Родос: греческий изумруд эгейского Додеканесса

27.04.2016 | 15261 просмотр

«Этот остров будет с нами, разве кайф такой отдашь?
Мы с собой его забрали, и сдадим его в багаж.
Люди, горы и заливы, корабли и города,
Солнцем греческим залиты, не исчезнут никогда.
Пляжи, бабочки, дороги — все останется со мной.
Замки, амфоры, картины — Родос, я везу тебя домой....».
(Петр Давыдов)

Доброго Вам дня!

В преддверии наступления тепла и нового летнего сезона, хочу Вам рассказать про поездку на греческий остров Родос. Поездка была семейная в составе четырех человек (муж, жена и двое детей) на стандартные две недели.

Поездка эта, правда, состоялась в 2012 году, но это, я думаю, не столь сейчас важно. Важно то, что скоро новый летний сезон, и кто-то сейчас рассматривает различные варианты летнего отдыха, и, возможно, мой рассказ про Родос даст еще пищи для размышлений в пользу Греции, и в частности прекрасного острова Родос.

Греция — это рай, а греческие острова — это рай в раю. Везде, где мы были: Крит, Родос, Корфу и Кефалония — 100%.

Родос — восхитительный остров, с великолепной природой, погодой, жителями и интересными достопримечательностями (фото из нета):

Остров Родос — четвертый по величине остров Греции, самый крупный из Додеканесских островов, остров бабочек, замков, рыцарей, ну и, наконец, остров одного из семи чудес света, а точнее шестого по счету — Колосса Родосского.

Родос — самый солнечный из греческих островов и самое солнечное место в Европе. На острове в среднем 300 солнечных дней в году и это не случайно, т. к. Родос — остров Бога Солнца Гелиоса.

Действительно, по прибытии на Родос и при выходе из самолета сразу понимаешь, здесь пекло еще то — на острове очень жарко.

На Родосе мы были в конце августа - начале сентября. Сами купили билеты, оформили визы, забронировали отель. Машину решили брать на месте, в местных прокатных конторах, что будет в наличии, то и возьмем. За год на работе я вымотался так, что мне было фиолетово, что и как будет — хотелось просто прилететь на море, погрузиться с головой в воду, а все остальное потом.

При посадке самолета из иллюминатора открываются потрясающие виды острова:

Сам маршрут по острову, с учетом семи дней езды на арендованной машине, получился таким:

Родос мы объехали весь полностью на 2-3 раза. Остров очень компактный.

Странное это место — Родос. Открываешь кран — из него струится чистейшее оливковое масло, а не вонючая хлорированная жижа; втыкаешь в землю палку — и через три месяца она с корня до маковки обрастает какими-нибудь сочными, такими полезными для полового созревания витаминами, вонзаешься придирчивым взглядом в бесконечное небо — а с него во всю ширину лучезарной физиономии улыбается беззаботное, жизнерадостное солнце. И при этом жители этого солнечного острова поголовно изо дня в день страдают комплексом отсутствия Большой Земли:

Основным местом нашего пребывания на Родосе было местечко Лардос (Lardos) и скромный отель Sun Beach Lindos 3*, кстати, с системой «все включено»:

Отель очень скромный, поэтому подойдет для невзыскательных путешественников:

Зато расположен на первой береговой линии — прямо на пляже:

В этом трехзвездочном отеле работает система «всё включено»:

На пляже имеются различные развлечения на любой вкус и кошелек:

Вообще, куда ни глянь на Родосе, попадаются там на глаза одни лишь «на лицо прекрасные, добрые внутри» родосенки, которые от многовекового кровосмешения даже в зеркало глядятся лишь по большим праздникам (да и зачем им это, если и так все в порядке). Наблюдая за ними, в который раз убеждаешься в правоте и гении великого Экзюпери, говорившего об отсутствии совершенства в мире вообще и на отдельно взятой планете в частности) (фото из нета):

В общем, первую неделю на Родосе мы никуда не высовывались из отеля, отмокали и набирались сил, чтобы во вторую неделю удовлетворить нашу уже духовную составляющую.

В свое время мой любимый учитель литературы выгнал меня с урока за то, что я не захотел увидеть в одиноком парусе Революцию. Судите сами....., есть она в нем или нет:

И вот, отдохнули недельку физически, и у нас наступила духовная жажда, которую мы решили удовлетворить путем аренды машины в местной рент-конторе «George», расположенной прямо около нашего отеля. Зашли, очень радушно были встречены, разговорились с прекрасной родосенкой, спросили, что есть в наличии и получили новехонькую KIA Picanto:

Договорились с женой, что здесь на Родосе она будет рулить, а я буду экскурсоводом. Ну, может, пару раз проеду для галочки. Про машинку пару слов: бежит шустро, рулится легко, тормозов хватает, движок нагоняет тоску — уныло воет, а на высоких оборотах своим звоном дает понять, что раскручивать его не стоит, с дороги не сдувает, довольно жесткая (хотя, может, потому что новая), расход маленький, акустика так себе. В общем, вывод такой — в меру практично и очень экономично:

Мы начинаем движение по Родосу по часовой стрелке и движемся на юг острова.

