Auf Die Bretagne 2013. Из Екатеринбурга до Бретани на Renault Megane

Auf Die Bretagne 2013. Из Екатеринбурга до Бретани на Renault Megane

31.10.2013 | 16357 просмотров

Удачный прошлогодний поход в Беларусь и Украину (www.travel.drom.ru/21515/) дал новый опыт и внушил уверенность в своих силах и в силах своего авто, я бы даже сказал, окрылил и вскружил голову. Говоря заголовками великих статей, с нами случилось «головокружение от успехов». В то же время, поход дал четкое понимание рисков и опасностей, поджидающих путешествующих на своих автомобилях так далеко от дома.

Но раз поход сложился удачно, то все опасности померкли перед желанием нового похода и открывающимися возможностями. И когда моя жена заикнулась о походе в Европу, я, несмотря на то, что менее авантюристичен (и/или более реалистичен) чем она, не только поддержал эту идею, но, к своему удивлению, развил ее. Единственно, в чем я постарался ограничить полет ее желаний, это в том, что более-менее увязал ее «хочу всё», с какими-то приемлемыми временными рамками и возможностями, вставив при этом в план несколько своих «самоцелей».

В результате обсуждения был выработан общий план, который состоял в том, чтобы основное время постараться уделить Германии и Франции, с достижением французского Бреста — тезки Бреста белорусского, который очень понравился нам в прошлом году. Далее план мной был проработан более детально, составлена схема и график с учетом допусков, припусков и демпферов, которые были призваны хоть как-то компенсировать непредсказуемость наших дорог и затрат времени на передвижение по ним. После проработки плана и до самого выезда, моя задача сводилась к тому, чтобы не допустить впихивания в него все новых и новых пожеланий моей супруги, что почти получилось, но далеко не на все сто процентов.

Надо сказать, что формат путешествия нами даже не обсуждался. Пока есть силы, возможность и желание путешествовать — путешествие только на автомобиле от дома до дома. Устаешь по полной, но и впечатлений гарантировано море — в автопутешествии видишь местную жизнь изнутри, честную и настоящую. И в то же время, никто не мешает посетить избитые организованными туристами тропы. Чаще сам не хочешь, так как благодаря свободе передвижений быстро привыкаешь чувствовать фальшь коммерциализированных туробъектов, хотя и на избитых тропах часто можно встретить что-нибудь настоящее и стòящее, к сожалению не всегда.

Подготовка к походу началась месяцев за восемь, сначала понемногу, а затем все интенсивнее, раскручиваясь и ускоряясь. Подробно не останавливаюсь, схематично ее можно изобразить как «виза, автомобиль, навигация, амуниция». Новшество в этой подготовке для нас было то, что все гостиницы в соответствии с маршрутом в этот раз бронировал заранее и заблаговременно. С одной стороны это требование для получения визы, с другой, как оказалось, удобнее и дешевле.

Авто: Renault Megane II, 2007 г. вып., ветеран походов: 2007 — Владимир, Суздаль, Москва, золотое полукольцо; 2008 — Великий Новгород, Гатчина, Санкт-Петербург, Петергоф; 2012 — Беларусь, Киев, северо-восточная Украина. Не подводил он нас и в домашних походах 2009-2011 по Уралу и западной Сибири — идем, очень надеясь на него.

Экипаж: командир — Попов Владимир Витальевич, т.е. я, он же пилот и стрелок (водитель и фотограф); штурман и первый помощник стрелка — уже взрослая дочь Таня (в июне 2013 закончила с отличием УГТУ-УПИ); помощник штурмана, второй помощник стрелка, бортпроводник, культмассовый организатор — жена Ольга.

В этом году, с появлением у Мегана навигатора, радикально изменилась, чуть ли не обесценилась роль штурмана. Сейчас мне уже непонятно, как мы раньше просто ездили по советскому атласу, чуть ли не, как в том анекдоте, по пачке «Беломорканал» летали.

Маршрут: Екатеринбург — Беларусь — Восточная Германия — Западная Германия — Северная Франция — Бретань — Центральная Франция — Бавария — Беларусь — Екатеринбург. Маршрут определил название отчета: «На Бретань», но по-немецки.

Четверг 11 июля. День нулевой. На Первоуральск.

Прямых (и простых) дорог на запад из Екатеринбурга нет. Ортодоксальной считается трасса на Челябинск, но мы живем не на юге, а на северо-западе Екатеринбурга, и логика ехать через весь город, а потом еще 200км назад, а Челябинск юго-юго-восточнее Екатеринбурга, не впечатляет. Еще одним определяющим фактором является то, что теща у меня живет в Европе, в Первоуральске, в 40 км четко на запад от Екатеринбурга, который находится в Азии. Можно сказать, что в Европе, у тещи, я бываю часто, два-три раза в месяц.

Кто ездил далеко знают, как притягивают крупные города и как из них тяжело вырываться на оперативный простор. Поэтому, мы выдвигаемся вечером, сразу после окончания последнего перед отпуском рабочего дня, в Первоуральск, на некую лунную базу, на плацдарм для старта.

В Первоуральске уже наступил поздний вечер, а у нас все еще царит легкая предстартовая суета: Меган заправляется до полного бака, в колесах проверяется давление, совершаются последние приготовления. Я переживаю, что не встать рано утром, а моих не унять — последние хлопоты перед выездом.

Пятница 12 июля. День первый. На Кстово.

Подъем в 02:52, старт 03:32. Так рано встали, чтобы полнее использовать утреннее время. В дороге день пролетает быстро, а вот утром и вечером как раз можно пройти достаточно много. В этот раз, зная какое преимущество дает утреннее время из-за разницы часовых поясов, решили не расслабляться и жить по своему времени всю поездку, что практически получилось.

Дороги в последние годы в Свердловской области неплохие. Но оценивать качество и загруженность российских дорог дело неблагодарное, они как море или как погода, туда проехал и слава Богу, а обратно может все враз измениться. Нам пока везет, энергично идем на Пермь.

Ночь перешла в плотный утренний туман, иногда подступающий к самому капоту, «…но нам все нипочем, через левое плечо, плюнем и пойдем через туман».


