|
Всем привет!
Давно не писал ничего на ДРОМе, поэтому ловите. )
Подраздел ДРОМа о путешествиях в последнее время изобилует текстами о поездках за границу нашей Родины, что конечно радует, ибо раньше мы такого позволить себе не могли, хотя одно дело ехать на арендованной малолитражке по идеальному дорожному полотну и другое дело проехать там, где на обычной машине летом не проедешь 300%, а зимой очень сложно, поэтому этот рассказ для реальных людей, про реальную Российскую дорогу — БАМ с заездом в самую северную пустыню на Земле — Чарские пески!
Признаюсь честно, до ноября 2012 года я сам не был любителем бездорожья и смотрел на «джиперов» как на людей слегка не от мира сего, однако, увидев в сети ролик о предстоящей гонке «Экспедиция трофи 2013», которая прошла от Мурманска до Владивостока с 23.02.13 по 08.03.13 г., загорелся в ней участвовать.
Для участия в гонке был приобретен бензиновый ТЛК 105 (с механической КПП), который был надлежащим образом подготовлен и на котором я, мой брат и еще один барнаулец в составе команды YETI финишировали во Владивостоке в пятерке финалистов (из 16 команд-участниц). За время экспедиции трофи 2013 было преодолено около 16000 км за 2 недели и одним из ее этапов было преодоление БАМа от Северобайкальска до Чарских песков. Но БАМ зимой и БАМ летом — это 2 разных БАМа, поскольку реки и ручьи зимнего БАМа преодолеваются по льду и особых трудностей не вызывают. После финиша гонки во Владивостоке 08 марта 2013 г. и последующего афтепати в клубе «Мумий-Тролль» у кого-то из членов команды «Бродяги» (занявшим по итогам гонки 3 место) проскользнула мысль о попытке совместного преодоления БАМа в летний период, однако после возвращения в Барнаул я и думать про это забыл :).
Немного фото зимнего БАМа.
И вот, теплым августовским вечером на мобильник приходит звонок от члена команды «Бродяги» Пашки Черемисина, который предложил присоединиться к «Бродягам» к предстоящему мероприятию, а именно проехать по БАМу 1300 километров от Северобайкальска до Чарских песков в середине сентября.
Мы с братом, даже не особо раздумывая, согласились, так как хотелось летом взглянуть на самую северную пустыню в мире и пройти участок БАМа от Северобайкальска до Тынды с последующей рыбалкой и охотой в Баргузинской долине.
Маршрут по БАМу:
Не буду утомлять читателей информацией о подготовке автомобиля, скажу лишь то, что мы с братом очень сильно переживали, что на нашем бензиновом авто предстоит преодолеть очень много бродов, а ввиду конструктивных особенностей бензиновому мотору в 100 раз проще в воде словить гидроудар, чем дизелю. Поэтому основная подготовка автомобиля была направлена на минимизацию возможного попадания воды в двигатель.
Для справки: Чарские пески — урочище в Каларском районе Забайкальского края, представляющее собой песчаный массив размером примерно 10 км на 5 км. Расположен в Чарской котловине, в предгорьях хребта Кодар, в 9 километрах от села Чара, между долинами рек Чара, Средний Сакукан и Верхний Сакукан. Массив является геологическим памятником природы геоморфологического типа федерального ранга. Окружён лиственничной тайгой и болотами. В 10 километрах находится станция БАМа Новая Чара.
Массив вытянут с юго-запада на северо-восток в направлении господствующих ветров и занимает площадь около 50 кв. км. Ни в одной котловине Забайкалья нет столь крупных массивов сыпучих движущихся песков. Песчаные массы формируют гряды, барханы и цепи барханов, перемежаемые котловинами выдувания. Длина отдельных барханов 150-170 м, высота до 80 м. Крутые северо-восточные склоны имеют уклон до 32 градусов. Чарские пески внешне похожи на пустыни Средней Азии.
Автомобиль подготовили, вещи собрали и вечером 11 сентября 2013 года выдвинулись в сторону г. Кемерово, где встретились с частью участников нашей авантюры, которые 3 днями ранее выехали из г. Москва.
Встреча прошла ночью под проливным дождем, который лил почти всю дорогу до г. Иркутска. Бродяги прибыли к месту встречи на двух проверенных экспедициями Land Cruiser 100, одном Land Cruiser 105 и Toyota Hilux.
Обнялись с «Бродягами» и выдвинулись в г. Иркутск. В Иркутске в аэропорту через сутки должны были встретить оставшихся членов нашей экспедиции, которые ввиду занятости не принимали участия в перегоне Москва—Кемерово.
Дорога до Иркутска ничем примечательным не запомнилась за исключением внезапного исчезновения экипажа Toyota Hilux вместе с автомобилем в районе объездной г. Канск. Перед исчезновением хайлюкс очень быстро ускорился вперед всей колонны и пропал из видимости, радиоэфира и даже из эфира сотовой сети, а спустя некоторое время экипаж хайлюкса был обнаружен за г. Канск живым и невредимым на обочине со счастливыми лицами.
Причиной столь резкого ускорения и исчезновения автомобиля стала несовместимость кислотно-щелочного баланса желудка хозяина хайлюкса «Деда» с пищей, которую мы отведали в придорожном кафе километров за 100 перед Канском. До самого Иркустка по радиоэфиру между экипажами раздавались шутки про «зону отчуждения» вокруг г. Канска и про «вклад» который сделали «Бродяги» на «Канском фестивале». :)
Прибыв в г. Иркутск, произвели небольшое обслуживание наших автомобилей, переночевали и утром выдвинулись в аэропорт — встречать оставшихся участников предстоящей поездки. После теплой встречи и «обнимашек» в аэропорту вся команда из 13 человек на 5 автомобилях выдвинулась по маршруту Иркутск—Баландай—Качуг—Жигалово—Улькан—Северобайкальск.
Дорога до Баландая неплохая — асфальт, а после довольно сносная гравийка, местами проходящая вдоль р. Лена с ее знаменитой красной глиной, в которую окрасились все наши машины.
В кафе населенного пункта Качуг нас с братом торжественно приняли в «Бродяги» с вручением атрибутов — красных флисок и обклейкой нашего авто соответствующими наклейками. Ритуал посвящения выглядит следующим образом: капитан «Бродяг» Леха, готовит специальный коктейль состоящий из 1/3 водки, 1/3 пива и 1/3 минеральной воды и сырого яйца. Данный коктейль надлежало разом употребить и после этого облачиться в одежды красного цвета, выданные ранее.
Пройдя процедуру инициации, наша колонна двинулась дальше. По дороге до Северобайкальска погода менялась в день несколько раз, причем весьма стремительно, от теплой солнечной осени до ранней зимы с небольшой метелью. И это в середине сентября!!!
Прибыли в Северобайкальск, заправили под завязку основные, дополнительные баки и кучу канистр. Началась наша эпопея с прохождением БАМа в межсезонье.
Не успев отъехать и 50 километров от Северобайкальска, нашей колонне пришлось около 20 километров буквально продираться сквозь деревья, которые были повалены на дорогу выпавшим снегом.
Новенький хайлюкс «Деда» был расцарапан настолько, что на него было жалко смотреть. Под утро, преодолев участок с поваленными деревьями, мы прибыли к горячим источникам Дзелинда. Источники Дзелинда представляют собой три бассейна с водой разной температуры, в которых искупались почти все, кроме меня, т.к. меня не смогли разбудить, и еще трёх человек.
Освежившись в источнике, наша команда начала штурм БАМа.
Чтобы читающих сильно не утомлять лишней информацией, поясню — дальнейшее наше продвижение было по дорогам, которые идут параллельно жд путям, непосредственно по железнодорожной насыпи, а в случае отсутствия каких-либо дорог по тропкам или просто по следам от недавно прошедших авто, но одно правило при движении по БАМу все усвоили на зубок.
По какой бы дороге ты ни ехал, ты всегда должен видеть справа или слева от себя железнодорожные пути, если ты их не видишь — ты едешь не в ту сторону. :)
И вот, в один прекрасный момент, при очередном заезде на насыпь у нашего авто в переднем мосту ломается приводная граната, причем ломается прямо на середине подъема на насыпь.
Что это значит (для непосвященных)? Это значит, что ты включаешь скорость, жмешь на газ, а машина просто увеличивает обороты и не едет.
Скатившись с насыпи вниз, осмотрев авто, приняли решение включить блокировку, заблокировать задний мост и дальнейшее движение до ближайшего населенного пункта осуществлять на заднем приводе.
Следующим населенным пунктом на маршруте был Северомуйск, в который мы прибыли поздней ночью.
В Северомуйске на заправке мы узнали «радостную» новость, что наш авто мы не сможем отремонтировать, ибо в этом поселке нет ни специалистов, ни условий, ни запасных частей на него. Всеобщим голосованием было принято решение заночевать в Северомуйске, а утром двинуться дальше. Начали спрашивать про гостиницу, но гостиницы не оказалось.
Обратились в спортивный центр, и там нам были не рады. Рядом стояла школа, но наши переговорщики туда даже не пошли. И тут кто-то из местных жителей произнес старинное русское слово «заезжка», которая якобы есть в этом месте. Чудом удалось найти человека, который знает друга брата того, у кого есть телефон обходчика, шефом которого является владелец ключей от искомого помещения :).
Владельцем ключей от «заезжки» оказался наш с братом земляк с Рубцовска Стас, который разместил нас в сильно убитой трехкомнатной квартире на первом этаже. На вопрос, сколько за ночь, был получен ответ «Две тысячи рублей». Мы на радостях, что будем спать не в палатках на земле, а под крышей, согласились, закатили пир горой, на пир пригласили нашего земляка Стаса, который пришел со своим «восточным другом».
Во время бурного застолья изрядно пьяный Стас хвалился тем, что разместил компанию из 13 человек за каких-то 2 тысячи рублей. Мы прониклись этой добротой Стаса и между собой обсудили, что на БАМе никто никого в беде не бросает и такое гостеприимство это норма. Под утро, накормив и напоив Стаса и его друга, часть нашей компании, которой утром не предстояло сидеть за рулем, легла спать.
Утром, когда все стали собирать вещи, пришел Стас, его «восточный друг» и еще какой-то незнакомый товарищ (видимо, для устрашения) и потребовал рассчитаться за проживание, причем сумма за ночлег составляла уже не 2 тысячи рублей, а 26000 (двадцать шесть тысяч) рублей. На наш резонный вопрос, откуда взялись в счете еще 24000 рублей, вяло стоящий на ногах земляк пояснил, что при вчерашних переговорах возникло непонимание, и, вступая в переговоры, он имел в виду 2 тысячи рублей за ночлег с КАЖДОГО человека…
Далее не буду пересказывать дальнейшие разговоры со Стасом и его «восточным другом», а также не хочу больше уделять внимание персоне Стаса и его друга, который при нашем отъезде очень злобно пожелал нам добраться до дома «без поломок и живыми»… Хочу лишь пожелать им всех благ и сказать, что лично я на них зла не держу, и осадок от общения с ними уже прошел.
После утреннего расставания с «нашими Северомуйскими друзьями» наш путь лежал в поселок Таксимо, в котором мы должны были встать на ремонт, чтобы отремонтировать передний мост у нашего авто.
Прибыв в Таксимо, мы с братом остановились у первого попавшегося магазина автозапчастей, в котором, услышав про наши неприятности, совершенно незнакомый мужчина сел к нам в машину и проводил нас до местного мастера Григория, у которого по слухам была нужная нам запчасть. Остальные «бродяги» тем временем в столовой при жд вокзале познакомились с местными жителями Валерой и Володей, которые, узнав о нашей проблеме, кинулись обзванивать всех своих знакомых в поисках нужных нам запчастей и впоследствии проводили нас на ремонт от Григория к их знакомому Евгению, возле дома которого и начались ремонтные работы.
Володя и Валера спустя непродолжительное время привезли нам запчасть, которая, к сожалению, нам не подошла. Спустя 30 минут они нам позвонили и спросили, все ли в порядке. Услышав, что запчасть нам не подошла, они вернулись забрали ее и спустя какое-то время привезли нужную. Причем денег с нас за нее не взяли ни копейки. В процессе ремонта, нам пришли помогать люди с окрестных домов, которые кто словом, кто делом внесли неоценимый вклад в починку нашего авто (особенно хохмач деда Вова). Под конец ремонтных работ Валера и Володя привезли нам банку солений и домашний морс, в ответ получили фирменные «бродяжьи» майки и забродивший компот от «Деда».
На фоне отремонтированной машины мы сделали общее фото, под присмотром Валеры и Володи перекусили в местном кафе, заправились и двинулись в сторону знаменитого Витимского моста.
Валера, Володя, если Вы будете читать эти строки, знайте, мы Вас не забудем и огромное Вам человеческое СПАСИБО за помощь и за то, что Вы есть!!!
После Северомуйских парней Володя и Валера еще раз дали нам всем понять, что хороших людей гораздо больше, чем плохих.
Сытые, уставшие, но довольные, мы поздней ночью добрались до Витимского моста, возле которого уже разбили лагерь остальные бродяги.
Утром, обвесив свои машины камерами GOPRO переехали реку Витим по страшному мосту без перил (смотрите видео ниже). Длина моста около 600 метров, а высота над уровнем реки достигает порой 30 метров. Может быть, нельзя в этом признаваться, но мне было реально страшно ехать, так как машина высокая, перил у моста нет, краев моста по бокам не видно, а из-за груза на крыше, авто очень сильно раскачивало, и порой мне казалось, что я вот-вот вместе с машиной завалюсь на бок. Когда мы зимой подъехали к этому мосту, то слышали историю, как груженый грузовик Урал на середине моста пробил колесо и водитель просто взял и поменял колесо прямо на середине моста. Мне в это верится с трудом, так как от нашей машины по 15 см с каждой стороны до края моста, а от Урала будет см по 5.
Видео дорога до Витима:
Видео о прохождении Витима:
Дальнейшее движение проходило также по извилистым БАМовским дорогам с пересечением множества рек вброд. Причем вода в сентябре в этих местах не сильно большая, и преодоление бродов не доставило нам особых хлопот, за исключением преодоления рек Куанда и Чара, при преодолении которых пришлось проявить смекалку, размотать километры тросов и оросить подкапотное пространство нашей бензиновой машины литрами силиконовой смазки. К слову сказать, когда готовился маршрут гонки «Экспедиция Трофи 2013», один из ее организаторов в сентябре 2012 года шел этим же маршрутом и не смог преодолеть реку Куанда, поэтому ему пришлось грузиться на жд платформу и ехать на ней до Новой Чары, так как на жд мост его тоже не пустили.
Реку Чара мы тоже преодолели в два этапа, так как автомобильный мост там сожгли, а брод этой реки был хоть и мелкий, но с вязким песчаным дном, поэтому преодоление вплавь этой реки заняло у нас около 2 часов.
Брод через реку Чара:
Ночевка на озере Леприндо:
После преодоления реки Чара мы выдвинулись в одноименный поселок. Недалеко от него находятся знаменитые Чарские пески. Оставив вещи в гостиничном комплексе с горячими источниками, мы отправились в Чарские пески. Однако даже на наших подготовленных автомобилях мы не смогли бы попасть туда. Поэтому после долгих поисков в поселке Старая Чара мы арендовали вездеход у Валерия Ивановича. Предварительно обклеили вездеход бродяжьими наклейками, и Валерий Иванович на нем благополучно доставил нас в самую северную пустыню на земле.
