты авторы: «Солнце медленно садилось и золотило вершины Аппенин».
На следующий день мы покинули Лидовку и направились к конечной точке нашего путешествия — Тернею.
По дороге заскочили в очень интересный залив Опричник. Он весь покрыт круглыми камнями от чего близлежащее село получило название Каменка. Так же в нем имеется очень уютная дубовая рощица с прозрачным ручейком. Мы решили остановиться там на обратном пути, потому что каменистое дно и близкие скалы намекали на наличие рыбы, а подводное ружье слишком долго лежало в машине.
Наверно перенасытившись впечатлениями за все дни, мы проскочили Пластун, и, пометавшись по полям в поисках проезда к бухте Джигит, плюнули и решили дальше не ехать, а повернуть обратно и несколько дней пожить в Каменке. Недалеко от Пластуна нам дорогу перебежал упитанный медведь, а буквально через сотню метров повстречались два путника с собакой.
Потом мы заскочили на Балогуровские озера. Там находится одноименная база отдыха, заповедник социализма среди тайги. Все на базе, начиная от инфантильного осьминожки на воротах, нарисованного в стиле Олимпиады-80, до домиков, обитых рейками и покрашенных в веселенькие цвета, навевает дух школьных пионерлагерей и манной каши с комочками.
Эта база так же знаменита тем, что ее владелец, предприимчивый человек, решил открыть горнолыжку на соседней сопке. Но кому-то не додал денег и его закрыли, а сопка так и стоит с проплешиной. Информация непроверенная, но случай курьезный.
Прибыв в Каменку, мы наспех разбили лагерь и я бросился в воду. Действительно, предчувствие меня не обмануло, залив кишел рыбой. Но тут же выяснилось, то, что линь я привязал плохо — узел застревал, кукан колол в бок, не туда прицепил, а пояс с грузами скатился на живот. Да и усталость давала о себе знать. В общем, первый и последний заплыв за рыбой окончился более чем скромно. Подстрелил всего четырех, две из которых сорвались, пока я боролся в воде с куканом. Хотя плохому танцору всегда что-то мешает, нужно тренироваться.
Зажарили окуньков в фольге с лимончиком и специями. Настоящая пища богов!
После них, пролежавшее почти двое суток в машине мясо как-то не пошло, но зажарить его пришлось, во-первых, потому что жалко, и во-вторых, мельтешившая в кустах большая крыса явно имела на него свои виды.
И действительно, ночью крыса, полезшая в пакет для мусора, сорвалась и громко загремела складным столом. Раскидав посуду, она убежала зигзагами в лес и больше не беспокоила нас. Я уснул, предвкушая, как завтра поплыву к скалам на лодке стрелять рыбу.
Проснувшись наутро, я понял, что отравился и меньше всего хочу плыть к скалам на лодке и стрелять рыбу.
В последний раз мы свернули лагерь и понеслись домой во Владивосток.
Ехали обратно через Арсеньев, по асфальту, я ехал в состоянии аффекта, поэтому из интересных деталей мне запомнился черный «форестер» гребца Штыля (летом эта шутка была смешная, а сейчас о нем уже все забыли) и хозяйственные мужики, которые сперли где-то огромную цистерну и везли ее к себе на дачу, чтоб хранить в ней перегной.
Еще под Уссурийском у меня случился разрыв шаблона, когда на грунтовке «фиты» и «ярисы» яростно начинали обгонять, перестраиваться прям перед самым носом, закидывая тебя камнями. В Тернейском районе, например, фуры притормаживают, для того чтоб ты обогнал их, а машины моргают фарами и заезжают перед тобой через двести метров, чтоб не пылить в лицо и не портить тебе стекла. Смотря на эти отважные маленькие машинки с успешными людьми в них, я понял: как я счастлив, что возвращаюсь домой.
Сентябрь 2012 года. Пройдено около двух тысяч километров, получено несчетное количество впечатлений.
Вместо заключения
Слово в свое оправдание:
Это мой первый поход на машине, поэтому вы бы проехали по маршруту гораздо лучше моего.
Я совершенно не знаю край, поэтому в самых лучших местах не был.
Я не джипер-шатунист, поэтому в сложных местах, где вы ездите, я бы просто закрыл лицо руками и заплакал.
Я не умею чинить машину, поэтому пустился в поход без набора гаечных ключей, паяльной лампы и запасных комплектов стоек. А стоило их взять! Ведь пробей я защиту картера на пляже, я бы там и остался зимовать.
Я старался написать отзыв, а не инструкцию к холодильнику «Бирюса», написанную сухими цифрами. Поэтому в нем нет столь ценной и увлекательной информации типа:
07.09.12
Пройдено 320 километров.
Сожжено 27 литров топлива.
70 руб. — пицца на заправке.
15 руб. — чай с лимоном.
Спасибо за внимание!