Трасса Екатеринбург-Пермь. Свердловская область.

«Свердловская область» подписал не зря. Непосредственно за знаками, обозначающими границу Свердловской области и Пермского края, хорошая дорога резко заканчивается. Как не в одной стране живем.

Наш путь на запад идет через страну Пампасия, которая лежит между Екатеринбургом, Пермью, Ижевском и Уфой, и находится от них вдалеке. Эта страна нам нравится полным отсутствием крупных населенных пунктов, почти полным отсутствием транспорта и наличием неплохих, по общероссийским меркам, дорог.

06:13. Не доезжая до Кунгура, сворачиваем на Орду и оказываемся в Пампасии.


Пампасия. Фрагмент.

Фотографий сделано миллион, среди которых выбор лучших как всегда труден, а российские просторы широки, и чтобы раньше времени не утомить читателя, который все равно раньше или позже устанет, в повествовании двигаемся быстро как на самолете. Вот мы уже прошли Пампасию и форсируем Воткинское море.


Воткинское водохранилище и ГЭС.

В этот раз решили обойти Ижевск с юга, через Завьялово, минуя Воткинск и Ижевск с их ужасными дорогами и даже немного срезав. Дороги, может быть, уже и отремонтированы, но прошлогодняя память о них, заставила меня искать пути объезда, что и было исполнено. Дома, помедитировав немного с народными картами яндекса и навигатором, открыл для себя старую знакомую, забытую дорогу. В принципе, объезд неплохой и достойный того, чтобы взять его на вооружение. Есть грунтовый участок, километров в пять-семь, но это плата за остальные дороги, качество которых более-менее, а загруженность гораздо ниже, чем дорог Воткинских и Ижевских.

Проехав Воткинское водохранилище, сворачиваем на Ниву, через Докшу и Забегалово выходим на Завьялово, а затем под Ижевском на трассу Ижевск — Елабуга.

В 11:45 (09:45 местного) прошли Удмуртию, въехали в Татарстан. Проехав 635 км, даем перекусить Мегану — заправляем его до полного.


Деревенская идиллия.


Грунтовка под Ижевском. Расплата за проезд по-русски.


Удмуртия. Под Можгой.

В районе Елабуги вышли на М7, дорога стала лучше, настроение выше.


Татарстан. Под Мамадышем.


Татарстан. Дороги европейского качества. Красота.

Дороги Татарстана, каждый раз, это отдушина для нас при выезде с Пермского края и Удмуртии, и первый признак приближающейся европейской части России. Республика богатая, это видно и по дороге, и по сытым деревням вдоль нее.

Проехали Татарстан и окружную Казани, прошли Башкирию, въехали в Нижегородскую область и дошли почти до Кстово, города-спутника Нижнего Новгорода. В 20:55 (18:55), чтобы иметь полный бак на следующий день, заехали на заправку и заправились второй раз за день.

Дорога сложилась удачно, и мы, сами не ожидая того, проехали 1364,5 км и поставили личный рекорд дальности дневного пробега.

Несмотря на то, что мы считаем (считали) себя сторонниками аскетичных ночевок в Мегане, усталость моих девушек, хнычущих от «суровостей» дальнего перехода и, вдобавок, плотный поток машин, идущих из Нижнего в пятницу вечером, заставили меня искуситься цивилизацией и свернуть в подвернувшейся под Кстово мотель «Олимп», где и заночевали. 56.04254, 44.44323. Трехместная комната, душ и прочее в коридоре, 1800 рублей за ночь + 100 рублей за стоянку Мегана.

Пройденный маршрут: Первоуральск, Ачит, Орда, Уинское, Чернушка, Куеда, Уса, Чайковский, Завьялово, Можга, Елабуга, Мамадыш, Казань, Цивильск, Чебоксары, Лысково, Кстово.

Итого за день: 1364,5 км, 83,2 км/ч, 98,2 л, 7,2л/100км.

Суббота 13 июля. День второй. На Ивацевичи.

Из-за того, что прошлый день был достаточно тяжел, встать совсем рано не получилось, но все же в 05:30 (03:30) встали, а в 06:12 (04:12) выехали, утреннее время все же пока держим.

Как и предполагали, по утреннему, почти ночному, Нижнему прошли без затруднений. Пользуясь отсутствием транспорта, и тем, что комфортно отдохнули и достаточно восстановили силы, бодро двигаемся дальше на запад.


Под Нижним Новгородом.


Владимирская область. Русь. Красота.


Владимир. Золотые ворота.

Пройдя 280 км, в 09:50 (07:50), въехали во Владимир, в котором ранее бывали неоднократно. Но это было давно… В прошлом году мы прошли по нему транзитом, а в 2013, дома, «зомби-ящик» показывал, что во Владимире установлен-таки памятник князю Владимиру, наметки которого мы ранее видели. В общем, мимо проехать, тем более под напором культмассового сектора, я не смог — идем смотреть памятник!


Владимир. Успенский собор.


Владимир. Памятник князю Владимиру.

Который раз бываем во Владимире, а он не перестает нам нравиться. Природа, рельеф, пейзажи, архитектура, история, аура, русский дух — красота! С часок, погуляв по старому, русскому Владимиру, двигаем на Москву.

Дорога близка к идеальной, и летают по ней, в принципе забыв о каких-то ограничениях. Но это там, где это возможно, а мы наблюдаем навстречу многокилометровую пробку из тысяч автомобилей, запертых как в бутылке. Пробка реально не на час-два, а на сутки-двое. Где можно развернуться, многие, меняя планы на выходные, разворачиваются и едут обратно. И это субботнее утро, по-местному что-то около десяти. Все рвутся из Москвы, а она не отпускает. В путешествии, я часто сравниваю крупные города с планетами или звездами, которые имеют притяжение. Так вот, Москва — это «черная дыра» с зашкаливающим притяжением, которое начинается задолго до появления первых пригородов. Наш график я составлял с учетом пересечения Москвы именно в субботу, и туда и обратно, но это помогает лишь отчасти. Что же тут творится, например, вечером пятницы или воскресенья? С содроганием думаю о том, как мы будем возвращаться. Успокаиваю себя тем, что за три недели все может измениться, что и получилось — на обратном пути, в этих же местах, не было и намека на пробку.

Нам пока везет, в сильные пробки не попадали. Были затруднения движения, ремонты дорог, куда ж от них денешься, но продвигаемся достаточно неплохо.

В 12:55 (10:55), проехав 450 км, въезжаем на МКАД. И здесь тоже двигаемся более-менее нормально, хотя Москва показывает свою силу — скорость движения потока, без видимых причин, иногда снижается до 0-3км/ч, затем повышается до 70, и лишь изредка до разрешенных 100км/ч.

Горьковская и Минская трассы расположены в диаметрально противоположных сторонах Москвы, что по северному МКАД, что по южному, получается 54 км. Интересно, что отчет километража по МКАД начинается именно с Горьковского шоссе.


Москва. МКАД.

Съехав с МКАД на Минское шоссе и оторвавшись от притяжения Москвы, чувствуем себя уже совсем в цивилизации. Дорога на Смоленск классная, плотность движения низкая. В принципе, М1 в России и в Белоруссии одинаково хороши, белорусская все же чуточку получше, транспорта еще меньше и разрешенная скорость выше.


Минское шоссе.

Где-то в Смоленской области, заехав заправиться, еще больше чувствуем веяние Запада — на заправке сначала заправляешься, а затем платишь. Организовано, правда, это по-русски — возле каждой колонки стоит по парню, который не столько помогает заправляться, сколько смотрит за тем, чтобы никто не уехал не расплатившись.


Обедаем под внимательные и любопытные взгляды коров, пасущихся по соседству.

К 19:30 (17:30) прошли Смоленскую область и заехали купить грин-карту, которую нам продали за 2650 рублей со скидкой 300 рублей, уже как постоянным покупателям, когда я обмолвился о том, что в прошлом году мы, из такого далёка, заезжали к ним же. Мелочь, а сервис приятно удивил.

Граница «Россия-Беларусь» стала, в сравнении с прошлым годом, гораздо заметнее. Появились плакаты с пожеланиями счастливого пути в России и приветствий в Беларуси. Но главное, появилось подобие КПП, правда, без шлагбаумов. На КПП стоял мужик, похожий на таможенника, и растерянно смотрел на пролетающие автомобили.

Проезд и в прошлом году по платной дороге для россиян был бесплатным, а в этом мы видим, что на пунктах оплаты, на КП сняты шлагбаумы. Непонятно, то ли дорогу сделали для всех бесплатной, то ли оплата взимается как-то по-другому.

Беларусь, в прошлом году поразившая нас чистотой и порядком, встретила нас душевно. Все больше и больше нравится нам эта страна. Отличная дорога, отсутствие транспорта, простор на сотни километров создают ощущение свободы, так бы ехал и ехал. В принципе, так и получилось, сами того не замечая, пока искали место для ночлега, побили вчерашний личный рекорд дальности дневного пробега.

Спать легли в Мегане в 00:07 (21:07), в районе Ивацевичей, 52.79275, 25.56107. Остановились, просто свернув к одному из мест отдыха, расположенных вдоль трассы в большом количестве. У нас дома, как-то мне сложно представить спокойный сон в автомобиле, припаркованном на неохраняемой стоянке возле дороги, а в Беларуси совсем другое дело.

Пройденный маршрут: Кстово, Нижний Новгород, Вязники, Владимир, МКАД, Можайск, Вязьма, Смоленск, Орша, Минск, Барановичи, Ивацевичи.

Итого за день: 1397,3 км, 91,1 км/ч, 99,9 л, 7,1л/100км.

Воскресенье 14 июля. День третий. На Брест.

В этом походе, Меган для ночевки был подготовлен комфортнее некуда. Багажник был устлан матрацами, которые при откидывании задних сидений ложатся на их спинки и образуют ровный пол, ровную кровать, вещи перебазируются на передние сиденья, и получается гостиница люкс. Жаль, что воспользоваться таким комфортом пришлось единственный раз за всю поездку — совсем избаловались цивилизацией.

Хоть спешить было абсолютно некуда, так как до Бреста остается всего каких-то 160 км, ночевка в автомобиле, несмотря ни на какой комфорт, не располагает к длительному отдыху. Поэтому все же, в 06:30 (03:30) поднялись, а в 06:44 (03:44) выехали.

Ехали не спеша. Приятно никуда не спешить, да еще на идеальной дороге при отсутствии транспорта, с открывающимися красивыми пейзажами. По дороге останавливались позавтракать и проверить давление в колесах.


Здравствуй, Брест!

Как и предполагали, приехали в Брест рано. Брест был выбран демпферным городом, с целью сократить риски непредсказуемости времени в пути, и из-за того, что он находится на самой границе с Польшей, и из-за того, что просто нравится. Виза у нас открывается с 16.07.2013, встать хотим рано, а это значит, что для отдыха и приготовлений к дальнейшему походу, есть день сегодня и день завтра.

До заселения еще далеко, но у нас есть дела. Заправили Меган до полного бака. Произвели обмен валюты (как звучит!), без денег никуда. Начинаем привыкать к белорусским рублям, курс 268:1. Поменяли денег и чувствуем себя миллионерами — в кармане 2 680 000 рублей…, серьезные деньги, жаль не евро. Из-за того, что они такие большие, отношение к ним, по крайней мере, поначалу серьезное, не то, что к евро или злотым. Когда к чему-нибудь присматриваешься и смотришь на огромную цену, каждый раз соображаешь много это или мало.

Затем сделали подарок Мегану, загнали его на мойку. Ребята белорусы идеально его отмыли от уральской грязи и мух.

А дальше, просто пошли гулять по парку, есть мороженое, наблюдать за местной жизнью.


«…там лилии цветут…»


Красивого попрошайку пришлось покормить корочками от мороженого.


Вдалеке отдыхает, как и мы, отмытый Меган.

Нагулявшись, поехали заселяться в гостиницу «Энергия». Нас ждал огромный трехкомнатный номер с прихожей, двумя спальнями, гостиной, душевой, с множеством шкафов и холодильником, стоимостью 3200 русских рублей в сутки. Будете у нас в Екатеринбурге, рассчитывайте на другие цены. Да и в Смоленске, в прошлом году, гостиницы были достаточно недешевы, я уж о Москве молчу. Меган расположился в огороженном чугунным забором, охраняемом, чистом и красивом дворике отеля, прямо перед входом.

