|
Маршрут: Кемерово — Иркутск — Большая Байкальская тропа (пешка) — Улан-Удэ — Чита — Тында — Нерюнгри — Алдан — Ленские столбы — Якутск —Усть-Нера — Кадыкчан — Ягодное — Магадан — Тенькинская трасса (через Усть-Омчуг) — Нижний Бестях — Кемерово
Автомобиль: Renault Duster 2012 с прицепом
С началом этого путешествия вы можете ознакомиться вот здесь. В 1-й части которого мы за предыдущие 11 дней, выехав из Кемерово, посетили Иркутск, прошли с рюкзаками по Большой Байкальской тропе от Листвянки до Больших Котов. Прогулялись по Улан-Удэ, Чите, Тынде, Нерюнгри и Алдану. А также добрались до Ленских столбов и сурового Якутска.
И вот на 12-й день поездки мы выезжаем из Якутска и продолжаем свое движение в сторону Магадана…
День 12-й (7 сентября 2023, четверг). Два парома и земляные 100 километров
Подъем в 6, выезд в 7:20. Сегодня 2 основные задачи: переправиться, здесь в Якутске, на пароме через Лену и успеть засветло на паром через Алдан в районе Мегино. Ну и «поливать» дальше, максимально приближаясь к Магадану. От Якутска до Магадана через Ягодное 1960 км.
В 8:10 через 2 светофора и шлагбаум заезжаем на якутский паром. Он отправляется через 20 минут по мере заполнения. Стоимость переправы для Дастера и прицепа 2050 рублей. Оплата карточкой производится тут же в будочке на судне.
Очень понимаю местных жителей, которые уже какой год ждут бетонного моста через Лену. Знаю их обиду на Крымский мост, который «залез» вперед якутского и был построен вне очереди. На момент сентября 2023 года, проект строительства моста все же готов и он даже получил положительное заключение экспертизы, с ориентировочным сроком ввода в эксплуатацию в 2028 году. Ждем, надеемся и верим.
Сам же паром преодолевает 16 километров водной глади и через 40 минут оказывается в Нижнем Бестяхе. Здесь начинается легендарная трасса Р-504 «Колыма». Первые 150 км до Чурапчи идет асфальт, после чего счастье заканчивается. Твердое асфальтовое покрытие мы увидим теперь только за 110 км до Магадана. То есть впереди около 1650 километров грунтовой дороги различной степени убитости.
В час дня мы в Ытык-Кюёле. Этот поселение, начинающиеся на «Ы» я видел еще в детстве, где-то на краю географической карты Советского Союза. А сейчас мы в нем. Саханефтепродукт радует полным ассортиментов бензиновых марок, а 95-й идет еще по демократичным 62,5 руб. Мы проезжаем через 7-тысячный поселок. Он, кстати, самый крупный из всех 27 населенных пунктов в России, начинающийся на «Ы».
А после него берет начало самый жесткий участок трассы Колыма. Но нам сегодня несказанно везет, дождей лило мало, и земляной почти 50-километровый сегмент дороги еще плотен, накатан и не раскис. Именно из этого места тысячи фотографий непролазной грязи прошлых лет.
В 15:40 мы уже на Алданском пирсе. Паром от компании «Лорд» пойдет только в 20:00. А на соседний причал как раз подходит его конкурент. На нашу радость, отправляется он прямо сейчас по мере заполнения, с которым, судя по количеству фур в округе, проблем нет. В 16:15 мы на пароме, а спустя ровно час мы уже плывем через Алдан, аккурат вписываясь между двумя большими островами. Восемь километров по водной преграде против течения мы преодолеваем 60 минут. За переправу отдаем наличными рублями 13 сотенных купюр.
В 18:20 проезжаем поселок Кексил. Отсюда до Хандыги 40 километров, поэтому ночуем сегодня там. Сайт объявлений не сильно помогает, и 6 квартирных звонков остаются без ответа. Мы находим приемлемое жилье. В гостинице «Как дома» койко-место идет по цене 1,5 тыс. с каждого туриста. Есть горячая вода, мощный Wi-Fi, и на полу красуется робот-пылесос. По сути, это две большие квартиры с раздельными комнатами, с общей кухней и 2 санузлами. Вот так, сдавая квартиры уехавших из Хандыги соседей, выживают местные жители в этом 5-тысячном поселке, мечтая вырваться из этой дыры и свалить куда-нибудь на «Большую землю», поближе к столице страны.
Пару вечерних часов проводим за копированием фото-видео, а также за общением с родными-близкими по Интернету, пристально следящими за нашим бон-вояжем.
Сегодня проезжаем 408 км и радуемся, что без проблем и геморроя миновали земляной участок за Ытык-Кюёлем, а также ловко успели на паром через Алдан, да и еще сняли нормальное жилье, здесь в Хандыге.
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Нижнем Бестяхе
Памятник национальному герою Василию Манчаары, Мегино-Кангаласский улус
Начало трассы «Колыма» (Р-504). Ее длина 2032 км
Пока еще сухая и накатанная грунтовка
В этой сети мы чаще всего и заправлялись
Что тут будет после дождей, узнаем на обратном пути
Паром через Алдан. В 2023 году президент дал распоряжение начать строительство моста и через эту реку
Главное, что успели переправиться, а не зависнуть здесь на ночь
День 13-й (8 сентября 2023, пятница). Минус два колеса, эх, Усть-Нера
Подъем в 6 утра, горячий завтрак, и в 7:30 мы готовы к выезду. Но снова спустило заклеенное в Алдане заднее колесо. Подкачиваем его, особо не надеясь на успех. Появляющийся корд, выявляет первого кандидата на выкид. От Хандыги до Магадана остается 1576 км. Успеем доехать за 3 дня? Я же делаю расчет по дням. Мы немного нагнали отстающий график в Якутске и теперь вполне можем успеть вернуться домой до 22 сентября.
А сегодня начинаются горы и самый красивый участок всей нашей поездки. Ночью фиксируется отрицательная температура, поэтому верхушки возвышенностей покрыты уже редким снежком, а красно-желто-зеленая листва придает окружающим пейзажам еще больше шарма.
Дорожное покрытие нормальное и жесткое, встречных, да и попутных машин мало. В 90% это бензовозы и прочие грузовые фуры. Так как периодически идет дождь, то жесткой пыли, как летом, сейчас нет. Дорога накатана, поэтому можно разгоняться и до 70-80 км/ч. Конечно, знаем местный принцип «быстрее едешь — меньше колес, медленнее движешься — колеса живее», поэтому и выбираем золотую середину.
Сегодня удается запустить дрон. Короткая 15-минутная пролетка во время подкачки заднего колеса, пополняется кадрами уже разряженной тайги. Не проезжаем мы мимо и незамерзающего ручья, где почти все водители останавливаются для пополнения запасов питьевой воды.
На смотровой площадке с орлом отличнейшие виды на всю долину. Тут и без коптера вся красота как на ладони. В полдень мы на легендарном «Черном прижиме». Представляю, каких титанических усилий стоило здесь построить новый и современный мост. А лежащий в кювете грузовик наглядно иллюстрирует сложность и опасность преодоления трассы в прошлой версии дороги.
Кстати, здесь и далее почти до Магадана линия с оптоволокном лежит прямо на обочине, что в 2-3 метрах от проезжей части. Время ее размещения на столбах еще не пришло.
За прижимом меняем заднее колесо. В почетном месте заканчивается его долгий и тернистый дорожный путь. Тут же обед-перекус на складных столиках и стульях.
Спустя 1,5 часа очередная остановка. Что-то начало излишне трясти и громыхать в прицепе. Останавливаемся. Бля, под шумом дождя и грунтовки почти полностью исчезло! правое колесо прицепа. С таким сталкиваюсь я впервые. Да и колесный диск, скорее всего, восстановлению не подлежит. Ну, тут уж сами виноваты, что прошляпили резину. Не услышали, не прочувствовали, не сообразили.
В 16:00 мы около легендарного кафе «Куба», где в наличии только 92-е топливо. Но заправиться тут просто необходимо, следующую АЗС увидим только в Усть-Нере, до которой еще пилить 240 километров. А на улице все так же фигачит дождь, того и гляди пойдет снег.
В 19 часов находим хорошее место для ночевки на реке Артык-Юрях. Но женская часть коллектива хочет ночевать в тепле. До Усть-Неры еще почти 80 километров, а впереди очень красивый Ольчанский перевал, да и на улице уже темно. В общем, …ехать до Усть-Неры по уже темноте была не лучшая идея. А за эти пару часов пути автомобиль максимально раскаляется от наших жарких споров, хотя все прекрасно понимают, что едем не в Краснодарский край.
Найти гостиницу в 9 часов вечера для 4 постояльцев в Усть-Нере так вообще нетривиальная задача. Они либо все заняты, либо остался только одноместный номер. Но нам все же везет. В неком мотеле с восточной кухней осталась последняя комната для троих человек. Цена вопроса 5 тысяч. Естественно, берем ее без раздумий. На отеле не зря нет вывесок, а загаженные санузлы являются твердым подтверждением самого дна из всех наших 25 мест ночевок.
Хорошо, хоть пробег сегодня радует, и мы на 571 км приближаемся к Магадану.
Половина трафика — это бензовозы
Необычно видеть вдоль трассы подобные ручейки
Высота около 500 метров над уровнем моря
Одно из редких мест для отдыха
Летом было бы все зеленое. Осенью природа красивее
Уже проехали 520 км от Нижнего Бестяха
Кажется, что дорога узкая, в одну колею
Вот здесь установлены отбойники. Проезжали 2-3 места, где их еще при нас монтировали
Здесь, в Томпонском районе, пока еще чистые реки
Автодорога «Колыма» является единственной из федеральных трасс России, на большей части которой нет асфальта
Вид со смотровой площадки с орлом
Памятник основоположнику якутской литературы Алексею Елисеевичу Кулаковскому (Орёл Алексей)
Сейчас это абсолютно безопасное место
А лежащий в кювете длинномер — памятник о былой опасности
Так выглядел этот спуск до строительства моста и новой дороги (фото с Интернета)
Едем вдоль реки «Восточная Хандыга»
Протерли до корда. Первый на выкид
Горы так и нависают над дорогой
При дожде и тряске даже и не услышали пробой колеса на прицепе. Сами прошляпили
А кому-то не хватило колес, чтобы доехать. Около кафе «Куба»
День 14-й (9 сентября 2023, суббота). Город-призрак Кадыкчан. Поиск жилья в Сусумане
Ранний выезд в 7 утра. На улице пасмурно, накрапывает дождик и промозглые якутские +4 градуса. Сегодня наша задача посетить город-призрак Кадыкчан, до которого около 300 км и, по прогнозам навигатора, 5 часов пути. Кстати, Яндекс достаточно точно рассчитывает время прибытия, ему в отличие Органика в этом отношении доверия намного больше. А вот маршруты оба навигатора прокладывают почти одинаковые, различие между треками минимальны. Единственно, что Яндекс чуть поумнее в городах, при наличии Интернета и режима «Пробки».
Что сегодня интересного по пути следования? Достаточно долго едем вдоль реки Нера справа, черные скалы — слева. В одном из таких мест дорога перекрыта грейдером. Видовка с дрона показывает, что сверху горы, из-за возможного обвала, трактором просто скидывают булыжники с 50-метровой высоты прямо на проезжую часть. Стоим минут 30 и ждем, пока дорогу зачистят после искусственного камнепада.
Кстати, на всем протяжении дороги «Колыма» мы встречаем десятки, даже сотни единиц строительной техники. Дорогу постоянно расширяют, ровняют или просто грызут отвесные скалы. В общем, местным дорожникам работы здесь припасено на годы вперед. Причем европейская техника постепенно вытесняется ее китайскими аналогами.
В течение дня пересекаем десятка два рек разной ширины и интенсивности. Пока они не многоводны, но по руслам понятно, какое весной тут творится буйство воды.
Поселок Артык выглядит более заброшенным, чем живым. Но нет, Интернет говорит, что жизнь тут еще теплится. Хотя за 10 минут нахождения тут не встречаем ни одного человека.
В 12 часов мы на стеле «Якутская АССР». Бетонный столб родом еще из Союза оповещает нас, что мы заезжаем на территорию Магаданской области и что ко времени добавляется еще 2 часа от якутского. Теперь мы в часовом поясе +8 от времени московского и +4 кемеровского. Новые ощущения — жить «раньше», чем родное Кемерово. Вот так за 6 дней проезжаем всю Якутию. Кстати, если бы она была отдельным государством, то с площадью 3 млн. м2, занимала бы 8-е место в мире, расположившись между территориями Индии и Аргентины.
А до Магадана еще 840 километров, в Кадыкчан должны попасть через 120. Но вот в 5 вечера уже нового магаданского времени прибываем, возможно, в самый известный российский город-призрак Кадыкчан.
В 1996 году после взрыва на шахте №10 ее закрывают. А жителям Кадыкчана выдают компенсации и выселяют из поселка. В 2001 года дома консервируют, отключая от электричества и тепла. Сейчас же в пустом Кадыкчане остаются неразрушенными несколько десятков 5-этажных, панельных домов. Собственно по ним мы и прогуливаемся, окунаясь в остатки нехитрого быта горняков конца 20-века. Школа, больница, ДК — вот интересные места посещения. Женщины быть героями братьев Стругацких отказываются, мы же с Дмитрием часа полтора сталкерим по поселку. По сравнению с иранскими заброшками, Кадычан это, конечно, круто. Локаций для фанатов этого дела тут смотреть — не пересмотреть. А тысячи различных артефактов точно удивят любого экскурсанта.
Предложение остаться тут на ночевку воспринимается в штыки, поэтому двигаем дальше. До Сусумана 90 км и при появлении сотовой связи обзваниваем 2,5 гостиницы этого населенного пункта. А в отеле «Сусуманзолото» свободных мест в это время суток, конечно, уже нет. В 21:55 захожу в один из открытых магазинов. Далее уже с продавщицей обзваниваем несколько адресов по сдаче жилья из ее Телеграм-группы «Сусуман». Везде все сдано и занято. Но четверть часа усилий все же приносят результат. Одна женщина готова предоставить свою однокомнатную квартиру за 3 тысячи рублей. Это тот случай, когда цена и наличие всего двух спальных мест уже не играет никакой роли. Берем, что есть, и спокойно размещаемся на своих надувных туристических ковриках. Зато в тепле и не под дождем. Сегодня как раз в Сусумане стартовал отопительный сезон. Конечно, мы прекрасно понимаем, куда едем, и такие варианты с «бабушкиным ремонтом» для меня точно не являются шоком.
По 100% грунтовой дороге пробег в 407 километров, с посещением Кадыкчана, выглядит очень достойно. После вчерашних двух потерянных колес сегодня немного снижаем темп движения, дабы быть более бережными к резине. Она, кстати, вот такая: Toyo Open Country A/T 215/55 R16.
Золотая осень. Температура в течение дня меняется от +3С до +7С
Китайцы постепенно вытесняют европейского трусливого производителя
Третий день на трассе «Колыма», а солнца так толком еще и не видели
Еще несколько лет назад часть мостов были деревянными. Сейчас 100% бетон
Тут участок с противной поперечной гребенкой. Тряска стоит знатная
Местами достаточно накатанная грунтовка, можно поливать и под 80 км/ч.
Главное, чтобы с дури не налететь на скальные острые камни
Ниже 500 метров уже не опускаемся, поэтому такая редкая растительность
Вода подмывает дорогу, поэтому приходится ее постоянно нагребать и расширять снова
Сотни единиц строительной техники на «Колыме». Трасса «живая» и отнюдь не брошенная
Сегодня весь день едем вдоль нее
Широта 64 градуса. Полярный круг на 66,3 с. ш.
Из-за камнепада на полчаса перекрыта федералка
Якутия заканчивается. Welcome to Магаданскую область
Старая трасса с деревянными мостами. Живые памятники прошлому
Дорога вполне проходима. От Ытык-Кюёля без полного привода и высокого клиренса вполне можно обойтись
Город-призрак Кадыкчан, в 3 км от трассы «Колыма»
Сейчас этот поселок выглядит так, спустя 22 года после консервации
Внутренний обычный облик зданий
Тысячи артефактов конца 20 века
Люди просто побросали свое имущество
Интересно эти граффити были в 1996 году до аварии?
Во многих домах даже крыши еще не протекают
Поселок точно для фанатов сталкерства
А когда-то здесь проживало более 3 тыс. человек
День 15-й (10 сентября 2023, воскресенье). Музей «Памяти Колымы», Синегорье, Колымская ГЭС
От Сусумана до Магадана навигатор показывает 620 км и 10 часов пути. Теоретически можно было наморщить ж..у и уже сегодня добраться до нашей конечной точки, заехав в город по ночи. Но мы еще хотим посетить музей «Память Колымы» в Ягодном, заброшенный аэропорт «Синегорье», а также посмотреть на Колымскую ГЭС. Поэтому в Магадан сильно не спешим и ориентируемся попасть туда только завтра. А место предстоящей ночевки пока тоже неизвестно в случае, если решать вопрос с бронью заранее.
Из-за позднего отбоя и сдвинувшего на 2 часа времени мы выезжаем только в 10:30. А 92-й бензин нам отпускают по рекордному 71 рублю. Если здесь в Сусумане идет дождь, то на Бурхалинском перевале с высотой 1005 метров идет уже снег. Но дорожное покрытие остается бесснежным, поэтому едем уверенно. По пути проезжаем десятки отвалов, оставшихся после золотодобытчиков. Ох, и знатная грязь стоит в округе.
В час дня мы заезжаем в Ягодное, направляясь сразу в музей «Память Колымы». Он располагается в обычной 3-комнатной квартире жилого 5-этажного дома № 40. Ведает им больше 30 лет Паникаров Иван Александрович. Благодаря его титаническому труду собраны и сохранены материалы эпохи репрессий середины 20-го века. Полуторачасовое общение с этим очень интересным и увлекающимся человеком можно было продолжать и дальше, но нам надо ехать дальше.
В 16 часов мы на заброшенном аэродроме «Синегорье». Именно он стал транспортным и воздушным хабом при строительстве Колымской ГЭС. Хотя здание аэровокзала и полуразрушено, но взлетно-посадочная полоса в отличном рабочем и поддерживаемом состоянии.
Еще через 1,5 часа мы около Колымской ГЭС. Строившееся более четверти века это грандиозное сооружение является основным источником электроэнергии в Магаданской области, вырабатывая 75% всего потребления. Из-за пункта охраны сильно близко подойти к ГЭС нельзя, только если спуститься вниз к Колыме и оттуда наблюдать за оглушительными потоками водосброса самой гидроэлектростанции.
Время 19 часов, и до Магадана еще 450 км, а населенные пункты по пути следования с гостиницами в этой локации сильно не наблюдаются. Значит, снова ищем место под палатку. А вокруг все тот же изрытый и грязный дорожный пейзаж. Реки черны и не симпатичны. По Гугл-картам присматриваем пару перспективных полянок и двигает туда. Попытка №2 срабатывает. Мы останавливаемся на некой отсыпанной площадке в 20 метрах от трассы на реке Паутовая, вблизи небольшого водопада. Прекрасно знаем о наличии медведей в этих краях, поэтому соблюдаем меры предосторожности, но все же немного очкуем, оставаясь на ночевку в этом месте.
С пробегом 344 км финалим наш 15-й день в поездке. Общий же километраж достигает отметки 7150. Друзья уже подтрунивают: «Вы уже полмесяца едете, а всё еще не в Магадане». Ну, да, так и есть.
Это уже Сусуман (4,3 тыс. жителей). Следующий кандидат на роль «Кадыкчана»?
Автосвалки в 50 метрах от жилых домов
Если в Сусумане всю ночь лил дождь, то в горах, естественно, выпал снег
В отсутствие снега и льда все перевалы пока безопасны
Что тут будет через месяц, уже другой вопрос
В течение пары часов езды зима сменяется на осень
Нагреб, привез, промыл и … ты олигарх
Природа изрыта и загажена на годы вперед
Поселок Ягодное. Музей «Память Колымы»
Паникаров Иван Александрович по крупинкам собирал тысячи экспонатов
А рядом в тайге обитают медведи. Помним про это
Настоящий цвет. Без обработки в Фотошопе
Буйство красок на максимальном уровне
Диаметр шишки 4-5 см. А сам орех хоть и есть, но он в 2 раза меньше обычного
Взлетная полоса в аэропорту Синегорье.
Аэропорт брошен, а полоса, видимо, иногда функционирует
И бочка с мусором на первом плане…
Грохот, конечно, стоит знатный
Новый мост через «Колыму» в Дебине. Это его 3-я версия. Остатки от 2-й, вот, слева
День 16-й (11 сентября 2023, понедельник). Мы в Магадане!
Подъем в 7 и традиционно неспешные сборы. Выезд в 9 утра. До Магадана остается менее 400 км, из которых около сотки будет асфальт. С нетерпением ждем гладкое дорожное покрытие.
Сегодня, как и прошлые 3-4 дня, смотрим скаченные с Ютуба ролики Дмитрия Полудина (Авто.путешествия), который годом ранее на Пробоксе преодолевал этот же путь от Владивостока до Магадана. Едем с ним почти день-в-день, только на его сентябрьских видосах каждый день светит солнце, у нас же каждый день заливает дождь.
После перевала «Дедушкина лысина» (997 м) отправляется на выкид еще одно колесо. Теперь до Магадана движемся еще более аккуратно с одной оставшейся запаской на Дастера и без оных для прицепа.
После перевалов «Болотного» (988 м) и «Яблоневого» (940 м) мы постепенно сбрасываем высоту. Температура воздуха поднимается, окружающий пейзаж с желтых тонов, снова заполняется зеленым окрасом.
За 152 км до Магадана асфальт показывается километров на 5, а постоянное асфальтовое покрытие начинается за 110 км до городской стелы. В 3 часа дня мы уже в пгт Палатка, и здесь уже жизнь бьет ключом. Цена бензина в 57 рублей снова возвращается к демократичным значениям. А Интернет уже никуда не пропадает и на всех операторах сотовой связи снова ловит уверенно. Кстати, мой рейтинг сотовых операторов такой: Yota (лучший), Tele2, МТС, ГазПромМобайл (худший).
Тем временем ровно в 16:00 часов заезжаем в Магадан, делая первые фото, естественно, у стелы «Магадан». Радости нет предела, на 16-й день пути мы наконец добрались до столицы 49-го региона. В городе, основанном в 1929 году, сейчас проживают менее 90 тысяч жителей. Суровый климат края, короткое лето, отсутствие железной дороги и постоянно покидающее город население — совершенно не располагающие развитию края факторы.
На улице же светит солнце и почти летние +17С. Мы же посещаем «Маску скорби» и трапезничаем в одном из кафе. Первые впечатления приятные, город, на удивление, ухожен и симпатичен.
Подъезжаем к забронированной вчера 3-комнатной квартире… а это хостел. Фотографии объекта фейковые. Приходится оперативно выбирать и искать варианты другого размещения. Предложений много, ценник примерно якутский, но качество ремонта хуже. В итоге получаем 2-комнатную квартиру по 3,5 тысячи за каждые из двух суток проживания. Ремонт оценивается как средний.
Гулять по городу не отправляемся, а первым делом решаем колесную проблему. Дубль-Гис здесь нам в помощь. Обзваниваем 4-5 контор по продаже шин. «Вам здесь кататься или на большую Землю?» — дублируют вопросы все продавцы. На одной из шиномонтажек находим подходящий тип-размер. Каждое из двух колес 215/55 R16 обходится по 5,8 тыс., еще 1200 отдаем за шиномонтаж. Колесо на прицеп покупаем уже в другом месте, раскошеливаясь еще на 3,8 тыс. Запасной колесный диск R13 для прицепа найти не удается. У всех есть 100-й на Короллы, жигулевские обода здесь отсутствуют напрочь. При шиномонтаже вываливается 10-сантиметровый кусок металла. Бля, это часть задней правой пружины. Подсевший и так Дастер становится еще на пару сантиметров ниже.
Больше часа тратим на замену колес. После чего немного офигеваем от цен в местном супермаркете. Хотя, если честно, примерно такие цифры мы и предполагали увидеть в отдаленном регионе, где средняя заработная плата переваливает 120 тысяч рублей.
Автомобиль оставляем под окнами арендуемой хрущевки, после чего предаемся долгожданным минутам отдыха. А простые блага, в виде ванны с горячей водой или удобной кровати, напоминают о подзабытых и маленьких радостях бытия.
За день проезжаем 394 км. Всего от Кемерово до Магадана выходит 7545 км, на которые мы потратили 16 дней. Радуемся тому, что завтра день отдыха, никуда ехать не надо, поэтому и погружаемся в небольшое веселье.
Кедровый стланик, даурская лиственница, карликовая береза — вот местные деревья
Перевал «Дедушкина лысина» 997 м
Здесь, на перевале, меняем и выбрасываем 2-е заднее колесо
Только растительность радует глаз
Около поворота к поселку Талая. Сколько подобных зданий по всей трассе
Пока реки не сильно многоводны, весной тут, наверное, грандиозные потопы
Асфальт есть на 295 км из 2032 км трассы «Колыма»,
что составляет 14,5% от общей длины дороги
Ну, наконец-то доехали на 16-й день
Скульптурная композиция «Семейство оленей»
Мемориальный комплекс памяти жертв репрессий «Маска скорби»
Центральный монумент высотой 15 метров открыт 12 июня 1996 года
Свято-Троицкий Кафедральный Собор
Помидоры по 783 рублей за килограмм с золотыми семечками внутри
День 17-й (12 сентября 2023, вторник). Катаемся и гуляем по Магадану
Хотелось написать, что спим до обеда, но нет. Подъем в 4:30, и мы едем встречать рассвет на берег Охотского моря. Это бухта Веселая. Часовое фото-видео, после чего перемещаемся в бухту Гертнера, где находим на камнях остатки краба, выброшенную приливом горбушу и огромное количество ламинарии (если не ошибаюсь). Дальше переезжаем на обзорную и смотровую площадку Мыс Нюкля. Что сказать? Красота, когда нет дождя.
Конечно, не обходим стороной и около часа гуляем по центральному променаду города в бухте Нагаева. Песок, чайки, людей очень мало. Зато чисто, ухожено, в общем, приятное место. Интересно, тут летом магаданцы купаются?
Посещаем рынок «Центральный». А цены на морские деликатесы не сильно-то и отличаются от наших, сибирских. Ассортимент, правда, в разы больше. Знаю, что можно купить икру или рыбу дешевле у частников, но мы сильно не заморачивается, объемы закупа не те.
Солено-копченые и вяленые яства мы дегустируем в квартире, где пару часов отдыхаем и перезагружаемся. После чего отправляемся на автоэкскурсию по Магадану. Магазин с местными сувенирами на несколько тысяч опустошает наши пластиковые карточки. Краеведческий музей сегодня почему-то закрыт, поэтому снова двигаем на море. Это городской пляж Горняк. Навесы, качели, детский городок, а людей в это время никого. Мочим для порядка ноги в Охотском море. Холодновато. А рядом заканчивается благоустройство тематического и прогулочного парка «Дюкча». Тут же наводим порядок, перетряхивая наши вещи в автомобиле и прицепе, подготавливаясь уже к обратной дороге.
При наступлении темноты, пешком прогуливаемся снова до бухты Нагаева и уже при вечерней подсветке гуляем в уютном парке «Маяк». Песок, море, качели — почти романтика … но уже завтра мы отправляемся в обратную дорогу. Понимаю, что в идеале надо было еще на один день задержаться в Магадане. Остались не закрытыми несколько точек с интересными локациями. Но, увы, жесткий график и пресловутое 22-е сентября заставляет нас уже завтра выдвигаться в сторону дома.
Дневной пробег всего 113 км.
Встречаем восход солнца на Охотском море
Обзорная площадка на мысе Нюкля
Дом с видом на Охотское море, ул. Приморская 1а
Сама бухта Нагаева и Охотское море
Прогулочные тропинки на набережной Магадана
Скульптура, почему-то, «Время»
Для ориентира цены на Центральном рынке Магадана
У нас примерно такой же уровень цен
Мыть машину смысла нет. Завтра она будет еще грязнее
Телевышка на Комсомольской площади, местная «Эйфелева башня».
Сейчас 54-метровое сооружение используется только сотовыми операторами
На входе в Областной краеведческий музей
Горбушу при отливе вынесло на берег моря
В парке этнической культуры «Дюкча»
Парк «Маяк» при ночной подсветке
День 18-й (13 сентября 2023, среда). Тенькинская трасса
Хотя и подъем в 5:30, выехать удается только в 7:20. В минуты ожидания забиваются расходы за прошлый день, так что все денежные траты отображаются в online режиме. За 17 дней поездки они подбираются к 200 тысячам только в категории «общие», плюс каждый что-то отдельно расходует на себя. Так что бюджет поездки в Магадан становится похожим на турецкий тур по программе «все включено», с длительностью, правда, в 4 раза короче.
Итак, на улице льет такой нехилый дождь, а до Кемерово около 6400 км. По всем раскладам должны уложиться и добраться до дома дней за 9-10, ведь на обратном пути уже заезжать никуда не надо. Трек до Кадыкчана немного меняем и едем сегодня по Тенькинской трассе через Усть-Омчуг. Она, кстати, на 130 км короче, чем дорога через Сусуман и Ягодное.
Перед Палаткой нас первый и единственный раз за всю дорогу останавливает экипаж полиции. И то, скорее всего, это их таможенное подразделение. После сотки асфальта начинается горячо любимая грунтовка. По ней мы и будет пилить еще 1600 км до Чурапчи.
А Тенькинская трасса, реально, более красивая, чем ее северный дублер. Встреченные машины могут не попадаться и по получасу. А перевалы «Гусакова» (1000 м) и «131-й километр» (1160 м) уже стоят в снегу, засыпанные не на один сантиметр белым пухляком.
После Усть-Омчуга проезжаем пару золоторудных месторождений «Павлик» и «Наталка», названные в честь детей ученого-геолога Асеева, обнаружившего здесь залежи драгоценного металла.
На перевале «Кулу» (1184 м) уже лежит снега сантиметров на 10. После такого же снежного перевала «Гаврюша» (1181 м), дорожное полотно на пару сантиметров покрыто белым настилом. Хотя льда пока нет, едем мы предельно аккуратно. В кюветах полно экземпляров искореженной и накопившейся здесь годами техники. Мы же, для разнообразия, смотрим на планшете фильм Алексея Камерзанова про теплые Таиланд и Лаос. Вершину перевала «Лошкалах» (1060 м) проезжаем уже в сумерках и видим убегающего от нас и от мусорного бачка небольшого медведя. Несмотря на уговоры, эти красоты пропускаем мимо и смотрим на них только из окна Дастера.
В 20:30 выезжаем с Тенькинской трассы на трассу «Колыма». Здесь сразу 1345 ее километр. Поздно соображаем и проезжаем мимо Мяунджи. Номера телефона в гостинице нет, поэтому возвращаться и ехать туда на удачу не хочется. Ищем подходящее и безопасное место вдоль трассы. С 3-й попытки находим и уже в темноте и при свете фар ставим палатки на одной из отсыпанных площадок, что в 10 метрах от дороги. Дорожный трафик тут минимальный, с пропускной способность 1-2 автомобиля в час. Шума от дороги нет, да и вероятность появления «хозяина тайги» тут минимальна.
Бодрыми 625 километрами знаменуем наш первый возвратный день.
Назад едем по Тенькинской трассе
Трасса на 130 км короче, чем дорога через Ягодное
Но в то же время более красивая
Золоторудная компания «Павлик» около поселка имени Гастелло
Наталкинское золоторудное месторождение
Перевал Кулу. Тут просто валит снег
Хорошо хоть снег на дорогах сразу тает
Растительность на 61 широте и высоте 700 метров не блещет разнообразием
День 19-й (14 сентября 2023, четверг). Кадыкчан не отпускает
Место ночевки хоть и было на высоте 778 метров, но температура воздуха ниже нуля не опускается, снег ночью не выпадает. На завтрак мы все еще уминаем икорно-рыбные магаданские деликатесы. Выезд в 8:15, а в 8:40 мы снова в Кадыкчане. Не отпускает Дмитрия это «волшебное» и загадочное место. За 1,5 часа снова несколько десятков новых фото- и видео-материалов отправляются в смартфоны, фотоаппараты и на карту памяти дрона.
Только в 10:40 мы возвращаемся на трассу «Колыма». До границы с Якутией 120 км, а за окном все так же пасмурно и идет мелкий, но постоянный дождик. Обедаем на одной из обустроенных площадок со столом, навесом и парой туалетов. Хотя и Яндекс и Органик в Артыке показывают наличие АЗС, по факту ее там нет, поэтому топливо заливаемся из канистры и тянем до Усть-Неры.
Нам немного везет и на Ольчанский (1183 м) перевал успеваем на закате. В немногочисленных лучах солнца он бесподобен. Красота на 100 баллов. В моем рейтинге Чуйский тракт опускается на строчку ниже, пропуская вперед трассу «Колыма». Хотя, окажись мы здесь летом, снежников бы не застали, деревья стояли бы зеленые, а не как сейчас как минимум в 3 цветовых спектрах. А 3-4-тысячные горы Северо-Чуйского хребта в любое время года покрыты снегом. В общем, вопрос, пожалуй, дискуссионный.
В 19 часов мы на реке Артык-Юрях. Площадка каменная, место уютное, вода чистая, природа красивая. Хотя еще светло и можно ехать час-полтора, но прошлых ошибок не совершаем и размещаем лагерь в этом прекрасном месте. Еще до наступления темноты ставятся палатки, разжигается костер, варится нажористый супец. Утепляемся, ведь на улице уже -2С. Под звездное небо сидим у костра и дискутируем на очередную философско-походную тему.
А с пробегом 381 км мы уже на тысячу километров приближаемся к дому.
Второй раз заезжаем в Кадыкчан
В Кадыкчане время поставлено на паузу
Где-то десятка 3 всего высотных домов
Везде проехать можно без проблем. Участков с месивом нет
Большинство столбов сооружены из дерева. У нас такое уже редкость
В этот раз нам везет, и на него попадаем в светлое время суток
Пожалуй, самый красивый перевал на всей трассе
При солнечных лучах заката, природа восхитительна
Ночевка около реки Артык-Юрях, высота 770 метров
День 20-й (15 сентября 2023, пятница). Снова пробиваем колесо
Утром термометр показывает рекордные -8,1С. Хотя снега нет, но около реки конкретный дубак. Вылажу из палатки и на вчерашних угольках развожу для сугрева костер. А рядом опрокинута и почти зачищена кастрюля с едой, оставленная на завтрак. Она была придавлена тяжелым булыжником, но, видимо, голодной лисе это не стало сильной помехой. На газу кофе готовится минут 5, после него наступает теплота и блаженство. Холод отступает, жизнь начинает играть новыми красками.
Отогреваю на себе аккумуляторы дрона и успеваю сделать пару пролеток. На морозе пальцы быстро отмерзают, не сильно слушаются и стики нажимаются не плавно. Цепляю коптером лиственницу, который и грохается в очередной раз… Приходится перепрыгнуть через пару ручейков, чтобы спасти «магаданыча». Но снова везет, и в этот раз всё обходится удачно.
Выезд в 8 утра. Текущая задача успеть на 20-часовой вечерний паром через Алдан. До него 530 км. Сегодня, кстати, ночевали в том коротком кусочке часового пояса +7 к времени московскому.
Проезжаем очередной перевал. Это Брюнгядинский с высотой 1182 метра, а снега здесь в разы меньше, чем на вчерашних вершинах. В полдень мы на Кубе. Тут обязательная заправка, закидываем также по горячему беляшику. Через полчаса обнаруживаем подспустившее заднее правое колесо. Слышен звук травящего воздуха. Сразу меняем его на запасное. Это уже магаданская обновка.
Сегодня, как и вчера, коротаем время за просмотром нескольких интервью на планшете.
Мимо Черного прижима не проезжаем мимо и снова останавливаемся. Очень красивое место. Почти в 17 часов остановка около ручья на пополнение канистр питьевой водой. Тут же прием пищи. Пожалуй, 50% останавливающихся здесь грузовиков — это бензовозы, а еще 45% — прочий грузовой и технический транспорт. Легковушки в этой местности встречаются крайне редко.
До парома около 120 км и часа 3 у нас есть в запасе. Но только в 19 часов мы заезжаем в Хандыгу. Где-то здесь надо заклеить пробитое около Кубы колесо. Быстро мы точно это не сделаем, поэтому смиряемся, что сегодня вечерний паром уплывет без нас. Уже не спеша докупаем продукты и звоним в ту же гостиницу, что и ночевали здесь по пути в Магадан. Да, остался свободным отдельный 4-местный vip-номер по цене 8 тысяч за всех. Просьба сделать скидку постоянным клиентам удовлетворяется, и номер достается за 6000 рублей.
После двух ночевок на природе приводим себя в порядок, стираем вещи, а также решаем колесную проблему. Домашняя кухня и горячий душ снова являются маленьким плотскими радостями. Если в первый наш приезд я восстановил хозяйке душ, то сегодня уже во втором санузле подправляю и настраиваю арматуру сливного бачка, устраняя течь. Небольшой набор ручных инструментов, взятый в дорогу, снова в работе.
Каждый день что-то вылазит и что-то нас немного тормозит, не давая проехать 10-12 часов на максималках. Но все равно с пробегом в 517 км, считаю, удачно завершаем очередной ходовой день.
Пока собираемся, можно и полетать
Дверные ручки протирали раз 30, делая это при каждой остановке
Десятки километров подобных пейзажей
Как обычно, накатана одна колея
Примерный рельеф дороги. Тут снова можно «поливать» под 80 км/ч
Участок «Заячья петля». Сейчас тут активно идет ремонт дороги, опасность снижается
За неделю лес еще немного пожелтел
Двухкомнатная квартира-гостиница в Хандыге
День 21-й (16 сентября 2023, суббота). Рассыпается подшипник на прицепе
Сегодня та же задача — переправиться через Алдан, преодолеть земляную дорогу перед Ытык-Кюёлем и в идеале остановиться на ночлег в Нижнем Бестяхе. Километраж хоть и не большой, всего 387 км, но участок трассы сложный.
Подъем в 5:30. Выезд в 6:40, а в 7:20 мы уже стоим на пароме. Отлично. Успели и есть свободные места. В 7:35 паром, не дождавшись 8 часов, отчаливает. Стоимость переправы 800 рублей с Дастера и 500 за прицеп. Тот редкий случай, когда расчет производится наличкой.
Километров за 50 до Ытык-Кюёля начинается самый гавёный участок трассы на всем пути нашего следования. Проливные дожди за неделю превратили песчано-земляную дорогу в непролазное месиво. Колея высотой в 10-20-30 сантиметров становится обычным явлением. Естественно, без полного привода, мы тут бы завязли в 100% вероятности. Сообщение, от МЧС, из-за плохих природных условий не выезжать на трассу, исполняет только местная строительно-дорожная техника. Ни одного грейдера, ни одного трактора, никого. Удивительно. Но нам повезло, мы проскочили, мы продрались, Дастер — зверюга!
Но очередная проблема прилетает, откуда мы ее не ждали. На АЗС в Ытык-Кюёле обнаруживаем покосившееся левое колесо на прицепе. Нет, это не гайки ослабли, это, по всей видимости, конец ступичному подшипнику. В 200 метрах от заправки красуется СТО, подъезжаем туда. Да, мастер подтверждает наш нерадостный диагноз. Но свободных терминалов на станции нет, поэтому с позволения начинаем ремонт сами на отсыпанной площадке перед гаражным боксом.
Небольшой дождь то усиливается, то прекращается. Ветер же не стихает ни на минуту. Хорошо, хоть снег не валит. Привычка работать домкратом становится у нас ежедневным ритуалом. Не пропускаем мы его и сегодня. Минут через 40 извлекаем остатки внутреннего подшипника. Берем куски запчасти и по совету местных жителей объезжаем пару-тройку автомагазинов. Нам везет, в одном из них есть китайский аналог нашей жигулевской запчасти. За подшипник с тюбиком литола отдаем 1,5 тыс., еще подкупаем саморезов и пару карабинов. Часа 1,5 тратим на промывку, замену и сборы подшипника вместе с монтажом колеса. Фуф, готово. Купюра с «Архангельском» идет автосервису за гостеприимство. Но самое главное — проблема решена, мы не зависаем тут надолго и продолжаем свое движение дальше.
До Нижнего Бестяха остается 230 км, а время 14 часов. Нормально, должны засветло успеть. Но непролазная грязь появляется вновь. Мы снова скребем дном, снова едем на 4WD и снова делаем паузы на осмотр перед очередным проблемным участком, дабы выбрать наиболее удачный трек для штурма.
В 16:20 мы на асфальте, Дастер по крышу в грязи и покрыт 3-сантиметровой коричневой чешуей. Следы оффроада, естественно, и на прицепе, немного достается также и автобоксу. Надо отметить, что глава Якутии обещает за 2 года заасфальтировать трассу до Ытык-Кюёля, так что здесь, на радость всем жителям России, в 2025 году будет уже твердое дорожное покрытие?
Асфальт в Чурапче встречаем восторженными криками и аплодисментами. Ну, наконец-то, цивилизация и самый сложный участок пути остался позади. В 18:30 заезжаем в Нижний Бестях. Мойка самообслуживания на краю поселка, из-за отсутствия света, не работает. Оставляем вопрос с клинингом до утра. Посуточной аренды квартир здесь нет. Зато есть достойная гостиница «Ураанхай» по 3 тыс. за двухместный номер с удобствами внутри комнаты. С удовольствием заселяемся туда. А в оптовом «Светофоре» пополняем наши прохудившиеся продуктовые запасы. После чего отмечаем окончание самого тяжелого сегмента трассы «Колыма».
План на день выполнен полностью, а с учетом замены подшипника даже перевыполнен, так что непростые 397 километров ложатся в копилку нашего общего автомобильного пробега.
Перед Ытык-Кюёлем, как и предполагали, размыло земляную грунтовку
Нет, это не по ебеням. Здесь федеральная трасса
День 22-й (17 сентября 2023, воскресенье). Ставим рекорд дальности
Вчерашние авторемонтные работы, оказывается, не заканчиваются. Где-то зацепили задний бампер, который и слетел с нескольких клипс. С утра снимаем заднее правое колесо, снимаем также брызговик (все так же, да ни дня без домкрата). Дальше поднимаем и закрепляем на саморезы задний бампер. Они идут на замену вместо сломанных пластиковых клипс.
Электросети Нижнего Бестяха сегодня в ударе и радуют напряжением местных жителей. А мойка самообслуживания принимает нескончаемый поток чумазых авто. В 2 фрезы мы упражняемся минут 30, оставляя клинингу несколько сотен рублей.
В 8:30 выезжаем на трассу «Лена». Но идет какое-то биение по кузову. Да, что ж такое? Оказывается, не до конца сбили всю грязь с внутренней стороны колесных дисков. Минут 15 чистим их в ручном режиме, после чего проблема исчезает.
Сегодня, да и каждый последующий день, наши задачи банальны — просто вдавливать гашетку газа, максимально приближаясь к дому. Все чаще стрелка спидометра лежит на отметке 110 км/ч, что и радует глаз. Дожди заканчиваются, снова голубое небо, яркое солнце и комфортные +15С. По не сильно загруженной трассе «Лена» ехать одно удовольствие.
Через час остановка на леднике «Булуус». Парк закрыт, да и сверху видно, что и сам ледник почти растаял.
В Алдане заправляемся по 54 рубля и планируем место сегодняшней ночевки. Хочется и ночевать в теплоте и проехать дальше. Если долго ехать и останавливаться по темноте, то уже, как правило, нет мест в гостиницах. Если останавливаться раньше, то выбиваемся из жесткого дорожного графика. В общем, задача остается без единогласного мнения и решения.
Как и планировали, останавливаемся минут на 20 на красивом перевале Тит с высотой 1360 метров. Красноярский дальнобойщик говорит, что здесь еще неделю назад лежал снег. Сейчас от него не осталось и следа. А саму дорогу тут, наверное, еще не один год будут закатывать в асфальт, сюда по небольшому количеству дорожной техники.
После жарких дебатов решаем ночевку провести на той же реке Иенгра, что и по пути в Магадан. Типа, нормальное, проверенное место. Но утром мы понимаем, что это была ошибка. Правильнее было бы свернуть с трассы на 50 км ранее и провести ночь в Нерюнгри.
На берегу реки классика туристического быта: палатки, столы-кресла, ужин на газу, костер и посиделки у огня. Чувствуя предстоящую веселую ночь, надеваю на себя почти всю одежду, максимально утепляясь. Когда ложимся спать, термометр уже показывает минус 4 Цельсия. Заснуть помогает горячий чай, он же противно заставляет вставать и ночью.
Мы же за день наматываем 843 км, что становится нашим 22-дневным рекордом. Сегодня также размениваем отметку в 10 тыс. км.
Ледник «Булуус» почти растаял в сентябре
Как в другую реальность попали
День 23-й (18 сентября 2023, понедельник). Ночевка при -12С
Ночью толком так и не удается уснуть. Оно и не мудрено, утром электронный термометр показывает рекордные -12С. Температура экстрима спальника -10С, действительно, оказывается жестким испытанием. Для согрева принимается горячий чай и разводится на пару часов костер. Алюминиевые дуги палаток смерзлись, для их расцепления используем газовую горелку. Река Иенгра при такой температуре неторопливо парит.
Выезд только в 8 утра, а до дома остается еще 3800 км. Если проезжать по 950 км, то должны уложиться за 4 дня.
Трасса «Лена», конечно, отличного качества, но бывают такие провалы, что езда больше напоминает перемещение по волнам водной глади, когда автомобиль то и дело подбрасывает на неожиданных углублениях дороги.
В 12:40 мы у стелы «Невер-Якутск», здесь трасса «Лена» заканчивается и снова начинается более людная дорога «Амур». А на улице «бабье лето», воздух уже прогрелся до +18С и от ночных отрицательных температур ни осталось и следа.
Обед в гостиничном комплексе «Ерофей». За трапезой забываем малиновую флиску, вспоминаем километров через 15… Возвращаемся. Да, вот она, висит на вешалке.
Уже планируем место ночевки. По всей видимости, это будет 13-тысячный поселок Чернышевск. Время 16 часов и до него около 450 км. По телефону бронирую 2 номера в гостинице «Карина». Остались номера на 3 места по 3,3 тыс. и одноместный по 1,8 тыс. Берем.
На АЗС «Сбега» топлива нет, поэтому уже на лампочке дотягиваем до следующей заправки на Урюмском повороте.
Когда жилье забронировано, то волей-неволей топишь до него, сколько бы времени не было на часах. Только в 22:30 мы на закрытой отельной парковке. Оперативное заселение по одному паспорту проходит минут за 5. Приятное место и при таком ценнике, однозначно идет в рекомендацию.
Вечером, как обычно, ставятся на зарядку все гаджеты: смартфоны, планшеты, фотоаппараты, трекер и кейс от дрона на 3 аккумулятора. В течение дня в Дастере хоть и работают 2 разветвителя на 6 устройств, но не вся электроника успевает набрать 100% заряд.
Сегодня мы проезжаем на 2 часа больше обычного, поэтому с новым рекордом в 978 км перевыполняем дневную норму.
Не успел сфотать, когда было -12С
А днем снова лето. Амурская область
Амуро-Якутская железнодорожная магистраль
Сколько человек надо, чтобы закрепить знак?
Федеральная трасса. Не успели мост даже ввести в эксплуатацию
Налево Хабаровск, направо Сибирь, позади Якутск
День 24-й (19 сентября 2023, вторник). Развал схождение и шиномонтаж
В поездке 6,5-7 ночных часов обычно хватает, чтобы выспаться. А утренний час сборов, как правило, тратится на погружение в Интернет. Это переписка с друзьями-родственниками, рабочие дела, сведение бухгалтерии, еще раз просмотр мест посещения в течение текущего дня или просто новостная лента.
В идеале нам бы доехать сегодня до Улан-Удэ. Но до него чуть менее 1000 км. Поэтому подъем в 6, а выезд уже в 7. Оперативно. Все хотят быстрее оказаться дома.
Утром всегда ехать особенно приятно. Машин мало, трасса пуста и свободна. На одной из АЗС смотрим на колеса. Да, надо срочно заезжать на развал-схождение, а то так никакой резины не хватит. Планируем сделать это в Чите и до нее остается 150 км.
Пока едем, я по 2Гису обзваниваю СТО-шки. Есть в Песчанке, пригороде Читы, и шиномонтаж и развал в одном месте. Отлично, двигаем туда. В 10:50 заезжаем на сервис, а уже через 1,5 часа покидаем его, отдавая за всю работу 3 зеленых купюры. Но главное — заклеено и поменяно колесо, а также выровнена геометрия Дастера.
Очередь в проверенную столовую читинского дацана начинается от входа, поэтому подкрепляемся позами уже на выезде из Читы. Для сравнения 4 позы и компот обходятся в 300 рублей. Время еще 13:30, а до Улан-Удэ чуть более 600 км. Да, как раз, должны к вечеру подъехать в столицу Бурятии. Звоню хозяйке квартиры на Смолина, в которой останавливались 23 дня назад. На нашу радость, апартаменты свободны. Отлично. СПБ-переводом на 3 тыс. + 2 тыс. закрепляю бронь. Ехать, когда готовое жилье ждет тебя, становится приятнее.
Сегодня ничего особого больше не происходит. Пара технических остановок, пара АЗС. А полдня мы слушаем подкасты-интервью из серии «10 глупых вопросов».
В Улан-Удэ время сдвигается еще на час, поэтому в 20:45 мы в городе. Супермаркет «Титан» радует нас широким ассортиментов готовых блюд. Шампанское, торт и прочие вкусняшки балуют сегодня наши вкусовые рецепторы.
Хотя код в подъезд и сменился, но ключи от квартиры также хранятся в знакомом кейбоксе. В этот раз стоянкой уже не заморачиваемся и оставляем Дастер в соседнем дворе.
А с пробегом в 984 км еще раз обновляет рекорд дальности.
Утром ехать одно удовольствие. Машин почти нет, трасса свободна
Великолепный асфальт. Еще бы не было волн
Сотни тысяч подобных домов по всей России
Лет 20 назад фуры в Читу ехать не хотели. Пара колес за рейс всегда «убивались»
Шиномонтаж и развал-схождение в Чите
День 25-й (20 сентября 2023, среда). Улан-Удэ — Байкал — Тулун
Выезд в 7:50. Деревья стоят еще полностью зеленые. У нас, в Кемерово, такое было ровно месяц назад.
До дома остается 2000 км, вот их и надо проехать за 2 дня. Очень хотелось посетить термальные источники в Аршане, но из-за жесткого графика проезжаем в этот раз мимо них. Зато прилавки с копченой рыбой мы не пропускаем и забираем с собой 4 хвоста омуля, сига и пеляди.
Остановка минут на 30-40 на Байкале. На Гранатовом пляже сегодня можно даже искупаться. Наслаждаемся бирюзовым цветом воды, ясным небом и, конечно, рыбными деликатесами. Грузовые поезда в 30 метрах от нас следуют практически постоянно. Железнодорожный транссибовский трафик забит в обоих направления, как в сторону Европы, так и на Восточный полигон.
Ближе к Иркутску разряженный автомобильный дорожный поток заканчивается и начинается езда в плотном режиме движения. Возможностей для обгона мало, средняя скорость падает, километры тянутся и сменяются медленно. В Усолье-Сибирском, как обычно, пробка.
Сначала прибрасываем ночевку в Нижнеудинске, но сейчас становится очевидным, что было бы неплохо добраться до Тулуна. После 17 часов нахожу на сайте объявлений квартиру в этом 38-тысячном городе. Бронирую и вношу авансовый платеж.
В 19:30 солнце уже заходит, поэтому пару часов едем по темноте. Особых событий сегодня также нет, просто дорога. В 21:30 нас встречает хозяйка квартиры. Перевожу хвост аренды, а завтра из-за раннего выезда ключ оставлю по классике в почтовом ящике.
Купленное еще в Иркутске женское вино скаталось в Магадан, вернулось обратно и выпивается только сегодня. А очень уютная 2-комнатная квартира достается всего за 3000 руб., что в сравнении с гостиницами на трассе просто небо и земля. Надо отметить, что уровень наполнения квартир, за последние лет 5, заметно улучшился и серьезно подрос. Стиральные машинки, холодильники, Wi-Fi, плоские телевизоры с большими диагоналями, заполненные шампунями ванные комнаты, порой кондиционеры, естественно, чистое белье — все это является уже обычным стандартом сдаваемой посуточно квартиры. Что, увы, нельзя сказать про гостиницы и мотели по трассе. Если уровень сервиса там и растет, но уж очень медленными шагами.
Из-за плотного дорожного потока пробег всего 843 км, до Кемерово остается около 1200 км, и завтра мы надеемся уже быть дома.
После Улан-Удэ еще немного машин
Оказывается, по 15-20 лет живут чайки
День 26-й (21 сентября 2023, четверг). Мы дома!
Выезд в 7:45, а навигатор ориентирует на прибытие в Кемерово в 2 часа ночи. Нормально, топим по максимуму. От этого настроение поднимается, так же как снова от солнечной погоды. От Нижнего Бестяха, получается, не было ни капли дождя. Везет.
Пожалуй, наличие Интернета в поездке уже более важная тема, чем присутствие АЗС по пути следования. Если со вторыми все более-менее понятно, то со связью во всемирную сеть пока не все так радужно. В городах и крупных поселках все хорошо. По-моему, во всех арендуемых квартирах никто даже и не подключался к местному Wi-Fi. Зато, например, в условной Хандыге мобильный Интернет тупо не тянет и без Wi-Fi уже не обойтись. По трассе «Колыма», да и «Лена», связи порой нет, не то что Интернета. На перевалах мобильные вышки хоть какой-то вариант для экстренных случаев. А обзвон гостиниц можно начинать делать, в лучшем случае, километров за 10 до приближения к населенному пункту. В общем, наличие различных сотовых операторов увеличивает шанс на достойную связь. В то же время понимаю, санкции, дорого, но до облачения трассы в 100% зону с покрытием сотовой связью (не говоря уже про Интернет), ох, как далеко.
Особых и интересных событий в течения сегодняшнего дня также не происходит. Пара кафешных остановок на прием пищи и АЗС. После Красноярска разделяются 3 коробки с НЗ-шными продуктами большую часть которых, мы просто свозили до Магадана и привезли обратно.
В 23:30 подъезжаем к дому, проехав за сегодня ровно 1200 км. Пока только радость, понимание того, где мы были, сколько проехали и через какие прошли неурядицы, придет немного позже. А на этом наша поездка успешно заканчивается.
На границе Красноярского края и Кемеровской области
Итоги поездки
После поездки пришлось немного восстановить и поремонтировать Дастера. Для этого в довесок к трем магаданским колесам, были куплены и заменены: глушитель, сайлентблоки, две задние пружины, а также оба задних амортизатора.
В общем, очередное и непростое наше путешествие прошло успешно. Дастер, в который раз, не подвел. Подавляющее большинство запланированных достопримечательностей и интересных мест мы посетили. Маршрут получился достаточно жирным, а культурная программа насыщенная. Большая мечта осуществлена. Несмотря на несильную психологическую совместимость, все живы и здоровы. В любом случае, считаю нашу поездку очень удачной. Мы расширили кругозор и свое представление о стране. В общем, проехали немалый путь и побывали в еще одном неординарном месте на Земле.
Так или иначе, путешествуйте больше и помните, что самое лучшее время для путешествий — это сейчас!