|
(19 июля 2014 - 04 августа 2014. Москва — Кириллов — Кудама (Сямозеро) — Вяртсиля (озеро Янисъярви) — Великий Новгород — Москва)
«Нас невозможно сбить с пути, нам все равно куда идти»
(Русская народная мудрость)
«У нас кладут асфальт местами и немного,
Чтоб всякий оккупант на подступах застрял»
(Трофим)
ПОДГОТОВКА И СБОРЫ
После двух поездок по Балтике (в 2012 и 2013 годах), по цивилизованным европейским дорогам, как и было задумано в конце прошлого отпуска, собрались мы в Карелию — отдохнуть, подышать чистейшим воздухом, посмотреть на красоты Русского севера, ну и покормить комаров, разумеется. Уже традиционно, в начале весны, прикинули маршрут — как всегда, «кривой». Определились, что в этот раз обойдемся двумя «длинными» стоянками и двумя «короткими». Для «длинных» стоянок выбрали и заказали номера на турбазах, расположенных в живописных местах на карельских озерах. С них планировалось совершать короткие «радиальные» выезды для осмотра местных достопримечательностей (как мы ошибались!). Для «коротких» стоянок заказали места в гостиницах — в Кириллове попроще и с претензией на роскошь в Великом Новгороде.
Экипаж наш в этот раз сократился, едем втроем — я, жена и дочь — чисто семейный вариант. Машина — проверенный временем и тремя большими поездками Nissan Almera Classic 2008 года выпуска.
Сами сборы были недолгими — вечер пятницы, бегом, после работы, покидали вещи по чемоданам, загрузили все это в багажник и завалились спать — подъем предстоял ранний…
МОСКВА — КИРИЛЛОВ
Стартовали рано утром (04:10) 19 июля 2014. Наш путь лежит по Ярославскому шоссе (М-8) через Ростов Великий (07:00), Ярославль, Вологду (10:00). Дорога приличная. В меру хулиганят дальнобойщики, машин немного — рано еще. После Вологды дорога (Р-5, Вологда — Медвежьегорск) становится совсем узкой, всего две полосы и практически без обочин, но и машин становится все меньше и меньше — это не Ленинградка, с её сумасшедшим траффиком.
Прежде чем остановиться в Кириллове проезжаем чуть дальше, в Ферапонтово (11:45, 584 км от Москвы), чтобы посетить Ферапонтов Белозерский монастырь.
Разумеется, зашли в собор Рождества Богородицы, расписанный легендарным Дионисием и его сыновьями. Приобщившись к прекрасному, едем в Кириллов. В 15:00 мы на месте. Проехав за день 605 км, мы останавливаемся на первую «короткую» стоянку в гостевом доме «Феникс». Это заведение располагается в старом, построенном еще задолго до распада СССР, но и поныне действующем банно-прачечном комбинате на втором этаже. Все чистенько, номер с удобствами, выдержан в гламурном розовом тоне — жить можно. Неоспоримое преимущество заведения — три минуты ходьбы до Кирилло-Белозерского мужского монастыря.
Сказать, что монастырь впечатляет — ничего не сказать. Очень сложно передать словами красоту и мощь этого места…
Погуляв внутри монастыря, устроили перерыв на обед и отдых, а вечером пошли бродить по Кириллову. Красивый, в основном двухэтажный, городок.
Находившись по городу, идем спать. Впереди еще один день пути.
КИРИЛЛОВ — СЯМОЗЕРО
Воскресенье, 20 июля. Опять ранний подъем (06:15), завтрак и в 07:05 мы покидаем Кириллов, заправляемся и минут через 15 выезжаем на дорогу Р-5. Первое, что заметили — практически полное отсутствие машин. За первые два часа пути нас обгоняет одна машина и одну обгоняем мы. Еще с десяток машин попадаются навстречу.
Второе — дорога начала ощутимо портиться. До Вытегры асфальт средней степени убитости, временами попадаются свежеотремонтированные участки, временами — убитые в хлам. Общее количество ям, колдобин трещин и т.д. не поддается никаким подсчетам, смотреть приходится в оба глаза. Перед поселком Депо навигатор командует поворот налево, и мы попадаем на первые 3 километра вообще без асфальта.
После Вытегры съезжаем на дорогу Р-37 (Вытегра — Лодейное поле), а с нее, на Р-19 (Вознесенье — Петрозаводск). Так вот, асфальт на этих, с позволения сказать, «трассах» встречается эпизодически. На скорости 30 км/ч кажется, что машина неминуемо развалится. Как ни странно, но на 50-60 км/ч трясет гораздо меньше, но машину все равно жаль. Про пыль и камни, летящие из-под колес, лучше не вспоминать. Если бы машин было больше, то лобовое стекло эту поездку точно не пережило бы. И вот тут уже удивляешься, когда проехав километров 20-30 по такой щебеночной дороге, попадаешь на участок дороги с асфальтом зеркальной ровности. И такое в этих краях случается, но редко.
К 11:30 доезжаем до Вознесенья, где нам нужно переправиться на пароме через реку Свирь. Паром ходит раз в час, но нам везет — на другой берег нужно срочно переправиться скорой помощи, поэтому, чтобы не гонять паром совсем порожняком, грузят и те машины, которые стоят в очереди. Переправа короткая, с погрузкой и выгрузкой не более 20 минут. И снова дорога — много щебенки и мало асфальта. Единственное, что хоть как то компенсирует качество дороги — это окрестные пейзажи.
Въезжаем в Карелию и решаем позвонить на турбазу «Лесной Двор», где у нас запланирована первая «длинная» стоянка и забронирован отдельный трехместный домик, хотим предупредить, что мы в пути, слегка задерживаемся, но обязательно приедем. Позвонили и оказалось, что нас не ждут… Забыли… Домик занят… Ну еще бы, бронировали и договаривались-то мы в марте… Мы в легком шоке, начинаем думать, а не заехать ли нам в Петрозаводске в магазин за палаткой и спальниками. К чести хозяев «Лесного Двора», ситуацию к нашему приезду они разрулили, да еще как, но об этом чуть позже.
Чем ближе к Петрозаводску, тем лучше становится дорога. До базы остается каких-то 2-2,5 часа пути. И вот тут свинью нам подложил навигатор. Дело в том, что проложить нужный нам маршрут из Кириллова до турбазы получилось только с помощью программы IGo Primo, да и то только после того, как в ее настройках было разрешено прокладывать маршрут по дорогам без покрытия. Не доезжая километров 10 до Петрозаводска, навигатор решил, что Петрозаводск лучше объехать через железнодорожную станцию и одноименную деревню Орзега, по очередной грунтовке. Там ехать — всего ничего — километров 10, и кусок действительно срезается приличный, к тому же не надо ехать через город. Но кто же знал, какой это проселок!!!
На его преодоление ушло почти два часа, с риском застрять там надолго или чего-нибудь оторвать, повезло ещё, что дождей давно не было, но обошлось без потерь (не считая нескольких царапин через все борта). Выбрались уже почти за Петрозаводском и без приключений, по Суаярвскому шоссе (А-133) к 17:00 прибыли в «Лесной Двор». К нашему приезду проблема с жильем была решена. Двухкомнатный люкс на ночь и бесплатный ужин и завтрак в качестве компенсации за доставленные неудобства. А с утра нас ждали на турбазе «Кудама», где как раз освобождался номер.
«КУДАМА»
Когда накануне договаривались о переезде на соседнюю турбазу, нам сказали — «это недалеко, всего на 30 км дальше, по той же гравийной отводке от Суоярвского шоссе», на берегу того же Сямозера. Ага, 30 км по пустому асфальтовому шоссе и 30 км по пустой гравийке, совсем не одно и то же. Минимум час с четвертью, а то и больше, и трясет при этом немилосердно. По дороге заехали в питомник «Три Медведя». Живут там в основном брошенные людьми зверики. Кое-кого из них можно потискать и покормить.
Сам туркомплекс «Кудама» на первый взгляд впечатления не произвел. Может, потому что настраивались на отдельный домик, а тут номер, может, потому что хотели ездить, а тут придется сидеть на одном месте, с такой-то дорогой… Но первое впечатление оказалось обманчивым, за неполных семь дней, проведенных там, впечатлений и положительных эмоций набралось столько, что до сих пор с удовольствием вспоминаем. В первый же вечер дочь отправилась на рыбалку, соседи зазвали, и поймала щуку. Не на 20 кг, конечно, но все-таки…
Мы с женой, тем временем, гуляли и наслаждались закатом.
А в это время своей законной доли с рыбалки ждали кудамовские коты. Рыжий материализовался буквально из ниоткуда, как в мультиках, через три секунды после того, как в первый раз было произнесено слово «рыбалка». Сел и уставился на двери тех номеров, откуда должны были появиться рыбаки. Потом проводил всю честную компанию до пирса и сидел там все четыре часа, отлучившись лишь буквально на минуточку, проверить готовность шашлыка у других соседей.
Котов на базе мало, всего штук пять, но заслуживают они огромного уважения! Дело в том, что при базе существует собачий питомник — 150 первоклассных, ездовых, сибирских и аляскинских хаски!!! И собачек этих периодически выпускают свободно побегать… Не всех, конечно, сразу, а группами, хвостов по 20. Далеко не каждый кот выживет в таких экстремальных для кошачьего племени условиях.
Теперь про собачек. Питомник в Кудаме — крупнейший в России и один из крупнейших в Европе. Живут там настоящие рабочие собаки, не раз занимавшие призовые места на международных соревнованиях, для которых работа, в буквальном смысле, все. Купить собачку в питомнике просто так, как диванного любимца, нереально. Щенков сибирских хаски можно купить, только если ты спортсмен, докажешь это и сможешь создать все условия для полноценной собачьей жизни. Аляскинских хаски если и продают, то только подготовленными упряжками профессиональным спортсменам или другим питомникам. Все это нам рассказали на экскурсии, когда мы пошли познакомиться с собачками поближе.
Единственное чем рискуешь, попадая в питомник — быть зализанным насмерть, ну и лапы об тебя вытрут обязательно, когда полезут обниматься.
Очень серьезные собаки…
Нацеленность на работу с человеком у них бесподобная, в чем мы и убедились сполна, пойдя на 5- километровую пробежку с собаками. Все просто — на собаку надевают шлейку, на тебя обвязку. И побежали…
В тот же день, после пробежки с собаками, поехали кататься на квадроциклах. 25 км сначала по проселку, потом по лесной тропе, по берегу озера, по самому озеру на мелководье через камыши и опять по проселку до базы. Как сказала наша соседка после этой поездки: «я в Тунисе по пескам на квадроцикле каталась, но по сравнению с этой поездкой, пески и Тунис — детский лепет».
Следующий день ознаменовался моим первым, за неполные 45 лет, выездом на рыбалку. Рыбалкой в Кудаме называют обычный троллинг — это когда с лодки закидывают спининги и плывут под мотором на малом ходу. Способ браконьерский, по шапке от рыбнадзора можно огрести свободно, но даже несмотря на это, улов весьма скудный — один судак, весом чуть больше килограмма, пойманный лично мной и пара окуней на всех остальных участников.
В общем, можно считать эту рыбалку обычной лодочной прогулкой.
И всетаки усидеть на одном месте мы не смогли — отправились показывать дочке Кижи. 35 км по грейдеру, потом ещё 65 км по асфальту до Петрозаводска и час с небольшим на комфортабельном теплоходе «Метеор» до Кижей. Первое, что бросилось в глаза в этот раз, еще с борта теплохода при подходе к острову — верхняя часть Церкви Покрова Пресвятой Богородицы висящая практически в воздухе — идет реставрация. Церковь подняли домкратами и по мере готовности опускают отреставрированные венцы.
Многие, особенно те, кто попал в Кижи впервые, откровенно расстроены испорченным видом, но не мы — мы там не в первый раз и, надеюсь, не в последний. Как оно было — видели, как станет — увидим, а вот так, как сейчас, увидеть вряд ли получится. В остальном — без изменений, как и 10 и 20 лет назад, разве что появились представители народных ремесел в исполнении научных сотрудников музея-заповедника.
После возвращения в Петрозаводск немного погуляли по городу и вернулись назад — на базу.
Оставшееся время посвятили отдыху и прогулкам. Съездили на велосипедах в деревню Руга — это еще километрах в 10 дальше от базы. Знаменита эта деревня тем, что в ней снимали всем известный фильм «Холодное лето 53-го». По моему, с тех пор там мало, что изменилось.
А по дороге собирали чернику — её там море.
«КУДАМА» — «АРСЕНАЛ»
К сожалению, пришла пора прощаться с Кудамой и перебираться поближе к Финской границе. 27 июля, не самым ранним утром (10:25) потихонечку стартуем.
Снова грейдер, потом немного хорошего асфальта вперемешку с асфальтом не очень (все таки решили немного срезать, чтобы не делать приличный крюк через Петрозаводск), и вот мы выезжаем на трассу «Кола» (Р-21) в районе Крошноозера. Это уже совсем другая дорога — ровный асфальт, свежайшая разметка — словом, почти Европа, да и неудивительно, ведь по этой дороге туристы из Финляндии едут в Петрозаводск. Не доезжая километров 60 до Сортаваллы, сворачиваем на А-130 (Олонец — Вяртсиля) и проехав через Вяртсиля, сворачиваем на очередной грейдер и, проехав по нему 6 км вдоль берега озера Янисъярве, в 15:10 прибываем на турбазу «Арсенал», пройдя за день 286 километров.
«АРСЕНАЛ»
Поскольку дорога, ведущая от «Арсенала» к цивилизации, оказалась вполне проходимой, решаем вернуться к уже привычной для нас тактике «радиальных выездов» да и в окрестностях есть что посмотреть.
Для начала смотались в зоопарк при туркомплексе «Черные камни», благо совсем рядом, километров 25. Ну, что сказать — зоопарк, как зоопарк, к тому же одни копытные.
Давно хотели попасть на Валаам и попали. 68 км до Сортавалы, а оттуда часа полтора на «Метеоре».
К слову сказать, когда рано утром выезжали с турбазы, лил сильнейший дождь, причем давно. Пока доехали до Сортавалы, дождь почти прекратился. На Валааме сияло солнце, и лишь когда переплывали от главной пристани в Большой Никоновской бухте в Монастырскую бухту, ливанул ливень, но ненадолго. Весь обратный путь небо хмурилось, но обошлось без дождя. При подъезде к базе стали попадаться поваленные деревья, причем местные жители уже принялись за их распил. На самой же базе выяснилось, что пока мы ездили, случился самый настоящий ураган.
Съездили в Горный парк Рускеала, заехав по дороге на Рускеальские водопады.
Мраморный каньон шикарен, особенно в хорошую погоду.
В те дни, когда никуда не ездили, гуляли по берегу Янисъярви и в окрестностях турбазы, купались, жарили шашлыки.
Дочь вспомнила детство и отправилась на конную прогулку.
«АРСЕНАЛ» — «ЮРЬЕВСКОЕ ПОДВОРЬЕ» ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД.
Время летит быстро, а на отдыхе — ещё быстрее, и вот уже пришла пора собираться в обратную дорогу. 2 августа в 09:50 покидаем «Арсенал». Опять выбираем не самый простой маршрут — по автодороге «Сортавала» (А-121) через Приозерск. Дорога извилистая и очень узкая, разогнаться свыше 60 км/ч — проблематично, обогнать впереди идущую фуру — практически невозможно. Участки асфальтового покрытия разного качества чередуются с грейдером. Перед самой границей Карелии и Ленинградской области начинается участок свежеотстроенной дороги — гони не хочу, но заканчивается он быстро и вполне предсказуемо.
В Ленинградскую область въехали в 12:43. Снова грейдер, километров 15, переходящий в узкую асфальтовую дорогу до Приозерска. После Приозерска — хорошая дорога, переходящая, километров за 90 до Питера в четырехполосную скоростную трассу. Как следствие — траффик увеличивается, машин становится все больше и больше. 14:50, 319 км от «Арсенала», Питерская КАД, отстояв в небольшой пробке, выезжаем на М-10 Питер — Москва. 18:05 прибываем в Великий Новгород и заселяемся в туристический комплекс «Юрьевское Подворье». Итог дня: 546,5 км за 8 часов 15 минут.
ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД
Что успели за неполных два дня в Великом Новгороде: осмотрели музей деревянного зодчества «Витославлицы» (не менее интересно, чем в Кижах),
Свято-Юрьев мужской монастырь,
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь.
На этом и завершилось наше беглое знакомство с Великим Новгородом.
ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД — МОСКВА
Вот и все, пора домой — в Москву. 4 августа в 08:56 начинаем последний, в эту поездку, перегон. Рассказывать о «прелестях» езды по Ленинградке смысла нет. Очень много машин, камер видеофиксации нарушений и просто засад. Иногда создается ощущение, что трасса идет через один большой населенный пункт. На удивление, главный светофор страны, в Вышнем Волочке, проехали без сучка и задоринки, не потеряв ни минуты, а вот после Твери начался форменный ад, Москва встречала нас пробками уже на дальних подступах — пробка перед Клином, перед Солнечногорском, перед Зеленоградом и далее везде… Домой прибыли в 17:10, накрутив за день на спидометре 519 км.
ИТОГИ
Итак, всего пройдено за время поездки 3077 км, из них километров 500 по грейдерам. На удивление, машина все это издевательство выдержала. Сожгли бензина 224,07 литра на 7924,82 рубля, средний расход по трассе — 7,28 л/100 км.
Перед поездкой мы готовились к встрече с карельскими комарами и прочими кровососами, поэтому репеллентами запаслись. Как оказалось, не все так страшно — по берегам озер комаров почти не было, ветерком их сдувало, что ли, в помещениях спасали противомоскитные сетки и электрофумигатор, а вот идя в лес, приходилось от души мазаться, так как в противном случае комары и слепни загрызут, насмерть. Из диких зверей нам попался только заяц на Валааме,
да и то, спалить косого получилось только при помощи хорошего телеобъектива.
Вот и все об этой поездке, впереди, как нам тогда казалось, Армения.
Написано в ноябре 2014 года.