Жуковский — Улан-Батор — Магадан — Жуковский на «четвёрке» летом 2012-го

09.04.2013 | 41978 просмотров

Часть 1. Жуковский—Курган

Пожалуй, рассказ о путешествии следует начать с ответа на вопрос: «Зачем?», поскольку слишком уж часто его приходилось слышать. Эта поездка, продлившаяся 45 дней, преследовала много целей, главная из которых — изучить нашу необъятную страну, пообщаться с уникальными людьми, живущими на ее безграничных просторах. Кроме того, стояла цель проверить на слаженность пару «я и автомобиль», попутно доказав неверующим (которых, к слову, было немало), что ВАЗовская «классика» преодолеет такой маршрут без серьезных поломок. Забегая вперед, скажу, что цели поездки были достигнуты.

Раз уж речь зашла о средстве передвижения, самое время огласить его тактико-технические характеристики:

• ВАЗ 21043, ярко-белого цвета;
  • год выпуска: 2003, не родной кузов 2002 года выпуска;
  • пробег на момент старта: 114 035 км;
  • двигатель: 2103 с бесконтактной системой зажигания;
  • подвеска: шаровые и сайлентблоки спереди свежие, новая рулевая трапеция, остальные запчасти — еще заводские.

В общем, стоковый автомобиль, но было несколько полезных доработок, каждая из которых помогла в путешествии:

• СиБи-радиостанция;
  • генератор на 80А от «Нивы» 21214;
  • противотуманные фары;
  • электростеклоподъемники;
  • зеркала с электроприводом регулировки (дали повышенную устойчивость зеркальных элементов).

«Четверка» была выбрана потому, что этот автомобиль был куплен отцом новым, верой и правдой служил моей семье, а последние три года я с ним общался особенно тесно, потому была уверенность в том, что, скорее, она выдержит, чем нет. Кроме того, ВАЗ-2104 был спроектирован в Советском Союзе именно под те дороги, по которым нам предстояло ехать. Наконец, варианты «Нива» и «УАЗ» отпали по причине немалого расхода топлива, более суровых подвесок и серьезных сомнений в необходимости внедорожных качеств для этого маршрута. Действительно, проходимость «четверки» оказалась необходимой и достаточной для путешествия.

Стоит сказать несколько слов о том, почему был выбран именно такой маршрут. Еще в 2010 году на просторах всемирной паутины я встретил отчет Ильи aka Aist о его поездке в Магадан на ВАЗ-21099. До этого момента я и не предполагал, что Колымский край можно покорять на таких машинах. Природа Колымы произвела на меня сильное впечатление, и я твердо решил, что побываю там на автомобиле. Хороший повод в виде окончания университета (пользуясь случаем, передаю привет родной Бауманке) подвернулся летом 2012, начались поиски экипажа.

Найти людей, готовых пожертвовать время (изначально закладывалось 40 дней) и средства на такую поездку, оказалось непростой задачей. В итоге была достигнута договоренность о том, что состав экипажа будет таким же, как и на соревнованиях по ориентированию на автомобилях, которыми я увлекаюсь уже полтора года. Итак, экипаж 90:

• Алексей CheMist Булавцев — собственно, я — механик-водитель;
  • Алексей Ворон Дупляков — мой одноклассник (в кепке) — штурман и фотограф.

Штурманом было предложено включить в маршрут посещение Монголии, что мне показалось неплохой идеей, тем более что оформление виз Лёха взял на себя. Отмечу, что получить монгольскую визу просто, но дорого: летом 2012 это стоило 3 000 вечно деревянных на человека.

После защиты мной дипломного проекта была определена дата старта: выдвигаться на восток было решено 29 июня. Чтобы не отнимать время, я не буду рассказывать о том, что следует взять с собой в дальнюю дорогу: по этому поводу уже много сказано, а мы в данном вопросе сами только набираемся опыта. Скажу одно: запчастями для автомобиля отделение для запаски и пара органайзеров багажника были загружены полностью. Итак, 29.06.2012 в 10:30 с центральной площади родного наукограда Жуковский экипаж 90 отправился в дальний путь.

Через Раменское и Электросталь мы без остановок долетели до Владимирской области, неплохо изученной нами в ходе соревнований по ориентированию в клубе «Магистраль».

По знакомой дороге добрались без приключений до Нижнего Новгорода, по большой объездной которого ехать было так приятно, что вместо нужного направления на Казань выехали на Саранск. Бешеному волку семь верст не крюк: развернулись и вырулили на Кстово. Здесь встали в пробку из дачников, поскольку это был уже вечер пятницы. Миновав бутылочное горлышко, быстро ехали недолго: попали в многокилометровый затор из-за ремонта дороги за Лысково. Отмечу, что наличие радиостанции очень помогает скоротать время в таких ситуациях: разговоры дальнобойщиков и иных владельцев СиБи-аппаратуры действительно поднимают настроение.

Так или иначе, в Чувашию наш экипаж въехал в сумерках. Не мне вам рассказывать об объемах ремонта дорог в России в летний период, скажу только,

что наша средняя скорость движения была довольно низкой: Татарстан встретил нас уже ночью. Начались поиски мотеля, который был успешно найден в селе Исаково на подступах к Казани.

Осмотр достопримечательностей ранее Урала в наши планы не входил, поскольку нельзя уместить всё в рамки такой поездки: запечатлев издалека Свияжск, наш экипаж в обход Казани устремился в направлении Уфы. Стоит сказать несколько слов о дорогах центральной России, поскольку на начальном этапе пути говорить, в общем-то, больше не о чем. Владимирская область радует четырехполосной магистралью на всем своем протяжении, в Нижегородской всё хорошо только до Нижнего: далее убитая двухполоска с редкими вкраплениями…

…нормальных участков. По состоянию на лето 2012 в Чувашии дороги неплохие, но не более того, в Татарстане всё прилично — задержек в пути не было.

В республике Татарстан.

Пересекаем Каму в Набережных Челнах.

В Башкирии нас немного удивило количество нефтяных скважин, расположенных в непосредственной близости от дороги.

На обходе Уфы умудрились поймать «проход» из Подмосковья с рекламой грузовой автомойки на Егорьевском шоссе, которая так поднадоела мне в родных краях, а после выхода на М-5 впереди замаячила пробка такого размера, что решено было ехать через город.

Впрочем, пробка, пусть и меньшая, была и в Уфе: когда наш экипаж вырулил, наконец, в направлении Челябинска, уже смеркалось. Однако сотрудники ГИБДД и не думали завершать рабочий день: обходившего нас в запрещенном месте киргиза на микроавтобусе внезапно тормознули прямо из придорожных кустов.

Подъемы и спуски становились всё серьезнее: началось преодоление Уральских гор. В Челябинскую область мы въехали уже в полной темноте, а к Симу пробирались в караванах грузовиков: смысл обгонов пропал. Заночевали в мотеле у поворота на Миасс, проскочив границу между Европой и Азией, к которой отправились уже 1 июля. Довольно неприметная стела обнаружилась в 23 километрах к западу за куда более приметной автозаправкой.

О том, что пришлось возвращаться, наш экипаж не пожалел: днем здесь был предложен богатый выбор сувениров. К тому же были осмотрены красоты Урала, пропущенные ночью.

Когда мы выдвинулись на Челябинск, было уже совсем жарко. На объездной «Танкограда» у нас поинтересовались, не продаем ли мы колеса, которые находились у нас на крыше, и расстроились, узнав, что это запаски и они не продаются.

Обход Челябинска завершен.

Курганская область встретила нас разбитыми дорогами и абсолютно унылыми пейзажами: глазу было решительно не за что зацепиться.

Заправки 29, 30 июня и 1 июля

Ишим (72rus)

36,4 л

27,50 руб

Настроение поднял обед в заведении «Берлога», что на объездной Кургана: не очень дешево, но вкусно. Кроме того, наступил вечер и спала жара, поэтому путь к Ишиму в обход Казахстана проходил на первых порах очень бодро.

Часть 2. Курган—Мариинск

Однако, тут нас ждал неприятный сюрприз: уже в Тюменской области порядка 25 километров от села Бердюжье в сторону Ишима — убитая грунтовка. «Ничего, впереди и не такое будет!» — резонно думали мы, обгоняя еле-еле плетущиеся фуры.

Немного не рассчитали с бензином: доехать до заправки нашему экипажу помогла канистра, в которую еще в Жуковском было залито пять страховочных литров. Заночевали в Ишиме в гостинице «Солнечная»: бюджетно (800 рублей за двухместный номер) и вполне прилично. Сразу отмечу, что люди мы непритязательные, да и деньги старались экономить, поэтому наш принцип в этой поездке: «Чем дешевле, тем лучше».

Покидали Тюменскую область 2 июля мы со спокойной душой: таких безобразных дорог (если оценивать комплексно весь регион) мы не увидим аж до Иркутской области. Учитывая вполне московские цены на топливо, кроме слова «позор», сказать в адрес местных властей, пожалуй, нечего.

А вот в Омской области с дорогами всё неплохо. Кроме того, Омск по плану был первым городом, который мы осматривали более-менее внимательно. Пешеходная прогулка по центру, завершившаяся обедом, принесла исключительно приятные эмоции: Омск нашему экипажу понравился. Стоит отметить чистоту улиц и оригинальные памятники, например, сантехника Степаныча и дозорного на старинной пожарной каланче. Со стрелки рек Оми и Иртыша известили Андрея aka Krz, ждавшего нас в гости в Мегете Иркутской области, о том, что всё хорошо и через несколько дней мы будем у него.

Немного поплутав на выезде из города, в конце концов «Пегас» всё же оказался на трассе М-51, и мы взяли курс на Новосибирск.

Омск. Успенский собор.

Омск. Памятник марафонцу на Соборной площади.

Омск. Памятник Достоевскому.

Омск. Стрелка рек Оми и Иртыша.

Омск. С сантехником Степанычем.

Омск. Старинная пожарная каланча.

Конкретную цель второго июля мы не преследовали: ехали, как говорится, пока ехалось. А тем временем начался затяжной ливень и отказало реле поворотов, которого у меня в запасе, к сожалению, не было, поскольку до этого проблем с ним никогда не возникало.

На ночлег было решено встать в Барабинске. Удивительно, но даже в три часа ночи в этом городке нашлись люди, которые смогли точно указать на местоположение гостиницы с метким названием «Провинция». Впрочем, гостиница оказалась вполне приличная.

Если бы я точно знал, что ждет нас впереди, то на вопрос местных ребят: «Ну как вам Барабинск?», заданный уже утром, ответил бы не просто «Хорошо», а «Отличный город, у вас всё в порядке». Позавтракал наш экипаж в новом здании железнодорожного вокзала, где в кафе нас обслужила девушка настолько улыбчивая, что даже настроение поднялось. Реле поворотов без проблем было куплено и заменено, до конца путешествия проблем с ним уже не было. Теперь наш путь лежал на Томск (осмотр Новосибирска был запланирован на обратный путь).

А вот на трассе 3 июля нам не очень везло: поймали два здоровых камня из-под грузовиков, один из которых пустил трещину по лобовому стеклу: новые технологии ремонта дорог положительно оценить наш экипаж не может. Однако в целом в Новосибирской области дороги, безусловно, хорошие.

В середине дня мы оказались на северном обходе Новосибирска, откуда ушли на Колывань. В этом поселке две приличных заправки: на одной не было электроэнергии, а другую пришлось немного поискать. Заправив «Пегас», мы уже практически без остановок устремились к Томску. Стоит отметить, что нас в хорошем смысле слова потрясло качество местных дорог: соотношение отличного качества покрытия и малой интенсивности движения в Томской области наш экипаж оценил как лучшее за всё путешествие! Также бросается в глаза дисциплинированность местных водителей. Полноценно насладиться дорогой от моста через Обь до областного центра не дал только запах гари от лесных пожаров.

Транссиб в Чулымском районе Новосибирской области.

Томская область. Кожевниковский район.

В Томск прибыли уже к вечеру и, честно говоря, не ожидали, что город произведет на нас столь положительное впечатление: чистота, уют и старинная архитектура заставили нас пожалеть о том, что мы не запланировали здесь задержаться.

В приподнятом настроении наш экипаж уже после заката отправился в Мариинск по 1Р-400, зная, что часть дороги, которая проходит по территории Кемеровской области, оставляет желать лучшего. Тем не менее, гравийку мы преодолели без проблем, зато потратили время на поиски гостиницы в Мариинске. Приемлемый вариант нашелся на выезде из города в сторону Кемерово.

С утра администратор повеселила догадкой о том, что мы артисты: на такие мысли ее навела вешалка с моей одеждой в икеевском чехле. Позавтракали в трактире, который находится в нескольких километрах от Мариинска в сторону Красноярска: настоятельно рекомендуем это заведение ввиду хорошего качества еды.

Томск. Набережная реки Томи.

Томск. Шутливый памятник Чехову.

Томск. Памятник Рублю.

Въезд в Кемеровскую область.

Часть 3. Красноярский край

В Красноярском крае начал давать о себе знать рельеф местности: затяжные подъемы в совокупности с жарой вынудили пару раз остановиться из-за перегрева двигателя.

Ачинск на горизонте.

По прибытии в Красноярск наш экипаж решил первым делом осмотреть гидроэлектростанцию, изображенную на десятирублевой купюре, которая находится в Дивногорске. Стоит отметить, что дорога к этому городу сама по себе является достопримечательностью: передвижение по серпантину вдоль Енисея мне показалось очень интересным.

Красноярская ГЭС производит колоссальное впечатление: такое сооружение могло быть построено только в Советском Союзе. Мы настолько прониклись духом эпохи ударных социалистических строек, что всерьез задумались о визите на Саяно-Шушенскую ГЭС, однако конечная цель в виде Магадана ограничивала нас по времени.

На обратном пути к Красноярску полюбовались стрелкой Маны и Енисея, а также просто прекрасными видами со смотровой площадки близ Слизнево.

Дорога на Дивногорск.

Ачинск (24rus)

31,5 л

25,40 руб

Стрелка рек Маны и Енисея.

Стольный город края примечателен тем, что является самым восточным «миллионером» России. Кроме того, по мнению нашего экипажа, именно здесь соотношение автомобилей с левым и правым рулями составляет 50/50: дальше на восток эта пропорция меняется, разумеется, в пользу праворульных машин, причем очень быстро.

Царь-рыба Астафьева на смотровой площадке у Слизнево.

Виды на Енисей со смотровой площадки у Слизнево.

После прогулки по проспекту Мира встал вопрос о ночлеге. В итоге нами был обнаружен отличный бюджетный вариант, да еще и с бесплатным Wi-Fi — гостиница «Гараж» на улице 8 марта.

Утро 5 июля мы посвятили осмотру основных достопримечательностей Красноярска, краткий перечень которых известен каждому по всё той же десятирублевке. Кроме часовни Параскевы Пятницы на Караульной горе и Коммунального моста, рекомендуем к осмотру Привокзальную площадь и центр города.

Отмечу, что восемь лет в юности я посвятил обучению на Малой Московской железной дороге, поэтому особый интерес для меня представляют детские железные дороги нашей страны, пять из которых удалось посетить по ходу этого путешествия. И первой ДЖД из этой пятерки стала Красноярская — первая детская дорога в РСФСР с уникальной шириной колеи (508 мм в отличие от стандартной узкой колеи шириной 750 мм). Дорога расположена в центральном парке города.

В холле гостиницы «Гараж».

Красноярск. Часовня Параскевы Пятницы на Караульной горе.

Красноярск. Фонтан «Реки Сибири».

Красноярск. Памятник Чехову.

Красноярск. Коммунальный мост.

Красноярск. Железнодорожный вокзал.

Красноярск. Детская железная дорога.

После экскурсии по Красноярской ДЖД наш экипаж отправился к выезду из города, взяв курс на Иркутск. Прощались со столицей края мы у моста «777», который до 2008 года являлся главным мостом через Енисей для транзитного автотранспорта.

По пути на восток заглянули на угольный разрез колоссальных размеров у Бородино: его без труда можно заметить на спутниковых снимках даже мелких масштабов.

Ввиду плохого состояния объездной дороги, Канск рекомендуется проходить через центр города: мы так и поступили, поужинав на практически безлюдном железнодорожном вокзале. Также замечу, что на участке Красноярск—Канск на трассе М-53 нами не было обнаружено ни одной брендовой заправки.

Часть 4. Иркутск и Байкал

В былые времена о 150-километровом отрезке магистрали на границе Красноярского края и Иркутской области шла недобрая слава, но теперь о нем напоминают лишь несколько верст грунтовки у Нижней Поймы и пара довольно неприятных участков между городами Тайшет и Тулун, которые всё же не позволяют похвалить дороги Иркутской области.

Бородинский угольный разрез.

Впрочем, судя по всему, скоро и они перестанут быть проблемными: здесь ведутся большие работы.

Между тем, регион с бАбром на гербе встретил нас моросящим дождем, не прекращавшимся вплоть до Усолья-Сибирского: поскольку в Мегете наш экипаж уже ждали Андрей aka Krz и его супруга Алена, в ночь на 6 июля было решено передохнуть в автомобиле, после чего прорубиться на подступы к Иркутску.

Где-то в середине дня задача была успешно выполнена: мы проследовали Ангарск и с «молотящим» вентилятором радиатора прибыли к моему товарищу по клубу любителей ВАЗ-2104. Андрея и его семью хочется отдельно поблагодарить за радушный прием и тематические беседы.

Утром 7 июля после отправки в сторону Иркутска штурман огорошил меня просьбой везти его на железнодорожный вокзал по причине банальной усталости от утомительной дороги. К счастью, на мое предложение хотя бы осмотреть город и Байкал, до которого осталось менее 100 километров, он ответил согласием. Забегая вперед, скажу, что «славное море» произвело на Алексея очень сильное впечатление: с разговорами о скорейшем возвращении после посещения Листвянки и истока Ангары было покончено надолго.

В 2003 году я уже бывал в Иркутске: здесь на вновь открытой детской Восточно-Сибирской железной дороге проходил шестой международный слет юных железнодорожников, который стал настоящим событием для города. Местные жители уже тогда запомнились своим гостеприимством: возвращаться домой после закрытия форума совершенно не хотелось.

И вот прошло 9 лет, а Иркутск преобразился, изменившись в лучшую сторону. Безусловно, немалую роль в этом сыграл 350-летний юбилей, праздновавшийся в 2011 году.

Иркутск. Набережная Ангары.

Осмотрев центр города под моросящим дождем и посетив очень интересный краеведческий музей, наш экипаж отправился на остров Юность, где совершил поездку по детской железной дороге. Наконец, после обеда мы выдвинулись к главной цели дня — озеру Байкал, встретившему нас молниеносными внезапными переменами погоды.

Иркутск. Богоявленский собор.

Иркутск. Памятник основателям города.

Иркутск. Памятник Александру
III.

Иркутск. Детская Восточно-Сибирская железная дорога.

Иркутск. В помещении дежурного по станции ДВСЖД.

Иркутск. Крестовоздвиженская церковь.

Признаться честно, Листвянку я просто не узнал: теперь это настоящий туристический центр, но главное — в 2004 году здесь появился нерпинарий, где уникальные Байкальские тюлени дают полноценные представления, которые не оставят равнодушными ни взрослых, ни детей.

Можно прочитать тысячи восторженных отзывов о Байкале, но лишь увидев его своими глазами и вдохнув здешний воздух на берегу, вы сможете ощутить дух этого чуда природы. Мое напутствие будет кратким: хотя бы раз в жизни вы должны побывать тут.

Испив кристально чистой воды из озера, мы еще долго любовались красотами у истока Ангары, а уже затем взяли обратный курс на Иркутск. К этому моменту было решено сначала посетить Монголию, поскольку мы резонно предполагали, что на обратном пути из Магадана у нас просто не хватит на это сил.

Те, кто умеет получать удовольствие от вождения автомобиля, безусловно, оценят перевалы на участке Шелехов—Култук: заскучать на этом отрезке у вас точно не получится.

На берегу озера Байкал.

Байкальские дали.

Камень-талисман автомобиля с Балтийского моря купается в Байкале.

Исток Ангары. Чайка на скале Шаман-камень.

Байкал у истока Ангары.

Иркутская ГЭС.

Серпантин у поселка Култук.

Поселок Култук на берегу озера Байкал.

Заправки 5, 6 и 7 июля

Иркутск (38rus)

15,4 л

25,90 руб

Ужина в одном из кафе Слюдянки пришлось ждать более часа, но поскольку альтернативы не было, в сторону Улан-Удэ наш экипаж выдвинулся уже в темноте. Ночная дорога вдоль южного берега Байкала встретила проливным дождем, а заночевали мы в мотеле между Брянском и Ильинкой, что в республике Бурятия, обратив внимание на два внедорожника, на которых красовались наклейки «Италия—Сибирь—Монголия».

Часть 5. Путь к Улан-Батору

С утра я получил напутствие от веселого немолодого дальнобойщика: его удивило наличие двух запасных колес на крыше. После слова «Магадан» он уже не задавал вопросов об избыточной экипировке и предупредил о том, что «там дороги нет». Впрочем, выбранное нашим экипажем средство передвижения труженик руля одобрил ввиду высокой ремонтопригодности «классики».

Но до Магадана было еще далеко, а мы взяли курс на Кяхту, наивно полагая, что у главного пограничного перехода между двумя странами не может быть иного режима работы, кроме круглосуточного.

Транссиб пересекает Селенгу.

В Иволгинске впервые за всю поездку на вполне приличной заправке «Пегас» был заправлен откровенно плохим бензином: от детонационных стуков пришлось избавляться установкой более позднего момента зажигания. Температура воздуха перевалила за 40: на подъемах печка снова не выключалась, а на дорогах всё чаще стали появляться вольно пасущиеся животные.

Республика Бурятия.

Бурятия. Гусиное озеро.

Около половины седьмого вечера 8 июля мы начали прохождение таможни, одна из сотрудниц которой повеселила следующим диалогом:

— Ребятки, вы куда собрались?
— В Монголию.
— А вам сколько лет?
— По 23…
— Ой, а я думала лет по 17! (с улыбкой)

Каждый из остальных таможенников и пограничников задал дежурный вопрос: «Это что за номера?» Ну а кинолог не остановился и на этом, уточнив: «Машина тоже оттуда??»

