|
Доброго всем времени суток! Немного слов об отчете. Поездка, да и отчет, были еще в 2010, но лень-матушка и время-батюшка делают свое дело, поэтому лучше поздно, чем никогда. Воды, пива и всего остального много утекло за это время, но описанное, думаю, поменялось мало, в отличие от нас… так что где-то будут корректуры с учетом время—вперед.
Вообще, планировалось поехать в Грузию. Но, посчитав затраты на Грузию, победила Балтия. Кроме того выяснилось, что ехать предстоит с Ариной, поэтому в проект поездки был внесен Мумми-дом в Финляндии.
Итак, состав группы: я, жена Света, дочь Арина 5 лет и Nissan Murano 4 лет. По итогам прошлогодней поездки в Румынию приобретен навигатор Еlement T9b от корейской GO TO с прошитыми IGo, Mio и Navitel . Рекомендую не мучиться и не морочиться с Navitel — карты IGO лучше, быстрее и проще устанавливаются, простой интерфейс. С ними и навигатор работает быстрее, с Navitel виснет (Сейчас пользуюсь OsmAnd на смартфоне.)
Визы были оформлены через турфирму Укрфинтур (50 евро на человека, ребенок бесплатно), забронированы через них же паромы Таллинн—Хельсинки и обратно и две ночи в гостинице Таллинна (для эстонской визы).
День 1. 16 июня 2010 г. Севастополь — Полтава
Дневной пробег, км |
Средняя скорость, км\ч |
Время в пути без учета остановок, час |
714,6 |
86 |
8:18 |
Выехали в 6 утра. Дороги по Крыму, как всегда, неплохие. Ехали через Симферополь, Чонгар, Запорожье, Новомосковск, Красноград. По трассе еду всегда не более 110.
Остановились в Васильевке на обед где-то на 1 час. Неплохое кафе «Чумацкий шлях» в украинском стиле с птичьим двором.
Для детей интересно. Завтрак тоже на 4 балла. Далее остановились пройтись в Новомосковске размять ноги. Понравился вид с моста на местную деревянную церковь, когда заезжаешь со стороны Запорожья. После Новомосковска нежданно-негаданно выехали на автобан (почему-то на картах совсем не обозначен) и чудненько доехали до поворота на Красноград, ну, а там и Полтава подоспела.
Из найденных полтавских гостиниц выбрали зачем-то «Палаццо» 4 *. Цена за номер 610 гривен. Номер маленький без завтрака и без допкровати для ребенка. К слову, за всю поездку, это была единственная гостиница без допкровати за самые большие деньги (не беря евросоюз).
Полтава несколько разочаровала. Местная достопримечательность — белая беседка (Иванова гора) — после нашего славного города выглядит, мягко говоря, довольно бледно, как и весь остальной центр. Как-то отдает грустной провинциальностью. Поужинать пришлось тоже в отеле, так как за всю прогулку не то что приличного, а даже фаст-фудов в центре не встретилось. Кстати, ужин оказался тоже самый дорогой уже за всю поездку даже по сравнению с ЕС, но, к сожалению, качество отстало от цены. Единственное, что прикольнуло — это памятник галушкам по дороге к пресловутой беседке.
Уж простите, полтавчане…
День 2. 17 июня 2010 г. Полтава — Диканька — Миргород — Прилуки — Нежин — Чернигов
Дневной пробег, км |
Средняя скорость, км\ч |
Время в пути без учета остановок, час |
433,9 |
75 |
5:46 |
Выехали часов в 8. По пути заскочили к музею Полтавской битвы, но было еще рано, поэтому увидели только здание музея и памятник. Где само поле — осталось вопросом. Далее по плану была Диканька. Сама деревня, кроме музея, на наш взгляд, ничего интересного не представляет, а вот перед деревней есть поворот на хутор-харчевню, где умные рестораторы воссоздали все под гоголевский слог (а может, он там был на самом деле?). Время раннее, никого нет, и мы одни вдоволь налазились по этому хутору. Сделано красиво и с душой, вот, к сожалению, еды мы не откушали.
