Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Отчёт о поездке Торжок — Коломна

Отчёт о поездке Торжок — Коломна

11.10.2023 | 4974 просмотра

В начале мая этого года состоялась поездка по маршруту Торжок — Тульская область — Калуга — Куликово поле — Епифань — Зарайск — Коломна. Дорога до Торжка по М-11 от Санкт-Петербурга ничем не примечательна, состояние трассы хорошее. Движение было довольно интенсивным, и немного напрягали водители большегрузов, которые периодически устраивали обгоны друг друга с разницей скоростей примерно 10 километров в час. Кроме того, из интересного были замечены несколько раз тестируемые беспилотные автомобили с водителем и логотипом сбера, обвешанные камерами, антеннами и другим неизвестным оборудованием, ползущие со скоростью ниже разрешеной. Дорога до Торжка заняла около 5 часов с одной остановкой для кратковременного отдыха в Гриль кафе за Великим Новгородом.

Погода в начале мая этого года стояла довольно холодная. Хотя было солнечно, но температура не превышала пяти-семи градусов. Прибыли в Торжок примерно в 13:00 и остановились для начала в центре исторического города. Торжок производит двоякое впечатление. Мы в нём не были около 10 лет, и за это время мало что изменилось. Въехав в город по Ленинградскому шоссе, первую остановку мы сделали возле Ильинской церкви на улице Красная гора. Храм в очень хорошем состоянии, и, конечно, мы зашли внутрь.

Затем мы не могли не посетить музей и магазин самого известного народного промысла города Торжка — золотого шитья. Небольшой музей и магазин изделий фабрики золотого шитья находится на выезде из города, и там мы провели довольно много времени среди прекрасной продукции этой фабрики. Сам город очень приятный. Старая части города — большое количество исторической застройки 18-19 веков, много сохранившихся храмов. Многие постройки сохранились очень хорошо и поддерживаются в приличном состоянии. Однако в то же время многие дома полуразрушенные. Стоят с провалившимися крышами, без окон, и через пустые провалы окон видно, что внутренняя часть завалена различным мусором. Причём такие постройки можно обнаружить в самом центре, возле пешеходного моста. Голубь попал в кадр случайно, но весьма символично — именно эти птицы украшают герб города.

Далее по старинным улочкам города они разбросаны в достаточно большом количестве, даже на Набережной реки Тверца, которая считается открыточным видом, тоже можно найти такие дома.

После посещения магазина мы решили заехать в гостиницу, в которой собирались ночевать и забронировали заранее. Гостиница называется «Постоялый двор» и находится в непосредственной близости от Борисоглебского монастыря. Там нас уже ждали, как оказалось. И эта гостиница нас приятно поразила гостеприимством своих хозяев, а также качеством номеров, обустройством и внутренней отделкой. Каждый номер выполнил в своём стиле и посвящён одному из жителей города Торжка, которые оставили свой след в истории не только города, но и страны. Так что это не просто гостиница, а небольшой музей. Хозяин показал нам все свободные номера, предложил выбрать любой на свой вкус, вручил ключи — и никакой бюрократии!

«Постоялый двор» находится рядом с Борисоглебским монастырем, в нём есть прекрасная трапезная, в которую мы зашли подкрепиться. Очень вкусно, недорого и домашняя атмосфера. Далее заехали к Тихвинской церкви 17 века, но, к сожалению, она была уже закрыта. Она недавно неплохо отреставрирована, внутри хорошо сохранились росписи и «небо», более характерное для русского Севера. Далее осмотрели Борисоглебский монастырь.

Зашли в Введенскую церковь, она в хорошем состоянии, очень красивая. Борисоглебский собор работы архитектора Н. А. Львова закрыт на бесконечную реставрацию. Далее мимоходом осмотрели Новоторжский кремль, который представляет собой реконструкцию, где проводятся всякие мероприятия. Вход платный, хотя смотреть там особо нечего. Далее двинулись в сторону пешеходного моста, рядом с которым расположены торговые ряды и большая площадь, которую мы определили как центральную. Во всяком случае на ней находится здание бывшего магистрата, которые насаждал в городах Петр 1.