Как выяснилось, через границу нельзя провозить вообще никакого оружия, даже такого, которое по российским законам и оружием-то не является: у нас был с собой газовый пистолет, электрошокер и баллончик, в чем мы честно признались еще перед досмотром и были мирно развернуты в сторону Кяхты. Весь этот набор нашему экипажу было предложено оставить на хранение в местном отделении полиции, где, после описания ситуации, на нас посмотрели, мягко говоря, с недоумением.

В итоге предприимчивый сотрудник ГИБДД (этот факт выяснился позже) по имени Улзы согласился помочь за умеренную плату, положив средства самообороны к себе в сейф для охотничьего оружия. Хочется отметить, что за всё путешествие, к счастью, нам не пришлось ими воспользоваться. Разве что на Колымской трассе я развлекал себя стрельбой по километровым знакам, вблизи которых приходилось менять колеса…

Ну а тем временем «Пегас» снова подъехал к государственной границе, где нас ждал сюрприз: оказалось, что переход работает только до 20:00 по Иркутскому времени, а поскольку на часах было уже 19:15, вышло эталонное «приходите завтра». При этом российский персонал МАПП заверил, что они «готовы работать хоть круглосуточно», но из-за лени монголов это невозможно. Таким образом, нашему экипажу пришлось заночевать в гостинице Кяхты, и это было лишь началом небольших монгольских приключений.

Республика Бурятия. Дорога на Кяхту.

Утром 9 июля, приехав за 40 минут до открытия таможни (работает она здесь с 9:00 по Иркутску), мы без проблем прошли все процедуры и оказались в Алтанбулаге. Настроение немного омрачил лишь факт потери ни много ни мало трех часов времени: как российские, так и монгольские сотрудники перехода абсолютно не спешат выполнять свои обязанности. Причем тут у меня впервые возникли сомнения в ответственности монголов за всю эту, скажем так, размеренность.

Если захотите побывать в Монголии на автомобиле, будьте готовы сразу заплатить в тугриках (так выгоднее, обменный пункт есть на таможне) более тысячи рублей в ценах 2012 года: сюда входит страховка, дорожный налог и санитарная инспекция. Если забыли поменять деньги на границе — вас рады будут видеть менялы в Алтанбулаге, о забавной ситуации с которыми на обратном пути я расскажу позднее.

Большой флаг Монголии близ Сухэ-Батора.

Пообедав в местном кафе, мы отправились по единственной асфальтированной дороге республики к Улан-Батору.

«Пегас» на фоне одного из придорожных священных мест — Овоо.

В Монголии

Сразу хочется отметить, что из российских автомобилей жители современного, не побоюсь этого слова, Рохана признают только изделия Ульяновского автозавода. В основном же здесь колесит абсолютно убитый праворульный хлам: монголы живут небогато, бензин стоит примерно 40 рублей за литр, а мы зачастую ловили себя на мысли о том, что находимся немного в другом времени. Действительно, за последние лет сто в образе жизни аборигенов мало что изменилось.

Дорога к столице республики в приемлемом состоянии, однако из-за редких, но метких ям бдительность терять не следует. Вне населенных пунктов общих ограничений скорости нет, да и вряд ли вы будете интересны монгольской полиции, которую наш экипаж заметил только в «городах». Зато нам несколько раз встретились будки в степи, обитатели которых взымали от 500 до 1000 тугриков (1 RUB ~ 44 MNT на лето 2012) за пользование «трассой».

На самой трассе случился забавный момент: из медленно и печально обгонявшего нас автомобиля японского производства после завершения маневра в нашу сторону высунулась рука с поднятым вверх большим пальцем.

Баянгол.

Встреча двух культур.

В Улан-Баторе бросилось в глаза отсутствие понятий о каких бы то ни было правилах дорожного движения, поэтому машину мы на всякий случай сразу припарковали в гараже гостиницы.

Если кто-то после поездки в столицу Монголии скажет вам, что не смог найти места в мотеле, значит, он здесь не был: визуально каждое третье здание на западе города — это гостиница, что обусловлено, видимо, кочевым образом жизни двух из трех миллионов монголов.

Улан-Батор. Дворец правительства Монголии на площади Сухэ-Батора.

Впрочем, наплыва туристов здесь в ближайшее время явно не предвидится: единственный разговорник, который нам удалось приобрести в центре «Красного Богатыря» (так на русский переводится название столицы республики), был издан еще в советское время, а выдержки из него немало повеселили наш экипаж вечером 10 июля в Алтанбулаге.

Замахнувшись обследовать весь Улан-Батор пешком, к сумеркам мы поняли, что немного погорячились, но решили не отступать и к месту ночлега вернулись на запоздалом автобусе где-то к полуночи.

Улан-Батор. Памятник Чингисхану перед Дворцом правительства.

Улан-Батор. Памятник Сухэ-Батору на одноименной площади.

Улан-Батор. Монастырь Гандан.

Улан-Батор. Парк Будды

Гостиница «обрадовала» нас внезапным отсутствием электричества, и мы не придумали ничего лучше, чем сразу лечь спать, отведав пива «Алтан Говь».

Часть 6. Возвращение в Бурятию

С утра наш экипаж с помощью Монгол Шуудан отправил открытки родным и близким, после чего мы плотно позавтракали и взяли курс на Кяхту.

Заправки 8, 9, 10 и 11 июля

Улан-Удэ (03rus)

22,5 л

Улан-Батор. Микрорайон «Москва».

Стоит отметить, что мы оказались в Монголии в преддверии большого праздника Наадам (в переводе «Три игрища мужей»), поэтому большинство аборигенов были в приподнятом настроении, а каждый второй автомобиль был украшен национальным флагом.

Возможно, это стало одной из причин того, что, прибыв в Алтанбулаг за один час пять минут до закрытия перехода, мы уткнулись в закрытые ворота. Выяснение отношений с сотрудниками пограничной службы привело к тому, что они подозвали менялу и попросили его доходчиво объяснить нам положение вещей. Первым, что мы услышали от него, стала фраза: «Всё, конец, приезжайте завтра утром», причем сказано это было с непередаваемым акцентом, а вместо слова «конец» фигурировал классический русский матерный аналог.

С улыбкой вспоминать этот диалог наш экипаж стал позже, а в тот момент нам было совсем не до смеха. В итоге монголы сослались на то, что во всем виноваты россияне, что, пожалуй, подтвердилось после звонка на МАПП «Кяхта». В ответ на претензии я услышал примерно следующее: «Не, ну а что вы хотите, на границе еще достаточно машин в процессе перехода».

Монголия. Чудо-трава у автодороги.

Монголия. Пастбище на высохшем озере.

Приграничный поселок Алтанбулаг.

Таким образом, нам пришлось заселиться в местную гостиницу, в которой не оказалось воды (ни горячей, ни холодной). С горя мы осушили несколько бутылок пива, после чего вдоволь посмеялись над вышеупомянутым разговорником и заснули в ожидании утра.

Я встал в очередь за полтора часа до открытия перехода, что позволило «Пегасу» быть в ней всего лишь вторым автомобилем с российскими номерами. Однако на территорию пункта пропуска наш экипаж попал лишь спустя два с половиной часа: до этого монголы пропускали только своих.

Наконец, получив разрешение на выезд из республики, мы уже с нетерпением устремились на родину, но она не спешила нас принимать: где-то полчаса прошло в ожидании перед воротами нейтральной полосы. Вновь оценив работу нашей пограничной службы, я уже не сомневался, что ответственность за волокиту на МАПП лежит именно на соотечественниках. Так или иначе, таких колоритных персонажей, как мы, на переходе запомнили, что подтвердила сотрудница, с которой мы пообщались 8 июля.

В России первым делом нам предстояло забрать средства самообороны у Улзы, который не поленился на служебной машине подвезти их к кафе, в котором мы завтракали. Тут выяснилось, что под «умеренной платой» подразумевалась 1 000 рублей, что меня немного удивило, но не помешало договориться на 800, несмотря на отсутствие опыта в переговорах по финансам с ГИБДД.

При выезде из Кяхты Улзы из машины ДПС поприветствовал нас еще раз, после чего мы отправились к «монастырю Колесо учения, приносящему счастье и полному радости», более известному как Иволгинский дацан, центр Буддийской традиционной Сангхи России.

Это священное место с уникальной атмосферой сложно описать, поэтому мне остается надеяться лишь на фотографии. В любом случае, если вам доведется побывать в Бурятии, обязательно загляните сюда.

Тем временем еще перед Иволгинском от левой стороны подвески стали доносится звонкие звуки ударного типа. К нашей радости, осмотр выявил всего лишь пару разбитых подушек стабилизатора.

Овоо в Бурятии.

Иволгинский дацан.

Иволгинский дацан. Дворец Хамбо ламы Итигэлова.

Иволгинский дацан. Цогчен-дуган.

Иволгинский дацан. Загон для животных.

Иволгинский дацан. Молельные колеса — хурдэ.

Иволгинский дацан.

Разбитая подушка стабилизатора. Желтая субстанция на рычаге — остатки саранчи, обитающей в тех краях в больших количествах.

Было принято решение немедленно заменить уставшие резинки, что мы успешно выполнили еще перед отправкой в Улан-Удэ, поскольку это дежурная неисправность, к которой нужно быть готовым. Правда, как это часто бывает, не обошлось без сорванной шпильки крепления стабилизатора на лонжероне.

В дальнейшем операцию замены подушки до конца путешествия пришлось произвести еще раза три-четыре.

К столице Бурятии мы выдвинулись в приподнятом настроении. По пути у южного моста через Селенгу неожиданно была замечена «Стоянка Гэсэра», не подняться на которую наш экипаж просто не мог: отсюда открывается прекрасный вид на окрестности.

Здесь же находятся знаменитые олени, приветствующие автомобилистов с придорожной скалы.

Оперативный ремонт подвески.

«Стоянка Гэсэра».

Олени над Селенгой.

«Привет из Бурятии!».

Заезд на «Стоянку Гэсэра» довольно крутой (только первая передача), поэтому при спуске я сразу зауважал автоинструктора, который привез ученицу тренироваться трогаться в горку именно сюда.

Часть 7. Улан-Удэ, Чита и Забайкалье

Таким образом, в Улан-Удэ мы оказались уже вечером 11 июля: светлого времени оставалось как раз на осмотр города.

Улан-Удэ, площадь Советов. На фоне самой большой головы Ленина в мире.

Припарковавшись на центральной площади города, наш экипаж отправился на пешую прогулку по улице Ленина до Свято-Одигитриевского собора.

Улан-Удэ. Пешеходная часть улицы Ленина (Арбат).

Центр бывшего Верхнеудинска произвел на нас положительное впечатление своей чистотой и ухоженностью, в отличие от района Селенгинской набережной, где мы умудрились обнаружить следы кровавых разборок.

После осмотра скульптурной композиции «Гостеприимная Бурятия», мы не сразу смогли выехать на улицу Бабушкина в направлении трассы «Байкал», поскольку шла большая реконструкция улицы Балтахинова. Сотрудники полиции, у которых я спросил дорогу, хоть и приняли нас за цыган, но маршрут подсказали.

Улан-Удэ. Свято-Одигитриевский собор.

Улан-Удэ. Улица Ленина.

Улан-Удэ. Фонтан на Театральной площади.

Улан-Удэ. «Гостеприимная Бурятия».

На ночлег наш экипаж устроился в гостиницу «Селенга». Здешний персонал посочувствовал нам после рассказа об условиях для постояльцев в Монголии.

Утро 12 июля выдалось солнечным, поэтому в отличном настроении мы взяли курс на Читу. Я и вовсе не поленился намазаться солнцезащитным кремом, поскольку припекало прилично.

Улан-Удэ. Дуган на выезде из города.

Движение на трассе М-55 нельзя назвать напряженным, поэтому обгонами на узкой извилистой дороге вдоль Селенги мы не утруждались, спокойно наслаждаясь пейзажами.

Через пару часов наш экипаж оказался в Забайкалье. Природа этого края лично на меня произвела сильное впечатление, поскольку я не ожидал увидеть такой красоты. Леса, перевалы, реки и другие элементы ландшафта сочетаются здесь весьма гармонично.

После обеда в кафе «Транзит» на обходе города Хилок нас внезапно окликнули: «Привет Подмосковью!».

В Забайкалье.

Это был путешественник из Краснодара на «Ленд Крузере», целью которого, по его словам, был Певек. Мы не удивились, но уже в Магадане Виталий aka Дюйм развеял мои сомнения утверждением, что на такой технике летом на Чукотку не попасть. Впрочем, нет уверенности в том, что краснодарец сильно спешил…

В дальнейшем по дороге на Читу вентилятор радиатора уже не выключался, хотя «Пегас» и не думал закипать. Я подумал, что причина в рельефе Яблонового хребта, но уже в Жуковском выяснится, что дело в датчике, который поздно срабатывал на отключение. Так или иначе, на подступах к столице Забайкальского края мне не понравилось посвистывание, исходившее от подшипника вентилятора, поэтому было решено приобрести запасной «карлсон» в городе: имелись обоснованные сомнения в том, что дальше в «заветных магазинах запчастей» будет оборудование для «Жигулей».

После прибытия в Читу выяснилось, что карточка, с которой я снимал деньги, судя по всему, была забыта в банкомате в Улан-Удэ.

Дорога на Читу.

Долина реки Ингоды.

Чита на горизонте.

Пришлось ее заблокировать и пользоваться в дальнейшем резервной карточкой штурмана…

Осмотрев центр города, мы заночевали в типовой советской гостинице «Турист». Повеселил факт наличия в номере холодильника «Snaige», аналогичного тому, которым долгое время пользовалась моя семья. Это тем более удивило, поскольку основной маркой в тех краях является «Бирюса».

Утром 13 июля нам предложили на выбор целых два варианта завтрака, что стало для нашего экипажа приятной неожиданностью. Потратив некоторое время на поиск запасных подушек стабилизатора и вентилятора, мы все-таки их нашли и с чистой совестью отправились к выезду из Читы.

Чита — столица Дальневосточной республики в 1920 — 1922 годах.

Чита. Площадь имени Ленина.

Чита. Казанский кафедральный собор.

Чита. Монумент в честь танковой колонны «Комсомолец Забайкалья».

На трассу М-58 «Амур» наш экипаж выбрался у поста ГИБДД, где нас впервые со старта путешествия остановили для проверки документов. Диалог получился коротким: на вопрос о том, путешествуем ли мы, я ответил утвердительно и почти сразу получил водительское удостоверение и свидетельство о регистрации назад.

После относительно небольшого участка разбитого асфальта мы оказались на отличной трассе: желтая «Калина» в этих краях ездила явно не зря. Последняя брендовая бензоколонка — «Роснефть» у поворота на Шилку, здесь настоятельно рекомендую заправляться до полного, поскольку далее местами может просто не быть топлива.

Покатавшись по Чернышевску в поисках автомойки (нужно было промыть радиатор от насекомых), наш экипаж узнал, что такие услуги в этом поселке больше не оказываются: в итоге нашу небольшую проблему решила канистра с водой и тряпочка.

Трасса «Амур» в районе Чернышевска.

Особенно бодро по трассе «Амур» мы ехали под песню «Три танкиста». Край тут действительно суровый, а тишину нарушают лишь редкие автомобили: загрузка дороги пока явно меньше расчетной. Неприятности доставляют лишь места, где из-за ухода грунта образовались перекаты: на одном из них «Пегас» на скорости всего лишь 70 км/ч оторвался от покрытия всеми четырьмя колесами. Впрочем, каждый такой участок обозначен связкой знаков «70» — «50», поэтому пренебрегать ими не советую. Да и в целом в дальнейшем бесполезных дорожных знаков, которыми буквально напичкана Центральная Россия, мы практически не наблюдали (встречались разве что знаки типа «60» при максимальной безопасной скорости 20-30 км/ч).

Следующая наша остановка — бензоколонка Сбега, на которой не оказалось никакого топлива, кроме дизельного. Когда владелец «BMW X5» стал буквально умолять отлить ему хотя бы 10 литров 92-ого, я понял, что нашу двадцатилитровую канистру, в которой было литров 5, при первой возможности пора максимально наполнить. К сожалению, помочь мужчине мы не смогли, поскольку бензина у нас оставалось ровно до следующей заправки с очень небольшим запасом.

Автозаправочная станция у поселка Сбега.

Лишние 20 километров ехать не хотелось, поэтому в Могочу наш экипаж заезжать не стал: с мёртво лежащей стрелкой дотянули до Семиозерного. Водителей предупредили, что минимум до Чернышевска топлива не будет. Тут к нам обратился мужчина с просьбой помочь жгутом для ремонта бескамерной покрышки. Отказывать не стали, а заодно я посмотрел, как правильно пользоваться приобретенным перед поездкой набором (свежесть сырой резины коллегу-водителя удивила) и получил совет, где заправиться перед Тындой.

Заправки 12 и 13 июля

30,00 руб

Тахтамыгда (28rus)

29,00 руб

Рекомендуем кафе напротив бензоколонки в Семиозерном: домашняя еда придала сил и хорошего настроения, здесь же перекинулись парой фраз с местными ребятами. На вопрос, не боимся ли мы путешествовать таким образом, наш экипаж ответил: «А чего бояться?» Парни в ответ только усмехнулись.

Еще через час пути Забайкальский край остался позади.

Часть 8. Трасса «Лена»

В Амурской области асфальт одноименной трассы никуда не проваливается, поэтому двигались мы еще веселее. Наверное, этот факт и стал определяющим в решении добраться до Тынды и ночевать уже там, которое было принято после полной заправки бака и канистры на повороте к Тахтамыгде.

К сожалению, мы не предполагали, что на преодоление первых 162 километров трассы «Лена» от развязки у Большого Невера до «столицы БАМа» придется затратить целых четыре часа: за исключением десятка километров этот участок дороги — гравийка, летом 2012 находившаяся в ужасном состоянии. Одной из последних фраз, прозвучавших в эфире пятнадцатого канала, стал вопрос дальнобойщика: «Ребят, а я на Якутск правильно повернул? Другой дороги нет?». Впрочем, мы были морально готовы к этому, поэтому движению к Тынде мешало, пожалуй, только желание спать.

Стоит отметить, что именно на упомянутой развязке наш экипаж впервые увидел на указателе Магадан, до которого оставалось более трех тысяч километров.

В «крайнюю точку Москвы» мы прибыли глубокой ночью, и чтобы спокойно найти на электронной карте навигатора место ночлега, остановились на улице Красная Пресня, на автомате включив «аварийку». В этот момент к автомобилю подошел не совсем трезвый местный житель и дал совет: «Выключи, здесь это не канает: только аккумулятор посадишь».

Тында. Памятный камень на площади 25-летия БАМа.

Оценив заботу о нашей электрике, мы отправились в гостиницу «Юность», где меня неприятно удивила цена за двухместный номер. Однако приемлемым оказался вариант, предложенный, как ни странно, охранником: вместо двухместного номера были взяты две койки в четырехместном.

14 июля после подъема и завтрака наш экипаж осмотрел «столицу БАМа». Судя по размерам железнодорожного вокзала, пассажиропоток здесь на данный момент явно меньше запланированного. В целом же город произвел на нас положительное впечатление, поэтому в сторону Алдана мы выдвинулись в приподнятом настроении, не забыв сфотографироваться у грандиозной стелы на северном въезде в Тынду и проклеить заднюю дверь строительным скотчем.

Тында. Привокзальная площадь.

Тында. Паровоз-памятник на привокзальной площади.

Дорога до местечка под названием Лапри порадовала хорошим асфальтом, ну а далее нас ждала уже другая, можно сказать, эталонная М-56 «Лена».

На границе регионов к нам обратились за помощью: в этот раз жгут понадобился супружеской паре якутов, у которых не оказалось даже насоса. Удивившись беспечности аборигенов, после ремонта покрышки наш экипаж отправился дальше. От стелы на въезде в Якутию осталось лишь основание — это удивило, но на фоне грыж, обнаруженных на обоих задних колесах, выглядело лишь маленьким недоразумением.

Несмотря на то, что «Пегас» упорно двигался на север, температура воздуха перевалила далеко за 30 градусов: во избежание перегрева двигателя на затяжных подъемах периодически приходилось включать печку. Перед селом Иенгра, подсознательно почувствовав отсутствие опасности, мы взяли на буксир мотоцикл с местными ребятами, у которых, по их словам, по пути за пивом кончился бензин. По прибытии в село, парни поблагодарили нас и позавидовали возможности путешествия через всю страну.

Коновязи на границе Амурской области и Якутии.

По причине упомянутой жары, на мне в тот день были надеты только трусы, солнцезащитные очки, наручные часы, нательный крест и кроссовки. Именно в таком виде я и предстал перед инспектором ДПС, остановившим нас для проверки документов на посту перед поселком Беркакит. Диалог получился рекордно коротким:
— Куда едете?
— В Магадан.
— Счастливого пути!

Амуро-Якутская железнодорожная магистраль (АЯМ).

В окрестностях города Нерюнгри, именуемого на местном жаргоне «Нюркой».

Добыча угля севернее Нерюнгри.

После Нерюнгри дорога начала не на шутку утомлять: подвеску до резиновых отбойников кузова пробивало всё чаще, а при обгоне очередного «КАМАЗа» в облаке пыли я не заметил огромного булыжника, который буквально вмял защиту картера в поддон. К счастью, подача масла нарушена не была, поэтому, перекрестившись, мы продолжили путь.

Следующим примечательным событием стал ужин в поселке Большой Нимныр: в этих краях вас вряд ли что-то сможет отвлечь от грустных мыслей о камнях и ямах трассы «Лена», кроме придорожного кафе.

К ночи наш экипаж добрался, наконец, до города Алдан, где на Мегино-Кангаласской улице почти сразу была найдена гостиница «Север», которую можно смело рекомендовать путешествующим по этим суровым краям.

Утром первым делом мы посетили автомагазин и шиномонтаж: заменили правую заднюю покрышку, вызывавшую наибольшие подозрения, но выбрасывать ее предусмотрительно не стали.

Защита картера двигателя после удара о булыжник.

Трасса «Лена» недалеко от поселка Чульман.

Река Малая Хатыми.

Во время замены колеса, за завтраком мы разговорились с магаданскими мотоциклистами, возвращающимися домой из Владивостока. После обоюдных пожеланий удачи, забрали автомобиль из шиномонтажа, где нас напутствовали примерно следующим образом: «На «Жучке» до Магадана вы не доедете…»

От Алдана до Томмота — 81 километр радости: ровный асфальт добавил оптимизма, а расстояние до столицы республики Саха перестало казаться огромным. Ну а дальше… Дальше район Улуу — Мундуруччу. Конечно, фотографии с тонущими в грязи караванами автомобилей стали историей, и работа на данном участке ведется, но что бы там ни говорили люди, пытающиеся казаться значительнее, ехать тут пока еще тяжело.

Село Улуу (в переводе «Великое») — возможность передохнуть и подкрепиться, которой наш экипаж не преминул воспользоваться. Здесь же Владимир с другом (мотоциклисты из Магадана) попросили взять на борт «Пегаса» рюкзак с вещами, поскольку у одного из байков снова треснула рама. Разумеется, мы не отказали.

Трасса М-56 «Лена». Есть лишь один способ оценить ее состояние — проехать от Большого Невера до Нижнего Бестяха самостоятельно.

АЯМ и трасса «Лена» в районе села Верхняя Амга.

Трасса «Лена» в районе Улуу.

Заправки 14, 15 и 16 июля

Чурапча (14rus)

14,0 л

35.50 руб

После выхода к Лене ехать стало легче: последние километры до Нижнего Бестяха были пройдены со средней скоростью 70 км/ч. Впрочем, если вы собираетесь посетить Якутск, переправиться через реку имеет смысл именно в селе Качикатцы: дорога вдоль западного берега еще лучше.

Тем временем один из саморезов накладки порога перетер под обшивкой минусовой (к счастью: на предохранители в наше время может надеяться только отчаянный оптимист) провод салонного освещения — около получаса ушло на поиск и устранение данной неисправности.

Наш экипаж заходить в столицу республики не рассчитывал: ночевка планировалась в Нижнем Бестяхе, однако мы упустили из виду тот факт, что гостиницы в этом поселке нет, а искать частное жилье было уже поздновато.

Было решено ехать по ночной трассе «Колыма» столько, сколько хватит сил, с полноценным отдыхом в Хандыге после паромной переправы через реку Алдан.

Часть 9. Дорога на Сетте-Дабан

Заряда бодрости хватило до Чурапчинского улуса, где пришлось принять к обочине и выделить несколько часов на сон. В самой Чурапче мы заправили автомобиль и позавтракали в чайной (местное название придорожного кафе).

Затем наш экипаж приступил к спокойному осмотру Таттинского улуса: утренний паром через Алдан уже прошел, поэтому спешить было особо некуда.

Село Улуу. Правильное применение дорожного знака «ГИБДД».

Стоит отметить, что некоторые фотографии имеют коричневатый оттенок не случайно: всё дело в лесных пожарах, охвативших этот район в середине лета. И хотя непосредственно огня мы не наблюдали, гарь в воздухе чувствовалась вплоть до начала подъема на хребет Сетте-Дабан за Хандыгой.

Якутия. Утро в районе села Чурапча.

В этих краях «буханки», движущиеся на скоростях, скажем так, чуть выше разумных и ставшие притчей во языцех, встречались на пути особенно часто. Нам же последние километры до переправы давались тяжеловато: всё внимание было направлено на то, чтобы не соскакивать с гребня свежей гравийной присыпки.

Как потом рассказал магаданец Владимир, нашему экипажу повезло: именно 16 июля здесь пошли дожди, что сделало дорогу труднопроезжей на какое-то время. В общем, недаром участок трассы «Колыма» в районе села Уолба был построен последним.

Якутия. Боотур Стремительный в Таттинском улусе.

И вот наконец показалась паромная переправа, где удача была к нам благосклонна: судно должно было отправиться не вечером, а уже через час с небольшим.

Якутия. В Таттинском улусе.

Якутия. Село Ытык-Кюёль. Местные жители произносят «ЫтыкКюль».

Таттинский улус. Коновязи.

Поясню: по информации, которая была в нашем распоряжении, паром ходил дважды в сутки (утром и вечером). В реальности, по крайней мере, в июле 2012 он также совершал рейс в два часа дня.

Думаю, я не погрешу против истины, если скажу, что трудные дороги сближают людей, поэтому непринужденные беседы на переправе завязываются легко. Мы, например, познакомились здесь с мотоциклистами из Словакии, целью которых, о чем нетрудно догадаться, был Магадан. К сожалению, после Кюбюме с нашим экипажем они уже не пересекались (избрали маршрут через «Старую Колыму»), но по короткому знакомству стало понятно, что Россия европейцев впечатлила, причем в хорошем смысле этого слова.

Спустя два часа хода на пароме против течения, «Пегас» оказался в селе Кескиль и продолжил путь к Хандыге, где найти ночлег оказалось не так уж и просто — очень пригодились навыки, полученные на соревнованиях по ориентированию. В единственной полноценной гостинице шел ремонт и мест не было, зато тут мы узнали пару адресов частных лиц, сдающих квартиры.

Паромная переправа через Алдан.

Диалог на пароме:
— Да у тебя, наверное, там движок от «Мерседеса», раз до сюда смог доехать?
— Нет, обычный «троечный».

В доме №14 по улице Энергетиков свободная комната всё-таки нашлась: нас ждали душ, пиво и полноценный отдых.

С утра (впрочем, как и предыдущим вечером) отыскать работающее кафе в Хандыге наш экипаж не смог, поэтому после заправки пришлось отъехать от населенного пункта и разогреть тушенку на газовой плитке.

После перегона до поселка Теплый Ключ на катковой поверхности задней левой покрышки были обнаружены множественные порезы, через которые травило воздух (диагностировать проблему помогла дождливая погода: вода пузырилась на резине). Колесо пришлось заменить на одно из двух запасных, следовавших с нами из Жуковского.

Съезд с парома на правый берег Алдана.

Поселок Теплый Ключ. Замена колеса.

Поселок Теплый Ключ. В музее «Магаданская трасса».

Перекусив в кафе «Аляска», которое является, по нашему мнению, лучшим заведением общепита на всей трассе «Колыма», мы отправились на поиски музея автодороги. Он был найден в здании детского сада, однако смотритель отсутствовал — во время ожидания после вызова по телефону как раз и было заменено колесо.

Наконец, директор музея появилась, провела для нас экскурсию и ответила на вопросы. Нетрудно догадаться, что путешественники из Подмосковья бывают в Теплом Ключе нечасто, поэтому общение проходило с обоюдным интересом.

В середине дня мы покинули гостеприимный поселок, и после очередной проверки давления в шинах начали подъем на хребет Сетте-Дабан. Некоторые советуют повышать давление при движении по острому гравию, но мной было принято решение держать строго рекомендуемое.

Якутия. В Томпонском районе.

Виды из окна ожидаемо становились всё красивее, а небо прояснилось. Возможность обстоятельно полюбоваться окрестностями представилась уже на Томпорукском перевале во время попытки отремонтировать жгутом заднюю правую покрышку, насквозь пробитую камнем.

Хребет Сетте-Дабан. Томпорукский перевал.

Замена колеса на Томпорукском перевале.

Ребята на «шестерке», отдыхавшие у родника, который, по утверждению Ильи aka Aist, не замерзает в -30°, с удивлением смотрели на «четверку» с подмосковными номерами.

Якутия. В Томпонском районе.

Собственно, тревожный сигнал от этих парней, в итоге догнавших нас, возвестил о том, что ремонт резины оказался неудачным: пришло время снимать с крыши вторую запаску.

Часть 10. Оймяконье и Кадыкчан

Во время замены колеса состоялся разговор с экипажем «шестерки», который следовал с провиантом на участок ремонта дороги: знаменитые прижимы, «Черный» и «Желтый», летом 2012 активно реконструировались компанией, не поверите, Игоря Путина — двоюродного брата сами знаете кого. А поскольку у строительной и иной техники номера были, в основном, Московские, наши собеседники уже догадывались, откуда мы.

Наконец, движение в направлении Кюбюме было продолжено, пусть и с «черепашьей» скоростью: состояние временного проезда по прижимам, мягко говоря, оставляло желать лучшего, поэтому неоднократно под удары булыжников приходилось осознанно подставлять нижние рычаги подвески.

Якутия. Хребет Сетте-Дабан.

Река Восточная Хандыга.

К сожалению, мне в процессе управления автомобилем не удалось полноценно насладиться красотой природы этих мест, но такая возможность представится на обратном пути, и я, разумеется, ей воспользуюсь, ведь, если помните, это было одной из задач путешествия.

После окончания прохождения реконструируемого участка наш экипаж с приветствием проследовал мимо остановившихся на отдых словацких мотоциклистов, которые через пару часов обгонят нас непосредственно перед поселком Кюбюме.

Снег в середине июля. И хотя за бортом без малого +30°, он просто не успевает таять здесь, в Оймяконье!

Перевалы через хребет Сунтар-Хаята известны «Заячьей петлей» и группой ручьев, которые после дождей превращаются в реки и текут прямо через дорогу. Победить природу дорожникам пока не удается, однако нам крупно повезло: уровень воды был минимален и все водные преграды «Пегас» без затруднений преодолел своим ходом.

Граница Томпонского и Оймяконского районов, также являющаяся рубежом часовых поясов, встретила нас очередным ремонтом трассы. Интересен факт, что, согласно Постановлению Правительства, Хандыга должна жить по якутскому времени, а Усть-Нера — по владивостокскому.

Хребет Сунтар-Хаята. Ручей, протекающий через Колымскую трассу.

Хребет Сунтар-Хаята — водораздел Алдана и Индигирки.

Фактически же в 2012 году и вплоть до написания этого повествования Томпонский улус продолжает спокойно исчислять время по Владивостоку, а Оймяконье — по Магадану.

К одиннадцати вечера «по узкой горной дороге, что вьется, как серпантин», мы добрались до АЗС поселка Кюбюме.

Заправки 17 и 18 июля

Хандыга (14rus)

32,50 руб

Кюбюме (14rus)

40,30 руб

Усть-Нера (14rus)

40,20 руб

Канистру с крыши снимать не пришлось: Аи-76 и Аи-92 на единственной в радиусе 300 километров общедоступной автозаправочной станции были в наличии.

АЗС поселка Кюбюме.

А вот путешественникам на внедорожнике, следовавшим из Европейской России к друзьям в Сусуман, удача не улыбнулась: дизельного топлива не оказалось. Но расстроились они не сильно: запас горючего у них, разумеется, был.

В разговоре наших экипажей и ребят из Словакии байкеры на «BMW», указывая на «Жигули», подметили: «Вот парни — тоже экстремисты». Пришлось поправить: всё-таки, скорее, экстремалы, хотя, на мой взгляд, трудно — не значит экстремально.

На кассе АЗС поселка Кюбюме отмечаются проезжающие «экстремисты».

Попрощавшись с собеседниками, мы проехали несколько километров до реки Большой Луговой, у моста через которую устроили небольшой привал. Оймяконское нагорье устроило холодный прием, в самом прямом смысле этого слова: воду до кипения газовой плитке довести так и не удалось, а мне и штурману пришлось в срочном порядке доставать из глубин багажного отделения свитера и куртки.

На часах в момент начала движения на Усть-Неру было около полпервого ночи, но полярный день, как видно на фотографии, на этой широте уже практически в полной силе.

Оймяконское нагорье. Привал у реки Большой Луговой.

Печка в автомобиле в этот раз использовалась по прямому назначению, а вовсе не во избежание перегрева двигателя: температура за бортом была немногим выше нуля.

Через пару десятков километров машина задергалась и заглохла. Но я зря в первый момент грешил на бензин: проблема решилась простым перебрасыванием жгута проводов зажигания с основного коммутатора на резервный. Как выяснится ни много ни мало через полгода, неисправность была в самом пучке проводов: один из них изломился внутри изоляции.

В районе реки Брюнгаде усталость начала брать свое: пришлось остановиться и подремать несколько часов. После пробуждения настроение оказалось испорчено: во время отдыха спустила левая задняя покрышка. Коварная гравийка представлялась ровной и наказала меня за беспечную езду с довольно высокой скоростью. Выход остался один: возвратить на место снятое в Теплом Ключе колесо, а поскольку резины в запасе больше не осталось, оставшиеся 150 километров до Усть-Неры было решено ехать со скоростью 40 км/ч.

Оймяконское плоскогорье. На новом участке трассы «Колыма».

Движение по хорошему участку дороги в таком ритме меня не на шутку убаюкивало, поэтому место за рулем впервые за поездку занял штурман. Наша тактика сработала: до Индигирки мы добрались без приключений, а еще через несколько километров увидели долгожданную вывеску «Шиномонтаж».

Поселок городского типа Усть-Нера — административный центр Оймяконского района.

Толковый немолодой работник мастерской сразу посоветовал ехать в магазин за камерами, которые были оперативно куплены и установлены в покрышки, проколотые на Томпорукском перевале и за Кюбюме. Таким образом, в нашем распоряжении снова оказались две полноценные запаски.

В Усть-Нере на улице, что неудивительно, Ленина мы обнаружили столовую, в которой с удовольствием перекусили, предварительно переодевшись: вновь стало жарковато. А вот две попытки попасть в краеведческий музей, предпринятые с получасовым интервалом, успехом не увенчались, несмотря на то, что график работы учреждения вроде бы благоприятствовал. О не совсем адекватных расценках на проживание в гостинице в поселке золотодобытчиков информация имелась, поэтому вариант с отдыхом здесь не рассматривался.

Тем не менее, заправив автомобиль, наш экипаж в хорошем настроении двинулся на Сусуман по очень живописной дороге вдоль Неры.

Река Нера.

Перед Артыком полуденная жара окончательно разморила и меня, и штурмана: сказывалось отсутствие полноценного сна ночью. Проверка состояния колес после подъема вновь огорчила: помимо мелких порезов, о которых я уже упоминал, на катковой поверхности левой задней покрышки выявился один большой. В ход был пущен жгут, а для лучшего эффекта отремонтированное колесо отправилось сохнуть на крышу: одна из запасок пошла в работу. 18 июля неприятностей с резиной мы больше не испытывали.

Проверять документы в Артыке никто не захотел, и «Пегас» всё увереннее стал приближаться к Магаданской области. Штурман уже давно хотел поймать в объектив фотоаппарата одного из сусликов, которые многократно перебегали дорогу перед нами, и вот удача улыбнулась ему у Светлого ключа. По хлипкому мостику я не рискнул ехать даже на «классике», поскольку брод преодолевался очень уж легко, а когда преграда осталась позади, наш экипаж остановился, чтобы пополнить запасы воды.

Тут-то Алексей и заметил евражку — обитателя придорожной норки, который совершенно не испугался подмосковных гостей.

Американский суслик — в просторечии евражка.

На границе Якутии и Магаданской области.

Примерно через полчаса после успешной фотосессии мы оказались в Магаданской области. Сусуманский район порадовал отличной грунтовкой, которая легко проходима со средней скоростью 70 км/ч.

Следующей остановкой по плану стал брошенный поселок Кадыкчан — знаменитая «Колымская Припять», где нас чуть не съели огромные комары, спастись от которых можно было только внутри зданий. Отмечу, что вечером атмосфера тут царит угнетающая: лично я с непривычки чувствовал себя не в своей тарелке. В скором времени Виталий aka Дюйм расскажет, что в этом шахтерском поселке было невесело и до того, как его покинули жители.

Брошенные населенные пункты — печальная отличительная особенность Колымского края: Кадыкчан лишь один из многих.

Изгнав последних комаров из салона, наш экипаж отправился в Сусуман. Здесь на первой заправке нам отказались отпустить более 20 литров топлива с обоснованием: «Бензина мало, а вам до Ягодного хватит». Однако выяснилось, что статус города райцентр носит неспроста: нашлась вторая АЗС, где мы спокойно дозаправили 10 литров.

Брошенный поселок Кадыкчан.

А вот планам заночевать в Сусумане не суждено было осуществиться: сквозь закрытую дверь гостиницы автовокзала до меня донеслось лишь равнодушное «Мэст нэт». В общежитии горного техникума гостей тоже не ждали. Единственное, что оставалось делать — любой ценой преодолеть 100 километров до Ягодного и надеяться на удачу с ночлегом там.

Часть 11. К бухте Нагаева!

Купив через антивандальную решетку местного магазина шоколада и энергетических напитков, мы взяли курс на родину Юры-музыканта. Впрочем, как и ожидалось, помогло это несильно: после границы районов вырубаться стали вдвоем. Пара передышек исправила ситуацию: на рассвете наш экипаж добрался до цели. На гостиницу нам указали довольно быстро, и, к счастью, свободный номер имелся. Отсутствие горячей воды уже не волновало, поскольку желание было одно: упасть на койку.

Где-то к полудню 19 июля мы закончили отдыхать и отправились на поиски кафе с попутным осмотром поселка. Спустя некоторое время с подсказки местных жителей обнаружили ресторан «Эллада», на котором красовалась вывеска: «Приглашаем жителей и гостей Ягодного на наши обеды». Дело в том, что днем это заведение открывалось всего на несколько часов, но нашему экипажу повезло: время как раз было подходящее.

Ягодное. Вход в парк.

Что ж, звания ресторана «Эллада» действительно достойна: греческий стиль оформления в наличии, а обслуживание и блюда заслуживают только похвалы.

Подкрепившись, мы начали поиски Музея памяти жертв политических репрессий. Опрос населения в результате вывел лично на краеведа Ивана Паникарова — создателя музея. К сожалению, он был занят в редакции подготовкой материала для газеты, поэтому возможности посетить экспозицию до вечера не представлялось. Держа в уме обратный путь, я и Алексей решили двигаться на Магадан.

Ягодное. Площадь перед Домом культуры.

Родину Шевчука мы покидали в хорошем настроении, поэтому расстояние до Дебина преодолели, что называется, легко и непринужденно. В поселке есть шиномонтаж, но главная достопримечательность, конечно, мост через Колыму. Напевая слова выученной наизусть песни группы «Алиса», я бодро пересек реку, но через пару километров вспомнил о том, что планировал заехать в заброшенный аэропорт «Синегорье». Разворот с одобрения штурмана — и через пятнадцать минут после обратного проезда моста «Пегас» уже на взлетной полосе!

«И от Чудских берегов до ледяной Колымы — всё это наша Земля! Всё это мы!».

Сразу удивляет атмосфера места: в отличие от Кадыкчана, здесь светло и спокойно. Но внутри скромного здания аэровокзала, как и в любом подобном месте, в воздухе всё равно повисла какая-то непередаваемая грусть.

Аэропорт «Синегорье». На взлетно-посадочной полосе.

В Советском Союзе строили на совесть: взлетно-посадочная полоса находится в хорошем состоянии, а успешная посадка Ту-154 в Ижме при высочайшем уровне мастерства летчиков теперь кажется мне вполне закономерной.

Впервые за четверо суток стрелка спидометра перевалила за сотню: по ВПП кататься с ветерком приятно и необычно.

В 17 часов по местному времени наш экипаж вновь взял курс на Магадан. В Ягоднинском районе трасса похуже, чем у соседей из Сусумана: недалеко от Спорного я не сразу заметил, что задняя правая покрышка пробита. Старенькая «Кама-205» восстановлению уже не подлежала… Устанавливаю второе из отремонтированных в Усть-Нере колес, и мы, пальнув с досады по далекому километровому знаку из газового пистолета, продолжаем путь.

Аэропорт «Синегорье». Алексей изучает специализированную литературу.

Достойный конец старенькой «Камы» на участке Дебин — Оротукан.

На пути к цели осталось преодолеть лишь одно препятствие — реку Немичан, мост через которую по новостям с форума магаданского автоклуба «М49» был недавно продавлен тяжелой техникой. Новая железобетонная переправа уже почти готова, но пока все прорываются вброд.

Таких водных преград форсировать мне еще не доводилось, так что пару минут изучаю место. В этот момент реку проскакивает праворульная «Toyota» с более низкой посадкой, поэтому все сомнения отпадают, а уже через несколько мгновений наш автомобиль оказывается на другом берегу. Правда, генератор я всё-таки намочил — зарядка просела. Глушу мотор и даю агрегату просохнуть, благо воду с себя он испаряет быстро. С проезжающего «КАМАЗа» интересуются, всё ли в порядке: ответ утвердительный.

По пути к Атке уже ничто не мешает созерцать красоту окрестностей. В поселке первым делом выруливаем к закусочной под удивленными взорами местных жителей. На выезде — ледник, а также заправка с радующими глаз ценами на горючее: до областного центра остается ровно 200 километров.

В Ягоднинском районе Магаданской области.

Переправа через реку Немичан.

Магаданская область. Хасынский район.

Ледник у поселка Атка.

Оперативно решаем вопрос о сроках пребывания в конечной точке маршрута. Недолго думая, я предлагаю трое суток с примерным планом: день отдыха, день осмотра города и день обслуживания автомобиля (для штурмана свободный). Алексей одобряет, а наш экипаж между тем проследует Карамкен, где опасные разъехавшиеся бетонные плиты сменяются нормальным асфальтом.

Заправки 19, 20 и 21 июля

39,50 руб

Атка (49rus)

33,50 руб

Стемнело. Ввиду демократичного ценника, ночевка и проживание планировались в гостинице аэропорта «Сокол» в 50 километрах от Магадана. Однако по прибытии туда узнаём, что все свободные номера заняты пассажирами с задержанного рейса. Как выяснится через пару дней, причина задержки — типично российская: опаздывавшая на самолет пассажирка по телефону «заминировала» его… А это значит, что в столице Колымского края мы будем менее чем через час!

«Я не верю глазам, но это не сон»: сложно описать чувства, испытанные нами в момент, когда фары «Пегаса» выхватили из темноты обочины знак 5.23.1 «Магадан». Алексей прокомментировал, а я лишь давил на клаксон.

Через минуту проезжаем пост ГИБДД на въезде в город. Время около трех часов ночи, машин нет — разумеется, останавливают. Инспектор, как полагается, представился, попросил документы. В легком ступоре со свидетельством в руках осматривает передний регистрационный знак, затем задний.

— Издалека едете?
— Как видите…
— Задний номерок на досуге протрите, пожалуйста.

Конечно, протрем. А еще заменим лампочку левого заднего габарита, которая не горела уже в Атке. В общем, встречей наш экипаж остался доволен.

Колесим от одной гостиницы к другой, но, не поверите, свободного двухместного номера нет нигде: в «Голден Хаус» не попасть, «Магадан» занят вахтовиками, «Океан» — вообще непонятно кем, а «ВМ-Центр» предлагает лишь единственный одноместный.

