|
«Ты никогда не был на море?!
О чем же ты будешь рассказывать на небесах, если ты не видел моря…
Там, на небесах, тебя назовут лохом.
О том, как чудесен рассвет и еле видимый свет тает где-то там в глубине…»
х/ф «Достучаться до небес»
Однажды холодным апрельским вечером я сидел на кухне своего друга Ильи и за мирной беседой потягивал горячий чаек. Разговор, как ручеек, протекал по камушкам тем об автомобилях, людях, последних новостях, старательно огибая валуны тем финансов, цен на бензин и прочей вгоняющей в тоску дребедени. Мозг старался расслабиться от повседневных проблем и явно жалел, что в моей кружке лишь чай, а не чего покрепче. Душа же, словно двигатель мотоцикла после долгого зимнего простоя, жаждала плеснуть в свои цилиндры бензина, поджечь их яркой искрой свечи зажигания и взреветь, выгоняя скопившуюся за зиму скуку… Но аккумулятор сел, бензин выветрился, да и двери гаража давно закрыты и покрылись ржой.
Но вдруг Илья приоткрыл эту дверь одним лишь вопросом: «Не хочешь до Находки сгонять этим летом?». Шестеренки в голове завертелись, грозя пробить и без того поврежденную черепную коробку. Кровь снова запульсировала в венах. Я встрепенулся, поднял голову и с улыбкой ответил: «Погнали!»
План был составлен быстро, едем втроем (я, Илья и его девушка Аня, родители которой проживают в поселке недалеко от Находки). Едем на автомобиле Ильи (годовалый Datsun On-Do, моя старая полуспортивная Тойота не совсем годилась для дальнего вояжа с кучей багажа). Едем в конце июля на три недели. Едем, главное — ЕДЕМ!!!
Пошел обратный отсчет дням перед поездкой, занятый предстоящими хлопотами: подготовить вещи в дорогу, продумать маршрут, освободить время, накопить денег на предстоящую дорогу (хотя бы по тысяч 25-30 на брата, плюс бензин и траты на подготовку авто). У меня на тот момент в кошельке даже тараканы дохли, но коли есть цель — решение найдется.
В один прекрасный вечер я влетел во двор Ильи и с визгом резины остановился, чуть не снеся клумбу. Идея, родившаяся у меня в голове, требовала немедленно ее реализовать. Нам нужен спонсор! Почему бы им не выступить заводу-изготовителю этой машины? Написали письмо в Москву в Datsun: так и так, товарищи, едем в Находку на вашем расчудесном пепелаце, каце на гравицапу не хватает. Снабдили письмо красивыми фотографиями автомобиля, благо, что Аня замечательный фотограф и за предыдущие небольшие вылазки успела сделать много хороших фоток машины. Ждем, надеемся, нервничаем…
Ответ не заставил себя долго ждать — предложение интересно, давайте обсудим. Потом была долгая переписка, составление и обсуждение контракта, условий и т. д. Результат такой — они обклеивают машину рекламой, проводят бесплатное ТО автомобиля и дают нам денег на бензин. Мы едем по маршруту, фотографируем, пишем короткие статьи и снимаем видео, отправляя им все это из каждого города.
Сразу скажу, что сейчас контракт окончен, и эта статья пишется без контроля со стороны Datsun, для собственного удовольствия и, надеюсь, для удовольствия читателей.
Я себе приключения на пятую точку всегда найду. В день перед отъездом специально решил ничего не делать, дабы ничего не натворить. Заперся дома, лег на диван, ловлю дзен. Дернул меня черт подойти к зеркалу. Так… давно это я не стригся, а мне еще на видео-фото всю дорогу красоваться, непорядок! Попросил подругу немного подровнять мне прическу.
— Да я один раз в жизни человека стригла. В институте, в общаге, маникюрными ножницами соседку. Она потом кричала, когда себя в зеркало увидела результат.
— Ну вот, Кать, видишь, опыт есть! Да и ножницы имеются.
В результате недолгих переговоров консенсус был достигнут, и я, умостившись на стуле, отдался в руки неопытного цирюльника. Работа шла с переменным успехом, но результат был неплох, только чуть подровнять лесенку в районе висков осталось. Для этой цели был найден триммер для бороды. Катя наотрез отказалась брать его в руки. Ну ладно, сам все сделаю! Так… надо аккуратно, легонько подровнять. Вжик… Жеванный крот!!! После первого же движения адской жужжалкой у меня в районе виска образовалась нехилая проплешина. Хм, ладно сейчас что-нибудь придумаем. Вжик-вжик. Проплешина увеличилась, и моя голова напоминала шкуру облезлого пса. Кажется, пора заканчивать с самостоятельной стрижкой.
Раздался телефонный звонок. Аня просит помочь закупить продуктов в дорогу. Натягиваю бандану и под непрекращающийся смех Кати покидаю дом. Пока ходили по супермаркету, Аня несколько раз пыталась спросить меня о головном уборе, немного не подходящем к погоде. Как только мы достигли ее дома, я ответил на вопрос, молча сняв бандану. Привычный уже смех смешался с щелканьем фотоаппарата в телефоне. После чего фотки были отправлены Илье. Клянусь, я вполне отчетливо слышал его гогот, хотя он был на работе в другой части города.
Ладно, надо исправлять это безобразие! Берем машинку для стрижки и пытаемся выровнять проплешины. Но почти сразу машинка вырубается, и больше не включается. Теперь линия роста моих волос напоминала побережье Средиземного моря, даже недобритый клок волос чем-то смахивал на очертания Италии. Ну что ж, пора делать то, что надо было сделать сразу — идти в парикмахерскую. Там хотя бы не смеялись в голос, когда я оголил тыкву. Однако уборщица, прыская, ускакала в подсобку, а администратор подозрительно долго кашлял.
— Как будем стричься?
— Хм, остается делать ирокез.
День 1. Иркутск — Улан-Удэ
Утром пошел дождь, небо словно плакало, прощаясь с нами. Я утрамбовал свои вещи в багажник автомобиля. Багажник, кстати, совсем не маленький, но у всего есть свой предел. Вещи на трех человек, инструменты, запасная запаска, фотооборудование, холодильник с едой были разложены по Датсуну, как в игре тетрис. И только если все на своих местах — крышка закроется.
Обычно перед долгой дорогой есть небольшое волнение, ощущение предстоящего приключения. В этот раз эмоций не было, просто сел в машину и поехал, как будто в магазин за хлебушком. Выехали за город, проехали 100 километров до деревни Култук, расположенной на берегу Байкала. Валяясь на заднем сиденье, я развлекал себя съемкой видео на свежую Го-Про. Получалась какая-то откровенная шняга, по типу: «Сейчас мы проезжаем Култук, это место знаменито тем, что здесь родился Сергей Зверев, но он этим не гордится. Впрочем, жители Култука этим фактом тоже не сильно гордятся…», на этом мои познания о Култуке закончились.
По пути заехали в местечко под названием Теплые озера, на границе Иркутской области с Бурятией. Комплекс из трех интересных и красивых озер, между которыми проложена туристическая тропа. Пока ребята осматривали окрестности, я купал Го-про во всех водоемах, пока не сломал ее, она просто зависла и не реагировала ни на что. Помогла жесткая перезагрузка. Недешевое изделие всю дорогу страдало зависаниями и периодически не сохраняло видео. В голове промелькнула мысль, что же ждать от русского Датсуна, если даже «фирмовая» новенькая камера вышла из строя почти сразу?…
До Улан-Удэ добрались ближе к вечеру. Долго не мог сообразить, когда же начнется город, все частный сектор да частный сектор. Навигатор показывал, что мы уже в городе, но городом-то и не пахнет! Разгадка оказалась проста — в столице Бурятии не сильно популярно жить в квартире, почти каждый человек, который может позволить себе собственное жилье, старается построить дом. Немаловажный аспект, что часто это выходит дешевле, чем покупка квартиры. Вот и получается, что многоэтажной застройки в городе сравнительно немного. Зато количество разных памятников зашкаливает: животные и люди, на въезде на мост парочка, на выезде с моста еще пара, на развилке дорог, просто, чтоб место не пустовало.
Все сделано с бурятским колоритом, интересно. В самом городе вроде и чисто, опрятно, но даже в центре, рядом с новыми постройками есть просто пустые гравийные площадки, как будто что-то хотели сделать, но забили на это и пошли позы есть. Сейчас объясню... Позы, они же буузы — национальное блюдо, большие пельмени, которые едят руками, кстати, очень вкусные. Но перед тем как пробовать это блюдо, узнайте, как их правильно есть, чтобы не выглядеть олухом. И не вздумайте тыкать их вилкой, это все равно, что ролы ложкой наворачивать.
Про движение можно сказать — спокойное и размеренное, хотя некоторые водители ведут себя, как будто в поле на коне едут. Но агрессии на дороге почти нет.
День 2. Чита + Обзор Datsun On-Do
Выдвинулись из Улан-Удэ рано утром. Разлепив один глаз, я посмотрел на часы — 05:30. Тяжело вздохнув, залепил глаз обратно. Я ненавидел себя за то, что вчера согласился на ранний подъем. Неимоверно хотелось спать, плюс начал болеть зуб. Заехали на главную площадь города, с совсем не оригинальным названием (думаю, легко догадаетесь каким). Приостановились около дороги, рядом бесцельно шаталась группка молодых ребят. Увидев нас, они начали окружать машину, произнося звуки, вроде «опа- ёпа». Выглядела эта картина, как кадр из фильма про зомби. Илья округлил глаза и быстро ретировался задним ходом подальше. Зомби отвлеклись на что-то другое и пошли дальше. Мы, спустя минуту, осторожно выбрались из машины. Посмотрели на огромную голову Ленина, ну да, здоровая такая башка, поехали дальше, пока зомби не вернулись.
Огромная голова Ленина — символ Улан-Удэ.
Километров 200 за Улан-Удэ шли бесконечные ремонты дороги, местами попадались явно несоответствующие ГОСТу ямы, в которых можно было колесо целиком оставить. Я пытался уснуть на заднем сиденье, однако зубная боль плавно распространилась выше к мозгу. Было такое чувство, что моя голова размерами не меньше, чем у улан-удэнского Ленина. Но вот пришел мой черед садиться за руль. Через пару десятков километров самочувствие улучшилось, да настолько, что даже настроение поднялось, а на лице появилась улыбка. Все-таки только за рулем понимаешь всю прелесть подобного путешествия.
Пришло время рассказать о машине. Первое, что нужно знать будущему владельцу — каждая падла с ехидной улыбкой будет говорить вам: «Это же не японец, а Гранта. Ты Жигули купил, знаешь?» Да, все это знают. Машины почти идентичны. И ничего плохого в этом нет, во всем мире куча подобных машин: Солярис-Рио, Мицубиси ASX- Пежо 4008, Гольф- Ауди А3. Можно уже и привыкнуть.
Датсун — простой автомобиль. По духу он напоминает мне Рено Логан первого поколения. Непримечательный внешне. В определенной мере, это плюс, ГАИшники его не замечают, за все 10 тысяч километров нас ни разу не останавливали. Про дизайн… На вкус и цвет, как говорится, все фломастеры разные. Лично мне не по душе, а Илье нравится. Но в чем мнения сходятся — с филейной частью дизайнеры явно прогадали, особенно с видом в профиль. Черт побери, они вдохновлялись фотографиями Дженнифер Лопес, когда рисовали ее?! Обратной стороной этого безобразия является объем багажника, для машины класса В он просто огромный. В модельном ряду Датсуна есть хетчбек Ми-до, который гармоничнее внешне, но багажник там вместит разве что пару дамских чемоданов.
Интерьер приятней визуально, нежели Грантовский. Нет ощущения тотальной экономии и уныния от черноты. Вблизи понимаешь, что автомобиль все-таки бюджетный, пластик твердый, рычажки срабатывают жестко. Ручник, вообще, один в один, как на Ниве. Но в целом вполне достойно. Места в салоне хватает, для небольшого автомобиля Датсун просторен. За рулем можно найти приемлемое положение человеку любого роста, даже на заднем ряду вполне можно жить. Для городской езды пойдет. Но при дальнем вояже тело затекает через километров 200-300. У водительского сидения всего две регулировки, причем наклон спинки регулируется барашком, просто издевательство, когда хочешь откинуться в кресле и отдохнуть. В остальном претензий нет. Кондиционер дует, как Мойдодыр из рекламы стирального порошка, морозная свежесть!
Магнитола выдает неплохой звук и удобна в управлении, есть у нее интересная фитча: при включении задней передачи автоматически убавляется звук, позволяя в полной мере насладиться воем коробки. К зиме авто готов, подогревы сидений и зеркал, хорошая печка.
Двигатель 1,6 литра позволяет легко держаться в общем потоке, конечно, никаких спортивных замашек от 87 лошадей ждать не приходится. Зато и расход топлива невелик — по трассе в режиме «на все деньги» не больше 7 литров на сотню, в городе максимум 9. Механическая коробка немного шумная. Руль вращается легко, благодаря электроусилителю. Никаких явных изъянов, все просто как оно должно быть. Сложно что-то уловить в нем особенное, просто средство передвижения для людей, не избалованных дорогими иномарками. Не хуже многих конкурентов даже с ценой повыше. С плюсами, доставшимися от Лады, в виде недорогих основных запчастей и возможности ремонта в любом гараже. А преимущество перед Ладой — нормальный сервис, где у тебя нет ощущения Back in USSR (реалии Иркутск Автоваз).
Но есть в Датсуне одна вещь, которая выделяет его среди подобных автомобилей — подвеска. Непробиваемая, как будто с БТРа. На этой машине практически не тормозишь на лежачих полицейских, кочках и прочих радостях наших дорог. Это делает Датсун самым быстрым автомобилем на дороге, по разбитой трассе нас обгонял только Ленд Круйзер. Дорожный просвет тоже приличный — 174 мм с загрузкой, бампера расположены высоко, этакий маленький джип. Конечно, это сказывается на управляемости, но не так уж критично. Машина ощущается достаточно крепкой и сбитой.
Так что в целом поставлю машине плюс. Если внешне не устраивает Гранта, Датсун — хорошая альтернатива, хоть и подороже немного. Взял бы себе? Скажем, для работы — рассмотрел бы. Но это был бы брак по расчету. А для меня машина — нечто большее, чем средство передвижения. Вы оборачиваетесь на свой автомобиль, когда идете от него до дома? Если да — то вы поймете меня. Любить можно и Датсун, и он заслуживает этого, но мое сердце он не тронул.
И вот Чита. Среди остальных зауральских городов выделяется своей простотой. Небольшой город без изысков, но просторный и светлый. Интуитивно понятные дороги, развязки. Сложно заплутать или случайно совершить опасный маневр. Что не понравилось — куча камер. Хотя, может, поэтому и движение там спокойное и вальяжное, как сытый кот.
Случайно воспользовались услугой ГИББД — фото вашего авто за 500 рублей.
По приезде мы разделились. Ребята направились в парк развлечений, а я к стоматологу. И, если честно, шел я туда с не меньшей радостью, чем ребята отрываться. Зуб ныл так, что даже обезболивающие не справлялись, хотелось положить конец этому безобразию. В последний раз я посещал зубных дел мастеров лет 8 назад, и это была муниципальная стоматология. Зайдя в двери частной клиники, я очень удивился, что на меня не наорали сразу при входе, как это обычно бывает в бесплатной медицине. А даже вежливо попросили надеть бахилы и заполнить бумажки. Проводили до кабинета, где меня ждала очень приятная девушка врач. Как в хорошем автосервисе, сделали диагностику бесплатно, сказали, что менять надо, предложили запчасти на выбор: оригинал подороже или аналог подешевле. Вкололи какое-то ядреное обезболивающее, после чего процесс ремонта мне даже понравился. Напоследок мой зуб сфотографировали специальной камерой и показали на мониторе. Выглядел прямо как небитый, некрашеный и почти беспробежный. Расставаясь с суммой денег, хватившей бы 1000 км в бензиновом эквиваленте, я понял, почему люди так боятся стоматологов.
Подъехавшие ребята наперебой рассказывали о музее танков, колесе обозрения и аттракционах. Я же, с немного кривым от обезболивающего лицом, описывал процесс ремонта зуба. По моему виду можно было подумать, что лечили мне его перфоратором и отбойным молотком. В общем, каждый получил свои впечатления.
После заехали в интернет-кафе, отправить фотографии. С порога я потребовал предоставить мне ведро самого лучшего вай-фая. На меня посмотрели как на дебила и сказали: «Полтинник давай и дуй за компьютер номер 5». Я с интересом прошелся по залу, лет 10 не был в подобных местах и честно думал, что они уже вымерли. Но нет: молодёжь сидит в соцсетях, детишки рубятся в контру (хоть что-то с годами не меняется), а взрослые мужики играют в танки. Может, им дома жены запрещают играть…
Наконец все необходимые дела сделаны, можно и отдохнуть. Впереди ждет мой любимый и самый длинный участок догори — трасса «Амур».
3-4 день пути. Чита — Благовещенск
Утро выдалось великолепным, что может быть приятней, чем выспаться? Сразу от Читы начинается одна из моих любимых дорог. Трасса «Амур», как маленькая асфальтовая артерия на теле огромной страны, соединяет Читу и Хабаровск. Еще в 90-х эта дорога была разве что на бумаге. Она представляла из себя разбитую гравийку, бездорожье, местами была необходимость штурмовать броды. Сейчас сложно представить, с чем приходилось сталкиваться отчаянным «перегонщикам» тех времен. Покупая в Приморье японские автомобили, они отправлялись в далекий путь до дома. Приморские бандиты могли отобрать все деньги, а если начнешь «права качать», был риск остаться и без автомобиля. Коррумпированные гаишники порой были ещё хуже бандитов. Да и сама трасса была неласкова к водителям, недоглядел и остался на ней навечно. К счастью, эти времена уже стали историей. Бандитов не видно, да и гаишники приступили к выполнению своих основных обязанностей.
Трасса хорошего качества и вся покрыта асфальтом. Сам Владимир Владимирович опробовал её на желтой «Калине». Местами можно притопить гашетку и дать движку гари. Больше двух тысяч километров нормального асфальта, почти никакого движения и ни одного патруля ДПС! Мечта! Но не стоит расслабляться, дорога проложена по сложной местности. На некоторых участках дороги почва «гуляет» и тянет за собой асфальт. Подобные участки отмечены знаками «неровная дорога» или по-простому «сиськи». И на них обязательно стоит обращать внимание, даже если с женой едешь. Отдельные из них достигают третьего-четвертого размера. Вообще, на этой трассе всегда стоит быть собранным, сюрпризы могут появиться неожиданно.
Подъезжаем к одному из населенных пунктов, заходим в крутой поворот. Внезапно нам навстречу на бешенной скорости, в управляемом заносе, вылетает ко… погоди-погоди …рова. КОРОВА, КАРЛ, КОРОВА! Едва удалось избежать лобового столкновения с пятисоткилограммовой тушей. В зеркало заднего вида я наблюдал, как она продолжила набирать скорость, уходя в закат. Что это было, мы так и не поняли…
Вспомнилась старая история про двух перегонщиков, один из которых бывший военный летчик. Едут они по трассе на свеженькой иномарке с Владивостока. Летчик за рулем. Входят они в слепой поворот на скорости и видят перед собой на дороге кучу гравия. Напарник орет: «Тормози!!!», а водитель газ в пол надавил и руль на себя тянет… Согласно легенде, отделались малой кровью, лишь повредив передний бампер. Не знаю, насколько правдива история, но подобная ситуация там вполне реальна.
Бензин в этих краях очень дорогой. Средняя цена за литр 92 составляет 40 рублей. Особенно поразили некоторые заправки — огромные ржавые бочки с такими же ржавыми колонками, к этому великолепию старательно приделана старая фанера с криво написанным ценником «92 — 42 р». Спасибо, лучше я буду толкать машину до Находки, чем лить это зелье в бак.
Вечерело, остановились в придорожном кафе, выглядевшем вполне прилично. Рядом припарковано много машин, но индикаторов хорошего общепита — фур дальнобойщиков не было. Плохому знаку внимания не придали. После заказа еды за вполне обычный ужин мне огласили счет, превышающий средние расценки больше, чем в два раза. Ладно бы на этом все, обычных размеров порцию принесли в тарелочке барби-сайз. При попытке разделки котлеты, лежащие рядом макароны, просто выпадали на стол. Чувствовал себя жмотом, персонажем знаменитого сериала про бедную черную семью. «Да тут же макарошек на столе на 47 рублей валяется!» От досады сделал очень «взрослый и обдуманный» поступок — прихватил с собой вилку со стола.
На ночевку решили остановиться в городке Магдагачи. Свернули с трассы на гравийку, повинуясь всезнающему навигатору. Через километр-другой дорога стала хуже, потом еще хуже. Ну ладно, клиренс у Датсуна позволяет не бояться подобных дорог, едем дальше. В конце концов мы влетели в нехилую лужу, вода захлестнула почти до середины лобового стекла. Из-под капота повалил пар. Отдать швартовы! На суше проверили машину, все в порядке, ничего не залило, воздушный фильтр сухой. Развернулись прочь из гиблого места. Нормальный въезд в город, как обычно, располагался чуть дальше.
Нашли вполне сносную гостиницу, расположенную в большом старом здании, отданном под офисы. Для нас нашелся свободный номер на верхнем этаже здания, единственный на весь коридор, не ставший рабочим местом какой-нибудь фирмы. Атмосфера старого советского прошлого, скрипучие полы, выкрашенные краской стены. Абсолютная тишина вокруг, такое чувство, что во всем здании никого нет, кроме нас и пожилой вахтерши-регистраторши.
— Да у нас тут тихо и спокойно, случаев давно не было, — сказала старушка, хитро улыбнувшись.
— Каких таких случаев? — сглотнув, уточнил я.
— Разных… — медленно проговорила она.
Спокойствия мне этот диалог не прибавил и я, оглядываясь, пошел заселяться в номер. Который, кстати, был не так уж плох, правда, всего двухместный. Ребята разместились на кроватях, а мне пришлось спать на полу около входа. Ночью проснулся от скрежещущих звуков, доносившихся от входной двери. Сон моментально пропал. Прислушиваюсь… Кто-то пытается взломать дверь! Нашариваю какое-нибудь оружие, под руку попадается честно спертая из кафешки вилка. Чувствую, как по телу проносится волна адреналина, все мысли уходят, работают только инстинкты. Дверь открывается... Одним прыжком я подскакиваю со своего места в направлении к темному силуэту, показавшемуся в дверном проеме. Заваливаю силуэт на пол, фиксирую его коленом и прижимаю вилку к сонной артерии на шее.
— Андрей, ты чего? — проговорил силуэт голосом Ильи.
Лучик света из окна озарил полную картину происходящего. Подо мной лежит испуганный Илья, волосы дыбом, очки съехали на бок, голос подрагивает.
— Ничего, — смутившись, произнес я, помогая другу подняться. — А ты как здесь оказался?
— В туалет выходил.
— А чего это с замком так долго ковырялся?
— Старый он, заедает, — пробормотал Илья и пошел по направлению к выходу.
— Ты куда?
— В туалет!
— Ты только оттуда пришел.
— Мне что-то опять захотелось…
Утро прогнало все тревоги, и ничего не напоминало о ночных беспокойствах. Только Илья на меня иногда странно поглядывал.
Количество живности на трассе зашкаливает, фото сделано на скорости около 100 км/ч.
Решили свернули с федеральной трассы к новенькому космодрому Восточный и городу Циолковский, интересно же поглядеть на новый, современный город. Посмотрели новый, современный трехметровый забор… Пока любовались, заморосил легкий дождик. Решили проехать до Благовещенска коротким путем, ибо навигатор настойчиво требовал ехать именно так. Поехали по узенькой дорожке, среднего качества. Через километров 30 дождик превратился в ливень, да такой, что дворники не справлялись. Машину просто смывало, ощущение будто едешь по руслу реки.
Но на этом испытания не закончились. Разъезжаясь со встречкой, проехали немного по луже. Раздалось бум-бум, пробили 2 колеса и загнули диск… Но мы были готовы к таким обстоятельствам, взяли 2 запасных колеса. Пока налаживали машину, дождь кончился, и выглянуло солнце. Но недолго мы радовались этому обстоятельству. В Сибири такая погода — просто кайф. После дождя ощущение свежести, радости. В этих краях же ощущение, как будто кто-то в бане водичкой на камушки полил. Духота, как в теплице, плюс высокая влажность. Из кондиционированной прохлады машины не хочется выбираться.
По приезде в город, мы первым делом поехали искать шиномонтаж. Нигде не брались выправить диск. В одном месте мужичок потрепанно-лихого вида посмотрел на диск и убежал с фразой: «Щааа, все будет!» и через некоторое время вернулся с нехилой такой кувалдой и возгласом: «Ты его держи, а я ща е…у!!!». Я с ужасом выбежал из шиномонтажки в обнимку с колесом, запрыгнул в машину с воплями: «Гони, Илюха, Тор разбушевался!».
Наконец, удалось найти нормальных ребят с необходимым оборудованием. Благо, повреждения колес оказались не сильными, всё успешно отремонтировали, даже не пришлось покупать новую резину и диски. С гостиницей тоже повезло. Она находилась на набережной, а из окон был прекрасный вид на Амур и разноцветные огни китайского города Хэйхэ. Кто не знает, Благовещенск — не совсем обычный город, он расположен на самой границе с Китаем. От ближайшего зарубежного города вас отделяет меньше 500 метров реки Амур, причем свежие высотки видны как на ладони. Многие приезжие веселят местных жителей вопросом: «Как проехать в центр?», показывая на Китай. Весь вечер мы гуляли по городу. В одном из кафе на набережной, съели зеленые бургеры с синим лимонадом (как ни странно, все было свежее). Вообще, город приятно поразил, чистый, красивый. На центральных улицах подсветка, развлекательные автоматы, автоматизированный прокат велосипедов. И главное — ничего не сломано, не исписано и не загажено. Культура, которую не ожидаешь увидеть в глубинке. Много молодежи, красивых девушек. Маленький город очаровал меня и прочно занял место где-то в глубине души. Сюда я ещё вернусь... Но сейчас пора в путь!
Слева Китай, справа Россия, Благовещенск.
Из-за высокой влажности в городе полно комаров и прочей летучей бяки.
Автоматический прокат велосипедов.
5 день. Хабаровск
Выбрались на ставшую родной федеральную трассу. Ребята уснули, и я как будто остался с автомобилем один на один. Все-таки достаточно приятная и дружелюбная машина, если не требовать от нее большего. Включил музыку потяжелее и растворился в дороге. До Биробиджана долетели незаметно.
Бывает так, что одна мелочь может испортить впечатление о всём городе… На въезде заскочили на заправку, наполнили бак. Только собрались отъезжать с колонки, а машина не заводится… Поворачиваю ключ — никакой реакции, только мигает значок иммобилайзера. Стою, как дурак, возле целой машины и не понимаю, что произошло… Сзади раздался вопль раздраженной женщины: «Понаехали тут! Номера не местные! Заправился — проваливай!» Попытки объяснить ситуацию закончились полным провалом, женщина перешла в крайнюю степень ярости. Спасибо парням, стоявшим рядом, они помогли толкнуть авто к обочине. В итоге нам пришлось какое-то время повозиться с центральным замком и брелоком. В итоге, машина завелась, как ни в чем не бывало. Забегая вперед, скажу, что проблема пару раз повторялась впоследствии. Решили на обратном пути заехать в «Датсун-центр» в Хабаровске. Больше никаких неисправностей за пройденный путь пока не возникало. Так и проехали Биробиджан без остановок, в этом городе нам оказались не рады.
Хабаровск. Я слышал очень много положительных отзывов об этом городе от людей, которые там побывали. Сам бывал только проездом и хотел убедиться в этом сам. Поэтому мы изначально спланировали поездку таким образом, чтобы провести в этом городе денек и увидеть всё своими глазами.
Когда мы приехали, в городе уже стояла ночь. Всё вокруг сияло огнями и рекламными вывесками. Пробраться в нашу недорогую гостиницу, расположенную где-то в неблагоприятном районе города, труда не составило. Дороги широкие, развязки логичные, просто рай в сравнении с Иркутском. Хотя по сравнению с логикой иркутских развязок — все рай, кто ездил — поймет. На следующий день мы оставили авто на парковке и отправились гулять.
Стоим на остановке, ждем автобус до центра. Подъезжает старенький Ниссан, из него вываливаются пара нетрезвых покемонов, лет по 40, уползают в неизвестном направлении. Ок, не наше дело, может, тут так принято. Один возвращается назад, пытается пробраться в закрытую машину, неожиданно для себя терпит неудачу. Сокрушенно опирается на машину и обводит мутным взглядом остановку. Фокусируется на нас, ближе всех находящихся. И, как в классике жанра, начинает дискуссию о том, что мы в чем-то неправы. Подоспевший товарищ присоединяется к нему: «А ты с кем по жизни двигаешься?» Этот вопрос мне не задавали больше 10 лет. Нахлынули воспоминания… Сразу вспомнилось детство в Ангарске, драки, побеги от разъяренной толпы гопников из соседнего двора и догонялки этой же толпы, когда подоспели мне на помощь парни с моего двора… Стандартный ответ про цель данного интереса и причину излишней дерзости сам вырвался откуда-то из недр прошлого, а рука в кармане покрепче обхватила зажигалку. «Флешбэк, блин», грустно пролетела в голове мысль. Подошедший автобус избавил нас от продолжения банкета.
Город понравился больше представителей местного пролетариата. Два широких проспекта тянутся через весь город до самой набережной. Многочисленные цветы, деревья, парки создают в городе атмосферу простора и уюта. По этому городу можно гулять неделю и всегда находить что-то новое. После долгих дней поездки такая пешая прогулка сваливала нас с ног, и мы зашли в бар, выпили по кружечке. Все разговоры были о предстоящем дне. Впереди последний, но один из самых долгих дней пути. Прекрасные пляжи Находки уже ждали нас…
Просто посреди улицы стоит книжный шкаф.
6 день. Хабаровск — Находка
Оставалось меньше тысячи километров до крайней точки нашего путешествия — Находки. С Хабаровска выехали рано утром и устремились на юго-восток. Первым городом нашего пути был Уссурийск. Бывают города, в которых хочется остаться жить, бывают, из которых хочется поскорее уносить ноги. Усурийск же не оставил никаких чувств, просто один из сотен таких же обычных городов.
К Владивостоку идет хорошая трасса, единственная от Байкала до конца России с ограничением скорости в 110 км/ч. Проходит час, и вот перед нами город, который большинство населения России считает недосягаемой точкой, синонимом слова далеко. Владивосток! И этот город удивляет. Расположенный на сопках вдоль океана город-порт понравился мне давно, и было приятно вновь побывать в нем.
Хорошие дороги, приятная архитектура, чистые, красиво оформленные улицы (это все про центральные районы), в большинстве своем приятное и доброжелательное население. Чувство, что находишься не на окраине России, а в Европе. Владивосток даст фору многим городам перед Уралом. Вполне заслуженная победа на конкурсе города на купюру в 2000 рублей!
Запомнилась прогулка по набережной в центре. После дождя вышло солнце, заиграв на океанских волнах. Грозные военные корабли соседствуют со старинным фрегатом. Суетятся в делах бравые улыбающиеся моряки в белой форме, не забывая при этом флиртовать с весьма приятного вида девушками, прогуливающимися мимо. О Владивостоке остались воспоминания морского бриза, свежести и ощущение праздника вокруг.
До любого населенного пункта, как правило, ведет две дороги — основная и короткая. По опыту, если вы едете не на танке, выбирайте основную. Итак... Ночь, убитая дорога, полная ям, в отдельные из них может провалиться и быть там погребена «Ока». Остается каких-то 50 км до Находки. В очередной раз нас ослепляет встречный автомобиль, не успевший переключиться на ближний свет. Раздаются два режущих душу удара колесами о рельеф асфальта. Приехали…
Привычная уже картина двух пробитых колес вызывает истеричный смех. Быстро меняем павших в борьбе с русскими дорогами героев и напряженно движемся дальше. Пугает каждая кочка на асфальте, еще бы, запасных колес-то больше нет. Предлагаю Илье сменить его за рулем. Отказывается, хотя устал он до ужаса. Знаю это ощущение, когда ты поставил себе цель доехать и доедешь в любом случае, своеобразный азарт. Спустя час на горизонте маячат огни приближающегося города. Вот теперь приехали!
7 день. Находка
На следующее утро мы, стоя на одной из Находских смотровых площадок, лицезрели раскинувшийся под нами город и море, заставленное многочисленными кораблями. Будь с нами Иван Грозный, он бы смачно произнес: «Лепота!». Японское море — цель нашего пути, уходило далеко в горизонт. А где-то за ним скрывалась Япония, всегда казавшаяся такой далекой. Теперь она была ближе чем когда-либо. Начав свой путь, останавливаться уже не хочется, и точка, казавшаяся крайней, становится просто перевалочным пунктом. Но не в этот раз, чертовы деньги и границы встали у нас на пути. Напоследок я погрозил пальцем куда-то на Восток, мол, не расслабляйтесь там, я еще вернусь.
Базировались мы у Аниных родителей в поселке Владимиро-Александровское, в получасе езды от города. Находка же оказалась милым морским городком. Наш проводник — славный парень Костя, как заправский гид показывал красоты города, сопровождая все кучей исторических справок и комментариев. Правда, сейчас я понимаю, что единственное, оставшееся в памяти из рассказа, это история, как Косте выбили несколько зубов в районе Южный…
Вообще, у меня и Ильи цель приезда в Находку была пожить дикарями на пляже в палатке, полностью погрузиться в атмосферу, Аня же хотела побыть с родителями. Наконец мы закончили все экскурсии и прочие хлопоты. К самой ночи, уже в темноте прибыли на выбранный пляж. Пока ставили палатку при свете фар, заморосил дождь. Нас, опытных байкальских дикарей, это не смутило. Мы взяли старину Джека Дениелса, выданные Аниной мамой роскошные шезлонги и большой зонт (до этого всегда обходились самодельными лавками и тентом) и пошли к самой воде. Ночь, дождь, море, огни города на горизонте, виски… вот теперь точно-точно приехали.
9-16 день. Рассказ в рассказе или дневник морских бичей
День 1
Проснулись в палатке, сыро. Спина болит, кажется, вчера в темноте поставили палатку на бугре, позвоночник Ильи, выгнутый в знак вопроса, подтверждает догадку. Надо бы развести костер, но за дровами идти лень. Решили сначала позавтракать, чтобы набраться сил. Нашли в припасах колбасу и хлеб, сожрали. Илья как авторитетный врач, заявил, что в сухомятку жрать вредно. Запили вчерашним Джек Дениелсом. Стало легче, и правда, врач плохого не посоветует.
Пошли гулять вдоль моря, нашли магазин с пивом, очень обрадовались. По дороге обратно поймали краба. Хотели съесть, но проходившие мимо соседи нам сказали, что он совсем мелкий. Офигели, что у нас есть соседи и выпустили краба подрастать.
Пришел мужик и сказал, что пляж платный. Позвонили Косте, он подтвердил, что такое бывает. Чувствовал себя Данилой Багровым, попавшим в Америку… А вот у нас на Байкале пляжи бесплатные. Прозвали мужика халдеем, дали денег и до конца дня обсуждали чертов капитализм.
День 2
Утром был прилив и на берег вынесло кучу морских гадов. Вот это сервис! Завтрак сам на берег выпрыгивает! Собрали их и пошли за дровами. На Байкале дрова добываются с помощью простого троса, который закидывается на сухую ветку дерева. Потом происходит отделение сухой ветки, иногда на тросе висит до четырех человек. В Приморье все гораздо проще, нашли недостроенный дом и набрали ненужных досок из мусора. Вот это сервис!
Пожарили морских гадов на костре и сожрали с Дошираком. Гады пахли, как паленые жуки, но если закрыть нос и есть — неплохо. С Дошираком аналогично.
Искупались в море, вода теплая, даже ноги не сводит. Соленая, правда, но жить можно. Правда, мыться будет неудобно, надо искать источник пресной воды.
Пришел халдей за деньгами, предложил купить пиво и крабов. Согласились и с нетерпением стали ждать вечера.
К двум часам ночи халдей так и не вернулся, прокляли его и легли спать.
День 3
Утром был мексиканский завтрак, смешали Доширак с фасолью. Илья развалился в шезлонге и радовался жизни, периодически восклицая: «Как же клево, мне не надо ничего делать!» Я решил составить ему компанию, уселся в шезлонг и начал наблюдать за движениями кораблей на горизонте, зрелище такое же увлекательное, как отращивание бороды.
На пляже периодически появлялись люди, некоторые с собаками. Заметили, что ни разу не видели в Находке собаку размерами больше кошки. Подумали над причиной данного прискорбного факта… решили, что в Находке просто собаки не вырастают. Как их ни корми, но хоть тресни — не растут!
Узнали способ по сбору морских гадов. Надо ходить по мелководью и нашаривать их в песке. Вышло солнце, решили заодно подзагореть. Спустя час у нас была еда, а мы стали красными, как помидоры. Что-то явно не так со здешним солнцем.
Приходил халдей, извинялся за то, что вчера не принес обещанное. Обещал, что принесет вечером.
В два часа ночи снова предали халдея анафеме и легли спать.
День 4
Заварили Доширак с найденными овощами, получилось вегетарианское блюдо. Вылили эту бурду и сожрали банку тушенки. Сходили в магазин за пивом.
На пляж приехало много людей. Мужик с огромной седой бородой и пузом бродил по воде, размахивая руками. Мы решили, что это Посейдон.
Толстая и громкая женщина, размерами превосходящая автомобиль Газель, носилась по берегу, раздавая команды людям, имевшим несчастье оказаться ее родственниками.
Спустя некоторое время женщина возгласила, что сейчас нагреет это холодное море и понеслась в сторону воды. Посейдон, увидев приближающуюся к нему русалку, встал в позу Гендальфа из Властелина Колец, бормоча что-то вроде «Ты не пройдешь!». Женщина не заметила старого мага, снеся его в сторону, и принялась плюхаться в воде. Приливная волна, образовавшаяся после ее погружения, вынесла тело несчастного Посейдона и кучу морских гадов, корабли на горизонте колыхнулись. Так вот она какая, Владычица Морская!
Приехал Костя, привез крабов и приморской крабовой же водки. Крабы по вкусу напомнили крабовые палочки. Необычная водка тоже. Первый тост был за новую Морскую богиню. Второй за Посейдона, не чокаясь. Потом выпили за то, чтоб у халдея было несварение.
День 5
Утром ели Доширак с крабами. Подумали, что надо приготовить что-нить изысканное на обед. Решили запечь картошку. Взяли старый таз, положили в него картошку, засыпали песком и поставили на костер в мангале.
Пришел халдей, увидел, что мы готовим в тазу песок, не стал брать денег.
Приехала новая компания. Молодые ребята с тюремными татуировками в сопровождении видавших виды девиц. Прозвали их лагерь Новоленино, в честь неблагополучного района Иркутска. Под аккомпанемент шансона они разложились и подошли к нам. Оглядели и как-то очень осторожно спросили топор. Дали.
Посмотрели с Ильей друг на друга. Видок у обоих, как с тюрьмы сбежали. Решили помыться. Нашли пресной воды, нагрели на костре и по очереди с ковшиком уходили умываться за палатку. Пока Илья умывался, мимо пробежала невесть откуда взявшаяся маленькая девочка, на пару секунд уставилась на него и убежала с возгласами, что хочет такой же хвост, как у дяди.
