|
2. Восточный Рейх.
Суббота 23 сентября. День шестнадцатый. Гросглоккнерштрассе
Ночью, переворачиваясь, просыпаешься, поднимаешь голову — с одной стороны черные горы до черных небес, с другой стороны они смотрят на тебя огромными темными великанами, заслоняя небо — красота завораживающая, в чем-то даже тревожно-пугающая. Не каждый день доводится любоваться такими видами прямо из постели.
Встаем еще затемно. На ощупь, рискуя свалиться с какого-нибудь косогора, идем в туалет, находящийся метрах в ста от нашей стоянки. Фонарики на сотовых не включаем, не желая привлекать внимание, вдруг на самом деле нарушаем какие-нибудь местные правила. Туалет, увидев нас в темноте датчиками движения, предательски вспыхивает и заливает ярким светом все вокруг — вся конспирация насмарку.
На улице 2 градуса, свежо. Но ветра нет, прохлада сносная. Спускаемся к Рав4у, садимся, едем вниз проверять, выпустят нас или нет. Подъезжаем к пункту оплаты, а там никого, тишина и покой, оба шлагбаума и на въезд и на выезд смотрят в небо — заезжайте-выезжайте, добрые люди, без всякой оплаты. Выезжаем, Ольга успокаивается.
Идем на север Италии к австрийской границе. Судя по информации из интернета в Австрии топливо дешевле, чем в Италии. Предвкушая его «дешевизну», тянем на остатках итальянского бензина. А чем дальше в горы, тем топливо лишь дороже и дороже с каждым новым десятком километров. Ценник на заправках дорос до 1,85 евро/литр, переживаю, что сам себя обманул и придется заправляться по такой цене.
Вот поравнялись с последней итальянской уныло-безлюдной заправкой, пересекли невидимую границу, вот и заправка австрийская. Шок — стоимость 95-го на ней 1,12 евро за литр, что называется, почувствуйте разницу. Заправка забита автомобилями — и путешествующие европейцы и рядом живущие итальянцы далеко не дураки. Дальше, горы не горы, стоимость 95-го колеблется от 1,10 до 1,15. Австрия довольно дорогая страна для путешествий, тем более приятно удивила в ней демократичная стоимость на топливо. Стоимость 98-го, кстати, ненамного отличалась от стоимости 95-го. Осталось непонятным, как выживают итальянские заправки вблизи с границей Австрии при такой конкуренции.
Приехали к пункту оплаты за въезд на знаменитую панорамную альпийскую дорогу Гросглоккнерштрассе. Перед нами два-три автомобиля, но продвигаются они медленно. Водители каждого из них подолгу общаются с пожилой австрийкой-немкой, собирающей оплату, каждому из них она что-то подолгу объясняет. Наконец наступает наша очередь. Австрийка так же, как и предыдущим водителям, начинает мне что-то объяснять по-немецки ответственным тоном.
— Нихт ферштеен, — говорю.
— А кто Вы по национальности? Откуда Вы? — спрашивает, это и на немецком понятно.
— Русишь, — отвечаем.
Немка, уже приготовив кучу буклетов на разных языках, трагично: «Ооо, Русишь, ооо майн Гот!»
— «О майн Гот» ферштейн, — отвечаю шуткой.
А немка смущается за свою реакцию, она не хотела нас обидеть, ей неловко. Помните ведь, что с иностранцами никогда нельзя быть до конца уверенным, что они тебя не понимают.
Снова что-то тараторит, показывает, что буклета на русском у нее нет.
— Да, ладно, не волнуйтесь Вы так. Как-нибудь с английским разберемся, — беру буклет на английском.
Оплачиваем 35,5 евро, получаем квитанцию, памятную наклейку, еще какие-то бумажки. Немка пытается сказать нам еще что-то вдогонку, вдруг мы за время общения с ней уже научились понимать немецкий. Вот ведь ответственная какая, на Гросглоккнерштрассе русские без ее напутствий точно пропадут.
Отъехали немного, просмотрели «английский» буклет. Там просто общая информация — когда, в какое время и какие участки трассы перекрывают для чистки от снега, когда и какие мероприятия проводятся, прейскурант цен для разных автомобилей и длительности посещения. Еще раз поразились ответственности, с какой немка выполняет свою работу — как будто о прорыве банды нам донести пыталась и сожалела, что мы ее не понимаем и погибнем.
35,5 евро, ~2500 руб., не сказать, чтоб даром. Но поверьте, оно того стоит. Выскакивали из Рав4а, чтобы пофотографировать и полюбоваться видами, мы, наверное, раз пятьдесят, то есть пришлось менее чем по одному евро за остановку :).
Судя по красотам, верится, что дорога входит в десятку самых красивых дорог мира. Она же является излюбленным местом тусовок богатых автолюбителей со всей Европы. Несмотря на это, дорога сохранила практически ту же аскетичную инфраструктуру, с какой когда-то была построена. И благодаря этому, дорога сохранила близость к природе, к окружающим ландшафтам и красотам, она аутентична, если можно так выразиться.
Вдоль дороги множество обустроенных мест отдыха. Ну, как обустроенных… обустроенных в туристическом духе, как на фото. Хотя попадались и кафе, выполненные в стиле постоялых домов, на фото они также мелькают.
Практически в самом начале дороги, на круговом движении, повернули налево. Проехав немного, благодаря навигатору, поняли, что едем не туда, едем в тупик, к подъемнику в горы. Но ошибка, что называется, была по Фрейду — хорошо, что поехали не туда. Едем в тупик до конца любоваться красотами по полной, получать от них море позитивных впечатлений.
Ольга где только со мной уже не каталась, Памир прошла, а здесь, впечатлившись резко уходящей ввысь дорогой, опять испугалась: «Нет, не поедем туда, там все равно тупик, не поедем». Тем более интересно посмотреть, что там. Едем.
Подъем прошли легко. А наверху красотища. Горы и над нами, и внизу под нами, они повсюду. Чувствуется их мощь, в очередной раз они нам показывают, насколько ничтожен человек по сравнению с их безграничным величием и силой.
У Ольги страхи прошли, радуется открывшимся видам, как ребенок.
Время к обеду и аппетит от впечатлений разыгрался, но наверху холодно, ветер. Едем обратно. Спустились совсем немного вниз, а гораздо теплей. Находим очередную открытую зону отдыха, располагаемся на пикник. Мимо нас пачками гоняют мотоциклы, дорогие кабриолеты, ретро-автомобили один другого архаичней, «Порше-911» без счету.
Еще четверка «девятьсот одиннадцатых».
Даже на фото видно, что уклон дороги очень серьезен. А велосипедист, не в силах крутить педали, спешился и все равно продолжил переть в гору. Не могут не поражать такие люди. Пока мы медитировали-фотографировались, он раз-два, раз-два, и почти догнал нас.
По Гросглоккнерштрассе гоняют, не жалея двигателя и не заботясь о тормозах. Мотоциклисты отдельная тема, некоторые из них почти ложатся в многочисленных поворотах — смертники. А ограждения здесь, кстати, в основной массе так себе.
Подходим к апогею трассы. Нам по серпантину туда, на самый верх.
Совсем на самый верх нам проехать не разрешают — на последнем перед вершиной участке дороги проходят соревнования ретро-автомобилей. Заезды осуществляются поочередно на время, за которое автомобиль поднимется по извилистой дороге в гору по крутым подъемам. Для владельцев ретро это и гонка, а больше тусовка, где можно и других посмотреть и себя показать. А для нас неожиданное шоу, которое дополнило и так сильные впечатления от этой дороги.
Над этой «букашкой» все добродушно посмеивались, пока она энергично не рванула наверх.
Посмотрели до конца шоу. Походили, посмотрели на машинки. Помедитировали, понаслаждались видами.
С погодой нам везет. Ерунда, что холодно, а вот дождя не было с самого Урала. Везет нам и в вечно затянутых облаками горах, и в итальянских, и в австрийских — погода сопровождает нас солнечная и ясная, видимость отличная, ландшафты как на ладони, горы как на картинке. Улавливаем знакомое слово в разговоре между собой у попавшихся навстречу нам итальянцев: «Фортуна!» Действительно, с погодой фортуна — удача!
А дальше нам вниз, куда-то туда.
И еще вниз и еще. Спускаюсь, притормаживая двигателем. Уклоны такие, что временами двигатель, при включенной принудительно первой передаче, идет в разгон, приходится помогать тормозами.
Остальные участники движения меня бойко обходят, где есть возможность, им помогаю, прижимаюсь, пропускаю.
Стояночки и зоны отдыха организованы в самых красивых местах.
Надпись на щите на шести языках: «Тормоза в порядке?» Вопрос своевременный и не лишний. Но ни щит, ни надпись, кажется, никто не замечает.
18:00 (15:00). Спустились к пункту оплаты на северном конце трассы. Сразу за КПП огромная стоянка, отели, кафе, рестораны, море автомобилей. И плотный режущий нос запах, я бы сказал вонь. Вонь от горелых колодок тех самых тормозов, которые не заморачиваются беречь завсегдатаи Гросглоккнерштрассе. Может быть, они об их существовании и не подозревают?
А с другой стороны дороги, поодаль, еще неожиданное чудо на сегодня — альпаки! Мы как в Южной Америке очутились. А что, условия их содержания, наверное, где-то примерно соответствуют южноамериканским. Климат, горы, луга, температура, воздух — все как в моих представлениях о тех краях.
«Няшки» невероятные, так и хочется руки им в шерсть запустить, потерюшкать.
Понаблюдали за жизнью альпийских альпаков. Едем дальше, в сторону Зальцбурга.
В Зальцбурге у нас в планах посмотреть на замок Хоэнзальцбург. Но приезжаем к месту уже достаточно поздно. Походили, посмотрели на окрестности, на замок снизу, поняли, что осмотр займет много времени и будет к тому же беглым и поверхностным. Осматривать расхотели.
Пока мы ходили под замком, из замка приехала и вышла со станции фуникулера большая семья русских. «О, смотри русские номера» — один крупный мужичок другому не менее дородному, не замечая нас и не обращая на нас внимания. «Так 196-ой регион, Масквааа…» — ответил второй первому. Доказывать никому ничего не стали, сели в Рав4 и поехали определяться с сегодняшней ночевкой.
Сегодня опять решаем попытать счастье с кемпинговской темой.
Первый кемпинг, в который мы заехали, оказался лужайкой среди домов — 22 евро/ночь. Пожилая улыбающаяся австрийка в национальном тирольском платье пыталась нас заверить, что зато у нее душ — «перфект». Проверять не стали, не повелись и уехали. Ну не можем мы перестроиться и платить за кусочек лужайки в городе сумму равную стоимости номера в отеле.
Второй кемпинг оказался такой же лужайкой, может, чуть побольше, но еще и у ресторана, наполненного шумными компаниями тирольцев, распевающих национальные песни. Даже не стали выяснять стоимость, уехали.
Стали отчаиваться, не везет нам что-то с дикими кемпингами. К третьему подъезжаем готовые уже на многое. И вот с третьим нам везет. 47.586098, 13.323503. Денежку взяли, по-видимому, стандартную для этих мест — 22,9 евро. На наш вопрос, где мы можем встать, администратор широко по-сибирски повела рукой — где хотите.
Из забавного — администратор вручила нам каждому по жетону, проговорив несколько раз: «Душ, пять минут». Из наблюдений — в этом походе во всех кемпингах у нас спрашивали оба паспорта. Очевидно, эмигранты и силовые структуры, борющиеся с ними, внесли свою лепту в работу отелей и кемпингов. Для сравнения, в 2013 году мы ночевали в 7 разных отелях Германии и Франции 16 ночей, паспорта не спрашивали нигде! Лишь в Вуппертале, не спрашивая паспорта, с наших слов занесли данные о нас в компьютер.
А сам кемпинг красотища — огромная свободная площадка с панорамными видами на луга, леса, холмы и горы. В кемпинге практически никого, несколько авто-домов равномерно расположились на большой территории, на приличном расстоянии друг от друга. Покатавшись по территории, выбирая место покрасивее, практически уединенно встаем и мы. В нашем понимании, вот такой и должен быть идеальный кемпинг.
Пошли на разведку в туалет. Ольгу опять охватили страхи:
— А что будет, если в душе не уложишься в пять минут?
— Ну, что-то одно или все вместе взятое: или свет выключат, или воду, или двери автоматически заблокируются, — смеюсь я.
— Нет, давай завтра, когда пойдем в душ, будем караулить друг дружку, — не успокаивается Ольга.
— Хорошо, — успокаиваю я ее.
Не знаю, какой душ был в «первом» кемпинге, а в этом туалет — «перфект» так «перфект». Сам включается свет, открываются двери, льются вода и мыло, все красиво, капитально и идеально сверкающе чисто. Наткнулись на еще одну загадку — при выходе из туалета расположен ряд умывальников и над ними таблички, информирующие о том, что здесь нельзя чистить зубы. Причем, умывальники не в туалете, а в коридоре за пределами туалета. Немного поломали голову, решили — ну нельзя так нельзя, на природе где-нибудь встанем, почистим, все с собой есть.
По-местному время еще не совсем позднее. А в кемпинге на лугу царит мертвая тишина, несмотря на явное присутствие живых душ. Мы, старающиеся вести себя максимально тихо, самые шумные среди соседей. Интересно, везде разные традиции, во «втором» кемпинге налитый пивом народ горланил народные песни, а здесь как будто нет никого на тысячу верст вокруг.
Вечереет, горячий ужин на свежем чистом горном воздухе на фоне завораживающих видов. Романтика!
Пройденный маршрут: Lavaredo, Доббьяко, Тристах, Хайлигенблут, Гросглоккнерштрассе, Hohensalzburg, Erlfeld.
Итого за день: 265,0 км.
Воскресенье 24 сентября. День семнадцатый. Gosausee — Wachau
Встали в 09:00 (06:00). 10 градусов, но ветра нет, тепло. Идем в «перфект» душ. По пути, наконец-то, видим соседей, пара авто-домов проснулись, их экипажи, потягиваясь, выходят на свежий воздух. Экипажи авто-домов — семейные пары с детьми. Нам улыбаются, желают доброго утра и хорошего дня взрослые и дети, прямо картинка про семейные ценности. Приятно. Улыбаемся и здороваемся и мы. Заодно радуемся, что, судя по радушию соседей, никого вечером не потревожили.
Пришли в «санузел». Ольга увязывается за мной, продолжая отстаивать свою навязчивую идею об охране друг друга. Идем изучать душевые. Душевая представляет из себя большую комнату, запирающуюся изнутри и разделенную на две секции — собственно душевую и умывальник-раздевалку. Раскрылась вчерашняя загадка с запретом на чистку зубов — зубы нельзя чистить в умывальниках рядом с туалетом, для этого есть умывальник в душевой.
Разбираюсь с «душ пять минут». Свет включается-выключается, двери закрываются-открываются по моей воле, в умывальнике холодная и горячая вода, в душе только холодная, горячая бежит каплями. Все понятно, бросишь жетон в приемник — включится насос для подачи горячей воды. Ольге все показываю, разъясняю, успокаиваю, отправляю в соседний душ-квартиру. Принимаю душ. При правильном подходе, если не жевать и не щелкать, пяти минут более чем достаточно, я уложился в две. А в принципе, тем, кто не боится холодной воды, душ можно принять и без жетона. Мы раньше слышали про такую европейскую экономию, но столкнулись с ней впервые.
Завтракаем с красивейшими видами на альпийские ландшафты и в 11:04 (08:04) выезжаем из приглянувшегося нам кемпинга. На сегодня у нас посещение очередных достопримечательностей из серии «куда Ольга выведет».
К первому месту, озеру Gosau, Ольга выводит к 11:50 (08:50). Оставляем Рав4 на одной из бесплатных парковок, пока еще пустых, идем гулять вокруг озера.
Вокруг озера идет благоустроенная тропинка, есть несколько скамеек, по лужайкам разбросаны несколько домиков. В остальном все первозданно и очень красиво. Народу пока нет, мы начинаем прогулку в полном одиночестве.
Вода в Gosausee чистейшая, играющая гаммой оттенков. Озеро питают ручьи талой воды из горных ледников, возможно из-за этого и еще из-за низкой температуры вода в озере такая чистая.
Когда стихает и без того легкий ветерок, рябь на озере исчезает, противоположный берег отражается в воде, как в зеркале. Одновременно можно увидеть и камни на дне озера, и отражение леса и гор.
Перед раструбом со скал падает мини-водопад. На табличке под устройством надпись — «wasserlauschen», в буквальном переводе «пузырьки воды». Нам представилось назначение устройства таковым — бедный городской и вдобавок глухой офисный сотрудник приезжает на озеро, слушает журчание воды, и израненная душа его оживает.
Журчание воды слышно и без трубы. А душа, и на самом деле, стала чувствовать себя лучше :).
Привлек наше внимание своеобразностью здешний лес. Очень необычный. В корне отличается от уральского леса самой структурой, да и от леса многих русских регионов отличается, тех, в которых нам удалось побывать. Специально его создали-сфабриковали таким, что ли? На Родине мы знаем типы лесов: хвойные, лиственные, смешанные. Здесь лес какой-то и не хвойно-смешанный, а скорее сказочный, причем необязательно из добрых сказок. Реально, в нем живут Тролли.
Остается радоваться, что в наших лесах Троллей нет, в них есть наши любимые Медведи, а уж если какой Медведь невзначай пойдет за медом, то он десяток Троллей сомнет и не заметит. Потому-то и нет Троллей в наших краях, их давно, в третьем тысячелетии до нашей эры, вытоптали наши Медведи.
Прожив достаточно лет, до сих пор мы с Ольгой Троллей не видели, не знаем, справимся мы с ними или нет. И своего Медведя, как назло, не взяли в поход, опасались сложностей на таможне, тем более не знали, как к этому отнесутся в Европе. Поэтому Троллей все же остерегаемся, и далеко в лес Олечку прошу не заходить.
Конечно же, это я веселюсь. А лес, действительно, очень необычный и загадочный, жаль, не передать эту необычность-загадочность-сказочность фотографиями — как всегда, это просто нужно видеть самому.
Обогнули озеро, возвращаемся. Народу стало прибывать. Нас никто не обгоняет, а вот навстречу, в основном немцев и австрийцев, изредка китайцев, стало попадаться все больше и больше. Две австрийки-немки стали фотографировать не озеро, а меня, когда я спустился с тропинки к срезу воды за красивым кадром. Холодным, тяжелым северобайкальским взглядом Олечка расставила точки над i — немки спрятали фотоаппарат и ретировались второпях, от греха, продолжили свою прогулку.
Оказывается, тропинка вокруг озера проложена не только пешеходная, а и прямо по скалам подготовлена дорожка для скалолазов. Нам машут сверху, мы машем в ответ в четыре руки.
Навстречу двое австрийцев-немцев моего возраста. У нас, видимо, на лбу написано, что мы и не местные, и впечатлены красотами очень сильно. Один из австрийцев прямо подлетает к нам и настойчиво жестами предлагает сфотографировать нас нашим фотоаппаратом. Жестами же показываю ему, что делать, бегу к Ольге, замираю. Австриец, несколько раз щелкнув, подходит к нам, протягивает фотоаппарат, зависает рядом со мной, выглядывая, что получилось. «Гут! Гууут!» — говорю, рассматривая и показывая ему фото нас с Ольгой на фоне озера и гор. Австриец-немец довольный, как ребенок — поднимает большой палец вверх, «Гут!», жмем друг другу руки.
Вот, блин, почему у нас такой открытости, такого дружелюбия мало? Открытость может быть только в цивилизованных странах? Дружелюбие может быть только в развитых странах? Только в европейских возможны открытость и дружелюбие? Брехня — в Таджикистане открытости и дружелюбия больше в разы.
В первой редакции далее следовали три страницы текста с рассуждениями о причинах мрачности и замкнутости русских и с выводами в конце, что третья мировая завершится нашей победой. Во второй редакции страницы были мной удалены :).
А европейцы молодцы, конечно. Сумели построить у себя сказку. Вот сейчас будем смотреть, выдержит ли эта сказка новых вызовов и вводных, предъявляемых ей жизнью. Вообще, жаль будет, если не выдержит.
А горы серьезны. Они не знают, им никто не сказал, что они в разы ниже Памира. Сомнут человечишку и не заметят.
Уже и утки избаловались европейской толерантностью. Эта подплыла, вышла на берег и попыталась отнять у меня фотоаппарат. Почти не пошутил — она попыталась клюнуть в объектив.
Народу все больше. Вот уже и любители дайвинга подтянулись. Наверное, в такой чистой воде виды их ждут красивые.
14:00 (11:00). Едем в городок Hallstatt. Все парковки платные и все забиты автомобилями. Едва-едва находим место на самой дальней. Паркуемся, пешком идем в город.
Дерево живое. Так выращено. Оно как бы распласталось по стене дома.
Городок симпатичный. Но есть два «но», взаимосвязанных между собой. Первое, это засилье китайцев. Так много китайцев в одном месте в Европе мы до сих пор не видели, прям как в Китае очутились. Второе, все очень коммерциализированно и очень дорого.
Как-то не так давно Халльштатт посетил китайский миллиардер. Город ему настолько понравился, что в Китае на похожем месте он выстроил его точную копию. С тех пор настоящий Халльштатт стал китайской Меккой, поэтому-то китайцы сюда так и валят.
Город живет исключительно за счет туристов. Дома не просто красивые, а каждый с какой-нибудь изюминкой, привлекающей внимание. Мне показалось, что это политика местных властей. На стене одного из совсем непримечательных домов и то были прибиты разные разбитые компьютерные внутренности — фрагменты жесткого диска, материнской платы и тому подобное. Все сделано для того, чтобы туристам было на что поглазеть.
Вернулись на парковку. Уже освоились в борьбе с шайтан-машинами — оплачивать стоянку посылаю Ольгу. Вокруг аппарата по отъему денег стоит народ и растерянно смотрит на аппарат. Ольга уверенно подходит к шайтан-машине и начинает манипуляции. Народ внимательно, чуть ли не записывая в блокнот, следит за действиями Ольги. Когда у нее все получилось, коллеги по туристическому цеху чуть ли не захлопали и ломанулись вслед за Ольгой оплачивать стоянку.
17:00 (14:00). Едем в дунайскую долину Вахау. Едем не спеша, глазея по сторонам. Проезжая, полюбовались на замок Мельк. Останавливаться не стали, день идет к завершению, а мы еще хотим погулять по Дюрнштайну, почему-то этот городок Ольга выбрала к посещению.
Приехали, паркуемся на платной парковке, уже привыкли к ним и к достаточно нескромным ценам. Куда деваться? За пару часов парковки в Холльштатте, например, отдали 6 евро. Это только на первый взгляд кажется, что немного — там 6 евро, там 5, там 8 — еврики неудержимо тают. Идем пешком в историческую часть города.
В городе тоже чувствуется, что день подходит к концу. Туристов уже практически нет, местные закрывают магазины, сворачивают торговлю, многие уже закрылись, едва находим магнит на память. Просто гуляем, рассматриваем здания, архитектуру, наблюдаем за местными.
Позакрывав лавочки, местные с остатками туристов переместились в пивнушку. В единственном числе потому, что других пивнушек мы не видели, а может быть, они были уже закрыты.
Полюбовались городком, ищем спуск к Дунаю. С Дунаем мы знакомы уже, можно сказать, давно. Видели его в Будапеште, в Нови Сад, в Белграде, сейчас вот еще под Веной. Но, несмотря на старое знакомство, спускаемся к нему, у Ольги хобби омывать руки и ноги в водоемах мира. Вроде бы и путешествовали не так, чтобы много, но где она уже только не мочила ноги — Атлантический океан, куча морей, Ла-Манш, Сена и Луара, Арагви и Терек, Тигр и Ефрат, Пяндж и Гунт, Рейн и Эльба — далеко не полный список. Вот и сейчас идем к Дунаю, чтобы Ольга поздоровалась с ним.
Простились с Дунаем, бросили монетки.
Поход завершается, потихоньку можно двигаться домой. Но времени и денег еще есть немного — напоследок радую Ольгу незапланированным днем посещения Вены. Ольга довольна — она бы еще месяц-другой путешествовала.
На ночь решаем стать на стоянке в зоне отдыха где-нибудь на автобане поближе к Вене. Зная качество таких стоянок в Германии, предполагаем, что в Австрии они не хуже.
Так и оказывается. 48.310928, 15.714895. Шикарная стоянка. Кафе, платный туалет, душ, все очень цивилизовано и чисто. Плата за туалет и душ смешная по сравнению с оплатой места в кемпинге. Уютно устраиваемся с краю достаточно большой и пустой парковки. Мы не одни, в отдалении встают ночевать несколько австрийских легковушек и два авто-дома. Экипаж одного из авто-домов, по всей видимости, супруги, проезжая мимо нас и увидев сидящую по-турецки в нашей спальной Ольгу с бокалом вина в руках, заулыбались, водитель поднял большой палец вверх.
Пройденный маршрут: Erlfeld, Gosausee, Hallstatt, Вельс, Амштеттен, Дунай, Wachau, Мельк, Дюрнштайн, Herzogenburg.
Итого за день: 313,1 км.
Понедельник 25 сентября. День восемнадцатый. Вена
Хорошо отдохнули, выспались, встали в 08:00 (05:00). Совсем расслабились, дома так поздно вставать себе не позволяем, а в походе, где каждая минута стоит миллион впечатлений, спим до восьми. Видимо, впечатлений в этом походе хватило, насытились, нужно время для их переваривания. Не зря пищу духовную называют все же пищей.
Утренние процедуры, кафе-кофе, которое Олечке понравилось со вчерашнего вечера, выехали аж в 10:04 (07:04). Соответственно, в Вену приезжаем на волне час-пика.
Заранее, еще с вечера, определились с парковкой. Парковка «P+R», что называется перехватывающая, находится на краю города рядом со станцией метро. Ну, как на краю, Вы же понимаете, что такое край столичного города — изрядно потолкались в потоке и постояли в пробках.
Парковка многоуровневая — огромный многоэтажный домище, море машиномест, но в нее устремился такой поток автомобилей, что на табло высвечивается лишь пара десятков свободных мест, которые неудержимо сокращаются с каждым заезжаемым за шлагбаум автомобилем. Мы успеваем. Крутимся, поднимаемся-опускаемся с этажа на этаж, в поисках свободного места. Находим, встаем, спешиваемся. А сейчас главное — стоимость парковки одного авто 90 центов в час, ~ 63 рубля в час. Для туриста терпимо, хотя без такого терпения было бы лучше. А посчитайте расходы на стоянку всех тех местных австрийцев, которые приехали в Вену работать. Они оставили автомобили, пересели на метро, чтобы добраться до своих офисов. Парковка минимум 9 часов, плюс амортизация и обслуживание авто, плюс бензин, плюс проезд на метро — неплохие заработки в Вене, раз с такими расходами австрийцам приходится мириться.
Отвлекся с парковкой. В одном из отчетов на Дроме, автор, также посетивший Вену на закуску, в конце похода, писал, что она его не впечатлила. Ха, черточка, ха, черточка, ха. Это же, как же надо наесться впечатлений, чтобы не впечатлила столица одного из европейских государств и бывшая столица одной из Империй? Нам, видимо, впечатлений еще кушать и кушать черпаками — все нормально, даже в завершении похода мы еще голодные, нас Вена впечатлила. Очень красивый город.
Целый день черпаем эмоции, ходим, смотрим, гуляем по Вене.
Традиционная чумная колонна. Дань памяти жертвам эпидемий средних веков.
В Риме таких красивых солдатиков центурионов мы не видели. Италия и в Австрии продолжает посылать нам свои символы.
В Вене выкинутый на помойку Порше-911 не является чем-то удивительным.
Незадолго до этой красоты мы видели, как экскурсовод остановил группу туристов возле невзрачного, ветхого, ремонтируемого дома, читая им про него проповеди. Туристы тоскливо его слушали, украдкой посматривая на красоты вдалеке. Зато наверняка они обогатились глубокими знаниями про тот ветхий дом, бедолаги.
Рядом с классической архитектурой символы модернизма. Что они означают непонятно — творцы существа загадочные.
Австрияк на фото выше не вписался в наши представления о всеобщей роскоши, богатстве и элегантности Вены. Но нас он впечатлил, и еще как. В нем пропал самый настоящий дрессировщик художественный руководитель — голуби за ним ходили как за мамкой, на всеобщий слет откуда-то пришла утка, а воробьи, самые неорганизованные бандиты и разгильдяи, организовали очередь, чтобы каждый из них смог организованно получить корм из его рук. Воробышек клюет щепотку из пальцев Руководителя, улетает, следующий по очереди клюет, улетает. Засмотрелись. И все это он не для шоу, не для нас с Вами, а для себя и для них, для пернатых. Ведь правда, замечательно, что такие чудаки есть на свете?
Венская городская ратуша. Действующая, кстати. Красотища!
Дворцы, дворцы, дворцы. За один день о Вене, конечно же, можно составить лишь самое общее, поверхностное впечатление. Но большего чем один день у нас нет, составляем впечатление хотя бы поверхностное.
По пути смотрим, где можно купить магнитик. А их нет нигде. На сувениры не просто мода прошла, но и дурным вкусом, что ли, стало считаться их приобретение? Наконец находим киоск типа «Союзпечать». Это было единственное место, на которое мы наткнулись за целый день прогулки, где можно было выбрать магниты. Киоск по периметру был обвешен витринами, под стеклом которых хранились сувенирные пустячки. Девушка внутри киоска, увидев, что мы разглядываем сувениры, вышла, открыла стеклянные дверцы, показала, что можно снимать и рассматривать приглянувшееся и затем снова ушла в киоск, совершенно оставив нас без внимания. В очередной раз поражаемся, как много в Европе построено на доверии. Выбрали, обогнули киоск, протянули девушке в окошко сувениры, оплатили, забрали их обратно — полное доверие, следующим шагом уже только коммунизм будет.
Ну, не понимаю я такого искусства. Не творческий я человек, однако.
Как-то само собой получается, что гуляя по европейским столицам и не стараясь специально отыскать память об ушедшей войне, мы все равно часто выходим на воинские мемориалы, посвященные павшим советским войнам, погибшим при взятии или освобождении того или иного города. Так у нас было в Берлине и Будапеште. Так получилось и в Вене. Мемориал достойный. Сейчас, когда история активно переписывается в политических целях, это хорошая память о том, что когда-то происходило. А думаю, многие бы сейчас хотели бы забыть то, что Советская Армия прошла с боями пол-Европы, устилая свой путь павшими воинами. Хотели бы забыть и в Германии, и в Венгрии, и в Австрии, я уже про заокеанских партнеров не говорю. Так что очень здорово, что такие мемориалы в Европе есть. Пусть служат напоминанием о том страшном времени, и им и нам.
Лишь табличка, гласящая о том, что перед Вами памятник советским воинам, павшим при освобождении Австрии от фашизма, переведена на немецкий язык. Все остальные надписи на русском без перевода. Все обошел, все прочитал. Больше никто из туристов не подходит, текст им непонятен. Увидев, что я читаю, поняв, что я русский, осторожно меня фотографируют на фоне мемориала.
Идем дальше. Дворцы начали чередоваться с парками.
Ольга тянет в какую-то знаменитую пивную с собственными пивоварнями. Классная пивная, вкусное пиво и закуски, а вспомнил о ней по другому случаю. По завершении процесса приема пищи иду в туалет. За дверью со значком, обозначающем туалет, коридор, в центре коридора справа дверь со значком «мужчина», прямо по коридору дверь со значком «женщина». Посетив дверь справа, выхожу из нее, повернув не туда, считаю, что иду к выходу. Дохожу до двери предполагаемого выхода, из нее заходят в коридор девушка и пожилая дама, я галантно уступаю им дорогу. На лице девушки растерянность и смущение, пожилая же дама берет меня под локоть и ведет обратно по коридору, я от неожиданности безропотно иду с ней. Немка доводит меня до двери с обозначением мужичка и тыкает в него рукой: «Дас ист хер! ДАС ИСТ ХЕР!» Мне грустно, я не могу понять, почему немка меня из коридора не выпускает и заставляет снова идти туда, где я уже был, да еще и обзывается последними словами. Пауза, дамы идут дальше по коридору, я гляжу в их направлении и вдруг вижу табличку «Exit». Все становится на свои места, издаю восторженные вопли: «Екзит, екзит!» — дамы, кажется, поняли мою ошибку, старшая улыбается, молодая смеется.
В 19:00 (16:00) вернулись на перехватывающую парковку. Вечером на ней ситуация обратная утренней — со стоянки массовый отток автомобилей, стоянка быстро пустеет. Из Вены выезжаем в вечерний час пик, так же как и утром, толкаясь в пробках.
Заночевать решаем по вчерашнему сценарию, в зоне отдыха одной из стоянок на трассе. Совсем немного отъехав от Вены, в 19:30 (16:30) находим такую. 48.311916, 16.514523. Стоянка один в один с предыдущей — огромная парковка, заправочный комплекс, кафе, гостиница, свободный Wi-Fi, санузел.
Сидим в кафе. Подъезжают два автобуса, кафе наполняется… русскими туристами. Все столики занимаются, повсюду русская речь, все берут нехилые порции, обеспечивая кафе выполняемость плана, если таковой у них есть, кафе на час превращается в островок России. А еще говорят, мало русских туристов стало посещать Европу.
С приятным чувством усталости от нашей венской прогулки мы с комфортом устраиваемся в Рав4е. Все, завтра путь домой.
Пройденный маршрут: Herzogenburg, Санкт-Пёльтен, Пресбаум, Вена.
Итого за день: 98,4 км.
Вторник 26 сентября. День девятнадцатый. На Брест
Подъем 07:00 (04:00). Старт 07:56 (04:56). Кафе, заправка круглосуточные. За время сборов Ольга еще успевает сбегать в кафе выпить кофе. Все больше и больше нам нравятся такие стоянки.
Кусочек Чехии, чтобы не заморачиваться с виньетками, проходим по бесплатным дорогам и вот мы уже в Польше. В Польше мы бывали неоднократно, и каждый раз проходили Польшу транзитом, страну мы по большому счету не видели. В этот раз, любопытства ради, да еще какой экзотики прикупить, заезжаем в пару небольших городков в глубинке. На нас обращают внимание, туристы здесь редкие гости. В который раз убеждаемся, что простые люди везде, в основной своей массе, всегда дружелюбны и открыты. По крайней мере, пока так было во всех странах, где мы побывали. И Польша в этом случае не является исключением. К тому же, немного помогают общению еще и близость языков. Пообщались, прикупили рекомендованные нам бренди и ликер, несмотря на чрезмерный перебор у нас этих продуктов. Было видно, что покупкой доставили удовольствие рекомендовавшему эти напитки поляку.
Едем по польским дорогам. Наше внимание привлекает обилие народа, торгующего на обочинах грибами, все как у нас. Грибы красивые, видимо, урожай. Взяли бы, но куда? Впереди погранпереход.
В обильном урожае грибов довелось убедиться. На пикник-обед съезжаем от трассы подальше в лес. Лес красивый, а грибов… образно говоря, стол не поставить, чтобы не раздавить пару. И опять же не пособираешь, и везти далеко, и граница на сегодня намечена.
Обед туриста, с оттенком «евро». Яичница с венскими колбасками на оливковом масле.
21:25 (18:25). Мы на погранпереходе «Домачево». Подъехали. Никого, тишина. На светофоре красный свет, два шлагбаума закрыты, из будки никто не показывается, никакого движения. Стоим у шлагбаума, ждем.
Слева, объезжая нас, ко второму шлагбауму подкатывает автомобиль с польскими номерами. Шлагбаум поднимается, польский автомобиль проезжает, красный свет горит по-прежнему. Слегка греясь, ждем, может быть, и нам сейчас поднимут наш шлагбаум. Объезжая нас, на красный свет, под поднятый слева шлагбаум, не останавливаясь на знак «Стоп», пролетает второй польский автомобиль. Нет, так до морковкиного заговенья можно стоять. Сдаю чуть назад, выруливаю к поднятому шлагбауму, красный свет все так и горит, останавливаюсь, выхожу из автомобиля к будке.
В темноте окошка лицо стражи границы взирает на меня подчеркнуто высокомерно. «Здравствуйте. Можно проезжать?» — спрашиваю. Ответом взгляд в упор, долгая пауза, игра желваками и с максимально вложенной надменностью и ненавистью: «Ехать!» А я думал, что мир изменился — все нормально, все по-прежнему, польские погранработники во всей своей красе. Не только ноль помощи, а и когда сам попытаешься догадаться и предпринять какие-нибудь шаги, будешь послан. Предупредительности моей не было предела, а все равно нарвался на хамство.
Дальше все уже нормально и привычно. Небольшое ожидание на следующем посту, паспортный контроль, поверхностный осмотр багажа и мы на белорусской стороне. А здесь мы уже у себя. Белорусские таможенники не польские. Но хоть они и свои, первый раз за всю нашу историю прохождения всяких погранпереходов, белорусский таможенник, задавая дежурные вопросы про наркотики и оружие, одной рукой с усилием приподнял фальшпол с навьюченным на него чемоданом, другой пошарил в нише под ним. Не обнаружив ничего для него интересного, быстро потерял к нам интерес.
А затем и вовсе уже все просто. Белорусы, для украшения своих погранпереходов элегантностью ношения формы, отправляют служить на границу победительниц конкурсов красоты, иначе многочисленность красавиц на белорусской границе объяснить невозможно. Одна из таких красавиц поинтересовалась, что у нас в чемодане, сумке и кофре, сказала, что открывать ничего не нужно, и зажгла нам зеленый свет для въезда на Родину. Ура! Мы дома.
На ночевку встали сразу за Брестом на лукойловской заправке. 52.122823, 23.887056. Заправка хоть и небольшая, но на европейский лад — есть зона парковки, кафе, санузел. А большего нам и не нужно, устраиваемся в Рав4е.
Пройденный маршрут: Вена, Брецлав, Острава, Катовице, Кельце, Люблин, п/п «Домачево», Брест.
Итого за день: 944,2 км.
Среда 27 сентября. День двадцатый. На Дорохово
07:00 (05:00) подъем, быстрые сборы, в 07:28 (05:28) старт.
Автобан в две полосы в каждом направлении насквозь через всю Беларусь, разрешенная для легковых максимальная скорость 120 км/час, автомобилей немного, дорога свободная — поставил круиз-контроль и хоть спать ложись. Ольга спрашивает, нужен ли мне «ПроГород». «Да здесь одна дорога, не заблудишься», — отвечаю. По этому автобану мы на самом деле проезжали не раз. Тем большей неожиданностью были вставшие лесом высотки, появившиеся ниоткуда, словно выросшие из земли, там, где их быть не должно. Мгновение спустя понимаю, что усыпленный прямолинейностью дороги и притупивший свою бдительность, на одной из развязок выбрал неверное направление, хотя это и трудно сделать, и привез нас в Минск, вместо того, чтобы благополучно его миновать.
Одной из традиций наших западных походов всегда была закупка и доставка домой белорусской водки «Stumbras» с пшеничным колосом внутри бутылки. В этот раз спиртного на Западе набрали достаточно и решили за белорусской водкой не заезжать. А тут такой знак, Рав4 сам нас привез в Минск — что ж, традиции нужно соблюдать, едем за белорусской водкой.
Прокатились по краю Минска, припарковались, прошлись до знакомого супермаркета «Белмаркет». Названия улиц, вывески, реклама радуют глаза и веселят сердце, без улыбки пройти невозможно, как будто кто-то поозорничал: «Цены Атпад!», «Праспект Дзяржынскага», «Сярэдняя школа». А названия населенных пунктов какие, каждый раз веселимся: «Перэвалачная», «Докудава». Приятно поздороваться, пообщаться с Минском и с Беларусью.
Водка куплена, упакована, размещена в Рав4е, традиции соблюдены. Едем дальше, с интересом ждем границу Беларуси с Россией, где-то даже немного с тревогой — общее количество спиртного у нас уже выше всяких лимитов. Подъехали к границе. На белорусской стороне никого, выезжаем свободно. После условной нейтральной полосы, при въезде в России в правом ряду наблюдаем небольшую вереницу фур, машин двенадцать-пятнадцать. Объезжаем их по левой полосе. В конце вереницы нас останавливают двое российских пограничников — старший прапорщик и сержант. Прапорщик представляется, просит паспорта, бегло изучает их содержимое, возвращает паспорта и желает доброй дороги. Это все. Ничего страшного пока нет. Лишь бы тенденция усложнения перехода границы не нарастала, а с ней не нарастала бы тенденция отдаления нас друг от друга.
К Москве подъезжаем еще достаточно рано. В принципе, можно еще ехать и ехать. Но Москва — это бездонная «черная дыра», затягивающая своим весом и поглощающая все на свете. Чем ближе приближаемся к Москве, тем движение становится все плотнее и плотнее, пока, наконец, не превращается в огромный судорожно дергающийся и почти не двигающийся поток, состоящий из колоссального скопления автомобилей всех мастей. Здравый смысл подсказывает, что дальше соваться сегодня в Москву — это потеря времени, топлива и нервов.
В начале похода, двигаясь на Запад, проехав Москву, присматривали крупные автостоянки. С западной стороны Москвы присмотрели только одну, зато с хорошим ориентиром — на козырьке крыши стоящего рядом здания стоит-висит горбатый запорожец ЗАЗ-965. С трудом передвигаясь в заторах, все же до стоянки добираемся.
17:30 (15:30). 55.53078, 36.361429. 100 рублей за авто за ночь. Для утреннего штурма Москвы место ночевки лучше не придумаешь. Все необходимое есть, к тому же еще и Лукойл в ближайшем соседстве. Пока все толкаются в одной гигантской пробке, мы, заправив Рав4 и поужинав сами, пораньше ложимся спать.
Пройденный маршрут: Брест, Кобрин, Барановичи, Минск, Орша, Смоленск, Вязьма, Можайск, Дорохово.
Итого за день: 974,3 км.
Четверг 28 сентября. День двадцать первый. На Менделеевск
Стремление пересечь затемно Москву поднимает нас в 03:16 (01:16). Стартуем в 03:44 (01:44).
Широкая качественная трасса практически пуста. Это особенно контрастно в сравнении со вчерашней кашей из пробок. Радуясь свободе, буквально парим над дорогой, летим как на крыльях. Летим, летим… и утыкаемся в хвост бесконечной колонны фур, неподвижно стоящей на всех полосах.
Стоим, стоим, стоим. На движение даже намека нет. Приехали. Заметно, что легковых в этой колонне нет. Начинаю размышлять, куда они могли деться, и вспоминаю про Можайское шоссе, на которое мы случайно попали на пути на Запад и идущее параллельно где-то рядом с нашим Минским, на котором мы сейчас благополучно стоим.
Разворачиваюсь через две сплошные, нахожу примыкающую дорогу, выезжаем на Можайское шоссе. Можайское шоссе ведет нас через все подмосковные деревни, следующая деревня или городок начинаются сразу за предыдущими. Кругом знаки запрещающие движение грузовых автомобилей, сейчас понятно, почему фуры скопились на Минском шоссе и куда оттуда подевались легковые автомобили. Ограничения скорости чередуются с «70» до «50» и наоборот. Камеры повсюду, на каждом столбе. Но ехать со скоростью даже 50 км/час в бесконечность раз быстрее, чем стоять с нулевой скоростью.
А через какое-то время деревни заканчиваются, мы выходим на участок платной трассы и снова летим как на крыльях. На четырех полосах идеальной дороги в каждом направлении нам не встретилось ни одного автомобиля. За платный кусочек отдали лишь восемьдесят рублей вместо трехсот, оказалось в ночное время действует скидка. Дальше уже МКАД проходим без затруднений, все же ночь есть ночь, и потихоньку отрываемся от Москвы. Все, столица нашей Родины преодолена.
В Покрове, соблюдая другую нашу традицию при походах на Запад, заезжаем прикупить покровских пряников. Благодаря спросу магазин здесь уже давно работает круглосуточно, можно специально не подгадывать по времени. Загружаемся пряниками и катим дальше по просторам нашей Родины на Восток.
Катим, благополучно миновав Владимир, до Нижнего Новгорода. А пройдя его по окружной, перед Кстово снова встаем. Вереница фур, как при великом переселении народов. Стоят серьезно и надолго, лишь хвост прибавляется новыми подъезжающими. Перед поездкой мониторил пробки по картам Яндекса. Выделил три основных участка — Кстово, окружную Чебоксар и окружную Владимира. Для всех трех участков распечатал возможные маршруты объезда. Это под Кстово и спасло. Сориентировался, объехал пробку по деревне почти к самому началу ремонта дороги.
Опять встали в пробку, уже в самое ее начало, и все равно стоим без движения — вот вроде бы уже совсем близок локоть, а не укусишь. Ольга предлагает постоять подождать. Но так и сутки можно простоять. Снова изучаю свои распечатки, разворачиваюсь, с сожалением покидая свое вроде бы неплохое место в начале колонны, забираю совсем в далекий объезд по глухим деревням. Едем не уверенные в успехе, не знаем, есть ли там, куда едем, хоть какие-нибудь дороги. Но все же нам везет, какими-то глухими деревнями и почти полевыми дорогами мы все же объехали пробку, и вышли на трассу далеко за пробкой и за Кстово.
Осень в России уже полностью вошла в свои права. Наш и так нетеплый поход становится закономерно холодным в полном соответствии со временем года.
Дальше уже почти без приключений. Чувашию прошли по городкам и селам далеко в объезд Чебоксар, тем же маршрутом, которым шли на Запад. Понравился нам этот путь по Чувашской глубинке. Татарстан с его шикарной Казанской объездной и с «рабочими» пробками на ремонтах трассы Казань-Елабуга прошли хоть и не быстро, но также без сюрпризов.
Вечереет. Подъезжая к Елабуге стали присматривать место для ночлега. Нашли не сразу, пара мест мне не понравились. Ольга начала поднимать волну восстания, капризничать и обижаться — по всем признакам она сильно устала. Но вот все же очередная стоянка подходит нам по всем параметрам — все так, как нам нравится. 20:45 (18:45). 55.907344, 52.267697. Дежурные 100 рублей за авто/ночь. Все аскетично-необходимое есть.
Пройденный маршрут: Дорохово, МКАД, Покров, Владимир, Вязники, Н. Новгород, Лысково, Ядрин, Чувашия, Цивильск, Казань, Елабуга, Менделеевск.
Итого за день: 1210,0 км.
Пятница 29 сентября. День двадцать второй. На Екатеринбург
И устали вчера и спать в Рав4е комфортно, но уже сильно домой хочется, встаем в 03:30 (01:30), в 03:56 (01:56) выезжаем.
Благодаря ночному-утреннему времени участок до Ижевска, часто загруженный фурами, проезжаем свободно, а за Чайковским — здравствуй Пампасия! До дома еще полтысячи, а уже запах и тепло дома чувствуются. Летим по родным просторам и чащобам хоть и по дорогам не лучшего качества, а все равно, в предвкушении встречи с домом, как на крыльях. После Орды вышли на Пермско-Екатеринбургский тракт, еще чуть больше 250 километров и все, к 14:00 мы дома. На домашнюю, родную Рав4у стоянку заезжаем уже привычно буднично, как и не ходили в дальний поход. Паркуем Рав4 и, нагрузившись по полной, с оттянутыми руками идем домой. Затем еще несколько дней будем так потихоньку освобождать-разгружать Рав4 от вещей, остатков питьевой воды, спиртного, подарков, матрацев, подушек и другого разного походного барахла.
Пройденный маршрут: Менделеевск, Можга, Завьялово, Воткинск, Чайковский, Большая Уса, Куеда, Чернушка, Уинское, Орда, Суксун, Ачит, Екатеринбург.
Итого за день: 812,4 км.
…
Итого за поход: за 21 полные сутки пройдено 11430 километров, сожжено 1052 литра 95-98 топлива, с общим средним расходом 9,2л/100км.
Из 21 ночи: 12 ночей ночевали в Рав4е, 8 ночей в бунгало, 1 ночь в отеле.
Израсходовали 4 газовых баллона по 220 грамм. Было выпито взятых из дома 16 литров колы и 50 литров питьевой воды :), еще 14 литров прокатались напрасно, их привезли домой. Допивая на работе остатки вернувшейся воды, я стал называть ее святой водой, ведь она побывала в Риме! :)
По деньгам жуть и кошмар. И в походе чувствовалось, что затраты серьезные. При спокойных домашних итоговых подсчетах вмиг выросшее до невероятных размеров земноводное долго меня за эти расходы отчитывало.
Понимаю, что есть целый контингент народа, который подобные расходы считает приемлемыми и даже доказывающий, в том числе и на Дроме, дешевизну отдыха в Европе. Нам же такая сумма все же кажется чудовищно громадной, особенно в контрасте с нашими расходами в путешествии прошлого года на Памир. И главное, после долгого анализа, я не вижу существенных направлений для экономии. Ну, еще в ущерб качеству можно сэкономить процентов десять, если совсем ужаться, то двадцать, и это все, порядок же цифры все равно не меняется, он остается серьезным. Вроде бы разобьешь по полочкам — нормально, а все вместе кошмар. К сожалению, каждый год так ходить мы себе позволить не можем, а когда наступит тот «не каждый» не знаем, будем надеяться, что наступит. Поэтому нам придется думать о новых направлениях, о севере полуострова Ямал, например :).
Ладно, цифры. Они получены, как всегда, предельно просто — это разность сумм, взятых в дорогу и оставшихся. В этот раз, к ним, все-таки, добавил некоторые расходы на подготовку похода и оплату штрафов после него.
Стоимость сожженного топлива ~ 70000 рублей. По России и Беларуси пройдено порядка 6000 километров, по Европе оставшиеся 5400. В Европе старался экономить, поэтому средний расход был меньше, чем в России, но стоимость значительно выше. В России уже не экономил — после европейского российский бензин показался бесплатным. Общий средний расход стал относительно высоким именно из-за русских дорог, где о равномерности движения не было и речи.
Стоимость проживания составила всего около 25000 рублей.
Стоимость ТО Рав4а, которое необходимо включить в общие расходы ~ 10000 рублей.
Расходы на получение виз, которые также необходимо включить, так как визы по пять лет нам никто не дает, первый раз их дали на полгода, а раньше лишь «день в день» ~ 19000 рублей. Распишу для сомневающихся, суммы на двоих: фотографии 700, справка о состоянии банковского счета 600, гринкарта авто 4420, страховки здоровья 2150, консульский сбор и услуги визового центра 11200. В Екатеринбурге мы живем, не в Москве, не ждут нас в посольствах, визы выдаются визовыми центрами. Итого: 19070 рублей.
Сэкономить на чем-то и уменьшить вышеприведенные расходы сложно, разве что еще немного на жилье.
По приезде оплатил три штрафа с камер за нарушение скорости по 500 рублей. С учетом 50%-ной скидки — все вместе 750 рублей. Смешные деньги, учитывая российские расстояния. Вот их сэкономить теоретически можно.
Оставшиеся 80000 рублей приходятся на все остальное: на еду, кафе, джелато, метро, оплату платных дорог, оплату въезда в национальные парки, оплату стоянок, билеты к достопримечательностям. А также купленное домой: подарки детям, сувениры взрослым, итальянские консервы тунца, макароны, пасту, оливковое масло, итальянское вино и бренди, белорусскую водку, покровские пряники и прочее. Согласитесь, тоже не сильно ужмешься, разве что если только от чего-нибудь отказываться, да или вовсе не выходить из дома.
А все вместе получается много ~ 205000 рублей. Ужас.
Почти сразу после возвращения домой, Рав4 прошел очередное ТО, в ходе которого еще раз подтвердил свою надежность. Вернулись, слава Богу, без потерь.
Но это финансово-материальная часть. А впечатления не оценить никакими деньгами. Что бы ни ожидало нас в грядущем, впечатления останутся с нами на всю жизнь. Поэтому здорово, что очередной «суровый и дальний» у нас получился, мы были в нем счастливы, даже в трудные моменты — как всегда это особенно понимаешь после возвращения домой и по прошествии времени. Здорово, что в очередной раз мы можем себе сказать — мы были в этих местах, все видели своими глазами, мы это прочувствовали сами, мы это прожили.