Зимний отпуск в Армении с новогодней прогулкой по Тбилиси на верном Пыжике. Часть 2

05.07.2016 | 16241 просмотр

Продолжение… Начало здесь.

Глава 6. Армения — страна камней. Знакомство.

На следующее утро решили выехать пораньше, чтобы успеть к заезду в санаторий, поскольку ехать еще около 300 км. Попросили приготовить завтрак пораньше, нам пообещали, что «все будет» к 8:00 (раньше ну никак). Однако по факту завтрак нам приготовили только к 9:30, и в 10:00 мы выехали.

Завтрак был такой же душевный, как и хозяева, которые еще дали нам в дорогу бутылку домашнего вина в какой-то грязной бутылке, которое мы, признаюсь честно, несколько побрезговали пить, да и на вкус оно показалось сомнительным. Мы распрощались, Георгий, так звали хозяина, дал нам визитку и сказал, что мы можем звонить напрямую, минуя букинг, он всегда сделает скидку, потому что обычно все останавливаются у него на обратном пути. Забегая вперед, могу сказать, что так и получилось, несмотря на то, что это не входило в наши планы.

Мы покидаем Мцхету, погода солнечная и прекрасная, любуемся на прощанье старым городом, выезжаем на трассу в сторону столицы. Проезжаем Тбилиси насквозь, город сразу приковывает к себе внимание, давая надежду на интересный отдых на Новый год. Но сейчас наша цель — Армения, и мы уверенно движемся в сторону границы, привыкая попутно к стилю вождения местного населения. Не сказать, что слишком агрессивно и хаотично, как описывают многие, но в тонусе приходится находиться постоянно, чтобы реагировать вовремя.

Подъезжая ближе к границе, видишь вдоль дорог бесконечные развалы с мандаринами, гранатами, а также бытовой химией и предметами первой необходимости. Так же много шиномонтажей и автосервисов. Заправляемся сдуру по привычке 92-м на более-менее цивильной заправке, но машина стала ехать ощутимо хуже, особенно дальше, когда поднимались в горы.

Температура воздуха уже поднялась до 15 ! градусов, ощущение, что приехал в лето. Грузинская граница была пройдена очень быстро, пассажиры машин проходят в коридоре отдельно, а водители с а/м через стандартные КПП. С армянской стороны все началось уже сложнее.

Пройдя КПП, нужно оформить временный ввоз на авто у таможенного брокера, купить ОСАГО, а при выезде из страны заплатить таможенному брокеру за закрытие временного ввоза. В общей сложности получается около 3,5 тыс. руб., если въезжаешь на 10 дней.

Там же в обшарпанной конуре с покосившимися шкафами, где заседают брокеры, в обменнике меняем рубли на драмы, курс вроде не грабительский, но лучше деньги менять в городах в цивильных отделениях банков.

И вот нам распахнула двери доселе далекая и неизведанная Армения. Сразу бросается в глаза некая опустошенность, разруха, но в то же время все это скрашивают великолепная природа и шикарная солнечная погода, которая обманчиво вселила в нас надежду на отдых под теплыми солнечными лучами на протяжении нашего пребывания в Арзни.

Не оставили без внимания и нашего верного помощника во всех поездках:

В деревнях особенно и на полянках в частности можно увидеть мирно пасущихся свинок:

Дорога не перестает радовать окружающей природой и панорамными видами:

Наш путь проходил через города Ноембрян (мелкий городок, где, наверное, все поголовно ездят на ВАЗ 2106, преимущественно белого цвета), Иджеван, далее крутая горная дорога через Дилижан и далее от г. Севан прямая широка трасса на Ереван.

Но некоторое разочарование внесла погода, когда мы выехали на финальные 70 км пути — стало холодно, всюду снег, долгожданные +15 остались на границе с Грузией:

Зато нас встречал горный козел и тетка:

Не доехав всего километров 10, попали в ловушку полиции — оказывается, был знак 70. Превышение было примерно на 30 км/ч, точно не помню, довольный и вежливый инспектор всячески намекал «дыхнуть в карман», я намек понял, учитывая особую любовь к деньгам этого народа, понимая, что за «извините» не отпустят, отслюнявил купюру и поехал дальше, огорчаясь от своей же невнимательности.

Долгожданный поворот на Арзни, мы уже в предвкушении отдыха и релакса, правда, на обед мы опоздали — не беда, еще ужин впереди, обещанный шведский стол. Заехав в поселок, мы с удивлением обнаружили, что пансионатов Арзни несколько, и один из них представлял собой убогое зрелище в виде разрушенного санатория, рядом въезд со шлагбаумом, где нам сообщили, что наш санаторий дальше. И вот мы видим его — такой же, как на картинке, современный, красивый, но обстановка вокруг просто удручающая — сам пансионат находится посреди некого оврага, вокруг нет никакой цивилизации, и более того, даже особо и мест для прогулок. На вершине подъема — обшарпанные домики поселка Арзни.

Но нас окружающая обстановка не печалит — мы же на авто и уже спланировали, что почти каждый день будем выезжать для осмотра достопримечательностей, благо большинство из них находилось в пределах 50 км. Решение ехать на авто было исключительно правильным, иначе здесь можно со скуки подохнуть.

Мы прошли в наш корпус, в здании тепло, приятно, администрация уже заканчивала прием, но нас поселили, заполнили документы и, несмотря на то что в декабре там были скидки, с нас не взяли плату за первый день (мы приехали в 16:00, поужинали, переночевали, позавтракали) и, как потом выяснилось, и за последний (пообедали, поужинали, переночевали и позавтракали). Мы заплатили только за ПОЛНЫЕ 8 суток, хотя официально заезд/выезд стандартно, как и везде 12/14 часов, т. е. фактически были там 10 дней по стандартным расчетам. Это было очень приятно, скрасило разочарование от «штрафа» полицаю, как говорится, если где-то убыло, значит, где-то прибудет, закон сохранения энергии действует всегда и везде, поэтому не стоит особенно печалиться из-за неприятностей и сильно радоваться удаче — все, как правило, компенсируется.

Теперь несколько слов о санатории.

Номера — мы жили в стандарте, НО их стандарт — это наш люкс (огромная двуспальная кровать, балкон, пластиковый стеклопакет, кондиционер, холодильник, телевизор, хорошая мебель, туалетные принадлежности, в том числе средства личной гигиены, зубные щетки, паста, мыло, шампуни и проч. Впечатления от номера наиприятнейшие. В здании также есть бассейн (100 руб./час), спортзал, кинозал, шашки, нарды, шахматы и т. д. (весь перечень можно посмотреть на их сайте).

Питание — трехразовое «шведский стол» — продукты свежие, блюда вкусные, претензий нет вообще.