К счастью, на рекламном щите автовокзала находим вариант даже лучше: «Квартиры посуточно». Звоним среди ночи, получаем ответ: «Приходите к одиннадцати, а к полудню, скорее всего, две квартиры освободятся».

Отлично, а пока поищем еще одно общежитие (около первого, где нас принимать отказались, меня долго преследовал разговорчивый местный кот). Сознание уже отказывается работать, поэтому паркую автомобиль в районе улицы Попова и отключаюсь.

Панорама Магадана с улицы Попова.

Ранним утром внезапно просыпаюсь: то ли легкое землетрясение, то ли меня трясет. Скорее второе, потому что штурман спокойно спит и ничего не ощущает. А пока я завершаю отдых, Алексей уже делает первую фотографию города.

В назначенный час приезжаем на автовокзал, где находится офис фирмы «Магаданский гостевой дом», в которую мы обратились. Оплачиваем 5100 рублей за трое суток и отправляемся на поиски завтрака. Подкрепились в недешевой, но хорошей кофейне на проспекте Ленина, после чего отправились к дому 21А по улице Гагарина. В квартиру наш экипаж прибыл ровно в полдень, приведя в небольшое замешательство девушек, заканчивавших ее уборку.

После переброски вещей из автомобиля штурман падает сразу, я же нахожу в себе силы помыться — и тоже падаю. Впервые с начала путешествия никакого будильника!

В семь вечера 20 июля созваниваемся с Владимиром: у них всё в полном порядке, отстали от нас всего на полсуток. Встречу назначаем на 21-ое.

Тихий океан. Охотское море. Бухта Нагаева.

Бухта Нагаева. Памятник пионерам освоения Колымы и Чукотки.

Кроме того, договариваемся на днях пересечься с Андреем aka andy из автоклуба «М49», а пока — по магазинам. После закупки продуктами готовим праздничный ужин: на столе бутылка «Журавлей» — вторая из четырех поллитровок, взятых из дома (первую подарили Андрею aka Krz). Очень кстати оказался набор стопок с достопримечательностями Красноярска, приобретенный две недели назад в сувенирной лавке на проспекте Мира.

Перед сном обрадовали звонками родных и знакомых, при этом совершенно не ощущалось, что они на другом конце нашей уникальной страны.

Проснулись мы в прекрасном настроении: нас ждал промежуточный финиш на берегу Тихого океана. У природы нет плохой погоды: так называемый вынос, окутавший город в эти дни, пейзажа, думаю, не испортил.

Бесполезно описывать мысли, пришедшие в голову в бухте Нагаева: каждый путешественник задумается здесь о чем-то своем. Стоит, пожалуй, отметить лишь то, что беспристрастный одометр «Пегаса» отсчитал с 29 июня уже 12 698 километров.

Камень-талисман купается в Тихом океане.

Магадан. На берегу бухты Нагаева.

Магадан. Бухта Нагаева. Начало Колымской трассы.

После фотосессии на берегу Охотского моря вспомнили, что забыли в квартире видеокамеру — серьезный повод заехать обратно перед продолжением осмотра достопримечательностей.

Часть 12. Магадан

В Магадане около полутора десятков лет жили мои прадед и прабабушка — возможно, этим можно объяснить то, что ощущал я себя здесь вполне комфортно.

Неспешно осмотрев из автомобиля весь проспект Ленина, мы оказались у стелы на въезде в город, которая была установлена в 2007 году и сразу стала меккой для автопутешественников.

Далее наш экипаж отправился к «Маске Скорби» — не побоюсь этого слова, главному мемориалу памяти жертв политических репрессий в регионе. Из-за упомянутого выноса, панорама Магадана была полностью скрыта от нас, однако атмосфере места такая погода подходит, думаю, больше, чем солнечная. Хорошо дополняет композицию ветровой колокол, каждый звук которого проникает на фоне тишины в самую глубину души.

Несмотря на трудности, «Пегас» прорвался к Магадану.

Знаменитые олени на въезде в город.

«Привет Жуковскому! Мы это сделали!».

Магадан. Мемориал «Маска Скорби».

Камера-одиночка, расположенная внутри монумента, к сожалению, была закрыта по неизвестной причине.

Запечатлев старенький, но бодрый «ЛАЗ» у автовокзала, мы осмотрели крупнейший храм Дальнего Востока России — Свято-Троицкий собор, созданный в знакомом Владимиро-Новгородском архитектурном стиле.

На проспекте Карла Маркса обнаружили отличный сувенирный магазин, в котором приобрели сразу все интересующие нас памятные артефакты.

Магадан. «ЛАЗ» у автовокзала.

Магадан. Свято-Троицкий кафедральный собор.

После остановки у телевышки наш экипаж, немного устав, направился на обед домой после безуспешных поисков приемлемого кафе.

В этот же день свой рюкзак забрал Владимир, но его транспортом был уже не мотоцикл, а «Ленд Крузер». Он не только любезно согласился предоставить свой гараж для ТО нашего автомобиля, намеченного на 22 июля, но также настоял на том, чтобы я подобрал на штрафстоянке пару покрышек на запас, а потом еще и договорился о бесплатном шиномонтаже для нас! Пользуясь случаем, выражаю Владимиру огромную благодарность за безграничное гостеприимство, которым и славится Русский Север.

Утром следующего дня я отправился в гараж, а Алексей продолжил гулять по городу, посетив Магаданский краеведческий музей, который штурман описывает следующим образом:

«Наибольшего внимания заслуживает экспозиция, посвящённая истории Дальстроя и ГУЛАГа, с которых начиналось промышленное освоение Колымского края — пожалуй, наиболее достойная из всех, посвящённых теме политических репрессий в СССР в 30-50е гг.

Магаданское время. В Москве на 8 часов меньше.

Магадан. Вид на проспект Ленина от телевышки.

Впечатления от посещения — не меньшие, чем после первого прочтения «Колымских рассказов» Варлама Шаламова. Конечно, посетить Магаданский краеведческий музей стоит не только ради этих залов: здесь и уникальные коллекции, посвящённые местным флоре, фауне и жизни края в военные годы, зал с отличной выставкой от местных фотографов, путешествовавших по отдалённым уголкам Колымы и не только».

Ну а я тем временем заменил масло в двигателе, все фильтры и перегоревшие лампочки, щетки стеклоочистителей; проверил уровни тосола, тормозной жидкости и трансмиссионки в коробке передач и заднем редукторе. Наконец отправился на мойку — и это был единственный раз за 45 дней, когда машина была полностью отмыта. В сервисе в Марчеканском переулке автомобиль снаружи и изнутри около полутора часов чистили два человека, взяв с меня всего 900 рублей. Здесь же, заметив, что я немного озяб (температура воздуха в этот момент была не более +10°), проходящий мимо работник подмигнул и сказал: «Ну что? Кончилось лето, да?!».

В Магаданском краеведческом музее.

Магадан. Проспект Ленина.

Магадан — город чаек. Крики этих птиц создают непрерывный звуковой фон.

Таким образом, к вечерней встрече с andy «Пегас» был уже чистым и блестел. Вместе с Андреем мы заехали в гости к Виталию aka Дюйм, где обсуждали перипетии экспедиций (Виталий подробно рассказал об «Охотоморском ожерелье»), путешествий и соревнований на автомобилях.

Я и Андрей
aka andy с «Пегасом».

23 июля пришло время расставаться с Магаданом. Снятые с какого-то мертвого прицепа на штрафстоянке омские покрышки (13-ый радиус тут птица редкая) в шиномонтаже были установлены вместо выброшенных «Камы» и «Амтела» (тоже стоял на правом заднем колесе и на тот момент окончательно выработал свой ресурс). В это время Андрей подвез наклейки на автомобиль с гербом Магаданской области (за это отдельная благодарность) и пожелал счастливой дороги домой.

Виталий утром бесплатно помог нам парой камер, а в обед подъехал к стеле с оленями провожать наш экипаж в обратный путь, подарив наклейку «Охотоморского ожерелья».

С Виталием
aka Дюйм — опытнейшим джипером и путешественником.

«Строящаяся дорога от Якутска до Магадана» снова ждет нас.

«До свидания, Магадан!».

Прощание получилось очень теплым: гостеприимство и взаимовыручка жителей Колымского края, считаю, могут быть примером для всей нашей страны. К слову, 21 июля, просто заметив в потоке белую «четверку», за мной до дома проследовал, после чего поприветствовал еще один из членов автоклуба «М49» (к сожалению, не запомнил его имени).

Что ж, двигатель запущен — и мы возвращаемся к реалиям трассы Якутск—Магадан. В этот раз на выезде из города у сотрудников ГИБДД мы интереса не вызываем.

Часть 13. Колыма—Индигирка—Алдан

Первые полторы сотни километров проходим довольно легко и без приключений. Пожалуй, именно тогда у меня в голове впервые завертелись мысли о том, что любое путешествие рано или поздно, хочешь ты этого или нет, закончится у родного порога, но тот факт, что до дома еще чуть более 10 000 километров, а также очередной булыжник, пробивший подвеску до резинового отбойника, неплохо отрезвили и заставили вновь сконцентрировать внимание на дороге.

Трасса «Колыма» недалеко от Карамкена.

В Атке заправили автомобиль и перекусили в знакомом кафе. На перевале Дедушкина Лысина магнитола начала выдавать аккорды песни «Поздний вечер в Сорренто», из-за чего у меня буквально вырвалось: «Какая, к чёрту, Италия? Какое, к чёрту, Сорренто? Дедушкина Лысина! Колыма! Россия!».

Магаданская область. Хасынский район.

И уже в районе переправы через реку Веселую машину начинает заносить: левый задний «Амтел» ремонту не подлежал, а его место заняла одна из омских покрышек с камерой.

Снова нырять в Немичан совсем не хотелось, поэтому провели разведку недостроенного моста и решили прорываться по нему, что успешно осуществили за несколько минут при помощи камней, проложенных в стыки плит (причем очевидно, что мы были далеко не первыми, кто действовал таким образом).

На Гербинском перевале небольшой надрыв на боковине установленной в Магадане справа сзади «Омскшины» делает свое черное дело: камера всё-таки лопается, а это значит, что запасных колес снова не остается.

Замена колеса недалеко от реки Весёлой.

Переправа через реку Немичан.

На Гербинском перевале.

Опять скорость строго 40 км/ч, а наш экипаж вынужден возложить надежды на «Каму», порезанную перед Теплым Ключом, проколотую и отремонтированную жгутом в районе Артыка.

В шиномонтаж поселка Ларюковая я стучусь напрасно: в соседнем кафе объясняют, что мастера уволили за пьянку, а нового пока нет. «Выходит, нам теперь до Дебина?» — «Да». По пути к машине меня самого принимают за шиномонтажника мужики на «буханке» — вынужден был их разочаровать. Но если мы по-прежнему едем с низкой скоростью, то упомянутых ребят проблемы с колесами, видимо, беспокоят мало: теряем их из вида уже через несколько минут.

Колыму пересекаем уже в темноте. На мастерской в Дебине — записка с номером телефона. Работник приходит быстро, правда, немного корит нас за то, что не дали ему помыться. Запаска формируется из камеры Виталия aka Дюйм и покрышки с грыжей, которая ехала на крыше еще с Алдана. Что ж, теперь на пути к Ягодному можно ехать быстрее.

Тем временем заметно похолодало и выпала роса. А недалеко от Рыбного двигатель потерял тягу и заглох. «Этим нас не напугать!» — бурчу я себе под нос, переключая рычажок воздухозаборника на зимний режим.

После этого до Ягодного добрались спокойно, а вот в гостинице на автовокзале мест в этот раз не оказалось. Но это расстроило меньше, чем тот факт, что в Музей памяти жертв политических репрессий наш экипаж и в этот раз не попал.

Сотню километров до Сусумана вновь проходим в битве со сном, который на время отступает после того, как мы пару раз сменяем друг друга за рулем. Когда выяснилось, что и на этот раз на здешнем автовокзале заночевать не удастся, остался последний шанс — общежитие горного техникума. Наш визит в 5 часов утра застает вахтершу врасплох:
— Вы кто такие? Куда и откуда едете?
— Мы из Подмосковья, куда и возвращаемся из Магадана.
— А почему через нас?
— Видите ли, это единственная автомобильная дорога на Колыме.

Магаданская область. Город Сусуман.

Но и после этого диалога она не выходит из ступора и по-прежнему сильно сомневается, стоит ли пускать пару столь подозрительных ребят. В конце концов, видимо, мой крайне усталый вид возымел действие: записав наши паспортные данные и взяв задаток в виде тысячи рублей, сотрудница общежития всё-таки выделила пару коек, за что мы были ей очень благодарны.

Днем 24 июля я первым делом прибыл в магазин автозапчастей, где намеревался приобрести покрышку для второй запаски. Выбора не было: на диск 13-го радиуса в наличии имелась только высокопрофильная зимняя камерная барнаульская резина, которую я и приобрел.

В разговоре с сотрудником шиномонтажа выяснилось, что он имеет высшее юридическое образование:

— Неужели в Колымском крае нигде не нужны юристы?
 — Шутишь? Здесь законы не работают: закон — тайга, а хозяин — медведь. Жизнь человека практически ничего не стоит. Вон, зимой ко мне в вагончик женщина забежала: за ней медведь гнался — еле отогнали…

Магаданская область. Город Сусуман.

После завершения изготовления второго запасного колеса наш экипаж отправился на обед, а затем — на почту: домой полетела еще пара писем. Из общежития нас отпустили с миром: начальницу вахтерши оставленная ночью сумма удовлетворила.

На выезде из Сусумана заправляем автомобиль и берем курс на Усть-Неру. И тут на выручку приходит моросящий дождь, который прибивает всю пыль и делает движение по трассе комфортным.

«Ну, здравствуй, Якутская АССР!».

До Делянкира — границы Магаданской области и Якутии — добираемся без происшествий. Далее вновь любуемся прекрасными пейзажами, открывающимися при следовании вдоль берега реки Неры, а уже непосредственно перед административным центром Оймяконья машина немного перегревается от долгой безостановочной езды. К счастью, волнуюсь я напрасно: после остановки на заправку проблема самоустраняется.

«Прижимы» у Неры в Оймяконском районе

38.00 руб

Усть-Нера (14rus)

40,20 руб

Пока штурман занимался пополнением запасов провизии в магазине Усть-Неры, меня подробно опрашивала о путешествии группа ребят-кавказцев: хотя в последнее время в этих краях странников много, регион 90 на номерах они еще не встречали.

После вечернего привала с поеданием тушенки у ручья Ыт-Юрях наш экипаж продолжил движение в направлении Хандыги с простым планом — «ехать пока едется».

Ручей Ыт-Юрях.

Понимая, что прием пищи меня быстро разморит, я посадил Алексея за руль и закемарил. Сквозь сон на Ольчанском перевале мне померещился краснодарец на «Ленд Крузере», целью которого вроде бы являлся Певек, но действительно ли это был он, узнать не получилось.

Окончательно проснуться пришлось за 80 километров до Кюбюме: многострадальная правая задняя «Кама» всё-таки скончалась, а на ее место была установлена новая барнаульская запаска.

Отправив штурмана отдыхать, я покатил вперед излишне бодро, поэтому всего через 30 километров дорога вновь наказала: теперь левую заднюю омскую покрышку пришлось менять на колесо, изготовленное в Дебине. При его установке выяснилось, что сосок камеры в определенном положении травит воздух: с учетом того, что до шиномонтажа в Теплом Ключе оставалось без малого 300 малоприятных километров, ситуация стала немного угрожающей.

До открытия заправки в Кюбюме было еще около двух часов, поэтому мы воспользовались канистрой: долили в бак 7-8 литров бензина из Тахтамыгды.

Река Восточная Хандыга.

Со скоростью 30-40 км/ч, максимальной аккуратностью и периодической подкачкой колеса через несколько часов доползли до прижимов. Отмечу, что к 25 июля ручьи на перевалах через хребет Сунтар-Хаята полностью пересохли — проблем с водными преградами у нас не возникло. Из-за взрывных работ дорога была перекрыта, поэтому наш экипаж устроил привал с замечательным видом на Восточную Хандыгу.

Дорога через прижимы временно закрыта.

Но и после открытия движения этот легендарный тридцатикилометровый участок не спешил нас отпускать: в узком месте на перевале Ласточкино гнездо у встречного «КАМАЗа» отказала трансмиссия. Что ж, еще полчаса для созерцания чудесных окрестных пейзажей!

Так получилось, что через несколько минут после возобновления движения произошла встреча с Алексеем aka Qosmio из автоклуба «М49», с которым мы тесно общались по ходу поездки по телефону — из-за невозможности остановки смогли лишь обменяться приветствиями и пожать друг другу руки.

«Сайгак» с отказавшей трансмиссией.

Прижимы пройдены!

Через несколько часов улыбка человека, который уже и не верил в свою удачу, коснулась моих губ: ко второй половине дня нам удалось добраться до поселка Теплый Ключ. Первым делом — обед в кафе «Аляска».

Поселок Теплый Ключ. Возле кафе «Аляска».

Затем наш экипаж отправился в шиномонтаж, расположенный неподалеку. После консультации с мастером, который, как выяснилось, получал среднее профессиональное в Москве, было решено попрощаться с «Камой», пробитой перед Кюбюме. В ходе ремонта камер и покрышек устранили проблему с колесом из Дебина, а также организовали запаску. Удивила грамотность работника: предполагая, что будет написан отчет о путешествии, он попросил прорекламировать его мастерскую. Поскольку всё было сделано очень качественно, я с удовольствием делаю это.

Памятуя о затруднениях с жильем и питанием в Хандыге, заночевать мы решили в Теплом Ключе. Гостиница «Уютная» рядом с почтовым отделением полностью оправдывает свое название: впервые после Магадана удалось принять горячую ванну и полноценно выспаться.

Утром 26 июля после завтрака в «Аляске» наш экипаж с запасом времени выдвинулся к парому через Алдан. В Хандыге была приобретена вторая барнаульская покрышка на ведущую ось: теперь у нас одинаковые задние колеса и снова две запаски. Но перед переправой появилась проблема, которая будет беспокоить и доставлять неприятности вплоть до Могочи Забайкальского края. На пути к реке двигатель перегрелся, вскипятив тосол. Погрешив на свою невнимательность (несвоевременное включение печки) я спокойно доехал до парома, первоначально проскочив нужный поворот на Кескиль.

Встречный дневной паром через Алдан.

Штурман перед отплытием не упустил возможности искупаться в Алдане, а я спокойно установил новое колесо. Но настроение было приподнятым всего час — ровно столько времени заняла переправа по течению.

Часть 14. Прорыв к БАМу

Уже через несколько километров движения по левому берегу стало понятно, что дело вовсе не в моей беспечности: двигатель неуклонно перегревался вновь и вновь, причем не помогала даже печка с вентиляторами обоих радиаторов, включенными на полную мощность.

Лес продолжает гореть, но сплошного смога уже нет.

Разведя руки в стороны, я принял решение заменить термостат. В этот момент около нас остановился дальнобойщик с Алтая, с которым мы познакомились на пароме. Пожелав удачи, он одобрил мой план и продолжил путь.

Однако план не сработал: после замены клапана стрелка датчика температуры всё так же упорно заваливалась направо. Тогда я стал догадываться, что проблему стоит искать за пределами системы охлаждения. «Хандыгский бензин!» — проверить эту версию, имея чуть больше 10 литров хорошего топлива из Тахтамыгды было нетрудно. Предварительно откачав 15 литров из бака, мы залили в него содержимое канистры.

Машина стала перегреваться не так быстро, а окончательно догадка подтвердилась, когда наш экипаж нагнал якутов на «семерке», остановившихся на обочине из-за такой же проблемы. Жить здесь действительно тяжело: даже точно зная причину неисправности, местные жители наотрез отказались избавляться от опасного для двигателя горючего.

Отдельный «привет» с соответствующими пожеланиями хочется передать смельчакам с АЗС Хандыги: путешественники, допустим, возвращаться не будут, но ведь точно таким же коктейлем заправлялись и местные — им такой подход, думаю, тоже не понравился.

К счастью, удачный момент тоже присутствовал: размытая дорога под Уолбой, которой пугал Владимир из Магадана, к нашему возвращению успела полностью высохнуть. Вечером она привела нас к Ытык-Кюелю, где мы стали последними посетителями чайной перед ее закрытием. Здесь же на заправке бак «Пегаса» был наполнен нормальным бензином.

Но уже тогда, видимо, в прокладке головки блока цилиндров наметился прогар (однако выяснится это только в Могоче): температурный режим двигателя нарушился, а регулярные остановки с целью дать двигателю остыть вошли в привычку.

В Чурапче остановил немало удивленный регионом на регистрационных знаках сотрудник ГИБДД. Поинтересовавшись, не везем ли мы с собой ружья, он с миром отпустил наш экипаж.

Якутия. В селе Ытык-Кюёль.

Тем временем стемнело и стало не хватать охлаждающей жидкости. Прежде, чем заливать простую воду, я остановил несколько машин, но ни в одной из них не нашлось ни антифриза, ни тосола. На АЗС в селе Тюнгюлю тосол всё-таки нашелся: лить коррозионно-опасную воду больше не было необходимости.

Трассу «Колыма» хотелось пройти поскорее, поэтому я немного разогнался, а штурман после прыжка на очередном ухабе даже сделал замечание, что неплохо было бы ехать помедленнее.

Держа в уме тот факт, что до Томмота крупных населенных пунктов не будет, мы озаботились поиском банкомата в Нижнем Бестяхе. У ГИБДД спросить не получилось: на ночь пост буквально задраивается, поэтому достучаться до сотрудников невозможно. В итоге круглосуточный терминал был найден самостоятельно, а наш экипаж с чистой совестью отправился к берегу Лены.

Лично на меня эта великая река произвела очень сильное впечатление: на ее берегу все проблемы как будто ушли в сторону и уже абсолютно не беспокоили.

Нижний Бестях. Река Лена. До первого парома в Якутск еще пара часов.

Налюбовавшись красавицей Леной, мы взяли курс на Качикатцы. По пути перекусили лапшой быстрого приготовления, после чего обоих начало клонить в сон: я окончательно сдался власти Морфея после отказа водительского стеклоподъемника.

По окончании отдыха и ремонта неисправности (от вибраций раскрутились и выпали болты крепления кронштейнов стекол к механизму подъемника) наш экипаж позавтракал достойными похвалы блинчиками в кафе «Сибирь». Затем я произвел полную замену охлаждающей жидкости, однако двигатель все равно меньше греться не стал.

