|
Пожалуй, многие владельцы автомобилей согласятся с тем, что автопутешествия затягивают. Наступивший отпуск так и зовет отправиться в дорогу. И хотя изначально летом 2009 г. мы не планировали поездок из Питера дальше своей дачи, нам все-таки удалось совершить марш-бросок в Германию, благо был повод — свадьба племянника.
Итак, десятидневная поездка по маршруту Санкт-Петербург — Гамбург и обратно.
Участники: бессменный водитель Игорь, главный идеолог и организатор Таня, средний сын Макс и младшая дочь Вика. Автомобиль «Опель-Вектра» 1992 года рождения, старенький, конечно, но уж какой есть.
Эта уже наша вторая поездка в Германию. Первая состоялась в 2008 году, отчет.
В этот раз было принято решение туда проехать через Прибалтику и Польшу, а обратно вернуться через Швецию, Финляндию, т.е. использовать паромы только на пути обратно. Это связано с тем, что примерно с 15 июня по 15 августа самые дорогие цены на паромные перевозки по Балтике. Предварительно был выкуплен автопакет по маршруту Стокгольм — Турку (187 евро, www.paromy.ru), заменено масло в двигателе, куплены подарки родственникам. Многократные финские визы были получены еще весной. С собой кроме личных вещей взяли на всякий случай палатку, пару одеял, двухлитровый термос и атласы автодорог.
Самый короткий путь из Петербурга в Гамбург лежит по южному берегу Балтийского моря через Эстонию, Латвию, Литву, Калининградскую область и Польшу. Но погранпереход Ивангород — Нарва (плавали на майских праздниках, знаем) и неясные временные перспективы на границе Литва — Калининградская обл и Калининградская обл. — Польша, привели нас к мысли о пересечении российско-эстонской границы в г. Печоры Псковской области. Затем транзит через Прибалтику и Польшу.
Итак, 29 июля утром выдвигаемся утром в сторону Луги. Знакомая дорога, и через четыре часа мы въезжаем в древний Псков.
Здесь пришлось потратить время для приобретения страховки на авто ( дома, как всегда, времени не хватило до страховщиков доехать).
В Псковской области несколько погранпереходов в Латвию и Эстонию. Мы едем по трассе Псков — Рига,
но вскоре после Изборска (кто не был, советуем посмотреть эту крепость) сворачиваем в Печоры — городок с известной Псковско-Печорской Лаврой.
Удивительно гармоничное место.
Навевает спокойствие и умиротворение.
Не случайно там много паломников и туристов.
После прогулки по Лавре заехали на заправку, залили бензин по максимуму и поехали к погранпереходу с романтичным названием.
Погранпереход автомобильно-пешеходный.
С нас там взяли 200 рублей, якобы за платную дорогу. Зато были вознаграждены отсутствием очереди. Российских поганичников и таможенников прошли быстро. Эстонские пограничники тоже быстро шлепнули печати (кстати, довольно бледные), а вот таможенников заинтересовали наши сумки на предмет контрабандных сигарет. Оказывается, поляки и эстонцы ввели то ли с 15-ого, то ли с 1-ого июля 2009 г более строгие ограничения на провоз сигарет: две пачки на одно лицо старше 18 лет (было один блок). Самое интересное, что Латвия и Финляндия оставили все по-старому, т.е. по блоку. У нас с собой был один начатый блок (муж курит). И целых четыре (!) пачки сигарет были изъяты бдительными эстонскими таможенницами. Мораль на будущее: непосредственно перед самой поездкой за рубеж надо узнавать последние новости в свете таможенного законадательства.
Наконец выехали за пределы КПП. Перед нами масса местных сельских эстонских дорог и населенных пунктов, не обозначенных на карте.
Ориентируясь буквально по солнцу, где-то через час пересекаем эстонско-латвийскую границу на дороге А-2 (Е-77). На КПП никого. Вот они наглядные последствия вступления Прибалтики в Шенген.
Держим курс на Ригу, до которой около 200 км. У меня были мысли заехать в столицу Латвии, но муж и дети не разделяли этого желания, поэтому обогнули Ригу с юга по объездной. Вообще-то через город гораздо короче, но времени пять вечера, рабочий день, в общем, не захотел муж ехать по Риге. Пересекаем по мосту Западную Двину (Даугаву) и по дорогам А-5, А-7 летим к литовской границе.
Около 18 часов показались строения КПП. Снизили скорость, как предписывали знаки, и были остановлены литовскими пограничниками. Выборочный контроль.
— Ваши документы, — сказал человек в форме.
Отдали четыре паспорта.
— Куда следуете?
— В Гамбург, — честно ответили мы.
— А почему визы Финляндии?
Очень хотелось сказать: «А вам не все ли равно? В Литве задерживаться не собираемся», но озвучили, что назад будем возвращаться через Финляндию, где планируем отдохнуть недельку другую. С недовольным лицом унес наши бледнопроштампованные эстонцами паспорта на КПП. Минут через десять возвращается: «Можете следовать дальше».
