Санта Лючия und Восточный Рейх 2017

13.03.2018 | 19335 просмотров

1. Санта Лючия

Стремительно пролетел год с момента нашего возвращения из сурового и дальнего похода Урал - Памир 2016. За этот год я успел разменять шестой десяток и стать молодым дедом и по званию и по должности — родился старший внук. В повседневных заботах год пролетел настолько стремительно, что мы едва не прозевали крайнюю точку начала подготовки к очередному походу. А так как в этом году мы решили организовать путешествие хоть и опять с долей авантюризма, но уже не так экстремально, как два предыдущих, то начинать готовиться необходимо было заранее — визы, брони и все такое, сами знаете.

Конечную цель будущего похода определяли недолго. Замахнулись было на Испанию-Португалию со сдачей норматива по достижению мыса Рока. Но после подсчетов расстояний, необходимого количества топлива и его стоимости, идея эта была отложена до лучших времен, надеюсь, они когда-нибудь наступят. Выходило, что только стоимость топлива намного превысит весь общий бюджет прошлогоднего похода на Памир. Выбрали конечную цель поскромней — Италию, что, в общем-то, все равно не скромно ни разу.

Петля маршрута по северной половине Италии привлекала нас многими аспектами. Древняя история (один только вечный город — центр вселенной, куда ведут все дороги, чего стоит), культура, архитектура, своеобразный климат и красивейшая природа, моря со всех сторон и, конечно, Альпы — на красоты гор мы подсели давно и, по возможности, не упускаем случая насладиться их красотой еще и еще раз.

Сдали документы в визовый центр Италии и спустя оговоренное время получили мульти-Шенген на полгода. А вся остальная подготовка свелась к превращению Рав4а в походно-дальнобойный вариант. Задняя полусфера превращена в спальню, на крышу установлен и нагружен полезными вещами кофр, ниши под фальшполом багажника и в салоне заполнены продовольствием, технической и питьевой водой, на спальное место навьючены-закреплены походный чемодан и дорожная сумка.

Три канистры-двадцатки, сослужившие огромную службу на Памире, в этот раз оставил дома — интернет мне сообщил о куче ограничений при провозе канистр с топливом между странами Шенгена. Возможно, и зря оставил — проверять никто не проверял, а сэкономить на разнице стоимости топлива в Европе вполне реально.

Автомобиль: Рав4, 2015, AWD, 2,5л.

Экипаж: Владимир — командир-пилот, Ольга — штурман-бортпроводник.

Маршрут: Екатеринбург — Беларусь — Польша — Германия — Италия — Альпы — Австрия — Чехия — Екатеринбург.

Пятница 8 сентября. День первый. На Кукуи

Начало нового путешествия под копирку с двумя предыдущими — слишком жаль нам терять полдня начавшегося отпуска.

Простившись с Рысью, еду на работу на давно приготовленном к путешествию и навьюченном Рав4е. Ольга уже с утра в отпуске, отсыпается, а затем налегке приезжает ко мне на работу. Отпросившись, чуть пораньше заканчиваю последний перед отпуском рабочий день, и — ура! поход начался.

Достаточно быстро вырываемся из города, который еще не успел встать в глухую пятничную пробку. Идем на Запад привычным для нас маршрутом, которым ходили не один раз, правда, последний раз это было три года назад, в 2014-ом. От раскинувшихся просторов, от бескрайней дороги, почти безлюдной в сравнении с дорогами домашними, возникает чувство свободы, к которому примешиваются оттенки ностальгии и радость начала похода и начала отпуска. Умиротворение привнес начавшийся дождь, который сочли в дорогу добрым знаком.

Так и докатили, рассматривая знакомые места и наслаждаясь дорогой, до запланированного места ночевки со смешным названием Кукуи. На располагающейся здесь стоянке дальнобойщиков ночевать нам как-то раз уже приходилось, еще на Мегане. 56.998780, 53.837434. Дежурные 100 рублей за авто/ночь, и в 22:15 (21:15) мы с комфортом располагаемся спать в Рав4е.

Пройденный маршрут: Екатеринбург, Ревда, Бисерть, Ачит, Суксун, Орда, Уинское, Чернушка, Куеда, Большая Уса, Чайковский, Воткинск, Кукуи.

Итого за день: 623,7км.

Суббота 9 сентября. День второй. На Покров

Отлично выспавшись, в 06:00 (05:00) встаем, в 06:32 (05:32) стартуем дальше.

Места кругом знакомые, дорога не раз езжена — фото не делаем, просто наслаждаемся путешествием, отдыхаем. Ижевск, благодаря утреннему времени, прошли быстро. А дальше, особенно после выхода в районе Елабуги на М7, несмотря на выходной, стали просыпаться фуры, много фур, очень много фур. Отдых закончился, началась транспортная работа.

За три года это направление изменилось. И раньше на М7 было плотное движение и, конечно же, куча ремонтов дорожного полотна и объездов, сейчас все увеличилось в разы. Это как если бы уехал из большого города года на три, а затем вернулся и поражаешься, как много всего изменилось, как многочисленней и суетливей стали людские и автомобильные потоки.

Засилье фур вообще стало каким-то дорожным бичом. Такое ощущение, что если фур станет еще на 15-20% больше, то просто случится дорожный коллапс. Движение на трассах будет как в центре Екатеринбурга, и путешествовать на личном автомобиле станет как минимум некомфортным, это если не прибегать к более резким выражениям. Забегая вперед, скажу, что в Европах мы тоже видели огромное количество фур, но их потоки были соизмеримы с огромной транспортной инфраструктурой, которая к тому же еще умудряется интенсивно развиваться. У нас транспортные артерии также развиваются и строятся, но, очевидно, не теми темпами, не успевают.

Причем увеличившееся количество фур отрицательно повлияло на культуру вождения их водителей. Видимо, старая каста профессионалов-дальнобойщиков обесценилась до массы водителей-новичков, но с амбициями водителей-профессионалов. Никого не хочу обидеть, наверняка и многие старые профи до сих пор на трассах страны. Тем тяжелей им приходится. А я лишь попытался, исходя из сравнения своих впечатлений, обрисовать дорожную обстановку доставшуюся нам на второй день похода.

Плотный трафик, к сожалению, дополнили традиционно многочисленные ремонты дорог и объезды. Три года назад мне казалось, что вот еще совсем чуть-чуть и Елабугу с Казанью свяжет современная трасса по две полосы в каждом направлении на всем своем протяжении. Увы, почти на всем протяжении две полосы из четырех ремонтируются или закрыты в ожидании ремонта, пока две другие разбиваются огромным автомобильным потоком.

Отдушиной, уже в который раз, послужила Казань с ее шикарной окружной в три и более полос в каждом направлении, начинающейся и заканчивающейся далеко от города. Расплатой за отличную дорогу служат множество камер и ограничений скорости.

За Казанью, на посту за мостом через Волгу, первый и единственный раз за все путешествие нас остановил сотрудник ГИБДД. Ситуация банальная — мы не спеша шли первые в неспешащем пелетоне, полицейский имел время для возможности нас рассмотреть и принять решение. Остановил явно из-за неместного номера региона. Но, к его чести, на мое ворчание по этому поводу, едва взглянув, тут же вернул документы, не требуя страховки ОСАГО, и пожелал счастливого пути. Больше с полицией мы дела не имели, ни у нас, ни в Европах.

Зная о ремонтах на объездной Чебоксар (хвала «пробкам» Яндекса), прошли по заранее проработанному маршруту в подбрюшье столицы Чувашии, по чувашской «Помпасии». В Цивильске свернули налево и «Навител» как-то ловко провел нас через Красноармейское и вывел через Ядрин на М7 далеко за Чебоксарами. Объезд понравился, очень похоже на пермскую «Помпасию». Дороги приемлемого качества и, главное, свободные от фур. К тому же удалось взглянуть на чувашскую глубинку, на местный колорит.

Снова вышли на М7. Дорожно-транспортная обстановка продолжала усложняться по мере нашего продвижения на Запад. Кстовско-Нижегородские ремонты и пробки, как и Владимирские, штурмовали в лоб, изрядно в них настоявшись. Вообще, по нашим ощущениям, перегон Нижний Новгород — Владимир стал квинтэссенцией турбулентности хаоса второго дня и самым серьезным в этом походе.

Следующая ночевка планировалась мной в Покрове — хотелось подобраться поближе к Москве, для ее последующего штурма следующим утром, к тому же воскресным. Сложная дорожная обстановка только подтверждала правильность принятия этого решения — если в Нижнем не протолкнуться, что же в Москве будет твориться?

Но к тому моменту, как мы все же миновали Владимир, вымотались мы изрядно. Стемнело. Ольга устроила первый бунт в этом походе — «давай искать ночевку!» Бунт удалось подавить только благодаря еще относительно свежим, неистраченным мной домашним силам. Для себя отметил только, что раз Ольгин бунт пришелся уже на второй день похода, значит, действительно день был тяжелым, и она реально устала. Что и подтвердилось спустя незначительный промежуток времени — Ольга уснула на своем штурманском месте крепким сном и уже не реагировала ни на что. Я же, избавившись от опеки и тоже порядком подустав, добавил топлива. Впрочем, на этом участке мало кто из участников движения следил за скоростью. Еще из прошлых походов вынес, что на М7 во Владимирской области гоняют, мало обращая внимания на камеры и тем более на знаки.

Отблески и тени попутных автомобилей, режущий глаза свет встречных, участки ремонтов дороги и объездов в кромешной темноте и хорошо освещенные скоростные участки, резкие перестроения, бесчисленные разгоны и торможения — когда в 22:46 (20:46) добрались до Покрова, пошатывало, как моряка после доброго шторма.

55.914101, 39.154037. Еще одна старая знакомая нам стоянка. Символическая оплата за ночевку автомобиля, отдельно за санузел. Рядом магазин, торгующий знаменитыми покровскими пряниками от производителя. В Европе они нам не нужны, а на обратном пути, соблюдая традиции, обязательно их купим.

Бужу Ольгу, устраиваемся в Рав4е, спим.

Пройденный маршрут: Кукуи, Ижевск, Агрыз, Можга, Елабуга, Мамадыш, Казань, Цивильск, Чувашия, Ядрин, Воротынец, Лысково, Кстово, Нижний Новгород, Гороховец, Вязники, Владимир, Лакинск, Петушки, Покров.

Итого за день: 1178,2км.

Воскресенье 10 сентября. День третий. На Смоленск

Мысли о яндексовско-красном от пробок МКАДе, стоящем в ДТП и ремонтах, не дают спать долго и в 04:45 (02:45) заставляют подняться, а в 05:20 (03:20) выехать.

Живем в походе, не перестраиваясь, по своему домашнему времени, поэтому в отчете время везде указываю свердловское, а в скобках местное. То есть, по местному времени к столице нашей Родины мы подходим поздней ночью, переходящей в еще совсем раннее утро. Вообще, на Западе мы активно используем преимущество разности времени часовых поясов и часто выходим хоть на трассу, хоть на осмотр достопримечательностей пока все еще спят.

Но Москва слишком большая для того чтобы спать, бодрствует она круглосуточно. Вышли на МКАД. Что до него, что на нем, несмотря на очень ранний час, движение плотное, но все же удается держать разрешенные на МКАДе 100км/ч, лишь иногда снижая скорость для маневра.

Для Москвы мы двигаемся достаточно быстро и через непродолжительное время сворачиваем с МКАД на Можайское шоссе. Можайское шоссе повергает нас в шок — четыре полосы в каждом направлении с идеальным покрытием, разделенные высоким бетонным барьером и залитые светом отличного освещения и на них никого, то есть совсем никого. Радуемся как дети, вспоминаем вчерашний шторм и снова радуемся. Скоро все выясняется — шоссе платное, за два непродолжительных участка отдали 300 рублей. Очевидно, в такой ранний час, когда проехать можно где угодно, немного находится чудаков, пользующихся платными участками. Дома, изучая предстоящие дороги, я видел, что Можайское шоссе платное — а тут забыл, заспал, видимо. Но это мелочи, зато порадовались отличной дороге, которая вскоре вывела нас на уже настоящую М1 «Минку».

На М1 также свободно, по две полосы в каждом направлении, отличное покрытие, яркая разметка и никакого засилья фур. Удаляемся от Москвы, движение все более и более свободное — сердце радуется, душа поет. Вчера переживали, что фуры захватили весь мир, но на западе от Москвы, на белорусском направлении, слава Богу, пока все по-прежнему — отличная дорога, уходящая в горизонт, простор и необозримые дали.

Наслаждаясь дорогой и не испытав даже намека на усталость, в 12:15 (10:15) добрались до Смоленска. Дорога у нас дальняя, а интервал между техническими обслуживаниями у автомобилей Тойота равен 10 тысячам километров, поэтому в Смоленске в местном Тойота-центре мы заблаговременно подгадали-запланировали ТО-50000 Рав4а. ТО запланировано на завтра, в понедельник в 11:00 (09:00 по-местному). А сегодня у нас полдня отдыха. Запарковав Рав4 у отеля, который забронировали еще дома, и закинув вещи в номер, идем гулять. В Смоленске бывали не раз, но мы с удовольствием освежаем память об этом старинном и красивом городе.

Погуляли, полюбовались на уже известные нам и на некоторые для нас новые достопримечательности. Купили мне так кстати подвернувшуюся качественную мягкую обувь взамен старой, так некстати развалившейся. Зашли в магазинчик, торгующий разливным пивом. Узнаем, что так же, как и у нас, с недавнего времени в Смоленске запрещена тара более полутора литров — федеральный закон. У наших законотворцев серьезные кошачьи заботы — они то букву «Ш» реанимируют, то с величиной пивной тары борются.

Услышав наши комментарии, девушка, наливающая нам пиво, поинтересовалась, откуда мы. Когда узнала, сказала: «Ничего себе. Я люблю путешествовать и бывала во многих городах России, но так далеко не забиралась!» А мне, вообще, кажется, что гораздо большее количество жителей восточной части нашей страны побывало в ее западной части, нежели наоборот, жителей западной части на Востоке.

Коротать вечер вернулись в «City отель», 54.767994, 32.061671. Двухместный номер со всем необходимым, завтрак включен, бесплатная парковка, 1600 рублей/ночь, более чем приемлемо. Рав4 отдыхает на собственной закрытой стоянке отеля. Тойота-центр в паре сотен метрах от отеля.

Пройденный маршрут: Покров, МКАД, Можайск, Вязьма, Смоленск.

Итого за день: 528,1км.

Понедельник 11 сентября. День четвертый. На Лукув

Выспались, не спеша собрались, вкусно и вдобавок бесплатно позавтракали в соседнем кафе - партнере отеля и выдвинулись в Тойота-центр. Там все, как всегда, и так же, как в других центрах, где нам доводилось бывать — все быстро, четко, корректно и профессионально.

Рав4 обслуживается в зоне проведения ТО, мы в зоне отдыха коротаем время, занимаясь каждый своим делом — я расслабленно слушаю новости по телевизору, вперемешку с жалобами Ольги на глюки в программном обеспечении планшета. Наконец, Ольге удается полностью обрушить все ПО планшета — он виснет напрочь, вместе с системой «ПроГород» — одной из самых больших наших надежд на спокойную навигацию на Западе. С другой стороны, хорошо, что ПО планшета рухнуло здесь, где есть доступ к интернету и комфортные условия.

Все хорошо, что хорошо заканчивается — планшет был побежден, программное обеспечение и «ПроГород» были заново установлены. Давно доложили о готовности Рав4а, а мы сидим и теряем время, одну за другой закачивая в планшет карты стран, через которые хотим идти. Я как на иголках, но вот уже закачен весь маршрут кроме Чехии: «Поехали, — говорю, — Бог с ней с Чехией, как-нибудь пройдем». В 15:45 (13:45) выезжаем.

Встали, как говорят байкеры, на М1 — красота, просторы и свобода! Кусочек запада России за Смоленском, а там уже и здравствуй Беларусь!

Представляюсь — слева направо Рав4 и я.

Повеселило: мутируют всем известные пугалы макеты ребят в светоотражающих жилетах — сейчас на их фанерных автомобилях часто горит свет фар, а иногда даже блистают-сверкают «люстры».

С интересом ждем границу Россия—Беларусь, как она изменилась за три года? В 2012 году границу можно было заметить лишь по синему дорожному указателю с обозначением страны, как если въезжаешь в другой район. В 2014-ом появились какие-то строения, напоминающие КПП, и даже появились скучающие люди в униформе, но мы не видели, чтобы кто-нибудь кого-нибудь останавливал — все пролетали мимо, не снижая скорости. Сейчас видим на въезд в Россию вереницу фур и несколько остановленных легковых. На белорусском КПП никого. Пока ничего страшного, но все равно за тенденцию тревожно — мне, как и многим русским, нравится Беларусь, хочется, чтобы мы жили не просто в мире, а по-братски и в одном доме.

Пограничный контроль на въезд из Беларуси в Россию.

С автобаном М1 в Беларуси по-прежнему все в порядке, кто бы из пресытившихся чего бы ни говорил — наслаждаясь видами и ностальгируя, незаметно докатили до Бреста. Незаметно, незаметно, но время в ночь. Все же решаю штурмовать границу сегодня, мы первый раз жестко не ограничены Шенгеном временными рамками, перейдем границу, а там, как Бог даст.

Сунулись было на «Варшавский мост». А там е-мое — кошмар, какое-то переселение народов. Не успели подумать, стоять, не стоять, подошел «помогайка», предложил за малую мзду обойти очередь — быстро все же прививается ржа в злачных местах, вот уже и в Беларуси ростки пустила. «Помогайка» был послан сразу и без раздумий, вот еще не хватало в Беларуси таких поощрять — едем на Домачево: «Так там то же самое, — кричит нам вслед «помогайка», — такой же хвост».

40 км на юг и в 22:55 (20:55) мы в Домачево. Перед нами три авто. Врал «помогайка».

Пока не знаю людей, любящих погранпереходы, а с польскими погранработниками у нас «дружба» старая. Но в этот раз все корректно, на нашей стороне все само собой, и, на удивление, на польской все вполне. В 00:25 (21:25, еще минус один час) мы в Польше.

Восточная Польша, с точки зрения перемещения на автомобиле, нудная и медленно-проходимая, а время ночь, нужно искать пристанище. И мы находим его, вот уж никогда бы не подумал, в «лоне матери-церкви». Узкие дороги, круговые развязки, изгибы-повороты, тянутся деревни за городишками, в одном из них сворачиваем на какую-то освещенную площадку и видим, что это парковка перед католическим костелом с видеокамерами и даже с туалетом.

На обширной парковке один автомобиль. Встаем прямо под камеру, устраиваемся, под дланью храма, засыпаем. Вот и пошутить захотелось, но серьезно, парковка в восточной Польше перед храмом появилась перед нами из ниоткуда, мы уже на обочине было встать хотели, а здесь прямо очутились среди безопасности и умиротворения. Польша начинает нас принимать?

02:25 (11:25). Ночь глубже некуда, сон валит с ног. 51.923593, 22.387888.

Пройденный маршрут: Смоленск, Орша, Борисов, Минск, Барановичи, Кобрин, Брест, п/п «Домачево», Радзынь-Подляский, Лукув.

Итого за день: 833,0 км.

Вторник 12 сентября. День пятый. На Регенсбург

Из-за позднего отбоя и «в тиши под дланью» спали аж до 08:00 (05:00 местного). Поднялись, собрались. А жизнь вокруг нас только-только начинает просыпаться. Сказали спасибо, приютившему нас городку и храму, выехали.

По Польше в который раз, уже привычно, идем «огородами» — партизаним. А в каждой славянской стране, где можно партизанить, есть лес. Этим и пользуемся. На востоке Польши леса шикарные — есть, где отвести душу уральцам. Не такие, конечно, как у нас, но этим и интереснее, что немного другие. В общем, лес, костер, партизанские песни, местные польские медведи, гармонь… Романтика.

День провели в пути. Узкие и запутанные дороги Восточной Польши вскоре сменились автобанами в ее западной части, затем перешедшими в автобаны немецкие. Ехать комфортно. Маршрут по Европе выбирал максимально несовпадающий с нашими предыдущими путешествиями. С интересом рассматриваем окрестности и жизнь вокруг. Получаем новые впечатления, ищем совпадения и различия с впечатлениями прошлыми.

Повсеместно на автобанах реализованы ограждения в виде сетки, для того чтобы дикие животные не выходили на трассу, и переходы для них же в виде мостов над дорогой.

Фото этого моста стало часто мелькать в Интернете — мост на самом деле красивый и очевидно новый.

Зоны отдыха на автобанах в комплексе с заправками, кафе, отелями, парковками, столами-лавочками, парками — образец высокого комфорта для всех проезжающих, прямо какой-то эталон культуры высокоразвитой сферы услуг.

Представлю моего штурмана. Ольга готовит нам обед.

На одной из таких комфортных зон, переехав по странной развязке на другую сторону автобана, в 23:35 (20:35) и встаем на ночевку. 48.960505, 12.093309. Все, что необходимо для комфорта Рав4а и для нашей гигиены, в этом комплексе присутствует. Все, что необходимо для нашего комфортного сна, присутствует в Рав4е.

Пройденный маршрут: Лукув, Варшава, Лодзь, Вроцлав, Дрезден, Хемниц, Хоф, Вайден, Регенсбург.

Итого за день: 1090,4 км.

Среда 13 сентября. День шестой. На Пизу

В 07:00 (04:00) подъем, в 07:20 (04:20) старт.

Сегодня вечером нас ждет бунгало в Пизе, в кемпинге, забронированном через Booking еще дома. По времени должны успеть, решаем заехать в одну из запланированных Ольгой достопримечательностей — баварский городок Обераммергау.

Планируя путешествие, думали, что едем в теплые края. Помня Турцию, с ее 40-градусной жарой, специально взяли отпуск в сентябре. А жары нет. Несмотря на то, что мы еще только у подножья Альп, ощущается их холодное дыхание — очень холодно, около нуля градусов с пронизывающим ветром. Хорошо, что мы взяли с собой теплые вещи, которыми думали воспользоваться на обратном пути где-нибудь ближе к Уралу, и никак не думали, что они понадобятся так скоро.

В Обераммергау раннее утро, туристов еще нет, на улицах редкие проснувшиеся местные спешат по своим делам да несколько владельцев лавок не спеша готовятся к трудовому дню. Сам городок — такая образцовая выставочная глянцевая картинка про счастливую Баварию. Спору нет, действительно красиво.

Замерзшая, но довольная Ольга.

Из Обераммергау двинули дальше, на Австрию. Альпы не заставили себя ждать, они вскоре появились. Не зря европейцы, да и не только они, их так любят — действительно красивые контрастные горы и какие-то по-европейски оцивилизованные, причесанные что ли.

Кусочек Австрии в районе Инсбрука решаем пересечь бесплатными дорогами. Это для того, чтобы не покупать виньетку на длительный срок, так как первая половина путешествия у нас отведена на Италию. И хорошо, что получилось пересечь Альпы местничковыми дорогами — красотища невероятная.

Автобан идет по прямой рядом с нами, пронзая насквозь все Альпы — из Германии, через Австрию, в Италию. Поражаемся грандиозностью проекта и величиной его стоимости — в уме не укладывается.

Трудно подсчитать даже хотя бы стоимость одной из многочисленных опор автобана. И это не единственный трансальпийский автобан.

Проехав Австрию, в Италии мы забираемся на этот автобан и остаток Альп проходим по нему. Автобан платный, стоимость километров более-менее приемлема — по крайней мере, стоимость итальянского бензина для нас гораздо чувствительней.

Прошли две условных границы, немецко-австрийскую и австро-итальянскую. Потоков беженцев не наблюдаем. Нет и постов полиции и проверок на дорогах. Все, как и три года назад. Может, эти потоки идут какими-то другими путями, но нам не встретились, хотя в этой части Австрии дорог не так много, горы все же.

Приехали в Пизу, заселились в кемпинг. 43.725014, 10.382418. Бунгало представляет собой вагончик, разделенный на две секции, в каждой из которых есть свой вход, спальня, душ и санузел. Все очень компактно, но все необходимое есть. У этого бунгало есть даже веранда с летней кухней. ~ 8700 рублей за три ночи, 2900 руб./ночь. Рав4 метрах в двадцати, на стояночке через два вагончика. И плюсом ко всему, кемпинг очень удачно расположен — вроде бы и за городом, но и в пешей доступности к достопримечательностям.

Персонал дружелюбен и предупредителен. Когда я, не до конца поняв особенности правил заселения, проехал мимо домика-ресепшн без остановки, за мной была выслана погоня. Девушка на велосипеде, догнав Рав4, мило улыбнулась и, сказав: «Все Ок, нет проблем», наклеила на окно задней двери Рав4а наклейку для его идентификации как своего.

Пройденный маршрут: Регенсбург, Мюнхен, Обераммергау, Инсбрук, Больцано, Тренто, Верона, Мантуя, Парма, Ла-Специя, Пиза.

Итого за день: 874,7 км.

Четверг 14 сентября. День седьмой. Пиза

Утро, десять минут ходьбы и мы в исторической части города.

Красиво. Башня падает всерьез, по-честному. Дома у нас часто сравнивают с Пизанской башней башню Невьянскую. Сравнение некорректно. Невьянская башня и по размерам меньше и наклонена не настолько сильно, да и по архитектурному стилю, мягко говоря, уступает. Пизанская гораздо мощнее, а заваливается настолько реально, что желание лезть на нее невелико — кажется, что твой вес может сыграть ключевую роль в достижении критической массы.

Кроме башни, собственно, тоже есть, что посмотреть.

Туристы прибывают. Многие, стремясь поддержать башню, запечатлевают себя в типовых позах.

Чудеса, как сумели и успели ее укрепить. Говорят, понемногу она все равно валится. Дело времени.

Ольга внаглую фотографируется с карабинерами. Они делают вид, что не замечают.

Привлекли наше внимание мусорные баки, не путать с урнами. Не тем, что баки стоят рядами, каждый для своего мусора, а тем, что все они на замках, некоторые открываются с помощью карт.

На оживленной улочке присели в одном из открытых кафе выпить по чашке кофе. Не спеша пьем кофе, наслаждаясь созерцанием местной жизни. Вокруг нас туристы и местные, щебечущие на своем колоритном языке.

По улице медленно, рассматривая кафешки, проезжает на мотоцикле дородный немец. Посадкой, фигурой и особенно щеками так уж он мне картинку из фильма про войну напомнил, сценка прямо как в сорок третьем году под Курском, что говорю Ольге: «Смотри, какой типичный фашист». И сказал-то негромко, а кафе враз стихло, повисла тишина. Вот так, вот не думай, что тебя не понимают только лишь потому, что ты говоришь на другом языке, множество слов принадлежат мировому языку. Кафе понемногу вернулось к своей привычной жизни, а мы поспешили уйти, неловко получилось, нужно быть более тактичным.

Погуляли по городу, насытились архитектурными шедеврами. Вторую половину дня решили посвятить морю. Вернулись в кемпинг, взяли Рав4 и поехали в Марина-ди-Пиза к Лигурийскому морю.

На побережье практически никого, погода явно не для купания. Тепло, но море свежее, с него дует сильный ветер, играют волны. Через десяток минут, очки и объектив фотоаппарата покрылись влагой, которая высохнув, превратилась в корочку соли. Еще в Смоленске, одевшись легко не по обманчивой погоде, я схватил сильный насморк и несколько последних дней мог дышать через раз и то только после применения спрея от насморка. Вспомнив о лечебных свойствах морского воздуха, решил попробовать его силу, стал глубоко дышать через нос. Не поверите, через два часа прогулки по побережью от насморка я избавился совсем и полностью. Не знаю, насколько полезно дышать таким соленым воздухом постоянно, но кратковременный чудодейственный эффект меня поразил.

Через магазин вернулись в кемпинг. Цены, кстати, в сетевых магазинах показались такими же или даже чуть дешевле, чем у нас. А в части спиртных напитков намного дешевле. Настоящий хороший коньяк, например, можно купить от 400 рублей. И не говорите мне, что и у нас коньяк можно купить за такие же деньги — такой у нас за такие деньги не купишь. Хотя рынок есть рынок, пробовали и пиво, которое стоило дороже хорошего качественного вина, и в чем его особый вкус не поняли.

Пройденный маршрут: Пиза, Марина-ди-Пиза, Лигурийское море, Пиза.

Итого за день: 33,5 км.

Пятница 15 сентября. День восьмой. Флоренция

Вчера вернулись домой на почти пустом баке, заправиться не удалось. Пропустив по пути пару закрытых заправок, специально покрутился, чтобы обнаружить еще тройку таких же закрытых. Что ж, все списали на европейскую манеру короткого рабочего дня. Подумали, что сегодня на трассе встретим нормальные большие заправки.

В 08:00 (05:00) выехали из кемпинга. Идем на Флоренцию. А попадающиеся по пути на неплохой трассе неплохие заправки так же закрыты. Ждем, ориентируясь по навигатору, очередную. Закрыта. Все, встаем. Уныло пытаюсь разыскать на дверях и на темных окнах время работы. Ничего непонятно, но видно, что заправка рабочая. Остается ждать. Еще совсем раннее утро, ждать придется долго.

На соседнюю колонку подъезжает фура. Из кабины вылезает водитель и как ни в чем небывало начинает заправляться. Я потихоньку фигею. Иду к нему. Далее у нас происходит диалог, в котором я говорю по-русски, он по-итальянски, и оба с сопровождением жестов. Удивительно, но понимаем друг друга, как говорили бы на одном языке.

Я: «Слушай, как это у тебя получилось? По карте, что ли, заправляешься?»
    «Привет. Да, по карте, вот по такой», — водитель показывает карту.

Я: «Так есть у меня такая. Только вот куда ты ее вставил-то?»
    «Вставил в терминал, вот он. А ты же просто встал не на ту колонку, вставай сюда и заправляйся на здоровье», — показывая на терминал, на Рав4 и на колонки, сообщает водитель.
Я, хватаясь за голову: «Семен Семенович!» Оба смеемся.

Переехал на нужную колонку, стал разбираться с шайтан-машиной — терминал настолько наворочен и вдобавок полностью на итальянском, что вправе так называться. Шайтан-машина сглотнула карточку, выплюнула ее и что-то стала сообщать-спрашивать на итальянском. Водитель давно уехал, вокруг никого, помощи ждать неоткуда. В какой-то момент совсем отчаялся, подумав, что терминалу не понравилась моя карта. Но терминал жив, он как-то реагирует на мои нажатия, и вдруг — о, Чудо! — топливо пошло в бак. Заправился до полного, видимо, такую опцию выбрал. Терминал второй раз карту не попросил, он, с самого начала считав данные мой карты, вернул ее мне и открыл доступ к топливу. То есть если бы я уехал, подумав, что терминалу не понравилась моя карта, это стало бы для кого-то хорошим подарком.

Приехали во Флоренцию, оставили Рав4 на платной, еще дома примеченной стоянке. Начитавшись и наслушавшись про сложности парковок в Италии, поначалу относимся к ним серьезно. Затем, уже когда освоились, для себя вывели, что в принципе все как почти везде — не нужно пытаться въехать в самый центр действа, а стоит поискать парковку чуть с краю и будет счастье. Если не лень ходить пешком, можно запарковаться вообще бесплатно — если не жаль немного заплатить, можно встать поближе к достопримечательностям. А вообще, к теме платных парковок с какого-то момента мы стали относиться вполне спокойно — в Екатеринбурге-то, в широком радиусе центра города, стояночных мест, где можно оставить автомобиль бесплатно, уже практически нет, что уж тут про Европу говорить.

Вышли в город. Очень красиво. Недавно смотрел передачу, называется «Флоренция — город гениев» — по-моему, очень точное определение, по крайней мере, в отношении тех, кто Флоренцию создавал.

Фрагмент дверей.

У входа, среди красоты, под зонтиком спит бездомный. Надо отдать должное, в Италии такие картины мы видели редко, особенно редко в исторических местах.

Леонардо да Винчи.

Джованни делле Банде Нере. Предок многих европейских королевских родов.

По узким улицам проносятся кавалькады-рои скутеристов-мотоциклистов. В условиях узких улиц, сложностей с парковками, а также хорошей погоды, скутер просто замечательное средство передвижения. На скутерах ездят все, от девочек до восьмидесятилетних бабушек. Очевидно, что еще и власти поощряют данный способ передвижения — в городе много бесплатных мотоциклетных парковок.

Открыли для себя итальянский джелато — необыкновенная вкуснотища, показалось гораздо вкуснее нашего мороженого. Но нужно быть внимательным, стоимость джелато может сильно отличаться, в зависимости от величины и главное от места, где его подают. В одной из кафешек отдали за джелато 12 евро ~ 840 рублей. Стали внимательней к ценам и обнаружили, что в других местах джелато за 1,5-2 евро не менее вкусный.

Чем отличаются полицейские от карабинеров, не поняли. И те и другие одеты в забавную форму.

Нагулявшись, вернулись к Рав4у на парковку. Оплатили стоянку по 1,5 евро/час, опять едва победив очередную шайтан-машину по приему денег. Выехали в Пизу.

В кемпинге интернационал. Судя по номерам, автомобиль из Луцка, с западной Украины. Никто никому не досаждал, колес не колол.

Пройденный маршрут: Пиза, Флоренция, Пиза.

Итого за день: 171,4 км.

Суббота 16 сентября. День девятый. На Рим

В 08:28 (05:28) прощаемся с кемпингом, выезжаем.

По пути на Рим, опять же в забронированный еще дома очередной кемпинг, хотим познакомиться с итальянской глубинкой. Первый городок, который мы хотим посетить, называется Сиена. В Италии есть на что посмотреть не только в крупных городах. Среди небольших итальянских городков даже ежегодно проводится конкурс на десять самых интересных, красивых, необычных и самобытных. Сиена, говорят, входит в эту десятку.

10:45 (07:45) мы в Сиене. Оставили Рав4 на бесплатной стоянке, идем знакомиться с городом.

Много улиц с серьезными уклонами, резко поднимаются или сбегают вниз.

Главная площадь по рельефу представляет собой чашу. Интересно, как они с осадками справляются, ведь вода во время дождя должна интенсивно стекать прямо на середину площади со всех примыкающих улиц.

Население Сиены 55 тысяч человек. Не помню, чтобы какой-нибудь из уральских (и не только) городков мог бы похвастаться такими достопримечательностями, такой архитектурой и таким роскошным храмом.

Уклон улицы настолько серьезен, что существует реальный риск поскользнуться и улететь даже на сухой брусчатке. Во избежание этого в стенах зданий предусмотрительно вмонтированы металлические поручни.

Это все Сиена. На наш взгляд, несмотря на скромные размеры такая разная.

В 12:55 (09:55) двигаем дальше. Следующий городок — Питильяно, с населением чуть более четырех тысяч человек. Еще его называют «маленьким Иерусалимом». Это, видимо, из той же темы, что и «Запорожец» это «маленький Жигули». Виды на город со стороны ущелья на самом деле оригинальные, интересные и необычные, но жить все же в Питильяно я бы не хотел, он оставил немного гнетущее впечатление. Кстати, так же из-за необычности построек, Питильяно не раз попадал в десятку интересных небольших городов Италии.

Распрощались с Питильяно. Едем в Чивитавеккью взглянуть на море хоть и все такое же Средиземное как и Лигурийское, но еще с одним оригинальным названием — Тирренское море.

По обеим сторонам дороги стоят итальянские сосны Пинии с необычными приплюснутыми кронами.

Здравствуй, Тирренское море.

На море, так же как и в Марино-де-Пиза, сильное волнение. Ольга морю радуется, но купаться не рискует. Сам, хотя давно уже к морям отношусь прохладно, окунуться все же решаю — такой шикарный песочный пляж и никого, как не искупаться. К тому же, побывав за путешествие на двух морях, нужно хотя бы на одном из них отметиться омовением. Купание сводится к борьбе с волнами, они буквально сшибают с ног, но нам уральцам, обделенным морями, побарахтаться в морских пучинах все равно приятно.

В 18:00 (15:00) бросаем монетки, говорим «до свидания» Тирренскому морю и берем курс на Рим. Сегодняшний переход опять подтвердил необязательность итальянских заправок быть открытыми для клиентов. Решаем, несмотря на дороговизну итальянского бензина, стараться держать бак Рав4а всегда полным. Кстати, стоимость бензина по нашему маршруту здесь самая высокая. В Италии бензин нам попадался от 1,65 до 1,78 евро за литр.

В 19:32 (16:32) приехали в «Camping Village Roma», 41.886771, 12.406500. Бунгало-полвагончика со всем необходимым, отдельным входом, с санузлом и душем, на улице деревянный стол и скамьи. Рав4 встал прямо перед входом в бунгало, благодаря ему мы еще немного отгородились от соседей, сделав ареал своего обитания еще комфортней. 120 евро за три ночи, ~ 2800 руб./ночь.

Улицы в кемпинге названы именами европейских столиц, есть, в том числе, площадь Москвы. Нас поселили на Берлинской улице. Вручили яркие браслеты и предложили на территории кемпинга передвигаться в них. Для проникновения в бунгало вручили пластиковую карту-чип.

Заселились, оставили вещи. Сходили пополнить запас продуктов в сетевой супермаркет «Панорама», удобно расположенный через трассу от кемпинга, к которому ведет надземный пешеходный переход.

Кемпинг большой, на его территории гуляет-передвигается-тусуется много народа, мелькают электрокары. Пользуясь теплой, бархатной погодой, молодежь оккупировала бассейн — загорают, купаются, пьют пиво. Итальянец зрелых лет из бунгало напротив картинно расположился за деревянным столом с бутылкой вина и время от времени громко исполнял арии типа «Санта Лючия» и «Сердце красавицы», понятное дело, на итальянском. Его молодая жена, время от времени появляясь из бунгало, приносила ему яства и производила смену бутылок. Раззадоренный сюжетом, я уже было хотел грянуть что-нибудь по-русски, но поняв, что все это может кончиться братанием и доброй попойкой, решение переменил, ведь завтра нас ждет Рим. Смирившись, стал коротать остаток вечера, сдабривая его созерцанием экзотики по-итальянски и потягиванием бренди «Vecchia Romagna».

Пройденный маршрут: Пиза, Сиена, Питильяно, Чивитавеккья, Рим.

Итого за день: 442,8 км.

Воскресенье 17 сентября. День десятый. Рим

Ночной подъем по тревоге у нас уже становится традицией, который поход уже без него не обходится. В этот раз ночная тревога была наименее тревожная, если можно так выразиться. Среди ночи нас разбудил шум двигателя, бунгало осветил свет автомобильных фар. Вышедшие из автомобиля охранники сразу подошли к двери вагончика и открыли ее своими ключами. Не заходя внутрь, спросили все ли о`кей, и услышав наши ответы, что все в порядке, стали объяснять, что сработала тревожная сигнализация. Затем охранники простились, закрыли нашу дверь и уехали. Мы продолжили спать.

У Рав4а первый настоящий выходной, мы отправляемся в город самостоятельно и на целый день. Из кемпинга в центр ходят так называемые «шатлы», но расписание нас не устраивает — первый из них идет в 09:00 по-местному, то есть в 12:00 по-нашему, это же полдня терять. Рядом с кемпингом есть автобусная остановка, но мы не разобрались с маршрутами автобусов и началом их работы. Останавливаемся на самом приемлемом для нас варианте — метро. Один минус — до него чуть больше, чем 2,5 километра, из них метров 400-500 весьма непонятной территории, где идти нужно прямо по трассе, это я еще все дома высмотрел в Google. Мы ходить любим и пока можем, слава Богу. Решаем рисковать, идем пешком. И не так страшен черт, как его малюют — через полчаса по Via Aurelia и мы у станции метро, а там уже все ясно и понятно.

Знакомство с Римом начинаем с Ватикана.

Охрана серьезная — полиция, карабинеры, военные. Рамки металлоискателя, вещи на транспортерную ленту через сканер, фейсконтроль.

Собор Святого Петра.

Собор Святого Петра, по нашим впечатлениям, показался гораздо, чуть ли не в разы, больше, богаче, пышнее, чем Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, который нас в свое время очень впечатлил. Я не касаюсь вопросов духовности, веры и тому подобных. Речь о физическом и материальном — об  архитектуре, отделке, живописи, фресках, скульптурах и прочем. Пожалуй, самый громадный и роскошный храм из ранее нами виденных.

Забрались под купол.

По узкой, витой и бесконечной лестнице забираемся дальше, на сам купол.

Вид с купола.

Площадь Святого Петра.

Швейцарские гвардейцы — еще одни секьюрити, личная гвардия папы.

Покинув Ватикан, идем по городу, наталкиваемся на мероприятие, организованное и исполненное прямо в хорошем советском духе. В Риме проводится полумарафон под лозунгом «Мир во всем Мире» — «Миру Мир». Все ярко красочно, многолюдно, спортивно, весело.

Идем дальше. Знакомимся с городом, наслаждаемся видами.

Замок Святого Ангела.

Тибр.

Вид с одного из мостов через Тибр на собор Святого Петра.

Странная организация дорожного движения через мост. С трех остальных сторон перекрестка движение правильное. Никаких знаков, вещающих о левостороннем движении не обнаружил, как местные ориентируются?

Площадь Навона.

Где-то в стороне от туристических потоков.

И снова в людных местах.

Организация безопасности в городе очень серьезная — полицейских, карабинеров и военных очень много, впрочем, туристов все равно больше.

Колонна Марка Аврелия. На колонне отображен жизненный путь императора, его многочисленные походы и победы.

А с ее высоты император указует перстом и как будто говорит: «И ты осмелился прийти к моим ногам взглянуть на меня, жалкий человечишка?»

Следующая точка посещения — фонтан Треви. Знаем, что посещать его лучше утром, когда меньше туристов, уж слишком большой туристический наплыв обычно в этом месте. Но сегодня нам по пути, а завтра не очень — идем, несмотря на то, что день уже в разгаре.

Пришли, действительно не протолкнуться. Но, если не спешить, за счет медленных течений в толпе, можно рассмотреть фонтан во всех ракурсах, со всех точек небольшой площади.

Привлеченные видами красивого парка, заходим на территорию очередного дворца. Им оказался дворец Барберини, в котором ныне расположилась Национальная Галерея Старинного Искусства.

А это, представьте, группа русских детей, слушающих на открытом воздухе лекцию об истории изобразительного искусства. Детишки, слушая преподавателя, между делом, что-то рисовали, набрасывали на листках и в блокнотах.

Домой, не мудрствуя лукаво, вернулись тем же способом — из города на метро, а затем 2,5 километра пешком по Via Aurelia. Всего за день, если верить Ольгиному шагомеру в телефоне, находили около 19 километров.

Добрались до бунгало, а двери не открываются, они не хотят реагировать на чип-карту. Бросаем вещи в Рав4, благо он стоит рядом, идем сначала в «Панораму», затем на ресепшн. На ресепшн не удивились, забрали карту, вручили ключ. Красота, сейчас благодаря старой доброй системе «ключ-замок» можно быть уверенным, что ночью нас никто внезапно не потревожит.

Наше римское пристанище — Берлинская, 36.

Понедельник 18 сентября. День одиннадцатый. Рим

Рав4 второй день отдыхает в кемпинге, а мы проторенной дорогой снова выбираемся в город. Сегодня к осмотру другая его часть, хотя, конечно, два дня для знакомства с таким мощным городом это ничто, но уж сколь есть, столь есть.

Как это бы не было странным, но в иерархии католических храмов собор Святого Петра занимает не главное место, несмотря на его величину, мощь, роскошь и территориальное расположение в самом Ватикане. Точнее, есть четыре высших по рангу базилики, в число которых входит и собор Святого Петра, но все же прежде него есть еще две базилики: базилика Санта-Мария-Маджори и самая главная базилика Сан-Джованни-ин-Латерано. Связано это с историей католической церкви, очередностью строительство соборов и проживанием в них пап.

Идем к собору Санта-Мария-Маджори, одной из резиденций и мест упокоения средневековых пап.

Несмотря на более скромные размеры, по сравнению с собором Святого Петра, хотя скромными их назвать можно с натяжкой и лишь в сравнении, убранство храма очень богатое, собору Святого Петра не уступает. Храм весь в золоте. Считается, что первая крупная партия золота, привезенная Колумбом из Нового Света, была пожертвована этому храму испанским королевским домом.

Вниз ведет лестница, куда, приоткрыв деревянную калитку, можно спуститься. Там под балдахином хранится доска от яслей Иисуса Христа. Мы спускались, доску видели, идентифицировать не смогли.

Фотографий у нас миллион. Мест, где побывали, тоже много. Запомнился, например, очередной храм, где внутри по периметру находилось много исповедален. В каждой сидел священник и либо исповедовал, либо в тишине читал книгу. Видимо, мы попали ко времени, отведенному для исповеди. На каждой исповедальне наверху располагалась табличка с надписью языка, иногда не с одним, с двумя, тремя, на котором можно исповедаться в этой исповедальне. В основном надписи были «Italian», «English». Но также широко были представлены и другие европейские языки. Наконец, на одной исповедальне мы обнаружили — польский, украинский, русский. Вот по этому храму как раз не осталось фото. В общем, обо всем рассказать невозможно, бежим по фотографиям какие есть.

Катаюсь на мотороллере знаменитой итальянской марки.

Юлий Цезарь.

Витториано.

Уже рассказывал о взаимодействии полиции, карабинеров и военных. Обеспечение безопасности если не на высоте, то, по крайней мере, на высоте стремление ее обеспечить. В данном случае заужена улица, ограничена скорость, создано реверсивное движение, осуществляется выборочный контроль.

Очередной небольшой, но оригинально убранный, храм.

Вышли к старому городу, Форуму, триумфальным аркам, Колизею.

Наше знакомство с Римом должно было завершиться посещением главной католической базилики и домом пап первого тысячелетия — собора Сан-Джованни-ин-Латерано. Он еще старше базилики Санта-Мария-Маджори, хоть и не намного. Но, к сожалению, внутри проходила служба, и собор был закрыт до 18:00 местного времени, о чем гласили таблички на закрытых входах. В свою самую главную святыню Рим нас не пустил. Ждать не стали, ограничились внешним осмотром.

Сдан в эксплуатацию и освящен в 324 году новой эры, если что.

Что еще можно сказать о Риме? На мой взгляд, у него уже есть очень четкое определение — «вечный город». Я бы еще добавил «мощный город». Да и как ему не быть мощным и вечным, когда на протяжении столетий он являлся центром мира, а стало быть, центром богатства, а затем еще на протяжении столетий центром одной из крупнейших и старейших мировых религий, а стало быть, центром богатства. Он не оставил о себе впечатлений как об одной из искусных, утонченных европейских столиц. Несмотря на классический архитектурный стиль, пожалуй, Рим стоит вне их ряда. Жить бы я в нем не хотел, очень суетно, но вернуться в него хочется, а это хороший показатель того, что Рим понравился.

Вторник 19 сентября. День двенадцатый. Сан-Марино

Ура! Идем дальше! Поход продолжается! Рав4 застоялся, бьет копытом.

06:00 (03:00) подъем. Утренние процедуры, завтрак. 07:48 (04:48) выезжаем.

Берем курс на Венецию, с остановкой для ознакомления в Сан-Марино. Идем бесплатными дорогами, а так как Италия страна холмисто-гористая, то и дороги в ней достаточно извилистые, по крайней мере, в основной массе. Так и здесь, до Терни дорога извилистая, далее до Перуджа неплохая автострада, за 70 км от Сан-Марино опять извилистая, местами очень. Во всех странах на дорогах царят свои особенности и традиции — в Италии замечаем нежелание водителей включать указатель поворота перед маневром, даже при повороте налево не включают, ленятся. Во всем остальном, все вполне привычно, традиции и особенности движения примерно как у нас.

Въезжаем в республику Сан-Марино. Ограничение скорости в городе 50 км/ч, за городом 70 км/ч. Интересно, в Сан-Марино есть загород? Мне республика показалась одним сплошным населенным пунктом, хотя, если судить по карте, что-то загородное там в ней есть.

Приехали в Сан-Марино, столицу республики Сан-Марино. Запарковались на бесплатной! парковке, пошли к фуникулеру для того, чтобы попасть в верхнюю часть города. Горы, вертикальные скалы, на которых находится верхний город, скрыты туманом. Все же в надежде, что туман рассеется, едем наверх.

И чудо происходит. Наверху сильный ветер, очень холодно. И ветер клочьями разгоняет туман-облако. Нам можно насладиться видами у подножья гор. Видно далеко вокруг. В самой дали видны даже курорт Римини и Адриатическое море.

Сан-Марино самостоятельное, суверенное государство. Оно знаменито еще и тем, что на его территории осуществляется беспошлинная торговля и цены на товары должны быть ниже, чем в окружающей Сан-Марино со всех сторон Италии. Мы, правда, это не очень заметили — все, как и во многих туристических местах, организовано для извлечения денег из карманов туристов.

Извлекать деньги из туристов, правда, есть за что — в верхнем городе, безусловно, все очень необычно и очень красиво.

Сан-Марино считается чуть ли не самой старой республикой планеты. И самым старым государством Европы не терявшим свою независимость и не менявшим форму правления. Ну, Вы же понимаете, насколько самостоятельным может быть маленькое государство, вдобавок полностью окруженное большим государством. Так, когда Сан-Марино, для еще большего привлечения туристов и денег, решила открыть на своей территории казино, Италия просто установила блокаду и продиктовала свои рекомендации по этому поводу. И не делась никуда Сан-Марино. Нет, в общем, в Сан-Марино казино. То, что Сан-Марино удалось на протяжении стольких веков, а образовалась она в 301 году н.э., сохранять суверенитет, на мой взгляд, заслуга ее мудрых, хитрых, гибких и готовых к компромиссу политиков и правителей.

До самой высокой башни не дошли, всю верхнюю часть города снова накрыло плотным туманом-облаком. Не видно ничего. Спасибо, что хоть сколько-то времени нам отпустила судьба на осмотр достопримечательностей. В принципе, посмотрели почти все. Жалко было следующие группы туристов, поднявшихся вслед за нами и рассматривающих плотное молоко тумана-облака вместо красивейших пейзажей.

Случайно разговорились с небольшой группой русских. Они в Римини, и соответственно в Сан-Марино, не в первый раз, бывали и в ноябре и были очень удивлены такой холодной погодой в сентябре.

Регистрационные автомобильные знаки в Сан-Марино свои, подчеркнуто отличающиеся от общеевропейских.

Спустились вниз. Едем дальше. В Серравалле специально сделали крюк, чтобы заехать в супермаркет. Цены в супермаркете показались такими же, как и во всей Европе, а если обобщать, то, как и у нас, а вот стоимость топлива порадовала — заправились по 1,39 евро за литр, ~ 100 руб./литр. Все познается в сравнении, по сравнению с итальянским бензином в Сан-Марино топливо дешевое.

Закупились, заправились, распрощались с Сан-Марино, едем в Венецию. Дорога идет по берегу моря, а затем, очевидно, и по самому морю по насыпанной дамбе — узкая, в одну полосу в каждом направлении, прямая и уходящая в горизонт. Незадолго до нее Ольга, глядя в «ПроГород», паниковала: «Там же море, там нет дороги. Куда мы едем? Мы все погибнем, утонем!»

В Венецию, или точнее в Маргеру, материковый район Венеции, приехали в 19:01 (16:01). Здесь нас ждет третий и последний из кемпингов домашнего бронирования. Все, дальше только свободная, дикая жизнь.

Кемпинг «Village Jolly». 45.472269, 12.212655. Самый дешевый из трех кемпингов, забронированных дома — 46,62 евро за две ночи, ~ 1600 руб./ночь. Несмотря на дешевизну, условия практически такие же, как в Риме — такой же вагончик-бунгало на две половинки с отдельными входами, со всем необходимым и столом, скамьями на улице.

Пройденный маршрут: Рим, Терни, Перуджа, Сан-Марино, Равенна, Венеция.

Итого за день: 535,4 км.

Среда 20 сентября. День тринадцатый. Венеция

У Рав4а третий и последний за это путешествие полный выходной, а у нас на сегодня в планах день знакомства с Венецией.

Еще с вечера мы на ресепшн кемпинга подробно выяснили, как можно добраться до островной Венеции. Расписание автобусов-шатлов, которые предлагал кемпинг, нас опять не устроило, слишком поздно, а вот схема города с остановочными пунктами и маршрутами автобусов нам понравилась. Уточнив по некоторым из них и задав несколько вопросов, остановились на автобусе №6, нас заверили, что все у нас получится и будет нам счастье.

Ранним утром выдвигаемся из кемпинга в центр Маргеры на остановочный пункт автобуса №6. Пятнадцать минут прогулки по полупустому городу и, следуя схеме, находим автобусную остановку. На остановке ждут автобуса, судя по хмурым и не выспавшимся физиономиям, десяток местных, едущих на работу. Подошедший автобус почти полон такими же хмурыми итальянцами, начавшими свои очередные трудовые будни. Наблюдая за ними, пытаемся понять, как оплачивать проезд. А оплата проезда никого не волнует — ни контролера, никаких движений для покупки билетов у водителя, никаких передач денег и тому подобного. Мы лишь смогли предположить два варианта и оба фантастических — либо у них у всех проездные, либо построен коммунизм в отдельно взятом итальянском городе. Так и едем зайцами, решаем заплатить штраф, в конце концов, что делать.

Мы, как и вчера, снова едем по морю, автобус идет по рукотворной дамбе, соединяющей через пролив Маргеру и островную Венецию. По дамбе идут автострада, по одной полосе в каждом направлении, и железная дорога, в два пути.

Приехали в историческую Венецию. В самом ее «начале» находятся авто и ж/д вокзалы, это единственный кусочек города, где можно передвигаться на автомобиле, дальше только пешком или по воде. Кстати, так как автомобильного движения в островной Венеции нет, грузы перевозят водными путями или вручную на тележках, иногда с трудом карабкаясь по ступенькам мостиков, дальше мы это видели.

Выгрузились из автобуса, штрафовать нас никто не пытался, идем в город.

Про те места, в которых человек сам еще не бывал, на основании впечатлений других, у него часто формируются штампы. Это нормально, так как невозможно объективно и полностью описать какой-либо объект и часто описываются те его грани, которые необычны и (или) почему-либо впечатлили. А у человека, впитывающего информацию и лично не знакомым с объектом, раз за разом формируется мнение на основании полученной извне информации. Так и у нас было твердое убеждение, что до многих венецианских домов и даже районов без лодки или иного плавательного средства не добраться. Это не так. Пройти, хоть иногда и очень в кругаля, практически можно хоть куда, просто иногда водным путем ближе и быстрее. Каналов море, в том смысле, что много, как и мостов и мостиков через них, часто упирающихся во вход в здание, в магазин или в частные владения.

Поспешили, пока еще не прибыло много народу, сразу на центральную площадь Венеции — площадь Святого Марка. На площади очень красиво. Все в хороших итальянских традициях.

У «афро-итальянцев» бизнес — прикармливают голубей и навяливают корм туристам. Тех туристов, которые купили корм, голуби атакуют, не заморачиваясь с этикетом, за корм душу готовы продать, садятся на руки, плечи, голову. За двумя молодыми хохотушками китаянками, облепленными голубями, наблюдать было весело, но самому в таком положении быть не захотелось.

Осмотрели площадь, чуть ли не единственное относительно просторное место в островной Венеции. Двигаемся дальше по узким и запутанным улочкам, пересекающим многочисленные каналы.

Стены и фундаменты домов четко вертикально уходят в воду. Как они это все строили? И почему до сих пор фундаменты не размыло?

Про Венецию, в основном, читал положительные отзывы, до восторженных, но в одном народ делился, что Венеция напомнила им болото с соответствующими затхлыми запахами. Каюсь, ожидал чего-то подобного. Но, слава Богу, все оказалось не так. Может быть, нам повезло, но морская вода в многочисленных каналах оказалась чистая, а воздух свежий, пахнущий морем.

С этого пятачка-стрелки широкий и шикарный обзор. Башня слева расположена на центральной площади. Оттуда мы и пришли пешком с далеким обходом по узким улочкам.

Вода это украшение любого города. Достаточно вспомнить Санкт-Петербург, который часто и называют «Северной Венецией». Даже в Екатеринбурге набережная маленькой Исети, а затем и «плотинка» — одни из красивых и популярных мест города. Что уж тут говорить про Венецию, где вода повсюду, где здания и целые кварталы как бы вырастают из воды, да еще и из морской.

Знаменитые маски для венецианских карнавалов.

Все же, наряду с красотой, осталось ощущение, что местные эксплуатируют, «доят» бренд «Венеция» без вкладывания в этот бренд. Их отношение, а может быть отношение городских властей, или тех и других, можно охарактеризовать русскими пословицами: «на наш век хватит» и «после нас хоть потоп». Стены многих и многих домов обшарпаны, они давно забыли слово «ремонт». Не только стены простых домов, но и многие архитектурные ансамбли освежить не помешало бы. Венеция продолжает уходить под воду, может быть, поэтому к ней такое отношение, потому, что с ней не связывается отдаленное будущее? Но гондольеры, и не только они, с туристов звонкий доход получают постоянно. По разным данным, историческую часть Венеции ежедневно посещает до 60 тысяч туристов, при сопоставимой численности проживающих здесь местных жителей.

А эксплуатация бренда, «дойка» туристов, интенсивная. Для ее большей эффективности специально созданы условия. Как один из примеров, присесть в тесном городе, кроме как в кафе, негде. То есть вообще негде. Это особенно контрастно с городами Германии или Австрии, да и со многими другими странами, где скамейки для туристов расставлены в изобилии.

Вода во многих местах действительно стоит высоко. Достаточно ей подняться еще сантиметров на пять-десять, и она затопит многие улицы.

На подмостках таблички «NO PIC-NIC» и еще чего-то по-итальянски. Без мостков в дом, не замочив ног, уже и не пройти.

В Венеции туристу заблудиться считается хорошим тоном. Что у нас и получилось. Представляю, как здесь ориентироваться по картам, когда и навигатор, из-за узких улиц и высоких домов, то теряет спутники, то перепрыгивает на соседние многочисленные улочки. В какой-то момент попавшиеся нам навстречу англоговорящие туристы скрестили руки, как бы показывая «стоп», и сообщили: «Финиш». Поулыбались друг другу, повернули за «англичанами» искать выход из лабиринта.

В какой-то момент стало шутливо-тревожно — вдруг вода еще немного прибавит, а улочек много и они запутанные, так сразу из города и не выберешься, пропадешь.

Наша внутренняя статистика показала, что за день, проведенный в Венеции, мы сделали больше всего фотографий, чем в каждый из других дней похода, включая и предыдущие и последующие дни. Еще и такой косвенный показатель того, что Венеция нам понравилась — очень необычный, интересный и красивый город. Без колебаний рекомендуем к посещению.

В кемпинге. Слева русские.

Домой, несмотря на все старания оплатить проезд, опять пришлось ехать зайцами. На автовокзале куча киосков с надписью «Bus», но в них торговали билетами только на водные автобусы, ну или мы не разобрались. Добрались без штрафов. Пятнадцать минут прогулки и мы в кемпинге.

Парадокс, но Венеция, живущая исключительно за счет средств туристов, у нас получилась еще и самым бюджетным городом за все путешествие. Транспорт бесплатно, а в самой Венеции мы купили лишь магнит на память за 4 евро и пару порций джелато на такую же сумму.

Четверг 21 сентября. День четырнадцатый. Озеро Гарда

Встаем, наслаждаемся комфортом утренних процедур, завтракаем, собираемся и в 09:04 (06:04) выезжаем из кемпинга навстречу свободе и вольным ветрам. У нас начинается вольная и заранее непланируемая часть маршрута, какие условия нас ждут завтра, будет ли утро завтрашнего дня настолько же комфортным, мы не знаем. Напрягать это особо не напрягает — Рав4 оснащен для ночевки, а Европа достаточно безопасна, найти место для ночевки рассчитываем, дело только в том, насколько это будет затратно.

Ольга предлагает идти на север в Альпы, вернувшись немного назад на запад — посвятить день и проехаться по одному из берегов озера Гарда, заехав по пути в пару-тройку городков. Говорит, что говорят, что красиво. Поехали, посмотрим.

Первый город к посещению — Сирмионе, на самой южной окраине озера. Точнее не на окраине, а на узком и длинном полуострове, далеко тянущимся, уходящем в озеро. В лихие века местные просто не могли не использовать это удобное географическое преимущество и построили на полуострове городок-крепость.

Пока присматривали парковку, проехали на Рав4е на все запрещающие знаки, обозначающие въезд в исторический центр, мимо странно посмотревших на нас полицейских. Ехать стало совсем некуда. Поняв, что заехал не туда и здесь не припарковаться, разворачиваюсь и еду обратно, опять мимо удивленных полицейских, искать парковку подальше от исторического центра. Место очень популярное, даже платные парковки все забиты. Наконец, уже совсем далеко от центра, парковку находим, также платную. Спешиваемся.

Форт, отделяющий городок от материка, выполнен по всем рыцарским канонам. Наверное, раньше было практично, а сейчас красиво.

Прошли форт, который служит воротами в город. Открываются виды на озеро. Иногда его видно сразу с нескольких сторон. Озеро большое, волнение почти как на море.

В самом городе немногочисленные узкие улицы, по которым среди туристов умудряются передвигаться на автомобилях местные. В некоторых местах, с помощью светофоров, организовано реверсивное движение. Но проезд зачастую настолько узкий, что местному на автомобиле приходится двигаться на свой зеленый вместе с попутными туристами с черепашьей скоростью, так как даже одного человека ему объехать нет никакой возможности. Напомню, неместным въезжать в эту часть города просто запрещено.

Обошли город по периметру, против часовой, благо он совсем небольшой. Но надо отдать должное — симпатичный.

Джелато. Ммм…

Вернулись к Рав4у, едем дальше вдоль побережья, время от времени останавливаясь полюбоваться видами, не в силах проехать очередные красоты.

На нависающие скалы заботливо натянута сетка, чтобы случайным камнем кому-нибудь куда-нибудь не угодило.

Озеро Гарда — самое большое озеро Италии, расположено почти в центре северной Италии, в подножии итальянских Альп, практически окружено Альпами, особенно контрастно они возвышаются над ним в его северной части.

Приехали в следующий городок, намеченный Ольгой к посещению — Лимоне, если быть точным, Лимоне-суль-Гарда. Долго искать парковку не стали, припарковали Рав4 неподалеку от чьих-то ворот, так, чтобы хозяева могли все же проехать.

Вот здесь вообще непонятно, как местные жители передвигаются на автомобилях — улицы не просто узкие и извилистые, уклоны улиц очень серьезные. По одной из улиц мы поднимались, подтягиваясь как по канату, по металлическим прутьям-поручням, вбитым в стену дома.

Лимоне выгибается, повторяя очертания берега, а дома теснятся по скалам, один над другим.

Набережная.

Правый на фото лебедь долго и красиво держал крылья кольцом-аркой. Не знал, что так лебедь может выглядеть не только на рисованной открытке. Пришлось с ним делиться корочкой от джелато.

В городе Лимоне покупаем подарки-сувениры с лимонной атрибутикой. Здесь у Ольги стали проявляться сверхспособности. Она стала понимать итальянский язык. Разговаривает с продавцом, спрашивает его по-русски: «А для чего эти отверстия в вазочках под лимон?» Он ей что-то, активно жестикулируя, объясняет по-итальянски. Ольга говорит: «Понятно». Я не понял ничего, спрашиваю, что ей понятно. Она: «Все понятно — вот сюда кладется лимон, сюда его нарезанные дольки, а в отверстия вставляются шпажки с нанизанными на них маслинами или оливками». Челюсть у меня еще долго не могла вернуться в нормальное положение.

В посудной лавке.

А вот и настоящие лимоны.

Едем дальше.

Последний к посещению на сегодня городок Рива-дель-Гарда находится на самом севере озера. Город примечателен наличием гавани и условий для яхт и их экипажей. Множество яхт дислоцируются здесь постоянно, но много и привозятся сюда на прицепах автомобилей, и спускаются на воду по специально сделанному из бетона спуску. Залюбовались отточенными и выверенными действиями экипажа из трех человек одной из яхт, летевшей с огромной скоростью издалека озера. В какой-то четко понимаемый экипажем момент резко опал парус, яхта на огромной скорости, но все же замедляя ход, сделала несколько маневров, входя в гавань, и к определенному месту пристани подошла четко на излете, мягко коснувшись пристани бортом. Я сначала думал, что они разобьются, ведь ни тормозов, ни двигателя на ней нет. Для того чтобы так мастерски управлять яхтой, наверное, нужно родиться и вырасти на ней.

Распрощались с Рива-дель-Гарда и с самим озером. Сегодня нужно думать о ночлеге, ночь решили провести в каком-нибудь подвернувшемся кемпинге. Назавтра мы наметили пешую прогулку в итальянских Альпах, поэтому кемпинг едем искать ближе к северу Италии.

По пути заезжаем в «Lidl», пополнить истощившийся запас продуктов. Закупились. На кассе Ольга опять долго общается на равных с кассиршей. Вижу, что они друг друга понимают, улыбаются. Я их не понимаю, спрашиваю Ольгу, что итальянка от нее хотела. «Так все понятно, — отвечает мне Ольга, — сначала она мне говорила, что пакет, который мы выбрали, нельзя обратно заносить в магазин, иначе его опять могут принять за товар. Предупреждала, чтобы мы случайно не забыли или не ошиблись. А потом спрашивала мелочь, чтобы получилось, округлив, сдать нам сдачу, у нее своей мелочи мало». Второй раз за сегодня Ольга повергает меня в шок. Наверное, если бы она еще немного пожила в Италии, и русский стала бы забывать.

На «Maps.me» кемпингов в избытке. Этот навигатор и нравится тем, что показывает тропинки в лесу даже на Урале, что уж там кемпинги в Италии. А для пеших прогулок он вообще незаменим.

Пора, заезжаем в первый ближайший. 46.641148, 11.573308. Городок Кьюза. На ресепшн вежливая, предупредительная девушка лет 20-25. Кое-как двигается диалог на английском. Видя затруднения с языком, девушка спрашивает кто мы, немцы или французы. Отвечаю, что русские.

Девушка вдруг улыбается и произносит по-русски почти без акцента: «Вы говорите по-русски…»

Я поражен, в такой итальянской глубинке, вдалеке от больших городов, и с нами говорят на родном: «О, как нам повезло! А откуда Вы знаете русский?»
Девушка: «Немножко учила в школе».

Ничего себе, я английский учил в школе и в полутора институтах, и до сих пор ни в зуб ногой, а она шпарит на русском почти в совершенстве. Лукавит, стесняясь сразу все рассказывать о себе, наверное, у нее бабушка была русской. Кстати, на русскую она похожа, по крайней мере, от итальянок отличалась достаточно.

Дальше нам везет уже не так чтобы. Узнаем, что в этом кемпинге мест нет. В кемпинге по соседству места есть, но он только для автокемперов. Говорим, что мы спим в автомобиле.
«Нет, — говорит, — все равно нельзя, мэр запретил».
«Почему запретил?»
«Для обычных авто нет коммуникаций», — отвечает.

До нас доходит — для кемперов есть коммуникации и на этом все, для всех остальных нет ни туалета, ни душа. Так что правильно, что запретил.

«Вы можете припарковать авто и переночевать у нас в отеле», — предлагает нам «русская» итальянка.
Интересуемся стоимостью номера. Девушка, позвонив в отель, сообщает нам: «240 евро».

«Однако!» — думаем мы. Отходя от шока, отвечаем: «Нет, мы туристы небогатые, мы туристы бюджетные».

Девушка, стараясь нам помочь, дает адреса еще нескольких кемпингов, коих и так у нас в избытке. Все равно было очень приятно пообщаться, тем более с итальянкой на родном русском. Желаем ей удачи и всяческих благ в жизни, едем дальше. А вот угостить русскими конфетами и шоколадками, специально взятыми нами для таких случаев, забываем — в волнении общения напрочь забыли об этом.

В следующем кемпинге, в Брессаноне, с заселением нам везет больше. 46.734663, 11.646599. Правда, кемпингом его можно назвать с натяжкой — это просто небольшая лужайка за рестораном, чуть ли не в центре крупного городка. Лужайка, однако, была полностью забита авто-домами, автомобилями и палатками. Странный народ, а точнее бедолаги — выехали из дома на автомобиле, нагрузив его шмурдяком, приехали в другой город, сходили в ресторан, а на лужайке за ним легли спать в палатке, считая, что они выехали на природу. Хотя, может это и так, особенно если с детьми — для детей, тем более для «цивилизованных», это действительно поход.

22:00 (19:00). Мы заняли последнее свободное место. 26 евро за ночь, очень много где за эти деньги можно заселиться в номер неплохого отеля. Впрочем, в эту сумму входят большие и кристально чистые туалет и душ, оборудованная кухня с мойкой, ряд стиральных машин, машины-сушилки, гладильные доски, утюги и впридачу электро-разводка по лужайке, правда, со странными европейскими силовыми вилками и розетками. Цивилизация. За это деньги и берут.

Пройденный маршрут: Венеция, Падуя, Верона, озеро Гарда, Сирмионе, Лимоне-суль-Гарда, Рива-дель-Гарда, Тренто, Больцано, Брессаноне.

Итого за день: 393,3 км.

Пятница 22 сентября. День пятнадцатый. Доломитовые Альпы

Прокопались, прособирались — посещение дворца-душа, завтрак «на природе», выезжаем поздно, в 10:28 (07:28). За бортом 5 градусов «тепла». Поход не устает нас бодрить по-уральски свежей погодой. Более-менее по-летнему тепло было только в Риме. В остальные дни путешествия погода нам была дарована от прохладной до жутко холодной.

Несмотря на то, что не просто не по пути, а совсем в обратную сторону, решаю исправить вчерашнюю оплошность — едем «сувенирить» «русскую» итальянку. Приехали как раз к открытию. А вместо девушки — австрийская бабушка в магазине, в смежной комнате, торгует свежим хлебом. К бабушке очередь народа из кемпинга. Видимо, заселение после обеда, до обеда свежий хлеб. Видя, что быстро растолковать свою просьбу австрийской бабушке мне вряд ли удастся, а задерживать столько народа неэтично, я вернулся в Рав4, взял ручку с бумагой, написал «Русскоговорящей девушке. С приветом из России!», записку положил на стол ресепшн, придавив горкой российских конфет-шоколадок. Вернулся в магазин, пробрался к прилавку, растолкав иностранную братию, сказал бабушке австрийке, мол, на тэйбл ресепшна презент для герл. «Оо, я, я» — ответила австрийская бабушка. Уехали, с надеждой, что привет найдет адресата.

Едем в местечко Санта-Маддалена (Санта Магдалена?) проверять сведения народа из интернета о красоте здешних мест.

Бизнес по-европейски — брось озвученную в ценнике монетку в сундучок и возьми баночку меда. Все открыто и доступно, и все на своих местах — денежка в сундучке, баночка у покупателя, бросившего денежку.

И ведь у нас тоже когда-то такое было. Было время, когда мне, пацану, было стыдно не бросить в автобусе шесть копеек в автомат по продаже билетов. И ни кондукторов, ни контролеров практически не было, а шесть копеек, поверьте, кто не знает, были в то время все же деньги, особенно для пацана. Совесть — лучший контролер. А у кого ее не хватало, взрослые рядом могли и подзатыльник отвесить за жлобство. А сейчас уже ерунда, что не платят, сейчас «девушка», язык ее так не поворачивается назвать, внаглую может не уступить место молодой маме с крохотным ребенком, приговаривая, что ей на него плевать. И весь трамвай молчит — права человека, толерантность, правда ведь?

Жаль, что вот такой «социализм», как на фото выше, от нас ушел. А у них, видимо, кое-где и привился. Конечно, далеко не везде — и непонятно, успокаивает это или огорчает.

Что ж, народ в интернете прав — безусловно, красиво. Альпийские луга, горы, часовенка, деревенские виды, пасущиеся телята — идиллия.

Едем дальше, на Доломитовые Альпы.

А вот уже вскоре виднеются и они.

За въезд в природный парк заплатили 26 евро. Место у местных популярное. Несмотря на множество парковочных зон, припарковаться негде. Встаю прямо в снег, ну и что, что на летней шоссейной резине, что мы, не русские что ли. Водитель ехавшего за мной Порше посмотрел на нас с завистью — он, несмотря на дороговизну своего авто, такого себе позволить не может.

Вообще, в Европе, как в большом городе, мало кого чем-нибудь можно удивить, все ко всему достаточно равнодушны. Но в Доломитовых Альпах мы все же чуть-чуть пожали минуту славы. В этом очень популярном для европейских туристов месте, видимо, бывает очень мало русских. С севером Таджикистана не сравнить, конечно, но многие обращали внимание на наши номера, а несколько раз нас приветствовали, хлопали и одобрительно поднимали большие пальцы рук вверх.

Обращали на нас внимание и также несколько раз приветствовали и после того как мы спешились. Это уже оттого, что мы разве что буденовки на головы не водрузили. Мы были в одинаковых красных куртках с медведями на спинах и надписями «Россия вперед» и тому подобными.

Снег как раз для игры в снежки.

Парк огромный и границы его условны, они теряются в горах. Существует несколько маршрутов, по самому короткому и самому цивилизованному, рассчитанному на полдня, мы и пройдем. Длина нашего маршрута около десяти километров, высота 2300-2400 метров. Более подготовленный народ уходит далеко, а основная масса народа как раз и идет нашим маршрутом, а то и еще короче, до ближайшего домика-таверны. Таких перевалочных баз-домов на нашем маршруте три. Весь народ, как бы недалеко он ни ходил, хорошо экипирован, на всех спортивные костюмы, трекинговая обувь, у многих палки а-ля «скандинавская ходьба». Мы же по рабоче-крестьянски идем в простых кроссовках, за что позже и поплатились — ноги насквозь промочили в многочисленных ручейках от таявшего снега. И палки здесь на самом деле очень бы пригодились — много сил тратишь на балансирование на камнях, и лишняя опора была бы очень кстати.

Тропа, по которой пройдем и мы, уходит далеко в горы.

Горы есть горы — от видов дух захватывает, никакой фотик этого передать не может.

У каждой скалы есть свое имя — по тропе попадаются стенды, рассказывающие об этих скалах и о тех, кто их первыми покорил.

Одна из перевалочных баз-домов-таверн или как их здесь называют — рифуджио.

Нирвана.

Развлек вертолет, прилетевший неожиданно, поднявший ветер и облако снега и севший на «пятачок».

Вертолет, оказалось, был спасательным и прилетел эвакуировать одного из туристов, которому от восхождения стало плохо.

Погода непонятная, как мы уже и привыкли к ней в горах — на ветру очень холодно, за ветром и под палящим солнцем жарко.

Эвакуация, а может быть помощь на месте, продолжается.

Большую часть пути мы уже прошли.

И снова Нирвана. На этот раз вдвоем.

Вернулись к Рав4у, переобулись. Я предлагаю ночевать прямо здесь. Зря, что ли, еврики отдавали, цивилизованный туалет здесь есть, а все остальное у нас с собой. Ольга возражает, боится, что мы нарушим какие-нибудь местные правила: «Нас не выпустят». «И останемся мы здесь навсегда, одичаем в горах, нас будут местным показывать, не смеши», — отвечаю я.

Остаемся. Переезжаем на парковку для кемперов, где вечером уже не стало охранника, регулирующего въезд на парковки. К вечеру машин заметно поубавилось, и во многих оставшихся не было хозяев, очевидно, надолго ушли в горы. Мы с комфортом располагаемся.

46.612762, 12.293151.

Пройденный маршрут: Брессаноне, Santa Maddalena, Рио-ди-Пустерия, Брунико, Доббьяко, Доломитовые Альпы, Tre Cime di Lavaredo, Lavaredo.

Итого за день: 138,6 км.

с.киряк
Усть-Кут
Очень красиво. Спасибо за путешествие.

На мой вкус неплохой маршрут. Жду продолжения.

с.киряк
Очень красиво. Спасибо за путешествие.
Ого, откуда отзыв!
Спасибо на добром слове!

Aleksey777
На мой вкус неплохой маршрут. Жду продолжения.
Да, продолжение следует, уже ждет очереди.

Насчет словечка "фашист" в итальянском кафе - реакция окружающих объясняется тем, что почти везде, кроме стран бывшего СССР, гитлеровцев называют "наци". А вот "фашистами" как правило называют сторонников тогдашнего итальянского диктатора Муссолини. Так что окружающие Вас местные могли принять словечко на свой счет. Наподобие реакции на слово "негр" где-нибудь в лос-анжелесском гетто :)

Moscow
Отличная поездочка - но надо было на юг Италии ехать конечно

Martyn36
Красивый и интересный маршрут, грамотная подготовка и хороший рассказ с отличными фото, спасибо! Надеюсь, перевал Стельвио на обратном пути зацепили? Ждем продолжения! Насчет словечка "фашист"...
По различиям фашистов и нацистов все абсолютно верно, наслышаны и про Муссолини и про итальянские корни слова «фашио», просто в отчете всего не разжуешь. И так Word из-за объемов взорвался, пришлось делить отчет на две части.
Стельвио, увы, не зацепили, остался, видимо, где-то в стороне.
Большое спасибо за отзыв!

lannister
Отличная поездочка - но надо было на юг Италии ехать конечно
Ресурсы материальные и временные ограничивают, так их. Увы, не объять необъятное.
Jap Friend
Отлично, вне всяких сомнений! Смело очень даже.
Ну в том плане, что столько отмахать в одни руки... )))
Если выезжаете в другие страны, пытаетесь уехать из колхоза - не факт, что колхоз уехал из вас.
1) В голос про "фашиста"... Реально, вы в своем уме? Что за стереотипы?
2) Рядом с автомобилем с украинскими номерами, о не проколотых колесах. Вот для чего это здесь?
3) В кемпинге "дополнительно огородились" от соседей.
4) Про границы и отсутствие бежнцев. Зачем?
5)...
6)...
и т.д....
Я понимаю в какой среде вы, и мы с вами, росли и взрослели.
Но нельзя быть таким предвзятым. И откуда эта манера что-то около политическое выискивать или домысливать, или вообще фантазировать. Это автомобильный сайт, так давайте придерживаться темы. Терпимости в вас очень мало.
Про прохождение трасс в восточной части маршрута все написано довольно точно. Впечатления от Европы и их описание - ну, обычные, как у всех. В Венецию, кстати, когда из Местре ездишь на автобусе, там много людей зайцами ездят, как и вы, так что не стесняйтесь. А проезд в автобусе почему шесть копеек у вас стоил? Пять же копеек было. А на троллейбус четыре, на трамвай три.

Best People
Хорошо, успокоили по поводу бесплатного проезда, хотя организация сбора оплаты в автобусных перевозках Местре-Венеция для нас так и осталась темой нераскрытой.
По поводу размера оплаты проезда в Свердловске в 70-е и первую половину 80-х: проезд на автобусе – 6 копеек, в троллейбусе – 5, в трамвае – 3. Уже тогда слышал, что проезд в Москве был дешевле. Насколько я помню, для продуктов по стране было три пояса цен, и чем дальше от Москвы, тем цены дороже. Правда, к заработной плате начислялись проценты так называемых «уральских» и "северных". Может быть, как-то с этим связано.
Спасибо за отзыв!

Очень качественный отчёт, хорошие информативные фото, часто с хорошей композицией и без лишних деталей. Непонятно одно: зачем ютиться ночью в машине? Судя по размаху маршрута, не самой экономичной по бензину и не самой дешёвой машине, у автора деньги есть. Так может лучше было бы запланировать оптимальные по длине перегоны и забронировать через "букинг" отели (кемпинги, хостелы, аппартаменты) да и ехать себе от одного отеля до другого? Ведь от полноценного ночного отдыха зависит ваша безопасность, тем более "в одного водителя"и за границей, где ехать всегда сложнее. Я всегда так делаю в дальних поездках: https://travel.drom.ru/38322/-это путешествие на "Калине" из Смоленска в Стамбул.
Какое насыщенное путешествие! Молодцы!
Фото качественные. И правильная карта в начале отчета, где Крым на своём (без сарказма) месте.

Спасибо!!! Познавательно ))) У супруги интуиция развита ,поэтому начала понимать итальянцев))
Невероятная красотка гор! Спасибо 😊

горы просто великолепны

Jap Friend
Отлично, вне всяких сомнений! Смело очень даже. Ну в том плане, что столько отмахать в одни руки... ))) -- Что бросается в глаза, не буду как комментатор выше списывать на ваше слабоумие: Если...
По порядку.
1. Если существо похоже на утку, выглядит как утка, крякает как утка, я называю это существо уткой. «Фашист» очень походил на настоящего, только свастики и шмайсера не хватало. Об этом негромко и сказал Ольге, нужно было еще тише, о чем и сожалею. Где Вы здесь политику нашли? Вот с кулаками бы бросился, была бы политика. А так только утку уткой назвал.
2. С кем-кем, а с украинцами русских давно и много связывает, по сути это и народ один. Плохо, что сейчас связи неотвратимо рушатся. Вот эти рассуждения уже политика, но это уже Вы вынудили. А фото мирно по-соседски стоящих рядом автомобилей, нашего и украинского, и комментарий к нему – картинка добрососедства. Жаль, что Вы этого не поняли.
3. Рав4 поставили поудобней и, как нам показалось, поуютней. Что и здесь-то не так?
4. Про границы написал так, как все с нами и было, не про одни же километры, заправки, еду и отели комментировать. А перемещения беженцев ну не видели мы – не повезло.

Да нет, это не я нетерпимый и предвзятый, выискивающий что-то политическое. Как бы, не наоборот. Как раз это Вы ищите у меня в отчете политику, не ищите, нет ее там.
А про какую тему автомобильного сайта Вы пишете? На моей памяти, каких только отчетов на Дроме не было. Не берите на себя вместо сайта полномочия и не навязывайте, пожалуйста, своего видения устоев и рамок, если надо, то это сделает Дром. Лучше создайте свой отчет таким, каким Вы его видите, а мы с удовольствием почитаем и не будем Вам тыкать, что можно писать, а чего нельзя.
За позитивную составляющую Вашего отзыва спасибо.

Уфа-(Эфэопия)
Молодцы!Очень интересно читать, спасибо! Хорошо и понятно написано. Маршрут, мечта!
Интересен бюджет такой поездки?)

kim-230752
Автор делает так, как считает нужным. А ссылки на убогие отчеты оставлять не надо. Как вы делаете мало кого интересует, каждый делает по-своему.

kim-230752
Когда мы путешествовали на Мегане, то так и делали – практически на всем протяжении маршрута бронировали и (или) искали отели. Хотя и тогда изредка практиковали ночевать в автомобиле, так как уже Меган мог позволить мне вытянуться в мой полный 187-см рост.
А Рав4 для двоих это квартира на колесах. В отчете я описываю оборудование двухметровой спальной нашего Рав4а – ни о какой усталости после ночевки в такой спальне не может быть и речи.
А ваш формат путешествий я вполне понимаю и принимаю, сами раньше так путешествовали. Сейчас большей независимости и самодостаточности хочется, тем более в таком комфорте.
И еще… у соседа всегда же денег больше, ведь правда? ))
Спасибо за отзыв и мы помним Ваши отчеты!

Прекрасный отчет, отличные фото. Курточки... несколько сомнительные, но это чисто личное мнение ))

val-102rus
Интересен бюджет такой поездки?)
Подробно о бюджете будет во второй заключительной части отчета.
Спасибо Вам и всем откликнувшимся за позитивные отзывы!

Хорошая поездка

JokerSL
А что курточки, красивые курточки – красные, глаз режет, медведи, флаги, лозунги! )) Их надевали только в Доломитовых Альпах, повеселились немного - на них нам и поднимали большие пальцы в приветствии, кто там разбирал от какой партии, для местных это русский колорит. А во всех остальных местах нас и не замечали. ))

Толпы беженцев можно увидеть только по ТВ)
Дядя Саня Оренбург
vlvip
По порядку. 1. Если существо похоже на утку, выглядит как утка, крякает как утка, я называю это существо уткой. «Фашист» очень походил на настоящего, только свастики и шмайсера не хватало. Об этом негромко...
Красота! мы с вами в одно время катались, хорошо всё описали, фото огонь. А на счёт украинцев их полно неадекватных. Работает их в европе куча и строят они из себя коренных жителей типа бабушка из России. Jap Friend скоро напечатает образец правильного написания рассказа.будет хоть с чего писать а то тоже хотел изложить не знаю в какой манере.Спасибо за проделанную работу. А на счёт колёс проколотых истинная правда Jap Friend не обманывает.ещё и окна в Италии могут расколотить чтоб поживиться чем нибудь.
vlvip
Вижу, вы мастер спорта "воду лить". ))

Его Инферно - это практически путеводитель по Флоренции и Венеции, а Ангелы и Демоны - по Риму. Фильмы не в счет. Книги - супер.
Проезд в автобусах оплачивали билетами, продающимися по 1,5 евро в табакериях возле остановок. На них печатается время активации, действуют 60 минут.
В Сиене мы долго парковку искали, даже с платными проблемы были.
Горы впечатлили - красота. Фото отличные.
Ждем вторую часть отчета.

kim-230752
Это ваше дело, как вам удобно так и путешествуете.Автору одобно в машинке отдыхать и это его дело!)

vlvip
Подробно о бюджете будет во второй заключительной части отчета.
Спасибо Вам и всем откликнувшимся за позитивные отзывы!
Буду ждать с нетерпением!)
Каких размеров стоит бокс на крыше.

Видное
Надо же! Одно и тоже самое круговое движение с разных ракурсов! Ваш тоже привлекла растительность?
Я не боюсь трудностей, трудности боятся меня
Крайняя поездка: https://travel.drom.ru/82078/

KJA - WRO
Доломиты шикарны....прекрасная поездка....

Спасибо за Италию. Как заново там побывал.
Местный

отличная поездка, грамотный отчет, молодцы
утонченный юмор автора в отчете к месту
был как-то в Италии давненько уже, аж в 2005-м, Ватикан тогда впечатлил - удачно получилось,
даже пришлось пожать руку Папе):

DooM5
Вот это поездка! Отлично! Были в Сан-Марино на полторы недели раньше вас, погода была отличная! Венеция и Флоренция тоже очень понравились. Кстати, рекомендую после посещения Италии почитать Дэна Брауна....
В Риме, кстати, чертова уйма фирм эксплуатирует тему Дэна Брауна - предлагаются экскурсии по "ангельским" и "демонским" местам. Например - https://www.viator.com/tours/R... $ 70 c носа, полдня.

Rocco
vlvip
Чем южнее тем дешевле. 10 лет жил на Калабрии. Но вот время это да, лучше иметь в запасе.

Дядя Саня Оренбург
Спасибо! Удачных Вам путешествий!

Jap Friend
Вижу, вы мастер спорта "воду лить". ))
Ух ты! Вы повысили меня со статуса «слабоумный колхозник» до статуса «мастер спорта воду лить». Лестно слышать такое мнение от Тролля, прямо комплимент какой-то.
Но следующий Ваш комментарий буду вынужден удалить, хотя никогда прежде этого не делал – слишком уж много Вы напакостили здесь.

DooM5
Интересно.
В ясную погоду в Сан-Марино, наверное, вообще красотища. Фото красивое.
Дэна Брауна придется читать. ))
Спасибо за отзыв и новых Вам путешествий!

Каких размеров стоит бокс на крыше.
430 литров. Чтобы не сочинять заново, копирую свой ответ на идентичный вопрос после нашего Памирского похода 2016: «Автобокс Koffer А-430 нашего местного производителя вот такой: http://www.bagazhnik66.ru/koff...(duo-open).html Продавец заявляет о 75кг статической нагрузки. Сейчас только увидел, что производитель говорит о 60кг. Мы же в пиковые периоды похода, когда были заполнены все три канистры, грузили кофр примерно под 90кг, может чуть больше. Динамические нагрузки вообще сложно рассчитать. В самом конце отчета описывая потери, пишу про треснувший пластик кофра в нескольких местах. Уже дома армировал треснувшие места скотчем, в принципе кофр еще походит. Канистры вот такие: http://www.skyway.ru/catalog/3... понравились габаритами, горизонтальностью, устойчивостью к опрокидыванию, трубкой-патрубком для слива топлива и возможностью стравливать-выравнивать давление дополнительным клапаном. В кофр вписались со свистом, фиксировал канистры от перемещения эластичными стяжками с крючками. Вот в районе крепления стяжек к кофру и треснул пластик кофра. Автобокс специально брали для того, чтобы не держать канистры в салоне авто. А в кофре вещи запаха не боялись. Кроме угля, мангала, решетки-гриль, стола со стульями, пятилитровой бутыли с дистиллированной водой и др., в кофре были туристический коврик и две «фронтовые» теплые куртки, которых было не жалко. Но даже и куртки по приезду, на удивление ничем не пахли.» В этом году канистр не брали, их место заняла куча другого барахла. Кофр – удобная, для нас уже незаменимая, штука для дальних походов.

hirschhorn
отличная поездка, грамотный отчет, молодцы
утонченный юмор автора в отчете к месту
даже пришлось пожать руку Папе):
Ну надо же, какие земляки рядом живут! )) Я питьевую воду, вернувшуюся с нами из Рима, святой в шутку называю, а тут самого Папу воочию лицезреть. )) Нет, ну без шуток, круто, круто. И фото на память классные вышли.
И дальше Вам удачных путешествий и крутых впечатлений!
Еще раз всем спасибо за хорошие отзывы!

ЯМАЛ
Спасибо за информативные отзывы. Мне нравится что Вы в начале повествования пишете про авто, маршрут и самое главное - карта пути. А то многие вроде и пишут красиво, однако без карты сидишь и гадаешь последовательность поездки или непонятно на каком авто едут.

sarbaz81

JokerSL
Такая же ситуация в Флоренции. Куча экскурсий по следам "Инферно". Я, правда, после посещения книгу прочитал, и как-будто, еще раз там побывал. Почти все места оказывается посмотрели, где профессор Лэнгдон бегал.

Kotokroly
Ольга на ходу фотографировала привлекающие ее виды. А я сейчас бы на чужих фото не смог бы идентифицировать то кольцо. )) Как только Вы разглядели.
Спасибо за внимательное прочтение!

Kotokroly
Не поленился, нашел свое фото, увеличил Ваше, сравнил указатели – реально то кольцо, сфотографированное с разных сторон. Мир тесен и мал. ))
Анд
Martyn36
А мне вспомнилась подобная ситуация в Таиланде. Сев в тук тук( местное средство передвижения) как то обнаружили там среди прочих несколько пожилых немцев. И тесть будучи в благодушном настрое после ужина решил наладить контакт, но из курса немецкого и обрывков военных фильмов у него в памяти нашлось только Хенде Хох. После этого наступила неловкая тихая пауза вплоть до их выхода.
Бывают смешные моменты конечно..

Анд
Alexey Tkachenko
Какое насыщенное путешествие! Молодцы!
Забудь ....

Белоярский-Советский-Югорск, ХМАО
Отличный и информативный отчет, жду продолжения !
Как автопутешественника, радует что описываете маршрут, точки и т.д.
travel.drom.ru/47630
travel.drom.ru/65839
travel.drom.ru/73071
Мой отзыв: Toyota Sprinter Marino 1994

Kins
Отличный и информативный отчет, жду продолжения !
Как автопутешественника, радует что описываете маршрут, точки и т.д.
Привет земляку и спасибо за отзыв.
Октябрьский – Белоярский, хоть и ни разу не бывал, хорошо знакомы заочно, наслышан благодаря работе. Чуть в другом направлении – Сургут, Нижневартовск, Радужный – не раз бывал сам. А Югорск и Советский, после постройки новой трассы оказались совсем уже рядом с нами, практически родные пенаты.
Новых путешествий! И отчетов к ним. ))
5!!!!!!!!!!!!!!!!
Денис
Шикарно!!! Такое путешествие - просто мечта! Очень многое отдал бы за такое!
Автору - сил и возможностей!

Замечательный маршрут, отличная поездка и жесткая экономия на всем... Включая билеты на общественный транспорт. Стыдно.
K A
Молодцы. Все правильно. Один момент.
В Австрии нет бесплатного. Вас просто не поймали, Вам повезло. В следующий раз лучше купить. Даже на 10км..
Проверено лично и не раз :)
Шикарно проехали!

K A
Молодцы. Все правильно. Один момент. "Кусочек Австрии в районе Инсбрука решаем пересечь бесплатными дорогами. Это для того, чтобы не покупать виньетку" В Австрии нет бесплатного. Вас просто...
Перед поездкой тему оплаты дорог изучал досконально. Сейчас еще раз заглянул в интернет. Куча сайтов пестрит информацией о том, что виньетку в Австрии нужно приобретать для проезда по платным дорогам, приводятся и карты платных дорог. Но спорить не буду, не удивлюсь если и повезло, а личный опыт это серьезная штука. ))
Спасибо за отзыв и хороших дорог!

VladimirSaltykov
Бюджет Вашей поездки в Италию сравним с нашим, а если учитывать, что Вы ездили втроем, то он и меньше нашего. К чему тогда фантазии про «жесткую экономию на всем»? А про стыд вообще смешно – озвучьте, пожалуйста, необходимую в путешествии сумму в день на человека, чтобы она всех устроила и для всех было очевидно, что это не стыдно много или не стыдно мало.

vlvip
Вы так и не поняли смысл комментария. Суть не в том, у кого бюджет больше. Можно отдохнуть замечательно практически с любым бюджетом, главное чтобы он был соразмерно потребностям. А суть моего комментария в Вашей "экономии на спичках" при довольно хорошем, как Вы же пишете, бюджете поездки. Ну вот ни за что не поверю, что Вы, очевидно серьезно подготовившись к предстоящей поездке, ни разу не встречали информации о том, что билеты на автобус, метро и т.д. продают в табакериях. Просто, видимо, желание купить этот самый билет было не достаточно велико))) Зачем платить, если один раз проскочило?))) А также о необходимости приобретения виньеток для оплаты проезда по всем дорогам Австрии. Это и есть "экономия на спичках". Я высказал свое мнение, что такие вроде бы не очень значительные детали портят впечатление от, по сути замечательного и грандиозного, отчета.

VladimirSaltykov
Еще раз говорю: не домысливайте того, чего нет. Мы не ставили себе цель добраться до Италии и сэкономить крохи на автобусных билетах. Уймите фантазии. Мы на самом деле не разобрались с оплатой проезда, о чем и написал в отчете.
Вся наша жизнь, и поход в частности, состоят из деталей, вот такая деталь с нами приключилась. В отчетах всегда стараюсь максимально приближенно описывать события происшедшие с нами в походе, портит это отчет или нет.
А вообще умиляет неискоренимая российская привычка стараться «нарыть» негатива, пусть даже если и самими придуманного. Вот очередной отчет, так посмотрим – ага они зайцем проехались, экономят «на спичках», «жестко экономят на всем», не верю, что не специально, не верю, что не своровали, «стыдно» и далее домыслы и штампы по списку.

Отличная поездка, молодцы.

138rus
Классно!!! Мне понравился и рассказ и фото и Вы. Надеюсь когда нибудь побывать в тех краях. Удачи ВСЕМ!

138rus
Обязательно побываете, да сбудутся Ваши мечты!

Интересный рассказ и замечательные снимки, видимо на хорошую оптику снято.

миг23
Интересный рассказ и замечательные снимки, видимо на хорошую оптику снято.
Профессионалы, неделями охотящиеся за одним, но шедевральным кадром и влет бьющие птиц ручными настройками, посмеются.
Olympus pen e-pl8 – профессиональной камерой не считается, хотя наворотов в ней хватает. Объектив M.Zuiko Digital ED 14-42mm тоже скорее универсален, чем профессионален.
Критериями при выборе, наряду с новизной и современными технологиями, были компактность, возможность всегда иметь камеру под рукой во «взведенном» состоянии и то, что до нее долгое время у меня также был Olympus.
Спасибо за отзыв!

г.Серов Сверд.обл.
Вы не думали ГБО поставить на машинку?
Экономия получается в два раза .
У меня хендай 35, поставил год назад, оправдалась установка за четыре месяца (газ в Серове 14-16 рублей) ,у вас 16-20р.

Антон
Написано отлично! Автор внимания на неадекватных не обращай (почему так спим почему так сказал) это просто зависть. Сам был в половине мест, где и вы, прям ностальгия, как выше сказали заново в Италии побывал хотя и прошло уже почти 8 лет! Тирренское море на мой взгляд отличается от всех остальных (вам я так понял покупаться особо не удалось из-за волн) Отличие в том, что вода как будто мягкая, это трудно объяснить как подушка. Купался в Соренто в штиль. Будете еще в Италии съездите на юг.
vlvip
НЕ интересовались ценой гостиницы на стоянках ? Если да то сколько стоит номер, путешествие предстоит в троем в одной машине не поспишь.

Карасс Владимир
Хорошо прокатились. Тоже мечтаю в Европу прокатиться на машине по кемпингам, но трое детей. Машинка мала для пятерых. Вы не думали ГБО поставить на машинку? Экономия получается в два раза . У меня...
Плюсы-минусы газа знаю, переходить не буду, хотя Ваш выбор мне понятен.
Мечты к исполнению!

Антон
На юг Италии и далее на пароме в Сицилию съездить было бы здорово, может быть когда-нибудь еще получится.
Спасибо и новых Вам путешествий!

С 2015 года в мотелях по России не останавливаемся, соответственно стоимостью не интересуемся. А раньше, путешествуя и вдвоем и втроем, приходилось. Критерием всегда была стоимость 1000руб. на человека. Очень часто доводилось ночевать и за гораздо меньшие деньги. При этом цена-качество никак не связаны. Сеть мотелей по России неравномерна – при позднем заселении в некоторых районах можно столкнуться с проблемой нехватки мест. Вот собственно и весь опыт в двух словах. Это если обобщенно, а предметно во всех отчетах привожу стоимость всех гостиниц-отелей-кемпингов-стоянок, в которых довелось останавливаться.

Классная поездка, очень интересно.

SergioMoskit
Серьезный вояж! Автору респект! Ага..на участке Владимир-Москва действительно....гонят не обращая внимания ни на какие знаки, полностью согласен, сам удивлялся ни раз.

iEnlight
Очень интересно. У самого есть желание проехать подобным маршрутом. Не могли бы подробнее описать как вы совмещаете перевозку вещей и спальное место для двух человек в машине?

iEnlight
Сразу после покупки Рав4а заказали пошив ортопедических матрацев толщиной 10см, с помощью которых, при сложенных сидениях второго ряда, можно организовать спальное место 2х1,2м. В поход идем с уже заправленной кроватью, на ней сзади чемодан с одеждой, впереди, чтобы можно было дотянуться рукой, походная сумка с припасами, посудой, плиткой. Питьевая и техническая вода размещена «в ногах у задних пассажиров» под кроватью. Газовые баллончики и то, что необходимо доставать лишь изредка, располагается под фальшполом багажника. Раскладной стол, кресла и много другого барахла умещается в кофре на крыше. В итоге, все приготовления к ночевке сводятся к перемещению чемодана на место штурмана, походной сумки на место водителя. И всё, задняя полусфера свободна, кровать готова, подушки и одеяло, всегда находящиеся на кровати, располагаются по вкусу.))

SergioMoskit

Ага....а на протяжении XI-XIV столетий еще Италия всю морскую торговлю контролировала. Вернее Генуя, Флоренция и Венеция. Эти города-республики наживались больше всех в Европе. А тогда только морская торговля приносила большие прибыли, сухопутным путем почти не торговали. Петр Великий потому и воевал за выход к морям, без портов экономика России не имела никаких шансов развиваться. Да и Папа Римский не отставал. Достаточно сказать что церковь всячески покровительствовала сначала ростовщикам (менялам), а потом и банкирским домам, первые из которых появились в Италии. Это уже позже стали развиваться Нидерланды и Англия. Так что все итальянское великолепие вполне объяснимо. Это действительно был финансовый центр на протяжении многих веков, начиная с времен Римской империи.