Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Дорога длиною в четверть века: Москва—Магадан на Nissan Х-Trail. Часть 5. Мяунджа—Кюбюме

Дорога длиною в четверть века: Москва—Магадан на Nissan Х-Trail. Часть 5. Мяунджа—Кюбюме

21.08.2013 | 21683 просмотра

Глава 27. Мяунджа – Усть-Нера. 01.09.2012г.

Утро. Общежитие АРГРЭС. Мяунджа

Ночь прошла спокойно. Проснувшись, занялся обычными утренними делами. Душ, завтрак и укладка вещей. В этом общежитии мне тоже все знакомо. Когда перебирался с Куранах-Салы на работу в этот поселок, то пришлось здесь полтора месяца пожить. Уехал один устраиваться. Жена с дочерью оставались на Сале. И сразу получить квартиру здесь не получилось, хотя это и было записано в договоре. Николай Иванович Зиновьев, в то время директор АРГРЭС и «хозяин» поселка, к которому я приехал представляться, не мог сразу найти свободную на тот момент квартиру в поселке. Представляете, сколько народу тогда было на Северах?

Он и предложил мне временно пожить в их общежитии. И здесь я встретил свой день рождения 26 апреля 1986 года. Это дата чернобыльской катастрофы. Помню, что здесь, в поселке энергетиков, все сразу поняли масштаб катастрофы, несмотря на полное отсутствие информации. Тогда в прессе, по радио и телевидению масштабы долго скрывали. Здесь хоть и тепловая станция, но профессионалы люди эрудированные, а с хорошими специалистами тогда на станции проблем не было.

Сегодня первое сентября. Суббота. За окном было солнечное утро. Но я особо не обольщался. По трассе, здесь на Колыме и в Якутии, границу между которыми мне предстояло переехать, все могло еще сто раз поменяться.

Вышел на улицу и уложил вещи в машину. Рядом с общежитием стояло брошенное здание строительного управления АРГРЭС (СУ АРГРЭС).

Мощная была организация. Все новые дома в поселке именно они строили. И на АРГРЭС все строительные работы проводили. Они нам подряды на телефонизацию новых домов отдавали. А мы получали возможность еще кое-что заработать.

Оглянулся на прощание на Октябрьскую и Юбилейную.

Поеду, съезжу на АРГРЭС, которую видно вдалеке.

 

Подъехал к станции.

На фронтоне здания значился год ее постройки — 1954. Вот тоже ровесница.

Рядом было то самое распределительное устройство на 110 кВ.

Хорошо, что станция работает. Пусть и не на полную мощность. Но работает. А значит, и поселок будет жить.

Вдалеке были видны поля бывшего совхоза «Энергетик». Снял вот только почему-то смартом. Извиняюсь за «размазанное» качество.

И ведь тоже работает! В 1996 году на базе совхоза «Энергетик» создали единственное на Колыме муниципальное сельхозпредприятие с тем же названием. Молоко, сметану, кефир, творог и другую продукцию поставляют в Сусуман, Ягодное и Оротукан. Дойное стадо около двухсот голов и собираются до 250 увеличить. Телочки и бычки подрастают. В год около 600 тонн молока производят. А еще выращивают огурцы и томаты, так необходимые на севере.

Производство убыточно, конечно. Если уж в Европе сельхозпродукцию дотируют, то, что говорить о Колыме? Но ведь это не порошковое молоко. Живое. А какое оно экологически чистое, думаю, что и объяснять не надо. АРГРЭС сейчас здесь экологически «стерильно». Ну, какие там выбросы при одном работающем агрегате? Да и роза ветров преимущественно сдувает выбросы в сопки. А шахты Кадыкчана давно уже закрыты.

В общем, со всех сторон правильная политика в этом отношении ведется и в области и в районе. Молодцы!

Связь сейчас ушла на спутниковые терминалы. Здесь терминал стоит на въезде в поселок.

Тут и базовая станция сотовой связи. Прогресс, одним словом.

До свидания, Мяунджа! Жаль, что мало было у меня времени здесь побыть. Очень надеюсь, если Бог даст, что свидимся еще! И удачи всем жителям этого поселка!

Ну, что? Двигаемся на Кадыкчан?

Доехал до перекрестка. Вчера, снимая стелу Кедрового, отрезал кое–какой символ. Восстановлю справедливость и покажу, так как оно есть. Мы же жили с этим долго. История.

И старый брошенный блокпост ГАИ тут же. Так и написано на свайной трубе: «Блокпост Магадан—Якутия». С юмором были ребята.

Чуть дальше по трассе, в крохотном поселке АРЭС, состоящем из нескольких домиков, раньше была АЗС. Тут же развилка была. Налево, если смотреть от Магадана, «старая дорога» на Хандыгу. Прямо основная Колымская трасса — на Усть-Неру. Мы сюда раньше телефон подавали. Один номер и проводное радио — первый канал. По «воздушке» вдоль трассы.

Заправляться сейчас здесь негде. Ближайшая АЗС теперь в Сусумане. Если кто соберется сюда — учитывайте.

И чуть дальше, справа — Кадыкчан. От трассы в поселок ведет убитая грунтовка с бесчисленным количеством луж. Слева речка Кадыкчан под сопками.

Остановился у дома №3 по Школьной улице.

Заглушил двигатель. Тишина. Лишь редкие крики воронья и какой-то легкий скрежет от болтающего куска железа на одной из крыш. С тихим шелестом осыпаются желтые листья с деревьев. Как на кладбище.

Посмотрим молча.

Страшная это штука — брошенные города и поселки. А ведь тут не Припять. Радиации с ее «периодом полураспада» нет. Здесь не было вселенской катастрофы. Тут все можно было восстановить и после взрывов на шахте и после размораживания отопительной системы. Это жестокое слово НЕЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ убило этот поселок.

В далеком восемьдесят восьмом году, на Мяундже, моя жена в субботу пошла гулять с дочкой Иришкой возле дома на Юбилейной. У дочки потекло из носика, а жена платок дома забыла. И, оставив дочку на улице, зашла в квартиру за платком. Я был дома. Занимался чисткой ружья. Взяла платок и, перекинувшись со мной парой слов, ушла на улицу.

Через несколько минут она на руках внесла дочь в квартиру. Из-под обоих глаз, из двух точечных ран, текла кровь струйками.

Когда жена оставила на несколько минут дочь у подъезда, та увидела «собачку». Огромного рыжего пса, который всегда шлялся по поселку, но никогда не показывал агрессии. У пса был условный хозяин, который его подкармливал, но в квартиру не пускал. И пес жил на улице. Дочь, подойдя к псу, лежащему у соседнего подъезда в ожидании, наверное, когда ему вынесут еду, решила погладить его. Мы же детей как воспитываем? Собачка хорошая.

Может она как-то неловко хотела по-детски это сделать? Псу, голодному и оттого злому, это не понравилось, и он вцепился ей в лицо. Лицо малышки было на уровне головы собаки. Два клыка вошли под нижние веки глаз дочери. Пес был не совсем диким и видно сам испугался вкуса и запаха крови. Челюсти он не сжал и отпустил дочь. Иначе бы он своими огромными челюстями просто перекусил бы переносицу.

Больница была напротив. Но ее только сдали и там хирургии еще не было. На руках бегом отнес дочь из квартиры в приемный покой. Дежурная сестра начала останавливать кровь. Что делать? Тут хирург нужен. А хирургия только в кадыкчанской больнице есть. Зайцев, наш главврач, где-то на свадьбе в поселке. Суббота же. Машина скорой помощи — на выезде в Кедровом. Позвонил нашему водителю Сергею и попросил подогнать 66-ой к больнице. Серега, сразу понял все из моих сбивчивых объяснений. Очень быстро добежал до автобазы СУ АРГРЭС, где стояла наша машина, и подъехал к больнице.

По телефону я уже выяснил, где была свадьба, и, подобрав Зайцева, мы помчались в Кадыкчан.

Поселок на шесть тысяч. Больница большая в Кадыкчане была. Три хирурга было в бригаде.

Главный хирург скомандовал: «Так. Девочка. Ей еще жить и замуж надо красивой отдавать. Шить будем ювелирно. Я за саморастворяющимися нитками и тонкими иглами в кабинет!». Потом он мне рассказал, что только приехал из отпуска и специально за свои деньги в Ленинграде купил дефицитный материал и инструмент для таких «тонких» операций. И потом уже, после операции, объяснил, что дочери повезло. Ни глаза, ни глазные мышцы и нервы клыки не задели. Действительно повезло. И огромное спасибо врачам!