Рядом с мостом процветает торговля сувенирами.

В основном это, конечно, золотое шитье, и мы приобрели пару прекрасных изделий непосредственно у автора, немного побеседовали о народном промысле, его дальнейшей судьбе. Далее отправились гулять по обоим берегам Тверцы, заходя в прилежащие улочки и дворы. Застройка 18-19 сохранилась в большом количестве, в этих домах живут люди, и мы сделали вывод, что бытовые условия тоже остались на уровне веков постройки. Жители набирают воду на улице из водопроводных колонок (хорошо, что не из реки). Неоднократно попадавшиеся нам грузовики с дровами наводили на мысль о печном отоплении. А холод, кстати, стоял страшный, и мы надели на себя чуть ли не всю захваченную с собой одежду.

От реки вверх идут узкие улочки, переходящие в пешеходные лестницы. По одной из них мы поднялись к Воскресенскому собору. Как пишут путешественники в отзывах «Бывший женский Воскресенский монастырь. Основан в 16 веке. После революции монастырь был закрыт. Собор, колокольня, церковь и келейные корпуса сохранились, хотя и находятся частично в руинированном состоянии и закрыты». Написано ровно за год до нашего посещения — ничего к лучшему не изменилось. Зато открывается вот такой вид на город.

Далее сделали небольшой круг по городу пешком, прошли по улице Красная гора и обратно по ещё одной улице-лестнице (Почтовая лестница). Прошли мимо Путевого дворца, едва видного в зарослях бурьяна. Императорский дворец, памятник, охраняемый государством. Всё время пребывания в Торжке во мне боролись два чувства — очарования и грусти. Я никак не мог решить для себя, что же я вижу —разрушающийся прекрасный город в стадии необратимого умирания или возрождающийся из пепла и небытия? Мне хочется верить, что у города есть будущее и он ещё станет прекрасным, притягательным для жителей и туристов. В итоге впечатление всё равно осталось приятное.

Вот такая попытка облагородить набережную здания у администрации города.

Или вот такая зона за торговыми рядами. Ну, хоть что-то. Но, наверное, пока у города не появятся настоящие хозяева, благотворители, толку не будет.

Вернулись на «Постоялый двор», порядком устав. Гостиница заполнилась постояльцами, которых нам не удалось увидеть, но зато наслушаться — в полной мере. Однако усталость накрыла и их, и наступила тишина.

Встали рано утром, так как предстояло преодолеть ещё около 400 км до нашей основной цели — посещения родственников в Тульской области. Машина покрылась инеем! Это 7 мая! Выехали на М10, затем свернули на Лотошино. Это, наверное, было ошибкой, хотя я прокладывал маршрут заранее и отсматривал дороги на панорамах навигатора. Хотелось объехать Москву с неизбежными пробками и недоделанный западный участок ЦКАДа. Состояние дороги на территории Тверской области просто аварийное, об этом прямым текстом информируют щиты, рекомендуя ехать 40 км/ч. Позор местным властям ещё раз!

После Лотошино началась Московская область, и дорога резко улучшилась, но ненадолго. Желая немного срезать, в Поречье свернул на Можайск, и начался слалом между ямами глубиной в полколеса и шириной до метра. В прошлом году проезжали здесь — такого не было! Спасал низкий трафик. Можайск проехали без остановки, мы были здесь в прошлом году, и город очень понравился. Дальше дорога нормальная, заранее маршрут был проложен через Медынь до М3, и на этом участке по поводу качества дороги были сомнения. Поэтому при пересечении с М1 было принято решение ехать по ней до А108 и далее по ней. Навигаторская Алиса истерически советовала развернуться, заламывая виртуальные руки, но мы продолжали движение вперед. Дальше дорога знакомая, до М3 и далее по ней до места назначения.

