Дорога длиною в четверть века: Москва—Магадан на Nissan Х-Trail. Часть 2. Улуу—Магадан

26.07.2013 | 44166 просмотров

Первая часть:  Москва—Улуу

Глава 13. п. Улуу—п. Мегино—Алдан. День десятый, с переходом в 11-й. 20-21.08.2012 г.

Проспал часа два с половиной. Проснувшись, понял, что болей нет и в помине. Засыпая, дал себе установку часа на три. Получилось меньше, но эффект был полным и положительным. Можно было ехать дальше.

Вылез из машины и тут заметил сложенный кусочек бумаги и засунутый в щель двери. На листке было написано: «СМС-ка. Мы пошли дальше до переправы на Алдане». Ага. Значит, Женя с семьей останавливался около меня, пока я спал. Я же их ночью обогнал где-то по трассе. Уже после поездки он любезно прислал фотографию того дня. Оказывается ребята, увидев мою машину, остановились, но будит меня не стали. Пообедали рядом, и пошли через Н. Бестях до МегиноАлдан, т.е. до паромной переправы на Хандыгу. Вот фото Евгения (Мальдяк). Позволю себе показать его, так как, и снято приличной камерой, да и нечасто тебя снимают в путешествии со стороны.

Попробовал связаться с Женей, но связи не было. Ладно, поеду догонять ребят. Перекусил галетами с простой водой. Не хотелось опять спровоцировать что-то подобное утренним неудобствам. Иногда и поголодать полезно. Впереди был п. Улуу, где я намеревался дозаправиться до полного бака.

Осенью 83 года я тут работал пару недель в местном линейно-кабельном цехе. У них были грозовые повреждения на кабельной магистрали, проходящей между Н. Бестяхом и Сковородино. Называлась она тогда КМ-18Е. И чтобы понять, как тут в Якутии ищут и устраняют грозовые пробои изоляции кабеля, я и поехал в командировку. Теперь, разумеется, магистраль выведена из эксплуатации и цех закрыт. Связь ушла на РРЛ-184 и спутник. Ну, смотреть старые места мне пока, что некогда. Загляну сюда на обратном пути.

Цены на бензин неуклонно росли.

Протяженность участка трассы «Лена» от п.Улуу до Нижнего Бестяха 260 километров. Мне и в навигатор смотреть не надо. Тут был обслуживаемый усилительный пункт (ОУП), следующий в Н. Бестяхе, а между ними всегда примерно одно расстояние, ограниченное возможностями оборудования систем К-60П. Да и на трассе ориентироваться на дорогах, где проходили эти кабельные магистрали всегда просто. Например, для К-60П необслуживаемые усилительные пункты (НУП) стоят примерно через каждые 20 км. Это те самые, обвалованные дерном «блиндажики» или металлические будки, которые многие видят у дорог. Для других систем расстояния между НУП будут другими. Чем больше канальность систем, тем короче участки между НУП. Более высокие частоты затухают быстрее и их надо чаще усиливать. Немного все упростил, конечно, для понимания. Только все это постепенно уходит. Прогресс. На волоконно-оптических магистралях и усилители оптические и принципы цифровые. Да и они практически не нужны между городами. Разве, что на внутризоновых и местных линиях с небольшими цифровыми потоками, где вместо усиления регенерация, и НУПы или точнее необслуживаемые регенерационные пункты (НРП) стоят на кабелях с медными жилами.

Сама же трасса несколько отличалась от предыдущих участков. Наряду со старыми, грунтовыми, реконструированных участков с асфальтом и без него, здесь больше. На подъезде к Нижнему Бестяху уже практически все в асфальте, только песка на трассе многовато. Ничего не поделаешь, Лена рядом. И не обслуживается пока, как положено. Но знаки с дорожными указателями по трассе почти везде уже стоят.

К шести вечера пришел в Нижний Бестях. Изменился поселок, конечно, сильно, по сравнению с тем, каким я его знал в восьмидесятых. Магазинчиков, сервисов, контор разных теперь, как в любом поселке при трассе на наших дорогах. Тем более, что тут и паромная переправа на Якутск, и железная дорога уже пришла сюда. Большой транспортный узел перевалки для всей Якутии образовался. Поворот с трассы на первую переправу, в Качикатцах, ведущую в Якутск через Покровск по левому берегу Лены, я проехал еще сто километров назад. На обратном пути переправлюсь здесь в Якутск, где работал, и обратно пройду через Покровск на переправу в Качикатцах, тем более, что там старого асфальта километров семьдесят.

На выезде из поселка дозаправился. На мигающем табло зафиксировалась, правда, только цена 95-й. Но и цена на 92-й тоже совсем не радовала. Ну, может хоть поставки бензина по ж/д в будущем повлияют на монопольно высокие цены в этом регионе.

Впереди начиналась трасса М-56 «Колыма» или Р-504 по-новому. И ее первый участок лежал в междуречье Лены и Алдана. Это место, многократно описанное другими путешествующими, представляет собой «родовую» Якутию или Саха — как кому будет угодно. Места по большей части равнинные, с многочисленными пастбищами или аласами, как это правильно здесь называется.

Алас — котловино-провальный рельеф или впадина с относительно ровным дном и растительным покровом из разнотравья. Глубина их от трех до семи, но иногда и до трех-четырех десятков метров и площадью до нескольких квадратных километров. Идеальные пастбища для скота. Аласы перемежаются с небольшими озерами ледникового происхождения. Удобнее мест для скотоводства и не придумаешь. Коровы и якутские лошади основная составляющая картин по сторонам от трассы и основной объект труда местных жителей.

Еще в этих местах встречаются булгунняхи — небольшие бугры мерзлотного пучения с ледяным ядром. По науке они гидролакколитами называются. Многолетняя мерзлота достаточно разнообразна в своих проявлениях. В этих местах глубина многолетней мерзлоты («вечной» мерзлоты по науке не бывает) доходит до четырехсот метров.

Для путешествующих по Якутии впервые есть еще одна проблема. Это местные и особенно когда «синие». Для людей, не имеющих опыта общения с саха, я бы все-таки порекомендовал не останавливаться, по крайней мере, надолго в населенных пунктах и быть осмотрительными в общении с местным населением. Так оно спокойней. А лучше проходите ходом от Бестяха до Мегино.

Раньше летом здесь не ездил. По зимнику доводилось. Ну, или на вертушке. Раньше летом машины шли от Якутска на баржах по Лене и Алдану до Хандыги. Паромной переправы и трассы считай, что не было.

Сама же трасса представляет собой грунтовую дорогу из смеси суглинка, песка и глины. В дожди очень коварное покрытие и по трассе таскает — мама не горюй. Такие дороги в Якутии мне знакомы. Любые протекторы забиваются моментально, а оплывающие обочины очень коварны при наезде на них. Асфальт встречается немного в населенных пунктах. Но на мое счастье дождя не было, и главное неудобство представляла их себя пыль. Национальный якутский транспорт — «бешеная серая буханка». И они тут реальная угроза вашей жизни и здоровью. Носятся со скоростью не меньше восьмидесяти — девяносто и соблюдать правила считают излишеством. В низинах, при отсутствии ветра, пыльный шлейф от них и изредка проходящих грузовых, как правило, с прицепом или длинномеров, стоит очень долго. В таких местах надо быть очень аккуратным с обгонами. Хорошо, что шел на восток и заходящее солнце было сзади. На обратном пути вечернее заходящее солнце, бившее под козырек, и пыль от встречных были реальной проблемой. Пока не стемнело, немного писал на регистратор.

В Чурапчу пришел, когда уже совсем стемнело. «Чурапча с Харбалой — Сцилла и Харибда этой трассы» — записал в Твиттере. Это была не просто «жесть», а «жесть оцинкованная». Просто глина, вываленная на трассу и только местами чуть приглаженная бульдозером. Хотя в пятидесяти километрах не доезжая этого места, работали три грейдера и неплохо «прогладили», предварительно замоченную поливалками трассу.

Глина уже успела подсохнуть, и приходилось лавировать между ее кучами на обочине и торчащими из дороги буграми.

Так и шел со средней скоростью — где сорок, где пятьдесят до с. Мегино — Алдан. Чуть в стороне от него и была паромная переправа через Алдан на Кескил. На берегу было пусто, и стоял паром, уже загруженный несколькими машинами. Все подъезжающие ночью сходу грузились на него до полной загрузки к утру. Никакой знаменитой «тусовки» на погрузку не было.

Заехал на паром. «Патриот» Евгения стоял первым у аппарели на выезд. Ребята спали в машине. На часах был четвертый час ночи. Последние километры дались тяжело и в сон клонило капитально. От Улуу, где спал всего-ничего, прошел около 650 км. Средний расход вырос до 8,6 л/100 км. Спать, спать и еще раз спать. Ничего другого не хотелось. От воды тянуло речным холодком. А в машине было тепло и по-домашнему уютно и, как заснул, не заметил — ни мыслей, ни снов.

Глава 14. с. Мегино—Алдан—с. Кескил—п. Хандыга. День 11-й. 21.08.2012 г.

Проспал три часа. На пароме двигатель не включал и под утро утренняя свежесть реки начала пробираться в машину. Стоял довольно плотный туман. «Придется солнышка ждать, выйдем позже. Но утро обещает быть погожим», — подумалось мне.

Отошли в десятом часу. Кассир обошла машины для оплаты. Тариф на мою машину был 500 руб. и 100 руб. с человека. Итого 600 руб. Женя еще спал в своей машине, и я поснимал немного обстановку на пароме и реке.

Немного удивила баржа с углем, шедшая вверх по течению. Уголь вроде в Джебариках-Хая добывают. А Джебарики как раз выше по течению за Хандыгой.

Пришли в Кескил. Разгрузились. И устроили маленькую фотосессию после разгрузки. Это фотографии Евгения, снявшего наши машины и меня.

Машинки после езды по якутским дорогам были, как и положено, изрядно чумазыми.

А это уже мои фотографии. Представляю — Евгений.

Один из членов семьи Евгения, шарпейчик с грозным именем Тайсон. На самом деле очень симпатичный и милый пес. Тоже путешественник.

