Иркутск — Волгоград — Дагестан — Азербайджан (Баку) — Грузия (август-сентябрь 2017 года)

23.11.2017 | 20082 просмотра

Основная информация:

Автомобиль: Mazda CX-5, 2012 года выпуска, 95 бензин,

Экипаж: муж и жена + 1 прибывший,

Маршрут: Иркутск — Мариинск — Крутинка (Омская область) — Башкирия, Сибай (Яшмала) — Волгоград — Кизляр — Избербаш — Дербент — Баку — Тбилиси — Киндзмараули — Ананури — Боржоми — Кабулетти — Степанцминда — Владикавказ — Волгоград — Тольятти — Уфа — Иркутск.

Пройдено 14 820 км,

На путешествие затрачено 20 дней,

Общая сумма расходов 135000 рублей,

Из них на проживание 21000 рублей,

Из них на питание 26000 рублей,

Из них на бензин 57300 рублей,

Средняя стоимость литра бензина в России 40 рублей/литр,

Стоимость литра бензина в Азербайджане 1,15 манат/литр (1 манат — 35 рублей 2017 г.),

Стоимость литра бензина в Грузии 2,21 лари/литр (1 лари — 25 рублей 2017 г.).

День 1. Наше путешествие началось 25.08.17, выехали из Иркутска в 5 часов утра, шел сильный дождь на протяжении всего дня. За день в дороге была единственная остановка на обед в кафе «У Петра», отведали вкуснейших сырников и блинов с домашним творогом и сметанкой, ну и перекусили мяском. Очень вкусная кухня и быстрое обслуживание — наши рекомендации. Первую ночь провели в машине в лесочке близ Мариинска. К ночевкам в машине подготовились заранее еще в Иркутске перед отъездом: сложили задние сидения (один из плюсов Мазды — сидения раскладываются в ровную площадку), расстелили матрасы с постельным бельем. Все основные вещи были погружены в багажник наверху машины, в салоне было все только самое необходимое. В первый день пройдено 1423 км.

День 2. Наутро второго дня поднялись мы рано, часов в 6 и снова в путь дорогу. В Мариинске посетили храм-музей, посвященный жертвам сталинских репрессий. Очень красивое и живописное место.

Во второй день мы прошли Кемерово, Новосибирск, Омск и остановились недалеко от Крутинки, решили переночевать в гостинице, так как уже хотелось принять душ и отдохнуть от машины. Без преувеличения можно сказать, что Омская область житница Сибири. Огромные поля, засеянные зерновыми, активная торговля яблоками и грушами собственного урожая вдоль дороги. Вдоль федеральной трассы появилось довольно много мотелей со стоянками и разнообразным набором прочих услуг. Стоимость проживания у нас в двухместном номере с душем, телевизором и завтраком обошлась 1400 рублей.

День 3. Поднялись мы в 7 часов утра позавтракали и снова в дорогу. Здесь уместно сделать отступление о дорогах Сибири да и, забегая вперед, всей России. Дорог более ужасного качества, чем в Курганской области, мы не видели больше нигде. При этом с ремонтом а/д мы сталкивались на протяжении всего путешествия, но по всей стране их ремонтируют, а в Курганской области .......черная дыра на карте а/д России))). Следующая остановка на ночь случилась в Башкортостане вблизи турбазы Яшмала, место очень красивое — искусственное водохранилище в обрамлении Уральских гор, достойно более длительного внимания времяпрепровождения на его берегах, но впереди дорога. За третий день пройдено 1250 км.

День 4. Проснулись, позавтракали на турбазе и снова в путь. Маршрут по России нам помогал прокладывать планшет с приложением Яндекс. Карты, карты скачали заранее и они прекрасно работали в офф-лайн режиме. Проехал, а вернее объехали Самару — Саратов, впереди лежал Волгоград. По пути у придорожных торговцев покупались арбузы по смешным ценам 5-10 руб. за кг., местная рыба — судак, чихонь и т.д. и, конечно же, раки, быть на Волге и не поесть раков ....)))) В Волгоград приехали уже по темноте, часов в 10 вечера, квартиру нашли по Avito, если проблемы с интернетом или ещё какая беда, то перед Волгоградом есть населенный пункт Дубовка. При проезде этого города было ощущение, что все его жители занимаются сдачей жилья проезжающим путешественникам, такого изобилия предложений по жилью от стоящих на обочине людей я не видел никогда и нигде . Наша квартира в центре города обошлась нам 1200 рублей. Квартира среднего внешнего вида: сделан косметический ремонт, старая сантехника, бойлер на газу. Но нам нужен был, по большому счету, ночлег с постельным бельем, душем и стиральной машиной. Пройдено 1381 км.

День 5. Позавтракав, мы отправились посмотреть Мамаев курган. От съемной квартиры до него было не более 1,5-2 км. Увидев Мамаев Курган, мы были потрясены, это место удивляет не только монументальностью, но и своей энергетикой. Мне кажется, что это место обязательное для посещения, чтобы понять и проникнуться силой духа и подвига наших предков.

Сам город очень растянут, нашпигован камерами видеоконтроля скоростного режима так, что проезжая его необходимо закладывать достаточно времени и быть предельно аккуратным, чтобы не получать письма «счастья» после автопутешествия .

После посещения Мамаева Кургана мы вернулись домой, пообедали и направились к выезду из города. Так как подошёл пробег, заехали в автосервис и поменяли масло, все расходники приобретались заранее в Иркутске, чтобы не тратить время на поиск необходимого масла и фильтров в незнакомых городах. Маршрут лежал через Калмыкию, г. Элиста, до республики Дагестан.

Что рассказать про Калмыкию?... Дорога и степи. Даже как-то много получилось, да пусть на меня не обидятся жители этого региона. Посещение местных дацанов не входило в наши планы, т.к. в нашем Иркутском регионе их и так предостаточно.

Как и планировали, мы приехали в Дагестан около 7 вечера, но в наши планы не входило то, что в Дагестане в 7 вечера уже темно, хоть глаз выколи. На границе регионов находится КПП (Блок-пост), который контролируется сотрудниками Росгвардии (силы Спецназа) в полной боевой экипировке. Здесь обязательна регистрация. Это придало легкие панические настроения супруге, вкупе с рассказами родственников о неспокойности Дагестана, у неё началась тихая паника. Дальше нас отправили на досмотр, осмотрели машину, зарегистрировали нас как въезжающих в Дагестан.

В планах было переночевать в машине, но ночной вид Дагестана с вооруженными военными эту идею свел на нет, и мы приступили к поиску гостиницы в Кизляре. Гостиницы было 2 на весь город, согласно данным гугла, мы поехали в первую на разведку. Подъехав к ней, увидели на входе экипаж ГИБДД с вооруженными бойцами Росгвардии. Первая мысль — что-то случилось и введен режим контр-террорестической операции, но сотрудница гостиницы на рецепшине заверила, что все отлично «.....а эти так, пьяных ловят». Гостиница расположена в месте, где часто нарушают порядок на дороге, поэтому ГИБДД и дежурит, а нам должно быть еще спокойнее от того, что наша полиция так близко нас бережет. Успокоенные, мы заселились в третьесортную гостиницу советского типа, где этажом выше была кадастровая палата и еще какие-то муниципальные службы. Стоимость проживания в двухместном номере 1000 рублей.

День 6. Утренний Дагестан оказался гораздо милее ночного, не было военных, по улицам шли обычные люди на обычную работу, появились женщины и дети. Супруга окончательно успокоилась. В Кизляре мы не стали задерживаться и рванули дальше, скорее увидеть море. Море увидеть не терпелось, и только его завидев, свернули с основной дороги, буквально в первый же поворот. На пути у нас стояли ворота с натянутой веревкой заместо шлагбаума.

Мы подошли к сторожу, и он нас пропусти за символическую плату на машине прямо к морю. Место оказалось фантастическим: чистейшее Каспийское море, желтый мелкий песочек, чистота и нет ни души. Мы не задумываясь, переоделись и занырнули. Море очень теплое, температура на улице +30 С — КРАСОТА. Рядом с этим местом идет пассивное строительство, видимо, какой-то турбазы, работников мы не видели, также недалеко заброшенная советская турбаза. Накупавшись, мы решили, что, наверное, есть места и покруче, раз это малолюдное и двинулись дальше. Но, забегая вперед, скажу, это был самый лучший пляж за все наше путешествие.

В первый раз за все путешествие мы решили помыть машину, и Дагестан в этом плане самый передовой регион нашей страны. Автомойки есть через каждые 200 м, и стоимость услуги очень низкая от 100 рублей. Еще одна отличительная особенность Дагестана — его автозаправочные станции.

Далее была идея посетить Избербаш. В интернете нашли информацию о том, что там есть грязевые ванны и горячие источники. Горячий источник мы нашли, и даже окунулись в него, но все-таки в 30-градусную жару в горячий источник лезть не очень приятное занятие. Источник абсолютно бесплатный, есть комнаты для переодевания, туалет и кафе. Народу нет — только туристы могут пойти в него в дикую жару, а в Дагестане очень мало туристов.

После него мы отправились на обед, к слову сказать, именно с Дагестана начался наш гастрономический тур. Неспроста мы привезли обратно в Иркутск с собой дополнительно 10 кг живого веса. В Дагестане очень вкусная кухня, близкая к привычной, по крайней мере, для людей из Сибири. Выпечка — это отдельная песня. Приехав в сентябре, мы попали на сезон винограда, инжира, арбузов, дынь да и фруктов в целом. Цены на все очень символические в сравнении с ценами Сибири. Инжир 30 рублей килограмм, виноград 30-40 рублей килограмм.

Сложности у нас возникли только с алкогольными напитками, а именно с вином. При огромном количестве виноградников и продаваемого винограда найти вино оказалось супер-сложной задачей. В обычных магазинах его попросту нет, домашнее у кого брать никто не знает или не говорит. В конечном итоге, мы сначала купили вино на турбазе, а потом нашли специализированный магазин, один единственный на город Дербент. Возможно, это связано с мусульманским вероисповеданием, хотя пиво в магазинах продается свободно. Вообще, в магазинах Дагестана достаточно скудный выбор продуктов.

Также в Дербенте посетили рынок, где попробовали самый вкусный инжир и выпечку из песочного теста с начинкой из орехов с медом в виде чебурека, много где потом такую пробовали, но все было не то, в большинстве заведений добавляли сахар вместо меда, и это все портило.

После обеда куда еще идти, как не снова на море — посетили городской пляж Избербаша. Песок уже вперемешку с ракушками, крупнее и белее. Море более мутное. Народ есть, но в небольшом количестве. На пляже есть лежаки, стоянка для машины, под палящим солнцем, загородки для переодевания, но нет душа для мытья после песка и соли. На пляже присутствуют как мужчины, так и женщины. Женщины одеты скромнее, чем у нас, но закутанных в паранджу сидящих в море все-таки не так много, и на меня в купальнике никто криво не косился.

Вечером мы решили немного отъехать от города и встать на пляже переночевать. Нашли место, расположились. С заходом солнца стало прохладнее, и все было бы супер-сказочно, если бы не одичавшие комары, которые с заходом солнца начинают свою охоту. На будущее буду брать с собой марлю или сетку на окна, чтобы они не залетали в машину.

День 7. Утро на берегу: ветерок, шум волн, влажный воздух — ЭЙФОРИЯ. Рванули в Дербент посмотреть на крепость.

В Дербенте стояла жуткая жара + 35С, но это нам не помешало пойти посмотреть крепость Дербента в 12 часов дня. Сгорели моментально. Стоимость входа символическая, что-то около 100 рублей. Из крепости открываются прекрасные виды на море и город.

Опять помыли машину.

Нагулявшись, решили поехать на море, но по отзывам в интернете поняли, что в Дербенте нет как такового пляжа, поэтому поехали за город. Купили местного сыра, фруктов и вина Дербентского завода (вино нашли только в одном специализированном магазине на весь Дербент) и устроили пикник на берегу.

Пляж, конечно, не такой прекрасный, как наш самый первый, но для пикника был в самый раз. На этом пляже, видимо, было традиционно проводить пикники, так как местные жители с семьями тоже организовывали пикники по соседству. У меня сложилось впечатление, что жители Дагестана самые семьянины в нашей стране, так как на пляже находились в основном мамы и папы с ребятишками. Одиноких людей или групп людей одного пола видели очень мало. А вот в ресторанах и кафе ни женщин, ни детей не найти.

Море перестало быть спокойным. Дул сильный, но теплый ветер. Машину мы поставили на самом пляже в метрах 10 от моря. Проснувшись, с утра мы обнаружили, что начался шторм: всю только помытую машину закидало песком, утром начался прилив, и до моря уже оставалось менее пяти метров.

Мы собрались и поехали на границу с Азербайджаном. О Дагестане остались самые теплые впечатления — прекрасное теплое море, свободные пляжи, вкусная и недорогая кухня, хорошие люди, что ещё нужно для прекрасного отдыха?

День 8. Российскую границу мы прошли за 20 минут. Перед ней подходят люди с предложением за 3-5 тыс. руб. помочь с пересечением границы, но в нашем случае это было лишнее, на границе с Азербайджаном все проходило гораздо дольше с присущим восточным людям темпераментом, а вследствие чего и шумностью. Нам повезло, с нами разговорился азербайджанец, проживающий в Дагестане, который нам помог не запутаться на границе, так как переход у них довольно запутанный: разные окна в разных зданиях для паспортного контроля, оформления машины и т.д. Переход границы занял около 2 часов, из которых львиная доля времени ушла на ожидание внимания со стороны азербайджанских пограничников, на приобретение страховки и оплату транспортного налога — всего 1900 рублей. Транспорт классом Евро-3 и ниже, готовьтесь к оплате повышенного налога.

Ну, вот мы и в Азербайджане! Еще один момент при пересечении границы Азербайджана — на а/м вам выдается транзитная виза на 72 часа, нарушение временного срока влечет штраф в размере около 300$. Кроме страховки вам выдается лист с записью времени пересечения границы и другими данными, не теряйте его.

В кармане есть только банковская карта и 1000 рублей наличных, единственный банкомат на границе не работал. Но, как оказалось, ничего страшного, на границе в кафе принимают как манаты так и рубли. Кафе, конечно, это громко сказано, скорее дом, имеющий двор со столами. Меню нет. Есть только шашлыки и их производные, но нам голодным уже только это и нужно. За наш плотный завтрак-обед мы отдали имевшуюся у нас 1000 рублей.

Сытые и довольные мы поехали в сторону Баку. Северная часть Азербайджана выглядит несколько беднее юга. По дороге нам встречались торговцы чурчхелой, вином, фруктами, но у нас не было наличных денег. На тот момент мы не переживали, думали, по пути еще будет много подобных «лавочек», но это было ошибочным мнением, к сожалению, после Баку ассортимент придорожной торговли гораздо скуднее.

Баку прекрасен. Уже на подъезде к городу, видно, что это процветающая столица.

В Баку мы заранее забронировали квартиру по букингу, квартира оказалась в самом центре города. Подъехав к ней, мы позвонили хозяину для заселения. Он был за городом и подъехать не успевал, но сказал нам, что ключ под ковриком и мы можем заселяться. Подъездная дверь была на кодовом замке, этот замок нам радушно открыл какой-то дяденька, рядом торговавший фруктами. Этот же дяденька после наших расспросов о ближайшем банкомате подозвал нам паренька, я так понимаю, это был его родственник, которому наказал проводить нас до ближайшего банкомата и обратно. Восточное гостеприимство — в его широте в дальнейшем мы убеждались все больше и больше. Все общение происходило на русском языке, как в Азербайджане, так и в Грузии, никаких языковых барьеров мы не заметили, взрослые люди говорят по-русски очень хорошо, молодежь хуже, но все равно тебя поймут. В общем, деньги сняли, в квартиру заселились.

Про жилье: квартира находится в самом центре, 5 минут до старого города и 10 минут до набережной. Машину припарковали на улице рядом с домом, и это большое везение, повсюду знаки — остановка, стоянка запрещена — и надсмоторщиков за знаками хватает))) . Сама квартира двухкомнатная с хорошим ремонтом и всем необходимым (утюг, доска, стиральная машинка, кондиционеры, белье, полотенца, микроволновка, плита, чайник, Wi-fi). Стоимостью нам обошлась 900 рублей на человека в день. Рекомендуем, контактные данные http://www.booking.com/Share-rfpM2T.

В Баку к нам присоединился еще один член команды, прилетевший из Иркутска на самолете, и наш экипаж уже состоял из трех человек. В связи с временным ограничением визита в Баку, мы взяли обзорную экскурсию по городу на туристическом автобусе. Его стартовая точка находится на набережной, напротив отеля «Шератон» (рядом с паддоками для команд Формулы-1), стоимость экскурсии 70 манат с чел., выйти можно на любой остановке, потом сесть в любой следующий экскурсионный автобус, хотя время ожидания может весьма затянуться. В автобусе работает система аудиогид, на выбор несколько языков. Город Баку очень чистый и уютный. Современные небоскрёбы хорошо сочетаются со старинными зданиями, привнося свою изюминку, от которой город только выигрывает.

Старый город с Девичьей башней еще одно точка притяжения, без посещения которой нельзя представить Баку. Набережная, украшенная небольшими садами и подземные переходы, отделанные мрамором и освещенные хрустальными люстрами, построенный в футуристическом стиле Центр Гейдара Алиева, самый большой флаг Азербайджана и площадь, названная в его честь — всё это Баку. Ну, да это всё лирика, хотя и весьма красивая. Несколько практических советов. Прежде чем покупать, уточняйте цену, иначе она может неожиданно для вас вырасти. Банковские карточки не очень распространены в Азербайджане, всегда необходимо иметь запас наличности. Местные ГИБДД очень любят «не местных» и навязывают продажу полосатых палочек, взятки берут с легкостью. Встречал в отзывах, что их камеры не читают Российские госномера, ерунда — прелестно читают, а перед границей есть КПП, где могут остановить и предложить оплатить все нарушения по базам данных, при этом камер на а/д достаточно много. На границе базы данных по вашим автодорожным делам нет, так что решайте сами для себя платить-не платить, давать-не давать.

Попробовали местное гранатовое вино (достаточно кислое, но вкусное. В центре города стоит 350 рублей, подальше от центра 200 рублей), пахлаву, чурчхелу.

Обед с пивом на 3 в ресторане в Баку обошелся в 1300 рублей.

День 10. Наутро мы пораньше выехали, так как у нас негромко, но настойчиво загудел или застучал подшипник ступицы, и мы решили сделать ремонт, пока находимся в столице. По пути увидели огромный рынок и небольшой автосервис, заехали туда. Машину разобрали, осмотрели. Часа полтора путем обзвона искали необходимую деталь, но так и не нашли ее во всем Баку. К слову, на этой неисправности мы спокойно проделали весь путь обратно, а в Иркутске в автоцентре мне предложили несколько её вариантов по разным ценам, в общем, дома и стены помогают.

Дорога до границы с Грузией была многополосная, ни ямки, ни бугорка – все сделано для того, чтобы наслаждаться скоростным движением, но не тут-то было… через каждые 100 м знак «90» и камера. До границы ехали мы дольше, чем предполагали.

Границу Азербайджана и Грузии мы прошли за 20 минут, даже не выходя из машины, манаты вывозить нельзя, но до досмотра дело не доходит, ограничиваются вопросом. Въезд на территорию Грузии а/м без VIN- кода практически невозможен, можете попробовать ,но.............)))) От границы до Тбилиси что-то около 60 км.

Приехали в Тбилиси мы уже по темноте, на AirBnB заказали квартиру в центре Тбилиси в доме, который называется Панорама. Дом ещё советской постройки, но квартира с хорошим ремонтом на станции метро Авлабари (в 10 метрах). Хозяин квартиры нас встретил, на вопрос, где купить вина, несмотря на позднее время, предложил привезти домашнего вина за 430 (17 лари) рублей за 2 литра. Было уже поздно, мы устали и приняли это предложение с удовольствием. Квартира нам обошлась 700 рублей с человека. Про жилье: находится в центре, свежий красивый ремонт, есть все и даже больше (стиралка, микроволновка, плита, белье, полотенце, Wi-fi, посуда), квартира трехкомнатная. Вид из квартиры на собор святой Троицы. Под окнами находится парковка, по собственному желанию можно дать парковщику пару лари (50 руб.), и он будет более внимательно следить за транспортным средством. Контактные данные владельца: +995 574 55 77 37 Павел.

День 11. Тбилиси. Утром поступило предложение сделать обзорную экскурсию по городу, дабы за день успеть увидеть все красоты Тбилиси. Мы пошли к тому месту, где, судя по интернету, должна была быть остановка туристического автобуса. Стоимость экскурсионного автобуса 100 лари с человека (2500 руб.) По пути к назначенному месту стоит достаточно много такси, предлагающих свои услуги по обзорным экскурсиям. Одним из таких экскурсоводов оказался Георгий (Гиа) @giaberidze500, он предложил нам экскурсию за те же 100 лари, но с троих. Мы решили, что выгода очевидна, и отправились с ним, тем более вся машина минивэн с Wi-fi, кондиционером была в нашем распоряжении, и маршрут мы могли менять под наши пожелания.

О сделанном выборе ни капельки не пожалели, Георгий оказался чудесным человеком и провел с нами гораздо больше времени, чем планировал. С ним мы посетили Мцхету, Джвари, собор святой Троицы, … Георгий дал нам много дельных советов, завез нас в чудесный по качеству и весьма недорогой ресторан на обед, именно в нем оказались, как мы выяснили в итоге, самые вкусные хинкали, но, к сожалению, названия мы не запомнили. После обзорной экскурсии, продлившейся с 10 утра до 16 часов, объездив все, что можно, вечером мы отправились на пешую прогулку по Тбилиси по набережной р. Кура, посетив и стеклянный мост, и дворец Юстиции, и старый Тбилиси. Сравнивая Баку и Тбилиси, нужно сказать, что сравнение не в пользу последнего, нефтедоллары сделали своё дело, и Тбилиси смотрится гораздо беднее, но душа этого города мне показалась намного ближе и роднее. И люди там просто хорошие, отзывчивые и готовые всегда придти на помощь.

День 12. По совету Георгия мы на своей а/м поехали в винный тур по Кахетии, так как только там производят вино, и цены значительно ниже. Также мы очень хотели посетить завод «Киндзмараули».

По дороге попадается очень много небольших винных заводов. Мы заехали на один из крупных KTW (Кахетинский винный завод). Дегустация и экскурсия были абсолютно бесплатные, вина вкусные. Разливное вино «Киндзмараули» стоило 6 лари за литр, белое «Ркацетели» по 3,2 лари (*25). Взяли немного, так как впереди нас ожидал сам завод «Кинзмараули». Вообще, всю обратную дорогу жалели о том, что взяли мало вина (24 бутылки на троих), в Грузии оно невероятно вкусное. Но все-таки наша основная цель был завод «Кинзмараули» куда, мы и добрались.

Сам городок Киндзмараули не примечателен ничем, останавливаться там мы не стали. На заводе экскурсия бесплатная, а дегустация платная. На дегустацию представлено 4 вида вина, 2 красных и 2 белых, конечно, вина очень вкусные, и мы закупились еще. Завод KTW несколько дешевле завода «Кинзмараули», но вино отличного качества и там и там. Практический совет: через границу разрешено провозить 3 литра на одного совершеннолетнего. У нас было несколько превышена эта норма, но, во-первых, таможенники прекрасно видят, кто перед ними: автопутешественники или контрабандисты, а во-вторых, при наличии большого количества вещей игру в прятки никто не отменял. В общем, мы пожалели, что не взяли больше.

Далее наш путь лежал в сторону Ананури. Вроде навигатор показывал 200 км до нужного нам местоположения, но дорога заняла часа 4. Горная гравийная дорога. Даже один раз навигатор завез нас не туда. За границей мы пользовались офф-лайн картами Google maps, в принципе, косяк с маршрутом был только один раз.

Доехав до Ананури, мы даже не заглянули к башне, так как уже темнело, а место ночлега мы не определили. По пути увидели объявление о сдаче комнат, свернули, нашли домик «у бабушки Лены», посмотрели, нас все устроило. В комнате 3 кровати, есть общая кухня и одна ванная комната на 2 номера, стоимость 500 рублей на человека. Закинув вещи, мы поехали в кафе, из кафе был прекрасный вид на озеро и крепость. Заказали вкусной еды, вино у нас был свое. Сейчас, вспоминая это холодными сибирскими вечерами, все это уже кажется чем-то фантастическим.

День 13. Ананури — Боржоми — Кабулетти. Утром мы посетили крепость Ананури, красота неописуемая, но фото не удались, так именно с утра солнце светит прямо в объектив камеры.

Построили маршрут до Боржоми и в путь. Боржоми небольшой городок, внутри которого расположен парк. По парку можно гулять и пить горячую или холодную минеральную воду. В парк нельзя проносить бутылки вместимостью более 1 л. Стоимость входа в парк 2 лари с человека. Рядом есть фуникулер стоимостью 4 лари. Работник данного фуникулера отправляет всех туристов в храм св. Серафима, до которого идти от фуникулера 3 км в горку. Когда мы пришли к этому храму были удивлены, лежит просто камень (могила св. Серафима) и небольшая часовня и на этом все.

После прогулки мы наполнили 5 л бутыль холодной водой Боржоми (её можно брать в любом объёме и бесплатно) и направились на обед перед длительной дорогой в Кабулетти.

Вдоль дорог Грузии продается много всего: вино, фрукты, чурчхела, глиняная посуда и т.д.

До Кабулетти мы добрались к вечеру. Нашли домик «у Г» со сдающимися комнатами на следующей за центральной улице Руставелли. В доме много комнат и достаточно много проживающих, но он так спланирован, что особо Вы не видитесь. Есть общая кухня, в каждой комнате свой туалет-душ, wi-fi работает, но медленно. Нам выделили 2 комнаты по 500 рублей день с человека.

Немного о дорожном движении. Чего-то особенного в дорожном движении Грузии нет, правила те же. Полиция работает по американскому принципу, фильтрации, остановок транспорта для проверок документов нет. Остановят, если ты в поле зрении патруля что-то нарушил, вот тут как бы рекомендовали взятку даже не предлагать, оплата только через банк, на границе проверяют по базам данных нарушении ПДД, если есть неоплаченный штраф, возвращаешься к ближайшему банку. Все патрули стоят или передвигаются с включенными маячками. Так что не нарушайте, да не нарушаемы будете.

День 14. Кабулетти. Встретил нас непогодой: дождь, температура + 16 С, поэтому это был день застолий и вина. В нашем доме проживали врачи из Гори — Мерьян и его жена, с которыми мы и коротали этот прохладный день. Очень доброжелательные, яркие люди, связь поддерживаем до сих пор.

День 15. Кабулетти — Батуми. С утра, пока не успели добраться до вина, приняли решение съездить в Батуми.

От Кабулетти до Батуми 20 минут езды. В Батуми мы посетили набережную и фуникулер. Фасад города — его набережная, это визитная карточка города, тут тебе и раздолье для прогулок (рекомендуем взять велосипед тандем, либо для четверых). Очень красиво, здесь и фонтаны, и алфавитная башня, и небоскреб с колесом обозрения внутри, и само колесо обозрения, и скульптура сливающихся и расходящихся мужчины и женщины. Отсюда стартует канатная дорога на обзорную площадку Батуми. Но вот только на метр ступишь за пределы центра, и все выглядит весьма бедно, да и бог с ним, зато люди хорошие)))

Батуми заполнился посещением кафе, мы заказали себе обед на наш первый голодный взгляд, так «подразмяться», но когда нам его подали, мы не съели и половины и буквально выкатились из этого кафе, хотя счет на троих составил 70 лари (1750 руб.).

День 16. Кабулетти. День был посвящен морю. Сначала мы поехали на пляжи Магнетти посмотреть, что же такое черный песок, но увидев кучу народа, поняли, что это место не для нас и вернулись в сторону Кабулетти, по пути свернув на галечный пляж. Народу практически не было, море и пляж чистые, есть бесплатная неохраняемая стоянка в 2 метрах от пляжа.

Для сравнения внизу фото для сравнения пляжа Магнетти и Кабулетти.

День 17. Отъезд. С утра собрали вещи и поехали в сторону границы с заездом с Степанцминду. Именно здесь мы увидели горы. Горы, которые захватывают дух. В Степанцминде совсем другой воздух, совсем другой климат, даже другие люди — больше иностранцев. Арку дружбы мы оценили только издалека, так как там велись ремонтные работы. Но все равно постоять там на площадке, с которой открывается невероятный вид на горное ущелье, нам удалось. В горах ехать достаточно тяжело — нехватку кислорода и изменение давления ощущает даже машина.

Границу с Грузией прошли очень быстро минут за 10, а вот в России пришлось и в очереди постоять и досмотр пройти. Как уже писал выше, с собой у нас было 24 бутылки вина, литра 4 чачи и 1,5 литра самогона на троих человек. Провозить разрешено 3 литра алкоголя на человека. Две коробки с вином оставили на видном месте, дабы показать, что мы честные туристы, сколько можно, столько и везем. Часть бутылок растолкали по пакетам с вещами (в брюки, кофты, куртки), часть запрятали в подушки и матрасы, самогон у нас был в бутылке из-под спрайта, так его и оставили болтаться в салоне. Во время досмотра нас обязали вытащить матрасы и подушки из багажника, пограничник даже руками залез в свернутый матрас, но то ли не нашел, то ли сделал вид, что не нашел. Багажник сверху разбирать не заставили, но руками там полазили, а на бутылку самогона в салоне даже не обратили внимание, в целом салон оглядели поверхностно. В общем, наша Родина нас бережет.

День 18-20.

До Иркутска доехали за 3,5 дня, разложив заднее сидение на 2/3 оставив одно спальное место, один раз ночевали в гостинице в Арбатском, так как у члена экипажа был день рождения, да и помыться всем хотелось.

Путешествием остались очень довольны, в Грузию и Дагестан мы обязательно приедем и, надеемся, еще не раз. Первый раз это была разведка.

Цены на различные товары:

В Дагестане:

• 0,5 литра меда — 500 рублей;
  • лепешки с мясом — 60 рублей;
  • дыня целиком большая — 50 рублей;
  • 1 кг виноград — 40 рублей;
  • 1 кг инжира — 30 рублей;
  • бутылка вина (местного) — 350 рублей.

В Азербайджане (1 манат — 35 рублей):

• страховка 1 мес. — 700 рублей;
  • таможенный сбор — 1250 рублей;
  • бутылка пива — 1,4 манат;
  • пакет молока (домик в деревне) — 3 маната;
  • бутылка гранатового вина — 5,5 - 15 манат;
  • 1 кг арбуз — 0,2 манат.

В Грузии (1 лари — 25 рублей):

• 1 литр чача — 5 лари.

Роман
Норильск

Молодцы! Поездка в Дагестан - сильно экстремально. Это вам не Монголия или Японское море. В доброжелательность и гостеприимство монголов верю легко и сразу, а вот на счет кавказцев как-то не очень. и проверять не поеду, ни за какие пряники.
Пятерка земели! Кратко и по делу. Отлично скатались, молодцы!

Хорошая поездка.
"Въезд на территорию Грузии а/м без VIN- кода практически невозможен" - это откуда вы взяли?

Subaru Forester

Молодчинки!!
Светопрозрачные конструкции из ПВХ и Al. Экспертный подход.
Тел. 96 - двенадцать - 96
Мой отзыв: Nissan AD 1999
NEW-KUZNЯ-KRDAR made in USSR
Здорово,молодцы!На следующий год планирую попасть в Грузию,ну очень хочу!

Ну и зря.

AIR-S 3л. 4WD.

классное путешествие, фото только маловато... Тех же номеров, достопримечательностей
Мой отзыв: Toyota Camry 2012

Сам 4 года езжу, через В. Ларс, никаких проблем.
В.Ларс 2 раза без вопросов было, а в Вале, в августе, из-за отсутствия vin девушка-пограничница звала подмогу, те сверили номера кузов-табличка под капотом и все, штампы в паспорта.

кто автор?
"на меня в купальнике никто криво не косился" или "Как уже писал выше, с собой у нас было 24 бутылки вина"
Спасибо! Очень обстоятельно и информативно. И фото не мало.

Красавцы !

Ольга
Недели, конечно для Грузии мало, мы уже 2 раза по 10 дней ездили и очень много где еще не были. К сожалению, муж решил, что пора менять направление, но меня все равно тянет на Кавказ. В 2018 году наврятли, а вот на следующий, если все сложится, то может в Дагестан съездим. На посещение Азербайджана еще не созрела, а вот в Армению бы с удовольствием съездила.

Калибровщик
Я тоже был в летом в Грузии на авто,королла праворукая 93 года,вообще без проблем!

Касли
замечательно...5+
Хорошая поездка.
Очень сомневаюсь. Народ на JDM-тачках регулярно туда ездит, а они все без винов в принципе.
С увеличением потока туристов из России,цены подросли.В сентябре 2016 в Боржоми вход в парк стоил 50 тетри.

нормалек

Скорее поселок
Мой отзыв: Hyundai Solaris 2017

Про Дагестан что то не верится
Правильно, не верь. Тут немного фот из Дербента, где музыканты, крепость уже надоело постить, далее бархан Сарыкум, Гуниб.

ну ещё парочку)
Хорошая поездка.
Не так давно здесь был отзыв, молодая пара из Владивостока ехала в Грузию через Азербайджан на Тойоте Виц, если не ошибаюсь и их погранцы завернули.
Змеиногорск
Меня одну смутил бюджет 135 тыс за 20 дней? По-моему, это очень много. Сколько читаю отзывов про Грузию, везде бюджетно, а здесь прям затратно вышло)))
И зря😁
Может Ямашла?
Извините если кого обидели , не со зла😁
zorrro38

Что поделаешь ...... сезонность
NEW-KUZNЯ-KRDAR made in USSR
Здорово,молодцы!На следующий год планирую попасть в Грузию,ну очень хочу!
Удачи в начинаниях
Да и Абатское - не Арбатское :-)
Извиняемся еще раз если обидели😁
кто автор?
Вам что не понравилось , неграммотность изложения или язык сильно упрощен, так это все специально для Вас.
Андрей Прометов
Нынче уже 2 лари или один 😁
Про Дагестан что то не верится
А вы проверьте и убедитесь😁
Но как посмотрю сколько пилить... 5 т.км! И желание отпадает...
Соберетесь духом и приезжайте , расскажем куда заехать и поможем если что😁
А так отзыв хороший, спасибо автору.
Там только бензина на 53 т.р. ушло, а потом в целом на посещение трех республик 70 т.р. на двоих это еще и мало😁

Желаете проверьте, мое дело предупредить😁
Проверил этим летом,без проблем...В горах,над Мцхетой,авто без VIN...

Желаете проверьте, мое дело предупредить😁
Я въезжал в августе на а/м без vin в Грузию 2 раза со стороны России и из Турции. Видимо дело в азербайджанско-грузинском переходе.

Вы крутой наверное😀
Летал в Грузию по работе в 1995, 6, 7 гг.
Каждый раз возвращался с приключениями,
тогда адреналин выделялся литрами.
AIR-S 3л. 4WD.

Igor Lynkov
Поясните пож. Как такое возможно , что у машины отсутствует вин ???
На авто с правым рулём нет вин,есть номер кузова,допустим АЕ110-и семь цифр у тойоты,первая буква А-это модель ДВС 5А,Е-это короллообразная платформа,Спасио Кариб Спринтер Королла,110-это генерация модели.Плюс присутствует шильда

Вы крутой наверное😀
Ездил 2 раза на праварульном аккорде с Новосибирска,проблем с пересечением вообще никаких
И зря

Опыт

Может Ямашла?
Может и так , извините если обидели

zorrro38

Цены они такие...😁
Волговод
Молодчинки!!
Спасибо

Извините за не точность😁

Везет вам😁
кто автор?
Как в мультике про Простоквашино вдвоем писали с супругой😁

FBIagent
Да и дай бог😁

Андрей Прометов
Уже лари....дорожает все😁

А вы проверьте😃
Но как посмотрю сколько пилить... 5 т.км! И желание отпадает...
А вы попробуйте а мы поддержим😁

А так отзыв хороший, спасибо автору.
За посещение трех республик на двоих еще и мало😁

Viktor4555
Летал в Грузию по работе в 1995, 6, 7 гг.
Каждый раз возвращался с приключениями,
тогда адреналин выделялся литрами.
Все течет все меняется

Igor Lynkov
Приезжай в Иркутск покажу😁

Усиша
Да уж,северяне все еще верят в мифы про преступный дагестан
Не забывайте тех,кто вас ждёт
Мой отзыв: Toyota Corolla 1999

Выкуп, подбор авто в ЕКБ, перегон авто с ДВ 8-912-694-695-1
Удачи в начинаниях

noname38
Вот и замечательно, трусливых там не любят.

А так отзыв хороший, спасибо автору.
А вас не смущает, что из 135 тысяч, 57 потрачено на бензин, то есть люди из далека ехали, и еще помимо Грузии побывали в соседней стране? Грузия, действительно бюджетно, вкусно, и душевно.
Иван
Комсомольск-на-Амуре
Молодцы. Вызывает отличные эмоции!

Виктор, укажите координаты где подъезжали к каспию возле кизляра и в избербаше.

Роман
Верхняя Пышма
Вы просто молодцы.Спасибо и за смелое путешествие и за интересный рассказ. Приятно,обективно и позитивно.Всегда с уважением отношусь к людям,которые ездят ,путешествуют,узнают и без преувеличения делятся со всеми. Позволю себе небольшие поправки на счет курса маната в Азербайджане и цены на бензин.Был там в Сентябре и октябре этого года. !00 рублей 3 маната.(чуть выше чуть ниже) Бензин АИ 92 0,7 манат,АИ 95 0,9 маната.АИ 95 супер 1,1 маната По курсу 21, 27 33 рубля рублей соответственно.

Rusty_Springs
Тобольск
Кратко и понятно, фото мало. Пятерка! Кроме автора в купальнике)))

Был в это же время в Азербайджане, камеры превышения фиксируют, но так как наших номеров нет в местной базе, штрафы в Россию не приходят. Не далеко от Азербайджанско-Грузинской границы остановили местное ГИБДД и показали все нарушения суммой около 12000 руб., после продолжительных переговоров сошлись на 20 манатах (700 руб.) наличными, но брать бояться, целый ритуал для этого придумали. Если не спешил на границу то и этот штраф можно было и не платить, надо только набраться терпения и настаивать, чтоб штраф отправили в Россию, а там его оплатить, правда это займет время и много терпения, так как с тобой говорят принципиально на азербайджанском, только денежные вопросы озвучивают на русском.

Отличный позитивный отчет, спасибо.
Виктор, а В Степанцминде поднимались на гору?
Как вообще машина по горам?
Нравится Ваша Мазда.

Крайняя фотка эпичная, думал англичане )