В южной своей части Родос по-прежнему сохраняется в первозданном виде. Горные деревни все еще во многом сохранили свой исторический уклад. На юге острова нет мест, интересных для археологов, зато есть несколько пока еще обитаемых монастырей и ряд раннехристианских базилик и часовен, малоизвестных и потому редко посещаемых.

Одним из таких мест на юге Родоса является действующий Монастырь Скиади (Skiadi), основанный в XIV веке:

Монастырь хранит самую важную для юга Родоса икону — Скиадской Богородицы. Она считается чудотворной и может оберегать не только судьбы отдельных людей, но и благополучие целой сельской общины.

Виды, открывающиеся от монастыря завораживают:

Далее по маршруту заброшенный Монастырь Святого Марка (St.Mark):

Его еще строили итальянцы, которых на Родосе до сих пор считают оккупантами. Практически все их постройки стоят по острову нетронутыми и заброшенными:

Прекрасное историческое здание пустует, оно заброшено. Служители монастыря покинули его в 70-х годах прошлого века:

Самая южная точка Родоса — мыс Прасcонисcи (Cape Prassonissi) с одноименным пляжем, он же «поцелуй двух морей» — место слияния Эгейского и Средиземного морей:

Так как Родос еще называют островом Рыцарей из-за его средневековых замков госпитальеров, рыцарских крепостных сооружений, Дворца Великих Магистров, синагог и минаретов, то мы естественно включили в свою программу и посетили все пять рыцарских замков Родоса: Асклипио, Монолитос, Кастелос, Фераклос и Линдос.

На юге, в одноименной деревне, находится первый из них — Асклипио (Castle of Asklipio):

Этот замок крестоносцев был построен рыцарями Святого Иоанна в XIII веке. В него ведет красивый вход, от самого замка мало что осталось, внутри стен замка одинокая башня и интересные катакомбы. Там же, в деревне Асклипио (Asklipio), есть этнографический музей:

Пляжи юга Родоса в основном дикие, песчаные и малолюдные — и это еще одна малоизвестная жемчужина юга Родоса (фото из нета):

По нашему мнению лучшие южные пляжи Родоса: Геннади (Gennadi), Лаханья (Lachania), Каттавия (Kattavia) и Каламос (Kalamos).

Если вы рабы желудка, то советуем также посетить колоритную южную деревеньку Вати (Vati). Там есть аутентичная греческая таверна «Петрино» (Petrino) — у нас она в топе по эмоциям от еды:

Теперь о дорогах: на Родосе сложно заблудиться — единственное шоссе строго по периметру опоясывает весь остров. Общая протяженность составляет примерно 220 км. Однажды, за один день, мы два раза по кругу объехали весь остров, с заездом на разные объекты. Покрытие — везде качественный асфальт. Побывав на Крите, Родосе, Корфу и Кефалонии, и сравнив, могу сказать — на Родосе самые лучшие дороги, если сравнивать дороги этих островов между собой:

Разделительная полоса в темное время суток подсвечивается, как взлетка — круто. Единственное, что их объединяет — красота. Дороги юга Родоса выглядят так:

Ну, а мы перемещаемся на запад Родоса, который считается его наиболее ветреной стороной. На западе Родоса пейзаж меняется: на плодородных землях зеленеют виноградники, в лесистых предгорьях виднеются домики традиционных деревушек, вдоль берега громоздятся живописные утесы, увенчанные руинами старинных крепостей, с высоты которых открываются виды на море и соседние острова Алимья и Халки.

Вот и мы, приехав в западный порт Камирос Скала (Kamiros Skala), оставили машинку на стоянке в порту и, купив билеты на катер, съездили на соседний маленький остров Халки:

Остров Халки вошел в греческую мифологию как место рождения и обитания Титанов.

