|
Всем привет! Я путешественница Катя. До начала пандемии я каждый год ездила на своей машине в Европу. И наконец-то мне удалось возобновить свои приключения.
Продолжаю делиться опытом недавнего автопутешествия из Санкт-Петербурга до Португалии.
В этой части вы узнаете чуть больше о Хорватии и Черногории.
Я расскажу о ценах на топливо, парковках, где там покататься и на что посмотреть.
Затем мы отправимся в Италию, и вы узнаете о первой серьёзной поломке моего автомобиля в пути. Где и как удалось починить машину, а главное сколько стоил ремонт.
Общее расстояние ~ 16 тыс. км.
Время путешествия — 4,5 месяца.
Экипаж — 2 человека.
Автомобиль — Peugeot 308 1.6 HDi.
Общий маршрут:
Санкт-Петербург — Минск (РБ) — Выступовичи (Украина) — Бричаны (Молдавия) — Сирет (Румыния) — Клуж-Напока — Белград (Сербия) — Требинье (БиГ) — Купари (Хорватия) — Дубровник — Биела (Черногория) — Тиват — Котор — Макарска (Хорватия) — Сплит — Шибеник — Просекко (Италия) — Монфальконе — Венеция — Сан-Ремо — Монако — Ницца (Франция) — Канны — Экс-ан-Прованс — Фигерас (Испания) — Льорет де Мар — Камбрильс — Валенсия — Мохакар — Табернас — Альмерия — Марбелья — Гибралтар — Альхесирес (Испания) — Севилья — Тавир (Португаля) — Фаро — Албуфейра — Лиссабон — Синтра — Кабо да Рока.
Обратный путь:
Кабо да Рока (Португалия) — Саламанка (Испания) — Бордо (Франция) — Дижон — Прага (Чехия) — Минск (РБ) — Могилёв — Санкт-Петербург.
Итак, август 2021 года. Я и мой молодой человек добрались до хорватского побережья.
Хорватия, хоть и входит в состав ЕС, не входит в Шенген зону. Поэтому дни, проведённые в этой стране, в нашей шенгенской визе не считались.
Официальная валюта — хорватский Кун.
Средняя цена на топливо: бензин — 1,52 евро/литр (130 руб.), дизель — 1,5 евро/литр (128 руб.).
После достаточно тяжёлого «прорыва» в Европу, мы несколько дней не делали ничего — отдыхали с дороги и наслаждались жаркой погодой.
Но долго сидеть на месте не стали.
Первый город, который мы посетили в Хорватии, это Дубровник.
Дубровник, Хорватия, у входа в старый город.
Цены на парковки близ городской стены кусаются: 70 Кун\час. Это почти 800 руб.
Машину припарковали подальше, бесплатно у супермаркета, а само место нашли через незаменимое приложение Park4night. До исторического центра прогулялись пешочком.
Дубровник, путь в старый город.
Как и до пандемии здесь всё так же толпы людей, всё те же высокие цены, всё то же безумие по сериалу «Игра Престолов».
Дубровник словил бешеную популярность после съёмок культового фэнтезийного сериала «Игра Престолов». Улицы и дома города стали живыми декорациям главной локации сериала — Королевской гавани.
Дубровник, старый город, внутри городских стен.
Ничего не могу сказать плохого, старый город Дубровника действительно как с иллюстрации волшебной сказки.
Эдакий музей под открытым небом: античные стены, здания, тротуары, действующие фонтаны — всё прекрасно сохранилось до наших дней.
Побывать, хотя бы раз, в таком месте — в прямом смысле прикоснуться к истории!
В старом городе Дубровника, Хорватия.
Выезжая из дома, мы не знали наверняка, сможем ли прорваться в Евросоюз, поэтому определённого маршрута у нас не было.
Решили импровизировать и прокатиться до соседней страны — Черногории. Уж очень мне нравится Которская бухта.
Дубровник (Хорватия) — Биела (Черногория): 61 км, ~ 1 час езды.
Черногория не входит ни в состав ЕС, ни в Шенгене, при этом официальная валюта — евро.
Средняя цена на топливо: бензин — 1,42 евро/литр (121 руб.), дизель — 1,25 евро/литр (107 руб.).
На границе Хорватии и Черногории.
Границу прошли очень быстро и уже к полудню мы подъехали к Которской бухте.
В городке Биела остановились на небольшой вилле с бассейном.
В отеле «Villa Mia», Черногория.
Здесь посетили устричную ферму «Каменари». Вопреки ожиданиям, цены на устрицы в Черногории выше французских, в среднем 2 евро за штуку. Несмотря на это, устричные бары здесь пользуются бешеной популярностью.
Моллюсков нам вытащил хозяин по имени Теодор, прямо из воды залива. Поэтому за качество и свежесть морепродуктов не переживали. Спрос на устрицы в заведениях здесь большой, советую приходить под открытие, чтобы не ждать долго столик.
В Черногории, как и в большинстве южных стран Европы, достаточно высокая допустимая норма промилле (0,3). Здоровому взрослому человеку можно пообедать или поужинать с бокалом вина и сеть за руль. Главное знать свой организм и меру!
После обеда мы отправились на противоположный берег залива, в Тиват, переплыв его на паромчике.
На пароме в Которской бухте, Черногория.
Переправа заняла 5-7 минут, и это удовольствие стоило 4,5 евро. После выгрузки с парома нас ждала живописнейшая дорога по побережью.
Тиват, вид на Которский залив.
Дорога вдоль побережья Которского залива, Тиват, Черногория.
После переправы мы искупались в заливе и заехали в г. Котор.
Не найти слов, которые могли бы предать красоту этого места.
Маленький портовый город, огороженный стеной, располагается в бухте с изумрудной водичкой.
Машину припарковали бесплатно на улочке вдоль побережья. Найти свободное место сложно, но можно.
Старый город полностью пешеходный. Обойти его вдоль и поперек можно одним днём.
Несмотря на палящую жару, здесь везде тень и гулять по каменным улочкам вполне комфортно.
Внутри Старого города, Котор, Черногория.
Одной из визитных карточек Котора являются коты и кошки. Их здесь встречаешь на каждом углу. Заботливые жители с любовью относятся к пушистым питомцам. Все животные чистые, накормленные и чувствуют себя хозяевами этого места.
Как в контактном зоопарке, котейки лезут ласкаться и совсем не боятся людей.
Горожане чтят этих животных, ведь с незапамятных времен коты несли пользу — избавляли город от крыс, что и делают до сих пор.
В лавках продают сувениры с их изображением и даже есть музей, посвящённый этим животным.
Музей котов, Котор, Черногория.
Удивительная Черногория, удивительный город Котор, удивительная бухта с множеством других, не менее интересных городков и деревень. Покататься на машине по этому побережью истинное удовольствие. В таких местах я понимаю, почему выбрала именно такой способ туризма!
Вид на Которский залив, Черногория.
Еще несколько дней мы провели в небольшой деревеньке Которской бухты. Пару раз надували двухместную резиновую лодку. Да-да, в нашем автобоксе нашлось место и ей! В бухте спокойные воды, поэтому я с лёгкостью справлялась с управлением!
На надувной лодке в Которской бухте.
На календаре наступил сентябрь, так что настало время определяться с дальнейшим маршрутом.
Было решено двигаться строго на запад, в сторону Португалии, по побережью — в самые тёплые края нашего континента!
В Испании запланировали сесть на паром и вместе с машиной переплыть в Марокко. Таким образом максимально «продлить лето» в количестве жарких дней.
Поэтому мы вернулись в Хорватию и не спеша начали двигаться по намеченному маршруту по шоссе «Адриатика».
Возвращаюсь по побережью Адриатического моря в Хорватию.
Котор (Черногория) — Макарска (Хорватия): 243 км, ~ 4 часа езды.
Вернувшись в Хорватию, мы остановились в Средней Далмации, в роскошном регионе Макарска.
Макарская ривьера — популярное и самое дорогое туристическое направление Хорватии. Считается, что именно здесь самый тёплый климат на этом побережье, чистейшая морская вода, горный воздух и лучшая инфраструктура.
Хорватия, Маркарска, вид на море.
Несмотря на наступившую календарную осень, пляжный сезон здесь в самом разгаре и даже не собирался завершаться! В ближайшие дни решили изучать побережье — загорать и купаться!
Первый же пляж, который мы посетили в этом регионе, был бесподобный!
Дикий пляж, Макарска, Хорватия.
Этот дикий пляж я назвала «Необитаемый остров». Днём к нему есть проход, а ближе к вечеру его затапливает и остров действительно становится островом, со всех сторон окружённый водой. Машину припарковали на съезде трассы и спустились к нему, но по узким тропам.
На островке мы были совершенно одни!
А в воде морские ежы и звёзды, разноцветные рыбки, до неприличия голубая водичка. Настоящее уединение с природой! Как раз на такой случай у меня было с собой снаряжение для снорклинга — тапочки-коралки, маска и трубка! Кстати, мы задержались на острове слишком долго, поэтому возвращаться пришлось вплавь.
Морская звезда в Адриатическом море.
Переночевав в придорожном отеле, поехали дальше изучать побережье.
Следующее место, куда мы заглянули, было весьма пикантное.
Это был знаменитый натуристский пляж Хоратии «FKK Nugal Beach».
На натуристском пляже в Хорватии «FKK Nugal beach».
Пляж поделён на две части, для обычных посетителей и нудистов. Находится в труднодоступном месте, окруженный скалами. Для того чтобы до него добраться, нужно припарковать машину вдоль трассы, а затем 25 минут спускаться пешком по лесным тропам.
Сказать по правде, мне нравятся такие места.
Никакой пошлости, только философские мысли и уединение с природой. Ведь нудистские пляжи, как правило, находятся в самых диких и живописных местах.
На нудистском пляже, Макрска, Хорватия.
Я как путешественница в каждой приморской стране посещаю хотя бы один пляж для натуристов.
Здесь мы провели целый день и встретили безумно красивый закат.
Закат с видом на «FKK Nugal beach», Хорватия.
Позади уже были 3 недели, проведённые в дороге. Я и мой молодой человек двигались дальше по маршруту.
Еду на машине по Адриатическому шоссе в Хорватии.
Сказать по правде, мы не ожидали, что так надолго задержимся в Хорватии, но несмотря на наступившую осень погода была крайне жаркой, +30. А курортный район Макарска поражал своей красотой, живописными пляжами и тёплым морем.
Рыбацкая деревушка в регионе Макарска, Хорватия.
На несколько дней задержались в рыбацкой деревушке под названием Медичи. Я буквально влюбилась в это место, а всё потому, что здесь была невозможно красивая бухта. Место мы нашли с помощью незаменимого приложения Park4night.
Вы только посмотрите, как здесь красиво!
На пляже «Tuna», Медичи, Хорватия.
Несколько раз надували резиновую лодку, которую возили с собой в автобоксе.
Отплывали подальше от берега и ныряли с трубкой и маской с целью изучения подводного мира.
Плаваем на надувной лодке в Адриатическом море, Хорватия.
Каждый день питались свежевыловленной рыбой и морепродуктами, купленными прямо с рыбацких лодок, и встречали романтические закаты. Казалось, что здесь «Рай на Земле» — иначе не назовёшь!
Уезжать совершенно не хотелось, но время не остановить, и мы поехали дальше.
Медичи — Сплит: 60 км, ~ 1 час езды.
По пути следования посетили прекрасный город Сплит.
Вид на собор Святого Дуйма, Сплит, Хорватия.
Машину припарковали близ городской стены, на бесплатной парковке, также найденной в Park4night.
Город Сплит второй по величине после столицы, Загреба. Расположен на Адриатическом побережье, с более чем 1700-летней историей.
Самая главная достопримечательность — дворец Диоклетиана. Архитектурный комплекс, в котором до сих пор можно увидеть остатки римских стен, площадей и храмов.
Сплит также является одним из самых излюбленных курортов Хорватии среди молодёжи, ведь на территории старого города проходили съёмки сериала «Игра престолов» — сцены в Миэрине.
Во дворце Диоклетиана, Сплит, Хорватия.
Вечерний променад Сплита пестрит от туристов в красивых нарядах, гуляющих под звуки уличных музыкантов. Вдоль набережной припаркованы роскошные яхты. Всё это на фоне античных сооружений — ну очень атмосферное место, сочетающее в себе старину и современность.
Вечером на набережной, Сплит, Хорватия.
Конечно, одного дня нам здесь не хватило, но мы уже и так шли с приличной задержкой. Поэтому отдыхать отправились в следующее место.
Сплит — Шибеник: 72 км ~ 1,5 часа езды.
Последний город, в котором мы остановились в Хорватии — Шибеник.
Здесь мы арендовали уютную квартиру через приложение AirBnB, рядом с историческим центром и на следующий день пошли изучать местность.
Старый город поразил своим спокойствием, отсутствием толп туристов и максимально ламповой атмосферой. Здесь очень легко затеряться в лабиринтах узких улочек и нескончаемых лестничных пролётах.
В старом городе Шибеник, Хорватия.
Самой главной достопримечательностью является великолепный собор св. Иакова в стиле Возрождения. Я где-то на час ушла в себя, разглядывая каждую деталь фасада.
Собор Святого Иакова, Шибеник, Хорватия.
Ценители искусства заверяют, что Шибеник — жемчужина хорватского побережья, а для меня — ещё один античный город с величественной архитектурой!
Сентябрь перевалил за вторую половину. Погода начала меняться. И это означало, что нужно прощаться с Хорватией и двигаться в сторону Средиземного моря.
Шибеник (Хорватия) — Просекко (Италия): 355 км, 5,5 часов езды.
Последний «автопрохват» по хорватскому серпантину сопровождался поистине величественными видами!
Адриатическое шоссе, Хорватия.
Адриатическое шоссе, по которому мы двигались в сторону Италии, проходит через любопытную достопримечательность — Масленицкий мост.
Вид на Масленицкий мост, Хорватия.
Мост имел большое стратегическое значение во время Югославской войны. Был разрушен, потом полностью восстановлен. Сейчас он служит частью трассы и используется для банджи-джампинга.
Хотелось бы и мне спрыгнуть с этого аттракциона, но нужно было двигаться дальше…
Еду на машине из Хорватии в Италию.
Последние километры по хорватскому серпантину заставили нас понервничать — чувствовалось, что с машиной что-то не ладно.
Тогда мы ещё не знали, что лёгкое подёргивание автомобиля при трогании с места уже на следующий день приведёт к фатальной поломке…
Из Хорватии мы въехали в Словению. На границе проверили сертификаты о вакцинации и поставили печати в загранпаспорта о въезде в Шенген.
Страну мы проехали транзитом и вечером остановились в итальянском регионе Венето, в городке под названием Просекко. Вместе с настроением начала ухудшаться и погода.
Италия. Официальная валюта — евро.
Средняя цена на топливо: бензин — 1,86 евро/литр (169 руб.), дизель — 1,74 евро/литр (158 руб.).
Этот регион славится известными алкогольными напитками, но нам было совсем не до дегустации вина — машина подавала признаки серьёзной поломки. Почти при каждом «трогании» и «остановке» начиналась дикая тряска.
В дороге ещё была надежда, что машина просто перегрелась под палящим солнцем на серпантине. И после отдыха, возможно, ей станет лучше…
Но на следующий день ей лучше не стало. Я написала своим мастерам из Санкт-Петербурга. Прогноз был неутешительный и единогласный — подошёл ресурс сцепления.
Мы находились в Италии и понимали, что такой ремонт обойдётся в круглую сумму, но здесь ничего не поделать. Я не первый владелец машины, менялось ли сцепление раньше, я знать не могла.
Пока машина оставалась на ходу, мы направились к официальному дилеру Peugeot, дабы подтвердить или опровергнуть диагноз, а также узнать, к чему готовиться материально.
Автосалон Peugeot мы нашли быстро.
В Европе дилерские центры Peugeot находятся буквально «на каждом углу». В любом поселении и на трассах.
Нас приняли без очереди и провели диагностику автомобиля за 40 евро (3600 руб.).
Диагностике машины в автосалоне Peugeot в Италии.
Пока ждали вердикт, поглазели на новенькие машины.
Очень впечатлил вот этот красавчик, гибридный Peugeot 508 SW. Вот бы такой для путешествий! В нем всё идеально, всё, кроме цены. В максимальной комплектации она превышает 60 тыс. евро (5,5 млн. руб.). К сожалению, такие машины не будут продаваться в России.
Peugeot 508 SW HYBRID в автосалоне в Италии.
Чуть позже к нам подошёл сотрудник автосалона. Он немного говорил по-английски, а в руках держал бумагу со списком поломок.
Опасение подтвердилось — требовалась замена сцепления и ещё кое-что, по мелочам.
Цена за полный ремонт 2,5 тыс. евро (более 200 тыс. рублей).
Помню, как в ушах появился шум, он пытался как-то поддержать, подбодрить, но я уже не слышала ничего…
Поблагодарив сотрудника, который расстроился не меньше нашего, мы взяли бумагу с диагностикой автомобиля и отправились искать другой, неофициальный автосервис.
Потихоньку поехали по трассе и заезжали в каждую автомастерскую, но все они были «забиты», а запись закрыта на две недели вперед.
Так и ездили, искали кто посвободней, пока машина окончательно не встала на парковке очередной автомастерской. Отключилась коробка передач (у меня РККП) и тронуться с места уже не позволяла.
Был вечер пятницы. Сервис уже закрывался. Мы показали сотруднику бумагу с диагностикой и объяснили, что машина встала на их территории и деваться нам уже некуда.
Сотрудник чуть ли не со слезами на глазах пообещал, что попробует выделить время в конце следующей недели. Стоимость ремонта составит не менее 1500 евро (около 130 тыс. руб.).
Это Италия, Европа — до понедельника все автосервисы оставались закрыты, поэтому, оставив машину, пешком отправились искать отель и ждать начала рабочей недели. У нас как раз было время всё хорошенько взвесить и обдумать.
Такая сумма денег была у нас с собой, но эта трата ставила под сомнение дальнейшее путешествие, а ведь по плану была поездка в Марокко. Я относилась к этому трипу не как к отдыху, а как к экспедиции. Уже столько было потрачено средств на подготовку машины, документов и на съёмочную технику. Всё это время я снимала документальный фильм.
Небольшой итальянской городок, в котором мы «подзастряли» — Монфальконе. Север Италии, дорогой регион Венето. Пришлось заселиться в бюджетный отель, за 80 евро за ночь, на неопределённый срок.
Выходные гуляли пешком по окрестностям. Настроение было, мягко сказать, не очень, но мы старались поддерживать друг друга и не унывать — горе запивали вином, закусывая пиццами и местными сырами. Но это никак не помогало принять решение. Чинить машину здесь, либо везти на эвакуаторе в другую, более дешевую страну, например, в Польшу. Будет ли это более выгодно, не знали…
Но как говорят философы, иногда стоит взять и время и «подождать у моря погоды» — возможно, всё само собой решится. Так и случилось.
Произошла неожиданность, повлиявшая на ход событий!
Вдруг мне в социальную сеть «Инстаграм» пришло сообщение от незнакомца. Сообщение на итальянском языке: «Я видел вашу машину в Монфальконе, у вас что-то случилось?»
Моя наклейка с никнеймом на машине.
Я вспомнила, что на машине висит наклейка с моим псевдонимом «Drive Katy».
Оказалось, что молодой человек, живущий неподалёку, видел, что машина уже несколько дней стоит без движения у закрытого автосервиса, и захотел прийти на помощь.
Мы договорились о встрече. Подъехал мужчина румынского происхождения по имени Кристиан. Он немного говорил на английском.
Кристиан угостил вкусным обедом. В кафе мы познакомились с его друзьями, тоже румынами — они оказались крайне приятными людьми!
Рассказали свои истории, что приехали сюда на заработок, а их семьи остались в родной стране.
От них мы узнали, что в этом регионе проживает много их соотечественников. Узнав нашу историю, Кристиан пообещал, что поможет.
Эвакуатор в Монфальконе, Италия.
И действительно, в понедельник утром он самостоятельно вызвал эвакуатор и нас отвезли в небольшой автосервис.
Его знакомый оказался хозяином автосервиса, румын украинского происхождения по имени Даниэль.
Даниэль ещё раз сделал диагностику и сказал, что машина будет готова завтра.
Чинимся в автосервисе в Монфальконе, Италия.
К вечеру, на следующий день, мы благополучно забрали машину, а с Даниэлем мы остались хорошими друзьями и общаемся до сих пор!
Замена сцепления и маховика составила 1000 евро (90 тыс. руб.).
С владельцем автомастерской в Италии.
Как выяснилось позже, в Санкт-Петербурге стоимость ремонта с учётом запчастей была бы в том же ценовом диапазоне.
Ни Даниэль, ни я не смогли сдержать слёз радости. Считаю, что всё случилось неспроста. Теперь у меня есть свой человек в Италии, кому я, несомненно, доверяю.
Мы справились с неприятностью, и она позади. Сцепление всё равно бы пришлось менять, не в путешествии, так дома.
Мы приняли решение слегка ужаться в бюджете и продолжить путь по намеченному маршруту.
Скоростная автомагистраль в Италии.
На следующий день мы отправились навстречу новым приключениям в Венецию, не зная о том, что совсем скоро нас настигнет очередная неприятность.
Но об этом уже в следующей части рассказа…