Auf Die Bretagne 2013. Из Екатеринбурга до Бретани на Renault Megane

31.10.2013 | 17088 просмотров

Удачный прошлогодний поход в Беларусь и Украину (www.travel.drom.ru/21515/) дал новый опыт и внушил уверенность в своих силах и в силах своего авто, я бы даже сказал, окрылил и вскружил голову. Говоря заголовками великих статей, с нами случилось «головокружение от успехов». В то же время, поход дал четкое понимание рисков и опасностей, поджидающих путешествующих на своих автомобилях так далеко от дома.

Но раз поход сложился удачно, то все опасности померкли перед желанием нового похода и открывающимися возможностями. И когда моя жена заикнулась о походе в Европу, я, несмотря на то, что менее авантюристичен (и/или более реалистичен) чем она, не только поддержал эту идею, но, к своему удивлению, развил ее. Единственно, в чем я постарался ограничить полет ее желаний, это в том, что более-менее увязал ее «хочу всё», с какими-то приемлемыми временными рамками и возможностями, вставив при этом в план несколько своих «самоцелей».

В результате обсуждения был выработан общий план, который состоял в том, чтобы основное время постараться уделить Германии и Франции, с достижением французского Бреста — тезки Бреста белорусского, который очень понравился нам в прошлом году. Далее план мной был проработан более детально, составлена схема и график с учетом допусков, припусков и демпферов, которые были призваны хоть как-то компенсировать непредсказуемость наших дорог и затрат времени на передвижение по ним. После проработки плана и до самого выезда, моя задача сводилась к тому, чтобы не допустить впихивания в него все новых и новых пожеланий моей супруги, что почти получилось, но далеко не на все сто процентов.

Надо сказать, что формат путешествия нами даже не обсуждался. Пока есть силы, возможность и желание путешествовать — путешествие только на автомобиле от дома до дома. Устаешь по полной, но и впечатлений гарантировано море — в автопутешествии видишь местную жизнь изнутри, честную и настоящую. И в то же время, никто не мешает посетить избитые организованными туристами тропы. Чаще сам не хочешь, так как благодаря свободе передвижений быстро привыкаешь чувствовать фальшь коммерциализированных туробъектов, хотя и на избитых тропах часто можно встретить что-нибудь настоящее и стòящее, к сожалению не всегда.

Подготовка к походу началась месяцев за восемь, сначала понемногу, а затем все интенсивнее, раскручиваясь и ускоряясь. Подробно не останавливаюсь, схематично ее можно изобразить как «виза, автомобиль, навигация, амуниция». Новшество в этой подготовке для нас было то, что все гостиницы в соответствии с маршрутом в этот раз бронировал заранее и заблаговременно. С одной стороны это требование для получения визы, с другой, как оказалось, удобнее и дешевле.

Авто: Renault Megane II, 2007 г. вып., ветеран походов: 2007 — Владимир, Суздаль, Москва, золотое полукольцо; 2008 — Великий Новгород, Гатчина, Санкт-Петербург, Петергоф; 2012 — Беларусь, Киев, северо-восточная Украина. Не подводил он нас и в домашних походах 2009-2011 по Уралу и западной Сибири — идем, очень надеясь на него.

Экипаж: командир — Попов Владимир Витальевич, т.е. я, он же пилот и стрелок (водитель и фотограф); штурман и первый помощник стрелка — уже взрослая дочь Таня (в июне 2013 закончила с отличием УГТУ-УПИ); помощник штурмана, второй помощник стрелка, бортпроводник, культмассовый организатор — жена Ольга.

В этом году, с появлением у Мегана навигатора, радикально изменилась, чуть ли не обесценилась роль штурмана. Сейчас мне уже непонятно, как мы раньше просто ездили по советскому атласу, чуть ли не, как в том анекдоте, по пачке «Беломорканал» летали.

Маршрут: Екатеринбург — Беларусь — Восточная Германия — Западная Германия — Северная Франция — Бретань — Центральная Франция — Бавария — Беларусь — Екатеринбург. Маршрут определил название отчета: «На Бретань», но по-немецки.

Четверг 11 июля. День нулевой. На Первоуральск.

Прямых (и простых) дорог на запад из Екатеринбурга нет. Ортодоксальной считается трасса на Челябинск, но мы живем не на юге, а на северо-западе Екатеринбурга, и логика ехать через весь город, а потом еще 200км назад, а Челябинск юго-юго-восточнее Екатеринбурга, не впечатляет. Еще одним определяющим фактором является то, что теща у меня живет в Европе, в Первоуральске, в 40 км четко на запад от Екатеринбурга, который находится в Азии. Можно сказать, что в Европе, у тещи, я бываю часто, два-три раза в месяц.

Кто ездил далеко знают, как притягивают крупные города и как из них тяжело вырываться на оперативный простор. Поэтому, мы выдвигаемся вечером, сразу после окончания последнего перед отпуском рабочего дня, в Первоуральск, на некую лунную базу, на плацдарм для старта.

В Первоуральске уже наступил поздний вечер, а у нас все еще царит легкая предстартовая суета: Меган заправляется до полного бака, в колесах проверяется давление, совершаются последние приготовления. Я переживаю, что не встать рано утром, а моих не унять — последние хлопоты перед выездом.

Пятница 12 июля. День первый. На Кстово.

Подъем в 02:52, старт 03:32. Так рано встали, чтобы полнее использовать утреннее время. В дороге день пролетает быстро, а вот утром и вечером как раз можно пройти достаточно много. В этот раз, зная какое преимущество дает утреннее время из-за разницы часовых поясов, решили не расслабляться и жить по своему времени всю поездку, что практически получилось.

Дороги в последние годы в Свердловской области неплохие. Но оценивать качество и загруженность российских дорог дело неблагодарное, они как море или как погода, туда проехал и слава Богу, а обратно может все враз измениться. Нам пока везет, энергично идем на Пермь.

Ночь перешла в плотный утренний туман, иногда подступающий к самому капоту, «…но нам все нипочем, через левое плечо, плюнем и пойдем через туман».

Трасса Екатеринбург-Пермь. Свердловская область.

«Свердловская область» подписал не зря. Непосредственно за знаками, обозначающими границу Свердловской области и Пермского края, хорошая дорога резко заканчивается. Как не в одной стране живем.

Наш путь на запад идет через страну Пампасия, которая лежит между Екатеринбургом, Пермью, Ижевском и Уфой, и находится от них вдалеке. Эта страна нам нравится полным отсутствием крупных населенных пунктов, почти полным отсутствием транспорта и наличием неплохих, по общероссийским меркам, дорог.

06:13. Не доезжая до Кунгура, сворачиваем на Орду и оказываемся в Пампасии.

Пампасия. Фрагмент.

Фотографий сделано миллион, среди которых выбор лучших как всегда труден, а российские просторы широки, и чтобы раньше времени не утомить читателя, который все равно раньше или позже устанет, в повествовании двигаемся быстро как на самолете. Вот мы уже прошли Пампасию и форсируем Воткинское море.

Воткинское водохранилище и ГЭС.

В этот раз решили обойти Ижевск с юга, через Завьялово, минуя Воткинск и Ижевск с их ужасными дорогами и даже немного срезав. Дороги, может быть, уже и отремонтированы, но прошлогодняя память о них, заставила меня искать пути объезда, что и было исполнено. Дома, помедитировав немного с народными картами яндекса и навигатором, открыл для себя старую знакомую, забытую дорогу. В принципе, объезд неплохой и достойный того, чтобы взять его на вооружение. Есть грунтовый участок, километров в пять-семь, но это плата за остальные дороги, качество которых более-менее, а загруженность гораздо ниже, чем дорог Воткинских и Ижевских.

Проехав Воткинское водохранилище, сворачиваем на Ниву, через Докшу и Забегалово выходим на Завьялово, а затем под Ижевском на трассу Ижевск — Елабуга.

В 11:45 (09:45 местного) прошли Удмуртию, въехали в Татарстан. Проехав 635 км, даем перекусить Мегану — заправляем его до полного.

Деревенская идиллия.

Грунтовка под Ижевском. Расплата за проезд по-русски.

Удмуртия. Под Можгой.

В районе Елабуги вышли на М7, дорога стала лучше, настроение выше.

Татарстан. Под Мамадышем.

Татарстан. Дороги европейского качества. Красота.

Дороги Татарстана, каждый раз, это отдушина для нас при выезде с Пермского края и Удмуртии, и первый признак приближающейся европейской части России. Республика богатая, это видно и по дороге, и по сытым деревням вдоль нее.

Проехали Татарстан и окружную Казани, прошли Башкирию, въехали в Нижегородскую область и дошли почти до Кстово, города-спутника Нижнего Новгорода. В 20:55 (18:55), чтобы иметь полный бак на следующий день, заехали на заправку и заправились второй раз за день.

Дорога сложилась удачно, и мы, сами не ожидая того, проехали 1364,5 км и поставили личный рекорд дальности дневного пробега.

Несмотря на то, что мы считаем (считали) себя сторонниками аскетичных ночевок в Мегане, усталость моих девушек, хнычущих от «суровостей» дальнего перехода и, вдобавок, плотный поток машин, идущих из Нижнего в пятницу вечером, заставили меня искуситься цивилизацией и свернуть в подвернувшейся под Кстово мотель «Олимп», где и заночевали. 56.04254, 44.44323. Трехместная комната, душ и прочее в коридоре, 1800 рублей за ночь + 100 рублей за стоянку Мегана.

Пройденный маршрут: Первоуральск, Ачит, Орда, Уинское, Чернушка, Куеда, Уса, Чайковский, Завьялово, Можга, Елабуга, Мамадыш, Казань, Цивильск, Чебоксары, Лысково, Кстово.

Итого за день: 1364,5 км, 83,2 км/ч, 98,2 л, 7,2л/100км.

Суббота 13 июля. День второй. На Ивацевичи.

Из-за того, что прошлый день был достаточно тяжел, встать совсем рано не получилось, но все же в 05:30 (03:30) встали, а в 06:12 (04:12) выехали, утреннее время все же пока держим.

Как и предполагали, по утреннему, почти ночному, Нижнему прошли без затруднений. Пользуясь отсутствием транспорта, и тем, что комфортно отдохнули и достаточно восстановили силы, бодро двигаемся дальше на запад.

Под Нижним Новгородом.

Владимирская область. Русь. Красота.

Владимир. Золотые ворота.

Пройдя 280 км, в 09:50 (07:50), въехали во Владимир, в котором ранее бывали неоднократно. Но это было давно… В прошлом году мы прошли по нему транзитом, а в 2013, дома, «зомби-ящик» показывал, что во Владимире установлен-таки памятник князю Владимиру, наметки которого мы ранее видели. В общем, мимо проехать, тем более под напором культмассового сектора, я не смог — идем смотреть памятник!

Владимир. Успенский собор.

Владимир. Памятник князю Владимиру.

Который раз бываем во Владимире, а он не перестает нам нравиться. Природа, рельеф, пейзажи, архитектура, история, аура, русский дух — красота! С часок, погуляв по старому, русскому Владимиру, двигаем на Москву.

Дорога близка к идеальной, и летают по ней, в принципе забыв о каких-то ограничениях. Но это там, где это возможно, а мы наблюдаем навстречу многокилометровую пробку из тысяч автомобилей, запертых как в бутылке. Пробка реально не на час-два, а на сутки-двое. Где можно развернуться, многие, меняя планы на выходные, разворачиваются и едут обратно. И это субботнее утро, по-местному что-то около десяти. Все рвутся из Москвы, а она не отпускает. В путешествии, я часто сравниваю крупные города с планетами или звездами, которые имеют притяжение. Так вот, Москва — это «черная дыра» с зашкаливающим притяжением, которое начинается задолго до появления первых пригородов. Наш график я составлял с учетом пересечения Москвы именно в субботу, и туда и обратно, но это помогает лишь отчасти. Что же тут творится, например, вечером пятницы или воскресенья? С содроганием думаю о том, как мы будем возвращаться. Успокаиваю себя тем, что за три недели все может измениться, что и получилось — на обратном пути, в этих же местах, не было и намека на пробку.

Нам пока везет, в сильные пробки не попадали. Были затруднения движения, ремонты дорог, куда ж от них денешься, но продвигаемся достаточно неплохо.

