|
Как родилась идея посетить страны бывшей Югославии?
Все просто — визы нет, ковидных ограничений нет (поясню ниже), море будет, туристическое любопытство…
Ковидные ограничения: страны открыты для туристов, отсутствует карантин как по прилету туда, так и обратно в Россию, низкий уровень заболеваемости, для приезда нужно (один из вариантов):
Скопье — столица Македонии. Численность — 509000 человек.
Внутри аэропорта была огромная очередь из прилетевших (не только на моем рейсе), которая очень плотно двигалась по выделенной растяжками змеевидной дорожке. Это было видно хорошо с лестницы, по которой спускался к таможенному контролю. Толпа очень плотно выстроилась, начиная с подножья лестницы, далее очередь уходила далеко вперед, обвивала колону и возвращалась назад к лестнице, откуда поворачивала в сторону таможенных будок. При этом, рейс прилетел в 20:00 по-местному. Согласно расписанию автобус, который идет в город, отъезжает в 20:30, т.е. походу не успею. Такси до города стоит дороже, в интернет-ресурсах указана стоимость 15-30 ЕВРО в одну сторону. И такие мысли были не у меня одного, кругом много русских, которые тоже смотрели расписание этого автобуса (только один ходит — Vardar Ekspres). Кто-то из предприимчивых вклинился в очередь минуя длинный «забег туда и обратно», и все с лестницы пошли прямиком к контролю, к молчаливому недовольству стоящих — се ля ви. Короче, быстро прошел затор.
На стойке таможенник к паспорту попросил предъявить сертификат вакцинации (распечатан с сайта госуслуг).
Аэропорт небольшой. Возможно даже уступает по размерам родному аэропорту из Хабаровска. При обратном вылете на стойках регистрации увидел наклейку, что данный аэропорт получил награду «Лучший аэропорт 2020» (премия ASQ, в своей категории). Мелочь, а приятно.
В Македонии цены в местной валюте — македонский денар. На 01/10/21 курс в обменнике аэропорта был 1 евро = 53,67 денара. Обменял 20 ЕВРО (1073 денара), из них домой привез чуть больше 600. Автобус из аэропорта принимает только наличку: денары (около 170), ЕВРО (3 евро).
В автобус сел одним из первых, на удивление. Через минут 5-10 возле автобуса была очередь желающих. Когда все места заняты, водитель предлагает остальным желающим ехать стоя, никто не соглашается. Водитель немного владеет английским, совсем чуть-чуть русским (вероятно из-за схожести некоторых слов) и в совершенстве македонским. Дорога до города занимает минут 40.
Автобус останавливается в городе в трех местах. Конечная остановка — гостиница «Holiday Inn», это самый центр. До моей гостиницы «Hotel Gold» примерно 15 минут пешком.
Завтрак в гостинице на последнем этаже с огромными окнами. Первое время просто залипаешь, осматривая все, что попадается твоему взору: окружающие город холмы и горы, низкоэтажные строения, открывающийся напротив местный рынок, даблдеккеры (!). Красные двухэтажные автобусы сильно контрастируют на всем остальном фоне. Хоть я и не был в Англии, но такие автобусы видел только там (кино или картинки), а тут их куча на дорогах и даже появляется маленькая иллюзия того, что я в пригороде Лондона.
Пора забирать прокатное авто.
Итак, выбирал фирму достаточно долго. Не скажу, что нашел ЛУЧШИЙ вариант, но своим выбором я остался доволен.
Мой маршрут — проехать через четыре страны (Албания, Черногория, Босния и Сербия) и вернуться обратно в Скопье. Во-первых, возврат авто в другой стране — это дополнительная плата (как правило, не менее 70 ЕВРО), во-вторых, авиабилеты в Скопье и обратно в РФ дешевле, чем были варианты из соседних стран.
Машины смотрел через несколько ресурсов: rentalcar, skyscanner, avis, sixt, booking, economybooking, onetwotrip. Был еще один вариант, найденный на форуме Винского, но потом не смог найти эту ссылку (но, возможно, просто выросла цена на следующий день), там был вариант самый дешевый. В итоге выбор остановил на ресурсе economybooking (скачал приложение на телефон) — это агрегатор, где предлагаются различные фирмы по аренде.
Срок аренды: 2 октября (Скопье, центр города) — 14 октября (Скопье, центр города). Цена: 29334 руб. (вкл. страховку «Полная защита» около 8000 руб., это дополнительная оплата). Кстати, такая страховка меня один раз спасла от штрафа порядка 250 ЕВРО, когда брал авто в Италии и на выезде из города снес боковое зеркало об знак, фирма списала у меня 250 ЕВРО, а страховая вернула мне эту сумму.
Автомобиль Opel Corsa, механическая коробка передач. Прокатная компания «BUDGET».
Почему мой выбор пал на этот агрегатор и прокатную фирму «BUDGET»?
Самая главная причина — это то, что на моем маршруте планируется пересечение 4 границ различных стран. Это дополнительная опция при бронировании, которую необходимо оплатить, иначе, в случае если не сообщить, а потом выяснятся данные факты, будет удержан штраф с депозита. Рисковать я не стал (вдруг у них GPS-треккеры стоят, поискал инфо на форумах, не нашел ответа). И именно в этой фирме данная опция оказалась самой экономной — 30 ЕВРО/граница. В остальных при таких же ценах аренды либо были ограничения по въезду в указанные страны, либо цена границы была выше (был вариант за 70 ЕВРО/граница). При оформлении аренды менеджер спросил у меня, планирую ли я пересекать границы. Сказал, что поеду до Черногории и обратно (русское АВОСЬ, куда без него). Если потом спросят, скажу, что меня заблудил навигатор, «не знаю, как так получилось». 60 ЕВРО. Оплата сразу по карте.
Авто пришлось ждать полчаса. Вероятно, мыли, заправляли. Короче, мой ярко-красный OPEL, а-ля пробник Ferrari, ждал меня. К сожалению, за всю дорогу не сделал ни одной фото этой красной фурии, но периодически она будет попадаться на фотографиях красивых мест.
Кстати, адрес фирмы (Str Mito Hadzivasilev Jasmin, 1000) не находит ни один навигатор. Искал через навигаторы, в итоге на карте установил ТРИ локации, согласно моим поискам. Они рядом, был готов все пройти. Прокатная контора оказалась в торговом центре «RAMSTOR». Зашел посмотреть торговый центр и увидел вывеску по аренде авто.
Немного про сам город. Маршрут из гостиницы до торгового центра пролегал через самый центр, минут 15-20, но успеваешь осмотреть всю специфику жизни македонцев.
Несмотря на то, что это СТОЛИЦА страны и ты в самом центре ее, ты можешь это понять, только находясь на главной площади — Площадь Македония. В остальном это достаточно простой город, который не избалован туристами. Может сейчас в условиях ограничения въезда в западноевропейские столицы — это окно в Европу (при наличии шенгена) и от этого чуть больше внимания этой стране, но, когда все границы откроются, эта страна будет для любителей чего-нибудь «этакого», любителей не попсовых мест. Страна/город с кристально чистым местным колоритом. Да, в стране есть пара достопримечательностей, которые засветились в известных тревел-программах и у блоггеров-путешественников, такие как озеро Охрид и каньон Матка. И они привлекают своих «клиентов», но в целом это страна со своим бытом, культурой и историей, которую любопытно посмотреть «коллекционерам», тем, кто предпочитает раствориться среди местных жителей, не толкаясь плечами с такими же «коллекционерами».
Площадь Македония — красивая площадь, в центре которой огромный памятник Александру Македонскому. Вообще рядом с этой площадью много различных памятников. По этому поводу есть неоднозначные мнения туристов и местных жителей. Первые считают, что они украшают центр города, вторые — что это безвкусица.
Побродить вокруг этой площади точно стоит, так как рядом расположен мост, который соединяет эту площадь с площадью Филиппа II, и красивое здание археологического музея, и можно посмотреть пришвартованные корабли-гостиницы, и все это, и не только, окружает бесчисленное количество статуй и памятников.
А мне пора в дорогу…
Погнали.
За навигацию отвечает приложение maps.me (офлайн навигатор).
Первое место посещения — озеро Охрид, 172 км или почти 3 часа пути от Скопье. Выехал где-то около 14:00.
Забегая вперед, скажу, что не успел насладиться этим местом, поздно приехал, под самый закат.
За что я люблю автопутешествия, так это за свободу перемещения. Едешь, куда хочешь, и наслаждаешься всем вокруг. Именно в этом приключении пришел к выводу, что не могу сидеть на месте. Меня постоянно движет в дорогу. Если я осмотрел все, что привлекает, мне надо двигаться дальше. Песочно-пляжное «батонство» не для меня.
Дорога из города идет среди холмов и гор, и ты разглядываешь все эти манящие изгибы, рассматриваешь каждый сантиметр этих природных «женских тел» и мчишь вперед с эйфорией от этого окружения, горизонт не останавливаясь извивается и не дает возможности отвести взгляд (Фрейд тут ни при чем, хотя… never mind). Короче, реально красиво.
Согласно своему навигатору, в районе городка Гостивар ухожу влево (выложенное фото маршрута из google maps, нормальный маршрут), и тут начинается прикол этого приложения (maps.me). Маршрут с автострады уводит через какие-то мелкие поселения, дачи, но асфальт. Ну ладно, ему видней, вероятно эта дорога короче. Хотя видно, что не популярная. Дальше реально начинается что-то типа сельхоз угодий, через холмы, и дорога шириной в одно авто. Машин вообще нет, ни в попутном, ни во встречном направлении. Ну ладно, сократим. В самых ебенях (сори, если что) навигатор показывает сворачивать налево на проселочную дорогу, где навстречу идут две местные бабушки. Ну ладно, ща ща вылетим на магистраль. Начинаю ехать по так себе дороге и в зеркало заднего вида смотрю, что бабушки остановились и провожают взглядом, долго провожают, пока не скрылся за поворотом. Обычно так начинаются хорроры в Голливуде. Вот тут чет я напрягся. На всякий случай, у меня маленькое авто, а дорога начинается как на горную рыбалку. Дорога вся цветет травой, камни, ямы, маленькие речки. СТОП. То есть по этой дороге туристы ездят из столицы к главной достопримечательности страны? По этой дороге не то, что ехать, идти не хочется до озера, разве что за брюквой или че у них тут бабушки собирают. Довел меня до сарказма этот навигатор.
Дальше я отменил маршрут в навигаторе, проложил его до трассы, с которой свернул. Снова проехал через деревушки, наблюдая как местные жители благоустроили свои участки возле домов, порассуждал, как умиротворенно живут здесь местные, и примерно минут через 30-40 мчал по трассе снова к озеру только уже по нормальному пути, а не сокращенному по версии maps.me. Уже не раз убеждаюсь, что иногда он прокладывает крайне странные маршруты. В общем ВНИМАТЕЛЬНЕЙ с маршрутами, иногда стоит перепроверить.
У озера я был около 18:00. Солнце садилось. Успел только дойти до пирса. Немного насладился безмятежной поверхностью озера. Все. Фиаско. Все равно красивое место. Все заставлено авто на подъезде к побережью. Кругом кафешки, молодежь, зеленные территории, выглядит просто как центровое место близ озера. Уютно.
Это городок Охрид. Место для машины надо поискать. Нашел свободное место, припарковался. Когда закрывал авто подходит прохожий и спрашивает, насколько оставляю машину. На час. С вас 10 или 20 денар (не помню). Не стал спрашивать, откуда он взялся такой. У нас-то много таких «помогаек». Отдал денежку. Он достал из кармана квитанцию. Все расписал и воткнул мне под дворник. О как. Позже, когда припарковался перекусить, точно такая же ситуация. Куча машин припаркованных и какой-то дяденька подошел и все то же самое. Цена, квитанция, дворник.
Очень хотел посмотреть место, которое чаще всего выдает поисковик по этому озеру. Церковь Иоанна Богослова в Канео. Погуглите. Увы…
Снова maps.me. Маршрут до города Дуррес (Албания). Численность — 175000, второй по величине. Место на ночлег и далее в Черногорию.
Охрид — Дуррес, 167 км или почти 3 часа пути.
Далее дорога шла уже в темное время суток, то, что я больше всего не люблю в таких приключениях. Едешь по новым для себя местам и ничего не видишь вокруг, кроме фар и фонарей. Это мой просчет, с которым столкнусь еще не раз.
Страны, которые были в моем маршруте изобилуют простыми дорогами, которые с одной стороны живописные за счет красивой природы, населенных пунктов, но при этом медленные, средняя скорость 60-70 км/ч. Практически отсутствуют автобаны и платные дороги. Если правильно это учесть в своем маршруте, то это только плюс этих стран. Если в Западной Европе дистанция в 100 километров, как правило, проезжается максимум за час, а то и быстрее, то здесь 1,5-2 часа. В итоге из Охрида до Дурреса, расстояние около 350 километров ехал 6-7 часов.
Из запоминающегося в темном маршруте до Дурреса:
Все, спать. Тяжелый первый день автоприключения, но очень насыщенный на удовольствия. В номере окно и сказано, что вид на море, утром оценим лепоту морского побережья.
Утро. Хочется открыть окно и насладиться видом на морское побережье. Поднимаю рольставни (в отеле вместо глухих штор рольставни) и… Сосна. Походу ровно середина сосны, судя по могучему стволу и огромным веткам. Ну тож вариант. Всяко лучше, чем соседские окна/балконы с сохнущими труселями или хозяевами этих труселей. Ладно. Не критично (хотя при бронировании указано, что окна на море).
На завтраке я был один. Походу не сезон. Кроме обслуживающего персонала никого больше не видел в отеле. Завтрак на террасе на крыше гостиницы. Тепло. Вид на соседние гостиницы, дома, улицы. Завтрак мне готовила женщина, которая принесла еду с собой в корзинке. Сначала меня это напрягло (привык на готовенькое приходить), но потом даже почувствовал какую-то эксклюзивность. Один на всей террасе и мне готовят завтрак. Зачет.
Хоть Албания и была транзитной, но немного стоило уделить внимания. Первым делом на набережную. Желательно самое центровое место.
В очередной раз убеждаешься, что даже такой афишируемый прибрежный городок Албании, как Дуррес, не избалован туристами. Чуть только свернул с улицы с гостиницами, и сразу проваливаешься в повседневность жизни албанского жителя. Никакого шика, гламура, красочности. Обычные дороги (хотя получше, чем на родине), мрачноватых цветов заборы и стены домов, мусор. Просто жизнь без украшательств. И фрукты, которые растут вдоль дорог, и никто не обрывает, как мы в детстве. Очень много граната.
Набережная, на которой немного провел время, снова перенесла из повседневности албанца в умиротворенность туриста. Приятная для пешей прогулки длинная набережная с бесчисленным количеством кафешек, спокойное бирюзового цвета море, наслаждаются утренней жарой местные семьи. Жарко (+20-25). Кстати, именно семьи (папы, мамы, дети). Это бросилось в глаза. Время было не больше 11:00 утра, суббота (2 октября). Обычно в это время все отсыпаются от трудовых будней, от пятничных посиделок, а тут другой мир. Вся эта картинка позволила мне предположить, что их ценности немного иные. Приятно. Хорошее место. Стоит посетить. Нет названия этой набережной, но ориентир «Hotel Ventus Harbor».
Еще одно место на маршруте до Черногории — Cape of Rodon (мыс Родон).
Дорога идет в основном через жилые районы, частные участки, где и растет вся эта фруктовая манящая прелесть: гранаты, сливы, яблоки, груши. В огромном количестве. Соблазн остановиться и нарвать велик, но что-то останавливает. Понятно, что на территорию участков не полезешь, может дробь в мягкие ткани прилететь, как минимум. Но и вдоль дороги достаточно. Все-таки взял пару гранатов, немного яблок и груши. Гранаты — кайф, как те, которые продаются 200 руб./кг. Яблоки тоже не хуже тех, что из Новой Зеландии завозят в Хабаровск. Вот груши, либо кормовые какие-то, либо рановато еще.
На мыс дорога уходит от основных трасс и начинает петлять через пригорки, холмы. Виды проплывают очень красивые. С некоторых мест открываются картины на обе стороны бухты от мыса. Дорога ведет почти да самого края.
Кстати, для дальневосточников. Те, кто был на мысе Тобизина (Приморский край), ощущения от мыса Родон схожие. Разница этих мест в культуре и немного в погодных условиях. Культурные — нет такого срача вдоль тропинок, да немного мусора на самом мысе присутствует; и нет такого дикого сносящего ветра (возможно, в Приморье был не в ту погоду). Был штиль. Ветра не было совсем (в Приморье чуть не унесло дрон). Море просто безмятежно обнимало мыс.
Въезд на территорию, прилегающую к мысу, платный. Вроде около 200 албанских лек (примерно 135 руб.) с автомобиля, уже точно не помню. Проезжаешь небольшой лесок, после чего открывается большая площадка, где оставляют автомобили. С одной стороны, облагороженная территория для отдыхающих, с другой стороны тропы, ведущие на мыс. Пешком дойти до крайней точки мыса от места остановки примерно минут 10-15 спокойной, наслаждающейся ходьбой. Красивое место. Стоит посетить.
Обратная дорога по холмам, и я снова на трассе, ведущей меня к следующему месту назначения.
Дуррес — Улцинь. 205 км или почти четыре с половиной часа пути (включая мыс Родон).
Снова спокойная размеренная дорога через городки, небольшие поселения. Не могу оторваться от фруктовых деревьев вдоль трассы. Граната тут очень много.
В одном поселении ВПЕРВЫЕ за все километры евродорог увидел АВАРИЮ. Прям передо мной. Скорость примерно 40 км/ч (т. к. знаки, арендованное авто, камеры), слева со второстепенной дороги приготовилась выезжать мадам, по встречке также неспешно едет какой-то путник, метрах в пятидесяти от меня. Абсолютно обычная ситуация на дороге. Девушка на второстепенке понемногу крадется к пересечению, какими-то нервными, едва заметными рывками, и затем перед водителем на встречной, который уже почти доехал до перекрестка, решает резко рвануть на мою полосу. БАМ. Ей снесло бампер, оптику. У пострадавшего все тоже самое. Судя по повреждениям, европротоколом не обойтись.
Почему меня зацепила эта ситуация? Вполне обычная ситуация для российских дорог, но нет! Как водитель со стажем 20 лет, скажу, что у нас в России тот, кто ехал по главной (запас был метров 10 максимум), несмотря на резвость девушки, в последний момент СМОГ бы затормозить или уйти в сторону, если бы смотрел на дорогу. Повторюсь, скорость была невелика. Времени для маневров куча, чтоб избежать столкновения. НО: либо залип в телефоне, либо он сам в шоке от этого дрифтера, и хотел посмотреть, чем все закончится. Короче, реально тупое ДТП для пострадавшего. А это еще и не магистраль, короче, долго придется ждать ДПСников…
Граница Албания — Черногория. Снова паспортный контроль, QR-код. Водительское даже не смотрели.
И снова петляющая среди невысоких гор дорога, приближающееся к горизонту солнце, все чаще попадающаяся гладь моря.
Несмотря на красоту города Улцинь, времени на его созерцание крайне мало (очередной просчет по времени в пути). И все-таки получилось насладиться немного красной черепицей в старом городе, небольшой птичий базар возле крепости (сначала не понял, что за шум, а это воробьи, судя по всему, на какой-то своей планерке). Солнце уже не слепит и не высвечивает. Хоть я и не профессиональный фотограф, так девственник-любитель, но это фото мне нравится больше всех за время поездки.
Дорога до Будвы (из Улцина — это 65 км или час пути) опять в свете фар, фонарей и в сопровождении теплого осеннего вечера.
Больше всего в дороге обожаю красивых попутчиков, от которых невозможно оторвать глаза, несмотря на то, что ты за рулем, тех, кто приятно дополняет твое увлекательное путешествие своей уютной молчаливостью, которые будто за руку тебя ведут насладиться собою. По дороге до Будвы моим прекрасным попутчиком было — МОРЕ. Я успел до полной темноты насладиться им. Большая часть пути идет по побережью, и ты невольно смотришь в его сторону, даже когда там бескрайняя тьма…
Гостиница «Hotel Pozzo».
Первый раз в Черногории был в 2009 году. Свадебное путешествие. Уже тогда это была красивая страна, неизбалованная туристами, нетронутая, с потрясающим ландшафтом, от которого невозможно оторваться. Именно это стало причиной того, что для большей части нахождения в одном месте я выбрал эту страну. Я хотел в этот раз посмотреть ее сам, так, как хочу, а не в рамках автобусного тура одного дня по всей стране (как было в прошлый раз, очень утомительно).
… но, первым делом. Море. Гостиница находится метрах в 500 от побережья. Накупавшись и обгорев (это я узнал только вечером, когда добрался до номера и посмотрел в зеркало — варенный рак. Все белокожие видели это много раз), погнал смотреть Sveti Stefan.
В принципе это все похождения первого дня: море возле отеля, затем вторую половину дня море возле Sveti Stefan и домой.
В моих программах на авто всегда есть прибрежные красивые города с симпатичными пляжами, но я только ноги мочу. Не любитель плавать, загорать/сгорать. В этот раз решил побатониться в море денек. Больше такого не будет.
Какое море в октябре? 4 октября погода была 24-26 тепла. Температура воды 20-22. Море очень комфортное для купания. Учитывая, что большинство дальневосточников летом отдыхают на приморских пляжах, где 20-22 это скорее максимальная температура, море тут в это время классное. Это конец сезона. Берег почти пустой от отдыхающих. Учитывая, что Адриатическое море пользуется огромной популярностью у европейцев в пик сезона, осеннее море шикарное. Единственное — берег галечный. В Черногории нет песочных пляжей. Это не напрягает, по крайней мере меня. Да, заход в воду выглядит как начинающий йог на гвоздях, и выход точно такой же, но море чистое, прозрачное, безмятежное и просто обалденное. Короче, кайф.
Второй день. Позавтракав, проверив заряд всей фототехники, шнурую кеды и в путь. Погода безоблачная. Осенняя жара. Самое то, чтоб осматривать красивые места.
Кстати, прелесть отдыха в Черногории (по моей шкале прелести) — любая дорога, ведущая к достопримечательностям страны, начинается с серпантина от побережья. Это главная фишка страны и то, чем она меня привлекает.
И вот, спустя минут 20, уже возвышаюсь над побережьем. На каждом повороте открывается панорама, от которой сложно оторваться. Красота нереальная. Вот из-за чего стоит посетить эту страну, особенно на автомобиле. Ты получаешь непередаваемые эмоции от своих открытий. Это та страна, в которой ты желаешь мчать на полностью прозрачном авто, чтоб не упустить ни одну деталь ландшафта. Настолько природа обнажает свои прелести, что это можно сравнить с первым неприкрытым «свиданием» с девушкой. Безупречно. Трепетно. И это только начало…
Котор. В этот городок стоит приехать именно в безоблачную погоду и тогда, въезжая в него, ты ощущаешь себя героем открытки, на которой красуется яркий, контрастный, жизнерадостный городок и, конечно же, венец этого «торжества» ТВОЕ присутствие в нем. А дальше начинается то, ради чего я приехал сюда. Дорога Котор — Ловчен. У меня закончились эпитеты и слова, которыми можно было бы описать этот маршрут. Поэтому по сухому.
Начну с того, что маршрут построен через maps.me, который повел меня снова какими-то блудливыми местами к конечной точке. Вместо того, чтоб ехать по нормальной трассе. Хотя в этом тоже была некая прелесть, посмотреть на Которскую бухту с нетуристических мест. Но кайф этого небольшого блудливого участка маршрута это крутизна дороги. Напомню, у меня автомобиль с механической коробкой передач. Местами приходилось взбираться на очень крутые подъемы с поворотами на 180 градусов и снова крутым подъемом — отличный маршрут для отработки троганья с ручника. Те, кто плохо этим владеет, езжайте туда, пан или пропал.
Затем начинается та часть маршрута, которую проще всего назвать «балкон небоскреба». Это и есть самая захватывающая часть пути. Серпантин словно ступеньки великана начинает поднимать тебя высоко вверх и вид открывается… (сами подберете слово, когда будете там). Для тех, кто побаивается высоты — это то еще удовольствие. Смотришь на дорогу и просто едешь, смотришь в сторону и тебя обдает холодным потом от страха и кайфа одновременно.
Могу много писать про эту часть дороги, но остановлюсь.
Вкратце. МОЩЬ этого места в панораме. Ты на дороге, но выше соседних гор, которская бухта, как рисунок на красочном ковре, где-то там внизу, аэропорт, с которого взлетают самолеты.
Небольшой рейтинг красочных дорог, где я был (надеюсь, вы дополните своими местами):
Первое место с огромным отрывом от второго. Не был на известном Трансфагарашском шоссе (Румыния), но по мне, так оно уступает. Панорама — вот главный козырь трассы КОТОР — ЛОВЧЕН.
Все.
С серпантина дорога уводит тебя в материковую часть, но при этом все равно продолжает поднимать тебя. В этот раз мой попутчик — горы. Кругом одни горы.
Следующая остановка — мавзолей Негоша. Меня в это место тянул не мавзолей, а то, что это возвышенность над всеми горами вокруг (высота 1600 метров). Должен быть хороший обзор на здешнюю природу. Выйдя из авто, почувствовал, что это горы, температура градусов на 10 ниже, чем на побережье. Свежо. Для шортиков и футболки. К самому мавзолею или обзорной точке ведут ступеньки (460 штук, сосчитал). Вид завораживающий, но, наверное, самое волшебное время, когда низкая облачность или туман, который покрывает все вокруг как пена. Погуглите эти фото. Красота.
Обратная дорога в Будву. По другому маршруту. Все также горы кругом. Чувствуется, что постепенно дорога ведет вниз, и когда доезжаешь до береговой части, то спускаешься по тем самым серпантинам, которые видишь с побережья.
Весь маршрут составил 110 километров или почти три часа дороги (не учитывая остановки).
Это обязательный маршрут для всех автолюбителей. 100%. ПОНРАВИТСЯ ВСЕМ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ.
Третий день. Назову его — прагматик-путешественник. Непогода. С этого дня Балканы накрыл циклон. Судя по прогнозу погоды, весь оставшийся маршрут будет именно в такую погоду.
Почему прагматик? В море искупался, береговые достопримечательности посмотрел, в горах делать нефиг (все в облаках). Больше делать нечего. Залипаю в телевизор весь день. Да я могу. Без обеда. Вечером сходил в соседний супермаркет, купил вина, местное разрекламированное в интернете как-то, которое обязательно надо попробовать в Черногории — VRANAC. На полках стояло три вида. За 3 евро, 5 евро и 12 евро. Взял за 5 евро. Купил пшрут (местное сыровяленое мясо), сыр типа бри.
Короче, вино терпкое. Не мое. Конечно, я не винопой, винопив, винопьюн, ну как там тех, кто разбирается в винах. Осталось полбутылки (так и не допил). Вот такой насыщенный день.
Четвертый день. За окном все та же дрянь-погода. Короче, надо еще куда-нибудь смотаться. Конечно, мест, которые стоит посетить в Черногории, куча. Большая часть — это обзорные площадки с высотных мест. С такой облачностью ничего не будет видно, поэтому все перечеркнул.
Мост Джурджевича. Маршрут 400 километров или почти восемь часов пути. Да. Много. Именно по этой причине изначально не планировал ехать на мост. Был на нем в прошлый визит.
По пути до моста отметил еще пару мест, куда можно было бы заехать.
Из Подгорицы дорога до моста идет вдоль реки Moraca. Живописное место.
С одной стороны отвесная гора, с другой стороны каньон с маломощной рекой и также отвесными скалами. Погода не мешает этим наслаждаться. После чего направился до места, которое называется Седло. Не знаю, почему так называется, но по картинкам должно быть красивое место с обзором на горы и холмы. Учитывая погоду, сомневался, что удастся насладиться этим местом, но это лучше, чем залипать на диване. Подъезжая к этому Седлу, понимаешь, что в безоблачную погоду здесь реально круто. Сквозь низкую облачность немного видно то, чем прекрасно это место, и это только когда смотришь вниз. Это не высоко, это живописно. В горизонт смотреть не получается, сплошной Silent Hill (кто не в теме, облака как сплошной туман, еще и мелкий дождь с ветром — погода балует). Добравшись до Седла и поднявшись на обзорную точку (судя по стоявшим кругом скамеечкам, вокруг ни души, удивительно, че это они), понимаешь, что погода реально дрянь. Ничего не видно, кроме ног своих, но я там был. Постояв минут 5 максимум, наслаждаясь моментом присутствия (прагматик ебти), холодный, мокрый, но довольный вернулся в авто. Место реально красивое и стоит посетить, но не в такую погоду. Дальше мост. Тут рядом.
Возле моста погода немного расслабила свою тучную хватку и побаловала небольшим кусочком неба и солнца, но недолго. Сам мост, конечно, производит сильное впечатление своим масштабом и грандиозностью на фоне гор и каньона. Прогулявшись немного по мосту, забываешь о погоде совсем. Просто наслаждаешься всем вокруг и тем более видом вниз. Высота 170 метров над рекой. Особого ощущения добавляет вибрация моста от проезжающих по нему автомобилей. Шикарное место. Однозначно стоит побывать, даже если непогода застала вас. Ну что ж. Не зря выбрался из теплого номера в эту прохладную и мокрую погоду. Конечно, в ливень это совсем другая история, но увидел то, что хотел посмотреть. Жаль только, что на Седле не удалось всмотреться в горизонт, но это повод как-нибудь заехать сюда снова. Обратный путь. Почти 200 километров до гостиницы. Приближается вечер.
Дорога до отеля это отдельное приключение. Так как снова maps.me проложил «увлекательный» маршрут. Первую половину пути проехал по нормальной трассе, но затем маршрут увел меня на дорогу, которая редко используется местными (за два часа пути всего лишь два авто встретил). При этом ночь, дождь и желание поскорее приехать до конечной точки. Эта гремучая смесь добавляет адреналина в кровь, но сдерживает тебя только напоминание вдоль дорог, что кто-то не доехал. Реально трасса не для всех. Ширина дороги в полторы машины, слева горы, справа обрывы. Скорость 60 км/ч максимум. Дорога нифига не прямая. Извивается, как змея. Но отдельное спасибо maps.me за достоверность проложенного маршрута (актуальность). Примерно через час пути по этой трассе, ночью выезжаю на участок, где полным ходом идет ремонт дороги, то есть никакого освещения, никакой разметки, в ночи стоят грейдеры, бульдозеры. Не забываем, что кругом обрывы. Страшновато, но больше всего боялся приехать в тупик, где пришлось бы возвращаться обратно, но этого не случилось. В общем, доехал благополучно, но уставший. И предпочел бы все-таки обратный маршрут не этой дорогой, а той, которой ехал к мосту. Все спокойней.
Ощущения от сегодняшнего дня остались великолепные, и непогода осталась бессильна, чтоб испортить его.
И все-таки Черногория прекрасная страна для автопутешественников. Любая дорога — это кладезь для любопытных и собирателей визуальных артефактов. Правда. Как бы ни пытался навигатор меня блудить своими маршрутами, они все равно увлекают своими маленькими открытиями, дарящими удовольствие. А в любом путешествии, да и вообще, в целом, все запоминается именное полученными эмоциями. Будь то навыки троганья с ручника возле Котор или автомобильное ориентирование ночью среди бульдозеров.
А мне пора дальше…
Будва — Сараево, 384 километра или почти 7 часов пути (две остановки в маршруте).
Как обычно, проснулся, позавтракал и в путь. Снова дорога в небеса по черногорским серпантинам. Даже в пасмурную погоду вид шедевральный. Не оторваться. Маршрут в Боснию ведет через Которский залив, живописное место.
Перед тем, как покинуть бухту, очередная достопримечательность (незапланированная) — Остров Святого Георгия.
Затем дорога начинает уходить в горы. Эти горы отличаются от тех, что встречались ранее. Сплошной сосновый бор. Без просвета. И по мере приближения к территории Боснии температура падала на глазах. Выезжал, было 11-13 градусов тепла. Около границы температура опустилась до нуля. Вдоль дорог лежал небольшой снег, и на ветках сосен лежал аккуратно снежок, придавая вид рождественской открытки. Очень красиво. Напрягало только одно — летняя резина. Местами прям страшновато было, так как дорога начинала спускаться с гор, а снега было прилично. Немного спустился и этот пробник зимы остался позади.
Граница Черногория — Босния. Снова таможня. Паспорт, QR-код, водительское, документы на машину.
Сразу после въезда в Боснию дорога огибает интересное озеро — озеро Билечко. Интересное оно тем, что на берегу видны следы как уходила вода, такое ощущение, что периодически выдергивают пробку, затем снова закрывают дырень, и таких сливов было 3-4 точно. Это сейчас, при написании этой истории прочитал, что это озеро — искусственное. А когда ехал вдоль него, было и красиво и мрачновато одновременно, так как эти отметки «уходящей» воды создавали ощущение умирающего водоема.
Дальше дорога ведет холмами, небольшими поселениями. Конечно, после дорог Черногории здесь дороги «поспокойней». Уже просто растворяешься в трассе и изредка выхватываешь какие-то примечательные элементы ландшафта или из жизни местных.
Первая остановка — Kravica Waterfall.
На парковке в конечной точке уже становится ясно, что это популярное место. Большие места для парковки, сувенирные лавки, перекус, какие-то мини-броневички (вероятно для каких-то off-roadных мероприятий), даже есть КПП для входящих на территорию. Цена не помню какая, но незначительная. Пешком 5-7 минут спускаться до эпицентра удовольствия.
Ни разу не был на водопадах. Вернее, был, но это была незначительная речка в горах. А вот, чтоб прям такое — первый раз.
Создал себе некую прелюдию к первому разу, пока не спустился к самой воде, не смотрел на все это, и только когда остановился, поднял глаза и… Непередаваемые ощущения для всего организма. Правда. Несмотря на то, что я слышал происходящее рядом, понимал, что там происходит, но полнота эмоций накрыла, когда посмотрел на это. На короткий миг ты просто перестаешь ощущать все вокруг, кроме глаз твоих. Ты превращаешься в УхоГлаз, ничего другого просто нет. Ты отвлекаешься от всего. Потрясающий релакс. Фотогаджеты достал только после того, как отпустило. Обязательно к посещению.
Вторая остановка — Mostar.
Этот городок известен своим старым мостом. Возможно стоило больше времени запланировать на это место, но я решил посетить его только для того, чтоб побывать и запечатлеть этот мост. Потом, уже в гостинице Сараево я вычитал, что Мостар во время боснийской войны был в осаде 18 месяцев и был почти полностью разрушен, включая старый мост (построен в XVI веке, восстановили в 1998 г.).
Пока пешком добирался до моста обратил внимание на одно строение, которое изнутри было полностью разрушено, остались только боковые стены, а в соседнем, жилом небольшие отверстия. Спросил у местного:
— Что это?
— Ааа, это следы от пуль, местный аттракцион…
Само место возле моста даже в это пасмурное, осеннее, вечернее время популярно. Очень много туристов. Не представляю, что здесь творится в пик туристического сезона.
Обязательно к посещению.
И снова вечерняя дорога на ночлег. К Сараево подъезжал уже часам к 20:00. Поэтому было желание уже просто вселиться и развалиться.
Сараево. Остановка в столице Боснии на две ночи. Погода отврат. Мелкий дождь, пасмурно.
На следующий день, после завтрака снова погуглил достопримечательности Сараево (изначально при планировании посещения этого города не нашел для себя привлекательных достопримечательностей). Нашел — Сараево 84. Столица олимпиады. Заброшенные олимпийские объекты, которые имеют две истории — это и как место соревнования лучших спортсменов того времени и как место кровопролитной битвы. Несмотря на погоду поехал.
Бобслейная трасса — наверное, самое популярное место из всех объектов, а еще его проще всего найти. Найдя геолокацию на карте и обозначив в навигаторе, можно доехать до самой трассы. Вышел из авто и вот она, перед тобой, один из виражей. Забравшись, направился на стартовый участок. Желоб весь пестрит граффити, а с обратной стороны местами видны знакомые уже отверстия. Когда читал про это место, в некоторых источниках указано, что во время конфликтов весь окружающий лес был заминирован. И в рекомендациях было указано не ходить на лесные тропинки во избежание форс-мажорных ситуаций. По желобу добрался до начала трассы и трудно представить, как стартовое место выглядело изначально, в период соревнований, просто конец бетонного желоба и все. Побрел далее по асфальтированной тропе в поисках еще каких-либо объектов, но увы. Ничего кроме фуникулера не нашел. Где все остальные объекты, для меня так и осталось загадкой, так как в интернете также не просто найти точную локацию. Просто сказано, докуда доехать, и описание, куда брести. Жаль. Можно было бы просто походить, поискать, но мелкий дождь справился с миссией «Иди домой!» Куртка промокла. Ноги тоже. Кстати, спускаясь, встретил туристку, которая также была без предохранительных средств от дождя, так она вообще в слипонах бродила. Представляю, как по-осеннему чавкают ее ножки. Брррр.
Все. Вот такое небольшое знакомство с Сараево. Если честно, на большее я не рассчитывал. Мне было важно просто посетить это место, что-то глянуть (глянул) и дальше. Все достопримечательности, которые фигурируют в интернете, это в основном религиозные места. Да, место олимпийских объектов — это сопка, с которой в ясную погоду открывается неплохой вид на город, и отличное место просто погулять, подышать лесным воздухом.
(Кстати, это фото дома напротив гостиницы, видны следы пуль).
Пора ехать дальше.
Сараево — Белград. 292 километра или почти 5 часов пути.
Дорога из Сараево до Белграда, по сравнению со всеми предыдущими, можно сказать, обычная. Первая половина пути идет, конечно, через горную местность, но она более-менее ровная, без каких-либо серпантинов и перепадов. Был на пути участок совсем без асфальта, гравий, вероятно, это снова навигатор решил «сократить», но не критично, и не долго. Для разнообразия даже взбодрился слегка. И все равно такие маршруты не утомляют, не усыпляют — манят. Ты мчишь не понятно где, потому что это не магистрали с огромным потоком фур или просто автомобилей. Это дорога, по которой редко встречается вообще какая-либо жизнь. Проезжаешь среди полузаброшенных или замороженных дачных участков.
Конечно, это похоже на наши российские трассы, где кругом одна тайга. Но в том то и дело, здесь другая природа. Все как-то по-другому. И главное дороги. Кроме того участка гравия везде дорога — просто дорога, это неотъемлемая часть твоего путешествия, а не «камушек в твоем кеде, который не сильно мешает, но уже задолбал там кататься между пальцев».
Белград. И снова вечер. И снова мелкий дождь. Уже на подъезде к городу понимаешь, что он побольше будет, чем все те, что встречались по пути. В самом центре ощущаешь себя в каком-то многомиллионном мегаполисе, кругом куча различной иллюминации, фонари, вывески, светофоры, отблески на стеклах автомобиля. Не очень приятно, так как среди всего этого надо еще следить за дорогой, навигатором и при этом искать место для парковки. Гостиница в самом центре и с этим есть проблема, если ты на авто.
ПАРКОВКА В БЕЛГРАДЕ. После бронирования отеля через booking пришло сообщение о том, как они рады и еще инфо, что рядом находится парковка, 13 евро/ночь. НИФИГАССЕ. Учитывая, что во всех предыдущих было бесплатно. Какие 13 евро, так поставлю. А вот и место и гостишка недалеко. Какой-то знак со штрафами, ладно, потом.
Короче. Абсолютно все места, где можно поставить автомобиль, в центре обозначены цветом (на дороге и знаком перед этим местом):
Фиолетовый (самый центр). Можно поставить авто на 30 мин. Цена 100 динар (примерно 71 руб.).
Красный (также самый центр). Можно поставить на час, примерно 60 динар и, если понадобится продлить на 30 мин., + 100 динар.
Желтый (центр, но надо немного пройтись). Можно поставить на 2 часа, примерно 50 динар/час и, если понадобится продлить на час, = 180 динар.
Зеленый (уже периферия центра). Можно поставить на 3 часа, примерно 40 динар/час и, если понадобится продлить на час, = 140 динар.
Перепарковать авто с одного цвета на тот же в другом месте НЕЛЬЗЯ, минимум полчаса надо где-то покататься или припарковаться на другой цвет.
Вроде просто, но… В случае выявления неоплаты или отсутствия продления, штраф 1800 динар (примерно 1280 руб.). Что будет, если выписан штраф, и все равно стоишь? Точно не знаю, но есть два варианта: повезло и уехал сам, не повезло и либо висит замок на колесе, либо нет авто.
Сначала надеялся на первый вариант. А как они в таком большом городе выявят мое авто со штрафом? Пока шел увидел джип, на крыше которого стоит огромная приблуда с камерами на 360 градусов и надпись на борте что-то про парковку — удобно, и еще видел эвакуаторы с машинами. Короче, фортуна, да еще и на арендованном авто — не мой вариант.
В любой зоне бесплатная парковка с 21:00 до 7:00 (в выходные вроде пораньше начинается бесплатная смена). Кстати, то сообщение из гостиницы о парковке за 13 евро — в городе семь многоуровневых парковок, где местные ставят свое авто приобретая месячный абонемент. Так вот, 13 евро — это для приезжих.
Парковку можно оплатить, либо отправив СМС, либо через приложение, либо через киоск. Смс не отправилась, должен быть местный номер. По приложению тоже не смог оплатить. Киоск не видел.
Первый вечер, как вы понимаете, закончился квестом «найди халявное место и спи спокойно». Нашел. Пошел спать спокойно.
Гостиница в самом центре. У меня три дня, чтоб посмотреть этот город, но уже был включен режим «прагматик» — урбания уже немного утомила, в музеи, театры не хожу, дождь. Можете меня ругать, но на следующий день после приезда вышел сначала утром позавтракать, а затем только к вечеру, проведать авто. Все. Может, конечно, перенасыщение? Да не, за две недели точно нет. Просто в каждом городе должно быть что-то уникальное, что выделяет этот город, дает ему некую «бирку», по которой понимаешь, что это «О, точно, Белград!» Не нашел тут такого. Просто город. Да, красивый, сочный (особенно вечером), со своей культурой, но, если вас попросят закрыть глаза и перенесут в этот город, вы вряд ли сможете идентифицировать его (не читая названия вывесок). Поэтому не сильно рвался его осмотреть.
Продолжая квест про авто. Переставил авто подальше от центра, в местах, где изобилие зеленых парковок (кстати, не далеко, минут 20-30 ходьбы до самого центра), ориентир возле реки. Заприметил какой-то тупик, не маркированный никаким из цветов парковки. Рядом какие-то невзрачные магазины или что-то типа «пошив обуви». Оставил на ночь и ушел.
Так вот, вернулся на следующий день ближе к вечеру, чтоб проведать. Все нормально. Обошел вокруг. Все цело. Приподнят дворник. Я так не делал. Загуглил. «… в некоторых европейских странах поднятый дворник — это предупреждение о том, что припаркован неправильно и могут либо повредить авто, либо вызвать эвакуатор…». Окей. Валим.
Покатавшись где-то час в поисках места для предприимчивого русского, нахожу хорошее место. Поближе к гостинице. Территория зеленой парковки. На дорогу смотрит только передний номер, задний плотно к дому. Берем мокрый лист с дерева и… Как удачно непогода сорвала лист, прям на номер. Я пошел спать.
На второй день все-таки решил пройтись по городу, да и немного дождь отступил. Тем более, что видел какую-то крепость возле реки. Шел без навигатора. Примерно выяснил, в какую сторону идти, и побрел по центральным улицам, сворачивая на нетуристическую тропу. Не буду отрицать, город все-таки приятный для прогулок. В самом центре улицы пересекаются перпендикулярно. Поэтому можно либо просто прямо идти, либо зигзагом, чтоб найти что-нибудь свое. Так я нашел эффектный ретро-кар на одной из улиц, рядом с гостиницей набрел на какой-то университет с огромным количество молодежи, улица, вымощенная булыжником. А вот и крепость.
Мое мнение относительно этого города — на один раз (для галочки), но настаиваю, чтобы мое мнение про Белград не учитывалось, когда будете составлять свой маршрут. И надеюсь, посетите его не в дождливую погоду.
Меня ждет последний маршрут.
Белград — Скопье. 430 км или примерно четыре с половиной часа.
По пути в Скопье запланирован небольшой съезд в местную достопримечательность — Монастырь Манасия. Уж очень сказочно выглядит это место по фоткам. Расположен он практически по пути. Загляните — вам понравится.
Маршрут до Скопье сильно отличается от всех остальных — это автострада, где можно спокойно ехать 110-115 км/ч. Она платная. И все-таки есть один недостаток — мой пробник спорткара на скорости свыше 115 км/ч не позволяет спокойно слушать аудиокнигу. Жужит эта малышка громковато.
Граница Сербия — Македония. Паспортный контроль, QR-код, документы на автомобиль.
Скопье. Снова вечер. Снова «Hotel Gold».
На следующий день сдача автомобиля. Было волнительно, так как был уверен, что прокатчики будут чуть ли не с лупой осматривать авто, а я увидел пару чирок на переднем бампере, вероятно после той «короткой» дороги к озеру Охрид. И кстати, я пересек еще две границы, о которых умолчал — это напрягало больше всего. Но в итоге. Девушка, которая принимала, осмотрела вокруг — все четко. Списала показатели километража (накатал около 2000 км, топливный бак (условия, получил с полным — вернуть с полным). И все. Легко отделался.
Полдня, чтоб посмотреть (досмотреть) Скопье, и на следующий день самолет. Все бы ничего, но ДОЖДЬ. Он меня преследует с Будвы. Почти 10 дней из 14. Самое обидное, что в день отлета погода улучшается, и последующие дни безоблачно.
До аэропорта из центра можно добраться либо на том же Vardar Ekspres, либо на частном такси, либо kiwitaxi. Выбрал последнее. Экспресс приходит в аэропорт очень близко по времени окончания регистрации (не стал рисковать), частное такси также не вызывало доверия. Заказал через сайт Kiwitaxi — цена 23 евро. Много, но наверняка. Хотя, был приятно удивлен сервисом, так что никакого осадка не осталось. Во-первых, приехал комфортный, чистый мерседес е-класса без каких-либо отметок, что это такси, и водитель подъехал к указанному месту, вышел, спросил, я ли заказчик, помог погрузить сумку, открыл дверь. Афигеть. Во-вторых, в машине для пассажира были две бутылки воды, две пачки круассан 7days, две пачки крекеров 7days. Приятно. Все забрал. В-третьих, приятный парень, с которым на ломаном английском удалось пообщаться о местной жизни. Абсолютно не жалко денег за такое такси.
В общем и целом, небольшое автоприключение удалось на 110%.
В заключение
В начале своего пути планировал заехать еще в соседние страны: Греция, Хорватия, возможно Болгария, но — ВИЗА. Когда перемещался по западной Европе, между странами не было никаких постов, КПП — просто дорога и указатели, на которых указано, что въехал в новую страну. Надеялся, что здесь будет также. Поискал на форумах — это не так. Везде КПП и без визы развернут (возможно, это из-за нынешней ситуации с заразой). Жаль. Также все напрашивался маршрут в Косово, но эта страна на слуху как не самая доброжелательная, не стал искать дополнительных приключений. В интернете сказано, что страна спокойная для туриста, кроме северной части, что граничит с Сербией, там напряженная обстановка. Албания также фигурирует в числе неблагополучных стран. Поэтому знакомился с этой страной только как с транзитной. При этом неоднократно сталкивался с рекомендацией посетить южную часть морского побережья страны — очень красивые бухты, пляжи.
Черногория — ТОП страна для автопутешествия. Такого разнообразия ландшафта в небольшой стране надо еще поискать. В безоблачную погоду это вообще просто сказка. Виды шедевральные. Удовольствия неповторимые. А если еще и на кабриолете — это ваааааще мечта мечт.
Посетите эту страну. Как рекомендация — начните с нее и вдоль адриатического побережья на север к Альпам. Так я бы построил свой следующий маршрут. Хотя, не. У меня уже есть пара маршрутов для новых знакомств с европейскими красотами. Надо потерпеть и победить эту заразу.
Не болейте. Катайтесь на здоровье.
Бюджет.
Отели | 54116 |
Авто | 35068 |
Азс | 17154 |
Авиа | 34142 |
Кафе | 13493 |
Дороги | 4446 |
Продукты | 4912 |
Наличка | 5880 |
ИТОГО | 169211 |
БОНУС:
Гостиницы бронировал на BOOKING.com по карте Home credit Польза (дебетовая). При оплате данной картой кэшбек 6% (т. е. от статьи расходы «Отели» мне вернулось 6% = 3246,96 руб.).
Помимо BOOKING еще куча различных позиций с кэшбеками.
Заказать эту карту можно по ссылке.
При оформлении карты Вы получите 500 руб.
P.S. Инстаграмм.