В свое время остров Халки был центром добычи губки, что обеспечивало его процветание, но к началу ХХ века это ремесло захирело, и остров обезлюдел. В настоящее время остров живет туризмом, его население составляет всего 250 человек. На острове почти нет транспорта, он считается пешеходным:

Пляжи острова Халки идеальны для тихого семейного отдыха. Один из них — пляж Пондамос (Pondamos) немного похож на знаменитый пляж Крита Элафониси. Вода на пляже такая же кристально чистая, заход пологий, песочек мягкий и никогда не бывает волн. И правда, райское местечко:

На обратном пути, возвращаясь, мы увидели второй рыцарский замок Родоса — Кастелос (Kastellos):

Этот замок был построен рыцарями Святого Джона, располагается на высоте 131 метр, представляет собой неполный периметр стен, сохранившийся лишь с восточной стороны. Внутри крепости ничего нет:

Зато со стен замка открывается восхитительный вид на западное побережье и соседние острова Алимья и Халки, откуда мы собственно недавно и прибыли.

А если проехать дальше вниз по западному побережью, то там находится, пожалуй, самый живописный и третий по счету замок рыцарей — Монолитос (Monolithos):

Потрясающая скала, возвышающаяся над побережьем на 250 метров, с великолепным обзором, представляет собой двухуровневую крепость с башней-донжоном на верхнем уровне и стенами по краю скалы:

Замок был построен Рыцарями-Иоаннитами в ХV веке на основании более старой византийской крепости. Внутри есть действующая маленькая церковь. В замке можно встретить потрясающий закат:

А если проехать еще дальше вниз, попетляв серпантином, через несколько километров дорога закончится на одном из лучших западных пляжей Родоса — пляже Фурни (Fourni):

Здесь можно часто наслаждаться солнцем и морем в полном одиночестве.

Недалеко от пляжа с правой стороны дороги стоит валун с античным рельефом. Он изображает перевозчика Харона в своей лодке, в которой он через реку Ахерон перевозил в преисподнюю души умерших людей.

Мы продолжаем наше движение по западу Родоса и посещаем первый и самый наименьший из трех античных городов-государств Родоса — Камирос (Kamiros):

Камирос был центром крупного аграрного региона, однако однажды люди покинули его насовсем. Он был построен на трех уровнях примерно в VIII веке до н.э.

В 226 году до н.э. землетрясение разрушило город. В 142 году до н.э. землетрясение разрушило город во второй раз. Это привело к тому, что люди полностью покинули и забыли Камирос. Город был случайно обнаружен археологами в конце ХIХ века и отреставрирован:

Еще одним необычным объектом на западе Родоса является заброшенная Дача Муссолини:

Дача Муссолини находится посреди леса на горе Пророка Ильи — Профитис Илиас (Profitis Ilias). В 1912 году после поражения турок в ходе итало-турецкой войны Италия получает Родос. А поскольку все монархи страдали, и страдают поныне, дачной манией, Муссолини не преминул построить себе дачу в горах Родоса:

Так как греки до сих пор считают итальянцев оккупантами, дача сейчас заброшена и пустует, местные не хотят прикасаться к творениям узурпаторов:

Действительно, когда ходишь по этой даче, воображение рисует картины, как здесь жили и ходили фашисты — их охрана, жены, семьи, дети... Как дружок Гитлера, гори он в аду, здесь отдыхал и принимал в гости других, таких же, как он, фашистских деятелей...

В общем, место интересное. Дача Муссолини находится на резком уклоне и сплошь заросла пихтами. Комплекс построен в немецком стиле:

В немецком стиле балконы делаются максимально простыми, чего не скажешь об эркерах — часто именно они выступают изюминкой немецкого дома:

Дороги запада Родоса выглядят так:

Лучшими пляжами запада Родоса являются пляжи: Фурни (Fourni), Лакки (Lakki), Мандрико (Mandriko) и Сорони (Soroni).

Западные пляжи Родоса галечные, с отличными живописными видами:

Есть на западе Родосе две деревни, достойные внимания и посещения — Эмбонас и Сиана.

Эмбонас — важнейшая винодельческая деревня острова, называемая винной столицей Родоса. Во множестве винных погребков можно попробовать и купить благородный напиток. Здесь же открыт для посещения и дегустации вина самый большой винный погреб острова Эмери (Emery). В общем, сначала дегустируем, а потом смотрим великолепный закат:

Сиана — совершенно патриархальная горная деревня с множеством старых домов и уютных кафе, где местные жители с домашней теплотой общаются с чужестранцами, угощают их йогуртами с медом и наливают стаканчик сумы (souma) — родосского самогона из выжимок. Ну и, конечно, сельская церковь Святого Пантелеймона конца ХIХ века с его мощами, привлекает сюда множество паломников, т. к. мощи Святого Пантелеймона являются чудотворными, и к ним прикладываются и просят здоровья.

Ну и, конечно, после сумы, снова смотрим западные закаты):

Юг и запад Родоса нам показались менее обжитыми и оттого более «островными», а вот Север и Восток — это наиболее заселенные и развитые части Родоса. Итак, движемся на север.

Север Родоса — это горные сосновые леса, а также здесь имеется особенно много следов родосской истории. Но сначала мы немного отложим историю и посетим одно неисторическое место — настоящую страусиную ферму:

Страусиная ферма находится рядом с Долиной Бабочек, и посетить их можно по пути. Так получилось и у нас, сначала мы посетили ферму, а потом Долину Бабочек. На ферме интересно было узнать много нового о страусах. Оказывается то, что страусы прячут голову в песок — это брехня, никогда они голову в песок не прячут)). На ферме можно попробовать мясо страусов — там же, в местном кафе, делают исключительно нежные страусиные бифштексы и заливают их страусиным яйцом. Представляете себе, яичница из яйца весом 1000-1400 г, 18 см в высоту, и 15см в диаметре)). Короче, из одного яйца получается яичница на 10-12 человек! Там же, на ферме, есть мини-зоопарк:

На входе каждому ребенку дают бесплатно пакетик кукурузы для кормления животных:

А уже через 4 км в местечке Петалудес (Petaloudes) находится Долина Бабочек. На информационных стендах написано, что на зарослях олеандров сидят сотни бабочек, которые в безветренные дни роем взлетают со своих мест. Но что-то или мы были в какой-то, может, выходной для бабочек день, или так и не нашли мест, где у них рой — в общем, мы так ничего там не поняли и никаких роев бабочек не увидели. Зато увидели проплывающую мимо черепаху:

Там же, на севере, на холме Филеримос находится второй из трех античных городов-государств Родоса — Ялиссос (Ialyssos):

В 1550-1400 гг. до н.э. Ялиссос входил в состав Дорического Эксаполиса — античной федерации шести городов.

Известность Ялиссосу принес победитель 79-й античной Олимпиады — великий атлет Диагорас. Свою победу на Олимпиаде он одержал в 464 году до н.э.

Сейчас в Ялиссосе можно увидеть руины античного акрополя, монастырский комплекс ХIII века, а также остатки храма Афины Паллады:

Холм Филеримос (Filerimos) находится на севере Родоса, рядом с античным городом Ялиссос. Мы не будем награждать эту достопримечательность эпитетом «дарующее незабываемые ощущения». Это просто красивое место, где можно посмотреть античный город Ялиссос, большой 18-метровый крест и насладиться видом на море, бухту и долину.

К кресту ведет дорога, окруженная кипарисами, которая носит название «Путь на Голгофу». Эта дорога точно соответствует расстоянию, которое прошел Иисус, неся на себе крест. Около креста можно посмотреть барельефы, изображающие сцены из жизни Спасителя. По дороге можно посмотреть небольшие рисунки на камне, которые называются «проскинитарии». Это слово дословно переводится, как «преклонить колени и прочесть». Они изображают мучения Иисуса Христа во время казни.

Крест представляет собой бетонную конструкцию, и он полый. Внутри есть лестница, по которой можно взобраться наверх, оттуда открывается захватывающий вид:

Там же, в храме Филеримской Богородицы, находилась главная святыня горы Филеримос — икона Богородицы работы самого Святого Луки (апостола и автора одного из евангелий). Главное, чем знаменита эта икона — это портрет Девы Марии, написанный еще при ее жизни.

Сама церковь была разделена на две части. Католическая часть закрыта, а в православную часть пускают туристов, и тут можно посмотреть копию этой чудотворной иконы.

Во многих источниках в интернете пишут, что икона Филеримской Богородицы сейчас находится в Санкт-Петербурге, но это не так! Она была вывезена из России во время революции 1917 года и сейчас находится в Черногории в музее города Цетинье.

Вот такие интересные факты можно узнать, посетив холм Филеримос на севере Родоса.

Да и просто, там очень приятно прогуляться и отдохнуть от жары в тени кипарисов и дубов. Там все пропитано духовностью:

Дороги севера Родоса ничем не отличаются от дорог юга и запада, и так же отличного качества:

И вот мы прибываем в столицу острова и самый его крупный город — Родос, расположенный в самой его северной точке.

Столица острова Родоса город Родос — город во всех отношениях приятственный, для души отдохновенный и для здоровья полезный. Это типичный южный курорт, со своей порцией солнечных ванн, стаканчиком приятного пьянящего родосского вина, очарованием крепостных стен Замка Великих Магистров, так величественно возвышающегося в Старом городе (фото из нета):

Рассказывать про такое место легко и трудно одновременно. С одной стороны, здесь столько у