Путь к Чернигову лежал через Миргород, и мы не могли туда не заехать, чтобы не посмотреть на источник любимой минералки. От Диканьки туда ведет 2 пути: 1 — через Опишню с её гончарным центром, а 2 — через Балясне, Пришиб, Шишаки. Был выбран второй по деревенским дорогам, кстати, очень неплохого качества с минимальным фуровым движением. По пути были Сорочинцы, без ярмарки как-то пустые, и далее — Миргород. Он запомнился славно-советским санаторно-курортным настроением. Бодрые тети и дяди с внуками и детьми под советскую музыку бодро шли пить легендарную миргородскую минералку и лечить пищеварение, измученное, видимо, нарзаном. Ну, а нам захотелось покушать, и была найдена пиццерия недалеко от входа в курорт Миргород, и были там приобретены вареники украинские натуральные, да со шкварочками. Слюнки? А вот бювет с минералкой оказался на перерыве…
Дорога Харьков — Киев до Пирятина порадовала хорошим покрытием и медом (3 л бутыль — 180 грн). В Пирятине повернули на Чернигов. Маломашинная дорога с бывшим бетонноплиточным покрытием, залитым битумом и асфальтом, с пионерами, доярками по обочинам привела нас в Чернигов. Навигатор от Нежина повел нас по кружной дороге через Куликовку — очень много сел и 4 раза пересекать железную дорогу — это ошибка, лучше и быстрее ехать через Смолянку!
В Чернигове планировалось остановиться в отеле «Украина» пр. Мира 33. Номер с раскладным диванчиком и закрытой стоянкой во дворе обошелся в 412 грн (имейте в виду, что, если Вам не нужен чек, номер будет дешевле почти на 100 грн!!!). На обед посетили бистро «Два гуся» внизу гостиницы. Не ходите туда, в Чернигове в частности. Более мелких порций и невкусного питания за достаточно приличные деньги мы давно не встречали.
В Чернигове был посещен Детинец.
Понравилась старина церквей и уютность парка. Оказывается, Чернигов был в тройке самых разрушенных городов СССР во время войны. Не знал... Понравилась центральная Красная площадь — очень просторно.
День 3. 18 июня 2010 г. Чернигов — Минск
Дневной пробег, км |
Средняя скорость, км\ч |
Время в пути без учета остановок, час |
429,9 |
79 |
5:25 |
Долго думали, выехать пораньше или как получится — победил здравый туристский смысл и неторжественный выезд был осуществлен в 6 утра, и, наверное, не зря — за нами машин было больше, чем перед нами. Решили выезжать через Новые Яриловичи. Украинцы выпустили за 3 секунды, только поинтересовавшись вписан ли ребенок в загранпаспорт, так как белорусы детей по свидетельству теперь не пускают.
На белорусской стороне заполняю декларацию на ввоз машины и 3 миграционные карточки (на ребенка тоже) — кстати, при поселении в отель их не спрашивали. Оплачиваю транзит: 5$ на одни сутки (мы вьезжали в 7:21, был задан вопрос — до 7:21 следующего успеете проехать?), если более суток — 15$ . Если не успеваешь за оплаченные сутки, доплачиваешь потом при выезде. Итого на переход около часа.
Первое, что бросилось в глаза — состояние дорог. Снуют оранжевые Газели с дорожниками, полотно и разметка в идеале; второе — наличие вдоль дороги зон отдыха с мусорниками и детскими площадками!! Ай да батька! Не нарушая правил, рулим 90 в час. Белорусы, конечно, обгоняют, но не 180 и далеко не все.
Примерно часам к 11 хочется есть, а денег нет... Останавливаемся у ближайшей харчевни славного бобруйского Райпо. У столовки стоянка, с другой стороны торгуют детскими мягкими игрушками. Прошу поменять доллары для покушать. Хозяин соглашается поменять 20$=60000 бел руб=160 грн ( все курсы обмена здесь и ниже на 2010 год) — говорит, больше денег нет, а вам (нам) на обед хватит, да и закон, говорит, нарушать не хочу (вот!!). Пока менял деньги, кафе закрылось на техперерыв, но и мы не шиком бриты. Иду, прошу теток покормить — дети голодные. Не нахамили, ладно, говорят, заходите и специально для нас встают к раздаче!! На первое — рассольник, на второе гречка с гуляшом. Первый шок! Тарелки из советской столовки. Вилки и ложки — алюминиевые, в тарелке с супом по цвету — бурда… Приехали… Но!! Вкусно!! Второй шок — цена: 22000 белруб= 55 грн на троих. Кстати, кафе, несмотря на вышеперечисленное, оборудовано видеонаблюдением и плазмой. В благодарность за обмен идем покупаем Арине белого пушистого белорусского (в смысле, не китайского) котика (в смысле игрушку) — 4$=32грн.
