Национальный парк «Смоленское Поозерье» и прочие достопримечательности Смоленска

23.06.2014 | 13665 просмотров

Продолжение майских выходных на KIA Picanto из Воронежа.

Воронеж — Смоленск — Воронеж.

Как-то задумался: мы с женой иностранных национальных парков видели уже много, но вот российских — ни одного, а ведь их у нас немало! Стали продумывать маршруты к тем национальным паркам, которые не дальше 500—1000 км от Воронежа, чтобы посещение парка можно было вписать в поездку на выходные. Одним из самых интересных оказался парк «Смоленское Поозерье», расстояние от нас подходящее (830 км), а майские праздники все никак не кончатся )). Едем!

Если 1-го мая мы отправились на северо-восток в сторону Поволжья (https://travel.drom.ru/28625/), то на 9-е поехали в сторону белорусской границы.

Парк расположен на северо-западе Смоленской области, на его территории находится около 30 озер. Перед поездкой, посидев на сайте парка, продумали свой личный путеводитель по парку, выбрав наиболее интересные и живописные места. Обрадовало то, что в центре парка на берегу самого красивого озера Сапшо расположился санаторий, в котором мы и заказали номер. Проживание и 4-х разовое питание — всего по 1320 руб. с отдыхающего. Санаторий еще социалистических времен, но активно перестраивается и ремонтируется. Скорее всего, когда этот процесс завершится, ценник поменяется.

9 мая.

Старт в 3 ночи, чтобы в парк приехать как раз к обеду. Дорога в Смоленскую область нам знакома по прошлогодней первомайской поездке в Беларусь (https://travel.drom.ru/23751/). Хорошая двухполоска, утром выходного дня вообще без трафика, 830 км пробежали легко.

Въезд в парк — бесплатный, как говорится, мелочь, а приятно. Вообще говоря, организация этого парка нас порадовала, даже не ожидали такой продуманности и удобства для туристов. На въезде в парк туристов встречают указатели и неплохие дороги.

Вокруг самых красивых озер парка по окрестным лесам проложены экотропы длиной от 2 до 5 км для любителей пройтись (это мы!).

У пляжей и на лесных полянах организованы стоянки для туристов с палатками, выделены места для костров и мангалов, и даже стоят симпатичные мусорные бачки в лесах и у озер там, где предполагается появление людей.

То есть парк продуман почти так же тщательно, как подобные зарубежные парки. «Почти» — потому, что найти карту парка, оказавшись в самом парке, не просто (мы заранее распечатали из интернета), ну и классическая российская проблема с туалетами никуда не делась. Но в общем-то это впечатление не испортило.

Озеро Сапшо, у которого расположен наш санаторий — самое живописное в этом парке.

Неподалеку от санатория начинается одна из туристических экотроп. Тропа проложена так, что она охватывает живописные природные и необычные исторические участки, снабжена указателями и отметками на деревьях, причем турист может выбрать варианты покороче и полегче или же подлиннее. Мы, разумеется, выбрали подлиннее.

Стартует тропа в патриархальной деревеньке.

Затем тропа уходит в лес, по пути пересекая несколько ручьев и обходя еще одно озеро.

На вершине холма, затерявшегося в лесу — древнерусское городище.

Есть в лесу следы и не столь давней истории этих краев. В 1942-1943 годах по этим озерам и холмам проходила линия фронта. Эта местность оказалась идеальной для обороны — рельеф, лес и водные преграды обусловили неожиданную стабильность фронта — часть холмов заняли немцы, часть осталась за нашими войсками. Тропа, начинающаяся у санатория, проходит через передний край немецкой обороны. Немецкие окопы тянутся километрами.

Есть и несколько бетонных германских сооружений. Мы осмотрели так называемые «рингштадты», еще часто называемые «тобрук» по наименованию местности в Северной Африке, где такие сооружения немцы строили массово (на территории бывшего СССР их уцелело совсем немного). Это бетонное убежище для 2—3 солдат, в крыше которого делался круглый люк для установки пулемета или ротного миномета. Один из «тобруков» в этом районе оказался почти цел, а второй был взорван в ходе боев.

Есть на тропе святой источник Серафима Саровского с купальней, к нему многие местные жители подъезжают за водой.

На крутом склоне прибрежного холма устроена смотровая площадка, с которой открывается замечательный вид на озеро.

Вдоль озера тянутся бесконечные песчаные пляжи. Природа умиротворяет, бродили до темноты….

10 мая.

С утра переезжаем на соседнее озеро Чистик.

На холмах у берегов этого озера во время Великой Отечественной войны проходил передний край наших войск.

Сейчас здесь реконструируются полевые фортификационные сооружения.

Мы прошли по еще одной экотропе у соседнего озера, которая называлась «В гости к бобрам». Проложенная в девственном лесу тропа …

…заканчивалась смотровой площадкой с видом на заболоченную поляну с бобровыми плотинами.

Но сколько мы ни смотрели, так ни одного бобра и не увидели. Хотя объеденных бобрами деревьев было достаточно. ))

Но тропа и без бобров оказалась хороша — вокруг очень живописные места.

Нагулявшись в национальном парке, мы двинулись в сторону Смоленска, где нас ожидал номер в гостинице. Но по пути нам предстояло найти еще один не совсем обычный объект — бывшую ставку Гитлера «Беренхалле». Точное расположение самой ставки до сих пор неизвестно, но ее вспомогательные бункеры хорошо знают любители военной истории. У поселка Красный Бор мы вплотную подъезжаем к одному из вспомогательных сооружений ставки.

Внутри бункер сильно загажен, в самом прямом смысле этого слова. Видимо, так население выражает свое отношение к недавним завоевателям. ))

К бункеру через лес идет старая, еще немецкая мощеная дорога.

К нему же подходит и насыпь теперь заброшенной одноколейной железной дороги. Под послевоенными бетонными шпалами просматриваются деревянные немецкие.

В лесу поблизости можно наткнуться на что-то, похожее на выходы вентиляционных шахт. Видно, что внутренности сооружения затоплены, причем основной бункер, хотя и находится ниже, внутри сухой. Что же там под землей — до сих пор достоверно неизвестно.

Интересно, что аналогичный бункер, только большего размера, сейчас находится на частном огороде примерно в километре отсюда. По одной из версий, когда-то здесь располагались дизель-генераторы «Беренхалле», а сам комплекс находится под землей между ними.

В соседнем пионерлагере один из запасных выходов из этого подземелья используется как подсобка. Характерная форма крыши, напоминающая шалаш — для повышения стойкости к обстрелам и бомбежкам.

Ближе к вечеру мы въезжаем в Смоленск и размещаемся в заранее забронированном номере гостиницы «Россия» у самого Кремля. Неплохой двухместный номер стоит 3600 руб. с завтраком — как всегда, несколько дороговато по сравнению с аналогичными гостиницами в ближнем и дальнем зарубежье. Но хотелось поселиться так, чтобы по этому интереснейшему городу гулять, а не ездить, так что куда деваться…

Как известно, в Смоленске отлично сохранились средневековые крепостные стены, но осмотр города мы начинаем не с них. В этом городе уцелели три церкви 12-го века, еще до монгольского периода. Это — большая редкость. Сравнимые по возрасту храмы мы видели в Великом Новгороде, Переславле-Залесском и во Владимире. А здесь неподалеку от нашей гостиницы расположены сразу три таких храма, причем все они действующие!

Несмотря на неприятный дождик, до темноты гуляем по Смоленску. Город тих, мало людей и машин. Вот только фотографировать под дождем не получается. Ну, ничего, завтра наверстаем!

11 мая.

С утра распогодилось, и мы осматриваем крепостные стены. Смоленская крепостная стена тянется на 6 с половиной километров!

Вдоль стен устроены мемориалы Отечественным войнам — как недавней, так и 1812 года.

Здесь же находится могила сержанта Егорова, водрузившего Знамя Победы над Рейхстагом.

В городе много памятников еще царских времен, посвященных войне с Наполеоном.

Вскоре город остается как будто в стороне, вокруг — лес. А ведь мы совсем недалеко отошли от центра!

Мы обнаруживаем открытый проход вот в эту башню....

….и забираемся внутрь.

Внутренности башни уничтожены пожаром.

Увы, мы здесь не первые… Ну почему так много людей, для которых исторические сооружения — это просто мусорка????

Зато какие виды открываются вокруг!

Затем мы гуляем по исторической части города. В Смоленске много топонимики социалистических времен, о недавнем прошлом напоминают мемориальные доски тех же лет. И все это рядом с 500-летними церквями и монастырями. Сюрреализм какой-то.

Архитектура центра города в основном из 19-го века.

Удивило большое количество красных флагов по всему городу — именно красных, а не триколор.

Мы с удовольствием прошлись по старому парку, устроенном еще в 19-м веке градоначальником-меценатом.

В парк органично вписаны крепостные стены и старые казематы.

Пришло время уезжать — дело к вечеру, завтра на работу, а впереди больше 700 км. Но по пути мы останавливаемся в бывшем имении князей Тенишевых.

Церковь-усыпальница в имении украшена самим Н. Рерихом!

По дороге домой мы заезжаем в имение-музей русского поэта Ф. Тютчева. К сожалению, территория уже была закрыта, поэтому полюбовались издали.

Дорога домой прошла почти без приключений. Вот только в Орле пришлось очередной раз обругать дорожников. На пригородной развязке нам надо было проехать пару километров по местной московской трассе. На этой развязке ремонтировался мост, движение было организовано только по одной полосе и регулировалось светофором. Светофор давал «зеленый» одинаковое время в каждом направлении. Но поздним вечером в последний праздничный день поток машин на Москву был несравнимо больше, чем из Москвы, в результате в московском направлении выстроилась огромная пробка (2 км ехали полтора часа), а вот встречных машин не было совсем. Всю это ситуацию индифферентно наблюдали присутствовавшие вокруг дорожники, и изменить режим работы светофора никому из них в голову не пришло. Почему-то мы даже особо и не удивились…

Подводя итог поездки, хочется порадоваться тому, что и в России постепенно создаются хоть какие-то условия для внутреннего туризма. Посетить прекрасный национальный парк можно совсем недорого — в нашем случае затраты именно на осмотр парка составили 2600 на проживание и еду плюс чуть больше 3000 на бензин. Жаль, что не все национальные парки у нас так хорошо доступны и так отлично оборудованы для туристов, как «Смоленское Поозерье».

Ну, а мы намечаем следующие поездки…