|
Доброго всем времени!
Всё-таки прав был классик, сказавший «А какой смысл покупать машину, чтобы разъезжать по асфальту? Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта». Не знаю, как он узнал, но так оно и есть!
Первое знакомство
После нашего «Большого путешествия» (travel.drom.ru/60496/), а по сути — переезда на ПМЖ, оказалось, что вся эта бюрократия, разрешения, очереди, ночевания возле ФМС потребовали столько сил и нервов, что захотелось устроить себе, пусть коротенький, но — отдых! Из просторов интернета узнал: земля Калужская весьма богата на храмы и монастыри всяческие. И более того, один из самых именитых — находится неподалёку, близ деревни Шамордино. Собственно, в обиходе и сам монастырь носит такое же название. Ну, а если придерживаться официальностей, то это — «Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь Шамордино».
— Чем знаменит монастырь? — спросите вы.
А я вам отвечу:
— Своими вышитыми иконами!
Может, для кого-то это и не самый весомый аргумент, но в нашей семье вышивание бисером (и икон тоже) давно уже занимает почётное место среди прочих видов хобби. И посмотреть на работы коллег по цеху всегда интересно. Тем более что в Шамордино бисером вышивают храмовые иконы. Кто не в курсе: это полотно размером в метр-полтора.
Вечер ушёл на то, чтобы прокинуть маршрут и наметить ориентиры. А остальное уже дело техники и нафигатора.
Добраться из Калуги до Шамордино — дело одного часа.
Дорога на Козельск не из широких: полоса туда, полоса оттуда. Но вполне приличного качества. Местами вокруг трассы располагаются деревушки. Хорошие такие аккуратные деревушки, где в любое время можно приобрести сельхозпродукцию или сувениры а-ля народный промысел. Так как мы ехали в конце августа, то вдоль ворот выстроились аккуратные ряды тыкв. Причём, насыщенного ярко-оранжевого цвета! Я такие и не видел нигде. Разве что на картинках. У нас, в Казахстане, завсегда были тыквы жёлтого цвета.
К слову о дороге: от основной трассы к монастырю необходимо пробраться сквозь деревушку. Вот там дорога — не из лучших, но и не настолько расхристанная, чтобы оставить в ней подвеску. Проехать можно даже на обычном седане. Зато наградой вам будут замечательные виды и, собственно, строения монастыря.
Возле монастырской стены достаточно места для парковки авто. Не знаю, как тут по великоцерковным праздникам, может, и не протолкнуться. Но в другие дни вполне себе вольготно.
Парковочное место возле монастырской стены.
При входе на территорию монастыря вас встретит табличка-предупреждение: «Фото- и видеосъёмка на территории монастыря запрещена»! Вот так вот. Не знаю, кто и с какими мыслями повесил эту табличку, но сделал он это зря! Сама архитектура и открывающиеся виды таковы, что сложно удержаться от того, чтобы не запечатлеть на память. Собственно, все так и делают: кто-то украдкой, кто-то — особо не стесняясь и не заморачиваясь. На мой взгляд, табличку надо заменить на «Без фото выходить ЗАПРЕЩАЕТСЯ»! Ну, разумеется, в рамках разумной дозволенности. Может, внутри храма и нельзя фотографировать. В кельи, или там, трапезную, посторонним вход и так воспрещён. Но то, что снаружи-то, почему бы и не запечатлеть для памяти и рассказов за самоваром? Я, например, до посещения монастыря не представлял и не знал, что из обычного кирпича можно творить такие узоры.
Добавлю в рассказ немного летописи: «…Весь Шамординский монастырь построен на средства богатейшего чаеторговца купца Сергея Васильевича Перлова и его жены Анны Яковлевны. Казанский собор, трапезная, сестринский корпус, больница и другие постройки — всё выдержано в одном стиле и выполнено из красного кирпича.
Архитектор Казанского собора — Сергей Шервуд, сын Владимира Шервуда, который построил здание Исторического музея в Москве на Красной площади. Казанский собор в Шамордино его собрат, и по размерам тоже грандиозен».
Согласитесь, нынешним «купцам» есть чему поучиться у купцов того времени. В такие моменты почему-то совершенно иначе воспринимаются события столетней давности. Да и эйфория революционной страны «рабочих и крестьян» перестаёт впечатлять. Впрочем, и страны-то уже той нет на карте. Есть современные реалии. Наверное, и в наше время есть меценаты, есть успешные промышленники, которые не выводят деньги в офшоры, а способствуют развитию России. Просто их почему-то не показывают по ТВ, поэтому нам о них ничего и неизвестно.
Казанский собор Святоамвросиевской пустыни.
Ориентироваться в самом монастыре несложно. Во-первых, по всем туристическим маршрутам проложены дорожки. А во-вторых, имеется указатель с подробным описанием строений и планировки территории.
На переднем плане — водонапорная башня.
Несмотря на более чем почтенный возраст — монастырь основан в 1884 году — выглядит всё достаточно добротно. А при реставрации и благоустройстве не чураются современных материалов. Главное, чтобы всё выглядело в тему и гармонично.
Современные материалы в историческом здании.
В таких вот зданиях живут монахини.
История самого монастыря достаточно интересная, чтобы не упомянуть её в своих «Записках путешественника». Итак, «… ещё когда маленький хуторок около деревни Шамордино принадлежал небогатому крестьянину, Оптинский старец Амвросий уже внутренним зрением видел здесь монастырь и знал, каким образом он появится…
Этот крестьянин ушёл в Оптину пустынь, а старца Амвросия попросил продать кому-нибудь его имение. При монастыре в то время жила монахиня Амвросия, в миру богатая помещица Александра Ключарева. У неё был сын, жена которого скончалась после родов, и две внучки-близняшки, которых она взяла к себе на воспитание. Девочки — Люба и Вера — были похожи друг на друга как две капли воды и очень набожные. И вот для них-то старец и посоветовал матушке купить землю в Шамордино, что она с радостью и сделала. Только вот план нового дома старец Амвросий нарисовал собственноручно и немного непонятно — зал попросить сделать в восточной части, и комнаты по-особому расположить. Матушка слушала, удивлялась, но дом построился, девочки стали там жить. Они очень любили играть, но не в куклы, а играли у себя в различные богослужения. Старец про их игры сказал странную фразу: «Ничего, пусть молятся, ведь они знают, что туда готовятся». Девчонки болтали между собой, и в разговорах промелькнула мысль, что «после 12 лет им жить стоит и не хочется». И, действительно, в этом возрасте близнецы заболевают дифтеритом.
В своем духовном завещании матушка Амвросия просит, чтобы, если вдруг что-то случится с её внучками, в Шамордино устроить женскую обитель.
Так на месте барского дома устроился храм, и план его соответствовал всем нужным для обустройства церкви требования.
Монастырь не выглядит серым, унылым и скучным. Наоборот — очень много цветов и зелени. Ну, и солнечный денёк подфартил!
В отношении икон скажу я вам: «Стоит, други мои, ох, стоит съездить в Казанский собор. Даже если вы глубокий атеист — поезжайте! Потому что такие вышивки встречаются в жизни не часто»! Не знаю об их чудодейственности, но с эстетической точки зрения — красиво, очень красиво. Несмотря на современные материалы и, местами, огрехи в полотнах — эти работы заслуживают внимания.
Оговорюсь: я не нарушал покой святых. И не делал шпионских снимков. Я просто запомнил иконы, и отыскал их на просторах интернета. Конечно, можно купить набор открыток всех вышитых икон, но, поверьте, все эти репродукции — бледное подобие того великолепия, которое откроется перед вами. И от этого становится странным и непонятным тот факт, что в монастырской лавке посетителям предлагаются какие-то ширпотребовские вещи совсем уж никакого качества. Даже увезти в качестве памятного сувенира и то нечего. Типографские иконки, пластиковые лампадки, серебряные крестики — всё это есть в каждой церковной лавке. А где иконы ручной работы? Та же вышивка? Пусть, не храмовые. Пусть дорожные, но чтобы были.
Разговор же с монахиней и вовсе поверг в уныние: полчаса слушал пафосные изречения напыщенной «служительницы культа» о том, как «на одну из сестёр снизошло озарение, и она вышивала иконы даже без эскизов и будучи ослепшей на один глаз. И висят эти иконы сто лет, и даже не меркнут и не выцветают. А все нынешние вышивальщики бисером — это от Лукавого. И нет в них света, и радости, и души, и вообще! Ведь современные иконы как вышиваются? Там уже и бисер подобран, и лик машиной (какой ужас) прорисован и, вообще, контур будущего образа прорисован. Это всё не по-божески! А вот-де сестра монастырская, она берёт просто холст, берёт бисер и, не делая ни одного карандашного штриха, вышивает такие вот иконы! И лики все сама пишет. Это же — чудо чудесное. Но если вы привезли с собой ваши вышитые иконы, то, так уж и быть, монастырь может принять их в дар. Кстати, можете пожертвовать на храм и иконы вон в те коробочки»!
А фурнитура в тех «нерукотворных» иконах встречается сплошь современная. И не всегда высокого качества, даже «made in China» и та имеется. Нет, я не умаляю заслуг и труда сестры-вышивальщицы. Но что ж загребать-то мирян в неисправимых идиотов, которые не могут отличить ручную роспись от машинной? В общем, хмыкнул я на её байки и пошёл смотреть далее.
Отмечу, что созерцание красот храмовых происходит под неусыпным оком вездесущих бабушек-монахинь, беспрестанно натирающих пол в храме. Время от времени «дамы-в-чёрном» выгоняли из храма неугодных прихожан. Например, нещадному изгнанию подвергалась молодёжь обоего пола: леди — за чрезмерный, по мнению монахинь, макияж; а их спутники выгонялись за компанию. При этом сами сёстры-во-Христе щеголяли и макияжем, и бижутерией. Но, видимо, что дозволено Юпитеру…
Разочаровавшись в моральном облике жителей монастыря, мы покинули храм и решили просто прогуляться по окрестностям. Тем более что и местечко было живописным, и архитектура — заслуживающая внимания.
Чудеса случаются
Отдельно упомяну: на территории монастыря имеется три источника. Разумеется — все живительные! А как же иначе? Те, кто уловил сарказм в моих словах — правильно уловили. Я из тех людей, которые красят яйца на Пасху и поздравляют друг друга с Рождеством. Однако ж похихикивают над всеми «Проявлениями воли Всевышнего» и с опаской косятся на человека, соблюдающего посты: «А не больной ли»? Но при всём при этом соглашаются с доводом: «И всё-таки что-то такое этакое над нами имеется»! Вот, после созерцания икон и кружевной архитектуры построек XIX века решили сходить к источникам. Приложиться к святому. Ну, я — естественно — ради галочки, ибо во все «святые воды» не верю категорически. Правда, один из источников заставил меня пересмотреть свои взгляды на непонятное…
Чтобы прояснить ситуацию, давайте вернёмся немного в прошлое, к выезду из Калуги. Сам я желудочными и прочими внутренними недугами не хвораю. А тут, почти сразу после выезда, начал побаливать желудок. Не сильно, но крайне неприятно. В дороге погрыз печенюшек. Попил водички — боль не унималась. Давящая такая боль. Пока доехали до монастыря — давить начало сильнее. Погуляли по монастырю, по храму. Повпечатлялись. Решили: а пойдём к источникам! А к тем источникам — ещё вниз спускаться метров шестьсот. Вот же блин…
Дли-и-инный спуск к святым источникам.
Болело здорово — аж в глазах темнело порой. Думаю, неужто не спущусь, раз приехал? С остановками, но спустился. Благо, на всём маршруте имеются площадки для отдыха, на которых обустроены скамеечки. В общем, спустился. А обратно, думаю, как-нибудь выкарабкаюсь… к утру, но вылезу.
Живоносный источник — самый крупный и обильный из всех трёх.
Надо отметить, что обустроено всё добротно: основательный помост, обшитый деревом, скамейки для отдыха. Столик, на котором можно наполнить водой из источника принесённые ёмкости. Там же — стальные кружки-ковшики для желающих испить водички. Есть обустроенная купель: мужчины и женщины окунаются в раздельных помещениях. Разумеется, источник располагается выше от купели. Так что воду для питья набирают до неё, а не после.
Вот, добрался. И, как говорил знакомый медведь, из одного источника похлебал. Посидел на скамеечке, чтобы в глазах посветлело. Хмыкнул, мол, вот они, ваши чудесные источники.
Потопал к следующему. Он — по горизонту — метрах в трёхстах.
Тропинка, соединяющая источники монастыря.
Иду да с семьёй рассуждаю на тему «Вода. Физические и химические свойства». Вспоминаю: «Вода — жидкость без цвета, вкуса и запаха. Универсальный растворитель»… дошлындал до второго. Уж не знаю, как он называется. Вроде — Амвросиевский, но это не точно. Кстати, воды из него истекает меньше, чем из «Живоносного». Похлебал воды оттуда. А она — другая на вкус! Ну, я ж в советской школе учился. ПионЭром был. И если родная партия сказала: «Бога нет», значит, и чудес быть не должно! Что ж с того, что вода на вкус иная? Да легко! Она в другом водоносном пласте располагается. Ай, да я!
Посидел, посмотрел на деревья вокруг. Желудок давит — не до сарказма. Скепсиса — на двоих уже хватит. Пополз к третьему источнику. Это ещё метров триста в горизонте. Иду и думаю: «Кажися, недалеко от монастыря был спуск в сторону низины. Может, он недалеко располагается? Я бы по нему к машине и выполз…» Дошёл до третьего источника. Называется «Казанский источник». Воды — ещё меньше, чем из второго.
Казанский источник.
Вода — на вкус — отличается от первых двух. Но мы же «Природоведение» изучали, про водоносные горизонты все помним, да? Ну, думаю, попью водички и, с долгими перерывами, полезу наверх, к машине. Только надо попить «про запас». Попил. Посидел, отдышался… а боль возьми и утихни. Реально! Перефразируя детского писателя: «Стала «вавка» затухать и затихла»! Да как так-то?! Но ещё полкружки воды набрал. Облокотился на перила… а вокруг — такая тишь, такая красотища! Дышится легко, солнышко греет. И — главное — никакой боли… Ушла и больше не возвращалась ни разу. Обратно поднялся на одном дыхании! С тех пор и пребываю в задумчивости: что ж это такое было-то? Можете сказать, мол, вера лечит. Но в том-то и дело: не было никакой веры — сплошная насмешка и скепсис. Теперь не знаю, как дальше на эту тему зубоскалить-то?
Шамордино (финал): красота снаружи, мёртвое внутри
Год прошёл в заботах и круговерти. Вновь пришло лето. В один из дней решили мы вновь посетить Шамордино. Не то чтобы нуждались в живительной силе источников — на здоровье жаловаться не приходилось — сколько просто остыть от городской круговерти.
Предыдущая поездка оставила двоякие впечатления: с одной стороны, ажурное великолепие построек монастыря; осознание того факта, что вот здесь, на этих камнях, Вечность запечатлевает свой ход. С другой — самоуправство и двуличие монахинь повергали в уныние. Но воспоминания об отличной природе вокруг монастыря, ажурные кружева кирпичной кладки перевесили негатив от служителей.
Перед поездкой заехали на мойку: авто три недели простояло без движения и изрядно запылилось. Ну, в самом деле, не ехать же в гости к Вечности на грязной машине?
Сразу после помывки и выехали. И хотя путь от Калуги до Шамордино не дальний — всего 70 км, мы умудрились попасть в сильный дождь. Собственно, чему удивляться? Мы же помыли машину — быть дождю, это факт! Пока ожидали окончания дождя, я вдоволь наупражнялся с камерой телефона: меняя фильтры, точку фокусировки и прочие параметры на камере.
После дождя вдали от городов дышится особенно легко. Надо отметить, что в Калужской области и так воздух великолепный. И чем дальше в леса, тем больше великолепия.
Как я уже говорил, никогда не относился к храмам и монастырям с благоговением. Для меня — это не более чем памятники культуры. Ну, и повод поразмыслить об изменчивости менталитета общества: раньше успешные купцы и промышленники церкви-театры строили, а нынешние — яхты да оффшоры. Но это отвлечённые мысли.
Так вот, после дождя пошли мы прогуляться по территории монастыря. В этот раз было особо много туристов-паломников. Автобусы перед парковкой менялись каждые тридцать минут. Видимо, с наплывом туристов, работало этакое паломническое кафе. Цены на большую часть продукции были установлены по принципу «Назначь сам». То есть, прихожанин выбирает себе нехитрую трапезу и оставляет денег: частью по прейскуранту, частью от щедрот своих. Там же имел место быть ещё один случай: у бабушки-кассирши не оказалось сдачи с 1000 рублей. А у меня россыпи мелочью не доставало около 70 рублей. На что бабушка махнула рукой и сказала: «Ступайте с Богом. Ничего страшного». Однако ж к халяве я не привык… решил купить какую-то мелочёвку, чтобы разрешить эту ситуёвину. Я уж было порадовался, что служители религии разворачиваются лицом к простым людям. Однако, как это бывает на земле Калужской, рано радовался… но об этом позже.
Территория монастыря ухоженная: всё подстрижено, всё аккуратненько.
Со времени нашей последней поездки произошли некоторые изменения: закончилась реставрация Казанского собора и поставили небольшую звонницу. Конечно, было бы интересно послушать звон колоколов. Но звонаря не было, а сам «звякнуть» не решился. Ждать же до вечера — тоже не было никакого желания.
Любопытства ради зашёл в церковную лавку. Послонялся по монастырским дорожкам… нет, за год ничего не изменилось. Всё так же, с озадаченными лицами, по дорожкам снуют монахини, одетые в чёрно-коричневые балахоны. Всё так же призывают к скромности и смирению, проклиная мирские пороки и развраты. Что, однако, не мешает щеголять им в косметике и серьгах. Может, и браслеты-кулоны носят, просто под балахонами этого не видно. Всё ж таки женщина всегда остаётся женщиной. Даже если ей под семьдесят лет, и она в монастыре.
Нравятся мне эти домики. Аккуратные, чистенькие. А ведь им чуть больше 100 лет.
Зашли и внутрь храма. Особенно ничего не поменялось: те же «нерукотворные и неувядаемые» иконы из современных материалов; те же напыщенные рассказы про осенённую сестру-мастерицу. Правда, больше стало бабушек со швабрами — ходят, как тени, начищают полы неустанно — дождь был сильный.
Очевидно, бабушкам-монахиням очень скучно, поэтому каждого входящего встречают, чуть ли, не персонально с металлоискателем и рулеткой. И за каждым же бдят: куда пошёл, что смотрит?
Время от времени начинались визги с взыванием к совести прихожан и позорным изгнанием из… в общем, из помещения. Разве что в шею не выталкивали. Но и это не точно. Лично нас в шею не вытолкали потому, что просто не смогли дотянуться, а швабрами, видимо, не догадались. Кого-то выгоняли за попытку сфотографировать иконы и убранство храма. Иного — за то, что потрогал оклад иконы. Дамам доставалось больше всего: кого-то выгоняли за слишком яркий — по мнению бабок — макияж; другой досталось за яркую одежду; третью — за молодость и длину подола юбки. Оказывается, повседневное платье с подолом длиной до середины колена — это есть похабство, разврат и рассадник похоти. В общем, за те тридцать минут, что мы были в храме, оттуда выгонялся кто-либо каждые три-четыре минуты. Причём, не взирая на возраст и физическое состояние. Мы, собственно, тоже не стали исключением: визжащая и плюющаяся бабка вначале прицепилась к супруге, а потом, поняв, что мы супруги, исплевалась и в мою сторону, толкая в спину в сторону двери.
Признаться, хотелось развернуться и зарядить в лоб этой дуре-бабке, забывшей учения Христа: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Но скандалить не хотелось, а плюнуть ей в лоб — не позволило воспитание. Поэтому вздохнули и вышли.
Уже на пороге храма вспомнилась притча, как один человек впервые пришёл в церковь. Но не знал ни икон, ни церковных обычаев, ни как креститься. Его с позором выгнали и не пустили в храм. Стоит он под дождём и видит стоящего чуть в стороне Иисуса Христа.
— Что, добрый человек, — спросил Иисус прихожанина, — не пустили тебя в храм?
— Не пустили, — ответил человек и заплакал.
— Не плачь, они и меня не пустили.
Тяжело вздохнув, поднял я взгляд в небо и произнёс: «Прости их, Господи, ибо не ведают, что творят». Да, господа читатели, я знаком со Священным Писанием. И не чураюсь его читать. Но, вместе с тем, не разделяю взгляды православия именно из-за таких вот служителей Бога.
Забегая вперёд, скажу: не все они на одну колодку — в Смоленском Успенском соборе служители встретили нас, как дальних родственников и с удовольствием рассказывали о своём храме, подсказывая на что обратить внимание и проведя очень интересную экскурсию. Единственная их просьба была — не фотографировать молящихся прихожан.
В конце концов, не Бог весть какое и заведение — этот Шамординский монастырь. Мне проще отговорить желающих от поездки, рассказав им эту историю, нежели спорить с маразматичной монахиней.
Настроение было испорчено окончательно. Пришлось приложить немало усилий, чтобы вновь разглядеть красоту окружающего мира и заставить себя спуститься к источникам. Не потому, что хотелось чудес, или нуждался в излечении — просто там красивые места.
В общем, погулял по лесу, подышал озоном и послушал пение птиц — настроение потихоньку вернулось к прежнему уровню. Но для себя я уже твёрдо решил: больше сюда — ни ногой! Даже если от этого будет зависеть спасение человечества.
Только поэтому я решил зайти в монастырское кафе. Чтобы потом не корить себя за то, что мог бы попробовать монастырской еды, но не сделал этого. Кафе оказалось обычным, правда, с некоторыми «дополнениями». Например, отдельно стоит столик, с монастырской трапезой: щи, пшеничная каша, солёные огурцы и хлеб. Цены нет. На столе есть коробочка для пожертвований и стопка пластиковой одноразовой посуды. Сам себе накладываешь порции, сам оплачиваешь, сколько сочтёшь нужным.
Решил попробовать. Щи и пшеничная каша на воде — это, конечно, забористо! Если монахини питаются точно так же, то понятно, почему они злые. Я тоже готов был бы кого-нибудь загрызть от жизни впроголодь. Водой-то сыт не будешь. Хотя, думаю, всё это ради публики — в лицемерии и ханжестве местных сестёр я уже убедился.
Словом, вот такой он — монастырь в Шамордино. Был я в нём два раза. И второй раз оказался заключительным. Отныне и сам сюда ни ногой, и других буду отговаривать — нет в них света, и делать тут нечего. Таково моё мнение.
А ехать сюда или нет — решайте сами!
Всем тёплого лета и приятных путешествий!