|
Первая часть: Москва—Улуу
Глава 13. п. Улуу—п. Мегино—Алдан. День десятый, с переходом в 11-й. 20-21.08.2012 г.
Проспал часа два с половиной. Проснувшись, понял, что болей нет и в помине. Засыпая, дал себе установку часа на три. Получилось меньше, но эффект был полным и положительным. Можно было ехать дальше.
Вылез из машины и тут заметил сложенный кусочек бумаги и засунутый в щель двери. На листке было написано: «СМС-ка. Мы пошли дальше до переправы на Алдане». Ага. Значит, Женя с семьей останавливался около меня, пока я спал. Я же их ночью обогнал где-то по трассе. Уже после поездки он любезно прислал фотографию того дня. Оказывается ребята, увидев мою машину, остановились, но будит меня не стали. Пообедали рядом, и пошли через Н. Бестях до Мегино—Алдан, т.е. до паромной переправы на Хандыгу. Вот фото Евгения (Мальдяк). Позволю себе показать его, так как, и снято приличной камерой, да и нечасто тебя снимают в путешествии со стороны.
Попробовал связаться с Женей, но связи не было. Ладно, поеду догонять ребят. Перекусил галетами с простой водой. Не хотелось опять спровоцировать что-то подобное утренним неудобствам. Иногда и поголодать полезно. Впереди был п. Улуу, где я намеревался дозаправиться до полного бака.
Осенью 83 года я тут работал пару недель в местном линейно-кабельном цехе. У них были грозовые повреждения на кабельной магистрали, проходящей между Н. Бестяхом и Сковородино. Называлась она тогда КМ-18Е. И чтобы понять, как тут в Якутии ищут и устраняют грозовые пробои изоляции кабеля, я и поехал в командировку. Теперь, разумеется, магистраль выведена из эксплуатации и цех закрыт. Связь ушла на РРЛ-184 и спутник. Ну, смотреть старые места мне пока, что некогда. Загляну сюда на обратном пути.
Цены на бензин неуклонно росли.
Протяженность участка трассы «Лена» от п.Улуу до Нижнего Бестяха 260 километров. Мне и в навигатор смотреть не надо. Тут был обслуживаемый усилительный пункт (ОУП), следующий в Н. Бестяхе, а между ними всегда примерно одно расстояние, ограниченное возможностями оборудования систем К-60П. Да и на трассе ориентироваться на дорогах, где проходили эти кабельные магистрали всегда просто. Например, для К-60П необслуживаемые усилительные пункты (НУП) стоят примерно через каждые 20 км. Это те самые, обвалованные дерном «блиндажики» или металлические будки, которые многие видят у дорог. Для других систем расстояния между НУП будут другими. Чем больше канальность систем, тем короче участки между НУП. Более высокие частоты затухают быстрее и их надо чаще усиливать. Немного все упростил, конечно, для понимания. Только все это постепенно уходит. Прогресс. На волоконно-оптических магистралях и усилители оптические и принципы цифровые. Да и они практически не нужны между городами. Разве, что на внутризоновых и местных линиях с небольшими цифровыми потоками, где вместо усиления регенерация, и НУПы или точнее необслуживаемые регенерационные пункты (НРП) стоят на кабелях с медными жилами.
Сама же трасса несколько отличалась от предыдущих участков. Наряду со старыми, грунтовыми, реконструированных участков с асфальтом и без него, здесь больше. На подъезде к Нижнему Бестяху уже практически все в асфальте, только песка на трассе многовато. Ничего не поделаешь, Лена рядом. И не обслуживается пока, как положено. Но знаки с дорожными указателями по трассе почти везде уже стоят.
К шести вечера пришел в Нижний Бестях. Изменился поселок, конечно, сильно, по сравнению с тем, каким я его знал в восьмидесятых. Магазинчиков, сервисов, контор разных теперь, как в любом поселке при трассе на наших дорогах. Тем более, что тут и паромная переправа на Якутск, и железная дорога уже пришла сюда. Большой транспортный узел перевалки для всей Якутии образовался. Поворот с трассы на первую переправу, в Качикатцах, ведущую в Якутск через Покровск по левому берегу Лены, я проехал еще сто километров назад. На обратном пути переправлюсь здесь в Якутск, где работал, и обратно пройду через Покровск на переправу в Качикатцах, тем более, что там старого асфальта километров семьдесят.
На выезде из поселка дозаправился. На мигающем табло зафиксировалась, правда, только цена 95-й. Но и цена на 92-й тоже совсем не радовала. Ну, может хоть поставки бензина по ж/д в будущем повлияют на монопольно высокие цены в этом регионе.
Впереди начиналась трасса М-56 «Колыма» или Р-504 по-новому. И ее первый участок лежал в междуречье Лены и Алдана. Это место, многократно описанное другими путешествующими, представляет собой «родовую» Якутию или Саха — как кому будет угодно. Места по большей части равнинные, с многочисленными пастбищами или аласами, как это правильно здесь называется.
Алас — котловино-провальный рельеф или впадина с относительно ровным дном и растительным покровом из разнотравья. Глубина их от трех до семи, но иногда и до трех-четырех десятков метров и площадью до нескольких квадратных километров. Идеальные пастбища для скота. Аласы перемежаются с небольшими озерами ледникового происхождения. Удобнее мест для скотоводства и не придумаешь. Коровы и якутские лошади основная составляющая картин по сторонам от трассы и основной объект труда местных жителей.
Еще в этих местах встречаются булгунняхи — небольшие бугры мерзлотного пучения с ледяным ядром. По науке они гидролакколитами называются. Многолетняя мерзлота достаточно разнообразна в своих проявлениях. В этих местах глубина многолетней мерзлоты («вечной» мерзлоты по науке не бывает) доходит до четырехсот метров.
Для путешествующих по Якутии впервые есть еще одна проблема. Это местные и особенно когда «синие». Для людей, не имеющих опыта общения с саха, я бы все-таки порекомендовал не останавливаться, по крайней мере, надолго в населенных пунктах и быть осмотрительными в общении с местным населением. Так оно спокойней. А лучше проходите ходом от Бестяха до Мегино.
Раньше летом здесь не ездил. По зимнику доводилось. Ну, или на вертушке. Раньше летом машины шли от Якутска на баржах по Лене и Алдану до Хандыги. Паромной переправы и трассы считай, что не было.
Сама же трасса представляет собой грунтовую дорогу из смеси суглинка, песка и глины. В дожди очень коварное покрытие и по трассе таскает — мама не горюй. Такие дороги в Якутии мне знакомы. Любые протекторы забиваются моментально, а оплывающие обочины очень коварны при наезде на них. Асфальт встречается немного в населенных пунктах. Но на мое счастье дождя не было, и главное неудобство представляла их себя пыль. Национальный якутский транспорт — «бешеная серая буханка». И они тут реальная угроза вашей жизни и здоровью. Носятся со скоростью не меньше восьмидесяти — девяносто и соблюдать правила считают излишеством. В низинах, при отсутствии ветра, пыльный шлейф от них и изредка проходящих грузовых, как правило, с прицепом или длинномеров, стоит очень долго. В таких местах надо быть очень аккуратным с обгонами. Хорошо, что шел на восток и заходящее солнце было сзади. На обратном пути вечернее заходящее солнце, бившее под козырек, и пыль от встречных были реальной проблемой. Пока не стемнело, немного писал на регистратор.
В Чурапчу пришел, когда уже совсем стемнело. «Чурапча с Харбалой — Сцилла и Харибда этой трассы» — записал в Твиттере. Это была не просто «жесть», а «жесть оцинкованная». Просто глина, вываленная на трассу и только местами чуть приглаженная бульдозером. Хотя в пятидесяти километрах не доезжая этого места, работали три грейдера и неплохо «прогладили», предварительно замоченную поливалками трассу.
Глина уже успела подсохнуть, и приходилось лавировать между ее кучами на обочине и торчащими из дороги буграми.
Так и шел со средней скоростью — где сорок, где пятьдесят до с. Мегино — Алдан. Чуть в стороне от него и была паромная переправа через Алдан на Кескил. На берегу было пусто, и стоял паром, уже загруженный несколькими машинами. Все подъезжающие ночью сходу грузились на него до полной загрузки к утру. Никакой знаменитой «тусовки» на погрузку не было.
Заехал на паром. «Патриот» Евгения стоял первым у аппарели на выезд. Ребята спали в машине. На часах был четвертый час ночи. Последние километры дались тяжело и в сон клонило капитально. От Улуу, где спал всего-ничего, прошел около 650 км. Средний расход вырос до 8,6 л/100 км. Спать, спать и еще раз спать. Ничего другого не хотелось. От воды тянуло речным холодком. А в машине было тепло и по-домашнему уютно и, как заснул, не заметил — ни мыслей, ни снов.
Глава 14. с. Мегино—Алдан—с. Кескил—п. Хандыга. День 11-й. 21.08.2012 г.
Проспал три часа. На пароме двигатель не включал и под утро утренняя свежесть реки начала пробираться в машину. Стоял довольно плотный туман. «Придется солнышка ждать, выйдем позже. Но утро обещает быть погожим», — подумалось мне.
Отошли в десятом часу. Кассир обошла машины для оплаты. Тариф на мою машину был 500 руб. и 100 руб. с человека. Итого 600 руб. Женя еще спал в своей машине, и я поснимал немного обстановку на пароме и реке.
Немного удивила баржа с углем, шедшая вверх по течению. Уголь вроде в Джебариках-Хая добывают. А Джебарики как раз выше по течению за Хандыгой.
Пришли в Кескил. Разгрузились. И устроили маленькую фотосессию после разгрузки. Это фотографии Евгения, снявшего наши машины и меня.
Машинки после езды по якутским дорогам были, как и положено, изрядно чумазыми.
А это уже мои фотографии. Представляю — Евгений.
Один из членов семьи Евгения, шарпейчик с грозным именем Тайсон. На самом деле очень симпатичный и милый пес. Тоже путешественник.
От Кескила до Хандыги примерно тридцать километров. Доехали быстро и заправке встретились с Василием. Пока познакомились воочию, пока решили, что я останусь и переночую у Васи, а Женя с семьей поедет дальше, так, за разговорами, я и про фотоаппарат забыл.
Василий на своем «Паджерике» проводил семью Жени до приличного хандыгского кафе, по-моему, «Азия», и мы с ним поехали к его дому.
Фотографии этого вечера у меня, увы, пропали. В Магадане неудачно слил на большую флешку и, освобождая место на картах, удалил их. Там были фото семьи Васи — жены и двух дочурок, встретившись меня очень приветливо и окруживших заботой. Жаль, конечно, очень.
Проговорили, разумеется, до вечера. Было о чем. Машины, охота, рыбалка, Север, да и просто за жизнь. Раньше-то только на форумах общались. И на Ганзе и на Drom.ru. Вечером Васе надо было идти на службу. Ночное дежурство. Он пожарный в местном МЧС. А я лег спать на любезно выделенном мне диване в большой комнате. Утром выезжать рано. Погода к вечеру опять испортилась.
Глава 15. п. Хандыга — п. Усть-Нера. День 12-й. 22.08.2012 г.
Проснулся в шесть. Супруга Василия накормила завтраком со свежезасоленным хариусом. Забытый вкус. Спасибо за приют и ночлег. Попрощался и поехал к Васе на службу. Надо тоже было попрощаться и узнать обстановку в районе п. Кюбюме.
Была договоренность, что ребята, с кубюминской заправки, знакомые Васи, помогут переправить мой Трейл через р. Кюбюме. Хотелось пройти до Куранах-Салы. От Кюбюме до Салы 240 километров и дорога там вполне проходима для моего аппарата. Мосты на Куйдусуне и Индигирке пока стояли. Однако, самому, даже в низкую воду, мне р. Кюбюме не преодолеть. Мост там давно разрушен. Построить новый обещают только в 14 году. На буксире тоже не пройти потому, что из-за незащищенной электроники надо вырубать зажигание, а на Трейле электроусилитель руля. При прохождении проток там нужна активная рулежка. Без усилителя слишком большие риски. Тут другой аппарат нужен. Мой для таких дел не подготовлен. Но ребята обещали найти машину и перевезти моего коня в кузове.
Доехал до местного МЧС. Вышел немного заспанный Василий. По-моему это хорошо, когда пожарные по ночам могут немного поспать.
Вася сообщил, что уровень воды в р. Кюбюме очень высокий. По информации, прошедшей ночью по МЧС вчера там попытались переправиться якуты на «буханке». Машину потоком стащило в яму и при эвакуации погиб ребенок. Похоже, что переправу там и проход до Куранах-Салы придется отложить на обратный путь. Начальник тамошней заправки, Андрей, был все-таки предупрежден Васей обо мне и обещал помощь по переправе, когда спадет вода. Порешили, что я на месте уже уточню всю обстановку у Андрея и приму окончательное решение.
Попрощались с Василием, и я двинулся в сторону Теплого ключа. Дорога на этих 72-х километрах была хорошо знакома чуть ли не до метра. Еще бы — столько по ней когда-то довелось поездить и поработать на нашей кабельной магистрали, лежащей вдоль трассы, обслуживая ее и устраняя повреждения.
Состояние дороги на этом участке, что в те времена, что сейчас всегда было вполне приличным. Хорошо отгрейдерованная грунтовка. Грунт местный с речным камнем. Скальника немного закатано. В п. Теплый Ключ раньше находилось Хандыгское эксплуатационно-линейное управление дорог (ХЭЛУАД), именуемое теперь Управление ФКУ Упрдор «Колыма» (ДЭП-133). Да и в Хандыге есть ООО «Дортранс». Так, что участок дороги всегда был под повышенным вниманием дорожников.
Кроме того в Теплом, со времен перегонов в войну самолетов по лэндлизу по трассе «Аляска—Сибирь» находится аэропорт «Хандыга». Вот трасса перегона «Алсиб».
Сейчас уже летают там мало. Не то, что в восьмидесятых. Но все равно работает. Полоса там короткая 1 800 м, но всякие АНы и ЛКи, не говоря уже о вертушках, вполне могут взлетать и садится на него.
А наша база связистов — ТУСМ-6, после закрытия магистрали КМ-180 перешла к дорожникам. Так, что этот участок, как раньше говорили, от «райцентра» до аэропорта, проходится без каких-либо проблем.
Дорога, если смотреть по карте, идет вдоль реки Восточная Хандыга через п. Теплый Ключ и до водораздела в районе закрытой уже метеостанции «Западная», иногда подходя к ней совсем близко. Восточная Хандыга — правый приток р. Алдан, одного из двух самых крупных наравне с Вилюем притоков р. Лена. В.Хандыга и в равнинной части и в горной — очень красивая река.
Вот такую панораму даже сделал из шести фотографий, снятых на короткой остановке у реки. Жаль, день был пасмурным и периодически накрапывал дождь.
Заехал в Теплый Ключ. Дозаправился на АЗС при въезде в поселок.
Слева, в начале поселка, располагался когда-то городок ТУСМ-6. Сейчас это уже база дорожников.
Вот в среднем из трех домов мы и жили. Я перебрался сюда к будущей жене в октябре 1983 года. Расписались тоже здесь, в местном сельсовете. А дочь Иришка родилась в Хандыге в 1984 году. В Теплом Ключе своего роддома не было.
Некогда вполне симпатичный поселок сейчас произвел какое-то гнетущее впечатление. Многовато следов разрухи и заброшенности. Расстроился и не стал задерживаться и мимо аэропорта выехал побыстрее на трассу. Впереди ждали горы. Самый интересный из участков моего маршрута и самая красивая дорога из тех, что я знаю.
Первый хребет Сетте-Дабан уже маячил впереди. В переводе с якутского «Семь ступенек» или перевалов. Он проходит от Верхоянского хребта до Джугджуру и Станового нагорья. За ним водораздел, хребет Сунтар-Хаята.
Сотый километр. Развилка на п. Тополиное и когда-то можно было пройти до Депутатского.
Река Томпорук.
Пройдя невысокий Томпорукский перевал, подошел к ручью Атыр-баса.
На ручье стоял свежий мостик из лиственницы с идеальным полотном и сходами. В ручье возился небольшой китайский бульдозер, разгребающий временную перемычку объездной дороги с трубами перепуска. Разгребал прямо в поток. Отчего ручей вправо от дороги по течению представлял собой сплошную мутную струю, уходящую в Хандыгу. Бедный хариус. Он еще долго сюда не зайдет. Муть-то сойдет. А вот ГСМ, смытые с техники, надолго останутся на камнях. Хариус к чистоте воды относится щепетильно.
Помню однажды, долго не могли понять, почему одна из речек «мертвая». Рыбы вообще никакой. А потом, когда дошли по распадку до истока, нашли пару ящиков с аммоналом. На остатках упаковки читался 37 год. Дожди медленно смывали его в реку. Какой уж тут хариус?
Чуть дальше было примечательное место с сэргэ и навесом. Шаман-Ключ на одноименном ручье. Ключ не замерзает и в самые лютые якутские морозы. Ряска на воде никак не отражается на питьевых свойствах — вода чистейшая. Тут ведь в ручьях вода с оттайки. Хоть в аккумулятор лей. Напиться только трудно. Солей вообще нет. Да еще мыло плохо смывается.
Пришлось достать НЗ для медицинских нужд и плеснуть по охотничьей традиции старику Бай Байанаю спиртику. И белую ленточку повязал… с Болотной площади. Традиция. Да и удача в горах мне не помешает.
Пройдя Ласточкино гнездо, дошел до поворота на Нежданинский ГОК. На Хандыге уже стоял обновленный мост.
Городок строителей перед Желтым прижимом на берегу В.Хандыги. Живописные места выбирают строители, однако.
А вот и сам Желтый. Распахали его прилично. До окончания работ по расширению — один год.
С погодой, конечно, не повезло. Проходить этот участок, разумеется, лучше в хорошую ясную погоду. Тогда можно это видеть во всей красоте. Там есть на что посмотреть. Да и безопасней оно, по солнышку-то. Узкие места еще оставались на обоих прижимах.
После Желтого, разумеется, идет Черный прижим. При выходе на него есть карман, где останавливаются все путешественники. Удобная смотровая площадка.
И первое, что меня интересовало, это, конечно, вантовый переход через р. В. Хандыга. Когда проектировали кабельную магистраль КМ-180 «Якутск (Н.Бестях)—Магадан (Стекольный)», в это место попал НУП. 6-ой от Теплого Ключа. У систем К-60П не так много возможностей по изменению длины усилительного участка. Номинальная длина его для кабелей МКСБ-4х4х1,2 составляет 19,3 км. Длину участка можно менять от 17,3 км. до 21,3 км. И получилось так, что на правом берегу В. Хандыги, где вдоль колымской трассы и проектировался кабель, поставить НУП было негде. Кругом горы и место, если и было, то только на редких галечных косах береговой части реки. А там не поставишь из-за непредсказуемого поведения уровня этой горной реки. И проектировщики пошли на оригинальное решение — поставить НУП на другом берегу, а кабели (4 кабеля «вход-выход») через реку перевести по вантовому переходу. На том берегу было место для НУПа и даже вертолетной площадки для обслуживания и аварийных ситуаций. Шестой НУП последний в секции питания от Т.Ключа, и там нужно было еще разместить рабочее заземление, т.к. система питания для этой магистрали была принята «провод-земля». К слову сказать, этот переход один раз порвало в сильный паводок и его восстанавливали. Хандыга река мощная и, как уже говорил, непредсказуемая.
Вот так и появился, справа перед началом Черного прижима «подвесной мостик», который так любят фотографировать внимательные путешественники, не очень понимая, зачем он тут. Ну, как смог — объяснил.
Конечно, с реконструкцией уходит часть дикой красоты этих мест. Но жизни людей дороже. Сколько тут народу погибло и не сосчитаешь, начиная с войны. Правильное это решение — обустроить оба прижима.
«Желтая» площадка на той стороне, это металлическая площадка для лебедок, которыми регулировалось натяжение вант перехода. Лезть туда желание не возникло, так как дождь прилично усилился. Там есть деревянная лестница на этом берегу реку, с частью сохранившихся ступеней-перекладин. В хорошую погоду вполне можно аккуратно спуститься.
Ну и сам Черный, хотя и был частично прикрыт облачностью, производил не менее грандиозное впечатление, чем впервые увиденный мною в тот далекий восемьдесят третий.
На прижиме взрывали. Работы по его расширению ведутся интенсивно. Пришлось в двух местах ждать, когда расчистят дорогу.
В дождь, на прижимах, есть еще одна опасность. Подмытые дождем камушки на склонах летят на трассу. И пару раз я явно ощутил их несильные удары по кузову. Но тут уж ничего поделаешь. Наверное, Черный так сердился на людей, нарушивших его покой и непрерывный дождь в этот день.
На выходе с прижима, через речку Некуння (правильней, конечно, Нэкунджэ или, на крайний случай, Нюкуння) велись работы по строительству эстакады перехода через реку и ухода от петли дороги в этом месте.
В некоторых местах дорога уже расширена.
И вот именно тут на приборке выскочил «Джеки Чан». Пришлось остановиться и осмотреть двигатель и все агрегаты. Регистратор не выключал.
Внешний осмотр, проверка уровня жидкостей и пр. ничего не дали. Все было в порядке. Наверное, бензин. Возможно, последняя дозаправка в Т.Ключе принесла сюрприз. Если катализатор то, посмотрим динамику и мощность тяги по горкам. Неприятно, конечно, но все равно ехать надо.
За прижимом начало постепенно светлеть и дождь почти прекратился.
Машина вела себя вполне адекватно. Ни малейшего намека на потерю мощности. Если ничего больше не вылезет, оставлю все так до проверки в Магадане. Может там Consult найдется.
Прошел «Заячью петлю» и «Чертовы ворота». На кроссовере серпантин «заячьей» не так впечатляет, как зимой на «Камазе» с прицепом. Там даже рукописный аншлаг в мое время кто-то ставил: «Камазисты! Не бз…ть!». «На ножницы» «Камазы» тут зимой регулярно уходили.
По легенде на Чертовых воротах во время строительства силами дальстроевского Дорлага этой трассы в 41-43 годах было пулеметное гнездо. Иностранцы окрестили эту трассу «Road of bones» (Дорога на костях). Не помню, чтобы кто-то даже из старых зэков, с которыми много общался в свое время, так ее называли. Хотя правда в этом названии, безусловно, есть.
Ручьи тут частенько текут прямо через трассу.
Прошел Восточку или «Восточную метеостанцию». Когда то было две метеостанции «Западная» и «Восточная». Располагались они по обе стороны водораздела. «Западной» в районе Развилки уже нет. Там только полуразрушенный домик сохранился. А «Восточка» работает.
Недалеко от нее, на Каменистом, проходит часовой пояс. Здесь уже +8 часов. И люди плевать хотели на медведевские указы про смену часовых поясов. Как жили, так живут по-старому поясному.
Граница Томпонского и Оймяконского районов Якутии.
На отрезке выхода трассы в долину к «Восточке» и далее, дорожники тоже интенсивно реконструируют трассу.
Не так далеко (по северным понятиям) от этого места есть один уникум. Правее истоков Сунтара есть знаменитая гора Берил (2 924 м.) и одноименный ледник. Вот оттуда, из ледника, берет свое начало ручей Делькю. И начинает он свой путь в Охотское море, т.е. в Тихий океан. Но потом он разделяется на Делькю-Куйдусунскую и Делькю-Охотскую. Так вот. Первая, впадает соответственно в Куйдусун, который впадает в Индигирку и течет, таким образом, в Ледовитый океан. А Делькю-Охотская течет себе спокойно в р. Охота и далее в Охотское море, т.е. в Тихий океан. Один ручей, одна вода и два океана. Вот такое уникальное место тут не так далеко есть.
Дождя уже не было, и я спокойно к шести вечера подошел к развилке у АЗС «Кюбюме» «старой дороги» на Томтор и «новой» на Усть-Неру.
Старый, разрушенный мост через р. Кюбюме на Томтор. Рядом кюбюминская наледь.
На тот момент хабаровские мостостроители приступили уже к разборке старого моста. Строительство нового грозятся закончить осенью 2014 года.
Заехав на АЗС «Кюбюме» встретился с Андреем, начальником заправки. Он подтвердил, что вода в «Кубе» очень высокая. Вчера действительно «буханка» с пьяными якутами «нырнула» в яму на переправе и легла на левый борт. Передавали ребенка из УАЗа на торчавший над водой правый борт мальчика шести лет и выронили. Его унесло потоком. Ищут. Очевидно, тело. Уцелеть ребенку в этой реке шансов нет.
О переправе моей машины в кузове грузовика речи пока и не могло идти. Вода высокая, идут поиски и здесь не до меня. Ну, ладно. Делать нечего — оставлю еще попытку на обратную дорогу. Пообедал в кафе «Куба». Там даже есть спутниковый телефон. Другая связь на отрезке Хандыга—У.Нера только у строителей (спутник) на прижимах.
Номер телефона на АЗС «Кюбюме».
Дозаправился. Время уже семь вечера. По трассе 265 километров. Трасса хорошая, еще новая, хотя и гравийная и вроде бы недалеко. Но с учетом горного профиля трассы скорость будет ниже 50-ти. И еще там, на подходе к У. Нере Ольчанский перевал с хорошими серпантинами. Идти придется его уже в темноте. Это, конечно, неправильно. Там очень красивые виды и его надо проходить днем. А второе — скорость ночью еще упадет — Ольчанский перевал непростой и в Неру я приду, скорее всего, где-то к часу ночи. Однако желание сэкономить время все-же пересилило. И я, попрощавшись с Андреем, вырулил на трассу в сторону Усть-Неры.
Описывать ночную езду по тамошним дорогам дело неблагодарное. Поймет лишь тот, кто ходил по таким трассам. Выручали как всегда верхние ходовые. На таких трассах ощущаешь себя песчинкой, затерянной на необъятных якутских просторах. Жутковато. Отвык уже за столько лет. Немного нивелировала ситуацию дорожная обстановка. Строили то недавно — отбойники, указатели, отражатели — все пока на месте. Вот пара фото из регистратора.
Дальше он был в темноте бесполезен. На Ольчанском перевале и его серпантине на сходе скорость упала до 30. Сильно хотелось спать. Непростая трасса, удлиненный ходовой день и выматывающий дождь в первой половине на горных участках — делали свое дело. Глаза просто слипались. Пришлось даже выпить кроме кофе еще и энергетик. Помогает он ненадолго. В Неру я пришел в результате к половине второго.
Заезжая на мост через Индигирку увидел мечущегося в свете фар зайчонка. Подумал: «В город за букварем пришел. Первое сентября скоро». Рассмеялся и плавно отвернул, переключившись на габариты.
Гостиница в Усть-Нере не подавала признаков жизни. Стучал, стучал — бесполезно. Подъехал какой-то парень на «Делике». Спросил у него, не знает ли телефон гостиницы. Тот, что у меня записан, не отвечает. Парень сказал: «Щас», — и уехал. Приехал минут через десять и продиктовал телефон. Еле дозвонились. Мест нет без вариантов. Парень сказал, что покажет еще одну, ведомственную, золотодобытчиков. Поехали. Но и там все было занято приехавшими на семинар своими работниками. Поблагодарил парня за участие. Имя он так и не назвал. Может потому, что был слегка подшофе. Спасибо тебе, добрый человек за участие.
Делать нечего. Вернулся за Индигирку, на стоянку дальнобоев у трассы и лег спать в машине. За день прошел 585 км. Самый сложный из ранее пройденных участков. Средний расход вырос до 8,9 л/100 км.
Глава 16. п. Усть-Нера—г. Сусуман. День 13-й. 23.08.2012 г.
Проснулся в 9:00. Ночью начался дождь, и стоянка превратилась в сплошное месиво. Все уже разъехались. Надо было подумать о завтраке. Поехал опять в Неру.
Прокатился туда-сюда по центральной улице Ленина в поисках кафе. Подсказали, что кроме ресторана есть неплохое кафе «Уют» и объяснили, как проехать.
По дороге проехал местный узел связи. С этим узлом, в бытность пребывания на Куранах-Сале мы работали потому, что для обеспечения связи в п. Томтор с нашей магистрали было сделано выделение с 8 НУПа одной группы 12 каналов. В Усть-Нере тогда я бывал раза три. Еще и по делам воинского учета. Военкомат, естественно, находился здесь, в райцентре Оймяконского района. Правда, еще один раз мы, с нашим водителем, в восемьдесят пятом, жили здесь дня три, когда приезжали к знакомым ребятам на автобазу геологоразведки за запчастями для нашей техники. Последний раз был здесь в марте 1986г., когда приезжал сниматься с офицерского учета. Тогда я уже перебрался в поселок Мяунджа, и на учет надо было вставать в Сусумане. Так, что с этим поселком я немного тоже знаком.
Кафе «Уют» находится недалеко от водокачки. Готовят неплохо и цены вполне сносные для этих мест. За приличный обед 280 руб.
Поселок Усть-Нера, особенно в дождь, не очень приветлив. Да и грязновато на дорогах — угольный шлак делает свое дело. Но, безусловно, это никак не относится к людям, живущим здесь. Все приветливы, стараются гостей и накормить, и обогреть по возможности. Да и в помощи или добром совете никогда не откажут.
Позавтракав, поехал на выезд из города, к заправке. Заправился по 40,50 руб. за литр 92-го. Цены на бензин уже не просто «кусались», а нагло грызли кошелек. Но тут уж без вариантов. Одна заправка.
Дождь начал стихать. Однако мелкие в сухое время речки вдоль трассы поднялись и грозно шумели.
Дождь прекратился примерно через 60 километров после У. Неры, когда подошел к мосту через одноименную реку перед прижимами.
Впереди были Нерские прижимы.
Эти прижимы очень красивые. Они невысокие, и совсем узкое место там осталось всего одно. В этом месте пришлось даже вылезать из машины и убирать крупные обломки камней. В довершение всего еще из какой-то шальной тучки остатки дождя вылились на трассу. Но дорога там, повторяющая меандры реки, по-прежнему опасна из-за массы закрытых поворотов. Мест для обгонов там достаточно, но их иногда надо терпеливо ждать. И при этом в некоторых местах приходится почти прижиматься к скальным осыпям, что в дождь, как я уже говорил, может быть опасно из-за камнепада.
После прижимов подошел к п. Артык. Информации о том, что на КПП капитан Василий в отпуске у меня не было. Пришлось проехать Артык по всем правилам. Капитан мужик серьезный и службу знает. Вот даже такой шутливый ролик сделал. Качество, правда, неважное. Ну, да уж какое есть. Картинка Texeta «кисти не дает», да и разрешение было выставлено в регистраторе невысокое, с целью экономии места на карте памяти.
https://www.youtube.com/watch?v=GrVyqTqly8g
Фото капитана пришлось взять у С. Доли из материалов его зимнего путешествия по Колымской трассе.
Этот пост — единственный от Усть-Неры до Сусумана. Создавались эти посты в основном для контроля по золоту, алмазам и т.д. Всего их было в Якутии, кажется, одиннадцать. Большинство уже закрыто. Этот пока работает. Ну, когда Василий не в отпуске. А граница между Якутией и Магаданской областью проходит дальше. До нее, на реке Делянкир, еще около пятидесяти километров.
Трасса на участке до Кадыкчана была на тот момент в очень хорошем состоянии. На отдельных участках позволяла развивать скорость и более 90. И хотя скальника в полотне здесь не так много, я старался все-же идти с разумной скоростью, иногда только разгоняясь свыше восьмидесяти. Кроме того природа вокруг настраивала на неспешный лад. Соскучился за столько лет.
На этом участке основной перевал это «Колымо — Индигирский». Сам по себе он невысокий и достаточно плавный. Хребет горной страны Черского, через который идет перевал, называется Тас-Кыстабыт или в переводе «Поваленные камни». И как следует из названия перевала, хребет является водоразделом между реками Индигирка и Колыма. Ближайшая к перевалу одна из вершин хребта это гора Баранчак (1559м). Под горой, на слиянии рек Аркагала и Хакчан, находится заброшенный поселок Усть-Хакчан.
В п. Кадыкчан, также, как и в п. Мяунджа, где я проработал около трех лет, заезжать я не планировал. Заеду на обратном пути. Поэтому без остановки прошел Аркагалу, Кадыкчан, АРЭС и развилку Мяунджа—Кедровый. Во второй части напишу об этих местах подробней.
Следующий невысокий перевал на участке между Кадыкчаном и Сусуманом — Аркагалинский. Самая высокая вершина здесь г. Мяунджа (1 670 м.)
За перевалом, справа от дороги, пошли старые золотоносные выработки. Пейзажи почти «лунные», поскольку ни о какой рекультивации после завершения здесь работ и речи не было. Земной вид придает им растительность, пробившаяся за столько лет. Кое-где старатели еще добирают золото.
Погода к вечеру разгулялась и ближе к Сусуману меня уже встречала радуга. Всегда считал в дороге это хорошим знаком.
Трасса на этом участке на тот момент была хуже, чем на предыдущем участке до Кадыкчана. Но перед поселком Большевик уже работали грейдеры. Вдоль дороги пока еще стояли НУПы брошенной магистрали КМ-180.
Между заброшенными п. Дражный, где когда-то мыли золото драгами, и п. Нексикан проехал развилку на Тенькинскую трассу.
Мост через р. Аян-Юрях на этой трассе, сокращающей дорогу к Магадану где-то на 130 км., к этому времени еще не запустили. Открытие моста планировалась на 27 сентября. Жаль, что даже на обратном пути не удастся пройти по той трассе. Там очень красивые перевалы. Гаврюшка, Лошкалах. Когда-то, по разнарядке сусуманского исполкома, мы ездили туда на сенокос.
Ну, а раз туда дороги нет, то поедем обычным путем по Колымской трассе. Впереди был г. Сусуман. В Магаданской области всего два города — Магадан и Сусуман. Остальные поселки — либо просто поселки, либо поселки городского типа, или, как сейчас это называют, — городские поселения. В Сусуманском районе таких три кроме самого Сусумана — Мяунджа, Холодный и Широкий.
В Сусумане я решил заночевать. Илья (Goblinid), который живет в Магадане, но сам родом из Сусумана, как-раз подсказал через Твиттер гостиницу учебного комбината, где можно было остановиться. И располагалась она аккурат за моим «родным» Сусуманским РУС. На следующей фотографии он на заднем плане с вышкой на крыше. Когда работал на Мяундже начальником цеха, приходилось постоянно ездить в Сусуман. Тут и начальство сидело, и был центральный склад. Девяносто километров по северным меркам это «за углом».
Разместился в гостинице без проблем. Вполне приличная гостиница. Можно рекомендовать смело. Сходил поужинать в кафе и, посмотрев немного телевизор, от которого уже немного отвык, лег спать. Я планировал завтра пройти последний отрезок пути длиной в шестьсот километров до Магадана. Сегодня же прошел неспешно от Усть-Неры до Сусумана всего 382 километра, созерцая по большей части природу, по которой так скучал в Москве. Средний расход вырос до 9,0л/100км.
Глава 17. г. Сусуман — г. Магадан. День 14-й. 24.08.2012г.
Проснулся в 7 утра. Ночью, как выяснилось, мой сон охранял непонятно откуда взявшийся китайский тигр. Такой вот китч… гостиничный.
Позавтракал своими запасами и, распрощавшись с дежурной, спустился к машине, ночевавшей под окном моего номера. На сегодня план был, как я уже написал простым как три рубля — Магадан.
Доехал до поселка Берелех, практически одного из районов Сусумана, где когда-то находилась автобаза нашего Сусуманского узла связи, и заправился на местной АЗС.
Километрах в пятидесяти от Берелеха трасса проходит Бурхалинский перевал. Перевал невысокий, всего 1009 м, но очень красивый.
Как следует из показаний одометра, к этому моменту пройдено 9 344 км. Но с моей нестандартной резиной, как я уже отмечал, показания одометра весьма условны. До проспекта Ленина в Магадане оставалось 570 км.
Не спеша дошел до п. Ягодный. Решил перекусить в местном кафе. К нему надо было свернуть с основной трассы в поселке в сторону Сенокосного и протрястись по разбитой поселковой дороге. Кафе оказалось в подвале жилого дома, немного темноватом и с невысоким качеством, как пищи, так и предложенного кофе. Пришлось потом в машине запить вкус кафешного напитка своим, из термоса.
Пройдя вдоль р. Дебин по невысоким прижимам начал приближаться к самому поселку, носящему название, взятое от реки.
И выйдя из поворота перед поселком, на ровной дороге почувствовал, что машину повело. Резина. Вышел из машины. Заднее левое. Один ноль в пользу колымской трассы. Скальник, мать его! Не надо было гнать на радостях по сухой дороге за 80. Эта дорога всегда проучит.
Запасок две. Ничего страшного. Перекинув колесо на запасное, со следами краски с московского бордюра покрашенного трудолюбивыми джамшутами, продолжил путь.
Дебин это, прежде всего, р. Колыма и мост через нее. Вот здесь Вы точно уже не по понятиям, а и географически на Колыме. Красивая река. Мощная. Образовавшись от слияния рек Аян-Юрях и Кулу ей еще от этого места около двух тысяч километров бежать до Восточно — Сибирского моря в Ледовитом океане, вбирая в себя реки поменьше и ручьи с огромного приполярного бассейна.
Полюбовавшись Колымой, продолжил путь. После Спорного, в Оротукане, на АЗС попытались надуть почти на 10 л. От такой наглости сначала опешил, но быстро придя в себя, объяснил доходчиво заправщице, что так делать нехорошо. Проблема быстро решилась в пользу бака Трейла.
Проехав дальше за перевал Гербинский, где-то не доходя до поворота на Омсукчан, что у п. Стрелка, попил кофейку прямо в машине.
Подумалось тогда вот о чём. Никто не знает, откуда произошло слово «Магадан». Есть несколько разных версий его происхождения, о которых много читал в разное время.
Тут тебе и Библия (по М. Степанцеву), где, например, в Новом Завете (Св. Писание от Матфея, глава 15, стих 39) поминается область магаданская, куда отбыл Иисус Христос на лодке после того, как накормил народ тысячью хлебами. «И отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в область Магаданскую». Правда, трактуют ее больше как область Магдалинскую. Но в английском переводе вроде, как и Магадан — «and came to the region of Magadan». Так называлось место на западном берегу Галилейского озера, родины Марии Магдалины. Загадка, да и только.
А еще название это приписывают даже скифам. Эту теорию Ю. Нехорошков выдвинул. «Одна часть скифов прошла по Причерноморью, другая — пришла сюда, перешла Берингов пролив и осталась в Америке. Скифы в Америке стали прародителями индейцев, у нас — юкагиров. Они рекам давали названия с окончаниями «дон» и «дан». На языке юкагиров «дон» означает реку, а «монга» — холм. Соответственно Магадан можно перевести как «холм среди воды». Изначально Монгоданом именовали бухту Гертнера. А в этой бухте достаточно «холмов среди воды» т.е. островов. Три Брата, Вдовушка, Монах.
Или еще такой поворот. Имя скалы, на которой выстроен Нью-Йорк, перекликается с Магаданом — Манхаттан. И переводится оно с индейского, как «камни среди воды». А у Ю.Нехорошкова и индейцы, и юкагиры одного рода-племени.
В Якутии и Магаданской области были найдены скифские предметы. На Яблоневом перевале когда-то нашли бронзовое зеркало с изображением кентавра. К тому же, в Магаданской области встречаются курганные захоронения. Они, по мнению Ю. Нехорошкова, принадлежат скифам. Только они в древности хоронили в земле умерших соплеменников, тогда как коряки покойников сжигали, а эвены — хоронили на деревьях. Сами эвены рассказывают, что на Колыме похоронены князья дохристианской эпохи.
Но большинство исследователей стараются привязать происхождение названия Магадана к эвенскому языку. Но и среди эвенов нет единого мнения в этом вопросе. «Одни говорят, что «Магадан» происходит от названия обычая приносить жертву воде, другие — от параллельных берегов речки Магаданки, которые похожи на одноименную деталь упряжки нарт.
Ну и еще десятка полтора разных теорий. Включая, например, такую. Что Магадан обязан своим названием магнитной аномалии, которая наблюдается на его территории. Якобы ее на карте обозначали сокращенно «Маг. ан». В общем, среди толкователей сплошной разброд и шатания.
И еще подумалось. Бог с ним, с названием. А чего тебя-то туда так тянет? Там вроде не работал. Когда улетал насовсем в Москву с севера, прилетел на АН-24 с Сусумана в аэропорт Сокол, перегрузились с женой и дочкой на ИЛ-62 и домой. А Сокол то от Магадана вон где. И понял.
Мне не хватает, во-первых, увидеть, как соединились два понятия — Колыма и Океан. Я ведь на материковой Колыме работал. А это совсем другое. Надо своими глазами посмотреть на обе бухты Охотского моря — Нагаева и Гертнера. Тогда все станет на свои места. А во-вторых, еще там ждут люди, с которыми долго переписывался на дромовском и магаданских форумах, и которые уже стали хоть и заочными, но друзьями. А это магнит посильнее географического.
Ну, попили кофейку? Тогда поехали дальше.
Вот перевал со смешным названием «Дедушкина лысина». Перевал совсем безлесный, высотой 997 метров.
Постепенно распогодилось. И вдоль дороги открывались живописные виды.
Около шести вечера дошел до п. Атка. Заехал в придорожное кафе.
Надо было связаться с Павлом (Paha 64) и договориться о встрече. Созвонились. Паша сказал, что они с супругой Аленой выезжают мне навстречу. Попил воды в кафе и двинулся в путь.
Но сначала был перевал Яблоневый. Где-то тут нашли скифское зеркало. На нашей дромовской ветке «Дорога к Магадану» созрела идея поставить памятный знак, посвященный всем, кто осваивал Колыму. Даже скинулись на это дело. Было несколько эскизов. Магаданцы тогда пытались договориться с дорожниками об установке этого знака как-раз на Яблоневом перевале. Поэтому я остановился на его верхней площадке.
Вот так ребята отметили место, которое они выбрали для знака.
На перевале, правда, уже стоял бетонный обелиск (его видно вдали на взгорке борта трассы, что второй фотографии) погибшему на линии в октябре 1932 года связисту, помощнику начальника телефонно-телеграфной связи Макееву И.Ф. На обратном пути, когда уже не спешил, заехал сюда еще раз. Коллега все-таки. Во второй части отчета покажу снимки обелиска. Его тогда только начали приводить в порядок.
А с нашим знаком пока не получилось. Дорожники на перевале место не согласовали, так он попадал в полосу отвода дороги. Но от проекта мы не отказались. Магаданцы новое место ищут.
После Яблоневого перевала пошел асфальт с плитами, на котором Паша в последнем телефонном разговоре не рекомендовал сильно разгоняться. Совет был правильным. И вот, не доезжая километров пятнадцать до поселка Карамкен, я увидел Павла и Алену, стоявших на левой стороне дороги со своим верным «Сафарем». Короткое видео встречи и фото из регистратора.
https://www.youtube.com/watch?v=VDOYytbHLIo
Познакомились, теперь уже вживую. И уже дальше, сев на хвост машины Павла мы пошли к Магадану. Вот ведь за 110 километров, толком не поужинав после работы, ребята выехали встречать меня! Очень был тронут таким гостеприимством. Ребята, это незабываемо! Спасибо, огромное!
И поскольку гостеприимные хозяева не успели поужинать, а время было уже начало девятого, мы заехали в кафе «Маяк», что стоит слева по ходу в Магадан в поселке Карамкен. Попили чаю с пирогами.
Дорога до Магадана от Карамкена, за исключением одного небольшого участка, была уже асфальтированной. Качество асфальта с приближением к городу становилось все лучше. Дорога только так петляет от восточного через юг до западного направления, что заходящее солнце порой било под козырек по глазам.
Проезжаем пост ДПС в поселке Палатка.
И, наконец, в 22:18 по местному времени мы финишировали у стэллы на въезде в Магадан.
Здесь нас встречали и другие магаданцы с Drom.ru. — Женя, Андрей и Катя.
Качество фото, конечно, никакое. Слабоваты мои девайсы для ночных съемок. Да и в режим ночной съемки на радостях не переключился. Но это нисколько не испортило теплоту встречи. Спасибо, Магаданцы! Так встречать гостей — мало где умеют. Только там где рулит Drom.ru. Ну, и М-49 конечно.
Итак, Магадан. Я это сделал. И машина не подвела. Испытал, как говорится, чувство глубокого удовлетворения. Закончен первый этап.
По планам я хотел задержаться в Магадане дней на пять. Надо и с ребятами пообщаться и город изучить. А для полного знакомства тут же был приглашен завтра на субботние шашлыки.
Паша с Аленой сняли мне однокомнатную квартиру на Полярной улице. Надо было только решить вопрос со стоянкой Трейла. Тащить оружие на съемную квартиру без сейфа было неразумно. Закон, он и в Магадане закон. Поэтому Павел сопроводил меня до своей крытой стоянки и договорился с охраной. Спасибо, Паша! Одной головной болью стало меньше. Вооруженный штурман Миха остался сторожить машину.
Потом уже на своей машине они отвезли меня на Полярную. У ребят был только полученный в квартирном агентстве ключ, и сами они там еще не были. Алена по-хозяйски осмотрела всю квартиру и, не найдя каких-либо минусов, дала добро. Мне квартира тоже понравилось. Чисто и все необходимое было в комплекте. Попрощались до завтра, и я остался один.
Вышел на балкон. Магадан жил своей ночной затихающей жизнью. И это не сон. Я в Магадане!
Приняв душ, я с удовольствием улегся в кровать. Перед сном думалось, почему-то вот о чем. Я прошел почти десять тысяч километров по нашей удивительно красивой земле с живущими на ней не менее красивыми людьми. И резким контрастом с природой и людьми, с которыми общался, была какая-то необустроенность, и множество заброшенных и разрушенных поселков, особенно здесь, в Якутии и на Колыме. Исключением, лишь только подтверждающим правило, были ремонтируемые дороги. Ну, еще бы и их не делали… «Что-то не так в датском королевстве» и это очевидно. Не должны люди в своей стране так жить. Во всех разговорах с кем бы ни говорил по дороге, сквозила одна мысль: «Если государство не может само разумно распорядится все этим богатством, то нам бы хоть не мешали, а остальное сами сделаем». Вот только временщики это вряд ли услышат и поймут. Ведь столько труда нашего уже загубили.
Вот с такими невеселыми мыслями я засыпал в первую ночь моего пребывания в далеком Магадане. Надежда была только на то, что завтра, в компании радушных магаданцев, вера в человечество опять ко мне вернется и, надеюсь, окрепнет.