Прибыв на место, мы на берегу озера Аленка обнаружили лагерь трех необычных мужчин, которые прибыли на Чарские пески из Читы для проведения какой-то научной деятельности. Причем их палаточный лагерь был окружен свежими следами медведицы и 2-х медвежат, соседство с которыми их не смущало, хотя они были без оружия. Этих людей наш проводник Валерий Иванович назвал сумасшедшими. )
Видео с Чарских песков:
Вдоволь нафотографировавшись, мы под вечер вернулись на нашу базу. Помылись в бане, искупались в горячем источнике и легли спать, чтобы утром выдвинуться в сторону реки Олекма, через которую существует только железнодорожный мост, а вброд нам ее не перейти.
Рано утром, после завтрака мы выдвинулись в сторону Олекмы, однако доехать до нее нам не удалось около 10 километров, ввиду того, что количество бродов увеличилось, а качество мостов ухудшилось. На одном из мостов мы около часа пытались заменить сгнившие бревна, а мост, я вам скажу, около 20 метров над водой и на 70 процентов гнилой. В итоге, после всех мытарств с восстановлением, мы решили-таки преодолеть этот участок вброд. При форсировании брода у одного из крузаков оторвался шланг гидроусилителя, и ремонтные работы заняли много времени. Темнело, и мы тешили себя надеждой, что сможем дойти до Олекмы, однако ночное форсирование реки Имангра закончилось неудачей. На первом крузаке, который решился преодолеть эту реку, срезало ниппель на колесе, а Серега, который пошел искать брод в гидрокостюме, чуть не уплыл из-за сильного течения.
На пути к Имангре нам встретилась бригада, которая обслуживала ЛЭП на этом участке. Эти люди подсказали нам правильную дорогу до Имангры и правильный фарватер ее прохождения вброд.
В итоге преодоление Имангры решено было осуществить утром, а мы скоротали ночь на остатках разрушенного моста.
Утром, преодолев Имангру, через 10-15 километров мы прибыли к Олекме и встали возле нее лагерем. Чтобы было понятно, что такое Олекма, скажу лишь то, что эта река судоходна и вброд на БАМе ее преодолеть невозможно, поэтому через нее есть только один путь, по ЖД мосту.
Изучая в интернете легенды прохождения этого участка и общаясь со сторожем этого моста, мы поняли, что вряд ли сможем в ближайшие дни преодолеть Олекму, т.к. начальник этого участка всегда оставляет людей, желающих преодолеть этот участок, на пару-тройку дней ночевать под мостом, чтобы впредь думали ехать на БАМ или нет. В итоге группа переговорщиков отправилась на «кукушке» (локомотив и один вагон для перевозки рабочих) непосредственно к начальнику АПЧ Сергею Ивановичу, который оказался отнюдь не грозным человеком, а нормальным мужиком. Сергей Иванович дал нам ценные указания по поводу дальнейшего маршрута до Тынды и помог преодолеть Олекму (детали, как мы и обещали, не раскрываем).
Фастфуд на Олекме:
Преодолев реку Олекму и прибыв в одноименный поселок, мы разместились в единственной на тот момент гостинице, а именно в жд вагоне со всеми удобствами, кроме туалета, воды, белья и в некоторых купе света. Мы были этому несказанно рады, так как все немного подустали от полусидячего спанья в автомобилях.
Разместившись на ночлег в вагоне, мы отправились на прекрасный ужин в Юкталинскую столовую для железнодорожников, в которой ужин на 13 человек с первым, вторым, компотом и пирожками обошелся около 2 тысяч рублей на всех.
Выспавшись в вагоне, мы отправились к финальной точке нашего БАМовского маршрута — Тынде.
Сергей Иванович снабдил нас подробным маршрутом до Тынды и предупредил об опасности преодоления реки Чильча, в которой уровень воды может меняться в зависимости от погоды в Забайкальском крае, откуда эта река берет свое начало.
Преодолев Чильчу и два небольших брода перед ней, мы к вечеру прибыли в Тынду — город, в котором закончился первый этап нашего путешествия БАМ. В Тынде встали на текущий ремонт (замена техжидкостей и других мелочей), переночевали и двинули в сторону Читы. В Чите часть нашей команды (3 человека) улетела по неотложным делам, а вместо них прилетел на охоту/рыбалку еще один Бродяга.