Вечером на мой телефон поступил звонок от провайдера связи с предложением подключить интернет и телевиденье домой. Я очень обрадовался и предложил им провести это все к нам в палатку. Менеджер заржал и сказал, что спросит у вышестоящего начальства о такой возможности.
Новоленино шумело до поздней ночи, мешало спать. Выждали момент и совершили диверсию: подкинули к их лагерю с наветренной стороны протухшие остатки крабов.
День 6
Сегодня решили, что хватит с нас деликатесов и съели Доширак без всего. С Новоленино доносились возгласы, что всю ночь чем-то воняло. После чего они собрались и съехали. Excellent!
Илья с блаженным видом заполз в шезлонг. Перспектива весь день ничего не делать меня совсем не радовала. Решил отправиться в поход, дошел до пивного магазина и смирился со своей судьбой.
Пришел халдей, взял денег за два дня. Решили ему тоже что-нибудь подкинуть и завтра съехать. Вечером приехали Костя и Аня с младшим братом. Привезли шашлык. Последний вечер на море провели за разговорами о высоком и набиванием желудка едой.
День 7
От Доширака с шашлыком ребята отказались, странные люди. Сожрали все на пару с Ильей. Начали собирать вещи, устали. Решили было, что останемся еще на день. Аня взбодрила нас волшебными пенделями.
Завели машину, заиграла Ария — Крещенье огнем. Я посмотрел на свою обгорелую морду лица, с которой уже начала слезать кожа. Символично.
Последний раз взглянули на наш пляж и море. Проехали мимо халдея, озадаченно бегавшего вокруг своей будочки. Полночи натирания ее стен тухлыми крабами не прошли даром.
Пора было возвращаться в реальность.
17-19 день. Все еще Находка
По возвращении в цивилизацию запланировали пару дел: съездить в Приморский сафари парк и починить колеса на машине.
Начали с приятного. Парк располагается недалеко от Владивостока. Я ожидал, что нас посадят в джип и повезут через поля и горы, а вокруг будут ходить какие-нибудь приморские мамонты. Однако все проходит совсем не так, как мы привыкли видеть в кино, по типу «Парк Юрского периода». Ты ходишь своими двумя по открытым тропинкам или по дорожке, огороженной своеобразной клеткой и любуешься на косуль, тигров, енотов, лис и прочую прекрасную живность. На самом деле, очень интересно и просто клево.
По возвращении произвели инспекцию резины. Из 4 штатных низкопрофильных колес целых осталось 0. На всех были либо сквозные дыры, либо грыжи. Один из литых дисков сильно помят.
Проехались до шиномонтажа, специалист долго крутил диск, сетовал на сильную восьмерку. Предложил выправить за три тысячи рублей, но без гарантий, что он не лопнет во время ремонта. Задумались… Стоит ли править, если проще новый диск купить? Он отечественного производства, красная цена ему те же 3 тысячи. На том и порешили. Илья созвонился с Датсун-центром в Хабаровске. Там сказали, что диски в наличии есть, менеджер свяжется с нами позже и проконсультирует.
С шинами поступили кардинально — выкинули и купили б/у японскую резину, благо ее здесь немерено. Нашли отличный комплект 15 радиуса всего за 6,5 тысяч. Ободренные, обули три новых колеса и запаску. Что делать с кривым литьем не представляли. В багажнике места нет, в салоне тоже, да и не хочется через пол-России его тащить, а выкинуть как-то жалко. Ребята из шиномонтажа подсказали сдать его на металлолом, расположенный буквально за углом. Отличная идея, прискакали с диском в пункт приема. Сдали колесико аж за 217 рублей! Поржали, купили кваса и мороженного, поехали на базу в поселок.
По пути раздался телефонный звонок, на том конце был менеджер с Датсун-центра. Илья взял трубку, я слышал только его фразы:
— Да, здравствуйте.
— Да, необходимо штатное литье 15 дюймов на Он-До.
— Отлично. Нужно только одно.
— Хорошо, а цена какая?
В этот момент глаза Ильи округлились, и он начал разворачивать автомобиль прямо посреди трассы. Стоимость диска оказалась 7,5 тысяч за одно колесо! Это никак не вписывалось в наш бюджет. Погнали назад в пункт металлолома. Уткнулись в закрытые ворота. Начали долбиться в них, на шум вылез удивленный сторож, ткнул пальцем расписание работы и сказал вернуться завтра утром, когда начальство вернется. В поселок возвращались молча, с понимаем, что мы променяли диск за семь кусков на мороженое!
На следующее утро приехали в пункт приема, выловили начальника и объяснили ситуацию. Он вошел в положение, но объяснил, что помочь ничем не может, потому что вчера вечером весь металлолом отвезли на переплавку. В этот момент я понял смысл фразы «победители по жизни». Мы уже уныло брели назад, когда нас окликнули.
— Вы телефон оставьте, может, найдут ребята диск, позвоню.
Вернулись в поселок ожидать звонка. Илья нервничал и, как тигр, метался по квартире. Я тоже поддался волнению и уснул. После обеда нам позвонили с радостной вестью — забирайте потерю, нашли! Пулей долетели до города. Нам выдают наш грязный, мятый, но такой дорогой диск. Вручили большую бутыль свежего разливного в благодарность парням с пункта сбора за то, что перевернули полтонны железяк, отыскивая нашу беду. Вообще, в Находке нам встретилось очень много хороших людей, которые нам помогали, советовали, просто дружелюбно к нам относились. Поэтому и город сейчас вспоминается с теплотой.
Тут же полетели править колесо к другому мастеру, которого посоветовали ребята, продавшие нам резину. За две тысячи ровный диск с новой резиной красовался на автомобиле. Отъезжаем от мастера и понимаем, что он в суматохе забыл взять с нас за работу. Разворачиваемся. Было приятно видеть немного удивленное и улыбающееся лицо мастера, когда Илья отдавал ему деньги, о которых он сам бы вспомнил только вечером.
19-23 день. Находка — Иркутск
Отправились в обратный путь очень рано. В планах было посетить остров Русский во Владивостоке. Уж очень хотелось увидеть легендарный «Русский» мост. Сложно описать ощущения, когда впервые едешь по этой громадине. Дух захватывает! Пока ехали по Владивостоку, начались проблемы с машиной, загорелся Чек. Уже на острове педаль газа внезапно перестала реагировать. Двигатель сам удерживал обороты на 2 тысячах. Пришлось остановиться и заглушить двигатель. Попытка завести машину подкинула проблему с иммобилайзером, ключ перестал реагировать, час пытались завести машину, облазили и проверили все разъемы. Позвонили в официальный сервис-центр в Хабаровске, инженер честно пытался нам помочь. Но это все равно, что операцию на сердце по телефону делать. Нужно подключать компьютер, смотреть ошибки. К сожалению, в поле около дороги ничего подобного не нашлось.
Кое-как нам удалось завести машину. Покинули Владивосток, проехали километров 100. Все это время я ехал и ненавидел этот автомобиль, чек энжен горел, обороты машина набирала плохо. При подъеме в очередную горку педаль газа снова потеряла связь с двигателем. Останавливаемся, глушим мотор. Попытка завести — ноль реакции. Или заводится и тут же глохнет. Снова танцы с бубном, возгласы «будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса» и прочее. Мы стоим на трассе, в 3500 км от дома, ближайший сервис в 640 км в Хабаровске. Машина просто труп. Черт побери, не так мы планировали закончить путешествие. Подкрадывалось отчаяние…
Спустя час я успокоился и прибегнул к проверенному годами методу. Думаю, многие скажут, что это просто бред, но меня этот способ выручал не раз. Когда ребята отошли, я просто начал говорить с машиной, как с человеком. Успокоил ее, погладил, объяснил, что надо доехать. Пробую заводить. Первый раз — не реагирует. «Давай, маленькая!». Второй — редкие чихи. «Пожалуйста!» Третий — пуск двигателя, машина ровно заработала. Пробую тронуться: все в порядке, обороты набирает, на газ реагирует. Можно ехать дальше!
В юности я ездил на старом мотоцикле Ява, который ломался всегда и везде, такой вот капризный экземпляр мне попался. Довольно часто, под усмешки друзей, я оживлял свою технику разговором. Не знаю, как объяснить это с научной точки зрения, да и какая разница, работает — не лезь.
До Хабаровска ехали почти без остановок, аккуратно работая педалью газа и не нагружая двигатель. После этого случая я как-то проникся к машине, и она как-будто ответила взаимностью. Заехали на первую приличную заправку, залили до полного — погас индикатор неисправности двигателя. Кажется, что-то начало проясняться. Приехали в гостиницу к 3 ночи, упали без сил.
Утром поехали в сервисный центр Датсун, нас там уже ждали, чтобы разобраться со вчерашними проблемами. В сервисе все дотошно проверяли, сканировали, смотрели, в итоге вердикт мастеров был однозначным — «некачественное топливо». К слову, заправлялись только на АЗС «Альянс», распространенных и вполне презентабельно выглядевших. Двигатель, наглотавшись «ослиной мочи», начинал работать с перебоями, и умная электроника переводила работу двигателя в аварийный режим, либо вообще глушила. Конечно, это стоило нам нервов и времени, но все же это лучше, чем кончить двигатель. Так что к Датсуну претензий нет, наоборот, спасибо, что хоть как-то нас довез на этой бодяге.
Да уж, Россия-матушка не любит, когда по её земле колесами скребут. Пытается угробить любую машину, если не снаружи — дорогами своими, так изнутри — горючим ядовитым.
Проблему с иммобилайзером точно диагностировать не удалось. Мастера с подобным ранее не сталкивались. Предложили несколько вариантов, но все они потребовали бы долгосрочного вмешательства. Но видать что-то они всё-таки сделали, проблема не повторялась до сих пор.
Вообще, ребята в сервисе Хабаровска молодцы. Не оставили нас на дороге, в полном объеме проконсультировали по всем вопросам. В салоне с должным профессионализмом осмотрели авто, при этом относились как-то по-человечески, а не просто машинально исполняли свою работу. Огромное им спасибо!
До Белогорска донеслись ветром. Город подозрительно тихий. Суббота, 9 вечера. Обычно в это время во всех городах начинается активная ночная жизнь, а тут на улицах ни души. Лишь огромное количество спортивных тюнингованных авто. Рычат, сверкают боками, скребут обвесами. А мы их на овощном Датсуне обгоняем, ибо нам на неровностях можно не тормозить. Они снова ревут мощными моторами, разгоняются, догоняют... Но только до следующего «лежачего полицейского».
Заехали в супермаркет за ужином, я залип в рыбном отделе. Долго смотрел на четырехзначные цены на крабов, мидий и прочих морских обитателей. Да уж, а в Находке это бесплатно на берег выносило. Заночевали в посуточной квартире, и с утра пораньше тронулись в путь.
Вообще, дорога назад всегда быстрее. Напоминает марафон по знакомой трассе, проносится километр за километром, знакомые пейзажи. Просто едешь и понимаешь, что соскучился по дому.
За километров 400 до Читы есть замечательное место, знакомое всем, кто ездил по трассе «Амур». Туда доезжаешь почти на пустом баке. Непримечательная заправка, рядом гостиничный комплекс и кафе, огромная парковка, полностью заставленная фурами, — лучший знак качества. Там мы и решили заночевать. В гостинице места оставались только в общей казарме, поэтому решили поставить палатку в уголке парковки, отгородив ее машиной, чтобы случайно не снес усталый дальнобойщик. Здешнее кафе — лучшее, что нам встречалось на трассе, вкусно и цены очень гуманные.
Пока сидели, ожидая заказа, слушали диалог дальнобойщиков за соседним столиком:
— Надо бы дерябнуть! У меня в кабине несколько бутылок коньяка.
— Давай лучше я самогонку принесу, ее, правда, не много, литра 3 осталось.
— Ну, если что, я свою настойку принесу, там полная канистра.
Видать, здесь своеобразный перевалочный пункт, где шоферы позволяют себе расслабиться. Поздно вечером еще раз ходили до кафе, некоторые дальнобойщики уже на ногах не стояли, мирно посмеиваясь друг над другом. Одного мужика поддерживали за руки, пока он совершал покупки, тыкая пальцем во все подряд на витрине. Он явно преследовал цель накупить товаров на определенную круглую сумму. В его пакете уже был чебурек, молоко, огурец, автомобильный трос, кукла Барби и декоративная статуэтка мопса. Но он продолжал яростно тыкать в женские прокладки и набор для маникюра… Что меня поразило, к восьми утра все фуры разъехались. То ли еще пьяные, то ли они обладают каким-то магическим даром трезветь. Я бы после такого количества алкоголя оклемался ближе к вечеру следующего дня.
Оставалось чуть больше полутора тысяч километров до дома, которые мы преодолели за один прогон, периодически сменяя друг друга.
Своеобразный Ле-Ман, только без соперников и времени. Уже светало, когда мы въехали в спящий Иркутск. Я не спеша вел автомобиль по пустым улицам города, окутанным утренним туманом. Взгляд упал на одометр, мы проехали больше 10 000 километров, и оставалась еще пара до конца нашего путешествия. Завтра предстояло вернуться к обычной жизни, обычным проблемам. Все станет, как прежде, кроме одного — теперь будет, о чем рассказать на небесах…