От Кескила до Хандыги примерно тридцать километров. Доехали быстро и заправке встретились с Василием. Пока познакомились воочию, пока решили, что я останусь и переночую у Васи, а Женя с семьей поедет дальше, так, за разговорами, я и про фотоаппарат забыл.

Василий на своем «Паджерике» проводил семью Жени до приличного хандыгского кафе, по-моему, «Азия», и мы с ним поехали к его дому.

Фотографии этого вечера у меня, увы, пропали. В Магадане неудачно слил на большую флешку и, освобождая место на картах, удалил их. Там были фото семьи Васи — жены и двух дочурок, встретившись меня очень приветливо и окруживших заботой. Жаль, конечно, очень.

Проговорили, разумеется, до вечера. Было о чем. Машины, охота, рыбалка, Север, да и просто за жизнь. Раньше-то только на форумах общались. И на Ганзе и на Drom.ru. Вечером Васе надо было идти на службу. Ночное дежурство. Он пожарный в местном МЧС. А я лег спать на любезно выделенном мне диване в большой комнате. Утром выезжать рано. Погода к вечеру опять испортилась.

Глава 15. п. Хандыга — п. Усть-Нера. День 12-й. 22.08.2012 г.

Проснулся в шесть. Супруга Василия накормила завтраком со свежезасоленным хариусом. Забытый вкус. Спасибо за приют и ночлег. Попрощался и поехал к Васе на службу. Надо тоже было попрощаться и узнать обстановку в районе п. Кюбюме.

Была договоренность, что ребята, с кубюминской заправки, знакомые Васи, помогут переправить мой Трейл через р. Кюбюме. Хотелось пройти до Куранах-Салы. От Кюбюме до Салы 240 километров и дорога там вполне проходима для моего аппарата. Мосты на Куйдусуне и Индигирке пока стояли. Однако, самому, даже в низкую воду, мне р. Кюбюме не преодолеть. Мост там давно разрушен. Построить новый обещают только в 14 году. На буксире тоже не пройти потому, что из-за незащищенной электроники надо вырубать зажигание, а на Трейле электроусилитель руля. При прохождении проток там нужна активная рулежка. Без усилителя слишком большие риски. Тут другой аппарат нужен. Мой для таких дел не подготовлен. Но ребята обещали найти машину и перевезти моего коня в кузове.

Доехал до местного МЧС. Вышел немного заспанный Василий. По-моему это хорошо, когда пожарные по ночам могут немного поспать.

Вася сообщил, что уровень воды в р. Кюбюме очень высокий. По информации, прошедшей ночью по МЧС вчера там попытались переправиться якуты на «буханке». Машину потоком стащило в яму и при эвакуации погиб ребенок. Похоже, что переправу там и проход до Куранах-Салы придется отложить на обратный путь. Начальник тамошней заправки, Андрей, был все-таки предупрежден Васей обо мне и обещал помощь по переправе, когда спадет вода. Порешили, что я на месте уже уточню всю обстановку у Андрея и приму окончательное решение.

Попрощались с Василием, и я двинулся в сторону Теплого ключа. Дорога на этих 72-х километрах была хорошо знакома чуть ли не до метра. Еще бы — столько по ней когда-то довелось поездить и поработать на нашей кабельной магистрали, лежащей вдоль трассы, обслуживая ее и устраняя повреждения.

Состояние дороги на этом участке, что в те времена, что сейчас всегда было вполне приличным. Хорошо отгрейдерованная грунтовка. Грунт местный с речным камнем. Скальника немного закатано. В п. Теплый Ключ раньше находилось Хандыгское эксплуатационно-линейное управление дорог (ХЭЛУАД), именуемое теперь Управление ФКУ Упрдор «Колыма» (ДЭП-133). Да и в Хандыге есть ООО «Дортранс». Так, что участок дороги всегда был под повышенным вниманием дорожников.

Кроме того в Теплом, со времен перегонов в войну самолетов по лэндлизу по трассе «Аляска—Сибирь» находится аэропорт «Хандыга». Вот трасса перегона «Алсиб».

Сейчас уже летают там мало. Не то, что в восьмидесятых. Но все равно работает. Полоса там короткая 1 800 м, но всякие АНы и ЛКи, не говоря уже о вертушках, вполне могут взлетать и садится на него.

А наша база связистов — ТУСМ-6, после закрытия магистрали КМ-180 перешла к дорожникам. Так, что этот участок, как раньше говорили, от «райцентра» до аэропорта, проходится без каких-либо проблем.

Дорога, если смотреть по карте, идет вдоль реки Восточная Хандыга через п. Теплый Ключ и до водораздела в районе закрытой уже метеостанции «Западная», иногда подходя к ней совсем близко. Восточная Хандыга — правый приток р. Алдан, одного из двух самых крупных наравне с Вилюем притоков р. Лена. В.Хандыга и в равнинной части и в горной — очень красивая река.

Вот такую панораму даже сделал из шести фотографий, снятых на короткой остановке у реки. Жаль, день был пасмурным и периодически накрапывал дождь.

Заехал в Теплый Ключ. Дозаправился на АЗС при въезде в поселок.

Слева, в начале поселка, располагался когда-то городок ТУСМ-6. Сейчас это уже база дорожников.

Вот в среднем из трех домов мы и жили. Я перебрался сюда к будущей жене в октябре 1983 года. Расписались тоже здесь, в местном сельсовете. А дочь Иришка родилась в Хандыге в 1984 году. В Теплом Ключе своего роддома не было.

Некогда вполне симпатичный поселок сейчас произвел какое-то гнетущее впечатление. Многовато следов разрухи и заброшенности. Расстроился и не стал задерживаться и мимо аэропорта выехал побыстрее на трассу. Впереди ждали горы. Самый интересный из участков моего маршрута и самая красивая дорога из тех, что я знаю.

Первый хребет Сетте-Дабан уже маячил впереди. В переводе с якутского «Семь ступенек» или перевалов. Он проходит от Верхоянского хребта до Джугджуру и Станового нагорья. За ним водораздел, хребет Сунтар-Хаята.

Сотый километр. Развилка на п. Тополиное и когда-то можно было пройти до Депутатского.

Река Томпорук.

Пройдя невысокий Томпорукский перевал, подошел к ручью Атыр-баса.

На ручье стоял свежий мостик из лиственницы с идеальным полотном и сходами. В ручье возился небольшой китайский бульдозер, разгребающий временную перемычку объездной дороги с трубами перепуска. Разгребал прямо в поток. Отчего ручей вправо от дороги по течению представлял собой сплошную мутную струю, уходящую в Хандыгу. Бедный хариус. Он еще долго сюда не зайдет. Муть-то сойдет. А вот ГСМ, смытые с техники, надолго останутся на камнях. Хариус к чистоте воды относится щепетильно.

Помню однажды, долго не могли понять, почему одна из речек «мертвая». Рыбы вообще никакой. А потом, когда дошли по распадку до истока, нашли пару ящиков с аммоналом. На остатках упаковки читался 37 год. Дожди медленно смывали его в реку. Какой уж тут хариус?

Чуть дальше было примечательное место с сэргэ и навесом. Шаман-Ключ на одноименном ручье. Ключ не замерзает и в самые лютые якутские морозы. Ряска на воде никак не отражается на питьевых свойствах — вода чистейшая. Тут ведь в ручьях вода с оттайки. Хоть в аккумулятор лей. Напиться только трудно. Солей вообще нет. Да еще мыло плохо смывается.

Пришлось достать НЗ для медицинских нужд и плеснуть по охотничьей традиции старику Бай Байанаю спиртику. И белую ленточку повязал… с Болотной площади. Традиция. Да и удача в горах мне не помешает.

Пройдя Ласточкино гнездо, дошел до поворота на Нежданинский ГОК. На Хандыге уже стоял обновленный мост.

Городок строителей перед Желтым прижимом на берегу В.Хандыги. Живописные места выбирают строители, однако.

А вот и сам Желтый. Распахали его прилично. До окончания работ по расширению — один год.

С погодой, конечно, не повезло. Проходить этот участок, разумеется, лучше в хорошую ясную погоду. Тогда можно это видеть во всей красоте. Там есть на что посмотреть. Да и безопасней оно, по солнышку-то. Узкие места еще оставались на обоих прижимах.

После Желтого, разумеется, идет Черный прижим. При выходе на него есть карман, где останавливаются все путешественники. Удобная смотровая площадка.

И первое, что меня интересовало, это, конечно, вантовый переход через р. В. Хандыга. Когда проектировали кабельную магистраль КМ-180 «Якутск (Н.Бестях)—Магадан (Стекольный)», в это место попал НУП. 6-ой от Теплого Ключа. У систем К-60П не так много возможностей по изменению длины усилительного участка. Номинальная длина его для кабелей МКСБ-4х4х1,2 составляет 19,3 км. Длину участка можно менять от 17,3 км. до 21,3 км. И получилось так, что на правом берегу В. Хандыги, где вдоль колымской трассы и проектировался кабель, поставить НУП было негде. Кругом горы и место, если и было, то только на редких галечных косах береговой части реки. А там не поставишь из-за непредсказуемого поведения уровня этой горной реки. И проектировщики пошли на оригинальное решение — поставить НУП на другом берегу, а кабели (4 кабеля «вход-выход») через реку перевести по вантовому переходу. На том берегу было место для НУПа и даже вертолетной площадки для обслуживания и аварийных ситуаций. Шестой НУП последний в секции питания от Т.Ключа, и там нужно было еще разместить рабочее заземление, т.к. система питания для этой магистрали была принята «провод-земля». К слову сказать, этот переход один раз порвало в сильный паводок и его восстанавливали. Хандыга река мощная и, как уже говорил, непредсказуемая.

Вот так и появился, справа перед началом Черного прижима «подвесной мостик», который так любят фотографировать внимательные путешественники, не очень понимая, зачем он тут. Ну, как смог — объяснил.

Конечно, с реконструкцией уходит часть дикой красоты этих мест. Но жизни людей дороже. Сколько тут народу погибло и не сосчитаешь, начиная с войны. Правильное это решение — обустроить оба прижима.

«Желтая» площадка на той стороне, это металлическая площадка для лебедок, которыми регулировалось натяжение вант перехода. Лезть туда желание не возникло, так как дождь прилично усилился. Там есть деревянная лестница на этом берегу реку, с частью сохранившихся ступеней-перекладин. В хорошую погоду вполне можно аккуратно спуститься.

Ну и сам Черный, хотя и был частично прикрыт облачностью, производил не менее грандиозное впечатление, чем впервые увиденный мною в тот далекий восемьдесят третий.

На прижиме взрывали. Работы по его расширению ведутся интенсивно. Пришлось в двух местах ждать, когда расчистят дорогу.

В дождь, на прижимах, есть еще одна опасность. Подмытые дождем камушки на склонах летят на трассу. И пару раз я явно ощутил их несильные удары по кузову. Но тут уж ничего поделаешь. Наверное, Черный так сердился на людей, нарушивших его покой и непрерывный дождь в этот день.

На выходе с прижима, через речку Некуння (правильней, конечно, Нэкунджэ или, на крайний случай, Нюкуння) велись работы по строительству эстакады перехода через реку и ухода от петли дороги в этом месте.

В некоторых местах дорога уже расширена.

И вот именно тут на приборке выскочил «Джеки Чан». Пришлось остановиться и осмотреть двигатель и все агрегаты. Регистратор не выключал.

Внешний осмотр, проверка уровня жидкостей и пр. ничего не дали. Все было в порядке. Наверное, бензин. Возможно, последняя дозаправка в Т.Ключе принесла сюрприз. Если катализатор то, посмотрим динамику и мощность тяги по горкам. Неприятно, конечно, но все равно ехать надо.

За прижимом начало постепенно светлеть и дождь почти прекратился.

Машина вела себя вполне адекватно. Ни малейшего намека на потерю мощности. Если ничего больше не вылезет, оставлю все так до проверки в Магадане. Может там Consult найдется.

Прошел «Заячью петлю» и «Чертовы ворота». На кроссовере серпантин «заячьей» не так впечатляет, как зимой на «Камазе» с прицепом. Там даже рукописный аншлаг в мое время кто-то ставил: «Камазисты! Не бз…ть!». «На ножницы» «Камазы» тут зимой регулярно уходили.

По легенде на Чертовых воротах во время строительства силами дальстроевского Дорлага этой трассы в 41-43 годах было пулеметное гнездо. Иностранцы окрестили эту трассу «Road of bones» (Дорога на костях). Не помню, чтобы кто-то даже из старых зэков, с которыми много общался в свое время, так ее называли. Хотя правда в этом названии, безусловно, есть.

Ручьи тут частенько текут прямо через трассу.

Прошел Восточку или «Восточную метеостанцию». Когда то было две метеостанции «Западная» и «Восточная». Располагались они по обе стороны водораздела. «Западной» в районе Развилки уже нет. Там только полуразрушенный домик сохранился. А «Восточка» работает.

Недалеко от нее, на Каменистом, проходит часовой пояс. Здесь уже +8 часов. И люди плевать хотели на медведевские указы про смену часовых поясов. Как жили, так живут по-старому поясному.

Граница Томпонского и Оймяконского районов Якутии.

На отрезке выхода трассы в долину к «Восточке» и далее, дорожники тоже интенсивно реконструируют трассу.

Не так далеко (по северным понятиям) от этого места есть один уникум. Правее истоков Сунтара есть знаменитая гора Берил (2 924 м.) и одноименный ледник. Вот оттуда, из ледника, берет свое начало ручей Делькю. И начинает он свой путь в Охотское море, т.е. в Тихий океан. Но потом он разделяется на Делькю-Куйдусунскую и Делькю-Охотскую. Так вот. Первая, впадает соответственно в Куйдусун, который впадает в Индигирку и течет, таким образом, в Ледовитый океан. А Делькю-Охотская течет себе спокойно в р. Охота и далее в Охотское море, т.е. в Тихий океан. Один ручей, одна вода и два океана. Вот такое уникальное место тут не так далеко есть.

Дождя уже не было, и я спокойно к шести вечера подошел к развилке у АЗС «Кюбюме» «старой дороги» на Томтор и «новой» на Усть-Неру.

Старый, разрушенный мост через р. Кюбюме на Томтор. Рядом кюбюминская наледь.

На тот момент хабаровские мостостроители приступили уже к разборке старого моста. Строительство нового грозятся закончить осенью 2014 года.

Заехав на АЗС «Кюбюме» встретился с Андреем, начальником заправки. Он подтвердил, что вода в «Кубе» очень высокая. Вчера действительно «буханка» с пьяными якутами «нырнула» в яму на переправе и легла на левый борт. Передавали ребенка из УАЗа на торчавший над водой правый борт мальчика шести лет и выронили. Его унесло потоком. Ищут. Очевидно, тело. Уцелеть ребенку в этой реке шансов нет.

О переправе моей машины в кузове грузовика речи пока и не могло идти. Вода высокая, идут поиски и здесь не до меня. Ну, ладно. Делать нечего — оставлю еще попытку на обратную дорогу. Пообедал в кафе «Куба». Там даже есть спутниковый телефон. Другая связь на отрезке Хандыга—У.Нера только у строителей (спутник) на прижимах.

Номер телефона на АЗС «Кюбюме».

Дозаправился. Время уже семь вечера. По трассе 265 километров. Трасса хорошая, еще новая, хотя и гравийная и вроде бы недалеко. Но с учетом горного профиля трассы скорость будет ниже 50-ти. И еще там, на подходе к У. Нере Ольчанский перевал с хорошими серпантинами. Идти придется его уже в темноте. Это, конечно, неправильно. Там очень красивые виды и его надо проходить днем. А второе — скорость ночью еще упадет — Ольчанский перевал непростой и в Неру я приду, скорее всего, где-то к часу ночи. Однако желание сэкономить время все-же пересилило. И я, попрощавшись с Андреем, вырулил на трассу в сторону Усть-Неры.

Описывать ночную езду по тамошним дорогам дело неблагодарное. Поймет лишь тот, кто ходил по таким трассам. Выручали как всегда верхние ходовые. На таких трассах ощущаешь себя песчинкой, затерянной на необъятных якутских просторах. Жутковато. Отвык уже за столько лет. Немного нивелировала ситуацию дорожная обстановка. Строили то недавно — отбойники, указатели, отражатели — все пока на месте. Вот пара фото из регистратора.

Дальше он был в темноте бесполезен. На Ольчанском перевале и его серпантине на сходе скорость упала до 30. Сильно хотелось спать. Непростая трасса, удлиненный ходовой день и выматывающий дождь в первой половине на горных участках — делали свое дело. Глаза просто слипались. Пришлось даже выпить кроме кофе еще и энергетик. Помогает он ненадолго. В Неру я пришел в результате к половине второго.

Заезжая на мост через Индигирку увидел мечущегося в свете фар зайчонка. Подумал: «В город за букварем пришел. Первое сентября скоро». Рассмеялся и плавно отвернул, переключившись на габариты.

Гостиница в Усть-Нере не подавала признаков жизни. Стучал, стучал — бесполезно. Подъехал какой-то парень на «Делике». Спросил у него, не знает ли телефон гостиницы. Тот, что у меня записан, не отвечает. Парень сказал: «Щас», — и уехал. Приехал минут через десять и продиктовал телефон. Еле дозвонились. Мест нет без вариантов. Парень сказал, что покажет еще одну, ведомственную, золотодобытчиков. Поехали. Но и там все было занято приехавшими на семинар своими работниками. Поблагодарил парня за участие. Имя он так и не назвал. Может потому, что был слегка подшофе. Спасибо тебе, добрый человек за участие.

Делать нечего. Вернулся за Индигирку, на стоянку дальнобоев у трассы и лег спать в машине. За день прошел 585 км. Самый сложный из ранее пройденных участков. Средний расход вырос до 8,9 л/100 км.

Глава 16. п. Усть-Нера—г. Сусуман. День 13-й. 23.08.2012 г.

Проснулся в 9:00. Ночью начался дождь, и стоянка превратилась в сплошное месиво. Все уже разъехались. Надо было подумать о завтраке. Поехал опять в Неру.

Прокатился туда-сюда по центральной улице Ленина в поисках кафе. Подсказали, что кроме ресторана есть неплохое кафе «Уют» и объяснили, как проехать.

По дороге проехал местный узел связи. С этим узлом, в бытность пребывания на Куранах-Сале мы работали потому, что для обеспечения связи в п. Томтор с нашей магистрали было сделано выделение с 8 НУПа одной группы 12 каналов. В Усть-Нере тогда я бывал раза три. Еще и по делам воинского учета. Военкомат, естественно, находился здесь, в райцентре Оймяконского района. Правда, еще один раз мы, с нашим водителем, в восемьдесят пятом, жили здесь дня три, когда приезжали к знакомым ребятам на автобазу геологоразведки за запчастями для нашей техники. Последний раз был здесь в марте 1986г., когда приезжал сниматься с офицерского учета. Тогда я уже перебрался в поселок Мяунджа, и на учет надо было вставать в Сусумане. Так, что с этим поселком я немного тоже знаком.

Кафе «Уют» находится недалеко от водокачки. Готовят неплохо и цены вполне сносные для этих мест. За приличный обед 280 руб.

Поселок Усть-Нера, особенно в дождь, не очень приветлив. Да и грязновато на дорогах — угольный шлак делает свое дело. Но, безусловно, это никак не относится к людям, живущим здесь. Все приветливы, стараются гостей и накормить, и обогреть по возможности. Да и в помощи или добром совете никогда не откажут.

Позавтракав, поехал на выезд из города, к заправке. Заправился по 40,50 руб. за литр 92-го. Цены на бензин уже не просто «кусались», а нагло грызли кошелек. Но тут уж без вариантов. Одна заправка.

Дождь начал стихать. Однако мелкие в сухое время речки вдоль трассы поднялись и грозно шумели.

Дождь прекратился примерно через 60 километров после У. Неры, когда подошел к мосту через одноименную реку перед прижимами.

Впереди были Нерские прижимы.

Эти прижимы очень красивые. Они невысокие, и совсем узкое место там осталось всего одно. В этом месте пришлось даже вылезать из машины и убирать крупные обломки камней. В довершение всего еще из какой-то шальной тучки остатки дождя вылились на трассу. Но дорога там, повторяющая меандры реки, по-прежнему опасна из-за массы закрытых поворотов. Мест для обгонов там достаточно, но их иногда надо терпеливо ждать. И при этом в некоторых местах приходится почти прижиматься к скальным осыпям, что в дождь, как я уже говорил, может быть опасно из-за камнепада.

После прижимов подошел к п. Артык. Информации о том, что на КПП капитан Василий в отпуске у меня не было. Пришлось проехать Артык по всем правилам. Капитан мужик серьезный и службу знает. Вот даже такой шутливый ролик сделал. Качество, правда, неважное. Ну, да уж какое есть. Картинка Texeta «кисти не дает», да и разрешение было выставлено в регистраторе невысокое, с целью экономии места на карте памяти.

Фото капитана пришлось взять у С. Доли из материалов его зимнего путешествия по Колымской трассе.

Этот пост — единственный от Усть-Неры до Сусумана. Создавались эти посты в основном для контроля по золоту, алмазам и т.д. Всего их было в Якутии, кажется, одиннадцать. Большинство уже закрыто. Этот пока работает. Ну, когда Василий не в отпуске. А граница между Якутией и Магаданской областью проходит дальше. До нее, на реке Делянкир, еще около пятидесяти километров.

Трасса на участке до Кадыкчана была на тот момент в очень хорошем состоянии. На отдельных участках позволяла развивать скорость и более 90. И хотя скальника в полотне здесь не так много, я старался все-же идти с разумной скоростью, иногда только разгоняясь свыше восьмидесяти. Кроме того природа вокруг настраивала на неспешный лад. Соскучился за столько лет.

На этом участке основной перевал это «Колымо — Индигирский». Сам по себе он невысокий и достаточно плавный. Хребет горной страны Черского, через который идет перевал, называется Тас-Кыстабыт или в переводе «Поваленные камни». И как следует из названия перевала, хребет является водоразделом между реками Индигирка и Колыма. Ближайшая к перевалу одна из вершин хребта это гора Баранчак (1559м). Под горой, на слиянии рек Аркагала и Хакчан, находится заброшенный поселок Усть-Хакчан.

В п. Кадыкчан, также, как и в п. Мяунджа, где я проработал около трех лет, заезжать я не планировал. Заеду на обратном пути. Поэтому без остановки прошел Аркагалу, Кадыкчан, АРЭС и развилку Мяунджа—Кедровый. Во второй части напишу об этих местах подробней.

Следующий невысокий перевал на участке между Кадыкчаном и Сусуманом — Аркагалинский. Самая высокая вершина здесь г. Мяунджа (1 670 м.)

За перевалом, справа от дороги, пошли старые золотоносные выработки. Пейзажи почти «лунные», поскольку ни о какой рекультивации после завершения здесь работ и речи не было. Земной вид придает им растительность, пробившаяся за столько лет. Кое-где старатели еще добирают золото.

Погода к вечеру разгулялась и ближе к Сусуману меня уже встречала радуга. Всегда считал в дороге это хорошим знаком.

Трасса на этом участке на тот момент была хуже, чем на предыдущем участке до Кадыкчана. Но перед поселком Большевик уже работали грейдеры. Вдоль дороги пока еще стояли НУПы брошенной магистрали КМ-180.

Между заброшенными п. Дражный, где когда-то мыли золото драгами, и п. Нексикан проехал развилку на Тенькинскую трассу.

Мост через р. Аян-Юрях на этой трассе, сокращающей дорогу к Магадану где-то на 130 км., к этому времени еще не запустили. Открытие моста планировалась на 27 сентября. Жаль, что даже на обратном пути не удастся пройти по той трассе. Там очень красивые перевалы. Гаврюшка, Лошкалах. Когда-то, по разнарядке сусуманского исполкома, мы ездили туда на сенокос.

Ну, а раз туда дороги нет, то поедем обычным путем по Колымской трассе. Впереди был г. Сусуман. В Магаданской области всего два города — Магадан и Сусуман. Остальные поселки — либо просто поселки, либо поселки городского типа, или, как сейчас это называют, — городские поселения. В Сусуманском районе таких три кроме самого Сусумана — Мяунджа, Холодный и Широкий.

В Сусумане я решил заночевать. Илья (Goblinid), который живет в Магадане, но сам родом из Сусумана, как-раз подсказал через Твиттер гостиницу учебного комбината, где можно было остановиться. И располагалась она аккурат за моим «родным» Сусуманским РУС. На следующей фотографии он на заднем плане с вышкой на крыше. Когда работал на Мяундже начальником цеха, приходилось постоянно ездить в Сусуман. Тут и начальство сидело, и был центральный склад. Девяносто километров по северным меркам это «за углом».

Разместился в гостинице без проблем. Вполне приличная гостиница. Можно рекомендовать смело. Сходил поужинать в кафе и, посмотрев немного телевизор, от которого уже немного отвык, лег спать. Я планировал завтра пройти последний отрезок пути длиной в шестьсот километров до Магадана. Сегодня же прошел неспешно от Усть-Неры до Сусумана всего 382 километра, созерцая по большей части природу, по которой так скучал в Москве. Средний расход вырос до 9,0л/100км.

Глава 17. г. Сусуман — г. Магадан. День 14-й. 24.08.2012г.

Проснулся в 7 утра. Ночью, как выяснилось, мой сон охранял непонятно откуда взявшийся китайский тигр. Такой вот китч… гостиничный.

Позавтракал своими запасами и, распрощавшись с дежурной, спустился к машине, ночевавшей под окном моего номера. На сегодня план был, как я уже написал простым как три рубля — Магадан.

Доехал до поселка Берелех, практически одного из районов Сусумана, где когда-то находилась автобаза нашего Сусуманского узла связи, и заправился на местной АЗС.

Километрах в пятидесяти от Берелеха трасса проходит Бурхалинский перевал. Перевал невысокий, всего 1009 м, но очень красивый.

Как следует из показаний одометра, к этому моменту пройдено 9 344 км. Но с моей нестандартной резиной, как я уже отмечал, показания одометра весьма условны. До проспекта Ленина в Магадане оставалось 570 км.

Не спеша дошел до п. Ягодный. Решил перекусить в местном кафе. К нему надо было свернуть с основной трассы в поселке в сторону Сенокосного и протрястись по разбитой поселковой дороге. Кафе оказалось в подвале жилого дома, немного темноватом и с невысоким качеством, как пищи, так и предложенного кофе. Пришлось потом в машине запить вкус кафешного напитка своим, из термоса.

Пройдя вдоль р. Дебин по невысоким прижимам начал приближаться к самому поселку, носящему название, взятое от реки.

И выйдя из поворота перед поселком, на ровной дороге почувствовал, что машину повело. Резина. Вышел из машины. Заднее левое. Один ноль в пользу колымской трассы. Скальник, мать его! Не надо было гнать на радостях по сухой дороге за 80. Эта дорога всегда проучит.

Запасок две. Ничего страшного. Перекинув колесо на запасное, со следами краски с московского бордюра покрашенного трудолюбивыми джамшутами, продолжил путь.

Дебин это, прежде всего, р. Колыма и мост через нее. Вот здесь Вы точно уже не по понятиям, а и географически на Колыме. Красивая река. Мощная. Образовавшись от слияния рек Аян-Юрях и Кулу ей еще от этого места около двух тысяч километров бежать до Восточно — Сибирского моря в Ледовитом океане, вбирая в себя реки поменьше и ручьи с огромного приполярного бассейна.

Полюбовавшись Колымой, продолжил путь. После Спорного, в Оротукане, на АЗС попытались надуть почти на 10 л. От такой наглости сначала опешил, но быстро придя в себя, объяснил доходчиво заправщице, что так делать нехорошо. Проблема быстро решилась в пользу бака Трейла.

Проехав дальше за перевал Гербинский, где-то не доходя до поворота на Омсукчан, что у п. Стрелка, попил кофейку прямо в машине.

Подумалось тогда вот о чём. Никто не знает, откуда произошло слово «Магадан». Есть несколько разных версий его происхождения, о которых много читал в разное время.

Тут тебе и Библия (по М. Степанцеву), где, например, в Новом Завете (Св. Писание от Матфея, глава 15, стих 39) поминается область магаданская, куда отбыл Иисус Христос на лодке после того, как накормил народ тысячью хлебами. «И отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в область Магаданскую». Правда, трактуют ее больше как область Магдалинскую. Но в английском переводе вроде, как и Магадан — «and came to the region of Magadan». Так называлось место на западном берегу Галилейского озера, родины Марии Магдалины. Загадка, да и только.

А еще название это приписывают даже скифам. Эту теорию Ю. Нехорошков выдвинул. «Одна часть скифов прошла по Причерноморью, другая — пришла сюда, перешла Берингов пролив и осталась в Америке. Скифы в Америке стали прародителями индейцев, у нас — юкагиров. Они рекам давали названия с окончаниями «дон» и «дан». На языке юкагиров «дон» означает реку, а «монга» — холм. Соответственно Магадан можно перевести как «холм среди воды». Изначально Монгоданом именовали бухту Гертнера. А в этой бухте достаточно «холмов среди воды» т.е. островов. Три Брата, Вдовушка, Монах.

Или еще такой поворот. Имя скалы, на которой выстроен Нью-Йорк, перекликается с Магаданом — Манхаттан. И переводится оно с индейского, как «камни среди воды». А у Ю.Нехорошкова и индейцы, и юкагиры одного рода-племени.

В Якутии и Магаданской области были найдены скифские предметы. На Яблоневом перевале когда-то нашли бронзовое зеркало с изображением кентавра. К тому же, в Магаданской области встречаются курганные захоронения. Они, по мнению Ю. Нехорошкова, принадлежат скифам. Только они в древности хоронили в земле умерших соплеменников, тогда как коряки покойников сжигали, а эвены — хоронили на деревьях. Сами эвены рассказывают, что на Колыме похоронены князья дохристианской эпохи.

Но большинство исследователей стараются привязать происхождение названия Магадана к эвенскому языку. Но и среди эвенов нет единого мнения в этом вопросе. «Одни говорят, что «Магадан» происходит от названия обычая приносить жертву воде, другие — от параллельных берегов речки Магаданки, которые похожи на одноименную деталь упряжки нарт.

Ну и еще десятка полтора разных теорий. Включая, например, такую. Что Магадан обязан своим названием магнитной аномалии, которая наблюдается на его территории. Якобы ее на карте обозначали сокращенно «Маг. ан». В общем, среди толкователей сплошной разброд и шатания.

И еще подумалось. Бог с ним, с названием. А чего тебя-то туда так тянет? Там вроде не работал. Когда улетал насовсем в Москву с севера, прилетел на АН-24 с Сусумана в аэропорт Сокол, перегрузились с женой и дочкой на ИЛ-62 и домой. А Сокол то от Магадана вон где. И понял.

Мне не хватает, во-первых, увидеть, как соединились два понятия — Колыма и Океан. Я ведь на материковой Колыме работал. А это совсем другое. Надо своими глазами посмотреть на обе бухты Охотского моря — Нагаева и Гертнера. Тогда все станет на свои места. А во-вторых, еще там ждут люди, с которыми долго переписывался на дромовском и магаданских форумах, и которые уже стали хоть и заочными, но друзьями. А это магнит посильнее географического.

Ну, попили кофейку? Тогда поехали дальше.

Вот перевал со смешным названием «Дедушкина лысина». Перевал совсем безлесный, высотой 997 метров.

Постепенно распогодилось. И вдоль дороги открывались живописные виды.

Около шести вечера дошел до п. Атка. Заехал в придорожное кафе.

Надо было связаться с Павлом (Paha 64) и договориться о встрече. Созвонились. Паша сказал, что они с супругой Аленой выезжают мне навстречу. Попил воды в кафе и двинулся в путь.

Но сначала был перевал Яблоневый. Где-то тут нашли скифское зеркало. На нашей дромовской ветке «Дорога к Магадану» созрела идея поставить памятный знак, посвященный всем, кто осваивал Колыму. Даже скинулись на это дело. Было несколько эскизов. Магаданцы тогда пытались договориться с дорожниками об установке этого знака как-раз на Яблоневом перевале. Поэтому я остановился на его верхней площадке.

Вот так ребята отметили место, которое они выбрали для знака.

На перевале, правда, уже стоял бетонный обелиск (его видно вдали на взгорке борта трассы, что второй фотографии) погибшему на линии в октябре 1932 года связисту, помощнику начальника телефонно-телеграфной связи Макееву И.Ф. На обратном пути, когда уже не спешил, заехал сюда еще раз. Коллега все-таки. Во второй части отчета покажу снимки обелиска. Его тогда только начали приводить в порядок.

А с нашим знаком пока не получилось. Дорожники на перевале место не согласовали, так он попадал в полосу отвода дороги. Но от проекта мы не отказались. Магаданцы новое место ищут.

После Яблоневого перевала пошел асфальт с плитами, на котором Паша в последнем телефонном разговоре не рекомендовал сильно разгоняться. Совет был правильным. И вот, не доезжая километров пятнадцать до поселка Карамкен, я увидел Павла и Алену, стоявших на левой стороне дороги со своим верным «Сафарем». Короткое видео встречи и фото из регистратора.

Познакомились, теперь уже вживую. И уже дальше, сев на хвост машины Павла мы пошли к Магадану. Вот ведь за 110 километров, толком не поужинав после работы, ребята выехали встречать меня! Очень был тронут таким гостеприимством. Ребята, это незабываемо! Спасибо, огромное!

И поскольку гостеприимные хозяева не успели поужинать, а время было уже начало девятого, мы заехали в кафе «Маяк», что стоит слева по ходу в Магадан в поселке Карамкен. Попили чаю с пирогами.

Дорога до Магадана от Карамкена, за исключением одного небольшого участка, была уже асфальтированной. Качество асфальта с приближением к городу становилось все лучше. Дорога только так петляет от восточного через юг до западного направления, что заходящее солнце порой било под козырек по глазам.

Проезжаем пост ДПС в поселке Палатка.

И, наконец, в 22:18 по местному времени мы финишировали у стэллы на въезде в Магадан.

Здесь нас встречали и другие магаданцы с Drom.ru. — Женя, Андрей и Катя.

Качество фото, конечно, никакое. Слабоваты мои девайсы для ночных съемок. Да и в режим ночной съемки на радостях не переключился. Но это нисколько не испортило теплоту встречи. Спасибо, Магаданцы! Так встречать гостей — мало где умеют. Только там где рулит Drom.ru. Ну, и М-49 конечно.

Итак, Магадан. Я это сделал. И машина не подвела. Испытал, как говорится, чувство глубокого удовлетворения. Закончен первый этап.

По планам я хотел задержаться в Магадане дней на пять. Надо и с ребятами пообщаться и город изучить. А для полного знакомства тут же был приглашен завтра на субботние шашлыки.

Паша с Аленой сняли мне однокомнатную квартиру на Полярной улице. Надо было только решить вопрос со стоянкой Трейла. Тащить оружие на съемную квартиру без сейфа было неразумно. Закон, он и в Магадане закон. Поэтому Павел сопроводил меня до своей крытой стоянки и договорился с охраной. Спасибо, Паша! Одной головной болью стало меньше. Вооруженный штурман Миха остался сторожить машину.

Потом уже на своей машине они отвезли меня на Полярную. У ребят был только полученный в квартирном агентстве ключ, и сами они там еще не были. Алена по-хозяйски осмотрела всю квартиру и, не найдя каких-либо минусов, дала добро. Мне квартира тоже понравилось. Чисто и все необходимое было в комплекте. Попрощались до завтра, и я остался один.

Вышел на балкон. Магадан жил своей ночной затихающей жизнью. И это не сон. Я в Магадане!

Приняв душ, я с удовольствием улегся в кровать. Перед сном думалось, почему-то вот о чем. Я прошел почти десять тысяч километров по нашей удивительно красивой земле с живущими на ней не менее красивыми людьми. И резким контрастом с природой и людьми, с которыми общался, была какая-то необустроенность, и множество заброшенных и разрушенных поселков, особенно здесь, в Якутии и на Колыме. Исключением, лишь только подтверждающим правило, были ремонтируемые дороги. Ну, еще бы и их не делали… «Что-то не так в датском королевстве» и это очевидно. Не должны люди в своей стране так жить. Во всех разговорах с кем бы ни говорил по дороге, сквозила одна мысль: «Если государство не может само разумно распорядится все этим богатством, то нам бы хоть не мешали, а остальное сами сделаем». Вот только временщики это вряд ли услышат и поймут. Ведь столько труда нашего уже загубили.

Вот с такими невеселыми мыслями я засыпал в первую ночь моего пребывания в далеком Магадане. Надежда была только на то, что завтра, в компании радушных магаданцев, вера в человечество опять ко мне вернется и, надеюсь, окрепнет.

Супер. Фото посмотрел с удовольствием.
Раменское
Отлично . 5 +

Сообщений: 1949
как и ранее очень здорово изложено, ждем далее продолжения!
VPN

Самый лучший город
молодцы отличный второй отчёт и фотки удачи, ни гвоздя ни жезла......
где не погода

Длинная дорога - длинный рассказ.

Соликамск
Молодец!

Подольск
МестА.... слов нет... Красотища

Завараживающая, практически девственная, природа!

Отличный отчет! Ждем продолжения. На самом интересном месте "продолжение следует".... Предпоследний абзац точно в тему про нашу жизнь. Грустно.

Саянск
Супер!!! Надеюсь обратный маршрут тоже распишите, а то много напланировали - тоже интересно
Subaru Legacy BP5 EJ203 2005

Молодец, рассказ от души!!! Как буд-то сам там побывал...
Carina AT-170 >>> Nissan Bluebird EU-14 >>> Nissan Bluebird Sylphy FG-10 >>> едем дальше...

Алексей_Сар:
Обратный сейчас пишу и там так же будет все. А в редакции уже лежит третья часть. Пять дней в Магадане.
Написанные про обратную дорогу буду высылать по мере написания. Там ограничение на одну часть редакторские для сайта. Мы договорились на 150 фотографий в одной части.

Интересно, почему некоторые фото подправлены (в т.ч. HDR), а другие нет (такое ощущение, что сырой файл)?

Благовещенск ДВ
Автор МОЛОДЕЦ, грамотный русский язык!
На фоне общего косоязычия - приятно глазу.:)
Спаси............ мою нетрезвую душу

Прочитал! Николай- у тебя отлично получается хватать словами за душу! И я рад что мои советы тебе пригодились! Приезжай еще! Пиши много!:)
Y60 уже и надолго!
Y61TB45- новый зверь - пока изучаю
Мой отзыв: Subaru Legacy 1995

красотища .молодцы.

Николай рассказы просто СУПЕР!!!!!
Мой отзыв: Mazda MPV 2000

Года бегут, как вёрсты Колымы,
То между сопок, то по Серпантинке...
Колымский тракт – по сути, это мы,
Мы, выжившие в центре, и в глубинке.
(с)

Дорога-дорога!
Надо будет тоже съездить к местам боевой славы, то бишь, службы в Бурятии.

Места отчасти красивые. Отчасти. Там, где низины, чахлые лиственницы, болота, смотреть особо нечего. Где горы, там еще есть виды.
Удручает какая-то общая захламленность трассы. Может потому, что грунтовка, глина да скальник?
Огромный, почти безлюдный край, тайга без конца и края и почему-то нет дикого зверя. Ни олень не выйдет на трассу, ни лось, ни медведь, ни хотя бы заяц. Зверя нет, что ли? Или в тех местах любого несчастного оленя на свою беду вышедшего к трассе сразу монтировками забивают?

москва-хабаровск
С Большим удовольствием прочитал и 2-ю часть и посмотрел фото!
Автор МОЛОДЕЦ!!!

Плато Путорана
Прекрасный обзор замечательной поездки!!!
У вас есть право прожить свою жизнь согласно собственному пониманию.

Владивосток-Москва
Читаешь такие рассказы, и как будто сам принял участие в такой поездке!!! Для меня Магадан, тоже является городом в котором я был не долго всего 3 дня, но запомнился он мне на всю жизнь, я пришел из рейса в Магадан и это был первый город и земля которые я увидел после 3 месяцев в море.
Спасибо за рассказ, жду продолжение!

как на РОДИНЕ побывал. Северный Урал тоже есть что посмотреть. Автору есть желание пожать руку при встрече в москве. Наклейку обязательно сделай москва - магадан - москва. Хитрила заслуживает уважения.
Промочишь ноги - откажет горло. Промочишь горло - откажyт ноги.

Отличные фото!Тайсон прикольный друг!!!Привет ему!)))))))...ну и вам удачи!!!)))))))))))))))))))))) ))))
Рассказ супер( Первую часть прочитал тоже), пол рабочего дня наслаждался чтением.... так захотелось совершить нечто подобное! Спасибо автору, последний абзац зацепил... все так оно и есть , только никто этого не замечает!?!? Буду ждать продолжения!

Тайшет
Класный отчет!!!Автору 5+++++.Хитрила не подвела.Ждем продолжения.Ни гвоздя-ни жезла.Михе респект!
мы все стремимся к лучшему-но каждый по своему!

аффтору мега респект! сколько терпения и времени надо было потратить, чтобы выложить на дром сие повествование с многочисленными фото...
как-будто сам по трассе проехал...
Рено Дастер 2л АКП

Южная Якутия
Очень понравилось, а кто такой штурман Миха ?
собаки лучше людей

Миха? Это вот этот балдес и зануда. Хранит Трейла и меня заодно :)))
Я его в самом начале представил.

Энергодар, Запорож
Отчет очень понравился!
Один из лучших на дром ру.

с нетерпением жду продолжение.
А ещё я заметил....у тех кто ездит
в те края что то меняется в убеждениях
и они становятся более как бы сказать
философами.

возможно я и не прав.

Южная Якутия
Понял про штурмана Миху. Начал читать первую часть, классно.
собаки лучше людей

......в Оротукане, на АЗС попытались надуть почти на 10 л. От такой наглости сначала опешил, но быстро придя в себя, объяснил доходчиво заправщице, что так делать нехорошо.

Через две недели на этой же заправке меня, видимо, та же самая ******а Ивановна на 1000 нагнула.Не додала сдачи. Граждане! Будьте бдительны.

gunn40:
Великолепно. Никогда не попаду в эти места, жаль...
Никогда не говори никогда... (с)
Легкой дороги не обещаю. Но нагуляемся вволю! Ваш SUSанин.

Пять+

Ждал эту часть с нетерпением, Николай! Спасибо! Да...перепахали Дорогу "не по-детски".
Прижимы, так особенно. Правильно...на Старую надо заезжать с Магадана, чтобы не расстраиваться...)

Омсукчан - Новороссийск
,,Скальник, мать его! Не надо было гнать на радостях по сухой дороге за 80. Эта дорога всегда проучит.,,
Из своего опыта - в таких дальних путешествиях очень рекомендую ставить датчики давления колёс. При скорости под 90 км/ч, особенно на грунтовых дорогах, колёса нагреваются до 60-65 С. Резина становится очень мягкой и, как следствие...(((. Автор молодец - ровно и спокойно ехал к своей цели. Доброй дороги в будущем.

Ну как и в первой части - пять баллов!!! Очень интересно и приятно читать! Здоровья и удачи по жизни тебе, дружище! Ждём оставшиеся части московско-магаданской эпопеи.

Новороссийск-КМВ
С удовольствием прочитал!
Автор - мастер слова и пера! Фотографии - прекрасны!
С нетерпением жду продолжения!
Мой отзыв: Dodge Stratus 2004

Мой друг уехал в Магадан.
Снимите шляпу, снимите шляпу.
Уехал сам, уехал сам,
Не по этапу, не по этапу.
Супер!!!!!!

Комсомольск-на-Амуре
Молодец! Прочитал обе части с удовольствием!

Пахе 64, респект!
аз ох ун вэй

супер!!!!

toko:
Спасибо, дорогой.
Ничего, Виталь! Какие наши годы? Зайдем с АРЭСа. Только бы Создатель сподобил! :)))

Вот читала ваш отчет и чувство такое возникло" широка страна моя родная, много в ней лесов полей и рек.... и всего остального тоже много" Вы правы, не должны люди в свое стране так жить. Многие просто не знают "есть ли жизнь за МКАДом". Что люди живут вот в таких разрушающихся поселках, ездят по таким дорогам...., причем, хочу заметить, что это огромная территория, большая (ударение на первый слог) часть России. Грустно.
Про сам отчет, без комментариев, отлично написан, даже такими скромными фотками, удачно передано настроение и жизнь, и природа тех мест.
Viam supervadet vadens

Сообщений: 2080
Отличное продолжение. Спасибо!!!
Когда не достигают желаемого – делают вид, что желали достигнутого.

А с Хандыги можно доехать до Аллах-Юня или дороги уже нет?

Фантастика!
Мой отзыв: Toyota Mark X 2007

alexsam:
А с Хандыги можно доехать до Аллах-Юня или дороги уже нет?
Думаю - вряд ли. Если только на гусянках. Но точно сказать не могу. Вам лучше у Андрея спросить - Tail Gunner здесь на форуме. Он живет в Джебариках-Хая и в теме "Дорога к Магадану" постоянно бывает . Или стукнетесь к нему в личку. Удачи.

мега рассказ. одному в такой путь это сильно. 555. автор мужик)

Нерюнгри
С большим удовольствием прочитал оба рассказа. Спасибо за грамотную речь! Ставлю 5+ за смелость.

Спасибо, с удовольствием прочитал.
в моём тревожном чемодане
пуанты гвоздь и беляши
забил покушал и спокойно
пляши
© НиРо

Zokirjon14 Як:
Ставлю 5+ за смелость.
А что, хорошо понимаешь в смелости? Все круги прошел, перед тем, как оценки расставлять?

Ты выскажи человеку свое восхищение, коль сам не способен на такое. Учителя, блин... Сопли под носом не обсохли.

Спасибо, очень интересно.

Автор жжошь из-за таких трусливых как ты складывается впечатление, что местное население Якутии это как нигеры с гетто Бруклина, наоборот МЫ ЯКУТЫ добрые и гостеприимные люди.

Классика жанра! Ждем Магаданского отчета и дороги домой. Едем с Вами.

Новый Уренгой
Мы с братом уже сколько лет хотим поехать на Восток(в частности Байкал и владивосток). И все какие то дела дела дела....
Грустно,что во главе приоритетов стоит "материальное обеспечение".
А вот для отдыха для души не остается ни времени ни сил ни денег .
Друзья уехали во Владик за машиной. Хотя , это скорее всего просто хороший предлог и повод вырваться и бытовой жизни.По хорошему завидую им.

Автор молодец, приятно читать. Хороший слог написания.

Новый Уренгой
Не будь столь кретичен. Смелость имеет много граней.
А то ,что человек поехал один через ВСЮ страну на машине, это Смелость.
Очень многие боятся не то,что бы на дальний восток поехать, на свое черное море на машине. А опасностей хватает. Хотя бы поймать встречку на своей полосе. Я в год по 2 раза с Ямала катаюсь в Татарстан, это без малого 3 т.км в одну сторону. И поверь мне, после очередного увертывания от встречки, иногда пропадает желание ехать. Да и в 90-е с родителями ездили и спали с Сайгой в обнимку.
А вы ,Reiser, способны на такое путешествие ? И куда путешествовали на машине ?

Novosibirsk
Спасибо! Было очень интересно прочитать.
49R

49 / 54
Отличное продолжение!
5 , родные края......
Родину люблю, а государство наше в топку.
O kurwa!!!!!!!!!!!!!

SeverM:
А вы ,Reiser, способны на такое путешествие ? И куда путешествовали на машине ?
Юноша, вы, хоть, вдумываетесь в то, что написано? А написано в адрес г-на Zokirjon14 Як, что, прежде чем расставлять оценки, надо самому пройти через то, что оцениваешь. Что-то я здесь отчетов г-на Zokirjon14 Як не наблюдал, и не ему оценивать смелость или не смелость автора. Что касается, способен - не способен... Да, загляни, дружок, в конец, хотя бы вот этого отчета https://travel.drom.ru/23032/. Там есть референция, в ней и прочитаешь все, о чем спрашиваешь. А в Магадан съезжу... Когда финансово перестану тянуть заграницу. Пока надо посмотреть мир. https://travel.drom.ru/23032/

Автору Респект!как писцу, водителю, путешественнику и земляку! С моим Батей в ТУСМ-6 наверняка работал, он там проработал с 1980 по 1991!
Мой отзыв: Subaru Forester 2007

Про зайцев из первой части, Батя рассказывал, что связисты (и он в том числе) чего только из зайцев на "Сале" не готовили! :) Любые блюда!

Реутов
Прочитал две части - спасибо,все супер.
Также планирую в те края в ближайшее время,пишите подробнее )
Субару Форестер 2,5L CVT 2014

Магадан, Новороссийск
Хорошо написано и показано.
Пишите ещё! Удачи на дорогах!!!!
ZZA

Biysk
Когда то, давным давно, проходил срочную и не легкую службу , в этом забытом богом городишке. Всегда вспоминаю его, с гордостью и большим уважением. Край суровый, а люди, замечательные и очень дружные. Голубая мечта, находясь в серьезном возросте, побывать побывать там, побродить по знакомым улицам, посмотреть вечернею бухту с обилием кораблей и подводных лодок.
...В жизни всегда есть место- глупости...

Леха Якут:
Алексей! А как звали Вашего батю? Наверное работали вместе. Очень интересно!
А из зайцев, да, там столько разного готовили, что любой шеф-повар ресторана позавидует :)

Вас наверное Виталий зовут?фамилия моего отца Зайчиков и судя по годам когда вы работали на „Сале„ вы очень хорошо знакомы.

Продолжение - такой-же шедевр, как и первая часть. Ничего подобного ранее не приходилось читать из отзывов, спасибо огромное, с нетерпением ждем отчета о пребывании в Магадане и об обратном пути.

В среднем доме в "ТУСМе" мы жили тоже!В первом подъезде на 2 этаже. :)

Леха Якут:
В среднем доме в "ТУСМе" мы жили тоже!В первом подъезде на 2 этаже. :)
Леша! Прости, но убей Бог, не могу вспомнить о ком ты. Старый я стал, что-ли? Ты хоть в личку мне напиши, а? Изведусь ведь ;)))

Леха Якут:
Извини. Сразу не увидел. Но все равно не могу вспомнить. Я в ТУСМ-6 работал с 83 по 86. На Куранах Сале работал с 84 по 86 год. Потом три года на Мяундже. Ну, и зовут меня - Николай ;).

Ураанхай85:
Когда трезвые и Вас мало, то да, Вы белые и пушистые.
Чем больше я узнаю людей , тем больше мне нравятся собаки.

Разговаривал с Батей, он говорит, что как раз в 84 году он перестал ездить на "Салу". На фото где вы у стелы "Полюс холода" стоите он всех узнал, кроме Вас. Время идет конечно. Так то наверняка были знакомы. Все равно приятно почитать о местах и людях, которые связаны с Родиной и мною, пускай хоть косвенно. Шурик Шабалкин, о котором писали выше, очень хороший друг моего отца, вместе они часто рыбачили и охотились.

Леха Якут:
Как-то все это странно. Ну, ладно. Буду теперь напрягаться, вспоминать. А Шура был всегда заядлым рыбаком и охотником:)

Это мы на "грозе" работали. У 8 НУПа в сторону Хандыги.

Гастербад
А вы, судя по вашему тону великий гуру-путешественник... Однако, согласитесь - каждый имеет право делать свои выводы и озвучивать их. Так что умерьте свой пыл с понтами в виде вашей ссылки... и не учите других - как думать, и что здесь писать... А то, смотрю, корона вам уже совсем голову сдавила...

Zubtsov

Гастербад
Автор, Спасибо за рассказ...
Читая, видел ностальгию в каждом слове... знакомое чувство...
Когда нибудь и мы доедем... я в это верю..!

Новый Уренгой
Ну так в подпись ставьте ссылки про ваши путешествия, а то впечатление, что пишет прыщавый мальчиш. И умерьте ,так называемый , " юношеский максимализм". У каждого есть право оценивать. И да , понтов по меньше.

AlexZub:
Отлично! Кстати, как там с комарами в это время?
Комарья в конце августа уже не так много, зато мошка прет, как раз в августе.

Интересный и познавательный рассказ. Спасибо.

AlexZub:
Отлично! Кстати, как там с комарами в это время?
Вы знаете - вообще не заметил. Брал пару флаконов спрея ДЭТы для Тайги. И ни разу ими не воспользовался. Может это иммунитет со старых колымских времен? :) Хотя в Подмосковье грызут иногда безбожно.
Я в первое лето тогда там вылил на себя наверное коробку флаконов спиртовой и эмульсионной ДЭТы. Привычки не было. А через пять лет как положил весной в карман рабочей куртки один флакон, так и вынул его осенью пустым наполовину. Так, иногда пару капель мазал, чтобы в глаза не лезли:)
Осенью там комаров, конечно, меньше. А вот мошка бьет сильно. Особенно когда грунт сырой копаешь. Ну, это по воспоминаниям.

Нерюнгри
Вот какой мой ответ специально для тебя, "Умник"; Посмотри на карте где находится Нерюнгри?.(Я подскажу, чтоб умная твоя голова не мучилась это, Якутия.) Теперь насчет соплей;В отличие от тебя знаю изнутри что из себя представляют "Лена" и "Колыма" потому что, я здесь живу и боле 30-ти лет "бороздью"по этим направлениям (Язык не поворачивается назвать "дорогам") одна поездка туда-обратно прощай и прости ходовка, но, не это главное случись какая поломка (не дай бог) даже летом ждать помощи нереально кругом тайга связь не везде вот почему автора я назвал смелым.А ты попробуй в одиночестве повторит хотя-бы 1-ю часть маршрута автора тогда может поймешь почему я поставил ему 5++++ за смелость.(это тебе не по Иранским автобанам летать и по мотелям прохлаждаться)

Парни! Да ладно Вам спорить и ругаться. Меньше всего хотелось когда писал, чтобы страсти еще закипали. Читайте, обсуждайте. У каждого своя правда. Лучше ошибки поищите. Может где чего не так написал. Буду признателен.

О Zokirjon14 Як! Мы с тобой про эти трассы все понимаем. А человек когда-нибудь проедет и поймет о чем мы. Раз путешествует, то рано или поздно в те места потянет. Правда, к тому времени, наверное, "Лену" в асфальт оденут. Так это и хорошо. Больше людей без опаски смогут проехать и красоту Якутии и Колымы увидеть.

Родные края!

Огромная красивая страна! вот бы её в правильные руки....чтобы развивали

Хорошо! Молодцы
какой есть таким и останусь
Мой отзыв: Chevrolet Captiva 2010

«Если государство не может само разумно распорядится всем этим богатством, то нам бы хоть не мешали, а остальное сами сделаем».
Лучше не скажешь!
Спасибо автору за очень красивый рассказ, и действительно в одиночку - это очень смело. Молодец!!!
А участок кескиль- Н.Бестях действительно нужно проходить ходом.....

Саянск
Эх, жаль наверно никогда в тех местах не побываю.

Прижимы это... типа горы срезают? Объясните несведущему человеку
Subaru Legacy BP5 EJ203 2005

Браво! Спасибо за доставленное удовольствие! Приятно читать!
Овощи - не еда, это то, что едят с едой!
Мои отзывы: Peugeot 206 2006, Toyota Cynos 1998

Грозный
Юноша, вы, хоть, вдумываетесь в то, что написано? А написано в адрес г-на Zokirjon14 Як, что, прежде чем расставлять оценки, надо самому пройти через то, что оцениваешь. Что-то я здесь отчетов г-на Zokirjon14 Як не наблюдал, и не ему оценивать смелость или не смелость автора. Что касается, способен - не способен... Да, загляни, дружок, в конец, хотя бы вот этого отчета https://travel.drom.ru/23032/. Там есть референция, в ней и прочитаешь все, о чем спрашиваешь. А в Магадан съезжу... Когда финансово перестану тянуть заграницу. Пока надо посмотреть мир. дурак какой то https://travel.drom.ru/23032/

Был рад познакомиться с автором на дромовских шашлыках в прошлом году,рассказ действительно хорош,Николай-ждём окончания повествования! :)
-Хорошо жить!
-А хорошо жить- ещё лучше!..

Так пацана и не нашли что-ли? Тронуло до глубины души(
Мне тоже нравится как Вы пишете. Спасибо.
Читаю с удовольствием.
Рад, что Вы умные! Огорчён, что не гении.

Дважды прочел первую часть и дважды вторую, один раз вместе, это заслуживает внесения в летопись Дрома, жаль, что нет такой рубрики.
Пока создается летопись, перевел это в формат Ворд и сохранил в своей библиотеке.

И все же интересно, какая....... минусы ставит, ведь не впервый раз такое, может модераторы намылят шею шельмецу?!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! !

Алексей_Сар:
Эх, жаль наверно никогда в тех местах не побываю.
Прижимы это... типа горы срезают? Объясните несведущему человеку
Да. Вы правильно все понимаете. Под дорогу сделана узкая полка. Слева (в горах) скала, справа - обрыв. Но не обязательно скалы. Может быть и холм с речкой, а по склону сделана узкая дорога.
Строго говоря в науке (я просто еще и с изысканиями имею дело как проектировщик) прижимом называется "нагон воды на отвесный (обычно скальный) берег на повороте реки под действием центробежных сил". Вот это - гидрографический термин.

Там, выше, - слева, справа - для примера. Понятно, что зависит от направления куда мы едем

Shakh:
Так пацана и не нашли что-ли? Тронуло до глубины души
К сожалению нашли. Тело. В той реке мальчик не мог выжить при такой воде. И у взрослого сил может не хватит.

Санкт Петербург
С удовольствием прочитал. 5. Да топливо для Хитрилы в тех местах убойное.
Мой отзыв: Nissan X-Trail 2012

Magadanec:
перевел это в формат Ворд и сохранил в своей библиотеке.
Юра! Зачем мучился ;) У меня это в Ворде на Я-диске лежит. Сейчас, правда, ссылка закрыта. Но написал бы - я тебе ссылку на скачку бы дал. Правда первые три части водном файле .. на 200Мб. Одно вот только: в Маге "провода" тонкие:)))

xoxol_mgdn:
Андрюха, спасибо! Про шашлыки в третьей части. Ну, и про тебя тоже:) Тебя же не объедешь :)))

Замечательно отражена природа в фотографиях, супер-поездка и повествование о ней. Жду продолжения.

Молодец,отличное путешествие!!!

krendel49:
А участок кескиль- Н.Бестях действительно нужно проходить ходом.....
А Я ОСТАНАВЛИВАЛСЯ, В ЯКУТСКИЕ СЁЛА ЗАЕЗЖАЛ, С МЕСТНЫМ НАСЕЛЕНИЕМ ОБЩАЛСЯ. РИСКОВАЛ, ВЫХОДИТ, ТОГО НЕ ЗНАМШИ.
С ТРЕЗВЫМИ, КОНЕЧНО, ОБЩАЛСЯ. ОТ ПЬЯНЫХ И В РУССКОЙ, И В ЯКУТСКОЙ, И В АМЕРИКАНСКОЙ ДЕРЕВНЕ ДЕРЖАТЬСЯ ПОДАЛЬШЕ СЛЕДУЕТ.

24->19->77->TJ->78->24->LY->19->72->77->78
Reiser, все знают какой крутой Вы автопутешественник. И Штаты, и Иран... и отчеты у Вас хорошие.
Но объясните, что такого плохого высказал Zokirjon14 Як, что Вы ему так хамите?
Вроде Вы уже в возрасте. стыдно товарищ...
Мои отзывы: Kia Carnival 2008, Honda Civic 2007

Jakut60:
Когда трезвые и Вас мало, то да, Вы белые и пушистые.
Согласен с тобой на все 100.

ОООчень позновательно ждем продолжения!!!
Автору удачи на дорогах!!!

СПб
вообще от души рассказ! жму руку
金色

Железногорск - КМА
Автор спасибо ! Но только пожалуйста давай по быстрее третию часть , а то и четвёртую охота почитать.

Plam1960:
Спасибо Вам! Вчера четвертую отправил в редакцию. А третья ждет в порядке общей очереди :)

странный высказывания автора про другие национальности в нетрезвом виде я бы все таки удалила , потому , что и РУССКИЕ когда водку хлещут тоже далеко не такие дружелюбные )))))

Молодец автор! сам просто мечтаю так съездить. Был в Магадане год назад, город мне очень понравился. Хочу поехать еще.

Отличный отчёт. Сам только вот доехал из Магадана до Крыма. Скоро обратно. Только от Стрелки раньше был поворот на Среднекан, а не Омсукчан, если мы об одном и том же месте.

И вот такое там тоже возможно в любое время с весны до морозов http://news.rambler.ru/20330754/. Кто загорится - учитывайте.

Хабаровск->Краснодар
На бывшей базе ТУСМ не дорожники, а мостовики! Я работал в этой компании когда то, и в 2009 году был там в теплом! Проехал от Якутска до Неры несколько раз, впечатлений много!!! Фотки супер, ностальгия по тем местам! Рад что была возможность там побывать, наверное больше в жизни такой возможности больше не предоставится!!! Пы.сы. Кстати мосты что на фотках, "Атыр-Баса", Тый-Санага, Индигирка, Нера, и еще много мостов по трассе строила и ремонтировала как раз эта компания, я и сам пока работал участвовал в диагностике и ремонте этих мостов!
"не стоит ездить быстрей чем летает ваш ангел-хранитель" (с)
Allion, 2003, 1zz--> Prius 20...

LGM
Magadan
Хорошо написано!!! И фоток много!! Жаль я так не напишу!! Хотя проехал от Омска до Магадана и обратно до Омска!! И далее до Абхазии! На Соренто !! Удачи в дальнейших поездках автору!!

ANDRY 27 RUS:
Андрей, спасибо за уточнение. У меня к Вам просьба. Если не трудно напишите мне в личку про структуру этих самых мостовиков. Как называются, кому подчиняются и как взаимодействуют с ДЭП-133. Люблю во все точность. ;))

Сообщений: 12077
связисту восхищение!
спасибо за экускрс в историю свзяи, вспомнил чему учили в институте)))
отдельная благодарность за 1 часть. и за расшифровки "магадана"
СУПЕР!!!!
сам в шоке

Улан-Удэ. Бурятия. РФ
Сообщений: 2037
Подготовка водителей. Уроки вождения.

Автор нацист оказывается и те кто его поддерживают тоже вот эти товарищи-длиннорублевщики с Нюрки:
Zokirjon14 Як:
Согласен с тобой на все 100.
Jakut60:
Когда трезвые и Вас мало, то да, Вы белые и пушистые.
Если у Вас такое предвзятое отношение нехер ездит по нашей земле, сам часто езжу по этой трассе, бывает помогаю, но если у каждого путешествуещего такое отношение к местным то хер Вам, учтите в Якутии якутов 60%

Спасибо. За две части - две пятёрки.
X-Trail 2.5 | MCVT | T-31 | Серебро с люстрой

интересно.фото супер.автор молодец.

Молодец. Две части я уже поглотил, хочу еще )))
- Bluebird QG18/QU14/99
- Gloria VQ30/HY33/96
+ Presage QR25/TU30/02

Спасибо Николай!!! Я как в детство вернулся. Я 15 лет прожил на Мяундже, закончил там школу. Вот уже года 3-4 все хочу съездить на Колыму. Прочитал ваши первые абзацы о тяге к этому суровому краю, все как со мной. Вот подбиваю свою жену съездить автопробегом, посмотреть в живую и показать родным где я жил, собрать горсть брусники и голубики. Эх... Растеребили душу.

Народ, а что вы так возбудились от слов автора о том, что надо держаться подальше от пьяных якутов? Всем известно, что тюркские и сродные с ними народности имеют природную слабость к спиртному и данный продукт приводит их в состояние буйного нрава. Это доказанный медицинский факт. Для интереса может пообщаться с людьми, живущих в других республиках (я например проверял это в Бурятии, Хакасии, Туве, Якутии, Чукотке), вам много расскажут об это факте, особенно сотрудники МВД. Никто не говорит, что у русских этого нет. Русским надо просто выпить в несколько раз больше, при этом половина тихо засыпает лицом в салате, и половина идет искать на заднее место приключений.

RBMichael:
Я 15 лет прожил на Мяундже, закончил там школу. Вот уже года 3-4 все хочу съездить на Колыму. ..
Эх... Растеребили душу.
Ну, почти земляки ;) В четвертой части про нашу с Вами Мяунджу пишу подробно. Немного терпения. Четвертая часть уже в редакции.

Очень люблю этот поселок. Удачи!

Voronezh
прочитал на одном дыхании, как в детстве книгу о приключениях. Спасибо! Понравились отступления о технических подробностях.
Subaru Forester '03 SG5 Turbo VTD правый руль
Toyota RAV4 '02 3dr правый руль
Мой отзыв: Fiat Punto 2011

Спасибо! Очень интересно!

Усть-Нера
Не знал, что и белая ленточка с болотной есть на Шаман-Ключе =)

Хорошо написано, по русски и для русских, только русский человек испытает особые чувства при прочтении. Но вот про белую ленточку с болотной зря... Огорчило

здорово ))) а продолжение будет ? ))

ааа,будет)) ждём ))

hanurik:
здорово ))) а продолжение будет ? ))
Конечно! 3 и 4 части лежат в редакции и ждут очереди. Пятую сегодня дописал.

Автору - огромное уважение за смелость: в одного в такое путешествие и за превосходные отчеты! Спасибо!!

Архангельск
Повезло вам с погодой. Мы планировали прорваться в Магадан в начале августа, но Дальний Восток сейчас не по-детски топит, "Колыму" размыло на 100 км, и пришлось ограничиться Якутском. Итог для машины (Citroen C Crosser): подвеска основательно убита, по приезду домой в Архангельск - замена стоек и пружин, поменяли рулевые тяги. Ну и пару раз колесо пробили, разумеется. Как же сильно там все зависит от погоды... Скорость падала до 15 км/ч на некоторых участках.
Так что придется отложить поездку к мечте до другого раза. А на озере Джека Лондона вы не были?
Кстати, насчет потерянных фотографий - не пробовали восстановить программками типа Photoresquer? Хорошая штука, выручает.

Angri:
Повезло вам с погодой...
А на озере Джека Лондона вы не были?
Да, с погодой ,конечно, повезло. Но должен Вам сказать, что я время не просто так выбирал. Конечно, главное, это осень там. Но расчет был по многолетним погодным архивам. Так, чтобы войти в Якутию после 20 августа и уйти с Колымы и Якутии не позже 10 сентября.

На Джека никогда не был, но надеюсь побывать. Это действительно жемчужина Колымы.

А фото как только не пробовал восстанавливать. У нас сисадмин в фирме классный. И ему отдавал, Но, увы :(
А Вы все равно молодец, что прошли до Якутска в этих непростых условиях. Я хорошо себе представляю каково там, на "Лене", при таком раскладе.

И пожелаю Вам, чтобы мечта Ваша обязательно исполнилась. Вы же теперь ко всему готовы!

Artoba:
...а Тайсон все-таки класный!!!!!!!!!!!!!()

Архангельск
Спасибо! Будем стремиться к осуществлению мечт.

Сильное путешествие.

100+++

Салют! Вода в Шаман - ручье (Ключе - как у Вас написано) очень богата серебром! Местные (п. Развилка) заливают эту воду для закруток овощей, и даже не кипятят. Хранится так же долго) И вообще если налить в бутылку - не тухнет. Сам с тех мест родом. П. Хандыга. Каждый год стараемся выезжать на трассу) до метеостанции Восточка, ну и другие направления (Нежданка, Тополиное и т.д.). Даже жену свою свозил туда) живу сейчас в г. Якутск просто, она такого не видела никогда).
P.S. Согласитесь фотографиями и рассказами не передать всего. Особенно чувства приключения и влечения и красоты гор. Фотоаппарат этого не видит.) Желаю удачи.
Всем рекомендую побывать в нашем крае. На дороге построенную на костях людей, посмотреть на "плачущие" (кто знает, тот поймет) по ним скалы черного прижима.

Кстати там Федералы, москвичи "СтройгазКонсалтинг - Север" дорогу поверху обоих прижимов и через все "Ласточкино гнездо" делают. Так что нет теперь узенькой дорожки...

Если что есть много фото этого года (лето)

АНЗГ
Огромное СПАСИБО!

Курск
Читаешь не отрываясь. 5+

В пред перестроечное время по служебным делам несколько раз пришлось побывать в Якутске в январе-феврале. Выезжал на автотранспорте в Кангалассы и Нижний Бестях. Сам коренной сибиряк, всегда восхищался способностью людей, зачастую приезжих из средней полосы России, не только жить в тех условиях, но еще и работать. Глубочайшее мое уважение всем им!

Ромашково
это не просто ПЯТЬ за путешествие! Это публиковать надо и гонорары собирать! Молодец автор!
Хадость ушастая с кисточками! (с)

Молодец!

gunn40:
Великолепно. Никогда не попаду в эти места, жаль...
От сумы и тюрьмы не зарекайтесь :)))) Тьфу тьфу тьфу, конечно

Ураанхай85:
Ага по Вашему комменту очень добрые, особенно когда "синие" :)))

Dirty Mount-Mining town.14reg.
Да,уголь добывают у нас,в Джебариках.В Хандыге производят только фекалии и бумажки.Паразит на теле района.
Митсуока-Рюога,Актион-Спортс.Милое Хоккайдо,я тебя Хонсю,за твоё Сикоку я тебя Кюсю!