После Читы мы выдвинулись в Улан-Удэ, где встретились с нашим проводником, который сопроводил нас на охоту-рыбалку в сторону Баргузинской долины. Скажу сразу, перед охотой были приобретены все необходимые лицензии на всю дичь и даже на ту дичь, которой в долине нет и в помине. Дорога до долины утомила всех, в том числе и наши авто, ибо на фоне всеобщей усталости лишние 200-300 километров по бездорожью давались с трудом.
Прибыв на место охоты в какую-то глухомань, мы обнаружили, что дичи в этих местах в это время года нет. Лично у меня появились мысли о том, что проводник наш был «из Кузьмичей» (из фильма «Особенности национальной охоты»), который специально завел нас в те места, где «рыбы нет» (на дальний кордон ушла).
Проведя 2 дня в этих местах и не встретив ни одной живой дичи, за исключением 3 убиенных Пашкой рябчиков, приняли решение о смене дислокации для дальнейшей охоты.
Однако по дороге к новому месту, наша 105-ка опять немного сломалась (рулевая тяга) и после ремонта в полевых условиях было решено забросить это бесполезное дело с охотой и выдвинуться в сторону Байкала, на котором провести пару дней.
На Байкале мы провели пару дней, за которые посетили много интересных мест, в том числе музей самоцветов, паромную переправу и т.д.
После Байкала руководство бродяг улетело в Москву, а мы всемером на 5 машинах выдвинулись из Улан-Удэ домой.
В итоге из дома я выехал 11 сентября, а вернулся по БАМу, обогнув вокруг Байкал только 01 октября.
Выводы.
Во время путешествия по БАМу за 1300 километров мы встретили много хороших, добрых и отзывчивых людей, которые старались помочь нам во всем, даже порой в том, о чем мы их не просили. По дороге из Улан-Удэ в сторону дома Володя из Таксимо звонил мне и спрашивал, все ли у нас в порядке. )
Хочу сказать вам всем огромное спасибо!!! Спасибо хочется сказать погоде, которая держала уровень рек на приемлемом для пересечения их вброд уровне, спасибо тем, кто за нами следил, переживал и спасибо всем тем, кого я по забывчивости не упомянул. )))
БАМ от Северобайкальска до Тынды был преодолён за 6 дней, что для межсезонья рекорд, ибо такое количество бродов и полуразрушенных мостов было преодолено, что ни в сказке сказать, ни пером описать. ) Между тем, полуразрушенные деревянные мосты, через которые мы проезжали, через 5-7 лет сгниют окончательно и проехать в тех местах можно будет только зимой, как собственно и сейчас нет никакой возможности проехать из поселка Хани (Якутия) до поселка Юктали (Амурская область), между которыми всего около 100 километров. Проехать можно только на поезде, ибо автомобильная дорога упирается в мост через Олекму, проезд по которому на автомобилях запрещен.
Пока наша власть обеспокоена вопросом толерантности и удобства нахождения геев на Олимпиаде в Сочи, люди на БАМе просто вкалывают, поддерживают железную дорогу в идеальном состоянии и ездят по автодороге вдоль БАМа… По дороге, которой в официальных документах НЕТ! А в случае принятия решения о строительстве второй колеи БАМа (для тех кто не в курсе БАМ одноколейный с множеством разъездов) автомобильный БАМ будет совсем не проезжим, ибо на пути встречалось очень много мест, где строительство второй колеи железной дороги возможно лишь поверх автомобильной.
За 2013 год БАМ пройден дважды зимой и в межсезонье и, если меня кто-нибудь спросит, поеду ли я туда в 3-й раз, я, недолго думая, скажу ДА. )
Небольшой анонс предстоящего фильма о нашей поездке
P.S. Во время написания данного рассказа пришла трагическая весть о гибели при нелепом стечении обстоятельств двух Бродяг «Деда» и Вовки. Это были два добрейших человека, с которыми за эту поездку я очень сильно подружился и память о них останется навсегда в моем сердце и в сердцах тех, кто был с ними знаком. Вечная память. Этот рассказ посвящается им…