В 12:55 (10:55), проехав 450 км, въезжаем на МКАД. И здесь тоже двигаемся более-менее нормально, хотя Москва показывает свою силу — скорость движения потока, без видимых причин, иногда снижается до 0-3км/ч, затем повышается до 70, и лишь изредка до разрешенных 100км/ч.

Горьковская и Минская трассы расположены в диаметрально противоположных сторонах Москвы, что по северному МКАД, что по южному, получается 54 км. Интересно, что отчет километража по МКАД начинается именно с Горьковского шоссе.

Москва. МКАД.

Съехав с МКАД на Минское шоссе и оторвавшись от притяжения Москвы, чувствуем себя уже совсем в цивилизации. Дорога на Смоленск классная, плотность движения низкая. В принципе, М1 в России и в Белоруссии одинаково хороши, белорусская все же чуточку получше, транспорта еще меньше и разрешенная скорость выше.

Минское шоссе.

Где-то в Смоленской области, заехав заправиться, еще больше чувствуем веяние Запада — на заправке сначала заправляешься, а затем платишь. Организовано, правда, это по-русски — возле каждой колонки стоит по парню, который не столько помогает заправляться, сколько смотрит за тем, чтобы никто не уехал не расплатившись.

Обедаем под внимательные и любопытные взгляды коров, пасущихся по соседству.

К 19:30 (17:30) прошли Смоленскую область и заехали купить грин-карту, которую нам продали за 2650 рублей со скидкой 300 рублей, уже как постоянным покупателям, когда я обмолвился о том, что в прошлом году мы, из такого далёка, заезжали к ним же. Мелочь, а сервис приятно удивил.

Граница «Россия-Беларусь» стала, в сравнении с прошлым годом, гораздо заметнее. Появились плакаты с пожеланиями счастливого пути в России и приветствий в Беларуси. Но главное, появилось подобие КПП, правда, без шлагбаумов. На КПП стоял мужик, похожий на таможенника, и растерянно смотрел на пролетающие автомобили.

Проезд и в прошлом году по платной дороге для россиян был бесплатным, а в этом мы видим, что на пунктах оплаты, на КП сняты шлагбаумы. Непонятно, то ли дорогу сделали для всех бесплатной, то ли оплата взимается как-то по-другому.

Беларусь, в прошлом году поразившая нас чистотой и порядком, встретила нас душевно. Все больше и больше нравится нам эта страна. Отличная дорога, отсутствие транспорта, простор на сотни километров создают ощущение свободы, так бы ехал и ехал. В принципе, так и получилось, сами того не замечая, пока искали место для ночлега, побили вчерашний личный рекорд дальности дневного пробега.

Спать легли в Мегане в 00:07 (21:07), в районе Ивацевичей, 52.79275, 25.56107. Остановились, просто свернув к одному из мест отдыха, расположенных вдоль трассы в большом количестве. У нас дома, как-то мне сложно представить спокойный сон в автомобиле, припаркованном на неохраняемой стоянке возле дороги, а в Беларуси совсем другое дело.

Пройденный маршрут: Кстово, Нижний Новгород, Вязники, Владимир, МКАД, Можайск, Вязьма, Смоленск, Орша, Минск, Барановичи, Ивацевичи.

Итого за день: 1397,3 км, 91,1 км/ч, 99,9 л, 7,1л/100км.

Воскресенье 14 июля. День третий. На Брест.

В этом походе, Меган для ночевки был подготовлен комфортнее некуда. Багажник был устлан матрацами, которые при откидывании задних сидений ложатся на их спинки и образуют ровный пол, ровную кровать, вещи перебазируются на передние сиденья, и получается гостиница люкс. Жаль, что воспользоваться таким комфортом пришлось единственный раз за всю поездку — совсем избаловались цивилизацией.

Хоть спешить было абсолютно некуда, так как до Бреста остается всего каких-то 160 км, ночевка в автомобиле, несмотря ни на какой комфорт, не располагает к длительному отдыху. Поэтому все же, в 06:30 (03:30) поднялись, а в 06:44 (03:44) выехали.

Ехали не спеша. Приятно никуда не спешить, да еще на идеальной дороге при отсутствии транспорта, с открывающимися красивыми пейзажами. По дороге останавливались позавтракать и проверить давление в колесах.

Здравствуй, Брест!

Как и предполагали, приехали в Брест рано. Брест был выбран демпферным городом, с целью сократить риски непредсказуемости времени в пути, и из-за того, что он находится на самой границе с Польшей, и из-за того, что просто нравится. Виза у нас открывается с 16.07.2013, встать хотим рано, а это значит, что для отдыха и приготовлений к дальнейшему походу, есть день сегодня и день завтра.

До заселения еще далеко, но у нас есть дела. Заправили Меган до полного бака. Произвели обмен валюты (как звучит!), без денег никуда. Начинаем привыкать к белорусским рублям, курс 268:1. Поменяли денег и чувствуем себя миллионерами — в кармане 2 680 000 рублей…, серьезные деньги, жаль не евро. Из-за того, что они такие большие, отношение к ним, по крайней мере, поначалу серьезное, не то, что к евро или злотым. Когда к чему-нибудь присматриваешься и смотришь на огромную цену, каждый раз соображаешь много это или мало.

Затем сделали подарок Мегану, загнали его на мойку. Ребята белорусы идеально его отмыли от уральской грязи и мух.

А дальше, просто пошли гулять по парку, есть мороженое, наблюдать за местной жизнью.

«…там лилии цветут…»

Красивого попрошайку пришлось покормить корочками от мороженого.

Вдалеке отдыхает, как и мы, отмытый Меган.

Нагулявшись, поехали заселяться в гостиницу «Энергия». Нас ждал огромный трехкомнатный номер с прихожей, двумя спальнями, гостиной, душевой, с множеством шкафов и холодильником, стоимостью 3200 русских рублей в сутки. Будете у нас в Екатеринбурге, рассчитывайте на другие цены. Да и в Смоленске, в прошлом году, гостиницы были достаточно недешевы, я уж о Москве молчу. Меган расположился в огороженном чугунным забором, охраняемом, чистом и красивом дворике отеля, прямо перед входом.

Дома одним из главных ориентиров при бронировании гостиниц была цена в одну тысячу рублей в день на человека. Как показало дальнейшее, за одни и те же деньги можно получить услуги самого разного качества. Еще одним, уже требованием, являлось наличие охраняемой парковки. Как говорится, сначала позаботься о коне, а уж потом о себе. Ну и еще, наличие wifi, для связи с родными, благо, этого добра сейчас много повсюду.

Пройденный маршрут: Iвацэвiчы, Бяроза, Кобрын, Брэст.

Итого за день: 188,6 км, 58,6 км/ч, 13,6 л, 7,2л/100км.

Понедельник 15 июля. День четвертый. Брест.

У Мегана выходной. А мы выспались, как следует, и около 09:00 (06:00) встали. Планы на день — отдых и подготовка к завтрашнему дню. Умылись, сходили на завтрак, и пошли гулять по городу, который в прошлом году нам так понравился.

Так как главную достопримечательность — крепость, единственную в мире среди крепостей — героя Советского Союза, мы достаточно детально обследовали в прошлом году, решили просто прогуляться по городу, по возможности зайти туда, где ранее не бывали.

Хочу представиться — это я, с культмассовым сектором, женой Ольгой.

А это мой экипаж: слева Ольга, справа дочь Таня.

Брест. Улица Советская (свердловчанам читать — Вайнера). Красота.

Памятник временам, эпохам и героям города.

Это увидела Таня. Просто башня, а как выполнено. Флюгер же еще и вовсю вертится.

В этом — вся Беларусь, не знаю как кто, а я очень уважаю, как белорусы чтят героев.

Слава Богу, нескоро мы разойдемся с братским народом, дай Бог, чтоб никогда — все книги, это буквально, в киоске на русском языке: «Сказки про бабу Ягу», «Кто сказал мяу?», «Конь-огонь», «Веселая семейка», «Дядя Федор, пес и кот», «Кот в сапогах», «Дядя Степа» — далеко не полный перечень книжек, знакомых всем от Бреста до Владивостока.

Мы первый раз вторгаемся в Западную Европу, если не брать в учет мою полуторагодичную службу в Группе Советских Войск в Германии, с полугодичной подготовкой перед таковой в Елани, в тяжелом Даурском танковом полку.

Готовимся тщательно, бывалые над нами посмеются, но мы не пренебрегаем ничем, стараемся учесть и предусмотреть все, что может нам понадобиться завтра утром при прохождении погранперехода и путешествии по незнакомой Европе.

Свой экипаж, уже не раз ходивший со мной в дальние походы, но каждый раз, не упускающий случая восстать, все же укладываю спать достаточно рано — завтра ответственный день, который может таить в себе многие неожиданности.

Вторник 16 июля. День пятый. На Берлин.

Шли, долго готовясь к этому дню. На Берлин! Даже мои девушки кипят энергией. Встали в 02:40 (23:40 местного), достаточно долго провозились, но в 03:56 (00:56) выехали, а уже в 04:10 (01:10) были на погранпереходе «Варшавский мост». В 06:55 (02:55 — разница уже 4 часа), через 2 часа 45 минут «Варшавский мост» прошли. Хоть мы и ходили на Украину, и есть маленький опыт преодоления границ, нам показалось очень долго — наивные, мы не знали будущего.

Едем по Польше. Дороги узкие, но с качественным покрытием и четкой яркой разметкой. Частые ограничения скорости, населенные пункты и развязки с круговым движением не дают передвигаться быстро и требуют внимания. Хорошо хоть транспорта, из-за раннего времени, почти нет. Такая дорога до самой Варшавы, перед которой автомобилей стало гораздо больше.

Манера вождения у поляков достаточно агрессивная, примерно как у нас, но со своими особенностями. В принципе, особенности и традиции вождения авто отличаются и по регионам России — во Владимире ездят не так, как в Смоленске, а в Татарстане не так, как в Удмуртии, в Ижевске, вообще, светофоры горизонтально развешаны.

В 09:25 (05:25), пройдя чуть меньше 200 км, въезжаем в Варшаву.

В самой Варшаве дороги шире и скоростнее, чем с восточной стороны от нее, по Варшаве едем как по загородной трассе.

Выехав из Варшавы, наслаждаемся видами сельской Польши.

В 11:50 (07:50) в районе Лодзь, въехали на платный автобан, уже самый, что ни на есть, настоящий. Вообще, автобан начинается почти от самой Варшавы, мы же так долго ехали по местным дорогам потому, что еще не научились доверять навигатору, умничали и по старинке шли по картам, распечатанным из Google.

При въезде на автобан, в автомате получили карточку оплаты. В Польше, хоть она и в Евросоюзе и в Шенгене, есть своя валюта, евро не в ходу. Зная это, еще в Беларуси приобрели злотые.

Полотно автобана, разметка, ограждения — все исключительного качества. За ограждением для автомобилей стоит ограждение для животных, чтобы не допустить их попадание на дорогу. В дальнейшем, мы это очень оценили. Ограничение скорости — 140 км/ч.

Стали попадаться ветряки, сначала поодиночке, а затем группами.

В 14:10 (10:10), пройдя 605 км, свернули к McDonalds. Не люблю быструю американскую еду, но время разбираться особо нет, а с McDonalds все понятно — все так же, как и у нас. Таня достаточно быстро, в основном с помощью языка жестов, обеспечила нас перекусом.

Здесь же заправили Меган. На заправке услуга — рядом с каждой колонкой емкость с моющей жидкостью, шваброй, одноразовыми перчатками и бумажными салфетками. Пока передо мной оплачивали топливо, я, глядя на других, успел смыть мух с мордочки и лобового моего Мегана — интересный сервис, которого в дальнейшем мы не видели. Стоимость 95-го — 5,54 злотых, при курсе примерно 1:10руб, где-то раза в два дороже, чем у нас получается.

В 15:40 (11:40) последняя оплата участка трассы, далее лежит Германия с бесплатными автобанами. Всего за 330 км польского автобана заплатили 72,9 злотых. Учитывая еще и дорогой бензин, не сказать, что даром. Но оно того стоит — едешь быстро, безопасно, комфортно. Скорость не чувствуется, приходится придерживать Меган, чтобы слишком быстро не бежал. В принципе, 140км/ч вполне нормальная крейсерская скорость.

Въехали в Германию. Скорость не ограничена, лишь рекомендована в 130км/ч. Понятное дело, разогнался, как следует — Меган и здесь был на высоте. Но долго держать его на высоких оборотах, честно говоря, было просто жалко, поэтому, испытав его, вернулся в комфортные 140-150км/ч. Непривычное это ощущение — на идеальной дороге сдерживать невольно жмущую на педаль газа ногу, зная при этом, что ограничения скорости нет.

Неожиданное решение объезда зоны дорожных работ — ощущение такое, как будто едешь по встречной полосе.

Подъезжаем к Берлину, стали попадаться и такие вот перцы.

Вот и Берлин.

В Берлине по-настоящему в первый раз поняли всю ценность и незаменимость навигатора, без него просто никуда. С этого момента, вся самодеятельность с картами была заброшена, и все надежды в последующем возлагались только на навигатор. Перед поездкой я установил на него, дополнительно к предустановленному Navitel, дороги в котором только до Польши, свежую Igo Primo со всей Европой, которая отработала на все сто. Были мелкие неточности и незнания новых дорог, но это мелочи в сравнении с таким мощным сервисом.

Приехали в 17:10 (13:10). Заселились в отель «Plus Berlin», 52.50346, 13.44851. Стоимость проживания в трехместном номере за три ночи — 194,4 евро. Несмотря на невысокую цену, отель очень даже вполне. Почти центр, рядом остатки берлинской стены, метро в шаговой доступности, Меган на огороженной, закрытой территории, лифты, ковры, кодовые замки и т.п. Много, правда, молодежи, в том числе и неформальной, но она, по сравнению с нашей, показалась нам даже какой-то скромной, «на лицо ужасные — добрые внутри».

Прогулялись немного в районе в поисках магазина. Кто ищет, тот всегда найдет — закупили продукты в «Кайзер», а возвращаясь, обнаружили еще и супермаркет «Lidl».

Пройденный маршрут: Брест, Бяла-Подляска, Варшава, Лодзь, Познань, Франкфурт-на-Одере, Берлин.

Итого за день: 789,4 км, 82,1 км/ч, 58,7 л, 7,4л/100км.

Среда 17 июля. День шестой. Берлин.

У Мегана выходной. А мы выспались, встали, умылись, оделись, позавтракали и пошли гулять по городу.

Вышли на расположенную рядом с гостиницей развязку станций U-Bahn, S-Bahn и электрички. U-Bahn это собственно метро, а S-Bahn это как бы метро, но над землей. Разобрались со схемами и системой оплаты. Турникетов нет, покупаешь в автомате билет, гасишь его в специальном компостере, который ставит на билете отпечаток с датой и временем гашения, и садишься в поезд. Сложнее разобраться со льготными билетами на проезд (со скидками для группы, на целый день и т.д.), но тоже все реально.

Ехать на S-Bahn одно удовольствие, поезд бесшумно скользит над землей на высоте 5-10 метров, позволяя любоваться городской жизнью на открывающихся улицах. Запомнился домик Барби — такой розовый девчонкин дворец, весь в рюшечках и бантиках.

Приехали на центральный железнодорожный вокзал, откуда решили начать экскурсию. Вокзал не рассматривался нами как один из пунктов программы осмотра достопримечательностей Берлина, но он этого достоин — вокзал впечатлил. Огромный, весь светлый и прозрачный, в стеклянных лифтах, пересекающихся с эскалаторами, в несколько уровней принимающий въезжающие прямо внутрь здания поезда и электрички. Благодаря прозрачности, ориентироваться в нем достаточно просто, по крайней мере, выход мы нашли без затруднений.

Вокзал изнутри. Фрагмент.

Вокзал снаружи.

Идем вдоль Шпрее по дорожкам, переходящим в парк Тиргартен.

Бундестаг, бывший Рейхстаг.

Парк Тиргартен расположен в центре Берлина. Свежий чистый воздух, дорожки между густой растительностью и многочисленными деревьями, пруды, речушки, родители, гуляющие с детьми, народ, занимающийся спортом, кто бегает, кто катается на велосипедах. Видели зайца! В Екатеринбурге, в центре, где сами знаете, полным-полно медведей в буденовках, зайцев нет.

Grober Stern. Колонна победы.

Колонна победы, установлена в честь побед Пруссии в войнах против Дании, Австрии, Франции в 1864-1871 годах, в результате которых произошло объединение Германии вокруг Пруссии и превращение ее в империю. На вершине стелы — богиня победы Виктория, «Золотая Эльза», на которую, говорят, для придания блеска, было выделено килограмм чистого золота.

Неожиданно вышли к мемориалу, установленному павшим при штурме Берлина советским воинам. Неожиданно, так как в путеводителях этой достопримечательности нет. Тем более было интересно… и приятно, что немцы сохраняют реликвии, которые, положа руку на сердце, являются ценными для нас, а не для них.

За мемориалом захоронено около двух тысяч советских воинов, павших в боях за Берлин. Каждая колонна мемориала посвящена роду войск — пехотинцам, танкистам, артиллеристам и т.д. На каждой, список начинается с имен героев Советского Союза, далее идут полковники, подполковники и т.д., рядовых без счета. Это лишь часть павших, всего в боях за Берлин погибло около 75 тысяч советских воинов.

Знаменитые Бранденбургские ворота.

Рейхстаг вблизи. Надпись над входом: «Dem Deutschen Volke».

Медведь из восточной Германии, в солдатской форме и со знаменем ГДР, братается с американцем и французом.

Надо отдать должное властям Германии — во многих местах есть стенды, кратко рассказывающие про историю фашизма и о его преступлениях. Но есть, очевидно, и те, кто этим недоволен. На многих стендах следы зачеркиваний, надписей, замазываний, особенно на стендах, рассказывающих о зарождении в Германии социал-демократии, и уж тем более, с фотографиями Ленина или советских солдат.

Пришли на красивую площадь, окруженную двумя костелами и театром. Вообще, Берлин — город вновь отстроенный, но, как и положено столице, имеет свои, и очень неплохие, достопримечательности, в том числе и комплексы зданий с великолепной архитектурой.

Прусская военщина…

… и духовенство.

Пиво…

… и байки.

Кареты…

… и снова байки.

Вдоволь находившись по улицам Берлина, зашли в кафе. Здесь первый раз увидел откровенный неприкрытый враждебный взгляд немца средних лет, было неожиданно. За всю поездку так было всего пару раз и именно в Восточной Германии. Эти два раза сторицей компенсировались тем, что подавляющее большинство немцев относилось к нам доброжелательно, приветливо и с готовностью помочь.

Завершили прогулку осмотром остатков берлинской стены, из которой немцы создали культ. Дескать, жили в концлагере, а затем стена рухнула, и наступил хэппи-енд. Не берусь судить, им, наверное, виднее. Остатки стены разрисованы сюрреалистическими картинами. Копия одной из них, «Поцелуй Брежнева и Хонеккера», красовалась на «Трабанте», из которого торговали советской атрибутикой, в основном бутафорией.

Немецкий автопром — это не только БМВ, Ауди и Мерседес, в годы моей службы (1985-87) Трабанты были массово распространены в ГДР. По качеству они были гораздо хуже тех же Жигулей и Лад первых моделей. Чего, впрочем, нельзя сказать про остальные продукты и товары, производимые в Германской Демократической Республике.

Старичок Трабант на службе у коробейников.

Четверг 18 июля. День седьмой. Берлин.

Второй день гуляем по Берлину. У Мегана второй выходной подряд.

Уже привычно оплачиваем проезд.

В Берлине просторные и свободные от транспорта улицы и это, несмотря на то, что в нем проживает около 3,5 млн. человек. И очень много велосипедистов. Едут целыми группами, встречаются солидные мужчины в возрасте, в костюмах и галстуках. Уж не знаю, как это стимулируется — или местный менталитет таков, или бензин и транспорт дороговат, или хорошая организация велосипедного движения, или пропаганда, или более мягкий климат, чем у нас, или все это вместе, но это работает. Для велосипедистов выделены и хорошо обозначены разметкой дорожки на проезжей части и тротуарах, стоят специальные знаки, иногда специальные светофоры. Наблюдали картину, когда человек семь полицейских, укрывшись в тени моста, останавливали нарушающих правила велосипедистов и выписывали им штрафы. Полицейского, выписывающего штраф автомобилисту, тем более пешеходу, не видели ни разу за всю поездку!

В Берлине, оказывается, не нужна гостиница — можно ночевать на скамейке. Только в один кадр попало сразу восемь молодых людей. Они без вещей и нормально одеты, очевидно, вечеринка удалась.

Фонтан с Нептуном со свитой.

Памятник К.Марксу и Ф.Энгельсу.

Берлинский кафедральный собор.

Таня замаскировалась.

Старая национальная галерея.

Огибаем остров музеев, иногда заходя на него.

Вышли к берлинскому кафедральному собору с другой стороны.

Тема марксизма и революции 1918 года в Берлине фигурирует в самых неожиданных местах.
Видно, что немцы свою историю помнят.

Женщины, стоящие чуть левее сооружения и разглядывающие фото, явно свердловчанки, перед этим они фотографировались, указывая на надпись Jekaterinburg.

Кафешки так и заманивают к себе, но завтра в дорогу.

Пятница 19 июля. День восьмой. На Вупперталь.

Вышли из гостиницы около восьми утра или около четырех утра по-местному. От кафе, располагающегося напротив гостиницы, доносится равномерный, как из пчелиного улья, гул. Кругом мусор, которого днем не было — очевидно его вовремя и качественно успевают убрать чуть позже. Повсюду, по двое-трое, подвыпившие молодые люди, кое-где достаточно тактично разговаривающие с девушками. Я уже говорил, что они не страшные, у нас немцу, в такой ситуации, нужно быть гораздо осторожней. Поодаль стоят и смотрят в сторону кафе двое трезвых, серьезных мужчин в униформе, очень похожих на полицейских. Демократия демократией, а за рамки только попробуй. Наверное, еще и поэтому немецкая молодежь такая воспитанная.

Вообще, мне показалось, что немцы в среднем крупнее, не толще, а крупнее и выше русских, тем более белорусов, но помните Шукшина в «Они сражались за Родину»: «…маленькая вошь злее кусает». Интересно, что я, привыкший чувствовать себя высоким дома, с моим ростом в 187, среди немцев стал среднего роста. Правда, маленьким я стал по сравнению с немцами подозрительно славянской внешности, но почему-то говорящих по-немецки. Идет в Берлине, на экскурсии, явно выпускной класс школы, все молодые и красивые, лица тевтонской национальности — ростом с меня и чуть ниже, а рядом идут три-четыре богатыря на голову выше меня — Вани Ванями, пока молчали.

Выехали со стоянки в 08:16 (04:16). Путь наш лежит на запад, на Магдебург, далее на юг, на городок Бернбург, который является моей первой самоцелью. Здесь располагались казармы нашего 40-го Берлинского полка, где я проходил срочную. Полк был в составе 7-й гвардейской дивизии, которая, в свою очередь, входила в состав 3-й Ударной армии Группы Советских Войск в Германии. Берлинским полк был назван не потому, что дислоцировался в Берлине, а потому, что брал Берлин. Граница ФРГ-ГДР (НАТО — Страны Варшавского договора) находилась на расстоянии, примерно, 40 км на запад от Бернбурга.

Под Бернбургом. Красотища!

Уже давно знаю, что почти сразу после вывода Советских Войск, казармы в Бернбурге были снесены, несмотря на то, что это были старые германские кавалерийские казармы, как говорится, с глаз долой, из сердца вон. Но, несмотря на это, все равно мне очень хотелось здесь побывать, моему поколению не надо объяснять почему.

«Отшумели песни нашего полка, отстучали звонкие копыта…»

Лето 1986, поле. Знамя полка в строю первого батальона.
Фото моего комбата. Он слева от знаменной группы, в те времена — наш царь и бог.
Фото увидел через 25 лет, с удивлением обнаружив себя в кадре.

Но чудеса…, педантичные немцы не все уничтожили, хоть и подошли к этому делу основательно. С тыльной стороны, оставшегося в живых фрагмента стены возле бывших ворот, заросшего кустарником, мое внимание привлек какой-то ящик, похожий на трансформаторный. При ближайшем рассмотрении, ящик оказался почтовым, с оставшимся фрагментом покраски и надписью на русском: «… до 11:00».

Воспоминания из глубины памяти всплыли сами — сюда ходили бросать письма, адресованные домой, а указанное время — это время выемки писем для отправки, предполагаемая надпись на ящике была: «Выемка писем производится до 11:00», ну или производные от таковой надписи. Тогда для нас это было важно, считали, через сколько дней получим ответ из дома. В «поле» проводили по две-три недели, бывало, месяц и больше. Возвращаясь в гарнизон, первым делом нужно было отправить письма домой, написанные «на выходе». Почта работала четко, с погрешностью в два-три дня можно было рассчитать время письма в пути. Переписывался даже с другом-одноклассником, служившим на Кубе, сейчас, надеюсь, это уже не секретно.

Почтовый ящик порадовал, такое четкое свидетельство бурлящей воинской жизни там, где не осталось даже фундаментов — немного брусчатки, кусочек остатков стены и все. А прошло-то со времени моей демобилизации всего 26 лет. Нет уже давно Советского Союза, тогда казавшегося незыблемым, нерушимым и непобедимым, нет его передовых частей. Наверное, еще через 26 лет и памяти не останется. Как на кладбище побывал — тщетность суеты сует.

На фоне остатков стены части, рассказываю молодому поколению о не совсем, и совсем далеком прошлом.

Тане рассказываю, в том числе, и про соседей по нашей 3-ей Ударной армии — 10-ой гвардейской Уральско-Львовской добровольческой дивизии, сформированной после войны из Уральского добровольческого танкового корпуса. Памятник рабочему и танкисту, стоящий на железнодорожном вокзале Екатеринбурга, известен многим, но оказывается, новое поколение не знает еще вчерашних подвигов тех, кто даровал им жизнь. Беспримерный случай в истории — народ сдавал деньги и ценности, вплоть до того, что продавал свои дома, работал внеурочно и сверх плана, самых достойных отбирали из многих, обучали и зачисляли в корпус — государству целый танковый корпус не стоил ни единой копейки, все было народное, куплено и отработано, от пуговки до танка. Основной добровольческий костяк корпуса — три танковых бригады (три полка), которые и назывались: Свердловская, Челябинская, Молотовская (Кунгур и окраины). Корпус получил боевое крещение на Курской дуге и дошел до Берлина.

А Мегану далеко до истории, он общается с соседом Меганом на своем автомобильном языке: «Что, и в Тобольске не бывал? Ну, ты, блин, и немец…».

Бернбург не обманул моих воспоминаний — красивый провинциальный немецкий город.

Как и положено каждому немецкому городу, в Бернбурге есть свой замок.
Кстати, это река Зале (Заале), которая протекает западней знаменитой Эльбы.

Выехали из Бернбурга в 11:15 (07:15).

Общее направление держим на Нордхаузен. Чтобы увидеть что-нибудь, кроме автобанов, стараемся ехать по небольшим дорогам через гористую и лесную, центральную часть Германии.

Чудеса — в центре Германии, реально, горы, лес и серпантин.

Проехали горы, опять открываются красивейшие равнинно-холмистые пейзажи.

Опять автобан.

В Восточной Германии до сих пор большинство автомобилей, как бы сказать, … достаточно скромны. Из новых марок изредка разъезжают там, и достаточно лихо, Шкоды Октавиа. По ощущениям, простите, все тычу Свердловском, надо же с чем-то сравнивать, у нас гораздо больше дорогих авто, чем, например, в Берлине.

Совершенно другое дело — Западная Германия, даже еще на подъезде ее обеспеченность видна по все более увеличивающемуся количеству не просто хороших автомобилей, но или уникальных, или ретро, или спортивных, а уж версий хороших автомобилей в исполнении кабриолет стало неприлично много. Зато стало гораздо меньше велосипедистов, но все равно в разы больше, чем у нас.

Приехали в Вупперталь. Когда бронировал гостиницу, не подозревал, что это родина Энгельса. Оказывается, не только это не подозревал, Вупперталь — это единственный город в Европе, имеющий Швебебан.

Швебебан — такая подвесная, монорельсовая, «трамвайная», «железная» дорога, идущая далеко, над протекающей местной речкой Wupper, объединяющей исстари местные поселки, превратившиеся в город. Смотреть на трамвайчики, особенно когда они встречаются, гораздо страшнее, чем ехать внутри.

Понятное дело, проехались…, на общественном транспорте, как на аттракционе.

Разве девушка, набирающая смс любимому, не свердловчанка? Если скажете, мол, нет, — то, однозначно, из Новосибирска!

Мои же девушки под впечатлениями никак не могут уняться — после того, как поселили меня, уставшего от перехода в гостиницу, выпросили свободы, евро, и пошли по Вупперталю шоппинговать. Редкий случай, когда я их отпустил, но, слава Богу, они вернулись живыми и радостными от того, что приобрели очередные глупости.

Заселились в гостиницу «McDreams Hotel Wuppertal City», 106 евро за две ночи на троих. 51.25062, 7.12875. Несмотря на скромные расценки, очень неплохая гостиница, но, к сожалению, Меган припаркован на неохраняемой стоянке. Стоянка платная для смертных немцев, нам же выдали карточку, которую надо положить под лобовое стекло — дескать, мы блатные. Успокоились тем, что в Германии порядок почище белорусского, ура в том, что мы не ошиблись.

При заселении вышла смешная история. Девушка на ресепшн, не владеющая английским, позвала другую, владеющую им. Обе милые, желающие помочь. Первый и последний раз за поездку, когда по правилам отеля необходимо было занести данные о нас в компьютер, все со слов, паспорта никому и нигде не нужны. Я, еще не имея достаточного опыта в общении с непонимающими, как-то инстинктивно старался, главное, чтобы я понял сам. Таня оказалась за Ольгой, стоящей рядом, но совершенно ничем не владеющей. Более или менее, беседа продвигалась, адрес девушка предложила мне написать латынью на бумаге. Но, когда дело дошло до индекса, я, обрадовавшись, что понял сразу, начал твердить его по-русски. Таня позже рассказывает: «Я понимаю, что тебя несет, сделать ничего не могу, но когда она, пытаясь все же понять, начала медленно и вдумчиво за тобой повторять по-русски «шестьсот двадцать сто сорок шесть», я чуть не упала».

Пройденный маршрут: Берлин, Магдебург, Бернбург, Нордхаузен, Кассель, Дортмунд, Вупперталь.

Итого за день: 661,8 км, 92,2 км/ч, 47,1 л, 7,1л/100км.

Суббота 20 июля. День девятый. Кёльн.

Стартовали относительно поздно, в 10:24 (06:24), а в 11:00 (07:00) уже приехали в Кельн. Въехав в город, припарковали Меган на стоянке возле Lidl. А сами поехали на метро в центр. На надземной станции (просто остановочной площадке) не было автоматов по продаже билетов, был один автомат в вагоне, но он был чрезмерно гостеприимен — не захотел брать с нас плату, выплевывая все деньги обратно…, пришлось ехать зайцами.

Вид на кельнский собор через Рейн. Справа мост Гогенцоллернов.

Мост увешан замками влюбленных полностью, что называется «живого места нет».
Понятное дело, есть надписи и по-русски, даже сами можете найти.

Собор Святого Петра и Богоматери, самый высокий в Европе и третий в мире по высоте, построен в традиционном готическом стиле. Начало его строительства приходится к середине 13-го века, как раз тогда, когда татаро-монголы катком прошлись по Руси. Собор— одно из немногих зданий, уцелевших во время войны. Уцелел потому, что служил хорошим ориентиром для английских и американских летчиков. Впечатляющее сооружение.

Витражи внутри собора играют потрясающим светом. Не менее потрясающе играет орган.

Главный собор окружен соборами поменьше, стоящими от него чуть поодаль.

Идем по городу. Узенькие улицы, уличные ресторанчики, цветы, непередаваемая Западная Германия. Нам в очередной раз везет, к архитектуре в стиле «готика» стал экзотическим дополнением международный слет готов, организованный ими в Кельне. Когда возвращались по другой стороне Рейна, видели их сотни — старые и молодые, юноши и девушки. Многие приехали издалека на трейлерах, налаживали походный быт — им выделили место в парке, в самом центре города.

Чтобы не смутить добрых и ранимых готов, этих троих я сфотографировал исподтишка.

По нашему «русскому» английскому, далекому от совершенства, нас четко узнают наши бывшие соотечественники. А вот немцы (англичане, китайцы, индусы, а в дальнейшем французы) неоднократно со мной заговаривали и, услышав мой «их бин нихт ферхштейн», удивленно улыбались и говорили «сорри».

В школе и институте я учил английский, тогда это было модно, но честное слово, сейчас я об этом жалею. Немецкий достаточно хорош к изучению и, мне кажется, понятен. Прожив в Германии три дня, я четко улавливаю названия остановок, улиц и т.п. — дикция у немцев четче, чем у англичан, а это немаловажно.

Еще про язык. Немцы интересно здороваются, они буквально говорят «алё», как мы по телефону, и уже затем «гутен так». Видимо «алё» это английское «хеллоу». При этом «алё» у них получается как-то очень весело.

Вообще, английский мало помогает, так как понять его можно только с русским произношением. Немецко-английский немного другой, я уже не говорю про франко- английский. Выручает международный язык жестов, вперемешку с отдельными немецкими словами. Главное улавливать суть и быть, что называется «в теме».

Шарманщик.

Зашли в кафешку. Ольга очень хотела попробовать яблочный штрудель. И в этом нам повезло.

К метро возвращались по канатной дороге через Рейн.

В 17:20 (13:20) выехали обратно в Вупперталь.

Пройденный маршрут: Вупперталь, Кёльн, Вупперталь.

Итого за день: 91,9 км, 68,9 км/ч, 6,6 л, 7,2л/100км.

Воскресенье 21 июля. День десятый. На Париж.

Простившись, с понравившейся нам родиной Энгельса, выехали в 08:00 (04:00). Путь наш лежит на запад.

Успев пересечь кусочек Нидерландов, «ни свет, ни заря», мы в Бельгии!

Где-то в Бельгии у Мегана произошло знаменательное событие — он прошел первые сто тысяч километров. Получилось символично, не где-нибудь, а в Бельгии.

Обширная сеть качественных дорог, очевидно, прямо влияет на автомобильный вкус европейцев. Джипы на дорогах крайне редки, основная масса автомобилей — это легковые с кузовом универсал или хэтчбек, седаны попадаются реже. Скорости высокие, на скоростях за 130км/ч расход топлива увеличивается, и зависит от аэродинамики автомобиля, а топливо дорогое, поэтому немцы, бельгийцы и французы, в основной своей массе, не ездят на джипах, а выбирают обтекаемые автомобили, имеющие возможность развивать скорость за 200км/ч. Кузов универсал, видимо, также выбирается из соображений практичности.

Очень многие везут с собой велосипеды, установленные на специальном креплении сзади, или, что реже, на крыше. В Бельгии стало попадаться много автомобилей с прицепами типа трейлер, а ближе к морю с катерами и яхтами. Попадались домики, установленные на шасси грузового автомобиля.

Образец европейского путешественника.

В 11:40 (07:40) приехали в бельгийский Остенде взглянуть на Северное море.

Город только просыпается, народ на пляже занимается бегом, делает зарядку и просто гуляет. Море, видимо, в результате отлива ушло далеко от берега. По пляжу ездит трактор и боронит песок, оставляя за собой широкие дорожки. Ездит он без всякой системы, по кривым. Зачем, это осталось для нас загадкой. Загадкой осталась и цель поисков мужчины, бродившего по пляжу с металлоискателем.

Море, чайки, красота, покой, безмятежность и умиротворение. Уезжать не хочется.

Перекусив дорожными запасами на скамейке с видом на море, двигаемся дальше.

А вот уже и Франция.

Едем взглянуть на Ла-Манш, вдруг и Англию увидим?

Такое вот круговое движение, судя по следам от шин, многие едут почти прямо.

Затратив на дорогу чуть более часа, в 14:13 (10:13) приехали в Виссан, деревушку под Кале.

Ла-Манш встретил туманом и свежим ветром. Англия, плотно укутавшись, не дала на себя взглянуть, но оправдала свое прозвище «туманный альбион». Народ уже подтянулся отдыхать, на лицах видим растерянность, видимо, такая погода для многих стала неожиданностью. Лишь ребята на каяках рады волнению на море, смело гребут дальше от берега.

Погуляв около часа, с сожалением распрощались с Ла-Маншем и двинули на юг, на Париж.

Французские автобаны не уступают немецким, но, к сожалению, в основном платные и скорость ограничена 130км/ч. За все перемещения по платным дорогам Франции отдали около 60 евро.

Около 18:00 (14:00) въехали в Париж.

Организация движения в Париже никакая, не зря об этом предупреждали на форуме. Только благодаря навигатору, который быстро прокладывал новые маршруты и наитию, удалось в 18:45 (14:45) добраться до гостиницы, которая оказалась так себе, да еще в арабо-негритянском квартале, называемым по-русски «Малакоф».

«Parc Even», стоимость трехместного номера 130 евро за две ночи. 48.82225, 2.30224. Гостиница не просто так себе, а вообще никакая. Лестница на второй этаж шатается, когда поднимался с чемоданом, думал, что развалится, в номере не развернуться, француз на ресепшн грубоватый, но что поделаешь, издержки — Париж есть Париж. Вдобавок обманули со стоянкой. На сайте обещали платную стоянку, на деле оказалась бесплатная неохраняемая общественная парковка в подвале под местной почтой. Наличие французского населения нефранцузского происхождения не внушало доверия и заставляло сильно переживать за Меган, но Бог миловал, все обошлось.

Заселившись в гостиницу и запарковав Меган, пошли искать магазин, чтобы купить продуктов на вечер. После чистой Германии глаз резал валяющийся повсюду мусор. А магазинов нет. Точнее, они больше напоминают лавочки, но и они закрыты. Время, по-местному, еще четырех дня нет. Чудом набрели на заправку, а на ней увидели более-менее нормальный магазинчик. Порадовались и за Меган, уже зная, где его можно будет заправить.

Пройденный маршрут: Вупперталь, Антверпен, Остенде, Дюнкерк, Виссан, Абвиль, Амьен, Париж.

Итого за день: 767,0 км, 96,6 км/ч, 52,9 л, 6,9л/100км.

Понедельник 22 июля. День одиннадцатый. Париж.

У Мегана выходной. Идем пешком гулять по Парижу. А он-то, оказывается, красивый!

Начали с Александровского моста. Он был подарен французам в знак дружбы Николаем II и назван в честь его отца Александра III. Французы, в свою очередь, построили мост в Санкт-Петербурге. Архитектура моста очень напоминает архитектуру многих сооружений в Питере и очень красива. Сейчас мне стало понятно значение выражения «гнуть понты» — мост называется «PONT ALEXANDRE III». Если серьезно, то, как Вы уже догадались, «pont» с французского переводится как «мост».

Госпиталь ветеранов, построенный еще Наполеоном.

И, конечно, Эйфелева башня. Вживую, она оказалась гораздо красивее, чем представлялась по рекламным фотографиям. Думали, железяка железякой, а она вся такая ажурная и достаточно воздушная. Если из нее убрать лифты, она улетит, но французы об этом позаботились, ее не отпустят стражи — стоящие вокруг нее строем квадратные деревья.

Долго фотографироваться и, тем более, забираться на нее, я своим девушкам не позволил, за что они на меня долго обижались. Очень хотелось посмотреть другие достопримечательности, а время, к сожалению, ресурс ограниченный.

От Эйфелевой башни, к собору «Notre Dame de Paris», решили проехать на городской электричке, которая идет вдоль Сены. Ехать условно недалеко, двухэтажный электропоезд комфортен, но на третьей остановке народ куда-то исчезает, а затем, в вагон заходит уборщик араб и говорит: «Finish». Со второго раза мы его поняли и вышли из поезда, уже тому радуясь, что нас не увезли в какое-нибудь депо или отстойник.

На лицах у нас была такая растерянность, что пробегавший мимо француз запнулся, остановился и стал объяснять на английском про ремонт пути, про то, что организована работа «counter bus», который бесплатно довезет нас до места, и что для этого нужно идти по следам, нарисованных на полу, босых ног. Все получилось, в конце дорожки «босых ног», уже на улице, нас ждала девушка в ярко-желтой жилетке, которая… направила нас вдоль квартала. В борьбе за существование мы увязались за английской группой, такой же потерявшейся. Но, не так далеко, именно в том направлении, в котором нас отправила первая девушка, нас ожидала примерно такая же вторая, которая и посадила нас на автобус, терпеливо ожидавший бестолковых туристов.

На мой вопрос: «Екс`къюзми, Нотр-Дам?» — водитель автобуса, желающий искренне помочь, перемежая свою лексику непереводимым французским фольклором, из которой мне был понятен только его жест, указал нужное направление. Верной дорогой идем, спасибо ему и тому французу, который чуть не упал, взглянув на наши лица, но остановился и помог.

А вот и сам Нотр-Дам-де-Пари. Из-за большого количества желающих, почти вплотную к главному входу, построены деревянные леса, выложенные амфитеатром.

Впечатляющее сооружение, построен, как и Кёльнский собор, в готическом стиле. Безусловно, Кёльнский собор будет покруче, пускай хоть и не намного. Но, как мне показалось, Нотр-Дам светлее и праздничней, своего более темного и, как бы, траурно-трагичного собрата. А еще, оказывается, Нотр-Дам начали строить аж в 1163 году, это не то, что до татаро-монгольского нашествия на Русь, это гораздо раньше — в расцвет первых крестовых походов, после второго похода на Святую землю, перед третьим. Со всей любовью к своей Родине, я вынужден признать, что у нас мало какое сооружение таких масштабов может похвастаться таким возрастом.

Мне одно непонятно в готических соборах — зачем химеры, гарпии и, не знаю, какие-то еще твари, со старающимися напугать мордами, не только запечатлены на стене вместе с ангелами и святыми, но и высовываются, нависая над проходящими. Напоминание об аде и муках? Какого неясного ад и бесы делают в святом месте? Мне непонятно. Видимо, мешают понять менталитет, привычка мыслить определенным образом, штампы.

Сколько же, все-таки, в Европе двухколесной техники.

Покидаем остров Сите, спускаемся в метро и движемся к базилике Сакре-Кёр.

Базилика Сакре-Кёр (базилика святого сердца) построена в честь жертв франко-прусской войны 1871 года, в результате которой, произошли объединение Германии и потеря Францией Эльзаса и Лотарингии. Базилика построена в византийском стиле, ну а, как ни крути, Русь является наследницей византийских традиций, поэтому архитектура базилики привычней для нас.

Вид со ступеней базилики на Париж.

Электромобили на заправке — и заправляются, и за стоянку платить не нужно.

Жарко, возле главных достопримечательностей бутылочка воды 0,5л по 4-5 евро. Но, если быть внимательным, можно натолкнуться на колонку с питьевой водой. Ну, очень много арабов, даже не арабов а, как это сейчас политкорректно говорится, афро-французов, черных-пречерных. Промышляют, чем могут, и водой, и сувенирами, и какими-то бечевками, которые достаточно нагло навяливают, мужчин еще остерегаются, а одиноких женщин и девушек буквально хватают за руки.

Париж на второй день, в общих чертах, реабилитировал себя в наших глазах. Можно сказать с уверенностью — красивый город, его бы немного почистить…

Приехали в Малакоф, сходили проведать Меган, заправили его, подготовив к завтрашнему дню.

Вторник 23 июля. День двенадцатый. На Плугастель.

Встали достаточно поздно, так как нас уверяли, что парковка под почтой закрыта на ночь до шести утра. Позавтракали, собрались и стали ждать французского утра. Когда ждать надоело, оставили Таню в гостинице и пошли с Ольгой проверять надежность ночной охраны муниципальной стоянки. Так и есть, «заходите, добрые люди, берите, что хотите» — дверь на входе настежь открыта, на стоянке темно, хоть глаз коли, автоматические ворота изнутри открываются кнопкой — идеальные условия для лихих людей.

Но, слава Богу, Меган жив-здоров. Едва не обрушив ветхую лестницу отеля и явно разбудив его обитателей ее жалобным скрипом, грузимся в Меган и двигаемся в 09:51 (05:51) на запад.

Пересекли гринвичский меридиан и оказались в Западном полушарии. В 13:00 (09:00), проехав 318,5 км, въезжаем в Витре — это первая цель нашего сегодняшнего перехода.

В Бретани Франция немного другая, и уж совсем не походит на Бельгию и Германию.

Идем по утренним улочкам этого провинциального городка.

Уже знакомые нам гарпии с любопытством смотрят на нас с древних стен местного собора — им, бедолагам, на самом деле, скучно.

Древние стены старого города.

Налог брался с площади участка земли, занимаемой домом, поэтому многие вторые этажи опираются
на сваи-колонны, которые в счет налогообложения не идут.

Витре. Вид с городских стен.

В 14:10 (10:10) выезжаем из старинного Витре и переезжаем совсем недалеко, в хрустальный Фужер. Еще паркуя Меган, я чуть не сломал шею, глядя на внезапно открывшиеся стены и башни. Таких мощных и неприступных крепостных сооружений я еще не видел. Как их брать-то с мечом и арбалетом? И ни фужера, ни хрусталя — кругом монументальность и незыблемость.

Улочки под замком.

Проходим по мосту внутрь замка. Что-то типа водяных мельниц.

Стоять на башнях жутковато — высоко, балкон башни выступает за ее пределы, и в полу отверстия для метания стрел, камней и слива кипящего масла на головы врагов.

Вид с одной из наиболее высоких башен.

Выехали в 16:10 (12:10) из по-настоящему рыцарского Фужера, а уже в 16:55 (12:55) были в «Le Mont-Saint-Michel». Это уже одно из самых раскрученных мест и именно поэтому жутко нам не понравилось, не самим памятником, а организацией.

Все сделано для того, чтобы задержать туристов на день-два и дольше, и конечно, все сделано для того, чтобы максимально облегчить кошельки туристов. Стоянки организованы километров за 10-12 от аббатства, затем необходимо, через массу кафе и магазинчиков с сувенирами, идти километра два до автобусной остановки. Затем, нужно ехать на автобусе километров 7-8, а если не хочется ждать длиннющей очереди, то эти восемь километров придется идти пешком. Коммерциализировано все донельзя. И цены нешуточные.

Аббатство, по определению, должно возвышаться над морем. Но, с морем у них что-то случилось, ведутся какие-то работы, то ли осушают, то ли наоборот. В итоге, аббатство стоит просто в грязи, я бы сказал в море грязи. Жаль, наверное, раньше было красиво.

Вдоволь находившись, и полюбовавшись аббатством километров с трех, решили идти обратно, так как ехать еще достаточно — конечная цель нашего сегодняшнего перехода Брест французский.

Выбрались из Сен-Мишеля в 18:00 (14:00). Следующий пункт у нас по плану — форт Ла-Лат, не считая Ольгиных «хочу всё». Но, не все коту масленица, на узких провинциальных дорогах, с частым ограничением скорости, населенными пунктами и круговыми развязками, появилась масса французов, желающих ехать отдыхать к морю и тянущих за своими автомобилями трейлеры, катера и яхты.

Сказались поздний подъем и выезд, потеря времени в Сен-Мишеле, затрудненное движение по узким дорогам — появилась опасность опоздать на заселение в отель. Не доехали до форта Ла-Лат всего 17 км. Нервы мои не выдерживают и я, не обращая внимания на надутые губы моих девушек, разворачиваю Меган и еду в направлении Бреста. Выбрались с узких дорожек, вышли на автомагистраль, зажгли, вроде бы успеваем — на душе стало легче.

А вот уже и Брест, … Брест-2.

Тезка белорусского Бреста, Атлантический океан и самая западная точка материковой Франции — моя вторая самоцель.

Французское поле. Вид из окна отеля.

Закупив продукты в подвернувшемся по пути Lidl, приехали в Плугастель, пригород Бреста, где нас ждал самый уютный отель из всех в нашем путешествии. «Brit Hotel Iroise Brest», 48.38165, -4.37874, трехместный номер за две ночи 124 евро. В холле, на лестнице и в просторном номере интерьер выполнен в морской тематике. Меган отдыхает на закрытой стоянке за отелем, прямо под окном.

Пройденный маршрут: Париж, Шартр, Ле-Ман, Витре, Фужер, Сен-Мишель, Сен-Мало, Сен-Бриё, Морле, Брест, Плугастель.

Итого за день: 671,1 км, 87,4 км/ч, 47,1 л, 7,0л/100км.

Среда 24 июля. День тринадцатый. Атлантика Бретани.

Сегодня у нас праздник — едем к Атлантическому океану, к самой западной точке материковой Франции и самой западной точке нашего путешествия. Ехать всего ничего, так, прогулка, больше времени останется на общение с природой. У моих уже накопилась усталость, особенно у Тани, подъем и построение вверенного мне личного состава приходится осуществлять, прикладывая значительные усилия, и главное, строй нарушают и идут иногда не в ногу.

Дороги стали еще уже, совершенно без обочины и, иногда, шириной для проезда лишь одного автомобиля.

Вот он, красавец.

Скалы и крутые обрывы не дают подступиться к воде.

Край земли, край маршрута.

Ветра нет, океан спокойный и мне захотелось взглянуть на него поближе. Оставив Ольгу с Таней наверху и настрого запретив им спускаться за мной, сам по камням полез вниз к воде.

Еще метров пять…, опасно, блин.

Когда до воды осталось, по вертикали, около метра, а мои девушки давно скрылись наверху из виду, стал наблюдать за волнами, разбивающимися о камни, все серьезнее обдумывая, не искупаться ли мне. Когда я уже почти созрел, очередная волна внезапно наполнила нишу из камней, как раз там, где я прикидывал сложить одежду и, разбившись о камни, обдала меня брызгами. Такое недвусмысленное предупреждение привело меня в чувство и я, отрезвев, полез обратно наверх.

Поверхность океана оказывается не совсем ровная. Наряду с небольшими волнами, есть большие, которые сами покрыты волнами поменьше. Даже на фотографиях видно, если смотреть вдаль, что поверхность океана как бы слоеная, вода лежит пластами. Одна из больших волн, очевидно, и пришла издалека.

Двигаемся вдоль побережья. Видим, что в небольших бухтах есть песчаные пляжи, но обрывы круты и к песку не спустишься. Все же находим бухту с совершенно пустынным пляжем, на котором золотится песок, как в красивом художественном кино.

Наконец-то, я искупался. Кроме меня, в воду больше никто не полез, Ольга с Таней лишь ноги помочили — вода очень холодная, видимо, у Гольфстрима выходной. Но это же не мешает нам, сибирским монстрам, полторы минуты поплавать в океане и пулей вылететь из него, успокаивая зубы, которые друг на дружку не попадают. Зато после такого заплыва, походить по колено в воде по прибою — изысканное удовольствие.

Волн почти нет, очевидно, тают на пляжном мелководье. А вода не только очень холодная, она еще и жутко соленая.

Двигаемся дальше вдоль побережья, открываются все новые и новые красивейшие виды. Океан, природа, растительность — все потрясающе.

День, с утра немного мрачноватый, разгулялся. Погода нам благоволит, вместе с ясным и солнечным небом установила привычные для уральцев летние 22-24 градуса. А знали бы Вы какой здесь воздух, как здесь дышится.

Места пошли пооживленнее, стало видно присутствие человека.

Видимо, время отлива. Это видно по ручью, каждый раз находящему, во время отлива, новое русло. Точнее, по камням в нем, на которых кое-где остаются пирамидки песка, нанесенного приливом. Пирамидки стоят вниз головой.

Приехали к городку Ле Конке, напротив которого расположен мыс, где мы запланировали прогуляться еще дома.

Что называется — «довольный, как слон». Как нам, слонам, не быть довольными — сам! дошел до края, да еще девчонок своих выгулял.
Моему настроению рады даже французские собаки, которые так и норовят попасть в кадр с русскими туристами.

Маяк и, очевидно, остатки какого-то старого форта.

Видим большой красивый пляж и подходы к нему, хочу еще раз искупаться.

На пляже достаточно много местных, но они не купаются, а что-то роют в песке — очевидно, выкапывают какие-то морепродукты, принесенные приливом.

Да, океан это что-то…, сказка какая-то, особенно для нас, неизбалованных морем.

Прощай Атлантика, поворачиваем колеса Мегана на Восток.

На обратном пути заехали взглянуть на Брест-2. Его везде позиционировали как крупный океанский порт. Ожидали увидеть какие-то промышленные виды. Но, как и его тезка в прошлом году, Брест поразил нас красивыми видами города, старого порта и фортов, охраняющих вход в него.

Приехали в Плугастель в 19:15 (15:15), заправили Меган, закупили продуктов, подготовились к завтрашнему переходу.

В Бресте-2 стоимость литра 95-го 1,616 евро. В Германии 95-ый попадался по 1,78 евро. В колонке отображаются пальмы и скалистый рельеф местности.

Пройденный маршрут: Плугастель, Атлантика Бретани, Ле Конке, Брест, Плугастель.

Итого за день: 78,2 км, 34,6 км/ч, 7,2 л, 9,2л/100км.

Четверг 25 июля. День четырнадцатый. На Блуа.

Выехали в 08:15 (04:15). Всю ночь шел сильнейший дождь, продолжавшийся и утром, поэтому ехать перед рассветом было мрачновато, а светает здесь значительно позднее, чем, например, в Польше, несмотря на один часовой пояс. С рассветом дождь прекратился, и стало повеселее.

Идем на Блуа, по пути исследуя замки долины реки Луары — настоящей Франции, откуда Жанна д`Арк начала возрождать ее государственность.

Прямо в отвесных скалах — дома, кафе, и конечно пещеры. Скоро будем в Восточном полушарии.

12:55 (08:55), 450км, приехали в аббатство Фонтевро, место погребения Ричарда Львиное Сердце.

Немного погуляли, познакомились с местным котом и поехали дальше.

В 13:47 (09:47), 472 км, приехали в замок Шинон.

Замок немного художественней Фужера, декорирован надувными драконами, но все равно впечатляет. А главное, впечатляет его интереснейшая история, тесно вплетенная в историю Франции. Обрывки из нее... Построенный на месте старинных римских укреплений, замок, с незапамятных времен, переходил из рук в руки, в том числе и в результате осад. В 1308 году, после краха ордена Тамплиеров, в подвалы замка были брошены многие братья-рыцари. В 1429 году здесь произошла первая знаменитая встреча Жанны д`Арк с будущим королем Франции Карлом VII. Именно в это время замок является королевской резиденцией и переживает пик славы. В 17 веке переходит в собственность кардинала Ришелье и становится его домом, затем переходит к потомкам кардинала и постепенно разрушается. Работы по реконструкции ведутся с середины 19-го столетия.

Я уже говорил, что стоять на балконах башен жутковато — этот замок не исключение.

Едем дальше, в замок Амбуаз.

Тему про французские парковки обойти не могу.

Амбуаз.

Подкопаться не к чему — мощный, красивый замок, также королевская резиденция. Как утверждается, здесь Леонардо да Винчи писал «Джоконду», здесь умер, здесь и похоронен.

Амбуаз — ты нам понравился.

Замки можно увидеть повсюду, точного их количества сказать никто не может, иные совсем разрушены, но с гордо поднятым флагом с лилиями.

Выехали из Амбуаз в 19:15 (15:15), а в 19:40 (15:40) были уже в Шенонсо. Судя по Интернет, очень красивый замок, но, увидев массу народа, огромные площади и, уже знакомую нам по Сен-Мишель, удаленную организацию парковок, да еще ввиду пройденного расстояния и позднего времени, в Шенонсо мы не пошли. Благодаря полученному опыту и из-за насыщенности от впечатлений, решение это было легким, и даже уставшая Таня меня в этом решении поддержала, несмотря на крайнее удивление нашего культмассового сектора — Ольги.

Про энергию. Ольга молодец — оптимист. Но, ничто в нашем мире ниоткуда не берется — закон сохранения энергии. Как только мы садимся в Меган, у Ольги закрываются глаза и она уносится в царство Морфея. Как только у нее глаза открываются, держись — столько посыплется предложений, вводных и хотелок, что «мама не горюй».

Приехали в Блуа. Гостиница с нескромным названием «Hotel Balladins Blois Sud / Saint-Gervais» так себе, на троечку с плюсом — промышленный район, трасса под окном, шумно, но Меган стоит рядом под окнами на парковке перед входом. И, уж конечно, гостиница гораздо лучше парижской, нет сравнения. 47.56561, 1.37260. Трехместный номер, за две ночи — 108 евро.

Пройденный маршрут: Плугастель, Кемпер, Лорьян, Ванн, Нант, Анже, Фонтевро, Шинон, Амбуаз, Шенонсо, Блуа.

Итого за день: 617,7 км, 82,7 км/ч, 43,9 л, 7,1л/100км.

Пятница 26 июля. День пятнадцатый. Блуа.

В течение долгих лет, читая мой отчет, утомился читатель, что уж тут говорить о моих девушках — они не только не строем и не в ногу, а вообще никак. Ольга еще более-менее поднялась, а Таню еле растолкал. Выехали в центр Блуа аж в 11:34 (07:34).

Еще в школе в меня были вложены знания, что тридцать девять Европ с легкостью уместятся на территории Тюменской области. Это какая-то брехня, товарищи — оказывается Европа большая, я уже не говорю о том, что она гораздо более насыщенная и плотная, мы прошли лишь часть ее, а есть где утомиться.

Немного не доехав до исторического центра, припарковались с краю проезжей части, в ряду других местных автомобилей. Упомянул я об этом, чтобы развеять миф о трудностях паркования автомобиля в Европе. Уверяю Вас, что, имея определенный опыт паркования в центральной части Екатеринбурга (ну и, если, не дай Бог, в Москве), Вы не полезете внутрь собора Парижской Богоматери с надеждой быстро найти место для стоянки Вашего автомобиля. С парковками, по крайней мере, для туриста готового немного заплатить и (или) думающего головой, все обстоит вполне нормально.

Еще про штампы и стереотипы.

Зная, что мы будем во Франции, и перед выездом видя в домашних магазинах ломящиеся полки популярного спиртного напитка, одним из моих желаний было привезти издалека, …что бы Вы думали? — правильно, коньяк. Но, не тут-то было, или я такой невезучий или коньяка в северной полу-Франции нет. Есть, одиноко стоящие, подарочные бутылки «Хеннесси», такие же дорогие, как и у нас, и все.

И не рассказывайте мне про французскую провинцию Коньяк, про права на наименование, про то, что коньяк у них называется бренди. Бренди тоже практически нет. Есть море вина, сколько-то немецкого пива и совсем немного шотландского виски и русской водки. В Германии картина почти наоборот: море пива, сколько-то французского вина и, опять же, совсем немного шотландского виски и русской водки.

Та же участь постигла Таню, которая из Франции хотела привезти в подарок подружкам… духи. Тут уже я расписывать в подробностях, что за духи она искала, не могу, но видел, что все ее многочисленные попытки приобрести оный продукт, были тщетны.

А Блуа-то каков — книги Дюма наяву! Бродишь по городу, и такое ощущение, что в следующую секунду, из очередной узкой улочки выйдут семнадцать д`Артаньянов и Портос и прирежут тебя, к канальям, только за то, что у тебя нет шпаги — а не то бы вызвали тебя на дуэль и прирезали, как положено.

Кстати, муссируется, что Блуа — это родина героев Дюма, графа де Ла Фер и виконта де Бражелон. По крайней мере, у Дюма название этого города мелькает миллион раз.

Блуа — это не просто провинциальный французский город, это душа старой Франции, душа ее истории.

Вы уже догадались? — да, это очередная королевская резиденция, по-другому и быть не могло, на сей раз герцога Орлеанского, ставшего затем королем Франции под именем Людовик XII.

Гвардейцы, под командой графа де Рошфор, строятся в караул в переулке за углом.

Прощаемся с Блуа, вспоминая слова «русского д`Артаньяна»: «Жизнь пуста, если в ней нет место подвигам и приключениям». Слава Богу, приключений он нам дал, и в этом походе тоже.

Жаль расставаться с Блуа, душа Франции — ты нам понравился, мы обязательно вернемся. Эх, как жаль, что навряд ли…

Приехали в Шамбор, королевский охотничий «домик», который расположен совсем неподалеку от Блуа.

И здесь не обошлось без Леонарда да Винчи — на фото знаменитая лестница, спроектированная им, где люди, поднимающиеся по разным виткам лестницы, видят друг друга из окон, но, пока не поднимутся, никогда не встретятся.

Строительство Шамборского замка началось в 1519, и было закончено в 1547 годах. Глядя на такие «домики», и вспоминая, что большинство людей в то время жило в жалких лачугах, имея минимум скарба, а то и вообще в землянках, становится абсолютно понятен механизм созревания революций.

Маршалы, сановники, генералы старой гвардии присягают на верность сыну императора, Наполеону II. Мне кажется, делали они это искренне. Им бы сказать, они бы никогда не поверили, что тот, кому они присягают, будет смешон, в сравнении с великим.

Пройденный маршрут: Блуа, Шамбор, Блуа.

Итого за день: 49,9 км, 32,0 км/ч, 4,8 л, 9,6л/100км.

Суббота 27 июля. День шестнадцатый. На Мюнхен.

Старт 06:56 (02:56). Ничего примечательного, просто едем по автобанам Франции и Германии на ее Юг, в Баварию. Ерунда какая — это так просто, особенно для тех, кто целый год скучал о дорогах Помпасии и полтора года назад даже не помышлял о дорогах Западной Европы.

Прощай, Франция.

Здравствуй, Бавария.

Поле. Бавария. Красота.

Ого…, пробки в Европе! — мы в них попадаем впервые. Стоим…, уже привыкшие к отсутствию ограничений.

Мюнхен, как и Екатеринбург, численностью всего-то в полтора миллиона человек, несмотря на гораздо более крутую дорожную инфраструктуру, имеет такие же, как и у нас, знакомые нам проблемы с чрезмерной насыщенностью транспортного потока.

Рано или поздно, все заканчивается, — прорвались, поехали…

Приехали в Мюнхен и заселились в «B&B Hotel München Nord» в 18:50 (14:50), 48.18651, 11.60611. Трехместный номер, за четыре ночи — 328 евро. Под отелем, на закрытой подземной стоянке с кодовым ключом для въезда и выезда, паркуем Меган. С парковки, минуя ресепшн, до этажа, на котором находится наш номер, можно добраться лифтом. Очень удобно при заселении, а учитывая, что номер сдавать не нужно, еще удобней при выселении. И в остальном, очень неплохой отель. Будем в Мюнхене, обязательно выберем только его.

Пройденный маршрут: Блуа, Орлеан, Труа, Лангр, Нанси, Страсбург, Карлсруэ, Штутгарт, Ульм, Аугсбург, Мюнхен.

Итого за день: 1008,4 км, 93,2 км/ч, 71,9 л, 7,1л/100км.

Воскресенье 28 июля. День семнадцатый. Кенигсзее.

Из отеля выезжаем в 10:20 (06:20) на Юго-восток, в общем направлении на австрийский Зальцбург.

На юго-восток по Мюнхену, прямо через город, идет отличная трасса, кое-где с высокой разрешенной скоростью.

Чтобы не заморачиваться виньетками, немного не доезжая Австрии, сворачиваем с автобана на юг. Дорога, хоть и сузилась, по-прежнему отличная, да еще с шикарными видами.

В 12:20 (08:20), проехав 164 км, прибыли к нашей главной цели на сегодня — к озеру Кенигсзее.

Все прогулочные катера оснащены бесшумными электродвигателями — борьба за экологию. Садимся в один из них, и нас везут через все озеро на другой его конец.

Вода чистая и прозрачная, почему-то немного зеленая, а виды открываются фантастические и потрясающие.

Где-то на середине озера, кораблик остановился, а гид-матрос, перед этим что-то долго рассказывающий сначала по-немецки, затем по-английски, заиграл на трубе — горы ему звонко вторили. «Это Ваш друг Вам отвечает?» — спросил его кто-то из англоязычных туристов. «Нет, это мой брат» — был ответ.

Пешком, по тропинке через ручеек, перешли к еще одному озеру, размером поменьше, полностью окруженному горами, уходящими в небо — здесь вообще сказка какая-то. Эти места пользуются огромным вниманием туристов, но мы успеваем задолго до пика посещаемости, хотя даже с нашим, чуть ли не первым, корабликом приехали человек тридцать.

На обратном пути, зашли на ферму к немецкой семье, ведущей здесь хозяйство, съесть по бутерброду с маслом и выпить молока, от коров пасущихся по соседству. Продукты натуральные, а сами немцы веселые, плещущие энергией, в национальных костюмах. Местная деревенская романтика: сидим за деревянным столом под открытым небом, с видом на чистейшее озеро, на высоченные отвесные горы, на альпийские луга, на коров с телятами и пацанов немцев в шортах.

День продолжили подъемом по канатной дороге на гору Дженнер, 1874 метра. Где-то неподалеку, на одной из соседних гор, располагается чайный домик фюрера или так называемое «Орлиное гнездо», массово посещаемое туристами. Выбрали Дженнер целенаправленно, народу здесь в разы меньше, а виды те же… — а какие фантастические открываются виды…, фотик лишь пытается их передать.

Вид с канатной дороги на искусственный пруд, расположенный на высоте более километра. Народ купается, загорает, наслаждается видом гор.

На верхнюю станцию приехали, но до вершины надо еще добраться, а на своих двоих все чувствуется совсем по-другому.

Внизу озеро Кенигсзее, где мы сегодня катались на кораблике.

Таня на вершине пика, а мы с Ольгой не дошли метров десять, удовлетворились достигнутым результатом — и так хорошо получилось.

Еще Кенигсзее.

И еще… Красота.

День заканчивается…, жаль, надо ехать назад, домой… в Мюнхен.

В 18:36 (14:36) выехали, вернулись в отель в 20:32 (16:32). На дорогах, по пути назад, видим, в разы возросшее количество желающих отдыхать, с трейлерами, катерами и яхтами на прицепах.

Пройденный маршрут: Мюнхен, Кенигсзее, Мюнхен.

Итого за день: 332,9 км, 84,2 км/ч, 22,7 л, 6,8л/100км.

Понедельник 29 июля. День восемнадцатый. Нойшванштайн.

Выезжаем с парковки примерно как вчера, в 10:16 (06:16). Путь, на сей раз, у нас лежит на юго-запад, к знаменитейшим замкам Нойшванштайн и Хоэншвангау.

Снова показались Альпы, немного другие, чем вчера, западней километров на двести, верхушки их срезаны густыми облаками.

Хоэншвангау — Лебединый замок. Не путать шван и швайн, как гласит русская пословица: «шван швайнье не товарищ».

Знаменитый Нойшванштайн — Новый лебединый замок.

Посещение Нойшванштайн организовано четко, но немного странно. Билеты на экскурсию продаются в городке внизу. Большое помещение, организация очередей, несколько окон, электронные информационные табло — все очень четко, но народу, несмотря на то, что по-местному достаточно рано, очень много, очередь идет медленно. Посещать замок можно только в составе экскурсий, а они либо языковые (русского нет), либо общие с аудио-гидом. Экскурсии четко по времени, опаздывать нельзя. В этом и странность, дело в том, что до замка надо еще добраться. Ходят повозки с лошадками, а по другой дороге ходит автобус, который курсирует туда и обратно.

Нам казалось, что, купив билеты за полтора часа до начала экскурсии, мы сможем добраться не торопясь. Но, нас опередила небольшая группа китайских товарищей, 1,5-2 млн. человек, которые приехали гуртом на автобусе с заранее купленными билетами и заняли очередь на автобус, идущий к замку, перед нами. Хотя водитель сам набивал туристов в свой автобус под завязку, очередь двигалась медленно. Дошла очередь до нас, и мы, также битком, поехали наверх — тот еще экстрим, водитель проделал этот путь, очевидно, миллион раз, знает каждый сантиметр и едет очень шустро по серпантину с крутыми поворотами, по узкой дороге только-только для проезда одного автобуса.

В пропасть не сорвались, доехали, от остановки к замку бегом, успели, перед входом человек пятьдесят.

Запустили нас точно в назначенное время, выдали аудио-гиды и минут за двадцать пять провели через замок, переводя из зала в зал опять же четко по времени. Очень жаль, что фотографировать запрещено, внутри замка есть на что посмотреть. Внутренний стиль замка не уступает наружному — красивейшая архитектура, картины с подвигами рыцарей, роскошные мозаики и фрески сочетаются с оригинальными идеями, например, одна из комнат выполнена в виде природного грота, подсвеченного с помощью электрических ламп, что по тем временам было ново и прогрессивно. В общем, для всех посещающих Нойшванштайн, его интерьер к просмотру обязателен, не пожалеете.

Замок достаточно новый, он построен во второй половине 19 века — воплощение мечты баварского короля Людвига II. Людвиг II проиграл войну с Пруссией, отстранился от управления страной, разорял ее воплощением своих фантазий в строительстве замков, и в конце концов, вполне закономерно был найден утонувшим в озере, но оставил после себя для нас настоящие сокровища в виде своих замков, да еще там, где их не затронули большие войны.

Вид с балкона Нойшванштайн.

Хоэншвангау. Замок, построенный отцом Людвига II.

Вышли из замка, можно спокойно пофотографировать.

Идем по горной дороге к мосту Марии. Он перекинут между двумя скалами над пропастью в 92 метра. Назван в честь матери Людвига II и был построен задолго до начала строительства Нойшванштайн. С балконов Нойшванштайн мост смотрится хрупким и изящным, а когда стоишь на нем с толпой народа, иногда стучится мысль — а вдруг?

Если случится «вдруг», падать будет больно.

Вот за этим видом лезут все на этот «чертов мост» — красиво без вопросов!

Вернулись в Мюнхен в 19:20 (15:20).

Пройденный маршрут: Мюнхен, Хоэншвангау, Мюнхен.

Итого за день: 288,0 км, 66,6 км/ч, 19,9 л, 6,9л/100км.

Вторник 30 июля. День девятнадцатый. Мюнхен.

У Мегана выходной. Сегодня, пожалуй, самый неспешный и настроенный на отдых день в нашем походе, этакое бабье лето перед грядущей серией дальних переходов домой. Выспались, позавтракали и пошли бесцельно гулять по столице Баварии. Планы на сегодня — поверхностный осмотр достопримечательностей в центре Мюнхена, шопинг девушкам, покупка родным и близким подарков и сувениров, и, конечно же, баварское пиво с баварскими сосисками, рульками и кнедликами — гуляем, тратим оставшиеся евро.

Война прошлась по Мюнхену утюгом — практически все здания это или новострой или восстановлены после войны практически из ничего.

Городская ратуша.

Ресторанчик «Августинер». Атмосфера царит как в кино про немцев.

Русскоязычных в Мюнхене, вдалеке от туристических достопримечательностей, стало попадаться в разы больше, чем, например, в Западной Германии или во Франции, я уже о Бретани не говорю. Как-то так получилось, что автомобилей с русскими номерами, после пересечения границы Беларуси с Польшей, не видели ни одного, пока не приехали в Мюнхен. А здесь, только на подземной стоянке отеля, за три дня видели три московских автомобиля и один из Оренбурга, весь в наклейках. Еще в первый день в Мюнхене, едем по улице, а из грузовика с немецкими номерами водитель кричит по-русски: «С какого региона?», Ольга ему: «Екатеринбург», — непонимание, Ольга: «Урал», — в ответ: «Ооо…».

О количестве русских в Мюнхене можно судить уже потому, что в автоматах по продаже билетов в метро доступен выбор меню на русском языке.

Закупили сувениры и недостающие подарки, немного побродили по магазинам, покупать особо нечего, не только мне, которому ничего не нужно, но и моим девушкам — все то же, что и дома, знакомые бренды, одинаковые цены.

Среда 31 июля. День двадцатый. На Лайбш.

Выехали в 07:40 (03:40), сегодня наш путь лежит на север, под Берлин. К хорошему привыкаешь быстро — едем все по тем же, уже знакомым нам, автобанам Германии.

Километров через пятьсот с гаком, свернули с автобана и углубились в провинциальную Восточную Германию, что под Берлином.

Ехать, наблюдая за местной жизнью, хотя и медленней, но гораздо интересней…

… и гораздо веселей.

И все на сегодня. Лайбш был выбран как перевалочный пункт для завтрашнего дальнего перехода. Приехали в 16:00 (12:00), заправили Меган, пообедали в ресторанчике при отеле, заселились и пораньше легли спать, хотя и не хотелось. «Hotel Zum goldenen Stern», 52.08137, 13.87466. На заявленные три звезды не тянет, все достаточно скромно, но нам нужно лишь переночевать, этому отель вполне соответствует, особенно цена в 70 евро за ночь в трехместном номере. Хозяева отеля русскоговорящие, и мы засыпали под фон сначала внутрисемейных разборок «кто больше сделал, а кто филонит» между двумя женщинами, а затем под фон любезничания русских ребят туристов с хозяйской дочкой.

Пройденный маршрут: Мюнхен, Ингольштадт, Нюрнберг, Хоф, Хемниц, Дрезден, Люббен, Лайбш.

Итого за день: 601,6 км, 97,8 км/ч, 38,0 л, 6,3л/100км.

Четверг 1 августа. День двадцать первый. На Минск.

Старт в 06:08 (02:08). Около 40 км, до самого выхода на Е30, в районе Фюрстенвальде, ехали очень напряженно. Местные дороги, хоть и очень узкие, но отличного качества, с разметкой и знаками яркими настолько, что дальний свет включить невозможно — слепит отражением от знаков и разметки, ближнего же хватает вполне. Дело не в дорогах, а в том, что наш путь лежал через густые леса, в которых обитает масса живности. Несколько раз, в свете фар, через дорогу перебегали зайцы, два раза четко видели косулю, а уж воображение после увиденного разыгралось — отражающие свет глаза, в ночи леса, мерещились повсюду.

После выхода на автобан ехать стало легче, скорость возросла — еще раз оценили ограждение из сетки, препятствующее животным выбегать на дорогу. Когда рассвело, мы убедились, что косули вполне реальны и живут не только в наших галлюцинациях — за сеткой на лужайках, возле лежащих рядом с дорогой лесов, они попадались достаточно часто.

Незаметно въехали в Польшу, пролетели по платным дорогам, заплатив 75 злотых оброку, и уже в 12:12 (08:12) въехали в Варшаву, а в 13:05 (09:05) из нее выехали.

Едем через Варшаву.

Прошли Варшаву и опять поехали по однополосным дорогам восточной Польши.

Частое явление. Оборудование автономно, работает от ветряков и солнечных батарей.

Электронное табло информирует о температуре воздуха и температуре дорожного полотна. Есть еще стенды, особенно в Германии и Франции, информирующие Вас о скорости Вашего автомобиля. Причем, если Вы превышаете допустимую скорость, цифры горят ярко красным, а если укладываетесь — зеленым, иногда с улыбающимся смайликом. Сильная психологическая мотивация, особенно когда летишь и вдалеке видишь какой-то яркий красный свет, похожий на сигнал светофора — невольно начинаешь притормаживать и всматриваться.

В 15:57 (11:57), пройдя 742 км, приехали на погранпереход «Варшавский мост». И все, полет закончился, наступило томительное ожидание. На польской стороне мысленно ругаем польских таможенников за медлительность, когда доходим до КП, видим, что поляки работают четко, включили все потоки, а торможение происходит на белорусской стороне — ругаем белорусов, или как сказал один белорус: «русских», что и на самом деле одно и то же.

Польский КП. Линии №5 и №6 откроются через несколько минут, для нас это будет уже поздно.

Когда, еле-еле и чудом, все-таки добираемся до белорусского КП, все проясняется, белорусские (русские) таможенники здесь не причем. К нашему изумлению, зеленый коридор полностью свободен, нет ни одного автомобиля, все они скопились в красном. Вот они-то, краснокоридорцы, везущие из Польши лишка барахла, и создали многочасовую пробку в естественном «бутылочном горлышке» на мосту через Буг, не давая возможности проехать тем, кто хочет попасть в свободный зеленый коридор. Причем у поляков все они проходили через зеленый коридор, так как поляки даже заинтересованы в вывозе (продаже) своих товаров.

Буг — редкая картина, граница как-никак.

В 21:18 (18:18), затратив на прохождение погранперехода 5 часов 20 минут, жутко устав от утомительного ожидания, выехали на дороги Беларуси.

Несмотря на всё радужное и пушистое, что окружало нас в Европе, сейчас мы видим, что у нас была легкая напряженность, этакая готовность противостоять чему-то внезапному и бороться с чем-то… что, в принципе, есть нормальное ежедневное состояние каждого русского.

До дома больше чем три тысячи километров, и вроде говорят, что страна, мол, не моя, а на душе не передать — мы дома!

Дополняют переполняющее чувство возвращения на Родину — широкие просторы, необъятные дали, бескрайние дороги. Все больше и больше люблю эту страну — Беларусь!

Эх, Беларусь, красота!

В Минск приехали даже по-местному не рано, в 01:17 (10:17). Часы потихоньку начинают играть не в нашу пользу, с границы разница на час меньше, уже лишь «-3».

Еще дома я решил обеспечить комфортный отдых для моих девушек, что называется «под занавес», на перевале пути к дому, и забронировал апартаменты в самом центре Минска.

Центр Минска, как и центр любого крупного города, и это нормально, стал последним затруднением нашего сегодняшнего перехода — сложно припарковаться, сложно разыскать нужный дом. Несмотря на позднее время, нас ждал вежливый молодой человек, который и заселил нас в большую трехкомнатную квартиру, хорошо отделанную и обставленную, с кухней, балконом, видом на историческую часть города и т.п. Меган поставили во дворе, прямо под балконом, недалеко от дверей здания прокуратуры республики Беларусь — нужно что-нибудь объяснять про безопасность?

«Minsk Apartment Service Luxe class», 53.90137, 27.55856. За две ночи 170 долларов.

Пройденный маршрут: Лайбш, Франкфурт-на-Одере, Познань, Лодзь, Варшава, Бяла-Подляска, Брест, Кобрин, Барановичи, Минск.

Итого за день: 1103,9 км, 86,5 км/ч, 77,9 л, 7,0л/100км.

Пятница 2 августа. День двадцать второй. Минск.

У Мегана выходной. А мы отдыхаем, гуляем по Минску, закупаем продукты, водку на сувениры, набираемся сил для броска домой. Минск, как и в прошлом году, просторен, чист и красив. Достаточно подробно с ним знакомились год назад, поэтому, сегодня просто наслаждаемся прогулкой. Не проходит ощущение того, что вернулись домой, только все немного почище и как-то поорганизованней, что ли.

Вид из окна.

Во дворе.

Вот в таком нескромном доме мы живем.

Завершил нашу прогулку неожиданный сильный ливень, что называется «как из ведра», который прогнал нас домой, спать.

Суббота 3 августа. День двадцать третий. На Пыру.

Быстрый подъем, быстрый завтрак, старт в 06:20 (03:20). Идем на Москву.

Смоленское шоссе.

Пройдя 707км, в 14:25 (12:25) заехали на МКАД южный. Здесь такой же плотный поток автомобилей, как и на северном МКАД. Как же они ездят в другое, кроме субботнего утра, время?

В 15:10 (13:10) съезжаем с МКАД на Балашиху.

Дорога сложилась достаточно неплохо. В Балашихе на светофоре совсем едва-едва не въехал сзади зазевавшийся летчик (не дернулся бы вовремя вперед — въехал бы). Часа два потеряли в пробке перед ремонтом моста под Покровом. Из-за ремонта улиц поплутали по Владимиру, где были обложены с головы до ног героем местной песочницы — добро пожаловать домой, но это, по большому счету, мелочи, главное, все живы-здоровы. Доехали почти до Нижнего Новгорода, в 22:49 (20:49) остановились переночевать в мотеле «Абсолют», 56.29238, 43.33967, п. Пыра ул. Московская, 79а.

Пройденный маршрут: Минск, Орша, Смоленск, Вязьма, Можайск, МКАД, Владимир, Вязники, Пыра.

Итого за день: 1144,6 км, 79,3 км/ч, 84,7 л, 7,4л/100км.

Воскресенье 4 августа. День двадцать четвертый. На Екатеринбург.

В Европе, нет-нет, да и возникали случаи, когда навигатор не знал новых, недавно построенных дорог. Но, чтобы навигатор видел дорогу, а ее еще не построили, такое мы увидели, или скорей прочувствовали на себе, впервые. Под Нижним Новгородом решили изменить привычный маршрут через город и пройти по окружной, четко видимой в навигаторе. И, где-то в середине ее, уперлись в развернутое и далекое от завершения строительство. Дорогу, наверное, уже сдали и в карты занесли, а достроят потом как-нибудь. Хорошо, еще возвращаться не пришлось — навигатор вывел нас на старую окружную, разбитую, узкую и извилистую, но вышли по которой, аж за Кстово.

Вот так один водитель может перегнать за один раз четыре новых автомобиля.

Татарстан. Волга.

Татарстан. Хорошие дороги и внимательные камеры.

Минуем Ижевск, объезжая его с юга,…

… и выходим на Воткинское водохранилище.

Все… Мы почти вернулись в свою берлогу, и пускай сейчас выходят сюда двадцать пять Арамисов с Наполеонами, Тралли-Валлями и Кондолизой Райс, получат, хороняки, русским поленом по башке, здесь Вам не тут, это Вам, господа, не Франция… э, да о чем это я … простите, увлекся.

Да я говорю, добро пожаловать к нам в гости, господа европейцы. Приезжайте и чувствуйте себя как дома, надо только изучить технику безопасности пребывания в нашей стране и строго соблюдать ее. Сверкающих туалетов, с жидким мылом и душем для инвалидов, Вы у нас не найдете, зато экология, к которой Вы так стремитесь, у нас пока повсюду. Туалеты тоже экологически чистые и обозначаются придуманным специально для этого знаком — «Примыкание второстепенной дороги».

Если серьезно, наша природа очень красива, и в первую очередь, красива своей суровостью и первозданностью. Она, в отличие от европейской, не избалована тысячелетиями ухаживаний в лоне древних цивилизаций. Очень жаль, что мы этого не ценим.

Ура, мы в Пампасии.

Эх, нравятся мне бескрайние и свободные дороги Пампасии.

И снова деревенская идиллия. Наши бараны, это Вам не альпийские козы.

Достояние России.

Приехали в Чернушку около девяти часов вечера, пройдя чуть больше одной тысячи километров. По-хорошему бы, остановиться на ночлег, но все пахнет домом, хотя до него чуть ли не еще полтысячи. Спать не хочется, хочется домой — решаю ехать дальше.

Прошли Орду, выехали на Пермско-Екатеринбургский тракт. Самый тяжелый участок в нашем путешествии. Разбитая дорога, ночь, фуры, свет фар, скорости — у моих девушек как рукой всю накопленную усталость сняло, сидят и напряженно вглядываются в тени и отблески через лобовое стекло.

Но, кончилась Пермская область, и сразу за знаком «Свердловская область», издевка какая-то, пошла отличная дорога, особенно заметная в контрасте. Глаза к этому времени уже адаптировались к ночи, и ехать стало веселей, быстрей и комфортней.

Так и докатили до Екатеринбурга, домой приехали в 02:36, поставив третий раз за поход личный рекорд дальности дневного пробега.

Пройденный маршрут: Пыра, Н. Новгород, Лысково, Чебоксары, Казань, Мамадыш, Можга, Завьялово, Чернушка, Орда, Ачит, Екатеринбург.

Итого за день: 1485,2 км, 81,3 км/ч, 105,7 л, 7,1л/100км.

Здравствуй, Екатеринбург!

Фото, сами понимаете не ночные, и вообще восьмилетней давности, 2005 года, свежее нет, видимо, мало путешествуем по родному городу. А вставил их в отчет потому, что, первое, люблю свой город, второе, мало отчетов по Екатеринбургу вижу на www.travel.drom.ru.

Возвращаемся обратно в 2013 год, в первое утро после похода.

Еще раз так съездить, и надо будет покупать второй холодильник.

Пройденный маршрут.

Итого за поездку: за 24 дня пройдено 12695 километров, сожжено 904,7 литров 95-го топлива, со средним расходом 7,1 л/100 км.

Всего одну ночь, в Белоруссии, ночевали в Мегане, двадцать две ночи в одиннадцати гостиницах.

Поход был на редкость удачен. За все время, ни разу не был не только оштрафован, но даже не был остановлен работниками полиции, ни нашими, ни европейскими. За весь поход не было отказов у Мегана, ни больших, ни малых. Слава Богу, не было ДТП.

Финансовая сторона похода неоднозначна. Сумму не указываю, так как питаются, развлекаются, закупают подарки, сувениры, французское вино и белорусскую водку все по-разному, а количество-стоимость гостиниц, топлива и платных дорог я подробно описал. Для нас сумма получилась достаточно приличная. Но, разделив ее на троих и на количество дней, понимаем, что ни одна туристическая компания за такие деньги и на такой срок не смогла бы нам предложить даже самый жалкий тур в самый захудалый уголок Европы.

Спасибо странам и народам, которые радушно нас принимали, спасибо Вам, дорогой читатель, за внимание и терпение при прочтении моего отчета!