|
Предисловие
У некоторых людей есть способность изъясняться так, что слушатели правильно и с первого раза понимают изъясняющегося. Я так не умею, и, по этой причине, приходится объясниться дополнительно.
Если только в каком-то месте Drom.ru напишется слово «Чечня» или «Грозный» тут же, практически мгновенно, образуется какое-то количество форумчан, начинающих писать о паразитизме Чечни на теле российского общества и государства, о зверствах, коварстве и плохом воспитании чеченцев, ну, и обо всем прочем в таком роде. Уверен, они просто не могут не появиться здесь тоже.
Преимущественно обращаясь к представителям этой прослойки граждан, излагаю свою позицию в национальном, межнациональном или, как там его можно назвать, вопросе.
Человек вообще, в метафизическом плане, похож на сундук, в котором есть все, что вам захочется найти. Если, например, захочется найти в человеке-сундуке доброту и порядочность, верность и честность ― стоить только пошуровать в его содержимом и будут найдены примеры самоотверженных, храбрых, добрых, честных людей.
Или, будем говорить, хочется считать людей эгоистами, циниками, ворами или убийцами! И в этом случае, среди сундуковных человеков мы сможем найти множество примеров, подтверждающих вышеприведенные характеристики.
В зависимости от национальности человека внешний вид его сундука, может быть, различается, но содержимое у всех одно. Все изнутри одинаковы!
В вышесказанном состоит моя философия человека.
Разъяснив ее, я обращаюсь к человекосундукам, считающим высшим проявлением патриотизма и любви к своему народу ругать и поносить все остальные народы, вместо того чтобы у себя во дворе собрать пакет мусора, отнести килограмм печенья одиноким старикам в приют или послать 50 рублей на нужды бездомных собачек. Указанные граждане, пройдите мимо этого отзыва, остановитесь и не читайте дальше. Зачехлите свои клавиатуры и вложите их в ножны. Автор этого отзыва не является рупором Чечни, адвокатом чеченского народа или рекламным агентом Республики. Я сугубо частное лицо, съездившее из Грозного в Курган и обратно. О том и написал.
Отчет
Поездка состоялась в конце июня―середине июля. Маршрут таков: Грозный―Кизляр―Элиста (по объездной)―Волгоград―Саратов―Пугачев―Чапаевск―Самара (в объезд)―Уфа (мимо)―Челябинск (объезд)―Курганская область. Расстояние в одну сторону составило 3 100 км.
Автомобиль «Ситроен-Айркросс», 2 литра, 150 лошадиных сил 2012 года выпуска. В дороге вел себя прилично, впрочем, как и должен себя вести новый автомобиль. Единственно, о чем в этой связи стоит упомянуть ― приятный, меньше 7 литров на сотню, расход бензина.
Расстояние в 3100 км. было пройдено за 45 часов, ехал не быстро, правила не нарушал, спал в дороге мало.
Несколько слов о качестве дорог. До Волгограда дорога через Калмыкию хорошая: весьма необременительный трафик, нормальное состояние дорожного полотна. В этой республике надо быть осмотрительным ― гаишники Калмыкии хорошо освоили искусство фотосъемки: снимают очень отчетливо и здорово маскируют аппарат фоторегистрации. Вообще, они ребята незлобливые, с ними всегда можно договориться.
Перед Волгоградом и после него в любое время суток можно остановиться на ночлег в частном секторе, стоить это будет недорого. Если не знаете дороги, проезжать Волгоград советую через центр, долго и муторно, но не потеряетесь.
Участок автодороги между Волгоградом и г. Камышин нехороший, хотя некоторые его участки отремонтированы, а иные ремонтируются. Дорога после (до, если ехать оттуда) г. Камышин, раньше просто зубодробительная, отремонтирована. До Саратова дорога неплохая. После нее, до г. Пугачев она показалась просто ужасной. Пугачев―Чапаевск ― поганенькая, дальше до Самары ничего, на небольших участках в Оренбургской области и Татарстане поганенькая, в Башкирии ― хорошо, по Уралу до Челябинска ― нормально, между Челябинском и Курганом на троечку.
Ниже несколько слов о некоторых местах поездки поподробнее.
Город Грозный ― есть столица Чечни.
Чеченская республика находится на юге России, занимая территорию в 17 тысяч квадратных километров на северных склонах Большого Кавказа и прилегающей к ней с севера равнины. Вообще, Чечня маленькая, но это еще не факт. Один мой знакомый считает, что если все горы Чечни растянуть во все стороны до ровности равнин, она будет очень даже большая. Другими словами, территория Чечни маленькая, а объем в ней большой!
Условно Чечню можно разделить на две части: к северу от Терека ну и, соответственно, к югу от него. Северная часть географически представляет собой равнину, занятую вдоль Терека узкой полосой степей, сменяющейся полупустынями Ногайской степи. На этой земле до войны преимущественно жили терские казаки в станицах с красивыми названиями Виноградная, Червленая, Гребенская. Названия остались, в отличии от казаков, которых сейчас проживает очень немного.
В этих же местах, благодаря усилиям местных энтузиастов, в лихолетье двух войн в станице Старогладовская сохранился музей Л.Н. Толстого. Музей представляет собой этакую симпатичную хату, крытую камышом, окруженную плетеным заборчиком и выкрашенную известью. И я там был (фото не мое).
Южная часть Чечни, это предгорья и собственно горы.
Эта территория очень плотно заселена ― здесь проживает, как мне представляется, процентов 80 всего населения республики. Сколько людей в Республике по переписи, не знаю, думаю, много.
По этническому составу население Чечни, наверное, процентов на 85-90 состоит из чеченцев. Кроме них также немного осталось русских, живут кумыки и ногайцы.
Собственно чеченцы ― это такой народ, … как бы это сказать, в форме людей, в общем. Да, да ― в форме людей, не волков, не зверей. Они относятся к кавказской языковой семье, к нахской группе, являются представителями европейской расы и исконными жителями этих мест. Язык чеченцев роднится только с ингушским языком, а исследователи находят в нем много общего с языком жителей древнего государства Урарту.
Как следствие весьма печальных событий, происходивших на моей родине в последние два десятка лет, у людей образовался дефицит в непредвзятой и непричесанной официальным «гребешком» информации о состоянии дел в регионе. Как смогу, ниже расскажу немного своих впечатлений об этом.
Следы войны
Республика была очень сильно разрушена в войнах. С точки зрения социальной инфраструктуры (дома, дороги, газ, свет, вода, больницы, школы,) все восстановлено. В этом направлении в Чечне проделана действительно огромная работа. Дороги хорошие и нормальные, ГИБДД такое же как везде, с налетом нашего местного менталитета. ( Товарища остановил гаишник за превышение.
Дальше так.
Гаишник: ― Вы превысили скорость!
Товарищ: ― А сколько я ехал?
Гаишник: ― Быстрее, чем можно!
Товарищ: ― А сколько здесь можно-то?
Гаишник: ― Но не так же быстро!)
В сфере производственной все гораздо печальнее. Основные усилия власти в последние годы, как я понимаю, были направлены на обеспечение для людей элементарных бытовых условий. В экономике все сложнее. Восстановить довоенный потенциал Грозного (в городе одних нефтеперерабатывающих заводов было аж четыре штуки) будет и сложнее и гораздо дороже.
Инфраструктура экономики также находится в зачаточном состоянии ― банков немного и работают они ужасно плохо, с огромными очередями; финансовых институтов практически нет, не развито кредитование, лизинг, также отсутствует франчайзинг, мерчендайзинг, контроллинг и гидроформинг (!!!).
Ситуацию с занятостью мог бы улучшить малый и средний бизнес, но его тоже крайне мало. Есть торговля и частная занятость, что позволяет людям существовать.
Безопасность
Преступность в Чечне я бы разделил на две группы: бытовая и экстремистская.
Бытовой преступности (кражи, хулиганство, угон авто, убийства на бытовой почве, наркомания и алкоголизм) в республике практически нет, ее очень мало.
Я думаю, что в этом очень велика заслуга властей региона ― именно по инициативе сверху проводится просто огромная воспитательная работа в учебных заведениях, по линии религиозных концессий и участковых полицейских. Для примера могу рассказать следующее. Довелось присутствовать на докладе начальника полиции района с населением в 240 тысяч человек. Так вот, за год преступность среди несовершеннолетних составила … 8 (!) случаев (взлом ларька, кражи).
В личных беседах меня иногда спрашивают: безопасно ли русскому или какому другому приехать в Чечню? Ответственно заявляю частное мнение ― если не ходить в глухие горы или леса СОВЕРШЕННО безопасно.
Ну и еще в Чечне нет продажи алкоголя.
Экстремизм в горах и лесах, думаю, что есть. Время от времени происходят какие-то преступления на этой почве. Этих тоже с каждым годом становится все же меньше.
Межнациональные отношения
Нормальные. Про драки или ссоры на этой почве в последнее время не слышал ни разу. Передачи по телевизору идут на русском и чеченском языках, про праздники национальных меньшинств (день культуры, какие-то национальные праздники) не слышал. Может, и есть, но центров культуры тоже не видел таких. Считаю отсутствие вышесказанного большим минусом.
Люди
Да такие же как и везде: озабочены обеспечением своих семей, радуются за детей, боятся войны. Боятся больше чем везде.
В семьях много ребятишек, 4-6 детей считается нормой. По вырастанию старшие дети отделяются, младший сын остается в родительском доме. На него же падает основная ответственность по уходу за престарелыми родителями.
Большую роль в жизни чеченцев играет право обычая. Это право регулирует многие аспекты повседневной жизни: рождение и смерть, свадьбы и ссоры, отношение между поколениями.