Далее дороги становятся шире, машин — больше. В Минске планировали остановиться в гостинице (в Беларуси — гостиницы, не отели) Белтрансгаза, но, увы, все места проданы газовикам. Запасной вариант — гостиница «Беларусь» ул Сторожевская 15. Навигатор — друг дорогой — приводит минут за 20 без проблем. По пути смотрим на Минск — ощущение детства, типа флаги (скоро день независимости), Родина, СССР, Первомай, далее по тексту... Гостиница оказывается в лучшем советском смысле этого слова: дежурная по этажу с прической лаком, заполнение карточек поселения на всех членов семьи. Но вид с 17 этажа шикарный.
Обмен валюты здесь же в холле, курс 1$=3023 белрубля, стоимость номера — 71$ без стоянки. Стоянка отдельно, с обратной стороны гостиницы. За эти деньги мы получили стандартный номер в стандартной советской гостинице с 2 кроватями и маленькой уборной.
Далее нас ждет прогулка по Минску. Вдоль берега реки через Троицкое предместье (не произвело впечатления) идем к Немиге и ныряем в метро до пл. Якуба Коласа в местный ЦУМ. Добрые ощущения советского универмага нашего детства. Белорусская легкая промышленность ажиотажа покупки в душах не вызвала. Напротив ЦУМа — минское «Лидо», пр. Независимости 49-1 (современное кафе системы самообслуживания). Это восторг! Качество, ассортимент еды и цена выше всяких похвал! Обед на троих от пуза 56040 белрублей=18,5$=147 грн. Здесь Света впервые попробовала холодник, и это будет любимое блюдо на всю поездку.
Идем по центральной улице в детский парк — обещали Арине. Катаемся на колесе обозрения. Интересно: если сидишь в открытом кресле — дороже: 5500белруб=15 грн, чем в закрытой кабинке: 4400 белрублей=11 грн, наверное, за экстрим? Парк прекрасный, по планировке, чистоте и ощущениям очень похож на лондонские. Подымаемся в горку и выходим к дворцу Республики на Октябрьской площади. Флаги развеваются, солнышко. Красота!!
Покупаем в Центральном гастрономе пиво для коллекции и местных конфет (рекомендуем Столичные и Суфле) и на такси возвращаемся в гостиницу. В Минске уже чувствуется приближение Севера — ночи короче, и для нас, южан, это непривычно. Завтра рано вставать — нас ждет Евросоюз…
День 4. 19 июня 2010 г. Минск — Тракай — Вильнюс
Дневной пробег, км |
Средняя скорость, км\ч |
Время в пути без учета остановок, час |
269,7 |
61 |
4:24 |
Выезжаем около 6, чтобы перейти границу к установленному выше сроку. Не то что жалко денег, а неохота просто так дарить батьке 10$. Пытаюсь заправиться в Минске за доллары. УПС! Оказывается, за валюту — только на транзитных магистралях. Лукойл появляется километров за 50 до границы. Кстати, у приграничных заправок большие очереди. 1 л 95-го 1,07$. За 2 км от границы начинается очередь из фур. Сердце екает, но обошлось — 15 минут в легковой очереди, и мы на белорусской стороне. Сдаю транзитную квитанцию в 7:26, 5 минут в Беларуси нам в подарок! Заполняю декларацию на вывоз машины, сдаю миграционные и свой экземпляр декларации на ввоз и прощай Батькостан, здравствуй ЕС.
На межграничье опять очередь, и дождь на этот раз на 2 долгих часа (по сравнению с 11 часами на въезде в Крым этой зимой). Какой-то добрый бялорус посоветовал обратиться к литовцам, типа пропустить с ребенком через очередь для ЕС. На вопрос «Do you speak Russian?» добрый лятовец казав: «Конечно! Но не положено!». И в принципе, наверное, был прав.
Перекусить остановились в местной сети супермаркетов Maxima на вьезде в Вильнюс (Liepkalnio gat.112). Обмен валют в Литве осуществляют в банках. Курс 1$=2,75 лита, 1 лит = 2,90грн. Добротный завтрак на троих в кафе «M-cafe» обошелся около 150 гривен, а багажник Мurano поживился литовскими пивом, кондитеркой и прочими продуктами народного потребления.
Пока отдыхали, дождик как будто прекратился, и нас ждет Тракай. 23 км пролетели быстро, и вот мы на стоянке в частном дворике перед самым замком (стоянка без ограничения времени 5 лит=1,81$=15 грн). Вход в замок 12 лит=4,36 $=35 грн с человека, дети до 5 бесплатно, фото, видео — отдельная оплата. Замок красиво восстановлен в течение 100 лет. Куча выставок и экспозиций. Однозначно стоит посетить.
На обратном купили у караимки литовско-караимских пирожков (3 лита= 9грн) и передали ей горячий крымский привет с исторической родины. Кстати, пирожки отличаются от наших крымско-караимских. Единственный раз видели в продаже в Тракае копченого угря. Было заманчиво купить, но не съели бы и не довезли...
В Вильнюсе останавливаемся в заказанном по Booking отельчике Senatoriai 3* Tilto str. 2a Vilnius. Выбирали по месторасположению и охраняемой стоянке. Цена 210лит=76$= 605 грн. Отель маленький, номер небольшой, а вот санузел просто тесен, так как находится под мансардной скошенной крышей. Пока приводили себя в порядок, опять пошел дождь, переросший в ливень. Прогулка отменилась сама собой. По совету отельерки поехали в «Akropolis» ( Ozo gatve 25), крупнейший в балтийских странах центр торговли и развлечений. Действительно огромный, сравним с крупнейшими эмиратскими молами и по размерам и по наполнению, но, увы, не по ценам, все-таки это Европа. Покушали в местном лидо — «Delano», попробовали национальное блюдо цеппелины, этакие большие пельмени, только тесто вместо муки замешано на картофельном крахмале. Непривычный вкус, но попробовать надо. Из окна машины Вильнюс чем-то напомнил Лондон в миниатюре, особенно, где около реки стоят новые небоскребы.
Затем сдали Арину в детский центр на 1 час (0,5 часа=6 лит=2,18$=17 грн) и пошопничали. Пока доехали до отеля, дождь стих, и мы оставили Аришу с мультиками на ноуте, а сами побежали в пробежку по центру Вильнюса на полчасика. В общем, толком и не посмотрели, отложили на утро, благо переезд обещал быть недолгим…
День 5. 20 июня 2010 г. Вильнюс — гора крестов — Рига
Дневной пробег, км |
Средняя скорость, км\ч |
Время в пути без учета остановок, час |
351 |
78 |
4:29 |
А утром пришла беда! У нас ночью обокрали машину. Причем по классической схеме с неоднократно пиликающей сигнализацией, пока добрый Юра сам не пошел и не отключил её. Выбили стекло задней двери за водителем и украли: маленький TV, видеокамеру, наши куртки на вешалке, аринины рюкзачок и кофточку. Ресепционистка сказала, что стоянка, оказывается, общая и неохраняемая, а видеонаблюдение и открываемый из гостиницы шлагбаум не в счет, а также она спала и ничего не видела, не слышала, а видео ничего не зафиксировало и, вообще, у них это всего лишь второй случай, а машины стояли и покруче нашей, и нечего оставлять вещи в машине. Вызванная полиция внесла ясность: да — вы сами отключили сигнализацию, но можно проехать в комиссариат за справкой для страховой компании, но оно вам надо? В качестве компенсации мы получили рекомендации, где в воскресенье с утра можно найти скотч и пакеты, а также пылесос для удаления стекла из машины. Скотч и плотные мусорные пакеты мне подарила безымянная сердобольная литовская уборщица из супера Maxima где-то в полукилометре от отеля, а больше взять было негде... Огромное ей за это спасибо!!!
Часам к 10, вместо отложенной прогулки по городу, мы со Светой подняли вверх руки, резко опустили, сказали « Ну и х… с ним», заклеили наше стекло с 2 сторон и с тихим ужасом тронулись в дальнейший путь. Ура! На 60 км/ч не шумит и не отклеивается, на 90 нет!, на 120 нет!! Можно перемещаться дальше более-менее спокойно. Ближе к границе заправились: 1 л 95-го 4,17 лит=1,52 $=12 грн. К обеду добрались к горе крестов (GPS С56.00917 * В 23.41667).
Народу масса: местные с детьми в праздничных костюмах, шумные итальянские семьи, вот только чего-то японцев с китайцами не было... Зрелище, конечно, завораживающее. Ну и мы, разумеется, повесили свои специально запасенные севастопольские крестики к остальным.
Хорошая вещь — Европа без границ. Раз — и уже Латвия. А дороги-то тут куда хуже. Часам к 14 были в Риге и поехали сразу в знаменитый «Лидо» пообедать. Красиво, ухожено, детский интерактивный спектакль на площадке перед рестораном.
Традиционный латышский обед вышел традиционно около 150 грн. Кстати сверху в ресторане европейское бистро, а латышское в цоколе. В Риге был забронированный по Booking отель Tallink Hotel Riga 4* (24 Elizabetes, Riga) 41,44 лата=75$=590 грн с подземным паркингом и завтраком в стоимости. Пожалуй, это был лучший отель за всю поездку. В паркинг машину опускают на специальном лифте! Отель новый, комнаты и завтраки прекрасные. Искренне рекомендую всем.
Обменников в Риге много. Курс 1$=0,5579 лата, 1 лат=14,34 грн. Город произвел смешанное ощущение: безусловно красивый старый город и безусловно грязный и какой-то совковый неухоженный остальной. Наш Киев, да и провинциальные города чище и ухоженнее.
Зашли в местный «Stockmann» — для воскресенья как-то пусто. Было очень прохладно и без cворованных курток как-то холодно. Бродили по городу до вечера и пока не пошел дождик. Покатались на экскурсионных электроавтовагончиках по центру (3 лата=5,38$=42.5 грн с человека, дети бесплатно).
Посидели в кафешке под песни местного уличного операмена. На обратном пути увидели в рижском канале настоящего рабочего бобра и устроили за ним погоню с фотографированием. В итоге бобр попался в обьектив.
В ближайшем к отелю суперу местной сети Rimi набрали как всегда пива, очень вкусного местного кваса, сувенирного рижского бальзама и кондитерки местной фабрики «Lauma». Упс! Нюанс — спиртное в Латвии продается только с 8 до 22 часов. Придется возвращаться утром…
День 6. 21 июня 2010 г. Рига — Сигулда — Таллинн
Дневной пробег, км |
Средняя скорость, км\ч |
Время в пути без учета остановок, час |
355,7 |
72 |
4:56 |
Как и планировалось, после сытного завтрака поход в Rimi за недокупленным вчера, и под аккомпанемент дождя по заклеенному окну выезжаем в направлении Сигулды посетить известный Турайский замок. Купив дождевики и билеты, совершаем под дождем марш-бросок к стенам замка. Весь замок, также как и Тракай, восстановлен из пепла, но это никоим образом не умаляет его красоты и окружающих пейзажей.
Из-за дождя пришлось отложить поход к канатной дороге и пещерам. Ну, да как-нибудь в следующий раз. По местным дорогам выезжаем на Виа Балтия и держим путь на Таллинн. Оказывается, дорога лишь в двух местах подходит к Балтике. Поскольку холодно и дождит, купание приходится отложить.
Подворачиваем посмотреть дом-музей товарища Мюнхгаузена — добротный туристический аттракцион. Не теряем времени и едем далее. Дождь стихает лишь на границе (бывшей) с Эстонией. Вместе с отсутствием дождя улучшается и качество дорог, появляется европейский лоск. На вьезде в Таллинн останавливаемся у супермаркета поменять деньги, заправиться и покушать. Курс 1$=12,60 ЕЕкрон, 1ЕЕкрона=0,63грн. Нюанс! Если менять 160 и более долларов (= и более 2000 ЕЕ крон) курс 12,60, а вот если менее, 11 или 11,5. Кстати, в центре независимо от суммы курс 11. Бензин 1л 95 = 17,7 ЕЕкрон=11,15 грн. Плотный обед в новоэстонском стиле обходится также где-то в 150 грн. Наш следующий отель St.Barbara 3* забронирован для нас Укрфином и обошелся в 82 евро (номер с допкроватью). Стоянка с в/камерами позади отеля входит в стоимость. Приводимся в порядок и быстрее через дорогу в Старый город.
Возможно, это банально, но Таллинн описать невозможно — его нужно чувствовать, бродя его средневековыми улочками. Для нас Таллинн сравним разве что с Прагой, ну людей, в смысле туристов, разве что поменьше (теперь уже можно сравнить и с Регенсбургом, и с Роттенбургом- на-Таубере, и с Генуей… — не хуже. В прошлом, 2014 году, снова были в Праге — ощущения уже не те :( Самого Старого города не так уж там, оказывается , и много (за исключением ,конечно, замка и костелов), а вот туристов…). Огромное впечатление, особенно на моих дам, произвело выступление эстонского военного оркестра на Ратушной площади.
Из непоняток — много закрытых магазинчиков и сувенирных лавок, хотя время отнюдь не позднее. Доблестно облазив почти весь Нижний и Верхний город,
понимаем, что очень хочется кушать да и как-то холодно +11 градусов, а теплая одежда где-то в Литве :(
И тут вовремя появляется архиизвесный Олде Ханса.
