|
Приобретением пикапа озадачился в 2011 г. Рассматривал варианты: L 200, Маздафорд, Изудзу Д мах, NP 300. Бензин или дизель. Склонялся к L 200 суперселект. Нашел ближайшего автодилера в Благовещенске. Написал на благовещенский форум Drom.ru, с целью узнать, что за контора. Два Петросяна на форуме решили пошутить в плане «А нах это тебе нада», и второй ответил первому Петросяну «покататься видимо», больше ответов не было. «Мицубиси» после нового года задрали цену на 100 тысяч. Так что цена практически сравнялась с новым «Хайлюксом» на рынке. А затем стоимость дизтоплива у нас в Усть-Нере скакнула до 45 руб. за литр + как кто-то уже писал на форуме: «Первое правило дизеля Комон рейл не заправляться на АЗС с надписью «АЗС». После мартовских выборов чувствую, неизвестно, что день грядущий нам готовит, беру в марте в «Сбербанке» потребительский без поручителя, кредит на недостающую сумму, на это ушла неделя. Покупаю билеты, и рвем во Владик.
Первая часть путешествия: Усть-Нера—Магадан.
Усть-Нера является центром Оймяконского района, то бишь полюса холода Северного полушария, и расположена посредине Федеральной автодороги «Колыма», а расстояние, что до Якутска, что до Магадана составляет 1 000 км. Рассматривалось два варианта перелета: Якутск—Владивосток и Магадан—Владивосток. Вопрос отпал сам собой, когда увидел ценник на авиабилеты: 5 300 из Магадана, против 13 500 из Якутска.
Состав группы — три человека: я, Анатолий и Волосан. Выезжаем утром 31 марта из Усть-Неры на пикапе SsangYong Actyon Sports Волосана. Первая остановка в 86 км от Усть-Неры на пятаке. Под небольшой сопочкой на заднем плане уходит зимник на Колыму, через село Сасыр, потом на Зырянку, Среднеколымск, Черский, и далее на Чукотку. Знаков и информационных плакатов, к сожалению, нет, да, в общем, кто ездит все знают.
Я и Анатолий и у нас еще зима.
На границе Якутии и Магаданской области расположена гидрометеостанция Делянкир, там круглогодично живу метеорологи.
Далее наш путь пролегает по Магаданской области. Начинаем подъем на Колымо-Индигирский перевал.
Вершина перевала. Дорога с укатанным снегом, скользко.
Угольный разрез Кадыкчанский. Здесь добывают уголь для северных поселков.
Рядом расположен памятник экипажу разбившегося среднего бомбардировщика-торпедоносца А-20 «Бостон». Во время ВОВ здесь проходила трасса перегона американских самолетов с Аляски на фронт. Вот их имена: командир корабля Иван Александрович Ковылин, штурман- капитан Дмитрий Васильевич Михасев и стрелок-радист Николай Дмитриевич Борискин. Самолет разбился 20 ноября 1942 в долине ручья Тал-Юрях. Добрая им память.
Вообще колымская трасса изобилует перевалами, проходим Аркагалинский, мимо пронесся «Кариб», на фото в конце поворота, метров через 300 его развернуло на дороге и выкинуло на обочину в снежную бровку, благо много снега и машина не пострадала. Выехал сам.
На вершине перевала находится памятник узникам Колымы.
Приближаемся к г. Сусуман.
Остатки лозунгов страны СССР.
Мост через р. Берелех в Сусумане, Про Леху с Берелеха, это как раз здесь.
Автовокзал г. Сусуман. Отсюда уже можно добраться на автобусе до Магадана. А в основном по трассе ходят такси. Цена из Усть-Неры — 7-8 тыс. за 1 000 км, из Сусумана сколько, не знаю. Дорога заняла приблизительно шесть часов. И нам с Анатолием стало скучновато, поэтому берем пол-литровую в местном магазине.
Практически вдоль всей трассы тянутся гонные выработки. Последствия добычи благородного металла, превратившего этот край сначала в Архипелаг ГУЛАГ, а затем в один из центров золотодобычи страны.
На Бурхалинском перевале попали в снежный заряд. Метет не по-детски.
Не перевелись еще придурки, любящие пострелять по дорожным знакам.
Впереди поселок Ягодное.
Вся «Колыма» готовится к очередному промывочному сезону. Ведется завоз топлива в старательские артели. Наливников по трассе очень много.
Дебинские петли. Перед поселком Дебин дорога извивается как змея.
Так выглядит заезд на Мост через Колыму. Движение по мосту одностороннее. Раньше в будочке сидел оператор и переключал светофор. Теперь водителям предлагают руководствоваться знаками.
Рядом ведется строительство нового моста.
В это время льда на реке уже почти нет. Выше по течению в пос. Синегорье расположена Колымская ГЭС, которая сбрасывает теплую воду.
Встречаются оригинальные названия рек и ручьев.
Пос. Оротукан. Часть домов оставлена жителями во времена распада империи.
Но жизнь здесь все равно продолжается. Вот такое объявление висит на магазине, где мы решили сильно не заморачиваться и взяли литр.
Одно из самых приличных кафе на трассе в пос. Ларюковое. Ужинаем здесь.
Здесь же находится сворот на еще одну гидроэлектростанцию.
Темнеет. Дедушкину лысину проходим в темноте.
Опять перекусываем и запиваем. В такую длинную дорогу всегда берем с собой тормозок с домашними пирожками, салом, вареными яйцами и другой домашней снедью. Волосан пьет Кока-Колу мы — беленькую.
Соответственно после возлияний, ночной Магадан показался нам примерно таким. Пять утра. Итого по времени со всеми остановками и перекусами с момента выезда прошло 20 часов.
Днем следующего дня выезжаем на такси в аэропорт г. Магадан. Аэропорт находится в 56 км от города в пос. Сокол. Столица Колымы провожает нас пургой. Думали, что рейс отменят.
Нас провожает друг Анатолия Леша. Поправляем вчерашнее испорченное здоровье, До этого мы его поправили у Леши дома, плотно пообедав.
Итак, первая часть путешествия закончилась. Начинается вторая.
Вторая часть путешествия.
Вылет в 5 вечера посадка в Хабаровске, затем Артем, прибываем в 12 ночи местного времени Перед выездом из Усть-Неры я в интернете нашел и забронировал гостиницу в г. Артем, где находится аэропорт. Договорились на 1 500 руб. но когда прилетели, оказалось 2 500 руб. И почему-то нас ждали с маленьким ребенком, видать, что-то не срослось у них там. Нам вызвали такси, и мы благополучно прибыли на квартиру. Кровать оказалась одна, но зато большая и двуспальная. В общем-то нам было уже все равно. Пятичасовой перелет и похмелье не забыли дать о себе знать. Рухнули как убитые. Утром вызвали такси до автовокзала Атрема. Далее автобус до Владивостока. Такси до Зеленки. Цен не знали, отдали 500 рублей, по расстоянию далековато, но я думаю, что где-то рублей 300 в реале. Барыги такие барыги.
Автомобиль выбрал еще на Drom.ru но решили походить приценится. Тот, который выбирал, прошли и не заметили. Нашли еще пару вариантов, но не устраивал цвет или цена, денег было в обрез. Созваниваюсь по телефону, указанному в объявлении, оказывается, находимся рядом. Подходим, молодой парень говорит, что издалека понял, что это мы. Достает ключи, идем смотреть.
Завели послушали, открыли капот, посмотрели, провели масло, антифриз, а что, собственно, смотреть — автомобиль с нуля, на спидометре 43 км. Пахнет новьем. Идем оформляться. Вся процедура занимает минут 20-30. Прибыли мы на рынок в понедельник утром, народу почти нет, тишина и спокойствие. Тут же страхуем. Этот продавец транзиты не выдает. Так как за пять дней перегнать пикап нам не удастся, покупаю транзит в другой лавке на выезде с рынка. Там же на рынке в большом стеклянном магазине с китайским продавцом покупаем все необходимое. Ключи, трос, компрессор, антифриз, коврики, аптечку и.т.д — уходит где-то около 13 тыс. руб. В комплекте с машиной идет домкрат, пару ключей, смешные пассатижи и баллонный ключ. Рядом покупаем комплект зимней резины «Бриджстоун», немного б/у. Еще 21 тыс.руб. Заправляемся на выезде и около трех часов двигаем в обратный путь. За выездом из города первый гаец. Тормозит, проверяет документы, страховку, интересуется, почем пикап для народа и отпускает.
Первая остановка в Уссурийске напротив автомобильного рынка.
По пути справа и слева от дороги жгут степную траву, людей и противопожарной техники, правда, не было видно. Горело от Владика, до Благовещенка, могу предположить, что это сельскохозяйственные палы, а может быть профилактические выжигания степной травы с целью не допустить возгорания в летнее время. Но часть таких выжиганий становится причиной лесных пожаров.
Горит даже ночью хотя на улице еще начало апреля и температура переваливает в минуса.
В 10 часов вечера тормозим возле кафе среди кучи фур, ужинаем и ложимся спать. Рано утром встаем, завтракаем, рассвет встречаем перед Хабаровском
В город не заезжаем, по объездной дороге ощутимый поток машин, но в пробках не стояли. Переезжаем Амур.
Местами на федералке есть еще не заасфальтированные участки и вот такая спецтехника.
Сено.
Опять огонь.
Река Бурея. В Новобурейске переобуваем резину, ставим камеры. За четыре колеса отдали 750 рублей.
Ну традиционно Москва—Владивосток.
Степь да степь кругом.
Мост через реку Зея.
К вечеру доезжаем до Магдагачи. В паре километрах от поселка на трассе большое и вкусное кафе и большой красивый сверкающий огнями туалет. Анатолий почему-то решил, что это гостиница и хотел там заночевать. Водку не пили, веществ не принимали. Загадка. Бензина меньше, чем на одно деление, решаем узнать, где ближайшая заправка Рядом стоит Suzuki Jimny, парни едут из Владивостока в Магадан в гости. Их навигатор говорит им, что вблизи заправок нет. Ближайшая километрах в 60-ти. Уточняем у дальнобойщиков. Говорят, есть в Магдагачи. Возвращаемся в поселок Долго плутаем в темноте по какому-то автодрому и воинской части, но каким-то странным образом, в конце концов выруливаем прямо к АЗС. Заправляемся, едем обратно в кафе, ужинаем и продолжаем путь до развилки на Большой Невер. Там ночуем на пятаке возле очередного придорожного кафе и кучи фур. В пять утра завтракаем и двигаем на север. Рассвет в Большом Невере. Здесь начинается трасса М-56 Федеральная автодорога «Лена».
Скоро асфальт закончится и начнется грейдер, по которому нам придется пройти более 2 000 км.
Впереди столица БАМа — город Тында.
Опять авария.
Окончательно въезжаем в зиму.
Перед городом Нерюнгри пост ДПС. Второй гаец за поездку. Проверка документов и почему-то опять вопрос о стоимости пикапа.
Наледезадержатели. Выход подмерзлотных вод на поверхность создает проблемы. 300-метровый слой вечной мерзлоты тормозит выход грунтовых вод на поверхность. Но, как говорят, вода отверстие найдет. Местами вода выходит на дорогу и при якутских зимах сразу стремится замерзнуть. Получается наледь.
Проезжаем Амуро-Якутскую магисталь. ЖД-дорога дошла до Нижнего Бестяха — поселка напротив г. Якутск... Планируют строить до Магадана. Готовьтесь! Шутка!
Американцев на трассе достаточно Якутии.
На перевалах в Нерюнгринском районе метет не по-детски. Даже елки растут ветками в одну сторону.
Красиво Якутские ели.
Снегозадержатели на перевале обычное явление…
Станция жд Алдан…
Заезжаем покушать в поселок Нимныр. В кафе общаемся с дальнобоями. Так выглядит ремонт дизеля в условиях автодороги «Лена». Под картонкой дизель. Сервиса 0.01%.
Переезжаем Алдан-реку первый раз. После Якутска перед Хандыгой будет второй переезд уже без моста.
Заезжаем в город Алдан. Ремонт ККП в условиях федеральной дороги «Лена». Каждый рубль дается северному дальнойбойщику геморроем.
Прехав километров 200 от Алдана останавливаемся на трассе, третий день пути заканчивается, ложимся спать, рядом артель копает золото, скрежет гусениц сначала вроде бы раздражал, но потом вырубились. Утром проснулись, стекла в пикапе запотели. Мороз градусов под 30. В машине тепло. Спали раздевшись до футболок. Но датчик температуры стоит на С. Вышли, умылись. Упаковку с ключей САТА не выкинули, поэтому картонку от этих ключей прикрутили к решетке радиатора. Через пять минут стрелка приняла свое обычное состояние на 16 часов. И Путь наш продолжился далее.
2 в 1. Если не учитывать третье.
Перед нами открывается долина Туймада, где расположен город Якутск.
Заправка. За не имением другого льем ракетное. Знаю, что плохо, но 20 литров.
ЛСД движение на федеральной автодороге «Лена».
Почти Якутск. Последний полет.
Река Лена, переправа. На той стороне Якутск. Здесь заканчиваем вторую часть путешествия. Лена по длине и площади бассейна уступает только Амуру.
Ну и сам город. Памятник Петру Бекетову — казаку, основателю Якутска.
Третья часть путешествия. Якутск—Усть-Нера
В Якутске останавливаемся на четыре дня, чтобы зарегистрировать машину и решить производственные дела. Машину зарегистрировали за полдня. Приехали в субботу в республиканское ГИБДД в 8:30 утра. Площадь перед зданием ГАИ на Вилюйском тракте забита машинами почти полностью. Встали с краю. Анотоле остался в машине, я пошел занимать очередь с торца здания ГАИ. Очередь как в мавзолей. Еще и списки составлены. Народ занимает с 5 утра.
Ну, думаю, приехали. В 9:00 открыли двери, вся толпа с воплями, как слоны на водопой, ломанулась внутрь. Поднимаюсь на второй этаж, вокруг автомата, выдающего талоны на регистрацию и другие действия, что-то невообразимое, все смешалось люди, кони и залпы тысячи орудий слились в протяжный вой…, орут фамилии по списку. В это же время капитан ГАЕЦ орет из окошка: «Люди, одумайтесь, сделайте сначала осмотр ТС!», но всем пох.
Короче, когда сражение за талоны завершилось, таких, как я, приехавших к 9 часам утра, осталось человек пять. Взяли талончики, у меня был 86. Думаю, пролетел. Пошел к машине на улицу. Анотоле кимарит. Говорю ему, давай-ка номер двигла поищем на всякий случай, а то вдруг проверит. Он мне: сейчас номер двигателя не проверяют. Я кипишую немного. Говорю, давай все-таки поищем. А дядька ГАЕЦ уже почти совсем рядом машины смотрит.
Короче, открываем капот и начинаем искать номер двигателя. Гаец подходит, просит ПТС, сверяет номера кузова, вин и испаряется. По-моему этот добрый человек в синей форме подходит для сверки номеров только к тем машинам, у которых открыт капот, ну, или, в крайнем случае, если там стоят люди с доками.. Иду с заявлением обратно и к своему изумлению слышу, что к окошку уже приглашается номер 76.
Думаю, неужели все эти утренние слоны уже сдали документы на регистрацию. Ан нет. Автотетка с бодрым голосом объявляет номера 77,78, и минут через 20 подходит моя очередь. В это время начинают подтягиваться олени, занявшие очередь с 5 утра с первыми номерами, которых только сейчас успел осмотреть ГАЕЦ, потому как в то время, когда он начал осмотр, товаристщи устраивали ледовое побоище в битве за талонами.
Соответственно, ГАЕЦ из окошка шлет их на йух, так как очередь прошла. И они по новой берут талоны уже за номерами ближе к 200. Еще раз убеждаюсь, что Россия родина слонов, ну и оленей. В 12 часов получаю номера. Машину на стоянку. Сами на квартиру. Обмываем японским вискарем, купленным на «Зеленке». Вискарь в полуторалитровых бутылках — мягкий, понравился. Жалеем, что не взяли по ящику. Цена 1,5 л бутылки — 1 300-1 500 рублей. Так получилось, что в Якутске вместо запланированных четырех дней пришлось задержаться на неделю. Рабочие дела.
Но в четверг, решив все проблемы, забираем еще одного зверя, можно даже сказать мегапикапа и двигаем домой.
Дорога от Якутска до Хандыги проходит по равнинной местности.
Чурапча — неофициальная столица Якутии.
Ну и коровы вышли на пастбища, несмотря на то, что еще не полностью сошел снег.
Снова переезжаем Алдан, ледовая переправа. До пос. Хандыга остается около 40 км.
Въезжаем в Хандыгу, закупаемся в магазине продуктами и питьевой водой.
В 72 км от Хандыги расположен поселок Теплый Ключ, там находится аэропорт и дорожно-эксплуатационное предприятие, обслуживающее автодорогу.
Дорога сильно скользкая, днем уже тепло, солнце пригревает, а ночью подмораживает. «Патриота» выкинуло с дороги. Включил на всякий случай передок.
Хандыгские дорожники намного суровее челябинских парней. Так упороть грейдер — это надо умудриться.
Симбиоз «Комацу» и «Татры» оставил половину поселка Теплый Ключ без горячей и холодной воды. Хорошо, что не январь и не -50 на улице.
Заправляемся в Теплом Ключе, следующая заправка будет через 250 километров уже в Оймяконском районе, рядом с брошенным поселком дорожников Кюбюмэ в простонародье Куба.
Пятак «Сотый», 100 км от Хандыги в сторону Магадана. Отсюда сворот на зимник, который пересекает в северном направлении Верхоянский хребет и выходит на реку Яна. Один из самых тяжелых зимников Якутии. Фрилайнеры и прочие америкосы туда не ходят.
Мы же идем по федеральной дороге «Колыма» на восток и тоже начинаем пересекать Верхоянский хребет.
Подьем на Томпорукский перевал.
Неприятно на таком участке встретится с «Уралом» или «Камазом».
Шаман-ручей. Вода не замерзает здесь даже в 50-градусные морозы. Путешествующий народ набирает здесь питьевую воду.
И кидают монетки.
Самые опасные участки дороги — Черный и Желтый прижимы — проходим ночью. Там же и ночуем. Поэтому не фотографирую. На прижимах идет реконструкция дороги, Работает крупная компания «Стойгазконсалтинг», к концу 2013г. должны закончить и будет нам счастье. В настоящее время, чтобы разъехаться двум машинам на Черном прижиме, идущей сверху машине приходится заезжать в специальные карманы.
Вот более раннее фото Черного прижима. Как-то кидали вниз камни. Камень долетает до дна ущелья на счете 14-15.
Рассвет встречаем на водоразделе рек Алдан и Индигирка. В этом районе Верхоянский хребет переходит в хребет Сунтар-Хаята или наоборот. Сунтар-Хаята является водоразделом бассейна Индигирки и рек бассейна Тихого океана. В частности реки Охота.
Метеостанция Восточная на водоразделе.
Граница между Оймяконским и Томпонском районами Якутии.
Заправка Кюбюме. Следующая будет в Усть-Нере через 266 км. Доливаем баки и последний рывок.
Мост через реку Брюнгадэ, построен в конце нулевых. Благодаря этому мосту и мосту через реку Эльги и строительства участка дороги в 50 км, был ликвидирован разрыв на ФАД «Колыма» и теперь из Магадана практически в любое время года, исключая ледостав на Алдане, можно выехать на автомобиле на материк.
За мостом поворот на 90 градусов. Место нехорошее, аварийное. На повороте лег КАМАЗ с контейнером, контейнер оторвало.
Поднимаемся на Брюнгадинский перевал. Знак аварийной остановки здесь выглядит так:
Ольчанский перевал — самый высокий перевал на северо-востоке России высота в верхней точке около 2 тысяч метров. Длина 16 километров.
Мост через Индигирку, — всё мы дома, в Усть-Нере. Конец путешествия.
Пробег около 4 000 км.
Расходы на бензин: 19,5 тыс. руб.