Одновременное сосуществование в одном временном континиуме светского и обычного права как-то не кажется чеченцам дикостью. Все уживается, как говорится, богу-богово, кесарю-кесарево. Для нас традиции не дикость и пережиток, а то, что стоить оберегать и сохранять.
Передвижение
Ездить в Чечне очень трудно, а иногда совершенно невозможно. Не так, конечно, как лет пять назад, когда местная родня уговаривала меня не останавливаться на красный сигнал светофора, объясняя это тем, что стоять посреди дороги здесь не принято и сзади врежется кто-нибудь обязательно (но, по правде говоря, и светофоров тогда было несколько на всю республику ― ни к чему они были на войне). Повторяю, не так, но все же тяжело, надо все время уворачиваться от встречки.
Парк автомобилей преимущественно представлен отечественным производством, растет количество иномарок. Этот процесс шел бы быстрее, но нет соответствующего сервиса и автокредита.
Про работников ГИБДД писал уже выше ― такие как везде. Если ездить не нарушая ― ничего и не будет. Не надо их боятся, законы по которым они работают, такие же как и в остальной стране, никакого особенного беспредела здесь нет. Единственно, не надо их оскорблять ― не принято здесь это, да и в других регионах этого тоже делать не стоит, нехорошо.
Следующим пунктом дороги, запомнившимся из поездки, был город Саратов. В дороге слушал аудиокнигу «Золотой теленок» и вспомнилось, что многие исследователи именно этот достойный город считают прототипом города Арбатов, откуда начался незабвенный автопробег Оси Бендера и экипажа «Антилопы Гну». Читал где-то, что Ильф Петров неоднократно бывал в Саратове, что проспект Кирова там раньше назывался улицей Республики. Ну и Безенчук мне вспомнился из «12 стульев» ― где то возле Саратова я видел Безенчукский район.
В Курганской области было проведено прекрасных 20 дней, посвященных купанию и ловле карася.
Вообще, автотуристы незаслуженно обделают область своим вниманием, лично мне природа этого края ужасно нравиться. Наряду с бедностью, плохими дорогами и маленькими зарплатами в области есть то, чего осталось мало в других местах ― спокойствие. В деревнях Зауралья (так называют область) время остановилось ― здесь ничего не происходит: нет никакой рыночной, да и вообще никакой, экономики; люди донашивают товары действительно длительного потребления, приобретенные еще в советский период; доезживают купленные тогда же машины. Однако же, эти замечательные люди смогли сохранить в себе доброту и чуткость, спокойный, размеренный образ жизни.
Природа области просто прелестна. В ней нет вызывающей красоты, присущей горам или вечная новизна морей. Есть то же спокойствие и размеренность, что иногда нужны современному человеку.
Большую часть Зауралья занимают лесостепи, в которой почти каждый клочок степей раньше был распахан, а теперь эти заброшенные поля-угодья для косуль и иной живности.
Лесостепь , я считаю, называют так неправильно ― все же в ней большую часть занимает степь, среди которой встречаются участки леса, преимущественно состоящей из замечательного дерева по названию «береза». Кажется, было бы правильным называть этот биогеоценоз «степолесь», но это мое скромное мнение.
Вот такие бывают красивые березы. И еще такие.
А эта молодая березка вышла одна против целой кучи высоких сосенок.
Достопримечательностью области также является большое количество озер, разбросанных по всей ее территории. Среди них встречаются пресные; озера с горько-кислой водой; есть и просто откровенно соленые, но обладающие хорошими лечебными свойствами. Среди последних наиболее известны Горькое (санаторий «Сосновая роща») и Медвежье (курорт с этим же названием).
Несколько слов о рыбалке в области. Полагаю, что вообще-то в озерах области преимущественно водился один карась. С начала 2000-ных некоторые озера стали арендоваться предпринимателями. Новые хозяева запускали в озера карпа и щуку, которые и стали нормально расти. Лет через 5 появилась вполне приличная ловля карпа. В последние годы, по причине природных явлений, вообще все озера области стали мелеть. Это привело к тому, что вода в озерах стала промерзать до дна и весь выращенный карп благополучно сдох. И теперь опять в озерах спокойно плескается аборигенный карась, умудряющийся каким-то образом выживать в промерзающих до дна водоемах. Думаю, что они роют норки на дне озер, тем и спасаются!
При всей моей любви к этой области, приезжать сюда на отдых приятнее, чем здесь жить. Незамеченная страной, по области прошлась орда невидимого Мамая, разрушив коровники, засеяв ранее плодородные поля сорняками и посадив на княжение в области вечного губернатора, правящего ею с 1992 года по настоящий момент. Также этот супостат опустошил деревни, трансгрессировал из села молодежь, сдал на металлолом всю сельхозтехнику.
Теперь спасти деревню может только модернизация страны.
Время, отведенное для отдыха, еще раз доказало свою относительность ― 20 дней отдыха оказались значительно короче 20 же стандартных рабочих дней. До следующего года карась может спать спокойно.