Дочери по новой методике, через определенные промежутки времени в течение двух часов прокололи шесть уколов от столбняка. Сорок уколов тогда уже не кололи. И мы забрали дочь домой. Острой необходимости в госпитализации не было.

Уложив дочь спать, я взял ружье и вышел из дома. Прохожие на улице меня знали. А слух о нападении собаки уже облетел весь поселок. Все понимающе смотрели на меня и не останавливали. Пса надо было пристрелить.

Но, к сожалению или может к счастью (Всевышнему видней), я его не нашел. Хозяин, наверное, спрятал. Ружье занес в дом и пошел к этому мужику. Тот, как мне показалось очень искренне начал извиняться, что не думал, когда прикармливал пса, что такое может случиться. Пес действительно агрессии никогда не проявлял к людям. Я уже к тому времени поостыл. Самое страшное позади. И напомнив мужику великие слова Антуана де Сент-Экзюпери, что мы в ответе за тех, кого приручаем, плюнул и пошел домой. Дочь мирно посапывала в своей кроватке.

Вот она, память. Вот куда ее? И это связано теперь прочно в памяти нашей семьи с этим поселком. А его уже нет. Призрак.

Вернулся к машине. Больше здесь оставаться у меня не было сил. Сердце натурально ныло.

Надо попить и успокоится.

Открыл пассажирскую дверь, где на полу лежал рюкзачок с провиантом и посмотрел на штурмана.

Всем своим видом Миха говорил: «Начальник. Хорош сердце рвать. Поехали на трассу. Там осень полыхает. Там красиво и легче дышится».

Мудрый он у меня, Миха-то!

А с дочерью все обошлось. Все зажило. И только когда она сильно волнуется и бледнеет или в мороз, под веками проступают две маленькие белые точки. Теперь она уже закончила мой же институт связи, правда, ставший к тому времени техническим университетом связи, и работает в телекоммуникационной компании. Как я частенько говорю на сказочный манер: «Было у отца три сына. Один умный, второй дурак, а третий… связист».

Жена тоже связист. Такое вот связное семейство.

И хоть нехорошо хвастаться, но покажу вам дочь. После такого рассказа, я думаю, это будет уместным. Тем более, что родилась она в Якутии. Вот та кроха, которая топала «в Магадан за колбасой» на Куранах-Сале в первой части моего рассказа, выросла вот в такого связиста :).

Я горжусь своими дочерьми. У меня их две. У старшей, Регины, две дочки — Анна и Арина. И я уже дважды дед. В бабьем царстве :).

Ну, ладно. Успокоились немного и поехали дальше. Надо порыбачить попробовать на р. Кадыкчан. Хариус там должен быть. Рыбалка и охота всегда приводят меня в спокойное состояние. Правда, когда трофей достойный, адреналин «из ушей» все-таки выливается иногда «ведрами» :)

Побросал блесну возле мостика на временном объезде через речку. Возиться с «мухами» не стал. Удочка разобрана и ее надо оснащать, вязать «мух». Это потеря времени. А спиннинг вот он, под рукой в машине на матрасе лежит.

То ли от того, что я еще не успокоился окончательно, но самые маленькие вертушки Meps первого и второго номера все время норовили цепляться за камни. И при быстрой подмотке на неглубоких местах, и при мелкой ступеньке на ямах. Хариус не брал.

Присел. Закурил и осмотрелся. На сопке, как символ трагедии из сегодняшнего кадыкчанского утра, стоял крест.

Надо ехать. Миха «прав». Дорога тоже все лечит. На трассу уже заходил дождь.

Эту воздушку в нижней части кадра обслуживал соседний участок, который находился именно в Кадыкчане. И всю связь в поселках дальше по трассе до границы с Якутией тоже обслуживал этот участок.

И опять гора Баранчак перед Колымо — Индигирским перевалом, о которой я писал по дороге в Магадан. Снег здесь всегда подкрадывается с гор и сопок. Лиственницы еще только сгорают сентябрем, а он уже навис. Напоминает.

Я вообще люблю осень. А короткую колымскую особенно. Посмотрите на эти меандры реки Нера.

Очень быстрая смена красок и увядание. Я вот из-за нее и поехал именно в это время. Красотища же невероятная!

Старая схема якутского участка бывшего местного ДРСУ №3.

Подошел к Артыку. Капитан Василий продолжал отдыхать в отпуске.

В Артыке стояли «ёжики» разнокалиберных спутниковых антенн.

Самая старая (на короткой мачте) это ТВ приемная антенна системы «Экран», которую я в предыдущей части упоминал. Система «Экран» (1976г.) стала фактически первой в мире массовой системой непосредственного спутникового вещания. Вот так. Это, к слову, о том, что наша связная наука умела делать в то время. Антенна типа «волновой канал» с 32-мя полотнами. У нас на Куранах-Сале тоже была такая, но антенна на четыре полотна — мощный сигнал был не нужен т.к. соединительный кабель был коротким и всего то 12 квартир. Хватало приемного усилителя на 1ВТ. А в Артыке сигнал раздавался на весь поселок и приемник — усилитель был на 10Вт. Такие упрощенные приемные установки получались из-за того, что мощность ретранслятора на спутнике была увеличена до 200 Вт. В 1989 г. ввели «Экран-М» на два канала. Кстати эта система работает до сих пор. Ее частоты никто не отобрал. «Земля—Космос» 6,2 ГГц и «Космос—Земля» 714 и 754 МГц дециметрового диапазона.

Дальше пошли Нерские прижимы. Я тут ролик сделал. И назвал его «Золотая Колыма на Нерских Прижимах». И разумеется географически это уже Якутия. Но всегда было принято называть понятием Колыма не только Магаданскую область. Так называют и часть Якутии до Хандыги. И Чукотку с частью Камчатки вдобавок. Повелось это, я думаю, еще с гулаговского Дальстроя. Вот посмотрите его территорию и расширение ее по годам.

Вот так и называют Колымой и эти места тоже еще с сорокового года. Колыма — понятие не совсем географическое. «Приезжайте к нам на Колыму» Вам могут сказать не только жители Магаданской области.

А вот и сам ролик. Из которого вы поймете за какой красотой я ездил. Там есть последнее узкое место на этих Прижимах, где я притормаживаю, чтобы убедиться в отсутствии встречных. Тень автора в кадре на последней секунде присутствует ;)


  

В этом месте я передохнул. Посмотрим окрест.

И опять зашел над трассой дождь. Но после него, когда вырвался из-под тучи по серпантину, в глаза ударила двойная радуга с мощным свечением первичной в сине-фиолетовом верхнем частотном спектре.

У вторичной радуги цвета спектра перевернуты. Она ведь образована светом, отражённым в каплях два раза. И небо между радугами, называемое «полосой Александра» всегда темнее. Полоса эта названа по имени древнегреческого философа Александра Афродисийского, впервые описавшего её.

Вроде обычная дисперсия, и все с точки зрения физики понятно, а красота невероятная. И фотография ничего не передает. Эту красоту надо видеть вживую!

Вот чем мне нравятся эти прижимы? Тем, что петляя по ним можно приехать прямо в радугу. Это «хвост» первичной.

Вот мы и подошли потихоньку к Усть-Нере. Тут уже и сопки повыше и горы появились снова. Но только чуть все-таки мрачноватые эти места. Но и одновременно завораживающие.

Нерские горы с останцами напоминают хребет ящера. И зима уж скоро. Грозится всерьез. За бортом к вечеру было всего +5 градусов.

И когда уже были видны дома поселка, я услышал циклический стук по кузову справа сзади. Что-то поймал большое. Вышел и осмотрел колесо. Все нормально. Наверное, палка и она уже вылетела. Ладно, поедем в гостиницу. Эх, мне бы прокрутить на полколеса всего …

Въехав в поселок, я сразу дозаправился на местной заправке. По негуманной цене в 40,5 целковых.

Места в гостинице в этот раз были. Я ведь засветло еще приехал. В гостинице шел ремонт, но один этаж был закончен. Снял одноместный номер за 2 000 руб. Тут ведь тоже без вариантов. Гостиница одна. Выбирать не из чего.

Занес вещи и поехал в уже знакомое кафе «Уют» ужинать. И уже на повороте к водозабору, рядом с магазином со смешным названием «У Хомы» опять услышал этот циклический стук. Остановился на площадке, где обычно дальнобои в поселке ждут разгрузки и погрузки.

Приплыли. В заднем правом торчала кованая скоба.

Когда первый раз осматривал машину, эта подлая спряталась продольно в нижней точке, и ее не было видно. Надо было чуть тронуться и осмотреть еще раз. Ну, задним то умом мы все крепки! Хорошо, что торчала она плотно, и колесо спускало очень медленно. Основное, так сказать, преимущество бескамерной резины. Ну, а «против лома — нет приема». Такое могло случиться в любой точке нашей Родины.

Вот она, подлая, во всей красе.

Достал запаску и поменял колесо. Подошел водитель с рядом стоящего КамАЗа из Магадана. Посочувствовал. Гнутую скобу я еле выдернул из снятого колеса. Ничего. Завтра сделаю в шиномонтаже. Запасок то у меня две.

Провозившись с колесом, я опоздал в кафе. Уже закрыто. Поехал в магазин. Поем в гостинице.

Попытался посмотреть телевизор в номере, но он не работал. Проходил только звук с шумами. Чего-то они там при ремонте повредили в кабельной разводке. Центральный проводник. Остатки сигнала по экрану кабеля пролезают. Посмотрел в коридоре. Там две распредкоробки. Можно было найти это повреждение. Дело-то знакомое. Но подумал, что чинить им что-то, заплатив еще и свои деньги, это верх глупости.

Хотел помыться, но вода была только холодная. Спустился к дежурной на первый этаж, Та выдала ключ от номера, где стоял нагреватель, работающий на несколько номеров. Горячая вода на короткой трубе была.

Вот ведь так всегда у нас. Деньги берут как за полноценную услугу, а мыться надо идти в другой номер и телевизор только для мебели. Родина — одним словом.

Хорошо хоть связь работала. Отправил твитты и пошел спать. Ночью мне снились горы и что зима уже наступила, а на улице октябрь и минус тридцать.

В психологии тоже есть термин «ассимиляция». Означает он процесс интеграции внешних объектов (людей, предметов, идей, ценностей) и бессознательных содержаний в сознание.

Похоже, доездился я тут по колымским просторам.

Глава 28. Усть-Нера — Кюбюме. 02.09.2012 г.

К утру с моим психологическим состоянием все наладилось. За окном дождя не было. Уже прогресс. Позавтракал, собрал вещи и пошел грузиться.

Вот чтобы мне так не жить! Левое переднее. Не везет мне с этой Нерой!

Но запасок две. Вот где моя предусмотрительность пригодилась. Чего и всем советую. Без двух запасок тут пока действительно делать нечего. Меняем.

А это гостиница в Усть-Нере с кучей всяких арендаторов, перед которой и происходит все это действо.

Надо искать шиномонтаж. Теперь два колеса надо делать. Выехал в поселок на поиски.

Не зря мне снился сон про мороз в октябре. За ночь граница снега на сопках опустилась значительно ниже. Крадется.

В Усть-Нере три шиномонтажа. Объехал, расспрашивая прохожих все три. Ни один не работал.

На этом, стоящем у трассы, была бумажка с надписью «Буду в 12:00». Вот только дата не стояла. На двух других были телефоны. Позвонил. Один из них сегодня точно не будет работать. А второй, возможно, откроют в четыре вечера. Н-да. Перспектива неутешительная. Ну, придется подождать того, что призрачно «обещает» открыть в двенадцать. Поехал на ту площадку, где вчера менял колесо.

Магазин со смешным названием «У Хомы» был на месте.

На площадке стоял все тот же КАМАЗ. Разговорились с водителем. Оказалось, что он ждет разгрузки. Сегодня же воскресенье. И вчера в субботу и сегодня груз принять некому. О перспективе открытия шиномонтажей он выразил сомнение в ее реальности. Пару часов решили коротать вместе, и он пригласил меня в свою машину попить чаю. Тут и познакомились ближе.

Знакомьтесь: Дмитрий Караваев из Магадана.

Очень интересный человек. И душевный. Немного философ. Немного фотограф. Кочевая жизнь дальнобойщика любого сделает философом. Очень понравились его снимки. Особенно макросъемка. Растения с росой, лед. И пейзажи неплохие, горы. Он же по северу мотается. А здесь мест уникальных за каждой сопкой пучок.

Вдумчиво снимает. Он и в сети присутствует. Ник — droloff. Вот тут можно посмотреть его фотографии http://fotki.yandex.ru/users/droloff/. И человек он очень эрудированный. Так, что время я с ним в компании провел с огромным удовольствием. И чай пили не один раз и пообедали.

Я периодически объезжал пару шиномонтажей, но без результата. Закрыты были наглухо. В один из объездов посмотрел на ехидную морду Михи. Я еще со вчерашнего дня его в эту позу бродяги-пофигиста посадил в подголовник. Ну, скучно же!

Вот чего он мог этой позой выражать? Думаю то же, что я сам в тот момент думал. «Фиг тебе, начальник, а не шиномонтаж. Зима на носу. Воскресенье. Грибы, ягоды, охота. Размечтался. Не откроют. Шевели мозгами».

А чего ими шевелить? Ремкомплект с 8 жгутами, клеем и инструментом у меня есть. Ни я, ни Дима, правда, сами никогда бескамерку жгутами не латали. У него, с его колесами, другая физкультура. Да, дело-то нехитрое. Ближе уже к шести вечера, взяли и сделали оба моих колеса.

В большую дырку от скобы мы сразу два жгута загнали. И вот до сих пор на этой резине и езжу. Зря только время потерял ожидаючи.

Хотя, нет. Вру. Совсем мне не жаль того времени, которое я провел с Дмитрием. Очень хорошо пообщались. Встретить хорошего человека в дальней дороге у нас не редкость, но вот так пообщаться душевно не с каждым удается. Дима, спасибо за компанию!

Сделав колеса, я уложил все вещи в машину. И вместе, в две камеры, поснимали на прощание окрестности. Правда у Димы камера была получше моей мыльницы. Он к качеству снимков серьезно относится. Потом еще чайку попили.

Обменялись координатами, тепло распрощались, и я выехал в сторону Кюбюме. Придется опять по темну ехать. Надо время нагонять. Жаль опять Ольчанский перевал пойду в сумерках. Красиво там. Ну, да чего уж. Вперед. Индигирку я пересек в восьмом часу вечера.

Постепенно темнело. Взбираясь на Ольчанский, обратил внимание, что за бортом уже ноль градусов.

Постоял и покурил на площадке в верхней точке перевала. Здесь уже было минус три с мокрым снегом. Лихо погода кувыркается. А я уже и подзабыл, какие она тут фортели умеет выделывать в начале сентября. И время почти половина девятого.

Мысль, мелькнувшая в том момент: «Может, оно и правильно, что иду через этот перевал по темному. Туда, вниз, лучше не смотреть. На дорогу надо смотреть». Ну, и помолясь, двинулся вниз. Тут «щелкать клювом» было некогда.

Не торопясь, спокойно, сошел с перевала. И еще раз пропою осанну верхним ходовым. Это, ребята вещь. Причем вещь абсолютно штатная. Вот в этих условиях штука вообще незаменимая, несмотря на «подсветку» дождя и снега вблизи. Не зря все экспедиционники оснащают хорошим мощным светом. А у Трейла он хоть и не такой большой мощности, но зато без «головняка» и прямо из магазина готовый к употреблению. Кто еще такое делает? И на таких трассах выручает ночью капитально. Спасибо ипонцам :).

Дальше стало легче. Просто темно и все. Глаза уже давно адаптировались. Свет хороший. Ну, и трасса, как я уже писал, законченная строительством с устранением всех недоделок всего как три года, вполне себе цивильная, если не считать, что без асфальта.

И спокойно дальше дошел до Кубы. Ну, т.е. до Кюбюме. И прошел я всего 265 км. Но зато каких! До конца жизни буду помнить эти два, включая и дорогу туда, ночных перехода через Ольчанский перевал.

На заправке все спали. И я не глуша двигатель, тоже быстренько завалился спать в машине. На часах было без двадцати два.

Глава 29.Полдня на Кубе. 03.09.2012 г.

Утром встал в семь. И неплохо надо сказать выспался на стоянке у кафе.

 

Первым делом посмотрел на бортовой комп.

Прохладно, однако. Но еще обратил внимание на интересный факт. Средний расход с начала поездки 8,9 л. на сотню. Все условно. По чекам не считал, но раньше была разница компа к чекам 0,3-0,4 л в минус. Бортовой занижает, как и у всех. Но мне интересны относительные показатели, а не абсолютные. Когда подходил к Нере, на компе было 9,0 л. Это ж, что получается? Шел по перевалам, да еще и расход уменьшился? Больше 11 тысяч прошел же. Влияние на средний расход при коротких пробегах незначительным должно быть. Чудеса!

Но хотя и холодновато, а умываться-бриться надо. А то совсем одичаешь на воле. Эх, тяжела и неказиста жизнь российского туриста. Притащил Миху и сделал фото для Твиттера. Отправлю из Хандыги. Может дочь внучкам покажет, а там написано: «А не мытым трубочистам…» и Миха такой… весь из себя назидательный.

Правда, в этот момент с диска CD в машине звучал дорожный шансон от Александра Хамова:
«…Буду, как король без свиты
По лесам бродить забытый.
Буду тертым, буду битым
Никого не забоюсь.
И в чащобе лесом скрытой,
Да зверьем битком набитой,
Я невкусный и небритый
Никому не приглянусь…»

Ну, это уже точно про меня. И места дикие и я с утра определенно — невкусный и небритый.

Было рано. Кафе еще закрыто.

К машине пришел симпатичный пес и улегся рядом. На Акелу он явно не тянул и скорее всего, имел в своей «родословной» предков охотничьего собачьего сословья. Вел он себя вполне дружелюбно, чем заслужил пару пересушенных галет, которые мне подсунули в Усть-Нере.

Поеду-ка я пока посмотрю брод через реку. Кинул новому знакомому еще одну галету, надел болотники и поехал. И уже выруливая на дорогу, ведущую к броду, услышал характерный скрип. Ну, очень похожий на накрывающийся опорник слева. Остановился. Открыл дверь и покрутил руль. Скрип, но без хруста. Сомнительно, что опорный. И как оказалось впоследствии, это скрипела резинка на рулевом валу. Силикон — наше все!

Перекат на первой протоке был простым. Тут я и сам спокойно пройду. А вот уже вторая протока в середине имела яму, глубиной почти до верха раструбов сапог. И это было еще не дно ямы и не основное русло на этот момент. А за второй шла еще третья, четвертая и т. д.

Туда я уже не пошел. Вывод был простым: хоть вода и прилично упала, но сам я не пройду. Машина не та. Там дальше, в основной протоке русла, я и на «на галстуке» с выключенным электроусилителем руля буду иметь бледный вид без активной рулежки. В русле «корыто» и большие камни. Без перевоза на площадке или в кузове сегодня мне не пройти.

Пошел вверх по берегу посмотреть, как река в основное русло на брод заходит. Впечатлило еще больше.

Течение в протоках обманчиво. Река упала, да, но все такая же мощная в основном течении. И красиво кругом. Вон, какую лесину, оторванную с подмытого берега, притащила река.

Проснется Андрей — узнаю насчет перевозки на тот берег.

Там за рекой когда-то жил поселок Кюбюме. Сейчас он брошен. В нем был линейно-технический цех №2 нашего ТУСМ№6. За ним, через 240 километров, если считать по кабелю, был мой цех — ЛТЦ№3, который и находился в Куранах — Сале. Соседи.

В поселке Кюбюме кроме связистов находились еще дорожники. И заправка раньше была там, в поселке за рекой. В конце августа восьмидесятого сюда приехала моя будущая жена сразу после окончания Киевского политехникума связи. И работала здесь больше года сменным электромехаником ОУП.

Второй цех был построен по тому же типовому проекту, что и цех на Куранах-Сале. Один проект на кабельную магистраль КМ-180 «Якутск (Н.Бестях) — Магадан (Стекольный)». В поселке стояли все те же здания цеха, как и описанные мною в первой части рассказа о Сале.

И вот тоже память. И опять связанная с моей дочерью Ириной.

Когда мы переезжали в октябре 84 года из Теплого Ключа на Куранах-Салу, то шли в две машины. В УАЗике, который вел Виктор, водитель начальника нашего ТУСМ, еще я с женой и дочерью. Иришке тогда только полгодика было. И ЗИЛ-131 с кунгом, где ехал наш скарб и мебель. Шли через Прижимы. Не разгонишься. Да и выехали поздно и к вечеру, наступающему в это время года здесь рано, доехали только до Кюбюме. Боря Кривошеев, начальник местного цеха, у которого раньше работала моя жена, был человеком радушным и настоял, чтобы мы остановились не в гостинице цеха, а у него в квартире. Квартира была трехкомнатной, как и у нас потом на Куранах-Сале. Типовые же проекты. Места всем хватало.

Так вот. Утром, когда мы сели пить чай перед выездом, дочь сидела на руках у жены. Налили в чашки чай, практически кипяток с пылу с жару, и дочь, балуясь, быстрым движением схватила ручонкой чашку, потянула и опрокинула на себя. Сидела она в одних колготках.

Сначала мы охладили залитые ноги дочери в колготках. Потом мы их быстро сняли и увидели практически ожог первой степени обеих ног. У Бориса была язва. И у него в холодильнике стояла полная бутылка облепихового масла. При ожогах масло вообще-то нельзя применять. Но ничего из лекарств содержащего, например, пентенол под рукой не было. Хотя и его при первичной обработке тоже применять нежелательно. По инструкции. А по жизни оно не всегда так. Облепиховое же масло имеет в своем составе массу других элементов, полезных в таких случаях. И мы просто облили обе ножки дочери этим маслом. Масло из холодильника дополнительно охладило ожог. Но уже пошли пузыри.

В поселке был медпункт. Пришла медсестра. Эта опытная медсестра сказала, что ничего от ожогов у нее нет и ребенка надо везти в больницу в Томтор. Туда ближе — 150 километров. До больницы в Хандыге вообще 320. И еще сказала, что облепиху теперь нужно аккуратно удалить и чтобы мы смогли довезти дочь, надо смазать толстым слоем мази Вишневского и сверху положить медицинские салфетки. Мазь была и ее было много. Большая медицинская банка. В войну говорит эта мазь, танкистам, горевшим в танках, много жизней спасла.

Мой отец в Отечественную войну был танкистом. Горел под Прохоровкой, остался жив и дошел до Берлина. И даже после невероятного танкового марш-броска от Берлина до Праги, освобождал в ночь на 9 мая 1945 года столицу Чехословакии. Они прошли через Рудные горы, переворачивая часть траков гусениц наружу, чтобы было чем зацепиться на склонах.

Так, что её аргумент о танкистах мне показался более чем убедительным. С мазью так и сделали. Да и… все равно больше ничего не было.

Потом рванули в Томтор. Виктор летел по трассе как московский таксист с опаздывающим к рейсу пассажиром. Никогда так со старыми таксистами не ездили? Вот только там асфальт, а тут уже минус тридцать и замерзшая трасса по горам. Один только серпантинчик у водомутки, гидропоста на Агаякане, чего стоит на скорости. Ну, в общем, долетели мы лихо и благополучно. Спасибо Виктору.

Хирург в Томторской больнице, после рассказа о том, что делали и как обрабатывали ожог, к моему удивлению сказал, что мы все правильно сделали. И с облепихой и с мазью. И еще сказал, что все, что написано в инструкциях часто расходится с его опытом. И как я впоследствии убедился, он был очень профессиональным врачом. Много чего разного у нас на Сале было по его части, и он всегда оказывал очень квалифицированную помощь.

И опять же у дочери все зажило. Хорошо, что уже в то время был швейцарский солкосерил. И следов не осталось. Вот такая у нас беспокойная была дочь в то время. Не соскучишься.

И вот такая память опять же осталась в нашей семье и об этом брошенном поселке. За этой самой рекой Кюбюме. И это тоже теперь призрак на бескрайних просторах Якутии.

А на той фотографии восемьдесят четвертого года в первой части моего отчета у стелы Полюса холода в Томторе, я стою как раз рядом с Виктором, нашим водителем. Он второй слева.

А пока я стоял и любовался осенним убранством реки. Какие тут краски! На материке мало где встретишь такое.

А это вид на АЗС от реки.

Горы и сопки вокруг смотрелись величественно, в теперь уже совершенно реальном дыхании предзимья.

И еще я поймал себя на слове «материк». Здесь всегда оно было в ходу, хотя никакими островами тут никогда и не пахло. Просто основным транспортом по выезду из этих районов всегда была авиация. «Железку» пока сюда не построили. И это создавало иллюзию островной оторванности этих территорий. Так и повелось — «лечу на материк» или «прилетел с материка». И до сих пор во многих районах Крайнего Севера этим понятием устойчиво пользуются.

Вернулся на АЗС. К этому времени Андрей проснулся и занимался ДЭСкой. Это та самая ДЭС, которая не завелась в мороз, когда Андрюха Хохол и Дюйм Геннадьевич пытались тут заправится при перегоне Гранты и Дастера из Магадана во Владик этой зимой. Андрюхе пришлось выпрашивать ключ от ручного насоса к бензоколонке и цедить по каплям топливо в канистру.

А Виталий занял пару канистр бензина под залог своего паспорта у строителей на Прижимах.

Мне только удивительно было слышать про этот залог.

М-да. Не те уже Севера.

В это время с той стороны реки как-раз приехал УАЗ с двумя мужиками и женщиной на борту. Кажется, энергетики. Мужики были «веселые». Мы и сами когда-то не всегда «грустными» тут мотались.

Посмотрел на кузов машины. Видимый уровень мокрого доходил до капота. Хотя, это не критерий. Могли на скорости волну перед собой гнать. Спросил их: «Как река на броде?». Ответили «Нормально. Один раз только заглохли, но сами и вылезли». Я бы тоже сказал «нормально», если бы тут каждый день ездил на машине с полноценными блокировками и таким клиренсом. Плавали, знаем. Для них этот уровень воды — обыденное неудобство.

Андрей же сказал, что сегодня даже у мостовиков с Хабаровска, которые начали разбирать старый Кюбюминский мост, ничего попутного на тот берег не будет. Если только кто-то из строителей с прижимов поедет на ту сторону или что-то повезут в Томтор и будет место в кузове.

Жаль. Сегодня мне на Куранах-Салу не суждено попасть. Ловить здесь удачу с перевозкой наугад неразумно. У меня планы обширные, а времени в обрез. Если бы сегодня перевезли, я за день туда и обратно смотался. Всего-то в оба конца 460 км. Но и обратный перевоз моей машины не предсказуем. Могу тут надолго зависнуть.

Ладно. Отложу мечту на пару лет. Если Бог даст, построю настоящий экспедиционник на базе «Патруля» с ТD-42 и пройду тогда к своему цеху. Только бы мосты на Куйдусуне и Индигирке за это время не упали. Должна же остаться хоть какая-то мечта на будущее!

Еще спросил Андрея про того мальчика, которого унесла река, когда я ехал в Магадан. Нашли. Тело. Ну, вы ж эту реку уже немного видели на моих фото? Представьте ее раза в три вспухшую. Мальчонку было жалко до слез.

Вот как начинаю волноваться… Пошел чего-нибудь съесть в кафе «Куба». Дурацкий, какой-то у меня организм.

Москвичи или кто-то, кто был проездом и катался на метро, тоже оставили тут свой автограф на билете метрополитена буквально перед моим приездом.

И «импортные» тоже тут на баксах отметились. Экономные, блин. Целый «One Dollar» не пожалели :).

Умилила вот эта агитка с выборов. Прямо вот так… весь Чокурдах и за одного. Одно странно. Чего тут плакат с Чокурдаха делает? Этот поселок в устье Индигирки при впадении в Восточно-Сибирское море находится. Далековато от этих мест. Видать, агитплакатов на Оймяконье не хватило.

В этом году это кафе сгорело вместе с этим плакатом.

А мост через Кюбюме строят. Вот фото этого года от Gig из Якутска.

Строители обещают осенью 2014 г. сдать. Только что-то он мне низковатым кажется. Куба речка с крутым норовом. Впрочем, возможно я ошибаюсь и проектировщики всё учли. Ну, Бог им в помощь!

Дозаправил машину. И выехал в направлении Хандыги. Предстояло еще раз пройти самый красивый, на мой взгляд, участок маршрута. Хотя, как вы уже заметили, я необъективен во всем, что касается этих мест. И с этим уже ничего не поделать.

Но об этом и о следующих участках моего вояжа я расскажу уже в следующих частях. Продолжение следует.


Дром

Комментарии

   
Урюпинск
Сообщений: 566
Осень в горах!
zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzz
24
 
Ответить
     
Павлодар
Сообщений: 118
Первые два рассказа были интересными а остальные как" доклад для врага" слишком уж подробно описываешь свою бывшую работу, одни столбы и провода.
12
112
Ответить
 
Усть-Илимск-Москва(Мытищи)
Сообщений: 131
Очень красиво, когда-нибудь тоже так проеду
27
 
Ответить
    
Сообщений: 51
Душевно. Рек много, а как там с рыбой?
16
 
Ответить
     
Красноярск
Сообщений: 110
хорош)))
5
 
Ответить
   
Хоккейная столица России
Сообщений: 17113
- Чо Куда Нах?
- На выборы, за Путина...
Мой отзыв: Лада 2109 1988
28
1
Ответить
    
Сообщений: 34
Молодец, напоминаешь людям как еще живут забытые Богом люди и поселки.
Страшная это штука — брошенные города и поселки.
Позор нашим государям хозяивам РАШИ.
56
3
Ответить
     
Магадан
Сообщений: 3951
А кфушке на Кюбюме Чокурдах однако.......... сгорела.
4
 
Ответить
  
Горловка
Сообщений: 376
Всё очень понравилось))) Супер!
16
1
Ответить
     
Екатеринбург
Сообщений: 67
Интересно, очень интересно написано, спасибо автору и за воспоминания и за реалии сегодняшнего бытия. Очень грустные фото мёртвого посёлка и в то же время радостные фото природы Якутии. Ждём продолжения. Ещё раз СПАСИБО!!!
Но если ты, как Путин, — весы, То всё будет нормально, не ссы!
31
1
Ответить
 
Тайшет
Сообщений: 239
Как всегда написано на 5+++++.На фото мертвого поселка просто дико смотреть,зато природа класс!!!Ждем продолжения. Наконец то Миха занял свое законное место.СПАСИБО!!!
мы все стремимся к лучшему-но каждый по своему!
14
 
Ответить
     
Москва
Сообщений: 74
Прочёл на одном дыхании...Спасибо
14
1
Ответить
     
Курган
Сообщений: 90
природа на фото супер
6
 
Ответить
  
Красноярск
Сообщений: 300
Здорово)))))))))))))))))))
Не попробовав , не узнаешь.
4
1
Ответить
     
Хабаровск
Сообщений: 3280
В очередной раз говорю - отличный рассказ!!! Читается на одном дыхании!
Описание и фотки посёлка Кадыкчан напоминает американский блокбастер "Я - легенда!". Только там вымысел, а здесь суровая реальность. Печально видеть умершие и умирающие посёлки. Скоро останутся те, где ещё хоть какие-то недра добывают, да и то будут жить вахтовым методом. Эх....
Читая про вашей дочкины случаи (с собакой и ожогом), вспомнил свой: середина семидесятых, пос. Охотск (север Хабаровского края). Середина зимы, мне 6 лет, играл с пацанами в хоккей в выходной день (воскресенье). Тогда естественно коньков небыло, играл в валенках, а имено на воротах стоял (тогда любая замерзшая большая лужа была хоккейной площадкой и все чтили себя Харламовыми).
Так вот не знаю как, но на льду оказался кусок стекла от бутылки разбитой, кто-то из пацанов клюшкой пнул и мне разрезал стеклом ногу. Так батя меня на руках пол километра нёс до больницы зашивать, потом уже все знакомые подключились, и авто нашли и врачей (в воскресенье ) подняли. Вобщем весь посёлок знал, что там на льду приключилось и никто не отвернулся. Сейчас только память в виде шрама осталась и воспоминаний с отцом, когда видемся.
Я к тому вспомнил, что человеческие отношения тогда были в цать... порядок выше, дружнее достойнее, в независимости от национальности, статуса, должности, уровня зарплаты и т.д.
35
2
Ответить
    
Северск
Сообщений: 58
Поразил снег на сопках. И как красиво сказано: КРАДЕТСЯ!!!!
9
 
Ответить
    
Северск
Сообщений: 58
Поразил снег на сопках!!! и как красиво сказано: КРАДЕТСЯ!!!
Большой респект автору! Ждем продолжения...
6
 
Ответить
     
ВОРОНЕЖ
Сообщений: 3574
что за навигатор на фотке и какие карты?
 
 
Ответить
     
Чита
Сообщений: 82927
нормально
GET BIG OR DIE.
1
1
Ответить
 
Магадан
Сообщений: 4958
Хома из Усть-Неры и в Магадане магазин держит-на телевышке "Донбасс",я когда гнал форда из Москвы в апреле этого года,он просто остановился узнать кто такие(а я познакомился с Колей,тоже магаданцем,и тоже перегонявшим машину из Москвы,только Лексуса),я кратко представился-Хохол,и тут началось..Короче много в ту ночь было сказано,выпито и съедено-дядька Хома гостеприимный хозяин!.. :)
Коля,слов нет-молодец.
-Хорошо жить!
-А хорошо жить- ещё лучше!..
5
 
Ответить
    
автор
Москва
Сообщений: 1353
patrick01:
что за навигатор на фотке и какие карты?
Это не навигатор в прямом смысле этого слова. Это мини-планшет 5,25". А на фото работал ОзиЭкслорер для Андроида. Карты - Генштаб. В данном случае стояла 2-х километровка.
Кроме этой программы у меня в планшете стояли Навител и Ситигид. Я обо всем этом в первой части написал в главах о подготовке.
2
 
Ответить
     
Магадан
Сообщений: 3951
Дядя Scat:
В очередной раз говорю - отличный рассказ!!! Читается на одном дыхании!Описание и фотки посёлка Кадыкчан напоминает американский блокбастер "Я - легенда!". Только там вымысел, а здесь суровая реальность. Печально видеть умершие и умирающие посёлки. Скоро останутся те, где ещё хоть какие-то недра добывают, да и то будут жить вахтовым методом. Эх....Читая про вашей дочкины случаи (с собакой и ожогом), вспомнил свой: середина семидесятых, пос. Охотск (север Хабаровского края). Середина зимы, мне 6 лет, играл с пацанами в хоккей в выходной день (воскресенье). Тогда естественно коньков небыло, играл в валенках, а имено на воротах стоял (тогда любая замерзшая большая лужа была хоккейной площадкой и все чтили себя Харламовыми).Так вот не знаю как, но на льду оказался кусок стекла от бутылки разбитой, кто-то из пацанов клюшкой пнул и мне разрезал стеклом ногу. Так батя меня на руках пол километра нёс до больницы зашивать, потом уже все знакомые подключились, и авто нашли и врачей (в воскресенье ) подняли. Вобщем весь посёлок знал, что там на льду приключилось и никто не отвернулся. Сейчас только память в виде шрама осталась и воспоминаний с отцом, когда видемся. Я к тому вспомнил, что человеческие отношения тогда были в цать... порядок выше, дружнее достойнее, в независимости от национальности, статуса, должности, уровня зарплаты и т.д.
Не знаю, как плюсануть, больше 1, почти анологичная история, только меня кусанула собачка (немец), и то же в выходной, воскресение 69 год, .......и что странно, зашили и спасли, или наоборот спасли и зашили.
3
 
Ответить
    
автор
Москва
Сообщений: 1353
xoxol_mgdn:
дядька Хома гостеприимный хозяин!.. :) Коля,слов нет-молодец.
Спасибо,Андрей!

Я и не думал, что Хома это реальный человек :) В тот магазин я и не заходил. У нас с Дмитрием всё было. В других затарились ;)
4
 
Ответить
 
Магадан
Сообщений: 4958
Реальный-большой,весёлый,с Донэтсчшины мужик..Дочь красавица,зачёт,дядя Коля! :)
-Хорошо жить!
-А хорошо жить- ещё лучше!..
5
 
Ответить
   
Иркутск
Сообщений: 672
С удовольствием читаю все части. Жаль про заброшенные поселки. Надеюсь, что когда нибудь наша страна возродит всё, что было сделано для будущих потомков. Жду продолжения.
Skoda Oktavia 1.8 турбо, 6-ступая механика.
5
 
Ответить
  
Ангарск
Сообщений: 14483
Интересно было бы на всю семью в сборе посмотреть :)
фото дочери в профиль - низачОт :Р
Рено Дастер 2л АКП
3
 
Ответить
     
Стерлитамак
Сообщений: 79
Увлекательно и познавательно, читаю и жду продолжения !
Я бы не сдержался имея сапоги, оставил бы машину на берегу или у кафе Куба и пешком сходил в посёлок связистов.
На яндекс картах вся трасса с высоким разрешением, интересно смотреть Ваши фото и искать место съёмки )) Жаль только как в гугле нет 3D на этих спутниковых снимках.
1
1
Ответить
    
Сообщений: 38701
Хороший отчет,как и все предыдущие...
3
1
Ответить
   
Сообщений: 22314
Чтото про дочерей напутал топег:)
сначала написано что родилась Иришка а потом уже что старшая Регина :)
2
 
Ответить
    
автор
Москва
Сообщений: 1353
Stanly:
Чтото про дочерей напутал топег:)
сначала написано что родилась Иришка а потом уже что старшая Регина :)
Да вроде склерозом пока не страдаю ;)

Регина дочь от первого брака. И она старшая. А Иришка во втором браке на Севере родилась.
Только они у меня обе две любимые. И других различий, кроме возраста, нету :)))
4
 
Ответить
   
Щёлково, Моск.обл.
Сообщений: 25
Огромное спасибо! Каждая часть - просто праздник!
Восхищаюсь северной красотой...
1
 
Ответить
  
Москва
Сообщений: 10
Добрый день, Николай!
Только слова благодарности и уважения за рассказ. Сердце ноет каждый раз при чтении. Из прошлого встают образы. В совхозе Энергетик я постоянно проходил практику, директора Комольцева Григория Поликарповича знал, он к сожалению умер в начале июня этого года. Рад, что совхоз живет. Молоко там было, не пил лучше. Мы покупали ежедневно трехлитровый бидон, оно на розлив продавалось.
Зайцев, хирург, золотые руки. Кроме художественных швов еще и поет. Недавно видеоролик видел (к сожалению ссылку так и не нашел сейчас), он поет песню про Колыму, женщины плачут навзрыд, мужики смахиваю скупую слезу.
Кадыкчан, вобще за гранью:(((
9
 
Ответить
   
14
Сообщений: 623
Отличные фотоотчеты. Автор - молодец.
3
 
Ответить
    
Сообщений: 51
Про рыбу то чего?
 
 
Ответить
    
Сообщений: 1662
NikVik:
В этом году это кафе сгорело вместе с этим плакатом.
это ты про кафе "куба"?!? как сгорело? а как же теперь без пирожков и борща...
Why so serious?
 
 
Ответить
     
Углегорск
Сообщений: 3431
прикольно
 
 
Ответить
     
Екатеринбург
Сообщений: 67
Дочка - очень красивая, повезло ей с папой, который такие такие шикарные отчёты пишет. Ещё раз спасибо! Особо интересны аналогии нынешнего и прошлого, переплетение того что видят глаза теперь и то что выдаёт память об этих же местах. Советую Вам книгу написать, пусть не огромным тиражом, после Ваших рассказов я думаю у вас появилось не мало поклонников и многим будет интересно почитать о Вашей , а вместе с тем всеобщей, истории жизни там, "не на материке". Я точно куплю! Ещё раз спасибо!
Но если ты, как Путин, — весы, То всё будет нормально, не ссы!
4
 
Ответить
    
Магадан
Сообщений: 1034
Спасибо, Николай! Читаю и как будто снова сам ...
Мост действительно низковат. Старый выше был раза в два.
Мои спортсмены пробежали в июне по "Старой дороге", но: "Мы не увидели там бездорожья". Конечно, на 44" ых-то тапочках.
2
 
Ответить
    
автор
Москва
Сообщений: 1353
Дюйм1:
Мои спортсмены пробежали в июне по "Старой дороге", но: "Мы не увидели там бездорожья". Конечно, на 44" ых-то тапочках.
Виталий, привет! Спасибо за отзыв. Твое мнение мне было важно.

Я за вашей поездкой в Якутск и обратной дорогой, когда ты парней на "старую" послал, внимательно следил на Вашем же сайте. А 44-е, они же "в самый раз по ноге" по тем местам! ;)
Удачи, тебе!
 
 
Ответить
  
Томск
Сообщений: 436
Отличные фото! Счастливчик!!!
 
 
Ответить
    
автор
Москва
Сообщений: 1353
bearkind:
Про рыбу то чего?
С рыбой там все в порядке :) Один день на рыбалке будет в шестой части. Она уже в редакции.
 
 
Ответить
   
Томск
Сообщений: 918
Где продолжение ???? Ждём ))))
 
 
Ответить
 
Нск
Сообщений: 210
Столько заброшенных домов, вот где пацанве раздолье было б, но откуда им там взяться.
То же давилось побывать на месте Вашей дочки, правда пса кирдык и узнал об этом уже лет в 20.
1
 
Ответить
     
Екатеринбург
Сообщений: 67
Николай будет книга или нет?
Но если ты, как Путин, — весы, То всё будет нормально, не ссы!
2
 
Ответить
     
Ульяновск
Сообщений: 2318
Как всегда - отличный отчёт.Интересно читать.Молодец!
Рад, что Вы умные! Огорчён, что не гении.
 
 
Ответить
    
автор
Москва
Сообщений: 1353
Позывной Турист:
Николай будет книга или нет?
Парни! Ну какая книга? Честно - и в мыслях не было :) Мне бы дописать сейчас весь опус до конца, чтобы Вам интересно и познавательно было читать. Других задач не было.
2
 
Ответить
  
Сообщений: 258
Две дочери,две внучки-Вы,извиняюсь,"брак одел",без обид.
2
2
Ответить
    
Санкт-Петербург
Сообщений: 1579
Николай, спасибо.

Все время, пока читал, в голове крутилось : "Олег Куваев, роман "Территория".

Я Ваш ровесник и книга эта, как и другие произведения Куваева, была моей... почти что Библией в 70-х годах. Уверен, что Вы ее читали. Если нет - прочитайте. Как раз про эти места, 60-70-е годы.
От фоток - щемящее чувство. Брошенное жилье всегда смотрится грустно, особенно среди таких пейзажей.
Ностальгическое получилось путешествие.
Subaru Outback 3.0R 2005 - VW Touran 2010 - VolvoXC70 2014
3
 
Ответить
    
автор
Москва
Сообщений: 1353
JokerSL:
Николай, спасибо.
Все время, пока читал, в голове крутилось : "Олег Куваев, роман "Территория".
Я Ваш ровесник и книга эта, как и другие произведения Куваева, была моей... почти что Библией в 70-х годах. Уверен, что Вы ее читали.
Спасибо за отзыв.
Конечно читал. Мы же с Вами из "толстых" журналов выросли. Разве Куваева можно было пропустить. И на Колыме он человек культовый!
1
 
Ответить
    
автор
Москва
Сообщений: 1353
barry:
Две дочери,две внучки-Вы,извиняюсь,"брак одел",без обид.
Не. Вообще-то это называется "ювелир". Не у всякого получится ;)))
8
 
Ответить
  
Магадан
Сообщений: 275
Спасибо за Ваш труд в написании отчета! Очень хорошо написано и интересно. Один из лучших отчетов о поездках, если не сказать, что лучший. Ваша вера в будущее Колымы вдохновляет. Сам в детстве с отцом изъездил и Тенькинскую трассу и Центральную. В Аркагале на карьере уголь брали. Раньше трасса жила. Машины и днем и ночью шли...
Надеюсь, что Вы построите себе "патруля" и еще раз посетите Колыму и все таки доберетесь до Куранах-Салу. А нас порадуете еще одним рассказом. Только семью возьмите.
Фотки классные!
4
 
Ответить
    
Санкт-Петербург
Сообщений: 1579
NikVik:
Спасибо за отзыв.Конечно читал. Мы же с Вами из "толстых" журналов выросли. Разве Куваева можно было пропустить. И на Колыме он человек культовый!
Спасибо огромное за фото - рад, что этого человека помнят.
Subaru Outback 3.0R 2005 - VW Touran 2010 - VolvoXC70 2014
2
 
Ответить
 
Сообщений: 135
Отчет класс!
Почему супруга не поехала ?
 
 
Ответить
    
автор
Москва
Сообщений: 1353
74_86 rus:
Отчет класс!
Почему супруга не поехала ?
Спасибо.
Жена очень впечатлительный человек. И она знает, что там и как. Смотреть на все это ей неприятно. А путешествовать она теперь любит только на родную Украину, под Ковель к сестрам и братьям с их многочисленными детьми и ее племянниками.
"Я, - говорит, - на Северах за восемь лет напутешествовалась." Она же на два года больше меня там отработала. Такой человек.
2
 
Ответить
     
Магадан
Сообщений: 3951
Соединил все части в одну в ворде, читать одно удовольствие, жду остальные.
2
 
Ответить
  
Сообщений: 418
5+!!!
 
 
Ответить
    
москва-хабаровск
Сообщений: 1446
Прочитал с БОЛЬШИМ удовольствием под пивко!!!!!!!!!Молодца!!!!!!
1
 
Ответить
     
Магадан
Сообщений: 3951
Эх Николай....
"До свидания, Мяунджа! Жаль, что мало было у меня времени здесь побыть. Очень надеюсь, если Бог даст, что свидимся еще!"
Николай......больше ты не приедеш....это было прощание с молодостью....увы но это так, сам через это прошел.
2
1
Ответить
    
автор
Москва
Сообщений: 1353
Magadanec:
Эх Николай....
Николай......больше ты не приедеш....это было прощание с молодостью....
Юра! Не рано хоронишь? ;)

Не дождетесь!!! :)))
 
 
Ответить
     
Магадан
Сообщений: 3951
NikVik:
Юра! Не рано хоронишь? ;) Не дождетесь!!! :)))
Николай, а я и не хороню.......
Сейчас на внука смотрю......красавец......руки поцарапаны, фингал под глазом..... живет полной жизнью. Правда, кот, живет на кухне верхней жизнью, спускается на пол, только поесть и попить, с собакой дружен....да ей не залесть на шкаф.....
 
 
Ответить
     
Магадан
Сообщений: 3951
barry:
Две дочери,две внучки-Вы,извиняюсь,"брак одел",без обид.
А вот это шанс....... с дочерьми уже поздно, но внучкам показать нужно.
Лично я дедов своих очень помню, как сено косить и как на конях ездить............:=((((( Как бабушки и прабабушка, чуть не убили этих...дедов....за то что они меня посадили на коня и отпустили...., а мне 3 или 4 года было, до сих пор помню....
1
 
Ответить
 
Барнаул
Сообщений: 4561
Ну что,ждём продолжения.
Mazda MPV 2001г 2.0 FS
Mazda MPV 2007г 2.3 LY3P 23C
HYUNDAI SANTA FE 2.4 АТ 2012г
 
 
Ответить
   
Саянск
Сообщений: 637
barry:
Две дочери,две внучки-Вы,извиняюсь,"брак одел",без обид.
С дочермью да, возможно, а с внучками - при чем тут он))), тут уж зятья скорее)))

Автору - как обычно все очень интересно, продолжайте. Про заброшенный поселок - тоска.
Subaru Legacy BP5 EJ203 2005
 
 
Ответить
  
Иркутск
Сообщений: 375
Едем читая вместе. Ждем продолжения
 
 
Ответить
     
Магадан
Сообщений: 3951
Николай, спасибо за труды, это действительно веховое повествование. Молодежи (в основном) трудно читать где "много букф", а обнаженки вообще нет, за исключением штурмана когда он носом назад повернулся...:=)) На фоне современности, в рассказе отмотать 30 лет назад..... это вообще другая эпоха. Я помню рассказы, если так можно сказать, моих дедов о войне. что удивительно, они очень сильно различаются с оффициальными версиями, что в 60-70 х, что сейчас в двухтысячных.
Это я к чему, ты рассказываеш о том, что видел сам.....что и ценно.
Как там раньше говорили "Не лепо ли ны бяшет, братие, начяти старыми словесы трудных повестий"
очень раньше.....
2
 
Ответить
   
Магадан - Евпатория
Сообщений: 26554
Николай, ты молодец! Кстати на Нерских прижимах в этом году у меня два колеса. :)) Одно туда, одно обратно. И покушать нам в кафешках не удалось, закрыто все было. Как-то Нера к нам неравнодушна. :))
Ниссан-Сафари-60 ТД-42 МКП был... А теперь Форд-Мондео 2,5 турбо.
 
 
Ответить
    
автор
Москва
Сообщений: 1353
Да, уж! Не везет нам с тобой в Нере ;) Хорошо бы её "на проход" планировать, но вот только она всё-равно что-нибудь на дорогу "подкинет" :)
 
 
Ответить
    
03 регион
Сообщений: 49548
каждый день жду новую часть...
--------------------------------------------
Мой отзыв: Toyota Mark II 1995
1
 
Ответить
    
автор
Москва
Сообщений: 1353
fox888:
каждый день жду новую часть...
Извините, но как вы понимаете, там всё идет в порядке очереди. Но 6-я и 7-я части отправлены на публикацию.
 
 
Ответить
   
Voronezh
Сообщений: 22487
NikVik:
Извините, но как вы понимаете, там всё идет в порядке очереди. Но 6-я и 7-я части отправлены на публикацию.
безобразие. Требую пропустить вне очереди! ;)
Subaru Forester '03 SG5 Turbo VTD правый руль
Toyota RAV4 '02 3dr правый руль
Мой отзыв: Fiat Punto 2011
2
 
Ответить
   
Магадан - Евпатория
Сообщений: 26554
Николай, по расходу горючки. Ты не обращал внимания, что за Ольчаном и движок по другому работатет, и тянет лучше? Может дело в воздухе? У нас на Колыме нехватка кислорода в воздухе процентов 20. Это предположение, но то что мотор работает лучше-факт.
Ниссан-Сафари-60 ТД-42 МКП был... А теперь Форд-Мондео 2,5 турбо.
 
 
Ответить
    
автор
Москва
Сообщений: 1353
Paha 64:
Николай, по расходу горючки. Ты не обращал внимания, что за Ольчаном и движок по другому работатет, и тянет лучше? Может дело в воздухе? У нас на Колыме нехватка кислорода в воздухе процентов 20. Это предположение, но то что мотор работает лучше-факт.
Кислород здесь только высотой определяется. Там ведь качели такие: спускаемся от Колымо-Индигирского перевала (1154м.) до 600м. перед Нерой и потом идем все время в подъём до Ольчанского (1183м). С Ольчанского падаем до Б. Селерикана на 580м. потом опять растем до Брюгадинского перевала (1182м.). С него до памятного Креста падаем на 860 и потом растем до пер. Дэлкан(1211м.) и дальше до Кубы слегка снижаемся на 1030м. Тут вопрос только экономии на спусках. Я там в нашей ветке выкладывал ссылку на отчет "веломаньяка" прошлогоднего ( http://kramar.ru/otchets/ostap...). Так у него там за каждый день есть таблица с координатами и набираемыми высотами. Он это все мышцами просчитал :)
 
 
Ответить
     
усть-нера
Сообщений: 97
Paha 64:
Николай, ты молодец! Кстати на Нерских прижимах в этом году у меня два колеса. :)) Одно туда, одно обратно. И покушать нам в кафешках не удалось, закрыто все было. Как-то Нера к нам неравнодушна. :))
Мужики вы не в те кафешки ломились, а резина ваша не для нашей грунтовки, она рвется и превращается в лохмотье ( короче пройденный этап), другой протектор и все ОК. Автору респект.
 
1
Ответить
    
автор
Москва
Сообщений: 1353
CAMAZIST:
а резина ваша не для нашей грунтовки, она рвется и превращается в лохмотье ( короче пройденный этап), другой протектор и все ОК. Автору респект.
Спасибо.
Только с резиной Вы не правы. Одно дело когда Вы ездите по этим дорогам каждый день. Это один подход и один выбор. Я, например по этим дорогам на чём только не ездил и их нрав знаю еще в те годы, когда их состояние было даже не чета теперешнему.
Теперь представьте, что Вам надо пройти 21000 км. с гаком через всю страну из которых у Вас только около 5 000 грунтовок включая Лену и Колыму. Это совершенно другой подход. Тут ищешь компромисс. А другой резины, кроме приличной АТ в этом варианте почти нет. Есть еще, конечно, варианты по резине, но они по поставкам эксклюзив и намного дороже.

На 15 000 асфальта с MUDовой резиной не только намучаетесь, но по расходу бензина выйдет существенно дороже. А бюджет и так не маленький. Да и от скальника муды не спасают. если "без головы" ехать.
Тут только оптимальным выборомсамой резины, давления и скорости можно избежать пробоев и порезов.
У меня от скальника за всю дорогу только один пробой под Дебином. Не надо гонять 80-90 - вывод простой. И два пробоя у Вас в Нере железяками на дороге. Но дорога и Нера-то тут не причём. У нас везде всякой дряни на дорогах сами знаете сколько валяется. Только на асфальте можно хоть что-то заранее увидеть и объехать, а на грейдерах это намного сложнее.
2
 
Ответить
   
Магадан - Евпатория
Сообщений: 26554
у меня на Нерских прижимах тоже гвозди. Причем возле артельных выездов.
Ниссан-Сафари-60 ТД-42 МКП был... А теперь Форд-Мондео 2,5 турбо.
 
 
Ответить
     
Стерлитамак
Сообщений: 79
Ждём 6 серию, что то долго модерируют, народ беспокоится
 
 
Ответить
    
автор
Москва
Сообщений: 1353
Алексей Тр:
Ждём 6 серию, что то долго модерируют, народ беспокоится
Очень много отчетов идет в это время. Начало осени. Все вернулись из поездок и пишут :) Шестая у редакторов лежит с 20 августа. Седьмая с 30.09.

На Дроме демократия и это правильно!
2
 
Ответить
  
Сусуман
Сообщений: 8
Спасибо! СПАСИБО!!!
1
 
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 28104
Одолел и эту часть, думал крайняя, ан нет...
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
 
 
Ответить
 
Магадан, Новороссийск
Сообщений: 161
JokerSL:
Николай, спасибо.
Все время, пока читал, в голове крутилось : "Олег Куваев, роман "Территория".
Я Ваш ровесник и книга эта, как и другие произведения Куваева, была моей... почти что Библией в 70-х годах. Уверен, что Вы ее читали. Если нет - прочитайте. Как раз про эти места, 60-70-е годы.
От фоток - щемящее чувство. Брошенное жилье всегда смотрится грустно, особенно среди таких пейзажей.
Ностальгическое получилось путешествие.
В территории описан ПЕВЕК. Это ГОРАЗДО северней))))
Хотя один из прототипов Чинкова похоронен в ДУКАТе. Последнем своём детище.
 
 
Ответить
 
Красноярск
Сообщений: 5150
Система Экран не работает в настоящее время. Последний спутник закрыли еще в 2009-м году.
Гадок и ужасен каждый кто не я. Такова система ценностей моя
 
 
Ответить
   
Благовещенск
Сообщений: 913
Дочь красотка!
 
 
Ответить
  
Сообщений: 322
ребят кто поедит ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ-РЕСП.БАШКОРТОСТАН и обратно пишите,в начале лета собираюсь serega-alekseev@ http://list.ru
 
 
Ответить
Пенза
Сообщений: 3
Такую СТРАНУ *******и! Теперь остались только заброшенные поселки, а раньше для всех работа была. Жизнь кипела, строилась!
2
 
Ответить
  
Искитимский я теперь...
Сообщений: 11601
Очень интересно...

однако как часть пятая, но как машина пережила дорогу ?
Мой отзыв: УАЗ Патриот 2018
 
 
Ответить
    
автор
Москва
Сообщений: 1353
geonic:
...но как машина пережила дорогу ?
Машина пережила дорогу нормально. Обо всех небольших проблемах я написал: два прокола на Колыме и в Якутии, check engine по катализатору, благополучно побежденный на обратном пути при подъезде к Алдану да скрип резинки рулевого - вот, пожалуй и всё. Ну, и несколько царапин на кузове. Никаких серьёзных поломок за время пути не произошло. Трейл машина надежная, если её правильно подготовить к такому путешествию и эксплуатировать с головой.
1
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром