Беларусь 2017. Неспешный трип

07.02.2018 | 17975 просмотров

Москва — Витебск — Полоцк — Браслав — Видзы — Мосар — Глубокое — Гервяты — Гольшаны — Трабы — Лида — Гродно — Волковыск — Каменюки — Брест — Несвиж — Мир — Минск — Москва.

26 августа - 17 сентября 2017 года

Наверное, в гостях у нашего ближайшего соседа или у Батьки, а попросту говоря в Республике Беларусь, не был только самый ленивый автопутешественник, по крайней мере, проездом в Европы и далее. Про качество тамошних дорог, продуктов, ухоженность полей наслышаны все. Вот и мы, проехав несколько раз Беларусь транзитом, на сей раз решили задержаться здесь подольше и познакомиться с соседом поближе.

Подготовки как таковой в этот раз практически не было, так, прикинули, что хотим посмотреть, соединили полученные точки на карте, определились со стоянками и получился вот такой маршрут:

Повозка осталась прежняя — KIA Cerato 2.0 образца 2014 года.

День первый. Москва — Витебск.

26 августа 2017 года, традиционно ни свет ни заря — где-то в 04:30 утра, двинулись в путь. Рассказывать про дорогу смысла нет. Не торопясь, по практически пустой М-1 до Смоленска, а там направо и до Витебска. В 11:00 были на месте. До заселения в ранее заказанные апартаменты оставалось три часа, поэтому, бросив машину во дворе, отправились нарезать первый круг по Витебску, благо — центр, все рядом. Пять минут ходьбы до берега Западной Двины и перед нами старый город.

Осталось только перейти по мосту Кирова через реку, пройти совсем чуть-чуть по Замковой улице, и мы попадаем в центр города — самое сосредоточие витебских достопримечательностей. Замковая улица делит центр на две части — с одной стороны старый город с пешеходной зоной, с другой — парк победителей. Начинаем со старого города.

Успенский собор. Оригинал построен в 1743-1777 годах, взорван и до основания разрушен в 1936 году, воссоздан в начале XXI века, освящен в 30.09.2011 года.

Вид от Успенского собора на мост Кирова.

Памятник князю Ольгерду на фоне церкви Антония Римлянина.

Ратуша.

Церковь Кирилла и Мефодия.

После шумной Москвы первое, на что обращаешь внимание — это полное отсутствие какой-либо суеты. Народу мало, никто никуда не торопится. Погуляв по старому городу с заходом в Витебский зоопарк,

вышли на улицу Ленина,

Вид с улицы Ленина на Старый город.

посмотрели на знаменитый Витебский Летний амфитеатр, где проходит не менее знаменитый фестиваль «Славянский Базар»

и снова по Замковой, с заходом в парк Победителей,

замкнули первый круг и двинулись заселяться в апартаменты.

Для ночевки в Витебске были выбраны Like Home Apartment-1. Букинг не подвел: описание и отзывы соответствуют действительности на 100 % — можно смело рекомендовать.

При расчете с хозяйкой в первый раз столкнулись с забавной особенностью: у нас в подтверждениях бронирования Букинг указал цены в российских рублях, белорусы же все считают в пересчете на доллары (кстати, почему? Еврики, по идее, им должны быть ближе), ну а в итоге все надо перевести в белорусские рубли, так как карты у местных отельеров не в почете. Вроде и не сложная задачка, но, тем не менее, вносит легкий элемент путаницы. И еще один момент, раз уж заговорил про деньги: в России рубли и в Беларуси рубли — одинаковое название валюты сбивает с толку. На первый взгляд, тамошние цены выглядят смешно, но только на первый. Потом умножаешь на 30 (курс рубля РФ к рублю РБ) и смеяться уже не хочется. Так что не надо «ля-ля» про дешевую Беларусь, может и чуть дешевле, чем в Москве, но точно не дешевле того же Смоленска.

Ладно, вернемся к Витебску. Разобравшись с жильем, решаем, что у нас хватит сил на второй круг, а заодно и пора пообедать. Не спеша пошагали в сторону музея Шагала (минут пять ходьбы).

Зашли, познакомились с бытом простой еврейской семьи. Оттуда прогулялись к Витебскому вокзалу

и дальше по улице Кирова, снова через мост Кирова, пришли в парк Победителей.

Вниз по улице Ленина прошли мимо Покровского собора,

зашли перекусить в «Бульбяную», расположенную на углу Ленина и Замковой.

После сытного обеда, как говорится, полагается поспать. Что мы и сделали, вернувшись на базу.

Смеркалось…(с). Слегка отдохнув, решили, что вполне себе можем позволить сходить и посмотреть на Витебск вечерний. И сходили:

День второй. Витебск — Полоцк — Браслав.

Еще накануне вечером пришло понимание, что торопиться в этой поездке нам некуда — на знакомство со всем намеченным времени хватит с лихвой, поэтому, проспав, что называется «до упора», и не спеша позавтракав, поехали в сторону Браслава. От Витебска до Браслава 230 километров. Почти ровно посередине пути находится Полоцк, проехать мимо которого и не остановиться для знакомства мы посчитали невозможным.

Итак, Полоцк — древнейший город Беларуси, впервые упоминается в «Повести временных лет» под 862 годом. Бросаем машину на парковке у Софийского собора и идем знакомиться с городом. Главная достопримечательность города — Софийский собор. Построен в середине XI века, считается самой первой каменной постройкой на территории Белоруссии. С тех пор собор неоднократно перестраивался, да и в день нашего визита там шли какие-то работы… Сейчас этот собор, на наш взгляд, больше похож на католический костел.

Таким когда-то был этот храм. Сейчас от него мало что осталось…

Дальше идем гулять по городу. Воскресный день, народу мало, вокруг тишь, гладь и благодать, даже тучи почти разбежались.

Памятник Симеону Полоцкому смотрит на памятник Ленину.

Кстати, помимо всего прочего, Полоцк считается центром Европы: географическим, о чем свидетельствует целая скульптурная композиция.

Из центра города перемещаемся в один из самых древних в Беларуси (основанный в 1125 году) Ефросинией Полоцкой Спасо-Ефросиньевский монастырь. Православная классика, хоть и был монастырь в руках иезуитов достаточно долгое время.

Спасо-Преображенский собор. 1161 год, древнеполоцкое зодчество практически в первозданном виде.

На выходе из монастыря жена углядела стоящие в уголке саженцы из монастырского сада, пристраивающиеся за пожертвование в хорошие руки. Денежку пожертвовали и прихватили с собой хризантемку, которая будет теперь расти на даче и напоминать о поездке в Беларусь.

Что ж, знакомство с Полоцком состоялось, пора нам двигаться дальше: в Браслав. Доехали без приключений под все-таки начавшимся дождем. Остановились в отеле Falvarak. Вполне себе приличный отель, стоит на самом берегу озера, описанию соответствует, на свои две звезды тянет вполне. Территория ухоженная, есть свой причал и все для приготовления шашлыков и прочих кулинарных изысков. До основных достопримечательностей Браслава минут пять пешком, до центра города минут 20-25, до горы Маяк минут 20 на машине. Но это все завтра, а сегодня мы завершаем вечер прогулкой до единственного в шаговой доступности (да чего уж там, практически до центра города топать) кафе «Сузорье», ужинаем и возвращаемся в отель.

День третий. Браслав.

В первую очередь Браслав знаменит озерами, окружающими город, а самый лучший вид на озера открывается с горы Маяк. Так что вопрос с чего начать день не обсуждается: едем гулять на природу, любоваться видами. Дорога пустынна, лишь редкие машины грибников на обочинах, да пост пограничников практически перед поворотом к стоянке у горы: граница совсем рядом. Бросаем машину на стоянке и топаем вверх. Тишина, покой и, судя по всему, мы здесь одни.

А вот и господствующая высота, с дозорной башенкой.

Ну, а с башенки весь край виден как на ладони.

Что там за здание на горизонте? Ага, судя по всему, это костел Сердца Иисуса, что в деревне Слободка.

Спускаемся и топаем дальше по тропе.

По пути попадаются цивилизованные стоянки, свободно можно приехать и стать лагерем за определенную плату. Здесь раздолье для рыбаков и просто любителей отдыха на природе. В озерах чистейшая вода, жаль, что купальный сезон закончился.

Надо полагать, что в сезон здесь очень и очень людно, да это и понятно: очень душевное местечко. Обойдя вокруг горы, вышли снова к нашей стоянке, пора возвращаться в Браслав и знакомиться с городом поближе.

Что есть интересного в Браславе: православная Успенская церковь и римско-католическая церковь Рождества Девы Марии, расположенные у подножья Замковой горы;

Городище «Замковая гора» (IX-XV век), с которого открываются виды на старый город и ближайшие озера.

Дальше уже начинается центр обыкновенный, тихий и симпатичный.

Колодежный шатер XIX век.

Таким вот увиделся нам Браслав.

День четвертый. Браслав — Видзы — Мосар — Глубокое — Гервяты — Хутор «Комаришки».

Когда планировался этот маршрут, предполагалось, что из Браслава мы поедем в Гродно, останавливаясь по дороге в интересных местах, и как-то так получилось, что количество попутных достопримечательностей значительно превысило дневную норму. Нет, проехать пятьсот километров за день для нас не проблема, но вот осмотреть при этом с десяток интересностей — это уже перебор. Поэтому, не мудрствуя лукаво, данный отрезок пути был разделен ровно пополам, и утром 29 августа мы, совсем никуда не торопясь, двинулись в путь.

Остановка первая — поселок Видзы. Здесь нас в первую очередь интересовал Троицкий костел, он же Костел Рождества Девы Марии, так же известен как Церковь Святой Троицы. Построен в 1909-1914 году, считается одним из самых высоких в Белоруссии.

Оценить внутреннее убранство костела не представилось возможным по причине закрытых наглухо дверей. Зашли на местный рынок, прикупили горшок для монастырской хризантемы, чтоб не засохла в пути, а заодно и пару килограмм чеснока на посадку, уж больно хорош был. Немного побродили по центральной площади. Характерная особенность любого, даже самого маленького, белорусского населенного пункта — это наличие как минимум одного памятника русским и советским воинам, павшим в первую или вторую мировые войны. Память чтится свято, ничто не забыто.

Двигаемся дальше. Одно время едем практически вдоль границы с Литвой, с обочины хорошо видны пограничные столбы. Вот они: красно-зеленые белорусские и белые литовские:

Дорога хороша: встречного и попутного транспорта практически нет, камер нет, едешь себе не спеша, да по сторонам глазеешь на ухоженные поля да симпатичные поселочки. В Париж мы заезжать не стали, нечего там делать.

Остановка вторая — деревня Мосар. Главная достопримечательность — это католическая церковь святой Анны, построенная в 1792 году.

Внутрь снова заглянуть не удалось: на двери висел замок… Традиция, однако, — подумали мы и пошли гулять по парку. В некоторых путеводителях этот парк сравнивают с Версалем, может и так (вот зря мы в Париж не заехали), но посмотреть тут определенно есть на что. Тут и библейские сюжеты, и аллея трезвости, и даже страусиная ферма есть.

Остановка третья — город Глубокое — «местечко Дисненского уезда Виленской губернии, при озере Глубоком. Жителей 7292; православная церковь, костел, 6 еврейских молитвенных домов и синагога; городское училище. Базары еженедельно, 2 ярмарки, кирпичный завод» (описание из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, конец XIX века). Православная церковь (Собор Рождества Пресвятой Богородицы, годы постройки 1639-1654) и костел (Церковь Святой Троицы годы постройки 1764-1782) видны еще с дальних подступов.

А вот и крупные планы. Задачка из разряда «найдите десять отличий».

Даже таким «спецам», как мы, понятно, что православный храм происхождение имеет совсем не православное. Гуглим — точно, до 1878 года это был монастырь кармелитов. Внутреннее убранство храмов отличается посильнее.

Чем еще запомнилось Глубокое? Да, пожалуй, что и ничем, разве что креативной социальной рекламой,

да очень удачно попавшим в кадр котейкой.

Остановка четвертая — деревня Гервяты. Тут у нас с женой мнения разделились: жена предлагала ехать сразу к месту ночевки, а с Гервят начать следующий день, мое мнение было проехать лишние 40 км, но заскочить в эту деревню сегодня, ибо на завтра и так дел хватает. Победил тот, кто за рулем, то есть я.

Сия деревенька (впервые упоминается в 1434 году, население на 2006 год 494 человека), а точнее сказать ее главная достопримечательность, ввергла нас в легкий шок: такая глушь и такая красота. Итак, Церковь Святой Троицы, годы постройки относительно свежие — 1899-1903, настоящая неоготика, самый красивый костел Беларуси (согласно опросам населения), окружена настоящим хвойным дендрарием. Прилипшие клише — «белорусский Нотр-Дам» (говорил же, зря мы в Париж не заехали) и «маленькая Швейцария».

Такая вот деревенька…

Что ж, день подошел к концу, пора бросать якорь. Возвращаемся мимо строящейся АЭС

на трассу и, проехав двадцать километров в обратную сторону, причаливаем к месту нашей сегодняшней стоянки: хутору с говорящим названием «Комаришки».

Я не сторонник бесплатной рекламы, но в данном случае впечатлениями поделиться определенно стоит. Дело в том, что съехав с трассы Р45 и проехав метров двести по вполне проходимой грунтовке, попадаешь практически в сказку. Стоит на поляне среди густого леса хуторок, снаружи — сплошная старина, внутри — все необходимое для более чем комфортного существования современного человека. Wi-Fi есть, телевизора нет (и это не недостаток, а огромное достоинство). Есть DVD с проектором и большой экран. Кухонька и все необходимое для готовки в наличии. Территория — раздолье детям, есть даже подвесная тропа. Очень приятный хозяин: этакий краевед-любитель, очень было интересно и приятно пообщаться. В общем, достойное место, особенно для любителей уединения на природе. И таки да, про говорящее название я уже говорил: репелленты обязательны.

День пятый. Хутор «Комаришки» — Крево — Гольшаны — Трабы — Лида — Гродно.

Если вчера на нашем пути были исключительно церкви и костелы, то сегодня нам предстоит в основном знакомство с замками в той или иной степени сохранности.

Остановка первая — деревня Крево. Изначально это место в наш маршрутный лист не входило, но Александр (хозяин «Комаришек») порекомендовал, и мы решили туда заскочить, тем более что все равно едем мимо. Деревенская достопримечательность №1 — это Кревский замок, точнее то, что от него осталось. Построен в XIV веке, но есть предположения, что заложен он еще в конце XIII века. Место интереснейшее, но вот его состояние… Все очень печально. Остатки стен огорожены легко преодолеваемым заборчиком, да табличка висит, говорящая о том, что сия культурная ценность находится под охраной государства.

Еще в Крево есть костел Преображения Господнего

и церковь Святого Александра Невского.

Остановка вторая — деревня Гольшаны. Несложно догадаться, что нас здесь интересует исключительно Гольшанский замок. Возведен в первой половине XVII века, был одной из резиденций рода Сапегов. Ныне все те же руины, обнесенные символическим заборчиком с непременной дырой…

Даже руины впечатляют, представляю, насколько великолепно это выглядело во времена процветания.

Есть еще в Гольшанах костел Францисканцев (он же церковь Святого Иоанна Крестителя) с традиционно закрытой на замок входной решеткой. Ограничились внешним осмотром и заглядыванием через решетку.

Остановка третья — деревня Трабы. Тут мы хотели взглянуть на католический храм Рождества Девы Марии (построен в 1905 году) и православную церковь святых Петра и Павла (построена в 1794 году). День, видимо, сегодня выдался не приемным: попасть внутрь храмов нам и здесь не удалось, поэтому изучали объекты исключительно снаружи.

Остановка четвертая — Лида. Может и стоило задержаться в Лиде подольше и познакомиться с городом поближе, но мы решили ограничиться Лидским замком. История замка классическая: построен в 1323 году, с 1891 года, после пожара, начинается период разрушения, в 1982 году замок законсервирован и начинаются восстановительные работы. Особого впечатления замок на нас не произвел: замок как замок, с классическим набором новодельных фишек а ля «из жизни в средневековье».

Что ж, пора заканчивать растянувшийся на два дня марш-бросок по достопримечательностям и рулить в Гродно, где у нас намечена двухдневная стоянка. Без проблем преодолев оставшиеся 110 км, заселяемся в Апартаменты на К. Маркса 5. Жилье у нас в самом что ни на есть историческом центре — все в шаговой доступности. Остаток дня не спеша гуляем по Гродно, разглядывая красивый старый город.

День шестой. Гродно.

Конкретных планов по изучению Гродно у нас нет, поэтому гуляем по принципу «куда глаза глядят». Для начала заглянули в Фарный костел Святого Франциска Ксаверия, мимо точно не пройти: он стоит напротив наших апартаментов.

Дальше по Замковой улице, мимо пожарной части

вышли к замкам — новому и старому.

От замков спустились вниз на набережную, точнее на Рыбацкую улицу и пошли в сторону Борисоглебской (Коложской) церкви.

Оглянулись… Эх, хороши виды с холма!

Через Коложский парк возвращаемся в центр города, с непременным памятником Ленину на площади Ленина.

Взгляд дедушки Ленина направлен на парк Жилибера. Симпатичный такой парк, приятно погулять.

Следующую остановку мы сделали у Покровского кафедрального собора, построенного в память об офицерах и нижних чинах 26-й артиллерийской бригады, погибших во время русско-японской войны.

Интересное здание расположено напротив собора — Дом Стрелка. Построено в 1936 году по проекту архитектора Гроховского. После вхождения Гродно в состав БССР с осени 1939 года в здании, совершенно предсказуемо, был открыт Дом Красной Армии.

Пройдя переулочком мимо этого замечательного здания, вышли к лютеранской кирхе святого Иоанна.

Сделав этакий круг почета вокруг парка Жилибера, зашли перекусить вкусными чебуреками в «Чебуречную», находящуюся в подвальчике дома №1 по улице Ожешко. Пока заправлялись чебуреками, вспомнили про попавшийся нам по дороге указатель на вокзал и зоопарк, я даже сфотографировал его (ну какой же отчет про Беларусь без фото с забавными, на наш взгляд, названиями) и решили, что посетить Гродненский зоопарк нам ну просто необходимо, а заодно и на «вакзал чыгуначны» посмотреть.

В зоопарке по расписанию обед и тихий час, чтоб я так жил…

Насмотревшись на праздных зверушек, решили, что пора и нам возвращаться на базу, самое время немного отдохнуть.

Вечером выбрались поужинать, а заодно и еще раз взглянуть на вечерний Гродно.

День седьмой. Гродно — меловые карьеры под Волковысском — Ружаны — Коссово — Каменюки.

Покидаем Гродно и направляемся в сторону Беловежской пущи. На сегодня запланирована одна промежуточная стоянка: хотим заехать посмотреть на заброшенные меловые карьеры под Волковысском. Появилась эта точка на нашем маршруте достаточно случайно — надо было куда-то заехать по дороге, а тут попалось в сети упоминание об этом чУдном месте, вот и решили, что заедем глянем на «белорусские Мальдивы», как окрестили это место заезжие туристы.

Достопримечательность эта «дикая», указателей на нее нет, даже не ищите, примерные координаты 53.283386, 24.488854. Сворачиваем с трассы, проезжаем мимо огромного завода стройматериалов, вот вроде бы и приехали. Никаких парковок тут нет, а вот БЕЛАЗы снуют в достаточном количестве, могут и не заметить, так что бросать машину на дороге совсем не рекомендуется. Съезжаем на еле заметное ответвление и упираемся в бетонный блок. Дальше метров двести пешком и вот он, карьер.

Как-то не тянет этот вид на Мальдивы, даже в кавычках. Возвращаемся к машине и проезжаем чуть назад, там было еще одно ответвление. Снова топаем пешечком, уже подальше мимо брошенного копательного монстра.

Дошли. Действительно красиво, но, все равно, ни разу не Мальдивы и даже не Рускеала. Вот зачем лепить ко всему эти бестолковые сравнения — не понимаю.

Хоть и дикое это место, но популярностью определенно пользуется, вот только убирать за собой люди не хотят, а уборщиков нет.

На часах полдень. Пока возвращаемся к машине, думаем: то ли двигать сразу в Каменюки, то ли еще заехать куда-нибудь. Посоветовались с навигатором и решили, что вполне можем заехать в Ружаны и Коссово. В принципе, съездить в те края мы планировали из Каменюк, даже целый день на это выделили, но зачем откладывать на завтра то, что вполне можно сделать сегодня, к тому же крюк небольшой, а времени у нас в запасе валом. Кстати, как выяснилось впоследствии, решение было принято верное: дня на эти места явно много, да и погода в ближайшие дни испортилась капитально.

Неспешно пробежав шестьдесят с небольшим километров, паркуемся в Ружанах на стоянке дворца Сапег. Эх, какая красота, к сожалению, в прошедшем времени… Построен в 1602 году, с сильнейшего пожара в 1914 начинается период разрушения, в 2008 году начаты восстановительные работы.

Теперь дальше в Коссово, смотреть Дворец Пусловских. Тут все менее печально в том смысле, что восстановительные работы уже почти завершены, а так все традиционно: заложен замок в 1838 году, первый раз разграблен и опустошен во время Первой мировой войны. Восстановлен в польский период, безжалостно и бессмысленно сожжен дотла белорусскими партизанами в июле 1944 года. С 2008 года восстанавливается, издалека смотрится красиво, но подойти близко, а тем более попасть внутрь нам не удалось.

Вот теперь можно ехать к нашему пристанищу на ближайшие четыре дня — агроусадьбе «Пущанский Уголок», что в деревне Каменюки. Чего нас понесло в Каменюки? Понесло нас туда потому, что именно в Каменюках расположен единственный на территории Беларуси цивилизованный вход в Беловежскую пущу, ну а быть в Беларуси и не посетить это уникальное место — сродни преступлению. Итак, на ближайшие четыре дня в нашем распоряжении двухэтажный дом со всеми удобствами и садом (какая там малина — ммм, вкуснятина!), а также желание вдоволь нагуляться по заповедному лесу. От дома до входа в пущу километра полтора. Сегодня решаем завершить вечер прогулкой вокруг вольеров со зверьми и ужином в одном из пущанских кафе.

Местный…

Залетная птица.

Сво-бо-ду!!!

Послеобеденный сон тренаж.

День восьмой. Беловежская пуща.

Сегодня у нас день велосипедно-прогулочный, а пока ждем обещанные нам Букингом бонусные велосипеды, идем смотреть стоящую неподалеку от нашего дома деревянную церквушку.

Очень здорово! Все какое-то живое и пахнет деревом.

Ну вот, наши железные ослики уже в стойлах, пора седлать и в путь. Как я уже писал, от дома до главных пущанских ворот полтора километра, а там решаем сразу ехать по самому длинному маршруту, который носит название «Большое путешествие».

Некоторое опасение вызывает протяженность предстоящего велопробега — последний раз я активно крутил педали лет так 25 назад, жена вообще на этот вопрос ответить не смогла, так что предстоящие впереди 27 километров несколько настораживали, но, к счастью, велосипед такая штука, что приобретая навыки вождения в глубоком детстве, ездить не разучишься уже никогда, так что зря переживали. Поехали потихонечку, со всеми остановками.

Дуб «Отшельник».

Урочище «Турлюй».

Расположение дорожек ничего не напоминает?

В начале прошлого века в этот лес пришли незваные туристы из Германии, прорубили просеки, положили рельсы и начали бодро вывозить ценную древесину к себе домой. Потом пришел лесник, вломил туристам по самое некуда и разогнал уцелевших по домам. Узкоколейки разобрали, а вот просеки так и остались…

Привал у Лядского озера.

Дуб — патриарх. Возраст более 600 лет, высота более 30 метров, диаметр около двух метров.

Следы урагана.

Дары природы!

Настоящая пограничная застава.

Неожиданно бодро, даже быстрее расчетных четырех часов, завершили велопробег. За кадром остались некоторые достопримечательности: езда на велосипеде не располагает к вдумчивому фотографированию, а то же поместье белорусского Деда Мороза фотографировать не стали в принципе, по причине сезонной нефотогеничности — туда зимой надо на Новый Год. Вот блинчики, которые подают в кафе при поместье, чудо как хороши, ими и перекусили.

Вернулись домой, поставили велосипеды, передохнули и снова потопали в лес, теперь уже пешком, по пешему маршруту «Озерное кольцо» протяженностью 5,8 километров.

Ну, нагулялись так нагулялись. Ночью спали без задних ног, да под шум все-таки начавшегося дождя.

День девятый. Брест.

Дождь, начавшийся еще накануне вечером, так и не прекратился, более того, все говорило о том, что и к нынешнему вечеру, а возможно даже и к завтрашнему, он не закончится. Отменять из-за этого мелкого недоразумения ранее намеченные планы не в наших правилах, так что согласно графика едем в Брест. От Каменюк до Бреста всего 60 километров и даже с учетом нелетной погоды доезжаем меньше чем за час.

Конечно, первым делом едем в Брестскую крепость. Про это место каждый из нас знает, наверное, с самого раннего детства, второго такого нет. Здесь надо обязательно побывать, хотя бы один раз, просто побродить, зайти в музей, почитать письма, написанные перед самой войной и понять, что люди прекрасно знали, какой ужас начнется в самое ближайшее время и при этом были готовы встретиться с ним лицом к лицу, а потом сражались до последнего… Здесь совершенно сумасшедшая энергетика, она не мрачная и не давящая, как пишут некоторые, она особенная, пробирает до костей и заставляет задуматься о многом. Промозглая погода, дождь от моросящего до ливня, молодые ребята, заступающие, несмотря на непогоду, в почетный караул, добавляют завершающие штрихи к сложившемуся настроению.

Недалеко от Холмских ворот Брестской крепости расположен археологический музей Берестье, говорят, что очень интересный, но нам не повезло: музей оказался закрыт на ремонт.

Практически напротив главного входа, если форсировать Берестейское шоссе, находится Железнодорожный музей, куда мы и переехали. Чем замечателен этот музей? Во-первых, такое собрание паровозов и тепловозов редко где встретишь, а во-вторых, в некоторые экспонаты можно совершенно запросто и официально залезть и познакомиться поближе с их устройством. Здесь усилившийся дождь сыграл нам на руку — в музее мы одни, никто не мешает, красота!

Вдоволь нагулявшись и налазившись, так и не поняв, как можно управляться с этими паровыми монстрами без какой-либо электроники и (о, ужас!) компьютеров, да еще при полном отсутствии эргономики, решили, что пора перебираться в центр Бреста, посидеть погреться где-нибудь, ну и с городом поближе познакомиться. Впрочем, на долгие прогулки под дождем и ожидание фонарщика нас не хватило — так, пробежались галопом, да двинулись в сторону временного дома.

День десятый. Пустой.

День лени. Дождь так и не прекратился. По идее, этот день должен был быть посвящен поездке в Ружаны и Коссово. Хорошо, что хватило ума заехать туда по дороге из Гродно, так что сидим дома у печки, смотрим кино, читаем книжки.

День одиннадцатый. Снова Пуща.

Ну, слава Богу, дождь наконец-то кончился, можно выбираться на прогулку. Сегодня у нас маршрут под названием «Докудово» протяженностью чуть менее трех километров.

Грибов после дождя — море, собирать можно, не сходя с тропы. Удержаться не смогли, набрали белых и маслят.

Это был наш последний день в Беловежской пуще. Здесь здорово, на общее знакомство с обжитой и доступной частью леса вполне хватит двух-трех дней, дальше уже на любителя. Ощущения, что познакомились с чем-то грандиозным, так и не пришло. Тут, видимо, нужно забраться поглубже или подняться повыше, чтобы проникнуться сполна величием древнего леса.

День двенадцатый. Каменюки — Каменец — Полонечка — Несвиж.

Пришла пора прощаться с белорусской глубинкой и переместиться поближе к столичным краям. На память о Каменюках увозим с собой подарок от хозяев усадьбы: саженцы той самой вкуснющей малины.

Сегодня нам предстоит преодолеть что-то около 250 километров с двумя промежуточными остановками. Остановка первая, запримеченная еще по дороге из Бреста, Каменецкая башня (она же Каменецкая вежа, она же Каменецкий столп, она же Белая вежа), расположенная, как нетрудно догадаться, в городе Каменце.

Кстати, последнее название ошибочно, так как башня совсем не белая и никогда белой не была, её изначальный цвет — «кирпичный», то есть красный. Так же бытует мнение, что название Беловежская пуща пошло от этой башни, но и это не так: скорее всего у реки Белая стояла другая башня, не дошедшая до наших дней, которая и дала название пуще. Вся эта путаница с названиями началась лишь в ХХ веке после выхода книги «Беловежская пуща» Георгия Карцова. Построено это оборонительное сооружение между 1276 и 1288 годами, по приказу галицко-волынского князя Владимира Васильковича.

За годы существования у стен башни с недружественными визитами отметились крестоносцы, войска польских и литовских князей, армии Речи Посполитой, Швеции, Московского государства — башня выдержала. В 1822 году ее за ненадобностью местные крестьяне попытались разобрать на кирпич — тщетно, кладка за века превратилась в настоящий камень.

Состоит башня из пяти ярусов, на которых расположился музей, и верхней площадки, с которой окрестности видны как на ладони.

Едем дальше. Минут через двадцать выезжаем на прямую как стрела М1 и полетели. Не доезжая до Несвижа километров тридцать, съезжаем с трассы и, попетляв километров пятнадцать по совсем уж заштатным, но тем не менее неплохо асфальтированным дорожкам, подъезжаем к дворцу Радзивиллов в деревне Полонечка. Честно говоря, первый раз мы его проскочили, даже несмотря на то, что навигатор однозначно скомандовал «стоп». Вернулись лишь после консультаций с местным населением. Не мудрено…

Этот усадебный комплекс начал строиться во второй половине XVIII века. О былой красоте сейчас свидетельствуют лишь старые фото да картины.

Малюнак Н. Орды (1876 г.). Від з боку пад'езда. Надпіс 'Паланэчка 18 ліпеня. Князь Мікалай Радзівіл. Губ. Мінская' (фото и описание найдено в сети)

Ныне здесь царят разруха и запустение.

Мда, мрачноватая картинка и безрадостная. Отправляемся в Несвиж.

Еще каких-то сорок минут езды, и мы прибываем к одной из основных белорусских достопримечательностей — Несвижскому замку. Навигатор, этот прямолинейный потомок славной Карты, привел нас к замку мало того, что с тылу, так еще и с противоположного берега паркового пруда.

Это свойство бестолковой железяки: выводить к любой достопримечательности с заднего двора, уже вполне можно записать в особенности данной поездки.

Развернулись, объехали замок с другой стороны, и вот мы у входа в отель Палац. Сегодня мы ночуем в настоящем замке, точнее в его пристройке. Опять поспорили с женой, теперь на тему «что располагалось в этой пристройке в былые времена». Жена говорила, что это был дом для прислуги, я настаивал на конюшне. В общем, я выиграл спор. В данном случае, прошлое никак не сказывается на настоящем (да там и раньше лошадки на персидских коврах стояли) — отель весьма приличный, наш номер на втором, уже в наше время надстроенном, этаже, единственный минус — довольно низкие потолки мансардного типа. Ну, да ладно, до вечера еще далеко, поэтому вещи в номер, машину на стоянку и потопали знакомиться с замком, для начала с его внутренним убранством, пока часы приемные.

Тут нам несколько не повезло: сегодня вечером в замке какая-то фирма презентует чего-то там. Гостей ожидают немало, подготовка идет полным ходом. Во дворе лежит ковровая дорожка, на открытом балконе уже мерзнет струнный секстет, в залах полно телевизионщиков с оборудованием.

Музыкантов жалко: на улице холод собачий да ветер, а до начала мероприятия, судя по всему, еще не скоро.

Что касается внутреннего убранства: предводитель команчей Радзивиллы жили, однако, в пошлой роскоши, — слегка перефразируя классиков подумали мы, да и вообще эти ребята неплохо жили, куда ни плюнь в Беларуси, особенно на территориях, вошедших в состав СССР в 1939 году, попадешь в бывшую собственность этого, безусловно интересного, рода. Фотоаппарат не доставали, желания запечатлеть на память интерьеры вперемешку с телеоборудованием у нас почему-то не возникло.

Довольно быстро закончив с внутренним осмотром замка, приступили к осмотру внешнему. До наших дней замок дошел, практически не пострадав: в годы Великой Отечественной войны там некоторое время располагался штаб немецкой 2-й танковой группы генерала Гудериана. В послевоенное время и вплоть до распада Союза там находился санаторий, который обслуживал сначала сотрудников НКВД/КГБ, потом перешел в ведение Четвёртого Главного управления Министерства здравоохранения БССР, а закончил свою деятельность под управлением «Межколхозздравницы».

Думать, как и откуда прицелиться, чтобы получилась открытка, не нужно — такие места уже хорошо утоптаны.

Теперь в город.

Мимо ларька с загадочной надписью «часопiсы» пройти не смогли, долго думали, спрашивали. Оказалось, что это предсказуемые «журналы».

Вкусно поужинали в ресторане «Скарбница» напротив ратуши и потопали восвояси.

Наш отель (маленькая двухэтажная пристройка).

День тринадцатый. Несвиж — Мир — Минск.

Тринадцатый день, вопреки несчастливому номеру, ознаменовался появлением солнца, и даже чуть-чуть потеплело.

После завтрака идем гулять по замковому парку.

Проходя мимо вот этого самого мостика, услышали всплеск, обернулись и увидели выбравшегося на противоположный берег зверька. «Выдра!» — подумали мы! «Сами вы — выдры!» — подумала норка, самозабвенно катаясь по земле и тем самым мешая навести резкость.

Настало время перебраться к другой туристической достопримечательности — Мирскому замку. Ехать недалеко, километров тридцать, добрались за полчаса.

Облазив замок внутри и обойдя снаружи по кругу, отправляемся в Минск. Пришла пора знакомиться со столицей.

От замка до нашего минского пристанища каких-то сто километров, пролетели и не заметили. Останавливаемся в Comfort-House, в нашем распоряжении целый полулюкс на третьем этаже. Отель весьма неплох, отдельной похвалы заслуживают завтраки: настолько вкусно и сытно, что до ужина про всякие перекусы можно было забыть. Расположение — на машине три минуты от МКАДа (Минской кольцевой) и минут пятнадцать до центра. Это и плюс, и минус: удобно для поездок по окрестностям и не совсем удобно для прогулок по центру города. Но выбирать особо было не из чего: отели бронировали месяца за полтора до поездки, проблем нигде не возникло, кроме как в Минске. Почему-то оказалось, что с 7 по 10 сентября все места в минских отелях заняты, кроме совсем уж неприлично дорогих или в таких как наш — на окраинах. Гугл упорно молчал и не желал делиться, что же за события будут происходить в Минске в эти дни, а ведь явно что-то затевалось, на другие дни все отели были совершенно свободны. Интрига разрешилась лишь по прибытии в Минск. Оказалось, что 9 и 10 сентября в Минске празднуют день города, причем не просто так, а целый юбилей — Минску стукнуло 950! 10 сентября — день танкиста с большим шоу на Линии Сталина, ну и, до кучи, в эти дни проходил слет адептов секты имени святого Гербалайфа. В общем, неудивительно, что «Мест нет».

Мы же, чтобы чем-то занять вечер, пересаживаемся на общественный транспорт и едем в центр до площади Победы, а оттуда пешочком до ЦУМа. Ох уж этот минский ЦУМ! Это не магазин, это какая-то машина времени! Здесь полно народу, снующего по пяти этажам и выбирающего товар, ассортимент огромен, цены вполне доступные и на весь огромный магазин ни одного дорогущего бутика. За прилавками царственного вида продавщицы. Покупки могут положить в пакет, а могут и завернуть в серую оберточную бумагу. В общем, все так, как было в советских магазинах лет тридцать-тридцать пять назад, только, повторюсь, товаров полно. В общем, на этой ностальгической нотке и заканчиваем день.

День четырнадцатый. Линия Сталина.

Сегодня мы знакомимся с получившим огромную популярность историческим комплексом «Линия Сталина». От Минска где-то полчаса езды.

Приехали, без проблем нашли место на стоянке (благо день будний), купили билеты и пошли смотреть. Тут как в сказке: пойдешь направо, попадешь в историческую часть, где находятся отреставрированные укрепления Минского укрепрайона. Пойдешь налево, попадешь на выставку советской военной техники. Пойдешь прямо, попадешь на огневой рубеж, где можно пострелять из охолощенного оружия, начиная от трехлинейки и заканчивая противотанковой пушкой, а пройдя еще дальше, мимо еще одной площадки с техникой, попадешь на полигон, где проводятся исторические реконструкции и катают на различной бронетехнике.

По-хорошему, начинать осмотр надо с исторической части, но нас, как всегда, понесло налево. Тут все просто и понятно — лучшие образцы вооружения несокрушимой и легендарной.

Кстати, поездив по Беларуси, создается стойкое впечатление, что всю технику, списанную в войсках, не режут на металл, а расставляют по многочисленным большим и маленьким мемориалам, ну уж больно ее повсюду много.

Вышли к полигону.

Еще одна площадка с разнокалиберным букетом из «Гвоздик», «Акаций» и «Пионов».

Зашли на огневой рубеж и бабахнули из ДШК — самого крупнокалиберного ствола из представленных (не считая противотанковой пушки, конечно). По сути — деньги на ветер, но сделать это определенно стоит, чуть позже объясню почему.

