|
28.02.2013
Эпиграф. Каждый мужчина должен построить дом, вырастить сына, посадить дерево и… проехать через всю Россию.
Направление «свободыДальний Восток — западная часть России» в последнее время становиться все более интересное и популярное. Желание проехать по этому маршруту зрело у меня давно. Первая попытка состоялась в 2006 году. Но тогда доехать до Петербурга было не суждено по причине недостатка необходимого времени. Были и другие причины, но они вторичны. Тогда «экипаж» состоял из трех человек: я, супруга и мой младший сын. Доехали мы тогда до Байкала. Неделю отдыхали в районе Байкальска. Впечатлений набрались много. Особенно от самой дороги. Тогда она еще строилась. Экстрима вполне было достаточно. Склоняю голову перед самоотверженностью тех, кто преодолевал этот путь в более ранние годы, когда даже направлений еще не было. И вот наступило то время, когда вроде все «срослось». Я, Михаил, 55 лет от роду — пенсионер. Абсолютно свободен во времени. Мой сташий сын Иван, 25 лет, полон сил и энергии. Удалось «организовать» отпуск на летний период. Плюс заработанные отгулы. Это наш экипаж и практически два месяца «свободы». У меня практически 30-летний водительский стаж, но пожилой возраст. У сына права получены 7 лет назад, но практической езды почти нет. Но зато молодость и задор. Оговорюсь сразу, что, из-за отсутствия водительского стажа у сына, мне постоянно приходилось его контролировать, когда он был за рулем. Особенно на начальном этапе пути. И в этом действительно была необходимость. В начальный период я за рулем находился две трети, а сын треть пути в день. К концу путешествия мы уже были на равных.
В нашем распоряжении был автомобиль Honda Stream 2006 г. в. На спидометре порядка 105 тыс. км пробега. Произведена соответствующая подготовка. Заменены «жижи», фильтры, заменен ремень ГРМ, проверена ходовка. На решетку радиатора натянута сетка для защиты от насекомых (очень правильное и необходимое решение). Оговорюсь сразу — не догадался защитить капот. Надо было обклеить например карбоном или другой пленкой. Либо поставить мухобойку. На большой скорости насекомые оставляют заметные следы на ЛКП капота. А насекомых очень много, особенно в ДВ-регионе. К концу путешествия капот заметно пострадал.
Для очистки лобового стекла были заменены щетки стеклоочистителя и куплен концентрат стеклочистителя, который периодически добавлялся в бачок стеклоомывателя (тоже очень «мудрое» замечание). Так как путешествие осушествлялось в год 80-летия Комсомолька-на-Амуре, «внешность» машины была соответствующим образом «разукрашена». Местный еженедельник «Наш город» помог нам в этом и на протяжении всего путешествия информировал местное население о нашем «продвижении». По окончании путешествия была написана объемная статья. Плюс по местному каналу телевидения показан небольшой ролик. Так что слава не обошла нас стороной. Попутно хочу отметить, что обклейка машины сыграла свою положительную роль: вызывало неподдельный интерес у всех, пожелания доброго пути, благосклонность ГАИ, обгонявшие показывали большой палец вверх в знак одобрения и т. д. и т. п.
И вот наступил день и час старта: 3 июля 2012 в 6 часов утра. Накануне я посетил Храм Святого пророка Илии, благословясь в дальнюю дорогу. Машина уже была полностью подготовлена и загружена всем необходимым. Из дома я взял только фотоаппарат и нетбук. Пришел в гараж, повесил фотоаппарат при входе, запустил машину, прогрел и поехал. Заехал за сыном домой и приехал на набережную Амура к памятному камню, где высадились первостроители города, чтобы зафиксировать старт. А фотоаппарат остался в гараже при входе... Звоню младшему сыну, благо у него машина под окном стоит (возвращаться нельзя — плохая примета). Через 20 минут фотоаппарат у нас в руках. Вот он момент, момент старта.
Здесь хочу сделать несколько замечаний по поводу машины. В принципе, для такого путешествия данный автомобиль вполне подходит. Объем двигателя 1,7 л. и четырехступенчатая гидромуфта. Но есть вариант с двигателем 2 л. и пятиступенчатой гидромуфтой. В таком путешествии этот вариант был бы более выигрышным. Во-первых, состояние трассы позволяет двигаться довольно с большой скоростью (особенно по «путинскому» участку до Читы) и здесь пятая ступень в гидромуфте очень была бы кстати в виду экономии топлива. До Читы дорога практически пустая. Далее постепенно трасса загружается, появляются фуры и горный серпантин. Особенно заметно загрузка начинается с Красноярска и далее. Поток становиться очень плотный. Фуры идут «пачками», плотно и со скоростью не более 90. Чтобы совершить обгон, надо резко ускоряться и быстро встраиваться в свободное окно. Мощность двигателя получает решающее значение. Машины на механике в таких ситуациях явно выигрывают. Не мешает уделить внимание шумоизоляции. В дороге находишься весь день — усталость накапливаеться. А шум — это дополнительный отрицательный фактор, который в длительном путешествии становиться довольно заметным. Также эта машина имеет относительно жесткую подвеску. При всех положительных качествах такой подвески, более мягкая подвеска давала бы более комфортные условия путешествия.
Ну что же, старт состоялся. Первая остановка на посту ГАИ перед мостом через Амур. Сыну необходимо поставить отметку в путевом листе (для оплаты проезда). Инспектор ГАИ ни за что не согласился сфотографироваться вместе (чтобы «войти в историю»). Впрочем и в дальнейшем гаишники оказались такими же «пугливыми». Дорога до Хабаровска десятки раз пройдена и знакома до мелочей. Есть одно удобное красивое место с видом на Амур. Не доезжая пару километров до «взлетной полосы» есть поворот направо. Буквально в 100 метрах от дороги открываеться с высокого берега захватывающий вид на Амур.
В самом начале пути пошел дождик (хорошая примета). Далее интенсивность дождя менялась от сильного до очень мелкого. В этой связи есть одно замечание. До поездки было приобретено средство для очистки кузова автомобиля от насекомых. Оно наноситься на кузов до поездки, чтобы легче было удалять следы от насекомых. Но дождь его просто смывает. Смысл его применять утрачивается. Впрочем, если насекомых смывать простой водой сразу же во время ближайшей стоянки, это не составляет никакого труда. Еще несколько слов о подготовке машины. Машина была оборудована навигатором, видеорегистратором совмещенным с функцией радар-детектора и радиостанцией.
Навигатор фирмы Texet, экран 7 дюймов, закачан Navitel, показал себя очень хорошо. Вел по маршруту очень «уверенно». Глюки, конечно, были, но не «смертельные». В основном из-за того, что реальность иногда не соответствовала «закачке». Очень полезная вещь — рация. Особенно она становиться актуальна ближе к Красноярску и далее. Во-первых, всегда можно узнать необходимую информацию: заправки, кафе, гостиницы, как проехать и т.д. Обстановка на дороге: пробки, аварии, засады ГАИ. И многое другое. Настоятельно рекомендую. Ну очень полезная вещь. Кто возьмет — не пожалеет, она себя оправдает. По поводу полезности видеорегистратора наверное уже никому ничего объяснять не надо. Сейчас этот гаджет становиться необходимым атрибутом любого автомобиля. Я приобрел видеорегистратор, совмещенный с радар-детектором, через интернет.
Это одна из последних разработок. Он пишет, кроме видео, скорость, координаты, время. Также в нем закачана база постов ГАИ и видеокамер, которую можно обновлять через интернет. Есть функция занесения точек POI. То есть, когда проезжаещь место которому надо «уделить внимание» (пост ГАИ, камера, опасный участок и т. д. ) нажимаешь кнопочку и это место запоминается. На обратном пути приборчик тебя заблаговременно предупреждает о приближении к этому участку. Качество записи очень приличное. С функциями своими он практически справляется. Но плохо, что реагирует на многие постороннии сигналы (встречные антирадары и др. ) Иногда уже просто перестаешь реагировать от постоянного писка. Да и база ГАИ не всегда соответствует действительности. Либо никаких постов давно уже нет или наоборот, пост (камера) есть, а он молчит. Но в целом он со своей функцией справляется. Еще на машине установлена перископическая система зеркал.
Она позволяет значительно облегчить процесс обгона. Надо только привыкнуть к ней. Я называю ее левым рулем.
Благополучно миновали Хабаровск.
В Еврейской области начинается «путинская трасса». Состояние ее отличное. За исключением некоторых участков, которые интенсивно реконструируются. Средняя скорость здесь достигла 110 км/ч. На других участках она достигала 60-80.
А вот и традиционное место «отметки» всех автопутешественников.
К половине восьмого вечера мы добрались до р. Томь. Осмотревшись, решили встать здесь на ночевку (хотя планировали на р. Зея, что далее на 60 км). Река здесь разливается, вода чистая, дно песчаное, недалеко от дороги. Для тех, кто путешествует с палаткой, на р. Зея есть тоже очень удобные места для ночевки. Если ехать в западном направлении, то перед мостом через Зею слева есть кафе (его плохо видно из-за кустов). Оно стоит на берегу небольшого озерца, где можно найти удобное место. Впрочем рядом с кафе стоит вместительный вагончик, в котором есть две широкие кровати. На обратном пути мы там прекрасно выспались (500 руб. с человека).