Проведя несколько дней в насущных делах, решили немного возобновить культурную программу. Были колебания между посещением Калуги или Поленова, в итоге выбрана Калуга, так как второй вариант получался довольно утомительным с пробегом более 300 км. Калугу мы постоянно проходим в наших поездках по обходам, а в самом городе были давно, вот и решили посетить. И не пожалели, впечатление осталось в целом приятное. Сначала заехали в Георгиевский собор, где находится один из списков знаменитой иконы Калужской Божией Матери.

Где находится подлинник, никто не знает. В Калуге существуют три таких иконы, но, скорее всего, все они списки, а настоящая должна ещё проявиться в свое время. По крайней мере, я сделал такой вывод после изучения источников. Собор прекрасен, в очень хорошем состоянии.

Далее двинулись к центру города ( в нашем понимании это район Торговых рядов, парка над Окой и городской администрации). Пусть калужане поправят, если на самом деле центр города находится в другом месте:-) Здесь тоже все выглядит достойно. Правда, Торговые ряды занимают почти полностью пафосные рестораны, зато внутри оборудована неплохая детская площадка, сделанная «под старину». Побродили по окружающим улочкам, зашли в парк. Там тоже хорошо, доминанта — кафедральный Троицкий собор. Он огромен, говорят, что до постройки Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге это был самый большой храм в России.

«Строительство Свято-Троицкого кафедрального собора было начато в 1786 г. и завершено в 1808. Купол храма, увенчанный крестом, возведен в византийском стиле в форме полушария. Это первый в России безопорный купол, внутренний диаметр которого составляет 16,75 м (наружный диаметр купола 19, 95 м)», — сказано на сайте собора. Внутри замечательные росписи, довольно необычные. В соборе находится вторая икона Калужской Божией Матери. По обе стороны от собора стоят недавно установленные памятники Св. Лаврентию Калужскому. Он изображен с секирой, которой он оборонял город от набега крымских татар. Симметрично ему стоит памятник Кукше — крестителю древних калужан.

Дальше за Торговыми рядами (Гостиным двором) зашли в церковь Рождества Богородицы, очень она привлекает своим видом «По описи Калуги 1626 г. на данном месте значится деревянная церковь Рождества Богородицы с приделом св. Николая «На посаде». В 1685 году была построена каменная церковь на месте деревянной. По описи 1685 г. она названа уже с приделом великомученика Никиты и с «колокольнею в 7 колоколов». 

Далее решили двинуться ко второму предполагаемому центру Калуги — району Драматического театра. Там нам пришлось столкнуться даже с пробками — в будний-то день в середине дня! Кроме того, там обнаружилась еще одна примета больших городов — платная парковка. Кстати, это говорит о том, что центр города именно здесь! Стоит заметить, что я принципиальный противник платных парковок, считаю, что это совершенно ничем не обоснованный побор, ограничивающий свободу передвижения и не несущий ничего полезного. Все аргументы — типа «так везде в мире, так удобнее, так мы разгрузим город от автомобилей» и т.п. меня не убеждают совсем. Автомобилисты платят транспортный налог, гору акцизов, включенных в стоимость бензина, куда это всё идет — непонятно. И с чего бы это я должен платить неизвестно кому и за что?В Калуге, кстати, пошли по пути минимальных вложений в оборудование зоны платной парковки — нет ни разметки, ни паркоматов в поле зрения, ни контролеров. В Санкт-Петербурге контролеры вальяжно перемещаются на Логанах, Рио и Грантах. Недавно попался один даже на Эволюте за 3,5 миллиона! Борюсь я с этой модой пассивно, составляя свою карту города с местами, забитыми в навигатор, где еще пока можно запарковаться бесплатно. Естественно, так я поступил и в Калуге, быстро найдя укромный двор поблизости.

Наша цель в этом районе была найти калужские сладости и что-то из сувениров. На Театральной улице в это время раскинулась некая ярмарка вин и сыров с активной дегустацией. Опять-таки, напомню, стоял рабочий полдень. Это показалось нам несколько странным мероприятием. Зато там мы узнали о существовании магазина «Калужские лакомства» в ТЦ «21 век» и отправились туда. Местные кулинарные особенности — калужское тесто и пряники. Цены оказались не очень гуманными, но кое-что мы приобрели. Далее мы решали, стоит ли ехать в монастырь на Калужке — место обретения и нынешнего пребывания третьего списка иконы.

Он находится недалеко, за городом, но возникли сомнения в качестве дороги, к тому же и подустали — решили на этом завершить и вернулись.

Остаток нашего пребывания в Тульской области пролетел незаметно — и вот мы выдвинулись в обратную дорогу домой, в которую были включены ещё несколько мест.

Первая точка — Куликово поле. Выехали утром, навигатор повел через Тулу. Дорога приличная, правда на объезде Тулы уже попали в пробки. Далее маршрут оказался довольно сложным — обойдя Тулу с юга, мы свернули на Новомосковское шоссе и поехали в сторону М4. Дорога неплохая, но довольно загружена и много населенки. Выехали на М4 и двинулись на юг, скорость увеличилась. Пунктов оплаты не было замечено, хотя мы проехали довольно большой участок до Черной грязи. Там свернули на второстепенную дорогу. Кстати, указателей на Куликово поле нам не попалось ни разу до момента, когда уже мы почти доехали. Без навигатора доехать шансов мало.

Дальше дорога пошла меж полей, небольших деревень, практически по степи. Дорога узкая, но не разбитая, движения почти нет. Похоже, что она повторяет границы полей, так как периодически поворачивает на 90 градусов, что не мотивировано ландшафтом. Романцевские горы миновали, хотя они были в первоначальных планах. Хватило вида с дороги. К тому же пишут, что по понедельникам, а это был именно он, там всё завалено мусором после пикников. Довольно быстро доехали до Епифани. Дальше опять пошли гигантские ямы, к тому же пропал интернет. Пересекая Дон, который здесь ещё похож на ручей, мы шутили, что началось полное погружение в 14 век и сейчас мы пересядем на коней. Гостиница у нас была забронирована на Базе Экспедиции в селе Монастырщино, и сначала мы заехали туда отметиться. Убедившись, что нас ждут, поехали уже в сторону музея. Мемориалов несколько.

Один из них находится практически напротив музея, туда мы и отправились, Экскурсия у нас была запланирована на 14:30 (записывались заранее на сайте музея), и время ещё было.

Там находится вот такой храм-памятник, в котором изначально располагался музей (в боковых башенках и сейчас экспозиция археологических находок).

Смотровая площадка с таким вот планом сражения и памятная колонна работы Брюллова.


фото из интернета, коптера у нас нет:-(

Храм замечательный. Осмотрев все на Красном холме, отправились в Музей. Экскурсия началась вовремя, продлилась около 1,5 часов и была очень интересной. Вообще музей очень современный, огромный, оснащен мультимедийными средствами, и там вполне можно зависнуть на весь день. Половина музея создана специально для детей, та, в которой были мы — для всех возрастов.


Вид на Куликово поле с крыши музея.

При музее есть туристический центр, где можно пообедать. Там тоже всё тематически — в меню комплексные обеды русского, татарского воинов и венецианского наемника. Поскольку мы не воины, то взяли один русский на двоих, и нам вполне хватило, вкусно, атмосферно и недорого. Далее решили съездить в Себино — родину святой Матроны Московской. Около 15 км в по ямистой дорожке.


Вот такой храм 1777 года – во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Было очень тихо, спокойно, малолюдно. Поехали обратно в Монастырщино посмотреть ещё один мемориал.


Памятник Дмитрию Донскому, по обе стороны — от городов, ополченцы которых участвовали в битве.


Часовня у слияния Дона и Непрядвы. Рядом с гостиницей.

Гостиница вполне комфортабельная, цена приемлемая. В целом, посещение Куликова поля оставило очень хорошее впечатление. Музей, природа, люди — всё замечательно. Нужно только сделать нормальную дорогу и побольше информировать об этом замечательном месте.

Встали рано, на этот день была обширная программа. Сначала заехали в Епифань — посмотреть Успенский скит, который, по легенде, построен на холме, насыпанном пленными татарами. Оказалось, что он реставрируется, впрочем, внутрь зайти можно.

С холма открываются прекрасные виды на Дон.

Заехали в центр городка, где стоит огромный Никольский собор, что говорит о славном прошлом Епифани. Собор в стадии реставрации, восстановлена колокольня.

А сейчас, как ни прискорбно, градообразующим предприятием, очевидно, является Донской спиртзавод, приветствующий въезжающих со стороны Тулы. А между прочим Епифань — главный уездный город Куликовской битвы, место, где раздробленные княжества стали одним русским народом. Значит — Славный, Знатный, дословно — явленный…

Простившись в Епифанью, мы двинулись на Зарайск. Наш путь практически повторял в обратном направлении поход Дмитрия Донского. Дорога оказалась приличного качества, пролегает в основном через возделанные поля, мелкие городки и деревни. Проехали Кимовск — ничем не примечательный городок. Дальше ехали по навигатору, и, по нашим ощущениям, уже должен был быть Зарайск, но это оказались Серебряные пруды — милый городок, но мы его прошли без остановки.

И вот наконец Зарайск, знаменитый своим кремлем, а также тем, что центр города недавно отреставрирован по проекту московских урбанистов. Кроме этого, Зарайск связан с именем Ф.М. Достоевского, неподалеку от города находится бывшее имение Достоевских Даровое, где будущий писатель проводил летние каникулы, а впоследствии использовал воспоминания и топонимы в своих произведениях. Мать Достоевского временно захоронена в соборе Зарайского кремля (Собор Усекновения Главы Иоанна Предтечи). Осмотр города начали с посещения Коврижечной — местной кулинарной достопримечательности.

Отведали коврижек, которые нам весьма понравились, как и само заведение. Взяли и с собой на подарки.


Украшение интерьера коврижечной.

Далее прошлись по центру. Все довольно мило, но как-то по прочитанным ранее рассказам мы ожидали большего.

 

Конечно, если бы привести в такое состояние весь город — это была бы просто туристическая жемчужина. Будем надеяться. Дальше зашли в кремль.

Главный собор кремля — Собор Николая Чудотворца, находится на длительной реставрации, можно посетить только Иоанновский. Вокруг кремля тоже идут работы, так что надежды на возрождение Зарайска есть.

Далее отправились в Коломну, последнюю точку нашего маршрута. Дорога хорошая, места живописные, движение, умеренное. Доехали довольно быстро, навигатор привел в центр, остановились у конькобежного центра и оттуда пошли прямо в Кремль. Он здесь необычный — мощные стены прерываются во многих местах и на территории, помимо храмов и монастыря, расположены обычные жилые дома. Кремль стали разбирать на кирпич при Павле 1, решившем, что он больше не пригодится в качестве укрепления.

Знаменитая так называемая Маринкина башня, где по легенде содержалась в заточении Марина Мнишек, впоследствии превратившаяся в ворону. В Коломне много городских легенд, история ее действительно богата событиями. Обойдя кремлевские храмы, мы незаметно покинули территорию кремля через Пятницкие ворота, выйдя к «Калачной». Калач — ещё один коломенский бренд, наряду с пастилой, эти изделия продаются во многих местах и с разным антуражем типа мастер-классов и исторических реконструкций.

Затем снова вошли в кремль, где можно бродить бесконечно, наслаждаясь такими видами.


Зеленый домик на заднем плане — Дом Куприна.

Вот такой модерн и ещё один бренд — коломенский патефон. Множество небольших музеев, любители которых могут там надолго завязнуть. Есть даже музей трамвая, а настоящие трамваи курсируют по улочкам города, что довольно необычно. В общем, Коломна нас покорила. Мы продолжали бродить, пока усталость не взяла свое, и посещение Голутвина монастыря, которое тоже было запланировано, решено было отменить. Поехали в гостиницу с незатейливым названием «В Коломне», которая находится недалеко от центра и тоже порадовала нас гостеприимством, качеством номера, хорошо оборудованной кухней и тишиной.

Хорошо отдохнув, на следующий день с утра отправились домой. Маршрут был составлен через ЦКАД, далее небольшой кусочек М10 и затем М11. Заехать на ЦКАД без навигатора довольно проблематично, но нас навигатор провел хорошо и после примерно получасового толкания от Коломны, несмотря на будний день, мы вышли на ЦКАД. Далее доехали до дома без происшествий, установив при этом неожиданно рекорд по времени — 880 км за 8 часов с тремя небольшими остановками.

Поездка очень понравилась, особенно выделяю Куликово поле и Коломну. В этот город хочется вернуться ещё раз, и я пожалел, что заложил всего лишь половину дня на его осмотр.


Дром

Комментарии

 
Тула
Сообщений: 163
Дорога от Епифани до Куликова поля и Себино близка к идеальной. Гигантских ям там нет совсем, что-то путаете.
5
 
Ответить
 
автор
Сообщений: 7
Senat03
Дорога от Епифани до Куликова поля и Себино близка к идеальной. Гигантских ям там нет совсем, что-то путаете.
возможно после нашего проезда заделали:-)
2
4
Ответить
 
Тула
Сообщений: 163
my6king
возможно после нашего проезда заделали:-)
Просто я туда туристов той дорогой давно и регулярно вожу. Всю красоту Романцевских гор-Кондуков с дороги не увидишь. Мусор там конечно присутствует, но день недели на его количество не влияет. И это с чем сравнить. К примеру 2 года назад там мусорных баков не было совсем и мусора было существенно больше.
5
1
Ответить
 
автор
Сообщений: 7
Senat03
Просто я туда туристов той дорогой давно и регулярно вожу. Всю красоту Романцевских гор-Кондуков с дороги не увидишь. Мусор там конечно присутствует, но день недели на его количество не влияет. И это с...
не спорю.Я хотел туда заехать, но времени было мало, в итоге пришлось пожертвовать природной красотой ради другого
2
1
Ответить
Regular Name
Свои только древние монастыри, остальное привозное.
7
9
Ответить
11911451
Мы в середине августа этого года ездили на озеро Селигер из рязанской области. По пути туда и обратно останавливались в городе Торжок. С автором полностью согласен по поводу города, чувство двоякое. По поводу дороги, туда навигатор проложил путь через город Москва по ново дороге СВХ. Светофоры,пробки не большие и медленный трафик. Обратно ехал через ЦКАД. Да дороже, да по километражу дальше, поставил на круизе 125 и без остановок и по времени быстрее
4
1
Ответить
 
автор
Сообщений: 7
11911451
Мы в середине августа этого года ездили на озеро Селигер из рязанской области. По пути туда и обратно останавливались в городе Торжок. С автором полностью согласен по поводу города, чувство двоякое. По...
Да, восточная часть ЦКАД выручает, а западный бесплатный участок имеет засаду на пересечении с Можайским шоссе и ж/д. Пару раз попадал там в мертвые пробки
3
1
Ответить
 
автор
Сообщений: 7
Regular Name
Свои только древние монастыри, остальное привозное.
Ну может быть ещё природа и люди тоже свои?Дорога всегда дарит встречи с интересными людьми и прекрасные пейзажи
2
1
Ответить
12290187
Санкт-Петербург
Только и осталось,что по Епифаням кататься...
8
7
Ответить
77праворульшик77
Москва
Люблю эти места, дошёл до зет-рыцаря на стене трапезной. Нет, наверное все-таки любил, читать расхотелось.
10
5
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром