ЗаОкольные дороги

13.07.2015 | 18654 просмотра

По Оке проходит географическая граница между Севером и Югом Центральной России. По всему течению реки расположены уникальные памятники архитектуры: заброшенные барские усадьбы церкви и монастыри, а так же лесные и полевые дороги, места покинутых деревень, уездные городки, среди которых самый маленький город России. Все это и многое другое мы увидели на двухдневном выезде с 12 июня по 13 июня 2015 г.

На самом деле маршрут сложился не совсем так, как задумывали, а всему виной длиннющая пробка на Калужском шоссе, в которой мы провели 1,5 часа, преодолев 4 всего км.

Т.к. навигатор нам радостно сообщил, что стоять нам еще 8 км, было принято решение уйти в сторону раньше запланированного и попытаться объехать пробку по Екатерининскому (Калужскому) тракту.

Калужский тракт — известная с XIV века мощеная булыжником дорога, ведущая из Москвы в Калугу, главная дорога на юг. Когда-то вдоль нее было множество торговых сел, проходили ярмарки, сновал люд, возделывались поля — кипела жизнь. Знаменит Калужский тракт тем, что именно по нему начал свое отступление из Москвы Наполеон, а затем этим же путём уходил Гитлер. С появлением нового асфальтированного Калужского шоссе, тракт утратил свое значение и теперь пребывает в запустении, маня тем самым джипперов. Вот и мы были на этом участке уже 3-й раз, но пройти «насквозь» нам его пока не удавалось.

До деревни Башмаковка дорога была вполне сносная. Тут мы посетили церковь Николая Чудотворца.

Церковь Николая Чудотворца, построенная не позже 1800-го года.

Дальше началось самое интересное — еще не покинув деревню, мы начали «приседать». Описывать в подробностях, как мы копали, таскали, лебедились и выковыривались не стану — смотрите фотки.

В середине пути мы попали в очередную пробку: нашу колонну обогнала толпа квадриков с парой внедорожников в придачу, а навстречу попались велосипедисты — мы все дружно создали затор у одной из луж.

С данного участка Калужского тракта мы вылезли через 1,6 км и 5 часов. Не хило так пробку объехали! Зато Икстрейл прошел там, где когда-то не прошли наш Хантер и Патриот :).

Дальше мы предпочли какое-то время двигаться по дорогам общего пользования, правда, миновав Калугу, снова ушли в пампасы. Тут, как говорится, ничто не предвещало — лес был сухой, светлый, преимущественно сосновый. И откуда в нем взялись затяжные лужи с таким вязким дном?

Чуть позже к лужам прибавились еще и многочисленные завалы, мужчинам пришлось изрядно попилить и потаскать бревна. Основные запланированные на сегодня достопримы мы пролетели в темноте, решено было компенсировать недостаток интересностей завтра. Сейчас мы спешили на стоянку на берег Оки.

Правда, красоту реки мы сумели оценить в полной мере только утром, а вечером был шашлыкинг и долгие разговоры у костра. Компания собралась очень душевная, на ура шли даже темы, которые в инете вызывают исключительно срач: политика и религия. Может, все-таки надо больше общаться в реале, а не пополнять диванные войска?

р. Ока.

Позавтракав, двинулись в самый маленький город России — Чекалин.

г. Чекалин.

Одна из городских улиц как-то незаметно перешла в грунтовку, а затем и старую лесную дорогу. Правда, по ней мы проехали без приключений, что, памятуя вчерашний день, показалось удивительным.

Вскоре мы оказались неподалеку от уникального, одновременно аномального и одного из самых популярных мест Калужской области — Чертова городища.

Чертово городище находится на территории национального парка Угра. Вообще, национальный парк этот занимает громадную территорию и славится злобными егерями и смотрителями, именно с него началось повальное штрафование за подъезд к водоемам на машинах, разведение костров, ну и металлопоиск. Вот и сейчас мы уперлись в шлагбаум, а дядечка с надписью «Угра» на камуфляже нам пояснил, что дальше только пешком и за 80 рублей. Вроде как он нам даже чек выписал, но на обратном пути его не оказалось, и народ проходил свободно. Короче, нам не повезло! Правда, в награду мы получили бумажку с кратким описанием того, куда мы идем, картой и правилами поведения. В правилах поведения особенно порадовали следующие моменты: «Стоянка в палатках возможна только на оборудованной площадке» — площадку мы видели, на ней есть навес, кострище и туалет типа сортира, только беда в том, что через ее центр проходит туристическая тропа, т.е. каждый посетитель Чертова городища дважды пройдется тебе по голове. «Рубка деревьев и кустарников запрещена, дрова можно заказать в Оптинском лесничестве парка по адресу…» — и это в лесу! Причем нечищеном лесу, где этих самых дров навалено везде вдоволь! Короче, мое личное мнение: национальный парк Угра оборзел!

Основной достопримечательностью урочища является холм с выходами на поверхность серых кварцевых песчаников каменноугольного возраста, нехарактерных для средней полосы России. Они образуют скальные выступы на береговых обрывах реки Чертовской. Холм возвышается над рекой на 26 метров и имеет плоскую вершину, усеянную причудливой формы валунами и ветровальными деревьями.

На некоторых камнях есть так называемые Чертовы следки разных размеров. Если присмотреться, то на этом камне хорошо виден след левой ноги. (У чертей вроде копыта?)

Чашечный камень — валун с отверстием в форме пятигранной чаши. Согласно поверью, в чаше всегда есть вода: даже если в знойное лето вычерпать оттуда всю воду, за ночь она всё равно соберётся. Некоторые люди пытаются этой водой лечиться, нам же показалось, что она протухла.

Голова черепашки-ниндзя? :)

Камень с Чертовыми пальцами. Мы предположили, что дырки эти были высверлены лет 100 назад.

Одна из небольших пещер.

Никаких аномальных ощущений и явлений нашей многочисленной группой отмечено не было, духом места никто не проникся — просто приятный светлый лес с холмом посередине.

Дальше, мы отправились в Козельск. В первую очередь всех интересовала заправка — после многочисленных перегонов с элементами говен бензин начал подходить к концу.

Ну и не посетить центр одного из древнейших поселений на земле вятичей мы, конечно не смогли.

На длинной стене в картинках отображены основные вехи в истории Козельска, правда, заканчивается все почему-то периодом Великой Отечественной войны. Напротив этого рисунка — вечный огонь и добротный памятник землякам, павшим не только в ВОВ, но и в Афгане и Чечне.

В декабре 2009 года Козельску присвоено почётное звание «Город Воинской Славы».

Рядом есть еще несколько памятников и построек, формирующих ансамбль площади.

Часовня Всех Святых, в земле Российской просиявших, 2010.

Церковь Сошествия Святого Духа, построена в 1789 году на средства купца П. Месняева. В 1923 (по другим данным в 1930 году) закрыта. Трапезная, колокольня и купол разрушены в 1950-х. Здание использовалось под склад.

Покидаем Козельск.

Финальным аккордом нашего двухдневного путешествия стал один из самых известных монастырей Русской православной церкви — Оптина Пустынь.

Происхождение пустыни относится к концу XIV в. По преданию, обитель основал покаявшийся разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макарий.

В 1821 году в монастыре был устроен скит. Здесь селились особо сподобившиеся «пустынники» — люди, которые многие годы провели в совершенном уединении. Именно этими «старцами» и прославилась Оптина Пустынь, став одним из духовных центров России.

Из схемы видно, что за монастырской рощей расположен скит. В нем происходят круглосуточные богослужения. Там ещё целы домики, где останавливались Гоголь и Достоевский. Сохранилась деревянная церковь Иоанна Предтечи (1822), срубленная из того самого леса, который рос на месте скита. Но вход в скит для мирян закрыт.

При входе в монастырь посетителей тщательно осматривают — соответствует ли внешний вид святости места, нам еще ни разу не удавалось войти без замечаний, хотя сегодня мы особенно старались.

Святые ворота.

Храм в честь Казанской иконы Божьей Матери.
Здесь шла служба — народу было битком и рядом с храмом тоже стояло довольно много.

Колокольня.

Церковь Иконы Божией Матери Владимирская — больничный храм, построенный в 1809 году.

Монастырское кладбище поддерживается в образцовом порядке.

За оградой есть потрясающая трапезная, где продают продукты монастырского производства: хлеб, пироги, квас, компоты и соленья, там же можно полноценно пообедать, съев первое, второе и даже десерт — все готовится прямо на месте. Закупившись вкусностями, мы двинулись к машинам.

На самом деле в прошлый раз Оптина Пустынь произвела на меня более приятное и благостное впечатление, не знаю, с чем это связано.

Наша дружная команда на парковке у Оптиной Пустыни.

День клонился к вечеру, пора было разъезжаться по домам. За два дня нашего путешествия мы исколесили сразу 3 области: Московскую, Тульскую и Калужскую. Вчера было наполнено бездорожьем, сегодня — богато достопримами. Всем спасибо за компанию и до новых встреч!

Плато Путорана
Спасибо за рассказ! Интересно было полистать..
У вас есть право прожить свою жизнь согласно собственному пониманию.

Новосиб
Красиво и познавательно!!! Спасибо!
Счастье не за горами... Оно в горах!
KOTOFEICH
Джиперы везде грязь найдут! )))

Хорошая поездка

ЯМАЛ
Маловато заброшенных деревень и церквей

Внесли свою лепту в дальнейшее "развитие" Калужского тракта. Молотки.

Здорово!
Кстати у нас в Южном Бутово кое-где на закрытой территории и дачах-коттеджах остались фрагменты Старо-Калужского шоссе. Но копать там сейчас нереально, вот лет 20 назад всё было открыто...
MITSUBISHI PAJERO 3,0. 1997г

познавательно, спасибо за отчет!
замер толщины ЛКП 8-952-9IO-ЗI-ЗI

Интересная поездка.

Костанай. Калуга. Омск
Интересно и познавательно! В общем, впечатлило!
Мои отзывы: Opel Corsa 2012, Kia Cerato 2012

Сообщений: 12015
Интересное путешествие.
Cujusvis hominis est errare; nullius, nisi insipientis in errore perseverare.

Новониколаевск
Велика Россия-матушка. Ездить-не объездить, смотреть-не пересмотреть. Славное путешествие получилось!

Север
Прекрасный дорожный очерк о центральной части России с экскурсом в историю. Собираемся в отпуск, по этим краям будем ездить, основная цель - Оптина пустынь, ну и посмотреть интересные места от Мурома до Калужских мест, далее Москва и по северному пути через Ярославль на Киров - Пермь и далее домой. Подскажите какие замечания по одежде были в Оптиной пустыни, в Дивеево вроде все было нормально, правда бабушка одна отругала меня за фотокамеру на территории (не в храме), но спустя время понял, что правильно отругала.

Служил в тех местах- болот там действительно не меряно, но именно там одни из самых красивых мест Средне-Русской возвышенности...

Касли
зачетный рассказ. однозначно 5+

Чехов МО
AndreySurgut:
У женщин юбки не выше колена, голова обязательно покрыта, отсутствие глубоких декольте, закрытые плечи (и у девочек тоже - придрались к девочке 8-ми лет в сарафане с широкими лямками). У мужчин шорты закрывающие колено, а лучше штаны. Косо смотрели на шлепки резиновые типа банных. Ну короче ничего особенного, в требованиях нет по сравнению с другими монастырями и храмами, но следят за выполнением этих требований очень тщательно.
Наши путешествия: http://xpeh13.ru/

Север
Лен@:
Ну это-то понятно как везде, я думал что-то более строгое. В нашем храме не так давно во время службы наблюдал как заявилась девица в мини юбке на высоченных каблуках и поцокала по храму, хотя и так было видно, что служба идет, вроде взрослый человек.
Какие деньги?

VasyaSMarsa
Посмотрел видео, вспомнил новый Пасфайндер((

Набережные Челны
Отличная поездка выходного дня. И места посмотрели и машины по толкали, приятное с полезным. Так держать!

Миасс
Сообщений: 2010
Интересный отзыв,поболше бы таких с фото,а то все Сочи,Анапа и т.д.
Мужчина не должен жаловаться на жену и машину,потому-что сам выбирал.

Интересный рассказ.Понравился.)

Катуар, заМКАДыш
Поездка безусловно интересная, информативная и познавательная. Спасибо автору за многочисленные копипасты с других источников и ссылки "на самого себя"
У меня только два вопроса.
1.Поближе грязи не было?
2.Насколько такие поездки могут быть интересно-познавательны деткам?
Путевые заметки–куда доедем.Но сначала-Магадан.

Чехов МО
Бывший_сахалинец
У меня только два вопроса.
1.Поближе грязи не было?
2.Насколько такие поездки могут быть интересно-познавательны деткам?
1. Поближе грязь поднадоела. 2. Читаем ответ тут: http://xpeh13.ru/deti-i-eksped...