|
Продолжение Путешествия в Болгарию.
Итак, поездка в Болгарию заняла пять дней, пробег 3109 км, расход бензина 210 литров. В Болгарии задержались на месяц, в солнечные дни загорали на пляже, в ненастную погоду ездили с внуками по достопримечательным местам и различным аттракционам, а их на побережье не так много. За месяц накатали больше тысячи километров.
Большую часть из них за рулем был зять, но через две недели его вызвали на работу, и остальное время возить домочадцев пришлось мне. Шесть человек в Фабии — это уже нарушение, а если учесть, что только через две недели отдыха я обнаружил, что у меня действие прав закончилось еще в апреле, то риск нарваться на санкции довольно высок. Но местные гаишники остановили только один раз — во время наводнения предупредили, что впереди большая лужа и ехать лучше в объезд.
Сама Болгария вызвала двоякие чувства. С одной стороны новые, дорогие и не очень отели.
А с другой — запустение.
Ну, а в целом Болгария понравилась, языкового барьера почти не было, старшее поколение русский знают, молодежь больше английский, но русский для них не совсем чужой. В общем, месяц пролетел незаметно, наверное, в первый раз не тянуло с отдыха домой. А так как зеленая карта была приобретена на два месяца, решили продлить удовольствие и поехать обратно длинной дорогой: Варна — Салоники — Белград — Краков — Брест — Полоцк — Петербург. Зарядили планшет картами, гостиницы решили не бронировать — остановимся там, где захочется!
День первый
Загрузив оставшиеся от детей вещи (горшок, коляска и т.д.) в машину, попрощались с хозяевами и в восемь утра двинулись в путь. До границы с Грецией около четырехсот километров, Варна — Бургас дорога нормальная, два перевала, не очень крутые (это не Румыния).
Ну, а трасса А-1 просто великолепна, кругом поля, сады, виноградники.
Двести километров по ней пролетели как мгновение.
Дальше поворот на второстепенную дорогу и девяносто километров через небольшие поселки и городки.
Последние километров пятнадцать до пограничного перехода ехали практически в одиночестве.
Похоже, болгары не очень рвутся за границу.
Граница просто смешная, два вагончика, неработающий биотуалет и десяток погранцов с обеих сторон, но, как ни странно, продержали на таможне минут двадцать. Заглянули в багажник, внимательно осмотрели горшок, поставили в паспорта печати и пожелали счастливого пути.
Греция встретила жарой, духотой и пустыми дорогами, впрочем ничего удивительного в конце июня в час дня.
Как всегда, в новой стране навигатор работать не захотел, пришлось воспользоваться планшетом, а это такая головная боль))). Пока ехали по единственно возможной дороге, вопросов не было.
Туннели шли один за другим, и опять вспомнилась Румыния.
Немного поплутали по какой-то деревне, названия не понял, все надписи на греческом, но к вечеру выскочили на трассу А-2.
О трассе А-2 говорить нечего, красота! Если учесть, что вечером играла наша сборная и до игры оставалось 3 часа, то 320 км удалось проехать за 2,5 часа.
В Салоники въехали около восьми вечера, час на поиски отеля, небольшая прогулка по набережной и к долгожданному телевизору.
О гостинице — искали то, что подешевле, разброс цен довольно большой, в итоге остановились в *** за 56 евро. Зато с видом на море.
Наша сборная испортила все впечатления о Греции.
День второй
Весь следующий день посвятили достопримечательностям. Их оказалось довольно много, к вечеру, еле волоча ноги, пришли в отель и уснули мертвым сном, под легкое жужжание кондиционера.
День третий
Проспали до девяти утра, так что выбираться из города пришлось в час пик. Много слышал о московских пробках, но, думаю, салонниковские им не уступают — семь километров выезда из города заняли три часа. Больше всего хлопот доставляли скутеры и мотороллеры. Манеры езды этих транспортных средств не поддается спокойному описанию. Достаточно вспомнить, как бородатый мужик выехал из магазина на встречку, проехал метров пятьдесят и въехал в магазин на другой стороне дороги. Зато, когда вырвались на волю, езда стала доставлять удовольствие — ровная дорога, цветочки на разделительной полосе и оливковые рощи на обочинах.
В два часа дня оказались на границе с Македонией, задержек практически не было. Греки выпустили с удовольствием, македонцы с таким же удовольствием пропустили на свою территорию. Правда произошел один казус, когда македонский пограничник спросил по-русски:
— У вас есть зелена карта?
— Спик инглиш, плиз.
— Грин карта?
Только тогда понял, что он хотел.
Дорога в Македонии хоть и платная, но желает лучшего, асфальт в трещинах, трясет, как на стиральной доске. Большую часть пути пришлось ехать по обочине.
Пара тоннелей видимо сократили наш путь, и уже через четыре часа мы оказались на границе с Сербией.
О ней надо писать отдельно. Прямо рядом с КПП группа цыган атакует выезжающие машины, при полном попустительстве погранцов, а может и при их заинтересованности. Перед нами двое цыган буквально падали под колеса датской машины, выпрашивая подаяние. Когда датчане проехали на контроль, цыганята переключились на нас. Как они рыдали, выпрашивая деньги… Станиславский сказал бы — Верю! Никакие объяснения, что наличных нет, показ банковской карты не действовали. Жена покопалась в сумочке, нашла монету в пять рублей и передала страждущим. Поток ругани сопровождал нас до будки пограничников. Македонцы, улыбаясь, выпустили без всяких вопросов. Через десять метров уже сербские таможенники, попросили отъехать в сторону для более тщательного осмотра. Обнюхав горшок и чайник, попросили открыть чемодан, но, видимо, личные вещи были не столь интересны. Когда начали осматривать салон машины, первое, что сделали — с радостным видом попросили открыть сумку жены. Поковырявшись в закромах супруги, тщательно проверив помаду и духи, пожелали счастливого пути, но настроение было испорчено, даже поляки так не досматривали. На мое ворчание, жена призналась:
— Это, наверное я виновата, когда отдавали цыганам пять рублей, я неаккуратно положила сумку на заднее сиденье и, когда подъезжали к КПП, она стала падать, и я решила ее поправить, а пограничник увидел и решил, что мы контрабандисты или наркокурьеры.
Дороги Сербии мало чем отличаются от македонских,
это можно понять, еще недавно была одна страна, да и война не прошла даром. Но восстановление идет, ремонтируется много, что создает небольшие неудобства. Дух захватило, когда проезжали по временному мосту через ущелье. Жалко сфотографировать не догадались, когда под колесами пропасть в несколько сот метров и временное ограждение из тоненьких досок.
Когда начало смеркаться, решили остановиться в ближайшем городе. Город оказался — Ниш. Когда на окраине возле небольшого кафе, пытались на русском и английском выяснить, где ближайшая гостиница, столкнулись с полным непониманием. На вопрос, где рядом есть отель, несколько молодых ребят довольно агрессивно стали выходить из-за столиков, но вовремя выбежавшая официантка, толкая меня к машине, показывала рукой в сторону центра. Поняв, что русский и сербский — это разные языки, а английский у братьев вызывает некоторое раздражение, поехали к центру, разглядывая вывески. Жена заметила маленький указатель с надписью — отель 2 км. Так как солнце упорно ползло к вершинам гор, решили не рисковать и следовать указателю. Отель оказался ****,
но по доступной цене — 46 евро с завтраком. Заказали в ресторане по сэндвичу. Когда в номер принесли заказ, поняли, что слегка погорячились, вполне хватило бы и одного, но ничего весь следующий день питались сэндвичами. Поковырявшись в интернете, выяснили, что достопримечательностей в Нише две — крепость и башня черепов.
Послали дочке SMS: «Ночуем в Нише, завтра будем в Венгрии». Получили ответ: «Может вам перевести деньги на нормальный номер?».
День четвертый
Проснулись пораньше, по плану следующая ночевка в Будапеште. В восемь утра были уже на завтраке — шведский стол, без особых излишеств, но кофе натуральный. Город компактный, на склонах гор дома с одинаковыми красными крышами.
За полчаса добрались до крепости, но осмотреть ее не удалось, вдоль крепости расположилась барахолка, и любая остановка вызывала у продавцов странную реакцию — они бежали к машине, пихая в салон свой товар.
К «Башне черепов» попасть тоже не удалось, по какой-то причине доступ был закрыт. Может, выходной, может, еще по какой причине, выяснять не стали, решили двигаться в Белград.
Про дороги я уже говорил, хочется сказать о пунктах оплаты — стоимость проезда один евро, но металлические деньги не берут, а сдачи дают только в местной валюте, так что одно спасение — банковская карта, слава Богу, их принимают без вопросов.
Дорога до Белграда из-за ремонта, заняла больше времени, чем планировали, а когда на въезде в столицу республики попали в пробку, решили проехать этот населенный пункт без остановок, что, в общем-то, и удалось, если бы не еще одна пробка на выезде — умудрились выезжать через авторынок, перегородивший всю дорогу на километра полтора. До границы с Венгрией добрались без приключений, если не считать серба на стареньком Трабанте, который не давал себя обогнать километров десять, пока не выехали на трассу, жена сказала, что он даже помахал рукой, когда его обгоняли. «Братья», что с них взять. К границе с Венгрией подъехали с пустым баком, приходилось глушить двигатель и обливаться потом, пока стояли в очереди.
Границу прошли без особых проблем, несколько дольше, чем обычно, что делать — въезжали в Евросоюз. Венгерский таможенник, бегло осмотрев машину, спросил: «Вино, сигареты есть?». Я пробурчал, что свои надо иметь, он расслышал, но не обиделся, похлопал меня по плечу, поставил в паспорта печати и пожелал доброго пути. Сразу за таможней заправка и целая площадь из двух десятков ларьков по продаже виньеток, так как ехать предстояло через всю Венгрию и Словакию, решили брать виньетки сразу в обе страны — 14 евро, только наличными, карты не принимают.
Венгерские дороги лучшее что я видел за всю поездку.
Стоянки тоже самые благоустроенные, что можно сказать, если даже в мужском туалете, кроме душа, есть еще и комнатка со столиком для пеленания младенцев!!!!
Прикинув, что до Будапешта засветло добраться не получиться, решили остановиться в городе с названием Кечкемет. Немного поплутав по улочкам, выехали к центру, у светофора жена увидела надпись «Отель». Сделав правый поворот, со второй полосы въехал под арку, чем немного удивил местных автомобилистов.
Во дворе мужичок помог припарковать машину рядом с земляками из 79 региона. Оказалось, мужичок — хозяин гостиницы. Сколько звезд у этого отеля, трудно сказать, но сервис не хуже ***, 26 евро с завтраком. Номер достался для некурящих, пришлось выходить дымить во двор. Пока я смотрел футбол, жена решила прогуляться по окрестностям. Пришла счастливая и довольная — попала на «День города».
Впечатлений тьма! Решили задержаться на следующий день подольше.
День пятый
Меню на завтрак для маленькой гостиницы оказалось довольно приличным, даже умудрились прихватить с собой немного фруктов.
После трапезы жена повела меня на экскурсию по городу. Оказалось очень интересно, на маленькой площадке в квадратный километр разместились десяток церквей, причем все действующие, жалко, внутрь попасть не удалось — везде шли службы, а врываться в «чужой монастырь» посчитали неуместным.
Кечкемет оказался центром Венгрии, это, конечно, не центр Европы в Полоцке, но тоже интересно.
После пробежки по достопримечательностям, решили двигаться на Будапешт. Пообщались на стоянке с земляками из Ярославля, пожелали им приятного отдыха и поехали к трассе. В Будапешт въехали к обеду, до центра добрались без особых приключений. Только довольно долго петляли по улочкам в поисках места для парковки. Стоянка оказалась платной, но как оплачивать это удовольствие, не поняли. Решили быстренько посмотреть окрестности и двигаться дальше.
Будапешт действительно один из самых красивых городов, виденных мною, и, наверное, самый чистый. Но это сугубо мое личное мнение.
Через два часа вернулись к машине, никаких штрафов на лобовом стекле не увидели, спокойно сели и поехали в Словакию.
О пересечении границы нам сообщил навигатор. Дороги очень хорошего качества, но стоянок мало. Горные участки красивые, только есть одно НО, если впереди едет фура, то плестись за ней можно не один десяток километров.
По всей трассе стоят продавцы горного меда, а на одном участке вместе с ними еще и продавцы икон. Иконы выжжены на кусках фанеры, мы такими вещами в школе занимались, но если продают — значит, покупатели есть. Очень много курортных мест, отели, шале расположены вдоль всей трассы. Особенно запомнился Ружомберок, попали в пробку из отдыхающих, множество машин с прицепами и без. Я бы понял такое в разгар лыжного сезона, но в начале июля…. Хотя горный отдых и летом отдых.