Дома одним из главных ориентиров при бронировании гостиниц была цена в одну тысячу рублей в день на человека. Как показало дальнейшее, за одни и те же деньги можно получить услуги самого разного качества. Еще одним, уже требованием, являлось наличие охраняемой парковки. Как говорится, сначала позаботься о коне, а уж потом о себе. Ну и еще, наличие wifi, для связи с родными, благо, этого добра сейчас много повсюду.

Пройденный маршрут: Iвацэвiчы, Бяроза, Кобрын, Брэст.

Итого за день: 188,6 км, 58,6 км/ч, 13,6 л, 7,2л/100км.

Понедельник 15 июля. День четвертый. Брест.

У Мегана выходной. А мы выспались, как следует, и около 09:00 (06:00) встали. Планы на день — отдых и подготовка к завтрашнему дню. Умылись, сходили на завтрак, и пошли гулять по городу, который в прошлом году нам так понравился.

Так как главную достопримечательность — крепость, единственную в мире среди крепостей — героя Советского Союза, мы достаточно детально обследовали в прошлом году, решили просто прогуляться по городу, по возможности зайти туда, где ранее не бывали.


Хочу представиться — это я, с культмассовым сектором, женой Ольгой.


А это мой экипаж: слева Ольга, справа дочь Таня.


Брест. Улица Советская (свердловчанам читать — Вайнера). Красота.


Памятник временам, эпохам и героям города.


Это увидела Таня. Просто башня, а как выполнено. Флюгер же еще и вовсю вертится.


В этом — вся Беларусь, не знаю как кто, а я очень уважаю, как белорусы чтят героев.

Слава Богу, нескоро мы разойдемся с братским народом, дай Бог, чтоб никогда — все книги, это буквально, в киоске на русском языке: «Сказки про бабу Ягу», «Кто сказал мяу?», «Конь-огонь», «Веселая семейка», «Дядя Федор, пес и кот», «Кот в сапогах», «Дядя Степа» — далеко не полный перечень книжек, знакомых всем от Бреста до Владивостока.

Мы первый раз вторгаемся в Западную Европу, если не брать в учет мою полуторагодичную службу в Группе Советских Войск в Германии, с полугодичной подготовкой перед таковой в Елани, в тяжелом Даурском танковом полку.

Готовимся тщательно, бывалые над нами посмеются, но мы не пренебрегаем ничем, стараемся учесть и предусмотреть все, что может нам понадобиться завтра утром при прохождении погранперехода и путешествии по незнакомой Европе.

Свой экипаж, уже не раз ходивший со мной в дальние походы, но каждый раз, не упускающий случая восстать, все же укладываю спать достаточно рано — завтра ответственный день, который может таить в себе многие неожиданности.

Вторник 16 июля. День пятый. На Берлин.

Шли, долго готовясь к этому дню. На Берлин! Даже мои девушки кипят энергией. Встали в 02:40 (23:40 местного), достаточно долго провозились, но в 03:56 (00:56) выехали, а уже в 04:10 (01:10) были на погранпереходе «Варшавский мост». В 06:55 (02:55 — разница уже 4 часа), через 2 часа 45 минут «Варшавский мост» прошли. Хоть мы и ходили на Украину, и есть маленький опыт преодоления границ, нам показалось очень долго — наивные, мы не знали будущего.

Едем по Польше. Дороги узкие, но с качественным покрытием и четкой яркой разметкой. Частые ограничения скорости, населенные пункты и развязки с круговым движением не дают передвигаться быстро и требуют внимания. Хорошо хоть транспорта, из-за раннего времени, почти нет. Такая дорога до самой Варшавы, перед которой автомобилей стало гораздо больше.

Манера вождения у поляков достаточно агрессивная, примерно как у нас, но со своими особенностями. В принципе, особенности и традиции вождения авто отличаются и по регионам России — во Владимире ездят не так, как в Смоленске, а в Татарстане не так, как в Удмуртии, в Ижевске, вообще, светофоры горизонтально развешаны.


В 09:25 (05:25), пройдя чуть меньше 200 км, въезжаем в Варшаву.

В самой Варшаве дороги шире и скоростнее, чем с восточной стороны от нее, по Варшаве едем как по загородной трассе.


Выехав из Варшавы, наслаждаемся видами сельской Польши.

В 11:50 (07:50) в районе Лодзь, въехали на платный автобан, уже самый, что ни на есть, настоящий. Вообще, автобан начинается почти от самой Варшавы, мы же так долго ехали по местным дорогам потому, что еще не научились доверять навигатору, умничали и по старинке шли по картам, распечатанным из Google.

При въезде на автобан, в автомате получили карточку оплаты. В Польше, хоть она и в Евросоюзе и в Шенгене, есть своя валюта, евро не в ходу. Зная это, еще в Беларуси приобрели злотые.

Полотно автобана, разметка, ограждения — все исключительного качества. За ограждением для автомобилей стоит ограждение для животных, чтобы не допустить их попадание на дорогу. В дальнейшем, мы это очень оценили. Ограничение скорости — 140 км/ч.


Стали попадаться ветряки, сначала поодиночке, а затем группами.

В 14:10 (10:10), пройдя 605 км, свернули к McDonalds. Не люблю быструю американскую еду, но время разбираться особо нет, а с McDonalds все понятно — все так же, как и у нас. Таня достаточно быстро, в основном с помощью языка жестов, обеспечила нас перекусом.

Здесь же заправили Меган. На заправке услуга — рядом с каждой колонкой емкость с моющей жидкостью, шваброй, одноразовыми перчатками и бумажными салфетками. Пока передо мной оплачивали топливо, я, глядя на других, успел смыть мух с мордочки и лобового моего Мегана — интересный сервис, которого в дальнейшем мы не видели. Стоимость 95-го — 5,54 злотых, при курсе примерно 1:10руб, где-то раза в два дороже, чем у нас получается.

 

В 15:40 (11:40) последняя оплата участка трассы, далее лежит Германия с бесплатными автобанами. Всего за 330 км польского автобана заплатили 72,9 злотых. Учитывая еще и дорогой бензин, не сказать, что даром. Но оно того стоит — едешь быстро, безопасно, комфортно. Скорость не чувствуется, приходится придерживать Меган, чтобы слишком быстро не бежал. В принципе, 140км/ч вполне нормальная крейсерская скорость.

Въехали в Германию. Скорость не ограничена, лишь рекомендована в 130км/ч. Понятное дело, разогнался, как следует — Меган и здесь был на высоте. Но долго держать его на высоких оборотах, честно говоря, было просто жалко, поэтому, испытав его, вернулся в комфортные 140-150км/ч. Непривычное это ощущение — на идеальной дороге сдерживать невольно жмущую на педаль газа ногу, зная при этом, что ограничения скорости нет.


Неожиданное решение объезда зоны дорожных работ — ощущение такое, как будто едешь по встречной полосе.


Подъезжаем к Берлину, стали попадаться и такие вот перцы.


Вот и Берлин.

В Берлине по-настоящему в первый раз поняли всю ценность и незаменимость навигатора, без него просто никуда. С этого момента, вся самодеятельность с картами была заброшена, и все надежды в последующем возлагались только на навигатор. Перед поездкой я установил на него, дополнительно к предустановленному Navitel, дороги в котором только до Польши, свежую Igo Primo со всей Европой, которая отработала на все сто. Были мелкие неточности и незнания новых дорог, но это мелочи в сравнении с таким мощным сервисом.

 Приехали в 17:10 (13:10). Заселились в отель «Plus Berlin», 52.50346, 13.44851. Стоимость проживания в трехместном номере за три ночи — 194,4 евро. Несмотря на невысокую цену, отель очень даже вполне. Почти центр, рядом остатки берлинской стены, метро в шаговой доступности, Меган на огороженной, закрытой территории, лифты, ковры, кодовые замки и т.п. Много, правда, молодежи, в том числе и неформальной, но она, по сравнению с нашей, показалась нам даже какой-то скромной, «на лицо ужасные — добрые внутри».

Прогулялись немного в районе в поисках магазина. Кто ищет, тот всегда найдет — закупили продукты в «Кайзер», а возвращаясь, обнаружили еще и супермаркет «Lidl».

Пройденный маршрут: Брест, Бяла-Подляска, Варшава, Лодзь, Познань, Франкфурт-на-Одере, Берлин.

Итого за день: 789,4 км, 82,1 км/ч, 58,7 л, 7,4л/100км.

Среда 17 июля. День шестой. Берлин.

У Мегана выходной. А мы выспались, встали, умылись, оделись, позавтракали и пошли гулять по городу.

Вышли на расположенную рядом с гостиницей развязку станций U-Bahn, S-Bahn и электрички. U-Bahn это собственно метро, а S-Bahn это как бы метро, но над землей. Разобрались со схемами и системой оплаты. Турникетов нет, покупаешь в автомате билет, гасишь его в специальном компостере, который ставит на билете отпечаток с датой и временем гашения, и садишься в поезд. Сложнее разобраться со льготными билетами на проезд (со скидками для группы, на целый день и т.д.), но тоже все реально.

Ехать на S-Bahn одно удовольствие, поезд бесшумно скользит над землей на высоте 5-10 метров, позволяя любоваться городской жизнью на открывающихся улицах. Запомнился домик Барби — такой розовый девчонкин дворец, весь в рюшечках и бантиках.

Приехали на центральный железнодорожный вокзал, откуда решили начать экскурсию. Вокзал не рассматривался нами как один из пунктов программы осмотра достопримечательностей Берлина, но он этого достоин — вокзал впечатлил. Огромный, весь светлый и прозрачный, в стеклянных лифтах, пересекающихся с эскалаторами, в несколько уровней принимающий въезжающие прямо внутрь здания поезда и электрички. Благодаря прозрачности, ориентироваться в нем достаточно просто, по крайней мере, выход мы нашли без затруднений.


Вокзал изнутри. Фрагмент.


Вокзал снаружи.


Идем вдоль Шпрее по дорожкам, переходящим в парк Тиргартен.


Бундестаг, бывший Рейхстаг.      

Парк Тиргартен расположен в центре Берлина. Свежий чистый воздух, дорожки между густой растительностью и многочисленными деревьями, пруды, речушки, родители, гуляющие с детьми, народ, занимающийся спортом, кто бегает, кто катается на велосипедах. Видели зайца! В Екатеринбурге, в центре, где сами знаете, полным-полно медведей в буденовках, зайцев нет.


Grober Stern. Колонна победы.

Колонна победы, установлена в честь побед Пруссии в войнах против Дании, Австрии, Франции в 1864-1871 годах, в результате которых произошло объединение Германии вокруг Пруссии и превращение ее в империю. На вершине стелы — богиня победы Виктория, «Золотая Эльза», на которую, говорят, для придания блеска, было выделено килограмм чистого золота.

Неожиданно вышли к мемориалу, установленному павшим при штурме Берлина советским воинам. Неожиданно, так как в путеводителях этой достопримечательности нет. Тем более было интересно… и приятно, что немцы сохраняют реликвии, которые, положа руку на сердце, являются ценными для нас, а не для них.

За мемориалом захоронено около двух тысяч советских воинов, павших в боях за Берлин. Каждая колонна мемориала посвящена роду войск — пехотинцам, танкистам, артиллеристам и т.д. На каждой, список начинается с имен героев Советского Союза, далее идут полковники, подполковники и т.д., рядовых без счета. Это лишь часть павших, всего в боях за Берлин погибло около 75 тысяч советских воинов.


Знаменитые Бранденбургские ворота.


Рейхстаг вблизи. Надпись над входом: «Dem Deutschen Volke».


Медведь из восточной Германии, в солдатской форме и со знаменем ГДР, братается с американцем и французом.

 

Надо отдать должное властям Германии — во многих местах есть стенды, кратко рассказывающие про историю фашизма и о его преступлениях. Но есть, очевидно, и те, кто этим недоволен. На многих стендах следы зачеркиваний, надписей, замазываний, особенно на стендах, рассказывающих о зарождении в Германии социал-демократии, и уж тем более, с фотографиями Ленина или советских солдат.

Пришли на красивую площадь, окруженную двумя костелами и театром. Вообще, Берлин — город вновь отстроенный, но, как и положено столице, имеет свои, и очень неплохие, достопримечательности, в том числе и комплексы зданий с великолепной архитектурой.


Прусская военщина…


… и духовенство.


Пиво…


… и байки.


Кареты…


… и снова байки.

Вдоволь находившись по улицам Берлина, зашли в кафе. Здесь первый раз увидел откровенный неприкрытый враждебный взгляд немца средних лет, было неожиданно. За всю поездку так было всего пару раз и именно в Восточной Германии. Эти два раза сторицей компенсировались тем, что подавляющее большинство немцев относилось к нам доброжелательно, приветливо и с готовностью помочь.

Завершили прогулку осмотром остатков берлинской стены, из которой немцы создали культ. Дескать, жили в концлагере, а затем стена рухнула, и наступил хэппи-енд. Не берусь судить, им, наверное, виднее. Остатки стены разрисованы сюрреалистическими картинами. Копия одной из них, «Поцелуй Брежнева и Хонеккера», красовалась на «Трабанте», из которого торговали советской атрибутикой, в основном бутафорией.

Немецкий автопром — это не только БМВ, Ауди и Мерседес, в годы моей службы (1985-87) Трабанты были массово распространены в ГДР. По качеству они были гораздо хуже тех же Жигулей и Лад первых моделей. Чего, впрочем, нельзя сказать про остальные продукты и товары, производимые в Германской Демократической Республике.


Старичок Трабант на службе у коробейников.

Четверг 18 июля. День седьмой. Берлин.

Второй день гуляем по Берлину. У Мегана второй выходной подряд.          


Уже привычно оплачиваем проезд.

В Берлине просторные и свободные от транспорта улицы и это, несмотря на то, что в нем проживает около 3,5 млн. человек. И очень много велосипедистов. Едут целыми группами, встречаются солидные мужчины в возрасте, в костюмах и галстуках. Уж не знаю, как это стимулируется — или местный менталитет таков, или бензин и транспорт дороговат, или хорошая организация велосипедного движения, или пропаганда, или более мягкий климат, чем у нас, или все это вместе, но это работает. Для велосипедистов выделены и хорошо обозначены разметкой дорожки на проезжей части и тротуарах, стоят специальные знаки, иногда специальные светофоры. Наблюдали картину, когда человек семь полицейских, укрывшись в тени моста, останавливали нарушающих правила велосипедистов и выписывали им штрафы. Полицейского, выписывающего штраф автомобилисту, тем более пешеходу, не видели ни разу за всю поездку!

В Берлине, оказывается, не нужна гостиница — можно ночевать на скамейке. Только в один кадр попало сразу восемь молодых людей. Они без вещей и нормально одеты, очевидно, вечеринка удалась.


Фонтан с Нептуном со свитой.


Памятник К.Марксу и Ф.Энгельсу.


Берлинский кафедральный собор.


Таня замаскировалась.


Старая национальная галерея.


Огибаем остров музеев, иногда заходя на него.


Вышли к берлинскому кафедральному собору с другой стороны.


Тема марксизма и революции 1918 года в Берлине фигурирует в самых неожиданных местах.
Видно, что немцы свою историю помнят.


Женщины, стоящие чуть левее сооружения и разглядывающие фото, явно свердловчанки, перед этим они фотографировались, указывая на надпись Jekaterinburg.


Кафешки так и заманивают к себе, но завтра в дорогу.

Пятница 19 июля. День восьмой. На Вупперталь.

Вышли из гостиницы около восьми утра или около четырех утра по-местному. От кафе, располагающегося напротив гостиницы, доносится равномерный, как из пчелиного улья, гул. Кругом мусор, которого днем не было — очевидно его вовремя и качественно успевают убрать чуть позже. Повсюду, по двое-трое, подвыпившие молодые люди, кое-где достаточно тактично разговаривающие с девушками. Я уже говорил, что они не страшные, у нас немцу, в такой ситуации, нужно быть гораздо осторожней. Поодаль стоят и смотрят в сторону кафе двое трезвых, серьезных мужчин в униформе, очень похожих на полицейских. Демократия демократией, а за рамки только попробуй. Наверное, еще и поэтому немецкая молодежь такая воспитанная.

Вообще, мне показалось, что немцы в среднем крупнее, не толще, а крупнее и выше русских, тем более белорусов, но помните Шукшина в «Они сражались за Родину»: «…маленькая вошь злее кусает». Интересно, что я, привыкший чувствовать себя высоким дома, с моим ростом в 187, среди немцев стал среднего роста. Правда, маленьким я стал по сравнению с немцами подозрительно славянской внешности, но почему-то говорящих по-немецки. Идет в Берлине, на экскурсии, явно выпускной класс школы, все молодые и красивые, лица тевтонской национальности — ростом с меня и чуть ниже, а рядом идут три-четыре богатыря на голову выше меня — Вани Ванями, пока молчали.

Выехали со стоянки в 08:16 (04:16). Путь наш лежит на запад, на Магдебург, далее на юг, на городок Бернбург, который является моей первой самоцелью. Здесь располагались казармы нашего 40-го Берлинского полка, где я проходил срочную. Полк был в составе 7-й гвардейской дивизии, которая, в свою очередь, входила в состав 3-й Ударной армии Группы Советских Войск в Германии. Берлинским полк был назван не потому, что дислоцировался в Берлине, а потому, что брал Берлин. Граница ФРГ-ГДР (НАТО — Страны Варшавского договора) находилась на расстоянии, примерно, 40 км на запад от Бернбурга.


Под Бернбургом. Красотища!

Уже давно знаю, что почти сразу после вывода Советских Войск, казармы в Бернбурге были снесены, несмотря на то, что это были старые германские кавалерийские казармы, как говорится, с глаз долой, из сердца вон. Но, несмотря на это, все равно мне очень хотелось здесь побывать, моему поколению не надо объяснять почему.


«Отшумели песни нашего полка, отстучали звонкие копыта…»


Лето 1986, поле. Знамя полка в строю первого батальона.
Фото моего комбата. Он слева от знаменной группы, в те времена — наш царь и бог.
Фото увидел через 25 лет, с удивлением обнаружив себя в кадре.

Но чудеса…, педантичные немцы не все уничтожили, хоть и подошли к этому делу основательно. С тыльной стороны, оставшегося в живых фрагмента стены возле бывших ворот, заросшего кустарником, мое внимание привлек какой-то ящик, похожий на трансформаторный. При ближайшем рассмотрении, ящик оказался почтовым, с оставшимся фрагментом покраски и надписью на русском: «… до 11:00».

Воспоминания из глубины памяти всплыли сами — сюда ходили бросать письма, адресованные домой, а указанное время — это время выемки писем для отправки, предполагаемая надпись на ящике была: «Выемка писем производится до 11:00», ну или производные от таковой надписи. Тогда для нас это было важно, считали, через сколько дней получим ответ из дома. В «поле» проводили по две-три недели, бывало, месяц и больше. Возвращаясь в гарнизон, первым делом нужно было отправить письма домой, написанные «на выходе». Почта работала четко, с погрешностью в два-три дня можно было рассчитать время письма в пути. Переписывался даже с другом-одноклассником, служившим на Кубе, сейчас, надеюсь, это уже не секретно.

Почтовый ящик порадовал, такое четкое свидетельство бурлящей воинской жизни там, где не осталось даже фундаментов — немного брусчатки, кусочек остатков стены и все. А прошло-то со времени моей демобилизации всего 26 лет. Нет уже давно Советского Союза, тогда казавшегося незыблемым, нерушимым и непобедимым, нет его передовых частей. Наверное, еще через 26 лет и памяти не останется. Как на кладбище побывал — тщетность суеты сует.


На фоне остатков стены части, рассказываю молодому поколению о не совсем, и совсем далеком прошлом.

Тане рассказываю, в том числе, и про соседей по нашей 3-ей Ударной армии — 10-ой гвардейской Уральско-Львовской добровольческой дивизии, сформированной после войны из Уральского добровольческого танкового корпуса. Памятник рабочему и танкисту, стоящий на железнодорожном вокзале Екатеринбурга, известен многим, но оказывается, новое поколение не знает еще вчерашних подвигов тех, кто даровал им жизнь. Беспримерный случай в истории — народ сдавал деньги и ценности, вплоть до того, что продавал свои дома, работал внеурочно и сверх плана, самых достойных отбирали из многих, обучали и зачисляли в корпус — государству целый танковый корпус не стоил ни единой копейки, все было народное, куплено и отработано, от пуговки до танка. Основной добровольческий костяк корпуса — три танковых бригады (три полка), которые и назывались: Свердловская, Челябинская, Молотовская (Кунгур и окраины). Корпус получил боевое крещение на Курской дуге и дошел до Берлина.

А Мегану далеко до истории, он общается с соседом Меганом на своем автомобильном языке: «Что, и в Тобольске не бывал? Ну, ты, блин, и немец…».


Бернбург не обманул моих воспоминаний — красивый провинциальный немецкий город.


Как и положено каждому немецкому городу, в Бернбурге есть свой замок.
Кстати, это река Зале (Заале), которая протекает западней знаменитой Эльбы.


Выехали из Бернбурга в 11:15 (07:15).

Общее направление держим на Нордхаузен. Чтобы увидеть что-нибудь, кроме автобанов, стараемся ехать по небольшим дорогам через гористую и лесную, центральную часть Германии.


Чудеса — в центре Германии, реально, горы, лес и серпантин.


Проехали горы, опять открываются красивейшие равнинно-холмистые пейзажи.


Опять автобан.

В Восточной Германии до сих пор большинство автомобилей, как бы сказать, … достаточно скромны. Из новых марок изредка разъезжают там, и достаточно лихо, Шкоды Октавиа. По ощущениям, простите, все тычу Свердловском, надо же с чем-то сравнивать, у нас гораздо больше дорогих авто, чем, например, в Берлине.

Совершенно другое дело — Западная Германия, даже еще на подъезде ее обеспеченность видна по все более увеличивающемуся количеству не просто хороших автомобилей, но или уникальных, или ретро, или спортивных, а уж версий хороших автомобилей в исполнении кабриолет стало неприлично много. Зато стало гораздо меньше велосипедистов, но все равно в разы больше, чем у нас.

Приехали в Вупперталь. Когда бронировал гостиницу, не подозревал, что это родина Энгельса. Оказывается, не только это не подозревал, Вупперталь — это единственный город в Европе, имеющий Швебебан.

Швебебан — такая подвесная, монорельсовая, «трамвайная», «железная» дорога, идущая далеко, над протекающей местной речкой Wupper, объединяющей исстари местные поселки, превратившиеся в город. Смотреть на трамвайчики, особенно когда они встречаются, гораздо страшнее, чем ехать внутри.


Понятное дело, проехались…, на общественном транспорте, как на аттракционе.


Разве девушка, набирающая смс любимому, не свердловчанка? Если скажете, мол, нет, — то, однозначно, из Новосибирска!

Мои же девушки под впечатлениями никак не могут уняться — после того, как поселили меня, уставшего от перехода в гостиницу, выпросили свободы, евро, и пошли по Вупперталю шоппинговать. Редкий случай, когда я их отпустил, но, слава Богу, они вернулись живыми и радостными от того, что приобрели очередные глупости.

Заселились в гостиницу «McDreams Hotel Wuppertal City», 106 евро за две ночи на троих. 51.25062, 7.12875. Несмотря на скромные расценки, очень неплохая гостиница, но, к сожалению, Меган припаркован на неохраняемой стоянке. Стоянка платная для смертных немцев, нам же выдали карточку, которую надо положить под лобовое стекло — дескать, мы блатные. Успокоились тем, что в Германии порядок почище белорусского, ура в том, что мы не ошиблись.

При заселении вышла смешная история. Девушка на ресепшн, не владеющая английским, позвала другую, владеющую им. Обе милые, желающие помочь. Первый и последний раз за поездку, когда по правилам отеля необходимо было занести данные о нас в компьютер, все со слов, паспорта никому и нигде не нужны. Я, еще не имея достаточного опыта в общении с непонимающими, как-то инстинктивно старался, главное, чтобы я понял сам. Таня оказалась за Ольгой, стоящей рядом, но совершенно ничем не владеющей. Более или менее, беседа продвигалась, адрес девушка предложила мне написать латынью на бумаге. Но, когда дело дошло до индекса, я, обрадовавшись, что понял сразу, начал твердить его по-русски. Таня позже рассказывает: «Я понимаю, что тебя несет, сделать ничего не могу, но когда она, пытаясь все же понять, начала медленно и вдумчиво за тобой повторять по-русски «шестьсот двадцать сто сорок шесть», я чуть не упала».

Пройденный маршрут: Берлин, Магдебург, Бернбург, Нордхаузен, Кассель, Дортмунд, Вупперталь.

Итого за день: 661,8 км, 92,2 км/ч, 47,1 л, 7,1л/100км.

Суббота 20 июля. День девятый. Кёльн.

Стартовали относительно поздно, в 10:24 (06:24), а в 11:00 (07:00) уже приехали в Кельн. Въехав в город, припарковали Меган на стоянке возле Lidl. А сами поехали на метро в центр. На надземной станции (просто остановочной площадке) не было автоматов по продаже билетов, был один автомат в вагоне, но он был чрезмерно гостеприимен — не захотел брать с нас плату, выплевывая все деньги обратно…, пришлось ехать зайцами.


Вид на кельнский собор через Рейн. Справа мост Гогенцоллернов.


Мост увешан замками влюбленных полностью, что называется «живого места нет».
Понятное дело, есть надписи и по-русски, даже сами можете найти.

 

Собор Святого Петра и Богоматери, самый высокий в Европе и третий в мире по высоте, построен в традиционном готическом стиле. Начало его строительства приходится к середине 13-го века, как раз тогда, когда татаро-монголы катком прошлись по Руси. Собор— одно из немногих зданий, уцелевших во время войны. Уцелел потому, что служил хорошим ориентиром для английских и американских летчиков. Впечатляющее сооружение.


Витражи внутри собора играют потрясающим светом. Не менее потрясающе играет орган.


Главный собор окружен соборами поменьше, стоящими от него чуть поодаль.

 

Идем по городу. Узенькие улицы, уличные ресторанчики, цветы, непередаваемая Западная Германия. Нам в очередной раз везет, к архитектуре в стиле «готика» стал экзотическим дополнением международный слет готов, организованный ими в Кельне. Когда возвращались по другой стороне Рейна, видели их сотни — старые и молодые, юноши и девушки. Многие приехали издалека на трейлерах, налаживали походный быт — им выделили место в парке, в самом центре города.


Чтобы не смутить добрых и ранимых готов, этих троих я сфотографировал исподтишка.

По нашему «русскому» английскому, далекому от совершенства, нас четко узнают наши бывшие соотечественники. А вот немцы (англичане, китайцы, индусы, а в дальнейшем французы) неоднократно со мной заговаривали и, услышав мой «их бин нихт ферхштейн», удивленно улыбались и говорили «сорри».

В школе и институте я учил английский, тогда это было модно, но честное слово, сейчас я об этом жалею. Немецкий достаточно хорош к изучению и, мне кажется, понятен. Прожив в Германии три дня, я четко улавливаю названия остановок, улиц и т.п. — дикция у немцев четче, чем у англичан, а это немаловажно.

Еще про язык. Немцы интересно здороваются, они буквально говорят «алё», как мы по телефону, и уже затем «гутен так». Видимо «алё» это английское «хеллоу». При этом «алё» у них получается как-то очень весело.

Вообще, английский мало помогает, так как понять его можно только с русским произношением. Немецко-английский немного другой, я уже не говорю про франко- английский. Выручает международный язык жестов, вперемешку с отдельными немецкими словами. Главное улавливать суть и быть, что называется «в теме».


Шарманщик.

Зашли в кафешку. Ольга очень хотела попробовать яблочный штрудель. И в этом нам повезло.


К метро возвращались по канатной дороге через Рейн.

В 17:20 (13:20) выехали обратно в Вупперталь.

Пройденный маршрут: Вупперталь, Кёльн, Вупперталь.

Итого за день: 91,9 км, 68,9 км/ч, 6,6 л, 7,2л/100км.

Воскресенье 21 июля. День десятый. На Париж.

Простившись, с понравившейся нам родиной Энгельса, выехали в 08:00 (04:00). Путь наш лежит на запад.


Успев пересечь кусочек Нидерландов, «ни свет, ни заря», мы в Бельгии!

Где-то в Бельгии у Мегана произошло знаменательное событие — он прошел первые сто тысяч километров. Получилось символично, не где-нибудь, а в Бельгии.

Обширная сеть качественных дорог, очевидно, прямо влияет на автомобильный вкус европейцев. Джипы на дорогах крайне редки, основная масса автомобилей — это легковые с кузовом универсал или хэтчбек, седаны попадаются реже. Скорости высокие, на скоростях за 130км/ч расход топлива увеличивается, и зависит от аэродинамики автомобиля, а топливо дорогое, поэтому немцы, бельгийцы и французы, в основной своей массе, не ездят на джипах, а выбирают обтекаемые автомобили, имеющие возможность развивать скорость за 200км/ч. Кузов универсал, видимо, также выбирается из соображений практичности.

Очень многие везут с собой велосипеды, установленные на специальном креплении сзади, или, что реже, на крыше. В Бельгии стало попадаться много автомобилей с прицепами типа трейлер, а ближе к морю с катерами и яхтами. Попадались домики, установленные на шасси грузового автомобиля.


Образец европейского путешественника.


В 11:40 (07:40) приехали в бельгийский Остенде взглянуть на Северное море.

Город только просыпается, народ на пляже занимается бегом, делает зарядку и просто гуляет. Море, видимо, в результате отлива ушло далеко от берега. По пляжу ездит трактор и боронит песок, оставляя за собой широкие дорожки. Ездит он без всякой системы, по кривым. Зачем, это оста