Лечение — почти все процедуры входят в стоимость, их назначает врач, которому надо жаловаться абсолютно на все, чтобы он назначил побольше :). Единственное, что явно не понравилось, что почти все процедуры назначались через день, но после 2 дней мы договорились, чтобы нам некоторые сделали ежедневными. Гордость этого санатория — минеральная вода, на основе которой и делают половину процедур, особенно хочется отметить орошение десен горячей минералкой — эффект чувствуется сразу. Остальные процедуры примерно стандартные — массаж, ванные, подводный массаж, душ Шарко, циркулярный душ, прогревание торфом, прогревание парафином, ингаляции, промывание кишечника минеральной водой, для женщин — гинекологические промывания минеральной водой, электросон, электрофорез, ингаляции, рефлексотерапия и т.д. В общей сложности за 8 дней мы приняли на каждого по 56 процедур.

Персонал — здесь отдельная благодарность всем работникам санатория за их участливое отношение к гостям, вежливость и отзывчивость, было очень приятно отдыхать, когда работают такие люди.

Контингент — здесь ничего удивительного, в основном люди старшего возраста, мы были одними из самых молодых, да и в целом народу крайне мало, поскольку несезон — но это и к лучшему. При том стоит учесть тот факт, что для местных армян цены санатория неподъемные, поэтому там отдыхают в подавляющем большинстве российские армяне, преимущественно из Москвы, которые приехали отдохнуть и заодно навестить родственников. С людьми также приятно было общаться, все очень отзывчивые и вежливые, один парень, ну ему правда 41, терпеливо научил нас играть в нарды, за что ему огромное спасибо, по приезде в Москву купили себе нарды и теперь для удовольствия играем.

Распорядок нашего отдыха был примерно следующим: завтрак-процедуры-обед-осмотр достопримечательностей-ужин-отдых-сон. В таком режиме отдых казался насыщенным и полноценным.

Теперь стоит рассказать о том, что мы увидели интересного, и какая Армения предстала перед нами.

Уточнив у местных еще раз, что стоит посетить, составили свой план поездок, первой из которых было посещение древнего языческого храма Гарни и монастыря Гехард.

Глава 7. ГАРНИ — ГЕГАРД.

Гарни — это село в 30 км от Еревана, в котором находится единственный сохранившийся до наших дней армянский языческий храм. Постройку храма относят к 76 г. Ко времени правления царя Трдата 1-го.

Вот таким компактным он предстает взору с центральной тропинки, начинающейся от древних ворот:

Храм воздвигнут в честь бога солнца Митры, чья статуя стояла в центре храма, где сейчас мы видим только постамент, в кадре супруга заняла место божества.

В этой скромной по размерам комнатке собирались жрецы, в количестве, как предполагается, не более 20 для совершения жертвоприношений.

Храм подвергся частичному разрушению при землетрясении 1679 г., однако, благодаря усилиям и энтузиазму реставраторов, храм был восстановлен, но некоторые его элементы были безвозвратно утрачены.

Крепость Гарни, а именно такое значение имел этот комплекс зданий, включавший в себя и дворец, и бани и проч., расположена в стратегически безопасном, защищенном природой месте. Это была резиденция армянских царей, а храм, уже после принятия в 301 году христианства упоминался в летописях как «дом прохлады». Да, действительно, там очень свежо.

Одна из наиболее правдовподобных, на мой взгляд, версий того, почему именно храм Гарни не был разрушен — это та, согласно которой сестра Трдата 3-го, так и не принявшая христанства, оставшая ся до конца своих дней покровительницей язычестких богов, попросила царя не разрушать храм.

На территории сохранились еще фрагменты бани, построенной в 3-м веке, которая состояла не менее чем из 5 помещений, топка находилась в подвале.

Стоит отметить, что место для царской резиденции было выбрано не зря, сама природа вокруг дарит ощущение комфорта, спокойствия и умиротворенности:

Особенно в несезон, когда не наблюдаешь толп оголтелых туристов, здесь особенно комфортно, можно в полной мере насладиться и древней архитектурой, подышать свежайшим воздухом, вдоволь пофотографироваться и просто помечтать, глядя на горы, реку Азат на дне обрыва и в голубоватую дымку неба.

Выезжаем с платной парковки у входа в комплекс (вход тоже платный) и возвращаемся на дорогу, ведущую к монастырскому комплексу Гегард.

На пути нам встречается местный житель со своим богатством:

Стоит сказать, что атмосфера жизни в деревнях и селах разительно отличаются от городской (как и везде, наверное), по ошибке мы заехали вглубь одной деревушки, и нашим глазам предстала тяжелая и гнетущая атмосфера жизни и люди, черные от солнца и от работы, простые труженики, выживающие в условиях нищеты и разрухи. Как говорят местные армяне, в республике очень сильно выражено неравенство между крайне богатыми и бедными, среднего класса не существует, есть кто жирует и кто выживает, как, наверное, в 90-е годы в России.

В этой глухой деревушке нам дорогу преградило стадо коров, пришлось подождать, когда они уступят нам дорогу:

Местный житель подсказал нам, как добраться до Гарни, и буквально через 10 минут мы были на месте. Парковка около комплекса бесплатная, на площадке только немногочисленные торговцы и пара машин с туристами, световой день подходил к концу, да еще и несезон, что, повторюсь, позволяет нам спокойно осмотреть достопримечательности и полюбоваться природой:

ГЕГАРД — полное название ГЕГАРДАВАНК ( в переводе означает «монастырь копья»), не трудно догадаться, что речь идет о копье, которым пронзил Иисуса сотник Лонгин («один из воинов копьём пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» ). Само это копье имеет богатую историю, оно сменило несколько владельцев, одним из которых, по преданию, был Ирод Великий.

В Армению копье привез апостол Фадей, еврей по происхождению:

В настоящее время копье хранится в Эчмиадзине, о котором речь пойдет позже.

Монастырь Гегард основан в 6-м веке, а в 9-м разрушен арабами, главная часовня была построена в 1215 г., притвор, частично высеченный в скале, построен в 1225 г., а церкви, высеченные в скалах — во второй половине 13 в.

Над входом в храм изображена сцена нападения льва на быка, символизирующая княжескую силу и власть:

Внутренне убранство достаточно скромное, но когда находишься внутри храма ощущаешь спокойствие и тишину, а также изолированность от внешнего мира, что, видимо, придает эффект от массивности каменных стен и малого количества света, приникающего в помещение.

Кельи монахов располагались в скалах, на стенах которых были высечены многочисленные хачкары (крест-камень):

С восточной стороны храма на выходе располагается каменная плита, служившая для проведения ритуального обряда жертвоприношения МАТАХА — очень своеобразный и интересный по своей смысловому значению ритуал. Дословно матах — переводится с армянского — «вознести соль», это связано с особенностью самого обряда, имеющего определенные правила: священник благословляет соль, затем кормит ей животное (в результате чего жертва «очищается»), забивает его, варит мясо в воде с солью. Причем «приговоренное» животное должно быть обязательно здоровым, сильным, забивает его обязательно мужчина, а внутренности и голову закапывают в землю, дабы другие звери не съели «жертвенные останки» (хотя непонятно, что им жалко, что ли).