Не рискнув останавливаться в курортных отелях, решили переночевать в равнинной части Словакии. Нашли захудалую гостиницу эпохи социализма (четырехэтажный панельный дом). Но узнав цену — 60 евро за ночь, дороже, чем Греции — решили доехать до Польши.
Польша, как всегда, встретила дождем, через пару километров от границы нас ждал двухзвездочный отель за 23 евро, включая завтрак.
Живая музыка в баре, кусок тушёной говядины граммов в семьсот, две тарелки салата и чашка соуса. Все это удовольствие за 7 евро. Набив утробу, завалились спать.
На следующий день нам предстояло проехать всю Польшу.
День шестой
Встали в семь утра, съели обещанный завтрак (ложка омлета и чай). ** оправдали свой статус.
Около восьми тронулись в сторону Кракова.
В город въехали вместе с жаждущими трудиться поляками и, естественно, попали в пробку. Пока еле двигались, запиликал указатель топлива. Выскочил в шортах залить бак и понял — это не Греция. Пришлось одевать джинсы прямо на заправке, представляю удивление проезжающих — бесплатный стриптиз у бензоколонки))).
Потихоньку докатились до центра. Осмотрели самый старый собор Кракова.
Потом Королевский замок под проливным дожем. Самое обидное, так спешили, что забыли телефоны в машине. Вспомнили о них, когда были уже внутри, возвращаться не стали — дурная примета — а впереди еще длинная дорога с просроченными правами.
В общем, остались без фотографий замка.
После замка надо было переодеться в сухое, на фоне исторического памятника делать это посчитали не уместным. На выезде из города увидели знакомый магазин «ЛИДЛ», на стоянке переоделись, купили продуктов в дорогу и двинулись в сторону Беларуси.
Навигатор упорно гнал нас или через Варшаву, или через Украину. Пришлось разбить путь на несколько участков. В одном из городков остановились на торговой площади, перекусили, пока жена два часа выбирала чайник в подарок дочке на день рождения, я прокладывал маршрут без заездов в Варшаву и мимо Украины.
Добравшись до Люблина почувствовали облегчение, как никак уже третий раз в этом городе, можно сказать, родные места. В десять вечера добрались до знакомой нам «Корчмы». Выгребли из карманов все оставшиеся у нас злотые, взяли на ужин пиццу.
Написано было средняя пицца, думали, на двоих хватит — ошиблись — хватило еще на весь следующий день.
День седьмой
В семь утра мы уже подъезжали к границе с Беларусью. На удивление, граница была свободна, одинокий микроавтобус стоял в зоне досмотра, мы проехали по зеленому коридору, полуспящие таможенники, ничего не спрашивая, поставили печати и открыли шлагбаум. На Белоруской стороне тоже долго не задерживали. Заехали на заправку, залили дешёвого бензина по самое горлышко и вперед к центру Европы.
В пять вечера были уже Полоцке, прошлись по магазинам, купили немного консервов, пару блоков сигарет. Предчувствие того, что завтра будем уже дома заставило лечь пораньше.
День восьмой
В шесть утра выехали в сторону нашей границы. На дорогах тишина, машин почти нет. В расслабленном состоянии подъехали к шлагбауму, я уже собрался идти платить за дорогу, как вдруг появились двое ребят с автоматами: «Ваши документы».
Ну, всё, сейчас увидят мои просроченные права и …
Подал документы на машину.
— Ваши паспорта?
— Какие, загран или советские?
— Российские…
Пока жена изучала содержимое своей сумочки, я спросил — а что случилось, таможенный союз развалился, пока мы отсутствовали?
— Вы что, не знаете, что происходит?
— Нет, нас два месяца не было.
Посмотрели паспорта, открыли шлагбаум
— Включите радио, послушайте новости…
220 рублей за удовольствие проехать по нашим дорогам и вот мы на Родине.
До Пскова ехали, слушая последние известия о положении на Украине, периодически попадая в пробки из-за ремонта дорог. После Пскова до объездной вокруг Гатчины ехали без приключений. От Гатчины до дома сплошная пробка, но это мелочи, после Греции уже ничего не страшно.
Итого: Поездка в Болгарию и обратно — 9303 км. Расход бензина 650 литров. Проехали девять стран. Расходы на дорогу — около 1500 евро!