Путешествие по Беларуси

16.03.2016 | 17772 просмотра

Маршрут: Вязьма, Дорогобуж, Минск, Несвиж, Хатынь, Заславль, Лида, Щучин, Гродно, Смоленск.

В этом январе мы (я, жена и верный Сорик) решили покататься по Беларуси. Вообще-то, изначально хотели в Польшу, даже маршрут разработали, но в последний момент я вспомнил, что «вредные» поляки на шипах не пускают, хотя для туристов могли бы сделать исключение. Хорошо, что вспомнил об этом дома, а не получил новогодний сюрприз на границе.

3.01. выехали из дома. Несмотря на 18-градусный мороз и раннее утро новогодних праздников, московские дорожники уже не спали и, видимо, решили израсходовать 2-недельный запас реагентов — грязь была ужасная. Только по выезду из Московской обл., ~ через 100 км дорога стала сухой, и ехать стало приятно. 1-ым пунктом нашего посещения была Вязьма. Небольшой, красивый городок со многими достопримечательностями нам очень понравился, тем более что в солнечную погоду и гулять было приятно. Особенно произвел впечатление храм Одигитрии в Иоанно-Предтеченском монастыре. Он нестандартной постройки, с 3 главками в ряд.

После Вязьмы мы поехали смотреть самый большой глобус в Европе — в Дорогобуж. Что ж, суммарный крюк в 54 км вполне оправдан, глобус, сделанный из резервуара, впечатляет.

Вечером заселились в гостиницу «40 лет победы» в Минске (49$/сут). Авто пришлось оставить на улице, так как мест на парковке не хватило, и так было каждый вечер.

4.01. С утра отправились в замок Радзивиллов, в Несвиж. Замок и парк содержатся в отличном состоянии, раньше это был госпиталь люфтваффе, потом санаторий КГБ, сейчас музей. Здесь нам крупно повезло, несмотря на то, что свободных экскурсоводов не было, в замке удалось примкнуть к группе с очень хорошим гидом. За то время, пока он что-либо рассказывал, успевали проходить другие 2-3 группы. В общем, практически весь световой день провели в замке и парке, благодаря морозу в парке почти никого не было, можно было отдохнуть от толпы туристов в замке.

Вечерком зашли в музей в ратуше, он особо не впечатлил, обычный краеведческий, из интересного — макет Несвижа, изображающего город в 19-м веке. Посетили и костел иезуитов 16 век, являющийся усыпальницей Радзивиллов, в подвале храма находится несколько десятков гробов с их забальзамированными телами. В костел пускать не хотели, но за небольшое пожертвование пустили.

Потом погуляли по городу, подкрепились в кафешке и отправились ночевать в Минск.

5.01. Хатынь, Заславль. Про Хатынь писать особо не могу, это трагичное место известно всему миру. Скажу только, что в отличие от Латвии в Белоруссии следят за мемориалом не в пример лучше, накануне выпал небольшой снег, но с утра уже вовсю шла его уборка на всех дорожках мемориала. Год назад, когда были в Саласпилсе, снег был убран только на центральной дорожке до входа, потом только протоптанные в снегу тропинки.

После Хатыни мы поехали на «Линию Сталина» — музей под открытым небом под Заславлем, собственно говоря, там, где она и проходила. Музей понравился, сохранены пара дотов с вооружением, выставлена техника. И если выставку танков - самолетов можно увидеть во многих местах, то такого количества сборных ангаров, инженерных машин (мостостроительных, колесных бульдозеров, минирования-разминирования, траншеекопательных и т.д.) видеть не доводилось. Кстати, пока гуляли по территории, мимо нас проехала БМП.

Подзаправившись вкусной гречкой с тушенкой, мы отправились в Заславль, в комплекс Млын — паровая мельница 1910 г. + кузница, амбар и дом завозника (гостиница). Интересно было посетить с экскурсией, которую нам провела смотрительница. Жаль, что не сохранилась паровая машина, но здоровенный дизель, аж на 27 л.с. тоже производит впечатление.

Потом погуляли по Заславлю

и отправились к национальной библиотеке в Минске. Сейчас, кажется, это самая популярная достопримечательность города. Это красиво иллюминированное здание в форме ромбо-куба-октаэдра, конечно, впечатляет, но вот обзор с него не очень, во-первых, и виды не особо интересные, во-вторых, обзорная площадка огорожена стеклянным барьером высотой ~ 2 м, что очень мешает и обзору и делает невозможным фотографирование.

6.01. С утра наконец-то добрались до центра Минска к ратуше на площади Свободы. Жаль конечно, что это все новодел, но ничего не поделаешь, во время ВОВ город был разрушен на 90%. Недалеко от ратуши обнаружили весьма интересную композицию из ракетных двигателей и железяк, интересно, что она означает?

Погуляв немного по центру, мы отправились в музей народной архитектуры и быта (деревянного зодчества), как раз к нашему приезду небо растянуло, и выглянуло солнце, так что по весьма большой территории побродить было хорошо.

После поехали в центр народных промыслов Дудутки. Все бы было хорошо, если бы не огромное количество народу — это результат длинных российских каникул. Вечером поехали к Кургану Славы, находящемуся в 21 км от Минска. Это впечатляющий мемориал, особенно в темноте, когда подсвечивается, жаль, что с вершины, по крайней мере вечером города не видно.

7.01. Пора прощаться с Минском. На прощанье заехали в Троицкое предместье (отреставрированный и восстановленный квартал)

и на Остров Слез — трогательный и со вкусом сделанный памятник погибшим в афганской войне, расположенный на острове на Свислоче.

А потом взяли курс на Гродно. По дороге заехали в Лидский замок, он красиво стоит на берегу небольшого озера, внутри небольшая выставка средневекового оружия и орудий пыток. Поднялись на стены, а потом нас выгнали: рождество, короткий день. Но мы и так в принципе все посмотрели.

Далее наш курс пролегал через маленький городок Щучин, с его дворцом Друцких-Любецких, бывшим военным аэродромом и заброшенной ракетно-технической базой 28-ой общевойсковой армии. Дворец конца 19-го века доступен только для наружного осмотра, внутрь не пускают, в нем расположена какая-то контора. Как и практически все в Белоруссии, он в хорошем состоянии.

Немного погуляли по городу, посмотрели пару костелов

и поехали на бывший аэродром, который находится прямо за последним домом в городе. Несмотря на заброшенность, на въезде установлены памятные плакаты.

Немного покатавшись по рулежкам и взлетке, сфотографировавшись в ангаре,

мы поехали на бывшую базу — хранилище ядерных боеприпасов. По дороге увидели вот такой памятник погибшим летчикам на МиГ-23.

Дорога шла через очень красивый заснеженный лес и уперлась в закрытые ворота. Дальше мы пошли пешком, но было как-то стрёмно, вроде никого нет, а автомобильные следы свежие.

Все-таки немного погуляли, посмотрели и отправились в Гродно, в съемную квартиру ($25). Заселились и пошли гулять по вечернему центру — город отлично иллюминирован, не хуже, чем столица.

8.01. Утром сдали ключи от квартиры и снова отправились в центр. Город очень понравился, везде чисто, аккуратно, нет никаких развалин. Старая, историческая часть не испоганена новостроями и 5-этажками, а современное здание театра гармонично вписывается в городской облик.

Прошли по пешеходной Советской улице, посмотрели синагогу, пожарную каланчу, Старый и Новый замок, зашли в костел св. Франциска Ксаверия.

Запомнились 2 рядом (!) стоящие водонапорные башни: Кася и Бася,

и необычно восстановленная церковь св. Бориса и Глеба, построенная ещё до 1184 г. и частично рухнувшая в 1853г. Сейчас её восстановили необычным способом: недостающую часть сделали деревянной — получился такой необычный кирпично-деревянный симбиоз. Такого нигде больше не встречали.

Неожиданно попали в кунсткамеру, она является частью кафедры анатомии Гродненского университета, в 2 залах представлены заспиртованные уродства: «сиамские близнецы», «двуликий Янус», «русалки», и т.д. Это, конечно, не Питер, но и масштабы Гродно не Питерские. Больше ни в какие музеи не заходили, нужно было выдвигаться в сторону дома, пока в Смоленск, куда и прибыли вечером в гостиницу «Респект» (2000 руб./сутки), расположенную около Соборной горы. Так как было уже поздно, гулять не пошли, хотя поначалу хотелось.

9.01. На 12:00 у нас была забронирована пешеходная обзорная экскурсия по городу (она проводится каждую субботу). До неё мы съездили к 3 домонгольским церквям (Петра и Павла (1146 г.),

Михаила Архангела (Свирская, 1194 г.),

Иоанна Богослова (1160 г.),

заглянули на вокзал

и потом 2 часа гуляли с экскурсоводом: прошли через Лопатинский сад, сквер памяти героев, сад на Блонье и закончили экскурсию на Соборной горе.

После экскурсии еще пару часов посмотрели город, забрались на крепостную стену, подкрепились и поехали домой.

Вообще, Смоленск после Беларуси произвел хорошее впечатление, не очень обшарпан, по крайней мере, центр. В позапрошлом году Псков после Прибалтики выглядел печальнее. Несмотря на то, что 9.01 был не последним выходным днем, уже ~ за 70 км до МКАДа движение стало очень плотным, и это при том, что фур практически не было. Вечером по приезде отметили удачное завершение этого небольшого путешествия, а также день рождения моей 2-й половинки и выпили за будущие поездки!

Итого: за 7 дней пройдено 2790 км. Заплачен 1 штраф белорусским гайцам (да-да, наличкой, в руки, без квитанции, в полсуммы от официального штрафа за превышение на трассе). Дизель дороже бензина, 12300 руб./л (за 1 российский рубль дают 245 белорусских). Беларусь, как всегда, понравилась, дороги в хорошем состоянии (хотя знаки тоже висят иногда не по делу), на них не льют реагенты тоннами, как это делал Лужков, а теперь Собянин и К., да и с гайцами можно договориться. Проезжая деревни, практически не видели покосившихся домов, а в райцентрах нет двухэтажек, стоящих над открытыми выгребными ямами, как в Каргополе. Но веет остатками социализма: по местному радио слышали об ограничении максимальной стоимости кв. м. жилья при покупке/продаже и ограничении стоимости лечения зубов (да и КГБ не переименовано). Хорошо это или нет, являясь туристами, трудно сказать.

Все фото.

Очень странно, на фотографиях почти нет людей.

Дать взятку белорусским Гаишникам)? Что то не верится, это из разряда полета на Марс - теоретически возможно, но на практике - пока никак) И это радует, что есть неподкупные инспекторы - мотивирует не нарушать - хотя иногда и хочется - дороги очень хороши, молодцы белорусы)
SBA

Hedy_Prime:
Как дать взятку бел. гайцам? Элементарно!
Не оформляйте гринку, перед въездом в РБ и нарушайте скоростной режим на 11 км/ч или пешеходов на зебре не пропустите!
Когда гайцы вас остановят и узнают, что нет гринки (штраф 200$), они вам сами предложат 100$ оставить в пепельнице своей машины.

SUBARU

Беларусь хороша! Не берусь судить, каково там жить, но для туриста - очень хороша. Опрятно, чисто, небогато, но честно.
Страна умудрилась за последние 10 лет сделать из своего имени настоящий бренд.
Насчет взяток белорусским гайцам.... тоже берут, к сожалению. Но - очень осторожно. По крайней мере, у нас с женой взяли (ночь, трасса местного значения, превышение скорости на 10 кмч).
Спасибо за отчет!

Туристам в Беларусии есть на что посмотреть. Только нет отчётов о Витебске, Полоцке-жаль. Про Лепельскую партизанскую республику во времена ВОВ.
Дс_СатанА
Миасс
а где про картошку?

Храмы, замки, памятники. Памятники, храмы, музеи. Ни как ехали, ни какие дороги. Где ночевали, какой сервис? Как живет простой народ? Да блин, че там по телеку идет... ГДЕ?

И так в 8-ми отзывах из 10. Скучно. Фотки музеев и церквей я и без Вас могу посмотреть в инете...

Без обид
Меняю авто на ишака без пробега по Владивостоку.

Насмешили

Железнодорожный моск. обл.
Без обид
Обид нет. Про состояние дорог я написал, название гостиниц и стоимость указал. Сервис? Ну я не привередлив, мне от гостиницы нужно только переночевать и чтоб утром завтрак был (ну жене еще удобства в номере). Постить фото яичницы и номеров я считаю излишним. Телек извините ни разу не включал, поэтому сказать ничего не могу. Как живет народ?, да вроде не хуже нас, но с местными особо пообщаться не довелось.
Волга, Газель, Спортейдж I, Гранд Витара New, Соренто R, BMW X3

Киров (Калужская область)
Где фото с Дудудок? а так молодцы

нормально

Иркутская обл.
А почему Мирский замок не посетили? Он же рядом был.
Я в том году ездил летом из Иркутска в Беларусь на ТЛК 200 с семьей.
Тоже был в Несвиже и в Мире., в Брестской крепости, Хатыни. У детей до сих пор впечатлений море. Все некогда отчёт написать. ....
А взяток гаишники там не взяли. Долго обменники искал, чтоб штраф оплатить. Кассовый аппарат в машине стоял.

Дс_СатанА:
а где про картошку?
Там это бульба, а белорусы- бульбаши.
Со 109 соглашусь.

Hedy_Prime:
Еще как берут . Может не у всех и не всегда . Еду в Январе из Бобруйска через Могилев на Москву , какая то деревня , еду с превышением + 20 около того , навстречу едут они и тормозят почти в лоб на гололеде , и начинаются качели . Вы наехали на 260 тысяч рублей )) Конечно Белорусских , либо лишение прав на один год на территории Белоруссии . Ну говорю ладно : Белок нет . Есть Русские 1000 . Хорошо говорит мы сами поменяем и квитанцию заполним . Положил в бардачок , и поехал дальше , только уже аккуратней .
Мой отзыв: Toyota Yaris 2008

Железнодорожный моск. обл.
Sergej V.:
А почему Мирский замок не посетили? Он же рядом был.
В Мирском замке и в Бресте были раньше, в 2010.
Волга, Газель, Спортейдж I, Гранд Витара New, Соренто R, BMW X3

Главное, отдохнули хорошо.

SBA:
Ну не знаю,не знаю. В прошлом году блуканул в темноте, выезжая из Несвижа и потом по милости навигатора ехал ночью в поселок Загорщина Узденского района по дороге "местного значения". Так эта сугубо местная дорога по качеству асфальта никак не хуже нашей федеральной трассы Курск-Воронеж или Орел-Брянск. Даже Орловско-Брянская уступает.
А гайцов на трассах немного. При этом сами белорусы ездят аккуратно, не гоняют. Я в этой атмосфере сам ехал как пионер - в нештрафуемом режиме. Если кто и пролетал слева со скоростью сотни полторы - то это почти всегда Московско-подмосковные номера. Увы.

"мимо нас проехала БМП."
Это БМД, если вы про ту ,что на фото.

Уссурийск-Пенза.
SBA:
Как дать взятку бел. гайцам? Элементарно!
Уважаемый, не обманывайте людей. Я каждый год езжу в Белоруссию. и дороги у вас, - на ПЯТЬ с жирным плюсом. У меня мать родом с Гомельской обл. Сестра в Гомеле живет. С женой когда первый раз поехал, она в шоке была от Вашей чистоты! Все ухоженно, все в идеале. За это Вам огромное уважение! А захотите посмотреть на разбитые дороги, на грязь......... Приезжайте в Россию...... Конечно, такое не везде, бывает по разному. Но, порядку, чистоте, и аккуратности, надо учиться у Белорусов.........
Если бы понты светились-в России были бы белые ночи.......

Спасибо, было очень интересно почитать! Удачи в новых направлениях!

Молодцы,познавательная поездка получилась.

SBA

стас-лавр:
Я никого не обманываю. Читайте внимательнее. Вы видели "картинку", как и все приезжающие.
Про рф я немного знаю, прожил в ней 40 лет, изъездил всю.
П.С.
Я русский, а не белолорус. Но от белорусов Вам - Спасибо!!!
SUBARU

КОВРОВ
Такое впечатление, что путешествовали религиозные фанатики, одни церкви, кресты и гробы. Нет жизни, простой белоруской жизни, жизни в городе и селе Беларусии.

А мне нравится, очень круто!:)

stalker1994:
Очень странно, на фотографиях почти нет людей.
Почему,есть на одной...)..тётенька с ребятёнком идёт..*)))

Hedy_Prime:

Белоруссия - есть что вспомнить.

oculus
SBA:А дороги здесь хороши только те, по которым турЫсты ездят. В сельской местности везде грунтовки, асфальтовых не много.Ну не знаю,не знаю. В прошлом году блуканул в темноте, выезжая из Несвижа и потом...
Зато в Москве белорусы отрываются, ездят как попало.