Приготовили ужин, поели и спать. Уснули быстро. Устали. Есть необходимость в средстве от гнуса (у нас было). Вечером могут съесть. На Дальнем Востоке его (гнуса) особенно много.
Пока спим, расскажу одну «страшную» историю. Перед поездкой было приобретено устройство для преобразования 12В в 220В для зарядки всех наших гаджетов. Но в первый же день оно отказало. Хотя предварительно все работало. В интернете мне приходилось встречать информацию о подобных проблемах у других путешественников. По-видимому, это беда многих китайских электронных систем. Вывод напрашивается сам. По возвращению я его успешно вернул назад в магазин по гарантии.
За время пути был еще один неприятный момент. Во время одной остановки (что-то бренчало в багажнике) почувствовали запах газа. У нас был запас газовых баллончиков для плитки, которые были уложены в складное ведерко. Сверху на них лежали кое-какие вещи. От тряски защитные колпачки слетели с баллончиков, и вещи стали надавливать на распылители. Произошла утечка газа. А сын курящий. Могло произойти страшное. Но Бог нас миловал. Естественно, баллончики переложили так, чтобы им ничего не мешало.
Проснувшись в 6 утра, совершив утренний моцион, продолжили движение. Вообще мы старались вставать пораньше, тем более, что при движении на запад из-за сдвижки часовых поясов, это сделать не сложно. С утра трасса пустая (правда, до Читы она и так практически пустая). А вот перед Красноярском и далее движение становиться все плотнее и плотнее. Дорога на этом участке замечательная. Много оборудованных мест для отдыха — скамейки, столики, туалеты, эстакады. И пока еще не испаганено.
Невольно вспоминаешь, что было шесть лет назад. Отсыпанная скальником дорога, объездные маршруты по богом забытым местам. Бегущие за машиной в обносках дети, просящие милостыню. В одном месте спросил, когда же начнется хорошая дорога. В ответ услышал, что это и была хорошая дорога, а вот дальше «пипец». И точно, причем полный «пипец». А сейчас — едешь и отдыхаешь. Может, действительно, в этом большая заслуга Путина? А с другой стороны, как же те дети-оборванцы, которые вообще сейчас оказались далеко в стороне от трассы?
Но мои воспоминания постепенно начала прерывать едва ощутимая вибрация (по секрету скажу, она проявлялась, когда стрелка спидометра переваливала за 140). На всякий случай решили заехать на ближайший шиномонтаж и проверить балансировку, хотя о причине я догадывался. Балансировка не помогла. Даже хуже стало, когда отъехали от шиномонтажа, началось сильное биение руля после 100 км/ч. Вернулись, переделали. Вибрация осталась. Зря потеряли время и деньги. А причина была в следующем. Перед поездкой я поменял два колеса (два других были с незначительным износом). И в дождь влетел в глубокую яму (хорошо, на небольшой скорости). С боку на одной шине вылезла приличная грыжа. Жалко было новую резину, и я решил ее «залечить». Залечили прилично. Едва заметно стало. Вот эта грыжа и вызывала едва заметную вибрацию на большой скорости. Забегая вперед, скажу, это колесо прошло более 20 тыс. км и протерлась дырочка на обратной дороге уже в Улан-Уде. Где были заменены все четыре колеса.
При всей своей замечательности трасса все-таки таит в себе опасности. Первая опасность во многочисленных провалах асфальта в основном около мостов. Правда, стоят предупреждающие знаки «сиськи» (неровная дорога) и ограничения скорости. Но не везде. Увидев знаки, надо обязательно сбрасывать скорость. Иначе может случиться нечто, подобное этому.
У «жиги» весь зад в гармошку. Интересно, сколько они ждали ГАИ? На сотни верст вокруг ни души. Хорошо, что сотовая связь работает по всей трассе. Вторая опасность — это местные аборигены, которые выскакивают откуда-то из тайги на ржавых «Нивах» и останавливаются по середине дороги с выпучеными глазами, вращая ошалевшей головой. Пару раз такое было. Хорошо, растояния хватило, чтобы сбросить скорость. Поэтому раслабляться не стоит.
Приходилось сына приучать тормозить двигателем. Особенно это актуально на горном серпантине, где затяжные подъемы и спуски. Он поначалу по неопытности практиковал езду с резкими разгонами и торможениями. Я ему говорю, что нам так тормозов не хватит. Он легкомысленно отвечает, что хватит. На обратном пути, ближе к Иркутску начали поскрипывать сигнализаторы тормозных колодок, хотя перед дорогой были поставлены новые.
Проблем с АЗС, в принципе, нет. Есть один участок, примерно 550 км, от ст. Уруша до Чернышевска, где вдоль трассы наблюдаются АЗС, не внушающие доверия (по виду 60-х годов). Шесть лет назад мне приходилось на них заправляться — проблем не было. Но в интернете встречалась информация, когда у людей после заправки на них машины переставали ехать. Может, и просто не быть топлива. Объема нашего бака хватило до Чернышевска.
До Чернышевска мы благополучно добрались в таком виде.
На заднем плане видна АЗС. Перекусили в кафе. Заночевали на берегу местной реки в палатке.
С утра пораньше «полетели» в сторону Читы. 300 км одолели на «сверхзвуке» по отличной трассе.
Монумент в память о жертвах репрессий.
В Чите решили купить зарядное устройство для наших гаджетов. Объехав несколько магазинов по «запоминающимся» дорогам, ничего подходящего не нашли. Потеряли два с лишним часа. Навигатор повел нас на Улан-Уде. Вскоре я стал понимать, что мы едем по «старой» дороге. Я о ней знал, а навигатор не знал «новую». Асфальт в приличном состоянии, чего бы не поехать по этой дороге. Встречаются достопримечательности.
В колокол можно позвонить. Там есть специальная дергалка.
Но постепенно состояние асфальта стало ухудшаться. А когда мы достигли этого места, дороги вообще не стало.
Проехав по направлению пару километров, остановились, чтобы узнать у встречных, как путь дальше. Выйдя из машины, были атакованы ордой слепней величиной с воробья. В салон их столько налетело, что машина присела. Ох и долго потом мы их выкуривали вон. Оценив ситуацию, решили поехать назад и не искушать судьбу. Правда, на обратном пути мы все-таки проехали по этой дороге. Из Улан-Уде навигатор опять вывел нас на нее (ну не знает он новую дорогу). Когда поняли, что опять не там едем, уже не стали возвращаться. В принципе, эту дорогу не надо сбрасывать со счетов. Она короче на 100 км, нет горного серпантина, нет ГАИ, практически пустая. Состояние покрытия позволяет держать скорость более 100 км/ч. Примерно сто км плохой дороги (скорость не более 60 км). Примерно 40 км очень плохой дороги (скорость не более 30 км). Правда, АЗС древние. Проблем не возникло. На новой дороге покрытие местами как стиральная доска. Все в неровных заплатках. Да и фуры на горном серпантине создают проблемы. Так что неизвестно, где лучше ехать.
В районе Петровск-Забайкальского — самый дорогой бензин (95-й 35 с лишним рублей литр). Заправляться лучше в Читинском районе. Цена на бензин резко падает, когда доехали до этой стелы.
Но лучше проехать чуть дальше. Там цена еще ниже.
В районе Хилока впервые встретились с мошенниками. Стоят на обочине машины с «иностранными» номерами и поднятыми капотами. Причем с другого направления метрах в 200-300 тоже стоят. Это цыгане косят под индусов. Якобы у них кончился бензин (или что-то в этом роде) и пытаются всучить за деньги «золотые» перстни. Я знал о таком разводе. Поэтому, когда «индус» побежал нам навстречу, вознося руки верх, я ему погрозил кулаком. Бедняга аж запнулся от неудачи. Такие «индусы» за время путешествия нам попадались раза четыре. Один раз даже в Питере на одном из съездов КАДа.
Вот они стоят. Впереди вдали видны встречные «индусы».
В одиннадцатом часу вечера въехали в Улан-Уде (сказалось потеря времени в Чите). Остановились в гостиннице.
С утра принялись изучать Улан-Уде. Порадовали низкие цены в кафе. Без труда купили зарядное устройство. В центре города полюбовались на «колобок» (признан самым лучшим памятником В. И. Ленину).
Струи этого фонтана пульсируют в такт музыкальному сопровождению.
Театр оперы и балеты (рядом с фонтаном).
В десятке шагов историческая арка.
Очень доброжелательный бурятский гаишник. Но ни в какую не пожелал сфотографироваться вместе с нами.
Все это находиться в одном месте.
Выехав из города мы немного проехали назад к мосту через р. Селенга. На утесе стоит скульптура в виде двух оленей. Эффектное зрелище.
Затем продолжили путь к центру буддизма России Иволгинскому дацану. Он известен таким фактом, что там хранится нетленный лама, который после захоронения находился в земле более 70 лет. Затем его извлекли из земли и он остался в неизменном виде до наших дней. Такое впечатление, что живой человек, только спит. Правда, показывают его по большим праздникам.
Обошли территорию дацана по часовой стрелке, раскручивая ритуальные барабаны всевозможных размеров и жертвуя монетами различного достоинства.
После дацана направились к Байкалу. Остановились в районе Посольского в соре (так называются заливы на Байкале) Байкальский прибой. Это буквально километрах в трех от «федералки». Весь берег утыкан базами отдыха. Без проблем можно разместится. Но мы решили «дикарями» в палатке. Была пятница и шестой час вечера. Народ подтягивался на отдых с окрестностей от Улан-Уде до Иркутска. Успели найти неплохое место. Вскоре весь берег был заселен. Только успели поставить палатку и шатер, как пошел приличный дождь. Он и ночью периодически поливал. Но на другой день погода была хорошая. Вообще на Байкале погода очень не предсказуемая. Вода в заливе теплая. Отличный клев. Но ловятся в основном окуньки. Я быстро наловил на уху и еще соседям отдал «излишки».
Чайки пытались воровать пойманную рыбу.
При базах отдыха достаточно различных водных атракционов. Мы, естественно, воспользовались.
Но более впечатлительный и экстремальный отдых можно получить на перешейке, который отделяет сор от открытого Байкала. С одной стороны тепло, а буквально через 100 метров со стороны Байкала очень холодно. В бинокль мы наблюдали различные виндсерфинги, парашюты, яхты и т. д. Но проехать туда можно на чем-то «жыпастом» а не на «пузотерке».
Отдохнув денек на Байкале, на следующий день с утра продолжили наше путешествие. Вдоль Байкала идет интенсивная реконструкция «федералки». Заметно, что делается все «по уму». Между слоями асфальта кладется металлическая сетка. Откосы по сторонам дороги укрепляются пластиковыми ячеями. Вдоль трассы оживленная торговля омулем, любого способа приготовления. Кстати со стороны Бурятии он дешевле, нежели на перевале в Култуке и тем более в Листвянке. В районе Байкальска торгуют очень хорошей клубникой, крупная, сочная.
Ее там вместо картошки выращивают. Мы купили два пятилитровых ведра. Одно съели, пока доехали до Иркутска. А вот так мы с ней расправлялись шесть лет назад.
В Култуке начинается горный серпантин длиной около 70 км. Очень много крутых поворотов, затяжных подъемов и спусков. Очень часто приходится тормозить двигателем, одни тормоза вряд ли справятся с такой нагрузкой.
Рынок, где продается омуль в любом виде.
Объехав Иркутск по новой отличной объездной дороге, добрались до Усолья-Сибирского, где нас ждали родственники.
Повидавшись с родственниками, на следующий день мы продолжили свой путь в сторону Красноярска.
Встречаются несколько грунтовых участков (25 км, 7 км и 5 км) , которые интенсивно делаются. В ближайшем будущем, видимо, все будет в асфальте. Где-то в районе Тайшета обогнали машину с комсомольскими номерами, посигналив землякам.
На протяжении всего пути, практически до Красноярска, мы ехали в дыму. Примерно за 100 км до Красноярска пошел дождь. Дышать стало легче.
Перед Красноярском плотность потока машин заметно возросла. Особенно много стало фур. Но это только начало. Дальше они еще сильнее «осложняли» нам жизнь.
Планировали денек побыть в Красноярске, осмотреть достопримечательности. Но шел дождь и было холодно. Прогноз на завтра был плохой. Решили ехать дальше. Начали искать гостиницу на выезде из города. Но были только дорогие ( от 1 000 руб. с человека и выше). Покрутились и уже в сумерках двинулись в сторону Ачинска. Не доезжая километров 50 до него, остановились в придорожном кемпинге. Выспались. Продолжили свой путь в сторону Томска.
От Мариинска до Томска вполне приличная дорога, за исключением участка длинной 20 км грунтовки. Но ее делают.
В Томске нас ждал мой сослуживец, бывший летчик-инструктор Оренбургского училища летчиков, курсантом которого я был.
На следующий день небольшая экскурсия по Томску.
Старый Томск. Булыжная мостовая.
Польский костел. В советское время здесь находился аэроклуб.
Томский государственный университет.
Во второй половине дня отправились в сторону Новосибирска. Там нас заждался мой однокашник по военному училищу, с которым мы не виделись 35 лет. При выезде из Томска, когда въезжали на мост через р. Томь, из-под встречного грузовика в лобовое стекло прилетел камень, оставив отметину. Обидно. Скорость у нас не превышала 50 км/ч. По дороге в Новосибирск стала появляться колея. Опасная вещь. На скорости хорошо кидает машину.
В Новосибирске товарищ провел нам экскурсию по академгородку (он там работает).
Посетили новосибирский зоопарк.
Очень большой и шикарный зоопарк. Вольеры очень большие. Чувствуется, что животным здесь очень вольготно. Видно, что за ними здесь очень хорошо ухаживают.
Кроме того осмотрели местные достопримечательности, правда, из окна автомобиля. Движение затруднено, сказывается «миллионость» города.
Побыв один день в Новосибирске, продолжили свое путешествие в западном направлении. Далее, практически до Питера, запланированных остановок для «культурного» времяпровождения у нас не было. Была только дорога и созерцание на просторы нашей Родины с остановками в придорожных отелях для сна. А пока мы преодолевали этот путь, хочется «осветить» некоторые проблемы дальней дороги. Первая — это музыка. Радио по трассе работает только в городах. А ехать все время в тишине — не совсем айс. Я, естественно, перед поездкой закачал на флэшку «свою» музыку. Но мы с сыном принадлежим к разным поколениям. Конечно, ему «не понятна» моя музыка, а мне, соответственно, его попса. Которую, кстати, он и сам толком не мог слушать, переключая с одного трека на другой, не дослушав предыдущий до конца. Стоит перед поездкой закачать как можно больше музыки, чтобы к концу поездки не стало тошнить от многократно прослушанной. Да и репертуар желательно продумать, чтобы музыка доставляла удовольствие, а не утомляла.
К другой проблеме я отнес бы обилие животных (коровы, овцы, козы и т. д. ) и птиц. Коровы любят стоять посередине дороги. Объезжать их стоит осторожно, у них есть особенность мотать рогами в тот момент, когда ее объезжаешь. А вот птицы, в виде ворон, это реальная «бомба». Они кормятся сбитыми насекомыми и отлетают в разные стороны в самый последний момент, причем хаотично. Одну ворону мы сбили на скорости 150. Удачно попала в госномер на переднем бампере, ничего не сломав. А сбитых воробьев вообще не считали. Вороны пасутся целыми «стадами». Следует заблаговременно отпугивать их хотя «бибикалкой».
Уральских гор, там где мы их пересекали, не почувствовали. Просто холмистая местность. Если не знаешь, что едешь по горам, то и не догадашься. Здесь на Урале получил еще одну отметину в лобовое стекло. Шел сильный дождь. Многие машины останавливались на обочине и пережидали дождь. Видимость была близка к нулевой. От Перми до Кирова дорога представляет из себя «фронтовую». Очень часто следы «точечной бомбежки».
От Кирова возникла дилемма, как ехать дальше. Через Кострому или Нижний Новгород. Взвесив все за и против, решили держать курс на Нижний. Но доехав до очередной развилки и опросив «местное население», решили повернуть на Кострому. Состояние дорог равнозначно, а через Кострому ближе. Но в Костромской области состояние дорог превзошли все ожидания. В эфире слышались очень «лестные» пожелания в адрес местного губернатора. Весь асфальт в сплошных трещинах. Похоже, что со времен советской власти там никаких ремонтов не было.
В этих краях приходилось часто наблюдать последствия ураганов. Вдоль дороги «залежи» бурелома.
И вот мы, наконец, в Ленинградской области. Родина. Да, да. Именно родина. Здесь я родился и вырос. Здесь все родное и знакомое. Здесь все родственники и друзья детства. И поэтому ближайшим пунктом остановки запланирован Великий Новгород. Доехав до Тихвина, решили уйти с трассы на Чудово. По рации спросили, как лучше проехать. Но я немного недопонял. Сначала дорога была приличная, совершенно пустая. Но потом мы проскочили перекресток прямо по навигатору. А надо было повернуть в сторону Киришей, и оттуда идти на Чудово. А так мы вскоре оказались на бездорожье. Закончилась Ленинградская область и началась Новгородская. И сразу закончился асфальт. Лесная песчаная дорога, местами пробивались остатки бывшего асфальта. Самое интересное, что на всем протяжении попадались дорожные знаки и указатели. И так на протяжении порядка 40 км. Проезжали через какие-то Богом забытые деревни. Но выехали точно в Чудово, в котором дороги еще более «чудесные». Из Чудова выехали на магистраль Москва—Питер. Ну а по ней мы мигом «долетели» до Великого Новгорода, где нас заждалась моя двоюродная сестра.
В школьные годы мне приходилось здесь быть в походе с одноклассниками. Но прошло с тех пор порядка 40 лет. Сейчас уже кардинально все изменилось. Но все равно что-то вспоминалось. На следующий день экскурсия по городу и окрестностям.
А здесь начало Волхова. Вдали оз. Ильмень.
На следующий день поехали в Санкт-Петербург, где нас ожидали многочисленные встречи с родственниками и друзьями.
Встреча с однокашниками по военному училищу через 35 лет.
Вертолетная экскурсия над городом.
Стрелка Васильевского острова.
С великими зодчими Петербурга.
Кронштадт оставил очень приятные впечатления. В годы моей учебы в Ленинграде более 30 лет назад доступ в этот город был ограничен ввиду его закрытости и отсутствия дамбы (тогда она только начиналась строиться). В моем представлении этот город был в окружении крепостной стены. Нет. Город отдельно, крепости отдельно. И как-то чувствуешь себя в нем очень конфортно. Ни суеты, ни толкотни.
«Невский Пятачок». На братских могилах не ставят крестов… В школьные годы мне в этих местах приходилось бывать в походе. Многое стало выглядеть по-другому. Вспоминается дорога в районе Синявинских высот, по обе стороны которой гигантские братские могилы наши и немецкие, а под ногами металлический звон от гильз и осколков. В земле больше железа, чем грунта.
В канун дня ВМФ:
Затем поехали на мою родину — Карельский перешеек. Это 150 км на север от Питера до границы с республикой Карелия на берегу Ладожского озера. Многочисленные встречи с родственниками и друзьями детства.
Неожиданная встреча с племянницей писателя Вениамина Каверина («Два капитана») и поэта Заболоцкого (он отбывал срок в Комсомольске-на-Амуре). Это женщина в центре и рядом ее дети (парень и девушка), живут в Америке. В красной футболке мой одноклассник Павел.
Прогулка в шхерах Ладоского озера. Есть в этом месте (п. Березовое, граница Ленинградской обл. и республики Карелия) база отдыха «Сильвер». Ее легко найти. Она от дороги метров 300, есть указатель. Можно взять лодку на прокат, заказать экскурсию по озеру на катере. Могут отвезти на любой остров и оставить на несколько дней, потом заберут. Есть автостоянка. Народ туда приезжает с Питера и Москвы. Да и не только (мы с Комсомольска, например).
А это остатки дома, в котором я родился и жил до десять лет. Самое интересное, что туда приезжал бывший финский хозяин этого дома. Ведь это бывшая финская территория.
На этом озере я пробултыхался с младенчества до десяти лет.
Таких сосновых боров на Дальнем Востоке нет.
Заросли борщевика. В былые времена о нем и понятия никакого не было, а сейчас вся европейская часть России заросла. А он ведь ядовит очень. Вызывает сильные ожоги.
Старинная крепость Корела. С очень богатой историей. В ней «отметились» Суворов и Кутузов. «Засветились» декабристы. Интересный факт, в ней содержалась семья Пугачева до конца жизни после подавления восстания.
В окрестностях этого озера (Богатыревское) снимались эпизоды фильма «Особенности национальной охоты».
А на эту ферму Кузьмич с Фином ездили к девкам на милицейском УАЗике. Совхоз давно распался, коров нет, доярки уехали. Сейчас там другие сюжеты.
Съездили в Карелию.
Этот водопад «снимался» в фильме «А зори здесь тихие».
Здесь Ольга Остроумова «купалась» в фильме «А зори здесь тихие».
Церковь на острове на р. Вуокса.
Вернулись в Питер. Диво-парк:
Очень незабываемые «осюсения».
Прощание с Петербургом:
Далее, попрощавшись с Питером, поехали в Псков, где нас ждала моя двоюродная сестра.
С дружиной Александра Невского.
В Пскове начиналась история «Двух капитанов».
С двумя капитанами. Бороться, искать, найти и не сдаваться.
С Пушкиным и няней Ариной Родионовной.
Отсюда ушла в бессмертие 6 рота ВДВ.
После Пскова нас ждала Москва. Нас ждал одноклассник в г. Железнодорожном. На МКАДе успешно попали в пробку. Решил уйти с МКАДа, объехать окольными путями. Блудили, блудили, пока не стемнело. Решили вернуться на МКАД. В темноте проскочили съезд на МКАД. Развернулся в неположенном месте (не увидел знак в темноте «Разворот запрещен»). Тут же тормознули гаишники. Но вошли в наше положение, объяснили, как ехать, и отпустили. К полуночи добрались до места.
Встреча с однокашниками по военному училищу.
У однокашника на даче. В свое время он служил в Комсомольске-на-Амуре. Авиашоу в г. Жуковском посвященное 100-летию ВВС.
Семейство Су-27 (я тоже «приложил руку» к производству этих самолетов).
Обратите внимание, что все зрители основательно нагружены. Посещая такие мероприятия, надо позаботится об удобстве и о еде. Провести весь день на ногах очень тяжело. Надо брать с собой какие-нибудь стульчики или подстилки. Хоть пунктов питания там достаточно, но все-равно очереди большие и все очень дорого. Лучше «перекус» брать с собой.
На другой день путь наш лежал в сторону Казани. Где-то в Нижегородской области были остановлены ГАИ за превышение (106 км в населенном пункте). Но после непродолжительного «препирательства» с инспектором были отпущены просто так с пожеланиями счастливого пути. К вечеру добрались до местечка Яльчик в Марий Эл. Там нас ждал мой бывший летчик-инструктор, а ныне заслуженный летчик-испытатель.
После очень теплого приема и отдыха, поехали в Казань, где нас ждал еще один мой однокашник.
Центр Казани весь перерыт. Идет грандиозная реконструкция. Пробки в час пик грандиозные. Дороги не поддаются описанию. Семикилометровый участок преодолели за два часа.
Резиденция президента Татарстана.
Однокашники. Не виделись 35 лет. И вот наступил день, когда встретили всех, кого могли встретить, и осталась только дорога назад на ДВ. Из Казани, начитавшись в интернете страшилок о башкирских гаишниках и о сильной загруженности трассы на Челябинск, решили ехать в направлении на Ижевск, Оса, Воткинск и т. д. на Екатеринбург.
Дорога вполне приличная, загрузка средняя. С трассой на Челябинск, увы, сравнить не могу — не ездил.
Много диковинных «самобеглых колясок» встречается на дороге. Сделали остановку в Новосибирске у товарища.
Наверняка держит путь на Байкал. Вообще, чем ближе к Байкалу, тем все чаще появляются различные авто, мото, вело и др. группировки явно направляющиеся на Байкал.
Было желание остановиться в Красноярске. Но опять погода была неустойчивая. Решили не рисковать. Когда практически объехали Красноярск, встали в большую пробку. По рации прошла информация, что впереди лесовоз перевернулся. Если бы знали, лучше бы остановились в Красноярске. Когда все рассосалось, начинало темнеть. И вот всей собравшейся толпой пришлось в темноте ехать около 150 км до Канска, где удалось найти ночлег уже за полночь. На следующий день были в Усолье-Сибирском. Передохнули у родственников. Затем заехали в Листвянку на Байкале. Было холодно и сыро. На Байкале отмечались заморозки.
К вечеру добрались до Улан-Уде. В Улан-Уде производит впечатление вечерняя иллюминация. Красиво смотрятся «стекающие» огни на деревьях. Здесь, наконец, спустило колесо с грыжей. Да и в других колесах хватало ремонтных затычек-жгутов. К тому же резина практически износилась. Заменили все четыре покрышки на новые. День провели в Улан-Уде.
Дорога по Бурятии на восток. Заметно стала исчезать цивилизация. Все меньше людей. Дальний Восток действительно очень дальний. Большинство населения на западе имеют очень слабое представление о том, что же из себя представляет Дальний Восток. Для многих мы там предстали «инопланетянами» с другой галактики. Кто проделывал этот путь, думаю, испытывал нечто подобное.
Бурятские мотивы. Очень часто по дороге встречаются подобные ритуальные места.
Страшная смерть на дороге. Но судя по всему сам «нырнул» под попутную машину.
И вот наконец Комсомольск-на-Амуре. МЫ СДЕЛАЛИ ЭТО! Пройдено 22 500 км. Без поломок. На бензин потрачено 57 тыс. рублей. Средний расход — 8,8 л на сотню. Общие траты примерно 130-140 тыс. рублей. С ГАИ серьезных проблем не было. Один штраф в Питере на 1 000 руб. (остался не оплаченным, т. к. неправильно был оформлен). Там явное было нарушение (развернулся, где был знак прямо и направо). Просто запутался в сложной развязке на ул. Савушкина, которая реконструировалась. Дважды выскочили на одно место. Гаишник сам сказал, что и они там путаются, но штраф оформил. А так вообще отношение очень доброжелательное, даже прощали явные нарушения. А так, если не нарушаешь, то ты никому не нужен. Поездка удалась. Очень многое осталось «за кадром». Да, чуть не забыл. Пару слов о перегонах. Перегон есть. Конечно, не в таких масштабах как раньше. Мало машин, залепленных скотчем. Группы небольшие. Не менее половины из перегоняемых, «корейцев».
А вот и «заслуженная» слава: