|
Отчет о путешествии по грунтовым дорогам Колымы и Якутии летом 2011 года на Nissan Patrol 1999 г.в.
Глава 1. Подготовка.
Скажу, сразу — изначально планировалось проехать маршрут Магадан — Монголия (Монгольский Алтай) — Магадан. Искались турфирмы, сопровождающие по Монголии, выбирались места отдыха, стоянок, в общем, готовилось серьезное путешествие. Но, как говорится — человек предполагает, а Бог располагает. Намеченным планам не суждено было сбыться. Причина, по которой путешествие отменилось приятная, но необходимости приводить ее здесь я не вижу. Главное, что у нас не сильно изменился настрой на отпуск. И на семейном совете постановили — в путешествие едем — но недалеко — в соседний регион, а именно в Якутию. В предыдущей моей поездке из Магадана на Байкал (https://travel.drom.ru/12940/) мы проезжали Якутию (еще бы — другой дороги из наших северных краев то, и нет), но осмотреть ее более внимательным взглядом — не удалось. Поэтому решили — что поедем в Якутск — а оттуда постараемся выбраться на известные во всем мире Ленские столбы. И возможно — я опять утолю нестерпимую жажду помочить спиннинг в новых и неизведанных местах. Тем более что река Лена для этого предоставляет массу возможностей.
Решено, едем. На чем? Зимой, при начале подготовки поездки в Монголию, я сменил своего старичка Nissan Safari 1994 года, прошедшего огонь, воду и медные трубы (в основном, конечно воду во всех ее проявлениях) на брутального и молодцевато выглядящего Nissan Patrol 1999 г.в. Ну время к обмену подошло, пора уже было. Да и очень сильно опасался — что старичок Сафарик не потянет Монголию. В общем, Патруль был приобретен. Изначально — полный овощ, но за зиму и лето был проапгрейжен — установлен шноркель, козырек. Подвеску лифтанул +2` амортами и пружинами Tough Dog (спасибо фирме safari-4x4.ru), резина 285/75R16. Самостоятельно изготовлен спальник.
В предыдущей машине я его тоже делал самостоятельно, но тут с учетом опыта — спальник в машине получился как родной (просто у патруля еще и удобный крепеж третьего ряда сидений — на базе которого спальник и был собран). В общем, после всех доработок получился вполне себе ничего экземпляр для семейных экспедиций — просторный, комфортный и удобный.
Новый патруль в одной из экспедиций
Надо сказать, что в этот раз собрались ехать всей семьей — я, супруга Наталья, дочь Джастина и новый член семьи, которому еще и двух лет нет — собака Байт, он же Бася, он же Бабася, он же и скотина — когда провинится %)
Собака — весьма злобная и могучая:
О попутчиках — вместе с нами собирался мой друг с работы — Слава с супругой Татьяной. Правда, цель у них была немного другая — проехать из Магадана до Тамани и вернутся, по пути проведав многочисленных родственников. Услышав, что мое путешествие в Монголию отменяется, они, конечно, расстроились — еще бы, мы были бы вместе фактически треть их пути — до Кемерово. Но так как я их все-таки провожал в дорогу до Якутска — это было хоть что-то.
Мало-помалу определились и с датой выезда — 10 июня в обед. Это был как раз последний наш рабочий день — и с начальством уже была договоренность.
Вот так потихонечку, за сборами и выяснениям состояния дороги дата выезда незаметно и подкралась.
Глава 2. 10 июня 2011. Магадан — Дебин.
Пробег на одометре: 192 588. Заправка: 110 литров по 29,80.
С утра уже охватило предчувствие дороги и путешествия. На работе сидели кое-как, смотря на время каждые десять минут. В 12:45 сорвались и поехали каждый к себе домой — складывать остатки вещей и буторить семейства в машину. Договорились стартовать в 2 часа со стелы магаданской. В 12 утра, кстати, позвонили знакомые, они решили нас проводить от стелы также, ну и брат решил прокатиться со мной до Сокола.
Без десяти два подкатываем к стеле, заправленные, на позитиве, готовые ехать. Знакомые на зеленом Сафаре нас встречают.
Традиционное фото на стеле:
Дожидаемся второй экипаж — и с Богом! Поехали.
Как обычно трасса М49 — она же самая длинная улица Ленина в мире (2 с лишним тысячи километров, как ни крути) в начале пути более менее заасфальтирована. Аж первые 70 километров. Дальше она превращается сначала в бетон, затем в грунт, а потом уж на якутской стороне — в глину. Но мы привычные — нас так просто сложностями дороги не удивишь. Ребенка только, если что. Ребенок сильно не хотел ехать. Дочь просто не понимала — зачем мы тащим ее в путешествие. Чего там делать?... Я, кстати, так и не смог объяснить. Аргумент — типа, ну не дома же сидеть весь отпуск — не прокатывал. В результате перед путешествием воткнул в машину DVD, что привело к компромиссу с дочерью — она едет с нами и смотрит мультики. Так и получилось — за время путешествия я прослушал (смотреть то нельзя — я же на дорогу смотрю) практически все сезоны футурамы.
Путешествие — за окном мелькают неяркие бледнозеленобелые краски июньской колымской природы — пылят встречные и догоняемые большегрузы, в общем — трасса, колымская трасса.
На Атке кофе пить и обедать не стали — рано еще было, приняли решение доехать до Ларюковой и отдать там должное солянке. Но я заправился — 30 литров по 32,90. Решено — поехали.
На Гербинском перевале — сделали остановку для небольшой фотосессии:
Водитель второго экипажа — Слава.
И такие там, на перевале гости бывают %) (следы, если что, медвежьи)
Ну что ж, поснимали, размяли ноги — пора ехать дальше. 10 июня, кстати, на фотографиях, а снег и не думает уходить. Обратно ехали — сошел, правда, уже. Суровая природа. Но красивая.
Перед Ларюковой есть ручей Каскадный — как же на него не заехать-то. Обязательно надо. Заехали. В этот раз водопад был скрыт под слоем льда. Воды в ручье было очень много, и она особенно красиво бурлила. Но вот что обидно — так это то, еще идет оттайка тундры и снега — и потому вода не голубая, а обычная — серая.
Удивил КАМАЗ стоящий возле ручья. Подъехали, смотрим, какая-то женщина протирает кабину КАМАЗа от пыли, водителя не видно — ну, думаю, наверное водитель женщина. Ан нет — оказалось все проще. Пока жена убирает рабочее место, водитель сидит на скале возле ручья, дубасит пивандрий и фотографирует ручей. Суровый колымский водитель. Решили, что фоткаемся и быстро едем дальше, дабы не обгонять водителя, принявшего полторашку пива на грудь. %(
Сами фото:
А это руки КАМАЗиста — пивного алкоголика. Может его кто узнает по рукам %)
А вот так, кстати, выглядит этот ручей, когда очищается от талой воды — очень красивое зрелище, но это позже, уже в июле месяце:
Побродивши по ручью, двинулись дальше… И без приключений достигли поселка Ларюковая — там отдали должное солянке и котлеткам по домашнему. До сегодняшней цели нашего путешествия — поселка Дебин — оставалось чуть больше 50 километров.
Кстати — почему Дебин? Решили остановиться возле этого поселка, чтобы первый день не утомляться сильно от дороги. 400 км от Магадана — вроде и немного, и в самый раз. А изначально вообще собирались ехать по Тенькинской трассе и останавливаться в поселке Усть-Омчуг у моей тещи. Но перед выездом на реке Аян-Юрях смыло мост (на момент написания отчета моста так и нет). Поэтому с Тенькинской трассы сквозного проезда на поселок Нексикан — нет. Вот потому Дебин и стал целью первого дня путешествия.
Кстати, в самом Дебине гостиницы нет. Совсем нет. Поэтому мы сознательно шли на ночевку на открытом воздухе. Да и на мосту через реку Ола встретили знакомых туристов на Делике — они ехали сплавляться по Колыме и подсказали нам нужный поворот на реку, где можно встать недалеко от дороги и спокойно переночевать.
Мало-помалу докатились и до поселка. Перед мостом через Колыму свернули направо к реке Оротукан. Там и остановились на ночлег. Есть не хотелось, поэтому быстренько приготовили спальные места в машинах, попили чаю (а кто и пива с устатку) и отправились спать. Начало положено, едем.
Глава 3. 11 июня 2011 года. Дебин — Усть-Нера.
Пробег на начало старта — 192 948.
В восемь утра проснулись, традиционно вскипятили кофе и собрали вещи. Погода радовала солнышком. Выспались в принципе неплохо, но втроем спать в машине все-таки не очень комфортно. Да и собака вошкалась полночи — искала место поудобнее. Но в целом было нормально. Во всяком случае — отдохнули.
Ребята сплавщики помогли сделать групповое фото — спасибо им за это:
Тронулись в 9:30 утра. Прошли реку Колыму по старому однополосному мосту. Рядом мостостроители, кстати, начали воздвигать новый современный мост. Надеюсь, построят еще при моей жизни — ибо уж очень они это делают неторопливо. За лето поставили одну сваю всего %)
Дебин прошли не останавливаясь. Кстати, я переживал, что дорога после весенней распутицы будет похожа на результат коврового бомбометания, но напрасно. Практически во всех районах Магаданской области дороги сделаны. Но бывают и огорчения — впереди идущий КАМАЗ недалеко от Ягодного ушел на обочину:
Мало-помалу добрались и до Ягодного — от Дебина до него всего сто километров. Красивый поселок — зеленый, и, как мы выяснили позже, почти все дороги внутри поселка покрыты асфальтом, что прекрасно сказывается на атмосфере — практически нет пыли — бича колымских поселков на трассе.
В Ягодном не останавливались. Потихонечку вышли к Бурхалинскому перевалу и там поразились — в предыдущие годы бушевали сильные лесные пожары, и все сопки просто-напросто выгорели:
На перевале как обычно — необходимо остановится, перекурить, сделать пару красивых снимков и потихонечку спускаться, чем и занялись.
У Славы хорошая фототехника. Вид с перевала весьма достойный:
Спустились с перевала и въехали в Сусуманский район. Я поразился, ведь этот район славился всегда отвратительным качеством грунтовки. Но не в этом году. Дорога сделана идеально — скорость резко увеличилась до 100 км в час и довольно таки быстро мы достигли города Сусуман.
Традиционно — заезд на заправку.
Заправил 60 литров по 35 рублей. Осмотр местных достопримечательностей:
Самолет никуда не делся за три года!
Дом одежды — одно из старейших зданий города Сусумана.
Отобедали в «Чердачке» — не очень вкусно, но и не отрава. И двинулись дальше, цель —Усть-Нера.
Собака стойко преодолевала все тяготы пути. А именно нагло дрыхла днем и не менее нагло ночью:
Кстати, посмотрите, какая идеально сделанная дорога в Сусуманском районе:
Единственно, что испортило впечатления — это начинающийся лесной пожар за поселком Холодный:
Может быть его и потушили… Ну а мы потихонечку отдалялись от центров цивилизации Магаданской области. Проехали Тал-Юрях:
Кстати, там нас застал сильнейший град — редкое атмосферное явление в наших краях.
На Колымо-Индигирсокм перевале стоит памятник «Узникам Колымы».
После Тал-Юряха и Колымо-Индигирского перевала дорога делает поворот и выводит в красивую долину:
По ее дальнему краю нам и предстоит двигаться практически до самой границы с Якутией:
Дороги были сделаны и там. Вообще, я считаю, Магаданская область, по сравнению с соседней Якутией в плане дорог сильно выигрывает. Но этому есть и объяснение: у нас гораздо лучше породы, которые необходимы для прокладывания грунтовых дорог.
Наконец достигли границы:
Я, кстати, который раз еду, и все время удивляюсь — почему граница Якутии обозначена, а граница Магаданской области нет. У меня конечно из-за этого чувства неполноценности и ущербности не появляется, но все-таки неприятно.
Через пару километров от границы нам повстречался и первый коренной житель Якутии. Смело позировал, пока не увидал собаку:
Поснимали, поехали дальше. Кстати — великая радость. С этого года пост в Артыке закрыт. Теперь там нет ни доблестного сотрудника ГИБДД, всех строго переписывающего в журнал, ни сотрудников криминальной милиции, пытающихся развести несчастных автомобилистов на взятку. Ура — путь открыт — и едем на прижимы %)
Тоже не самое красивое зрелище. Просто погода подпортила. Вообще путешествие, скажем так, было небогатое на красивые виды. Три года назад — как-то больше понравилось.
Еще фото прижимов от Славы:
Мало-помалу и въехали в поселок Усть-Нера. Гостиница порадовала снижением цен (2400 за двухместный номер), но номера как и были обшарпанные, так и остались. Дочь поставила вердикт гостинице — бомжатская.
Теперь она у нас везде так и числится, по всем записям. Для будущих путешественников — внешний вид гостиницы:
Ну да нам не до изысков — душик принять, да голову приклонить. Вечером за пивом решили планировать следующий день. Так как кафе до Хандыги не предвидится, надо что-то думать с обедом. Придумали — и Слава пошел мариновать мясо, чтобы приготовить его где-нибудь завтра на обед. Любит человек готовить. Кроме того, если погода позволит, то встанем после обеда недалеко от поселка Теплый Ключ на дневочку. Переночуем в машинах, а утром пораньше проснемся и поспеем к 9-часовому парому через Алдан. Прорешавши и распланировавши завтрашний день, уснули. День был длинный, не сказать, правда, что тяжелый, но все таки немного вымотались %)
Глава 4. 12 июня 2011 года. Усть-Нера — Хандыга.
Заправка: 65 литров по 36.30
Встали рано по меркам Усть-Неры. У нас с ними разница в час, поэтому и получилось так, что рано встали. Вообще двигаться на Запад на автомобиле для меня психологически комфортнее и вот почему: с Запада на Восток часовые пояса уменьшаются — поэтому кажется, что в какой-то город на смене часовых поясов ты приехал поздно, а на самом деле у тебя еще час в запасе в рамках этого часового пояса. В общем, мне так удобнее… Но когда двигаешься наоборот — получается хуже. Думаешь, что приехал в 11 ночи — ан нет, уже 12.
Попили кофейку, позавтракали и в 10:45 уже через полчаса переезжали мост через Индигирку, дополненную водами реки Нера. Большая река.
Как видите, погода в этот день не радовала. Хмурое небо, грозящее проливным дождем, холод — сырость. Но ехать надо, поэтому едем. Через 5-10 километров после окончания поселка начинается затяжной тягун — подъем в перевал Ольчанский. В этот раз автомобили у нас были более исправные, поэтому спокойно, не перегреваясь, поднялись на вершину перевала. Там красиво было три года назад, но в этот раз пейзажи не радовали:
Долго не смогли там находиться — уж очень мерзкий и сильный ветер. Капище для приноса жертвоприношений в виде сигарет, монеток, и прочего так и стоит. Отдал дань и я, рассматривал монеты, лежат давно некоторые — уже потемнели.
Поехали дальше и о чудо. Теперь мини-федералка (новый участок дороги Колыма, сданный три года назад предприятием «Стройгазконсалтинг») практически доведена до начала перевала. Красота — это еще больше укорачивает наш путь. Быстренько пролетели ее (она была неплохо сделана), и перед брюнгадинским перевалом встретили оленя. Пока оттормаживались, пока доставали фотоаппарат, убежал зараза… но красивый был, не передать. Грация в каждом движении.
Как всегда порадовал Брюнгадинский перевал. Идеально сделанный, камешек к камешку. На вершине традиционный останов.
На пятаке возле моста через Брюнгаде увидели много КАМАЗов — видать, везут топливо. Погода окончательно испортилась — холодно, дождь пошел, но дорогу не размывало. Порода там хорошая.
Мало-помалу добрались и до поворота на Кубюме. Но было очень холодно — решили там не останавливаться, а ходом идти вперед, в надежде что прекратится дождь.
Фото со сворота на Кубюме. Из машины выходить совсем не хотелось.
Поехали дальше и попали. Ремонт дороги, трудятся местные дорожники. Что сказать, нельзя ли как-то в моменты ремонта делать нормальные объезды. Мы-то ладно — на джипах, но маленьким машинкам там совсем несладко приходится. Скорость движения у нас снизилась километров до 15 в час, на дороге кучи земли и камней — через все это надо как то переваливать и все это на протяжении многих и многих километров.
Смотрите сами:
Хорошо, что все кончается, кончилось и это.
Граница томпонского района близко.
Заехали в район, и мало-помалу вышли на метеостанцию Восточная. В этот раз решили к Дмитрию не заезжать, да и необходимости не было:
Зато перед метеостанцией, как всегда, ручьи. Слава Богу проходимые в этот раз для нас. Это, наверное, последнее препятствие на M49 для сквозного движения. В том плане, что если не будет дождей — будет сквозное движение. Будут серьезные дожди — будет плохо. Придется стоять — ждать большегруза, чтобы перетащил на ту сторону. Нам повезло, хотя на федеральную дорогу это конечно не тянет:
Дорога постепенно подходит к горному и мрачному району Якутии — но одному и из самых красивых с этой стороны:
Справа наледь — так вообще никогда не тает по-моему. Простите за качество фото — все планирую приобрести что-нибудь более профессиональное для путешествий, но все никак не получается…
Очередной ручей, и я зафиксировал, как его форсирует Крузак Славы:
Дорогу мало-помалу начинает стискивать нависающими сопками, да и сама дорога начинает карабкаться больше по склонам, чем идти по долинам. И это правильно — в долинах наледи и ручьи, поэтому дорогу строить лучше по склону — дольше проживет.
Потихоньку прошли Заячью петлю, чертовы ворота, и начали приближаться к прижимам. Километров за сорок от черного прижима начали попадаться спиленные деревья. Я знал, что прижимы переделывают, но такой масштаб работ меня впечатлил:
Вот и собака чего-то выглядывала среди деревьев:
Рабочие на сопках как муравьи:
Кстати, перед прижимами, но еще до начала капитального строительства дороги, масса зайцев начала перебегать нам путь. Вероятно, их согнали с привычных мест обитания строители — вот на одном участке дороги их и собралось неимоверное количество.
Ну а чем ближе к самим прижимам, тем колоссальный объем работ. Правда, надо отдать должное, ехать по всему этому строительству не в пример проще, так как везде оставлена более менее нормальная колея для всех машин. Ну да, медленно, но вполне можно.
И вот, за поворотом открывается постепенно вид на черный прижим:
Кстати, не смотря на то, что мы находимся черт знает где между Магаданом и Якутском, обстановка вполне домашняя: я занят работой, т.е. веду машину, дочь увлечена очередной серией футурамы и лузганьем семечек, супруга дремлет на заднем сиденье автомобиля.
Первый вид прижима:
Кстати, огромная куча техники, как муравьи, роют, взрывают и расширяют прижим. Это видно по следам. Вздохнули и поехали дальше, поднялись примерно на середину и вот он — вид вниз:
Красиво, но не впечатляет как три года назад, когда там никого не было, и сами прижимы оставались нетронутыми.
Внизу показался автомобиль Славы. И встал как раз под буровой установкой:
Ну а мы выше: подъем продолжается.
Остановились возле креста, отмечающего гибель трех человек на прижиме, насколько я понимаю дорожников — жителей поселка Теплый Ключ.
А это вид — для того что бы показать высоту данного сооружения, но он, конечно, впечатления не передает.
Желтый прижим прошли даже не фотографируя... Его расширили, и он теперь совершенно нестрашен и не впечатляет.
Кстати, начались работы по восстановлению этого вот моста:
Дальше дорога не представляла никакой сложности — мирно катили под дождем, думая о том, что скоро все-таки встанем на дневку и отведаем замаринованное со вчерашнего дня мяса... есть хотелось жутко! Но вставать и греть воду на холоде с дождем для дошираков не было никакого желания. Ладно, выедем из горного района — найдем, где встать и покушать.
Следующая остановка произошла тоже у памятного места — насколько я понял объяснения местных жителей, тут проходили встречи заключенных женского и мужского лагерей, потому это место на дороге и отметили:
Кстати возле этого места нас нагнала иномарка японского происхождения. Это важно.
Ну а мы пофотографировались и поехали дальше. По навигатору я присмотрел недалеко от Теплого ключа озеро Щучье и подъезды к нему. Можно было встать на ужин.
К сожалению, планам не суждено было сбыться — пошел конкретный дождь, который совсем не нужен при приготовлении ужина и отдыхе. Сообща было принято решение: едем до Хандыги и ищем гостиницу, а там уже разбираемся с ужином. Кстати, на выходе из гор есть пятак, там заправился из канистры, так как у меня в баке было пусто — Славе хватало на побольше — у него дизельный крузак.
Перед Теплым ключом вылетаем из поворота и видим вот это чудо:
Кочмар! Авария произошла минут за 20 до того, как мы подъехали. Куда летел данный крузак — пьяный в хламину — хозяин ответить не мог. Но то, что он был синий — это факт. Иномарка, которая нас обогнала на памятном месте, уже подобрала хозяина и собралась везти его в Теплый ключ за трактором. Похоже, водитель на скорости и на мокрой грунтовке не смог войти в поворот, и его положило на крышу, а затем поставило на колеса обратно.
Еще раз убедившись в том, что синька чмо, поехали дальше.
Теплый ключ проехали ходом, было уже начало 12 ночи по местному. Я порывался было заехать к своим знакомым, у которых останавливался три года назад, но так как не смог с ними восстановить связь — решил не беспокоить.
После Теплого Ключа опять ремонт дороги, а до Хандыги еще 70 километров. Ремонтировали километров 30, при этом ремонт заключался в том, что пока только насыпали породу, а так как лили конкретные дожди, то таскать по этой породе стало нехило. Включил полный привод, стало полегче.
Наконец-то огни впереди — Хандыга! Ура. Хотя уже и поздно, но ночи светлые, и народ еще гуляет. Начали спрашивать про гостиницу, нашли, заселились и поставили машины.
Так как сильно хотелось есть, то из запасов достали плитку газовую, маринованное мясо и начали жарить прямо между машинами. Как же было вкусно после целого дня рулежки трудной есть обжигающие куски горячей промаринованной свинины с хлебом. Да еще и дождик прекратился — красота.
Поели. И спать. Завтра рано вставать, чтобы попасть на паром. Для меня завтра путешествие оканчивается в Якутске, а Славе еще ехать и ехать.
Общий пробег за день — 545 километров.
Глава 5. 13 июня 2011 года. Хандыга — Якутск.
Заправка: 70 литров по 34.10.
С утра проснулись рано, около 7 по местному времени. Надо успеть на 9-часовой паром, который отчаливает с хандыгского берега в районе села Кэскил, что в 35 километрах от самой Хандыги. Собрались, заехали на заправку и поехали на паром. Остаток дороги до парома на этом берегу Алдана по сравнению с вчерашним участком Теплый Ключ — Хандыга был весьма достойно сделан, и мы на скорости не менее 70 километров в час очень быстро донеслись до парома. Встали в том месте, в котором я переправлялся 3 года назад, т.е. не заезжая в Кэскил — на берегу Алдана. Смотрим — вон и паром потихонечку подходит к берегу. На берегу Машин немного — вроде все влезем, и даже останется место. И тут паром подходит не туда, где мы стоим, а в самый центр поселка. Он там, блин, увидел две фуры, а это же деньги. Вся чинная очередь разрушилась — машины скопом бросились штурмовать крутой заезд на дамбу. Рванули и мы.
К парому подъехали, когда фуры на него заехали, присмотрелись — места хватает, слава богу.
Загрузились на паром спокойно — без толчеи и страшной якутской очереди. Стоимость — 700 рублей за джипа и двоих взрослых.
Пока плывем, решили позавтракать спокойно — и беда: забыли миску с жареным мясом вчерашним в гостинице. Пришлось довольствоваться кофеем и печенюшками.
Спокойно переправились, переждали всех лихих гонщиков, чтобы не дышать за ними пылью, и попилили потихонечку себе дальше.
Дорога на другой стороне Алдана проходит среди болотисто-озерной местности, очень много национальных сел. И все бы ничего, но после выезда с новой дороги на старую возле села Уолба нормальной породы на дорожном покрытии нет. Есть какая-то ужасающая глина, застывшая потеками, так как будто здесь просто сняли слой верхней почвы и положили дорогу. Одним словом — тихий ужас. Но что делать — проклиная дорогу по рации, двигались дальше.
После села Чурапча дорога немного улучшилась... но совсем немного. Но мы исправно двигали себя сквозь пространство, в надежде доехать поскорее.
И вот свершилось — в 17:00 13 июня мы в Нижнем Бестяхе. Традиционно заезжаем в кафе Азия для позднего обеда или раннего ужина.
Дальше мне на паром в Якутск, а Славе пилить дальше.
Попрощались, разъехались. На паром в Нижнем Бестяхе всегда очереди. Но нам повезло втиснуться и залезть одними из последних. Отлично получилось. Хотя там уже швартовался следующий паром, и можно было попасть на него.
Как всегда те, кто попали на паром, выходят из машин, идут к бортам, смотрят на берега реки, болтают, курят. Так же поступили и мы с дочей. Были неправы. Как только паром вышел на середину реки, поднялся жуткий ветер. А так как все машины сухие и жутко пыльные, то на пароме поднялась локальная песчаная буря. Пришлось в спешном порядке бежать в машину и искать укрытие в ней, задраивая все окна.
Паром переправлялся около часа. Стоимость — 770 рублей за джипа и двоих взрослых. И вот мы на городской стороне Лены. Друзья помогли нам снять квартиру посуточно на время нашего пребывания в Якутске, сообщили адрес — мы его вбили в навигатор и поехали. Через полчаса уже распаковывали вещи в квартире. Теперь несколько дней жизни в Якутске до 17-го июня. А потом у нас посещение Ленских столбов и обратная дорога.
Глава 6. Якутск.
Немного впечатлений о самом городе: город не сказать, что бы понравился. Основная претензия — очень пыльно. И вроде, как я понял, поливалки работают, но только ночами — днем никто не поливает, от этого по улицам переносятся массы пыли.
Движение — трафик по утрам и вечерам достаточно плотный — не Москва, конечно, и не Владивосток, но пробки случаются.
Вежливость водителей — тоже не на высоте. Всего один раз меня с выезда со двора пропустили, и ни разу, сколько я пропускал, никто не поблагодарил повороткой. Но в целом — все ездят достаточно аккуратно.
Еще не порадовало — практически полное отсутствие сувенирной продукции — может не там искали, но нашли максимум два магнитика с изображением Якутска — их и купили себе в коллекцию на холодильник. С Улан-Удэ я в свое время привез гораздо больше.
В остальном особо об Якутске сказать нечего. Обычный современный город, где население перемешено — две трети коренное, треть — русские (это из твиттера информация, официально не проверял). Кстати, конфликтов на национальной почве вообще не замечал.
В один из вечеров встретились с друзьями в гриль-баре чикаго. Кстати, неплохое заведение и в плане пива попить, и покушать хорошо:
Кстати, на фото друзья, которые помогли мне и устроится в Якутске, и съездить на Ленские столбы. Слева — Айяр, посередине — Болот %)
На следующий день по рекомендации друзей мы решили посетить эколого-этно комплекс Чочур-Муран и ледяные пещеры, расположенные недалеко от него. И не пожалели. Действительно классно.
Чочур-Муран — это комплекс зданий, ресторан и гостиница, стоящая на окраине города в начале Вилюйского тракта. Ресторан сам очень интересно украшен под старину, да и меню соответствующие.
Один только салат из чира — сего стоит:
Рецепт прост: чир — мороженный, соль, перец, лимончик. Все! А как вкусно, почти как обдир из хариуса.
Супруга заказала медвежью лапу в меду — тоже вкусно:
Сам ресторан красиво оформлен различным антиквариатом:
Во дворе имеется даже вертолет, как я понял, действующий, потому что заведение оказывает услуги по туризму:
Вообще, по территории интересно погулять — у них и свое птичье хозяйство, и якутских лаек они разводят, ну и вообще много всего %)
После посещения комплекса отправились в ледяные пещеры. Не секрет, что Якутск стоит на вечной мерзлоте, поэтому для хранения продуктов в советское время прорубили штольни в сопке (кстати, в той сопке, что виднеется на заднем плане на фото с вертолетом). Сейчас как склады действуют три штольни, а две красиво оформили и отдали на откуп музею ледяных скульптур.
Перед тем как зайти в пещеру необходимо надеть теплую одежду в виде накидок. Только еще момент — я бы надевал еще и валенки, потому как в кедах ноги замерзли. Представьте себе на улице +27 градусов, а в пещере -11. Разительный контраст?
Заходим в пещеры:
Вообще, для начала ощущения жутковатые — вроде и понимаешь, что это рукотворное сооружение, но все таки. -11 — дубак, сверху свисают сосульки, стоят глыбы льда. Но потом проходишь вперед и понимаешь, что все тут сделано для людей, для того чтобы они восхищались.
Это мамонт — который, я так понял, держит землю Якутии на себе.
А вот это трон деда мороза, который совсем не дед мороз, а то ли дух холода, то ли его повелитель. Мы решили немного узурпировать трон:
В следующем зале оборудована комната для проведения бракосочетаний:
Я специально уточнил у гида, сколько по времени длятся такие бракосочетания, на что получил ответ — очень быстро, максимум 10 минут, потом все замерзают и ускоряют процедуру… но зато там очень красиво и оригинально поженится %)
В общем, залов много — есть с ледяной горкой, кататься можно круглый год:
Есть денежное дерево — приносит удачу:
И кабинет деда мороза имеется:
В кабинете деда мороза — понравилось исполнение аквариума:
А на выходе — жаркое летнее солнце и гнездо пташек:
Всего за экскурсию отдали 900 рублей за троих, но не пожалели ни разу.
Глава 7. Поселок Еланка и Ленские столбы.
17-го июня, прихватив нашего вновь приобретенного друга и фотографа Айара, двинулись в сторону Покровска по покровскому тракту. Покровский тракт проходит по другой стороне Лены и заасфальтирован почти полностью. Между Покровском и Якутском есть самый северный зоопарк. Заехали туда посмотреть. Понравилось. Много животных и содержатся, в принципе, неплохо. Фото много, но выкладывать не буду — получились больше фото клеток, чем животных.
Проехали Покровск, кстати, там заправились — 75 литров. Потом проехали Мосхоголох и по резко испортившейся дороге покатили дальше. Нам надо попасть в деревню Еланка —там для нас зарезервировали летний домик. Деревня Еланка — в 19-20 веках была населена ямщиками, но в лихие 90 практически все местные жители оттуда уехали. И только сейчас там начали отстраиваться заново. В основном дачники. Еще оттуда местные предприниматели на моторках возят на ленские столбы, до которых около 50 километров. Это неплохое место для отдыха на природе. Нам же надо пробыть там сутки и вернутся на 50 километров обратно в поселок Булгуняхтях — оттуда нас заберут на моторной лодке в заповедник на реке Боттома.
Доехали до Еланки и заселились в такой вот чудный домик:
На первом этаже кухня на веранде и две комнаты с печкой. На втором — одна большая комната с кучей кроватей — это если кто приедет большой компанией. Айар был в этом домике зимой, когда участвовал в забеге на собачьих упряжках до Ленских столбов.
Домик находится на высоком берегу реки Лена. Сходил посмотрел на реку в поисках потенциальных мест для ловли рыбы.
Красиво:
Пообедали и решили сходить на реку — я половить рыбы, а Айар пофотографировать.
Сказано — сделано. Пошли.
В общем, рыба есть, и рыбалка есть. Но слабовато — удалось поймать всего два окуня. Но зато Айар нащелкался фотоаппаратом от души:
Первая рыбка из-за размера — была отпущена на волю тут же…
Вообще — там очень красиво.
Нагулялись и ближе к вечеру — пошли в домик. Вот, собственно, и весь мой улов за тот день:
Тем не менее, я доволен вполне. Красивая природа, чистый воздух, новые места. Интересно. А окуней мы банально сварили в ухе. И съели за ужином %)
На следующее утро надо было возвращаться на 50 километров назад — в поселок Булгунняхтах (простите, если не правильно записал название). За нами в этот поселок должна прийти моторная лодка с реки Боттома. И отвезти в заповедник. Мы плохо представляли как там и что будет, но все оказалось очень чудесно.
По дороге в Булгунняхтах проехали мемориал, посвященный ВОВ. Но мне он больше показался похожим на языческое капище.
Ну честно — так показалось….
В Булгунняхтахе нашли лодочную станцию и с гидом заповедника отправились на реку Боттома.
Сам река живописная достаточно:
В реке должно было быть очень много щуки — но не было. Хотя я честно пошел проверять.
Ну а потом была главная программа дня — поездка на пастбище бизонов. Якутии в свое время Канада подарила несколько стад лесных канадских бизонов на развод. Семен Семеныч — гид этого заповедника как раз и занимается этим стадом в том числе. Плюс к нему возят туристов, но возят только на тракторе — пешком к ним нельзя.
Стоим, ждем трактор:
Трактор приехал вовремя. Через 10 минут тарахтенья мы уже подъезжали к животным. Что сказать — здоровые твари. И красивые.
Агрессии не проявляли, но как-то все равно страшновато находится рядом с ними %)
После вернулись в домик, я продолжил ловить щуку. Супруга кашеварила, Айар и дочь фотографировали:
Когда стемнело, посидели у костерка и пошли спать.
Наутро встали рано — надо было вернутся на лодочную станцию в Булгунняхтах, взять две канистры топлива и потом на моторной лодке идти на Ленские столбы.
Дороги по воде до Ленских столбов два часа, но это было совсем не утомительно — из-за красивейших пейзажей. Собака, кстати, тоже с нами ехала:
Подошли к началу Ленских столбов:
Красота. Природа выветривала эти скалы много тысяч лет, прежде чем получилось такое.
Потом этих скал становится все больше — и они принимают все более тонкую форму:
И вот конечная точка путешествия — место, которое многие видели на фото:
Рядом стоит домик егерей. В нем мы приготовили себе обед. А затем супруга отправилась гулять по тропе нац. парка — а я, как обычно, сел ловить рыбу.
Ловилось из рук вон плохо. За день два окушка всего. Но, тем не менее, я не расстраивался — хорошая погода, банка пива под рукой, красивые виды %)
Супруга тем временем запечатлела красоты нац. парка.
Красиво, блин... стоило приехать за 2500 километров, чтобы это увидеть.
Ближе к вечеру начали собираться в обратную дорогу, и так как закатное солнце теперь было с другой стороны ленских столбов, дорога вдоль них стала очень красивой:
А еще Семен Семеныч завез нас на одну протоку ленскую — на которой водится щука. И я немного утолил свой рыбацкий голод :)
Конечно, для рыбалки на Лене это было не лучшее время, да и не с семьей надо на рыбалку ездить, а самому и в конкретные места %)
Глава 8. Якутск — Хандыга.
С утра загрузились в лодку и вернулись в Булгунахтях. Машина была на месте — никто ничего ей не сделал. Загрузились в автомобиль — и в обратную дорогу.
До Якутска доехали без приключений. Высадили Айара, попрощались и вернулись на ту же съемную квартиру. Вечером приняли решение — завтра возвращаться домой, несмотря на прошедшие дожди и размытый участок Чурапча — Хандыга. Как я об этом решении пожалел на сл. день — но обо всем по порядку.
Встали в 8 утра, попили кофе и на паром в Нижний Бестях. Паром отчалил в 9 утра, что нас полностью устроило. Приплыли в Нижний, посетили для завтрака, как обычно, кафе Азия, побродили там в поисках сувениров и поехали. Накрапывал дождик, но дорога была вполне себе сносная, когда ехали в Якутск, было хуже гораздо. Никуда не торопясь, ехали спокойно, наслаждаясь видами сельской местности:
Не торопясь, докатили до Чурапчи.
И оказалось, что именно сегодня там проводится Исых (якутский праздник). Нарядные столбы, куча народу и много-много глины на дороги — размокшей.
После Чурапчи дороги больше не было. Совсем. Нет, ну некая колея посредине размокшей и разъехавшейся глины присутствовала, но назвать ее можно было максимум тропой грязных бизонов в сельве после сезона дождей, но никак не дорогой.
И да, я впервые видел на этом участке уазики — которые не летят как бешенные, а крадутся, словно тати во тьме. Меня проняло: если они по этой дороге крадутся, как же должен ехать я.
После случайного встречного уазика я понял, как надо ехать.
Как дело было:
Навстречу мне идет уазик посредине дороги. Я крадусь, т.е. еду около 20 км в час. Он не собирается уступать мне дорогу, и мне приходится прижаться вправо, а затем и остановится. Зря я это сделал. Еще в момент остановки я заметил, что задняя часть машины, вместо того чтобы просто остановится, передвинулась вправо. Гм, подумалось мне, ну ладно, буду трогаться дальше, включаю первую, плавно нажимаю газ и остаюсь на месте, а зад машины продолжает съезжать к обочине %( Причем после обочины нехилый такой уклончик вниз.
Выхожу из машины посмотреть в чем дело — и мама дорогая — а у меня колес нет. Вернее вместо колес — 4 обмылка правильной круглой формы без единого зацепа на них. При этом колесные арки представляют из себя слой непонятного цвета чвачи. А пороги под дверями увеличились за счет грязевой насыпки примерно на 10 сантиметров с каждой стороны. Ужас. Ладно, вышел, включил передний мост, сел обратно, включил понижайку и потихоньку начал раскачиваться вперед назад, причем мееееедлееено, для того чтобы очистить хоть чуть-чуть протектор на колесах от глины. Минут через 5 мне это удалось, и мы смогли тронутся. И тут все. Я приказал и себе, и семье — ни при каких обстоятельствах не останавливаемся — двигаемся со скоростью 10-15 км в час на пониженной, дорогу встречным не уступаем.
Начался долгий адский путь через глину.
Скорость минимальная — держишься ближе к центру дороги. На обочинах лежат грузовики, автобусы, другие транспортные средства, которые как те корабли — лавировали, да невылавировали. Жесть. И ведь при этом я еще умудряюсь обгонять тех, кто по какой-то причине продолжает двигаться. Запомнилось, как я обгоняю медленный-медленный Камаз по правой обочине, моя скорость падает, и меня неумолимо начинает стягивать к кювету. В голове одна мысль — не останавливаться, тогда проеду, при этом машина все больше сдвигается вправо, даю совсем чуть-чуть больше газку, и тут наконец-то камаз кончается, и я выруливаю опять на середину — подальше от страшной обочины.
Этот кошмар продолжался около 3 часов, а может и больше. Но помню точно, что после поворота на переправу возле Уолбы стало гораздо лучше. А все потому, что на дороге начал появляться щебень. Отключил понижайку, затем отключил передний мост, и довел скорость до приемлемых 60 километров. Хорошо просто-таки стало. Около половины 8-го вечера приехали на переправу — успели.
Фото машины после грязевых ванн:
Собака от такой дороги тоже припухла немного.
Народу на переправе было мало, потому на паром все забрались абсолютно спокойно. Безо всяких проблем, скандалов с выдиранием волос и втыканием топора в автомобили (такое на этих паромах случается)... Паром пошкандыбал в сторону Кэскила, а мы сидели в машине и разгадывали сканворды... на редкость скучное занятие, но других дел не было.
Приехав в Хандыгу, заселились в гостиницу, запарили доширака, и легли спать. Устали как черти.
Глава 9. 22 июня. Хандыга — Усть-Нера и немного дальше.
С утра была замечательная погода, тепло, но не жарко. Проснулись бодрые, собрались и поехали. Практически без остановок дошли до лагеря строителей прижимов, а у них обед. Все собрались в лагере, и это радовало — прижимы пройдем без задержек:
Редкий встречный автомобиль... к сожалению, был не родным регионом на номере:
Сам желтый прижим, когда я ехал, почти еще не переделан был:
А вот эта фотография сделана Славой, когда он возвращался:
Как все распахали.
Черный тоже переделан — взорвали очередную вершину, а камни убрать не успели — потому внизу стоит две фуры, ждут бульдозера, который перевезет их через скальник:
Подъехал, фуры оказались московские. Водители говорят, что уже 3-й год к нам ездят... неужели морем не дешевле?
Остальной путь до Усть-Неры прошли без сюрпризов. Но сам сюрприз оказался в Усть-Нере. В поселок приехали торговать то ли узбеки, то ли таджики — и мест в гостинице не было совсем. Что делать? Выехали из поселка, нашли сворот и встали на ночлег в каком-то тупичке. Выхожу из машины, и второй сюрприз — колесо травит. Епта... Пришлось менять колесо в окружении тучи комаров. Поменял колесо, залезли в машину, поели тушенки с хлебом и спать.
Глава 10. 23-24. Усть-Нера — Сусуман — Магадан.
Проснулись в 7. Вернулись в поселок и поехали на шиномонтаж. Пока делали нам колесико, успели перекусить в кафэшке и залить себе бензинчика.
Потом двинулись дальше. В принципе, после Усть-Неры дорога была нормальная до границы с Сусуманским районом. А уж после и вовсе замечательная. НО. На колымо-индигирском перевале вышел покурить, машину не глушил — и бац, она начинает глохнуть. Что ты будешь делать. Глушу, достаю воздушный фильтр — чистый. Завожусь — троит, обороты плавают, но работает. Думаю, поеду потихонечку, глядишь дотяну.
Спускаюсь с перевала — жесть, обороты плавают, в глушак детонирует, хлопки жуткие.
С перевала спустился — вынул еще раз воздухан, завелся — вроде ровно. Поставил воздухан по-другому — работает нормально — ну, думаю, поеду дальше. И поехал... нормально. Но так и не понял, что же это было — поганый бензин или что-то другое. Дорога отличная — гнал под 100, и очень как-то быстро — доехал до сусумана. Решили ночевать здесь в гостинице из-за того, что прошлую ночь спали в машине и сильно устали. Но в гостинице опять нет мест, вот беда-то. Но я же сусуманский — сел обзванивать сохранившиеся контакты. Дозвонился однокласснице бывшей в Москву — мама у нее до сих пор в Сусумане живет, мама напрягла руководство СуГока, и уже через 10 минут я селился в ведомственную гостиницу ОАО «Сусуманзолото». Кстати, можно было и не напрягать, а просто прийти и заселится. Номер отличный — особенно после ночевки в машине — кровати широкие, телевизор, правда, нет горячей воды в душе, но есть чайник. Нагрели воды, помылись, легли спать.
Наутро последний перегон: Сусуман — Магадан. 600 километров все-таки. Но прошли спокойно. Единственное что — я пробил колесу возле Оротукана и дальше ехал на честном слове, потому что шиномонтажек нет до самого Магадана почти. Приехали поздно, вещи даже из машины не стали доставать все — так, необходимое забрали и все.
Заключение.
В общем, поездка удалась — увидели много нового и интересного. Познакомились с новыми друзьями, немного поближе узнали соседний регион — такой большой и интересный. Негатива за всю поездку не было — кроме участка дороги Чурапча — Уолба. С этой дорогой надо радикально что-то делать, ибо в дождь там легко и разбить машину и разбиться самому...
Немного статистики:
Пройдено: 4205 километров.
Топливо — 92 бензин: 720 литров по цене от 29.90 до 36,30
Забавные наблюдения: от Нижнего Бестяха до Хандыги насчитали 66 знаков «Плохая дорога», но, как я говорил раньше, там достаточно поставить один на выезде из Бестяха, а знак об окончании плохой дороги можно и не ставить.
Жду комментов, замечаний и предложений %) Мой адрес прежний supergob @ mail ru
%)