Огневой рубеж…

…и мишень.

Самое интересное, то, ради чего сюда и стоит приезжать, а именно историческая часть, досталось нам на закуску. Эти бетонные укрепления и есть часть Минского укрепрайона, построенные в самом конце двадцатых и в начале тридцатых годов прошлого века, после присоединения в 1939 году к СССР новых территорий, вдруг стали не нужны и были законсервированы. В 2005 году к 60-летию Победы часть бетонных фортификационных сооружений была восстановлена.

Вот теперь о том, почему все же стоит пострелять из чего-нибудь крупнокалиберного на огневом рубеже. Дело в том, что даже после нескольких выстрелов, особенно если не пользоваться защитными наушниками, в ушах вата, а в голове звон. После этого, попадая в замкнутое и крайне ограниченное пространство бетонного ДОТа, становится хоть чуть-чуть понятно, какой там царит ад во время боя.

Где-то полдня провели мы на Линии Сталина, вполне хватило для плотного знакомства. Если брать экскурсию, да еще на танке покататься, можно и на целый день там зависнуть. Кстати, никогда в СССР эти укрепрайоны «Линией Сталина» не назывались, ни официально, ни неофициально, зато геббельсовская пропаганда это название использовала вовсю. Маленький совет: в выходные и праздничные дни лучше приезжать сюда пораньше или на такси, так как парковка не вмещает всех желающих, и поэтому стихийные парковки вдоль дороги по обочинам могут растянуться на несколько километров.

На обратном пути заскочили в Заславль, просто так, по дороге попался.

День пятнадцатый. Минск. День города.

День выдался на славу — тепло, солнечно, настроение праздничное. До центра добрались на автобусе, ну а дальше просто гуляли, по принципу «куда глаза глядят». Конечно же, глаза глядели в сторону центра, в самый эпицентр праздника.

Замкнув круг по центру Минска, решили прокатиться на метро и доехать до станции «Восток», вблизи которой расположены сразу две достопримечательности: Национальная библиотека Беларуси и Минский Всехсвятский храм. Если честно, то изначально мы поехали смотреть храм, а библиотека оказалась приятной неожиданностью, представшей пред нашими взорами на выходе из метро. У здания библиотеки вовсю шли народные гуляния: резвились байкеры и выступали участники народной самодеятельности.

Само здание, конечно, очень оригинально: его проект победил на всесоюзном конкурсе еще в далеком 1989 году, однако реализован был полностью лишь спустя более чем пятнадцать лет. Интересный факт: 500000 долларов США пожертвовал на строительство библиотеки Саддам Хусейн.

Всесвятский храм или правильнее Минский храм-памятник во имя Всех святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших, тоже построен в новейшее время: заложен в 1991 году, активное строительство начато лишь в 2005 году. По высоте этот храм второй после Храма Христа Спасителя в Москве.

Рядом с храмом стоит деревянная Троицкая церковь. Построена в 2006 году как временная, пока возводится храм, но очень удачно вписалась в ансамбль и ее решили оставить.

Очень красивый храм, вот только внутрь попасть не удалось — закрыто, зато спустились в крипту, где расположены 504 ниши с хрустальными емкостями, в которых находится земля с полей всех крупных исторических сражений, где во имя мира проливалась кровь белорусов.

Снова в подземку и назад в центр. Заглянули на рынок, чисто посмотреть.

Перекусили, отдохнули в «Лидо» и снова двинулись в сторону основных торжеств. В принципе, этот заход на второй круг был не так уж и обязателен, но захотелось взглянуть на Минск в вечернем праздничном убранстве.

Забрели в Центральный детский парк. Ну как тут не вспомнить детство и не прокатиться на чертовом колесе, посмотреть на город сверху. Повезло, при приближении к верхней точке на улицах начали включать подсветку.

Все же какова разница между празднующими в один день День Города Москвой и Минском! Тут все как-то уютнее, по-домашнему, народу в разы меньше, а вездесущих выходцев из бывших кавказких и восточных республик СССР мы встретили лишь на рынке, да и то в единичном количестве — специями торговали.

Все, уходились всласть, хватаем такси и в отель, на общественный транспорт сил уже нет.

День шестнадцатый. Музей народных ремесел Дудутки.

Наша поездка подходит к концу. Все, что было запланировано, уже исполнено, осталось лишь одно местечко, до которого нам сегодня и предстоит добраться — музей ремесел Дудутки. От Минска километров сорок, ехать недолго. По приезде берем билеты, аудио гид и идем гулять.

Сразу стоит оговориться: в этом месте гораздо интереснее слушать, чем смотреть по сторонам, хотя и предстающая перед глазами картинка очень интересна. Все представители ремесел прекрасные мастера и свое дело знают, рассказывают о своем деле охотно и подробно.

Первая остановка у нас случилась у бровара.

Что там за заборчиком?

В нос шибанул ни с чем не спутываемый запах, а в голове само по себе зазвучало:
Без каких-нибудь особенных затрат
Создан этот самогонный аппарат,
А приносит он, друзья, доход,
Между прочим, круглый год!

В общем, здесь находится единственный в Беларуси официально разрешенный самогонный аппарат. Вся продукция, производимая этим агрегатом, идет на дегустацию для организованных групп, остальным — в местный шинок. Тут же представлены конфискованные у местного населения образцы народной инженерной мысли и плакаты о вреде самогоноварения и пьянства советских времен.

Пошли дальше: мимо конюшни, страусиной фермы (вот уж, воистину, народный промысел), скотного дворика.

Зашли в кузню и пообщались с кузнецом, пока очередная организованная группа не подоспела.

Ну, а дальше пасека, пекарня, сыроварня, гончарная мастерская, гараж.

В общем еще раз: здесь гораздо интереснее слушать и наблюдать за процессом, чем делать фото на память. Понравившуюся продукцию мастеров можно приобрести, цены — туристические, но более-менее гуманные. Уже за основной территорией стоит деревянный храм (новодел, 2008 год), а вдалеке мельница (1903-1905 год постройки, перевезена в Дудутки в 1992 году).

На этом мы заканчиваем знакомство с Дудутками в частности и всю нашу программу в целом. Осталось лишь заскочить в ближайший супермаркет и закупиться наливками — уж больно они у Батьки хороши, на сувениры самое то, да и для домашнего использования подойдут.

День семнадцатый. Дорога к дому.

Да тут и рассказывать не о чем, разве что Навител отмочил очередную корку, проведя нас на М1 через Жодино, мимо завода БЕЛАЗ. Там, может, и короче дорога получилась, но по качеству явно хуже, уже и, следовательно, совсем не быстрее, чем по классическому маршруту. В остальном, без приключений и пробок.

Итого (традиционное)

За семнадцать дней проехали 3200 километров. Бензин — 236 литров на 9135 рубля. По-прежнему остается загадкой, почему в Беларуси, которая покупает нефтепродукты в РФ, литр 95-го (причем везде очень хорошего качества) стоит 1 рубль 25 копеек (37,82 российских), причем эта цена фиксирована на любой заправке, а в России цена за литр стартует от 38 рублей у границы и до 43 рублей в Москве (на середину сентября). Отели — 41117 рублей. С едой и прочим мы как-то быстро сбились со счета, но общая сумма вряд ли превысила 100 000 российских рублей.

Общие впечатления. Поездка получилась легкой и совсем ненапряжной, достаточно интересной, но без «ВАУ!!!» эффекта. Такой маршрут можно рекомендовать начинающим автопутешественникам: дороги в Беларуси хорошие и незагруженные, навигация отличная, полиция не досаждает, посмотреть, определенно, есть что, с жильем проблем нет, границ и языкового барьера нет по определению. Кстати, большинство дорог в Беларуси платные, но к гражданам Таможенного союза это не относится, вот бы и у нас так. Продукты — лукавят те, кто говорит, что дешево. В любом московском магазинчике, торгующем белорусскими продуктами (а их сейчас развелось великое множество), ассортимент не хуже, качество соответствует, цены как минимум такие же, а может, даже и чуть ниже. Ну, это все субъективное мнение, на знакомство с Беларусью это никак не влияет.

Еще запомнилась Беларусь обилием детворы и молодежи на улицах, особенно это было заметно в Гродно (что не удивительно — город студенческий, с обилием ВУЗов) — гуляют ребята, общаются, не прибегая к помощи социальных сетей, что не может не радовать.

Да, чуть не забыл. Совершенно случайно, еще с прошлых поездок, в магнитоле остался диск с хитами 70-х — 80-х годов прошлого века, а среди них оказались суперхиты про Беловежскую пущу, про Олесю, которая живет в белорусском Полесье и про Яся, косящего конюшину — вот это тот самый аккомпанемент в тему, под который езда по Беларуси доставит особое наслаждение, так же, как и под другие хиты незабвенных Песняров и Сябров. Рекомендую!

Все. Спасибо за внимание, особенно тем, кто осилил сей опус до конца. До новых встреч!

Не читал, но фотки посмотрел! Что ж, оказывается даже Белоруссия по благоустроенности на голову выше чем мы, вот те раз...
евген
ООчень красиво и аккуратно !!! Молодцы Беларусы !!!

Молодцы! В августе прошлого года с семьёй проехали по Беларуси более 1000 км, красивая страна, планируем ещё поездки, Ваше путешествие подсказало новые места, где мы ещё не бывали в Беларуси.

Замечательный отчет!! Я служил в Белоруссии 2 года/80-82г./, Минск - Волковыск - Гродно! бывал потом несколько раз в Белорусии на самолете, один раз даже на машине. Вы мне на многое глаза открыли, теперь хочется еще раз приехать и неспешно прогуляться Вашим маршрутом.... одно только чуть обидно! нужно было Вам в сам Волковыск заехать, вместо карьеров, там тоже есть, что глянуть:)
ТИм
да уж, молодцы Белорусы, чисто ,уютно.

Отличная поездка, молодцы, и хороший рассказ-путеводитель!
Несколько советов последователям:
1. Напротив дворца Пусловских - восстановленная усадьба Тадеуша Костюшко, национального героя Польши и США. Имеет смысл заглянуть, очень уж необычный человек был.
2. Оказавшись в Гродно, рекомендую посетить Августовский канал - нынешнюю пригородную зону отдыха. Интереснейшее сочетание старого техногена и красиво""

Почему-то коммент отправился прямо на середине фразы... Продолжаю!

Так вот, Августовский канал - интереснейшее сочетание старого техно и красивой природы. К тому же по пути и у канала - ДОТы так называемой "Линии Молотова" (советские предвоенные УРы). Любителям истории Первой Мировой будет интересно осмотреть форты "Крепости Гродно" начала 20 века, расположенные в пригородах города. Да и по всей Белоруссии реликтов Первой Мировой войны очень много.
3. Впечатление от Брестской крепости будет гораздо ярче, если проехать еще и в ее филиал - Пятый форт.
4. Музейную часть "Линии Сталина" интересно дополнить еще и не музейной, благо сооружений вокруг хватает.
5. Ну и про всегда забытый туристами Бобруйск - там имеется огромная крепость времен войны с Наполеоном, любителям истории будет интересно.

Познавательно! Спасибо автор!
Во многих местах не был, хотя бывал несколько раз в Беларуси. Последний раз пару лет назад на братской могиле недалеко от города Светлогорска, в деревне Расава. Однозначно, уход за воинскими захоронениями выше всяких похвал. Казалось бы вот она деревня, рядом город, а дорог в деревне нет, да практически как и у нас в глубинке, отличие только у нас чернозём, а там песок и сосны, поэтому и грязи нет. Воинское захоронение где - то на огородах, надо пройти между домами, без проводника не найдёшь. А подходишь, ком в горле, всё чистенько, ухожено... . Подошёл местный житель, познакомились, они с женой выпили по стопочке, помянули усопших и деда жены, который лежит там, поговорили о жизни... . Да, везде всё одинаково, это я к тому, подозреваю, щаз начнётся "а вот у них, а вот у нас." Иной раз в беседе даже улыбало по - хорошему, как местный житель с восторгом отзывался о России, в ответ я ему " что тоже не голодаете, грех обижаться." В общем расстались, обнявшись на прощание)

Замечательный отчёт!!!
Молодцы!!! Заглянули и в наш агрогородок,очень приятно))))
На фото нет вашей машины,если не секрет марка цвет? Я тут всех вас помню почти)))
Скоро весна а значит а5 поток дорогих россиян хлынет в Синявокую....Ласкава запрашаем))))

хутор Загритьково М1 РБ
Колбаски то взяли домой не????
Квiтней Беларусь !!!
Фото красивые! Но рассказа именно авто путешественника не увидел...Так пролистал.
КуКошка
Спасибо автору за хороший отчет. Мне ваш стиль изложения очень близок, легко, непринужденно...Много хороших фотографий. Давно планирую поездку по Белоруссии культурно-познавательную в сочетании с детско-развлекательной. Из Белоруссии (проездом) везли конфеты вкусные, и правильно заметили в комментариях колбаску.

хутор Загритьково М1 РБ
Показалось немного странным мнение автора об отсутствии разницы в ценах на продукты...
разница просто бешеная ....в разы...про качество говорить не приходится....очень всё на уровне
Квiтней Беларусь !!!
Молодцы что заезжали не только в стандартные туристические места, но и поездили по деревушкам, вот только по дороге их Гродно в Брест в Сынковичи не заехали, а там готическая церковь оборонительного типа в первоначальном виде сохранилась, думаю вам бы очень понравилась, да и Новогрудак почему то все обделяют, а этот город был когда то столицей Литвы, там тоже осталось много интересного.

Такое ощущение ка будто заброшенные города, пусто, народу нет
Товары народного потребления из Китая, заказ от 1 шт. от 1 кг.
peninsula
Волжский
Спасибо за интересный рассказ!

ringo21
Как выясняется из комментариев, за бортом осталось довольно много достопримечательностей, так что в следующий раз все учтем и заедем обязательно!

Martyn36
Почему-то коммент отправился прямо на середине фразы... Продолжаю! Так вот, Августовский канал - интереснейшее сочетание старого техно и красивой природы. К тому же по пути и у канала - ДОТы так называемой...
К сожалению, информации о Беларуси, с точки зрения туризма, довольно мало. Если бы не советы моего институтского приятеля, то за бортом точно-бы остались и Гервяты, и Мосар, и Видзы, и многое другое. Так что спасибо за советы, в следующий раз учтем обязательно!

Замечательный отчёт!!!
Молодцы!!! Заглянули и в наш агрогородок,очень приятно))))
Есть в тексте и машина на фото (мелковато правда), и марка с моделью :) , но повторюсь: Kia Cerato третьего поколения, цвет синий. Агрогородок какой? Из Вашего профиля не очень понятно.

Прапорщик Куёвда
Колбаски то взяли домой не????
А як же-ж! Всенепременно ;)

Чего конкретно не хватает? Фото машины на фоне всего и вся?

безумно как красиво!
Олег
Азов
Возвращался из поездки по Европе в конце ноября, ехал через Брест в сторону Гомеля, при выезде из Бреста есть большой пост ГАИ, меня остановили, сказали пройти в вагончик. Там внутри офицер и девушка в гражданском. Оформляют штрафы за превышение скорости. Мне предъявили "письмо счастья" с превышением скорости на въезде в Брест месячной давности, когда ехал "туда" . Камера снимает сзади, под знак "50", превысил на 24 или 34 км/ч (точно не помню) . Фишка в том, что штраф надо оплатить прямо там, на месте, хочешь налом, хочешь картой (банковский терминал поставили внутри вагончика). Если не оплатить на месте, то ВУ изымают до уплаты, пока не привезешь квиток из банка об оплате. Такая система действует только в отношении иностранных водителей, я на обратной стороне протокола прочитал, все по закону. Российских машин там много стояло в очереди в этот вагончик. Оплатил картой, штраф составил около 1500 руб. Девушка, кстати, была очень любезна, сама набрала все необходимые комбинации на терминале, чтоб я побыстрее смог оплатить и не задерживал очередь. Также сообщила, что штраф висит в базе 2 месяца, потом стирается. Такая минутка расстройства после классного отпуска в Испании. Да, еще сетку с апельсинами "изъяли и уничтожили" доблестные таможенники. Оказывается, ввозить можно только 3 кг. на человека всего вместе (фрукты-овощи)
А автору отчета большое спасибо, прочитал с интересом.

Квитней Беларусь !!!!
Если брать цену именно на белорусские продукты, произведенные в Беларуси, то разницы в цене практически нет. В Беларуси килограмм сырокопченой колбасы стоит примерно 15-20 белорусских рублей и в Москве, в каких нибудь "Белорусских продуктах" те же 500-550 рублей. Гуглим, сравниваем. И не надо оперировать понятиями "в разы" и тем более "на порядок", нет таких смешных цен в Беларуси.
Про качество - про молочные продукты ничего не скажу, а вот про ту же сырокопченую колбаску... Довелось мне в молодости поработать на Черкизовском мясокомбинате, именно в цеху сырокопченых колбас, так вот, по технологии цикл производства от набивки до готовности занимает дней сорок, и большую часть этого срока колбаса, после копчения, висит в темном, холодном помещении и на выходе она должна быть твердой. Мы, за время поездки специально не проверяли, но во всех магазинах, и больших, и маленьких колбаса попадалась исключительно мягкая, то есть поставленная на прилавок явно с нарушением технологи. Вот после месяца в холодильнике эта самая колбаска до кондиции дошла...

Вот вам полный сборник беларускай архитектуры: https://globus.tut.by

Квитней Беларусь !!!!
Были в августе проездом из Европы. Ночевали в Бресте и Минске. Красиво, чисто. Но разницы в разы по продуктам нет. Мне показалось, что некоторые дороже, чем в сетевых магазинах Питера.

Максимус80
михаил21083
Всегда так было,чему Вы удивляетесь???И вообще Ваше слово "даже"тут очень неуместно,я бы на месте белорусов обиделся...
Гродно
Чебуречная в Гродно никакая, хуже чебуреков не видел.
Арсен
был 12 раз в Белоруссии .красивая республика.очень чисто и красиво.кто не был .советую

)))
Правда, всё больше грустные, может такая национальная особенность. Интересно, есть у кого знакомые, кто переехал туда на постоянку жить из России? Я абсолютно без иронии. А что, границ практически нет, садись в машину и езжай, покупай квартиру, дом и вуаля.)

Ага и люди добрей чем в России
Вот тут не поспоришь. И вообще, может мы мало были в поездке, но в Европе ни разу не видел проявления агрессии на дороге. Пару раз я и сын создавали по незнанию городов аварийные ситуации. Никто не отругал и даже не осигналил. Да и на пешеходных прогулках как-то все спокойно, не по-нашему.

Вот вам полный сборник беларускай архитектуры: https://globus.tut.by
С таким глобусом, только по Беларуси год кататься можно :)

замкнули круг, замкнули кольцо ........, автор любит замыкать))
отличная поездка, пока-что лучший отчет про Беларусь здесь,
написано простым доступным человеческим языком, читать милое дело,
хорошие фотографии, классные посещённые места,
хотя некоторые деятели здесь пытаются упорно доказывать что там нечего делать))
Беларусь - очень красивая, ухоженная страна, с добрым и отзывчивым братским народом
У высоких берез свое сердце согрев,
Унесу я с собой, в утешенье живущим,
Твой заветный напев, чудотворный напев,
Беловежская пуща, Беловежская пуща.

)))
ну а у нас так люди прям веселые куда деваться, ржутнемогутостановиться,
как на улицу выйдешь - девять из десяти как-будто кирпичем получили, веселые, аж скулы сводит))
встречался в командировках с москвичами, у которых бизнес в Москве, а сами переехали жить в Минск, и не планируют возвращаться)

По-прежнему остается загадкой, почему в Беларуси, которая покупает нефтепродукты в РФ, литр 95-го (причем везде очень хорошего качества) стоит 1 рубль 25 копеек (37,82 российских), причем эта цена фиксирована на любой заправке, а в России цена за литр стартует от 38 рублей у границы и до 43 рублей в Москве (на середину сентября--------------------------------------Ещё забыли добавить , что в цену белорусского бензина ещё входит транспортный налог.....А почему дешевле? потому что ВОРОВ меньше.

hirschhorn
ну а у нас так люди прям веселые куда деваться, ржутнемогутостановиться,
Вот, блин, а что не в Лондон уехали, не тот масштаб? Я думал, вы мне пример приведёте, что - то вроде, вот у меня два знакомых слесаря бросили завод и уехали на заработки в беларусьщину или два тракториста взяли семьи и на поля гомельщины, батька дал им дома, корову, работайте ребята, вот тут бы я и сказал " не фига себе".
В общем буду в мае в очередной раз в тех местах посмотрю повнимательнее грустные они или весёлые, может уже и веселятся, хотя причин не вижу. Страуса с козой завели в агрогородке и прямо вся Беларусь веселится.
А вот насчёт нижнетагильчан, мне кажется у вас там много весёлых. Прямо уж девять из десяти грустные, мне кажется статистика устарела. Это вы так сказали, что бы вас пожалели. А на самом деле у вас и без страуса весело с не надо тут прибедняться. ;)( подмигиваю)

Прочитал с удовольствием, и фотографии хорошие. Вот живут же люди!!! Чисто !!! Аккуратно и уютно!!! А мы тут у себя - свиньи свиньями. Вот в Бийске не так давно такой красивый ЖД вокзал построили, напротив площадь Шукшина с удобными (под ковку) скамейками и ажурными светильниками, разбили газоны и положили брусчатку. Ну и что? Все загадили, заплевали, скамейки разломали, фонари побили, газоны затоптали и кругом кучи окурков и прочего мусора. А автомобилисты - куряги! Сидит в своей машине курит и пепел как так и надо за борт стряхивает и ведь он думает, что это нормально!!! А потом еще и окурок туда же...

Я тоже ездил. Если все наши провинциальные поселения привести в подобный вид, то можно считать, что коммунизм уже наступил.

57ВалеRUS
ну как съездите отпишитесь, как там страус с козой - глядишь может к тому времени и кака друга животина появится, тогда и повеселимся вместе,
а у нас просто тагильчане, всякое бывает, и один может за десетярых повеселиться так, что ого-го!, ну вы в курсе), вам орловчанам должно нравиться) (подмигиваю тоже, обеими глазами)

миг23
Не знаю, я вам не верю, хоть у вас и две звезды, я вот почитал отзывы с фотографиями за 2017 год о Бийском вокзале, совсем другая картина. Могу ссылку вам дать. Может на новогодние праздники у вас там разбомбили, ну так восстановят. Прямо всё капец, жизни нет в Бийске, все свиньи, трагедия.
У нас в Орле, скажу я вам, считается один из самых красивых ж.д. вокзалов и то, лет уж не помню сколько назад, под Новый год прямо напротив вокзала спилили голубую ель, они там так красиво высажены, ну спилили, ну нашли этого козла, дали не условно, а по - настоящему. Но, заметьте, никто не сказал, что свиньи спилили, козёл, да и то один, а уж обобщать, типа, свиньи спилили ель. Даже в голову никому не пришло.)
Душевно написано, спасибо! Были в 2012 году, почти по Вашему маршруту. За 6 лет, судя по фото, в Беларуси стало еще чище и уютнее,ибо в основе всего трудолюбие белорусов. А еще там есть хозяин, для которого порядок - не пустой звук. После поездки рассматривали даже вариант переезда на ПМЖ, но здравый смысл и более детальное знакомство с "правдой жизни" победили эмоции. Хотя, три года назад знакомая переехала из Твери в Минск - не жалеет.

Арсен
А тем кто там раньше жил?

Это правда.

57ВалеRUS
Ну вот что вам сказать: уральская форумчанка переехала на ПМЖ в Беларусь. Так вот , её свежие впечатления очень впечатляют (простите за тавтологию) Так у нее там ещё муж умер- хлебнула по полной. Вот это-настоящая Беларусь сегодня.

Иванов-Водкин
Да, кто против, вы вообще отличаете юмор от серьёзных вещей?
Кто куда и зачем переехал, проблема что ли в наше время? Можно хоть на край света и что, этот пример будет примером? Переехала форумчанка, да вполне вероятно, вы же понимаете о чём я. Все же умиляются картиной, по - большому счёту туристическими местами. Какими должны быть туристические места? Конечно ухоженными! Возьмите к примеру наше Спасское - Лутовиново, усадьба Тургенева, так тоже глаз не оторвёшь и так же народ едет и все восхищаются, летом особенно многолюдно. Да, сколько у нас всего. Меня же больше всего удивляют сравнения, в отчёте рассказывается об историческом месте, а в противовес ему, говорят, "ааааа, а вот у нас все деревни развалились и заводы, а у них глянь какая красота"))))) Вы улавливаете о чём я? Если мы уж сравниваем Минск, то давайте с Москвой, две столицы, раз Брест, то давайте с Волгоградом по своей исторической значимости, раз какую - нибудь крепость в областном центре Беларуси, ну так и у нас не хуже Псков, к примеру или ещё что - нибудь. А не так, автор пишет об одном, а ему в пример "а у нас свиньи в Бийске вокзал разбомбили", не, ну не смешно, чесслово, не знаю как вам, я ржал. Что - то и щаз смешно, сорри.
Ну, нашла своё щастье ваша форумчанка, повторяю, кто против, да никто. Могу предположить, что кто - то из русских уехал в Таджикистан, знаю, что сотни на ГОА живут и о чём это говорит? Да, ни о чём.
у меня один знакомый, когда был в Беларуси, сломал ногу,
дак его там лечили неделю, прооперировали, гипс, все дела - и все БЕСПЛАТНО!
никаких полисов, прописок, и т.д. вообще никто не спрашивал,
относились не то что как к брату-соседу, а как к родному,
он после этого к нам в больницы больше идти не хочет, вот и все отношения.
Grabs
Чего конкретно не хватает? Фото машины на фоне всего и вся?
Не понимаю Ваш сарказм! Поинтересуйтесь в других отчетах, чем описание автопутешествия отличается от Вашего альманаха!

К стати , ярчайший пример для подражания...."По зимникам Якутии от Иркутска к Морю Лаптевых"!!! Сравните...
Иванов-Водкин
А тем кто там раньше жил?
На усмотрение .

Хоккейная столица России
Никаких загадок нет.
Не путайте себестоимость бензина с акцизом (наценкой государства).
В РФ в стоимости бензина акцизы 65%.
Т.е. из 40 рублей, которые вы платите за 1 литр - 26 рублей идут в казну "на нужды страны", а 14 рублей - продажная (конечная) цена от НПЗ.

В Белоруссии возможно акцизы меньше, а себестоимость бензина - те же 14 рублей.

Тот же пример с водкой, себестоимость ей 15 рублей за бутылку, а в магазине продается по 200 руб.
Потому что основное в ней - акцизы.
Мой отзыв: Лада 2109 1988
57ВалеRUS
Да, кто против, вы вообще отличаете юмор от серьёзных вещей? Кто куда и зачем переехал, проблема что ли в наше время? Можно хоть на край света и что, этот пример будет примером? Переехала форумчанка,...
А это говорит о том что у нас в стране вся таблица Менделеева и мы живём в ж..пе.с такими ресурсами мы должны жить как эмиратах.ты говоришь сровни города вот я сравнил Смоленск и Витебск так Смоленск выглядит как после бомбежки

11192531
Дружище проехали, извини, уже не интересно. В попе, так в попе, на букву ЖЭ.
В Смоленске не был, не знаю, но буду. Кстати, если уж речь про Смоленск, может кто знает, как там дорога от Брянска до Смоленска и от Смоленска до Пскова? Хочется на Питер этой дорогой проскочить, ни разу не ездил. Знаю, Орёл - Брянск более чем хорошая, раз сто ездил. В общем маршрут Орёл - Питер планируется этой дорогой. Заранее благодарю!
svop
Здорово, было бы совсем замечательно знать ещё места ночёвок, быт и цены. . .
57ВалеRUS
Дружище проехали, извини, уже не интересно. В попе, так в попе, на букву ЖЭ. В Смоленске не был, не знаю, но буду. Кстати, если уж речь про Смоленск, может кто знает, как там дорога от Брянска до Смоленска...
Езжай смело дорога нормуль

Езжай смело дорога нормуль
Спасибо!)

svop
Здорово, было бы совсем замечательно знать ещё места ночёвок, быт и цены. . .
В отчете есть ссылки на все места ночевок, а там и актуальные цены указаны.

И что? Фактура абсолютно разная, это во первых. Если все отчеты писать по одному шаблону, то читать их станет откровенно скучно, это во вторых. А в третьих - не понравился отчет? Ну извини, не угодил. Ты, браток, сам прокатись куда нибудь, да опиши потом грамотно и интересно, а мы потом почитаем...

57ВалеRUS
Я хотел донести мысль о том, что лубочная Беларусь- это далеко не вся Беларусь.
Но видимо не удалось.

57ВалеRUS
Проблема то не в этом, а в свиньях. Вот и бегут люди отовсюду. вот и Москва уже в такой же, как бийск, свинарник превращается.... вот где беда-то....
Какое мне дело до всех до вас, а вам до меня?
Grabs
В отчете есть ссылки на все места ночевок, а там и актуальные цены указаны.
Не обессудьте, но такая фраза "Остановились в отеле Falvarak. Вполне себе приличный отель" не совсем оценка.

svop
Ну не вижу я смысла переносить такие вещи в отчет, далеко не всем это интересно, да и вкусы у всех разные -
кому палатки хватит, а кому и пяти звезд мало. Тем более, что есть ссылка для перехода, специально для любителей подробностей, там и фотографии, и оценки и отзывы.

Артур Шпиц
у меня один знакомый, когда был в Беларуси, сломал ногу, дак его там лечили неделю, прооперировали, гипс, все дела - и все БЕСПЛАТНО! никаких полисов, прописок, и т.д. вообще никто не спрашивал, относились...
Ну вот, а я про что. Не ездил бы в Беларусь и нога была бы цела. Неделю лечили, а у нас пару дней, да изолентой синей перемотают без гипса и ещё денег немерено возьмут.

Автору благодарность за терпение!
Да чего уж, трЁпитесь, только не путайте туризм и ПМЖ :) .
Гродно
Ну бензин уже на днях подорожал, а налог на допуск к дорожному движению платится отдельно.
Гродно
А насчёт воров, просто он здесь один.
Квитней Беларусь !!!!
Сахар Слуцкий в "Перекрёстке" 27 рублей, что на беларуские 93 копейки, а в Евроопте 1.60,а так да цены в разы разные)))) Пропагандист ты лукашенковский.
Автору благодарность за терпение!
ага, только ты в этом особенно преуспеваешь)
1970
миг23
Всё дело видимо в том, что они чувствуют, что живут в своей стране и эта страна принадлежит ИМ и их потомкам........а чувствует ли наши люди такое? Очень сомневаюсь....в своём дворе скоро машину не припаркуешь без оплаты какого нибудь дяди со счетами на Кипре , послезавтра дом на под реновацию так как место больно перспективное....да что тут говорить...

Дмитровский район
Надо же. Даже там что-то можно найти. Был раз 10 транзитом из поездок, один раз предметно, как-то так средне.
Для детей нет парков и зоопарков, нет кемпингов. Мало инфраструктуры. Ощущение конца 80-х.

Хоккейная столица России
11192531
Эмираты нефти добывают в таких же объемах, как РФ.
Но там населения в 50 раз меньше.
Т.е. на 1 человека нефти там добывается в 50 раз больше. Причем добывается она не на севере в -50С, а в очень теплых условиях.
Я думаю, если эмираты разрастутся до 140 млн. человек - будут тоже намного скромнее жить.

Или вы решили, что раз в России родились - то имеете право на все ресурсы от Калининграда до Камчатки только благодаря факту наличия паспорта? Тут вы не угадали
Поджог Сараев
Эмираты нефти добывают в таких же объемах, как РФ. Но там населения в 50 раз меньше. Т.е. на 1 человека нефти там добывается в 50 раз больше. Причем добывается она не на севере в -50С, а в очень теплых...
Это все отговорки в Германии Японии нет нихрена а уровень жизни в 20раз выше
Илья
Мамонтово
Во первых у них там зп меньше на порядок , так что относительно зарплат у нас и у них, у нас бензин можно сказать дешевле . И во вторых, стоимость нашего бензина на 65 процентов состоит из налогов и акцизов , давайте снизим налог , бензин будет по 15 руб . Но и бюджет будет в большом дефиците

Чуть чуть не дошли вы до настоящих меловых карьеров)). Они очень красивы, фоток можно нагуглить. А так, очень интересное путешествие. Много еще проскочили мимо, приезжайте! Спасибо за труд-описание и фото, прочитали и просмотрели от корки до корки

михаил21083
Сами виноваты, все зас.....и

Кроме Гродно везде побывал.

Спасибо за отличный рассказ. Как будто дома побывал.
Если были в Минске, то нужно было посетить Хатынь. Это совсем рядом в Логойском районе.
Довольно интересные места есть в Волковыске, советую и в городе побывать.
Что касается Белорусских Мальдив, то Вам просто не повезло видимо с погодой. Вот мои фото 2012 года:

Илья
Зарплата не на порядок меньше. Хотя, если сравнивать с Москвой, то возможно и на порядок. Зарплата 15-30 тысяч российских в среднем.
Что касается цен на бензин, то в цене белорусского бензина также куча налогов и акцизов. Просто в России слишком с жиру бесятся, кто на ГСМ сидит.

velik123
Полностью не соглашусь. Видимо из окна поезда Вы не видели ни парков ни зоопарков. Этого добра в Беларуси с избытком. Кемпинги? Что вложили в этот смысл? Придорожные гостиницы? Зачем они там? Беларусь не Сибирь. Ее насквозь легко проехать с востока на запад и обратно за 1 световой день. Гостиниц в каждом городке достаточно.

Sanych Minsky
Кемпинги это не гостиницы, это как бы базы отдыха человеческим лицом, в Европе их 26 000. В чем плюс - в том что стоят копейки, в Черногории - 12 евро на берегу моря на всех, в Сан-Тропе 60 в сезон, в Вене - 30 в долине Луары во Франции 20 евро- это где много замков и знаменитый Шенонсо, в Барселоне 50 на берегу моря в Хорватии - 20 евро, на озере Комо -40, рядом с Антверпеном - 27 в Польше Латвии 15 евро.Не надо бронировать , заранее платить. Часто есть бассейны детплощадки, аквапарки. И живем помимо просто поездок по 2-3 недели в каждом и почти все лето между поездками по паркам зоопаркам. Как все устроено можно почитать в инете, есть души, санузлы, на площадках эл-во. У меня автодом и палатки и гостиницы не нужны как таковые. В кемпингах живут в основном в палатках. Пенсионеры западные вместо езды всю жизнь на дачу в одно место, ездят по всей Европе в разные места и живут в таких кемпингах. Я жили в кемпингах в 20 странах Европы часто на море - приехал в 10 - сами заехали разложился лег спать утром уехал в парк или кататься по окрестностям на великах по озерам типа Боденского озера или Цель-ам-Зее через пару дней заплатил и едешь дальше. Почему написал про Беларусь - потому что все познается в сравнении после Европы кончено уровень слабоват. Советую посетить западные парки и зоопарки и потом сравнить - Венский и Пражские зоопарки, Серенгети и Ядерпарк в Германии рядом же с Прагой просто зоопарк есть с большим кемпингом (бассейн есть) жирафы возле палаток ходят никто не бухает и не орет по ночам как на базах отдыха красный химик. Детский шикарный парк Плэймобиль в Германии на всех 44 евро всего, парк Тервете в Латвии - 10 евро на всех - куча всего и всякие баба-яги и Жадины и Лучники и куча деревянных домиков. Я уж говорю про горные городки типа Патеркирхена и Миттенвальда и прочих Ноншвайштайнов. В общем после 20 стран и массы всяких мест РБ выглядит бледновато. Замки церкви почти не смотрим - не этим определяется страна. Как-то еду через Доломиты еще легковушка была - и палатку поставить негде особо, аппартамены есть - 140 евро на 4 чела гостиницы так же чтобы поспать 5 часов, сильно пожалел что не было кемпинга либо автодома. Если делать мои поездки по 60 дней по гостиницам и есть в кабаках выйдут просто космические деньги да и в кемпингах всегда дети на свежем воздухе бегают или купаются. А зоопарки это не тюрьмы для животных а нечто иное где все в отрытом доcтупе масса для детей сделана развлекаловок в общем надо просто посетить какие-нибудь типа Венского тогда все станет понятно о чем говорю. В росс зоопарки типа Московского дети и ехать не хотят после этого.

velik123
Много стран перечислили, а про Россию-матушку забыли. напомню, что Беларусь только в представлении Госдепа США является морской державой. Сравнение с Черногорией, Францией, Хорватией и т.д. не уместно.

Если есть в рф кемпинги пишите посмотрю

Если есть в рф кемпинги пишите посмотрю
Я от Вас хотел узнать о наличии таковых в РФ

Я от Вас хотел узнать о наличии таковых в РФ
нормальных в нормальном понимании слова не встречал, поэтому и ездим по внешнему миру

Я не могу сказать в каком конкретно месте, но мы видели, когда ехали, на расстоянии км 10, по полям стояло оборудование, добывающее нефть и этих установок было очень много и везде их фирменный знак — этих заправок именно этой марки очень много в Беларусии. Были очень удивлены. И недалёко стоял современный огромный перерабатывающий завод.