В середине дня температура воздуха ушла далеко за +30°, поэтому печку уже не выключали. В настоящем аду мы ощущали себя в моменты, когда из-за пыли от встречного транспорта приходилось поднимать стекла, и это притом, что из одежды кроме нижнего белья на нас уже ничего не было. В таких условиях единственным спасением для нас стали ручьи, в которых удалось освежиться пару раз во время остановок.

Трасса М56 «Лена». Стела у поворота на Качикатцы.

Трасса М56 «Лена». Поворот на Качикатцы. Живой конь будто сочувствует нашему «железному коню».

Заправки 25, 26 и 27 июля

16,0 л

Томмот (14rus)

33,50 руб

После обеда в Улуу жара немного спала — ехать стало полегче. В районе Кырбыкана якуты на «японке» попросили для ремонта поддона картера холодную сварку. Им повезло: в этой поездке у меня она была в наличии.

Ну а в Верхней Амге уже ничто не могло удержать от купания в реке: водоем буквально притянул наши тела. Благодаря этому путь до Томмота наш экипаж прошел в хорошем настроении.

Штурман купается в Амге между АЯМом и трассой «Лена».

Барнаульская резина (на задней оси) вывезла нас на подступы к Томмоту.

Наверное, никогда езда по обычной асфальтовой дороге не приносила столько удовольствия: впервые после Магадана появилась возможность расслабиться на ровном покрытии.

Заночевали мы в знакомой гостинице «Север» в Алдане.

Якутия. Город Алдан.

28 июля снова жарко: температурный режим двигателя по-прежнему огорчает, а впереди Алданское нагорье… В Большом Нимныре во время перекуса общаемся с семьей из Благовещенска, осведомляемся о дороге до «Амура»: за две недели никаких изменений.

На подходе к Хатыми начала серьезно барахлить магнитола (она сбоила и раньше, но хотя бы один динамик до этого момента всегда работал стабильно). Во время попытки ремонта подтвердилась старая истина: «Ничто не вечно под луной» — девятилетний кассетник просто отработал своё.

Кое-как настроив музыку, наш экипаж продолжил путь к Нерюнгри. В этот раз мы заехали в город: дело в том, что во время взгляда под машину мне бросилась в глаза сильно замятая выхлопная система, а поскольку основная часть тепла отводится от мотора через нее, решаю поменять приемную трубу («штаны») и резонатор. К сожалению, в «Нюрке» мы оказались уже после семи часов вечера — найти запчасти не получилось, зато осмотрели город и впервые после Магадана постояли на светофорах.

Обязательная процедура проклейки задней двери малярным скотчем — один из способов хоть как-то сократить количество пыли в салоне автомобиля.

Якутия. В поселке Большой Нимныр.

Далее снежный ком мелких проблем продолжил расти: после Беркакита двигатель закипел, а в районе Нагорного стала чудить электрика (дальний свет периодически самопроизвольно включался в полнакала) и вновь ослабло крепление блок-фар. Неудивительно, что на въезде в Амурскую область я не выдержал и прокричал в окно: «Якутия, давай, до свидания!!!» Да простят меня вполне гостеприимные местные жители, но факт остается фактом: летом 2012 года республика Саха ожидаемо безоговорочно победила в номинации «Худшие федеральные дороги России».

В уютной кафешке Лапри я сделал следующий заказ, подняв настроение и себе, и штурману: «Гуляш с картошечкой, чай с сахаром без лимона… А, еще тосольчика полтора литра, пожалуйста!»

Замятая приемная труба («штаны»).

По хорошему асфальту добрались до Тынды уже без приключений, где в гостинице «Юность» снова взяли две койки в четырехместном номере. Тут у меня резко ухудшилось самочувствие (заболело горло: очевидно, сказалось купание в холодной Амге) — впервые пришлось прибегнуть к лекарствам из специально собранной перед путешествием аптечки. Заснуть получилось не сразу: под окнами гостиницы разыгрались полуночные разборки местной молодежи.

«Чтоб размять свои плечи в работе,
 Адресок наш запомните вы.
 Тынду быстро на карте найдете,
 Тында — крайняя точка Москвы»

Утром рейд за запчастями: в одном магазине на «классику» нашелся резонатор, а в другом — приемная труба. «Цивилизация!» — подумал я, располагаясь на эстакаде около гаражей.

Пока происходила замена деталей выхлопной системы, штурман прогулялся по «столице БАМа».

В советские времена послания замуровывали обычно лет на 50. В Тынде так далеко не загадывают (капсула заложена 8 сентября 2007 года).

Уже к окончанию ремонта со мной разговорился немолодой кавказец, которому всерьез захотелось купить наш автомобиль: «Ну, сколько он может стоить? Тысяч 35? 50 даю! Возьмешь билет на поезд — за четыре дня с комфортом до дома доедешь!» Аргументы, что это «неспортивно», не подействовали, и только следующее замечание заставило мужчину отступить: «Пойми, для меня это нечто большее, чем просто машина».

Вечером выехали в сторону Большого Невера с целью заночевать в Сковородино. Всё-таки трасса «Лена» взяла свое: дело было не в выхлопной системе, поэтому на перевалах двигатель несколько раз закипал.

Железнодорожный вокзал Тынды виден издалека.

Тында. Улица Красная Пресня.

Тында. В процессе замены деталей выхлопной системы.

Новые «штаны» и резонатор. Трансмиссия покрыта грязью.

Я даже предложил штурману сделать ставку на то, по какой из причин мы не сможем продолжить движение. Алексей воздержался, а моя ставка на разрыв какого-либо патрубка системы охлаждения оказалась верной: под Соловьевском струя тосола начала бить из «бочонка» (самого маленького патрубка, который соединяет помпу и термостат). Чтобы достать запасной, пришлось разобрать половину багажника, но выбора у нас не было.

Часть 15. Долгая дорога в Тулун

За два десятка километров до «Амура» от левой части задней подвески начали доноситься незнакомые пугающие звуки. Когда штурман покачал машину, я произнес лишь: «Это печально!» Треснуло, а еще через несколько километров развалилось нижнее крепление поперечной тяги и пружины заднего моста. Искореженный металл закономерно разорвал тормозную трубку: так мы остались без задних тормозов, но в такой ситуации ехать быстрее 20 км/ч все равно не представлялось возможным. Госпожа Удача сжалилась хотя бы в том, что пружина осталась лежать на мосту (арка не упала на колесо), давая возможность продолжить движение.

После выезда на развязку у Большого Невера я, как и многие путешественники, поцеловал долгожданный асфальт. На черепашьей скорости машина уже не кипела, поэтому беспокоила только задняя подвеска. Наверное, мне никогда не приходилось ехать так аккуратно, как на разбитом пятикилометровом гравийном подъезде к Сковородино — как выяснится позднее, лучше было проехать в этот город через Невер.

Итогом непродолжительных поисков стала остановка нашего экипажа в мотеле «Амур». Здесь с просьбой подвезти обратились подвыпившие ребята, но узнав, что у нас нешуточные проблемы, просить перестали. Зато высказали твердое пожелание поехать с нами в Москву после ремонта! Когда я спокойно объяснил им, что это вряд ли возможно, ответ был таким: «Ну, смотри, к утру машина на брёвнах будет — узнаешь, что такое Сковородино!»

Наше состояние весьма кстати уже не позволяло воспринимать такие реплики серьезно, поэтому мы аккуратно закрыли автомобиль и отправились отдыхать.

Амурская область. Железнодорожный вокзал в Сковородино.

Задний мост выразил комплексное несогласие с условиями эксплуатации.

Как это часто бывает, утром внутренний голос подсказал, что ничего страшного в сложившейся ситуации нет: направляюсь на поиски автомастерской. Местные жители единогласно указывают на некого Русика, который занимается сварочными работами в районе вокзала.

Товарищ Русика активно звал его ехать на шашлык в Албазино, причем чем быстрее, тем лучше, однако слесарь вошел в положение и за несколько часов отремонтировал наш задний мост.

Чашка пружины оторвана от моста (но лежит на нем), а крепление поперечной тяги — от чашки пружины. Амортизаторы под замену парой.

Стоит отметить, что тормозную трубку пришлось заглушить, поскольку прокачать левый задний контур не было возможности: задолго до поездки шестигранник штуцера прокачки на тормозном цилиндре сорвался из-за закисшей резьбы. Не помогло и приваривание гайки: была необходима замена цилиндра в сборе. Эту работу Русик обещал провести на следующий день в два часа, а пока взял с меня вполне честную сумму в 5 000 рублей. Кроме того, в виде подарка я отдал ему и его товарищу (так сказать, к столу) две оставшихся бутылки московской водки.

Забавный момент: во время моего рассказа о путешествии, который шел в процессе ремонта, ребята, пригнавшие машину к мастерской на мойку, насторожились и отметили: «Странно всё это! Вы, наверное, разведчики по части золота Колымы от Путина!»

Но еще оставалась проблема с перегревом, поэтому сразу после решения вопроса с подвеской мы устремились в магазин за радиатором, а заодно и задним тормозным цилиндром. Замена элемента системы охлаждения была произведена в этот же вечер с попутной установкой вентилятора, купленного в Чите. У нашей гостиницы произошло знакомство с путешественниками из Норвегии, следовавшими из Тронхейма в Магадан, при этом их немного удивило то, что к ним обратились на английском.

После подробного рассказа о маршруте к Охотскому морю отправляюсь проверять температурный режим… и почти сразу расплачиваюсь за то, что забыл как следует затянуть колесные болты (эту процедуру Русик вполне разумно предложил провести мне самому): второй раз в жизни довелось потерять колесо. Первый такой казус случился на грунтовке в Смоленской области из-за коротких болтов всё того же заднего левого диска, выкрутившихся от вибраций. Но если тогда обошлось без последствий, то в этот раз был поврежден тормозной барабан. Очевидная мысль: «Ничего страшного: всё равно при замене цилиндра барабан снимается — заодно обновим».

Дорога вдоль Транссиба (бывшая «федералка»), по которой я проехал в сторону Тахтамыгды до пересечения в разных уровнях (без развязки) с трассой «Амур» и обратно не позволила развить нормальную скорость, а в совокупности с прохладной погодой это привело к тому, что у меня сложилось обманчивое впечатление об устранении неисправности.

31 июля Русик не отвечал на телефон и не появился даже в четыре часа дня, поэтому было решено разобраться с тормозами уже в Чите. Через некоторое время после выезда на магистраль в условиях жары стало понятно, что новый радиатор не решил проблему.

Заправки 28, 29, 30 и 31 июля

Тахтамыгда (28rus)

36,8 л

28,50 руб

Во время обеда в кафе у поворота на Тахтамыгду уже практически в отчаянии меняю помпу (единственный элемент системы охлаждения, который до этого момента еще не менялся), но двигатель все равно перегревается, а через некоторое время и вовсе начинает терять тягу. Придумать ничего лучше, чем лечь спать, наш экипаж не смог.

Ранним утром предпринимаем попытку возобновить движение, но автомобиль уже не может осилить даже небольшой подъем. В выхлопе обнаруживается масло, а в масле — охлаждающая жидкость. Ехать дальше, как минимум, до снятия головки блока цилиндров возможности нет, а до поселка Ерофей Павлович еще 40 километров.

Начинаем искать буксир, но половина не останавливается, у кого-то автоматическая коробка, а кому-то просто некогда. Наконец, приблизительно через час нас берет на трос местный житель на «Ниве». Буксировочные петли «Пегаса» оторвались сразу, поэтому веревку привязываю прямо за кронштейн бампера.

У поворота на Ерофей Павлович выручивший наш экипаж мужчина от вознаграждения категорически отказывается, а мы ожидаем местного автослесаря, с которым заранее связались с помощью моих родителей. Прибыв на место и ознакомившись с историей проблемы и текущей ситуацией, механик констатировал, что если дело в клапанах или поршневых кольцах, то запчасти придется выписывать из Благовещенска, а это двое суток ожидания. По его словам, всё необходимое есть в Могоче, до которой 200 километров — остается искать того, кто согласится дотащить нас туда.

В кафе «Багульник» из еды в то утро практически ничего не было, зато сюда заехали два парня и девушка, к которым мы и обратились:
 — Ребята, а вы куда едете?
— В Бурятию.
— А машина у вас какая?
— «Форестер».
— О, а коробка ручная?
— Ручная, а что?
 — О! Тут такая ситуация…

Ребята, стартовавшие, к слову, из Алдана, согласились помочь.

Не могу не выразить им колоссальную благодарность: потеряв из-за нас немало времени, сил и бензина, они наотрез отказались взять любую из предложенных нами сумм денег, ссылаясь на то, что не считают возможным брать что-то у тех, кому предстоит ремонт двигателя. Что еще сказать? Пока есть такие люди, для России еще не все потеряно…

Распрощавшись с нашими спасителями в кафе у поворота на Могочу, наш экипаж поймал местную «Ниву», которая дотянула «Пегаса» до города. Проблема заключалась в том, что в единственной мастерской, где в тот день можно было починить двигатель, разговор с нами прекратили уже после слова «Жигули».

В печальном настроении мы побрели в центр с целью хотя бы уточнить наличие запчастей, которые могут понадобиться: стоимость эвакуатора до Читы (порядка 25 000 рублей) была абсолютно неприемлемой. В автомагазине нам наконец улыбнулась удача: услышав мой вопрос продавцу о том, где можно отремонтировать «троечный» движок, паренек, заехавший купить наклейку на скутер, сообщил, что это легко может сделать его отец. Осталось лишь доставить машину в ГСК «Мотор», где Игорь (так зовут отца) пообещал взяться за дело уже утром 2 августа. До кооператива автомобиль дополз частично своим ходом, частично с помощью усилий мышц штурмана, а на ночлег наш экипаж определился в гостиницу с колоритным названием «Заходи!».

Забайкальский край, Могоча. Вокзальная улица.

На следующий день я прибыл к месту ремонта как раз в момент снятия головки блока цилиндров. Открывшаяся картина мгновенно подняла настроение: причиной всех бед явился сантиметровый прогар прокладки ГБЦ (привет бензину из Хандыги!), а клапана и поршневая находились в отличном состоянии. Более того, проверка показала, что привалочные плоскости блока и головки не деформированы, а значит, нужна была только замена прокладки.

Прогоревшая прокладка головки блока цилиндров.

Могоча — станция на Транссибирской магистрали.

В прекрасном расположении духа я закупил необходимые запчасти и расходники, после чего наш экипаж совершил прогулку по городу.

Забайкальский край. Город Могоча.

«Бог создал Ялту и Сочи, а черт — Сковородино и Могочу» — пожалуй, эта поговорка после завершения строительства трассы «Амур» уходит в историю: по крайней мере, для автомобилистов это теперь далеко не самые глухие места.

Игорь и его помощники заодно заменили и тормозной цилиндр с барабаном, но эту часть работ я принял не сразу: если температурный режим при проверке на трассе был в норме, то задние тормоза не чувствовались. Причина тому — негерметичность штуцера новой тормозной трубки. Повторная замена трубки исправила ситуацию. Отмечу, что пришлось также установить другой карбюратор: старый заводской агрегат самопроизвольно стал заливать вторую камеру бензином.

3 августа наш экипаж бодро стартовал на Читу, при этом оставалась нерешенной проблема самопроизвольного включения дальнего света. У поселка Ключевский принимаю решение остановиться и устранить эту неисправность.

Забайкальский край. Недалеко от поселка Ключевский.

Выясняются симптомы: вторая нить лампы головного света зажигается при работе вентилятора двигателя, что приводит меня к креплению «массы» под бачком стеклоомывателя. Действительно, отсутствие здесь нормального контакта с кузовом приводило к тому, что вентилятор тянул «массу» прямо через нить дальнего света левой фары.

На «Роснефти» у поворота на Шилку заправщик, узнав, что мы из Подмосковья, рассказал, что давно мечтает побывать в Бронетанковом музее в Кубинке. Я подтвердил, что посетить его, бесспорно, стоит, поскольку сам являюсь любителем боевой техники Второй Мировой.

До Читы добрались без приключений, разве что путем временной замены удостоверились в неисправности старого карбюратора. Трудно передать радость, с которой наш экипаж двигался по оживленным улицам столицы Забайкалья: такие эмоции вызвал возврат к такому уровню цивилизации, при котором не надо каждый час проверять давление в шинах и беспокоиться о том, есть ли бензин на следующей заправке.

Вид на станцию «Спортивная» Читинской детской железной дороги.

На Малую Забайкальскую железную дорогу нас не пустили с советом прийти завтра. На аргумент, что завтра мы будем мчаться по направлению в Москву, недружелюбная сотрудница охраны ответила: «Да хоть в Магадан!» Эх, если бы она знала…

Чита. Малая Забайкальская железная дорога. Тепловоз ТУ2-122.

Удовлетворившись фотосессией из-за забора, наш экипаж отправился к выезду из города, где завершилось наше путешествие по М58 «Амур».

Заночевать намеревались где-нибудь между Читой и Улан-Удэ, но не слишком близко к центру Забайкалья: с 4 на 5 августа хотелось быть в Мегете у Андрея aka Krz.

До города с говорящим названием Хилок свободных мест в мотелях не нашлось. Здесь на заправке ребята на джипе, которым мы одолжили аккумулятор, были удивлены степенью его заряженности: долгие попытки завести мотор, оставшийся перед этим на какое-то время без дизтоплива, увенчались успехом.

Нулевой километр трассы «Амур» Чита — Хабаровск. Бампер поврежден в результате длительной буксировки.

Оператор АЗС предупредил, что гостиница в Хилке есть, но найти ее — задача трудновыполнимая. С выражениями «Challenge Accepted» на лицах наш экипаж устремился на поиски объекта. Дежурная по переезду дала точную наводку — осталось лишь дождаться открытия самого переезда через Транссиб. 10 минут, 15, 20… Стоим! Но тут я заметил странную закономерность: редкие полуночные автомобили как будто исчезали сзади, а появлялись уже на другой стороне железной дороги. Разведка показала, что рядом есть бетонная водосточная канава, через которую можно аккуратно пролезть под путями. Пришлось снять антенну радиостанции, зато через 10 минут подъехали к гостинице. Свободных мест не оказалось, и нам было предложено обратиться в общежитие неподалеку.

Главный вход в указанное здание найти не удалось, а жутковатая атмосфера побудила поскорее уехать от этого места: мы отправились к вокзалу, где намеревались найти комнату отдыха. К станции Хилок подъехали по тупиковой второстепенной улице, ночлега не нашли, а когда сдавали назад, из-за моей невнимательности с грохотом провалились правым задним колесом в канаву. Время три часа ночи, а наш экипаж застрял в этом Богом забытом месте… К счастью, случайный прохожий, который согласился помочь, оказался слесарем депо.

— Не местные что ли?
— Как видите…

Манипуляции с домкратом и досками к успеху не привели, тогда мужчина предложил просто вытолкать автомобиль. Я знал, что зад «четверки» легко поднимают пятеро, но и предположить не мог, что мы осилим это втроем: слесарь оказался настоящим силачом. Он рассказал нам, что какое-то время жил в Москве с женой, а после развода «снова докатился до Хилка». Кроме того, подсказал, где находится общежитие железнодорожников. Отблагодарив этого доброго человека, обратились по указанному адресу, но и тут мест не оказалось.

Переезд всё еще был закрыт, поэтому наш экипаж снова воспользовался водостоком и несолоно хлебавши направился к выезду из города. И пусть ночлега не нашли, зато ночные приключения в Хилке запомнятся надолго.

Что происходит на нормальной дороге, когда автомобиль исправен и не заставляет переживать? Правильно: сокрушительный удар наносит сон. Немного не доехав до Петровска-Забайкальского, мы остановились на отдых у заправки.

Утром 4 августа добрались до районного центра, где на трассе плотно позавтракали блинчиками и позами. В Мухоршибире долго искали банкомат, а на выезде чуть не задавили дерзких коз, внезапно бросившихся под колеса. Там же я стал замечать, что расход топлива с карбюратором из Могочи где-то на треть выше нормы.

В эфире 15-го канала царила тишина, поэтому засада ДПС в Тарбагатае стала неожиданностью: взмах инспектора и просьба пройти в патрульную машину.
— Алексей Витальевич, превышаем…
— И с какой же скоростью я двигался?
— 76 км/ч!
— Да, наверное, так и было, — не возражаю.

Сотрудник ГИБДД начал выписывать постановление:
— Куда путь держите?
— Из Магадана в Подмосковье.
Пауза, немая сцена. Инспектор указывает на «четверку»:
— На ней?..
— Да, на ней.
— А вы сами из Магадана?
— Нет, из Подмосковья. В документах же написано.
— Мдаа… И как, не ломается?
— Ну, задний мост заваривали и прокладку головки блока меняли.
— Тосол выбивало в бачок?
— Так точно.
— А зачем вам весь этот экстрим?
— Страну смотрим, с людьми общаемся.
— И как люди в Магадане? Лучше, чем в Москве?
— Везде хорошие люди живут, некорректно сравнивать…
 Снова пауза:
— Ладно, не будем портить впечатления от поездки: выписываю вам предупреждение, счастливого пути!

На границе Забайкальского края и Бурятии.

Республика Бурятия. Улан-Удэ.

В постановлении сотрудник ГИБДД указал: «Имеются смягчающие обстоятельства». Выводы делайте сами, а мы в хорошем настроении продолжили путь в Улан-Удэ.

Из столицы Бурятии позвонили Андрею: сказали, чтобы вечером ждал нас. Пообедали в районе Ильинки в заведении сети «М-55» — рекомендуем. Здесь же вспомнили, что в Лондоне идет Олимпиада: по телевизору транслировали пляжный волейбол, в котором нашим, как говорится, ловить нечего.

Снова отметив грамотность, с которой ведется укладка асфальта в Бурятии, наш экипаж вышел на берег Байкала. «Славное море» встретило дождем, который не прекращался уже до самого Мегета.

Озеро Байкал недалеко от города Бабушкин.

На въезде в Иркутскую область разговор с Андреем:

— Ну, где вы там? Ждем!
— Всё в порядке, часа через три будем.
— Как три? Больше 500 километров же…
— Мы 250 насчитали…
— Ой, забыл, что вы с востока едете!

На переезде в Култуке применили хитрость: остановились сразу за Транссибом, дождались прохода поезда, а в момент открытия дороги сразу ушли на серпантин. В итоге на подъемах мы наслаждались свободной трассой, а когда стемнело — нагнали предыдущую партию машин с переезда и спокойно шли по габаритным огням.

Оценив хорошее качество дорожного полотна на открытом в конце 2010 года обходе Иркутска, к полуночи наш экипаж оказался в гостях у Андрея aka Krz.

5 августа первым делом разобрали карбюратор и выяснили, что в нем были установлены топливные жиклеры размерами больше штатных — стало ясно, почему подскочил расход бензина. После устранения этой проблемы и регулировки подачи топлива мы покинули Мегет. Снова выражаю огромную благодарность Андрею и его семье за ночлег и содействие в этом путешествии!

Четвероногие друзья Андрея
aka Krz обследуют салон «Пегаса».

Заправив автомобиль на рекомендованной заправке перед Ангарском, наш экипаж взял курс на Красноярск.

Заправки 1, 2, 3, 4 и 5 августа

Ангарск (38rus)

39,2 л

25,50 руб

До Тулуна добрались без происшествий. Здесь, ознакомившись с ценником ресторана, оформленного в рыцарском стиле, спокойно вышли и начали поиск еды по адекватной цене. Так вышло, что как раз в этих краях (деревня Булюшкина) расположено знаменитое кафе «У друзей», стены которого обклеены купюрами, по которым можно изучать географию нашей страны и не только. Рекомендуем это заведение всем путешественникам: порции большие, вкусные и недорогие.

Пройдя участки гравийки, вызвавшие отрицательные эмоции по пути на восток, мы со штурманом переглянулись:

— Ты что-нибудь заметил?
— Нет…

В общем, после трасс «Лена» и «Колыма» восприятие качества дорожного покрытия действительно сильно меняется.

Часть 16. Кузбасс и Новосибирск

Проверка показала, что расход топлива вернулся в пределы нормы. До Алзамая добрались к ночи: разумеется, ни одного свободного места «У Петра» и в «Палладе» уже не оставалось. Тогда позвонили в Тайшет, где в гостинице «Бирюса» нас с радостью готовы были принять.

Кафе «У друзей» в деревне Булюшкина под Тулуном. Не могли не оставить свою тысячу тугриков.

Тайшет — город железнодорожников, что неудивительно: эту станцию не минешь при следовании по России поездом, здесь сходятся Транссиб, БАМ и «Трасса мужества» Абакан—Тайшет. 6 августа после завтрака на вокзале наш экипаж продолжил движение на Красноярск.

Тайшет. Старая водонапорная башня.

В поселке Нижний Ингаш по окончании последнего участка грунтовки заменили камеру в правом заднем колесе: видимо, где-то у Замзора была нарушена ее герметичность. Для балансировки суровой покрышки потребовалось почти полкилограмма грузиков, зато до самого Жуковского никаких проблем с резиной больше не возникло.

Восточный въезд в Красноярский край.

Красноярск проскочили по объездной, а затем пообедали в Емельяново (штурману местная кафешка очень понравилась). С хорошим настроением прошли Ачинск, но тут снова начались приключения: стрелка датчика температуры на границе с Кемеровской областью пару раз без видимых причин завалилась в красную зону. Всё стало очевидно за полсотни километров до Мариинска: из выхлопной трубы стали выходить облака белого дыма с конденсатом сладковатого вкуса.

Алексей спросил меня:
— Ты это специально? Проверяешь что-то?
— Боюсь, что нет. Просто прокладка из Могочи своё уже отходила.

Возможно, она была некачественной, возможно, мужики неправильно ее затянули, а скорее всего и то, и другое. В Мариинске заночевали с грустными мыслями в знакомой гостинице.

С утра решили, что нам обоим будет проще и спокойнее, если штурман отправится домой поездом: я не мог точно сказать, как долго еще продлится путь до Подмосковья. Мне отступать было некуда: будучи уверенным, что проблема только в прокладке головки блока, я принял вызов и отправился в автомагазин.
— У вас полный ассортимент запчастей на «классику»?
— Если тебе нужен полный ассортимент, то покупаешь новую машину и снимаешь нужную деталь.

К чести этой торговой точки, все необходимые расходники оказались в наличии. Кроме того, нашелся даже динамометрический ключ (пожалуй, было ошибкой не взять его в поездку из дома).

Мариинск. Городовой.

У проверенного трактира на мою машину обратил внимание водитель небольшого грузовичка:
— Слушай, что-то она у тебя сильно дымит!
— Спасибо, заметил и уже все купил для замены прокладки ГБЦ.

Приобретя полтора литра пива, приступил к ремонту под навесом у гостиницы. После снятия головки блока цилиндров перекрестился: количества тосола, находившегося во втором цилиндре, немного не хватило до гидроудара.

Знакомая процедура замены прокладки с регулировкой зажигания и зазоров в механизме газораспределения заняла приблизительно 6 часов. Запуск двигателя, как всегда в таких случаях, с замиранием сердца — и мотор ровно шепчет уже с пол-оборота. Штурман в это время познакомился с интересным стилем провинциального городка, в котором оформлен Мариинск.

Мариинск. Памятник картошке.

Мариинск. В процессе ремонта.

Через прокладку головки блока тосол попадал во второй цилиндр.

«Памятник российской императрице Марии Александровне, в честь которой в 1857 году назван город Мариинск».

Замечу, что в одной гостинице с нами остановилась семья на автомобиле с мурманскими номерами. Тогда-то и зародилась идея следующей поездки.

Пожелали с Алексеем удачи друг другу и я, проводив его на поезд, со спокойной душой лег спать. За 40 дней, которые наш экипаж провел бок о бок, мы даже ни разу не поругались. Этот факт, считаю, является одним из главных достижений путешествия.

Заправки 6, 7 и 8 августа

20006

30,3 л

26,40 руб

8 августа извилистая трасса приводит меня в Кемерово. Город удивляет своей опрятностью: прогулка по чистым улицам центральной части столицы Кузбасса оставила положительное впечатление.

Кемерово, площадь Советов. До дома еще далеко…

Кемерово. Пушкинский сквер.

Кемерово. Набережная Томи.

Кемерово. В таком стиле оформлены все городские светофоры.

Кемерово. Парк Победы.

При этом бензин здесь самый дешевый в России — неудивительно, что местные жители очень довольны действующей властью всех уровней.

Обедаю на въезде в Новосибирскую область — и вечером оказываюсь в «Новониколаевске». По этому городу предпочел перемещаться на подземке, дав себе отдохнуть от автомобиля, а автомобилю — от меня. Находясь в обычном вагоне метро типа «81-717/714», испытываешь очень необычные ощущения, когда ты за три с лишним тысячи километров от Москвы.

Новосибирск. Памятник Покрышкину у станции метро «Площадь Маркса».

Новосибирск. Станция метро «Площадь Маркса»

Новосибирский государственный академический театр оперы и балета.

Новосибирск. Витраж «Тобольск» на станции метро «Речной вокзал».

Прогулявшись по набережной Оби, я отправился в поисках детской железной дороги в Заельцовский парк, которая была открыта в Новосибирске в 2005 году.

На самом деле это полноценный лес, в котором без навигатора можно заблудиться. Поскольку примерное расположение дороги было мне известно, приблизительно через полчаса удалось найти колею и осмотреть станции «Зоопарк» и «Спортивная», разъезд «Ельцовский» и подвижной состав.

Новосибирск. Набережная Оби.

Новосибирск. Станция метро «Гагаринская».

Часть 17. Путь домой

Малая Западно-Сибирская дорога знаменита своими уникальными эстакадами: такие сооружения — большая редкость на детских железных дорогах.

Не встретив никого около тепловозов и вагонов, после фотосессии я вернулся на улицу Максима Горького, где меня дожидался «Пегас». Выезжаю из Новосибирска, мчусь на запад и попадаю в жуткий туман, а через некоторое время усталость берет свое: спать приходится лечь прямо на одном из съездов к какой-то деревушке.

9 августа ничего значимого не происходит: завтрак под Калачинском, Омск пройден по объездной, обед в неплохом комплексе «Уют» близ поселка Крутинка. Удивляет разве что положение вещей в районе Абатское—Ишим: за полтора месяца практически ничего не отремонтировано, хотя техника и люди в наличии…

Ночую в знакомой гостинице «Солнечная», а утром еду в Тюмень, где первым делом посещаю детскую железную дорогу.

Новосибирск. Малая Западно-Сибирская железная дорога. Выемка.

Новосибирск. Малая Западно-Сибирская железная дорога. Эстакада.

Новосибирск. Станция «Зоопарк» детской железной дороги.

Новосибирск. У тепловоза ТУ-10 на станции «Спортивная» ДЖД.

Тюменская детская железная дорога идет вдоль берега Андреевского озера.

Хочется поблагодарить за необычайно теплый прием коллектив Малой Тюменской магистрали и лично инструктора Людмилу Снегиреву: пожалуй, нигде не встречали так радушно. Удалось даже принять душ, что в сорокаградусную жару было очень актуально.

С инструктором Тюменской ДЖД Людмилой Снегиревой.

Тюменская ДЖД. На фоне тепловоза ТУ2-080

Поскольку из-за духоты при плотном движении по городу вентилятор двигателя не выключался, я выключил головной свет, чтобы не перегружать генератор. Вспомнилось это в момент, когда на центральной площади Тюмени на меня во время стоянки на запрещающий сигнал светофора пристально смотрел сотрудник ГИБДД. Сразу после начала движения — взмах жезла, проверка документов и просьба открыть моторный отсек для сверки номера кузова.

Именно тогда у меня порвался тросик замка капота, что сразу привлекло повышенное внимание всего поста. Но ситуацию удается разрядить: известным приемом с помощью плоскогубцев капот с легкостью удается открыть. А через некоторое время после начала рассказа о нашем путешествии вокруг моей персоны и вовсе образовался полукруг из удивленных инспекторов.
— И что, неужели нигде за нарушения ни рубля не заплатил??
— Нет, только в Бурятии предупреждение выписали за +16 км/ч в населенном пункте.

Стоит ли говорить, что я был мирно отпущен с пожеланием спокойно добраться до дома…

Тюмень. Драматический театр.

Тюмень. Памятник Юрию Эрвье — первооткрывателю Западно-Сибирских месторождений нефти и газа.

Тюмень. В центре города.

Жару переждал, попивая квас в центре города. Кроме того, пообедал в самом восточном (по крайней мере, на лето 2012) «Макдоналдсе» России. Ну а вечером в отличном настроении выехал на Екатеринбург.

Тюмень. Памятник дворняжке с копилкой для пожертвований на нужды приюта для бездомных животных.

Из-за избытка впечатлений уже не возникало желания что-либо осматривать, поэтому упрямо заставлял одометр непрерывно считать километры. Последняя остановка сотрудником ГИБДД — на въезде в Пермский край. Возражать дерзкой просьбе просто так открыть багажник уже не было сил, зато за ее выполнение я был вознагражден тем, что больше вопросов не возникло. Правда, несмотря на усталость, элементарными правилами безопасности решил не пренебрегать и через 500 метров проверил, не появился ли в автомобиле пакетик с непонятной травой или порошком.

Дорога через Уральские горы Екатеринбург—Пермь по качеству покрытия понравилась больше, чем трасса М-5. Заночевал где-то на обочине близ Кунгура.

На границе Тюменской и Свердловской областей.

Утром меня разбудил дождь. После обхода Перми у Краснокамска окончательно и бесповоротно отказала магнитола — если бы не 15-ый канал, наверное, пришлось бы совсем туго. Ехать на Москву было решено по самой лучшей, пусть и не самой короткой дороге: Игра—Ижевск—Елабуга—Казань.

На въезде в Удмуртию попросил местных ребят сфотографировать меня на фоне стелы. Регион №90 не смогли идентифицировать даже здесь, а на вопрос про усталый вид пришлось кратко описать всё путешествие, что предсказуемо вызвало у «каботажников» крайнее удивление.

Отмечу очень вкусный обед в кафе «Зеленая долина» села Якшур-Бодья: особенно понравились манты. До Казани я добрался без приключений, встав на ночлег в том же мотеле, где наш экипаж отдыхал после самого первого дня пути.

«А всё кончается, кончается, кончается…». 12 августа нашему путешествию тоже пришло время заканчиваться.

В Чувашии постоял в пробке из-за крупного ДТП, а в Нижнем Новгороде сначала подрезали, а потом в ответ на сигнал дальним светом стали тормозить перед носом. На больных не обижаюсь, поэтому спокойно продолжил путь. В Электростали всё-таки «продавил» пресловутый тройник заднего тормозного контура, но заниматься ремонтом в часе езды от дома, конечно, не стал.

Заправки 9, 10, 11 и 12 августа

Вязники (33rus)

38,8 л

25,80 руб

Штурман встречал на центральной площади Жуковского, откуда мы стартовали 29 июня под вечно задумчивым взглядом отца русской авиации. Первое, что сказал Алексей, глядя на машину: «Ни фига себе! Она здесь!». Обсудив события, случившиеся с каждым из нас по дороге от Мариинска до дома, наш экипаж официально завершил путешествие.

А на следующий день, подскочив утром на родной кровати, я не сразу понял, что уже не нужно садиться за руль и куда-то ехать…

Послесловие. ИТОГИ

Общая продолжительность путешествия: 45 дней (29 июня 2012 — 12 августа 2012).

Общий пробег по одометру: 23 461 км.

• Отметка «Бухта Нагаева» (Магадан): 12 698.
  • Средний пробег за день: 521 км.
  • Израсходовано топлива (АИ-92): 2005 л.
  • Средний расход во всей поездке: 8,55 л/100 км.

Суммарные затраты на поездку (два человека) с учетом подготовки: ~ 200 000 руб.

• Из них на бензин: 58 725 руб.
  • Средняя цена за литр: 29,29 руб.
  • Самый дорогой бензин: Кюбюме (14rus) — 40,30 руб. за литр.
  • Самый дешевый бензин: Кемерово (42rus) — 23,40 руб. за литр.

На ремонт автомобиля и запчасти (в том числе покрышки, камеры и шиномонтаж) в дороге: ~ 35 000 руб.

Хроника «колёсных дел»

Визы в Монголию: по 3 000 руб. с человека, оформлены в Москве.

Проживание:

• в гостиницах и мотелях — 29 ночевок;
  • в автомобиле — 10 ночевок;
  • съемная квартира в Магадане — 3 ночевки;
  • в гостях у Андрея aka Krz (Мегет) — 2 ночевки.

Питание:

• в кафе 2-3 раза в сутки;
  • несколько раз тушенка на Колымской трассе.
  • Нарушения ПДД: штрафов 0 руб., 1 предупреждение

Самые существенные поломки:

• дважды на обратном пути заменена прокладка головки блока цилиндров (Могоча, Мариинск);
  • механический выход из строя заднего моста (заварен в Сковородино).

Забыто/потеряно: карточка Сбербанка в Улан-Удэ (сразу заблокирована), рулон бумажного полотенца в Мегете.

Список запасных частей и расходников, взятых с собой (с отметками о том, что пригодилось): ZIP.doc
Список снаряжения (основного, с отметками о том, что пригодилось): Equipment.doc.
Список песен для магнитолы (507 треков): Songlist.txt.

Навигация: Атлас автомобильных дорог России 2011 (7-15-30 километровка), «Яндекс-карты» (схемы всего маршрута были загружены заранее) в смартфоне HTC Wildfire S.

Фотоаппараты: Sony DSLR-A290 и Canon PowerShot A610.
Видеокамера: Sony DCR-46E.

Полный маршрут путешествия (в скобках — километраж от старта):

Жуковский (0)—Раменское—Электросталь—Поворот на Нижний Новгород—Обход Владимира—Обход Нижнего Новгорода—Лысково—Обход Чебоксар (715)—Обход Казани—Набережные Челны—Уфа—Миасс—Обход Челябинска—Обход Кургана—Поворот на Ишим—Ишим (2 574)—Тюкалинск—Омск—Барабинск (3 290)—Поворот на Колывань—Колывань (3 635)—Кожевниково—Томск (3 914)—Турунтаево—Мариинск—Боготол—Обход Ачинска (4 365)—Красноярск—Дивногорск (Красноярская ГЭС)—Красноярск—Бородино (4 855)—Канск (4 933)—Обход Тайшета—Нижнеудинск (5 258)—Тулун—Обход Зимы—Усолье-Сибирское—Обход Ангарска—Мегет—Иркутск (5 807)—Листвянка—Иркутск (5 980)—Култук—Бабушкин—Обход Улан-Удэ—Кяхта (МАПП, въезд в Монголию, 6 659)—Сухэ-Батор—Дархан—Улан-Батор—Дархан (7 266)—Сухэ-Батор—Алтанбулаг (МАПП, въезд в Россию, 7 396)—Иволгинский дацан—Улан-Удэ (7 675)—Обход Петровска-Забайкальского—Обход Хилка (8 035)—Чита (8 354)—Чернышевск—Обход Могочи—Семиозерный (9 050)—Тахтамыгда (9 313)—Обход Сковородино—Поворот на Якутск-Магадан (Большой Невер)—Соловьевск—Тында (9 537)—Нагорный—Обход Нерюнгри (9 747)—Большой Нимныр—Алдан—Томмот (10 111)—Верхняя Амга—Улуу—Качикатцы—Нижний Бестях (10 559)—Чурапча (10 726)—Ытык-Кюёль—Кескиль (паром через Алдан)—Хандыга (10 976)—Теплый Ключ—Кюбюме (11 314)—Усть-Нера (11 569)—Артык—Кадыкчан—Сусуман (11 971)—Ягодное (12 097)—Дебин—Аэропорт «Синегорье»—Дебин—Оротукан—Атка (12 463)—Палатка—Сокол—Магадан (12 698)—Сокол—Палатка—Атка (12 980)—Ларюковая—Дебин—Ягодное (13 317)—Сусуман (13 439)—Артык—Усть-Нера (13 842)—Кюбюме—Теплый Ключ (14 350)—Хандыга (14 425)—Кескиль (паром через Алдан)—Ытык-Кюёль (14 572)—Тюнгюлю—Нижний Бестях (река Лена, 14 800)—Качикатцы (14 909)—Улуу—Верхняя Амга—Томмот (15 230)—Алдан (15 315)—Большой Нимныр—Нерюнгри (15 592)—Лапри—Тында (15 810)—Соловьевск—Поворот на Читу—Сковородино—Тахтамыгда (16 113)—Обход Ерофея Павловича—Могоча (16 458)—Обход Чернышевска—Чита (17 050)—Хилок (17 344)—Обход Петровска-Забайкальского—Мухоршибирь (17 592)—Обход Улан-Удэ—Бабушкин (17 863)—Обход Иркутска—Мегет—Обход Ангарска (18 163)—Усолье-Сибирское—Обход Зимы—Тулун—Нижнеудинск (18 622)—Тайшет—Нижний Ингаш—Канск (18 935)—Обход Красноярска—Обход Ачинска (19 315)—Боготол—Мариинск—Кемерово (19 728)—Обход Юрги—Новосибирск (20 006)—Обход Омска (20 655)—Тюкалинск—Ишим (20 974)—Тюмень (21 312)—Богданович—Обход Екатеринбурга—Кунгур—Обход Перми—Краснокамск (22 022)—Игра—Якшур-Бодья—Обход Ижевска—Можга (22 380)—Поворот на Москву—Обход Казани—Обход Чебоксар—Лысково—Нижний Новгород—Обход Владимира—Электросталь—Раменское—Жуковский (23 461)

И хотя я не любитель магнитиков, но такой не мог не купить в качестве ордена для автомобиля:

Экипаж 90 отдельно благодарит:

• наших родителей, которым мы в течение 45 дней трепали нервы и без которых это путешествие не состоялось бы;
  • Андрея aka Krz из клуба любителей ВАЗ-2104 и его семью за гостеприимство;
  • экипаж на «Форестере» гос. номер о429ке14, который тянул нас на тросе 200 км;
  • магаданский автоклуб «М-49» и лично Андрея aka andy и Алексея aka Qosmio за содействие и информацию;
  • магаданцев Виталия aka Дюйм и Владимира на «Прадике» за гостеприимство и помощь;
  • Русика из Сковородино и Игоря из Могочи за ремонт автомобиля;
  • всех тех, кто помог словом (15-ый канал) и делом на трассе.

Экипаж 90 на ВАЗ 21043 «Боевой Пегас».

В заключение хочу отметить очень интересный факт: всё добро, которое мы старались делать для других на дороге, в итоге вернулось к нам в двукратном размере. В общем, товарищи, помогайте друг другу!

Видеоматериалы (низкое качество): плейлист YouTube

Ребята, вы просто молодцы!! А человек наверное и живёт, чтобы преодалевать трудности ) Так дуржать!

BARNAUL
Подробней отзыва я ещё не помню, молодцы ребята. Копите деньги на серьёзный аппарат и снова в бой. У вас не плохо получается. За отзыв только пятак, удачи на дорогах, без серьёзных поломок.

Мой отзыв: Nissan Wingroad 2000

кемерово
МОЛОДЦЫ ПАРНИ !!!!!!!! 5+

Очень здорово... Где бы столько времени свободного взять, все работа работа, бабло бабло...

г. Выхлопдар
Так-то зачётно. Но дороговато. Поломок многовато. Четырка в обычной жизни вполне способна 20000 км проехать без поломок. Я как раз в это время в Париж на Оке ездил, из Челябинска. Сравнивать бессмыслено. Хотя дорожки (чёрт бы их побрал) асфальтовые, но бряха, неровные, местами (Самара). Дак с того лета я проехал уже как раз 23 тысячи. Поменял один раз масло с фильтрами и подшипники задних ступиц подтянул. Литру тосола купил. Остатки в багажнике. Это всё. 400 рублей. Разбитое стекло на фаре поменял (100 руб).
Удачи!
Mitsubishi Town Box Wide
ВАЗ-11113, Калина-хэ, Калина-кро
Я ничего не знал... www.borsin1.narod.ru

Длинно, интересно

точно "ЭКСТРЕМИСТЫ".... РЕСПЕКТ ВАМ ПАРНИ и ВАШЕЙ "ЧТВЁРКЕ"!

Анриал!!! Звидую, тоже хочу!!! Хорошо, когда есть стока времени!
Stream RN6

ну че, молодцы. :). завидую.
тоже купить что ли четверку, что бы ушатать ее в монголии?
с удивлением прочитал про хорошие томские дороги. хотя да, если по магистральным - то ниче, потянет.

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Молодцы !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Н-ск, Академ
Skoda Kodiaq 2.0 TSI 4*4 2017

тольятти
молодцы. +5! удачи на дорогах.
камри sv41-AEPGK, 3s-fe, a140e-03а, ZX, 1994гв.

Тогучин
Да с вами хоть в огонь и в воду. Молодцы, удачи вам на дорогах и в жизни.

Сложилось впечатление (по подготовке, описанию , преодолению трудностей и особенно по трек-листу) , что автор на 20 лет старше 8-).
Кстати , в 90-е на "классике" у нас было принято возить прокладку на задней полке.

Большие молодцы. Удачи !

Отличное путешествие через всю Россию! Руки у парней растут откуда надо, респект
Мой отзыв: Opel Astra 2010

Не детское путешествие, только дорого очень получилось) можно было не слабо за бугром оттянуться)))

Магадан, Новороссийск
Очень интересный отчет.
Правда, прожив на Попова в Магадане 23 года, очень долго не мог понять, с какой точки сделан снимок????? пока не понял, что это 15 школа и снято с ул.Колымской)))))
Мечта жизни - совершить такое же путешествие.
Еще раз РЕСПЕКТ!!!!!

в шоке...молодцы молодежь!!!!
- - - - - - - - - - -

заринск почти не колхоз
блин.молодцы,что еще сказать.
Реальность это голюцинация вызванная недостатком алкоголя в крови
Мой отзыв: Лада 2109 1988

Очень впечатляет грандиозная поездка, отлично справились, а посему заслуженно орден «Респект и уважуха» и +5.

Думаю вашу "четверку" нажно увековечить в Жуковске в виде памятника, она этого достойна!!!
Отчет твердая 5+ Молодцы!!!
Гауранга

УФА
Вы Ребята кручи ДУЛИ!!!!!!!!
Мой отзыв: Toyota Wish 2010

Браво!!! Вот это путешествие!!!

03 регион
молодцы!!! интересно читать, спасибо!
--------------------------------------------
Мой отзыв: Toyota Mark II 1995

Сообщений: 1949
молодцы!

Энергодар, Запорож
Потрясающее путешествие!
Отличный отчет!

Когда начал читать не удивлялся тому, что на ВАЗе
на такое расстояние, у самого была 2106 (да и есть ещё)
знаю, что это надежный авто..в основном проблемы
с запчастями и криворукими мастерами, потому
пришлось через пару лет научиться делать все самому.

Молодцы мужики!

Нерюнгри Якутия
Мужики! Честно говоря, стал считать себя старым, брюзжа на молодежь, но тут...зарекаюсь от нападок на следующее поколение. Есть люди и в нынешнее время!
Сам-то, честно говоря, в это же время на Хонде своей по Италии катался и вряд ли согласился бы на Магадан рвануть. Даже у нас тут, живущих на М-56 "Лена", уважение к таким мужикам огромное.
Дорога - это наркотик. Ломку пережить трудно.

Туапсе
ну вы блин даёте!!! просто грандиозно! молодцы! жаль, что я, в ваши годы на такое не способился, теперь завидую. хотя, с другой стороны, никогда не поздно.
Мой отзыв: Kia Rio 2013

Москва-Лабытнанги
Блин....***.....Ох.... Больше слов нет.....
В январе буду Хонду СРВ новую перегонять с женой из Питера на ЯМАЛ по зимнику, появилась задумка. Тоже отчет о поездке сделать. Правда, всего 4500 км., но буду стараться))
Ребята, Вы молоды!!!!!!!!

Слов нет! Респект! 5+++! Молодцы!

Респект Вам от выпуска 2010го года (Бауманки)! Какой факультет закончили???

Это что-то с чем-то! Дочитал до конца! Супер! Респект и уважуха! Молодцы.. На такое могут решится единицы.. А как прошли.. Песня! Восхищён!!!!!

Саратовская обл
Так держать! Браво!

Супер! Дорого, конечно, но некоторые и на иномарках по ровным дорогам больше оставляли на ремонт. А так - проехать всю Россию! Молодцы!

Башкирия
Серьезному путешествию - серьезный отчет!) Рад, что не вся молодежь бестолковая
мыши тупые они всегда поддакивают
Мой отзыв: Mazda 626 2001

______________________________ ____________________________

Белокуриха
Путешествие достойное! Не каждый согласится ехать по столь необъятной Родине! Очень интересно читать! Сам был в Магадане, знакомые фото города!
Очень много полезной информации для тех, кто соберется в такое увлекательное путешествие!
Реклама в подписи разрешена после 256 постов

Дубна
отчет супер!!! Не зря потратил два часа рабочего времени на прочтение!!! завидую вам белой завистью!!! Удачи в следующих путешествиях!!!

Автор - мужик! Штурман не выдержал испытание, проверку дорогой не прошел.

Ребята вы молодцы! Отчет классный, фотографий много!
Toyota Wish ZNE 10 был, Toyota Wish ZGE25W есть
Мои отзывы: Toyota Wish 2010, Toyota Wish 2003

Молодцы.

Уехали на одной четвёрке, вернулись считай на другой! )))))))))
www.ldpravo.ru

Класс!!!

Прочитал не все,но похоже,весело прокатились!Рад за Вас!Удачи!

Привет!
Большой пробег и большой труд. Удачи вам друзья и новых приключений.
Сам очень хочу на Алтай.

Это пять, прочитал все.

Молодцы!!!!
Запчасти для Ford и Chevrolet т. 59-44-33

Нихе......ни чего себе,катнулись....!

Энгельс
Молодцы все от начала до конца прочитал и как то не навязчиво написано, интересно и легко читается. Возникла идея купить какую нибудь копейку организовать друзей и по аналогичному маршруту. А то все Европа Европа
Мой отзыв: Лада Калина 2008

Магадан - Евпатория
Ниссан-Сафари-60 ТД-42 МКП был... А теперь Форд-Мондео 2,5 турбо.

жму лапу обоим. если пересечёмся на МКАДЕ то сигналить буду .......
Промочишь ноги - откажет горло. Промочишь горло - откажyт ноги.

Респект таким парням )
Toyota Sequoia 2001, 2UZ non-VVTi

KHABAROVBSK
Отличный отчет. Респект автору !!! удачи !!!

Город-Герой!
Красавцы ребята! Вот вы и увидели всю страну нашу необъятную! Везде есть хорошие люди, жаль еще в Хакасию не заехали! если соберетесь встречу лично и все покажу!!!!) Сам собираюсь на Север съездить! 5ка вам за историю! Машина заслуживает постомента в Жуковском! Сильно по вашему мы Сибиряки и Северяне отличаемся от западной(центр.)? Все здорово!

Владивосток-Москва
Прочитал всё, даже прочитать сложно, а уж все это преодолеть!!!
Молодцы одним словом!!!

Молодцы мужики!!! Вот это путешествие, после такой поездки только в космос слетать, подготовка по выживанию на просторах России уже пройдена. Много фотографий все по порядку отлично. Вообще-то у нас ГАИ нормальные мужики сам с Тарбагатая. Удачи Вам.

красаучеги!

Снимаю шляпу и жму ваши руки!!!!

Осинники

k-city
красавчики
Рыбаки рыбачили - нихуа не бачили!

Ну молодцы! Это действительно подвиг и такие впечатления останутся на всю жизнь. Отчет было интересно читать!
Если ты рождён без крыльев, не мешай им расти.

Одно из лучших описаний путешествия за последнее время!
И какой нобычный маршрут!
Я было думал, что тазик стойко и мужественно выдержит все тяготы и лишения (с) пробега.
ан нет =(
НУ и про Красноярск написал =)

Когда дискутировал в рассказе "Путешествие" в Японию за машиной" по поводу уместности применения этого термина к коммерческой поездке, то имел в виду именно, то, что совершили автор с напарником.
Вот это - настоящее путешествие! Здесь цель - абсолютно бескорыстная: испытать себя, машину, посмотреть новые места. И усилий эта цель потребовала немалых.
Браво парни!
Спасибо за рассказ. Получил истинное удовольствие и еще больше укрепился во мнении, что не буду иметь права называться старым автобродягой, если не "помою сапоги" с этой стороны Тихого океана.

Спасибо за интересную повесть!

Отличное путешествие и отчет! Молодцы!

Славянск-на-Кубани
Отличное путешествие, отличный отчет ! Может, я что-то пропустил, но зачем в Монголию заезжали ?

Эпохально.

Великолепно! Я Вами горжусь! Грандиозное путешествие и отличный отчёт, читается на одном дыхании. Кроме того, в отчёте ясно и подробно расписано пройденное расстояние между н./п. и расход топлива – очень полезная информация для всех авто путешественников.
После организованного Дромом пробега из Магадана во Владивосток по представленным отчётам многие знают насколько тяжелым и непредсказуемым может быть такой маршрут. В же реально перекрыли этот маршрут несколько раз практически без последствий! Это реально круто :)
А вот за это «Кроме того, стояла цель проверить на слаженность пару «я и автомобиль», попутно доказав неверующим (которых, к слову, было немало)…» автору моё личное и особое уважение….
ВАЗ 2104 проверенная годами надёжная и неприхотлтвая рабочая лощадка для выполенения реальных задач в повседневной жизни....
Мой отзыв: Лада Приора 2007

Молодцы! Здорово прокатились!

Вот это я понимаю, прокатились по стране, на обычной машине, с нормальной жизненной позицией! Оценка "Пять".
Это вам не "дромовские эксперты" поедут за 500км, то на Калине, то еще на чем, все поломают, оторвут, ушатают...все им не так, да ни эдак...
Городу Авиаторов привет!
Мой отзыв: УАЗ Патриот 2012

Кострома
Колоссально! Слов нет, эмоции зашкаливают!

Пацаны! Вы высшие. Это просто грандиозно! Уважуха вам, прокатился бы с вами не задумываясь)))

KJA - WRO
вы очень....очень круты.....)))

Молодцы ! В этом году не собираетесь ну скажем во Владивосток ?

Молодцы мужики!Просто красавцы!Пол дня убил на прочтение,и не жалею!04 вполне нормальная машина способная без особых проблем доставить из точки А в точку Б!Дромотестерам поучиться бы у тебя отношению к авто!Кстати автор,а не ты отписывался в Грантоблоге во время её магаданских мучений в августе того года,я кстати вспоминал недавно,думал что отчета нет!
Классика вечна

Сообщений: 1955
ваще круто! молодцы парни!! с омска вам привет!!
:) улыбнись!

Нет слов ребята....просто восхитительно и грандиозно!!!!

Сообщений: 2084
молодцы... по-мне, так основная проблема - это неудобная поза за румём!!!

Жуковский
Благодарю всех за отзывы!
Попробую по порядку ответить на вопросы и не только.
[quote=Sergei zoom]Ну вы настоящие экстремисты. Через всю Россию на жигулях это огромный мегазачет. 5++++++++- как травка из Монголии?[/quote]
Не курим, не пробовали =)
Сказался переизбыток впечатлений: Новосибирск безусловно заслуживает более подробного осмотра.
[quote=Andres_SS]Респект Вам от выпуска 2010го года (Бауманки)! Какой факультет закончили???[/quote]
Энергомашиностроение, специальность Гидравлика ;)
[quote=vb2002]попутно доказав неверующим (которых, к слову, было немало), что ВАЗовская «классика» преодолеет такой маршрут без серьезных поломок. Забегая вперед, скажу, что цели поездки были достигнуты.
______________________________ ____________________________
только вот это немного диссонирует. я бы не сказал, что поломки, требующие сварки, "несерьезные".[/quot e]
Это всего лишь моё субъективное мнение, основанное на четырех фактах:
1) машина смогла самостоятельно продолжить движение;
2) это больное место заднего моста 2104: оно может дать трещину и при езде по нормальным дорогам;
3) не пришлось шаманить и менять что-либо, кроме амортизаторов (штуцер прокачки тормозного цилиндра закис задолго до поездки);
4) на устранение неисправности ушло лишь порядка 3-4 часов.
[quote=Balamut55]Автор - мужик! Штурман не выдержал испытание, проверку дорогой не прошел.[/quote]
Про Алексея скажу, что каждому желаю такого надежного товарища: после этого мы уже взяли вместе кубок по ориентированию и съездили на новый год в Мурманск (отчет об этой семидневной поездке будет попозже). А решение отправить его поездом было совместным: я перестал волноваться по поводу того, что задерживаю человека (не смог предугадать, что дальше не возникнет проблем).
[quote=Хитрый Ден]Уехали на одной четвёрке, вернулись считай на другой! )))))))))[/quote]
Только если в плане отношения к ней: не сказал бы, что в машине что-то сильно поменялось =)
[quote=Paha 64]Молодцы! На жучке - это по нынешним временам подвиг! А Дюйм с явного бодуна! :)) Тока я не понял, почему мне не позвонили Дюйм с Энди, гады. :))[/quote]
Дюйм опрокинул буквально пару рюмок коньячку - не более)))
[quote=вижайКА]жму лапу обоим. если пересечёмся на МКАДЕ то сигналить буду .......[/quote]
Эта поездка заставила меня пересмотреть своё отношение к езде по Москве и окрестностям: после нее в пределы МКАДа я въезжал всего трижды (и то вынужденно) плюс по самому МКАДу проезжал десяток раз. В Москве автомобиль, считаю, просто не нужен в повседневной жизни (за редким исключением).
[quote=rover77]КСильно по вашему мы Сибиряки и Северяне отличаемся от западной(центр.)?[/quote]
Как я уже говорил, у нас плохо представляют, как жить у вас и наоборот)
[quote=Тень СССР]Одно из лучших описаний путешествия за последнее время!
И какой нобычный маршрут!
ан нет =(
НУ и про Красноярск написал =)[/quote]
Без неисправностей мне реально было бы скучно (не зря же готовился и настраивался на борьбу с ними) =)))
Всё с той же целью: посмотреть и приобщиться.
[quote=Akademik]Молодцы, конечно! А что в Новосибирске не посетил музей ж/д техники??? Удивительно прям)[/quote]01
Тут и добавить нечего.
[quote=Akademik]Молодцы, конечно! А что в Новосибирске не посетил музей ж/д техники??? Удивительно прям)[/quote]12
На лето-2013 запланирован Байкал (обстоятельно). 2014-2015 скорее всего Сахалин. А Владивосток, скорее всего, будет на поезде "Россия" и тоже в ближайшие годы.[quote=Akademik]Молодцы, конечно! А что в Новосибирске не посетил музей ж/д техники??? Удивительно прям)[/quote]23
Пару комментариев оставил)

wojt:
Всё с той же целью: посмотреть и приобщиться.
Партизан088:
Тут и добавить нечего.
измайловский:
Молодцы ! В этом году не собираетесь ну скажем во Владивосток ?
Близнец30rus:
Пару комментариев оставил)
ПЁСик:
молодцы... по-мне, так основная проблема - это неудобная поза за румём!!!
Совсем забыл упомянуть об этом: семерочные сиденья и чехлы с поддержкой спины ни разу не вызвали чувства дискомфорта или усталости!

Заезжайте в Хакасию!)

пять+

rover77:
Заезжайте в Хакасию!)

Novorossiysk
Че вы постоянно с этими колесами встреваете, потом глянул видос как вы летите по ушатаной дороге, и вопрос сам собой отпал )))
Так то круто! Очень круто!
Мой отзыв: Audi 80 1988

{Striker}:
Так то круто! Очень круто!
"Быстро едешь - раньше помрешь. Тише едешь - вряд ли доедешь. Так живи, не трусь. Будь что будет пусть, А что будет - дальше поймешь." ;)

CheMistT34:
Обязательно! сообщайте заранее!)

От души! Здорово!

Реутов
Как сказала бы моя внучка: Прикольно! Это не прикольно, это-мужественно! Молодцы Ваши родители, воспитали ,достойных всяческой похвалы, сыновей! Зря нашу молодежь ругают, есть адекватные, имеющие цель, дети. Спасибо за рассказ.

ахринеть! да еще на жучке!---слов нет!---просто красавцы!!!

нормально скатались! Молодцы!
Единственный минус - это расстреливать километровые знаки! Зачем???? не вы их ставили!
Пострелять и по банкам можно!!!!
Y60 уже и надолго!
Y61TB45- новый зверь - пока изучаю
Мой отзыв: Subaru Legacy 1995

Goblinid:
нормально скатались! Молодцы!
Пострелять и по банкам можно!!!!
Ни один километровый знак не пострадал! С расстояния, на котором я был, из такого пистолета нанести урон невозможно: шарик уже на излёте.

усть-нера
Сам ты американский суслик. Если так проштудировал интернет то мог бы и посмотреть как он точно называеться. Плоскогорье на новой дороге.... если не помнишь что фоткал то лучше пропусти.

Минусинск
CheMistT34:
rover77:
Обязательно! сообщайте заранее!)
Таких героев можно эскортом проводить. Молодцы!!!

"на мне в тот день были надеты только трусы, солнцезащитные очки, наручные часы, нательный крест и кроссовки. Именно в таком виде я и предстал перед инспектором ДПС, остановившим нас для проверки документов на посту перед поселком Беркакит. Диалог получился рекордно коротким:
— Куда едете?
— В Магадан.
— Счастливого пути!"
Я до сих пор не могу остановить свой смех))
Спасибо за отзыв, особенно за родной Магадан и не менее родной Томск!

Родители тоже молодцы!
Мой отзыв: Toyota Corolla 2001

Akademik:
И в Кемерово детскую железную дорогу????
А так мегареспект!!!!!!!!!
Одно слово МУЖИКИ!

Охринеть!! Слов нет одни слюни и те брызгами!!!Уважаю. Молодцы!!!!!
Кто хочет всё и сразу,тот бедет тем что не умеет ждать.

хабаровск

ПРОСТО ЭКСТРЕМАЛЫ ,СЛОВА ТРУДНО ПОДОБРАТЬ , МОЛОДЦЫ БРАВООО

Молодца! Нет слов

Саянск
СУПЕРМЕГАОТЧЕТИЩЕ!!! Вот это да! Огромное спасибо за море позитива.

Пацаны, теперь на Байкал к нам надо ехать! И причем объехать его со всех сторон. То, что вы видели это очень мало. Есть еще Малое море, Ольхон, Святой нос и Северобайкальск. Вот где настоящая красота!

Планирую летом на Восток ехать, распечатаю ваш отзыв и возьму с собой как путеводитель
Subaru Legacy BP5 EJ203 2005

КУЗБАСС
Путешествие - моё почтение. Уважуха.
Будете в Кемерово и Новосибирске - включайте на рации 27 канал в городе
На канале CB 27(ЧМ/FM) позывной 045 ноль сорок пятый.~ R9UDI
Сайт авторадиоканала радио42.рф

ТСу респект за занимательный отчет. И уважуха за поездку. В 23 года решиться на такое, молодец!!! нечего сказать. Показал себя настоящим мужиком.

В Кемерово тоже есть детская железная дорога! Будет возможность - приезжайте!

Про Кяхту старинный купеческий город, процветавший во времена Великого Чайного пути (18-19 век), написАл меньше, чем про инспектора ГИБДД Улзы, а это городок с богатой историей, музеями и архитектурными памятниками.

Джида
Это что то!!!!!!! Рисковые ребята! Молодцы!

Пацаны, я от вас в шоке!

П.С. Думаю, вы самые молодые путешественники, проделавшие такой путь. Да еще и на 2104 - возможно, тоже впервые в истории?
Accord 2007 2.4 EXE
Мой отзыв: Honda Accord 2007

Ну круто! С удовольствием почитал и посмотрел. За поездку и отчет плюсмнога.
Ну и в качестве информации, в Кургане тоже есть детская железная дорога. В центральном парке. Был там 15 июля прошлого года. Правда жара не дала посмотреть ни город ни парк.
Петр, Омск
Мой отзыв: Toyota Corona Premio 2000

г. Выхлопдар
JOHN Z:
НУ ВЫ ДАЁТЕ!!! СРАЗУ один из САМЫХ КРУТЫХ ОТЧЁТОВ, -В МАГАДАН -из МАСКВЫ -НА ЖИГУЛЯХ -ТАК ЕЩЁ И ОБРАТНО ПРОСТО ЭКСТРЕМАЛЫ ,СЛОВА ТРУДНО ПОДОБРАТЬ , МОЛОДЦЫ БРАВООО
Еду в прошлом году по МКАД, полты тормозят:
-Ты откуда едешь?
-Из Челябинска.
-Куда едешь?
-В Челябинск.
-Не понял...
-Объясняю. Я сам из Челябинска, возвращаюсь из отпуска, который проводили в Германии.
-В Германии, на Оке? Проезжай. Счастливо!
Mitsubishi Town Box Wide
ВАЗ-11113, Калина-хэ, Калина-кро
Я ничего не знал... www.borsin1.narod.ru

зачетная поездочка )

Хайфа
Ну "пацаны ваще ребята"!))) На "совкопроме" приравниваю к подвигу. Без "синевы" - просто молотки. Достойно.
убежденный космополит
не где небыл не чево нивидел не чево незнаю езьдю тока по асвальту

Да уж, не "каботажное" путешествие.
Отличный отчет!!!
да уж... точно экстримисты :))))
если честно - не представляю переживания родителей... я б больше не отпустил :))))
толст, лыс, злопамятен...

Нск
200 руб потратить на такой тур не каждый решится, а скорее даже предпочтет на пляжеке под пальмой!!! Так что, Вы прям я не знаю))) молодчики короче! Для Вас большой опыт и историй на всех друзей теперь хватит)! Теперь можно и на мир посмотреть)

Ужур
Молодцы. 5+. Мне понравилась, отличное путешествие.
Мой отзыв: Toyota Corolla Verso 2006
Прочитал ВСЕ!!! Молодцы!!! Лучшего отзыва о путешествии нет!!!

Такое путешествие, мечта всей жизни, пилот просто герой, штурман малость не дотянул. Кинул товарища. А места там, судя по фото, круче Алтая.
а ещё только что понял чтото "глаз режет" ... теперь понял - форма отчёта - выпускник Бауманки :) точно-скурпулезно - литр/километр/регион :) молодцы :)
толст, лыс, злопамятен...

Сильно съездили. Молодцы.
На каком транспорте на Байкал собираетесь?

Столица Бурятии
[quote=Игорь.К]Непонятно зачем в монголию через бурятию поехали, можно было через Алтай проехать, а через забайкалье вернуться[/q
Через Алтай они бы устали до Улан-Батора ехать!!! Единственная нормальная асфальтированная дорога до Батора это из Кяхты!!!!
Мой отзыв: Lexus ES300 2002

СФО
круто! респект вам)

Начиная читать отчет, только увидев слово"зачем" понял, что отчет будет неординарным. Поехали!
Не бегайте от снайпера, умрете уставшим.

М О Л О Д Ц Ы !!! ТАК ДЕРЖАТЬ!
УДАЧИ НА ДОРОГАХ!!!!!!!!!!!!!!

Comm:
И в Кемерово детскую железную дорогу????
Согласен, упущение. Будем исправлять =)
Игорь.К:
Алтай заслуживает отдельной длительной поездки, а тут стояла задача побыстрее до Иркутска добраться.
Алексей_Сар:
Так и планируем!
RNiS:
Путешествие - моё почтение. Уважуха.
Будете в Кемерово и Новосибирске - включайте на рации 27 канал в городе
Спасибо за информацию! Буду в курсе!
Step_1960:
Знаю. Но раньше Омска ничего не планировали смотреть, поэтому не заезжали.

TonY60:
Кстати о "синеве". Несколько раз мелькала мысль на М-56 накатить стопочку, чтобы поменьше беспокоться о долбежке по камням. Но я подумал, что подвеску это точно "не обрадует" (аккуратнее точно не поеду), поэтому отказался от этой идеи. Штурману предлагал - он тоже отказывался.
epiv:
Сильно съездили. Молодцы.
На каком транспорте на Байкал собираетесь?
Пока на том же: после полной замены подвески и рейда на Мурманск чувствует себя отлично.

тамбов
Ребята молодцы, опыта дорожного набрались, но в такую дальнюю дорогу надо бы с собой подругу взять

Мало того,что автор это сделал,но он сумел это так описать великолепным русским языком,что читается как захватывающий детектив!Спасибо!

Молодцы парни, с удовольствием прочитал, уважуха!

Видное
Молодцы! Правильно сделали что поехали! Пока нет семьи, детей и отнимающей время работы просто необходимо успеть как можно больше. Никогда не сомневался что классика на такое способна - гораздо важнее то, кто за рулём (дромовский калино-блог полная туфта). У самого 21074 была, вспоминаю с ностальгией. Единственное что в ней напрягало - это неудобная посадка (после 700 км начинало "ломать"), но у вас рост поменьше поэтому в сидушках от 7-ки вам было комфортно.
Я не боюсь трудностей, трудности боятся меня
Крайняя поездка: https://travel.drom.ru/82078/

Отличный отчет! Молодцы!
Подгузники Merries GooN Moony

Молодцы парни отличный отчёт, за два дня осилил!!!

подвиг совершили, настоящие путешественники!
Митсубиши Паджеро Спорт - Танк для города, Болид для бездорожья.©
Мой отзыв: Mitsubishi Pajero Sport 2011

ижевск
Респект и Уважение Пилоту!Сказал-сделал!Удачи Старина!

Жуковский
В молодости надо обязательно съездить в такое приключение с другом на старой машине. Чтобы на долго запомнилось. Без поломок и неприятностей вспомнить нечего будет. Если не будет ломаться, то специально надо что-нибудь открутить ))
Не понятно желание многих путешественников обязательно каждый день ночевать в гостинице летом (с зимой все ясно). Когда еду один, сплю на заднем сиденье ноги к верху (рост 183 см), когда с другом ездили на 9-ке, откидывали сиденья и подкладывали шмудяк под ноги, спину не ломило. Палатку только один раз доставали.
От бессонницы и медведей очень хорошо помогают 150 г.
Особое уважение за прямые руки.

молодцы, парни, просто молодцы!
мегареспект и магауважуха
за таких дочку замуж отдавать, а не за офисных хомячеков...

подмосковье
Молодцы! Осилили такой маршрут! 5++++++++++
Мой отзыв: Citroen Berlingo 2010

Гвозди бы делать из этих людей,не было б в мире крепче гвоздей.
Lexus GS300 2010
Мой отзыв: Lexus GS300 2003

Уф! Одолел отчет!
Если поедете на Байкал начинайте с Бурятии и заканчивайте Нижнеангарском июль-август . Как говорится почувствуй разницу. Удачи. Пишите еще.

KHABAROVBSK
DROM нада пацанам приз замутить..... например гранту вашу !!!

нет слов!красавчики!!!!!!!!!!!

ангарск
Респект и уважуха! Молодцы парни так держать!

НОВОСИБ
МОЛОДЦЫ ПАРНИ.

ski_f:
Дело в том, что уже к трассе "Амур" загрузка заднего сиденья была такая, что переднюю спинку далеко откинуть было невозможно. Я считаю, что в машине всё равно так не отдохнешь телом, как на койке.
ДюшаК:
Уф! Одолел отчет!
Маршрут так и планируем. Выезд из Жуковского на 3 августа намечен.

Сообщений: 120786
Два дня читал... обливаясь скупыми мужскими слезами... От зависти, конечно!!!)))
Спасибо, парни!!!
МО-ЛОД-ЦЫ!!! И руки откуда надо...
И как мне кажется, цена вопроса - амно!!! По сравнению с впечатлениями от нашей страны и людей, её населяющими.
"Душа у Кондрата Семёныча была добрая, открытая. Пил он и в кабаках, и в гостях, и на охоте..."

Браво парни! Не перевелись еще энтузиасты на Руси. И не важно место жительства и транспортное средство. Главное - характер, воспитание и жизненные устремления.
Ну что пиши в личку может вместе прокатимся на твоей или моей машинке, для путешествия в принципе все есть, опыт шмурдяк рация и желание
Додж-какраван - семейный бегемотик, ниссан - эксперт - трудяга.

Харьковская обл., Украина
Молодцы! Когда ж и путешествовать так, если не в молодости? Потом можно и до старости не выбраться - то дети маленькие, то денег нет, то работа не позволяет надолго отлучаться... Деньги, заботы, это все суета сиюминутная, а такие воспоминания - на всю жизнь. После такого путешествия уже на любое другое собраться будет гораздо легче. Удачи вам в жизни и в дальнейших поездках. И огромное уважение вашим родителям, понявшим и поверившим в вас. Терпения им хочется пожелать, и гордости за своих сыновей.
Мои отзывы: Subaru Legacy 2000, Volvo 740 2010

Мирный
Респект! Молодцы !!! Хороших правнуков Магаданцы оставили!!!!! В следующий раз езжайте в Бурятию- Байкал через Якутию по маршруту Усть-Кут-Мирный-Якутск- Нерюнгри... Не передаваемые впечатления будут обеспечены, а трасса асфальтовая до Байкала и относительно "цивилизированная", а наши дороги ..... Огромное уважение воспитавшим вас родителям.....

г. Хабаровск
Справедливо замечено про родителей, я присоединяюсь! Настоящих мужиков воспитали! Мужественная поездка. "Сочувствую что вернулись вы больными" - путешествием! и РАД ЗА ВАС ЧТО СТАЛИ ИМИ - ПУТЕШЕСТВЕННИКАМИ! Сам это пережил несколько раз и до сих пор "болею" и тоже в этом году на Байкал. Все очень здорово! Для вашего поколения такая поездка очень круто. Запланируешь Сахалин, в Хабаровске встречу.

кемерово
Отлично! Оттопырились парни на славу!

деревня
нет слов

на 4-ке это конечно подвиг!!!респект вам!!!написано что только один брод был,а через р.Эльга мост построили чтоли уже???

Зачет парни, удачи!
Не бегайте от снайпера, умрете уставшим.

Влад-очкарик:
Полностью согласен!
буфер:
Запланируешь Сахалин, в Хабаровске встречу.
Спасибо, буду иметь в виду =)
Alex.K:
Да, открыли в 2009 году.

Высший пилотаж ! Видимо все-таки сказывается магаданская прадедовская "закваска". Возможно опять пересечемся на встречных курсах как в прошлом году("Автопутешествие из Комсомольска-на-Амуре в Санкт-Петербург"). Рекомендую "раскрасить" машину. Будет ощутимый эффект. Шесть лет назад ехал на Байкал по еще строящейся дороге (2000 км в одну сторону) ,по состоянию близкой к якутской на "японке". Загрузка приличная была.Летел-чем больше скорость-меньше ям.Из поломок=только задние стойки .Правда расстояние не сравнимое с вашим.Но все равно японский автопром похоже лучше нашего на порядок.Есть смысл задуматься. Но с другой стороны в вашем случае особый экстрим и больше впечатлений. "Осюсения" другие.

Высший пилотаж. Молодцы. Удачи на дорогах и новых незабываемых путешествий.

югорск
Прочитал на одном дыхание.Молодцы Парни 5 " Мы в месте "

Kemerovo
Молодцы! Отлично съездили!
Не хотите теперь по европе до берега португалии?

Мыски
Захватывающий рассказ! Особенно понравилось про изношенные покрышки

Кандалакша
Замечательный отзыв! Вы смелые парни!
Мой отзыв: Opel Kadett 1985

Реутов
Мегапоездка,мегареспект )
Удачи в начинаниях!
Субару Форестер 2,5L CVT 2014

Zubtsov
Отличный слог и интересный маршрут. Может, подумать о карьере журналиста или написать книжку?
И еще раз спасибо за то, что подтвердили своим умением ремонтировать "жигули", что совковый автотранспорт-это хлам.
Думаю, большинство на этом форуме со мной согласятся.
Так держать, пишите еще!!!

Усть-Каменогорск
Лёхи, вы просто МО-ЛОД-ЦЫ!!!
Я теперь со своим путешествием, чувствую себя маленькой козявкой!
В 1989 году, только поженившись, мотанули мы с женой на двух колёсах "ИЖ - Планета-5" в путешествие на 2500 км. Правда не было в прошлом веке ни интернета, ни мобильной связи, ни GPS навигации!
Вы не представляете, как вы сейчас помогли тем путешественникам, кто только впервые собирается в дальнюю дорогу!
Отчёт насыщен советами и в техническом плане, и в житейском, за это отдельное спасибо! И чувствуется дух авантюризма, в самом добром его проявлении!
Ваше путешествие можно сравнить с полётом в КОСМОС!!!
Как в том фильме: "Будете у нас на Колыме....-Нет, уж, лучше вы к нам!"
Так вот, будете у нас в Казахстане, в Усть-Каменогорске в частности, примем как родных, здесь есть, что посмотреть, и горы, и леса, озёра и реки, горные серпантины, приводящие в Заповедные места, милости просим!
Нынче летом сам планирую путешествие, нулевой точкой пробега возьмём Катон-Карагайский Заповедник от горной реки Бухтармы до Кургана, и обратно!
Спасибо вам огромное ещё раз!!!
Мой отзыв: Volkswagen Passat 1992

Комсомольский Бородач:
Рекомендую "раскрасить" машину. Будет ощутимый эффект.
Наклеек и так хватает и постоянно добавляются новые ;)
AlexZub:
Не соглашусь по причине того, что по современным шаблонам оценивать автомобиль, спроектированный в начале 70х - это неправильно. По современным меркам это не совсем и автомобиль, в общем-то.
Сергей,Усть-Кам еногорск:
Один вопрос к тебе, Алексей: Как перестраивались в разнице по времени в часовых поясах? Если в Жуковском 22:00 - уже отбой, а на Востоке страны 6:00 - подъём, организм не протестовал? Спасибо вам огромное ещё раз!!!
В день приходилось перестраиваться максимум на два часа, а бывало, что пояс не менялся и четверо суток, поэтому абсолютно никакого дискомфорта, связанного со сменой поясов, не было.

Катанулись!!! Молодцы!!!
Мой отзыв: Honda Odyssey 2000

Алексей привет !!! Вы молодцы !!! резина гляжу пригодилась ... с напарником Вас вспоминали , а сегодня знакомые интересовались не те ли мы мотоциклисты о которых упомянули Москвичи ??? Удачи

Volod 67:
Приветствую, Владимир! =) Смело говорите, что те)))) Резина пригодилась, одна покрышка у меня в гараже до сих пор)

Молодцы!!!А по ночевкам:для заядлых путешественников всего мира есть couchsurfing.com.Ей и воспользуюсь при поездке Находка-Улан-Удэ-Кызыл и обратно.

Нерюнгри
Прочитал отчет до последней строчки ставлю только 5++++.На таких людях как ты мир держится.Я с тобой пошел бы на разведку.P. S.Мне кажется первый подвиг ТЫ уже совершил.Удачи тебе в дальнейших путешествиях....

Темрюк
Молодцы! Мы с женой тоже были в Магадане (правда, самолетом), очень нравится именно северная природа, хотя сами живем в южном регионе и здесь тоже есть что посмотреть. В АВГУСТЕ этого года планируем путешествие на авто на Алтай, тоже в первых числах. А Вы уже составили какой-то маршрут или нет? На сколько дней планируете?
Мой отзыв: Kia Rio 2012

Еду 06.07.Обратно с Шагонара числа 20.07.Приеду,отпишусь

Салехард
Охренеть, на работе лишних 2 часа просидел, чтобы дочитать до конца. Ну вы молодежь даете........ Про такое экстремальное путешествие в пору точно книгу написать можно. Из всего мною прочитанного на форумах это самый впечатливший отчет. Удивило, что оказывается не у всей нынешней молодежи руки под компьютер и стакан заточены. Еще раз спасибо за написанное. Как кто-то тут уже заметил что, за таких парней точно дочь можно без страха отдавать. Руки из правильного места растут и трудности с цели не собьют.

Круто.Молодцы ребята. Удачи. Желательно на другой машине, многовато проблем.

Нерюнгри
В Тебе дремлит хороший литератор.Подумай.За отчет конечно 5+.МОЛОДЕЦ!!!!!

новокузнецк
ПЯТЬ БАЛОВ....

Только 5+!!!Отзыв очень подробный и интересный.Читал как книгу о приключениях.Только штурман,мне кажется,не совсем красиво поступил бросив друга одного на пол пути и уехав поездом.

Пацаны ваще ребята!!! Неистово респектую
Исскуство по настоящему ругаться матом, приходит только с умением водить машину.

Когда читал, было ощущение, что читаю настоящую КНИГУ о приключения, я даже во времени потерялся, так сильно погрузился в чтиво. ОГРОМНОЕ СПАСИБО ЗА ВАШЕ ПУТЕШЕСТВИЕ.
молчание ЗОЛОТО, потому и молчу, я за всё плачу...

Полтора месяца в дороге + судя по отчету столько-же за компьютером. Просто молодец!
Мой отзыв: SsangYong Rexton 2008

лучший отчет который я когда-либо прочел!!! ребят, вы просто крутышки!!!
Мои отзывы: Audi 100 1994, Toyota Caldina 1995

Да..........под впечатлением! Ну вы прям стереотипы ломаете.За 2104+++,за то что почти из Москвы+++,за цитаты Алисы и за Шевчука+++,за прямые руки+++МЕГАРЕСПЕКТИЩЕ ВАМ !!!

Супер молодцы!!! Кое как прочитал отчет о поездке в Мурманск ( не зацепило), по ссылке перешел сюда. Прочитал все от корки до корки. Слов нет. Кстати в Кемерово тож есть детская ж д.

Одесса
Снимаю шляпу!
Была у меня 4-ра, тоже белая, прошли с ней "крым и рым", глубокое уважение, что бы не говорили про наш автопром!
Тронула фотка Гусиного озера, жил там 11 лет...
Спасибо за хорошие эмоции! Удачи!

Отличный отчёт!

Н.Новгород
Просто здорова!! Фото по Теплому Ключу есть? Сколько читаю,-не фотографируют Теплый Ключ, или очень мало!!!

Читал часа 3, наверное, на комментарии уже сил не хватило. Надо быть молодым и полным веры в себя и в машину, чтобы сделать такой автопробег. Парни, я вами восхищен.
И - мысль о том, чтобы в качестве первой машины вхять "четверочку", переросла в убежденность.
Ford Fusion Elegance 2007 г.в. Владелец с сентября 2014 г.

Serj75:
Из Тёплого Ключа фотографии №№172, 173, 174 и 258 плюс по тексту описание пребывания в нём: воспоминания об этом посёлке тоже исключительно тёплые))
Freddy70:
Можно считать моё мнение предвзятым, но эту мысль считаю очень правильной ;)

Ну вы блин даёте! в самом хорошем смысле

Бесспорно красавчики)) У меня первое авто была четверка, ноя даже не думал что на такой машине реально проехать через всю страну и обратно...

Прочитал отзыв еще в декабре, на тот момент у меня залечивалась сильная душевная рана, после прочитанного путешествия залечилась окончательно)))

Russian Federation
Перечитываю уже не первый раз! Грандиозно!
If you want to go outback, take a Land Rover. If you want to come back, take a Land Cruiser

Приезжай в Хабаровск - покатаешься на Дальневосточной Детской Железной Дороге))

Молодцы, парни! Не перестаю восхищаться такими людьми!

мегаотчет!
вспоминаю "дорогу длиною 25 лет" Николая...
есть же у людей сила воли и терпениене просто скататься, но и для других все подробно описать...

Кстати зря в Монголию через Кяхту мотались... лучше бы в Култуке отвернули на Монды, 250 км - и вот она, Барановая республика! Правда дорга там только гравийка - 30 км до ханха на оз хубсугул, но впечатлений от Монголии хватило бы! Мяса поесть да воттки попить Чингисхан, на Хубсугул полюбоваться - больше в этой барановой республике делать нечего! Разгильдяйство таможенников что с нашей, что с ихней стороны - это классика жанра.
Рено Дастер 2л АКП

Молодцы! Отчет очень интересный, позитивный, содержит много полезной информации, фотографии тоже отличные)

Вятка-Москва
Круто!!!!! МОЛОДЦЫ!!!!!!!!!!!!
Soarer MZ11 82г
CROWN MS90 75г
Mazda Roadster 90г
TOYOTA Stout 78г
MITSUOKA LS
Мой отзыв: Mazda Eunos Roadster 1990

Для меня самый лучший отчет!!!Будете в Красноярске-всегда пожалуйста!
Мой отзыв: Toyota Avensis 1999

Афанасьево
Молодцы. Вот такие отчёты дают другим позитивный заряд для новых путешествий.

Сам то ж не мало автобродяжничаю, вот только никак не соберусь за отчёты сесть.

Dimchikus:
Путешествие потрясающее, но в золотой фонд почему-то не прошло)
По количеству просмотров не вытянуло))
Сахалинским отчётом (на синей четвёрке ездил) попробую пробиться))

"А пока они собирали скарб, я обнаружил, что из-за вибраций выкрутился и был потерян верхний саморез крепления правой блок-фары. Но это меня не смутило: новый крепеж такого рода всегда в запасе в волшебной пепельнице." вот откуда берутся шурупы на дороге, а я думал их злые люди раскидывают, чтобы другим дорога медом не казалась :))

"Первые полторы сотни километров проходим довольно легко и без приключений. Пожалуй, именно тогда у меня в голове впервые завертелись мысли о том, что любое путешествие рано или поздно, хочешь ты этого или нет, закончится у родного порога" Есть такое :)

Про бурятов не удивлен, меркантильные ребята, хорошо с ними знаком :)

2016г Искал тачку набрёл на ссылку. Ваааааа.........у. Уважуха!!!!!!! г.Ишим Тюменской об. Теперь уверен, тачку брать буду, и только ВАЗ 2104. А дороги до сих пор такие же. Вам 10 +++++++++++++++++++

ты ЧЕЛОВЕЧИЩЕ!!!)) Читал твои сюжеты на драйве с интересом, тогда еще подумал вот бы все это в один большой отчет на дром! и вот он есть оказывается. Молодец!! Супер поездка, на 4-ке, молодцы!!))
Еще давай такие же путешествия!!))

В этом 2016 году проехал своим ходом на TOYOTA - Carina 1990 г. от Хабаровска до Новороссийска, потом Новороссийск - Москва - Хабаровск - Сеймчан (Магаданская область). Всё ничего, но на перегоне от Тёплого Ключа до Артыка за неполные сутки 3 колеса пропорол, 2 ремонтировал в Усть-Нере и 1 купил в Артыке. Там действительно камни острые. А ручей перетекающий через федералку примерно в 70 км от Кюбеме так распух, что его переплывали прицепившись к SKANIA, и успели проскочить мост через Эльгу за пару часов до того как окончательно размыло подход к нему и проезда не было 16 дней.

Батр
Прочитал отчёт, проехать на 4-ке - невероятно, но факт! Водитель подготовленный!!
Вопрос автору - в 4wd нет острой необходимости получается. Планирую съездить в Магадан на машине. Думаю на простенькой, но крепкой тойоте.

Батр
Про грунтовую дорогу на обратном пути - улыбнуло)) кстати слова - все познается в сравнении))

Батр
Если не случится чего-то из ряда вон выходящего (например, в 2016 году мост через Эльги смыло), то в середине лета серьёзных проблем возникнуть не должно. Дорога трудная, но проехать можно, удачи!

Статью осилил. Комментарии - нет.
10/10. Зависти моей нет границ.

CheMistT34
Dimchikus:
Путешествие потрясающее, но в золотой фонд почему-то не прошло)
По количеству просмотров не вытянуло))
Сахалинским отчётом (на синей четвёрке ездил) попробую пробиться))
Чтоб пробиться в золотой фонд необязательно совершить мегапутешествие и написать о нем достойный отчет (как у Вас). Частенько посредственные путешествия-отчеты становятся достоянием Золотого фонда - главное, чтоб на заглавном фото красовалась красотка на фоне своего авто,одетая по минимальному минимуму. Ну или как отчеты Сотникова, которые не читают, а заходят поржать да поприкалываться в обсуждениях.

Путешествие - Огонь! Выбор машины для поездки правильный, главное в тех краях - ремонтопригодность. Ну и подготовленный Бауманкой боец способен решать любые технические задачи. Вот только подкачала колесная составляющая. Дам совет на будущее. при дальних поездках по суровым грунтовкам, установите LT-шные задние колеса, какие ставят на японские микрогрузовички. Одной проблемой в пути будет меньше, да и раскидываться деньгами на каждой шиномонтажке - тоже не дело.

Вот спустя время (несколько лет) снова перечитала этот отчёт и считаю, что более интересного и захватывающего не читала здесь, настолько здесь совпал и маршрут и выбор машины, и как написано. Супер!