Само качество еды на должном уровне, но несравненно выше его антураж, подача и атмосфера, царящая в заведении. Молодцы! Очень четко передается дух того времени. Горячее вино с травами и вяленое лосиное мясо, не говоря о горячих блюдах, делают свое дело, и, оставив кусочек Таллинна напоследок, мы дружно идем баиньки, тем более что завтра нас ждет паром, Хельсинки и долгожданный Мумми-дом.
День 7. 22 июня 2010 Таллинн — Хельсинки — Наантали — Турку — Хельсинки
Дневной пробег, км |
Средняя скорость, км\ч |
Время в пути без учета остановок, час |
432,7 |
76 |
5:39 |
Взяв с собой ранний завтрак, выехали на паром, который у нас был забронирован на 7:30 утра. Терминал D Tallink Silja Line был найден быстро и без труда по громадинам паромов Star и Baltik Рrincess. Предъявили паспорта, получили магнитные ключи на всех членов путешествия, включая Арину и машину, и мы уже на борту.
Организация загрузки вызывает восхищение своей четкостью и слаженностью работы. А также легкую зависть — ну почему эстонцы смогли сделать паромные линии по всей Балтике, а мы даже с Севастополя до Стамбула не в состоянии? (А теперь и из Керчи на Кубань). А ведь потенциальный машинопоток огромен (а из Крыма на Кавказ теперь еще и жизненно важен).
После легкого завтрака определяем Арину в детскую комнату, а сами бродим по красавцу парому. Присматриваемся к ценам в дьютиках. Ликер Vana Tallinn 72 грн, в супере 75 грн. Парфюмерия на уровне аэропортовских дьютиков. Но запасы спиртного огромны. Оплачивать можно евро и ЕЕ кронами. 2 часа пролетели незаметно. Через 15 минут после швартовки мы уже на пирсе. Видим, финики останавливают эстонскую машину и с пристрастием её рассматривают. Наш добрый товарищ навигатор выводит нас на автобан до Турку и вот она Суоми.
Скорость на круизе 110, дорога ровна как стекло — финны не поленились горы попилить и тоннели построить, самый длинный 2,7 км. На всем протяжении огорожена сеткой, над дорогой специальные переходы для мигрирующих оленей. Для нас — экзотика (не олени — дорога).
Через 1,5 часа мы уже в Наантали — маленький финский городок рядом с Турку, известный прежде всего своим детским тематическим парком Муммилендом. Собственно и поехали-то мы туда ради Ариши, давно обещали свозить. Машину можно оставить при въезде в городок, для посетителей Муммиленда стоянка 6 евро без ограничения времени, и бесплатный автобус везет тебя к входу в парк. Входной билет 21 евро, в том числе и на детей после 3 лет на целый день.
Парк сам по себе замечательный , входит в десятку лучших детских парков мира, но для нас немного непонятный.
Акцент парка сделан не на бесцельное времяпровождение детей на каруселях, а на тематическое образование во время игры с персонажами сказки.
Арине очень понравилось. Обратно выезжаем в обед, проезжаем через Турку (будущая культурная столица Европы 2011). Хотели там остановиться погулять, но, честно говоря, проехав через центр, особо интересного ничего не увидели. Потом прочитали в путеводителе 211 причин посетить Турку, например: №85 — защитница животных Анья Ээрикяйнен, №195 — пончики и гороховый суп кафе Honkapitrtti. Сколько же можно найти причин посетить Украину!!! И Севастополь в частности!!! По пути к Хельсинки заехали в крупнейший в юго-западной Финляндии торговый центр Mylly. Цены — дальний космос. Вот вам развитой евросоюз. Обедали на сети заправок АВС — около 250 гривен.
Вечером нас ждал забронированный через Booking отель с простым финским названием «Conference Hotel Rantapuisto». Цена 62 евро с завтраком и стоянкой за номер с дополнительной кроватью. Отель в 13 км от центра Хельсинки на берегу моря. Отель 1986 года постройки, но модернизированный. Выбирали специально для релакса, как пик путешествия. Как по мне, при виде отеля и морского берега, так сразу вспоминается «Особенности национальной рыбалки».
Для тех, кто боится английского, на ресепшене русскоязычный парень. Ну вот тут-то мы, наконец ,передали морю Балтийскому привет от моря Черного.
Ну, в смысле типа искупались, насколько это возможно в воде +12 градусов и с чувством выполненного долга отправились спать.
День 8. 23 июня 2010 г. Хельсинки — Таллинн
Дневной пробег, км |
Средняя скорость, км\ч |
Время в пути без учета остановок, час |
32 |
25 |
1:16 |
День отдыха для любимой машинки. Утром не спеша встаем на завтрак и затем выезжаем в центр Хельсинки. Где-то пробегает мысль: «А вдруг как Турку?». Но в этот прекрасный солнечный день Хельсинки был рад нам, а мы ему. Припарковавшись на набережной (не забываем платить в автомате парковку 1 час = 2 евро), идем по центру к Успенскому собору,
далее сувениры на Центральной площади.
и через Эспланаду и Сенатскую площадь
возвращаемся к машине. Хельсинки понравился каким-то своим особым духом.
Но нас ждет обратный паром на 14:30, и вот уже ставший почти родным «Star» принимает нас в свои недра. В этот раз нас поставили на 5-ой подымающейся палубе и при выезде аппарель опускалась вместе с машиной. Соседний россиянин чуть не въехал в защитную сетку. Снова сдав Арину в детскую комнату, совершили набег на дьютик: сувениры, спиртное, Муммики для Арины (дешевле на 10 евро, чем в парке), а вот в парфюмерном традиционно не проходит карточка — учат их этому, что ли?? И снова здравствуй, Таллинн!
А в Эстонии-то праздник — День эстонской победы в Выннуском сражении над Германией в 1919 году. Короче — закрыто почти ВСЕ: супермаркеты, обменники, кафешки, магазины… Хорошо хоть отель открыт (St.Barbara), кстати, при отеле отличный ресторан аутентичной немецкой кухни, где мы и отобедали по полной, причем очень вкусно, рекомендуем! И скорее в Старый город — наслаждаться теплой погодой и прекрасным средневековьем.
Белая ночь подкралась незаметно и очччень не хотелось возвращаться, но... завтра в поход.
День 9. 24 июня 2010 г. Таллинн — Рига — Каунас — Белосток
Дневной пробег, км |
Средняя скорость, км\ч |
Время в пути без учета остановок, час |
852,4 |
74 |
11:32 |
Встаем в 6 и в длинный путь. Решили возвращаться через Польшу сразу на родину, тем более в Львове традиционно нужно купить любимое Светино печенье в «Веронике». Город пуст. По Эстонии едем практически одни, машин минимум. Вот это люди празднуют! Арина спит, поэтому едем без остановок, объезжаем Ригу по объездной. Останавливаемся только в Паневежисе, думали обменять валюту и покушать, но праздник продолжается, похоже, и в Литве — банки закрыты. Хорошо осталось 130 лит — их-то как раз и хватило на бензин. Понравилась автоматическая заправка, хочешь по карточкам, хочешь наличкой, очень удобно. Каунас в стороне, опять начинается мелкий дождь до самого вечера. На бывшей границе с Польшей обменники, не в пример литовским, работают: на литовской стороне курс 2,77 злот=1$ , а на польской 3,23 злот=1$, 1 злот=2,48 грн. Почувствуйте разницу!
После Балтии движение на польских дорогах куда как оживленнее. Очень много фур. Понравились перекрестки с круговым движением — удобно. Но носятся поляки не хуже украинцев, много аварий. Останавливаемся пообедать в придорожном кафе «Biesiada Weselna» Korycin, kumiala 51. Польская еда удивляет качеством и количеством за умеренную цену. В Белостоке заезжаем в местный Ашан. Цены на колбасные, молочные и сыр в 2!! раза дешевле, чем у нас. Ну почемууу? Заправляемся 1л 95 = 4,45 злот=11,04 грн и ищем присмотренный в интернете отель Dworek Tryumf в пригороде. Номер без допкровати 290 злот=719 грн. Отель того стоит, но... Арине надо спать отдельно и по бигборду находим рядом частный пансион. К сожалению, не осталось его координат. Хозяева — молодая пара, скоро у них свадьба, получили от нас в подарок бутылку замечательного севастопольского шампанского. А отель построен на средства ЕС для развития бизнеса молодым. Огромный номер с 3 кроватями и завтраком всего за 100 злот= 248 грн. А вокруг свежий воздух и речушка. Тишина. Спать.
День 10. 25 июня 2010 г. Белосток — Рава-Русская — Львов
Дневной пробег, км |
Средняя скорость, км\ч |
Время в пути без учета остановок, час |
472,5 |
65 |
7:18 |
Высыпаемся и выезжаем в направлении Люблина. Навигатор ведет по местным дорогам. Одна из них вымощена камнем, но в таком отличном состоянии, ни ям, ни колеи.