Литву мы проехали по А-10 через Паневежис, немного по А-1 до Каунаса, а затем по А-5.
Общее впечатление о прибалтийских дорогах. Указатели везде внятные. Лучше всего по качеству дороги в Литве,
похуже в Эстонии и еще чуть хуже в Латвии. Однако латвийские дороги, все равно, в целом лучше российских.
Наличных литов, латов, как впрочем и эстонских крон, у нас не было, поэтому мы ничего не покупали. Еда была из дома, заправлялись только один раз по карте в Литве.
Из достопримечательностей, которые можно было бы посмотреть по дороге (мы, к сожалению, из-за ограниченности по времени не использовали этот шанс): уже упомянутая Рига, бывшая столица Литвы Каунас, Куршская коса.
Уже стемнело, когда мы подъехали к литовско-польской границе.
Там тоже был выборочный контроль, но нами никто не заинтересовался, и вот мы уже в Польше.
Предполагали заночевать в г. Сувалки. Однако, отъехав буквально пару километров от погранперехода, увидели стоянку. Подъехали в надежде узнать о ближайших мотелях. Хозяин стоянки, мужчина лет 45 на русском языке любезно объяснил, что у них гостиницы нет, но зато есть туалет, душ, кафе, обменник и, разумеется, парковка.
В основном останавливаются дальнобои, ночуют в машинах. Нам вчетвером в нашем седане спать категорически не хотелось, собрались уже ехать дальше, но оказалось, что можно поставить палатку и переночевать там. Быстро разобрали палатку, поменяли в обменнике 40 евро на 165 злотых, поели в кафе и завалились спать: Макс в машине, а остальные в палатке.
Проснувшись довольно рано (где-то в половине пятого по местному времени, а у нас то уже полседьмого), свернули наш минилагерь, в кафе выпили кофе, залили термос кипятком, детям выдали по одеялу, чтобы не было ссор на заднем сидении, и в путь.
По Польше было два принципиально разных маршрута:
Сувалки, Белосток, Варшава, Познань, Франкфурт-на-Одере, Берлин;
Сувалки, Олецко, Ольштын, Валч, Старогард-Щецинский и по автобану (А-6 в Польше, затем 11) въезжаем в Германию.
Выбрали второй. Маршрут, примерно наполовину проходит по живописным местным дорогам с маленьким трафиком, очень узким, практически без обочин.
До Второй Мировой войны большая часть севера и северо-запада Польши принадлежала Германии. Вероятнее всего, эти дороги были проложены еще немцами.
Что еще сказать о Польше?
Много мелких населенных пунктов, практически в каждом из них свой костел.
Названия многих трудно произнести, т.к . представляют собой сплошное нагромождение согласных звуков. Довольно дешево и вкусно можно поесть в придорожных харчевнях. Например, нам обед на четверых обошелся в районе 750 руб. Дорожные знаки (например, пешеходный переход) в разных воеводствах немного разные. Бензин заливали два раза по карте, последний раз перед немецкой границей.
Около четырех часов дня, проехав по объездной Щецина, выезжаем на автобан, построенный немцами (А-6 в Польше, 11 в Германии), пересекаем мосты через Одер — и вот уже Германия. КПП на польско-немецкой границе пуст.
От границы до Гамбурга решили ехать по автобанам 11, 10 (объездная Берлина) и 24.
Немцы любят свои дороги и постоянно их ремонтируют. Организация дорожных работ и временная разметка желтого цвета при этом на «5+». Обычно на четырехполосном автобане две полосы закрывают на ремонт, а движение происходит по двум оставшимся с обязательным ограничением скорости. Часто в таких местах возникают пробки.
Но особенно нас умилили следующие информационные щиты.
До места ремонта:
И после:
На первом надпись: «Мы строим для вас», а на втором: «Мы благодарим за понимание».
Уже за Берлином, на автобане, остановились по просьбе детей на большой стоянке и прикупили еды в «Макдональсе» (не понимаю, что они в нем находят).
Примерно в начале десятого вечера въезжаем в Гамбург. Решили до родственников добраться самостоятельно (навигатора нет, но бумажная карта города имеется). К нашему удивлению, получилось. Правда, пару раз спрашивали у местных на заправке, правильно ли едем.
Итак, в десять вечера мы на месте. Охи, ахи, радость встречи.
На следующий день мы с дочкой отправились по магазинам, а Игоря использовали в качестве водителя «Мазды». Последний день перед свадьбой, маме жениха (моей двоюродной сестре) нужно везде успеть, а машину она сама не водит. Когда во время очередной поездки они опоздали на важную встречу, жених выдал им навигатор для лучшего ориентирования. Оказалось, удобнейшая вещь, особенно в больших городах. Мы потом с ним и передвигались, поставив на нашу машину, до самого отъезда из Германии.
1-ого и 2-ого августа — торжество, свадьба.
В оставшиеся до отъезда дни решили самостоятельно на нашей машине съездить в Потсдам и вместе с родственниками и их друзьями в Любек, а потом в Тиммендорф, местное курортное местечко на побережье Балтийского моря.
Итак, Потсдам, столица земли Бранденбург, своеобразный немецкий Петергоф.
Очень красивый парк. Посетили дворец Вильгельма I.
Удобно организованы экскурсии. При входе, на контроле можно взять плеер с наушниками (аудиогид). Информацию предоставляют, по-моему на девяти (!) языках, в том числе русском, немецком, английском, французском, японском.
К сожалению, не успели в другой дворец, тот, где проходила Потсдамская конференция.
Любек, лежащий вблизи Балтийского моря, тоже очень красивый город. Чем-то похож на Ригу и Таллин, что неудивительно, так как все эти города входили в Ганзейский союз.
Любек почти не пострадал в войну, в отличие от Гамбурга, который доблестные ВВС Великобритании разрушили на треть. Как напоминание потомкам об ужасах войны, в Гамбурге не стали восстанавливать собор, разрушенный при бомбардировке (уцелела только колокольня).
Еще немного фото Любека.
Что касается Тиммендорфа, то балтийская Ривьера на нас особого впечатления не произвела.
Во-первых, море холодное, даже очень; во-вторых пляж платный: в третьих на пляже была масса ос. Не знаю, может быть, на побережье Северного моря было комфортнее, но мы туда не доехали.
Очень радует, как организованы места отдыха на немецких автобанах.
Но все когда-нибудь заканчивается и вот мы уже собираемся в обратный путь.
Ранним утром (в 4:20) шестого августа выежаем из Гамбурга по первому автобану. Маршрут знаком по прошлому году.
Немецкий остров Фемарн, связанный с материком мостами, проезжаем быстро.
и уже в 6:05 утра мы на паромном терминале. В 6:15 отходит паром в Данию через пролив Фемарнбельт.
Кстати, у немцев и датчан есть намерение заменить этот паром мостом, аналогичным тому, который соединил шведский Мальмё и Копенгаген. В семь часов мы уже на датском берегу (Рёдби). Теперь нужно проехать небольшой кусочек сельхозхозяйственной Дании (200 км) по трассе Е-47.
Вблизи Копенгагена радуют глаз электронные указатели с информацией о развязках.
В наиболее ответственных местах номера дорог выложены прямо на асфальте.
В Хельсингёр приезжаем в 9:10.
Здесь народа побольше.
Но погрузка проходит быстро, паром идет всего 20 минут, и мы уже в Хельсинборге (Швеция).
Теперь путь по трассе Е-04 до Стокгольма. В прошлый раз мы ехали по этой дороге ночью и многого не видели. Что запомнилось из 540-километрового пути?
Много самолетов.
Живописное крупное озеро Вэттерн. Разноцветный асфальт.
Путешествующие шведы.
Стоянки в живописных местах.
К Стокгольму добрались аккурат к концу рабочего дня. Час пик. Движение плотное, но пробок не видели. Паром Стокгольм — Турку компании «Silya Line» выбирали исключительно по цене. На эту дату он оказался дешевле «Викинга».
Погрузка, как всегда, проходит быстро и организованно, и вот машина уже на автопалубе, а мы в каюте на палубе. Паром отходит от берега. Любуемся окружающими пейзажами, потом гуляем по парому.
Макс пытается выйти в интернет, ему это удается, но скорость передачи данных очень низкая. Идем спать.
Утром традиционный завтрак на пароме, (правильнее сказать: пусть мне будет плохо, но это блюдо я тоже попробую) и вот в 7:10 мы уже на финском берегу в Турку. На выезде с паромного терминала финны поголовно у всех проверяли паспорта. Говорят, что иногда они устраивают проверки алкотестерами.
Дальше уже традиционный путь Турку — Хельсинки — граница — Петербург, хорошо известный многим.
По просьбе дочки в Хельсинки заехали в пару магазинов, правда, так ничего и не купили.
По дороге, по-моему, в Котке понравилась эта летающая тарелка.
Подскажите, знающие люди, что это такое. Границу прошли довольно быстро, где-то за час.
В три часа дня по российскому времени уехали с Торфяновки. Еще через пару часов — знакомые мосты через Охту
и Неву
на питерском КАДе. Проехав по недавно построенному участку ЗСД,
(чтоб все дороги у нас были такими) в шесть вечера были у себя дома.
В заключение несколько цифр для статистики.
Пройдено 4 307 км (2 172 туда, 1 530 обратно, 605 по Германии).
Израсходовано 268 литров бензина на 12 323 рубля (все валюты переведены в рубли по тогдашним курсам).
Общий бюджет поездки примерно 77 000 руб., в том числе 12 323 руб. — бензин, 187 и 97 евро — паромы, 1 670 руб. — страховка, 6 440 руб. — визы (получали ранее).
Всем удачных путешествий в новом сезоне. Спасибо за внимание.