|
Маршрут: Вязьма, Дорогобуж, Минск, Несвиж, Хатынь, Заславль, Лида, Щучин, Гродно, Смоленск.
В этом январе мы (я, жена и верный Сорик) решили покататься по Беларуси. Вообще-то, изначально хотели в Польшу, даже маршрут разработали, но в последний момент я вспомнил, что «вредные» поляки на шипах не пускают, хотя для туристов могли бы сделать исключение. Хорошо, что вспомнил об этом дома, а не получил новогодний сюрприз на границе.
3.01. выехали из дома. Несмотря на 18-градусный мороз и раннее утро новогодних праздников, московские дорожники уже не спали и, видимо, решили израсходовать 2-недельный запас реагентов — грязь была ужасная. Только по выезду из Московской обл., ~ через 100 км дорога стала сухой, и ехать стало приятно. 1-ым пунктом нашего посещения была Вязьма. Небольшой, красивый городок со многими достопримечательностями нам очень понравился, тем более что в солнечную погоду и гулять было приятно. Особенно произвел впечатление храм Одигитрии в Иоанно-Предтеченском монастыре. Он нестандартной постройки, с 3 главками в ряд.
После Вязьмы мы поехали смотреть самый большой глобус в Европе — в Дорогобуж. Что ж, суммарный крюк в 54 км вполне оправдан, глобус, сделанный из резервуара, впечатляет.
Вечером заселились в гостиницу «40 лет победы» в Минске (49$/сут). Авто пришлось оставить на улице, так как мест на парковке не хватило, и так было каждый вечер.
4.01. С утра отправились в замок Радзивиллов, в Несвиж. Замок и парк содержатся в отличном состоянии, раньше это был госпиталь люфтваффе, потом санаторий КГБ, сейчас музей. Здесь нам крупно повезло, несмотря на то, что свободных экскурсоводов не было, в замке удалось примкнуть к группе с очень хорошим гидом. За то время, пока он что-либо рассказывал, успевали проходить другие 2-3 группы. В общем, практически весь световой день провели в замке и парке, благодаря морозу в парке почти никого не было, можно было отдохнуть от толпы туристов в замке.
Вечерком зашли в музей в ратуше, он особо не впечатлил, обычный краеведческий, из интересного — макет Несвижа, изображающего город в 19-м веке. Посетили и костел иезуитов 16 век, являющийся усыпальницей Радзивиллов, в подвале храма находится несколько десятков гробов с их забальзамированными телами. В костел пускать не хотели, но за небольшое пожертвование пустили.
Потом погуляли по городу, подкрепились в кафешке и отправились ночевать в Минск.
5.01. Хатынь, Заславль. Про Хатынь писать особо не могу, это трагичное место известно всему миру. Скажу только, что в отличие от Латвии в Белоруссии следят за мемориалом не в пример лучше, накануне выпал небольшой снег, но с утра уже вовсю шла его уборка на всех дорожках мемориала. Год назад, когда были в Саласпилсе, снег был убран только на центральной дорожке до входа, потом только протоптанные в снегу тропинки.
После Хатыни мы поехали на «Линию Сталина» — музей под открытым небом под Заславлем, собственно говоря, там, где она и проходила. Музей понравился, сохранены пара дотов с вооружением, выставлена техника. И если выставку танков - самолетов можно увидеть во многих местах, то такого количества сборных ангаров, инженерных машин (мостостроительных, колесных бульдозеров, минирования-разминирования, траншеекопательных и т.д.) видеть не доводилось. Кстати, пока гуляли по территории, мимо нас проехала БМП.
Подзаправившись вкусной гречкой с тушенкой, мы отправились в Заславль, в комплекс Млын — паровая мельница 1910 г. + кузница, амбар и дом завозника (гостиница). Интересно было посетить с экскурсией, которую нам провела смотрительница. Жаль, что не сохранилась паровая машина, но здоровенный дизель, аж на 27 л.с. тоже производит впечатление.
Потом погуляли по Заславлю
и отправились к национальной библиотеке в Минске. Сейчас, кажется, это самая популярная достопримечательность города. Это красиво иллюминированное здание в форме ромбо-куба-октаэдра, конечно, впечатляет, но вот обзор с него не очень, во-первых, и виды не особо интересные, во-вторых, обзорная площадка огорожена стеклянным барьером высотой ~ 2 м, что очень мешает и обзору и делает невозможным фотографирование.
6.01. С утра наконец-то добрались до центра Минска к ратуше на площади Свободы. Жаль конечно, что это все новодел, но ничего не поделаешь, во время ВОВ город был разрушен на 90%. Недалеко от ратуши обнаружили весьма интересную композицию из ракетных двигателей и железяк, интересно, что она означает?
Погуляв немного по центру, мы отправились в музей народной архитектуры и быта (деревянного зодчества), как раз к нашему приезду небо растянуло, и выглянуло солнце, так что по весьма большой территории побродить было хорошо.
После поехали в центр народных промыслов Дудутки. Все бы было хорошо, если бы не огромное количество народу — это результат длинных российских каникул. Вечером поехали к Кургану Славы, находящемуся в 21 км от Минска. Это впечатляющий мемориал, особенно в темноте, когда подсвечивается, жаль, что с вершины, по крайней мере вечером города не видно.
7.01. Пора прощаться с Минском. На прощанье заехали в Троицкое предместье (отреставрированный и восстановленный квартал)
и на Остров Слез — трогательный и со вкусом сделанный памятник погибшим в афганской войне, расположенный на острове на Свислоче.
А потом взяли курс на Гродно. По дороге заехали в Лидский замок, он красиво стоит на берегу небольшого озера, внутри небольшая выставка средневекового оружия и орудий пыток. Поднялись на стены, а потом нас выгнали: рождество, короткий день. Но мы и так в принципе все посмотрели.
Далее наш курс пролегал через маленький городок Щучин, с его дворцом Друцких-Любецких, бывшим военным аэродромом и заброшенной ракетно-технической базой 28-ой общевойсковой армии. Дворец конца 19-го века доступен только для наружного осмотра, внутрь не пускают, в нем расположена какая-то контора. Как и практически все в Белоруссии, он в хорошем состоянии.
Немного погуляли по городу, посмотрели пару костелов
и поехали на бывший аэродром, который находится прямо за последним домом в городе. Несмотря на заброшенность, на въезде установлены памятные плакаты.
Немного покатавшись по рулежкам и взлетке, сфотографировавшись в ангаре,
мы поехали на бывшую базу — хранилище ядерных боеприпасов. По дороге увидели вот такой памятник погибшим летчикам на МиГ-23.
Дорога шла через очень красивый заснеженный лес и уперлась в закрытые ворота. Дальше мы пошли пешком, но было как-то стрёмно, вроде никого нет, а автомобильные следы свежие.
Все-таки немного погуляли, посмотрели и отправились в Гродно, в съемную квартиру ($25). Заселились и пошли гулять по вечернему центру — город отлично иллюминирован, не хуже, чем столица.
8.01. Утром сдали ключи от квартиры и снова отправились в центр. Город очень понравился, везде чисто, аккуратно, нет никаких развалин. Старая, историческая часть не испоганена новостроями и 5-этажками, а современное здание театра гармонично вписывается в городской облик.
Прошли по пешеходной Советской улице, посмотрели синагогу, пожарную каланчу, Старый и Новый замок, зашли в костел св. Франциска Ксаверия.
Запомнились 2 рядом (!) стоящие водонапорные башни: Кася и Бася,
и необычно восстановленная церковь св. Бориса и Глеба, построенная ещё до 1184 г. и частично рухнувшая в 1853г. Сейчас её восстановили необычным способом: недостающую часть сделали деревянной — получился такой необычный кирпично-деревянный симбиоз. Такого нигде больше не встречали.
Неожиданно попали в кунсткамеру, она является частью кафедры анатомии Гродненского университета, в 2 залах представлены заспиртованные уродства: «сиамские близнецы», «двуликий Янус», «русалки», и т.д. Это, конечно, не Питер, но и масштабы Гродно не Питерские. Больше ни в какие музеи не заходили, нужно было выдвигаться в сторону дома, пока в Смоленск, куда и прибыли вечером в гостиницу «Респект» (2000 руб./сутки), расположенную около Соборной горы. Так как было уже поздно, гулять не пошли, хотя поначалу хотелось.
9.01. На 12:00 у нас была забронирована пешеходная обзорная экскурсия по городу (она проводится каждую субботу). До неё мы съездили к 3 домонгольским церквям (Петра и Павла (1146 г.),
Михаила Архангела (Свирская, 1194 г.),
Иоанна Богослова (1160 г.),
заглянули на вокзал
и потом 2 часа гуляли с экскурсоводом: прошли через Лопатинский сад, сквер памяти героев, сад на Блонье и закончили экскурсию на Соборной горе.
После экскурсии еще пару часов посмотрели город, забрались на крепостную стену, подкрепились и поехали домой.
Вообще, Смоленск после Беларуси произвел хорошее впечатление, не очень обшарпан, по крайней мере, центр. В позапрошлом году Псков после Прибалтики выглядел печальнее. Несмотря на то, что 9.01 был не последним выходным днем, уже ~ за 70 км до МКАДа движение стало очень плотным, и это при том, что фур практически не было. Вечером по приезде отметили удачное завершение этого небольшого путешествия, а также день рождения моей 2-й половинки и выпили за будущие поездки!
Итого: за 7 дней пройдено 2790 км. Заплачен 1 штраф белорусским гайцам (да-да, наличкой, в руки, без квитанции, в полсуммы от официального штрафа за превышение на трассе). Дизель дороже бензина, 12300 руб./л (за 1 российский рубль дают 245 белорусских). Беларусь, как всегда, понравилась, дороги в хорошем состоянии (хотя знаки тоже висят иногда не по делу), на них не льют реагенты тоннами, как это делал Лужков, а теперь Собянин и К., да и с гайцами можно договориться. Проезжая деревни, практически не видели покосившихся домов, а в райцентрах нет двухэтажек, стоящих над открытыми выгребными ямами, как в Каргополе. Но веет остатками социализма: по местному радио слышали об ограничении максимальной стоимости кв. м. жилья при покупке/продаже и ограничении стоимости лечения зубов (да и КГБ не переименовано). Хорошо это или нет, являясь туристами, трудно сказать.