Тянутся посадки смородины и малины. Остановившись в придорожном леске, набираем кучу черники. Люблин объезжаем тоже по местным дорогам — все в идеальном качестве.
Останавливаемся на завтрак в кафешке и помимо основных блюд заказываем по меню польские пироги. Удивление — польские пироги — это наши вареники, только начинки больше. Это был лучший обед за все путешествие. Хотели остановиться в Замосьце, все-таки обьект Юнеско, но время поджимает, хочется до темноты быть в Львове — и метемся к границе.
Очередь вроде небольшая, но... постоянно подьезжающие местные на своих дрыжпаках влазят в очередь к односельчанам. Стоим 1 час к полякам. Стоим один час в Украину. Наши сердобольные таможенники интересуются: где потеряли стекло, неужели в Польше?? Объяснили Литвой. Так собрался консилиум, как нам помочь привезти стекло из Польши. Право, не ожидал.
А дальше заросшие поля, ухабы и ямы родных автострад направлений. Джигиты львовских дорог на подержанный Бэхах и привычный отель «Львов» с улучшенным номером времен УССР за 400 грн. И под дождиком в «Веронику» за любимыми печеньками.
День 11. 26 июня 2010 г. Львов — Умань — Николаев
Дневной пробег, км |
Средняя скорость, км\ч |
Время в пути без учета остановок, час |
805,5 |
79 |
10:15 |
За прошедший год дороги Львовщины, Тернопольщины и Хмельнитчины изменились. Но далеко не в лучшую сторону. Завтракаем в бистро перед Хмельницким, недешево и невкусно. Обедаем перед Уманью в ресторане-музее «Украинское село».
Антуража хоть отбавляй, замечательные музыканты с народными песнями, а вот еда с претензией, но без неё. С новыми силами решаем дотянуть до Николаева — для нас уже почти родина. Дороги становятся куда как лучше и скорость движения тоже. В Николаев приезжаем затемно. Останавливаться в привычной «На адмирала Макарова» не хочется — слишком прокурено и шумно. Выбираем «Пилигрим» на Садовой 3б. Прекрасный номер с допкроватью и завтраком за 380грн — отлично! Машина на закрытой стоянке за 15 грн.
День 12. 27 июня 2010 г. Николаев — Севастополь
Дневной пробег, км |
Средняя скорость, км\ч |
Время в пути без учета остановок, час |
401,7 |
79 |
5:05 |
Приятный сюрприз от отеля — как Вам спалось? И помимо завтрака сухой паек с собой. Отелю — зачет! Дальше привычная дорога на родину. Первый раз за всю поездку останавливают даишники в Красноперекопске за обгон через сплошную, но за отсутствием свидетелей отпускают. И вот родной дом — приключения закончились.
Итоги
За 12 дней пройдено 5564 км, средняя скорость 74 км/ч, время за рулем 74 час 57 минут, бензин 559 л (705$), средний расход 10 л, отели 559$.
По странам. Стоит посетить Беларусь, Эстонию и, конечно, Польшу. Финляндию второй раз посетить не хотелось — как-то скучновато там. Латвия и Литва откровенно не дотягивают пока до ЕС. Приятно за Польшу, но на её фоне понимаешь, что нам Европы пока и не снились. Наверное, в общем — надо любить свою страну и не заниматься политической демагогией между западом и востоком (теперь мы видим к чему это приводит), а в частности — не выбрасывать мусор на дорогу. Все начинается с себя.
По качеству дорог. Те же Эстония, Беларусь, Польша и, конечно, Финляндия. Полицию с радарами видели только в Литве. Ну и в родной Украине, конечно, за все страны вместе взятые. А вообще, правило старое: не нарушай — не будут останавливать.
Что посмотреть. Таллинн в первую очередь, а если очень хочется Ригу и Вильнюс, то перед Таллинном, иначе впечатлений не будет вовсе. Тракай и Турайский замок во вторую. Муммилэнд рекомендуем семьям с детьми лет до 7, там им будет интересно. Но не вам.
Деньги. Однозначно берите с собой пластиковые деньги. С таким разнообразием валют не стоит нервничать и искать обменники, карточки принимают везде и всюду, даже в Беларуси. Наличка нужна только на сувенирные рынки, да и то не везде.
Общение. В основном везде говорили по-русски, исключение молодежь — те не всегда и английский понимают. Финны в основном все знают английский, объясниться сможете.