Мясо едят в тот же день, обязательно раздают его нищим и малоимущим, количество определяется исходя из размеров жертвы: бычок делится на 40 домов, ягненок — на 7, петух — на 3.

Но стоит оглянуться вокруг и посмотреть, какая красота окружала это «лобное» место:

Перейдя через мостик, можно увидеть пещеру с камешками, аккуратно положенными друг на друга, не знаю, что это означает, но смотрится необычно:

С этой точки, озаренный лучами заходящего солнца на фоне гор монастырь выглядит еще более монументально:

Солнце уже приближалось к горизонту, мы отправились в обратный путь, запечатлев вечерние кадры и закат:

Глава 8. ЦАХКАДЗОР. Горная сказка.

Для нас это, на первый раз сложное, название не говорило ни о чем, а для многих местных, россиян и других иностранцев — это излюбленное место отдыха, особенно в зимний период, поскольку там располагается отличный горнолыжный курорт, притом с очень демократичными ценами. Поскольку мы не катались никогда на горных лыжах, мы не смогли оценить все прелести этого курорта, но природа, атмосфера, персонал оставили приятное впечатление, захотелось сюда обязательно вернуться, хотя бы на недельку, чтобы взять инструктора и научиться азам горнолыжного отдыха. Изначально я и хотел приехать на 1 день, взять инструктора, попробовать прокатиться. Но, пообщавшись с людьми, понял, что это будут выброшенные деньги, поскольку нужно хотя бы несколько занятий и много времени на самостоятельное закрепление навыков. В связи с этим поездку пришлось отложить на неопределенный срок, очень надеюсь, что в следующую зиму получится осуществить задуманное, правда, понимаю, что придется преодолевать свою альтофобию.

Но мы не смогли отказать себе в удовольствии подняться на подъемнике и насладиться бесподобной красотой панорамных видов:

Рядом с нами уже спускались отдыхающие, причем здесь не только продвинутые любители, но и просто начинающие, даже дети разных возрастов:

Глядя на детей в возрасте 7-9 лет, едущих навстречу на подъемнике, экипированных по всем правилам, невольно задумываешься, насколько же наше детство отличалось о детства нынешних поколений, сколько развлечений, занятий, хобби стали доступными, появилась целая индустрия детских развлечений, где все рассчитано, безопасно, доступно, красочно, живо, интересно. Конечно, обратная сторона медали — это, по сути, воспитание еще одного «потребителя», который, повзрослев, станет полноценным членом общества потребления и будет работать на эту индустрию, чтобы постоянно получать удовольствие от жизни. Так же, я думаю, у ребенка притупляется фантазия и креативное мышление, поскольку раньше, чтобы себя развлечь, приходилось придумывать себе развлечения самому, а здесь — все продумали и просчитали дяди-маркетологи, чтобы родители выложили больше заработанных «шейкелей».

Что же касается непосредственно города, то Цахкадзор (с арм. «ущелье цветов») приобрел статус города в 1984 г., ранее носил название Кечарис («березовая роща») и Дарачичаг (также переводится как «ущелье цветов» только с тюрк. яз., в 1947 название было переменено на Цахкадзор). Город располагается на высоте 1 800 м над уровнем моря, а главные вершины Техенис и Цахкунятц находятся на высоте 2850 и 2880 м соответственно. 270 солнечных дней в году, чистейший воздух и богатая природа обеспечивают стабильный поток туристов.

Из исторических достопримечательностей можно увидеть монастырь Кечарис, постройка которого относится к 11 в:

Монастырский комплекс состоит из 4 церквей (Сурб Григор, Сурб Ншан, Катогике, Сурб Арутюн), двух часовен и кладбища. Монастырь был одним из центров духовной и культурной жизни средневековой Армении, в нем также располагался скрипторий, где переписывались и создавалась рукописи.

Туристическая инфраструктура также богата: множество гостиниц, кафе, ресторанов, знаменитая «Кавказская пленница» и «Джентльмены удачи» (которые также есть в Ереване, о них напишу позже):

Дорога обратно в очередной раз подарила нам красоту зимних закатов:

Глава 9. СЕВАН.

На следующий день мы отправились на прогулку к одной из природных жемчужин Армении — озеру Севан. Это самое большое озеро на Кавказе, площадь его составляет 1240 кв. км, средняя глубина 26 м, в озеро впадает 28 рек, а вытекает одна — Радзан .

Помимо красоты самого озера, окружающий ландшафт придает местности неповторимую атмосферу:

К сожалению, инженерные эксперименты «ученых», призванные «оптимизировать» использование природных ресурсов нанесли серьезный ущерб экосистеме озера. В частности, в начале века активно пытались (и небезуспешно) понизить уровень воды, что повлекло за собой ряд проблем. И лишь в 60-х годах «ученые» одумались и решили прекратить осушение озера, когда уровень воды упал уже на 18 метров. А на сегодняшний день проблем добавляет также загрязнение воды сточными водами, выбросами предприятий и т. д. А жаль, поскольку воды Севана были богаты различной рыбой, в частности знаменитой севанской форелью, сигом и др.

Сегодня на берегу озера можно посетить кафе и рестораны с видом на Севан с открытыми верандами, которые располагаются прямо на берегу озера, где вам предложат множество рыбных блюд, причем по очень умеренным ценам. Конечно, здесь отдыхать приятно летом. А если хочется просто купить рыбу, то на дороге находится множество палаток и торговцев-зазывал, которые стоят вдоль дороги и разводят руками в стороны перед проезжающими машинами — этот жест означает, что они продают рыбу, а мы поначалу не поняли, думали, что они просят о помощи :).

На полуострове Севан расположен монастырь СЕВАНАВАНК, относящийся к 9 в., стены монастыря были разрушены в 16-17 в., а в 1930 году его покинул последний монах. До наших дней сохранились два храма Сурб Аракело и Сурб Аствацацин:

В настоящее время при монастыре работает духовная семинария, сам он является действующим и, конечно же, служит притягательным объектом для туристов, поскольку помимо исторической ценности, имеет выигрышное местоположение на вершине, откуда открываются панорамные виды:

На протяжении прогулки нас сопровождала местная собачонка, очень фотогеничная:

Рядом с храмом можно увидеть традиционные хачкары:

Внизу у подножия монастыря традиционно располагаются палатки с торгашами сувенирным барахлом. Один мальчишка, когда мы припарковались, подошел и попросил купить бусы, потому что «никто не покупает, а деньги нужны», сделав поистине жалостливый вид. Мы же традиционно купили на выходе только магниты, поскольку не любим покупать безделушки, которые только захламляют дом, да и на эти мелочи в итоге тратится также немало средств.

На обратном пути, как водится, наслаждались вечерними придорожными пейзажами:

На следующий день решено было поехать познакомиться со столицей.

Глава 10. ЕРЕВАН.

ЕРЕВАН— столица Армении — город с населением чуть более миллиона человек согласно переписи 2014 г. (реально думаю, что меньше), площадью 223 кв. км., находящийся на высоте 900-1300 м над уровнем моря, год основания считается 782 год до н .э. (!). Город имеет богатую историю, излагать ее здесь не вижу смысла, поскольку, кому интересно — источников информации предостаточно.

С точки зрения туриста, Ереван, мягко говоря, не столь интересен, а точнее, для нас лично (у нас с супругой мнения совпали на этот счет), просто разочаровал. Это самый некрасивый, неуютный, безвкусный город-столица из тех немногих, где мне удалось побывать. Нельзя сказать, что Ереван вызывает отвращение, но задерживаться здесь, узнавать город «глубже» не возникает никакого желания. Конечно, серости и неуютности добавила зимняя погода, летом, безусловно здесь на порядок лучше, я уверен, однако так видно истинное «лицо» города

Но что больше всего доставило недовольства — так это манера вождения местного населения. Нет, лихачей, в отличие от Грузии, здесь немного, а вот тормозов и неадекватов — на каждом шагу, в основном это уже возрастные дяди-дедки, вечно курящие, на древних «жигах» или на Опелях Астрах и Вектрах из 90-х, которых в Ереване просто огромное количество. Несоблюдение дистанции, бокового интервала, полное отсутствие пользования поворотниками, глупые ДТП, которые создают огромные пробки — в общем то, с чем я мирился и привыкал первое время и то, что стало страшно бесить в последние дни пребывания, благо в Ереван ездили только 2 раза, и то второй раз вынужденно — возвращались из монастыря Хор-Вирап.

О пешеходах могу отметить обратное — первое, что бросилось в глаза — это отсутствие пьяных, алкоголиков, наркоманов и прочих асоциалов на улицах города. Люди передвигаются спокойно, никуда не торопятся, вежливо подскажут, если обратишься с вопросом, одеты все достаточно прилично.

Для нас прогулка по Еревану началась с самого сердца — Площади Республики, к которой мы подошли по аллее 2750-летия Еревана, в конце которой припарковали бесплатно машинку.

Было еще утро, народу крайне мало, около Национальной галереи подготавливали сцену для празднования Нового Года:

У Дома Правительства Армении красовалась елка:

В Армении есть «фишка» писать на лавочках название сайта города, где они установлены, может это и заимствованное, но мне понравилось:

Прогулялись немного вперед по одной из центральных улочек — много различных кафе почти в каждом здании:

Некоторые навевают приятную ностальгию:

Затем, не желая терять время, бесцельно прогуливаясь, спросили дорогу к Вернисажу, который оказался в пяти минутах ходьбы от нас. Без сомнения, стоит сказать, что сюда стоит обязательно прийти, особенно в выходной день и воочию посмотреть на этот «музей под открытым небом». Уверен, этот рыночек никого не оставит равнодушным, даже если вы ничего себе не купите, хотя такое вряд ли возможно. Но даже просто полюбоваться изделиями (в основном ручной работы) доставляет большое эстетическое удовольствие:

Обязательно стоит пройтись по картинной аллее — полюбоваться живописью местных художников и, конечно, при желании приобрести, если что-то сильно западет в душу:

А сколько разной мелочевки продается, сколько некогда полезных и нужных предметов, в том числе медицинский инвентарь, банки, колбы, химические реагенты и прочее:

Так приятно и необычно было увидеть коллекцию старых фотоаппаратов:

Продавцы же развлекаются, как могут:

Кто-то уже проголодался и обедает (по-русски как-то, с водочкой):

А за пределами Вернисажа люди с машин торгуют откровенным барахлом, но, видимо, многие действительно живут очень бедно, потому для них это недорогой способ купить необходимые вещи:

Мы на Вернисаже купили себе набор шампуров, двойной шампур с металлическим кабаном на ручке, серебряный браслет и магнитики:

Изрядно проголодавшись, отправились в рекомендованное нам кафе «Кавказская пленница», которое, как выяснилось, состоит из 2 залов: Кавказской пленницы и Джентельменов Удачи, решили — на обед к «Джентельменам».

Самый большой плюс этого кафе — концептуальный интерьер, что весьма популярно в Европе и не очень развито у нас. Хотя во многих городах появляются подобные заведения, что не может не радовать, поскольку кафе — это не только вкусная еда, но и приятное обслуживание, оригинальный интерьер и неповторимая атмосфера.

В данном случае акцент был сделан на антураж, и, несмотря на немалые цены (около московских), небольшие порции, получаешь большое удовольствие от посещения этого заведения.

Даже молочные коктейли подают в оригинальных бокальчиках:

Меню транслируют на экране, а счет приносят в матрешке:

Единственное, что не очень понятно, почему изображения и фигуры героев фильма так сильно не похожи на самих себя?? Неужели художники и хозяева ресторана этого не видели?? Посмотрите сами (начиная с матрёшки):

Ну, а если не придираться, то все супер! Спасибо хозяевам ресторана и их работникам за добрую атмосферу и хорошее настроение. Напоследок несколько фоток интерьера:

И Волга при входе:

А этот кадр, как сравнение прошлого и настоящего:

После обеда решено было посетить Эчмиадзин —исторический, духовный и культурный центр Армении, который находится в 20 км от Еревана в г. Вагаршапат. Здесь находятся святыни Армянской церкви — резиденция ее главы Католикоса Всех Армян, Эчмиадзинский кафедральный собор (303 г.), базилика Гаяне (630 г.), храм Рипсиме (618), церковь Шокагат (1694). Несмотря на то, что сам город достаточно небольшой по размеру, а его население составляет около шестидесяти тысяч человек, Эчмиадзин имеет достаточное количество культурных и научных заведений. Это филиал государственной картинной галереи Армении, университет «Григор Лусаворич», при котором действуют лицей и медицинский колледж, клубно-библиотечный техникум. В Эчмиадзине родились известные композиторы, поэты, художники и ученые Армении. В городе действуют музей композитора С.Г. Комитаса и дом-музей И.М. Иоаннисяна — знаменитого армянского поэта.

Сначала мы проехали мимо основного храма и попали в монастырь Св. Гаянэ, который имеет древнюю и трагичную историю.

Эту легенду стоит знать, если предстоит пообщаться с армянами, поскольку это основы зарождения христианства в Армении, которое государство приняло, повторюсь, в 301 г., чем очень гордятся армяне, а Св. Гаянэ, Св. Рипсимэ, так же, как и Григорий просветитель, являются родоначальниками христианства в Армении и, соответственно, понесли муки за свою веру.

Св. Гаянэ во время правления императора Диоклетиана была игуменьей монастыря Св. Павла, который находился в горах Рима, в котором жили также 37 дев, среди которых была Рипсимэ, как гласит легенда, неземной красоты. Император так и не добился, чтобы она стала его женой. А Гаянэ снизошло с небес послание — брать своих дев и и отправляться в Армению.

Правивший царь Трдат узнал о Рипсимэ и так же пожелал завладеть ею, но девушка была непреклонна и, не желая впасть в грех, соблазнившись на богатство и разврат, бесповоротно отказала царю, за что он приказал убить всех дев, в том числе и Гаянэ, активно поддерживавшую решение Рипсимэ. А красавице-мученице выпала самая незавидная участь быть жестоко замученной — ее ослепили, разрезали чрево, вырезали язык, убили, разрубили тело на куски и выкинули.

Однако ни звери, ни птицы не тронули останков, которые Григорий Просветитель, найдя их, предал земле.

В подвале храма — место захоронения Св. Гаянэ на месте ее гибели:

Сам же главный храм Эчмиадзина находится в центре городка, вход в комлекс украшает монументальная стена:

Центральным храмом является Эчмиадзинский Кафедральный Собор. Эчмиадзин переводится как «сошествие единородного». Правда, на момент нашего визита, храм находился в «лесах», однако, так как мы (по совету местных) приехали в воскресенье, то попали на службу, ощущение очень необычное от монахов в черных рясах с капюшонами и от церковных песнопений, но в целом очень впечатляет, можно, если интересно, посмотреть в интернете.

Территория комплекса, как видно, достаточно большая:

Довольные поездкой, мы вернулись в наш теплый и уютный санаторий.

Вторая поездка в Ереван была менее насыщенной, хотелось посетить рынок, а также магазины с целью прикупить что-нибудь с собой.

Как выяснилось, наиболее рациональный способ купить армянские продукты, в т. ч. алкоголь, это посетить супермаркет. Один из них мы перепутали с рынком (когда смотрели по карте).

Он достаточно большой и выглядит солидно, и, что приятно, цены были одними из самых низких. Здесь мы затоварились гранатами, вином и кофе.

Парковки на улицацах платные, мы же оставляли машинку во дворе, хорошо еще шлагбаум не поставили:

Идя по подворотне, увидели, посреди дороги лежат носки (откуда они там?), а на стене написано слово из трех букв по-русски. У некоторых, наверное, это вызвало бы приступ ностальгии и гордости, как ни странно.

Затем мы все же попали на настоящий рынок, где прикупили травы-приправы, чурчхелу, орехи, сухофрукты, гранаты, суджук. Все свежее и вкусное, да и цены приятные. Правда, парковка у рынка платная, и парковщик залупил нереальную цену (по-моему, рублей 200 на наши деньги), но, увидя наше возмущение, тут же опустился вдвое, хотя и это была завышенная цена.

Рынок однозначно рекомендую к посещению, поскольку здесь сохранилась неповторимая атмосфера частной торговли, да и просто многие витрины радуют глаз:

Мы довольные отправились гулять дальше, но, не успев отъехать от рынка метров 300, попались в ментовскую ловушку. Полиция сидела в засаде и ждала, когда кто-то нарушит. И вот на красный свет резко стартанула машина — они за ней с мигалками. Я подумал, что сейчас наглого лихала нахлобучат. Дождался зеленого, поехал, и тут за мной полиция с мигалками — оказывается, на перекрестке был знак «только направо», первый, оказывается, был «двойной» нарушитель (красный свет и знак).

Ментовский развод был классическим, как лет 10 назад, с протоколом, разъяснением, что права изымаются до оплаты штрафа, сказали адрес ГАИ, куда приезжать (якобы я запомню :)) и смотрели, как я «дохожу до кондиции». Я понял, что они хотят — сделал вид напуганного и потрясенного водятла, а ребята вежливо и, не сильно скрывая улыбок, распрашивали, откуда я, где остановился, что видел в Армении. «Виктор-джан, ми гастей не абижяем, и сваих не абижяем, и ты нас не абижай» — скажу честно, не очень хотелось давать им денег, но понимал, что парни работают не ради соблюдения ПДД, дал им 5 тыс. драм (примерно 800 руб.), сказал, что и так потратился, еще Новый год впереди. Старший: «Ну, Виктор-джан, ты нас все-таки абижяешь»… еще раз попросил сойтись на этой сумме, и они согласились и отпустили меня в честь праздника, пожелав доброго пути и счастливого Нового года.

Далее мы прокатились на метро, зайдя на станции Зораван Андраник, вход в подземку по видавшим виды пластмассовым жетончикам:

Метро не представляет особо никакого интереса, станции серые и некрасивые, поезда короткие (всего 4 вагона), как нам объяснила смотритель станции — раньше было больше вагонов, но население Еревана резко сократилось (все в Россию двинули), и нет надобности гонять длинные составы.

Фотографировать в метро строго запрещено, за этим реально следят, поэтому, если и есть желание сфоткать, то нужно это делать на мобильник, но очень аккуратно:

Супруга оглядывется, не вышел ли смотритель:

Мужчина слева смотрит с некоторым осуждением во взгляде:

В этот день мы также посетили один из самых больших храмов Армении — Григория Просветителя, построенного на месте древней церкви:

Внутри очень просторно, посреди весит шикарная люстра:

Когда поднимаешься по лестнице к храму, традиционно начинают приставать попрошайки, а также люди, настойчиво просящие купить свечи, поскольку якобы в храме их не купишь (конечно же, это неправда).

Справа от храма старые домики, хаотично расположенные друг с другом, а по лужайке бегают две очаровательные собаки:

Справа памятник полководцу Андранику Озаняну (в честь которого и названа одноименная странция метро):

Как стемнело, мы поехали в обратный путь по загруженным улицам города, виды которого уже показывал ранее. Дополнить хочется только одним плакатом, суть которого понятна, я думаю, всем:

Глава 11. ХОР-ВИРАП и легендарный АРАРАТ

Последней нашей познавательной поездкой по Армении стало посещение монастыря Хор-Вирап, с которого открывается вид на легендарную гору Арарат, не посмотрев на которую, не ощущаешь, что побывал в Армении :).

Навигатор выбрал какую-то совсем убитую дорогу, неподвластную даже для нашего кроссовера (просто еще и жалко машину). Поначалу дорога была еще приемлемой:

Вдоль дорог располагались поля и небольшие деревни:

А вскоре мы приехали к огромной мусорной свалке, на которую, видимо, привозят мусор из столицы. Поскольку дорога стала совсем невыносимой, вернулись на трассу, которая вела через Ереван (через который не очень-то хотелось ехать). На нужной нам развязке был ремонт, дорога разбитая, как следствие пробки.

Мы изначально запутались, пришлось заехать в какой-то городок и у местных поинтересоваться, как нам проехать к Арарату — на заправке нам объяснили, как проехать. Хотя мы и съехали с трассы, зато увидели, как живет небольшой поселочек:

Несколько пятиэтажных домов, где можно увидеть различные квартиры от вполне теплого вида (судя по окнам), до квартир без отопления, из окон которых выходят трубы от буржуек, а некоторые квартиры и вовсе заброшенные.

На место мы приехали уже достаточно поздно по времени, но и народу было совсем немного, поэтому все посмотрели, пофотографировались от души:

Монастырь Хор-Вирап — одна из главных святынь Армении, имеющая историческую, духовную и культурную ценность для всех армян, поскольку этот комплекс также является одним из ключевых мест «христианизации» армянского народа.

Основание монастыря относиться к 7 веку, а постройка церкви Святой богородицы к 17 веку, ранее в этой местности располагался старинный город Арташат.

На месте нынешнего монастрыря здесь располагалась царская тюрьма, представлявшая собой глубокую яму (диаметр 4,4 м, высота 6 м), в которой содержались в нечеловеческих условия узники, которым вместо пищи любили подбрасывать змей, скорпионов и прочую мерзость.

«Вирап» в переводе с армянского означает «яма». Именно здесь в течение 13 (по некоторым данным 15) лет находился по приказу царя Трдата 3-го, гонимый за христианские убеждения Святой Григорий Просветитель:

После чудовищной расправы с 37 девами царь Трдат 3 впал в безумие, у него прогрессировало психическое растройство, он стал воображать себя волком-оборотнем. И ничто не могло излечить его от этого недуга. Однажды его сестре приснился сон, в котором ей явилось откровение, что спасти царя может только узник Григорий. Царь послушался сестру, освободил Григория из жуткой темницы и, по требованию Св. Григория молился о содеяном с девами над их телами, после чего царь исцелился и провозгласил христианство государственной религией.

Это еще одна из ключевых легенд, которую желательно знать, когда находишься в Армении. Местные приятно удивляются, когда ты интересуешься и знаешь историю их народа и культуру.

С площадки монастыря открывается вид на легендарную гору АРАРАТ.

По легенде на протест Турецкого правительства, против того что на гербе Армянской ССР изображён Арарат, не являющийся частью Армении, нарком иностранных дел Чичерин ответил: «На флаге Турции изображен полумесяц, но Луна не является частью Турции».

Хотя раньше Арарат находился на территории Армянского царства, на гербе Армении на вершине знаменитой горы можно увидеть Ноев Ковчег,

который, согласно Библии, остановился «в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских» (Бытие, глава 8).

Нам не слишком повезло с погодой, гора находилась в густой дымке, когда погода ясная и солнечная, Арарат виден во всей красе, однако и при пасмурной погоде было интересно увидеть легендарную гору:

По своей природе Арарат представляет собой два спящих вулкана (Большой Арарат и Малый Арарат), слившихся основаниями конусов друг к другу:

С горы, на которой расположен монастырь можно любоваться не только видами Араррата, но и окружающей местностью:

а также ощутить красоту и энергию камней, посмотреть на созданные природой крепкие узоры из прожилок на каменном полотне:

И вот, к сожалению, начало постепенно темнеть, нужно было возвращаться обратно, по пути сфотографировали мрачноватые пейзажи армянской глубинки:

Подходило к концу наше пребывание в санатории, после последнего ужина собрали вещи, немного прогулялись по территории, насладились начавшимся легким снегопадом, создававшим зимнюю новогоднюю атмосферу.

Глава 13. ДОРОГА В ГРУЗИЮ. ЗИМНЯЯ СКАЗКА.

31 декабря 2015 г.

Утро приподнесло отчасти приятный, но ожидаемый сюрприз — выпало огромное количестов снега, вид из окна мгновенно создавал новогоднее настроение, однако и дорога предстояла по всей видимости сложной, да еще и незнакомой, потому что половину пути решили поехать другой дорогой для разнообразия.

Сотрудник санатория и врачи и те переживали, как тяжело там будет ехать и удивлялись, какие мы отчаянные, что приехали на машине из Москвы. Мы же, полные оптимизма, были готовы мчать в Тбилиси, встречать Новый год среди дружелюбного и гостепреимного народа, тогда мы еще и не представляли какие «сюрпризы» приподнесет нам эта новогодняя ночь.

Распрощавшись, мы отправились в путь, путь не длинный (около 300 км), но, учитывая погодные условия, были готовы к тому, что ехать придется долго.

Сначала выехали на трассу, ведущую на Севан, дороги чистят, но снега все равно очень много, вдоль трассы дежурит много машин полиции.

Дорогу посыпают гранитной крошкой, используя грузовик и 2 мужиков с лопатами:

Тяжелая работенка у ребят, да и платят, наверное, гроши.

Обратная дорога в Грузию была, как я уже упоминал, немного другой, а именно:

(Армения) Арзни — Севан — Дилиджан — Ванадзор — Алаверди — (Грузия) Садахло — Марнеули — Тбилиси.

От Дилиджана дорога становилась узкой и порой расчищенной только наполовину, приходилось при разъезде со встречными авто двигаться по сугробу высотой в 40-50 см, притом многие встречные даже не снижали скорость при сближении.

Зато созерцание природы вокруг компенсировалао неудобство дороги:

Ванадзор — третий по величине город Армении после Еревана и Гюмри, население около 86 тыс. чел.

Узкими горными дорогами движемся дальше:

Фуры буксуют на подъем:

На одном перекрестке мы остановились у мостика через речушку — уж очень живописно было вокруг:

Вообще, вся дорога — сплошное удовольствие для глаз, едем, не спеша, наслаждаемся:

По мере приближения к границе погода начинает резко меняться, температура повышается, и мы, буквально, из зимы попадаем в раннюю весну:

Границу прошли без каких-либо сложностей, закрыли временный ввоз и поехали в Тбилиси, сожалея, что новогодней погоды, которую мы оставили в Армении, в новогоднюю ночь у нас не будет.

Вот таким было наше знакомство с Арменией, хочется тезисно отметить ключевые выводы от поездки:

• Армения страна, интересная для туризма, отдыха, лечения и прочее, а главное не избалованная и не испорченная туристами, что делает ее в разы привлекательней для посещения;
  • Как следствие невысокой популярности туризма, инфраструктура также достаточно слабо развита;
  • Подавляющее большинство достопримечательностей, как и в России, связано с религией и природой;
  • Основные дороги сносного качества, а остальные в плачевном состоянии;
  • Культура вождения очень слабая, ездят хаотично, поворотники не включают, правила нарушают, молодые — лихачат, старики — тупят;
  • Бензин дороже российского, плюс обманывают на заправках на недоливе. Прежде чем заправиться, лучше поинтересоваться у местных, где хороший бензин. В стране очень много газовых заправок, подавляющее большинство предпочитают голубое топливо;
  • Местное население настроено дружелюбно, спокойно, всегда готовы помочь, если обратишься. Более того, с уверенностью можно отметить, что люди в Армении гораздо более воспитанные и корректные, чем, к сожалению, в России;
  • Неоспоримый плюс — отсутствие языкового барьера;
  • Из Армении можно привезти много вкусных продуктов: варенье, фрукты, сухофрукты, мясные изделия и, конечно же, вино и коньяк — превосходного качества, которые я рекомендовал бы приобретать в алкомаркетах;
  • Для въезда в Армению на авто требуется заплатить порядка 3,5 тыс. руб. за страховку и временный ввоз;
  • В целом, страну я порекомендовал бы для посещения, хотя бы один раз, хотя у нас желание вернуться снова осталось. Приезд на срок менее 7 дней считаю нецелесообразным. Мне лично запал в душу Цахкадзор, только здесь стоит отдохнуть недельку, катаясь на лыжах и дыша кристально чистым горным воздухом.

ЧАСТЬ 3. НОВЫЙ ГОД В ТБИЛИСИ.

Мы подъехали к городу около 16 часов, нашли нашу гостиницу, с заранее забронированным номером за 2700 руб. (один из самых недорогих в центре на 31 декабря 2015 г.) на мансардном этаже. Место расположение неплохое —в центре города рядом с рынком, недалеко от метро. На 4-ый этаж пришлось подниматься со всеми вещами пешком, не слишком удобно, но терпимо. Неприятности начались именно с этой гостиницы.

Во-первых, администратор сказала, что у нас в номере не работает телевизор, и они извиняются. Я попросил поставить из другого номера, но мне ответили, что там «уже люди едут», а мы не люди, получается? Откровенно говоря, мы телевизор не смотрим вообще, у нас в квартире даже нет телевизионной антенны (хватает интернета). НО! это же новогодняя ночь, даже нам захотелось на пару часов включить телик, посмотреть праздничные программы и послушать музыку, пока мы отдыхали с дороги. Я бы еще понял, если бы они за это скидку сделали, но об этом речь даже не шла. Вошли в номер, чистенько, но номер просто крошечный, но и это не сильно смутило, зашли в ванную — там стоял затхлый запах. Обратились к администратору — она сказала, что просто, наверно, предыдущие жильцы не проветрили (только потом в отзывах каждый второй писал о скверном запахе в санузле). В результате, пока мы отлучились в кафе поужинать, она побрызгала там освежителем воздуха.

Ужинали мы в приятном кафе при какой-то дорогой гостинице, несмотря на это, цены были не слишком большие, а точнее вполне приемлемые, да еще мы там были одни.

Нам принесли вкусные свежие блюда, приятно пообщались с официанткой, которая нам рассказала, куда лучше сходить и что посмотреть в городе и в окрестностях. За что ей большое спасибо.

По пути назад купили бенгальских огней у уличных торговцев, которые, несмотря на поздний час, в 20:00 продолжали торговать праздничными безделушками, а на рыночке шла вовсю торговля фруктами-овощами, как будто никто и не планировал встречать Новый Год.

Вернулись в гостиницу, администратор попросила перепарковать машину, поставив ее перпендикулярно бордюру, а не вдоль него, чего мне очень не хотелось, поскольку машина стояла достаточно безопасно, но администратор настояла на своем, типа у них здесь так принято.

На кухне нашего гестхауса попили привезенного армянского вина, угостили купленными в Армении пирожными администратора (от вина она отказалась), взяли с собой армянское шампанское, бенгальские огни и отправились в центр города на метро (в новогоднюю ночь работает бесплатно).

Ожидалось, что грузины встречают Новый Год весело с вином и песнями, а по факту увидели толпу с постными лицами, из всех проявлений веселья — только бесконечные взрывы петард и фейерверков везде, где только можно и нельзя:

На сцене выступали танцоры и оперные певцы, было достаточно красиво, но как-то не по-новогоднему.

Затем транслировалась речь патриарха:

Затем президента:

Обратный отсчет, и вуаля — мы в 2016!!!! Поздравляем друг друга с женой, понимая, что поднять бокал шампанского за праздник в таких условиях нам не придется, смотрим праздничный салют:

После салюта уходим из толпы, звоним родным, поздравляем с праздником. Далее думаем, где бы поднять бокалы за праздник? Видим сначала двух мужчин, пьющих спокойно вино из горла, но, подойдя поближе, поняли, что это иностранцы, да и очень похоже, что нестандартной ориентации (мы с такими не пьем :)). Зашли в сквер, откуда бы слышна музыка, достали шампанское, выпили, рядом увидели русскую семью, также скромно отмечающую праздник. Познакомились, поздравили друг друга, семья оказалась из Питера, муж жена и тринадцатилетняя дочка. Большие любители путешествий, прилетели в Тбилиси на 11 (!!) дней, чтобы проникнуться в полной мере культурой страны. Судя по их рассказам, бюджет их поездки составлял не менее 200 тыс. руб. Но люди готовы так отдыхать, и мы рады за них, что у них есть такая возможность, притом, что, исходя из их рассказов, они объездили очень и очень много стран, о чем неустанно рассказывала Татьяна, впечатлений у них, я думаю, на 3 жизни хватит.

Далее они предложили пойти в хорошее кафе, где даже в новогоднюю ночь, на нашу удачу, нашелся свободный столик, заказали шашлык, вино, лаваш и т.д.

К слову сказать, здесь и проявилась сущность туристского общепита: домашнее вино — бормотуха, чкмерули, которые заказали ребята — представляло из себя курицу, плавающую в жире, на которую смотреть даже тошно, это далеко не то блюдо, которое мы кушали в Мцхете. Плотно покушав и неплохо выпив, пошли по домам, договорившись на следующий день встретиться и погулять по городу.

Возвращались на метро, которое уже закрывалось, что удивительно, в метро только молодежь, ни одного взрослого человека мы не встретили по пути обратно:

Тот парень, что жестикулирует, так ярко и эмоционально что-то доносил своим друзьям, что поневоле я заслушался — видимо будущий оратор, ну или тамада, как минимум:

Вернулись мы в гостиницу часам к 5 утра, в целом довольные, особенно, что пообщались с земляками, да и просто встретили НГ в необычной атмосфере.

Утро 1 января не предвещало беды. Проснувшись, я вышел в холл гостиницы, поздравил администратора с НГ, а она как-то грустно в ответ поздравила и тут же сказала, что «вы не волнуйтесь, у нас ночью случилась непредвиденная ситуация, ваша машина………» Я понял, что произошло, даже не успела она договорить, плюсом увидел местного мента на лестнице.

В общем, из-за того, что мы поставили машину, как просила администратор, после того, как рядом стоящую машину подбил какой-то (видимо пьяный) лихач, она отлетела в нашу и помяла правое переднее крыло достаточно сильно. Конечно, хорошо, что обошлось все так, могло быть гораздо хуже, но настроение вконец испорчено:

Тушкану, конечно, досталось, вообще, несладко. Мент составил протокол, поумничал, что нужно делать КАСКО, найти правонарушителя они вряд ли смогут (так как камера на магазине якобы не работала, а у гостиницы нет видеонаблюдения). А если и найдут, то, если у него нет денег, то мы тоже ничего не получим. В общем, мент и в Африке мент, дослушав его брехню, подписал протокол, собрали вещи, загрузили их в машину и пошли гулять по городу. Погода была промозглой, оделись потеплее, солнца не видать.

Недалеко от отеля находился Собор Святой Троицы (здесь и далее описывать достопримечательности не буду, поскольку это была краткая ознакомительная прогулка, в Грузию все-таки хочется вернуться снова и изложить уже более подробно в отдельном отчете):

Далее прогулка по самому центру Тбилиси, туристическая карта — в помощь:

Обязательно стоит подняться на фуникулере на гору, откуда открываются шикарные виды на город, к тому же стоимость поездки составляет всего 1 лари и осуществляется по транспортной карте, поскольку подъемник также является городским транспортом:

Наверху длинная прогулочная площадка, с которой можно любоваться городом, а также по лестницам спуститься вниз.

Местный художник на ходу пишет картины, которые здесь же и продает:

Вот такой — контрастный, пёстрый и самобытный предстает Тбилиси с высоты птичьего полета:

Гости из Индии радуются снегу:

Кстати, почему-то очень много туристов именно из Индии встречалось нам в Грузии.

После смотровой площадки полазили по стенам крепости Нарикала:

Спустились вниз, уже очень хотелось обедать, зашли в полуподвальную кафешку с очень красивым интреьером, и уютной обстановкой:

Но прождали заказ 40 минут, уточнили, когда мы дождемся, нам сказали , что еще минут 20! — развернулись и ушли — в первую туристическую кафешку, где поели хинкали (они примерно стоят одинаково дешево практически во всех кафе) и пошли гулять дальше. Погода, к слову, была совсем не ласковой, холодно, промозгло, да и уже усталось сказывалась, но очень хотелось посмотреть побольше.

Зашли в палатку с чурчхеллой — выбор огромный на любой вкус, глаза разбегаются:

Рядом знаменитые серные бани, которые очень хотелось посетить, но поскольку праздники, нужно заказывать время заранее, да и удовольствие это не дешевое. Мы же только погуляли рядом:

Если посмотреть в отдушину, можно увидеть посетителей бани:

Недалеко от бань находится водопад, он и вся территория вокруг красиво подсвечиваются:

Прогулка медленно переросла из дневной в вечернюю, что дало нам возможность увидеть город в свете огней:

Снова поднялись на фуникулере, чтобы увидеть в масштабе красоту вечернего Тбилиси:

Вдоволь нагулявшись, изрядно устав, поехали в Мцхету в гестхаус Георгия, в надежде, что там будет тепло и уютно, в Тбилиси оставаться совсем не хотелось. На улице началась метель, пошел снег, очень и очень холодно.

Георгий выделил нам лучший номер с террасой, однако в нем было очень холодно, мы спали под двумя одеялами, с включенным на всю мощность обогревателем, разогревшись предварительно вином, которым нас угостил хозяин дома. Наутро бы завтрак, сбор вещей, прощальное фото на террасе:

Хозяин же просто так нас не отпустил, угостив вином и вишневым вареньем, которое хранится у него в алкоподвале, куда нас он и позвал:

Распрощавшись, пошли к машине, у которой творилась собачья оргия, хотя весна еще не наступила:

В этот день мы решили поехать в г Гори в музей Сталина — очень интересное место, при том, что посещение музея сопровождается экскурсоводом, стоит примерно 500 руб./чел, но это того стоит, тем более, что нам попался очень хороший молодой человек, который интересно и понятно рассказал вкратце историю жизни вождя и о создании музея. На экскурсию зимой там ходят в верхней одежде, потому что отапливать музей очень дорого, а центрального отопления нет.

На карте показаны места ссылок Сталина, из которых он совершал побеги:

Представлен макет дома, где жила семья вождя:

А вот и он в натуральную величину:

В музее также представлен макет подпольной типографии:

Также представлена посмертная маска, которых, как сказал экскурсовод, по меньшей мере 7 штук:

Странная, непонятная традиция… лучше бы делали маски с живых людей, чем с мертвецов…

Достаточно большой объем экспозиции занимают подарки, преподнесённые Сталину, многими из них он ни разу не пользовался:

Кабинет вождя:

Его любимые папиросы:

Снаружи основное здание музея выглядит солидно:

Рядом представлен вагон Сталина, в котором он ездил по стране. В нем было все необходимо и ничего лишнего, можно сказать, что даже обстановка спартанская:

Довольные продуктивной поездкой решили вернуться в Мцхету, чтобы пообедать и подняться к монастырю Джвари. Мы долго искали кафе, в итоге допилили до Тбилиси, где на окраине города покушали в замечательном ресторане, в котором бухали местные мужики, с которыми также немного пообщались. Они сказали, что любят русских в Грузии , а мы их в России нет. Мы пытались убедить их, что это не совсем так, если человек порядочный, его везде нормально примут, а если вор и проходимец, то, конечно, и отношение будет иным.

«Благодаря» навигатору, решили поехать к Джвари другой дорогой, тем более, что основной поворот как-то умудрились пропустить. По карте было видно, что дорога есть, да еще и у встречных водителей спросили, они покивали гривой «да, да..», видимо, не поняли, о чем я спросил их, но чтобы не показаться невежливыми, машинально ответили «да». Их «ДА» стоило нам большого крюка, потому что через несколько десятков километров мы уперлись в занесенную снегом дорогу, на которой была глубокая снежная колея, ехать дальше было бессмысленно.

Вот такие строения в тех местах, и там живут люди:

А природа как раз наоборот — только радует глаз:

В результате мы вернулись на трассу и решили ехать в сторону границы, несмотря на то, что в запасе оставалось достаточно много свободных дней, мы решили возвращаться, впечатлений и приключений получено достаточно, деньги потрачены, силы тоже не бесконечные, но главное, это погода, которая совсем не радовала. В те места, куда хотелось съездить, имеет смысл ехать летом, что мы и планируем сделать в обозримом будущем.

В этот день мы добрались до Минеральных вод, где заночевали в гостинице за 1,5 тыс. руб., номер красивый современный, но дико прокуренный, гостишка на трассе, очень удобна как перевалочный пункт.

На следующий день в районе Тихорецка пробили колесо, благо шиномонтаж был рядом — «сделали» за 850 руб. заплатку изнутри, которой хватило до Ростова, где я поставил докатку, и мы мчали на ней уже до дома.

Итоги поездки: 16 дней, 3 страны, 2 столицы, множество достопримечательностей, уйма впечатлений, гигабайты фоток, замятое крыло, убитая покрышка, ориентировочный бюджет поездки со всеми-всеми расходами около 90 тыс. руб., а главное, что запланированное удалось.

Всем спасибо за внимание к моему рассказу, очень надеюсь, что он станет для кого-то полезным, ну или хотя бы приятным для прочтения. В тексте выражал исключительно свое мнение, поэтому, если кого-то чем-то огорчил, заранее извиняюсь. На вопросы читателей из 1-ой части отвечу после публикации этого рассказа.

Ставлю точку в написании отчета, кладем чемоданы в машину и отправляемся в следующую поездку, которая станет темой следующего рассказа.